Из ZT-переписки с макаренковедами рубежа 1980-х - 1990-х гг. и позже.ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

А.С. Макаренко т.8 М.1986, 20.10.1938 .. Если бы мне дали такую школу, как у вас, я обязательно наладил бы там производство, вы не представляете себе, как это прекрасно, когда ребята делают нужные вещи (с.182; см. там и с.18).
Макаренко т.4 М.1984, 08.02.1939 .. Если бы у меня была школа, я бы, кажется, на части разорвался, но что-нибудь стал бы делать (с.302; см. там и с.361).
РГАЛИ, ф. 332, оп. 4, ед.хр. 186. А.С. Макаренко. 1 марта 1939 г. .. Стенограмма, лл.68-69 .. Дети с 14 лет должны принимать участие в производительном труде. Труд очень увлекает детей, и я уверен, что наша будущая школа будет с участием производительного труда…
Макаренко т.1 М.1983, 24.08.1922 .. Не труд-работа, а труд-забота (с.11).

Но! -

В математике есть принципиально не берущиеся интегралы. Задача оптимизации привычной общеобразовательной школы - это принципиально НЕ берущийся "интеграл", и одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,

тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,

превращения рутинного "воспитания" в ВОСПИТАНИЕ ВСЕРЬЕЗ – не даст.

В пригородном интернате есть сосредоточенность, но её (сосредоточенности) нет в привычной общеобразовательной школе.

.. ZT. НО !!!!!
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc
Малая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !). ..

А.С. Макаренко т.1 М.1983 ".. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах .." (с.13),

и так и останется в привычной общеобразовательной школе, - одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,

тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,

сосредоточенности, а значит и ВОСПИТАНИЯ ВСЕРЬЕЗ, не даст.

Конечно, устройство пригородных интернатных школ-хозяйств как добавки к семейному

1) требует серьезной подготовки квалифицированных макаренковских кадров,

2) требует серьезного финансового и капитально-строительного обеспечения,

3) требует серьезного информационного обеспечения,

к чему последнему лично я, ZT, и стремлюсь...

См. и: http://zt1.narod.ru/01-da-da.htm
Учебная старательность дружит с трудом
.

Из http://zt1.narod.ru/ivanov-i.htm .. "Коммунарская методика" - это всего лишь клубы общения. Собираются вместе и поют часами. Это какими же надо быть бездельниками !, как надо не ценить свое время ! + Посреди недели едут на молокозавод мыть бутылки. И.П. Иванов и С.Л. Соловейчик, наверное, думали, что потратить полдня на езду, поехать в захламленную шарагу, о которой за день знать не знал, а через день забыл - это и есть "трудовое воспитание", "труд-забота" и "тоже Макаренко"!
Картинка с натуры: галочно-отметочное в "педагогике". - С. Соловейчик в дифирамбах "коммунарской методике" Иг. Петр. Иванова: "Кто хочет - едет на молочный завод мыть бутылки". ГАЛОЧКА НАПРОТИВ ПУHКТА О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ СУПЕР-"ТЕОРЕТИКОМ" "ПЕДАГОГИКИ" КРЕТИHОМ И ИДИОТОМ С.Л. СОЛОВЕЙЧИКОМ ПОСТАВЛЕННА !
Вообще многое, а не только лишь идею трудового воспитания, губит галочность (от слова "галочка"). Картинка с натуры (10.10.97): выгнали класс на улицу убирать из луж и с газонов на территории школы опавшие листья, и двое мужиков-"воспитателей" стоят в сторонке, беседуют о своем. И не смотрят, чем ребята занимаются-то. Отстояли, беседуя, минут 20, оглянулись, ребят нет, все куда-то ушли, лопаты брошены где попало. "Воспитателей" же ничего не колышет; даже не посмотрели, что ребята сделали-то. Собрали лопаты и грабли и ушли. Такое "трудовое воспитание" лишь вкореняет в ребят разгильдяйское отношение к труду. Выйти с граблями и лопатами, помахать ими, потолкать друг друга, что-то там кое-как и кое-где поскрести, бросить лопаты и грабли где попало и пойти:
ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУД"? ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ" ? - HЕТ, ЭТО ПРОСТО КРЕТИHИЧЕСКАЯ = С-СОЛОВЕЙЧИКОВСКАЯ "ПЕДАГОГИКА" !
А.С. Макаренко т.4 М.1984 .. Был [идеальный, и в частности потому, что без зарплаты, в коммуне им. Дзержинского приблизительно в 1930-1931 гг.] период, когда все мои коммунары работали уже на настоящем производстве, т.е. была такая организация, в которой был промфинплан, стройный порядок .. не энтузиазма штурма и не энтузиазма ближайших целей этой шестидневки или этого месяца, а энтузиазма спокойного, ровного, видящего далекие перспективы коллектива .. Я сейчас могу отбросить другие положения и считать, пожалуй, их негативными положениями трудового воспитания. Это такие положения, когда нет производства, когда нет коллективного труда, а когда есть отдельные усилия, т.е. трудовой процесс, имеющий целью дать якобы трудовое воспитание .. Во всяком случае, я уверен, что труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания .. (с.180-1).
ZT. В слесарном деле всё опошляет т.ск. "галочный подход". Болт вылезает из гнезда? - А я сейчас распорку поставлю. И вбивает гниль какую-то, но (!) : галочка бракоделом поставлена: В педагогике же, в социальной работе галочный подход - ну просто доминирует. Трудовое воспитание? .. а вот ребятки жёлуди собирали .. а вот у нас мастерская .. даже 3 молотка ...

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

Из ZT-переписки с макаренковедами рубежа 1980-х - 1990-х гг. и позже.

9-VII-88. [Науменко Федор Ив.]

Уважаемый Зиновий Шойлович!

Говорил по телефону с д-ром Г. Хиллигом. Он Вашими предложениями не заинтересован. Он готовит 20-томное академическое издание произведений Макаренко на русском и немецком языке. Имеет издателя.

Далее, у него семья, живёт на зарплату, а поэтому капитала на организацию издательства у него нет. К тому же у них этих издательств и без того много. Поэтому рекомендую Вам заинтересовать Вашей идеей кого-либо другого.

Успеха Вам!

С уваж. Науменко.

P.S. Прошу извинить, что пишу не особенно разборчиво. На правый глаз я совсем слепой, а левый сохранил всего 7 % зрения, работаю с лупой.

Науменко Фёдор Ив, издатель львовских сборников Макаренко.

--

11.09.89 г. [от: Окса Николай Николаевич]

Уважаемый Зиновий Шойлович!

Я прошу извинения за задержку с ответом. На лето я ездил домой, в Харьковскую область.

Ознакомился с присланными мне материалами. Спасибо большое. Есть очень интересные мысли, и я думаю, что нужно сделать статью.

С макаренковедами, о которых Вы пишете, я знаком. Когда Ф.И. Науменко присудили почётное звание доктора философии Марбургского университета, никто из советских макаренковедов не изъявил желания присутствовать на церемонии вручения диплома почётного доктора. Был один я. За "непослушание родителей" от "педагогического Олимпа" на меня натравили КГБ, а через некоторое время ректор Харьковского пединститута И.Ф. Прокопенко издал приказ об увольнении по сокращению штатов. Это было мне сделано за то, что я первым из советских макаренковедов выступил за сотрудничество с макаренковедами разных стран. Теперь это восторжествовало. Ф.И. Науменко со дня основания лаборатории А.С. Макаренко в Марбурге ведёт с ней плодотворное сотрудничество.

В конце апреля - начале мая я был на симпозиуме в Марбурге. Свои впечатления от симпозиума я изложил в прилагаемой статье. Эта статья полностью опубликована в газете "Учитель Казахстана" 7 сентября 1989 года под заглавием "Не возводя в "святые". У меня есть только один экземпляр газеты. Но Вы можете воспользоваться машинописью статьи и написать отзыв читателя. Вы уже читали статью Кумарина в "Учительской газете" 16 мая сего года? Хотелось бы знать Ваше мнение о статье Кумарина и о моей. Мне кажется, это будет хороший материал для статьи, если ещё добавить теми планами и идеями, о которых Вы пишете в письме и прилагаемом материале.

Желаю успехов!

С уважением Окса. 332339, г. Мелитополь, ул. Свердлова, 41, общежитие пединститута.

P.S. Текст доноса на А.С. Макаренко опубликован на украинском языке в газетах "Перемога" (г. Кременчуг) 5 августа 1989 г. под заглавием "Про що повiдали архiви", и в газете "Ленiнська правда" (г. Сумы) 23 мая 1989 г. под заглавием "Погляд у минуле. Донос.".

Окса.

ZT. Приложена ст. Окса. Получил 22.9.89.

--

27. ХI. 89. [от: Окса Н.Н.]

Уважаемый Зиновий Шойлович!

Я получил от Вас два письма. Прошу простить за задержку с ответами.

У меня сейчас большая запарка. Тяжело заболела мама. Живёт она в селе Андреевка Харьковской области. Как только у меня свободный день-два, я езжу туда: врачи, медсёстры, лекарства… Всё это у меня уже в печёнках стоит…

Получил я письмо от Гётца, он сообщает, что будет в Москве 12 декабря. В Союзе он будет месяца 2. Он намеревается посетить Харьков, Полтаву, Киев, Львов. Я думаю, что в музее Вы узнаете о его прибытии и сможете встретиться там. В музее проводят макаренковские среды. Я несколько раз бывал на них. Очень интересно и содержательно проходят.

Я не знаю, как у меня будет со временем, чтобы встретиться в Москве. Но я обязательно встречусь на Украине. Конечно, если Гётц привезёт лекарство, я к нему срочным порядком поеду в Москву.

В "Учительской газете" Л.Ю. Гордин написал 23.ХI.89 г. статью о Советской ассоциации А.С. Макаренко. Это очень удачная статья, отражающая дух конференции в Полтаве.

Всего Вам доброго. Окса.

P.S. Спасибо за ксерокс эмблемок. Мне этого количества будет достаточно. Окса.

313770, Харьковская обл., Балаклейский р-н, п. Андреевка, ул. Молочная, 59. Окса Н.Н.

--

3.03.90 г. пос. Андреевка [от: Окса Н.Н.].

Уважаемый Зиновий Шойлович!

Из Мелитополя мне переслали Ваше последнее письмо. Спасибо большое, что не забываете. Я получил творческий отпуск на 3 месяца. Поэтому уехал подальше от городской суматохи.

Письмо Ваше я прочитал до корки, хотя это удовольствие представило много труда. Во многих положениях, высказанных в нём, я не смог разобраться, некоторые вызывают несогласие. Вступать в дискуссию я сейчас не имею времени.

Об одном лишь скажу: А.С. Макаренко никогда не называл детский коллектив "детским колхозом". "Колхозом" он называл Коммунистическую партию. Почитаемый Вами и горячо любимый мною В.В. Кумарин очень хорошо по этому поводу сказал в N 10 марбургского издания "Opuskula Makarenkiana" - "Беседы с В.В. Кумариным" (Марбург, 1989 г.).

На Украине разгорелись очень острые дискуссии на страницах республиканской газеты "Радянська освiта" о педагогическом наследии А.С. Макаренко. Очень острая статья была опубликована 20 февраля Ю. Дмитренко. Это вторая подборка материала на интервью Н.Д. Ярмаченко "Защитить Макаренко", помещённое в ноябре 1989 года в газете "Радянська освiта". От дискуссии в "Радянськiй освiтi" я отказался. Мой материал не поместят на страницах этой газеты.

Как Вам нравится материал В.В. Кумарина, Б. Волкова и Г. Хиллига в N 7 (февраль) "Учительской газеты"?

Всего Вам доброго!

С уважением Окса.

--

ZT. Уважаемый Ник. Ник. Окса!

Спасибо за письмо от 3.3.90. Вы с трудом читали мою работку, которую я условно именую "Гордин". Мне остаётся извиниться за неуклюжесть стиля и т. д., но я её широко шлю по СССР. Ещё шире я шлю "Ильина". О разногласиях. Их у меня с макаренковедами тьма. По поводу сего писал Гордину: (8.3.90) - "Различия в наших взглядах, наверное, есть и будут: в отношении "всесторонне развитости", в отношении Сухомлинского, в отношении "коммунарской методики", в отношении "марксистско-ленинской схоластики". Мы с Вами по-разному относимся к Крупской и Луначарскому, по-разному оцениваем историю со ст. Остроменцкой. Вообще, различий может быть много. Но есть гл. единство: мы в равной ст. хотим преодоления того кошмара массовой невоспитанности, кот. имеет место даже в преуспевающей Японии, а тем более в нашей несчастной стране…" Это же скажу и Вам, уважаемый Николай Николаевич! Вы подсказываете мне материалы заграничные и украинские. Но заграничные мне СОВСЕМ недоступны, даже не только по невладению языком, а украинские пока недоступны, ибо газетный зал БАН сгорел, а газетный зал ГПБ закрыт на ремонт. О материале "Кумарин- Волков- Хиллиг" в УГ 90,5 шлю листок. Вашей вражды к Кумарину я НЕ ОДОБРЯЮ; в сущности, после Кубракова он ближе всех к тому, что действительно нужно и как действительно нужно. О том, как я сам близок в макаренко-борьбе к тому, что действительно нужно, судить не мне, а другим, но на тезисе: Макаренко - это детский колхоз - я настаиваю и буду настаивать. Меня весьма интересует адрес приведённого в СК 6.2.88 высказывания Макаренко: "Считаю социализм возможным… но полагаю, что, пока под социологию не подведён крепкий фундамент… психологии коллективной, научная разработка социалистич. форм невозможна, а без научной обоснованности невозможен совершенный социализм". Не знаете ли Вы, откуда взят этот ВАЖНЕЙШИЙ фрагмент?

Всего Вам доброго! 13.3.1990. Тененбойм Зиновий Шойлович.

К теме "Колония им. Горького - это детский колхоз". Из очерка Н.Ф. Остроменцкой http://zt1.narod.ru/ostrmenc.htm. - .. Тов. Макаренко прислушивается к каждому проекту, зародившемуся в голове воспитанника, и таким образом в хозяйстве колонии поддерживается образцовый порядок. Четыреста пар глаз смотрят, четыреста голов думают, как лучше сделать... И автор принятого предложения горд тем, что его бдительность оказалась на общую пользу, особливо, ежели он не командир, а рядовой колонист. Ни один пустяк не ускользает от коллективного хозяйского глаза, а дух соревнования толкает к дальнейшим наблюдениям. Поэтому, если кто-либо из колонистов заявляет, что "Петька и Шурка разложили костер и сожгли огребину хлеба", то это вовсе не донос, как часто представляется посторонним, а апелляция к хозяйственному коллективу о предотвращении в дальнейшем таких опасных действий со стороны его отдельных членов.

Внушение: все создано самими колонистами. Итак, все ребята участвуют в созидании колонии, все заинтересованы в нем, и естественно, что автор принятого предложения о том, что необходимо сделать крышку на бочку с помоями, так как в ней тонут цыплята, чувствует свою долю участия в хозяйственном процветании колонии, гораздо большей, чем она есть на самом деле, ибо этому возрасту свойственно преувеличивать. Старшие колонисты уверены, например, в том, что и процветанием в педагогическом отношении колония обязана исключительно им. Я как-то обмолвилась при одной из старших девочек, что Антон Семенович замечательный педагог и организатор.

Она посмотрела на меня удивленно:

- А чтобы он мог без нас сделать? - Ничего ..

Вся жизнь колонии проникнута этим внушением и ему обязана [она] своим процветанием. Мне пришлось в другом месте наблюдать у ребят заинтересованность материальную (доля в прибыли мастерских), результаты ее далеко не так блестящи, как результаты этой творческой заинтересованности. И не только в педагогическом смысле (об этом уж и говорить не приходится), но и в хозяйственном. В этом возрасте, когда влечет авантюра, когда пробуждающееся общественное чувство и творческие способности требуют исхода, чрезвычайно важно дать им здоровую пищу, здоровое направление. А вопрос о деньгах даже там, где есть нужда, обычно не бывает стимулирующим до полной возмужалости. И денежный интерес даже у таких циников, как беспризорные, очень легко уступает какому-либо другому: шалость, выпивка, смелое "дело".

Между тем творческое участие в общем хозяйстве заставляет ребят упражняться в наблюдениях над общественной жизнью, обдумывать мероприятия к улучшению ее, ибо у них возникает уверенность, что они сами творцы ее ..

[ Петр Алексеевич Кропоткин. Русская литература. Идеал и действительность. Курс лекций. - М., "Век книги", 2003 .. Не следует забывать, что в конечном анализе каждый экономический и социальный вопрос сводится к вопросу психологии индивидуума и социальной совокупности .. (с.240) ].

--

23.03.90 г. [от: Окса Н.Н.]

Уважаемый Зиновий Шойлович!

Рад был получить от Вас письмо. С ответом немного задержал. Пересдавал кандидатские минимумы по английскому языку и философии. Сдал на "4".

Вы правы, что у каждого исследователя может быть своё мнение на тот или иной вопрос. Я привык внимательно выслушивать чужое мнение, а не отметать всё с порога, как это делают некоторые уважаемые товарищи.

У меня нет вражды в отношении к В.В. Кумарину. Валентина Васильевича я всегда очень ценил и ценю как серьёзного исследователя наследия А.С. Макаренко. Если у нас есть незначительные расхождения в трактовке некоторых вопросов, это не может быть враждой.

Насчёт колхоза - Ваше право. Может, Вы и правы.

Цитату, которую Вы приводите в своём письме из СК 6.2.88, я хорошо знаю. Во всех Советских изданиях произведений А.С. Макаренко Вы её не найдёте. Хотя работа, из которой эта цитата, опубликована. Она называется "Вместо коллоквиума" и прилагается к заявлению о поступлении в Центральный институт народного образования имени Литкенса. Написана она в 1922 году. "Вместо коллоквиума" хранится в ЦГА РСФСР в г. Москве в личном деле студента А.С. Макаренко. [ ZT. Опубликован полностью в "Ист. архив", 1961, 2, с. 228-9]. В 7-и томном издании эта работа опубликована в 7-м томе, стр. 399, а в 8-и томном в 1-м томе. Но в этих публикациях не ищите этой цитаты, там её нет. Ещё эту цитату Вы можете почитать в рецензии М.Ф. Гетманца в журнале "Советская педагогика" за 1983 или 84 год. [ZT. "Сов. пед", 1984,7:120-2]. Он писал рецензию на 1-й том нового издания и справедливо указывал, что так кастрировать работы Макаренко нельзя.

Всего Вам доброго!

С уважением Окса.

--

ZT. [начало июля 1989-го ?] Уважаемый Ник. Ник. Окса.

Спасибо за хорошее письмо. Посланное ранее и посылаемое сейчас - подарок, и Вы можете использовать это, как захотите, как полезнее для утверждения в жизнь Макаренко. Я тревожил своими посланиями несколько макаренковцев: Ярмаченко, Фролова, Науменко. Эти товарищи читали "Ленина против Мишеля Лепелетье" (тезисы о перестройке), и что-то ещё, но переписка быстро обрывалась, что, конечно, не страшно. Наверно, я товарищам чем-то не нравился (это не касается Науменко). Кумарину я послал очень неудачный, сейчас понимаю, подбор своих не лучших статей, и он мне не ответил. Были у меня грёзы: вместе с марбургцами организовать в Ленинграде еженедельную газету под названием "К СОЦИАЛИЗМУ И КОММУНИЗМУ ПО-НОВОМУ (макаренковцы-кубраковцы против всех остальных)". Я выходил с этими грёзами на Науменко, и он мне ответил:

9.7.88. Уважаемый Зиновий Шойлович! Говорил по телефону с д-ром Г. Хиллигом. Он Вашими предложениями не заинтересован.

Вот такая переписка. Впрочем, мне рано ещё претендовать на роль редактора, надо ещё: 1) просмотреть подряд ВСЕ журналы по педагогике от начала до 1917; 2) ещё раз прочесть всего Макаренко; 3) подержать в руках все книги, что записаны в моей "библиографии впрок", общие вопросы; 4) пройтись по макаренковедению; 5) систематизировать все записи в моих записных тетрадях, а их пару сотен, соорудить сотню статей по сотне макаренковских тем (по моему темнику и по моим запасам в записных тетрадях). Вот. Если бы я всё это уже сделал - я вышел бы в полноценные претенденты на АГРЕССИВНОЕ МАКАРЕНКОВСКОЕ ИЗДАНИЕ. Но мне 49 лет, очки 3,25 плюс, что дальше будет с моими глазами - я не знаю. Читаю много с детства, но читал по 12 часов в сутки всякую всячину, а на Антона Семёновича вышел где-то в 1978 - 79 годах, всё другое тогда забросил, а стал читать и писать не о кино и политике, не против Брежнева и Романова, за что был преследуем, а лишь и только по педагогике и именно против соловейчикообразных. Этим и занимаюсь. Вот всё о себе. Пришлите мне, пожалуйста, список Ваших работ, если что есть, я бы прочёл в ГПБ. Посылаю кое-что новое, может, заинтересует. Всего доброго. Тененбойм Зиновий Шойлович.

Ещё чуть о себе. Кончил техникум, после армии работал конструктором и пр., кончил заочно Лен. ин/т точной механики и оптики, работал инженером. В 1969 бросил, работал суточно сторожем, истопником и т. д. С 1974 по настоящее вр. работаю всё на одной работе слесарем аварийной службы Ленгорвода, доволен.

--

ZT. 12.10.89 to Окса Ник. Ник.

Уважаемый Николай Николаевич. Спасибо за информацию в письме мне от 29.9.89. Телефоны московских макаренковцев я как-то использую, но не знаю, как. Пытался в ГПБ по телефонам определить адреса, но безуспешно. Звонил некоторым товарищам, но не застал дома. У меня есть, что послать любому из московских макаренковцев, именно - ксерокопии с оборотом, один листик, например, тот, что прилагаю, но надо знать адреса. Огромный интерес у меня к Гётцу Хиллигу. Я, действительно, очень хотел бы с ним свидеться и дать ему хорошие экземпляры моих работ. Мне, по получении от Вас известия (конфиденциального), что Хиллиг будет в ноябре в Москве, сразу пришла мысль: организовать приглашение его Обществом "Знание" (Центральный лекторий на Литейном пр., дом, помнится, 22) с лекцией. Но Ваше "конфиденциальное", как с ним быть? Я не понимаю, в чём смысл тайн? Пытался Вам позвонить насчёт этого, но не дозвонился. Я не утерпел: зашёл вначале в ин/т Герцена, на каф. общей педагогики. Там как раз - заседание кафедры, Т.К. Ахаян. Я к ней - вы, говорю, занимаетесь Макаренко. Нет, говорит. Надо было методичку составить - составили, и с ума долой. Свела она меня с Ел. Серг. Заир-Бек, вот, она знает, кто в ин/те занимается Макаренко. Ел. Серг.: никто. Т. н. "макаренковский центр" на ул. Плеханова, д. (помнится) 52 - под эгидой Иг. Петр. Иванова и "коммунарки" зав. каф. Царёвой. А собственно Макаренко в ин/те не занимается никто. Вот, говорю, по слухам и не точно, но, может, в ноябре в Москве будет Гётц Хиллиг. - "Я видела некоторые тома издания Марбурга. Здорово. Но институт не имеет финансовых и т. п. возможностей принимать неленинградских лекторов. Если он приедет, я охотно, - говорит Ел. Серг., - соберу интересующихся студентов и аспирантов на встречу с ним. Но приглашать мы не можем. Сходите, предложите Центральному лекторию на Литейном". Я тут же туда и поехал. В Центральном лектории в канцелярии разговаривал с женщиной Ниной Яновной (если правильно понимаю её почерк), тел. 279-44-78. Она записала моё предложение (всё это было 10.10.89), записала она телефоны Науменко во Львове и Ваш в Мелитополе, правда, я забыл ей сказать, что это общежитие. Меня смущает, что, наверное, всеми этими действиями я нарушил КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ Вашего сообщения о возможном приезде Хиллига. Напишите мне, пожалуйста, суть этой конфиденциальности.

"Упущенный шанс" Хиллига. Я теперь понимаю, что моя реакция на публикацию в "Учит. Узбекистана" неадекватна затрагиваемым там эмоциям. Я теперь, после написания своей статейки, понял, что Хиллиг обвиняет Кумарина, что он (Кумарин) упустил возможность действительно рассказать о 30-летней самоотверженной и благородной работе марбургцев, упустил также возможность просто ПОБЛАГОДАРИТЬ марбургцев за их замечательные старания и достижения. Выход я вижу один: АПН СССР должен выдвинуть Гётца Хиллига и его товарищей на ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРЕМИЮ СССР, и первым инициатором этого выдвижения должен стать именно Вал. Вас. КУМАРИН - это будет справедливо в отношении немецких макаренковцев. Что Вы, Ник. Ник., думаете на этот счёт? Во всяком случае, я сегодня, наверное, напишу об этом Кумарину, а дня через 3 - 4 позвоню ему (он по вечерам обычно дома).

Ещё раз, дорогой Николай Николаевич, спасибо за информацию. Буду очень Вам признателен, если Вы в будущем сообщите мне координаты Гётца Хиллига в Москве - если он не приедет в Ленинград, то я сам съезжу в Москву.

Прилагаю 2 листочка. Для Вас там ничего нового, но, может, для студентов пригодится. Всего Вам доброго, и спасибо.

12.10.89. Тененбойм Зиновий Шойлович.

Фролов Анатолий Аркадьевич, видный макаренковед, 603043 Н. Новгород а/я 20, 02.07.2002. - Уважаемый Зиновий Шойлович, в ж. "Народное образование" № 4 с.г. [2002] - объявлен - "Всероссийский конкурс им. А.С. Макаренко" -
среди школ, училищ, ПТУ, развивающих свою производственно-хозяйственную деятельность. В этом заинтересованы предприниматели, по отраслям. Конкурс будет ежегодным. Будем сотрудничать. Деньги-взносы могут остаться в регионе, иметь форму региональной и именной премии, по имени спонсора, организации, предпринимателя… Всего доброго! - А.А. Фролов. / 11 сент. 02 (А.А. Фролов) .. В ж. Народное образование , № 6 Конкурс им. А.С. Макаренко представлен уже как международный (повторен тот же текст, но в ином статусе). И еще: в ж. Педагогика [2002] № 6 - моя большая статья ( ZT. отсканировал и помещаю: frolov-1.htm 27145¦13.10.02 История педагогики, или Социальное воспитание и наследие А.С. Макаренко ), в которой, как мне кажется, о многом в нашей пед. истории и современности сказано "не так", как обычно считается. Последнее: я не издатель 8-томника (издатель - издательство "Педагогика"), а основной составитель и комментатор (с участием Л.Ю. Гордина и М.В. Виноградовой - по отдельным томам) ..

Прыг на главную ZT-web-страницу.