Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.
Советую: http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc. С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ Мой былой ЖЖ читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает. |
Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.
Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. | Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. |
Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.
Файл: За общественное движение: "Артисты из театров - в детские дома", "Студенты из ВУЗов - в детские дома" http://zt1.narod.ru/stud.htm. Там и такое. - Совместить положительную (положительную!) "сектантскость"
(сектантскость положительную!) |
То есть, как почти во всём: не или-или, а и-и. -
Из давних библиотечных выписок. Журнал "Педагогоч. сборник" (военного ведомства) РНБ П28/560 1868,2 (?) .. Гораздо больше примеров совершенной загрубелости от долгого постоянного пребывания в заведении, чем от дурного влияния среды, окружающей воспитанника дома. Разница между постоянно бывающими в отпуску и не выходящими из заведения - видна почти с первого взгляда (с.111).
Журнал "Народн обр" П29/163 1963,2 (Г.С. Макаренко-Салько) .. А.С. Макаренко не одобрял ЗАКРЫТЫЕ учреждения ("Нельзя так обеднять социальный опыт детей!").
From Мой былой ЖЖ - А.С. Макаренко в 1931 г., т.5 М.1985 .. Новый быт первым делом требует уменьшить у семьи право [ZT. в оригинале по Г. Хиллигу: лишить семью права] прибегать к кустарному воспитанию ребенка. / Это совсем не означает, что ребенка нужно оторвать от матери, что он должен расти как ничейный ребенок, почти что как теперешний беспризорник. Те, кто кричит о полном разрыве матери с ребенком, о полном забвении сыном своих родителей, - это просто чудаки и "бузотеры". Именно в полной гармонии между организационной силой воспитательного детского дома и природной родственностью в семье лежит секрет будущего воспитания... (с.316). ZT. В подростковом возрасте надо лететь-вздыматься во взрослость не лишь на семейном и не лишь на макаренковско- интернатно- школо- хозяйственном, а: НА ДВУХ-ОБОИХ ЭТИХ КРЫЛЬЯХ, как это и было у приемного сына А.С. Макаренко Лёвы Салько. Тема Лёвы Салько: Мой былой ЖЖ За новое общественное движение: АБСОЛЮТНО КАЖДОМУ ДЕТДОМОВЦУ - ПАТРОНАЖНЫХ ОПЕКУНОВ. У А.П. Чехова в пьесе “Три сестры”, - действие 4-е, Вершинин: “К образованию прибавить трудолюбие, а к трудолюбию образование”. У А.С. Макаренко: к семейному прибавить интернатно- школо- хозяйственное, а к интернатно- школо- хозяйственному прибавить семейное, так вот измудриться. Нужна не раздача детей из детдомов в семью, а нужно такое вот широкое общественное движение: АБСОЛЮТНО КАЖДОМУ ДЕТДОМОВЦУ - ПАТРОНАЖНЫХ ОПЕКУНОВ. Мой былой ЖЖ патронат у Вихерна. Да, расхож тезис "Ребенку нужна семья, а не детский дом". Но на самом-то деле, да, каждый подросток нуждается и обязательно должен иметь персональных патронов-опекунов, персонально именно его опекающих, однако совсем не обязательно, чтобы он и жил у этих своих патронов-опекунов. Иные тети-дяди очень хорошо опекают племянников, хотя те живут не с ними. Есть встречные потоки: 1) желающие найти мужа (жену) И желающие избавиться от мужа (от жены) 2) желающие обрести ребенка в семью И желающие избавиться от ребенка в семье 3) ищущие путей изничтожения детдомов И ищущие детдома для пристройки туда своих детей. Тиц Борис Николаевич. Детские приюты. Справочная книжка для лиц, имеющих надобность помещать детей в приюты. СПб 1886.110 РНБ 18.171.6.101. ZT. Еще не смотрел. "Детский дом" БАН I.242 1930,6. И. Данюшевский (кстати, он знал А.С. Макаренко лично). - Произвол в отношении перебросок, укрупнений и разукрупнений, сокращений. Экспансия на помещения и территорию детских учреждений. Кому какое дело, что дети со своим домом свыклись, привязались даже к своим спальням, к своему зданию, к своему саду перед домом, к своей школе, к своему производству. Какое кому из бюрократов в ОНО и ОблОНО дело, что учреждение (его ребята) связались уже с окружающей средой, имеют шефа в данной местности (ZT. Это - шефы и шефство индивидуальное над персон-ребятками - дело чрезвычайно важное и позитивное, и практиковалось почти всеми макаренками = школо-хозяйственниками всех времен и народов), имеют в близкой окрестности хороших личных знакомых, патронов, крестных матерей и т.д. Всё это топчется бездушно и безнаказанно. Гинтовт Александр Станиславович (?). Детдома - высшая форма социального воспитания // "Трудовая школа" РНБ П29/362 1923,4-5 с.9-27; // "Рычаг просвещения" РНБ П29/261 1921,6-7. |
Терский Виктор Николаевич (1898-1965). "Развитие творчества учащихся". (ZT. Авторизирую).
ОБЩЕЕ дело дороже своего личного. Очень часто среди даже взрослых людей, работающих в одном детском учреждении, возможны трения и конфликты именно на почве переоценки своей личной работы и её значения, и недооценки работы товарищей. И тогда более активные бестии раздувают свою деятельность до вредной её гиперболизации,
а менее активные подчас склонны мыслить так: "слава богу ..
ZT. слава богу, есть экстрасенсный "хотя бы один учитель" С.Л. Соловейчика, который все вывезит, а остальным можно рутинить = #%i валять и к стенке приставлять ..
ZT. Машинопись из архива Н.А. Лялина, пропуски текста не отмечаю. Полностью: http://zt1.narod.ru/doc/sinelnkv.doc Синельников В.Г. Директор школы N 27, г. Свердловск. 1949-51 года. На ряде совещаний отмечалось, что в школе отсутствует не только достаточная культура, сложившийся стиль работы, но и самый элементарный порядок. Попасть в здание школы можно было только через "чёрный ход", парадный ход со времени войны был капитально заделан. Перед входом в школу лежал запущенный, разгороженный двор. Учителя школы смотрели равнодушно на школьную вешалку, помещавшуюся в полутёмном подвале, с неудобным подходом. Терпели пустые и грязные школьные коридоры, и сколько бы труда ни вкладывали уборщицы, после каждой перемены в них возникали новые вороха бумаги и сора. В школе царил холод из-за неисправного отопления, отсутствовала мебель, недоставало многих пособий. Плохо обслуживал детей школьный буфет. Дети относились к школе с большой неприязнью. .. Отдельные успехи .. учителей по работе в классах разбивались о стену общего бескультурья, неуважения учащихся к школе. И не было у них общих дел, единого стремления, чувства коллективизма .. Чистота, уют, строгий порядок побуждают учащихся к примерному поведению, предупреждают нарушения дисциплины. Четвёртый "а" класс занимался во вторую смену в маленькой классной комнате. Комната была заставлена партами, между ними оставались только узкие проходы. Большая стеснённость приводила к многим помехам. В классе бывало много мусора, движения учащихся были резкими, ученики при выходе из-за парт постоянно задевали друг друга, на уроках замечался постоянный шум. Всё это снижало знания учащихся и вело к ухудшению поведения учеников. В классе проводились беседы, вызывались родители, но положение оставалось тревожным. Учительница А.А. Чевелёва была в отчаянии. Но вот этот класс был переведён в просторную, чистую комнату с новыми партами. От учащихся потребовали, чтобы они пришли опрятными (подстриженными, с белыми воротничками), подготовили свои книги, тетради, ручки для проверки директором школы. Проведённый смотр внешнего вида учащихся и учебных принадлежностей, а также смена классной комнаты вызвали перелом в поведении учащихся, в отношении к учёбе, способствовали улучшению успеваемости. В 5 "в" классе, занимавшемся во 2-й смене, неблагополучно проходили шестые уроки. Некоторые уходили с урока, а оставшиеся занимались неохотно. В этом классе было плохое электроосвещение и последние уроки проходили при тусклом, недостаточном освещении. На это долгое время не обращалось внимания. Но стоило осветить класс достаточным светом, как отношение учащихся к учёбе на последних уроках изменилось. Улучшилась и дисциплина. Долгое время движение учащихся в коридорах в перемены было резким, отмечалась беготня, свалки. Трудно было дежурному учителю навести порядок. К концу учебного года масленные панели стен, как правило, требовали ремонта. В последнем учебном году школьные коридоры были тщательно отремонтированы. Художественные картины на полотне украсили стены. Вдоль простенков поставлены диваны в белоснежных чехлах. Между диванами много тумбочек с живыми цветами. Много живых цветов на окнах. Когда ученики 1 сентября вошли в школу, они не узнали её. Школьные коридоры напоминали комнату отдыха. Напрасно некоторые учителя боялись, что ученики всё испортят в первый же день. Ученики не только не погубили обстановку, а под влиянием этой обстановки сами изменились. Хозяйственники школы выражали обиду на учеников, что они сильно хлопают наружной дверью. С учениками проводились беседы, к дверям ставили дежурную няню, потом учителя, но положение не менялось. И вот решено было глухую тяжёлую дверь заменить лёгкой, застеклённой. Хлопнуть стеклянной дверью – значит, рискнуть разбить её. Когда поставили новую дверь, то от прежнего стука дверями осталось одно воспоминание. Школьники стали плавно закрывать дверь. Усилиями ученической и родительской общественности в школе оборудован гимнастический зал, физический кабинет, биологический кабинет, живой уголок, методические уголки начальных классов, по истории, географии, черчению, математике. Школа стремилась меблировать каждую комнату, каждый учебный кабинет, коридоры, школьный двор, оборудовать подходы к школе, ибо обстановка тоже воспитывает ученический коллектив. .. Школьный сад, мичуринское опытное поле, школьная спортивная площадка, географический уголок, наглядные пособия учебных кабинетов, сделанные руками школьников, и многое другое вызывают гордость и восхищение не только у детей, но и у взрослых. Улучшилось поведение. За год не было чрезвычайных происшествий, вызванных недисциплинированностью учащихся. Вся учебная мебель в течение года оказалась в полной сохранности. Значительно повысилась успеваемость учащихся .. |
ПП-2003 ["Воспитатель" Ложкин] - Ребята здесь социально запущенные и, кроме того, деморализованы, да, деморализованы. Вы обратите на это внимание - деморализованы. А почему? Я говорю: нужен педагогический подход. Профессор Соколянский [Соколянский Иван Афанасьевич (1889 - 1960) - профессор, дефектолог] совершенно прав, когда говорит: нужно обусловленное поведение, а как же может быть обусловленное поведение, если, извините, он крадет, и ему никто не препятствует. У меня к ним есть подход, и они всегда ко мне обращаются и уважают, но все-таки я был два дня у тещи, - заболела, - так вынули стекла и все решительно украли, остался, как мать родила, в одной толстовке. А почему, спрашивается? Ну, бери у того, кто к тебе плохо относится, но зачем же ты берешь у того, кто к тебе хорошо относится? Тоже самое - школа. Не ходят в школу. Говорят отправьте нас на работу. А как же ты будешь работать, если ты читать не умеешь. Не понимают, не понимают! Где же обусловленное поведение - спрашивается. / - Почему же вы не завели здесь обусловленное поведение? - спросил я у Ложкина. / - Вот, вот, - обрадовался он, - не завели. А почему спрашивается? Разброд. Полный разброд. Вот вы звоните, а они не идут. Не хотят. Пошлите нас на работу и все. И все. А на самом деле крадут, все крадут. И здесь, и на селе. И на дорогу даже выходят. Конечно, если бы педагогический подход, можно. Я говорил: нужен педагогический подход. Я соберу ребят, поговорю с ними, раз, другой, третий, понимаете? Заинтересую их, и хорошо. Задачку скажу. В одном кармане на семь копеек больше, чем в другом, а вместе двадцать три копейки, сколько в каждом? Хитро: правда? (с.462-3). [ ZT. Персонаж Ложкин из гл. Бытие 3-ей части ПП-2003 на десятки лет оседлал некую математическую задачку + "обусловленное поведение" и назойливо сувался с этим куда ни попадя. Так и макаренковед из Нижнего Новгорода Анатолий Аркадьевич Фролов на десятки лет тоже оседлал другое - "педагогику параллельного действия Макаренко", на деле ни черта и ни фига не поняв ее вполне прозрачную суть, но тоже, - совсем как тот Ложкин, - сувался и упорно продолжает суваться с этим куда ни попадя, тем самым внося в макаренковедение вопиющую путаницу = тем самым нанося макаренковедению огромный-преогромный вред. А.А. Фролов оседлал "педагогику параллельного действия" и без всякого на то основания утвердил словосочетание "педагогика параллельного действия" в качестве "главно-титульного" понятия не только для макаренковской педагогики, но даже и вообще для так называемой советской педагогики. Скверно, аж жуть! 2007-03-24 From: "Zinoviy" Все с-соловейчики, все в-сухомлинцы, все иг-петр-ивановцы, все немакаренки, все враги Макаренко и +, конечно же, и все дамсоцвосовские "макаренковеды", - это всё разноаспектные Ложкины из ПП-2003 с.462-3, гл. Бытие. Бывал я, ZT, на психолого-педагогических чтениях и конференциях - на трибунах были только разноаспектные Ложкины из ПП-2003 с.462-3, гл. Бытие. Заходил я, ZT, когда-то и в учебные аудитории психологического факультета ЛГУ чтобы послушать, чем там загружают головы студентов? - Их загружали и продолжают загружать только и исключительно разноаспектной ложковщиной из ПП-2003 с.462-3, гл. Бытие. А.С. Макаренко в ПП-2003 о писанине и говорильнине с-соловейчиков = в-сухомлинцев, а также, конечно, о немакаренковских по духу и смыслу "макаренковедах". - Благочестивые труды [ разглагольствования ] обывателей от всех слоев общества и даже из-за границы .. (с.475). ZT. Вместо истины - обывательская = с-соловейчиковская = в-сухомлинковская благочестивость, вместо верности - обывательская = с-соловейчиковская = в-сухомлинковская правоверность .. ] |
.. склонны мыслить так: "слава богу - можно бездельничать, дети заняты".
Тут перегиб налицо: нарушается нужная дозировка влияний различных педагогов, появляются "хорошие" и плохие педагоги, о чём, к сожалению, иногда радеют даже инспектора, совершенно упуская из вида тот факт, что это недопустимо. - Все хорошие, обязательно хорошие…
ПП-2003 из Приложения. Записи, использованные в "Педагогической поэме" .. …Диктатура сердца. Цитирование Иорданского. Нужно более трезво подходить к вопросу. Нужно считаться с реальным составом нашего воспитательного корпуса. Кроме того, нужно напирать не на отдельную личность педагога, а на работу коллектива педагогов. Нужно рассматривать работу педагога как работу обыкновенного рабочего, главная задача которого подобна задаче рабочего на химическом заводе - передвигать и приближать к ребенку наиболее полезные влияния (с.714). |
Разумеется, что личного влияния воспитателя далеко не достаточно, если даже этот воспитатель очень хорош во всех отношениях. У наилучшего воспитателя даже времени не хватит лично воспитывать целый коллектив детей,
но он вполне сможет это сделать отлично, если будет организатором, умеющим создать нужные влияния детской общественности,
и если он правильно, по определённому порядку, построит самое структуру педагогического учреждения.
Может я впадаю в уклон, но мне лично кажется, что наибольшие возможности в деле воспитания лежат все же во внеурочном времени, на досуге, во время отдыха детей, то есть, именно в том периоде времени, где у нас обычно меньше всего порядка, системы, последовательности (ZT. и где масс-бывает, что господствует проклятая вампиловщина).
Да, по моему мнению: главный виновник всех бед - это беспорядок.
В клубной работе у Макаренко никогда не было беспорядка. При всём многообразии, непрерывно изменяющихся форм и методов занятий с детьми - не бывало ничего случайного, непродуманного, - не было халтуры.
Чётко и точно рассчитанное расписание занятий, работы, развлечений, игр, экскурсий, выставок и всего прочего, как и расписание уроков в школе. Каждый коммунар всегда мог прочитать, что именно будет, например, через три недели в пятницу, - какие запроектированы удовольствия, напряжения, развлечения и т.д., где что будет происходить, кто будет руководить. И каждый знал, что выполнение этого расписания клубной работы так же свято и нерушимо, как и выполнение расписания уроков в школе, и что тут, - как и на производстве и в школе, - никакого беспорядка, никаких срывов.
ВОТ: когда есть чёткий порядок ..
(который, - пожалуйста, - можно изменять, если это надо, но именно изменять, руководя этим изменением, а не давать всему изменяться по воле случая и в силу беспорядка),
.. Когда есть чёткий порядок, когда есть система работы, когда есть режим, определяющий все на 24 часа в сутки, а не только на время уроков, - вот тогда, - и только тогда, - можно развивать творчество учащихся в процессе всего комплекса воспитания и образования.
И наоборот: если чёткого порядка нет, если временем швыряемся непродуманно, то нет и не может быть позитивного поля для выращивания творчества детей.
Где, когда и как появляется творчество детей?
Начнём наблюдение не с большого коллектива детского учреждения, а в обычной семье.
Мать уборщица моет полы. Дочь помогает маме, учится у мамы.
Мама нездорова. Дочь моет пол сама. Если это по просьбе мамы, то это упражнение, а если по своей инициативе, то это уже творчество, т.к. неизбежно при этом дочь будет не слепо копировать всё, повторяя точно движения матери, а обязательно внесёт в работу что-то своё.
Эти удачные, целесообразные, пусть малюсенькие, но самостоятельные находки надо поощрять, отмечать, стимулировать.
Можно наталкивать дочь на эти полезные поиски более рациональных приемов работы.
Можно незаметно помогать достигать в труде быстроты и качества.
Отец - мастер на заводе, изготавливающем роллеры. Если он находит время ознакомить сына с устройством и изготовлением роллера,
и если он снабдит "комнату-мастерскую" всем необходимым для работы,
и сделает один роллер вместе с сыном,
то потом может быть сын захочет сделает роллер сам,
и не простой роллер, а какой-то особенный.
Творчество сына начинается в тот момент, когда он, достаточно освоив конструкцию роллера и приёмы работы, сможет внести пусть совсем малюсенькое, но что-то своё в работу.
Но только у редких детей это своё появляется практически без толковой помощи педагога.
--
А прежде-то всего на свете: надо увлечь, заинтересовать детей достижением цели.
Разве это не чудесно, не интересно, не прекрасно, - вымыть пол вместо больной мамы?
Конечно, это прекрасно, и это может увлечь ребёнка, - нашего советского ребёнка.
Разве это не интересно: сделать роллер, который потом можно подарить малышам детсадика, чтобы они катались?
Это тоже прекрасно, и зажечь, увлечь подростков достижением такой цели - тоже не трудно.
Для этого, конечно, надо дружить с детьми, и надо уметь с ними говорить, и надо задумывать с ними великие (по детским масштабам) дела,
и надо делать их сообща,
и при этом взрослому руководителю вначале львиную долю работы может быть придется брать на себя,
но ему надо быть очень скромным, и не только не выпячивать, а наоборот, - по возможности маскировать свой вклад.
И все должно идти без непосильной для детей перегрузки как их умов, так и их рук.
Для удачного хода этого процесса надо очень хорошо не только понимать, но и чувствовать детей, надо видеть особенности каждого из них.
И это не трудно, если быть внимательным.
Дети - живые, и они всегда покажут вам гримаской, вздохом, жестом или словом, когда им трудно, когда им скучно, когда хорошо, когда что, -
они всё покажут, - надо только смотреть, слушать, понимать и учитывать.
И надо только в нужных пределах и в разумной степени использовать свое влияние и свое вмешательство.
Некоторое принуждение, выраженное весёлым подбадриванием, воодушевлением словами, шуткой…
Да, некоторое принуждение иногда полезно, а иногда и вредно, потому что за временной этакой "победой" в труде иногда кроется вызванное вами неадекватное переутомление детей.
Надо воспитывать способность и к большим напряжениям и к перенапряжениям, но лучше делать это постепенно, плавно.
--
Теперь перенесём наши наблюдения, выводы и действия в большую семью детского учреждения. Тут зампап и заммам много. Сумма их знаний и умений больше.
Учитывая, что тут мы имеем возможность использовать также полезные влияния родителей, шефов, общественности, мы, несомненно, в педагогическом учреждении располагаем несравнимо большими возможностями выращивания творчества детей, чем это возможно в семье.
Здраво оценивая реальные возможности определённого детского учреждения, мы должны исходить прежде всего из итогов следующих наблюдений. -
1) Какими именно способностями, знаниями и умениями взрослых мы располагаем?,
2) в какой мере мы можем их использовать, исходя из наших возможностей во времени, в помещениях и т.д., исходя, даже, из бытовых возможностей взрослых, совместные занятия которых с детьми мы проектируем?
3) Что именно нам сейчас важнее и нужнее? Чему и сколько именно надо и сможем мы уделить времени и внимания?
4) Насколько подходящим оказывается наш проект для детей именно нашего, определённого детского учреждения, учитывая возраст, силы, способности и наличные интересы наших вот конкретных детей?
--
Наш проект должен быть ведущим к целям, но к целям посильным. Он должен проектировать нужные влияния, даже сильные, но не отягощающие, не насилующие, не огорчающие.
В практике А.С. Макаренко план-расписание внеклассных занятий несло детям перспективу ждущей их радости, сулило им много нового, интересного, увлекательного,
но там всегда преобладало проектирование напряжений, творческого труда, учёбы, а не развлечений и наслаждений.
[ ZT. Говоря строкой из "Про это" В.В. Маяковского "Там знали и умеренные развлечения и умеренные наслаждения, но знали и некие замечательные трудовые и творческие радости, что в сто раз слаже, чем просто развлечения и наслаждения" ].
Чем лучше клубный работник знает дело, в которое он вовлекает детей, тем лучше будут знать это дело и они. А чем лучше они будут знать это дело, тем больше будут это дело любить, и тем вероятнее станет их самостоятельная творческая работа в этом деле.
От энтузиастов скорее всего можно ожидать творчества, усовершенствований, изобретений, находок, открытий. Значит, вся задача сводится к тому, чтобы превратить людей в любителей и энтузиастов своего дела.
А как, практически это сделать?
Меня как-то спросили: " Как превратить лодырей в энтузиастов?" - По-моему, это очень существенный и деловой вопрос.
Сейчас для меня он совершенно ясен и ответ на него понятен: надо научить их работать отлично.
И всё.
Каждый человек обязательно любит делать то, что он умеет делать хорошо,
потому что его работа доставляет ему и другим удовольствие,
потому что она - плодотворна и успешна.
Но удачи приходят не сразу, и пока их нет, пока нет мастерства и успехов, деятельность человека зиждется на желании достигнуть определённой цели, даже может быть - меркантильной цели.
Да, неумелых ещё детей надо прежде всего хорошенько зарядить желанием достичь определённой цели.
А потом их нужно делу учить и учить.
И вот тут-то в особенности необходимы мои кумиры: порядок, система, продуманность.
--
Он руководитель хора, с него требуют выступления хора в концерте, и он тянет к себе актив детей, с которыми он скорее и лучше состряпает то, что от него требуют. А где болтаются остальные дети - его не интересует.
Однако не руководитель хора виноват в том, что он делает и чего не делает. - Виноват опять-таки беспорядок, который определяет и неправильность требований, которые предъявляют иногда к педагогам.
Как глубоко прав был Антон Семёнович Макаренко, который обращал особое внимание не только на качество выставок, концертов, спектаклей, творчества технических и всяких других кружков и организаций, но и на то обстоятельство: все ли дети участвуют во внеклассной воспитательной работе.
И Антон Семенович категорически требовал от меня (о чём он пишет в "Марше 30 года") планов и точного учёта занятий каждого вне школы каждый день.
Таким образом не только в часы занятий в школе и в часы работы на заводе, но и в часы досуга мы знали: кто из коммунаров где и в чем занят.
Если бы такого порядка не было, то в последние годы, когда количество коммунаров достигало 960 человек, возможным было бы "творчество" нежелательного характера, и вообще удачной воспитательной работы быть бы, безусловно, не могло.
Ни трудовое воспитание на заводах, ни воспитание на уроках в процессе учёбы, - да, ни один из этих главнейших процессов формирования советского человека не мог бы проходить отлично, если бы отдых не был правильно построен, правильно упорядочен и продуман.
Но детский досуг должен быть организован так, чтобы наполнение этого досуга готовило бы детей к успешному труду на заводе, к отличной учёбе в школе.
Что именно и как в учреждениях Макаренко по этой части делалось, я начал описывать. Пока успел описать только часть того, что делалось (см. мою книгу "Игры и клубные занятия в практике А.С. Макаренко"), остальное напишу, когда успею это сделать.
Я стараюсь выпятить вопрос отдыха совсем не потому, что считаю его важнее вопроса трудового воспитания или важнее обучения. Совсем нет. Вопросы труда-заботы и вопросы учёбы - самые важные вопросы. Это несомненно. Но на эти вопросы уже обращено должное внимание, и нет острой необходимости поддерживать то, что уже держится.
Но общее дело несомненно пойдет лучше, если и вопросам организации и проведения отдыха детей мы уделим должное внимания.
И это вовсе не значит, что я ратую за увеличение времени для отдыха или обогащение времени отдыха играми. Никак нет.
Я считаю необходимым изменять виды отдыха на те виды, которые были у Макаренко, обогащать их и новыми весьма продуманно,
чтобы именно не было переизобилия игр, переизбытка удовольствий, ведущих не к трудовым успехам и отличной учёбе, а наоборот, способным разлагать людей, уводить от жизни.
Я борюсь за нормальную, рабочую, разумную дозировку полезного и приятного, - чтобы мы выращивали не избалованных, а крепких, трудовых людей.
--
Чтобы научить творить, надо предоставить возможность творить самим, - выдумывать, изобретать.
Это, конечно, никак не значит, что можно пустить дело на самотёк.
Даже в комсомольской бригаде должен быть педагог - руководитель. Но тут он уже не зампапа, а старший брат,
и молодец, если молчит, когда нет надобности говорить.
Но он же - негодный педагог, если молчит, когда надо говорить.
А говорить надо не тогда, когда катастрофа налицо, а до нее,
и говорить и действовать надо так, чтобы исключить возможность каких бы то ни было катастроф.
Да, скромно помалкивая, если дело идёт правильно, надо в то же время, как говорится, глядеть во все глаза и слушать чутко: всё ли идёт, как надо? Нет ли где лишнего скрипа, писка или ещё чего, грозящего нарушить бодрый, весёлый, хороший рабочий тон.
Надо замечать и предотвращать малейшие неправильности, не ожидая явлений порядка катастроф.
Педагог должен развивать в себе наблюдательность, зоркость, чуткость и в каждой мелочи должен уметь видеть будущее, - видеть не только эту мелочь, которая есть, но и соображать, что из неё получится, если её оставить без внимания. И что получится, если её повернуть вот так, и что, если повернуть вот так?
Любой пустяк в педагогической работе может быть использован удачно и неудачно.
Можно ходить по лесу и не найти грибов даже там, где их много, - если их не искать внимательно.
Всего-всего, конечно, и самый зоркий не увидит, но дружный коллектив может видеть лес.
Думать, думать и думать нужно всегда. И смотреть, - смотреть всегда.
Я сам часто бываю рассеянным: сосредоточиваясь на чём-либо, могу порой совсем не замечать, что делается вокруг.
Но у меня ведь, когда работаю в хорошем коллективе, не два глаза, а очень много глаз, преимущественно ребячьих.
И потому я всегда вижу всё, что мне надо, - когда мы друзья, и когда составляем вместе один организм - коллектива. Он называется МЫ. И мы всё видим, всё слышим, всё знаем и всё (в пределах разумного) можем.
Это без хвастовства: так всегда бывает, когда налицо настоящий макаренковский коллектив.
Существо МЫ в пределах макаренковской альма-матер - это вроде баснословного бога, - оно вездесущно, всезнающе и почти (но не на 100 %) всемогуще.
Но МЫ бывает маленькое и бывает побольше: как ребёнок, пионер, комсомолец и взрослый человек.
"МЫ" - маленькое - это, например, класс, отряд,
"мы" побольше - это весь коллектив нашего детского учреждения.
Есть наблюдения, непосильные детям и трудные даже взрослым. Это касается выявления талантов и способностей отдельных ребят. О проявлении и развитии этих талантов я писал. Это дело педагогического коллектива. Для того, чтобы педколлектив мог с честью выполнить эту трудную задачу, мало деловой и крепкой дружбы членов педколлектива, мало желания и старания. Необходима высокая культура педагогов и нужно обязательно всестороннее развитие если не каждого педагога, то во всяком случае такое, чтобы сумма знаний и умений всех педагогов коллектива охватывала как бы все существующие виды и формы труда, наук, техники, искусств.
У каждого ребёнка есть какой-то талант. Я знаю очень талантливого пастуха, у которого за время учёбы в школе никаких способностей обнаружено не было, и он незаслуженно носил позорную кличку лодыря и дурака. В математике и русском языке его способности действительно огорчительно ничтожны. Но потом он стал замечательным пастухом, сумевшим обеспечить всем дояркам колхоза высокий удой. В зной и в стужу, в проливной дождь, днём и ночью пас он коров так толково, так умело находил корм, так понимал, - именно понимал, - коров, что приносил своей работой большую пользу. И никто из соучеников школы, в которой он раньше учился, не смог бы так успешно делать то нужное, что так творчески делал он. И честь его отцу, который тоже был пастухом и направил сына верно по жизненной дороге, сообразно способностям сына.
Интересно, что второй сын того же пастуха стал учителем математики. И это тоже было правильно, потому что второй сын имел математические способности, которых не было у старшего брата.
И правильно также то, что никто не увидел в этом факте движения братьев по различным путям никакой трагедии, которой и не было и нет, поскольку оба и работают и живут прекрасно, - оба счастливы и довольны своей судьбой, как и их отец.
А вот если бы этому отцу влезла в голову блажь во что бы то ни стало сделать обоих сыновей математиками или обоих пастухами, то трагедия была бы, и мучился бы и отец, и один из сыновей.
И если бы ценой великих перенапряжении всех старшего сына и сделали бы математиком, то был бы он несчастнейшим человеком, не способным любить своё дело, т.к. не был способен хорошо его освоить.
Однако детей с ярко выраженными способностями к определённой области труда, искусства или науки - не так уж много. Это - генетическое счастье, но это счастье достаточно редкое.
И это очень хорошо.
Если бы все писали стихи, как Пушкин, сочиняли музыку, как Бородин, пели и танцевали даже так чудесно, как Уланова, писали картины лучше Репина, то … кушать-то им всем стало бы нечего, и все эти гении погибли бы, вынужденные питаться древесной корой, запивая её водой из речки.
Это обстоятельство заставляет нас при определении жизненных путей отдельных ребят ..
.. именно, ребят без ярко выраженной какой-либо склонности ..
Это заставляет нас при определении жизненных путей отдельных ребят ясно видеть потребности всего общества, - чтобы не стало у нас людей одной профессии больше, чем надо, а людей другой профессии меньше, чем требуется,
чтобы не возникала необходимость массовых перемен специальностей позже, что уже труднее и социально-экономически ох как накладнее.
Творчество нужно в любом деле, и творческие способности (самостоятельно выдумывать, изобретать, улучшать) - надо развивать в раннем возрасте и поощрять их всю жизнь.
И доярка должна творчески работать, думая постоянно: чем и как кормить коров, чтобы выше был удой, как обеспечить содержание, уход за коровами.
И комбайнёр должен изобретать: как убрать хлеб, если он полёг…
И т. д., и т. п.
Каждый должен работать творчески.
Это совершенно необходимо и для изобилия всего, и для-ради морального удовлетворения каждого, поскольку:
творческая, продуктивная работа - это счастье человека.
И никто не работает так крепко и вдохновенно, как изобретатель, когда он добивается успеха в деле претворения в жизнь своего изобретения.
Это право, это счастье каждого человека - внести в общий котёл человечества свою лучшую находку.
Счастье веселой и удачной (прежде всего - в воспитании своих детей) домашней хозяйки, - многодетной мамы и любящей жены, - тоже великое и творческое счастье.
Творческое счастье по настоящему-то невозможно заменить никакими более так сказать плотскими удовольствиями и развлечениями, хотя в умеренных дозах и они должны быть в жизни каждого.
Некоторые роды "счастья" радуют бездельников и могут пресыщать и разлагать.
Еще раз. - Мы ничуть не против развлечений и удовольствий, за сладости, за концерты, за красивую одежду и т.д.
Но всё должно быть в позитив, в меру и, так сказать, в культуру.
Особенно в меру и в культуру должна быть водка. Рюмка (ZT. не раньше 21-го г. включительно), - хорошо, бутылка, - плохо, ведро, - смерть.
А в воспитании творчества детей пусть российская душа меры не знает, пусть наоборот: рюмка творчества - плохо, бутылка - хорошо, ведро - отлично. Бочками давай!
При этом, конечно, имеется в виду высокое качество творческой работы детей. - Никакой халтуры и беспорядка!
При наличии беспорядка мы обязательно отстаём от жизни детей, и их творчество, не руководимое нами, может пойти по неправильным путям, а мы будем лишь едва успевать "расхлёбывать" свершившиеся уже нарушения, т.е, действовать в стиле махания кулаками после драки.
Разбирать нарушения так или иначе приходится, но плохо, когда самый процесс разбирательства проходит скучно, а не так, как у блистательного импровизатора разбирательств - Антона Семеновича Макаренко.
Друзья мои - педагоги: я полагаю, что встряхнуться можно и надо всем. Сейчас это не трудно. Не так-то уж мы стары, дряхлы, больны и ленивы, как иногда сами о себе начинаем воображать! Авось и народ оценит наше, макаренковцев, старание...
Слово самодеятельность должно быть ясно, - самостоятельная деятельность, когда дети действуют сами, под руководством педагога.
А может быть иначе: вызубрят текст стихов, написанный кем-то, а не детьми, заучат по указанию вожатой каждое движение, и - пожалуйста, - вот вам самодеятельность…
Помочь детям в их самодеятельности несомненно надо, но помочь в меру, постепенно уменьшая свою помощь детям.
И главная педагогическая ценность не в выступлении детей в концерте, а в самом процессе подготовки к этому выступлению.
В творчестве детей могут быть две одинаково скверные крайности: 1) сделано слишком самостоятельно и потому просто плохо, и 2) сделано слишком несамостоятельно.
Рисунок мальчика 1-го классе поражает мастерством. Уж не Суриков ли? Выясняется, что мама крепко помогала, потом папа, а потом ещё и учитель "подправлял". От того, что нарисовал ученик, оставили процента полтора! - Это слишком уж "крепко помогли". Так нельзя.
А вот рисунок девочки 5-го класса. Говорят с умилением: "совершенно самостоятельно сделала!". Оно и видно. Но рисунок-то плохой! Надо было хотя бы указать девочке ошибки, чтобы она САМА исправила рисунок. - Это слишком уж самостоятельная работа. Это типичный самотёк. Так тоже нельзя.
В творческой работе ребят надо им помогать возможно меньше, но настолько, чтобы работа была завершена успешно при максимальных напряжениях самого ребёнка, на какие только он способен, без ущерба для его здоровья.
Итог работа должен удовлетворить, порадовать. Это обязательно, иначе мы не воспитаем любовь к труду.
Макаренко говорил о темпе угорелой кошки. Он плох. Вялость, медлительность нехороша, надо воспитывать находчивость, быстроту мышления и действия, но не всегда это хорошо. На крутых поворотах сносит вбок, по закону инерции. Особенно нехорошо отзывается этот темп угорелых кошек на творческой работе с детьми. Бывает так: только подошли к решению сложной творческой задачи, а тут бежит дежурный какой-то и кричит: "Клоун приехал - будет медведь что-то на чём-то вертеть!" - И … все бросили, побежали! - Это уже беда. Правда, такая беда может стрястись только при наличии беспорядка, о котором уже сказано.
.. Прекраснодушные "благодетели", которые стараются организовать для детей как можно больше разных удовольствий, - больше, чем помещается во времени, - ну и получается бешеная скачка с препятствиями, нагороженными тем же беспорядком и сутолокой. На другой день "благодетели" образумились, нет ничего, скучища страшная, рты дерёт позевота. Потом - опять нагромождение событий. - Ну, что это такое, товарищи?!
Нам кажется, что маленькие дети должны больше отдыхать. Но это неверно. Они больше играют. Но игры маленьких детей не совеем правильно называть отдыхом. Могут быть и игры-отдых, но большинство игр маленьких детей - это их деятельность, - для их возраста часто самая настоящая работа.
Девочка играет с куклой. Она её одевает, обувает, носит и т.д. Вот она сопит безуспешно, пытаясь надеть на ногу куклы туфельки. Наконец, с большим трудом ей это удаётся. Это ли не труд? Лицо девчурки озабочено, бровки нахмурены. Она думает: что ещё надо сделать? Это ли не труд?
Маленький мальчик строит из кубиков домик. Кубики падают, строение рушится. Мальчик строит вновь. Он - весь напряжение и внимание. Вот он взял кубик правой ручкой, водружает его на самую вершину, завершая здание. При этом он левой ручкой придерживает правую, чтобы она не дрожала, чтобы неточным движением не разрушить плод своего труда. Лицо его строго, внимательно, в нем видно напряжение. Разве эта не работа? - Это созидательный труд малыша.
Такая игра является трудовым воспитанием в раннем возрасте.
Повторяю, да, это игра. Но это и не только игра, а и труд малыша, так же как и игра - труд упомянутой девочки с куклой.
Но вот мальчика утомило напряжение. Он перестал строить. Он бросает те же кубики, стараясь попасть в ящик для них. Это - разрядка, и по отношению к первому занятию мальчика - это отдых. А если мальчик стал бездумно расшвыривать кубики безо всякой цели, то это уже плохая разрядка, ведущая к распущенности.
Принято называй трудом деятельность, в результате которой человек создаёт ценности. Строя домик, ребёнок ценности ещё не создаёт, но такая игра является подготовкой к труду, и для малыша по напряжению, которое игра вызывает, игра равнозначна труду.
Безделие никак не является единственной формой отдыха. Пассивный отдых в большинстве случаев нежелателен. Отдых характера расшвыривания кубиков тоже безусловно нежелателен.
Нормальное развитие детей требует правильного, но отнюдь не однообразного чередования различных по характеру напряжений, чередования умственных и физических напряжений с посильной нагрузкой для мышц, сил и способностей ребёнка. Необходимо великое, но разумно ограниченное рамками наличия времени и педагогическим расчётом многообразие видов занятий для детей.
Особенно важно отметить, что если для взрослых игры являются преимущественно видами отдыха, развлечения, то для детей игра в значительной мере - и деятельность, первая фаза, предварительная фаза их труда.
Переход детей от игры к труду является основной формой их трудового воспитания. Этим путём и надо вести их : от игры - к настоящему труду. ТАКОВА, КАК КАЖЕТСЯ, ОПТИМАЛЬНАЯ КАК БЫ БИОГРАФИЧЕСКО-ТРУДОВАЯ ТРАЕКТОРИЯ : ПЕРИОДУ СОБСТВЕННО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПРЕДШЕСТВУЕТ ТРУД В ИГРОВОЙ ФОРМЕ В ПЕРИОД ИХ ЖЕ МЛАДЕНЧЕСТВА.
Макаренко говорил: как качественно или не качественно дети в младенчестве играли, так качественно или не качественно они в подростковом возрасте будут и работать.
Творчество детей легче всего начать развивать в играх. Но не во всяких играх это возможно. Лучшая в этом отношении из игр - конкурс смекалки, технические игры, описанные мной в книге.
В заключение мне хотелось бы пожелать товарищам внимательно прочитать главу о клубной работе в произведении А.С. Макаренко "Марш 30 года", а также вдуматься в смысл двух фотографий, помещённых в конце 2-го тома его произведений. Этим двум фото Антон Семёнович дал одно название: "дистанция 5 лет". Прочтите предшествующие фотостраничке пояснения, и вам станет ясным значение одной из технических игр в деле технического воспитания детей. Начав с игры, легче былого осуществить техническое образование детей через 5 лет уж на серьёзной, заводской, настоящей работе.
Можно было, разумеется, и миновать фазу игры, сразу дать детям серьёзную работу, требующую точности, мастерства, чтобы сразу, так сказать, "взять быка за рога". Многие, сугубо практичные люди пробовали так воспитать детей. И нельзя сказать, что у них ничего не вышло. Вышло. Но воспитывая таким самым, - вроде бы прямым и коротким, - путём, мы карнаем детство. И при этом труднее воспитывать любовь к труду, творческую мысль (всякую, в том числе и техническую), и мы уже в процессе обучения производству не обойдёмся без насилия, внушающего отвращение к труду, мы перегружаем детей, поручая им слишком сложную работу преждевременно, и в общем этот заманчиво-короткий путь оказывается не самым лучшим путём. И он совсем плох, если мы имеем в виду воспитывать не рядовых, а именно передовых, высокоразвитых и творчески сильных мастеров.
То, что на первый взгляд может показаться лишним, бывает часто очень важным. Можно настроить музыкальный инструмент и потом играть, а можно обойтись и без настройки, и при этом очень хороший инструмент даст неправильные звуки. Настроить, подготовить к труду и жизни человека в детстве - ещё важнее.
Да, бывает и так, что человек, в детстве воспитанный плохо, потом хорошо работает и живёт правильно. Но так не всегда бывает, и поэтому мы не можем отрицать чрезвычайной важности правильного трудового воспитания.
Ко всякого рода упрощенчеству мы должны относиться отрицательно, и по заманчивым коротким дорогам "напрямки через болота" не всегда хорошо водить детей, считая лишним то, что на самом-то деле нужно.
Нашим идеалом живого существа не должна быть корова, хотя она очень неприхотлива, очень проста. И лошадь не идеал, хотя она может работать много, вынослива и тоже предельно проста…
--
Программа внеклассных кружковых занятий в начальной школе. [М.], 1936. 92 стр. с илл. (Упр. нач. школы НКП РСФСР). / 2-е изд., доп. М., 1937. 112 стр. с илл.
Шангина С.-И. Опыт работы кружка затейников. "В помощь учителю". [Красноярск], 1940, вып. I (VI), стр. 83-85.
Из: Коменский Я.А. Избр. т.1 М.1982 (ZT. выписки не дословные) .. Не допускать скуки даже грудных детей. Движение колыбели, движение рук, пение, трещотки, ношение по двору, даже поцелуи, объятия. В 2 и 3 года – игра, беганье, преследования, зрелища, рисование (с.219) .. Позже нужно предпринимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать, как те муравьи, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, лишь бы всё, что происходит, происходило разумно. Словом, во что бы ни захотели играть дети, - лишь бы сё не вредное, - им нужно в обеспечении этого помогать .. (с.225).
См. и http://zt1.narod.ru/igra1950.htm
ZT. Добавка 27.09.2017. Неизвестный Макаренко . Вып. 4 . М.1994 О В.Н. Терском, тут и его биография. Малый %тик текста. Не дословно. В 1925-м пришёл в Колонию им. Горького, ему было 27 лет. Под руководством АСМ работал около 13 лет сначала в Колонии, потом в Коммуне. Оставался работать в Коммуне вплоть до её закрытия в 1939 г. (Далее биография) Ольга Сергеевна Кель. В Москве он не смог добиться квартиры и почти единственные жилищные варианты : детские дома чи колонии. Активные выступления: Москва, Молдавия, Калининград, Перьм. Более 50 статей. Книги (с Кель). Эпистолярное (особенно с Кель - ей около 600 писем). Не добившись квартиры в Москве, он в конце концов поселился в посёлке Знаменск Калининградской обл., где проработал около 14 лет учителем. В былые 20е-30е всеми любимый, признанный .. за все несуразности в личной жизни снисходительно прощаемый. .. Терский о себе: "В колонии им. М.Горького и в коммуне им. Дзержинского я всегда был весел. Это потому, что меня все любили: и ребята, и сотрудники. И мне всегда было весело и хорошо. Когда в первые годы в Куряже порой было голодновато, и тогда мне было всегда весело, потому что кругом были друзья. А вот до этого я работал /после пяти лет работы учителем в армии/ в Харьковском центральном реформаториуме, работал старательно и много, но там я не был весел, а был мрачен и даже груб. Мне не было весело там потому, что окружающие люди не любили меня, и я чувствовал какую-то тяжелую обособленность. В Шустино мне тоже совсем не было весело. В Калининградской области мне было весело, я был веселым два года и кое-что сделал, а потом стал мрачный, потому что отношение ко мне изменилось /не по моей вине, а с приходом новых людей/: Потом я был переведен в Литву и был там весел 11 месяцев, а на 12-м мрачным: опять-таки от перемены в отношениях ко мне некоторых людей, /хотя у меня остались там и друзья/. И я уехал оттуда. Тут, вновь в Калининградской области, но на новом месте я снова был весел в течение года, а теперь... менее весел, хотя и не мрачен. Ведь все зависит от отношения окружающих людей. Мрак нагоняется недоверием и /как вы верно сказали/ отсутствием чуткости. И особенно тяжело, когда это маскируется приторной вежливостью и театральным причитанием. Ищешь простого, открытого и пусть даже, грубого, но искреннего отношения, хорошей дружеской любви". /10, с. 159/ (с.12-13) . Кораленко Л.Е. Великий мастер воспитательной работы /Памяти В.Н. Терского/. В сб. Макаренко А.С. Книга 7, Львов, 1969 с.159.