Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Посмотреть. - Слуцкина П., Карпова Л. и Макеева А. Влияние уроков труда на работоспособность школьника и место их в режиме учебного дня. «За коммунистическое просвещение ИПО», Иваново, 1933, № 17—18, стр. 9-26.
Вессель Николай Христианович 1834-1906. Профессиональные школы и обучение ремеслами. СПб. 1881 г. Издание ж. «Семья и Школа». РНБ 18.161.2.150. (ZT. Даю недословные и разрозненные фрагменты). Н.Х. Вессель настаивает: школа с мастерскою несоединима, научить в школе ремеслу настоящим образом вообще нельзя и еще более ошибочно вести обучение ремеслам одновременно с общим научным образованием, - % овладевающих ремеслом – мизерный, подавляющий же итог - только одна рассеянность. Большинство специалистов решительно за обучение ремеслам у хозяев ремесленных заведений .. Г. Ганаузек приходит следующему заключительному выводу: Промышленная школа должна быть специальною школою (Fachschule), в которой сообщаются необходимые научные прикладные сведения и обучают промышленному рисованию и черчению, соответственно специальному назначению школы. Занятия в существующих при некоторых школах учебных мастерских ничему практическому не научают, а только отнимают время от занятий науками и рассеивают учащихся. Кроме своей бесполезности именно в практическом отношении, учебные мастерские и стоят еще очень дорого .. Вывод: школа с мастерскою несоединима .. Сам Песталоцци, после различных и продолжительных опытов, пришел к убеждению, что начальная народная школа должна сообщать только одно элементарное общее образование и что школа с мастерской несоединима .. Центральный комитет „Британского общества" признал правильное и полезное обучение ремеслам в начальных школах неосуществимым .. Обучение ремеслам в начальных школах "Британского общества" отменяется, как оказавшееся не только совершенно бесполезным, но даже вредным .. Сироты и бедные ученики, по окончании общего элементарного обучения в школах общества, будут помещаемы, на средства его, к мастерам и хозяевам ремесленных заведений для обучения ремеслам .. После 15-ти-летнего опыта, потребовавшего весьма значительных денежных пожертвований и нравственных усилий, обучение ремеслам в начальных школах в Англии и Шотландии было прекращено, потому что оно оказалось не только совершенно бесполезным, но даже положительно вредным .. Пруссия. Увлечение ремесленным обучением в начальных школах было почти столь же сильно, как в Англии, и результаты вышли такие же. Соединение общего образования с промышленным, специальным сказалось в прямой ущерб: учащиеся не получали никакого основательного общего образования и не приобретали никаких основательных специальных познаний и, вдобавок к этому, приучались еще к рассеянности вследствие многопредметности курса, так что становились совершенно не способными к серьезному, сосредоточенному мышлению и труду. Словом, утилитарные или профессиональные реальные училища оказались на деле совершенно несостоятельными, и их приходилось закрыть или надо было устроить иначе. (ZT. Всё это как бы против Гр.Фед. Гринько в 1918-20 в его споре с Москвой и против Гр.Макс. Кубракова в его споре с господствующим в 1980-е гг. мнением ?) .. В Пруссии королевское повеление об учреждении в больших городах воскресных и праздничных профессиональных школ, посещение которых сделано было обязательным для всех ремесленных учеников и взрослых рабочих. (ZT. О некоем подобие этому, условно говоря, в повести Натальи Гирей "68 параллель" ("Литературный современник", Ленинград, 1937,4,5 http://zt1.narod.ru/winrar/68-girey-01.zip ; http://zt1.narod.ru/winrar/68-girey-02.zip). В этих школах обучали, главным образом, рисованию, черчению и моделированию, в применении к различным ремеслам и мастерствам, арифметикой и письму .. Промышленные школы стали быстро распространяться .. (Что преподавалось) .. ZT. Вообще, всю данную брошюру Н.Х. Весселя, кроме, пожалуй, предисловия, стоит отсканировать с распознанием, вычитать и повесить в интернете...
Организационные планы хозяйств при сельскохозяйств. учебных заведениях. Выпуски - 1910-1914 РНБ Шифр 38.79.6.10. : Песочинское Рязанской губ. ; Гнединской Екатеринославской губ. ; Гурьевской Калужского у. ; при Глазовском Вятской губ. ; Горецкой Могилевской губ.
Слуцкина П., Карпова Л. и Макеева А. Влияние уроков труда на работоспособность школьника и место их в режиме учебного дня. «За коммунистическое просвещение ИПО», Иваново, 1933, № 17—18, стр. 9-26.
Н.Х. Вессель, А.С. Макаренко и И.В. Сталин - против пресловутых школьных мастерских.
Макаренко А.С. т. 4 М. 1984 с.361 .. Вопрос: "Не считаете ли вы, что ликвидация мастерских по школам, отсутствие трудовых процессов ведут к воспитанию барчуков, людей, пренебрежительно относящихся к труду взрослых?" / ZT. Этот абзац уточнен по Хиллигу. - Я вообще сторонник трудового воспитания и производственного воспитания, и Маркс прямо об этом говорит, что все дети с десяти [ По Хиллигу в оригинале у Макаренко: с 14 ] лет должны принимать участие в производстве; я поэтому являюсь противником каких бы то ни было учебных [ ZT. по труду, трудо-учебных ] процессов в школе, я являюсь сторонником производственных процессов в школе, даже самых простых, самых дешевых, самых скучных. Потому что только в производственном процессе вырастает настоящий характер человека, члена производственного коллектива, там именно человек учится чувствовать свою ответственность за деталь, когда нужно выполнить весь промфинплан.
По Ольховскому ( http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, а лучше http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc ) в Шкиде висел портрет Маркса. Почему не Песталоцци?
ZT. Знаменитое место из 13-й главы 1-го тома "Капитала" Карла Маркса. –
[...]
Фабричные инспектора, выслушивая показания учителей, скоро открыли, что фабричные дети, хотя они учатся вдвое меньше, чем школьники, регулярно посещающие школу днём, тем не менее, успевают пройти столько же, а часто и больше.
"Дело объясняется просто. Те, кто проводит в школе только половину дня, постоянно свежи и почти всегда способны и готовы учиться. Система, при которой труд чередуется с учёбой в школе, превращает каждое из этих двух занятий в отдых и освежение после другого, и, следовательно, она более подходяща для ребёнка, чем непрерывность одного из этих двух занятий. Ребёнок, который с раннего утра сидит в школе, особенно в жаркую погоду, не может соперничать с другим, который бодрый и возбуждённый приходит со своей работы".
Дальнейшие доказательства можно найти в речи Сениора, произнесённой на социологическом конгрессе в Эдинбурге в 1863 году. Он указывает здесь, между прочим, и на то обстоятельство, что односторонний непроизводительный и продолжительный школьный день детей в старших и средних классах без пользы увеличивает труд учителей "и в то же время не только бесплодно, но и прямо во вред детям расточает их время, здоровье и энергию". Из фабричной системы, как можно проследить в деталях у Роберта Оуэна, вырос зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей.
[...]
Г. Песталоцци 1746-1827, Из "Проекта памятной записки...".
[...] Так как всякое словесное профессиональное обучение неэффективно, если оно не связано с практическими упражнениями, то в школе действительно должны были бы проводиться подобные практические упражнения, и притом во всех отраслях хозяйственной деятельности:
1) домашнее хозяйство,
2) полеводство,
3) промышленность.
1) .. При школе для бедных может существовать школьный сад, а это значит, что .. возможно при помощи детей и для них засадить пару участков невозделанной до сих пор земли простыми овощами.
2) .. Возможно связать со школой для бедных МАЛЕHЬКОЕ ДОМАШHЕЕ ХОЗЯЙСТВО, в котором воспитанники подобной школы ежедневно смогут наблюдать за искусством заготовки, сохранения, сортировки и использования запасов, и вообще за всеми элементами искусства ведения домашнего хозяйства.
3) И наконец, школа для бедных всегда должна иметь при себе к/н мануфактуру, и школа должна заботиться, чтобы дети, поскольку это возможно, научились во время пребывания в школе к/н постоянным работам для заработка.
[...]
СПРОСЯТ: а останется ли у детей время на учебу? -
ОТВЕЧАЮ. - Дети, которые воспитываются в такой школе, будут приучены к напряжению сил, к порядку, к тщательному использованию даже малейшего промежутка времени. Это будет перенесено и на учебу, и в итоге для не менее, а может даже более успешной, чем в рутинной школе, учебы потребуется несравненно меньше времени, чем это обычно имеет место при других обстоятельствах.
ZT. Учреждения А.С. Макаренко и Игнатия Вячеславовича Ионина тянули несколько "возов": 1) Учебное. 2) Адаптированное под подростково-юношеские возможности реальное производство. 3) Интернат. 4) Разветвленное клубное и спортивное. 5) Разработка технологических вопросов построения и ведения такого рода учреждений. 6) Пропаганда этого пути в педагогике. / А вот сотни и сотни тысяч учебных заведений по всему миру тянули не более одного-двух из указанных "возов". / Но в общественном мнении почему-то считается, что трудяга А.С. Макаренко – нехороший, а вот остальные во всем мире лентяи – хорошие...
Егерман Филипп Иванович. Учебно-производственные мастерские при учреждениях соцвоса. М.1931.80. РНБ 31-10/1211. БАН 1931б/2669 .. "В фабричной системе вырос зародыш воспитания будущего - которое для всех детей с известного возраста соединит производственный труд с обучением и гимнастикой, причем это будет не только методом повышения общественного производства, но и единственным методом создания всесторонне развитых людей", — говорит К. Маркс о воспитании будущего. Прошло тринадцать лет с момента пролетарской революции, и как мало сделано для осуществления на деле слов Маркса о воспитании. Бывшие беспризорные, теперь дети государства, живущие в детдомах, еще не все охвачены трудподготовкой, не вовлечены в производительный труд, нет правильного сочетания труда и учёбы. Десятки тысяч наших детей, будущая смена, обучаются в школе, которая только по имени трудовая, а содержание — старая схоластическая учёба, чуть-чуть обновленная активизацией методов преподавания. А жизнь идет громадными шагами. Мы развиваем невиданные в истории темпы хозяйственного строительства, мы перестраиваем весь уклад нашей жизни, создаем предпосылки к коммунизму. Надо такие же темпы развить в области народного образования. Надо в корне пересмотреть все программы школ, надо внедрять в эти программы больше реальной жизни, больше производственных знаний и техники. Но сделать это только путем теории — недостаточно. Это опять будет схоластика. Необходимо использовать для целей школы существующие заводы и предприятия. На всё это имеются большие возможности. Нужны творчество, инициатива, энтузиазм педагогических масс школы и детдомов. Нужно влить в педагогические кадры несколько сотен специалистов, техников, инженеров, экономистов, организаторов, нужно использовать в этом деле технический поход, и мы двинемся с мертвой точки. Сейчас больше чем когда-либо в строительстве и реорганизации трудовой школы и общественного воспитания в детдомах уместен лозунг культурно-технического похода: "необходимо, чтобы каждая школа или детдом превратились в производственное предприятие и каждое производственное предприятие - в школу [ ZT. Последнее, скорее, – в варианте Витченко Степана Степановича 27.08.1909 - 30.06.1986 ]" (с.48).
Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.
На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове. | На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего Мой былой ЖЖ |
С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.
Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.
Российские просветители 18 в. о должных качествах школьного учителя.
Антология пед мысли России 18 в. М.1985 РНБ 86-5/2921. Из Ф.И. Янковича (1741-1814). Точнее см. в издании: Руководство учителям первого и второго классов народных училищ... СПб 1783.
Учителя, не исполняя должностей звания своего, согрешают:
а) пред богом ..;
б) пред правительством, от которого они для учения сего приняты и в должность свою поставлены, когда небрегут делать детей способными ко службе правительства и государства;
в) пред родителями учеников, которые за детей своих платят, когда не стараются обучать детей за обыкновенную плату тому, чему обучить их должно;
г) пред детьми, когда о них худо пекутся, ибо учителям надобно будет отвечать за их невежество и за все дурные оного следствия. ZT. Мысль анти-корчаковская. -
Международные макаренковедческие исследования. Макаренко на Востоке и Западе / Под ред. З. Вайтца / Марбург, Германия / и А. Фролова / Н. Новгород, Россия /. Т. 3. Ред. русского изд. А. Фролов - Н. Новгород, 1994. - 264с.
А. Левин, проф., Институт педагогических исследований Варшава (Польша) .. На фронтоне здания .. что выпускниками этого учебного заведения были А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Не часто бывает такое, чтобы одно учебное давало миру за столь короткий период времени двух [ZT. по А. Левину равно] выдающихся педагогов (с.33 низ).
ZT. Уравнивание писаки Сухомлинского с А.С. Макаренко - это выдающаяся пошлость. Подробней об этом в моём файле http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm
У А. Левина же: .. Я необычайно благодарен Я. Корчаку, который дал мне "Педагогическую поэму" и посоветовал внимательно ее изучить (с.38). ZT. Отсюда вроде бы следует, что уж сам-то Корчак изучил "Педпоэму" ну прямь от а до я, но это почему-то никак не отразилось на его (Корчака) работе в детском доме по имени (!) "Дом сирот". Вы, макаренковцы, можете себе представить, чтобы А.С. Макаренко с его вечным: "Не пищать!" согласился бы на такое вот название воспитательного (!) учреждения? "Дом сирот" - это значит: мы бедные, несчастные сироты, мы детки слабые, беззащитные, мы кофию пили - ну безо всякого удовольствия, мы только мошки, мы ждём кормёжки, мы обыватели, нас обувайте вы .. (из Чехова и Маяковского). Подробней о Корчаке в моём файле http://zt1.narod.ru/korchak.htm. Та что: Не приплетайте, братцы, Януша Корчака 1872-1942 к Ант. Сем. Макаренко и к макаренкам всех времен и народов!
[ ZT. В Корчаке / у Корчака немало и по настоящему макаренковского, но он (Корчак) не строг в этом и сплошь и рядом скатывается с макаренковского в приторнейшую в-а-сухомлинщину = с-л-соловейчиковщину. ]
д) пред собою, ибо ..
Добрые качества учителя суть:
I. .. 5. В доме своем должен он быть миролюбив и порядочен, ко всем дружелюбен и услужлив.
6. Особливо избегать он должен брани, клятвы... клеветы и сквернословия, так же как и безмерия в питии и в обхождении с непотребными женщинами.
II. _Л_ю_б_о_в_ь_.
1. Он должен поступать со всеми учениками отечески, т. е. ласково и любовно.
2. Он обходиться с ними должен с приязнию и скромностью и не казать досады .. когда предложения его скоро не разумеют.
3. Он должен им дать приметить, что ему приятно, когда они прилежны и в школу все часто ходят, и что: ОН ИХ ЛЮБИТ.
4. ЛЮБОВЬ СИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ НЕ РЕБЯЧЕСКАЯ,
но соединена всегда с постоянным и важным видом,
она не должна основываться на достатке родителей учеников, но на благонравии и прилежании детей.
III. _Б_о_д_р_о_с_т_ь_.
Учитель не должен быть сонлив, угрюм или, когда хвалить надобно детей, равнодушен, но он должен хвалить тех, которые ведут себя хорошо, и ободрять прочих как ласковым уговариванием, так и показыванием того, сколько много старается он об облегчении им всего.
IV. _Т_е_р_п_е_н_и_е_.
1. Когда есть у учителя такие ученики, которые нерадивы, резвы и упрямы, и когда притом родители их кладут на него вину, что дети их ничему не учатся, тогда не должен он выходить из терпения.
2. ДОЛЖЕН СЕБЕ ПРЕДСТАВЛЯТЬ, ЧТО ОН, ЯКО ЧЕЛОВЕК, РОЖДЕН НА СВЕТ ДЛЯ МНОГОТРУДНОЙ РАБОТЫ...
VI. _П_р_и_л_е_ж_а_н_и_е_.
2. Когда учитель и для самой малейшей причины не бережет школу, или часто приходит поздно, или начинает учить не в надлежащее время, или вместо того, чтобы учить, исправляет домашние свои дела или какое рукоделие, то и дети становятся так же нерадивы, приходят в школу поздно, не столько стараются учиться или и совсем не ходят (с.250-51).
--
Там же: Ипполит Федорович Богданович (1743-1803). Из инструкции "Способ учения".
1. Никто, не имеющий воспитания сам, других воспитывать не может, и учитель, не показывающий собой примеров честности, добродетели, непорочности нравов и благоразумия, больше вреда, нежели пользы, приносит воспитываемым. Почему он обязан подавать учащимся пример во всех изрядных качествах и вообще во всем учении должен быть снисходителен и ласков (с.144).
Там же из "Проекта о нижних деревенских училищах" (начало 1770-х). ...Учителя обязаны не только в благочинии содержать учащихся, но и самим быть воздержанного жития, а особливо при детях непристойных слов отнюдь не говорить, брани, лжи, пьянства и тому подобных пороков убегать, словом такую должны вести жизнь, которая бы заслужила от учеников к ним почтение и любовь (с.228). Учителя в способности должны быть свидетельствованы в духовном правлении и брать оттуда письменные аттестаты (с.231).
Там же из Ф.И. Янковича (1741-1814) .. Требуется, чтобы учителя подавали учащимся своим собственным поведением и поступками примеры ко благочестию, добронравию, дружелюбию и прилежанию... Вообще требуется, чтобы учителя друг другу помогали делом и советом и оказывали перед учениками должное _друг к другу_ уважение... Да не пренебрегают отнюдь учителя высших классов учителей нижних и да не унижают преподаваемых ими предметов перед учениками или людьми посторонними: ибо все учителя и все учебные предметы суть равно нужные части одной цепи; напротив чего, и учителя нижних классов должны учтивством своим предварять тех учителей, которые наукой их превосходнее (с.240). Директор, имея беспосредственное надзирание над учителями, долженствует принимать их и поступать с ними, яко носящими на себе трудные и важные должности воспитания сыновей отечества, ласково, и не оставлять их делом и советом как в классных, так и в собственных их нуждах, особливо же не покидать их в болезнях. Если же паче чаяния кто из учителей окажет себя в должности своей нерадивым и в поведении неблагонравным, в таком случае директор увещает его раз и другой; не усмотря же исправления и приискав на место его другого, от должности его отрешает, однако же с дозволения попечителя и с ведома приказа общественного призрения (с.246).
Там же из Новикова Николая Ивановича (1744-1818). "О воспитании и наставлении детей" .. Кто исправляет дело воспитания детей токмо яко постороннее; кто надеется все сделать посредством приказов и предписаний; кто поступает с детьми и учениками своими не яко с разумными тварями, коих надлежит просвещать..., но яко с машинами, которые только побуждать и толкать должно; кто неохотно снисходит к их слабости и не воображает себя часто на их месте...; кто сегодня так, а завтра иначе, сегодня с чрезмерным послаблением, а завтра с чрезмерной строгостью поступает; кто первыми затруднениями, первыми неудачными опытами отстращается... и не столько постоянен, чтобы целые годы трудиться с одинаковой верностью - тот немного успеет в важном и многотрудном деле воспитания (с.329).
ZT. -
Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. | Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. |