Занятия по Конструированию в детском саду. ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.


Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Советую: http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

Куцакона Людмила Викторовна. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 240 с. - (Программа развития).

Занятия по конструированию и художественному труду развивают творческие способности детей, сноровку, воспитывают трудолюбии, усидчивость, терпение. Накапливая конструкторский и художественный опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в постройках, поделках.

Занятия по Конструированию в группе детей от 1 года до 2 лет.

Тема "Построим домик".

Задачи: привлечь внимание детей к строительному материалу, к его конструктивным возможностям. Научить удерживать внимание, понимать просьбу взрослого и действовать в соответствии с ней.

Материал; строительный набор (настольный или напольный), игрушка Петушок.

Занятие 1

"Кто это так громко поет: "Ку-ка-ре-ку!" Это Петушок пришел к нам в гости. Вот он какой: "Масляна головушка, шелкова бородушка". Где же он у нас будет жить? Давайте построим ему домик!" Воспитатель строит любой домик, не заостряя внимания детей на способах конструирования, на деталях, их названиях. Дети наблюдают, "помогают", по просьбе воспитателя берут, ставят детали на указанное место. По окончании постройки дети играют с петушком и домиком.

Занятия 2, 3. Два занятия можно провести по аналогии с •первым: построить домик для зайчика, котика.

Тема "Стульчик для петушка"

Задачи: научить детей совершать элементарные действия с одинаковыми деталями. Познакомить с кубиком. Научить действовать по слову воспитателя, совершать игровые действия, акцентировать внимание на красном цвете. Способствовать речевой активности детей, гуманным взаимоотношениям, желанию общаться, понимать слова и выражения: "сидит", "побежал", "прет".

Материал: кубики разного цвета и петушки (игрушки).

Занятие 4

Детей усадить за стол, перед ними выложить кубики разного цвета. Воспитатель сидит вместе с детьми, берет красный кубик и предлагает каждому ребенку тоже найти такую же деталь и поставить перед собой. Затем берет петушка, ставит на кубик и предлагает малышам повторить действие. "А теперь все наши петушки запоют: "Ку-ка-ре-ку". Мой петушок услышал песенку и пришел в гости к вашим петушкам. "Здравствуй, Олечкин петушок!" "Здравствуй, Танечкин петушок!" Побежали петушки гулять. Догоню-догоню! Все петушки садятся на свои стульчики. Не догнал вас мой петушок?" и т.д.

14

Тема "Башня"

Задачи: научить детей действовать по заказу воспитателя, устанавливать детали друг на друга, акцентировать внимание на синем цвете. Способствовать речевому общению детей.

Материал: кубики красного и синего цвета.

Занятие 5

Воспитатель показывает и подробно объясняет процесс возведения постройки (использует синие кубики): "Я найду синий кубик, поставлю его перед собой на столе, теперь возьму еще одни такой же кубик и поставлю его вот так на этот кубик, подровняю, чтобы ровно стоял, теперь возьму еще один кубик и поставлю сверху, тоже подровняю. Вот такая башня получилась. А кто сумеет такую же построить?" Воспитатель помогает детям строить, учит игровым действиям, аналогично предыдущему занятию.

Занятия 6, 7, 8

Теме "Башня" можно посвятить 3-4 занятия. На следующем занятии детей учат строить башенку из трех желтых кубиков. Лучше рассмотреть с детьми образец воспитателя, подробно показать и объяснить, как ее строить. ("Кубик на кубик, кубик на кубик, вот и получилась башня".) Следует поупражнять детей в названии постройки. "Танечка, что это у нас? Правильно, башня, а что у тебя? Молодец!" Можно использовать прием поэтапного конструирования. ("Я взяла кубик и Наташа - возьми, и Саша" и т.д.)

Дальше воспитатель знакомит детей с кирпичиком, учит малышей строить башенку из четырех кирпичиков зеленого цвета. Рассматривает вместе с детьми образец. Подробно объясняет приемы конструирования.

В процессе работы воспитатель оказывает детям дифференцированную помощь, подсказывает, задает вопросы, поощряет действия детей. Если он видит, что малышам трудно, то опять использует прием поэтапного конструирования.

На четвертом занятии, посвященном этой теме, можно научить малышей строить башенку из четырех красных кирпичиков. При этом обратить внимание детей на то, что башня красная. На этом занятии можно не использовать прием поэтапного конструирования.

Тема "Дорожка"

Задачи: научить детей элементарным действиям с одинаковыми строительными деталями (приставлять кирпичики друг к другу, узкой короткой гранью). Научить узнавать кирпичик, ак-

- 15 центировать внимание на зеленом цвете. Развить желание общаться. Научить игровым действиям, произносить "лрыг-прыг". Материал: кирпичики разного цвета, игрушки.

Занятие 9

Воспитатель напоминает детям, как они сегодня гуляли по дорожкам, играли на дорожке. "Скачут по дорожке маленькие ножки". И предлагает построить дорожку для куколки или зайчика. Подробно показывает, объясняет, как прикладывать кирпичики друг к Другу, как их уравнивать. Построив дорожку, ребенок играет. Можно предложить детям украсить свои дорожки по краям елочками. "Гуляет Олечкин зайчик по дорожке".

Воспитатель учит детей игровым движениям. Сначала сам водит куклу, потом предлагает взять куколку за одну руку, а воспитатель ведет за другую, и затем предоставляет играть самостоятельно, постоянно активизирует речь детей: "Что ты построила, как зовут куколку".

Занятие 10

Можно повторить с детьми строительство узких длинных дорожек, предложив построить желтую дорожку. Дети играют с постройками: "сажают елочки". Внимание малышей заостряется на том, что дорожки желтые и цветочки желтые.

Занятие 11

На третьем занятии целесообразно научить малышей строить широкую красную дорожку. Воспитатель предварительно строит две дорожки - одну желтую, такую как строили на прошлом занятии, другую красную, широкую (из 6 кирпичиков). Обращая внимание детей на эти дорожки, он подчеркивает: "сегодня будем строить другую дорожку. Эта такая, а эта - не такая". Показывает, объясняет приемы работы: прикладывать кирпичики друг к другу теперь нужно по-другому (длинной узкой гранью). "Кирпичик к кирпичику, кирпичик к кирпичику, бот и получилась дорога!" Таким образом, дает детям представление о целой постройке и о частях, из которых она состоит.

Занятие 12

На заключительном занятии данной темы целесообразно закрепить у детей навыки, приобретенные на предыдущих занятиях. С этой целью каждому ребенку предлагается построить дорожку определенного цвета и подобрать такого же цвета клубочек (мячик, шарик). Воспитатель помогает детям советом, подбадривает, задает вопросы. В конце занятия предлагает поиграть с клубочками. "Все ребята будут сейчас котятами, а котята любят катать клубочки, я буду мама-кошечка. Котик Вовочка, лови свой

16

клубочек". Обычно детей забавляет эта игра. Ее можно перенести сразу в игру вне занятия, построить с детьми на полу дорожки и научить их, сидя с двух ее противоположных концов, перекатывать клубочки или мячики друг к другу. Благодаря подобным приемам дети учатся вступать друг с другом в контакт.

Тема "Стол и стул"

Задачи: поупражнять детей в одновременном действии с деталями двух видов - кубиками и кирпичиками, учить различать их. Научить приему накладывания и прикладывания деталей. Научить детей строить и объединять постройки по смыслу сюжета. Побудить детей к общению. Научить слушать и понимать объяснения.

Материал: кубики и кирпичики желтого цвета, игрушки.

Занятие 13

Воспитатель предлагает детям образец постройки, чтобы они рассмотрели его. Обращает внимание на цвет сооружения. Подробно показывает, объясняет, как строить, предлагает построить .сначала стол, затем после объяснения - стул.

Занятие 14

На втором занятии, посвященном этой теме, дети могут построить стол (зеленый) и два стула (желтых), стоящих с двух сторон. Воспитатель подробно показывает, объясняет, как строить. На этом занятии целесообразно опять применить прием поэтапного конструирования. "Сначала построим стол. Вот как его нужно строить..." Нужно "предложить" матрешкам поиграть с детьми. "Матрешка села на стульчик, посидела и пошла гулять, пришла домой, села на стульчик, отдыхает". Воспитатель побуждает детей произносить слова: стол, стул, сидит, пляшет.

Занятие 15

Можно научить малышей строить стол и кресло синего цвета. Нужно рассмотреть образец. Научить детей называть предметы. Как строить стол, можно не показывать, а как строить кресло, показать необходимо. "Нужно поставить синий кубик, рядом с ним еще синий - получится сидение, рядом с этим кубиком поставить еще синий кирпичик, с этим рядом тоже такой же кирпич. Получилась спинка кресла". Если на первом занятии по данной теме воспитатель раскладывал перед каждым ребенком детали, группируя их по видам (кубики отдельно, кирпичики отдельно), то теперь их можно положить все вместе, усложнив перед детьми задачу при их отборе.

17 Занятие 16

Заключительным занятием по теме "Стол и стул" может быть игра-повторение. Воспитатель сдвигает два стола. Перед каждым ребенком подобраны детали, у одних - красного цвета, у других - желтого и т.д. Кроме закрепления у детей навыков, умений, которыми малыши овладели на прошлых занятиях, на этом можно поупражнять малышей отличать постройку по цвету. "У Тани вот какой красивый стул, красный, а у Вовы - синий". Занятие можно построить так: "Давайте поиграем. Угадайте, что я построю сейчас для этой матрешки в красном платье". Строит предметы мебели, предлагает сделать такой же. "Угадайте, что я построила?" Воспитатель кладет на сооружение куколку. Дети могут угадать - диван. А если не скажут, воспитатель подсказывает и предлагает детям построить такой же диванчик и уложить на него спать куколку. (Игрушки воспитатель подбирает такие, чтобы они соответствовали размерам детских построек.)

Тема "Машины"

Задачи: научить приему накладывания деталей, различать постройки по цвету. Познакомить с новой деталью - пластиной (толстой), Научить произносить "би-би", понимать слова: , "едет", "большая", "маленькая". Научить игровым действиям.

Материал: красные и зеленые кубики и кирпичики, игрушки.

Занятие 17

"На кирпичик я положила кубик. Получилась маленькая машинка. Я построю машину для зайчика. Чтобы он покатался, посади зайчика. Поехала маленькая машинка!" (Передвигает ее.) А сейчас поедет на машине мишка, он поедет на большой машине. Вот как ее надо строить. Подложить пластину, а на нее кубик. Поехали мои машины. Как машины гудят? Би-би-би!" - побуждает детей произносить эти звуки. Дети катают на машинах игрушки.

Занятие 18

Можно научить детей строить автобус. Целесообразно провести обследование образца и показ приемов. На этом занятии воспитатель продолжает знакомить детей с пластиной и учит накладывать формы, приставляя их друг к другу.

"Я положу вот такую красную пластину, а на нее положу сначала желтый кубик, рядом с ним еще один такой же кубик. Подровняю, чтобы все кубики на пластине лежали ровно, рядом друг с другом. Вот какой автобус получился! Поехал мой автобус!" Предлагает малышам поиграть с постройкой.

18

Занятие 19

Можно предложить малышам построить автобус и грузовик по образцу. Воспитатель до занятия строит автобус и грузовик из синих деталей. Если на прошлом занятии дети справились с заданием, то можно способы конструирования не объяснять, а помогать им вопросом, советом, обращать к образцу, помогать действием при необходимости.

Занятие 20

Последнее занятие по теме "Машина" можно провести тоже в форме игры-повторения. "Угадай, что я построила и построй такой же". А к концу занятия воспитатель предлагает малышам положить на кирпичик два кубика. "Это мы построили вагончики". В конце занятия воспитатель ставит все построенные вагончики в ряд (соблюдая интервал в 1 см). "Что это мы все вместе построили?" Дети обычно догадываются: "Поезд". Занятие можно закончить подвижной игрой "Поезд", сопровождая ее песенкой.

Тема "Заборчик"

Задачи: научить детей устанавливать кирпичики в ряд на узкую, длинную грань, плотно приставляя их друг к другу, понимать слова: "забор", "строю", "матрешки", "сидят", "бегают", "идут". Произносить звукоподражание "топ-топ". Понимать выражения "приставь кирпичик к кирпичику", "построй ровно".

Материал: для каждого ребенка по 6-7 синих кирпичиков, игрушки.

Занятие 21

Необходимо вспомнить с детьми, как они рассматривали забор детского сада. Воспитатель обращает внимание на образец, анализирует его, показывает приемы конструирования.

В конце занятия обращает внимание детей, что заборчики у всех получились ровные. Предлагает детям поиграть с матрешками. "Побежали матрешки возле забора, а теперь назад побежали! Сели на заборчик, посидели, опять побежали!"

Занятие 22

Задача усложняется, можно предложить детям построить другой заборчик (из кирпичиков, стоящих на короткой узкой грани).

В качестве образца строятся два заборчика: синий и желтый. Заборчики сравнивают: они разные. Затем нужно показать и объяснить, как устанавливать кирпичики. В конце занятия можно предложить малышам поиграть со своими матрешками в прятки. "Спря-

19 тались все матрешки!" - дети ставят их за заборчик от себя! "Вот они матрешечки" - ставят их к себе. "Матрешечки пля-

шут, радуются!" - воспитатель напевает и т.д.

Занятие 23

Целесообразно предложить малышам построить одноцветный заборчик по образцу, данному воспитателем, чередуя строительные детали по форме. Приемы можно не показывать, а ограничиться указаниями. Обычно это занятие не представляет для детей особой трудности, они быстро устраивают способ чередования знакомых геометрических тел, располагая их на плоскости по прямой. "Поставьте сначала кирпичик, как у меня, теперь кубик, а теперь все кубики и кирпичики поставьте сами, чтобы получился длинный забор*.

Воспитатель предлагает детям петушков для обыгрывания построек. "Петушки садятся на заборчик, поют песенки, опускаются на землю, клюют зернышки, опять взлетают на красивый заборчик" и т.д. Воспитатель играет с детьми, подсказывает действия для петушков, использует песенки, потешки, стишки. Например, "Петя петушок красный гребешок, громкий голосок. Ку-ка-ре-ку!"

Занятие 24

Заключительное занятие по теме "Заборчик" должно закрепить у детей полученные навыки. Его можно провести за соединенными столами. Воспитатель сидит вместе с детьми. Возле каждого ребенка в стопочках - набор деталей: у одних детей синие, у других - желтые.

(К концу второго года жизни конструирование детей может сопровождаться одной словесной инструкцией, если действия-знакомы детям.) Воспитатель предлагает: "Давайте построим высокий заборчик из кирпичиков? Возьмите кирпичик и поставьте его вот так". Ставит его на узкую и короткую грань. "Теперь сами возьмите кирпичик и приставьте его рядом к этому кирпичику" и т.д. Когда заборчик будет готов - проводятся рассматривание, сравнивание. "Теперь разберите заборчик и положите на место кирпичики так, как они лежали до занятия. Давайте построим другой заборчик. Возьмем синий кубик и поставим его перед собой, теперь возьмем красный кирпичик и поставим его вот так". Ставит на узкую длинную грань, рядом с кубиком.

В конце занятия можно объединить заборчики в два (один длинный, другой короткий). "Саша, Оля, Наташа вместе построили забор, а Ира, Света и Вова - заборчик. Вместе построили заборчики, вот какие дружные ребята!" Воспитатель бе-

20

рет зайчика и показывает детям, как он прыгает вдоль заборчиков, подчеркивая их протяженность. "Большой заборчик - долго зайчик возле него прыгает! Маленький заборчик: прыг-скок и кончился!"

Тема "Скамеечка для матрешки"

Задачи: научить детей делать простейшие перекрытия, соединяя две детали третьей, акцентировать внимание на черном цвете. Побудить детей к общению. Научить играть с постройками.

Материал: пластины, кубики, игрушки.

Занятие 25

Воспитатель рассматривает с детьми образец и предлагает построить скамеечку для котика, показывает приемы конструирования, рассматривает с детьми толстую пластину, предлагает обследовать рукой ее протяженность. "Я положу пластину перед собой - вот так" (кладет на широкую длинную грань). "Теперь возьму кубик и приставлю его вот так" (приставляет его к одному концу пластины, к узкой длинной грани), "теперь возьму кубик и приставлю его вот так" (приставляет к другому концу пластины), "подровняю пальцем, чтобы лежали ровно, а теперь возьму пластину (берет за узкие короткие грани) и положу ее на кубики. Вот и получилась скамеечка". Важно, чтобы дети усвоили этот способ действия, так как на нем основаны будущие постройки детей, связанные с различными перекрытиями. Дети играют со своими постройками, сажают на них черных котиков, собачек. Воспитатель подсказывает игровые действия.

Занятие 26

Можно предложить малышам построить две скамеечки. Одну большую, другую маленькую (обе одного цвета) для большой и маленькой матрешки. Нужно предложить образцы детям, проанализировать, стараться, чтобы при этом они проявляли активность. "Подойди, Олечка, возьми большую матрешку и найди для нее скамеечку. Правильно посадила, потому что матрешка большая и скамеечка большая. Теперь посади, Вова, маленькую матрешку".

После рассматривания образцов необходимо показать способ конструирования большой скамеечки (строится она аналогично, только пластина устанавливается па два стоящих на узкой короткой грани кирпичика).

Воспитатель предлагает детям для игры по одной большой и по одной маленькой матрешке. И играет с детьми, обучая их развивать элементарные игровые сюжеты,

21 Занятие 27, "Воротца и заборчик"

Можно научить детей строить ворота с забором. Это может быть работа детей по образцу. Способов конструирования можно не давать. На таком занятии особенно большое значение имеет словесная инструкция воспитателя. Он заранее делает конструкцию на своем столе, может закрыть ее ширмой. Воротца построены из трех кирпичиков, а с двух сторон ворот заборчик из лежащих на узкой длинной грани пластин. Далее малыши сразу обыгрывают свою постройку (матрешка входит в ворота и выходит из них).

Занятие 28

Занятие может носить закрепляющий характер. Организовать его можно так. В гости к детям приходит "черный котик" (мягкая игрушка) и просит детей построить маленькую скамеечку, затем большую, затем воротца. Игрушка "наблюдает", как ребята занимаются, "напоминает" о дружных отношениях, подбадривает, подсказывает, хвалит и т.д. На этом занятии можно одним детям предложить детали красного цвета, другим - желтого. Воспитатель обращает внимание малышей, что постройки у детей разные по цвету: "у Оли ворота - желтые, а у Вовы не такие - красные". В конце занятия большой котик может позвать одного из маленьких черных котиков поиграть с детьми. Таким образом детям дается возможность ориентироваться еще и в черном цвете.

Это занятие покажет воспитателю, усвоили ли дети прием •объединения деталей с помощью перекрытий. Если нет, то лучше провести еще одно-два занятия.

Тема "Домик"

Задачи: научить детей способу прикладывания и накладывания деталей. Познакомить с новой деталью --призмой. Научить произносить слово "дом", различать желтый и красный цвета. Научить понимать выражения: "поставь крышу сверху", "стоят рядом". Развить у детей желание вступить в игровое общение с воспитателем и друг с другом.

Материал: кубики, красные призмы, матрешки.

Занятие 29

Анализируя образец, воспитатель обращает внимание на домик в целом, затем на его части в той последовательности, как он строится. "Стены сделаны из двух кубиков, которые стоят рядом друг с другом. Крыта стоит на кубиках. Вот какой красивый домик!" Дети играют с постройками. После игры воспитатель проводит анализ детских построек от лица игрушки. "Колобку понравился Сашин домик, он прочный, не сломается". "Можно мне пожить в нем?"

22

Занятие 30

Можно научить малышей строить домик более сложный (на два лежащих на узкой длинной грани кирпичика наложить две призмы). Здесь опять уместны и образец, и его анализ, и показ способа действия. Украсить свои домики малыши могут елочками (воспитатель обращает внимание на разницу домиков и елочек в цвете).

Занятие 31

Детям предлагается построить домик по образцу, без показа приемов. Изменение может быть в том, что каждому ребенку предлагаются детали определенного цвета. Можно использовать все четыре цвета. На столе стоят елочки, и малышам предлагается "посадить" их возле своего домика. Конструкция домика тоже изменяется. На два вертикально стоящих кирпичика поставить призму. Дети играют с постройкой, используя матрешки. Воспитатель продолжает учить детей играть. "Вот пошел дождик, побежали матрешки и спрятались все в своих домиках. Нельзя гулять! На дворе лужи, холодно. Но вот выглянуло солнышко и пошла моя матрешка в гости к Таниной матрешке: "Пойдем со мной гулять"".

Занятие 32

На итоговом занятии дети закрепляют навыки конструирования последнего домика (будка для собаки), но с некоторым усложнением. Воспитатель учит малышей делать окошечко, показывает, как приложить к задней стенке домика кирпичик, положить на узкую длинную грань, приставив широкой гранью. Воспитатель строит образец заранее, но новый конструктивный прием показывает и объясняет. На этом занятии малыши тоже могут строить домики, каждый из деталей определенного цвета. В конце занятия воспитатель предлагает детям для обыгрывания построек собачек белого цвета.

В конце занятия можно обратить внимание детей на то, что каждый строил один домик, а вместе стало много, потому что все строили дружно. И всем собачкам вместе жить весело.

Во время анализа детских работ основным является метод поощрения. Малыши любят индивидуальное обращение, поэтому при анализе нужно отметить каждого. Анализ не можат быть формальным ("Оля хорошо построила и Коля тоже"), а носить обучающий, воспитывающий характер: "красивый получился домик у Оли, стены из кирпичиков, ровная крыша. Какие вежливые девочки Света и Наташа, они дружат и домики у них тоже дружат, близко стоят, ровно построены, а их матрешки тоже дружат, ходят друг к другу в гости, здороваются" и т.д.

23 Занятия по Конструированию в группе детей от 2 до 3 лет.

Тема "Башня"

Задачи: закрепить у детей умение накладывать детали, наращивая постройку в высоту (4-5 деталей), подбирать флажок, соответствующий цвету постройки. Научить строить по словесной инструкции, играть с постройками. Развить речевую активность.

Материал: для каждого ребенка по пять кубиков определенного цвета, флажки разных цветов, укрепленные в пластмассовых пробках, одна матрешка.

Завятие 1

Воспитатель предлагает детям построить высокую башню из кубиков, лежащих перед ними и украсить их флажками такого же цвета. В ходе занятия помогает советом, побуждает вспомнить, как она строится, предлагает помогать друг другу. Когда постройки будут готовы, воспитатель берет матрешку и играет с детьми. От лица игрушки спрашивает отдельных детей: "Что ты построил?", "Покажи один кубик?", "Сколько кубиков у матрешки?", "Сколько кубиков у тебя?"

Оценка детских построек тоже осуществляется от лица игрушки.

Занятие 2

Дети могут построить две башенки разного цвета и высоты и украсить их призмами соответствующего цвета (три кубика и одна призма, четыре кубика и одна призма).

Перед каждым ребенком - набор кубиков двух цветов, а призмы малыши отбирают сами из ящика, стоящего в центре стола.

Занятие 3

Можно научить детей строить две праздничные башенки по образцу воспитателя: одну из кирпичиков, другую из кубиков, сочетая их по цвету и украшая флажками, выбранными ребенком по своему желанию. Дети строят в соответствии с тем материалом, который перед ним лежит, например: два синих и два желтых кирпичика, два зеленых кирпичика. Можно провести анализ образца воспитателя, обратить внимание на название форм, их красивое сочетание по цвету, на различие построек по размеру". Способов конструирования можно не показывать. Но в процессе работы детей поощрять, подсказывать, помогать советом и действием.

24

Тема "Разные дорожки"

Задачи: научить детей строить дорожки из кирпичиков, приставляя их друг к другу узкими короткими гранями, различать постройки и игрушки по цвету, играть с постройками. Развить желание общаться. Научить произносить звукоподражание "би-би-би".

Материал: для каждого ребенка по 5-6 кирпичиков определенного цвета, машинки.

Занятие 4

Воспитатель вспоминает с детьми, как они наблюдали за движением машин на дороге, и предлагает построить дорогу для машинок. У воспитателя на столе построена узкая дорожка. Детям предлагают посмотреть на нее и построить такую же. В процессе конструирования воспитатель обращается к малышам с вопросами: "Что ты строишь?", "Зачем строишь?", "Покажи красный кирпичик", "Покажи, где много кирпичиков", "Света, покажи Саше, как строить дорожки".

Когда дорожки будут готовы, воспитатель предлагает взять с подноса машинку такого же цвета и поиграть. После игры оценивает детские постройки. Затем предлагает еще поиграть, побуждает повозить свои машинки по всем дорожкам, играть дружно.

Занятие 5

Воспитатель закрепляет умение детей строить широкие дорожки, приставляя кирпичики друг к другу узкой длинной гранью. По краям дорожки сажают цветочки, соответствующие цвету дорожек (цветочки подбирают сами). Их легко сделать, вырезать из плотной бумаги и наклеить на картонные подставочки.

Занятие 6

Занятие-повторение. Все дети сидят за сдвинутыми вместе столами и воспитатель с ними. "Давайте все построим широкую дорожку, Оля - красного цвета, Наташа - желтого" и т.д. "Теперь построим узкую дорожку из этих кирпичиков". В конце занятия можно показать малышам другой способ конструирования дорожки, пристроив к дорожке одного из детей свою узкую дорожку. "Посмотрите, была у Наташи узкая дорожка, а теперь широкая, давайте к нашей дорожке пристроим Олину дорожку, стала дорожка еще шире". Затем можно все дорожки объединить. "Вот какую мы все вместе построили широкую дорогу разного цвета. Давайте ее еще красивее сделаем!" Открывает "чудесную коробочку" и высыпает на стол разноцветные кружочки. "Возьмите такой кружок - синий и положите его на дорожку, чтобы его было видно, а теперь все возьмите и положите такой - красный кружок. Света! Какой кружок ты положила?"

25 Тема "Мебель для матрешек"

Задачи; научить детей строить мебель. Научить строить по памяти, самостоятельно отбирать детали. Сформировать речевое общение. Научить различать цвет и форму деталей, разбирать постройки, складывать детали на подносы.

Материал: на общих подносах лежат кубики синего цвета, кирпичики красного цвета, матрешки.

Занятие 7

Целесообразно провести это занятие за сдвинутыми столами. Воспитатель предлагает построить для матрешек стол и стулья. Лучше не давать образца, а предложить малышам подумать, из каких деталей построить сначала свод, помочь советом, вопросом, поощрить ребенка, если он построит свой стол по-другому, не как все (например, все поставят кубик, а на него положат кирпичик, и кто-то вспомнит, как строить журнальный стол, который строили в играх, поставив один кирпичик на узкую длинную грань, а на него положить другой). Затем предложить построить стулья. После чего дети обыгрывают постройки. В конце занятия воспитатель оценивает работу детей.

Занятие 8

Можно научить малышей строить две кроватки. Одну узкую (из одной лежащей пластины и двух приставленных к ней с двух сторон вертикально стоящих кирпичиков, другую широкую, из двух пластин и четырех кирпичиков). Перед занятием можно рассмотреть кукольную кроватку, вспомнить название ее частей. Обратить внимание на образец, проанализировать его. "Из каких деталей построена кроватка?" "Какого цвета?" "Где у кровати спинки?" В конце занятия проводят анализ с целью еще раз закрепить у детей понятие "узкий-широкий". "У Вовы на широкой кровати спит мишка, а на узкой маленький зайчишка". Игрушки целесообразно предложить малышам в конце занятия. Нужно подобрать их по размеру. В процессе игры воспитатель побуждает детей произносить: "Спи, мой зайчик, баю-бай!"

Занятие 9

Занятие можно провести в форме игры "Построй такой же". Дети сидят за сдвинутыми столами вместе с воспитателем. Перед каждым ребенком набор строительных деталей. "Угадайте, что я сейчас построю?" Воспитатель строит кресло, спрашивает детей, из каких деталей, и предлагает построить такое же. При этом старается строить из других деталей не знакомым малышам способом, таким образом упражняет в этом детей. Затем строит диванчик, кроватку. Матрешек для обыгрывания пост-

роек предлагает сразу вместе со строительным материалом. В конце занятия дети играют с мебелью, используя тряпочки, кукольную посуду, игрушки.

Тема "Автобус и грузовик"

Задачи: поупражнять детей в элементарных способах конструирования: приставлять детали и накладывать их друг на друга. Научить различать детали, называть их. Развить желание детей конструировать, способствовать речевой активности. Научить разбирать постройки, складывать детали на середине стола. .

Материал: набор кубиков, кирпичиков и пластин на каждого ребенка. Крупные игрушки: автобус и машина. Мелкие игрушки: машинки, зверюшки, матрешки и др.

Занятие 10

Перед занятием воспитатель строит образцы построек. На пластину кладет кубик и приставляет к нему на узкую, короткую грань-кирпичик - грузовик; накладывает на пластину несколько кубиков вплотную -- автобус. Хорошо подобрать в качестве образца игрушки, изображающие эти предметы. Способов конструирования можно не показывать, но образцы проанализировать нужно. (При анализе воспитатель учит выделять детали.) После занятия дети обыгрывают свои постройки, катают матрешек. Поощряется, если в игре малыши пытаются придать поделкам движение. Воспитатель побуждает детей к речевому общению.

Занятие 11

Можно предложить малышам построить по образцам, данным воспитателем, разные машинки. Для этого воспитатель строит на своем столе несколько образцов (автобус, грузовик, легковой автомобиль). Способов конструирования можно не давать, а проанализировать нужно, чтобы закрепить у детей представление о цвете и названии строительных деталей, о способах конструирования, научить детей сравнивать постройки, замечать их различие.

Занятие 12

Заключительное занятие по этой теме можно построить в форме игры-повторения, когда воспитатель предлагает малышам построить знакомые им виды транспорта. В конце занятия дети играют со своими машинками, а воспитатель помогает развивать сюжеты, играя вместе с ними. "Едет мой зайчик на грузовике, а ему навстречу идет уточка: "Покатай меня, заинька, покатай меня, серенький, пожалуйста!" "Ну, садись, только крепче держись!"" и т.д.

26

27 Тема "Заборчик"

Задачи: научить детей строить заборчики, устанавливая кирпичики в ряд, комбинируя их положение и чередуя по цвету. Научить играть с постройками, проявляя желание конструировать друг с другом. Активизировать словарь: "один", "много", "забор", "петух", "курица", "собака", "кошка", "корова". Научить произносить звукоподражания: "ку-ка-ре-ку", "ко-ко-ко", "ав-ав", "му-му". Научить убирать детали в коробки, раскладывая их по цвету.

Материал: у каждого ребенка кирпичики двух цветов, игрушки.

Занятие 13

У воспитателя заранее построен заборчик. После его рассматривания детям предлагается его воспроизвести. После чего воспитатель дает малышам возможность выбрать по желанию игрушку и поиграть. Проводится игра. Дети прячут своих животных за заборчиком. Воспитатель спрашивает: "Где же собачка?" Ребенок показывает игрушки и произносит звукоподражание: "Ав-ав" и т.д. После игры воспитатель обращается к детям индивидуально: "Котик, покажи один кубик!" "Петушок, сколько здесь стоит кубиков" (много). Побуждает детей отвечать от лица игрушек. Спрашивает: "Кто спрятался за этим забором?" В конце занятия оценивает детские постройки: "Курочке нравится • Олин заборчик. Он ровный, красивый. Из каких деталей ты его строишь? Какого цвета этот кирпичик?"

Занятие 14

Дети могут строить заборчики по предложению воспитателя: "Постройте заборчик из красных кубиков и желтых кирпичиков. Сначала поставьте красный кирпичик, возле него желтый, теперь опять поставьте красный кубик, теперь желтый кирпичик и так поставьте все кубики и кирпичики, которые лежат перед вами. Вот какие заборчики получились! Теперь разберите заборчики и положите аккуратно кубики и кирпичики, как они лежали в на- . чале занятия. Теперь постройте другой заборчик, сначала поставьте желтый кирпичик, теперь красный кубик рядом с ним" и т.д.

В конце занятия нужно предложить детям игрушки для игры. Например, каждый играет с петушком. Воспитатель предлагает посадить петушка на каждый красный кубик по очереди и прокричать: "Ку-ка-ре-ку!"

Тема "Узко и широко"

Задачи: научить детей делать перекрытия. Активизация словаря: "узкая", "широкая", "скамейка", "белый". Научить детей

28

играть с постройками. Развить речевую активность. Научить разбирать постройки, складывать детали на середину. Материал: кирпичики двух цветов, белые зайчики.

Занятие 15

Перед занятием воспитатель строит скамеечки: узкую - из двух кирпичиков, стоящих на узких коротких гранях, на которых лежит одна пластина, и широкую - из четырех кирпичиков, стоящих таким же образом, и двух пластин. Следует рассмотреть их, привлечь малышей к их анализу. "Покажи узкую скамеечку. Из каких деталей сделаны столбики скамеечки? Какого цвета сиденье? Посади много зайчиков на широкую скамеечку". Можно показать и способы конструирования. Воспитатель учит обыгрывать постройки: "Заиньки белые, заиньки смелые по лужайке скачут, травку едят, устали, на скамеечку сели" и т.д. Желательно, чтобы зайчики были чисто белого цвета.

Занятие 16

Можно предложить малышам построить узкие и широкие воротца по образцу, данному воспитателем. Нужно подробно проанализировать образцы, показать, как в ворота проезжают машинки. Приемов конструирования можно не показывать. Узкие воротца строятся из двух вертикально стоящих кирпичиков, на которых лежит кирпичик, а широкие - на четырех вертикально стоящих кирпичиках, на которых лежат две пластины. Ворота могут быть украшены призмами, флажками. В конце занятия малышам предлагаются узкие и широкие машинки. Воспитатель каждую рассматривает с детьми, затем предлагает поиграть с ними.

Занятие 17

Целесообразно провести конструирование по образцу, данному воспитателем. Празднично украшенные ворота с заборчиком (из десяти различных форм синего и желтого цвета), на двух вертикально стоящих кирпичиках лежит пластина, на ней призма, с одной стороны ворот приставляется лежащий на узкой длинной грани кирпичик, рядом с ним ставится кирпичик, в вертикальном положении, затем приставляется кубик, на котором устанавливается флажок, то же самое и с другой стороны.

На этом занятии есть возможность создать конструкцию из всех знакомых детям геометрических форм и уточнить разные варианты расположения их на плоскости. Это занятие требует от воспитателя большой индивидуальной работы с детьми: каждому помочь, посоветовать, подбодрить. Лучше не давать детям игрушек на этом занятии, а предложить украсить постройку флаж-

29 ками по-другому. Пусть лучше малыши сосредоточатся на постройке, столкнутся с ритмом, гармонией, симметричностью расположения форм и сочетанием цветов. Анализ детских работ воспитатель может провести в игровой форме. "Поехала моя машинка к Олиным воротцам. Какие красивые у нее ворота, | как ровно стоят кирпичики!"

Тема "Домик"

Задачи: научить детей строить перекрытия, различать красный цвет и называть "красный кирпичик", различать желтый цвет. Научить произносить "здравствуй, до свидания". Развить у детей стремление к игровому и речевому общению. Научить раз- | бирать постройки и складывать детали в стопочки или в опреде- | ленное место, убирать игрушки.

Материал: кирпичики красного и желтого цвета, маленькие красные призмы, игрушки.

Занятие 18

Воспитатель до занятия строит домик из четырех вертикаль- | но стоящих кирпичиков желтого цвета, стоящих по два с левой и правой стороны (соединенных узкими длинными гранями). Перекрытие образовано двумя кирпичиками и двумя призмами красного цвета.

Воспитатель проводит его анализ, показывает приемы конструирования. "С чего нужно начать строить дом? Иди, Света, построй. Что теперь надо построить? Иди, покажи как? Что осталось построить?" и т.д. Игрушки предлагают сразу со строительным материалом, поэтому как только малыши заканчивают постройку, они начинают ее обыгрывать. Чтобы способствовать развитию элементарного сюжета игр, в конце занятия рекомендуется предложить малышам дополнительно деревья, машинки, мелкие игрушки и воспитателю поиграть вместе с ними. "Матрешка и котик приехали в гости к Сашиной матрешке, рассматривают его дом". Воспитатель "обращает внимание" матрешек на то, что стены у Сашиного домика желтые, прочные, ровные. "Хорошо в нем живется матрешечке" и т.д.

Занятие 19

Можно научить малышей строить такой же домик, но с око-1-шечком, образованном при помощи кирпичика, лежащего на узкой, длинной грани, приставленной к задней стенке домика (сочетание цветов может быть другим). Образец лучше рассмотреть и проанализировать. Спросить малышей о том, такой ли дом строили они на прошлом занятии. "Чем этот отличается?" Можно вызвать двух детей и предложить им показать, какой

домик они строили раньше (если малыши затрудняются, предложить убрать деталь). Спросить, как называется эта деталь, какого цвета и попросить установить ее на место так, чтобы получилось окошечко. Затем малышам предлагают построить свои домики, украсить их деревьями, цветочками.

Занятие 20

Можно предложить детям построить домик с дверью и заборчиком.

Малыши просят самостоятельно построить такие домики, как они строили на прошлом занятии. Когда домики будут готовы, воспитатель предлагает детям подумать и догадаться, как можно построить у домика дверь. Некоторые дети построят ее по аналогии с окошком из кирпичика, некоторые сделают двустворчатые. Разные варианты поощряются. После чего воспитатель просит малышей пристроить к домику заборчики, какие они хотят, украсить постройки и поиграть с ними.

Тема "Лестницы"

Задачи: научить приему накладывания однородных деталей друг на друга. Научить различать цвета и называть красные кубики, синие кубики. Научить понимать слова и выражения, побуждать произносить: "лестница", "ступеньки", "вверх", "вниз", "кукла идет", "прыгает". Научить убирать детали после занятия в коробки, убирать игрушки.

Материал: у каждого ребенка кубики определенного цвета (красные или синие), игрушки.

Занятие 21

Воспитатель вспоминает с детьми, по каким лестницам они ходили, обращает внимание на то, что лестница состоит из ступенек, что лестницы бывают разные. Например, при входе в детский сад лестница широкая, на ней мало ступенек, внутри детского сада на второй этаж ведет узкая лестница, у которой много ступеней.

Воспитатель учит малышей строить лесенку из шести кубиков. Сначала рассматривает с детьми образец, выделяет детали, обращает внимание на то, что нужно много кубиков, чтобы построить лестницу, у которой много ступенек. "Чтобы построить лестницу, нужно взять сначала один кубик и поставить перед собой. Теперь надо взять еще один кубик и поставить его рядом с этим кубиком, потом еще один и поставить на этот кубик. Вот получились две ступеньки. Чтобы еще одну ступеньку построить, нужно еще поставить кубики один на один. Вот как много ступенек получилось у лестницы". После того как дети

30

31 построят лесенки, воспитатель предлагает им куколок, и малыши водят их по ступенькам вверх и вниз. Воспитатель сначала побуждает малышей к игре "Пошли куколки вверх, теперь вниз" - произносит протяжно слова "вверх, вниз". Потом малыши сами играют и произносят слова в соответствии с движением игрушек. После игр проводится анализ детских построек, который как обычно проходит в игровой форме.

Занятие 22

Можно научить малышей строить широкую лесенку из шести кирпичиков зеленого цвета, пользуясь теми же методами и приемами. При этом к показу приемов приобщить робких детей. "Сегодня мне будут помогать Оля, Света и Вова". Игрушки для обыгрывания построек предложить другие. "По ступенькам прыгают белые зайчики, черные котики. Возле лесенки стоят елочки".

Занятие 23

Целесообразно научить малышей строить. Хорошо при возможности рассмотреть игровую горку на детской площадке. Воспитатель заранее строит на своем столе образец. К лесенке шести кубиков приставляет большую призму, причем не анализирует и не показывает приемов конструирования, а предлагает детям построить такую же горку. Можно спросить нескольких ребят, как они будут строить, какие детали и какого цвета использовать. (Наблюдение показывает, что дети очень любят играть с горками, так как здесь ребенку предоставлена большая возможность активно действовать с постройкой и игрушкой.) "Куколки поднимаются по ступенькам, а потом съезжают с горки". Воспитатель поддерживает игру малышей; "Куколка покатилась с горки вниз".

Занятие 24

Можно предложить малышам построить горку с лесенкой и длинным скатом. Воспитатель говорит детям, что к ним в гости пришли зайчики, которые узнали, что дети научились строить горки, и очень хотят на них покататься. Воспитатель предлагает детям построить горки для зайчиков (по памяти).

Перед детьми лежат длинные пластины, на которые воспитатель до этого момента не обращает внимания. Наблюдая за деятельностью детей, поощряя их, подбадривая, он подводит малышей к мысли, что зайчикам хочется долго катиться с горки, чтобы горки были длинные, и просит детей подумать, как же сделать горки длинными, и обращает внимание на пластины (в случае, если малыши сами не догадываются).

Прыг на главную ZT-web-страницу.