Разное по макаренковедению.ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com .

http://zt1.narod.ru/konkurs-im-ASM.htm
Материалы по Международному конкурсу им. А.С. Макаренко в состоянии на 2006 год.
Там и 2 листа матрицы оценки жюри, -
файлы изображений *.tif. -
Конкурс им АСМ Блок-1.tif
Конкурс им АСМ Блок-2.tif.
Там и отсылка к : Критический взгляд Анатолия Борисовича Вифлеемского на стихию конкурсов педагогических учреждений.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ] читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.

А.С. Макаренко т.8 М.1986, 20.10.1938 .. Если бы мне дали такую школу, как у вас, я обязательно наладил бы там производство, вы не представляете себе, как это прекрасно, когда ребята делают нужные вещи (с.182; см. там и с.18).
Макаренко т.4 М.1984, 08.02.1939 .. Если бы у меня была школа, я бы, кажется, на части разорвался, но что-нибудь стал бы делать (с.302; см. там и с.361).
РГАЛИ, ф. 332, оп. 4, ед.хр. 186. А.С. Макаренко. 1 марта 1939 г. .. Стенограмма, лл.68-69 .. Дети с 14 лет должны принимать участие в производительном труде. Труд очень увлекает детей, и я уверен, что наша будущая школа будет с участием производительного труда…
Макаренко т.1 М.1983, 24.08.1922 .. Не труд-работа, а труд-забота (с.11).

Но! -

В математике есть принципиально не берущиеся интегралы. Задача оптимизации привычной общеобразовательной школы - это принципиально НЕ берущийся "интеграл", и одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,

тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,

превращения рутинного "воспитания" в ВОСПИТАНИЕ ВСЕРЬЕЗ – не даст.

В пригородном интернате есть сосредоточенность, но её (сосредоточенности) нет в привычной общеобразовательной школе.

.. ZT. НО !!!!!
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc
Малая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !). ..

А.С. Макаренко т.1 М.1983 ".. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах .." (с.13),

и так и останется в привычной общеобразовательной школе, - одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,

тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,

сосредоточенности, а значит и ВОСПИТАНИЯ ВСЕРЬЕЗ, не даст.

Конечно, устройство пригородных интернатных школ-хозяйств как добавки к семейному

1) требует серьезной подготовки квалифицированных макаренковских кадров,

2) требует серьезного финансового и капитально-строительного обеспечения,

3) требует серьезного информационного обеспечения,

к чему последнему лично я, ZT, и стремлюсь...

См. и: http://zt1.narod.ru/01-da-da.htm
Учебная старательность дружит с трудом
.

Из http://zt1.narod.ru/ivanov-i.htm .. "Коммунарская методика" - это всего лишь клубы общения. Собираются вместе и поют часами. Это какими же надо быть бездельниками !, как надо не ценить свое время ! + Посреди недели едут на молокозавод мыть бутылки. И.П. Иванов и С.Л. Соловейчик, наверное, думали, что потратить полдня на езду, поехать в захламленную шарагу, о которой за день знать не знал, а через день забыл - это и есть "трудовое воспитание", "труд-забота" и "тоже Макаренко"!
Картинка с натуры: галочно-отметочное в "педагогике". - С. Соловейчик в дифирамбах "коммунарской методике" Иг. Петр. Иванова: "Кто хочет - едет на молочный завод мыть бутылки". ГАЛОЧКА НАПРОТИВ ПУHКТА О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ СУПЕР-"ТЕОРЕТИКОМ" "ПЕДАГОГИКИ" КРЕТИHОМ И ИДИОТОМ С.Л. СОЛОВЕЙЧИКОМ ПОСТАВЛЕННА !
Вообще многое, а не только лишь идею трудового воспитания, губит галочность (от слова "галочка"). Картинка с натуры (10.10.97): выгнали класс на улицу убирать из луж и с газонов на территории школы опавшие листья, и двое мужиков-"воспитателей" стоят в сторонке, беседуют о своем. И не смотрят, чем ребята занимаются-то. Отстояли, беседуя, минут 20, оглянулись, ребят нет, все куда-то ушли, лопаты брошены где попало. "Воспитателей" же ничего не колышет; даже не посмотрели, что ребята сделали-то. Собрали лопаты и грабли и ушли. Такое "трудовое воспитание" лишь вкореняет в ребят разгильдяйское отношение к труду. Выйти с граблями и лопатами, помахать ими, потолкать друг друга, что-то там кое-как и кое-где поскрести, бросить лопаты и грабли где попало и пойти:
ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУД"? ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ" ? - HЕТ, ЭТО ПРОСТО КРЕТИHИЧЕСКАЯ = С-СОЛОВЕЙЧИКОВСКАЯ "ПЕДАГОГИКА" !
А.С. Макаренко т.4 М.1984 .. Был [идеальный, и в частности потому, что без зарплаты, в коммуне им. Дзержинского приблизительно в 1930-1931 гг.] период, когда все мои коммунары работали уже на настоящем производстве, т.е. была такая организация, в которой был промфинплан, стройный порядок .. не энтузиазма штурма и не энтузиазма ближайших целей этой шестидневки или этого месяца, а энтузиазма спокойного, ровного, видящего далекие перспективы коллектива .. Я сейчас могу отбросить другие положения и считать, пожалуй, их негативными положениями трудового воспитания. Это такие положения, когда нет производства, когда нет коллективного труда, а когда есть отдельные усилия, т.е. трудовой процесс, имеющий целью дать якобы трудовое воспитание .. Во всяком случае, я уверен, что труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания .. (с.180-1).
ZT. В слесарном деле всё опошляет т.ск. "галочный подход". Болт вылезает из гнезда? - А я сейчас распорку поставлю. И вбивает гниль какую-то, но (!) : галочка бракоделом поставлена: В педагогике же, в социальной работе галочный подход - ну просто доминирует. Трудовое воспитание? .. а вот ребятки жёлуди собирали .. а вот у нас мастерская .. даже 3 молотка ...

ZT. Антимонопольность макаренковской педагогики: требование уйти от монополии детоцентризма. Типологически правильные и типологически неправильные обстоятельства порождают типологически нормальные и типологически ненормальные явления-проявления в детской среде, а значит порождают и типологически нормальные и типологически ненормальные явления-проявления у отдельных детей-индивидов. Требование-установка Макаренко в т.1 М.1983 с.10 : "В настоящее время считается азбукой, что объектом педагогического исследования является ребенок. Мне это кажется неверным. Объектом исследования со стороны научной педагогики должен считаться педагогический факт (явление)" и есть требование-установка: уйти от монополии детоцентризма и обратить, наконец, первостатейное внимание прежде всего на эти самые 1) обстоятельства и 2) явления-проявления. И вот: если вы детоцентрист, то вам по силам только небольшой приют на 8-10-12 детей, а школа-хозяйство на 300-400 ребят вам, конечно, будет не по силам. Итак, указанный стоистический тезис А.С. Макаренко с т.1 М.1983 с.10. А в то же время Макаренко же в "Методика организации воспитательного процесса", начало гл.9. - "Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям" т.1 М.1983 с.289 низ. ZT. То бишь: как всегда у Макаренко: не или-или: совместить замечательное: недетоцентризм с замечательным же: детоцентризмом, - вот так измудриться! Эта кардинальная макаренковская установка существенно связана с замечательно интересными принципами древнегреческого стоицизма как это они, "принципы Зенона-стоика" (подробней ищи в http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm), запомнились лично в моей голове со времен моих библиотечных занятий в 1960-е.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

1) Дети у обычных средненормальных родителей (буквально - обывателей) как-то вот, знаете, общеуровно социализированы, и это вот образует в умах обывателей = с-соловейчиков некую норму, выше которой и не надо де тужиться к/л поднимать, выше которой даже (иными) с пеной у рта буквально-таки запрещается макаренковски к/л поднимать. Макаренковское туженье поднять ребяток выше описанной общепринятой тьфу-обывательщины = тьфу-с-соловейчиковщины - это уже воспитание. На это ополчаются бесы- с- соловейчики. 2) Но есть дети (множество детей) без средненормальных родителей и без средненормальных условий детства, и вот эти-то дети (это множество детей) образуют уровень, что а) ниже или б) ужас как ниже привычно-социализационного. И вот в отношении этого печального множества детей в масс-сознании стоит вопрос (и проблема) не о воспитании, а только (у масс-с-соловейчиков) о социальной реабилитации. Да, с-соловейчики только против этого минимального - не протестуют…

Что такое макаренковедение и макаренков-ведение и как примкнуть к этому движению.
Собрание по учреждению СПб-отделения Российской Макаренковской ассоциации (РМА) состоялось.

Под впечатлением этого собрания я, ZT, объявляю, что я лично приложу максимальные усилия для создания отдельной (параллельной РМА) общественной организации:

"Макаренковский атеистический союз исследователей-систематизаторов практических и теоретических достижений мировой истории школо-хозяйственного движения".

Какого типа публикации должны бы нас интересовать? -

1) Серьезные публикации типа публикаций Ал-дра Фед. Мирандова (http://zt1.narod.ru/mirandov.htm)
( компактней в http://zt1.narod.ru/doc/mirandov.doc )
по системному осмысливанию _своей_ (а отчасти и чужой) интернатной, детдомовской, школо-хозяйственной практики.

2) Серьезные журналистские публикации типа публикаций Над. Феликсовны Остроменцкой (http://zt1.narod.ru/ostrmenc.htm) по объективному и системному осмысливанию серьезно и изнутри изученной ими интернатной, детдомовской, школо-хозяйственной практики.

3) Менее серьезные публикации приблизительно тех же типов, если они вносят в осмысливание и систематизацию приблизительно указанного свои "ценные 5 копеек" (только эти "ценные 5 копеек" оттуда и надо извлекать).

Материал от Татьяны Федоровны Кораблевой, Москва. -

МЕЖДУНАРОДНАЯ МАКАРЕНКОВСКАЯ АССОЦИАЦИЯ 121170, г. Москва, ул. Поклонная, д. 16. Тел. (499) 148-0835.

Уважаемый …

От имени Правления Международной макаренковской ассоциации примите, пожалуйста, поздравления и наилучшие пожелания с наступающими новогодними и рождественскими праздниками.

“Рождественскими праздниками”. День рождения несимпатичного человека Иисусика Иосифовичка Христосика (http://zt1.narod.ru/maldosye.htm) .. По воспоминаниям как брата так и других, да и по текстам самого Макаренко мы знаем, что Антон Семенович сызмальства был именно _атакующим атеистом_, - в духе Марка Твена (1835-1910) и Бертрана Рассела (1872-1970), - и никогда такой своей активной позиции не изменял. Кто не атеист, тот, на мой ZT-взгляд, не может быть истым макаренковцем .. Рутинно вливаются в хор перепевщиков респектабельных религиозные суесловий .. Рутинно вольются в хор перепевщиков респектабельных педагогических суесловий .. Если и ежели так, то какие же они макаренковцы?!

Надеемся на нашу с Вами совместную работу в ассоциации ради того, чтобы

лучшие отечественные педагогические традиции

ZT. 1) Почему “традиции”, а не структурные разработки и наработки в педагогической технике?
2) “Лучшие отечественные педагогические традиции” - что это за штука такая? Очевидно, имеется в виду именно перепевание тьмы респектабельных педагогических суесловий прошлого.
3) Почему лишь отечественные, когда еще А.П. Чехов говорил, что не бывает, к примеру, отечественной (национальной) таблицы умножения…
4) Фрагмент из: http://zt1.narod.ru/ostrmenc.htm .. Чувство жалости к _бедному ребенку_ у/в Н.К. Крупской включилось, взыгралось, и вот всё выше и ранее ею (Крупской) в очерке Остроменцкой прочтенное - ничто, и ей (Крупской) фанатически уж совершенно “ясно” лишь то, что А.С. Макаренко - “садист”, “рабовладелец” и “мракобес”, и/а/но вот, де, одна лишь она (Крупская) в своем уютненьком и уединенном кабинетике суть сторожевой пёс “лучших отечественных педагогические традиций” …

Восьмитомник, т.8, август 1932. А.С. Макаренко - М.М. Букшпану .. ЗАМЕНЯТЬ ЧЕТКУЮ И ДО КОНЦА ПРОДУМАННУЮ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ СЛУЧАЙНЫМ НАБОРОМ "ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ" - ЗНАЧИТ БЫСТРЫМИ ШАГАМИ ПРИБЛИЖАТЬСЯ К ОБЫЧНОМУ ТИПУ ДЕТСКОГО ДОМА, И НИКАКОЙ ЗАВОД НАС ОТ ЭТОГО НЕ СПАСЕТ...

5) Под слововыражением “лучшие отечественные педагогические традиции” явно подразумевается те тонны многовековой респектабельной педагогической писанины, про которую А.С. Макаренко в Педпоэме (гл. “Чернильница по соседски”) писал так:
“Меня возмущали безобразно организованная педагогическая техника … И я с отвращением и злостью (ZT. с отвращением !) думал о педагогической науке: "Сколько тысяч лет она существует! Какие имена, какие блестящие мысли: Песталоцци, Руссо, Наторп, Блонский! Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет … нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то шарлатанство".

[ Из непомеченных давних выписок. Альфред Бине в книге конца 19 в. .. Нужно стремиться не к совершенствованию старой педагогики, а к созданию совершенно новой .. Старая педагогика является результатом предвзятых идей, произвольных взглядов, смешивает доказательства с литературными цитатами, заменяет факты проповедями. Слова и слова – наиболее характерная черта старой педагогики...

А. Пинкевич где-то. – Существует лишь один правильный путь – забыть на время всё, что писалось в педагогике относительно философского и всякого иного обоснования, точно определить задачу, себе поставленную, и разрешить ее заново так, как будто не существовало ни Кантов, ни Наторпов, ни Кершенштейнеров, а существует лишь одно задание: установить с точки зрения интересов пролетариата принципиальные основы прикладной науки о руководстве работами по подготовке подрастающего человека ..
Надо отделить педагогику от истории педагогики .. ]

А.С. Макаренко. “Педагогическая поэма”. ИТРК. Москва. 2003 ч.2, из гл. Лирика. -

.. Ученый педагог говорил речь.

Я снова мог улыбнуться: что хорошего мог сказать ученый педагог? Разве он видел Карабанова с наганом в руке, “стопорщика” [Стопорщик (жарг.) - один из участников ограбления] на большой дороге, или Буруна на чужом подоконнике, “скокаря” Буруна, друзья которого по подоконникам были расстреляны? Он не видел. И поэтому ученый педагог будет говорить “о великой советской педагогике”. Можно улыбаться до самого утра, если думать об этом ученом педагоге. Он, этот промотавшийся интеллигент, этот последовательный последователь всех “великих” педагогов, старую белиберду о “ребенке” притащил в советский огород, поставил на самом видном месте, набрал себе в помощь продувных шарманщиков, обезьянщиков, попугайщиков, напялил на себя краденные у биологов, социологов отребья. Вся эта компания пляшет на нашем огороде, пока не вернется хозяин с фронта и не прогонит к чертовой матери всю эту сволочь. Ничего. Я издали смотрю на них и вижу то жалкое чучело, которое они называют педагогикой. Оно меня не пугает, потому что в моем мозгу, черт его знает, сколько всяких зданий. И между ними, недосягаемый ни для какого ученого педагога, высится и дворец советской педагогики. Я хорошо вижу его светлые залы, его белые стены, высокие разлеты потолков. И я думаю: мы живем в трудное время. Хорошо инженерам, врачам, агрономам, сколько всякого ценного добра натащили они из старого мира, сколько у них формул, законов, книг, кабинетов, приборов, сколько солидно скромных имен. А что есть у нас - педагогов? Я несколько лет рылся в жалком наследстве и так-таки ничего и не выбрал, чтобы украсить стены моего дворца. Не могу же повесить на белоснежной стене “гармоническую личность”, или “душу ребенка”, или умершую за два месяца до рождения “доминанту”, или взъерошенную, страшненькую “сублимацию”, или краденный условный рефлекс, от которого на три километра несет собачиной.

Так и сияет мой педагогический дворец чистотой и нетронутостью, и именно за это его проклинают и измываются над ним шарманщики. Ничего: на дверях дворца я повесил надпись: “Ученым педагогам, шарманщикам, попам и старым девам вход строго воспрещается”.

Потому это так, что в моем дворце уже намечены основные

- 349 -
важнейшие залы, которые даже и не снились ученым педагогам, даже во время съездов и конференций…

ПП-2003 из гл. Пять дней .. С илистого дна растут древние, как ихтиозавр, проблемы человеческого поведения. На длинных-предлинных стеблях качаются среди водяных тростин красивые бледные цветы, прекрасные слова и мысли великих людей и великих педагогов. / По долгу службы и, кроме того, из приличия я обязан ходить вокруг этих цветов осторожно… оказывать им знаки почтения и время от времени убедительным голосом выражать восторг перед "вековым наследством"… (с.505).

Фридрих Ницше (1844-1900), "Так говорил Заратустра" (1883-4). Об [социальных] ученых .. Истина в том, что ушел я из дома ученых, и еще захлопнул дверь за собою. / Слишком долго сидела моя душа голодной за их столом; не научился я, подобно им, познанию, как щелканью орехов. / Простор люблю я и воздух над свежей землей; лучше буду спать я на воловьих шкурах, чем на званиях и почестях их. / Я слишком горяч и сгораю от собственных мыслей; часто захватывает у меня дыхание. Тогда мне нужно на простор, подальше от всех запыленных комнат. / Но они прохлаждаются в прохладной тени: они хотят во всем быть только зрителями и остерегаются сидеть там, где солнце жжет ступни. / Подобно тем, кто стоит на улице и глазеет на проходящих, так ждут и они и глазеют на мысли, продуманные другими. / Если дотронуться до них руками, от них невольно поднимается пыль, как от мучных мешков; но кто же подумает, что пыль их идет от зерна и от золотых даров нивы? / Когда выдают они себя за мудрых, меня знобит от мелких изречений и истин их; часто от мудрости их идет запах, как будто она исходит из болота; и поистине, я слышал уже, как лягушка квакала в ней! / Ловки они, и искусные пальцы у них - что мое своеобразие при многообразии их! Всякое вдевание нитки и тканье и вязанье знают их пальцы: так вяжут они чулки духа! Они хорошие часовые механизмы; нужно только правильно заводить их! Тогда показывают они безошибочно время и производят при этом легкий шум. / Подобно мельницам, работают они и стучат: только подбрасывай им свои зерна! - они уж сумеют измельчить их и сделать белую пыль из них. / Они зорко следят за пальцами друг друга и не слишком доверяют один другому. Изобретательные на маленькие хитрости, подстерегают они тех, у кого хромает знание, - подобно паукам, подстерегают они. / Я видел, как они всегда с осторожностью приготовляют яд; и всегда надевали они при этом стеклянные перчатки на пальцы. / Также в поддельные кости умеют они играть; и я заставал их играющими с таким жаром, что они при этом потели. / Мы чужды друг другу, и их добродетели противны мне еще более, чем лукавства и поддельные игральные кости их. / И когда я жил у них, я жил над ними. Оттого и невзлюбили они меня. / Они и слышать не хотят, чтобы кто-нибудь ходил над их головами; и потому наложили они дерева, земли и сору между мной и головами их. / Так заглушали они шум от моих шагов; и хуже всего слушали меня до сих пор самые ученые среди них. / Все ошибки и слабости людей нагромождали они между собою и мной: “черным полом” называют они это в своих домах. / И все-таки хожу я со своими мыслями над головами их; и даже если бы я захотел ходить по своим собственным ошибкам, все-таки был бы я над ними и головами их. / Ибо люди не равны - так говорит справедливость. И чего я хочу, они не имели бы права хотеть! - / Так говорил Заратустра.

Н.К. Крупская интуитивно предчувствовала будущий приход к власти своего мужа и .. пред-приготовляла себя к тому, чтобы после прихода мужа к власти ей (Крупской) заняться в переустройстве общества педагогической сферой. И вот до 1917 года Крупская лет примерно 10 усиленно читала тьму текстов по истории педагогики и психологии, копила в этом эрудицию, думая что эта вот эрудиция вооружит ее (Крупскую) для будущей глобально-педагогической деятельности. Но ей (Крупской) это пошло только во вред: она с головы до пят лишь обросла - как тиной - вековыми педагогическими предрассудками. И точно также в педагогических вузах во вред студентам идет изучение истории педагогики и психологии: они (студенты) лишь обрастают - как тиной - вековыми педагогическими предрассудками.

У Ф.М. Достоевского, у К.Д. Ушинского, у В.А. Сухомлинского, у С.Л. Соловейчика и у десятков же или сотен такой же, - в веках и в мире, - шпаны талант особого рода: чутье на тезисы и фразы, в которые обязательно влюбится широкая масса интеллигентской обывательщины, и вот они во все стороны и расшвыривают : "красота на днях или раньше спасет мир", "человек - величайшая тайна, которую и за 5 жизней не разгадаешь", "любить, а любовь сама найдет", "только личность формирует личность", "чем чаще в подростковом возрасте был в роли подсудимого, тем равнодушнее будет к суду людскому потом" (! математическая пропорция ух !).

А.С. Макаренко т.1 М.1983 .. Большое значение приобрели заседания товарищеского суда, окончательно получившего форму кафедры по теории поступков. Нечто совершенно необходимое в колониях, типа нашей .. с.31.

В.А. Сухомлинский : "Чем чаще в годы детства и отрочества человек был в роли подсудимого, тем равнодушнее он будет к суду людскому в зрелые годы" (Соч., т.1, К.1979, с.655). ZT. А когда-то была модна фраза «Наказание воспитывает раба». ZT. Об общей схеме, о путях, о социологии возникновения подобных штампов. Чем обосновывал ВАС свою математическую пропорцию? Может быть он пришел к ней исходя из реальных измерений? Тогда: как численно калькулировались в отношении биографически отслеживаемых ВАСом юных индивидов число коллизий пребывания их в роли подсудимого, и далее, в каких единицах измерялась их (повзрослевших индивидов) последующая равнодушность / неравнодушность к суду людскому? Конкретно: где в бумагах покойного ВАСа соответствующие табличные записи, обосновывающие декларируемую им пропорцию? Или реально никаких измерений и отслеживаний ВАСом не проводилось, а было так: в башку ВАСа пришла некая изящная фраза, и чувствуя, что эта фраза понравится публике, ВАС ее с апломбом и выдал на гора...

Да, у Ф.М. Достоевского, у К.Д. Ушинского, у В.А. Сухомлинского, у С.Л. Соловейчика и у десятков же или сотен такой же, - в веках и в мире, - шпаны талант раскидывать указанного вот рода пошлости и глупости. Вл. Вл. Маяковский. - Мы попросим, чтобы их, - Н.К. Крупскую, А.В. Луначарского, П.П. Блонского, П.П. Лепешинского, С.Т. Шацкого, В.Н. Сорока-Росинского, А.П. Пинкевича, М.М. Пистрака, В.А. Сухомлинского, Иг.Петр. Иванова и прочую педагогическую шушеру, - куда-нибудь на Ща. Века и века писавшие в духе Дистервега (мозги не разжижает, но быстро забывается) и Крупской с Сухомлинским (она и он мозги страшно разжижают) .. Века и века писавшие в духе А. Дистервега (1790-1866) _не_ конструировали, _не_ проектировали плодотворные _локальные воспитательные структуры_ ( а лишь в _локальных воспитательных структурах_ возможно воспитание !), а знай лишь плели плетенку из принципов, знай лишь нанизывали принцип на принцип - и этим исписывали сотни тонн бумаги…

ПП-2003 из гл. У подошвы Олимпа .. Я всегда честно старался разобраться в теории, но с первых ее строчек у меня немедленно разжижались мозги, и я не знал даже, как квалифицировать всю эту теорию: бред сумасшедшего, сознательное вредительство, гомерическая, дьявольская / - 573 - насмешка над всем нашим обществом или простая биологическая тупость. Я не мог понять, как это так случилось, что огромной практической важности вопрос о воспитании миллионов детей, то есть миллионов будущих и при этом советских рабочих, инженеров, военных, агрономов, решается при помощи простого, темного кликушества и при этом на глазах у всех (с.572-3).

В реальной своей словесной практике А.С. Макаренко слово "советский" употреблял в двух так сказать ипостасях = аспектах: в аспекте отрицательном и в аспекте положительном. В непозитивном = отрицательном смысле слово советский А.С. Макаренко часто или иногда связывает с пакостями в СССР 1937-го и соседних годов. Советское же в позитивном смысле по Макаренко - это по сути то, что пылко пресуществовало в комсомольских по жанру песнях (такие песни были у Александры Пахмутовой и т.д.), и это то, для чего у меня в рубрикаторе заведена рубрика Митинговое воспитание. В бывшем СССР издавались песенники разных жанров, и в числе прочего были так сказать комсомольские песенники. В комсомольских песенниках советское, а уж тем более комсомольское выглядело ух как эффектно. И когда мы десятки лет назад распевали и слушали песни в духе "Мой адрес - не дом и не улица / Мой адрес - Советский Союз", то нам очень _не_ хотелось вспоминать Александра Галича = нам очень _не_ хотелось отрезвлятья и вспоминать, что в песнях-то в духе "Мой адрес - не дом и не улица / Мой адрес - Советский Союз" по сути выстраивались что? - потемкинские деревни.
Макаренко, ПП-2003 из гл. Пять дней .. Эти пять [ZT. 12 ?] дней я представляю во всей моей жизни как длинное черное тире. Тире, и больше нечего .. / .. Придирчивые педагогические критики и теперь могут меня упрекнуть: как это так - было вас шесть педагогов и десяток старых опытных колонистов, неужели вы не могли приступить к правильной педагогической работе, неужели для вас не нашлось уймы всякого полезного дела? О, разумеется, эти критики могут самым точным образом перечислить все признаки настоящего "советского метода", который просто нужно было применить к делу. / Чтобы не вступать в спор и никого не раздражать, - уже согласен. Могли применить "советский" метод, могли вызвать из города пятьдесят неизвестных нам комсомольцев, объяснить куряжанам все, что следует, выделить "актив", опереться на актив, ну и так далее. Могли и не сделали, значит, виноваты, виноваты и в том, что не заглянули в "вековое наследство", не использовали ни одного педагогического справочника, виноваты и в том, что не прислушались к довольно громкому слову Шульгина, - вообще виноваты. / Что мы все-таки делали? / Мы аккуратно вставали в пять часов утра. Аккуратно и терпеливо злились, наблюдая полное нежелание куряжан следовать нашему примеру. Передовой сводный в это время почти не ложился спать: были [сельскохозяйственные и просто хозяйственные] работы, которых нельзя откладывать .. (с.505-6).

ПП-2003 из гл. Триста семьдесят третий бис .. На рассвете семнадцатого я выехал встречать горьковцев на станцию Люботин, в тридцати километрах от Харькова (с.519) .. Бродя по перрону, я поглядывал в сторону Куряжа и вспоминал, что неприятель сегодня утром показал некоторые признаки слабости духа (с.520) .. И все-таки я ни одной минутки не был уверен, что генеральный бой окончится в мою пользу. Ведь я нуждался вовсе не в знаках почтения, для меня необходимо было придушить весь этот дармоедческий стиль, для которого знаки почтения, как известно, вовсе не противопоказаны (с.521).

ZT. Идеологическое обеспечение - это лишь витрина и это лишь декларативные каркасы (чи каркасики) бытия; но внутри этаких каркасов (чи каркасиков) живут человечки, которые (в лучшем случае) лишь (да, всего-то лишь!) немного идентифицируют себя с внешней витриной и потемкинско- деревенским _официозным_ каркасом (чи каркасиком) социального процесса или социального образования.

НЕ ВЕРЬ ДЕКЛАРАЦИЯМ!: - ОНИ ОБМАНЧИВЫ, КАК ЭТО ОБМАНЧИВЫ ВСЯКИЕ _ПОТЕМКИНСКИЕ ДЕРЕВНИ_. ТО ЕСТЬ: НЕ ВЕРЬ ПОТЕМКИНСКИМ ДЕРЕВНЯМ ДУШ.

Вовсе не в создании в подопечных лишь самообманного представление о себе; вовсе не в создании рефлексии- комплекса самообольщения индивидика самим собою; вовсе не в идеализации и не в построении потемкинских деревень в душах людей; и (потом) вовсе не в простодушном принятии декларативного за сколь-нибудь глубинное и сколь-нибудь реальное; вовсе не в этом состоит суть не-ленивого, а трудолюбивого = истого воспитания подопечных _макаренками всех времен и народов_ !

В этом смысле советская педагогика - это педагогика потемкинских деревень, и только вот в локальной (! локальной !) коммуне А.С. Макаренко в лучший ее период советская педагогика была не потемкинской деревнею (в чем, кстати, критики обвиняли "Флаги на башнях"), а : реальностью. / - Вы утверждаете, что только в локальных воспитательных структурах возможно воспитание? / - Да, только в локальных. / - Но ведь семья - это локальная структура? / - Да, локальная. / Значит в семье возможно воспитание? / - Возможно, но только если это локальная именно _воспитательная_ структура, а не локальная _прозябательная_ структура. Вот пример: рутинный детский дом - это структура хоть и локальная, но не воспитательная, а прозябательная, а с другой вот стороны - нет ничего на свете лучшего, чем макаренковский ПРИГОРОДНЫЙ детдом-школа-хозяйство как структура локальная _воспитательная_…

ZT. В 1-4-5-6 лет малец - объект мамы, мама адекватна такому возрасту мальца. После 1-4-5-6 лет и далее пацан - объект папы, папа адекватен такому возрасту пацана. Но после 13-14 лет подросток перестает быть даже просто объектом семьи, потому что семья перестает быть адекватной подростковому возрасту. И подросток выходит на улицу, которая чаще всего до добра не доводит.

1) Все так сказать спартанские режимы прошлых веков, 2) все же, скажем, просоциалистические режимы 20-го века, 3) все же нынешние просоциалистические режимы конца 20-го и начала 21 веков

желая оградить молодежь от развращения

атаковывали и атакуют средства массовой информации, вводили и вводят цензуру на печать, на кино, на ТВ и т.д.,

и все они-то-дурни не обращали внимание на то, что подавляюще-то главным развратителем молодежи всегда были и остаются вампиловские (http://zt1.narod.ru/vampil01.htm) улица и двор.

Последняя фраза в последнем письме А.М. Горького к А.С. Макаренко 08.10.1935. - ".. Причиной ухода из семьи на улицу служат: мачехи, вотчимы и "скука жизни" в семье. Отцам-матерям некогда заниматься детьми, детям не о чем говорить с родителями".

ZT. Это и поныне так.

Иоганн-Готлиб Фихте (1762-1814) в свое время отрицал у большинства немецких родителей способность воспитывать своих детей.

ZT. Это по всему земному шарику и поныне так.

Макаренко, ПП-2003 из Приложения. Записи, использованные в “Педагогической поэме” .. …Детские дома почему только для беспризорных? Почему до сих пор мы делаем ставку на семью? Семья не может воспитывать. Школа не может воспитывать. Беспризорное детство искусственно изолируется и поэтому всегда сохраняет свой анархизм. Возможно и совершенно необходимо организовать настоящее коллективное воспитание именно для нормального семейного детства, причем это будет и материально выгодно, и для государства полезно (с.714). ZT. Подробней об этом в файле http://zt1.narod.ru/tolko.htm, а в файле http://zt1.narod.ru/vsestorn.htm ищи о Гамбургском счете в воспитании…

ПП-2003 из гл. Лирика

ZT. Тут продолжение начатого еще в главах "Отченаш" и "Свадьба" философского спора о будущности (а тут еще и о сути) социалистических форм производства и бытия (об этом много в файле http://zt1.narod.ru/soci_no.htm).

Переписка Макаренко с женой, т.1 М.1994 Макаренко жене 15-16.05.1928 .. Скверно или хорошо, что нам так не хочется быть в разлуке? С каких пор Солнышко стало задаваться такими вопросами? Если бы я не боялся надоесть тебе, я голосовал бы всегда против разлуки. Но я очень угрюмый и однотонный человек. Я уверен, что нужно будет тебя увозить от меня на некоторое время, чтобы твоя душа могла отдохнуть от однообразного жужжания моей личности. Только в этом смысле, как организатор, я признаю разлуку .. (с.72).

ZT. Обратите тут внимание на самохарактеристику А.С. Макаренко главного в себе : Я КАК ОРГАНИЗАТОР. Но Макаренко ведь не был да и никогда не стремился быть организатором, скажем, СССР, не был да и никогда не стремился быть организатором, скажем, Украины или России, и ясно, что именно в работе ЛОКАЛЬНОГО СТРУКТУРНОГО ОРГАНИЗАТОРА А.С. Макаренко, - не просто правильно, а в высшей степени правильно, - видел 80%-ую суть и 80%-ый смысл истинных так сказать локально-учрежденческих и локально семейных воспитаний и перевоспитаний.

[Карабанов] - Я вам так скажу, Антон Семенович, тут у нас социализм. / [Белухин] - Социализм? Просто собралась у нас хорошая компания, ну, семья, что ли .. Нужно, чтобы был настоящий социализм, а так, если все засядем с приятелями, так никакого тебе социализма никогда не будет. / [Карабанов] - Брешешь, Матвей, брешешь, и я тебя возьму за петельки, если ты и дальше будешь так брехать. Какая тут тебе семья? Тут тебе коммуна, настоящая коммуна, ты смотри: от каждого по способности и каждому по потребности. Вот тебе нужен рабфак, - на тебе рабфак, нужен тебе табак, - на тебе табак, нужен театр, - на тебе театр… .. Если бы все люди жили так, как у нас в колонии, чего тебе еще нужно. Вот это и есть социализм. / - Что же, посмотрим, - говорит серьезно Матвей, - ты прав или я .. Для социализма нужно еще много ..

ZT. Матвей Белухин тут, конечно, подразумевает тот макросоциализм, который Сталин и Ко задумали осуществить в объеме всей громады СССР + потом и в Восточной Европе; но в реальности-то дело вообще не в том, что для этого "нужно еще много чего", а дело в том, что этого (макрогромадного социализма) вообще не нужно.

ZT. Социализм действительно нужен, он обязательно нужен, он крайне нужен, но социализм не макросоциальный, а локальный - как у А.С. Макаренко.

ZT. Широко распространенный локальный социализм по Макаренко - это необходимое и достаточное для любого по величине общества = для любого по величине государства.

.. Из угла кабинета смотрит на нас злым глазом Вершнев, известный давно специалист по правдам .. [Вершнев] - Правда только одна, а не то, что много… / - Смотри ты, - говорит Семен, - только одна? Ты уже добрался до нее? / Николай строго поднимается с дивана, подходит к столу и как будто даже со слезами говорит: / - Правда одна: люди .. Люди должны быть хорошие, иначе к-к ч-черту в-всякая правда. Если, понимаешь, сволочь, так и в социализме будет мешать .. Горький правду написал, я раньше не понимал, то есть и понимал, а значения не придавал: человек. Это тебе не всякая сволочь. И правильно: есть люди, а есть и человеки. / - Я человек? - спрашивает Карабанов. / - Ты человек. / - А я? - спросил и Матвей. / - И ты тоже. / - И я? - присоединился и я [Макаренко] к общему любопытству. / - Ого? - сказал Вершнев. / Семен рассмеялся. / - Что же тут хитрого? Значит, если в колонии, так все человеки? / - А что же? Так и нужно. Тут все человеки. Потом разойдутся в разные стороны и сволочами станут, и кто его знает еще, чем станут, а здесь, понимаешь ты, коллектив. Матвей все врал: семья, компания. Он ничего не понимает .. / .. [Макаренко] Я думал о том, что жизнь моя каторжная и несправедливая. О том, что я положил лучший кусок жизни только для того, чтобы полдюжины "правонарушителей" могли поступить на рабфак, что на рабфаке и в большом городе они подвергнутся новым влияниям, которыми я не могу управлять, и кто его знает, чем все это кончится? Может быть, мой труд и моя жертва окажутся просто ненужным никому сгустком бесплодно израсходованной энергии? ZT. Если количество перейдет в качество = если большой % детей, подростков и юношей выйдут из Ваших, Антон Семенович, по роду коммун, то тогда НЕ придется бояться корежащих влияний по выходе

6) Право слово - до тошноты надоело это многодесятилетнее маниловское = с-соловейчиковское = дамсоцвосовское “милое (рутинно-респектабельное) макаренковедение”

реально существовали в жизни современной школы,

ZT. Право слово - до тошноты надоело это многодесятилетнее маниловское представление некоторых условно говоря макаренковцев, что А.С. Макаренко де возможно и де нужно внедрять, применять и т.д. в обычных школах голой учебы.
Кто не разделяет малого числа главных-преглавных настояний А.С. Макаренко:
1) В ПП А.С. Макаренко, в гл. На педагогических ухабах : .. Создание нужного типа поведения - это прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно. И гимнастическим залом для таких упражнений должен быть наш советский коллектив, наполненный такими трапециями и параллельными брусьями, которые нам сейчас нужны .. + “Наш путь единственный - упражнение в поведении, и наш коллектив - гимнастический зал для такой гимнастики.” (т.2 М.1983 с.128).
2) “Школа (ZT. что не школа-хозяйство) не воспитывает и не может воспитывать. Разговоры о воспитывающей школе (ZT. что не школа-хозяйство) нужно расценивать как разговоры контрреволюционные” - Г. Хиллиг "Святой Макаренко" Марбург 1984 с.19 (CGALI 332-4-97, 3; S 7, 383 /W 7 411/. И на с.62 той же книги Хиллига цитата из машинописи Макаренко. - Школа не воспитывает и не может воспитывать.). Макаренко же в ПП-2003 из Приложения. Записи, использованные в "Педагогической поэме" .. Семья не может воспитывать. Школа не может воспитывать .. (с.714).
ZT. Главной задачей революции 1917 г. В.В. Маяковский и А.С. Макаренко считали задачу перевоспитание людей, и поэтому всякий уход от этого главного Маяковский и Макаренко расценивали как нечто действительно существенным образом контрреволюционное…
3) Ведь главный тезис Макаренко звучит так: "Только организация школы как [ZT. по-макаренковски структуированного (командирская педагогика)] хозяйства сделает ее воспитывающей". (т.1 М.1983 с.11). ZT. Только!

--

С: http://community.livejournal.com/republicshkid/1631.html -

А.С. Макаренко, 1-ый главный тезис. – А.С. Макаренко, т.1 М.1983 Макаренко М. Горькому 18.09.1934 .. Единственно, что я хочу утверждать: в .. воспитании единственным и главным инструментом воспитания является живой трудовой коллектив. Поэтому главное усилие должно быть направлено к тому, чтобы создать и сберечь такой коллектив, устроить его, связать, создать тон и традиции, направить... (с.261). ZT. а) этого не было у Викниксора и б) к этому он (Викниксор) никогда не стремился.

А.С. Макаренко, 2-ый главный тезис. – "Наш путь единственный - упражнение в поведении, и наш коллектив - гимнастический зал для такой гимнастики." (т.2 М.1983 с.128).

ZT. По главам РШ "Крокодил" и "Содом и Гоморра" мы видим, в чём, - с азартом, - упражнялись подопечные Викниксора, и мы делаем отсюда вывод: Шкид была учреждением не воспитывающим, а – развращающим.

То же в "Как там наши акации?" дурака из дураков Александра Вампилова, о чём у меня в http://zt1.narod.ru/vampil01.htm .

--

4) “Не труд-работа, а труд-забота” (т.1 М.1983 с.11).

А.С. Макаренко т.1 М.1983. 24 августа 1922: .. Не труд-работа, а труд-забота. Только организация школы как хозяйства сделает ее социалистической (с.11).
А.С. Макаренко : "Только организация школы как хозяйства ( ZT. хозяйства самих ребят - как ЗАБОТЛИВЫХ хозяев этого хозяйства ) сделает ее воспитывающей" (= прорабатывающей натуры).
У А.С. Макаренко в отношении Колонии им. Горького термин - община. Это часто в документах тома 1 М.1983. В "Педагогической поэме" тоже.
По марксизму-ленинизму социализм - это общественная (в политическом итоге МАКРОсоциальная; в политическом итоге государственная) собственность на средства производства.
По синдикалистам же и по А.С. Макаренко социализм - это локальные производительные общины (много локальных производительных общин) с общинной (а не общественной - в политическом итоге государственной) собственностью на средства производства.
Но это отдельная теоретическая тема, и здесь она не рассматривается.
Переиначим: Только организация школы как хозяйства сделает её воспитывающей.ZT. Итак, кто не понимает и не разделяет этого малого числа главных-преглавных настояний А.С. Макаренко, а десятилетия всё бормочет и бормочет о внедрении Макаренко в обычные школы голой учебы, тот, конечно, ни черта не смыслит в А.С. Макаренко.

Подробный ZT-разбор утверждения А.С. Макаренко "Семья не может воспитывать. Школа не может воспитывать" (http://zt1.narod.ru/pp-03-3.htm) ищи в файле http://zt1.narod.ru/trening.htm.

Но касательно военизации. У Макаренко в "Методика организации воспитательного процесса" 1935-36 гг., Киев, гл.8 Дисциплина и режим, т.1 М.1983 с.289 .. Ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштровкой. Шеренги, команда, военная субординация, маршировка по зданию - все это наименее полезные формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они не столько укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и психически.

Разумеется, это указание не относится к тем случаям, когда строй действительно необходим. Например, на праздниках, в каком-нибудь походе с оркестром, во время физкультурных занятий должны быть и шеренги, и команда, и стройное движение. Но только в этих случаях и нужно пользоваться строем.

Специальное военное обучение и военные строевые занятия составляют очень важный раздел воспитательно-образовательной работы и имеют свою методику. Военные занятия непременно повышают общий дисциплинарный стиль коллектива, но при всем своем значении являются только частью общего процесса дисциплинирования. ZT. Военизация по Макаренко заключалась не в муштровке и не в хождении везде и всюду = в обиходе строем, а в: разделении ребят на отряды, в командирах отрядов, в Совете командиров, в рапортах, в применении нарядов вне очереди, в "аресте", в словечке "Есть!", и т.д.; но, конечно, не в муштровке и не в хождении везде и всюду = в обиходе строем… (У А.С. Макаренко как в Древнем Риме: разделяй ребят на отряды с командиром отряда во главе, и тогда на ежедневных вечерних рапортах командиров и дежурных воспитателей и ты окажешься и все окажутся в курсе всего в учреждении произошедшего).

а имя и достижения А.С. Макаренко были оценены по достоинству нынешними и следующими поколениями педагогов и родителей.

ZT. Сводить макаренковедение только к культу личности А.С. Макаренко - скверная манера. Некоторые моменты макаренковского образа мышления мы встречаем уже у римлянина Квинтилиана (0035-0096 гг.), а затем вспоминаются, к примеру, Мишенька Лепелетье (1760-93), Христиан Зальцман (1744-1811), Александр Федосеевич Бестужев (1761-1810), Елена Сергеевна Левицкая (1868-1915), Игнатий Вячеславович Ионин (1893-1939), Александр Федорович Мирандов 1877-19??, и т.д.
(Ух ты, забыл первого из первых: Филиппа Эммануила Фелленберга (1771-1844).

01.07.2008. http://zt1.narod.ru/flnbrg.htm
Моя, ZT, начальная в интернете публикация к проблеме сравнения двух:
1) Фелленберг Филипп Эммануил 1771-1844 и
2) Макаренко Антон Семенович 1888-1939.

Между ними, как кажется, исторически не было никого, кто бы по масштабу претензий был бы соизмерим с ними.

Эм. Фелленберг и А.С. Макаренко – это мощь-призывное обращение не к людям вообще, а только к потенциальным организаторам действительно воспитывающих УЧРЕЖДЕНИЙ.

Да, надо признать, что по мощи социологического (социального) и педагогического теоретизирования с А.С. Макаренко за всю историю человечества не сравним никто.
Да, надо признать, что голова А.С.М. - самая умная социологическая (социальная) голова за всю историю человечества.
Но это тем не менее не является поводом для сведения всего макаренковедения лишь к культу личности А.С.М.
В еще большей степени это относится не к теоретическим, а к практическим достижениям А.С.М.

Да, именно вот в дек. 2004 и сейчас я (ZT) усиленно работаю над библиографическим путеводителем по ретроспективному поиску русскоязычной информация о всех бывших “на Руси великой” (а отчасти и вне ее) школах-хозяйствах. Когда указанный путеводитель будет обнародован на моем http://zt1.narod.ru , тогда массе макаренков-ведов на многие годы хватит библиотечной работы.

Обратите внимания: не макаренковедов, а макаренков-ведов…

Мы должны вести такие направления работы:
1) Систематически обобщать практические и теоретические школо-хозяйственные достижения всех времен и народов _до и после А.С. Макаренко_.
2-а) Осуществить академическое издание полного А.С. Макаренко. Руководитель направления - Гётц Хиллиг.
2-б) Создать научно выверенную биографию А.С. Макаренко. Руководитель направления - Гётц Хиллиг.
3) Систематически обобщать практические и теоретические достижения самого _солнца_ всего мирового школо-хозяйственного движения. Это солнце - Антон Семенович Макаренко.
4) Осуществить все планы и грёзы, которые намечал себе Антон Семенович Макаренко, но которые, однако, он не успел осуществить.

Макаренко хотел обратиться к Бубнову за (как бы мы сейчас сказали) грантом.

Макаренко грезил и мечтал сварганить систематические учебники. Я, ZT, взялся бы, пожалуй, составить Темник (Рубрикатор) для них.

Макаренко грезил и мечтал засесть за работу в крупных библиотеках.

Да, в ряды макаренков-ведов срочно требуются работники крупных библиотек + работники архивов и музеев.

MAKARENKO-DISKUSSIONEN INTERNATIONAL. Protokoll des 2. Marburger Gesprachs (1. - 4. Mai 1986) Munchen 1989 .. Л. Фрезе (Leonhard Froese). ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПОСЛЕ ФЛОТО - и никакого "поворота"? Заключительные замечания. (Резюме).

В этом докладе, спустя двадцать лет после 1 международного симпозиума в г. Флото, рассматривается вопрос о перспективах развития макаренковедения в последующие двадцать или более лет. При этом называются следующие основные направления:

1. Разработка Полного академического издания трудов А.С. Макаренко в качестве основы всех остальных исследований.

2. Изучение источников для составления научной биографии Макаренко.

3. Критическое изложение взглядов на общее восприятие идей Макаренко - как при его жизни, так и после смерти; в Советском Союзе и других социалистических странах; в ФРГ и прочих западных странах.

4. Дифференцированные исследования по истории претворения идей Макаренко в жизнь - опять же в зависимости от различных регионов и в разные периоды, в соответствии с различными политическими, экономическими, социальными и культурными предпосылками.

5. Тщательные анализы теории социализации Макаренко: нормативной проблематики, структуры категорий, средств и направлений воспитания, социальной структуры и структуры воспитания и т.д.

6. Сопоставление Макаренко с другими выдающими педагогами его времени и его страны, а также с педагогами прошлого и других стран.

Снова. - Какого типа публикации должны бы нас интересовать? -

1) Серьезные публикации типа публикаций Ал-дра Фед. Мирандова (http://zt1.narod.ru/mirandov.htm)
( компактней в http://zt1.narod.ru/doc/mirandov.doc )
по системному осмысливанию _своей_ (а отчасти и чужой) интернатной, детдомовской, школо-хозяйственной практики.

2) Серьезные журналистские публикации типа публикаций Над. Феликсовны Остроменцкой (http://zt1.narod.ru/ostrmenc.htm) по объективному и системному осмысливанию серьезно и изнутри изученной ими интернатной, детдомовской, школо-хозяйственной практики.

3) Менее серьезные публикации приблизительно тех же типов, если они вносят в осмысливание и систематизацию приблизительно указанного свои "ценные 5 копеек" (только эти "ценные 5 копеек" оттуда и надо извлекать).

Да, мы, преемники Макаренко, должны осуществить все планы и грёзы, которые намечал себе Антон Семенович Макаренко, но которые, однако, он не успел осуществить.

Что-то в этом успеем и сумеем сделать мы, что-то - следующие поколения макаренковедов и макаренков-ведов.

Молодые энтузиасты прогрессевизма: присоединяйтесь к нам!

Плюс к тому:

Маяковский о Безыменском. - Уберите от меня этого бородатого комсомольца: десять лет в хвосте семеня он на меня или неистово молится, или неистово плюет на меня.Макаренко о Сухомлинском (http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm). - Уберите от меня этого безбрежного борзописца: ни черта во мне никогда не понимая, он 30 или сколько там лет или неистово на меня молился, или неистово плевал на меня.
Я, ZT, давно настаиваю: надо убрать портрет Сухомлинского в московском музее Макаренко на Поклонной 16.

Макаренко сказал бы и такое. - Отшпильте от меня этого донельзя раздутого Иг. Петр. Иванова (http://zt1.narod.ru/ivanov-i.htm), а пришпильте его к Викт. Ник. Терскому, что с И.П. Иванова и достаточно…

Немного о делах ассоциации. Главным делом для Правления стала организация и проведение 2-го международного конкурса им. А.С. Макаренко, состоявшегося в апреле 2004 в г. Ессентуки. Подробнее об этом событии можно узнать из публикаций журнала “Народное образование”, начиная с № 6 за 2004 г.

Сейчас идет подготовка к 3-му конкурсу, который планировался в Белгородской области в апреле 2005 года, но в связи с очень большой занятостью администрации области в подготовке 60-летия Победы в это же самое время наше предложение снято. Поэтому мы активно ищем новое место проведения конкурса. Готовы рассмотреть Ваше предложение.

Мы также продолжаем работу по созданию Российской макаренковской ассоциации. Это большой труд и, конечно, длительный. В настоящее время идет процесс создания региональных отделений, после чего мы рассчитываем на регистрацию ассоциации в качестве юридического лица (в 1-м квартале 2005).

За этот год несколько человек вступило в члены ассоциации, в т.ч. молодой американец Гарольд Смит. Он побывал в Москве, в музее Макаренко, а сейчас пытается найти в США сторонников Макаренко и объединить их в отделение нашей ассоциации. Смотрите его сайт в Интернете: http://makarenko.freehomepage.com.

Смотрите также сайт Зиновия Тененбойма из Санкт-Петербурга http://zt1.narod.ru , его электронный адрес : zt1@narod.ru.

К очень большому сожалению этот год принес нам потери двух наших товарищей. Трагически погибла в автокатастрофе режиссер Лидия Тумаева. Ее памяти прошла макаренковская среда.

Умер Михаил Юзефович Красовицкий (США). Он сумел увидеть выход в свет своих мемуаров и размышлений (многое связано с Макаренко) под названием “Педагогика, которую предали”. Экземпляр этой книги есть в музее Макаренко. Его памяти мы также посвятим нашу традиционную встречу.

С 2005 года планируем выпускать бюллетень ММА, а также организовать симпозиум, посвященный критической оценке отечественного макаренковедения и выработке новых стратегий нашего развития (см. подробнее наше информационное письмо).

Рассчитываем на Вашу дальнейшую материальную поддержку ассоциации. Годовые членские взносы за 2004 год составляют:

Вступительные взносы в организацию составляют 50 % по всем категориям лиц, кроме пенсионеров. Их взнос составляет также 100 рублей.

Взносы можно выслать переводом по адресу: 121170, г. Москва, Поклонная ул. Д. 16. на имя Морозова В.В. или Соколовой Н.В.

Просим Вас информировать нас о Ваших делах и планах, предложениях по этому же адресу, а также по электронной почте:

Korableva@mail.ru , rsokolov@mtu-net.ru

С уважением
Президент Международной
Макаренковской ассоциации Т. Кораблева

Директор Центра
Внешкольной работы
Им. А.С. Макаренко В. Морозов

Москва 20 декабря 2004 г.


Редакция журнала “НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ” (Москва). 109341, Москва, ул. Люблинская 157, корп. 2. телефакс (495) 345-52-00, 345-59-00. E-mail: narodnoe@narodnoe.org

МЕЖДУНАРОДНАЯ МАКАРЕНКОВСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

Информационное письмо

Уважаемый ...

Международная макаренковская ассоциация проводит в конце февраля 2005 года на базе института развития дошкольного образования (Директор - проф. Слободчиков В.И.) двухдневный симпозиум по проблеме: “Критический анализ советского, российского макаренковедения в его влиянии на отечественную педагогику и школу (1939-2004 гг)”.

Участникам симпозиума предлагается к 1 февраля выслать тезисы своего сообщения до 5 стр. (через 2 интервала). Материалы симпозиума будут опубликованы в бюллетене ассоциации. Оргвзнос для публикации материалов 200 руб, можно произвести вместе с представлением тезисов (почтовым переводом или лично).

Тезисы необходимо предельно конкретизировать, указывая на проведенную теми или иными лицами работу и ее последствия, значение в педагогической теории и практике.

К тезисам приложить на 1 стр. несколько предложений, которые следовало бы отразить в “Рекомендациях симпозиума”, касающихся только дальнейшей работы ассоциации, теоретических и практических разработок, предполагаемых исполнителей и личного вклада в их осуществление.

Тезисы и рекомендации принимаются в распечатке и на дискете. Выполняются в режиме New Roman, последних версий WINDOWS, кегль 12. Материалы направлять по адресу: 121170, г. Москва. Поклонная ул, 16. Центр дополнительного воспитания им. Макаренко. Контактный телефон: (499) 148-08-35.

Приглашение на симпозиум с указанием точных дат, места проведения и др. будет выслано позднее.

Инициативная группа по организации симпозиума: Фролов А.А., Кораблева Т.Ф., Слободчиков В.И., Морозов В.В.

20 декабря 2004г.


Из проекта Устава Российской Макаренковской ассоциации.

Ст. 12 Общее собрание - высший руководящий орган Организации.

Высшим руководящим органом организации является Общее собрание, которое созывается Правлением не реже одного раза в два года.

  • Внеочередное Общее собрание созывается

    По решению Правления;

    По решению Председателя Правления организации или сопредседателя:

    По решению ревизора

    По требованию не менее одной трети членов организации.

  • К компетенции Общего собрания относится:

    Утверждение Устава организации и внесение в него изменений и дополнений,

    принятие решения о реорганизации и ликвидации организации - принимается 2/3 голосов присутствующих, [причем]

  • Общее собрание правомочно, если на нем присутствует более половины членов организации;

    Члены организации из региональных отделений (кроме Московского отделения ?) при невозможности личного участия в общих собраниях организации имеют право передавать свой голос либо любому другому члену организации, либо сообщать в Правление свои предложения в письменном виде, в т.ч по факсу или электронной почте.

  • Решения принимаются открытым или тайным (по решению собрания) голосованием простым большинством голосов присутствующих за исключением случаев, специально оговоренных настоящим Уставом.

    Ст. 13. Правление организации.

    1. В период между общими собраниями постоянно действующим руководящим органом является Правление, избираемое из числа членов организации сроком на два года в количестве, определяемом Общим собранием.

    2. Заседания Правления организации проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.

    3. Правление правомочно принимать решения, если на его заседании присутствует более половины его членов. Все решения принимаются простым большинством голосов.

    Ст. 14. Председатель Правления организации.

    Председатель Правления избирается на заседании Правления организации из числа членов Правления сроком на два года.

    Ст. 15 Сопредседатель (заместитель председателя) Правления организации.

    1.См. ст. 14, п.1.

    2. В период отсутствия Председателя исполняет его функции в полном объеме.

    Ст. 17. Структура организации.

    Организация может иметь отделения, филиалы и представительства, являющиеся ее структурными подразделениями.

    Ст. 18. Отделения организации.

    1. В случае государственной регистрации местного отделения как юридического лица, оно действует на основании своего Устава и имеет полную хозяйственную самостоятельность.

    2. В случае создания местного отделения Организации без его государственной регистрации, оно не приобретает прав юридического лица и в своей деятельности руководствуется настоящим Уставом.

    Ст. 19. Филиалы и представительства Организации.

    Филиалы и представительства являются обособленными подразделениями Организации и не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом организации и осуществляют свою деятельность на основе положений о филиале, представительстве, утверждаемых Общим собранием организации.


    ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ (РО) ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Межрегиональная общественная организация "Макаренковская ассоциация" (МОО "МА")

    Город…            ноябрь 2004 г.

    Присутствовали:

    Председатель Учредительного собрания -
    Секретарь Учредительного собрания -

    Повестка обсуждаемых вопросов:

    1. О создании ___________ РО МОО "МА".

    2. Одобрение Устава МОО "МА".

    3. Выборы руководящего и контрольно-ревизионного органов РО МОО "МА".

    4. Выборы делегатов на Учредительную Конференцию МОО "МА".

    1. СЛУШАЛИ: О создании ___________ РО МОО "МА".

    ПОСТАНОВИЛИ: Создать ___________ РО МОО "МА".

    РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ:

    "за" -____; "против" -____; "воздержался" -____.

    2.СЛУШАЛИ: Об одобрении проекта Устава МОО "МА".

    ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить проект Устава МОО "МА".

    РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ:

    "за" -____; "против" -____; "воздержался" -____.

    3.СЛУШАЛИ: О выборах руководящего и контрольно-ревизионного органов РО МОО "МА".

    ПОСТАНОВИЛИ: 1) Избрать Правление (Президиум, Совет) РО в составе:

    -______________;
    -______________.

    2) Избрать Ревизором (Ревизор избирается в случае, если невозможно сформировать Ревизионную комиссию ввиду малой численности членов (участников) РО МОО "МА".

    - __________

    РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ:

    "за" -____; "против" -____; "воздержался" -____.

    4.СЛУШАЛИ: О выборах делегатов на Учредительную Конференцию МОО "МА". ПОСТАНОВИЛИ: Избрать делегатами на Учредительную Конференцию общественного объединения:

    - ___________

    РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ:

    "за" -____; "против" -____; "воздержался" -____.

    Председатель Учредительного собрания
    Секретарь Учредительного собрания


    Кораблева Т.Ф. to ZT 01.01.2005. Календарный план создания ассоциации на сегодняшний день выстроился следующим образом. В две-три ближайших недели января 2005 г. необходимо создать (оформить) региональные отделения в 4-х городах: Коломна, Волгоград, Н. Новгород, Санкт-Петербург.

    В конце февраля (25-26 числа ориентировочно) мы предлагаем провести симпозиум на 20-30 человек. Предполагается “узкая” гвардия макаренковедов и наших коллег в образовательно-воспитательной сфере, чьи позиции хотелось бы знать (Богуславский, Турбовской, Новиков, Валеева, Сластенин, Слободчиков и др. - ждем и Ваших предложений по кандидатурам с их координатами). Цель - завершить оформление ассоциации, утвердить Устав, выбрать Правление и т.п. А теоретическая задача сформулирована нами в информационном письме Вам, - критическая оценка пройденного макаренковедением пути, а также выработка стратегии развития ассоциации.

    Позвольте, Зиновий, остальную информацию излагать схематично:

    1. Итак, ждем ваших поправок в уставные материалы, соображений о структуре организации и др. по вашему усмотрению (отдельно - не в протокол, для окончательной редакции).

    2. Как Международная макаренковская ассоциация, так и Российская могут быть пока только номинальными. Единым органом той и другой ассоциации со статусом юридического лица будет учреждаемая нами межрегиональная общественная организация “Макаренковская ассоциация”. Для официально “российского” статуса нужно около 50 отделений. Наша организация должна иметь возможность расти естественным путем до такого результата.

    3. Президентом Российской ассоциации (номинальной) предлагаем Слободчикова В.И. (его руководство государственной организацией, личный научный статус, авторитет, связи, надеемся, помогут ассоциации встать на ноги). Виктор Иванович предварительно предложение принял. В качестве вице-президентов предлагаются кандидатуры Ларисы Ивановны Гриценко (Волгоград), Морозова или Калабалина, а впоследствии еще кого-то из самого сильного регионального отделения. Фролов А.А. отказался избираться в руководство ассоциации (возраст), хотя реально работает. Чтобы сохранить официальные деловые контакты с нашими старшими товарищами, создавшими еще советскую макаренковскую ассоциацию, возможно есть смысл ввести пост почетного президента. Фролов предлагает называть его почетным председателем. Тогда его заслуживает кроме А. А. Фролова еще и Зязюн, может быть Ярмаченко и кто-то еще. Это можно обсудить на февральской встрече.

    4. Пожалуйста предлагайте /обсуждайте кандидатуры в состав Правления и попечительского Совета. Правление. Слободчиков, Кораблева, Калабалин, Морозов, Соколов, Макаренко-Васильев, Невская, Максакова, Гриценко (В-д), Фролов (Н.-Н.), Башкатов (Коломна), Голованова (Спб), Хилтунен, Гордеева, Зарецкий, Сластенин. Попечит. Совет: Хазов (ректор коммерч. ВУЗа), Карэ (Ногинск, победитель 1-го конкурса), Логинов (дир. произв. объед. “Гжель”, доктор пед. наук), Лекманов (предприниматель), Барсков, Камаев (не успела выяснить их статус), Коровин (Икшанская колония), Буров (Камышин).

    5. Высылаю Вам форму № 5. Это образец Вашего протокола. Мы предполагаем называться - МОО “Макаренковская ассоциация” (МОО - межрегиональная общественная организация) ..

    6. .. Прошу Вас, Зиновий, выслать экземпляры протокола и Ваших предложений к 20-м числам января. Извините, пожалуйста, что высылаем наше письмо всего за месяц (писать некому) до ожидаемой даты получения от Вас материалов.

    7. Г. Хиллиг, вице президент ММА, планирует быть в Москве, принять участие в февральской встрече. Я предложила ему подумать о 2-й части или подобном симпозиуме, но посвященном уже зарубежному макаренковедению. Его это заинтересовало.

    8. Теперь о конкурсе и макаренковских чтениях. Отпал Белгород как место проведения 3-го конкурса, т.к. на администрации области огромная работа по 60-летию Победы. 21 декабря мы провели с редакцией совместное заседание оргкомитета. Вырисовывается сейчас г. Владимир (1-5 апреля 2005). Оттуда к нам на встречу приезжал интереснейший предприниматель в сфере экологически ориентированного бизнеса, который по своей инициативе проводил конкурс среди школьников в области. Его технология возможна и в селе, и в городе. Он нас восхитил и воодушевил. Дал согласие возглавить попечительский Совет конкурса. Новая информация и положение о конкурсе будет публиковаться в журнале “Народное образование” с № 10 2004г.

    9. За ассоциацией определились конкретные направления деятельности. Одно из них - это поиск ВУЗов, готовых наградить наших конкурсантов сертификатом для бесплатного обучения. Наш бывший победитель из Белгородской обл. учится уже на 2-м курсе Московского университета потребительской кооперации. По нашей инициативе с ним будет интервью в “НО”, а я полагаю надо и в “УГ”, “1 Сентября”, “КП” и т.д. Можно ли думать о ВУЗах в Санкт-Петербурге?

    11. Зиновий, приглашаем Вас на февральский симпозиум (извините, но получается “два в одном флаконе”: и завершение учредительных задач, и стратегическо-критическое).

    13. Фролов мое письмо, боюсь, получит после праздников, т.к. оно адресовано на а/я в городе, а он в деревне как Людвиг Фейербах. Так что его реакцию Вы можете узнать около 15 января.

    14. О Макаренко снимается фильм для ОРТ или РТР.

    15. Э. Маттини прилетает в Москву 28 декабря.

    16. Ваш сайт радует искренностью и эмоциональной экспрессией. Так держать, Зиновий!

    17. Надеюсь, в обозримом будущем обрести выделенную Интернет-линию для бесперебойной связи (летом не вышло). Будем оперативнее обмениваться информацией.

    18. Как продвигаются Ваши исследования по линии -Тубин-Барская-Макаренко? Ваша идея документального фильма “История макаренковедения в лицах и субъективных деталях”, надеюсь, Вами лично будет заявлена на февральской встрече, не правда ли.

    С уважением и наилучшими пожеланиями Вам от членов Правления Международной макаренковской ассоциации Т. Кораблева.

    --

    Иные-некоторые, в отличие от Н.Н. Жеденова, прямо-таки рефлексно не могут и прямо-таки рефлексно же не хотят ограничиться детским интернатным учреждением (интернатной школой-хозяйством) как вот просто, знаете ли, автономным образованием = просто, знаете ли, автономной структурой, но по проживающим в них (в этих иных-некоторых) рефлексиям им (этим иным-некоторым) обязательно надо вот вплести свое учреждение в к/л респектабельную т.ск. социальную реку, ибо именно в этом ущучивают они (такие вот иные-некоторые) колоссальную для своего учреждения выгоду.

    Вот и появляется не просто, как у Н.Н. Жеденова, или как у М.Р. Малявко, детдом-хозяйство (ищи об этом на страницах данного сайта), но обязательно что-то вроде такого: “Церковно-государственный детский дом "Ковалево" в поселке Ковалево Нерехтского района Костромской области”.

    Но:

    Если детдом государственный, то он должен бы помнить положение об отделении церкви от государства.

    Если детдом церковный - то то же самое.

    А сидеть на клерикальном и государственном стульях _одновременно_ - конституционно не позволяется.

    В общем, по Н.А. Некрасову: хитро скрывает ум изворотливый себялюбивые мечты, но атеисты-макаренковцы, где бы ни работали вы, не пользуйтесь указанной = описанной хитростью, а оставайтесь-ка на чисто светских, чисто антиклерикальных, чисто макаренковских позициях!


    О заезженных аксиологических бандурах и о фетишизмах.

    26.11.2008 Дорогой Эдгар! Я просмотрел присланную вами (будем взаимно на вы с маленькой буквы) статью Makarenko heute. В целом хорошо, однако к иным местам и к иным же утверждениям я бы сделал те или иные, иногда стратегически серьезные, замечания.

    Но сейчас у меня на такой разбор совсем нет времени.

    Знаете ли вы о моем: http://ztnen.livejournal.com ? Иностранцам читать это моё ЖЖ трудно, потому что мой личный русский язык, как кажется, своеобразен.

    Сейчас я загружу в указанное моё ЖЖ очередную статью вот именно в виде этого моего письма вам.

    Потом буду в этот постинг ещё что-то добавлять.

    О заезженных аксиологических бандурах.

    У таких, как А.С. Макаренко, а до него у таких как Мишель Лепелетье (с Робеспьером) или даже Иван Бецкой (Бецкий) (с Екатериной 2-й) -

    стратегическая задача

    = стратегический замах:

    МЕТОДОМ СТРУКТУРНО КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ ПРАВИЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ОПТИМИЗИРОВАТЬ ХОТЯ БЫ

    (НО ОБЯЗАТЕЛЬНО)

    СКОЛЬКО-НИБУДЬ ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ

    ЧАСТЬ

    (ТОЛЬКО ЧАСТЬ)

    СОЦИАЛЬНОЙ МАТЕРИИ.

    Но 95-98% так сказать рассуждателей о педагогическом вышли из раннего детства.

    А в раннем детстве этим людям читали книжечки о добрых и злых: о Бармалеях и Докторах Айболитах, об Янушах Корчаках, и т.д.

    И такой инфантильный = обывательский = мещанский способ оценки всего и вся неискоренимо въелся

    с раннего-то детства!

    неискоренимо, повторяю, въелся будущим рассуждателям о педагогическом

    в их с-л-соловейчиковские (= убогие) мозги.

    И вот для указанных всесветных обывателей от аксиологии

    1-е) всякие в педагогике сверчки знающие свои шестки, -

    от поговорки: всяк сверчок знай свой шесток; это часто весьма уважаемые и полезные деятели, но (!) без стратегических претензий и замахов, -

    и

    2-е) деятели-разработчики со стратегическим замахом,

    всё и вся - в один ряд,

    и вот всё и вся указанными с-л-соловейчиковскими мещанами

    (мещанскими рассуждателями о педагогическом типа С.С. Невской)

    с доцентскими, профессорскими, кандидатскими, докторскими и академическими званиями

    оценивается лишь по таким вот заезженным инфантильным координатам:

    "Бармалей или Доктор Айболит?", "прогрессивный или непрогрессивный?", "отечественный или неотечественный?", "авторитарщик или неавторитарщик?"

    и тому подобное.

    В.В. Маяковский: А ВЫ НОКТЮРН СЫГРАТЬ СМОГЛИ БЫ НА ЭТИХ ЗАЕЗЖЕННЫХ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ БАНДУРАХ?

    ZT. 24 ноя. 08 г. О фетишизме у Достоевского, Ушинского и общественности.

    По Огюсту Конту (1798-1857, из реферата о нем в интернете) .. Общество проходит через три стадии: 1. теологическая; 2. метафизическая; 3. Позитивная ... Теологическая стадия (раннее и среднее средневековье) делится на три периода: 1. фетишизм; 2. политеизм; 3. монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов...

    ZT. То есть с термином "фетишизм" Огюст Конт связывал лишь "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой". А.С. Макаренко же достаточно удачно применял термин "фетишизм" для обозначения "тараканов" устойчивых предрассудков-убеждений в масс- консервативно- убогих головах = в убого- расхожем = в пресловутом общественном мнении. Например, А.С.М. говорил о фетишизации, - в общественном мнении, - семьи, о навязчивой, - в общественном мнении, - любви и к словечку "любовь" и к другим, - тоже ласкающим слух, - словечкам и к предвзятым, но "священным", убеждениям. Всё это, полагал А.С.М., по сути - настоящие фетиши совершенно религиозного порядка.

    То есть, как бы в противу вышеуказанному Огюсту Конту, А.С. Макаренко упорно настаивал: фетишизм - это вовсе не "дела давно минувших дней", а наоборот: фетишизм - это страшно мешающий достижению реальных успехов в повседневно-реальной социальной работе, и вообще фетишизм в его разнообразии - это страшно мешающий достижению общего социального прогресса кошмар 19-го и последующих веков. [ Иногда указанные фетиши А.С.М. именовал штампами ].

    Вот частный пример. А.С.М. 20.11.1938 Галине Стахиевне Макаренко-Салько (Переписка, т.2, М.1995). - .. Вчера кончил "Идиота" Достоевского. ЗНАЕШЬ ЧТО? У ДОСТОЕВСКОГО ВСЕ-ТАКИ СТРАШНО МНОГО МУРЫ, СОВЕРШЕННО ДЕТСКОЙ И ДЕШЕВОЙ ..

    ZT. Это А.С.М., безусловно, о тараканах-фетишах, которые Ф.М. Достоевский нежно лелеял в своей башке и настойчиво же пропагандировал в своих публикациях.

    Но совершенно и при(пре)совершенно такоже обстояло дело и с не менее чем Ф.М. Достоевский пресловутым К.Д. Ушинским...

    Жить в обществе и быть свободным от общества, по Марксу и т.д., невозможно, но вот жить в обществе и быть свободным от предрассудков = от расхожих фетишей общества по А.С. Макаренко и возможно, и следует, а иначе никакого существенного успеха в социальной работе и вообще в социальном прогрессе - не будет.Прыг на главную ZT-web-страницу.