1950 г. Советская школа, игра, дети, стройки коммунизма.ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

Советую: http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ] читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

Н.А. Миллер-Красовский. Основные законы воспитания. СПб 1859 БАН XIIб/304 .. Дитя привязывается к каждому предмету, никогда не принадлежит себе, ничего не помнит. 100 раз говоришь ему и в 101 раз оно всё-таки забыто. Во время стола развлекается каждым пузырьком в тарелке .. Дитя преимущественно предано своему воображению и потому часто говорит небылицу, считая её за нечто действительное .. Восхищаться детскими вымыслами неразумно. Потчуя нас своими вымыслами из желания нравиться нам (ZT. такая так сказать заданность детских фантазий совсем не очевидна), привыкают ко лжи (с.55-6). На это есть ответ Булата Окуджавы: "Вымысел не есть обман ..". С этой точки зрения можно бы взглянуть на взрослое дитё Гену в "Котельной № 6" в "Трёх историях" Киры Муратовой... + с так сказать Булато-Окуджавской точки зрения внесем корректировку в один тезис А.С. Пушкина. -
Неправильное Пушкина: "Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман".Правильное младых и взрослых детей. - Тьмы прозаических истин нам дороже нас развлекающие галиматьи-фантазии.

Е.А. ФОМИН (Преподаватель сш N 2 гор. Свердловска). 1950-51 уч. г.

Игра в системе воспитания коллектива.

"... Детская организация должна быть пропитана игрой. Учтите, что речь идет о детском возрасте, у него есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворить, и не потому, что делу время, потехе час, а потому, что как ребенок играет, так он будет и работать. И я был сторонником того, что вся организация детского коллектива должна быть проникнута этой игрой, а мы, педагоги, должны в этой игре принимать участие". (А.С. Макаренко, Сочинения, М., АПН РСФСР, 1951, т. 5, стр. 233. ZT. восьмитомник т.4 М.1984 с.237).

Когда мы 31.8.1951 узнали о Сталинградгидрострое, в школах Свердловска проводились собрания учащихся по классам, посвященные началу нового учебного года. После каникулярного перерыва ребята встретились вновь со всеми своими педагогами. И вряд ли кто на этот раз из учителей получил больше вопросов, чем географы. Детей волновали тогда в первую очередь новые великие стройки. Их интересовало многое, и на все они должны были получить ответ. Еще раньше я думал над тем, каким замечательным и необычайно воспитательным средством может стать пропаганда великих строек коммунизма.

Первая же встреча с детьми подтвердила правильность многих моих мыслей. С чего я как руководитель географического кружка начал свою работу?

Заметив, что дети стали чаще обращаться к газетам, я решил укрепить появившийся у них интерес к теме и предложил из тех газетных вырезок со статьями и рисунками о стройках, которые они приносили в школу, сделать хороший альбом на тему "Великие сталинские стройки". Ребята согласились. Много труда и любви вложили они в него. В процессе работы над альбомом я почувствовал, что у некоторых учащихся интерес к изучению великих строек несколько выше, чем у других, и решил, что им можно будет поручить приготовить доклады и что они потом на заседании кружка, а также в своих классах или на сборах пионерских отрядов расскажут товарищам много интересного. В то время еще, надо помнить, никакой специальной литературы о стройках, кроме газетного материала, не было.

И четыре кружковца, получившие поручение приготовить доклады, стали работать над темами: "Куйбышевгидрострой", "Сталинградгидрострой", "Каховская ГЭС" и "Южно-Украинский и Северо-Крымский каналы", "Главный Туркменский канал". (Постановление о Волго-Донском канале было опубликовано в декабре 1950 г., поэтому этой темы тогда, в октябре, я, конечно, дать еще не мог.)

Эти ребята работали активно. Но что в это время делали другие? Их интерес к великим стройкам не был еще активно организован, и они были предоставлены сами себе. Правда, они по-прежнему слушали радио, читали газеты, приносили в школу газетные вырезки, но меня это как педагога не удовлетворяло и я искал еще иных путей.

Мне пришла мысль, что будет лучше, если то занятие кружка, на котором будут поставлены доклады о стройках, будет не заседанием, а праздничным школьным вечером, посвященным великим сталинским стройкам. Приближалось 5 декабря - день Сталинской Конституции, и это ускорило принятие решения. План, получив одобрение директора и завуча школы, был утвержден. В школе стало известно, что день Сталинской Конституции будет отмечен вечером "Сталинские стройки".

К организации и проведению вечера можно было привлечь уже значительно большее число детей. Я стал думать над тем, как оформить зал для проведения вечера и кому из ребят какие дать поручения по этой части. Возникла мысль о концерте, и вот уже новая группа детей вовлечена в активную работу. Они подыскивают стихи о великих стройках, подбирают песни.

Учащиеся старших классов предложили составить литературно-музыкальный монтаж из песен, стихотворений и прозы. Эта идея понравилась всем, я же в ней увидел проявление исключительно ценной инициативы комсомольцев, которая должна была привести к еще большей активизации ребят.

Просмотрев подшивки местных и многих центральных газет за последние 3-4 месяца (это было в первой половине ноября 1950 года), мы нашли там необходимый нам материал. Особенно полезным оказалось знакомство с "Комсомольской правдой" и "Литературной газетой". Составлением монтажа с большим увлечением занимались девочки из 7 и 8 классов, особенно те, в списке любимых предметов которых кроме географии есть и литература. Разумеется, немалый труд пришлось вложить в это дело и учителю. В результате совместного коллективного труда мы имели к 15 ноября готовый текст литмонтажа. Он состоял из нескольких отрывков прозы (взятых нами из газет или сочиненных мною, 4-х докладов, которые готовили ребята, 7-ми стихотворений, 3-х небольших инсценировок, 5-ти песен и музыкального к ним сопровождения).

В одной лишь декламаторско-хоровой части литмонтажа было занято 22 человека, а еще 20 - в инсценировках. Таким образом, когда было закончено распределение ролей между участниками литмонтажа, оказались занятыми этой дружной коллективной работой более 40 мальчиков и девочек.

Репетиции шли успешно. В это время на одном из внеклассных занятий ребята размечтались: "Эх, хорошо бы вот поехать на какую-нибудь из великих строек!"

"А почему бы и не поехать", - замечаю я вслух, чувствуя, что нахожу решение, каким образом и остающаяся пока в пассиве та одна треть кружковцев будет вовлечена в общую активную работу.

Игра в воображаемые путешествия на места великих сталинских строек - вот какая мысль осенила меня тогда. Дети будут играть даже и тогда, когда они будут делать серьезное дело - изучать великие стройки коммунизма. Я смогу пронизать игрой всю их жизнь!

"Давайте будем играть и отправимся в воображаемые путешествия на великие стройки", - делюсь я своей идеей с ребятами.

"Давайте, давайте", - закричали оптимисты.

"Э, так воображаемое", - протянул скептик.

"Ну, так зимой-то, конечно, воображаемое, а вот летом..." - заинтересовываю я.

"Что летом?" - последовал тотчас же вопрос с разных сторон.

"А летом... Летом вот возьмем да и съездим на какую-нибудь стройку. Ну, например, хотя бы на Волгу, на Куйбышевскгидрострой. А? Неплохо ведь? И это в значительной мере от нас самих будет зависеть", - говорю я.

Не знаю, верил ли кто из ребят тогда, что план этот осуществится. Но так зародилась мечта, и вместе с ней начиналась игра. "Итак, - я спрашиваю, - играем?!" Единодушный ответ: "Играем!" Решили, что восьмиклассники отправятся на юг Украины и в Северный Крым, семиклассники на Волгу, а шестиклассники в Среднюю Азию - на трассу Главного Туркменского канала (пятиклассников в то время в кружке еще не было).

В этот же вечер произвели распределение "должностей" в составе первой "экспедиции" (восьмиклассников), - я назначил ответственных лиц и дал поручения. А на следующий день немалое удивление вызвал у учащихся школы появившийся на доске объявлений маленький листочек бумаги, на котором было написано: "Вчера, 16 ноября 1950 года, поездом N 21, отходящим от станции Свердловск в 13 час. 35 минут по московскому времени, отправилась экспедиция ГОК (ГОК - сокращенное название кружка "Географическое общество "Компас") на место строительства Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов и Каховской гидроэлектростанции. В состав экспедиции входит… - далее - перечень, из которого читатели узнавали, какой большой круг специалистов самых различных направлений входил в состав экспедиции. Тут были геологи, гидрологи и климатологи, топографы, картографы и географы, инженеры-транспортники и инженеры-энергетики, мелиораторы и архитекторы, историки и фольклористы, писатели и журналисты, композиторы и художники, проводники и переводчики. Всем нашлись дело и должность. Правда, иногда мне стоило это большого труда. Ведь вслед за восьмиклассниками отправилась в путешествие и экспедиция семиклассников, а за ними шестиклассников. Последние в количественном отношении превзошли всех других, и вот тут-то я и испытал некоторое затруднение с придумыванием должностей. Должность же нужно было назначить обязательно каждому. "А я кем буду? А меня назначьте кем-нибудь", - волновались нетерпеливые. Напрягаю все свои мыслительные способности, и появляются фотокорреспондент, связист, библиограф, начальник дневника и даже... наблюдатель. Наиболее ответственные и авторитетные ребята были назначены начальниками и заместителями начальников. "Экспедиции" разъехались.

Вскоре стали "приходить" первые весточки с пути - "телеграммы". Из Казани: "Привет из Казани тчк Доехали благополучно тчк Казань нам нравится тчк Волжане".

Из Чкалова: "Доехали благополучно. Самочувствие хорошее. Всем привет. Пустынники". Пустынниками прозвали члены двух других экспедиций шестиклассников, т.к. они отправились в Кара-Кум, в пустыню.

Каждый день приносили новости: "Получено письмо от восьмиклассников из Каховки", или: "Телеграмма из Сталинграда!" Почта работала хорошо. Один раз на удивление даже настоящая телеграмма пришла - из Свердловска, и немного со странным текстом: "Ждем сообщения экспедиции. Редакция "За недра". Потом догадались, что это наши шефы - студенты-географы педагогического института заинтересовались экспедициями ребят и просят прислать материал в их рукописный журнал "За недра".

А пока "почта" и связисты нас снабжали информацией, другие "должностные лица" делали свое дело. Картографы чертили карты маршрутов путешествий и будущих морей и каналов, фольклористы собирали и записывали пословицы, поговорки, легенды, народные песни, художники рисовали картины, поэты сочиняли стихи (сочинено было 3 стихотворения), фотокорреспонденты печатали снимки (в самом деле печатали, так как у меня было несколько волжских негативов). Труднее было композиторам. Музыка у них что-то не получалась! Зато хорошо было ученым. Ребята написали целый ряд очень хороших ученических сочинений. Например: "Куйбышевская ГЭС на Волге" ученика 7 класса Гусева Германа, "Великие стройки на Волге и градостроительство" ученицы 7 класса Бекслер Розы, "Великие стройки на Волге и рыболовство" ученицы 2 (ZT. ух ты!) кл. Сорокиной Эммы, "Орошение земель Прикаспия и Заволжья" ученицы 7 кл. Криницыной Любови, "Каховская ГЭС, Ю.-Украинский и Северо-Крымский каналы" ученицы 8 кл. Ефимовой Наташи, "Фольклор туркменского народа о пустыне, воде и народной мечте" ученицы 6 кл. Лихачевой Елизаветы, и другие.

Каждая из трех экспедиций вела свой дневник. Дневник ребята вели по очереди. Но ведь нужно было писать так, как это могло быть на самом деле. Для этого маршруты и графики движения были разработаны ребятами по подробнейшим картам и настоящим расписаниям движения поездов, пароходов, автобусов и самолетов. Все было рассчитано точно. Заранее было известно намеченное по плану время прибытия и отправления по отношению к любому из крупных населенных пунктов.

Правда, "путешествовали" ребята при таких оговорках:

1) Что будто путешествие совершается в те самые дни, которые сейчас идут. Это для того, чтобы не переносить путешествие из настоящего ни в прошедшее, ни в будущее время. "Настоящее время" позволяло более ощутимо чувствовать путешествие, несмотря на то, что оно было всего-навсего лишь игрой. Таким образом, например, если в дневнике писали "30 ноября", писалось это 1 декабря, т. е. сразу же на другой день после того, как минуло 30 ноября, как на самом деле, в жизни.

2) Считалось, что несмотря на то, что путешествие совершается в ноябре, декабре, Волга, Днепр и другие реки не замерзли и по ним ходят пароходы, т.к. ребятам очень хотелось ехать на пароходе.

3) Хотя ребята и имели должности геологов, инженеров, писателей, они описывали в дневниках все события как события, происходящие с ними, с детьми, а не со взрослыми.

Придерживаясь этих принятых условий, ребята фантазировали. А ведь это очень хорошо, когда у ребят развивается творческая, здоровая, основанная на нашей современной советской действительности, фантазия. Фантазию очень высоко ценил В.И. Ленин: "Фантазия есть качество величайшей ценности". (В.И. Ленин, соч. т. 27, изд. 3, стр. 206).

Заглянем в две-три страницы дневников путешественников. Вот, например, дневник восьмиклассников. Читаем: "24 ноября. В 10 часов 30 мин. мы, наконец, прибыли в Каховку. Совет Министров СССР принял решение о строительстве Каховской ГЭС. Работа на стройке Каховской ГЭС должна быть завершена в 1957 году. Мы осмотрели Каховку, маленький украинский городок. Здесь уже начата работа по строительству гидроэлектростанции. Сюда приехали люди различных профессий. Все хотят быть участниками великой стройки коммунизма. Каховка прославилась еще в гражданской войне своими героическими боями. В этом году взгляды всех наших людей снова устремлены к Каховке. Через несколько лет гидроэлектростанция на Днепре даст электроэнергию городам и селам Украины. Мы осмотрели Каховку и то место, где начались работы по постройке ГЭС, беседовали с людьми, которые работают на берегу Днепра. 25 ноября, в 8 час. утра мы выехали из Каховки".

А вот, как представили себе семиклассники свое пребывание в Сталинграде. Обращаемся к записи в их дневнике.

"1 декабря. Как только мы проснулись, у всех сразу же первая мысль: мы в Сталинграде". Мы захотели познакомиться с историческими местами города. Погода благоприятствует. Солнце, воздух и огромные просторы матушки Волги бодрят нас. Сначала мы пошли на площадь Павших Борцов. Долго стояли мы у братских могил, обнажив головы. "Эти люди погибли за нас", - думали мы. Вокруг все, как и везде в городе, строится. Днем и ночью не умолкают элеваторы, ползают тракторы. Трудовой шум царит в городе. Осмотрев площадь, мы идем дальше. Вот мы на аллее Героев Сталинграда. Она соединяет площадь Славы с площадью Павших Борцов. Над аллеей поднимается арка Сталинградской победы. Грандиозные сооружения соответствуют этому городу. Ведь битва в Сталинграде явилась коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны. С этого места немецкие захватчики покатились на запад, оставляя на своем пути десятки тысяч раненых, убитых и технику. Нельзя спокойно говорить об этих исторических местах. Каждая улица, каждый дом превращались в крепость, неприступную для врага. О былых делах молча свидетельствует памятник Сталинградским чекистам. А вот четырехэтажный дом, вновь восстановленный, носящий название дома Павлова. Имя этого простого советского человека, который пришел с истоков Волги, от озер Валдайской возвышенности, известно каждому гражданину СССР. Имя Павлова, героя Советского Союза, воодушевляет строителей города Сталинграда на трудовые подвиги. Затем мы посетили гигантский Сталинградский тракторный завод. В дни войны он выпускал танки Т-34, которые прямо с конвейера шли в бой. Завод варварски бомбили фашисты, но сейчас завод восстановлен, и каждый день он дает нашей Родине более чем полторы сотни самых лучших тракторов для колхозных полей".

Не менее интересны впечатления ребят от "посещения" Куйбышевгидростроя и трассы Главного Туркменского канала.

А ведь, чтобы сделать запись в дневнике, каждому из ребят пришлось заглянуть не в одну книгу, прочитать не одну статью.

Чтобы иллюстрировать свои дневники, ученики принесли много открыток, фотографий, картинок из газет и журналов, много рисовали сами.

И мне самому пришлось впоследствии удивляться, когда я заметил, что на одной из выставок дневники наших воображаемых путешествий были приняты за дневники самых настоящих путешествий. Так удачно "сыграли" ребята.

Все дни перед 5 декабря в школе царило радостное оживление. Не только члены географического кружка, но и многие другие ученики были заняты каким-нибудь делом по подготовке к празднику. Мне же приходилось внимательно следить за тем, чтобы не возникло перегрузок кого-либо из детей работой, чтобы деятельная подготовка не отразилась на качестве учебы. В кружке соблюдалось строгое правило: получивший оценку "2" считается "выбывшим в отпуск" и не может участвовать в общей работе, пока не исправит плохую оценку. А что значило уйти в отпуск в такое время?! Уйти в отпуск - быть исключенным из состава экспедиции, подвести товарищей и самому лишиться права участвовать в празднике. Поэтому и удалось достигнуть удачного сочетания интенсивной подготовки с хорошей учебой. Это подтвердили потом результаты 2-ой учебной четверти.

Но вот наступил долгожданный день праздника - 5-ое декабря. Рано пришли в школу активисты. Им еще много надо было сделать: оборудовать и украсить зал, соорудить сцену и повесить занавес. Да мало ли хлопот бывает связано по обыкновению с любым праздником, а уж тем более, с детским!

К 16 часам стали собираться участники вечера - семиклассники. (Школа в 1950-51 уч. г. была еще только семилетней. Небольшой размер зала ограничил круг участников вечера старшеклассниками - учащимися 7-ых классов). Гостей встречала музыка, но странно (и они это замечали), почему-то не видно было организаторов - членов географического кружка. Они все куда-то подевались, а уже пора начинать вечер. Я-то знаю, конечно, где они, но это так и должно быть. Все шло по предусмотренному плану. Вот за столом, предназначенным для Президиума, появляется один из представителей школьного актива, но не член кружка, и объявляет об открытии вечера, посвященного великим сталинским стройкам. Затем мне предоставили слово для доклада, и только я было начал, как вдруг вбегает в зал девочка с радостным криком: "Телеграмма, телеграмма!"

"Какая телеграмма?" - высказываю я нарочито вслух свое недоумение, показывая как бы полное свое неведение во всем происходящем, однако беру эту "телеграмму" и громко читаю: "Прибываем Свердловск пятого аэропорт семнадцать пятнадцать. Экспедиция восьмиклассников". В это время в коридоре послышался шум. Я внес предложение отправиться встречать делегацию, как вдруг дверь в зал открылась, и в парадных пионерско-комсомольских формах, с вымпелом кружка впереди, с папками и свертками "научных трудов" под бодрые звуки марша (радиола была пущена по моему условному сигналу) входят участники экспедиции на Юг Украины и в Северный Крым - восьмиклассники. Красиво прошли они вперед, на "сцену", и замерли, когда прозвучала команда начальника экспедиции: "Смирно!" Начальник отдает рапорт: "Экспедиция свое задание выполнила. Личный состав здоров и бодр!" Я приглашаю ребят принять участие в вечере. Они рассаживаются, а я снова делаю попытку приступить к докладу, но увы... и на этот раз безуспешно. Опять телеграмма. Прибывают семиклассники. Снова музыка, снова рапорт и т.д. и т.п. Потом "приезжают шестиклассники". Я прошу всех "приехавших" рассказать участникам вечера, где они были и что видели. Ребята соглашаются, а это означало, что настало время построиться на литературно-музыкальный монтаж.

Мгновенно вырос на сцене красивый полукруг из мальчиков и девочек. В зале - тишина. Вот прозвучали первые слова: "Важная черта советского человека 1950 года состоит в том, что сильнее, чем когда бы то ни было раньше, выступает он как преобразователь природы, выступает с чудесной уверенностью, размахом и хозяйской властностью. Подлинный хозяин своей земли, советский народ по самой сути своей - преобразователь и покоритель природы. Вся история Советского Союза неразрывно связана с изменением лица земли. Орошение пустынь и осушение огромных болотистых пространств, продвижение южной растительности на север, создание новых растений и животных, освоение когда-то недоступных и диких гор и лесов, повороты рек и сооружение огромных искусственных морей - вот далеко не полный перечень славных великих дел".

К карте Родины подходит девочка. Под трогательно-задушевную мелодию украинской народной песни "Реве та стоне Днипр широкий" рассказывает она историю Днепра, того Днепра, который "чуден... при тихой погоде".

"Но особенно чудесным стал Днепр при советской власти. На Днепре стало совершаться одно чудо за другим. Первое из них - Днепрострой. Ах, какая это была стройка! Ведь его строила вся страна! А пороги... Порогам пришел конец. И поплыли суда мимо Киева, мимо Запорожья, к самому Черному морю. Теперь же готовится совершиться на Днепре еще одно "чудо". Задумал старый батько Днепр свернуть со своего пути да отправиться через Южно-Украинские степи по Крыму погулять. Давайте-ка и мы совершим туда путешествие. (Девочка медленно ведет указкой по карте, показывая большие украинские города на Днепре: Киев, Черкассы, Кременчуг, Днепропетровск, Запорожье, Никополь, и когда она показала последний, старая мелодия незаметно сменилась новой).

В зале зазвучала хорошо всем знакомая песня "Каховка".

"Каховка!" - громче, чем все другие города, назвала имя этого города девочка, и его уже подхватывает налету мальчик и понес его через славные воспоминания недавнего героического прошлого.

"Каховка!" Сколько славных боевых событий в жизни нашего народа связано с этим небольшим украинским городом, сколько рассказов и песен сложено об этих местах!"

Дружно взвилась песня ("Каховка", музыка И. Дунаевского, слова М. Светлова), и казалось, что весь зал, все участники вечера подхватили ее, а когда замерли ее последние звуки, мальчик продолжал: "А нынче под Каховкой загораются огни Великой Сталинской стройки!"

Так начинался наш литературно-музыкальный монтаж. Песни сменились стихами, стихи - песнями, нашел свое место и каждый из приготовленных докладов ребят, и вот уже произносятся те теплые и близкие сердцу каждого русского человека слова о Волге, лучше которых, кажется, и сказать нельзя.

"Что за сила заключается в ней, в этой спокойной и величавой реке, в самом имени ее? Если ты впервые подъезжаешь к ней ночью, следуя из Центральной России куда-нибудь на Урал, в Сибирь или в обратном направлении, и кто-нибудь из соседей скажет: "Волга!", - вскочишь на ноги и долго будешь вглядываться в скрытые тьмою очертания почти невидимых берегов. И ты постараешься разглядеть больше того, что доступно человеческому глазу. Будто можно посмотреть на Волгу и сразу понять, чем же рождена любовь твоего народа к этой реке. Будто есть в ее облике нечто необыкновенное. А потом всю жизнь будешь ты помнить день, когда впервые повстречался с Волгой. И всю жизнь будешь испытывать неодолимую тягу к ней. Куда бы ни лежал твой путь, обязательно постараешься хоть на денек, хоть на несколько часов заглянуть на волжские берега!"

Мне знакомы эти чувства, - и первой встречи с Волгой, и последующей тяги к ней. Как мне захотелось в тот момент, чтобы его узнали и мои ученики!

После некрасовских "Выдь на Волгу. Чей стон раздается над великою русской рекой!?" тяжелую бурлацкую долю напоминала песня "Эй, ухнем".

"Но не сложена еще самая лучшая песня про Волгу. Еще только зачинается величественная мелодия этой песни в шуме грандиозной стройки на волжских берегах", - звучит веселый бодрый детский голос. И об этой песне повели рассказ ребята.

"Есть цифры, которые звучат как музыка. Когда мы, советские люди (как мило это в детских устах: "Мы, советские люди!"), в ночь на 24 августа услышали по радио голос диктора из Москвы, читавшего постановление о строительстве Куйбышевской ГЭС, разве не прозвучал он для нас самой торжественной музыкой в мире!?"

И ребята рассказывают о Куйбышевгидрострое, о Сталинграде и Сталинградстрое, о Главном Туркменском канале. В заключительной сценке ребята так пытаются представить себе то время, которое еще впереди. В школе идет урок по географии. Учащиеся года знакомятся с историей строительства великих коммунистических строек 1950-57 г.г. и мечтают о новых грандиозных и величественных сооружениях. А ведь это смелые мечты наших пионеров о своих будущих грандиозных делах. К тому времени многие из них как раз только закончат ВУЗы.

Наши советские дети могут уверенно смотреть в будущее: они знают, что о них думает и заботится великий Сталин. Поэтому-то и звучит так торжественно и величественно концовка всего выступления - песня о Сталине.

Литературно-музыкальный монтаж поставлен на сцене. Мы только что ощутили результат большого коллективного труда. Дети, гости, родители, педагоги спешат разделить общую радость - делятся впечатлениями. Началось бурное время веселья в играх и танцах. Как всегда, с большим удовлетворением наблюдал я детскую радость и думал об итоге. Ведь этим вечером заканчивалась и наша игра, которая была так интересна и для детей, и для их педагогов. Что она нам дала? Какую пользу принесла нашему большому делу? Какие чувства, дела, поступки последуют у детей как результат, как следствие законченного сегодня пути? Итоги мне вырисовывались в таком виде.

1) Во-первых, чрезвычайно расширился круг знаний учащихся о великих стройках коммунизма, в частности, и по географии нашей Родины вообще. Причем расширили свой круг знаний не только активные участники работы, т.е., главным образом, кружковцы, но пополнили свои знания и другие ученики. Для них источниками знаний было то, что они смотрели и слушали постановку литературно-музыкального монтажа, читали выпущенную специально к 5-му декабря стенгазету "Великие стройки коммунизма", знакомились на выставке с материалами "экспедиций".

Сочинениями и дневниками участников путешествия не раз уже пользовались и учащиеся, и учителя школы при подготовке к пионерским сборам, докладам. Текст литературно-музыкального монтажа был послан в города Каменск-Уральский и Хвалынск - кружкам, с которыми у нас существует дружеская переписка и общение.

2) Большое значение осуществленная работа имела и для воспитания учащихся в духе советского патриотизма и советской национальной гордости, в духе интернационализма и ленинско-сталинской дружбы народов. Мысли и чувства наших ребят, о которых мы можем судить хотя бы по дневникам воображаемых путешествий, с убедительной яркостью подтверждают это.

3) Вся проделанная в процессе игры работа способствовала привитию детям ряда ценных практических навыков. Так, работа учащихся над темами докладов, сочинениями и записями в дневник прививает им навыки в использовании литературного материала, карт, чертежей и личных наблюдений, т.е. в какой-то степени ребята приобретали тем самым навыки исследовательского характера. Ребята научились вести записи в дневнике. Этот навык может пригодиться в будущем для очень многих профессий. Связисты приобрели некоторые, так называемые, почтовые навыки. Они (а от них и другие) научились составлять тексты телеграмм и отправлять их, стали разбираться в разного рода почтово-телеграфных отправлениях и бланках. Работая с географическими картами и расписаниями, ребята приобрели полезные навыки в разработке маршрутов и составлении графика движения. Они учились обосновывать выбор того или иного вида транспорта, определять пересадочные пункты, устанавливать длительность пребывания в населенных пунктах.

4) Репетиции и постановка литературно-музыкального монтажа позволила учителю осуществить и целый ряд элементов эстетического воспитания.

5) Много удалось добиться в ходе подготовки к празднику и в деле сплочения коллектива и дисциплинирования учащихся. Больше сдружились между собой учащиеся разных классов. Кружок пополнился несколькими новыми членами. Укрепилась связь наших выпускников-восьмиклассников со школой.

Я же, как педагог, теперь уже с полной определенностью оценил все значение игры. Я ясно понял, какую живую здоровую эмоциональную заинтересованность и подъем создает игра, какой большой круг детей можно увлечь и занять при помощи ее. Я на практике почувствовал, как игра организует детей в "настоящий веселый и бодрый коллектив". (А.С. Макаренко "Некоторые выводы из моего педагогического опыта").

Дети любят играть. "У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворить". (А.С. Макаренко. Там же). При помощи игры педагог любящий и, главное, умеющий играть, может добиться решения многих очень важных педагогических задач в процессе осуществления внеклассной работы с детьми.

Из: Коменский Я.А. Избр. т.1 М.1982 (ZT. выписки не дословные) .. Не допускать скуки даже грудных детей. Движение колыбели, движение рук, пение, трещотки, ношение по двору, даже поцелуи, объятия. В 2 и 3 года – игра, беганье, преследования, зрелища, рисование (с.219) .. Позже нужно предпринимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать, как те муравьи, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, лишь бы всё, что происходит, происходило разумно. Словом, во что бы ни захотели играть дети, - лишь бы сё не вредное, - им нужно в обеспечении этого помогать .. (с.225).

См. и http://zt1.narod.ru/terskiy1.htm

Прыг на главную ZT-web- страницу http://zt1.narod.ru/