Школа-интернат №2 города Кызыла [Тувинской АССР] с конца 1950-хZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен. 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.


Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен. 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен. 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

Образец творческого применения разработок А.С. Макаренко. Школа-интернат №2 города Кызыла [Тувинской АССР] с конца 1950-х.

Тобольский педагогический институт имени Д.И. Менделеева.

Виктор Михайлович Худяшев. Из личного опыта использования системы А.С. Макаренко в современной школе. Тобольск 1983 г.

Поводом для написания данного доклада явилась полученная из Тувинской АССР в конце прошлого года вырезка из газеты "Тувинская правда" (1982 №231). Небольшого размера заметка под названием "Его величество учитель" заставила с новой силой и уже в философском обобщении представить и определить содеянное нашим небольшим коллективом воспитателей интерната при школе №2 города Кызыла [Тувинской АССР, почтовый индекс города 667000]. В заметке бывшего предводителя школьного совета командиров (ШСК) интерната С. Баира, ныне режиссера, в частности сказано:

"Прошло уже больше двадцати лет, но мы, выпускники кызылской школы №2 1960-го года, никак не можем забыть своих учителей-воспитателей: Виктора Михайловича Худяшева, .. Агрипину Константиновну Конгарову, .. Таисию Филипповну Лама. С какой симпатией вспоминают их бывшие воспитанники! В то время наша школа №2 была впереди других школ Кызыла и в спорте, и в учебе, и в художественной самодеятельности. У нас не было времени для праздного шатания. Максимум доброжелательности, доверия к подопечным отличал наших педагогов. Они приходили к нам на помощь в самые трудные минуты, не ущемляя достоинства подростков".

Худяшев В.М. продолжает. - Добрые дела никогда не забываются, - про них вспоминаешь спустя десятилетия. За короткое время Тува, с помощью братских народов, смогла подняться на вершины экономического и духовного расцвета. В это немалую долю внес Учитель. Если бы я был скульптором, я бы изваял на века памятник его Величеству Учителю. Кстати, тут же, в "Тувинская правде" 1982 №231, под общей рубрикой "Наш педагогический совет" помещена заметка моей бывшей пионервожатой, заслуженной учительницы РСФСР Н.В. Силиной. Она пишет об учителях школы, присланных нашим советским правительством в Туву, которые нам, советским гражданам, проживающим в ТНР еще в 1930-х годах, сумели привить чувство интернационализма, деловитости, упорства в стремлении стать всесторонне развитыми людьми, полезными своей Родине. Они, - лучшие учителя Москвы, присланные в Туву, - обладавшие высочайшей философской и педагогической культурой, личным коллективным примером, учили и воспитывали нас подлинно советскими гражданами.

Худяшев В.М. продолжает. - Если что у меня как директора интерната при школе что и получалось, то я этим также обязан Учителю.

И все же в интернате нашим первым учителем стал А.С. Макаренко.

Образно говоря, я в интернат пришел не один, а с семью томами сочинений А.С. Макаренко. Положил их на стол одной из комнат и стал исподволь наблюдать за чтением, не спеша делать какие-либо выводы.

Известно, что в конце 1950-х стали образовываться школы 11-ти летки с производственным обучением. Это коснулось и нашей школы. К этому времени дети наши оказались "в плену" у прочитанного о колонии и коммуне А.С. Макаренко, в которых восторжествовало детское самоуправление. Сегодня я бы сказал, что у нас в школе-интернате тогда созрели объективный и субъективный факторы для своеобразной педагогической революции. Будучи, - скажем теперь, - соединенными с передовой педагогической теорией современности путем чтения произведений Макаренко, путем просмотра соответствующих фильмов, путем дискуссий на комсомольских собраниях (после домашних сочинений на тему о самоуправлении) и индивидуальных личных бесед с воспитателями и учителями, после задушевных разговоров с педагогами и между собою, - дети жаждали подражать героям "Педагогической поэмы".

А как подражать, если нет производительного труда?

И вот условия для этого дали шефы.

Дело в том, что после дискуссии на педсовете, мы пригласили преподавателями не отдельных ремесленников, а первых или вторых руководителей производства.

От швейпрома стал преподавателем заместитель директора швейной фабрики. Она решала вопросы, исходя не только из наших интересов, но и из интересов своего производства. Во-первых, поставила нам в школу первоклассные швейные машины, во-вторых, освободилась на своем уж производстве от изделий, не требующих особого мастерства, поручив их производство нашим ребятам.

Часть полуфабрикатов оказалась в распоряжении наших юных швей. Шили носовые платочки, трусики, но затем - и более сложные изделия, по мере развития подопечных.

Появился доход. Деньги нам стали переводить на спецсчет со своими несложными статьями - жалкое пока еще, но все же некоторое подобие макаренковского спецсчета.

Наблюдая лично за воспитательной функцией производительного труда, я видел, как не на словах, а на деле формировалось чувство коллективного хозяина производства.

На совете командиров мне задали вопрос о возможности экономии денег: за счет самостоятельного сверхурочного пошива мелких вещей (интернат был на полном государственном обеспечении) купить хорошие пальто и сшить костюмы для праздничной демонстрации. Предложение было принято, и надо было видеть победоносное ликование молодых рабочих-разрядников, пускай и низшего еще разряда, во время демонстрации своих достижений. Мне так хотелось, чтобы в это время их видели родители, живущие в глубинках области. Правда, многое они узнавали из писем своих детей.

Рождалось чувство трудового коллективизма в борьбе за общий успех.

Такого ни на одном уроке непроизводительного труда не воспитаешь.

На первых порах случалось, - что вполне естественно, - дети давали брак. Один раз ни один носовой платок у девчонок не приняло руководство. Дети горько плакали всем коллективом. Это было и личное горе, и знали, что выйдет боевой листок и приказ ШСК, где сообщится о случае брака.

Налицо - коллективные переживания.

Говоря словами Макаренко, социальным клеем является коллективный труд. Ему все возрасты покорны. А если это стабильный многолетний и многовозрастной коллектив с хорошо развитым чувством чести и рабочей гордости - то тем более.

От слез дети перешли к делу. Пороли, перешивали - исправили брак. Работу приняли! И снова всплеск радости, т.е. теперь уже мажорного коллективного переживания.

Теперь мы скажем, что это было неосознанное переживание коллективного скачка в новое качество.

Дело доходило до мозолей. Но и они были коллективными и у всех на одном и том же месте... Боль оборачивалась гордостью, чувством коллективного и почему-то всё равно радостного переживания.

Они (ребята) получали основную черту характера в своем всестороннем развитии, - рабочую психологию.

Со временем, в миниатюре, конечно, все элементы педагогической системы А.С. Макаренко оказались у нас внедренными. У нас, воспитателей выработалось чувство видения развития коллектива. И я считаю что это - самое ценное чувство для педагога вообще. Зачастую, заходя в кабинет директора, приходилось встречать воспитателей, обсуждающих с ним какой-то вопрос, касающийся очередного шага вперед, который теперь вот уже под силу коллективу. И оказалось, что и я шел к директору школы с этим же вопросом. И это тоже была коллективная радость. Она-то и являлась социальным клеем, сплачивающим наш педагогический творческий коллектив.

Но надо прямо сказать, что новое рождалось с трудностями. Так например, сапожник-частник, руководивший отрядом сапожников (за неимением в городе обувной фабрики), проявлял недовольство. Ему не нравилось, что швеями руководит заместитель директора фабрики, а он ничем в этом плане перед учащимися блеснуть не может. Отряд сапожников работал неплохо, но это было уже не то, особенно, когда была возможность сравнения.

Узловым моментом нашего развития явилась производственная практика. Именно она спроектировала лучшие черты рабочего коллектива (бригады). Первая такая практика рождалась в драматичных творческих и организационных ситуациях. Надо было принять одно правильное решение. Провести производственную практику нужно было только на уровне искусства. Это хорошо понимали все члены педагогического совета школы. Как ни хотели мы подняться до теоретического мышления, диктуемого педагогической системой Макаренко, обыденное мышление, исходящее из близкой перспективы, зачастую довлело над нами. - По какому организационному принципу создавать бригады для производственной практики, - или по самоуправленческому (совет командиров сам назначает командиров бригад, а бригадиры сами набирают членов бригад), или по опекунскому принципу (назначить силами учителей командиров и даже самим составить списки бригад). Восторжествовал первый принцип. Было создано более десяти бригад с привязкой к промышленным городским предприятиям. Между ними стихийно (все знали, что у макаренковцев было так!) возникло социалистическое соревнование.

Я убеждался, как важно соединить коллектив учащихся с учением А.С. Макаренко. Возникла романтика подражания во всем своему кумиру, своему романтическому идеалу. Это оказалось одной из основных движущих сил развития нашего детского трудового коллектива. И в этой движущей силе доминировало и игровое начало, соответствующее возрастным особенностям школьника.

Всё это - одни из многочисленных слагаемых, порождающих энергию, дух ученического самоуправления. Каждый жил с думой о героях Макаренко и где-то в душе мечтал о том, чтобы у нас было хоть в чем-то не хуже, а даже лучше.

Это стремление незаметно становилось коллективным, осознанным и реальным интересом.

На совете командиров не без удовольствия произносилось: "А у Макаренко этого не было!".

Не было, как нам казалось, принятой нами формы организации бригад и их деятельности (производственная практика вне стен школы на предприятиях города).

В этом мы видели элементы творческого начала своей деятельности.

Мы воображали, что система Макаренко для нас не догма, а - руководство к деятельности.

Так или иначе, а производственная практика явилась кульминационным пунктом нашего развития. Каждую неделю на линейках отряды отчитывались, и это, помимо всего прочего, рождало у ребят красноречие, - желание, а затем и умение словесно досконально отразить проделанную отрядом работу. Острием пика явился момент вручения лучшей бригаде красного знамени. Три бригады явно претендовали на первое место. Пришлось немедленно снять деньги со спецсчета и купить еще два знамени. Три краснознаменных бригады. Таков накал соревнования.

Я и сейчас смотрю с умилением на фотографии, где стоят члены краснознаменных отрядов во главе со знаменосцами - командирами отрядов. На лицах членов отрядов неподдельная радость.

Худяшев В.М. продолжает. - Обращаясь к директорам и коллективам всех наших школ, хочется сказать им, что для каждой, даже однокомплектной и самой глубинной школы, открыты пути творческого (применительно к условиям) повторения подвига коллективов макаренковцев, - и колонистов, и коммунаров. Я считаю очень вредной философию неповторимости дела Макаренко. Есть опыт Макаренковцев, есть статья Конституции, не запрещающая детский труд, связанный с обучением и трудовым воспитанием.

В. Худяшев, доцент, кандидат философских наук, отличник просвещения СССР.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

http://zt1.narod.ru/doc/discipl-rejim-nakazan.doc. Тезисы по теме: дисциплина – режим – наказания. Такими установками и в голове, и в писанине Викниксора "и не пахло", и поэтому Шкида почти перманентно находилась в кошмарном состоянии гл. "Содом и Гоморра" у Г. Белых и Л. Пантелеева и "Последней гимназии" у П. Ольховского и К. Евстафьева ( http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, а лучше http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc).

Прыг на главную ZT-web- страницу http://zt1.narod.ru/