А.С. Макаренко и коллективизация сельского хозяйстваhttp://yadi.sk/d/hkKuNjcE4mI_V
Marburg-tt-Makarenko-i-ne-tolyko.rar
Марбургские тома А.С. Макаренко, и не только
на Яндекс.Диске.
Примерно 358 mb.
Доступно для скачивания.
Там внутри:
tt-AS-Makarenko-Marburg-skanir.doc
=
http://zt1.narod.ru/doc/tt-AS-Makarenko-Marburg-skanir.docm
Отсылочный файл по
АНТОН МАКАРЕНКО
Собрание сочинений Марбургское издание,
сканированные тома.

ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com , Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

13.08.2008 Alex http://makarenkoas.blogspot.com/ Макаренко Антон Семенович Собрание сочинений в 8 томах / ZT. Здорово! Ура, ура! Но не понятно, кто Alex, кто сделал, кого благодарить .. Правда, плохо вычитано.

ZT. В свое время мой приемный сын Леонид Александрович Федоров набрал на компе все 8 тт. АСМ (без стр. примечаний и т.п., только сами тексты А.С.М.), и они уже более 10-ти лет висят в интернете. Что-то там время от времени уточнял по Гётцу Хиллигу, что-то переносил в htm-файлы моего сайта http://zt1.narod.ru. Вот: http://zt1.narod.ru/winrar/8-mak-tt.rar , примерно, 3 с половиной мегабайта. Это - А.С. Макаренко, восьмитомник, тт. 1-8, М. 1983-1986.
Внутри указанного архива есть набранное (и вычитанное) в WORD 2003:
часть тома 1 (М.1983) стр.1-116 - ASM-t1-s-1-116.doc,
весь том 4 (М.1984) - ASM-t-4.doc,
весь том 7 (М.1986) - ASM-t-7.doc.
Всё остальное плохо вычитано, и, главное, в DOS-кодировке, а значит эту (большую) часть состава текстов А.С.М. в виндовских смотрелках и редакторах сходу не прочтёте, но возможна перекодировка через WORDPAD: 06-янв-2009 переделал названия DOS-файлов, теперь все они *.txt, значит при загрузке в WordPad в Типе файлов надо задать: Текстовые документы MS-DOS [*.txt].

Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com , Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com , Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

В ноябре 1761 года торговец тканями, кальвинист Жан Калас из Тулузы был ложно обвинен в убийстве сына с целью предотвратить его обращение в католицизм и приговорен к смертной казни. Добиваясь признания в якобы совершенном преступлении, инквизиция подвергла его страшным пыткам. В марте 1762 г. уже полуживого Жана Каласа повесили и труп сожгли. Ознакомившись с обстоятельствами этого сфабрикованного религиозными фанатиками дела, Вольтер опубликовал памфлет "Подлинные документы о смерти Каласа" и обратился к видным политическим деятелям Франции с требованием пересмотреть приговор. Дело получило общеевропейский резонанс, и многие монархи поддержали призыв Вольтера. В ходе кампании Вольтер написал свои известные "Очерки о веротерпимости" (1763). Под давлением общественного мнения в 1765 г. королевский совет отменил приговор и признал Ж. Каласа невиновным. Отметим, что в 1764 г. Вольтер столь же страстно защищал протестанта Пьера Сирвена и его жену, приговоренных к повешению за убийство своей дочери. В 1771 г. это решение было аннулировано. / В 1898 г. в открытом письме президенту Франции Э. Золя выступил против смертного приговора А. Дрейфусу, офицеру генерального штаба, еврею, обвиненному в шпионаже в пользу Германии. В поддержку протеста Э. Золя выступили многие деятели культуры Европы. В конце концов дело было пересмотрено, и в 1899 г. А. Дрейфус был признан невиновным и освобожден.

Сюрреалистическое восприятие Антоном Семеновичем Макаренко социалистической трагедии 1930-31 гг. По его записным книжкам тех лет.

В.В. Маяковский, 1930 г., "Во весь голос": "Роясь в сегодняшнем окаменевшем говне …".

ZT. Полный текст статьи: Гётц Хиллиг. МАКАРЕНКО И ВЛАСТЬ // "Имидж", Полтава, 2002,4-5 (23-24), с.9-13 ищи где-то в середине файла http://zt1.narod.ru/anti-kon.htm.

МАКАРЕНКО - ГОРЬКОМУ Полтава, 25.03.1926 .. В наш зверский век люди отвыкают любить и отвыкают уважать себя. (ZT. Сравни. - В.В. Маяковский, начало 1923 г., поэма "Про это", в главке "Надежда" : "Был я весел - толк веселым есть ли, если горе наше непролазно? / Нынче обнажают зубы если, только, чтоб хватить, чтоб лязгнуть") ..

А.С. Макаренко Г.С. Салько. Колония Дзержинского 3-4.03.1928 [ ZT. середина ночи ]. Не сердитесь, Солнышко, если мало или плохо напишу .. Воображаю, что Вы там думаете обо мне "втайне". Подсчитываете мои промахи, которые мне якобы нельзя делать. Ах, солнышко, солнышко! Ну кто же на свете знает, что такое промах, ежели все люди начинают и оканчивают глупейшим промахом - родятся и умирают .. Не сердитесь также на меня за то, что я хочу сесть в тюрьму. Уверяю Вас, это совсем не так глупо, как кажется. Прежде всего это не упадочность. Мне просто хочется довести до полного выражения состояние советского гражданина. Во-вторых, мне надоели люди. Ведь могут же они надоесть. Я на них не сержусь и не злюсь, они мне просто надоели - все они "черненькие, все прыгают", ну и пусть, а все же они зверушки .. / .. О делах не пишу. Меня по-прежнему едят, но я уже смотрю на всех, как Кук на дикарей - даже интересно .. (Переписка т.1 М.1994 с.29-30).

--

Переписка Макаренко с женой, т.1 М.1994 Макаренко жене 11-го [03.1928] 8 ч. утра / Только что с утренней поверки. Вчера вечером снежная буря, сегодня ужасно холодный ветер. В колонии ни кусочка угля, кое-как топим дровами. Совершенно босых - человек 5. Нет, при таких условиях оставаться здесь еще на одну зиму - действительно геройство, да еще и дурацкое. Между прочим, я всегда чувствую, что мы только часть какого-то общего несчастья, какого-то специально русского неуменья жить, неуменья организовать материальные ценности. Мне это начинает надоедать. Октябрь просто частный случай нашего национального гармидера. Если бы кто-нибудь сумел лишить нас хотя бы половины наших национальных достоинств и в особенности наших талантов - как это было бы прекрасно! Ленивый человек - гадость, ленивый талантливый человек - ужас! (с.32-3).

--

Переписка Макаренко с женой, т.1 М.1994 Макаренко жене 27.04.1928 .. Получил письмо от Остроменцкой [ журнал "Народный учитель" Москва 1928,1-2 (янв-февр), РНБ П29/42. НАВСТРЕЧУ ЖИЗНИ. Колония имени Горького ]. Она говорит, что буря в Москве по поводу ее статьи страшная, со всех сторон редакция получает письма от шкрабов в защиту несчастных детей. Редакция не знает, что делать. Остроменцкая просит посоветовать, что ей делать. А что я ей посоветую. Сегодня сам послал письмо в редакцию, написанное по Вашему старому плану. Оказывается, редакция тоже послала книжку Горькому. Воображаю. Я очень боюсь, что Горький тоже станет в защиту ребенка, и тогда будет алли! / Вы только солнышко не думайте, что все это меня сколько-нибудь расстраивает. / Плохо не то, что кто-то кричит и плюется, а плохо, что я не могу защищать никаких позиций: у беспартийного человека позиций быть не может. Кроме того, где моя партия. Кругом такая шпана, что не стоит с нею и связываться .. (с.51-2).

Переписка Макаренко с женой, т.2 М.1995 Макаренко жене 11-12.11.1929 .. Вот это очень нехорошо, что ты так измучилась из-за этой Оксаны. Я очень печалюсь, что тебе приходится разочаровываться в людях. Но, Солнышко, давай уж навсегда разочаруемся во всех сразу, чтобы не тратить души на разочарование по частям. Люди - это такая штука, которая может в один момент обратиться в гадину, а не только в мещанина. Мещанин - это только самая первая ступень, которая вводится в действие, главным образом, под благотворным действием карточной системы. Кроме того, неужели ты не знала, что ничего мещанистее нашей интеллигенции нет на свете, и не было. Если мне когда-нибудь хотелось быть большевиком, то только тогда, когда у меня особенно развивались ненависть к интеллигенции, и при этом специально к русской. Я умел видеть мещанина н самых героических бестиях. И если бы и Ваш большевизм не был создан той же русской мещанской интеллигенцией, то я обязательно сделался бы большевиком (с.31 низ). А.С. Макаренко, т.2 М.1983, пьеса "Мажор" (1932-35). Приводимый диалог относится к концу 1-го акта (на стр. 227 ук. тома не приведен). Правленно по : Гётц Хиллиг. "Святой Макаренко". Марбург 1984 (с.78). -: ВАЛЬЧЕНКО: Чего вы не выгоните его, Пётр Петрович? ВОРГУНОВ: Не люблю заниматься пустяками. Если его выгонять, то три четверти России нужно выгнать куда-нибудь подальше. ТОРСКАЯ: Какие глупости, товарищ Воргунов, как вам не стыдно? Разве вы не видите, что делается в этой самой России? Вы не видите нового человека? ВОРГУНОВ: Милая горячая русская барышня… ТОРСКАЯ: Оставьте это "барышня". Если хотите, это тоже по-русски. ВОРГУНОВ: Извините, это верно, совершенно верно. Извините… ТОРСКАЯ: Значит, вам не угодно замечать того, что делается у нас, в Союзе? ВОРГУНОВ: Как это не замечаю? Не только замечаю, а в печёнках сидит. ДМИТРИЕВСКИЙ: Пётр Петрович! ВОРГУНОВ: Замечаю! Почитайте "Правду". На каждом шагу головотяпы, лодыри, пьяницы, воры, шляпы, шкурники, неисчислимые дураки… ТОРСКАЯ: Это всё, что вы увидели? ВОРГУНОВ: А разве мало? Ну ещё: лакеи, болтуны, очковтиратели, мещане, хамы, оппортунисты.Переписка Макаренко с женой, т.1 М.1994 Макаренко жене 20-21.05.1928 .. Спасибо, Солнышко, за статью Горького.
Из комментариев. - Имеется в виду статья о книжке Д.А. Горбова "О белоэмигрантской литературе" "Правда", № 108, 11 мая 1928 г.).
Это прекрасно так, что Вы статью эту читали, думали, вырезывали и вкладывали в конверт. Я сейчас едва ли способен разобраться в строчках Горького, но Вы совершенно правы, он великолепно независим. Меня еще страшно трогает, что он говорит о России, что он не падает ниц перед народом, что он не только мудр, но и энергичен. / Мне приходит в голову, что те несимпатичные жалкие черты эмигрантской интеллигенции, которые бичует Горький, они есть в скрытом виде и у теперешней интеллигенции правящей. Иначе как можно объяснить все наше замечательное головотяпство, наше неумение орудовать точным инструментом разума, наше постоянное завирательство, склочность, лакейство. Все это общие черты наши, и я их одинаково ненавижу, за rpaницей ли они или у нас. Я поэтому ненавижу всю русскую интеллигенцию. И я считаю, что с нею нужно бороться на каждом шагу, каждый день. Я уверен, что в этом и только в этом спасение большевисткой идеи. Горький, вероятно, будет очень разочарован, когда увидит, сколько узости, глупости, дешевого эгоизма вносит сейчас наша интеллигенция в нашу жизнь. А сколько лени, болтовни. И ужаснее всего то, что по этой истеричной глупой бабе равняется и наша молодежь .. (с.80-1).

"Учительская газета" 14.02.1987. Из записных книжек А.С. Макаренко 1930-31 гг. Публикация Т. Лебедевой.

Б. Волков. Писателем Антон Семенович Макаренко стал отнюдь не случайно. Он готовился к этому с юных дней, не переставая вести записные книжки (ZT. в докомпьютерную эпоху "всю-жизньненное" ведение записей - обязательное у потенциальных чи реальных писателей и режиссеров? - как бы даже биографический признак таких способностей?) . Он (ZT. Макаренко) считал, что в них не должно быть "ничего такого, что составляет основание жизни, ее главный ход". Записывать следует лишь то что надолго не удерживается в памяти. (ZT. Откуда Волков приведенное в кавычках взял? Реально нижеследующие записи касаются и "составляющих основания жизни").

Среди записей 1930 года обнаружено несколько реплик - заготовок к роману "1950 год". Даже богатое писательское воображение не могло представить, какая военная гроза пронесется через одиннадцать лет над нашей землей.

Видимо, писатель все же отказался по каким-то причинам от футурологического замысла начатого произведения, и его первоначальные заготовки органически должны были вплестись в главы другого незавершенного романа с условным названием "Пути поколения". В нем Антон Семенович намеревался показать красоту и радость новых социалистических отношений "в работе, в творчестве, в победе, в борьбе".

Над этим произведением Макаренко работал в 1935-1938 годах, он оставил несколько вариантов глав романа, пытаясь в них показать борьбу с проклятым наследием прошлого - "эгоизмом, головотяпством, шкурничеством".

(ZT. Про "Пути поколения" А.С. Макаренко: http://zt1.narod.ru/doc/pro-Puti-pokoleniya-ASM.doc).

Публикуемые сегодня заметки относятся к 1930-1931 годам. Осенью тридцатого года Антон Семенович работал над большим очерком "Марш 30 года". В нем под именем Соломона Борисовича Левенсона с присущей писателю мягкой южнорусской иронией изображен заведующий производством, а с 1932 года начальник отдела снабжения и сбыта коммуны С. Б. Коган.

На страницах записных книжек часто мелькают имена педагогов-горьковцев, которых Макаренко сманил в коммуну, стремясь сохранить костяк взращенного им педагогического коллектива.

Прежде всего он взял с собой своего друга и соратника, талантливого педагога В. Терского, который говорил о своем отношении с Антоном Семеновичем так: "Мы грубы, просты и... не умеем изливать нежно свои чувства. ...Мы даже стеснялись сказать друг другу какое-нибудь ласковое слово, но в глубине наших сердец лежала великолепная и крепкая дружба...".

Потом перешла в коммуну Е. Григорович - душа колонии имени Горького, бессменный секретарь ее педагогического совета, а также один из лучших воспитателей колонии В. Весич, который стал преподавать на рабфаке коммуны физику.

В коммуне имени Дзержинского можно было встретить и многих бывших колонистов, например, братьев Шершневых. Старший брат - Н. Шершнев успел к тому времени окончить медицинский институт и выполнял в колонии обязанности врача.

Летом 1931 года Антон Семенович снова отправляется с коммунарами на юг, посещает Тифлис, Батум, Сочи, Одессу. В это время он замышляет обширное научно-педагогическое произведение об отношении коллектива и отдельной личности под названием "Дисциплина". Большую часть набросков к этой работе мы опускаем - из тех что были опубликованы Г. Салько-Макаренко в трудах Орехово-Зуевского пединститута (1960).

Б. ВОЛКОВ.

--

А.С. Макаренко, записные книжки.

1930 год.

Материалы к роману "1950 год".

Реплика контр-рев. [ ZT. Очевидно, боясь, что записная книжка случайно может попасть на глаза какому-нибудь потенциальному доносчику, Макаренко свои мысли конспирирует как "Реплики контрреволюционера", "Реплики ультра-материалиста" и т.д. "Заставить десятки миллионов людей испытывать голод", - см. ниже, - это, безусловно, особенно для 1930 г., крик души самого А.С. Макаренко. А еще предстоял максимально для Украины голодный 1933 г. "Заставить десятки миллионов людей испытывать голод". То есть Макаренко считает, что голод тех лет - следствие политическое, следствие компании коллективизации с/х. А.С. Макаренко, как кажется, не разу не изменил своему резко отрицательному отношению к колхозам из "горбатых взрослых". Другое дело - так сказать жеденовско-образные колхозы из детей и подростков. ]

Реплика контр-рев. - Эта пятилетка будет очень дорого стоить. Сейчас ходим голенькими, скоро и кожу нашу будут отправлять за границу.

- И кишки наши на струны.

--

Обыватель. - Сидят приказчики, кассир, а на прилавке лежит только вялая цибуля.

- А на другой день уже и цибули нет, а только цирковая афиша, и лампочка мигает и мигает - подумайте, мигает.

--

Об/ыватель/. - Вот анекдот: показывает пятерню, потом сверстывает кукиш и говорит: пятилетка в четыре года.

--

Реплики ультра-материалиста.

- Я все-таки думаю: что это чепуха - заставить десятки миллионов людей испытывать голод и унижение всяких очередей и поисков пищи. Из-за чего? Ведь это совсем не материализм, ведь это настоящий идеализм и при этом очень глупый.

Чем окупаются наши страдания. Для чего, в угоду кому? Только для будущего потребления. Ведь дело идет здесь не о каком-либо другом идеале, а только о том, чтобы будущий потребитель имел достаточно материи себе на штаны, чтобы он мог жрать до отвалу. Для этого? Да? Стоит ли этот идеал моей жизни. И все-таки это просто идеал и при этом очень глупый. [ ZT. Это перекликается с поэмой Маяковского 1922 г. "IV Интернационал". + КИРА МУРАТОВА, "Короткие встречи", из ч.4. Валентина Ивановна: Каждый день ко мне приходят, каждый день и спрашивают, когда будет вода, когда будет вода. Я им отвечаю, каждый раз я им отвечаю, как автомат: через год будет вода, через год, через год... Нельзя же так все время ждать и ждать, ждать все время, что что-то произойдет через год, через месяц, я не знаю когда, через двадцать минут. Это ж люди, они же сейчас живут .. ].

ZT. Что больше всего А.С. Макаренко не мог простить Сталину и его окружению, так это то, что они погрузили миллионы людей (и в частности его, Макаренко, мать) в беспросветную бедность. Я, ZT, прекрасно помню некоторые так сказать идеологические моменты из 1940-х-50-х гг. Например, я помню антисталинские эмоции моей матери, обоих моих дядей, а также других моих взрослых родственников, выходцев с Украины: они знали Украину до коллективизации и увидели, что случилось с Украиной после этой ужасной коллективизации с/х. Разговоры за столом мои родственники вели в основном на идиш, и я ни черта не понимал, но многие фразы и реплики шли на русском, и некоторые идеологические позиции и идеологические эмоции моих родственников мне - подростку были все-таки ясны. Я в то время был обычным распропагандаирванным советским школьником, верившим, что Сталин - величайший гений. В эпизодических разговорах со мной о Сталине моя мама не скрывала передо мной резко отрицательного отношения к этому деятелю. Помню, я ей как-то сказал: "Но ведь он во всяком случае умный". - "Конечно умный. Дурак не сумел бы так скрутить такую огромную страну". Так моя мать, Тененбойм Нехома Лейбовна, отзывалась о Сталине в конце 1940-х или в начале 1950-х гг., - Сталин еще во всю был у власти… Я также отчетливо помню совершенно в то же время такую вот картину. - Близ угла Кировского пр. и пр. профессора Попова вечером по хорошо освещенной проезжей части Кировского пр. идет в сторону Каменного острова мужик в типично деревенской одежде, чуть ли не в лаптях, с мешком на одном плече, и во всю проклинает Сталина. Людей в это время на Кировском было немного. Никто к плачущему и орущему мужику не подошел… Из того же времени помню и такой эпизод. Дом на углу Кировского и Большого проспектов. На втором этаже аптека, на первом овощной магазин. Мать стоит в очереди за картофелем, а я, примерно 10-тилетний, рассматриваю витрину и говорю: "У, капуста-то подорожала". На меня женщины из очереди зашипели: "Молчи! Разве можно такое говорить? Ты что, хочешь, чтоб твоих родителей посадили?" ..

Из поэмы "Перегоны" ФедорИна Евгения Дмитриевича, М.2001. NLR Шифр 2002-3/514 , БАН Б2003к/7265.

[Сельская Кубань] … - Всю жизнь, наверно, будет сниться мне тридцать третий страшный год… (с.217) … А я ещё внушать пыталась Ей прежде: "Трудности пройдут. Что ж, потерпеть придется малость, Потом за свой получим труд". Я, веря в то как комсомолка, Ждать не могла дурного дня, Своё твердила без умолку. Мать аж сердилась на меня.

Теперь же от стыда и горя Я сразу ж в город подалась, Вернулась с сухарями вскоре, Но, вышло, в мамин смертный час. Живым укором долго-долго Она глядела мне в глаза, Чтоб честно, мужественно строго То в завершение сказать, Что, знаю, не вернёт покоя Теперь до самой смерти мне. Вот так и чудится: мы двое И голос мамы в тишине:

- Всю жизнь нам Сталин искалечил, Теперь хоть всё скажу всерьёз. Снесли - ой сколько! - наши плечи, Чтоб начать жить по - человечьи, Так он же, вор, всё взял в колхоз. Отец читал для вас когда-то, Как власть над множеством зверей Взял тараканище усатый - То ж басня про него, ей-ей. Душитель он с повадкой рысьей. Своей рукой убила 6 я. Сколько людей не дождалися На таракана - сверхтирана Спасительного воробья. Проклятье - всем вам с вашей правдой, Теперь мы сыты ею всласть. За труд - могила нам награда. И вам, увидишь, всем пропасть...

- Ошибка, страшная ошибка Тут, мамочка, произошла! - Я закричала шибко-шибко, - И правда ведь своё взяла: Тех изуверов расстреляли, Что голод учинили тут...

Вот тут я, да, лгала, болтала - Мне жизнь хотелось в мать вдохнуть. Увы, прощенья и обманом Не вырвала у мамы я. Так как же дальше жить-то стану? С проклятьем жить - судьба моя!

- Теперь ввели политотделы И верный вроде взяли путь... - Но детям, что осиротели, Родителей-то не вернуть. - И как же это допустили? Такое множество людей За год один ушло в могилы!... - А сколько среди них детей. - Я думаю, что будь жив Ленин, Все тут було б совсим нэ так. - Да толку с этих рассуждений? Проверить их нельзя никак… (с.217-8).

- И возле нас ведь, - Добавил первый, - печь закрыв, Семейство угорело насмерть. Тем свои муки прекратив. А дальше чуть, через три хаты. Оттуда - пострашнее весть: В ночь две сестры калеку-брата Распотрошили, чтобы съесть. - А как узнали? - Да бригада, Что мёртвых ищет - есть ли, нет - Зашла к ним в хату, а девчата Сидят едят мясной обед. Откуда? Всё и прояснилось. Теперь те сестры тоже тут. Жалеют, мало насладились Добычей прежде, чем умрут.

А выселять нас всё ж не стали. Да и кого? К концу зимы Все пухли с голода, лежали И тысячами умирали. Дразнили с Лёшкой смерть и мы. Жаль Шолохов не наш станичник, И нас бы Сталин не забыл. А наших с Лешкою страничек Невеский, видно, лепет был. Слова нужны были иные, До коих ум наш не дорос.

И всё ж с поры той и доныне Торчит в душе мой вопрос: Случайно ль в близких нам могилах Зарыли то, что враг хотел И что вернуть уже не в силах Был никакой политотдел: Народ к призывам охладел. Коров, да, летом возвращали. Мне ж лепет крохи не забыть:

- Так наши ж сплять уси. Нэ всталы... Коровку хто ж будэ доить?

Нам - по тринадцать, мы не крошки, Когда случилась та напасть. Но как вот ей, и мне и Лёшке В детдом случилося попасть. И было то в несчастье счастьем: Нас не отметил крест ли, кол, Пока конец беды, напасти В станицу все-таки пришел (с.237-8).

--

16/IХ

Студент-медик. Ездили все студенты в колхоз, где-то возле Чугуева на молотьбу. Колхозники сидят по домам, работают два-три "активиста" да несколько наемных. На поле стоит 80 копен ячменя.

--

Попов говорит:

- Коган же не производственник. Разве он производственник? : - А кто же он? : - Спекулянт.

Возможно, что Коган и в самом деле спекулянт. Он в никелировочной ставит мотор в 5 сил, от этого никелировка получается темная. Вообще, барахольщик. Нашу продукцию только потому принимают, что другой нет. Производственник от деморализации.

--

Мухи благодушествуют на солнечных бликах на столе.

--

18/IХ

Над красивыми губами - злые гордые заплаканные глаза.

--

Лицо города. Новый асфальт, покрытый распыленным конским навозом, пирамиды щебня кирпичного на широких дворах церкви. Облезные двухэтажные и разные другие дома с изувеченными лепками и кое-где кирпичные кубы новых казарм.

--

20/IХ

Любочка, Весич, Григорович поступили на курсы подготовки в ФЗУ. Рады были - по 100 рублей стипендии. Но стипендии им уже 2 месяца не дают. А теперь их послали на бураки на 2 недели.

--

22/IХ

Приезжает на огромном грузовике заведующий совхозом Харго. У них в земле 120 десятин картофеля. Выбирать некому. Дайте ребят на несколько дней. Крестьяне за деньги работать отказываются.

Я говорю, что копать не будем, жалко обуви.

- Мы плужком выберем, а только выбирать. Мы вам дадим лапти. Можно пожить у нас в бараках несколько дней.

- Нет, о нескольких днях и говорить не приходится. Позвоните завтра, может быть. на один день...

--

23/IX

Целый вечер дразнил Терского.

- Я тебе плачу половину своего жалования. Едь работать в колхоз. Но если ты приедешь и будешь пищать, я тебе набью морду.

- Кретинизм во всех этих разглагольствованиях.

- Ты знаешь, что такое естественная ответственность?

( ZT. Несомненно, что в продолжение известной французской классической идеи "естественного права" А.С. Макаренко придумал теорию "естественной ответственности". Ну вроде: за то, что кто-то, допустим, реализовал свое какое-либо непотребное "естественное право" - он естественным же образом может схлопотать себе непотребную же, но ведь естественную тоже реакцию, - скажем, удар по морде. Если по французской теории нужно уважать "законы естества" даже хоть в варианте их неприглядности, то почему же надо запрещать естественные рефлексы реагирования на подобное, даже хоть в варианте смазывания по морде? ).

Терский рассказывает, что в Севастополе на пристани грузчик по очереди вынимал из ящиков фрукты, разбивая предварительно ящик о землю. По его словам. это противоречит моим положениям о естественной ответственности. (ZT. То есть на естественное непотребство естественной лени лентяя и на все наплевательщика грузчика _естественной ответственности_ не последовало: никто не обрушился на него как на варвара и урода).

--

6-й отряд сдает громкий клуб по генеральной уборке. Окна замечательно, но люстры темные.

- Мы не можем достать.

--

25/IX

Левко был на хлебозаготовках. По его словам, отставанье с молотьбой и посевом происходит исключительно от того, что нахватали много земли.

--

По улице везут бочку с керосином. За бочкой идет толпа с банками и бутылками. Похоже на похоронную процессию. Тем более, что и настроение у всех печальное. Бочка должна где-то остановиться.

1931 год.

2/V

Вечер халтуры. После совершенно халтурного кино литературный вечер. Один читает "Гармонь" Жарова, а другой из Голодного про какого-то Ваську, который геройски пошел на фронт, полез взрывать белую батарею и погиб потому, что когда лез, стер брюки и мясо до кости. Когда он умирал, ему явился Ленин и сообщил, что Александровская улица названа именем Васьки. Почему Ленину предоставлена роль Николая-Чудотворца и почему ему поручена такая странная роль сообщать о переименовании улиц мало кому внятно.

Ребята слушали этих халтурщиков с осуждением.

- На Тракторстрое работать некому, а эти здесь разрываются.

--

10/V

Снова старые конфликты. Котляр, несколько дегенеративный мальчик, крал все время. Общее собрание, несмотря на мое сопротивление, постановило уволить.

Ребята предъявляют довод:

опять все нужно прятать, бояться воров (...)

--

Целая шайка воров в коммуне. Главный Жуков. У него карманы и тумбочки набиты грязными, мятыми кошельками. В кошельках мелочь и вырезки голых женщин из "Мужчины и женщины". Все это "доставали" на базарах и в трамваях. Засыпались, их приводили в милицию, они отдавали там деньги, а к вечеру их выпускали.

Они ходили в коммунарской форме, но им верили, что, форма краденая.

Сучкевич знал об их похождениях, на него и накинулось главным образом собрание, говорили такие речи:

- Чего ты улыбаешься как балерина. Ты опозоренный человек. Ты должен плакать сейчас и стыдиться...

- Товарищи, что говорить о тех сявках. Нужно говорить о Сучкевиче. Это изменник. Он продал свою коммунарскую честь мелким уличным сявкам и продал очень дешево, за конфекты и кино.

- А кто с тобой будет разговаривать в коммуне? Тебя купили за конфектные бумажки.

Вечером комиссия пяти сидит до часу ночи. Перед нею сидит растрепанный Сучкевич. Он уже не улыбается и у него заплаканы глаза.

На другой день Акимов идет искать Жукова, чтобы отнять у него унесенное пальто. Для чисто мускульной поддержки он берет с собою Грушева. Жукова они встречают у какого-то притона и говорят ему просто: -

- Снимай.

Жуков молча снимает и отдает, а Грушев молча смотрит.

--

О дисциплине. Ницше, Шопенгауэр, Платон, Аристотель, Бехтерев. Маркс. Ленин.

--

Просмотреть Пушкина, Лермонтова. Толстого, Достоевского, Гоголя, Чехова. Горького, Золя, Шекспира, Шиллера, Мольера, Диккенса, Келлермана.

--

Беляков спит возле стола, где происходит прием больных. Каждое утро бузит:

- Я не буду здесь убирать, ваши больные насорят, а я убирай.

Колька послал его ко мне, он не пришел. Когда я его вызвал, он почти со слезами:

- А почему он посылает меня к черту. А то дам по шеям. Больше ничего от него не услышишь.

Я не хотел его особенно наказывать. Говорю.

- Ты большой барин. Перебирайся от больнички куда-нибудь подальше.

Он ушел обиженный. Я вслух поручил дежурному по коммуне переселить его. Вижу, что у дежурного дело не выходит: Кричу с балкона:

- Почему ты не исполняешь моего приказания?

Сидит.

- Какого приказания?

- Выбирайся отсюда.

Он стал складываться. Сложил все в корзинку, но матрас не тронул, а пошел, видно, искать место.

Но сегодня сидит на прежнем месте. Не нашел, а думает, что я забыл.

--

Одесса.

Прилукская коммуна была здесь в лагерях. Были угрозыском задержаны 35 человек. Их потом выпустили, и они приехали в Прилуки.

--

Коммуна в гостях в санатории ГПУ в Одессе. В 11 ч. я вызываю трамвай и даю сигнал строиться. Подходит Барбаров.

- Еще можно погулять.

- Об этом уже говорить поздно, дан сигнал.

- Можно же было посоветоваться.

- Чего советоваться о пустяках.

--

Надо исторически рассмотреть дисциплину в разрезе и истории отдельных классов - рабов, крестьян, духовенства, дворянства, купечества, буржуазии, рабочего класса.

Совершенно отдельно стоит вопрос о дисциплине в национальном масштабе и о дисциплине в роде, в семье, школе, рабочей и военной организации.

ZT. Эта последняя так сказать мысля А.С. Макаренко - очень весома. Марксизм-ленинизм и его последователи тут путали самым ужасным образом: важно, де, наладить дисциплину в государственном = национальном масштабе и это, де, само собой принесет, де, дисциплинированность во всех так сказать социальных закоулках. Такая ленинская утопия суть - совершеннейшая муть! О пред-же-абзацах надо сказать: содержание всю жизнь ведомых Макаренко записных книжек говорит о том, что А.С. Макаренко так всю жизнь и не расставался с макросоциальными темами и размышлениями. Это он зря. Такое отвлекает от главного: отвлекает от разработки темы "Кусок жизни по имени детство".

Три категории в отношении куска жизни по имени детство: 1) Обеспечение. Это - жилье, медицинское обеспечение, питание и т.д. 2) Воспитание. И именно-то - макаренковское воспитание. 3) Оснащение. Оно суть по-макаренковски реалистическая подготовка подростков к реальной жизни в их реальном будущем. Сюда, конечно, входит и такая (обязательнейшая !) штука, как образование, то есть, учеба. К оснащению же относится: а) практическое и б) правдиво-реалистическое наделение подопечных: а) бытовой, б) общесоциальной, в) гео-экономической и г) местно-профессиональной и более широкой ОРИЕНТИРОВКОЙ. Есть выражение "Мой стакан мал, но я пью из своего стакана" = "Стакан мал, но это стакан реалистический, а не блефовый и не фанфаронный". И вот Антон Семенович Макаренко выступал за реальные, а не за блефовые = не за фанфаронские так сказать замахи и претензии и в воспитательном, и в моральном, тогда как замахи в этой сфере пресловутого = раздутого из мухи в слона христианства и изначально и потом всегда были, безусловно, блефовыми = фанфаронскими. В "Воспитательное значение детской литературы" (ЛГ 15.05.1938) в т.7 М.1986 у Макаренко на стр.158 встречаем выражение: "Создание и воспитание цельной человеческой личности". Не "всесторонне развитой", а цельной. В этом, в связи с вышесказанном о малом стакане, есть смысл, как есть смысл и в Чеховском (из "Марьи Иванны") выражении "Человек серьёзный с жизнью серьёзной".

Фридрих Ницше (1844-1900), "Так говорил Заратустра" (1883-4), ч.4 гл. О высшем человеке .. Вы не должны ничего хотеть свыше сил своих: дурная лживость присуща тем, кто хочет свыше сил своих. Особенно когда они хотят великих вещей! Ибо они возбуждают недоверие к великим вещам, эти ловкие фальшивомонетчики, эти комедианты - / - пока наконец они не изолгутся, косые, снаружи окрашенные, изнутри разъедаемые червями, прикрытые великими словами, показными добродетелями, блестящими поддельными делами.

ZT. Есть, знаете ли, и выражение (и есть серии): "Жизнь замечательных людей", и практически под этим подразумевается "Жизнь прославившихся людей". Но выражение А.П. Чехова не о людях прославившихся, а о людях серьезных с жизнью серьезной - более правильное выражение. Вот один пример. - Если у к/л женщины потенций только стать хорошей домашней хозяйкой, и она вот и стала хорошей домашней хозяйкой, прожила жизнь хорошей домашней хозяйкой, то это по Чехову, да и по Макаренко - человек серьезный с жизнью серьезной. Были и есть сотни тысяч людей, которые не пытались прыгнуть выше своей головы, но которые в пределах своих реальных, а не звездных потенций = в пределах своих реальных, а не звездных способностей осуществляли себя на позитивные 90% (а 100% в социальном вообще ничего не бывает), и тогда буквально об каждом из таковых вот сотен тысяч можно было с правом сказать по А.С. Макаренко: "Это - цельная человеческая личность", и можно же было с правом сказать по А.П. Чехову: "Это - человек серьёзный с жизнью серьёзной".

Астров в "Дядя Ваня" Чехова т.13 о праздной супружеской паре. - Вы приехали, - все работу забросили, возились с вами, все ритмы нарушились. Вы своей праздностью и их, и меня заразили. И куда бы не ступили вы и ваш муж, вы всюду своим сибаритством внесете разрушение. Я убежден - если бы вы остались, то опустошения произошли бы громадные (с.110). Астров же. - В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она красива, спору нет, но .. ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех своею красотой - и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие. А праздная жизнь не может быть чистою (с.83).

ЛУРЬЕ С. А. Демокрит 470-380. Тексты. Переводы. Исследования. М., 1970. - Без приобретения привычки трудиться ребенок не сможет .. выработать способность стыдиться: стыд как важная добродетель приходит вместе с трудолюбием...

--

Сен-Симон начал писать 42-х лет и считал, что так именно и нужно: нужно накопить опыт. Это необходимо, впрочем, только для философа. ( ZT. Ниже идут взятые в кавычки фрагменты. Цитаты? Из Сен-Симона? ).

--

Интересно. Все делятся на ученых и народ. Первые познают, второй не может познавать, он только верит. [ ZT. Так и говорят: "жрецы науки". Есть выражение: писатель пописывает, читатель почитывает. Еще более: "Называющие себя учеными и называемые журналистами учеными - ляпают что хотят, а обыватели все глотают, не жуя". ]

--

Неудача Великой французской революции в том, что промышленники не сами взялись за дело защиты своих интересов, а поручили это "адвокатам, которых идеи и абстракции привлекали больше, чем действительность и факты".

"Производство полезных вещей единственная разумная и положительная цель, которую могут себе ставить политические общества".

"Принцип уважения производства и производителей бесконечно более плодотворен, чем принцип уважения собственности и собственников".

ZT. Но ведь неуважение к собственности способно порушить производство и значит обернется неуважением к производству ? Значит: если мы культисты производства и производителей, то мы должны быть и культистами собственности ? Что бы на это сказал Морелли? Но главное: интереснейшая цитата: "Адвокатам, которых идеи и абстракции привлекали больше, чем действительность и факты". - Не в бровь, а в глаз всем поганым с-соловейчикам как упоенным адвокатам обывательских цветочка и 2 руки.

--

А.С. Макаренко 01.03.1939 .. Каждый может распоряжаться _своими_ щеками, но полная забывчивость о том, что есть негодяй, который ходит и лупит по щекам. - А мне наплевать, я подставлю, я совершенство. А что происходит в жизни, меня мало интересует. Коллектив, общество меня не интересует.

Хуже того: Блаженны /пропуск/, егда /пропуск/. Радуйтесь и веселитесь.

Переведем на советский язык: Будьте счастливы, если вас [ZT. в 1937-м и в соседние годы ] оклевещут, если о

Стенограмма, лл.44-46:

вас наговорят гадости, если [ZT. в 1937-м и в соседние годы ] взвалят на вас небывалое обвинение, - радуйтесь и веселитесь.

Ну, хорошо. А тот мерзавец, который вас оболгал и оклеветал, - он же живет в обществе и других может оклеветать! Нет, это меня не интересует, ибо "не судите, да не судимы будете".

Это - полное отрешение человека от коллектива.

Это - этика, совершенно противоположная нашей этике.

Никакого требования ни к себе, ни к другим!

Можно, конечно, упражняться, щеки подставлять…

Хуже того: посмотрите на птиц небесных ..

К вышеприведенному содержанию максимально близко и содержание файла http://zt1.narod.ru/soci_no.htm Вл.Вл. Лермантов 1845-1919, и другие, и Герберт Уэллс 1866-1946 (в беседе с И.В. Сталиным 1878-1953) о социалистических идеях.

Прыг на главную ZT-web- страницу http://zt1.narod.ru/