Крупная сельская школа им. И.В. Сталина станицы Пашковской 1946-1953.ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

Крупная сельская школа им. И.В. Сталина станицы Пашковской 1946-1953.

А.З. ГОРДИЕНКО, директор средней школы станицы Пашковской Краснодарского края, почт. индекс 350903. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ КОЛЛЕКТИВА УЧАЩИХСЯ (1946-1952). Машинопись.

{ Существует книга : Гордиенко Александр Захарович . Из опыта работы по воспитанию коллектива учащихся (школа им. И.В. Сталина станицы Пашковской-). Краснодарское кн. изд. 1953. РНБ Пр20 Г-4/2846. Не смотрел. }.

"Воспитывать в коллективе, через коллектив и для коллектива". А.С. Макаренко

После демобилизации из Советской Армии в августе 1945 г. я был назначен директором Пашковской семилетней школы N 2, которая тогда имела 520 учащихся и 17 учителей. В настоящее время школа насчитывает 1000 учащихся и 45 учителей.

Школа наша расположена на окраине станицы.

В начале учебного года, обсудив с учителями, что нужно для улучшения учебно-воспитательной работы в школе, усиления борьбы за качество знаний учащихся, мы поставили перед собой задачи. -

1. Улучшить внешний вид школы и оборудовать классы мебелью и необходимым учебным инвентарем.

2. Охватить всех детей школьного возраста нашего микрорайона обучением в школе.

3. Организовать работу учителей с активом учащихся по изготовлению учебно-наглядный пособий.

4. Развернуть методическую работу в школе, обратив внимание в первую очередь на правильную письменную и устную речь, как основу всякого обучения.

5. Развернуть учебно-воспитательную работу на пришкольном участке, являющемся базой не только практических работ учащихся, но и материальной помощи в восстановлении школы, в проведении всеобуча.

6. Развить у учащихся интерес к общественной жизни. Довести до сознания учащихся, что жизнь школы, в чем бы она ни проявлялась, является частью общественной жизни страны.

7. Воспитать у учащихся чувство любви к школе и учебе в ней.

8. Организовать работу школьных общественных организаций.

9. Обратить особое внимание на установление среди учащихся твердой дисциплины, как этого требуют "Правила для учащихся".

10. Привлечь родителей и общественность к участию в учебно-воспитательной работе в школе.

В самом начале своей работы я часто задумывался, с чего начать организацию детского коллектива, воспитание у него любви к книге, учебе; и решил, что этого добиться можно в том случае, если мы сумеем привлечь учащихся к активной работе по восстановлению школы в широком его значении. Если мы их заинтересуем восстановлением школы, - думал я, - то эта работа привьет детям любовь к школе, повысит их интерес к учебе. В то же время восстановленная школа станет центром культуры в станице.

Детей надо было увлечь учебой, чтобы и дома, и на улице дети жили школой, всегда бы помнили о ней и исходили бы в своей деятельности из требований и установок школы.

В первые дни работы я зашел в правление колхоза, чтобы познакомиться с руководством колхоза и поговорить о школе. В правлении оказалось много колхозников, и я воспользовался этим. Представившись как новый директор, я доложил о состоянии школы, рассказал, что нужно сделать, чтобы скорее восстановить ее, добавив при этом, что работа школы немыслима без тесной связи с колхозом и общественностью станицы. Многие присутствовавшие колхозники оказались родителями и были глубоко заинтересованы в работе школы.

К правлению колхоза я обратился с просьбой:

1. Поддерживать постоянную связь со школой, интересоваться ее работой.

2. Оказывать помощь в развертывании работы на пришкольном участке.

3. Разрешить школе проводить учебные наблюдения на полях колхоза.

Во время беседы я познакомился со многими колхозниками и почувствовал, что и они окажут школе поддержку. Правление колхоза и колхозники предъявили к школе свои требования: по мере надобности, время от времени, организованно, силами учащихся - оказывать помощь колхозу в прополке и проведении других срочных сельскохозяйственных работ.

Собрание родителей я решил провести на следующий же день. Побывав у некоторых из них, я познакомился с ними и с учащимися, с их жизнью. По-видимому, беседа в правлении колхоза стала предметом семейных разговоров, так как с утра в школе, где находилась и моя квартира, оказалось много детей. Я воспользовался случаем познакомиться с ними. Темой нашей беседы было - восстановление школы, и подняли ее сами дети. Я поддержал ее, чтобы усилить активность учащихся в заботе о школе. И когда мне нужно было идти к родителям, то все присутствующие учащиеся не захотели расставаться со мной и пошли меня провожать. А потом так и ходили мы вместе. И, пожалуй, успех беседы с родителями во многом зависел от участия в ней самих учащихся, которые глубоко прониклись стремлением - как можно скорее отремонтировать школу и начать заниматься.

Уже на следующий день, в воскресенье, родители сами явились со своими инструментами для ремонта парт, дверей, забора, печей и т. д. Помощниками взрослых в ремонте школы оказались и дети, подносившие строительный материал и оказывавшие различную помощь. За эти несколько дней ремонта школы многие учащиеся перебывали в школе и каждый старался чем-нибудь оказать помощь взрослым. В дальнейшем ремонт школы проводился у нас весной и заканчивался в основном к моменту моего ухода в отпуск.

Теперь, когда ремонт школы начался, я мог больше уделять внимания учащимся. К вечеру, когда работа взрослых заканчивалась и учащиеся все время находились со мной, я садился с ними на траву, - отдохнуть и ближе познакомиться с каждым. Мы начали обсуждать, какой должна быть наша школа, и в беседе выявился актив учащихся.

В деле изучения коллектива учащихся мне помог и еще один случай. Правление колхоза обратилось к нам с просьбой помочь снять урожай кукурузы и освободить поле для пахоты. Я решил воспользоваться этим и проверить:

1) навыки коллективной работы у учащихся;

2) отношение учащихся к работе в колхозе и к общественной работе;

3) взаимоотношения с товарищами в работе, и другие вопросы.

Собирать учащихся пришлось по цепочке. Это было дней за шесть до начала учебного года. Собралось 300 учащихся. Выявленный нами актив учащихся оказался дружным и работоспособным. Вокруг него сгруппировались остальные учащиеся.

Работали дружно, и каждый старался показать себя с лучшей стороны. Так проработали мы в колхозе четыре часа. Но не все было так, как нам хотелось бы. Часть учащихся самовольно ушла с работы, а некоторые забрались на колхозную бахчу полакомиться арбузами. Интересно то, что эти учащиеся старались угостить и нас наворованными арбузами. Никто их них не испытывал чувства стыда за совершенный ими проступок. У них отсутствовало правильное понятие об отношении к общественному достоянию колхоза.

От принесенного угощения мы, конечно, отказались, сказав детям, что такой поступок позорен и никто из нас, хотя бы косвенно, в нем участвовать не будет. По этому поводу тут же была проведена беседа с учащимися.

За четыре часа работы мы с детьми сделали много. Колхоз начислил нам 75 трудодней и, по договоренности, правление за это приобрело нам Красное Знамя.

За день до начала занятий в школе состоялся прием от колхоза Красного Знамени. Здесь мне впервые пришлось выступить перед всеми учащимися. Я поставил перед ними задачи по созданию школьного коллектива:

1. Умение подчинить свои действия поставленной коллективом цели, в первую очередь - учебе.

2. Умение организовать дело так, чтобы все были заняты и никто никому не мешал, - каждый выполнял бы нужное для всех дело.

3. Товарищеская помощь друг другу в работе, построенная на истинной дружбе.

4. Крепко держаться за коллектив.

Назвав фамилии учащихся, примерно показавших себя на работе по восстановлению школы и в колхозе, я высказал убеждение, что они, несомненно, будут являться лучшими и в учебе, что и остальные могут проявить себя хорошими учащимися и хорошими членами школьного коллектива, что главное сейчас в жизни всех учащихся - это учеба, и что их жизнь в школьном коллективе будет определяться успеваемостью и дисциплиной, что колхоз и общественность, передавая нам школьное Красное знамя, надеются, что учащиеся вырастут достойной сменой старшего поколения.

Так началась наша учебно-воспитательная работа в школе.

Одна из особенностей работы директора в общем плане работы школы, как я убедился, заключается в том, чтобы ничего из кажущихся мелочей не упускать и своевременно на все реагировать; выдвигать и решать текущие важнейшие вопросы в жизни школы.

Вскоре в целях более глубокого изучения методики и практики воспитания коллектива учащихся в школе был заслушан и обсужден на педсовете доклад: "Воспитание коллектива учащихся". А на совещании классных руководителей обсуждалась практика воспитательной работы А.С. Макаренко и наши возможности, - всё то, чем мы располагаем и что можем применить в наших конкретных условиях. Много было высказано предложений об улучшении учебно-воспитательной работы в нашей школе. Особое внимание было уделено повышению качества работы каждого учителя, его тщательной подготовке и обеспечению уроков должной наглядностью. При этом большое внимание уделялось повышению воспитательного значения каждого урока. Много говорилось и об усилении индивидуальной работы с учащимися. В коллективе были и такие ученики, которые не понимали еще значения учебы, пропускали занятия в школе, - бегали в колхозе вокруг машин, на полях, бывали в парниках и на других участках работы, а то и просто проводили время на улице.

Вспоминается один случай с учащимся 5-го класса Ваней К. Состоялась наша встреча с ним в начале учебного 1950 г. Привел его и малолетнюю сестру в школу отец со словами: "Привел к вам сына, может, что сделаете. Отбился от учебы". Вдруг во время речи отца Ваня рванулся из его рук и метнулся к проезжающей в это время машине. Забыв о том, что я директор, я пустился вслед за ним, сообразив, что у переезда машина должна остановиться. Так это и получилось. Я подбежал к машине и, когда снимал Ваню с машины, обратил внимание на то, что его ботинки были начищены кремом. Значит, Ваня готовился идти в школу, и то, что произошло сейчас - результат какой-то ошибки в обращении с ним. В руках у Вани был портфель. Я вспомнил, что его маленькая сестренка пришла без книг.

- А портфель? - спросил я.

- Что портфель? Это мой.

- Портфель-то твой, а книги в нем и твои, и сестры. Ты убежал, а как же она без книг будет учиться? - Ваня виновато опустил голову.

Распрощавшись с отцом, я повел его в школу, на ходу обдумывая, как бы с ним поступил А.С. Макаренко. Решил заинтересовать Ваню школой. Все дети были на линейке. Отпустить Ваню от себя я не решался, и мы вошли в зал школы, где висели большие красочные картины из жизни русского народа, которые рисовал наш преподаватель рисования Ю.Я. Деревянко. Таких больших картин Ваня никогда не видал, и я почувствовал, что они ему понравились. Я помог ему их рассмотреть. Особенно понравилась Ване картина "Поединок", он задал вопрос: "А это правда было так?" Я добился того, что Ваня откровенно заговорил. Тогда я предложил ему позвонить, когда минутная стрелка дойдет до двенадцати, а сам пошел принимать рапорт по линейке, предварительно наказав технической служащей не выпускать его без меня. Но звонок дала дежурная. Ваня из зала исчез. Это была горькая пилюля мне как педагогу. В конце урока выяснилось, что Ваня не ушел из школы, а оказался вместе с сестрой в ее классе. Это, очевидно, был опять протест против чего-то, недодуманного мною, но факт перелома уже был. Начало было положено, а продолжение, с успешным завершением, явилось делом рук классного руководителя 5-го класса Раисы Васильевны Курбачевой с её коллективом учащихся. Этот случай многому нас научил.

Узнав о моем намерении приобрести киноаппарат для школы, учительский коллектив стал настойчиво просить меня об этом. Это так увлекло всех, что на следующий день учителя внесли деньги на приобретение киноаппарата, а пенсионерка Аникеева Н.К. принесла свою сберегательную книжку с просьбой использовать ее сбережения на приобретение киноустановки и никак не хотела взять ее обратно. Денег я, конечно, не взял, но над приобретением киноаппарата стал чаще задумываться. Хотелось мне приобрести и комплект инструментов для духового оркестра и многое другое. Это, конечно, сплотило бы детей вокруг школы. Но как это сделать?

А тут на "повестке дня" встал вопрос о приобретении книг для школьной библиотеки и изготовлении наглядных пособий. Это мы поставили первоочередной задачей.

Все эти вопросы мы должны были разрешить, и могли их разрешить только с привлечением коллектива учащихся. Это же стало и средством воспитания коллектива учащихся.

Прежде всего мы договорились с коллективом учителей выявить интересы учащихся, чтобы, учитывая их, развернуть воспитательную работу с ними. Сделали мы это так: по договоренности с учителями русского языка - провели по классам письменную работу на темы: "Мой любимый герой", "Моя любимая книга". Письменные работы положили начало проведению разнообразных и интересных мероприятий с учащимися. Затем были проведены конференции с обсуждением вопроса "Мой любимый герой". Было обращено внимание детей на необходимость подражания любимым героям. В конце конференции было предложено учащимся, чтобы каждый выбрал себе героя и подражал ему, учился бы у него выполнять свой высокий патриотический долг, долг гражданина Советской страны.

Классные руководители одновременно провели работу по организации Недели детской книги, для создания классной библиотеки, для внеклассного чтения. Составили списки книг, которые принесли учащиеся.

В 5-6-х классах были составлены классные альбомы стихов, написанных самими учащимися. Больше всего стихов было написано о нашей Родине, Советской Армии, о труде в колхозе, о дне 8 марта, о природе и на другие темы.

Большое количество книг было приобретено и школой для пополнения школьной библиотеки. Группа учащихся оказала помощь библиотекарю по приведению в порядок книг школьной библиотеки.

Работу по изготовлению наглядных пособий мы организовали при помощи ученических кружков во главе с учителями и активом учащихся при педкабинете школы. Педкабинет вырос как-то незаметно из методического уголка, помещался он вначале в библиотеке школы, потом его пришлось переселить в учительскую из-за большого количества материала. В педкабинете появились стенды, шкафы, стойки для карт и картин, стеллажи для моделей. Кроме того, в кабинете проводилась постоянная кропотливая работа с учащимися по изготовлению ими наглядных пособий.

Много было изготовлено наглядных пособий по физике, математике, русскому языку, истории и по географии. Но особенно привлекло детей изготовление рельефов местности. За один только 1951/52 учебный год нашей школой было изготовлено до 400 различных наглядных пособий. В настоящее время их имеется у нас свыше тысячи. Большой труд вложен по изготовлению наглядных пособий учителями нашей школы т.т. Фендриковой (зав. педкабинетом школы), Зинченко И.Т., Якоби К.Н., Деревянко Ю.Я.

Оживление в жизнь школы внесло создание биологического кабинета и развертывание работы на пришкольном участке с закреплением за каждым учащимся определенного учебного задания на участке.

Главное, мы еще раз убедились, что всю работу в школе надо строить опираясь на актив учащихся. Выявление актива надо проводить на основе учета индивидуальных интересов детей, причем - ни в коем случае не делать из учащихся только технических исполнителей замыслов учителя. Нужно, чтобы ученик был уверен, что это работа - его, а учитель должен незаметно руководить и помогать коллективу учащихся. Поэтому на каждом наглядном пособии стоит имя учащегося или коллектива учащихся, изготовивших это пособие.

Изготовление наглядных пособий сплотило учащихся в более дружную семью и повлияло на развитие интереса к изучению предметов. По каждому предмету выделился свой актив, который объединился в предметный кружок и продолжал работу над углублением своих знаний. Так у нас создались предметные кружки: географии, физики, математики, истории, биологии, русского языка.

В школе слабо еще проводилась воспитательная работа классными руководителями в классах. Между тем от их работы во многом зависит успеваемость и дисциплина среди учащихся. Класс является основным участником всей школьной деятельности.

Особенно трудно было у нас работать с 5-м "Д" классом, целиком переданным нам начальной школой. 25 мая я вместе с завучем и будущим классным руководителем торжественно встретил учащихся этого класса в лучшей классной комнате нашей школы. В беседе выяснилось, что у многих новых наших учащихся есть сестры и братья, уже обучающиеся в нашей школе. Тут же мы наметили ряд мероприятий на лето по работе с учащимися и дали им указание о приобретении учебников к новому учебному году. Записали адреса новых учащихся. Все шло как будто правильно. Летом дети хорошо помнили своих новых учителей, при встрече здоровались. Но с начала учебного года выяснилось, что класс крайне неорганизован: систематически срывались уроки из-за плохого поведения многих учеников. При этом мы обратили внимание на то, что дети, сознавая, что при таком шуме, какой наблюдался в классе, не может быть и речи о проведении урока, не могли понять, что они сами являются виновниками срыва уроков. Класс, казалось, не имел зачинщиков, но не имел и актива, на кого можно было бы опереться классному руководителю в своей работе. Этого не случилось бы, если бы начальная школа дала нам характеристики на каждого учащегося. Но была и наша вина в том, что мы класс приняли только 25 мая и не изучали его работы в течение всего предшествующего года. Теперь мы назначаем в принимаемые 5-е классы опытных классных руководителей задолго до приема класса, чтобы дать им возможность заранее ближе познакомиться с детьми.

Выявив такую неорганизованность класса, я с завучем провел беседу с учащимися. На следующий день - еще один сорванный урок. На школьной линейке ученический комитет школы предложил 5-й "Д" класс вывести из общего строя, как порочащий честь школы, - до тех пор, пока учащиеся этого класса не исправятся. Вскоре было проведено собрание учителей, работающих в этом классе. Решили немедленно побывать во всех семьях учащихся и ознакомиться с ними ближе. Выяснилось, что отдельные дети безнадзорны, родители работают, а у некоторых из них отцы погибли во время Великой Отечественной войны. Теперь мы стали еще более уделять внимания этим детям.

Обсудив второй раз положение в классе, мы решили создать актив из наиболее дисциплинированных учащихся этого класса. На него и было обращено особое внимание всех учителей. Большую работу провели с детьми пионервожатая т. Тонконоженко, преподаватель физического воспитания т. Долгополов, выделенный для оказания помощи ученическому комитету, и руководитель данного класса т. Хорошевская.

Понемногу, едва заметно, в классе стали намечаться ученики, у которых пробуждалось сознание значения коллектива в работе класса.

Этому помогла и стенная газета, которая взяла под обстрел плохое поведение отдельных учащихся этого класса. Бичуя отрицательное на своих страницах, стенгазета в то же время показала и положительные стороны в работе класса.

Одновременно классный руководитель Наталья Кирилловна Хорошевская умело организовала родителей, хорошо воспитывающих детей в семье, чтобы создать из них актив и при помощи этого актива - заставить остальных родителей почувствовать ответственность за воспитание своих детей.

Работа в классе проводилась большая, а сдвиг был мало заметен, особенно по успеваемости. Теперь главное было уже не в установлении внешнего порядка, дисциплины в классе, а в повышении собственно знаний учащихся. Нужно было пробудить сознание коллектива, повысить чувство ответственности за прочные знания каждого учащегося, а не быть пассивным наблюдателем. Эта мысль занимала весь коллектив учителей. Преподаватель физвоспитания предложил попробовать для объединения коллектива класса игру "Мяч капитану". Эта игра требует особенной сплоченности группы. Думалось - может быть этим мы заставим класс понять, какое значение имеет коллектив в работе? Предложение было принято. В назначенный день началась игра, а когда она разгорелась, предложили играть 5-му "Д" классу против другого класса. Попросив разрешения у ребят, я стал во главе 5-го "Д" класса, преподаватель физвоспитания Василий Васильевич Долгополов - во главе другого класса. Первый раз мы проиграли, и, не считаясь с самолюбием, обсудили свои ошибки. Второй раз под сочувственные крики "болельщиков" - мы с трудом победили. Сколько было радости, одобрений "подвигов" команды 5-го "Д" класса! Дело подвигалось к сумеркам, пришлось всех отправить домой и предупредить, чтобы назавтра уроки были выучены. Удаляясь, команда горячо обсуждала свои успехи: "Победить команду преподавателя физвоспитания - это же геройство!"

Игра "Мяч капитану", требующая большой организованности всего класса, сыграла свою роль и положила начало организации коллектива учащихся. На классном собрании были обсуждены вопросы успеваемости и дисциплины в 5-м "Д" классе. В час классного руководителя обсуждался также вопрос об ответственности всего класса за успеваемость и дисциплину каждого ученика. Была приведена, как пример, игра "Мяч капитану", и была подчеркнута ответственность каждого игрока перед всей командой, сплоченность и организованность всех участников игры, что и обеспечило победу. Учащиеся 5-го "Д" класса решили укрепить дисциплину и добиться успехов в учебе.

Вопрос о 5-м "Д" классе был поставлен на заседании педсовета школы с участием всех учащихся класса и родителей этих учащихся. На педсовет пришли почти все родители учащихся этого класса.

Вначале отчитывался класс о своем поведении и причинах низкой успеваемости. Теперь учащиеся понимали требования учителей и причины недовольства их классом. Положение в классе подробно обсудили. Учащиеся дали обещание исправиться. Их отпустили, а затем провели беседу с их родителями. В результате этой беседы у родителей повысилась ответственность перед школой за воспитание своих детей. Немалую роль в этом в дальнейшем сыграли и беседы с родителями классного руководителя. Круг обязанностей родителей был намечен. На ближайшем собрании родителей решено было выделить актив из родителей в помощь классному руководителю и для шефства над безнадзорными детьми.

Но было бы неправильно думать, что все уже было сделано и дальше пошло как по маслу. Много еще хлопот доставил нам 5-й "Д" класс. Но все же путь был найден правильный, - всем было ясно, с кем и над чем надо работать.

Нельзя не вспомнить еще один случай исключительно большой работы, проведенной всем школьным коллективом по воспитанию одного учащегося этого ( 5-го "Д" ) класса. Ученик Борис В. Приехал он из городской школы. Семья его была брошена отцом. Мать вышла замуж вторично. Она была больна туберкулезом. Имея только одного сына, она отдавала ему все свои силы и средства: прекрасно его одевала, баловала, что всем бросалось в глаза. Изысканно одетый, выхоленный, с живым и недюжинным умом, он вскоре стал предметом общего внимания, а затем и восхищения всего класса. Все, что так интересовало ребят: перочинный ножик, автоматическая ручка, пугач, которые он приносил в класс - все это привлекало внимание учащихся. Видя, что на него все обращают внимание, Борис стал позволять себе нетактичное поведение, грубость по отношению к ученикам, а затем и к учителям. Пришлось неоднократно вызывать его на беседы. Однако беседы в кабинете директора не дали никаких результатов. Борис временно сдерживался, но потом его грубость и дерзость начинали проявляться с нарастающей силой. В конце концов неугодных ему товарищей он начал избивать, - просто потому, что они "раздражают" его своим видом. Попытка воздействовать на Бориса при посредстве матери ничего не дала. Мать бессильно разводила руками, заявляя, что "он такой с детства". В этот момент я снова вспомнил, как плохо, что при переводе учащегося - характеристики не пишутся; а ведь будь на Бориса характеристика, мы бы не ломали так долго головы, не тратили бы драгоценного времени на всевозможные поиски причин его поведения. Мы решили изучить причины такого безобразного поведения Бориса. Составили план (в составлении принимало участие семь учителей). В классе, где учился Борис, на общем собрании был поставлен вопрос о его поведении. Ребята резко осудили его, обвиняли в подрыве авторитета школы и вынесли решение, - просить директора школы - исключить Бориса из числа учащихся на основании п. 20 "Правил поведения учащихся". В своем ответном слове я сказал, что целиком разделяю мнение класса об исключении Бориса из школы, но считаю нужным указать, что виноват отчасти и сам класс. Он не одернул вовремя зарвавшегося товарища, не указал ему на недопустимость такого поведения, а, наоборот, - своим безучастным отношением к его выходкам поощрял его, видя в нем чуть ли не героя. Даже и тогда, когда Борис стал избивать своих товарищей, все ученики класса отнеслись к этим недопустимым фактам безразлично. Поэтому я считаю требование о его исключении со стороны одного класса - недостаточным, и напишу приказ об исключении Бориса лишь по требованию всего коллектива школы. Все слушали меня очень внимательно и... решили оставить Бориса в школе, если какой-либо другой класс согласится принять его в свою среду. Прошло несколько дней. Борис продолжал ходить в 5-й "Д" класс, но он уже не являлся членом коллектива этого класса [ ZT. очевидно, в классе установили в отношении Бориса некий бойкот ]. Это, видимо, сильно подействовало на него. Он видел, что отвергнут всеми, что развенчан как "вожак-герой", чьи подвиги когда-то восхищали весь класс, что он слишком мал в сравнении со всем коллективом школы. Такая обстановка стала тяготить Бориса; он убедился, что выхода нет, - придется подчиниться и покончить с тем нелепым положением, в котором он очутился. По постановлению собрания учащихся 5-го "Д" класса Бориса надо было перевести в другой класс. И вот я, Борис и его мать заходим в 5-й "Б" класс. Борис, как было условлено, просит класс принять его в свой коллектив, но класс отказывает. Настроение у Бориса все же остается оптимистическое: он был уверен, что его не исключат из школы. Он направляется в 5-й "В" класс, затем в 5-й "А" и, наконец, в 5-й "Г". - Везде отказ. Постепенно самоуверенность покидает Бориса, и под конец мне становится жалко его. Самоуверенность покинула его, в тоне послышалась мольба. Внимательно наблюдая за Борисом, я видел, что он искренне раскаивается в своих поступках. Я посоветовал классному руководителю 5-го "Г" класса принять Бориса. 5-й "Г" класс принял Бориса, но поставил ему ряд требований.

Нужно сказать, что эта сцена глубоко подействовала и на мать Бориса. Выйдя из класса, она горячо пожала мне руку, сказав, что никогда не видела таким своего сына. "Теперь я вижу, что он еще ребенок", - добавила она.

Сейчас Борис закончил 7-й класс. На выпускном вечере он благодарил коллектив школы за то, что дали ему возможность осознать и исправить свои ошибки и понять, каким должен быть советский школьник. Теперь Борис - неутомимый участник всех наших мероприятий.

Не меньшего внимания заслуживает история с Виктором П. Привели его к нам в 5-й класс из соседней начальной школы. С виду крепыш, небольшого роста, с большим лбом и острыми глазами, он удивительно мог менять их оттенок, придавая им то выражение крайней детской любознательности, то хитрости, то жестокости. Отец Виктора погиб на фронте, мать, перенесшая блокаду Ленинграда и эвакуированная на юг, умерла. Взявшая на воспитание Виктора гражданка ст. Пашковской, добрая и сердечная, но малограмотная женщина, плохо воспитывала его. Она была непостоянна: или всячески баловала его, или вдруг резко меняла к нему свое отношение. Значительно хуже стала она относиться к Виктору после того, как ее стали чаще приглашать в школу по поводу неправильного поведения ее воспитанника. Об этом много говорили и на родительских собраниях. И вот однажды, явившись на наше приглашение и услышав весьма нелестные отзывы о своем воспитаннике, она заявила, что выгонит его из дому, откажется от него..., а на другой день - купила ему футбольный мяч... Виктор продолжал совершать неблаговидные поступки. Все это привело к тому, что мы вынуждены были поставить вопрос об исключении его из школы.

Он (Виктор) находил особое удовольствие в том, что выводил из себя учителя, мешал нормальной работе. Увидев это - за Виктором пошли и другие. Дело дошло до того, что учащиеся стали срывать уроки, а учителя ничего не могли сделать. Все меры воздействия на Виктора, казалось, были исчерпаны. Оставалось только исключить его из школы. Но этого делать не хотелось. И вот, посоветовавшись с классным руководителем Н.П. Селюковой, мы решили перевести его в ее класс, где был сильный актив и сложившийся коллектив. Нина Петровна пошла готовить класс к приему, а я, пригласив Виктора, начал с ним беседу. Итогом этой беседы было то, что я вручил последнему в присутствии матери справку об исключении из школы, причем ее тут же печатал секретарь, а я подробно перечислял все его (Виктора) проступки, за что он: исключается из школы. И только тогда, когда печать была поставлена, Виктор не выдержал, стал просить, чтобы его оставили в школе, не исключали. Я предложил обратиться через классных руководителей к классам - может, кто из них согласится принять его. Везде ему отказывали, и только один класс согласился выслушать его просьбу. Это был класс Нины Петровны. Виктор был принят в класс на определенных условиях поведения и успеваемости. Для того, чтобы поставить Виктора в полную зависимость от класса, я, отобрав справку у него, отдал ее на хранение старосте класса указав, что класс сам может решить участь Виктора. Но с Ниной Петровной мы условились, что этого (реального исключения Виктора) - не допустим. Виктор достаточно быстро исправился, и вскоре все забыли об этой неприятной детали, - подписанном на Виктора бланком с приказом об исключении.

Лично я убежден, что одни и те же пороки, казалось, совершенно неизлечимые в условиях одного коллектива, легко поддаются излечению в условиях другого. Умело используя коллектив того или иного класса, можно добиться эффективного педагогического результата. Мне кажется, что этот "метод пересаживания" в некоторых случаях помогает и учителю, и ученику. Безусловно, здесь нужно большое педагогическое мастерство классных руководителей и применение такого приема должно быть исключением.

Было в нашей школе несколько и других фактов, когда воспитанием отдельных учащихся занимался весь коллектив школы. Это давало свои положительные результаты, но занимать коллектив школы только вопросами воспитания одного недисциплинированного учащегося в ущерб всей школе - было бы нецелесообразно. Все это заставило нас внимательно присмотреться к работе классных руководителей. В деятельности классных руководителей был ряд недостатков, которые имели свое отражение и в планировании работы. Поэтому вскоре на совещании классных руководителей были поставлены вопросы:

1. Планирование работы классных руководителей.

2. Работа классного руководителя с классом.

Разбор этих вопросов был проведен на примерах из жизни нашей школы. Впоследствии мы добились хорошей работы многих классных руководителей.

В работе с активом учащихся мы наметили провести следующие мероприятия:

1) Организовать учет детских интересов и построить работу с коллективом на основе учета этих интересов и запросов самих учащихся;

2) Повседневно воспитывать у учащихся чувство долга перед Родиной;

3) Воспитание учащихся проводить в духе понимания значения и важности выполняемой ими работы, необходимости доведения каждой работы до конца;

4) наладить учет всех мелочей в работе с учащимися.

Чтобы усилить свое влияние на всех учащихся, нам нужно было иметь большой актив учащихся. Вот сюда и было направлено все наше внимание - на работу с активом, оказание ему помощи в организации и проведении общественной работы среди учащихся.

Из 1000 учащихся нашей школы в активе у нас числится 313 учащихся. Из них:

членов комитета ВЛКСМ - 9 чел,

членов Учкома - 9 чел,

комсоргов - 11 чел,

старост классов - 23 чел,

пионервожатых - 23 чел,

председателей советов отрядов - 20 чел,

членов совета дружины - 9 чел,

членов советов отрядов - 90 чел,

звеньевых - 60 чел,

физоргов - 23 чел,

старост кружков - 12 чел,

редакторов газет - 27 чел.

Конечно, актив - это большая сила, и ее надо было умело использовать. Большую часть работы по оказанию помощи школьным общественным организациям мы с завучем Вениамином Николаевичем Пучковым взяли на себя; часть работы была распределена между другими учителями.

Постепенно наши школьные организации стали улучшать свою работу, укрепляться. В этом нам большую помощь оказали партийная, комсомольская и пионерская организации школы. Они являлись инициаторами проведения всех наших мероприятий.

Вопросы успеваемости и поведения учащихся - были в центре внимания всего коллектива школы. Ярко, красочно проходили сборы пионерских отрядов. Проведены были сборы на следующие темы:

1. Великие стройки коммунизма.

2. Так было, так есть и так будет.

3. Мир победит войну.

4. О красном галстуке.

5. Пионер, не теряй ни минуты.

6. Цени слово учителя.

7. Сталинский план преобразования природы.

8. Советская армия - оплот мира.

9. Великий, могучий русский язык - язык Ленина.

10. Сбор, посвященный памяти Ленина.

11. Сталин - великий вождь народа.

12. Путешествие по Уралу.

и на другие темы.

Порядок проведения каждого сбора детально продумывается советом отряда. Большую активность и инициативу проявляют сами пионеры в их подготовке и проведении.

Всего пионеров в школе 600 человек. Успеваемость пионеров за 1951 год составила 98 %.

Хорошо стала работать школьная печать: классные и школьная стенные газеты, "Окно сатиры", световая стенная газета.

Памятуя, что газета является коллективным агитатором и организатором, большое место мы в своей работе отводили нашей школьной стенной печати. Особенно большую и кропотливую работу пришлось провести преподавателю литературы Евдокии Степановне Лихогуб. Вначале у нас была одна школьная стенная газета. Выпускалась она от случая к случаю, заполнялась случайными и неинтересными материалами.

Такая газета почти никого не привлекала. Вспоминали о ней только перед знаменательными датами или при вмешательстве инспектора районо, а чаще всего после того, когда кто-нибудь из учителей, остановив нечаянно на газете взгляд, скажет: "Газета уже пожелтела, надо менять".

"Школьная печать должна стать элементом воспитания", - так постановил педсовет еще в 1947 году и наметил план развития школьной стенной печати:

1. Добиться массового участия детей как в подаче корреспонденций, так и в выпуске газет, сделать газету непримиримой к недостаткам как отдельных учащихся, так и в целом школы.

2. Полнее отражать в стенной газете жизнь не только всей школы, но и отдельных классов; следить за поведением и учебой отдельных учащихся; поощрять лучших; критиковать недостойное поведение некоторых учащихся.

3. Сделать газету оперативной, своевременно откликающейся на любое событие в жизни школы, помочь ей в исправлении замеченных недостатков, всемерно поддерживать все ее хорошие начинания и предложения.

4. Разгрузить детей от постоянного редактирования и оформления газеты, возложив эту работу на сменные редколлегии.

У нас до того был постоянный общешкольный состав редколлегии, который занимался сбором материала, его редактированием, печатанием и оформлением газеты. Это очень утомляло входящих в эту редколлегию детей и отнимало у них много времени. Мы решили несколько перестроить эту работу. Общешкольный состав редколлегии остался, но функции его изменились. Он стал работать с юнкорами, с начинающими поэтами, определять тематику очередного номера газеты и контролировать ее выпуск, но непосредственным же выпуском газеты занимались старшие классы по очереди: каждому классу приходилось выпускать газету один раз в 2-3 месяца, и газеты стали выходить регулярно. При такой постановке работы классы соревновались между собой и стремились выпустить лучший номер газеты не только по оформлению, но и, главное, по его содержанию, что заставляло учащихся творчески работать, но не перегружало их и не сказывалось на учебе. Этим мы добились, что редакционный актив наш увеличился в несколько раз и общешкольные газеты стали выпускаться регулярно.

Появилось много материала, имеющего важное значение для классов, но его не могла вместить наша общешкольная газета. Практиковали выпуск классных газет, но они увеличили количество работы редакторов и отнимали много времени у учащихся и классного руководителя. Тогда мы отпечатали в типографии несколько тысяч стандартных макетов стенных газет "молния". Насколько эта форма привилась, можно судить по тому, что только в 1950/51 учебном году было выпущено в школе около 700 стенных газет-молний, по 40 экземпляров на класс. В выпуске этих газет участвовали все учащиеся школы, - откликнувшись на 2000 различных вопросов, воспитывающее значение которых было огромно.

Изучая содержание газет, мы увидели, что многие заметки как классных, так и школьных газет дублируют одни и те же темы, например, опоздание на уроки, нерадивое отношение отдельных учащихся к учебе, неопрятность и т. д. Этого скучного однообразия мы решили не допускать в дальнейшем.

В газету поступило много сатирического материала - как статей, так и карикатур. Дети настолько увлеклись, что заполнили этим материалом чуть ли не всю газету. И перед нами встал вопрос об ограничении этого раздела. Но так как для детей это был один из самых привлекательных отделов газеты, ибо он был конкретнее, чем общие рассуждения, - мы решили выпускать сатирический журнал. Право подачи сатирических рисунков давалось всем учащимся. После тщательной проверки они помещались в журнале "Сатира и юмор". А затем через эпидиаскоп этот материал демонстрировался на киноэкране для всей школы, сопровождаясь нужными комментариями.

Это доходчивое, красочное, представленное в детском рисунке с комментариями учителя, изложение норм поведения - приносило определенную пользу, так как никто не хотел быть "героем дня". Правда, находились одиночки, которые стремились к этого рода прославлению своих "подвигов". Но мы этого не поощряли, и ребята таких корреспонденций просто не пропускали, находя другие меры воздействия.

Мы не увлекались фактами отрицательного характера. Они служили нам контрастом: так надо, а так - не надо.

В школе имеются газеты: школьная - "Дети Родины", классные - "Молния", "Семья и школа", "Мичуринец", и ряд других.

По работе школьной печати наша школа заняла первое место в районе и держит его три года подряд.

Большое внимание уделялось нами и внеклассной работе. В школе демонстрировались кинокартины кружком учащихся-любителей во главе с киномехаником станицы. Проводились утренники и вечера, работал лекторий для учащихся.

Словом, жизнь в школе оживилась. Но больше всего нас радовала и радует инициатива учащихся по оказанию помощи временно отстающим детям в учебе и по вовлечению в школу выбывших из нее детей.

Наша школа охватила всех детей школьного возраста. Как мы этого добились? Микрорайон нашей школы мы распределили по улицам, и каждая улица закреплена за отдельным учителем. У каждого учителя на улице имеется свой форпост учащихся, живущих на этой улице. Поэтому мы многое знаем из жизни детей этой улицы. Однажды по сообщению такого форпоста мы узнаем, что у Лени и Вити М. умерла мать. Дети остались с отцом, который в это время был в отходе на строительстве. Тяжесть незаменимой утраты видна была во всем. Коллектив класса, во главе с классной руководительницей Клавдией Николаевной Якоби, решил оказать помощь детям, оставшимся без родителей. В ближайшее воскресенье несколько девочек, по поручению класса, привели квартиру в порядок: побелили стены, вымыли окна и двери, привели в порядок посуду, книги. Принесли цветы. А мальчики обеспечили семью на много дней топливом и водой. И все это делалось для того, чтобы облегчить жизнь детям и дать им возможность более нормально учиться в школе и не пропускать уроков. С тех пор учащиеся установили дежурство по дому осиротевшей семьи - до приезда отца. Каждый день кто-нибудь из соучеников забегал к ним, и все по-домашнему садились готовить уроки. Однажды рано утром мне сообщили, что меня ждет кто-то из родителей. Это был отец осиротевшей семьи, который пришел благодарить школу за внимание учащихся к его детям. Многого я не знал из того, что делали наши учащиеся в его семье. Глубоко был тронут отец вниманием школы.

Был еще случай с Витей Ф, учеником 4-го класса. Отец его погиб на фронте, мать лежала в больнице. Запустил Витя хозяйство семьи, да и сам кое-как готовил уроки. Коллектив класса решил оказать ему помощь. Дело было весной, поэтому ребята не только в доме навели порядок, а и огород вскопали и помогали Вите готовить уроки и догнать товарищей по учебе. А когда мать вернулась из больницы, она, еще не окрепшая, пошла в редакцию районной газеты "Сталинский путь" и попросила рассказать об этом на страницах газеты. Затем пришла в школу. Много материнской теплоты и благодарности было в ее словах, обращенных к коллективу класса.

Можно привести много других фактов оказания помощи учащимся и их семьям коллективом нашей школы. Коллективная помощь стала входить у нас в быт, стала считаться обыденным делом.

Однажды я видел, как гражданину трудно было переправить тележку через переезд. Учащиеся 7-го класса, идя в школу, не обмолвившись ни словом, помогли ему и, продолжая беседу, пошли дальше. Это было радостно видеть. Я им не дал понять, что одобряю их благородный поступок, хотя они прошли мимо меня, поздоровались. Да, видно, они и сами не обратили внимания на то, как я отнесся к их поступку.

По большим вопросам работы школы мы проводили совещания с активом школы в полном его составе. Незадолго до совещания учащимся раздаем пригласительные билеты. Особенно оживленно проходили такие совещания, когда я обращался к детям за советом. Это вызывает удивительную активность учащихся, и они выступали с деловыми и разумными предложениями и, действительно, оказывали нам большую помощь в организации работы. Нужно сказать, что и критика, и самокритика у нас была деловой, принципиальной. Все критические замечания, высказанные на этих совещаниях, учитываются нами в нашей практической деятельности.

На совещаниях актива учащихся обсуждались следующие вопросы:

1. Установление твердой дисциплины в школе.

2. Подготовка школы к демонстрации в большие праздничные дни (Великой Октябрьской социалистической революции, 1 мая).

3. Внешнее оформление школы.

4. Вопросы оказания помощи колхозу.

5. Оздоровительные мероприятия в школе, и др.

По решению одного из таких совещаний актива производится недельное дежурство класса по школе вместе с классным руководителем. Дежурят на определенных постах в день по 12 человек, с выделенным старшим дежурным. В школе имеется 12 красных повязок с буквой "Д" и одна с буквой "СД". Дежурство устанавливает и проверяет ученический комитет. Дежурство классных руководителей завуч ставит в расписание. Смена дежурств проводится в субботу. Один класс дежурство сдает, а другой принимает. Классы выстраиваются друг против друга, преподаватель физвоспитания, ведающий журналом записей событий на дежурстве, зачитывает записи в журнале и, отметив хорошие стороны дежурства, передает дежурство следующему классу. Иногда всю работу по передаче дежурства проводит заведующий учебной частью.

На ученических вечерах дежурство меняется внутри группы класса через каждые 30 минут.

Только систематическое наблюдение за выполнением дежурства в течение всего дня дает должные результаты: в школе прекратилась беготня, установился порядок, нет очередей у воды и нет луж около бака, нет и шумных конфликтов среди учащихся.

Для оказания помощи колхозу мы всегда выходили со знаменем школы - его несли лучшие учащиеся. У нас существует порядок, что знамя школы в поле несет класс с полной явкой для выхода в колхоз. А при возвращении с работы в колхозе - класс, показавший себя лучшим в работе и оказавший помощь товарищам. Учащиеся гордятся правом нести школьное знамя.

Большое значение в воспитании ученического коллектива школы мы придаем массовым мероприятиям общественно-полезного труда, но делаем это в такой мере, чтобы не перегружать учащихся и не мешать им в основном - успешно учиться.

В процессе выполнения учебных программ учителя не раз были с учащимися в экскурсиях на различных предприятиях и в колхозе. Экскурсии преследовали цель ознакомиться с работой предприятий, с механизацией сельского хозяйства, с работой на парниках и на других участках.

Одновременно оказывается помощь в проведении культурно-массовой работы в колхозе (оформление стенной газеты колхоза, оформление помещений, где проводятся торжественные заседания, в проведении вечеров и др.).

Выполняя различную работу по оказанию помощи колхозу, мы ставим перед собой задачу, чтобы учащиеся приучались применять полученные в колхозе навыки в своей жизни и не отрывались от трудовой деятельности колхозников.

Однажды преподаватель биологии И.Т. Зинченко, проводя в колхозе беседу в сопровождении эпидиаскопа о жизни растений, о необходимости внесения удобрений, в том числе и местных, сумел убедить и заинтересовать колхозников, которые тут же решили как можно больше собрать золы к предстоящей весенней посевной кампании. В сборе золы школа решила принять самое активное участие. Мы и раньше проводили это мероприятие, но оно проходило неорганизованно и не приносило ни нам, ни колхозу нужного результата. В этом году мы решили сбор золы организовать по-иному. Вначале этот вопрос был обсужден на секции классных руководителей, с учителями, отвечающими за соответствующие участки работы, а затем обсуждался на комсомольском собрании, совете дружины, на учкоме. После этого был собран актив школы. И уже на другой день с утра школа жила какой-то особенной жизнью. Везде стояли небольшие группы учащихся и в каждой из них в центре был ученик из актива, разъясняющий своим товарищам важность такого мероприятия, как сбор золы. Стоит кому-нибудь из представителей другого класса пройти мимо, как разговор затихает. Вскоре все узнают, что Тася Родина обежала весь квартал, где в семьях нет учащихся, и заручилась обещанием жителей, что они будут собирать ей золу, и что группа ребят также договорилась с гражданами о сборе золы и определила пункты сбора. Быстро разнеслась весть и о том, что вчера вечером учащиеся 7-го "Г" класса решили завоевать в этом мероприятии первенство, но неожиданно в 1-й класс пришел отец одного учащегося, который обещал дать машину для вывозки из кочегарки их предприятия до 3-х тонн золы, что очень озадачило 7-й класс "Г". Это соревнование увлекло не только учащихся, но и их родителей, и когда начался сбор золы, то оказалось, что в него была втянута значительная часть населения станицы. Зола, как правило, собиралась на дому в течение недели, а в субботу на тележках и санках перевозилась в школу. Можно было сплошь и рядом видеть, как отец или мать помогали дочери или сыну.

45 тонн золы дали мы колхозным полям, 300 трудодней начислил нам колхоз за эту работу.

Так же организованно, но еще с большим подъемом, проходил у нас сбор металлолома. Проводился он у нас под лозунгом: "Соберем металл на 4 гусеничных трактора для сельского хозяйства". Подъем был настолько велик, что мы даже первое время не могли такого ожидать, и поняли только тогда, когда на школьном дворе стали появляться такие предметы, как - передки разбитых артиллерийских орудий и, наконец, фашистский бронетранспортер. Ребята, привязав тридцатиметровый канат, призвав на помощь другие классы, применяя катки и смекалку, втащили его во двор. Дошло до того, что заготовительные организации стали поговаривать о том, чтобы из г. Краснодара вызвать для погрузки подъемный кран. Пришлось умерить пыл.

Мы пользовались всякими поводами, чтобы обратить внимание всех учащихся на значение коллективного труда. Душою всех этих мероприятий был физрук В.В. Долгополов. И в этом случае, когда бронетранспортер оказался во дворе школы, обращаясь к ученикам, он спросил: "Кто из вас поднимет этот бронетранспортер?". Дети, видя несуразность вопроса, смеялись.

- А теперь давайте передвинем его сообща. Он нам мешает ходить.

И когда транспортер был учащимися передвинут в сторону, Василий Васильевич сказал:

- Вот это, ребята, и есть сила коллектива.

В порядке общественной работы в 1950/51 учебном году учащиеся нашей школы поставили по селу до 500 скворечников, собрали семян для лесополос 120 кг, и золы для колхоза и пришкольного участка до 100 тонн. Собрали металлолома 70 тонн, посадили лесополос 7 га, отобрали семян вручную 3 тонны, пропололи разных культур 300 га. Собрали колосков 40 тонн, собрали гусениц в колхозном саду на площади до 100 га. Кроме того, учащиеся ежегодно проводили работу по сбору урожая в степи, в садах и огородах.

У нас установилась традиция, что после экзаменов учащиеся старших классов работают в колхозе, принимают активное участие на прополке, на уборке урожая и т. д. Работа в колхозе стала делом чести каждого учащегося. За эту организованную помощь правление колхоза приобрело для школы звуковой киноаппарат, оркестр и много дорогостоящего оборудования.

Учащиеся школы принимали участие в благоустройстве станицы (ремонт дорог, посадка деревьев и в других работах). Я не могу вспомнить ни одного общественного мероприятия станицы, где бы мы не находили своего места, своего участка работы.

Сами учащиеся оформили внешний фасад и двор школы. Были установлены статуи пионеров у входа в школу, а во дворе - статуя Володи Ульянова. Разбиты цветники около школы. Вокруг школы и школьного участка посажено до 700 штук тополей. При школе сейчас имеется сад и пришкольный участок. Школа огорожена, и ежегодно забор окрашивается силами самих учащихся.

В воспитании детского коллектива исключительно большая роль принадлежит родителям.

Учитывая это, очень многие вопросы учебно-воспитательной работы в школе мы обсуждаем вместе с родителями. На родительских собраниях обсуждались следующие вопросы:

1. Государственная ответственность родителей за воспитание молодого поколения.

2. Воспитание детей в семье.

3. Связь школы с семьей.

4. Трудовое воспитание детей.

5. Режим для учащихся.

6. Выработка навыков культурного поведения.

7. Воспитательное значение коллектива.

8. Борьба с суевериями, и др.

Специально для родителей издается стенная газета "Семья и школа", где освещается и опыт воспитания детей в семье. Родители находятся всегда в курсе всей проводимой в школе работы. В период весенних работ редакционная коллегия этой стенной газеты издает по бригадам бюллетени для родителей.

В результате такой повседневной тесной связи с родителями мы сравнительно легко организуем различные массовые школьные и общественные мероприятия. Если нам требуется помощь в проведении других мероприятий, мы всегда обращаемся за ней в общественные организации и в первую очередь в партийную организацию, и неизменно находим поддержку и внимание к школе. По нашей просьбе запретили около школы торговлю семечками, папиросами и табаком, провели ряд мероприятий по благоустройству школы и оборудовали ее всем необходимым.

Учителя нашей школы, проводя систематически воспитательную работу с коллективом учащихся, добиваясь от них высоких знаний и сознательной дисциплины, уважения правил социалистического общежития, бережного отношения к государственному и личному имуществу, поставили вопрос о поисках тех внешних форм, которые бы облекли всю эту работу в эмоциональную, волнующую, надолго запоминающуюся форму, способствующую привитию детям навыков и привычек организованного поведения в школе. И, по нашему мнению, - одним из средств такого воспитания были церемонии важнейших событий в жизни школы.

Августовский учет детей нам показывает, что ежегодно 1 сентября в нашу школу вливается от 150 до 250 человек новых ребят, прибывших за лето в район нашей школы, либо из других начальных школ. Они (новички) вносят массу привычек, навыков, идущих вразрез с нашими правилами. Если прибавить к этому, что и наши учащиеся "кадровики" за лето также теряют многое из того, что мы им старались привить, то можно представить, какая дезорганизация вносится в начале учебного года в работу школы.

Мы поставили перед собой задачу - в первый же день учебных занятий дать детям максимум организованности, избегая при этом нервозности, сутолоки, беготни и т. д.

Правда, многие вопросы первого дня учебы, особенно комплектование классов, мы разрешаем задолго до начала учебного года и окончательно решаем в учебный сбор, который ежегодно проводится у нас 30-го августа. Когда наступает первый лень занятий, нашей задачей остается создать из всей этой массы детей - единый, организованный, подчиняющийся единой воле коллектив. Начало решения этой задачи мы возлагаем на церемонию подачи первого звонка. Для проведения этой церемонии созываются обе смены учащихся. Час сбора - 7ч 30 мин утра. Продолжительность - 35 минут. Церемония проводится на площадке перед школой. Заранее оборудуется трибуна. На ней - большой портрет товарища Сталина. Трибуна - на небольшом помосте, огорожена кумачовым барьером, по бокам два бюста: Ленина и Сталина. На задней стенке призыв. Перед трибуной размечены площадки для построения классов. Классные руководители, построив классы с отрядными флажками, по сигналу выводят их на заранее отведенные места. Старший дежурный учитель выводит дежурных с транспарантами на обозначенное на плане место. Физкультурный руководитель выравнивает все классы. Когда в построении обозначилась четкость, директор в сопровождении учителей идет к выстроившимся учащимся. Физрук подает команду "смирно" и рапортует директору школы. Директор здоровается. После команды "вольно" он с учителями поднимается на трибуну. Подается команда "Смирно! На знамя, равняйсь!" Под звуки марша знаменосец с ассистентами несет перед строем знамя и становится на место. Команда "вольно". Представители партийной и комсомольской организаций произносят короткие речи, поздравляя учащихся с началом учебного года. После своего выступления директор вызывает двух отличников и, взяв у дежурных транспарант, предлагает им поочередно читать правила поведения. После того, как правила зачитаны, директор предлагает старейшей учительнице и вызванным отличникам в ознаменование начала учебного года поднять над школой государственный флаг. Под звуки Государственного Гимна и бурные аплодисменты в честь родной Коммунистической партии и Советского правительства над школой на двадцатиметровую высоту поднимается государственный флаг. Затем директор школы предлагает ученице 1-го класса дать первый звонок начала учебного года. Девочка поднимается на трибуну и подает звонок. Учащиеся под звуки марша расходятся по классам. Вторая смена отпускается до начала занятий смены по домам.

Какой неизгладимый след от всего этого остается в памяти учащихся!

Нужно сказать, что, несмотря на то, что эта церемония проходит при большом стечении родителей, тишина все 35 минут стоит полная. Очень у многих мы видим следы глубокого душевного переживания.

Наступает последний день занятий. Для учащихся 7-х классов прозвучит последний звонок в стенах нашей школы, и мы не пропускаем случая, чтобы у выпускников наших оставить в памяти неизгладимые впечатления, память о днях, проведенных в нашей школе, о ее традициях, о том, чему мы их учили эти семь лет. В этот знаменательный для них день мы решили проводить церемонию последнего звонка. Директор школы в коротком выступлении говорит, обращаясь к выпускникам, о светлой дороге, лежащей перед выпускниками, об их гражданских обязанностях, об их будущей работе на пользу Советской Родины, о связи со школой, в которой они впервые научились читать и писать близкие и дорогие им слова: "мама, Родина, Сталин". В заключение директор призывает всех учащихся успешно сдать экзамены. После этого выступает с ответным словом ученик 7-го класса. Он призывает всех учеников высоко держать честь школы и передает знамя ученику 1-го класса, который, принимая знамя, дает обещание - свято хранить честь школы. В это время зал наполняется могучими, жизнеутверждающими звуками Гимна Советского Союза. Прекращаются звуки Гимна, и первоклассники, заранее проинструктированные, преподносят выпускникам алые розы, выращенные в школьном цветнике. После этого на подносе приносят убранный лентами и цветами звонок, и старейшая няня М.А. Богачева, проработавшая в школе четырнадцать лет, дает последний звонок. Под гром аплодисментов парами расходятся семиклассники по классам. Церемония последнего звонка глубоко запоминалась учащимся. Об этом они рассказывали на торжественном акте вручения свидетельств.

Конечно, трудно было бы добиться всего, о чем говорилось выше, если бы нашими учителями не велась постоянная воспитательные беседы о значении знамени, о чести школы, если бы сознание детей не формировалось на бесчисленных примерах героических поступков советских людей, отображенных в художественной литературе.

Однажды в начале учебного года ко мне подошли т.т. Кутас М.П. и Срывкина А.И. и сказали: "Нельзя ли нам организовать более торжественный прием в пионеры. Уж слишком он у нас беден". - Это было правильное и серьезное предложение. В самом деле, как мы порой недооцениваем это знаменательное событие в жизни детей - прием в пионеры. Несколько лет ребенок ждет этого дня. Не раз мне приходилось наблюдать, как пришедшие в школу первоклассники надевали пионерский галстук, и какое неподдельное огорчение выражалось на их лицах, когда им говорили, что галстук носить нельзя. В этом вопросе мы были последовательны до конца. Пионерский галстук есть знак принадлежности к пионерской организации, и носить его имеет право только тот учащийся, который принят в пионеры. Но это желание быть пионером, постоянно подогреваемое жизнью всей дружины, претворяется в действительность зачастую серо, буднично, а порой просто ограничивается "записью в пионеры". Нет, решили мы, что прием в пионеры мы будем проводить так, чтобы момент вступления в политическую жизнь - учащимся запомнился на всю жизнь. Заранее мы определили день приема в пионеры. Первый такой сбор был в канун праздника Великой Октябрьской Социалистической революции. Для соответствующей подготовки ребят была разработана тематика бесед на темы: "История пионерской организации", "Детские годы В.И. Ленина и И.В. Сталина", "Жизнь советских и зарубежных детей", о Павлике Морозове, о Зое Космодемьянской, о Молодогвардейцах, и т. д. Эти беседы проводились учителями и комсомольцами, прикрепленными к третьим классам. В это же время учителя провели ряд коллективных и индивидуальных бесед с родителями, результатами которых было то, что все родители заранее купили пионерские галстуки и принесли их М. Кутас и С.А. Ивановой, дав полное согласие на вступление их детей в пионеры. Для приема в пионеры был назначен сбор дружины. На сборе присутствовали: директор, завуч, секретарь партийной организации школы, классные руководители 5-7 классов, учителя, родители и группа комсомольцев. Отряды разместились по классным комнатам. В зале, где должен проходить сбор дружины, остались только взрослые. По сигналу трубы "сбор" отряды заняли свои места. Начался обычный церемониал.

Председатель совета дружины (председателю совета 1-го отряда): Сдать рапорт. Председатель совета отряда: "Есть сдать рапорт! Отряд, смирно!" И, четко поворачиваясь, подходит на расстояние двух метров к председателю совета дружины, рапортует, отдав салют, получает ответный салют от председателя совета дружины: "Товарищ председатель совета дружины имени Зои Космодемьянской, отряд имени Чапаева В.И. прибыл на сбор; по списку числится 35 человек, отсутствующих нет. Рапорт сдан!". Председатель совета дружины: "Рапорт принят". Салют. Председатель совета отряда, четко повернувшись, идет к отряду, подает команду "вольно". Председатель совета дружины: "Председателю 2-го отряда сдать рапорт!", и т. д. до сдачи рапорта всеми отрядами. Приняв от всех отрядов рапорты, председатель совета дружины подает команду: "Дружина, смирно!", и, направившись к старшей пионервожатой, рапортует. Старшая пионервожатая рапортует директору школы. Приняв рапорт от старшей пионервожатой, директор школы разрешает проводить сбор пионерской дружины, посвященный 34-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции. Старшая пионервожатая уходит на свое место. - Дружина, смирно! На знамя равняйсь! - командует старшая пионервожатая. Знаменосец в сопровождении ассистента, барабанщика и горниста вносит знамя. Председатель совета дружины: "Сбор дружины, посвященный 34-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции, считаю открытым!" Старшая пионервожатая: "Учащихся 3 "А" и 3 "Б" классов ввести для приема в пионерскую организацию имени В.И. Ленина". Классные руководители и прикрепленные комсомольцы вводят учащихся в зал и выстраивают их лицом к дружине. Старшая пионервожатая: "Зачитать фамилии вступающих в пионерскую организацию". Сначала один, затем другой классный руководитель зачитывают списки. Стоящие в строю учащиеся отвечают "я". Списки передаются старшей пионервожатой. Старшая пионервожатая: "Право принятия торжественного обещания от вступающих предоставляется секретарю первичной партийной организации школы товарищу Горской В.И.". Секретарь партийной организации, подчеркнув значение этого торжественного акта, зачитывает текст обещания, а вступающие в пионеры повторяют. Старшая пионервожатая: "Право повязать галстуки предоставляется лучшим комсомольцам школы". Комсомольцы повязывают галстуки. Играет оркестр. С короткими приветственными словами выступают директор школы, комсомолец и пионер. Председатель совета дружины: "Решением совета дружины отряду пионеров 3 "А" класса присваивается N 19, пионерскому отряду 3 "Б" класса - N 20. Старшая пионервожатая: "Председателю совета дружины - вручить отрядные флажки!" Председатель совета дружины под звуки оркестра вручает направляющему отрядные флажки. Председатель совета дружины предоставляет слово секретарю ученической комсомольской организации, который сообщает, что решением комитета ВЛКСМ первичной комсомольской организации школы имени И.В. Сталина от 3.ХI-1952 г. во вновь организованные отряды назначены отрядные вожатые. Старшая пионервожатая подает команду: "Вожатым отрядов N 19 и N 20 ввести отряды в строй дружины на указанные места". Оркестр играет марш. Раздаются аплодисменты. Отряды расходятся на указанные им места.

Сбор окончен. Председатель совета дружины рапортует старшей пионервожатой об окончании сбора. Старшая пионервожатая подает команду: "Смирно! К выносу знамени подготовиться! Знамя вынести!" Знаменосец с ассистентами под дробь барабана выносит знамя. - К борьбе за дело Ленина-Сталина будьте готовы! - обращается к пионерам вожатая. - Всегда готовы! - отвечают пионеры.

После команды "Разойдись!" пионеры выходят организованно из помещения.

Торжественность приема в пионерскую организацию надолго запоминается детям.

Нашей школе присвоено имя Великого И.В. Сталина. Мы в своей работе с детьми повседневно подчеркиваем это, и призываем всех учащихся быть достойными этого имени.

Борьба за честь школы имеет большое воспитательное значение.

Очень часто мы, учителя, в беседе с учащимися говорим: "Выбери себе героя и следуй за ним... Подражай, учись у него". Следовать и подражать своему герою, быть походим на него, так же крепко любить свою Родину, как и он - вот мечта наших школьников.

Наблюдая за жизнью нашей школы, я убедился, что присвоение имени родного товарища Сталина дает большой, благодарный материал для воспитания не только учащихся, но и учителей. Теперь мы стараемся работать так, чтобы результаты были достойны школы, носящей имя Иосифа Виссарионовича Сталина. О глубокой любви к товарищу Сталину свидетельствует то обстоятельство, что на другой же день после присвоения нашей школе имени товарища Сталина большинство детей надели значки с изображением великого вождя. Интересен и тот факт, что вновь поступающие дети либо пишут в заявлениях, либо с особой гордостью заявляют: "Школа имени И.В. Сталина". Образ вождя для наших учащихся стал еще более дорогим и близким.

Так, постоянно ставя свою работу и работу учащихся под контроль, как мы оправдываем высокое имя, присвоенное нашей школе, мы приучаем и себя, и детей решать вопросы работы школы, борьбу за глубокие, прочные знания учащихся с точки зрения интересов социалистического общества, государственных интересов.

Даже такой, казалось бы, малозаметный факт, как форма обращения к выстроенным в шеренгу учащимся школы: вместо "Здравствуйте, дети!", "Здравствуйте, учащиеся школы имени Сталина!" - служит элементом воспитания и свидетельствует, что в руках воспитателя есть прочная основа, благодатный материал для организации детей.

Запомнился мне и такой факт. У нас не было вывески школы. Я ее заказал еще до присвоения нашей школе имени товарища Сталина, и вывеска была привезена без указания имени. И каково было разочарование детей, когда на вывеске ребята не нашли любимого имени - Сталина. Посыпались сотни вопросов: почему? Пришлось провести беседу.

В прошлом году в жизни нашей школы произошел случай, который убедил нас в том, что наша воспитательная работа оказывает благотворное влияние на учащихся. В марте 1951 года в двух кварталах от школы загорелся сельмаг из-за неисправной электропроводки. Несколько человек взрослых растерялись - как быть с пломбой? Кто-то крикнул: "Сталинцы, вперед!". И за пятнадцать минут весь товар был вынесен и сложен в штабеля. Прибежавшие учителя с трудом остановили учащихся, стремившихся вынести и прилавок, а крыша вот-вот готова была обрушиться на их головы. Дело, конечно, не обошлось без ожогов, но на 220 тысяч рублей государственного достояния было спасено. - Учащиеся нашей школы показали свою высокую сознательность и поступили как подлинные патриоты социалистической Родины.

Учительский коллектив нашей школы, воодушевленный грандиозным размахом строительства коммунизма в нашей стране и великой заботой Коммунистической партии и Советского правительства о школе и об учителе, с чувством высокой сознательности и гордости за свою Родину осуществляет задачу коммунистического воспитания учащихся, придавая этой работе конкретные формы и связываю ее с насущными задачами строительства коммунистического общества.

Приятно слушать прощальные выступления учащихся - выпускников, в которых они заявляют, что они будут верны Родине и будут свято ей служить на всех участках хозяйственного и культурного строительства.

Мы спрашиваем себя: могли бы мы такую работу провести без сплочения учащихся в дружный коллектив, без помощи общественности? И отвечаем - нет. Только в коллективе возможно всестороннее воспитание учащихся. Антон Семенович Макаренко прав, утверждая, что воспитание надо проводить в коллективе, через коллектив и для коллектива. Большевистская идейность в преподавании и политическое воспитание учащихся являются важнейшей основой воспитания школьного коллектива. Методы воспитательной работы должны быть направлены на поддержку и развитие положительных тенденций в коллективе, на преодоление всего отрицательного, отживающего. Необходимо неустанно воспитывать у учащихся любовь к нашей Родине, к родной Коммунистической партии, к школе. Наши учащиеся любят свою школу. Эта любовь привита большой и интересной работой всего коллектива учащихся и учителей школы. Успеваемость в нашей школе хотя и медленно, но из года в год повышается. В этом году общая успеваемость по нашей школе выражается в 93 %. Не успевают 62 человека в основном по русскому языку. Причины неуспеваемости: влияние местного диалекта, слабое знание русского языка учащимися другой национальности, отставание вследствие переезда учащихся и др.

Недостаточно овладели мы еще мастерством педагогического процесса. Но мы, работая, учимся и не останавливаемся перед трудностями.

Файл: За общественное движение: "Артисты из театров - в детские дома", "Студенты из ВУЗов - в детские дома" http://zt1.narod.ru/stud.htm. Там и такое. - Совместить положительную (положительную!) "сектантскость"
(сектантскость положительную!)
интернатного – детдомовского учреждения с нужной степенью так сказать проветривания и всех душ в учреждении и учреждения в целом.

То есть, как почти во всём: не или-или, а и-и. -

Из давних библиотечных выписок. Журнал "Педагогоч. сборник" (военного ведомства) РНБ П28/560 1868,2 (?) .. Гораздо больше примеров совершенной загрубелости от долгого постоянного пребывания в заведении, чем от дурного влияния среды, окружающей воспитанника дома. Разница между постоянно бывающими в отпуску и не выходящими из заведения - видна почти с первого взгляда (с.111).

Журнал "Народн обр" П29/163 1963,2 (Г.С. Макаренко-Салько) .. А.С. Макаренко не одобрял ЗАКРЫТЫЕ учреждения ("Нельзя так обеднять социальный опыт детей!").

From http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

-

А.С. Макаренко в 1931 г., т.5 М.1985 .. Новый быт первым делом требует уменьшить у семьи право [ZT. в оригинале по Г. Хиллигу: лишить семью права] прибегать к кустарному воспитанию ребенка. / Это совсем не означает, что ребенка нужно оторвать от матери, что он должен расти как ничейный ребенок, почти что как теперешний беспризорник. Те, кто кричит о полном разрыве матери с ребенком, о полном забвении сыном своих родителей, - это просто чудаки и "бузотеры". Именно в полной гармонии между организационной силой воспитательного детского дома и природной родственностью в семье лежит секрет будущего воспитания... (с.316). ZT. В подростковом возрасте надо лететь-вздыматься во взрослость не лишь на семейном и не лишь на макаренковско- интернатно- школо- хозяйственном, а: НА ДВУХ-ОБОИХ ЭТИХ КРЫЛЬЯХ, как это и было у приемного сына А.С. Макаренко Лёвы Салько.

Тема Лёвы Салько в: http://ztnen.livejournal.com/3314.html.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

За новое общественное движение: АБСОЛЮТНО КАЖДОМУ ДЕТДОМОВЦУ - ПАТРОНАЖНЫХ ОПЕКУНОВ.

У А.П. Чехова в пьесе “Три сестры”, - действие 4-е, Вершинин: “К образованию прибавить трудолюбие, а к трудолюбию образование”. У А.С. Макаренко: к семейному прибавить интернатно- школо- хозяйственное, а к интернатно- школо- хозяйственному прибавить семейное, так вот измудриться.

Нужна не раздача детей из детдомов в семью, а нужно такое вот широкое общественное движение:

АБСОЛЮТНО КАЖДОМУ ДЕТДОМОВЦУ - ПАТРОНАЖНЫХ ОПЕКУНОВ.
Ищи также на http://ztnen.livejournal.com/6554.html

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

патронат у Вихерна.

Да, расхож тезис "Ребенку нужна семья, а не детский дом". Но на самом-то деле, да,

каждый подросток нуждается и обязательно должен иметь персональных патронов-опекунов, персонально именно его опекающих,

однако совсем не обязательно, чтобы он и жил у этих своих патронов-опекунов.

Иные тети-дяди очень хорошо опекают племянников, хотя те живут не с ними.

Есть встречные потоки: 1) желающие найти мужа (жену) И желающие избавиться от мужа (от жены) 2) желающие обрести ребенка в семью И желающие избавиться от ребенка в семье 3) ищущие путей изничтожения детдомов И ищущие детдома для пристройки туда своих детей.
Кроме того, много пишется о том, как приемные родители довольно скоро разочаровываются в принятых (усыновленных, удочеренных) ими детях, и возникает драматическая ситуация.
Но мало пишут о том, как те или иные детдомовские ребятки, ране мечтавшие покинуть детдом и обрести обычную семью и родителей, по осуществлению этого не в столь уж редких случаях довольно быстро разочаровываются и в новом быте, и в личностных характеристиках обретенных родителей, и возникают драматические ситуации.

Тиц Борис Николаевич. Детские приюты. Справочная книжка для лиц, имеющих надобность помещать детей в приюты. СПб 1886.110 РНБ 18.171.6.101. ZT. Еще не смотрел.
Такого рода услуги и такого же рода справочники нужны и современным родителям.
Но, - по элементарным правам детей, -
такого же рода услуги и такого же рода справочники нужны для очень и очень многих детей, которым плохо / невыносимо / страшно в семье…

"Детский дом" БАН I.242 1930,6. И. Данюшевский (кстати, он прекрасно знал А.С. Макаренко лично). - Произвол в отношении перебросок, укрупнений и разукрупнений, сокращений. Экспансия на помещения и территорию детских учреждений. Кому какое дело, что дети со своим домом свыклись, привязались даже к своим спальням, к своему зданию, к своему саду перед домом, к своей школе, к своему производству. Какое кому из бюрократов в ОНО и ОблОНО дело, что учреждение (его ребята) связались уже с окружающей средой, имеют шефа в данной местности (ZT. Это - шефы и шефство индивидуальное над персон-ребятками - дело чрезвычайно важное и позитивное, и практиковалось почти всеми макаренками = школо-хозяйственниками всех времен и народов), имеют в близкой окрестности хороших личных знакомых, патронов, крестных матерей и т.д. Всё это топчется бездушно и безнаказанно.

Гинтовт Александр Станиславович (?). Детдома - высшая форма социального воспитания // "Трудовая школа" РНБ П29/362 1923,4-5 с.9-27; // "Рычаг просвещения" РНБ П29/261 1921,6-7.
ZT. Он занимался и "школами действия" на Западе, и летними школами. Ничего из этого еще не смотрел.

http://zt1.narod.ru/doc/discipl-rejim-nakazan.doc. Тезисы по теме: дисциплина – режим – наказания. Такими установками и в голове, и в писанине Викниксора "и не пахло", и поэтому Шкида почти перманентно находилась в кошмарном состоянии гл. "Содом и Гоморра" у Г. Белых и Л. Пантелеева и "Последней гимназии" у П. Ольховского и К. Евстафьева ( http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, а лучше http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc ).

Прыг на главную ZT-web- страницу http://zt1.narod.ru/