Базедов Иоганн 1723 - 1790ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Николай Вессель, Михаил Бернштейн и Борис Райков против ажиотажных педагогических новационщиков, ищите в: http://ztnen.livejournal.com/4336.html

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.


Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

Базедов Иоганн 1723 - 1790.

Энциклопедический словарь Брокгауз-Ефрон. СПб 1891 т.4. Базедов (Иог-Бернг., Basedow), собственно Иог.-Беренд Басседау, также Беренгард из Нордальбингена, как он сам часто называл себя; род. 11 сент. 1723 в Гамбурге, где отец его был парикмахером. Окончив училище "Johanneum" и затем (1741-44) гимназию в Гамбурге, Б. в 1744г. отправился в Лейпциг и здесь в продолжении трех лет изучал философию и богословие, не столько посещая университетские лекции, сколько читая и размышляя дома, и таким образом вырабатывая свои собственные, не заученные с чужих слов, мнения. В 1753 г. Б. назначен был доцентом так наз. рыцарской академии в Соре, но в 1761, за свои, шедшие вразрез с догматическим лютеранством, религиозные воззрения, перемещен преподавателем гимназии в Альтону. Здесь он напечатал "Philaletie" (2 т., Альтона, 1763) и "Theoretisches System der gesunden Vernunft" (1765), вызвавшие бурю среди ортодоксального лютеранства, так что Б. был объявлен всенародно лжеучителем и лишенным причащения. Это гонение, в связи с огромным влиянием, произведенным на него "Эмилем" Руссо (1762), побудило Б. выступить реформатором дела воспитания во всей Германии, а если окажется возможным, и в других странах. Воодушевленный идеями Руссо и хорошо знакомый с воззрениями Коменского, Б. написал "Methodenbuch fur Vater und Mutter der Familien und Volker" (Лейпц., 1773) и в 1768 выступил с "Vorstellung an Menschenfreunde und vermogende Manner, uber Schulen, Studien und ihren Einfluss in die offentliche Wohlfahrt", где вместе с тем давал законченный план элементарного педагогического сочинения, которое, по словам автора, должно было стать "азбукой реального и номинального человеческого познавания". Развитые в этом труде идеи и план педагогического сочинения нашли сочувственный отклик и материальную поддержку и было собрано до 15000 тал., предоставленных в распоряжение Б. В 1774 г. появилось проектированное им педагогическое сочинение ("Elementarwerk", в 4 т., с 100 гравюрами, большей частью Ходовецкого) с переводом на французский (Губера) и латинский (Мангельсдорфа) языки. Леопольд- Фридрих- Франц, герц. Дессауский, поручил Б. практически осуществить его педагогическую систему в особом училище, которое, в 1774, было основано последним в Дессау, под названием "Philantropin". Это был пансион для учеников от 8 до 18 летнего возраста, обучаемых языкам немецкому, французскому, латинск. и греч. и кроме того "всем наукам, потребным в благоустроенном обществе, а также всем училищным и гимназическим предметам, до приготовительных к университетским включительно" - как значилось в программе пансиона. Велик был энтузиазм, вызванный этим педагогическим заведением, которое по мысли основателя должно было дать воспитание "не католическое, лютеранское или реформатское, а христианское", и где "учебники свободны от нетерпимости богословско-догматического христианства". В числе одобрительных отзывов о пансионе Б. и педагогических началах, положенных в основание его, были отзывы таких авторитетов, как Рохов, Гамбах, Изелин, Кант, Эйлер и др., и подобные воспитательные заведения стали возникать во многих местах в Германии и Швейцарии. Энтузиазм, однако, значительно остыл впоследствии, когда выяснилась крайняя односторонность Б., не дававшая ему видеть хорошее в старом и там, где оно было. С 1778 года он жил то в Дессау, то в Лейпциге, то в Галле и Магдебурге, постоянно борясь за идею рационального воспитания. 25 июля 1790 г.Б. умер в Магдебурге. Незадолго перед кончиной он произнес следующие, хорошо характеризующие его слова: "я желаю быть анатомированным для пользы моих сограждан". Б. обладал натурой кипучей, энергичной и смелой, более склонной к разрушению старого, чем к созиданию нового. В своей воспитательной системе он нередко впадал в крайности: слепо веря в свою методу, единственно целесообразную по его мнению, он мало обращал внимания на индивидуальные особенности учащихся и обучающих; наконец, он не сознавал в точной мере всей громадной роли христианства и образовательного значения древних языков в деле воспитания. Тем не менее Б. принадлежит неоспоримая заслуга выяснения полной несостоятельности старого традиционного метода воспитания, который оставлял в пренебрежении физическое развитие учеников, не признавал предметами, достойными изучения, ни родного языка, ни естественных наук. Также, благодаря Б., получило право гражданства изучение новых языков наряду с древними и таким образом мало-помалу стал выясняться предрассудок, в силу которого истинное образование полагалось исключительно в основательном знании греческого и латинского языков. Наконец, особенная заслуга Б. пред немецкой школой состоит в том, что он первый дал толчок наглядному обучению (знакомство с предметом перед ознакомлением со словом), значительно смягчил бич старых школ - заучивание наизусть, и вообще постоянно указывал на необходимость заставить ученика полюбить школу. Ср. Ратмана (Rathmann), "Beitrage zur Lebensgeschichte B-s aus seinen Schriften und anderen echten Quellen"(Магдеб.,1791); Майера (Mayer), "Charakter und Schriften B-s"(2 т., Гамбург, 1791-92).

Новый энциклопедический словарь Брокгауз-Ефрон. СПб т.4. Базедов (Basedow = Jahann Berend, Bassedau - настояшее имя) Иоганн Бернгард 1728 - 1790. Родился в Гамбурге 11 сентября 1728 г. Мать его была психически больная, а отец по профессии парикмахер - человек малообразованный и настолько жестокий, что сын бежал из родного дома. Сельский врач в Голштинии, у которого он приютился, заметил его недюжинные способности, привел его обратно к отцу и убедил последнего дать сыну возможность учиться. В 1746 г. Б. поступил в Лейпцигский университет, где с трудом перебивался, работая самостоятельно по богословию и философии. В 1748 г.Б. поступил воспитателем в дом фон Квалена. К своему семилетнему ученику он применял новые методы обучения и сильно подвинул его вперед. Свой способ обучения он изложил печатно в "Inusitata et optima honestioris iuventutis erudiendae methodus". В 1753 г. Б. был приглашен профессором морали в рыцарскую академию в Соре в Зеландии. Как профессор, он пользовался большою популярностью, но своими богословскими сочинениями вызвал неудовольствие ортодоксальных лютеранских кругов. Правительство перевело его в гимназию в Альтоне, но здесь он даже не был допущен к причастию, и в Гамбурге было запрещено печатать его сочинения. С 1768 г. Б. начинает интенсивно заниматься педагогикой, находясь, несомненно, под значительным влиянием " Эмиля" Руссо. В 1788 г. появляется его книга: "Vorstellung an Menschenfreunde und vermogende Manner uber Schulen, Studien und ihren Einfluss in die offentliche Wohlfahrt" (нов. изд. Лпц. 1894). В ней проводится мысль, что благополучие государств зависит от гражданской доблести, доблесть же эта покоится на воспитании и обучении. В виду этого государство должно принять на себя надзор за школами, руководство ими и отчасти расходы по их содержанию, а также устраивать необходимые школы. Для низшего образования он признает достаточными одно-классные училища, для среднего различает школу до 16 лет, где учат только полезному для жизни, и гимназию с латинским языком, готовящую к высшим школам. Цель нового воспитания - готовить детей к общеполезной, патриотической и счастливой жизни. В 1770 г. Б. издал "Methhodenbuch fur Vater und Mutter der Familien und Volker". Сочинения Б. произвели большое впечатление и к 1771 г. в его распоряжение было предоставлено 15 тыс. талеров, собранных по подписке. "Methodenbuch" появилось в 1772 г. вторым, в 1773 г. третьим изданием. В 1771 г. Б. был приглашен на службу к князю Леопольду- Фридриху- Францу Ангальт-Дессаускому. Сначала он там работает над своим так называемым "Elementarwerk" и издает его в 1774 г., с гравюрами Ходовецкого. Целью его было дать "систематический запас знаний, необходимых для обучения молодежи до академического возраста". В том же году Б. приступает к практическому осуществлению своих идей и открывает школу Philantropinum. В этом училище предполагалось "богатых сделать людьми, бедных - учителями". Две идеи были положены в основу воспитательной работы в Филантропине: естественность и целесообразность. Режим в школе был мягкий. Практиковались игры; должное внимание уделялось физическим упражнениям. При изучении языков избегали утомительного запоминания слов и заучивания грамматических правил. Языки изучались практически, разговорным методом. Во всем преподавании придерживались наглядности, прибегая к картинам и моделям, и шли от конкретного к абстрактному. Через 1,5 года Б. устроил публичный экзамен. В приглашениях на это торжество он заявляет, что филантропы - космополиты, и цель воспитания, по их мнению, образовать европейца. Религия в новом учебном заведении лишена конфессионального характера. В Филантропине подготовляются к благоговению и вере в Бога Создателя, Хранителя и Владыки мира. Экзамен, в общем, прошел весьма удачно и привлек к идеям Б. внимание таких людей, как Лессинг, Кант, Эйлер и др. Раздавались, конечно, и резкие протесты против Дессауской школы. Между прочим, Гердер заявил, что не доверил бы Б. для воспитания даже телят, не говоря уже о людях. Космополитизм, непонимание значения христианской религии в воспитательном деле, ложный взгляд на роль древних языков - вот недостатки этой системы. В частности среди способов воздействия на учеников слишком большую роль играло соревнование. Школа продержалась всего до 1793 г. Б., натура беспокойная и неуживчивая, успел перессориться со всеми своими сотрудниками и умер в Магдебурге 25 июля 1790 г., незадолго до смерти выразив желание быть анатомированным для пользы своих соотечественников. Влияние его педагогики было велико не только в Германии, но до некоторой степени сказалось даже у нас, в России, в эпоху Екатерины, когда впервые были переведены на русский язык избранные места из его сочинений (ср. Каптерев, "История русской педагогики", изд. Богдановой; Демков, "История русской педагогики", часть 11). Самый энергичный помощник Б., Вольке, в 1784 г. приехал в Петербург и занимался здесь педагогическою деятельностью. О Б. см. "Историю педагогики" Раумера (перевод Весселя, Модзолевского); "Введение в педагогику" Бауманна (перевод Зоргенфрея и др.). Самостоятельное исследование G.Schmid, "Basedow und die Entwicklung seiner padagogischen Ideen" (СПБ., 1890, отчет Екатерининского училища). Подробно литература указана у Rein"Handbuch der Padagogik", 2-е изд., стр.389, статья E.Salwurk`а. Ср. также Ziegler, "Geschichte der Padagogik" (3-е изд., Мюнхен, 1909, стр.230-240). Г. Зоргенфрей.

Про Базедова (и про его предшественников) см. и в: "Педагогический журнал" РНБ 2/1160 1833,11, "Воспитание" РНБ 2/148 1863 т.14 (Базедов - Хлестаков).

[Прыжок на гл. стр. ZT-сайта]