ZT. Чехов А.П. 1860-1904. Три сестры 1901. Дейст. 4-е. .. Если бы, знаете, к трудолюбию прибавить образование, а к образованию трудолюбие .. / А.С. Макаренко 1888-1939, т.4 М.1984 с.292: "ни одной загубленной жизни". / ZT. моё: http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc
Хорошее кино по Сергею Параджанову и Кире Муратовой - это (в частности) кино, которое завораживает. Но вот что: религии завораживали и завораживают, однако в религиях всё и вся и исходно и поныне всегда было и есть суть нехорошее "кино".
2) К неверию Киры Муратовой в Бога
Цитата: luna
чем ваш атакующий атеизм переманит верующих к себе от тех благ, которые обещают религии?!
Что посулит такое-эдакое, что верующего отвернет от бредней?
ZT. Религия (любая) – это обещающий Мавродий (МММ). И ты хочешь, чтобы атеизм стал одним из Мавродиев? Нет, уж! Мы говорим: по смерти все обратятся в гниль, и ни черта кроме. У Роберта Рождественского. – Я не смогу, я не умру, если умру – стану травой, стану листвой, дымом костра .. ZT. И ни черта кроме. Всё без обмана. Атеисты – не Мавроди...
Почему ни одна религия не содержит заповеди: "не обманывай!" ? Потому что каждая религия в своих посулах — сплошной обман.
> Здравствуйте Зиновий Шойлович. Я прочитала вашу полемику по поводу очередей в церкви ( http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=278042.0 ). Один единственный человек ведь всё-таки вас поддержал. И как точно взял выдержку из "золотого ключика"!!! А, помнится, я вам писала, что мы живём в стране дураков. Скорее мы не живём, а проживаем кампанию за кампанией. Так вот это тоже кампания - возрождение веры! Страшно. Мода, мода. Кругом и на всё. Увы, я тоже её поддаюсь.
ZT. Модераторы к тому моему постингу отнеслись удивительно терпимо, не снесли.
На мало посещаемом http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=284151.0 сегодня 07.08.09 утром добавил созревшее в моей башке о "пронизывание", взгляните, там не много.
Есть и такая тема. А.С. Макаренко говорил что если бы ему дали обычную школу, то он бы (АСМ) разбил бы ребят на отряды а округу на подрайоны, и отрядам поручил бы слежение за подростками этих подрайонов.
ZT. Имеется в виду такое, - недостаточно внятное и недостаточно реалистичное, - из А.С. Макаренко (Лекция в МГУ 01.03.1939, в ответах на вопросы, т.4 М.1984 с.342) .. Что я бы сделал на месте директора школы? Я положил бы перед собой карту всех дворов, где живут ученики. Организовал бы бригады. Бригады приходили бы каждый день и давали мне рапорт, что делается во дворах. Раз в месяц под руководством бригадира бригада выстраивалась бы, и директор приходил бы на смотр. Я премировал бы лучшие бригады в школе. Я прикреплял бы родителей к бригадам. И можно было бы многое сделать. Лиха беда начало ..
Безусловно, если бы А.С. Макаренко поручили управление ПТУ с иногородними, то он бы (АСМ) обязательно сосредоточенно занялся бы внеучебным ребят, в частности - общежитием. Кажется, ни черта подобных ориентаций-забот не было при СССР ни у директоров школ, ни у директоров ПТУ.
В организации такого как ПТУ (ныне колледжи):
1) здания для учебы продумывали под нужды преподавания,
а здания под общежития для иногородних никак не продумывали, брали любое какое даст город;
2) в ПТУ были мастера по производственному обучению и не было никого,
.. насколько я знаю по практике учившегося в ПТУ и месяца 2 жившего в общежитии моего приемного сына Леонида ..
не было никого
практически значимого
по жизни ребят после учебы
- в общежитии.
На своем сайте в файле про общежития ( http://zt1.narod.ru/obhejit4.htm ) я показываю, к какому кошмару это при СССР в Ленинграде приводило...
ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.
На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове. | На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего Мой былой ЖЖ |
С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.
Посмотреть. - Слуцкина П., Карпова Л. и Макеева А. Влияние уроков труда на работоспособность школьника и место их в режиме учебного дня. «За коммунистическое просвещение ИПО», Иваново, 1933, № 17—18, стр. 9-26.
Вессель Николай Христианович 1834-1906. Профессиональные школы и обучение ремеслами. СПб. 1881 г. Издание ж. «Семья и Школа». РНБ 18.161.2.150. (ZT. Даю недословные и разрозненные фрагменты). Н.Х. Вессель настаивает: школа с мастерскою несоединима, научить в школе ремеслу настоящим образом вообще нельзя и еще более ошибочно вести обучение ремеслам одновременно с общим научным образованием, - % овладевающих ремеслом – мизерный, подавляющий же итог - только одна рассеянность. Большинство специалистов решительно за обучение ремеслам у хозяев ремесленных заведений .. Г. Ганаузек приходит следующему заключительному выводу: Промышленная школа должна быть специальною школою (Fachschule), в которой сообщаются необходимые научные прикладные сведения и обучают промышленному рисованию и черчению, соответственно специальному назначению школы. Занятия в существующих при некоторых школах учебных мастерских ничему практическому не научают, а только отнимают время от занятий науками и рассеивают учащихся. Кроме своей бесполезности именно в практическом отношении, учебные мастерские и стоят еще очень дорого .. Вывод: школа с мастерскою несоединима .. Сам Песталоцци, после различных и продолжительных опытов, пришел к убеждению, что начальная народная школа должна сообщать только одно элементарное общее образование и что школа с мастерской несоединима .. Центральный комитет „Британского общества" признал правильное и полезное обучение ремеслам в начальных школах неосуществимым .. Обучение ремеслам в начальных школах "Британского общества" отменяется, как оказавшееся не только совершенно бесполезным, но даже вредным .. Сироты и бедные ученики, по окончании общего элементарного обучения в школах общества, будут помещаемы, на средства его, к мастерам и хозяевам ремесленных заведений для обучения ремеслам .. После 15-ти-летнего опыта, потребовавшего весьма значительных денежных пожертвований и нравственных усилий, обучение ремеслам в начальных школах в Англии и Шотландии было прекращено, потому что оно оказалось не только совершенно бесполезным, но даже положительно вредным .. Пруссия. Увлечение ремесленным обучением в начальных школах было почти столь же сильно, как в Англии, и результаты вышли такие же. Соединение общего образования с промышленным, специальным сказалось в прямой ущерб: учащиеся не получали никакого основательного общего образования и не приобретали никаких основательных специальных познаний и, вдобавок к этому, приучались еще к рассеянности вследствие многопредметности курса, так что становились совершенно не способными к серьезному, сосредоточенному мышлению и труду. Словом, утилитарные или профессиональные реальные училища оказались на деле совершенно несостоятельными, и их приходилось закрыть или надо было устроить иначе. (ZT. Всё это как бы против Гр.Фед. Гринько в 1918-20 в его споре с Москвой и против Гр.Макс. Кубракова в его споре с господствующим в 1980-е гг. мнением ?) .. В Пруссии королевское повеление об учреждении в больших городах воскресных и праздничных профессиональных школ, посещение которых сделано было обязательным для всех ремесленных учеников и взрослых рабочих. (ZT. О некоем подобие этому, условно говоря, в повести Натальи Гирей "68 параллель" ("Литературный современник", Ленинград, 1937,4,5 http://zt1.narod.ru/winrar/68-girey-01.zip ; http://zt1.narod.ru/winrar/68-girey-02.zip). В этих школах обучали, главным образом, рисованию, черчению и моделированию, в применении к различным ремеслам и мастерствам, арифметикой и письму .. Промышленные школы стали быстро распространяться .. (Что преподавалось) .. ZT. Вообще, всю данную брошюру Н.Х. Весселя, кроме, пожалуй, предисловия, стоит отсканировать с распознанием, вычитать и повесить в интернете...
Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.
Два ПТУ Ангарска Иркутской обл. в 1993 г.
УГ 1993,16. Виктория Галкина.
Первый курс, 36-е училище [Ангарск, Иркутская обл. ], сварщики. На эту специальность раньше силком загоняли, теперь – конкурс. Парни в новеньких, ещё не обмятых робах, все крупные, умноглазые, держатся со спокойным достоинством.
Обучение здесь двухуровневое. Первая ступень – рабочий высокой квалификации, вторая – специалист среднего звена. Самые лучшие выпускники получают право зачисления без экзаменов на третий курс технического вуза.
36-е даёт сложные специальности: химик-лаборант, оператор, слесарь по ремонту технологического оборудования… Специальная комиссия, приехавшая из Москвы, пришла к выводу: уровень квалификации высокий. Училище получило титул высшего и специальный сертификат. Таких в Иркутской области всего пять.
ПТУ – оазис посреди рынка – полное государственное обеспечение [ ZT. но sos! http://zt1.narod.ru/obhejit4.htm ПРОКЛЯТЫЕ ОБЩЕЖИТИЯ ПТУ ГУБИЛИ И ГУБЯТ ПОДРОСТКОВЫЕ ДУШИ. ], бесплатное образование и занятия по душе в спортивных и художественных кружках и секциях. Есть реальная возможность заработка. Училище одето в металлический ажур – это работа сварщиков. А частных заказов на ажурные решётки для балконов, окон, лоджий при нынешней криминогенной обстановке хоть отбавляй. Что бы ни менялось в нашей непредсказуемой стране – хороший кусок хлеба с маслом эти мальчики будут иметь всегда.
В училище углублён, нацелен на перспективу цикл фундаментальных дисциплин: математики, физики, химии, основ информатики. Способность переучиться, если нужно перейти на новое оборудование. Получить смежную или вообще другую специальность с наименьшими потерями времени – такова сверхзадача.
Потребность в рабочей силе в связи со спадом производства сокращается. В Ангарске только за год она упала с 7.7 тысячи рабочих мест до 1600. 36-е – училище объединения “Ангарскнефтеоргсинтез” делает всё, чтобы его выпускники были конкурентоспособны на рынке рабочей силы. Пока комбинат обеспечивает им рабочие места (а это в наше кризисное время большая удача).
Работники комбината имеют высокий материальный достаток, покупают продукты, товары, мебель, технику по низким бартерным ценам, имеют возможность вместе с семьями отдохнуть в многочисленных пансионатах, базах отдыха, поправить здоровье в профилакториях.
Но даже если выпускник ПТУ по каким-то причинам не пойдёт на комбинат, то устроиться на любом предприятии ему будет легче: у него две специальности, высокий разряд и крепкая база общего и общетехнического образования.
Словом, борьба за выживание, рынок изменили акцент. ПТУ начинает выдвигаться на первый план в сфере образования.
Аббревиатура устарела – само слово отдаёт “ремеслухой”. Словом, либо лицей, либо колледж.
Первый заместитель начальника Иркутского главуно Д. Шестаков – сторонник качественных изменений в сфере профессионального образования. В области меняют профиль обучения, объединяют училища и техникумы с одинаковыми специальностями, освобождают от всего устарелого и в материальной базе, и в учебном процессе, пересматривают перечень профессий в соответствии с потребностью экономики. Внедряют многоуровневое и многопрофильное образование.
В перспективе качественно иной вид учебного заведения. Ведь учиться и переучиваться можно всю жизнь.. Американец меняет место работы в среднем пять раз в жизни. Система получения иной профессии там отлажена до деталей. Профессиональное образование взрослых – вот где наше слабое звено. Почему бы не использовать для этой цели систему ПТУ?
Дмитрий Васильевич недавно был в Японии, знакомился с учебными заведениями концерна “Мицубиси”. Взгляд из будущего помогает увидеть перспективу. Конечно, та же самая ручная сварка будет нужна на химических заводах, в строительстве, в нашем огромном ремонтном хозяйстве ещё многие годы. Ну а сварка компьютерного века, автоматическая, точечная, лазерная… Училищ, дающих профессии XXI века, увы, пока у нас нет.
Несколько лет назад был в Иркутске случай: на одном из заводов рабочие разбили и раскурочили станки с числовым программным управлением. От бессилия и злобы – на них никто не умел работать. И сейчас ЧПУ могут освоить разве что выпускники вузов. Такая же проблема с наладкой сложной техники, в особенности той, что закупают за рубежом, отладкой современных технологий. Эту брешь и должны заполнить ПТУ.
Вместе с директором 36-го Анатолием Алексеевичем Боринским обходим училище. Конечно, школе, даже самой благополучной, тягаться с таким ПТУ невозможно. Прекрасная мебель. Полировка и чеканка, компьютеризованные рабочие места, лаборатории, мастерские. Отличный спортивный комплекс., великолепное общежитие [ ZT. но sos! http://zt1.narod.ru/obhejit4.htm ПРОКЛЯТЫЕ ОБЩЕЖИТИЯ ПТУ ГУБИЛИ И ГУБЯТ ПОДРОСТКОВЫЕ ДУШИ. ]. К сожалению, почти всё это – наследство прошлых лет.
Позже заехали и в 35-е, строительное. Там интерьеры, отделка ещё лучше. Что значит своя рука-владыка. Поражает контраст между тем, что видишь на улицах – разбитые киоски, грязь, мусор, толпы слоняющихся бездельников, - и обстановкой в ПТУ. В просторных мастерских, где стены украшены панно с видами Байкала, кипит работа. Подростки заняты делом, и какие у них при этом славные лица. В кабинетах, рекреациях, коридорах – идеальная чистота, нигде ни пылинки, ни царапинки.
Ясно, что перспектива у системы профессионального образования огромная. Но, к сожалению, не завтра их звёздный час, а в лучшем случае – послезавтра. С 1 января 1993 прекратилось централизованное финансирование системы. Могут ли потянуть такое сложное хозяйство местные власти, ведомства? Даже благополучный “Ангарскнефтеоргсинтез” сейчас испытывает финансовые трудности. Более того, своё родное ПТУ начинает его тяготить. Сейчас идёт акционирование огромного монстра. Те, кто работает на объединении, включая медицинские, бытовые службы, культуру, подсобные хозяйства. Получат акции на льготных условиях. Работники же училища – нет. Обидно.
Где вообще взять средства на профобразование в это сложное критическое время? Только у тех, кто нуждается в квалифицированной рабочей силе. Анатолий Алексеевич Боринский выступал на собрании акционеров объединения, но зал встретил его с прохладцей.
- Поднимите руки те, чьи дети учатся или будут учиться у нас, - попросил он. Подняли чуть ли не ползала. Аргумент как будто подействовал. И всё же ясно: училищу предстоят тяжёлые времена. Их надо пережить, перетерпеть.
Если вернуться к опыту японцев, то там любая фирма кровно заинтересована в преемственности поколений, культивируется особый семейный дух, чувство общности, коллективизма (который мы, кстати, стараемся сейчас извести под корень).
Мысль о тесной связи профессионального образования с конкретным производством, сферой услуг, медициной, научной, духовной деятельностью, увы, стара. Но её не грех и повторить, поскольку в нынешних условиях – это путь к стабилизации, выживанию, грядущему подъёму экономики, который нужно готовить и к которому нужно готовиться загодя – сегодня.
Ангарск, Иркутская обл.
--
Жуковское с/х СПТУ Калужской обл. в 1993 г. , или: И сегодня воспитываем. УГ 1993,17.
Недавно со своими девятиклассниками побывали мы в Жуковском СПТУ, что в Калужской области: поехали туда на день открытых дверей. Нас встретил директор училища Александр Мусаевич Додов, заслуженный учитель российской Федерации. У него - прекрасное училище! Повсюду образцовый порядок. Никаких тебе привычных обшарпанных стен: всюду дерево - резьба! Компьютерные классы, мастерские, тренажёрные кабинеты оборудованы всем необходимым. Территория училища - восемь гектаров. Здесь - учебный корпус, общежитие (в комнатах живут по двое), спортивный и военный городок, сад, новая теплица, машинный парк, хозяйственные постройки. Достраивается ферма на 200 голов крупного рогатого скота. Одним словом, в этом маленьком симпатичном мире не чувствуется перестроечно-разрушительное время. И потому мне захотелось поговорить с Александром Мусаевичем.
Мой вопрос:
- Что больше всего волнует сегодня вас как директора?
- Материальная сторона, которая во многом зависит от руководителя. Надо искать новые пути, новые формы работы, уметь вертеться, добывать, налаживать связи. В прошлом году мы получили два миллиона чистой прибыли. Вчера ещё это были деньги, а сегодня…
Но более всего меня беспокоит антидетская политика государства. Разгул мошенничества, разврат, наркомания, тунеядство, спекуляция под видом коммерции, антинравственное воспитание телевидения… Одним словом, никому нет дела до молодых наших граждан.
Мы даём профессию. Вопреки всему, что я перечислил, сохраняем в подростке человеческое достоинство.
И ребята поддерживают нас.
В общежитии за три последних года не было ни одного ЧП.
Додов подвёл меня к окну, показал улицу, застроенную аккуратными домиками.
А вот это - наша гордость. Это дома преподавателей, все приватизированные. В училище есть сауна, комната психологической разгрузки - тоже для преподавателей.
- Сегодня много говорят о фермерстве, о подготовке кадров…
- А как же? "Кадры решают всё". Раньше мы выпускали трактористов, машинистов, а сейчас разработали программу, рассчитанную на три года, начали готовить фермеров. Но ребята наши не все смогут усвоить эту программу. Поэтому делаем так: учим их один год на автослесаря. Кто сумеет закончить два курса, получает документ тракториста-машиниста широкого профиля. И только на третьем курсе даём экономические знания и диплом "Мастер сельскохозяйственного производства - фермер".
Открываем платные вечерние курсы автоводителей категории "Д" и "С", краткосрочные курсы бухгалтеров. Думаем создать учебно-методический центр для всех желающих получить квалифицированную консультацию по вопросам, связанным с сельским хозяйством.
--
УГ 1993,21-22. Академия для фермеров. Борис Волков, обозреватель. Дагестан, Хасавюрт.
По одну сторону дороги тянутся без конца цветущие, а местами уже отцвётшие абрикосовые сады; по другую - кошары для овец и обширные хлебные поля, такие же как в соседей Чечне, лежащей в десяти километрах отсюда. Хасавюртовская земля, как и Чечня, издревле означала хлеб. Более плоскостная и более плодородная, она всегда считалась краем земледельцев, и, следовательно, место для расположения Хасавюртовского ПТУ №2 выбрано было сорок лет назад не случайно. Вот уже два года прошло, как приказом министерства образования России оно было преобразовано в высшее ПТУ со статусом агрономического лицея.
Вблизи пересохшей, белеющей отточенными камнями реки Ярык-Су, что по местному обозначает Чистая Вода, начинается удобное хозяйство агропромышленного лицея, занимающее 330 гектаров земли. В прошлом году хозяйство получило 315 тонн зерна, 11 тонн овощей, 21 тонну фруктов, 13 тонн мяса и ещё сколько-то там молока и мёда, не помню. Помню только, что среди множества перечисленных специальностей, которых готовит высшее ПТУ, меня почему-то поразило такое: пчеловод-водитель.
Кстати говоря, здесь же у реки раскинулся настоящий современный автодром со всем необходимым оборудованием для того, чтобы лицеисты быстро и основательно могли овладеть навыками вождения столь необходимого для работы на селе грузового транспорта. - Какой же это специалист сельского хозяйства, если он не в состоянии сесть за баранку?
Сам лицей находится в Хасавюрте. Это город в городе. Площадь, величиною с половину Манежной, вмещает в себя три корпуса с кабинетами для теоретических занятий, 12 лабораторий и мастерских, три общежития, клуб, столовую, спортзал, строящуюся котельную и огромный машинный парк - трактора, грузовики, автобусы.
Меня, например, особенно поразили в учебных автомастерских представленные в разрезе действующие моторы тракторов и грузовых автомашин. Здесь даже самый тупой в техническом отношении гуманитарий, включая и выключая двигатель, способен сообразить, что, где и с чем сцепляется и взаимодействует, на что и куда направить своё внимание, если мотор заглох. И как тут не вспомнить Василия Макаровича Шукшина с его заявлением при поступлении во ВГИК: "…Учился в Бийском автомобильном техникуме, но, когда понял, что до конца дней своих не смогу постигнуть суть работы двигателя внутреннего сгорания, ушёл со второго курса".
У нас такое невозможно, - объясняет мне заместитель директора по учебному производству Зайнулдин Амиров. - приходит к нам паренёк после восьмого или девятого класса, желающий, к примеру, стать сельским техником-механиком. Уже через год он получает специальность слесаря, через два года - тракториста, через три - тракториста-машиниста широкого профиля и водителя автомобиля. Проучившись полные четыре года, он получает профессию - техник-механик с умением вести фермерское хозяйство.
От заместителя министра образования Республики Дагестан Садыка Гусейнова узнаю, что Зайнуддин Амиров вот уже третий год ведёт хлопотливую организационную работу по преобразованию обычного ПТУ в агротехнический лицей. Почему возникла необходимость поменять название, изменить в корне систему профессиональной подготовки молодёжи?
Современное сложное производство, новые технологии. Формирующиеся рыночные отношения потребовали нового специалиста, который мог бы адаптироваться в быстро меняющейся структуре. Новые формы хозяйствования, рынок труда нарушают социальную комфортность работников. Соперничество специалистов скажется и на профессиональной подготовке кадров. Появятся безработные, социально не защищённые от рыночных отношений. Вот почему профессиональное образование должно сегодня готовить рабочих по смешанным, сложным, широкопрофильным специальностям, способных на более быструю переориентацию. Взгляд на профессиональное образование, на проблему подготовки рабочих в корне меняется. Профессиональное образование должно не на словах, а на деле стать ступенью в общей схеме непрерывного образования. Так родилась идея высшего ПТУ.Опираясь на весь предшествующий опыт, по современному оснастив производственную базу, сломав сложившийся стереотип, мы начали серьёзный научно-методический эксперимент, -рассказывает директор агропромышленного лицея Батыр Батыров. - Задача: создать такой микроклимат в коллективе, чтобы ребята твёрдо знали - приложи старания, умение, и ты получишь такую специальность, которая позволит работать на самом современном оборудовании, а основательные знания теории исключат боязнь новых технологий.
Приняв на первый курс примерно триста выпускников 8-9-ых классов, мы ставим перед ними задачу - за два года и шесть месяцев получить рабочую специальность - фундамент профессии и среднее образование. Это первый этап обучения. Если на этом этапе учащийся приложит усилия и будет заниматься дополнительно - он переходит на второй этап и в стенах училища получает среднее специальное образование. Срок два года и шесть месяцев не взят с потолка. Экспертиза научно-исследовательских институтов и наш опыт подтверждают, что этого вполне достаточно для овладения профессией и получения общего среднего образования.
Первый этап в свою очередь разбит на три блока, на каждом из которых ребята получают специальности. Здесь учебные планы взаимосвязаны, успешно решается демократизация образования - учащийся может добрать знания, доучить. Максимально полностью используется идея элитности, позволяющая объективно вынести наверх одарённых, без ущемления всей массы участников этого образования.
К тому же, - поясняет Зайнуддин Амиров, - квалифицированные экзамены принимаются не нами, а представителями базовых предприятий. Наши ученики могут получить все три специальности или получить только две или одну из них. Все зависит только от них самих. Но если кто-то по всем трём специальностям не получит 3-ий разряд - второй этап обучения ему отрезан. Надо сказать.
Что такая система сразу же вызвала к жизни состязательность, причём без всякой заорганизованности.Оказалось, что ребята, получившие низшие разряды, сами стремятся исправить положение, чтобы в своих глазах и в глазах товарищей не чувствовать себя в чём-то ущемлёнными.
Сложнее обстоит дело с общеобразовательными предметами, -про должает директор., - учебная программа полностью изменена, мы работаем по программам, разработанным группой учёных под руководством ленинградского профессора М. Башмакова. Из всей программы по физике, математики, химии вычленен базовый компонент - это минимальный уровень среднего образования, обеспечивающий потребности профессии и получение диплома о среднем образовании.
Первое полугодие после поступления в училище все учатся вместе. За это время мы изучаем ребят, проводим собеседование с каждым и с родителями. В зависимости от уровня знаний и развития предлагаем одним учиться только на базовом компоненте, другим - посещать факультативные занятия, которые откроют дорогу во второй этап.
Но не все виновны в своих низких знаниях. Могут быть различные обстоятельства - слабый уровень преподавания в школе, например, из которой они пришли. Этой группе учащихся предлагаются дополнительные факультативы, чтобы они могли совершенствовать знания в объёме базового компонента. Тем же, кто имеет фактически "нулевые" знания, предназначены подготовительные факультативы, где начинают буквально с таблицы умножения. Позаботиться о социальной защищённости ребят - наш долг. Никто не должен чувствовать себя человеком второго сорта.. Для бывших "слабаков", которые успешно прошли дополнительные факультативы, организованы ускоренные факультативы, и они могут догнать учащихся из сильных групп.
Приятно видеть в этом высшем ПТУ такое разнообразие возможностей. И самое приятное здесь то, что каждый ученик знает и воочию убеждается: всё зависит от него самого и он не чувствует в самостоятельности никакого принуждения.
Ребята, занимающиеся по минимальному уровню, идут сразу на предприятия, другая же часть попадает на второй этап обучения и получает среднее специальное образование (техникум). Те же из них, кто прошёл ещё и факультатив, имеют право на поступление в институт в группы с сокращённым сроком обучения. Таким образом, инженерное образование получают люди с высочайшей профессиональной подготовкой, изнутри знающие рабочие профессии, способные к адаптации в условиях быстрых изменений в структуре производства.
В новых учебных планах нет дублирования программ, они обеспечивают хорошую преемственность: школа - техникум - вуз.
С сожалением должен признать, - говорит Зайнуддин Амиров, - что собеседования в приёмной комиссии с абитуриентами показали плохие результаты: более 50% поступающих имели неудовлетворительные знания. И вот представьте себе наших учителей, которым приходится обучать детей заново, с таблицы умножения.
Ещё большее сожаление вызывает тот факт, что иные преподаватели и мастера пытаются новую идею втиснуть в традиционные рамки обучения - и всё это по причине низкого уровня умений и навыков выпускников восьмилетней школы.
И директор, и его заместитель в основу всей деятельности инженерно-педагогических работников стремятся положить принцип свободного и осмысленного профессионального самоопределения учащихся. Важно, чтобы лицей обеспечивал самостоятельный выбор каждым учеником направленностей, уровней и темпов профессионального становления в соответствии со своими способностями и возможностями. Для этого и выделены на первом курсе базовый, дополнительный и факультативные компоненты, всегда есть в резерве часовые ставки для кружков, лекций, семинарских занятий, которые используются не полностью.
За экспериментальную шлифовку учебных планов и программ преподавателям лицея выделены 120 часов специально на научно-методическую работу (из расчёта на 720 часов нагрузки). Кроме того, предусмотрено пять надбавок к зарплате в течение года, утверждено положение о премиях по результатам полугодия (до 150 процентов оклада).
Я обходил кабинеты и мастерские после того, как уже закончились учебные занятия. Тот же Зайнуддин Амиров меня уверял, что, если обойти всё их учебно-производственное хозяйство и хоть как-то бегло попытаться познакомиться с тем, что делается в том или ином кабинете, той или иной мастерской, том или ином производственном участке, потребуется не один день, а по крайней мере неделя.
Недели у меня не было, и я заглянул в кабинеты информатики, химии, биологии, а также в кабинеты английского, аварского и русского языков. И был буквально поражён не столько современным, хорошо продуманным оборудованием, сколько - чистотой и порядком, которые царили в них после только что окончившихся занятий.
Заведующий кабинетом физики и электротехники Магомед Магомедов познакомил меня с победителем республиканской физической олимпиады Альбертом Адильхановым: Альберт учится на втором курсе по специальности техника-механика, посещает физический кружок и интересуется технической литературой.
В кабинете агрономии повеяло чудесной дагестанской весной. Заведующая кабинетом Патимат Каримова рассказала, что в результате четырёхлетнего обучения ученики получают профессии агронома с умением вести фермерское хозяйство. Но уже после года учёбы они становятся цветоводами, после второго года- плодоовощеводами, после третьего - мастерами сельскохозяйственного производства и водителями автомобиля.
А вот те, кто учится на техника-технолога молочной продукции с умением вести фермерское хозяйство, последовательно получают специальности учётчика, оператора машинного доения, мастера и водителя автомобиля.
Когда мы прощались, директор Хасавюртовского высшего ПТУ Батыр Батыров показал мне недавно заключённый договор о сотрудничестве с Дагестанским сельскохозяйственным институтом. Институт обязуется организовать в лицее филиалы нескольких кафедр и теперь в планы научно-исследовательской работы института будут включаться наиболее значительные темы и проблемы, над которыми бьются лучшие лицейские умы. Доценты и профессора будут участвовать в проведении конкурсов и экзаменов, чтобы иметь возможность выявить самых одарённых лицеистов для зачисления их сразу на второй или третий курсы института.
Не знаю, как там будет с одарёнными и с зачислением их сразу на второй и третий курсы института. Дело это, конечно, стоящее и перспективное. Но то, что Хасавюртовское высшее ПТУ, или агропромышленный лицей, уже начал подготовку фермеров для Республики Дагестан, - приятное свидетельство того, что многонациональная крестьянская Россия медленно, но неуклонно возрождает свою былую земледельческую славу.
Дагестан, Хасавюрт.
ZT. -
Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. | Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. |