Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.
На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове. | На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего Мой былой ЖЖ |
Советую: http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc. С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ Мой былой ЖЖ читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает. |
Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. | Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. |
Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.
См. также: Библиография по благотворительности до 1917 г. (средняя).
Фридрих Ницше (1844-1900), "Так говорил Заратустра" (1883-4), ч.4 гл. Добровольный нищий. - ".. Насколько труднее уметь дарить, чем уметь брать .. Хорошо дарить есть искусство, и притом высшее, самое мудреное искусство доброты ..". ZT. Помнится, такое встречалось в главах "Заратустры" и раньше (не выписывал). Дарить как угодно - не трудно, трудно - правильно дарить. В "Сумерки идолов" Ницше Изречение № 9. - "Помогай себе сам: тогда поможет тебе и каждый. Принцип любви к ближнему". ZT. То есть, помогать надо тем, кто хочет быть максимально самостоятельным, и вот в этом-то стремлении субъектов к максимальной самостоятельности бывает и надо помочь им, - в частности, помочь им и дарениями. Дарения же вне этого условия - есть развращение = преступление перед моралью.
Благотворительность, культуртрегерство, культурничество как бы в образцах.
Г. Бердников .. Л.1970 .. В начале марта 1892 Антон Павлович с семьей уезжает из Москвы в Мелихово Серпуховского уезда .. Наступает полоса чрезвычайно активной и разносторонней общественной деятельности, начавшейся, впрочем, еще до переезда в Мелихово. Чехов ведет широкую общественную практику, превращая свой дом в бесплатный врачебный пункт для крестьян. Дело не ограничивается регулярными амбулаторными приемами. Частенько приходится ездить и по вызовам.
Особенно бурную общественную деятельность развивает А. П. Чехов во время холерной эпидемии. В отчете Серпуховского санитарного совета за 1892 год говорилось: "Открыт новый врачебный пункт в с. Мелихове Бавыкинской волости, благодаря любезному предложению местного землевладельца Антона Павловича Чехова, выразившего санитарному совету желание безвозмездно принять участие в борьбе с эпидемией. Благодаря самоотверженному предложению А. П. Чехова надобность в устройстве особых обсервационных пунктов в названной местности устранилась сама собой. В состав нового, мелиховского врачебного участка пошел значительный район в составе 26 селений". Чехову при этом были обещаны в неограниченном количестве средства дезинфекции, медикаменты и другая помощь земства, на деле же все получилось по-другому. "У меня в участке, - писал Чехов 16 августа 1892 года, - 25 деревень, 4 фабрики и 1 монастырь. Утром приемка больных, а после утра разъезды. Езжу, читаю лекции печенегам, лечу, сержусь и, так как земство не дало мне на организацию пунктов ни копейки, клянчу у богатых людей то того, то другого. Оказался я превосходным нищим; благодаря моему нищенскому красноречию мой участок имеет теперь 2 превосходных барака со всею обстановкой и бараков пять не превосходных, а скверных. Я избавил земство даже от расходов по дезинфекции. Известь, купорос и всякую пахучую дрянь я выпросил у фабрикантов на все свои 25 деревень... От содержания я отказался, дабы сохранить себе хотя маленькую свободу действий, и потому пребываю без гроша".
Вся эта напряженная деятельность была тем более трудна, что здоровье А. П. Чехова в те годы было уже весьма слабым. В письмах нет-нет, да и проскользнут строки, показывающие, какого напряжения физических и нравственных сил стоила ему эта работа. "По случаю холеры, - пишет он 13 июля 1892 года, - я теперь разъезжаю по деревням и фабрикам. .. Дороги скверные, а лошади у меня еще хуже. Что же касается моего здравия, то я уже к полудню начинаю чувствовать утомление и желание завалиться спать. Это без холеры, а что будет при холере, посмотрим".
На своем личном опыте Чехов испытал все тяготы тогдашней сельской врачебной деятельности. "Не принадлежать себе, думать только о поносах, вздрагивать по ночам от собачьего лая и стука в ворота (не за мной ли приехали?), ездить на отвратительных лошадях по неведомым дорогам и читать только про холеру и ждать только холеры... - это, сударь мой, такая окрошка, от которой не поздоровится". Это строки из письма Чехова А. С. Суворину от 16 августа 1892 года, и они почти слово в слово будут потом повторены Астровым, когда тот станет рассказывать о трудной жизни земского врача ("Дядя Ваня").
Для понимания душевного состояния писателя важно, однако, иметь в виду, что подобное естественное проявление человеческой слабости было не характерно для него. Несмотря на различные трудности, физическое недомогание, он чувствовал себя в этой кипучей деятельности хорошо, так как испытывал глубокое нравственное удовлетворение. Когда минула самая напряженная пора и была получена возможность оглянуться назад и подвести некоторые итоги, это стало Чехову особенно ясно. "Летом, - писал он, - трудненько жилось, но теперь мне кажется, что ни одно лето я не проводил так хорошо, как это. Несмотря на холерную сумятицу и безденежье, державшее меня в лапах до осени, мне нравилось и хотелось жить. Сколько я деревьев посадил! Благодаря нашему культуртрегерству Мелихово для нас стало неузнаваемо и кажется теперь необыкновенно уютным и красивым... Служил я в земстве, заседал в Санитарном совете, ездил по фабрикам - и это мне нравилось".
Чехов не оставляет своей общественной деятельности к позже. Продолжает лечить крестьян окрестных деревень, много занимается вопросами народного образования, строит на свои деньги школы ..
--
Вл.Вл. Лермантов (1845-1919). "Как на свете жить ..". СПб 1907 .. Разбогатевшие купцы, подрядчики, деревенские кулаки - добиваются медалей, почетных званий и права носить мундиры и ордена. Работает человек с молодости без устали, все-то им сначала помыкают, всем-то он кланяется низко и наконец результатом его трудов является солидный капиталец. Теперь уже ему кланяются, у него заискивают те, кто с ним дело имеет. Но ему этого уже мало, он хочет явного общественного признания своей чести .. Таких эксплуатируют на пользу благотворительности - немилосердно. За пожертвования на пользу общественную, - на богадельни, приюты, церкви, школы, - заботливое начальство давно установило целую лестницу медалей, почетных званий, орденов, вплоть до генеральского мундира с саблей (с.50).
"Лингард и Гертруда" Песталоцци. (Гл.3-81) Ренольша всегда отличалась благотворительностью, но теперь, когда она видела, что желание работать и стремление к порядку и бережливости в одну неделю дает беднякам больше, чем может дать им в течении года какая угодно милостыня, она тотчас же изменила свою манеру помощи, и даже самой близкой куме отказывала в куске хлеба, если та не хотела вместе с нею подробно исследовать и точно указать, в каком она находится положении, сколько ее семья зарабатывает в неделю, как она этот заработок распределяет и почему не может жить на свой заработок. Первым ее ответом, если к/л жаловался ей на свою нужду, теперь было: "Я должна сходить к тебе и посмотреть у тебя дома, чего собственно тебе недостает и как тебе помочь". Конечно, это многим, до сих пор зря нищенствовавшим, не нравилось ..
Отдавать опекаемому не один только хлеб и деньги, а самое себя, свое время, свое соображение, свою радушную решимость оказать человеку кардинальную, истинную помощь.
А ИСТИННА ТОЛЬКО ТА МИЛОСТЫНЯ, КОТОРУЮ ПРОИЗВОДЯТ ТАК, ЧТО ПОЛУЧАЮЩИЙ ЕЕ НЕ ДОЛЖЕН БОЛЬШЕ НИЩЕНСТВОВАТЬ (гл.3-81).
"Лингард и Гертруда" Песталоцци. Гл.4-33. Все - природа и история - говорит человеческому роду, что каждый должен заботится сам о себе; что никто другой о нем не позаботится и не может позаботится; и лучшее, что можно сделать для человека, состоит в том, чтобы научить его самому заботиться о себе. Это в природе вещей, чтобы человек ни на кого на земле не рассчитывал. В сущности это совершенно справедливо и для человеческого рода хорошо, что родители своим старшим детям, а начальство своим подданным говорят: "Теперь сами себе помогайте, вы - взрослые люди".
ZT. Христианское вранье = христианская галиматья исторически тем не менее были и остаются костяком так называемых религиозных общин, 1) в формах и пределах которых осуществляется и взаимопомощь, 2) в формах и пределах которых осуществляется и огромный % всей мировой филантропии. Но все это вызвано исключительно (и лишь!) незрелостью 1) чисто светских форм общения, исключительно (и только же!) незрелостью 2) чисто светских форм социального обеспечения = чисто светских форм социально- жизненной так сказать подстраховки людей (включая инвалидов, детей, подростков и т.д.).
--
История одного филантропического инцидента, или: Одоевский Вл. Фед. 1804-69 и Некрасов Ник Алс 1821-78.
Голубева Ольга Дм. Одоевский СПб 1995 .. "Общество посещения бедных просителей" в Петербурге .. Стали поговаривать, что под покровом благотворительности во многих обществах .. политические заговоры .. Вл Фед Одоевский. - ЧТО ЗА ДЕТИ! .. ГОТОВЫ ЗАПОДОЗРИТЬ САМОЕ СОЛНЦЕ: ОНО СВЕТИТ ДЛЯ ВСЕХ, СЛЕДСТВЕННО ОНО КОММУНИСТ. "Да хотите знать, - сказал мне один господин, - в существе всякая милостыня есть коммунизм ..". Но вот разницы: коммунизм говорит: богатый, отдай бедному, потому что ты богат, а он беден. Общество посещения бедных напротив кричит во всеуслышанье: богатый! не давай бедному, потому только, что он беден, остерегись, посмотри не тунеядец ли он, достоин ли он пособия, не поощрил ли ты своею милостынею к тунеядству и бродяжничеству. СЛЕДСТВЕННО ОБЩЕСТВО ПОСЕЩЕНИЯ БЕДНЫХ В КОРЕНЬ ПОДКАШИВАЕТ КОММУНИСТИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ .. Из 10 тыс. семейств Общество отказало 2-м тыс., несмотря на все брани, крики и угрозы записных попрошаек! - "А какое право вы имеете отказывать?" - возразил мне тот же господин - "вы поступаете против Евангелия, где сказано: просящему дай" ? ..
Бертран Рассел 1872-1970: А потом Христос говорит: "Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Мф 5:42, Лк 6:30). Это очень хороший принцип.
ZT. Ох, Рассел! - Ну как может быть хорошим неукоснительное (!!) предписание, не входящее ни в какие конкретно-житейские обстоятельства? Триггер в голове. Диамат учил об опасности т.н. абсолютных истин и об опасности же, - при разных суждениях, решениях, предписаниях, выводах и т.д., - об опасности, говорю, _невхождения в обстоятельства_. Но не такое верещал в своей ахинейской Нагорной проповеди Иисус Иосифович Христос: Матф 5:37 .. Да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого.
Действовать скопово и рубиконно, конечно, проще, чем действовать много-по-разному в типологически много-разных = различных ситуациях. Действовать рубиконно и скопово - это действовать по самым коротким линиям действий = по самым, значит, _ленивым_ и самым опрощенным линиям действий "Да-да, нет-нет, а все, что хоть на грамм посложней, - то от лукавого" (Матф 5:37; этой антидиалектичности Христа потом и позже погано подпевал его, Иисусика Христосика, кровный брат Иаков 5:12).
ZT. К черту! Моральному и прочему экстремизму - бой! Долой эффект триггера (trigger) в башке. Долой "или-или". Мыслить надо со-раз-мер-ност-но, а не на манер: пан или пропал.
Снова. Диамат учил об опасности т.н. абсолютных истин и об опасности же, - при разных суждениях, решениях, предписаниях, выводах и т.д., - об опасности, говорю, невхождения в обстоятельства. Но не такое верещал в своей ахинейской Нагорной проповеди Иисус Иосифович Христос: Матф 5:37 .. Да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого. И у Иисуса Христа есть также совершенно триггерный лозунг: "Кто не со Мною, тот против Меня" (Мф 12:30, Лк 11:23, но по иному в Мк 9:40 : “Кто не против вас, тот за вас”, и это, в сущности, тоже ахинея, ибо так можно в христиане записать и тех, кто и само слово “Христос” в жизни не слыхал, а также и тех, кому вообще абсолютно безразлично любое и всякое религиозное).
Кто не пребудет во мне, извергается вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Ин., 15:6).
[В послании Павла к римлянам говорится о задаче христиан: "Покорять вере все народы" (Рим 1:5)].
Голубева Ольга Дм. Одоевский СПб 1995. Со стр. 111. Горькую обиду нанес Вл Фед Одоевскому Н.А. Некрасов. В 1853 г. Некрасов написал стихотворение "Филантроп". В нем говорилось о благотворителе, - сановном, придворном, но в то же время сочувствующим бедным людям, "славного ЛЮБОВИЮ К ДОБРУ", стремящемся "СВЕТ ВЕСЬ ЗАНОВО К ОБЩЕЙ ПОЛЬЗЕ ИЗМЕНИТЬ" .. Один бедняк на приеме в передней растерялся, от волнения разрыдался,
Из "Филантропа" Ник Алс Некрасова. .. - Я сробел, чуть жив стою: замер весь, виски забилися, _И ЗАБЫЛ Я РЕЧЬ СВОЮ_! (skip) Изумились, брови сдвинули: "Что вам нужно?" - говорят. - Нужно мне... - Тут слезы хлынули совершенно невпопад (skip). Под влиянием прошедшего, в лоб ударив кулаком, взвыл я вроде сумасшедшего пред сиятельным лицом!... Все такие обстоятельства, и в картузешке изъян, привели его сиятельство к заключенью, что я пьян (skip).
Голубева> поэтому был принят "сиятельным лицом" за пьяного и выгнан двумя "огромными гайдуками" за дверь.
Голубева> Простосердечный, морально раздавленный бедняк, заподозренный в пьянстве, и в самом деле становится горьким пьяницей. Человек гибнет.
В "Филантропе" .. В столице есть отменное / Благородное лицо / Муж, которому подобного / Может быть, не знали вы / Сердца ангельски-незлобного / И умнейшей головы .. / О народном просвещении / Соревнуя, генерал / В популярном изложении / Восемь томов написал / Продавал в большом количестве / Их дешевле пятака / Вразумить об электричестве / В них стараясь мужика.
Голубева> В этих иронических строках Одоевский почувствовал намек на себя, на свою деятельность. В этом убеждали и слова вступления:
Бедных петербургских жителей / Стариков, сирот и вдов / Общество благотворителей / Приняло под свой покров .. (Вступление было опубликовано в "Современнике" 1856,2 с.17).
Голубева> Обида усугубилась еще тем, что сам Некрасов был членом этого Общества. Свою последнюю повесть "Мадригал" Одоевский напечатал в "Петербургском сборнике" (1846 г.) Некрасова, причем отказался от гонорара. Больше половины участников "Петербургского сборника" были также членами "Общества посещения бедных просителей".
Голубева> Вл Фед Одоевский написал Н.А. Некрасову. -
Одоевский> Вот что случилось, любезный поэт; на днях, когда я, больной, сидя за фортепьяно, перекладывал на музыку Ваше прекрасное стихотворение "Прости", ко мне постучался один из тех добрых людей, которых так много на свете и шепнул: "переверни-ка страницу, и найдешь описание человека, который писал об электричестве для мужиков, у которого есть гайдуки, который имеет галуны, гоняет нищих, который кричит и топает на них и не умеет отличить голодного от пьяного .." ..
Одоевский> Есть ли гайдуки? - Нет, а есть только инвалид-сторож, который топит печи.
Одоевский> Есть ли передняя? - Нет, а есть лишь каморка возле кабинета, куда всякий входил и ходит без стука.
Одоевский> Топал ли ногами? - Иногда бы и хотел, - да ноги издавна не держатся.
Одоевский> Кричал ли? - Иногда бы и хотелось, да горло слабо и постоянно болит ..
Одоевский> Общество до сих пор здравствует и в оставшихся заведениях, довольно однако замечательных, и в нескольких сотнях лиц, призренных, воспитанных, взращенных, которых не худо было бы спросить, если уже на то дело пошло, действительно ли кто выходил от нас без рубля, когда он был, или без ласкового слова или совета.
Одоевский> Писал об электричестве для мужиков? - Хоть и не об электричестве, но грешен, писал для мужиков, и именно о химических и физических предметах, и писал ОДИН ВО ВСЕЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ .. [Одоевский Вл Фед. Опыт исторического обозрения тех химич открытий и наблюдений .., которые имеют полезное применение (1838); "Что такое чистота и к чему она пригодна" (в сб. "Сельское чтение") и другое].
Н.А. Некрасов написал в ответ. - Князь, никогда и ни к кому не чувствовал я столько благодарности, как в настоящую минуту к Вам за Ваше прямое обращение ко мне .. Надо Вам сказать, что лет 5 тому назад при выходе "Филантропа" до меня доходило, будто некоторые думают, что я имел в виду Вас .. Я решительно не имел в виду Вас (_честное слово_!).
Некрасов> Когда я хотел издавать "Петербургский сборник", со мной было вот что: я пришел к Далю, который жил в 8-м, кажется, этаже, просить у него статьи. Я очень запыхался и, может быть, сконфузился. Я был тогда начинающий. Даль мне в просьбе моей отказал; а через несколько дней сказал Тургеневу: "Что за человек Некрасов? Он пришел ко мне пьяный?" и проч. Тургенев, я думаю, это помнит. Я не был ни пьян, ни голоден, это меня заставило подумать, как Даль дошел до такого заключения, - вышло стихотворение "Филантроп".
Некрасов> Но, по-моему, я и Даля тоже в нем не изобразил - я вывел черту современного общества - и совесть моя была и остается спокойна
Некрасов> .. Глубоко уважающий князя Одоевского Н. Некрасов. 10-го янв. 1860.
Одоевский В. Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. В. Я. Струминского. М.: Учпедгиз, 1955. / Библиогр.: с. 359—361. / 1-ю часть библиографического списка составляют "Работы В. Ф. Одоевского, напечатанные как при его жизни, так и после смерти". Учтены книги и журнальные статьи, опубликованные в 1833—1935 гг. 2-я часть — "Работы об Одоевском" — хронологический перечень книг и статей за 1869—1953 гг. Отдельно выделена рубрика "Работы об Одоевском в специально-педагогических изданиях". 43 назв.
Кубасов И.А., ... Педагогические взгляды и труды кн. В.Ф. Одоевского. - 1904 NLR Шифр 34.48.3.1240
Глазырина О. В., Педагогические основы организации В. Ф. Одоевским детских приютов в России. . автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. специальность 13.00.01 <Общ. педагогика, история педагогики и образования> - 2005 NLR Шифр 2006-4/15944
Познанский Ник. Фед. 1888-1952. К истории трудового воспитания в дореволюционной России. Саратов 1925.34 РНБ 38/3449. Оттиск из: // Уч. зап. Саратовского гос. ун-та Т.3 1925.
[...]
Со стр. 13 низ.
[...] В. Ф. Одоевский (1803—1869) стремился внести принцип самодеятельности и ручных работ в женских институтах кн. Елены Павловны. В записке, представленной совещательному комитету институтов, говоря о преподавании естественных наук, В. Ф. Одоевский, любитель естественных наук, не довольствовался одним теоретическим представлением этих предметов. По его проекту воспитанницам класса наставниц необходимо преподавать "manipulations" т. е. учить их самостоятельно изготовлять "простейшие физические и химические снаряды". В летнее время воспитанницы должны работать в огородах, с тем, чтобы эти занятия "служили для учителя естественной истории и домашней технологии поводом для наглядного объяснения форм и свойств растений и законов произрастания" ("Вестник Наглядных Пособий". Пг. 1921 г. № 1—2, стр. 9. РНБ П28/576 1919-20).
[ ZT. Указанными положениями Владимира Федоровича Одоевского пользовался, - и ссылался на них в своих публикациях, - Игнатий Вячеславович Ионин, см. http://zt1.narod.ru/#IONIN ].
Поварское искусство, преподаваемое в институтах и бывшее лишь фикцией, так как ученицы делали все из приготовленного кухарками материала, было заменено "домашней технологией", под которой разумелось практическое изучение всего, что нас лично окружает. Приготовление кушаний должно служить лишь поводом для непосредственного знакомства с простейшими законами физики, химии и т. д.
Предложенный Одоевским проект был осуществлен в Мариинском Институте. Сюда был приглашен доктор Швиттау для преподавания "домашней технологии" (technologie domestique). Его работой Одоевский был доволен. По поводу произведенной реформы Одоевский писал Елене. Павловне: "Мы не хотим сделать из воспитанниц ни булошниц, ни швей, ни кухарок, еще менее физиков или химиков, мы не думаем, чтобы воспитанница тотчас по выходе из института оказалась хорошей хозяйкой; но если преподаватель хорош, и воспитанница хорошо училась, она вынесет из института дух наблюдательности, столь необходимый матери семейства, без которого дух последовательности не возможен, ибо мы ее приучаем упражнять дух наблюдательности на предметах, находящихся под рукою и окружающих ее всякий день; мы думаем, что рациональное изучение естественных явлений доставит ей не только несколько полезных указаний в семейной жизни и поможет найтись в трудных случаях действительной жизни, но привьет привычку отдавать себе отчет в своих действиях и не слишком верить эмпирическим и суеверным рецептам, весьма часто опасным" (Там же, стр.10).
ZT. но: ищите в: http://ztnen.livejournal.com/4336.html.
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Н.Х. Вессель настаивает: школа с мастерскою несоединима ...