Коллектив в обычной средней школе.http://zt1.narod.ru/doc/discipl-rejim-nakazan.doc. Тезисы по теме: дисциплина – режим – наказания. Такими установками и в голове, и в писанине Викниксора "и не пахло", и поэтому Шкида почти перманентно находилась в кошмарном состоянии гл. "Содом и Гоморра" у Г. Белых и Л. Пантелеева и "Последней гимназии" у П. Ольховского и К. Евстафьева ( http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, а лучше http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc ).

ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.


Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

1951 г. Идеальные представления о коллективе в обычной средней школе.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени ПОКРОВСКОГО. 28 апреля 1951 г. Лекция доцента Н.А. ЛЯЛИНА "Организация и воспитание коллектива учащихся".

.. Наши дети - всегда граждане, и этим они отличаются от детей какого угодно общества, утверждает Макаренко ..

.. Суть коллектива состоит и в том, что вся его жизнь, достижение целей, общий труд, долг и честь обеспечиваются соответствующей системой отношений внутри коллектива и определенным характером его организационного устройства. Коллектив не толпа, не дружеская компания приятелей, отношения между которыми строятся на основе частной договоренности и случайных личных привязанностей и симпатии.

Для достижения своих общих целей, общего труда необходимо, чтобы вся деятельность коллектива, отношения между его членами регулировались строго и четко установленными требованиями и организационными принципами. В связи с этим огромное значение имеет организационное устройство коллектива ..

Именно потому, что коллектив не толпа, а .. "социальный организм", как его называет Макаренко, "он обладает органами управления и координирования, уполномоченными ..".

Соответственно приведенному выше определению качеств коллектива, мы не назовем коллективом случайное объединение детей, связанных временными или случайными интересами или деятельностью, вредной для общества, для развития самих детей.

Мы должны обязательно помнить, что мы имеем дело со специфическим, детским коллективом. Мы не только не можем отвлечься от потребности детей в игре и красочности, но обязаны всю работу коллектива пронизать этими элементами .. В детском и юношеском коллективе должны найти свое правильное развитие здоровые специфические запросы, интересы и особенности воспитанников.

В нашем представлении воспитательный процесс мыслится как единый процесс формирования сознания и деятельности ученика, его характера, привычек, поведения.

Наряду с прямым обращением к ученику, к его сознанию, с помощью слов и бесед, мы воспитываем его прежде всего - через организацию его образа жизни и деятельности.

.. Без коллектива невозможно добиться успешного преодоления отрицательных качеств у ученика.

.. Такие качества, как дружба и товарищество. Только в коллективе и при помощи коллектива можно воспитать настоящую дружбу и точно таким же способом можно добиться успеха в борьбе с так называемым ложным товариществом ..

Сила общественной активности детей и их общественного мнения .. Когда цели и требования воспитателя станут целями и требованиями самих детей, найдут с их стороны активное содействие и поддержку.

О значении общественного мнения коллектива А.С. Макаренко писал: "Контроль общественного мнения авторитетного и любимого школьного коллектива закаляет характер ученика, воспитывает волю, прививает общественно-полезные навыки личного поведения, гордость за школу и за себя, как члена этого славного содружества. И тогда ребенок ведет себя не в зависимости от внешней обстановки - в обществе хороших ребят он хорош, а среди драчунов и сам хулиган, он знает, как вести себя: за что его одобрит уважаемый коллектив и за что осудит. Так рождается в ребенке твердость, несгибаемость закаленного характера. Так воспитывается чувство гражданской чести, долга, сознание обязанности по отношению к другим людям". (ZT. В ст. "Проблемы воспитания в сов школе", т.4 М.1984 с.205).

.. Критика и самокритика играют и в детской среде роль могучего средства организации общественного мнения ..

В подходе к ученику и обращении идут "от коллектива к личности" .. Для успешной воспитательной работы с каждым отдельным учеником необходимо прежде всего создать коллектив ..

Плохо, когда педагог строит свою работу как систему разрозненной возни с отдельными учениками. Он сводит свою работу исключительно к беседам и словесным наставлениям то с одним, то с другим, третьим учеником и т.д. Он сосредоточивает свои силы и внимание на одном или отдельных учениках, мешающих ему работать. Естественно, что такая система работы не только ведет к малопроизводительной и малоэффективной трате энергии учителей, но она не дает никаких прочных результатов и она оставляет учащихся, выпадающих из поля зрения учителя, без систематического воздействия ..

Работу с каждой личностью можно проводить двумя путями. Можно вести ее прямым путем, путем прямого обращения к личности. Скажем, я вызываю ученика, я обращаюсь к нему прямо, я с ним беседую, я работаю с ним отдельно и т.д., прямо и открыто, в лоб говорю ему то, что о нем думаю. А.С. Макаренко назвал такой путь или метод "педагогикой индивидуального" или "прямого" действия. Но на ученика можно влиять и другим, косвенным путем, через организацию материальной обстановки, образа жизни и деятельности учеников, через обращение к другим ученикам и через них, через общественное мнение коллектива, через коллектив в целом ..

"В каждый момент нашего воздействия на личность, - пишет А.С. Макаренко, - эти воздействия обязательно должны быть и воздействием на коллектив. И, наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив". (ZT. В ст. "Цели воспитания", т.4 М.1984 с.47) ..

Вот в 210-й школе [ Ленинграда ] создан и успешно развивается сплоченный и боевой коллектив учащихся школы. В школе создано здоровое общественное мнение. Большую помощь ученики оказывают в организации порядка и дисциплины, а также нормального хода всего дня школы. Это достигается при помощи дежурств, которые несут учащиеся, начиная с 6-го класса. Педагоги оказывают повседневную помощь активу учащихся. Ими разработаны специальные памятки для актива учащихся, состоящие из 5 - 6 пунктов с обозначением круга их обязанностей и задач. Имеются памятки для дежурных, для комсоргов, для членов учкома, для старост, для различных комиссий и секторов. Проводятся семинары и собрания актива.

Все решает педагогическое руководство. Но, опять-таки, не руководство отдельного, обособленного педагога, а руководство коллектива педагогов, во главе с единоначальником-директором, опирающимся на педагогический коллектив. Педагогический коллектив вместе с коллективом учащихся образует единый коллектив школы. В этом едином коллективе школы коллектив педагогов играет руководящую роль по отношению к учащимся. О важности и решающей роли педагогического руководства для детского коллектива говорит и то, что без этого руководства и без усилий со стороны педагогов детский коллектив не может возникнуть. Он может возникнуть, если к этому делу будут приложены усилия педагогов.

Детский коллектив надо растить и воспитывать. Он представляет собою совершенно реальный объект для работы, который можно вполне реально ощутить. Можно ощутить его голос, его звучание, его тон, его настроение. Его сила образуется из вполне реальных явлений, из слияния индивидуальной энергии его членов. Сила коллектива оказывает огромное влияние на сознание, чувства, переживания каждого его члена, как бы включая их в общий строй мыслей и чувств и как бы усиливая их интенсивность и глубину ..

Но для того, чтобы детский коллектив мог родиться и обнаружить свою силу, с ним надо работать, его надо растить и беречь. Надо внимательно за ним ухаживать, чутко прислушиваться к биению его пульса, к тем процессам, которые в нем происходят, своевременно на них реагировать. Здесь поможет знание тех законов жизни детского коллектива, которые, правда, далеко еще не точно и не полностью в нашей педагогической литературе определись. Один из этих законов, обозначенных А.С. Макаренко, гласит, что коллектив не терпит остановки. "Форма бытия свободного человеческого коллектива - движение вперед, форма смерти - остановка" (ZT. "Пед поэма" ч.3 гл.15 "Трудные дни", т.3 М.1984 с.267).

Для организации и воспитания коллектива исключительно важное значение имеет благоустроенность и упорядоченность материальной обстановки в школе. Кроме того, забота об этой обстановке делает ее областью полезного приложения общественной энергии детей и тем самым тоже служит делу создания коллектива. Для того, чтобы материальная обстановка сыграла такую роль, необходимо, чтобы еще до прихода детей в школу она была бы создана. Надо, чтобы каждая, даже самая пустяковая деталь или вещь были бы тщательно продуманы и поставлены на свое место. Чистые и светлые классы, красивое и удобное оборудование, скромно и красиво убранные коридоры, достаточное число вешалок, аккуратные чернильницы, тепло и т.д. Застав уже готовую обстановку, дети после прихода в школу должны привлекаться к ее поддержанию и охране, к ее дальнейшему обогащению. На этой работе, как и на других видах деятельности, необходимо сбивать воспитанников в дружеский коллектив и вырабатывать связанные с этим такие моральные качества, как коллективизм, социалистическое отношение к общественной собственности, бережливость, правдивость и т.д., а также любовь к родной школе, чувство организатора и хозяина. Эта работа, естественно, должна включаться в общую борьбу коллектива за соблюдение режима и общего распорядка школы.

Важнейшим средством организации и воспитания коллектива является и постановка перед учащимися умело выбранных общих целей, объединение их в общем труде и совместной деятельности, направленных на выполнение этих общих целей.

Приведем два примера.

Преподавательница литературы одной из школ была назначена классным руководителем 6-го класса. Класс был на плохом счету. Успеваемость низкая. Дисциплина плохая. Причину такого состояния класса учительница видела в отсутствии в классе единства, сплоченности, организованности. Ученики класса были между собой разобщены. В нем имелись разрозненные группки из 3 - 5 человек.

Классному руководителю была ясна ее задача: объединить класс в коллектив и мобилизовать его на борьбу за одну общую цель - за высокую успеваемость. Но ей было ясно и то, что сразу увлечь разрозненный, не связанный общими интересами класс такой целью нельзя было. Надо было начать с более простой, тоже конкретной задачи, которая привлекла бы внимание и интерес учащихся своим непосредственным видом удовлетворения. Постепенно войдя в близкое общение с ребятами, учительница старается нащупать те виды деятельности, те задачи, которые могут захватить основную массу ребят и как-то сблизить их друг с другом. Особенно близко она стремится сойтись с наиболее организованными и авторитетными ребятами. Однажды, оставшись с этими ребятами после урока, она откровенно заговорила с ними о делах класса и предложила организовать экскурсию на аэродром. Экскурсия, да к тому же еще на автобусе, естественно, захватила ребят и сыграла свою положительную роль. После экскурсии коллектив еще не зародился, но уже не было и такой разобщенности, которая имелась раньше в классе. Во всяком случае, можно было поставить перед ребятами другую цель, которая помогла бы еще больше сблизить их между собою на более длительное время.

Близко к этому примеру подходит другой случай, рассказанный Б.П. Есиповым. Назначенная классным руководителем такого же разболтанного 7-го класса учительница тоже начала с поисков путей сближения с классом, с выявления и создания ядра в нем, с нащупывания интересов. Она предложила организовать в классе чтение "Легенды о Тиле Уленшпигеле". В процессе чтения этой книги уже сами ребята предложили сделать инсценировку и поставить по книге спектакль на школьном вечере. Так впервые у класса возник общий интерес и общая цель, появилась общая работа, которая захватила всех ребят. Мысль о спектакле влекла ребят в школу, заставляла рыскать по библиотекам, музеям, изучать эпоху, обстановку, костюмы. Вся эта дружная работа сблизила между собою ребят, и, связанные общим делом, они стали совсем по-иному относиться друг к другу. Ребята уже стали охотно задерживаться в школе, готовили костюмы и декорации, вместе играли и пели, и им с каждым днем становилось все приятнее оставаться в школе. Накануне спектакля поехали в лес за елками и зеленью. Поездка в лес еще больше сблизила ребят между собою. Дорогой весело и хорошо провели время и очень откровенно говорили о классе, о его больных местах, о том новом, что внесла в его жизнь работа по подготовке к спектаклю. Это был первый разговор по душам между ребятами. В процессе этого разговора учительница смогла поставить перед ребятами более серьезные задачи, которые теперь были им по силам. Постановка прошла с большим успехом. Эта удача окрылила ребят, вселила в них веру в свои силы. Инициатива была разбужена, и всем хотелось скорее приняться за новую работу.

Вот вся эта интересная деловая борьба очень сильно повлияла и на отдельных недисциплинированных ребят. Они тоже втянулись в эту общую работу. Резко изменилось их поведение.

Стало возможным уже обсуждать дела класса на общем собрании и, прежде всего, вопросы успеваемости и дисциплины. Жизнь класса стала содержательной и интересной. В нее оказался втянутым каждый ученик. Между ребятами появилось то, без чего нет коллектива: общее дело, разделение труда, основанное на сотрудничестве его членов, общая и личная ответственность, поддерживаемая требованием отчетности и контролем, общественное мнение и т.д.

В классе улучшилась дисциплина. Лучшие ученики стали помогать отстающим. С каждым днем становилось все меньше плохих отметок.

Но после того, как коллектив уже создан, очень важно, чтобы он неустанно работал над новыми и новыми задачами, он должен находиться в постоянном движении, видеть перспективы завтрашнего дня, "перспективы завтрашней радости", как называл это А.С. Макаренко.

Можно на любом общеполезном деле, скажем, на культурном шефстве над колхозом, объединить ребят в коллектив. Но все же, общественная энергия детей как фактор создания детского коллектива должна прилагаться прежде всего не где-то на стороне, а в школе, на базе учебной, общественной и культурно-массовой работы в школе, в системе школьных отношений, составляющих основу и главный фон жизни и деятельности школьника.

Избрание школы основным местом приложения общественной энергии детей вовсе не означает отказа от участия в общеполезных делах за стенами школы, но работа, проводимая вне школы, не должна мешать или отвлекать ребят от учебы и работы в школе. Эти два вида работы должны между собой согласоваться, причем работа, проводимая за пределами школы, должна стимулировать и помогать росту и укреплению внутришкольных отношений, учебной, общественной и иной деятельности в школе.

Признав движение вперед законом развития коллектива, а, стало быть, и личности, Макаренко утверждал, что истинный стимул человеческой жизни - в стремлении к целям, к "завтрашним радостям". Радость здесь приходит от того удовлетворения, которое дает ожидание и достижение поставленной цели и задачи. При этом необходимо, чтобы выдвигаемые задачи постепенно усложнялись, проходя линию развития от простейшего примитивного удовлетворения до глубокого чувства долга. Общие задачи и перспективы коллектива должны подбираться так, чтобы обеспечивалось гармоническое сочетание общественно значимых перспектив с личными устремлениями учащихся, и чтобы ученик видел, что, чем шире перспективы коллектива, тем шире и богаче его личные перспективы.

Организационные формы коллектива должны влиять на весь строй и характер отношений между его членами. Они должны упражнять каждого ученика во взаимопомощи и солидарности, в правильной дружбе и здоровом товариществе, в инициативе и исполнительности, в ответственности и сотрудничестве, в приобретении организационного опыта, навыков управления и подчинения. Этим целям должны служить система индивидуальных и коллективных поручений, система постоянных и временных органов, комиссий и бригад. Этому должно служить регулярное обновление состава актива, прохождение каждым учеником школы руководства и подчинения. Важно отметить с этой точки зрения ценность таких форм, как временные, смешанные бригады и комиссии, которые дают возможность упражнять каждого ученика в умении приказать товарищу и подчиниться товарищу. Организационное устройство коллектива должно предусматривать регулярный характер работы его органов, систематический контроль и отчетность. Избегая, конечно, перегрузки учащихся и не сковывая их активности, необходимо, чтобы каждый из них был охвачен определенной организационной формой и вовлечен в ту сетку организационных зависимостей, которая имеется в коллективе.

Ядром, вокруг которого обращается и строится коллектив, является его актив. Под активом подразумеваются те учащиеся, которые хорошо относятся к школе и ее задачам, принимают участие в работе различных органов и организаций коллектива: учкома, комсомола, пионерской организации, в кружковой и внеклассной работе. Актив и выступает в роли того ядра, вокруг которого строится коллектив. С образования этого ядра и начинается создание коллектива. Развитие коллектива зависит от сохранения этого живого ядра, от передачи им своего опыта новым слоям актива, от сбережения и передачи им традиций и правил.

Очень важным звеном являются общие собрания : класса, кружка, школьные собрания и конференции. Ценность их, помимо остального, в том, что здесь культивируется критика и самокритика, выявляется общественная энергия учащихся, формируется их общественное мнение.

Огромное значение имеет широкое применение элементов игры и красочности, эстетическое оформление. Трудно переоценить значение таких элементов, как: обстановка в школе, форма и внешний вид учащихся, внешние знаки отличия, принятые в пионерской организации, определенный порядок и церемониал ученических собраний, пионерских линеек и сборов, установленные формы обращения, например: салют или определенная форма рапорта или отчета дежурного ученика и т.д. Исключительно важное значение имеет школьное, дружинное знамя и связанный с ним определенный порядок хранения, выноса, обращения. Наконец, сам характер существующих в коллективе отношений, его дисциплина, его мажорный тон, его общее прогрессивное звучание - являются факторами огромного эстетического и одновременно этического значения.

Но особенно важным средством, способствующим сбережению и росту коллектива, его укреплению и развитию, являются традиции. И здесь можно указать на многие весьма ценные достижения, имеющиеся в школьном опыте. Так, во многих школах довольно широкое распространение получило так называемое "шефство" старших учащихся над младшими, которое выражается не только в том, что старшие работают пионервожатыми в младших классах, но и в том, что отдельные старшеклассники завязывают дружбу с учеником младшего класса, играя, - по примеру колонистов и коммунаров Макаренко, - по отношению к малышу роль заботливого и более опытного старшего брата, отвечающего за своего подшефного перед коллективом (система "корешей" у Макаренко)..

Широко распространены традиции связи школы с окончившими, устройство встреч с ними, встреча первоклассников, проводы десятиклассников и т. д.

Важно добиваться того, чтобы многие школьные правила и требования при помощи общественного мнения и систематической тренировки настолько прочно входили в быт школы, чтобы они становились привычной нормой, обычаем, _традицией_.

Как представляет себе Макаренко начало работы по созданию коллектива в школе?

"Ни в коем случае нельзя думать, - говорил он, - что можно прийти, изобрести и осуществить это в течение нескольких дней. Но если бы меня спросили, с чего бы я начал в нормальной школе, я сказал бы: я начал бы не с формы и не с создания традиций, а начал бы с хорошего общего собрания, где так, от души, в лоб сказал бы ребятам: во-первых, чего я от них хочу, во-вторых, чего я от них требую, и, в-третьих, я предсказал бы им, что у них будет через два года". (ZT. В "Некоторые выводы ..", т.4 М.1984 с.241).

.. На стадии когда уже создано ядро, влияние на класс и предъявление требований уже исходит не только от учителя, но и от поддерживающего его актива.

.. И, наконец, последняя стадия, когда весь класс под руководством учителя сбился в единый коллектив, объединившись вокруг своего ядра и классного руководителя ..

Во всей работе по созданию классного коллектива классный руководитель поддерживает постоянный контакт со всеми другими преподавателями. Точно также и работу по организации коллектива своего класса он строит в тесной и неразрывной связи с работой по созданию общешкольного коллектива.

.. Чтобы школа стала коллективом и развивалась бы как коллектив, необходимо объединить ее вокруг определенного центра, откуда исходили бы и куда сходились бы все жизненные отправления коллектива и где концентрировались бы все его стремления и интересы. Вот отсюда и ясна огромная роль директора школы. Он должен быть тем единоначальником-воспитателем, который широко опирается в своей работе на им же разбуженную общественную активность учащихся и педагогов .. Учком, комсомол, пионерская организация, их актив - должны быть его ближайшими помощниками. С ними, с их активом он и должен систематически работать ..

Первой заботой директора должна быть забота о создании коллектива педагогов. Не может быть в школе коллектива детей, если в ней нет коллектива педагогов. Каждый педагог должен выступать перед учащимися не как одиночка, а как член коллектива .. Все педагоги школ должны придерживаться единого подхода, единых требований, единой организации и системы работы с учащимися. Педагогу надо хорошо понять, что работа с учеником в отрыве от коллектива, помимо прочего, еще и малопродуктивная работа, а потому он должен научиться воспитывать личность в коллективе, через коллектив, осуществлять индивидуальный подход в сочетании с работой с коллективом, идти "от коллектива к личности". Необходимо помнить при этом, что в силу еще имеющихся традиций всегда у педагога будет соблазн сбиться на путь обособленной воспитательной работы с обособленным учеником. А ему надо научиться сочетанию индивидуальной обработки ученика, "прямого" действия, с организацией и руководством ученической массой.

Педагогу необходимо войти в жизнь коллектива, сблизиться с ним, стать активным участником этой жизни, чтобы дети видели его искреннее внимание и его расположенность к нуждам их организации.

При этом педагогический работник должен помнить, что в работе с коллективом, как и в педагогической работе вообще, нетерпимы шаблон, штамп, догма. Вопрос о том или ином приеме или средстве должен решаться конкретно, в зависимости от цели, задачи, конкретной обстановки. И тогда окажется, что в одном случае надо поступать так, а в другом случае - по-другому. Один и тот же метод в одних условиях хорош, а в других - непригоден ..

----

Лялин Натан Александрович [1902 - 18 июля 1992] Из машинописи Н.А. Лялина. 1947 г. - .. Важно, чтобы общественная деятельность учащихся, проводимая ими через ученические организации была ненадуманной, а действительно необходимой, полезной, понятной и посильной учащимся, чтобы она воспитывала бы и учила школьников. Возьмем, например, часто практикующееся в школах привлечение учащихся к уборке школьных помещений. Целесообразность этой меры оправдана лишь тогда, когда в школе не хватает уборщиц. При этом обязательным условием является то, чтобы детям было сказано, что в школе не хватает уборщиц, что они должны и могут в этом помочь школе и т.д. Далее обязательно, чтобы их работой кто-либо из взрослых руководил, показывал, как ее делать, чтобы ребята были снабжены необходимым инструментом, чтобы от нее были бы освобождены физически слабые, чтобы дети были заранее предупреждены об этой работе и имели возможность прийти или припасти для ее выполнения рабочую одежду, чтобы кто-то оценил и принял эту работу. От так организованной работы будет польза и школе и детям. А если уборщиц в школе достаточно, то стоит ли практиковать это дело? Не стоит. Приучение детей к такому виду самообслуживания, как мытье полов и уборка помещения, школа может и не практиковать. Это делает и должна делать семья. И это будет естественнее, разумнее и целесообразнее ..
ZT. Можно поставить перед ребятами такого рода выбор. Чтобы совершить в каникулы походы / экскурсии - нужны деньги. Предлагаем: дирекция сократит уборщиц, ребята качественно убирают классы и всю школу, а деньги положенные уборщикам, получают в своё коллективное пользование на походы / экскурсии в каникулы.

----

ZT. Уважаемая rebro-a-dama. Ваш пост Макаренко ввёл бы в "Книгу для родителей". Июнь 2015 rebro-a-dama livejournal .. Она, в отношении своих, не увлекающихся пока что чистотой и порядком, детей: > Учитывая весь свой опыт, я сделала выводы и приняла решение: тупо заставлять. .. В данный момент всё просто: поели - убрали. Точка. Убрали и позвали меня проверить. Мама не домработница, убирать за вами не нанималась. Хотите играть в компьютер? Я зайду и проверю комнату. Нет уборки - нет игры. Семья это единое целое: я готовлю, вы убираете, всё честно. И всё очень жестко. И, знаете, дети приняли новые правила игры настолько спокойно, что глубоко в душе я сама поражена. Моя уверенность и непоколебимость лишила их возможности ныть и спорить. .. Переломный момент у меня наступил на днях, когда я поняла, что они убирают, чтобы сделать приятное МНЕ. Янка разобрала веранду, зная, что я от этого просто обалдею. Вовка зашёл на кухню, когда я утром варила себе кофе, и начал загружать посудомойку: "Ты же любишь кушать в чистоте". Это - проявление любви и это очень дорогого стОит... Видите - не сломал их мой деспотизм и безжалостность. :) .. Да, я поставила их перед фактом - уборке БЫТЬ, но я же и всегда даю искреннее положительное подкрепление - хвалю их, очень хвалю, с настоящей радостью и гордостью. .. Пишу эти строки, а мальчишки убирают кухню. =) Что сказать - я счастливая мама! )) .. Она снова: просто тупо приучить и всё, без вариантов .. / skarapey > очень часто так бывает, что нужно просто заставлять) вырабатывать привычку. дрессировать)) не гонять плетью, как зверей, а поощрять за хорошую работу чем-то лакомым, не обязательно едой. хвалить за чистоту почаще и погромче) и постепенно дитё привыкнет и уже не сможет находиться в грязи и беспорядке. / ZT. Ниже исходного поста почтенной rebro-a-dama, среди разного, есть и довольно дельные комментарии, - тоже, - как и исходный пост почтенной rebro-a-dama, - в духе кого?: в духе почтенного Антона Семёновича Макаренко!

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

Прыг на главную ZT-web- страницу http://zt1.narod.ru/