Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.
Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.
На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове. | На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего Мой былой ЖЖ |
Советую: http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc. С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ Мой былой ЖЖ читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает. |
Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. | Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. |
Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.
Идеи А.С.М. в современной школе. Ред. коллегия: И.А. Каиров (отв. ред.), Л.Ю. Гордин, П.Т. Фролов. Воронеж, 1976, БАН 1977к/4020, гл.2
.. Школа № 12 Краснодара, педагоги.
.. Многое мы должны знать и уметь, никогда и ничего не должно вываливаться из наших рук или заканчиваться браком, мы не имеем права расписываться в своем бессилии или проявлять нетвердость требований. Пусть ребята видят нас, когда мы бываем в гневе, но пусть увидят они на наших лицах и радостную улыбку. Мы строги и требовательны, но мы умеем смеяться и веселиться. Мы тоже живые люди! Мы предъявляем высокие требования друг к другу, но это не мешает нам оставаться друзьями, ходить друг к другу в гости, собираться па общее празднество и веселье. Особенно удаются нам выезды за город, в лес за грибами, на рыбалку. Надолго запоминаются и наши вечера с беспроигрышной "лотереей счастья", дружескими шаржами, юмором, смехом, танцами и пением.
Нелегко описать колорит той атмосферы, в которой живет и трудится педагогический коллектив. Но он улавливается в спокойном и деловом тоне, в отсутствии нервозности и недружелюбия, зависти и склок, в большой ответственности всех и каждого за порученное дело, и это самым благоприятным образом сказываете на общем стиле коллективного труда и коллективной жизни.
Мы хорошо знаем, что стройная организация имеет большое значение в воспитании детского коллектива ..
.. Мы считаем, что в школьном коллективе наряду с деятельностью Всесоюзных самодеятельных коммунистических организаций - пионерской и комсомольской - могут и должны функционировать органы ученического самоуправления, такие, как учком, совет коллектива и т.д.
.. В нашей школе действуют два учкома, работа которых организуется по сменам. О многом приходится думать и заботиться учкому. В каждой школе есть "трудные" ребята ..
Компетенцией ученического комитета является также и сфера самообслуживания. Главное здесь не веник, не тряпка и даже не уборка класса и мытье полов. Главное - это умение ребят самостоятельно, без помощи взрослых, поддерживать порядок и дисциплину на переменах, до начала занятий и после их окончания, во время лекции и концерта художественной самодеятельности. Достигается это хорошо организованным дежурством по школе, которое, как почетную вахту, несут учащиеся 3-10-х классов. Ежедневно на линейке заслушивается рапорт старшего дежурного. По средам и субботам производится прием и сдача дежурства. Качество дежурства оценивается по пятибалльной системе.
Многое делает учком по поддержанию в школе образцового санитарво-хозяйственного режима. Работы здесь, как говорят, непочатый край. Внешний вид и правила личной гигиены учащихся, соревнование на лучший в санитарно-хозяйственном отношении класс, участие в ремонте школы - это далеко не полный перечень того, чем занимается ученический комитет.
Этим нисколько не умаляется руководящая роль в школьном коллективе комсомольской и пионерской организаций. Освободив их от несвойственных им чисто "технических" функций, мы сосредоточиваем их внимание на главном: на идеологической стороне работы в любом виде деятельности учащихся.
В связи с тем, что органы школьного самоуправления стали разнообразными, а функции, выполняемые ими, -дифференцированными, возникла необходимость в создании еще одного органа, который координировал бы деятельность _всех_ ученических организаций. Таким органом у нас является совет коллектива, в состав которого входят члены комитета ВЛКСМ, совета дружины, учкомов, председатели постоянных и временных комиссий.
Совет коллектива собирается на свои заседания, как правило, в конце каждого месяца и заслушивает сообщения о проделанной работе, рассматривает планы намечаемых мероприятий, рекомендует, если в этом бывает надобность, включить в них те или иные вопросы дополнительно.
Ядро совета коллектива составляет комитет ВЛКСМ. Этим тоже подчеркивается руководящая роль комсомольской организации в школьном коллективе. Председательствует в совете всегда секретарь комитета ВЛКСМ.
Анализируя деятельность совета коллектива, мы пришли к выводу, что работа школьных ученических организаций стала более содержательной, функции каждой из них обозначились более четко, опасность так называемого дублирования исчезла полностью.
Нельзя считать коллектив сплоченным, если его члены не вдохновляет общая цель, если они не чувствуют своей ответственности за ее осуществление. В борьбе за достижение общей цели мужает и крепнет детский коллектив. Вместе с тем, мобилизуя детский коллектив на решение той или иной задачи, мы иногда недооцениваем общественную психологию, опыт коллективных переживаний. Еще Маркс писал, что уже сам общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное повышение энергии, увеличивающее индивидуальную дееспособность отдельных лиц.
К сожалению, нередко нам приходилось быть свидетелями того, что коллективное общение возникало стихийно и ограничивалось масштабами класса, пионерского отряда, кружка. В результате ребята ощущали единство своего небольшого (первичного) коллектива, а школьный коллектив при этом оставался для них понятием отвлеченным.
В поисках наиболее эффективных путей сплочения детского коллектива мы пришли к выводу, что необходимо специально создавать опыт коллективного действия и коллективных переживаний ребят в масштабе всей школы. Мы считали, что дети должны видеть не только свой классный коллектив, но и коллектив всей школы в процессе совместного труда, имеющего общественную значимость, должны ощущать пафос такого труда, должны переживать свое участие в нем. Вот почему мы уделяем большое внимание организации массовой коллективной деятельности учащихся, проводимой в масштабе всей школы.
Уже на заре своего существования наш коллектив познал радость совместного труда. Зима 1942 г. была холодной, а топить было нечем. Мы вынуждены были заняться заготовкой дров. И вот мы в лесу. На отведенном участке ребята пилят и рубят дрова, оттаскивают их к полотну дороги и грузят в вагоны. Так решалась топливная проблема. Тепло стало не только школе, но и в ребячьих душах от сознания исполненного долга.
В те дни в школьном буфете дети получали пятьдесят граммов черного хлеба, слегка присыпанного сахарным песком, и ничего больше. Нельзя было спокойно смотреть на хилых ребятишек со впалыми щека и глазами, на лица которых легла желтизна. Естественно, напрашивалась мысль: создать свое подсобное хозяйство. За сорок километров от города нам выдели землю, дали семенной материал. Ребята своими руками расчистили землю, произвели посадку, прополку, наконец, собрали хороший урожай. К началу занятий была готова столовая. К кусочку черного хлеба дети бесплатно получали тарелку борща или супа. И каким же вкусным он казался. Еще бы! Ведь все было добыто своим трудом, своими собственными руками.
С тех пор и живет и школе добрая традиция коллективного труда. В последнее прем я она ярко проявилась в работе на пришкольном учебно-опытном участке, в строительств памятника погибшим в годы войны учителям и воспитанникам школы, который воздвигнут на школьной территории. Совместно испытывая гордость за коллектив школы и его успехи, дети стремятся быть активными участниками борьбы за достижение этих успехов.
Ежегодно на школьном празднике труда подводятся итоги трудовых дел коллектива. Это одна из самых ярких и красочных традиций школы. Важно, чтобы чувство ответственности не покидало ребят. В связи с этим мы уделяем большое внимание ученическим собраниям, классным и общешкольным. На их рассмотрение выносятся многие важные вопросы ..
.. [Ежегодный праздник "За честь школы"] .. Представители партийных и советских органов, профсоюзов и комсомола сердечно поздравляют коллектив школы с праздником и от души желают ему больших успехов... Чтение многочисленных приветственна телеграмм от выпускников школы оставляет глубоки след в сознании каждого.
Завершается праздник концертом художественной самодеятельности, массовыми играми и танцами, а также осмотром выставки творческих подарков школе, выполненных классами.
Праздник "За честь школы" - одно из самых сильных средств воспитания коллектива. Его воспитательное воздействие неотразимо.
Мы создаем и такие традиции, соблюдение которых является обязанностью исключительно учащихся и органов школьного коллектива. Комсомольцы не забудут, что в первый день занятий в новом учебном году им надо собрать новичков вместе с их родителями, рассказать о школе, ее традициях, выдающихся выпускниках.
Мы назвали только некоторые традиции, сложившиеся в нашем коллективе. Но их гораздо больше. "Ничто так не скрепляет коллектив, как традиции" - говорил А. С. Макаренко. Накопление традиций - чрезвычайно важная задача воспитательной работы школы.
Мы остановились на важнейших, с нашей точки зрения, проблемах воспитания школьного коллектива ..
[ Страницами назад ] .. За три десятилетия учителями школы опубликовано около тридцати статей и брошюр, посвященных решению важнейших проблем воспитания школьного коллектива ..
--
В той же книге. -
.. Мировская 8-летняя школа Панинского района Воронежской области. Единые требования утверждались педсоветом совместно с советом дружины и комитетом комсомола школы. В октябрятских звездочках, пионерских отрядах и комсомольских группах началось изучение содержания "Единых требований".
.. Дежурили по школе все классы, начиная с 4-го, согласно графику, утвержденному комитетом ВЛКСМ и советом дружины. Нас особенно волновал вопрос, будут ли старшеклассники выполнять распоряжения дежурных по школе и младших классов. С первого же дня мы старались оказать дежурным всестороннюю помощь по наведению порядка на перемене. Наш опасения оказались напрасными. Старшеклассники прекрасно понимали, что им тоже предстоит дежурство. А какой может быть авторитет у дежурных, если они сами не уважают школьных требований! Знание прав и обязанностей дежурных, целей и задач дежурства всеми учащимися помогло нам в сравнительно небольшой срок навести порядок на переменах.
Немаловажным был и вопрос, как добиться, чтобы учащиеся не были равнодушными к нарушителям дисциплины на уроках, чтобы требования учителя в процессе учебных занятий также находили постоянную поддержку с их стороны. В школе были заведены для каждого класса "Тетради учета поведения, опоздания и пропусков занятий", куда заносились фамилии нарушителей. Классные руководители систематически интересуются, как их учащиеся ведут себя на уроках, и вместе с классом воздействуют на нарушителей, проверяют "Тетрадь", ставят две оценки: одну - за дисциплину и порядок, другую - за санитарное состояние. Эти оценки учитываются в школьном соревновании. Особо злостных нарушителей вызывают на заседание актива школы, где они подвергаются критике со стороны своих товарищей. Так ученики сами становятся проводниками единых требований школы, и, борясь за сознательную дисциплину, воспитывают самих себя. Практическое и мудрое руководство правильным ростом коллектива решает успех воспитания сознательной дисциплины.
.. С целью выяснения причин разнобоя в требованиях к поведению учащихся на уроках классные руководители посещают уроки учителей в своем классе. Это позволяет нам точно установить, кто из педагогов сам повинен в невыполнении единых требований учащимися.
Огромное значение для поддержания дисциплины во время занятий имеет качество урока. На уроках, где учащиеся в течение всех 45 минут вовлечены в активную, творческую работу, они собраны, дисциплинированы. Скучное и нудное объяснение учителя при всей его строгости принесет мало пользы. Учащиеся на таких обычно сидят без дела. Поэтому и нарушают дисциплину ..