Воспитание школьников, 3-й класс.ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.


Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

Свердлова Анна Георгиевна, учительница 52-й школы Ленинграда. "Мой опыт работы в 3-м классе в 1948-49 годах". Машинопись (в ZT-сокращении) из архива Н.А. Лялина. 1949 г.

Первой и важнейшей задачей я считаю необходимым ввести детей в курс задач текущего года, стоящих перед классом, перед нашей школой, перед всей страной.

Встретившись с детьми в начале года, я рассказываю им о задачах данного года, вооружившись установками правительства и партии о школе.

Так было и в 1948-49 году.

31 августа я встретилась со всеми детьми, рассказала о задачах данного года, рассказала о порядке занятий 1-го сентября, и в этот же день организовала первичную ступень их самоуправления - дежурство. Моя практика и наблюдения показывают, что многие учителя недооценивают этот важнейший вид общественной активности детей в классе и в школе, а он имеет большое воспитательное значение.

С 1-го сентября дежурство в моем классе по 18 мая 1949 года велось, как традиция, ставшая привычкой точности и исполнительности каждого учащегося.

Я назначала трёх дежурных, которые 1-го сентября мне помогали в организации и проведении моей работы.

В З-б класс 1-го сентября явилось 46 учеников. Наличие такого количества учащихся требовало особой чёткости и точности в самоорганизации детей.

Дети разместились на партах кто как хотел, кто с кем пожелал.

Дежурные в красных повязках точно и чётко работали: раздавали тетради, обеспечивали исключительную чистоту доски, позаботились о меле, о чернилах, о чистой тряпочке, проветривали класс.

Дети принесли в горшочках красивые цветы. Дежурные их полили, подоконники чисто вытерли. К концу дня на полу не было ни соринки. В конце дня я отмечаю прекрасную работу дежурных. Дежурный ученик Савушкин попросил слова и стал просить класс о разрешении ухаживать за цветами. Я не возражаю, дети тоже.

На 2-е сентября назначаю новых трёх дежурных, а уже 3-го сентября организую классное собрание и ставлю вопрос о выборе старосты, санитаров, об установлении порядка дежурств на всю 1-ю четверть.

Опыт моей работы доказывает полную целесообразность выбора в третьем классе старосты, санкомиссии, точного распорядка дежурств.

Я перечисляю круг обязанностей старосты, санитаров, ставлю задачей избрать на эти должности лучших учащихся. О дежурстве ставлю вопрос, как о необходимой обязанности каждого учащегося класса.

Класс мне еще мало знаком, но он удачно выдвигает старостой Борю Котова. Учащиеся дают ему самую хорошую характеристику. Мнение их совпало и с моим решением, и Боря единогласно избирается старостой класса. В санкомиссию взбираются трое (один от колонны класса, а колонн три): Терехов Геря, Поликарпов Вова, Степанов Вова.

После собрания мы остаёмся с Борей Котовым, которого я ввожу в круг обязанностей старосты:

1) организовать и точно учитывать дежурства учащихся;

2) наблюдать за работой санкомиссии и частотой класса;

3) ежедневно сообщать врачу и в канцелярий отсутствующих учащихся;

4) следить за порядком в классе на переменах и вне класса.

Вместе с ним составляем список дежурных учащихся за первую четверть по колоннам. Дежурят ежедневно три дежурных: один ученик из каждой колонны. Дежурные раздают и собирают тетради по своей колонне, выделенные мною в особую папку данной колонны, полностью отвечает за частоту колонны, обеспечивают колонны чернилами, а если нужно, и соответствующими наглядными пособиями.

В конце дня дежурный сдаёт дежурство старосте.

Пишется специальный табель дежурств на 1-ю четверть и вывешивается на стену.

В дальнейшем такой табель изготовляется в каждой четверти и вывешивается на стену.

Дежурство законченным считается тогда, когда староста, по согласованию этого вопроса со мною, поставит в табель всем дежурным отметки.

Схема табеля такова: (ZT. Таблица: календарное число, 1-я колонка, фамилия дежурного, оценка за дежурство; то же для колонки 2 и 3).

Всем (каждому) приходится дежурить по два-три раза в четверти.

Каждый дежурный получает от старосты красную повязку на руку, целый день дежурит, а после занятий сдаёт дежурство и повязку старосте и получает оценку за дежурство, которую в табеле ставит староста, согласовав этот вопрос со мной.

Об этом было сказано на собрании 5-го сентября. Такой порядок дежурств устанавливаю на весь год. Не все с первого раза дежурят добросовестно. Мы на собраниях это отмечаем, поощряем лучших, остальные подтягиваются. Навык дежурить точно и аккуратно превращается в привычку, а подобная привычка с течением времена становится традицией в классе, а на более высоких ступенях обучения, когда учащиеся эту обязанность несут в пределах школы, такое становится традицией школы.

Дежурство воспитывает в учащихся чувство ответственности, долга, воспитывает точность и аккуратность.

Кроме дежурных в классе ежедневно дежурят санитары. По каждой колонне - свой санитар. Утром они осматривают всех учащихся, проверяют, у всех ли есть носовые платки, чистая ли обувь, одежда. Через два дня каждый санитар дежурит по уходу за доской, обеспечивая безупречную её чистоту и наличие мела.

Созданный распорядок соблюдается как закон.

Каждый учащийся должен понимать, почему нам нужно иметь отличную дисциплину и спаянность: непобедимость нашего государства отчасти объясняется крепкой дисциплинированностью и спаянностью нашего народа. Я стремлюсь воспитать в учащихся правильный взгляд на дисциплину. Я делаю это через урок, через часы воспитывающих бесед и читок, а также при обсуждении дисциплинированности (на собраниях класса), проявленной отдельными учащимися, и случаев проявления недисциплинированности.

С отдельными учащимися приходится вести кропотливую воспитательную работу в этом направлении.

Остановлюсь на примерах. В моём классе есть ученик Васильков Николай, который за год сильно изменился в своем поведения. На его сознание огромное влияние оказал весь комплекс мероприятий, проведённых мною по отношению к нему. В частности, на его дисциплину большое влияние оказало его дежурство по классу. В другом классе, откуда он к нам пришел, его никогда не назначали дежурным, не надеясь, что он справится. А мы его, как только он поступил в наш класс, включили в список дежурных вместе со всеми, что произвело на него известное впечатление, и он отнесся к этому, как к событию, которое внесло переменны в его жизнь. Ему во 2-й четверти пришлось дежурить три раза. В конце четверти зашла ко мне его мать, и, глядя на меня вопрошающими глазами (Коля считался из года в год неисправимым мальчиком), спросила: "Ну, как мой Коля учится, и как ведёт себя?". Коля стоял тут же. Он не утерпел: "Я очень исправился. Иди, посмотри на мои отметки, как я дежурю". Сам он смотрел на нас с гордостью. Он потянул мать в класс. Обычно я родителей в класс не допускаю, но тут позволила, учитывая достижения в сознании Коли. С торжествующей улыбкой он подводит мать к табелю дежурств. Против его фамилии стоят одни пятёрки. Коля доволен, мать сияет. Я хвалю Колю, отмечаю сдвиги в учении, в дисциплине. Мать довольна: она привыкла, что из года в год Колю только бранили и аттестовали как дезорганизатора. Я не захваливаю Колю, я требую еще большего. Он выражает готовность подчиниться .. [ ZT. Рутинное поганого С. Соловейчика "О детях нельзя плохо" просто отражает распространенное: ученик ведет себя разгильдяйски и на него орут и прочее, а воз разгильдяйства не избывает ни на йоту. Но Свердлова А.Г. правильно указывает: воз разгильдяйств ученика будет избывать тогда, когда в отношении его применится комплекс мер. Одно лишь иисусо- христовское = погано- с-соловейчиковское "Не суди" горю помочь не может. Но поганый-то С.Л. Соловейчик своей поганой же формулой "Нет вопроса: что делать?, а есть лишь вопрос: как относиться" .. Так вот, поганый С.Л. Соловейчик рекомендует воспитателям в отношении разгильдяев ни фига и ни черта не делать, а всего лишь (и просто): не смотреть на них с укором и не говорить (им и о них) с укором. "Не обидит он даром и гадину / Он помочь и злодею готов .." (из Н.А. Некрасова), - вот по поганцу-то С.Л. Соловейчику - идеал из идеалов "воспитателя" .. См. и http://zt1.narod.ru/anti-slv.htm Мерзавец С.Л. Соловейчик в "Сов. России" 20.05.1981 атакует В. Юмашева из "Комсом пр." от 29.04.1981. Исполнять на мотив песенки “Всё хорошо, прекрасная маркиза ..” ]

С.А.Г. продолжает. Этот пример я привожу для того, чтобы показать, как факт участия учащегося в общественной жизни класса и положительная оценка этой работы, плюс моё поощрение - оказали большое влияние на изменение в поведении этого мальчика, на успехи в его учении. К концу года он очень исправился.

Все звенья организованного самоуправления действенно помогали мне в работе класса, перевоспитывали нерадивых, нерях, недисциплинированных.

В конце 1-й четверти ставили отчёт.

Работу старосты Котова все считают безупречной.

Выделяется группа учащихся, которые отлично дежурят.

Резкой критике подверглась работа санитаров Поликарпова и Степанова.

Избираются новые санитары: 1) Корнилов (вместо Поликарпова), 2) Архангельский, 3) Терехов (вместо Степанова).

Во 2-й четверти круг обязанностей у класса расширяется: выдвигается необходимость издания стенгазеты, учёта читаемой детьми литературы.

Избираем редколлегию, выделяем ученика Герасимчука Игоря по связи с библиотекой. Редактором избирается Глязгер Сергей, членами: Зиновьев Валентин и Антонов Вадим.

Во 2-й четверти по уходу за растениями в классе выявляет желание работать Митя Терехов. Утверждаем его. Он запасает с Игорем Фоминым землю, подрезает все зимние цветочки, а весной производит их пересадку и ухаживает до конца года. Цветочки весной разрослись, заняли все наши окна. Миша из плода растения "Соляна" взял семечки, посеял их, и семена дали всходы. А сейчас это уже сильные, окрепшие растения ("Соляна" обычно нами размножалась из корешков).

В конце 2, 3 и 4 четвертей староста класса делал отчёты о работе класса за текущую четверть. Староста научился сам делать доклады, он оправдал себя, и класс не желал его переизбирать.

Состав санкомиссий изменился только в 3-й четверти: вместо Архангельского во второй колонне был избран Каплун Леня, вместо Терехова (у него долго болела мать) - Степанов Толя.

Староста и санитары весь год отмечали чистоту колонн. В конце дня вместе с дежурными проверяли чистоту, и в особом табеле отмечали красным квадратом, если она чистая, а если грязная - черным.

Ещё в 3-й четверти встал вопрос об организации помощи отстающим. Я начала сама заниматься с отстающими по понедельникам и средам, а группа лучших учащихся выделилась в помощь мне, и она до конца года занималась с отдельными отстающими.

Весь год Тимохин Толя занимался с отстающими по русскому языку Цветковым и Воронковым.

Родин Геннадий - по арифметике с Гольдиным Игорем.

Котов Боря - с Медведевым Игорем по английскому языку.

Савельев Игорь - с Васильковым по английскому языку.

Терехов Михаил очень успешно выровнял знания ученика Фомина Игоря по английскому языку.

Архангельский Игорь с Михайловым Борей по русскому языку, Миша Раш - по английскому языку с Медведевым и Гольдиным.

Всех их в конце года мы отметили: на классном собрании решили вынести им благодарность и записать в личное дело.

Рабочая неделя класса вся распределена по расписаний.

Кроме расписания уроков, имелось расписание внеклассной работы:

Понедельник: 1) физзарядка - 8 ч. 45 м.

2) После 5-го урока - занятия с отстающими по русскому языку (со мною).

Вторник: - Обмен книг в библиотеке - 1 ч. 40 м. дня.

Среда: - Классное собрание (5-й час). После него занятая с отстающими по арифметике (со мною).

Четверг: - Занятая отстающих с прикрепленными отличными учащимися.

Пятница: - День занятий в кружках школы (музыкальном, картонажном, столярном).

Суббота: - Внеклассное чтение (5-й час). По субботам в 8 ч. 45 м., вместо физзарядки в 3-й четверга была введена пионерская линейка, где звеньевые докладывали об итогах успеваемости пионеров за неделю.

Общественной перегрузки ни у кого не было, на внеклассную работу отводилось 3 часа в неделю.

КЛАССНЫЕ СОБРАНИЯ.

На классном собрании мы решали разные вопросы воспитательного значения. Классному собранно я придаю большое значение и провожу его после известной подготовка. На классном собрании мы обсуждаем отчёты избранных лиц и давали оценку их работы, обсуждали итоги четвертей, работу по помощи неуспевающим, как нам бороться за честь класса.

На собрании выносили благодарность детям за общественную работу, зачитывали благодарность родителям (от имени дирекции и Педсовета школы), дети которых оканчивали четверть на "отлично". Разбирали также проступки некоторых учащихся.

На этих собраниях я проводила беседы в связи с праздниками Красного календаря, беседы этического характера, беседы о правилах уличного движения.

В моём классе была группа очень недисциплинированных детей. После всех мер моего личного воздействия, воздействия через семью, не добившись нужных результатов, я выношу вопрос о проступке учащегося на классное собрание с целью воздействия на учащегося через коллектив. Во многих случаях разрешение этого вопроса на классном собрании давало положительный результат.

Остановлюсь на примерах.

Очень положительным фактом в этом отношении является факт разбора на собрании проступков Василькова Николая. Этот мальчик уже три года считался неисправимым дезорганизатором. Осенью данного года он обучался в 3-м-д классе, а к концу 1-й четверти был переведен в наш З-й-б класс. Интересны факты его поступления в З-б класс. 16-го октября с.г. заведующий учебной частью школы, зная, что в моём классе основная часть учащихся представляет спаянный и дружный коллектив, перевел его временно в мой класс в щелью воздействия на него через коллектив учащихся. В тот день, когда его посадили в мой класс, я задержала детей после уроков, открыла собрание и мы решили обсудить вопрос о поведении этого учащегося. Я знала, как он относится к товарищам. Он не ожидал такого крупного и несколько резкого поворота дела и стоял перед З-б классом бледный, взволнованный, готовый выскочить и убежать. Я спрашиваю детей, что знают они о его поведении? Поднялось 19 рук: дети хотели высказать наболевшие обиды. Обвинения были тяжелые: одного бьёт без причины на улице, другому плюёт в лицо в школе и везде, где встретит, третьего обзывает плохими словами, четвёртому подставил на лестнице ногу, тот упал, а он стоял и торжествующе смеялся, пятый рассказал о случаях самого безобразного пользования местами общего пользования и о грубых издевательствах над учащимися, шестой рассказал, что он знает факты похищений этим учеником вещей у товарищей, седьмой - что он не раз уже был в милиций, восьмой - что он возмутительно ведёт себя в кино, бьёт птичек. И т.д., и т.д.

Тяжёлые были обвинения, Василькову было стыдно, он не поднимал головы, он молчал, ибо защищаться было бесполезно.

Я даю ему слово и требую сказать - правильны ли обвинения?

"Всё правильно" - говорит он.

Это я уже отмечай как успех, ибо я была уверена, что он будет запираться и от всего отказываться, как всегда это с ним бывало раньше. Я ему говорю, что пора уже исправляться, так как больше ни один учитель не соглашается его учить, ни один класс не соглашается взять его в свой коллектив. Дети моего класса в решении суровы. "Надо исключить" - вносится предложение. Я обращаюсь к ним: "А не попытаться ли нам вместе всем его исправить?" - и смотрю на впечатление. Он хватается за мое предложение и говорит: "Исключение меня не исправит. Я прошу учеников З-б класса а Вас (обращается ко мне) принять меня в ваш класс. Вот увидите, что я исправлюсь. Даю в этом своё слово, и оно будет твёрдым". Я говорю детям: "Попробуем проверить его слово. Я же посоветуюсь с директором школы. Если он разрешит, возьму Василькова в наш класс".

Собрание закрываю, отвожу Василькова в его 3-д класс, а сама иду к директору школы. Он же (Васильков) уже опередил меня и просит директора перевести его в З-б класс. Директор и я советуемся и приходим к единственному решению: перевести его в З-б класс и использовать еще один приём воздействия на этого дезорганизатора.

С 16-го октября он поступает в 3-б класс. Он оказывается очень безграмотным, потихоньку продолжает тащить всё, что плохо лежит, ему трудно освободиться от прежних привычек, но я ему спуску ни в чём не даю. Я обязываю его заниматься дополнительно, и он занимается. Я часто беседую с ним и предупреждаю, что если он не откажется от вреднейшей привычки - тащить вещи у товарищей, то я снова всё это подниму на собрании учащихся. Он сознаётся, просит никому не говорить и к концу года таки освобождается от этой привычки. Он с удовольствием дежурит и получает за это отличные оценки, не пропускает дополнительных занятий, я его записываю в библиотеку, и он быстро становится активным её читателем, успеваемость становится значительно лучше. Он к концу года во многом исправился, но еще не изжил до конца некоторые свои дурные привычки. В коллективе учащихся он к концу года стал терпим. Мать очень довольна его достижениями, ибо не верила в возможность его исправления.

Очень тяжёлым учащимся в смысле поведения в коллективе и воспитания был Медведев Игорь. Он иногда самовольно уходил с уроков, постоянно обижал товарищей, учителей слушался только тогда, когда считал нужным, на замечания грубил, мать не слушался, и она часто обращалась за помощью ко мне, к администрации школы. А самое скверное было то, что он курил, правил движения и поведения никаких не соблюдал.

Я знакомлюсь с семьей. Причины лежат в неправильном его воспитания в семье, а противоречия зашли очень далеко. На помощь семьи рассчитывать нельзя.

Делаю "пробу" повлиять через коллектив и имею известный успех, который еще незначителен, но всё же успех.

Ставлю в середине 2-й четверти на классном собрании вопрос о поведении Медведева. Это совпало как раз с моментом подготовки части детей в пионеры. Медведев перед классом. Он самолюбив до болезненности и зол. Выступающих против него - масса. Никто не боится ни его угроз, ни его кулаков. Критикуют смело и решительно. Выявляются факты его курения в школе. С этим, как оказывается связано многое: деньги на табак он выручает от перепродажи бутылок, которых у него много в кладовой, потихоньку тащит их у матери. На собрании Медведев всё это отрицает, говорит, что деньга на папиросы ему дают подростки - его товарищи, что он не курит и папиросы покупает только для них, инсценируя страх перед неизвестными вымогателями. Он так серьезно и убедительно говорит, что мы склонны ему поверять, и товарищи вносят предложение: "Предупредить Медведева, вынести ему от лица классного собрания выговор, записать его в личное дело. Если не исправится, то просить директора школы об исключении". Предложение принимается классом. На него это производит сильное впечатление: впервые он почувствовал своё бессилие против коллектива, в котором добивался успеха кулаками, зазнайством и вечным стремлением показать, что ему ничто не страшно.

Решение было принято 9 декабря. 10 декабря он рано утром пришел в школу, вызвал меня и сказал, что хочет со мной поговорить. В тоне голоса полная искренность, в глазах раскаяние. Он просит простить его за то, что он стоял вчера перед классом и говорил неправду. Он признался, что курит сам уже третий год, привык и отвыкнуть ему трудно. Деньги на табак берёт у матери. Я верю ему, я советую ему взять себя в руки и отучиться курить. Даю совет, как это сделать. Я говорю ему: "Иди в класс. А сегодня дома напиши мне, что ты поступил плохо, что обманул всех нас, и это больше не повторится". Он соглашается. Утром приносит документ следующего содержания: "Анна Георгиевна! Вы простите мне, что я проделывал. Я больше не буду так делать никогда. Я катался на "колбасе", курил табак и грубо обращался с Вами, Анна Георгиевна! Простите меня еще раз и никогда об этом не будем помнить!". Я приняла его просьбу, долго с ним разговаривала. После моих советов он бросил курить, в 3-ей четверти поступил в пионеры, вёл себя очень хорошо.

В конце года опять стали повториться факты нарушений дисциплины, грубости, безобразного поведения дома. Вместе с матерью мы прибегли к помощи администрации. Повлияло на него очень хорошо.

Весной опять улица вырвала его у нас из коллектива, из семьи, и мы не могли ничего добиться. Он (это следует отметить) посещал мои дополнительные занятия, записался в библиотеку и стал читать книги, но всё же привычка стихийности во многих случаях снова победили весной, и пришлось отметку за поведение снизить. Третий класс он закончил и перешёл в четвёртый.

На классных собраниях разбирались факты недисциплинированности и других учащихся (а у меня их, недисциплинированных, была значительная группа).

Разбор проступков Терехова Г., Белова В., Тищенко И. очень положительно повлиял на мальчиков и они к концу года имели уже отличную дисциплину.

Отдельно от всех выделялся Гольдин Павел, которого испортило воспитание в семье, и хотя он на собраниях признавал себя виноватым, раскаивался во всём, но через несколько дней снова становился на путь лжи и недобросовестности. Он весною совсем перестал учиться, стал прогуливать, на дополнительные занятая бросил являться и остался на второй род в данном классе. Здесь влияние мое и влияние класса оказалось слабее неправильного воспитания ребёнка в течение ряда лет: его слишком балует, и он не знает меры в удовольствиях, отчего из него вырастет эгоист и капризный до нахальства ребёнок.

В отношении и его и Медведева следует сказать: здесь одного года настойчивости педагога и коллектива учащихся мало, на этих детей и их семьи в должном направлении нужно будет влиять еще годы.

На классном собрании 18 апреля мы обсудила поведение двух мальчиков 3-в класса (соседнего с нами), которые мешают в своём классе. Пощады в критике не было, Это были: Тимофеев и Сазонов. Сазонов пустился в слезы. Тимофеев обозлился, грубил, бросал реплики, но задет был крепко, и после этого и моей беседы с опекуншей - бабушкой исправился и успешно окончил 3-й класс. Сазонов дал слово исправиться, две недели ежедневно после уроков являлся к нам в класс с отчётом о дисциплине, но слабовольный и малоразвитый, он в конце года сдался во власть улицы и своих плохих там товарищей, стал прогуливать, уроки запустил и остался на второй год в 3-м классе.

На классном собрании главное место у нас занимала не эти вопросы, на которых я подробно остановилась выше: не факты разбора недисциплинированности, а другие вопросы. В конце каждой четверти ставился вопрос об её итогах. Староста делал доклад, и дети всегда выступали: как добиться лучших результатов, чтобы не уронить честь класса и школы. Обсуждали, кто мешает этому и тут же принимали решения о помощи отстающим, о мерах исправления недобросовестных.

Учащиеся не давала пощады лентяям, критиковали крепко и требовали немедленного исправления недостатков, а если кто в помощи нуждался - здесь же высказывали готовность помогать и практически осуществлять это.

Я уже указывала, как активисты отлично помогали отстающим и как это помогло в повышении успеваемости. На итоговом собрании мы всех их отметили. Собрание постановило записать им благодарность класса в личное дело и в характеристику.

Итог года таков: из 43 учащихся один оставлен на повторный курс. Дисциплина снижена только Медведеву и Гольдину до 4-х.

Обсуждение всех вышеуказанных вопросов и практическое разрешение их помогает мне в воспитании здорового детского коллектива, умеющего не только критиковать других, но критически относиться к себе и всегда находить пути к исправлению товарищей, бороться за честь класса и шкоды, а также коллектива, который всеми средствами стремился к положительному достижению основной цели - успешно учиться и окончить 3-й класс ..

.. После сбора играли в игры. Играла и я. Затем сели в кружок и все вместе пели, пела я одна, пел снова Лебедев, пели все. Пели долго, много. Разошлись все довольные, счастливые. После этого сбора совершенно изменил свое поведение пионер Лебедев Олег - упрямиц и шалунишка - в прошлом дезорганизатор. Он был доволен, что мы отметили его достоинство после всего того, как его во все предыдущие годы бранили и мнение о нем было самое плохое. Оказалось, что его слабость - это любовь к пению. На последующих вечерах, на родительских собраниях он пел, и один, и со мной, и мы подружились. В этом году он подчинялся мне во всём, был послушен.

Второй сбор был в день Победы, а интересен он был тем, что была собраны вместе два пионерских отряда: пионеры 4-го-г класса и пионеры З-го-б класса.

Учащиеся- пионеры 4-г класса - мои прошлогодние ученики, а учащиеся З-б класса - мои ученики этого года. Пионерский сбор начал Костя Смирнов. Он поздравил пионеров моего класса с праздником Победы. Пионервожатый Кипершлак сделал хороши доклад на тему "День победы над фашистской Германией". Затем пионер 4-го-г класса Слава Егоров рассказал, как он был в фашистском плену и как партизаны его освободили, рассказал, как он был арестован немцами и при попытке убежать был ранен немецким солдатом. Ворвавшиеся партизаны освободили русских из плена, в том числе и его.

Витя Пентюк. Он рассказал, как они убежали от приближающихся немцев на остров озера Сиваш, но была найдены, стал рассказывать про ужасы плена, про болезнь матери (она помешалась), но закончить не смог, покраснел, разволновался и заплакал. О его жизни знаю я, и я закончила этот печальный рассказ (у Вити мама умерла), о его жизни в плену и каким праздником было освобождение из плена, а потом и победа над фашистами, когда у Вити вернулся папа и окончились все мучения, и он теперь ученик нашей школы и солист нашего хора.

Затем пионеры читала стихи, пели песни. Мальчики познакомилась. Пионеры З-б класса пригласила пионеров 4-г класса на выпускной вечер.

ВОСПИТАНИЕ КОЛЛЕКТИВА НА УРОКАХ И ВНЕ КЛАССА.

Особенно много материала, на котором можно воспитывать патриотические чувства, развивать чувство коллективизма - в книгах для чтения. Очень много эмоций вызывают статьи художественного характера, статьи о прошлом нашей Родины.

Я стремилась к тому, чтобы детские мысли и чувства, после соответствующей моей работы, оказывали влияние на действия детей, укрепляя чувства общественного долга, чувства истинной человеческой дружбы и товарищества.

Я позволю себе остановиться на примерах.

Учебный год мы начинаем прекрасным стихотворением Исаковского "Поезжай за моря-океаны". Разобрав стихотворение, мы делаем вывод, что СССР - единственная страна в мире, где нет помещиков и капиталистов, что 200 миллионов населения СССР (более 100 национальностей) живут дружной семьей, окружённые заботой великого вождя Сталина, что другой такой страны нигде не найти, что СССР непобедим и стоит как крепость, освещая путь к победе трудящимся всего мира, возвещая о радости и счастье народов, его населяющих.

При разборе указанного стихотворения Исаковского я особенно обращаю внимание на то, что в СССР много национальностей, и среди них самая многочисленная - это русские. Русский народ объединяет все остальные национальности в дружную семью, и в нашей советской стране всем народам "привольно расти и цвести".

Этот момент я особенно выделяю: это имеет огромное значение для организации здорового коллектива.

С начала года в З-б классе со стороны некоторых учащихся наблюдались элементы пренебрежения к некоторым товарищам других национальностей. Я внушаю детям, что национальная рознь присуща только капиталистическим странам, привожу примеры пренебрежительного, нечеловеческого отношения белых колонизаторов к угнетённым неграм, индусам, китайцам и т.д. Нам эти чувства чужды. Я призываю детей жить дружной семьей.

Этот вопрос в процесса работы и жизни класса приходилось поднимать часто: дети с улицы, из отсталой семьи несут в школу не всегда здоровые настроения, и приходится вести последовательную работу по их перевоспитанию. Вместе с другими вопросами я часто поднимаю больной ещё в некоторых случаях вопрос, - о пренебрежительном отношении к детям других национальностей.

Мне вспоминается, что когда мы учили стихи Гусева "Я русский человек", один из учащихся, по национальности еврей, спросил меня: "А я могу считать себя сыном своего народа? Ведь я еврей и к тому же меня за это нередко обижают. Могу? Ответьте!"

"Да" - ответила я: "Хоть ты и другой национальности, но ты член семьи нашего многонационального государства и вправе считать себя его сыном".

Он сияет: он верит в правду только в советской стране.

На всех уроках, не только в связи с программой, но и на фактах жизни, я стараюсь воспитать в детях чувство товарищества, честности, правдивости, чувства коллективизма, и я часто повторяю детям: "Чтобы решить любой вопрос с пользой для класса, мы никогда не должны исходить из капризов одного-двух учеников, которые идут в разрез интересам класса".

В течении всего года в часы внеклассных занятий я читаю детям книги о героях нашей страны, о детях - патриотах нашей Родины, отличных товарищах, читаю книги, которые подчёркивают роль коллектива и роль его членов со всеми их особенностями. По прочтению книга обсуждалась, суждения суммировались и делался вывод.

В текущем году, в связи с подготовкой детей в пионеры, я прочла детям книги: "Пионер" Катаева, "Павлик Морозов" Губарева. Мы обсудили их, сделав вывод, каким должен быть настоящий пионер.

В здоровом коллективе вопрос товарищеских отношений не является проблемой. В разрешении вопроса, каким должен быть настоящий товарищ, мне помогла книга В. Осеевой "Васёк Трубачёв и его товарищи". Прочитав эту книгу, мы обсудили вопрос: ''Кого следует считать настоящим товарищам".

Стали обсуждать настоящие товарищеские поступки учащихся и поступки не товарищеские. Очень интересны выступления отдельных учащихся. Выступил большой индивидуалист (по мнения детей - жадный и скупой) Вова Тупицын. Вова - начитанный и способный мальчик, разбирается во всех вопросах жизни класса. Он заявил: "Следует отличать дружбу от товарищества. С другом делишься всем: и горем, и радостями. Хорошее товарищество обязывает выполнять правила, которые установлены для класса, пионеротряда, - чтобы они были спаянными и дружными. Я лично в классе ни с кем не дружу, но отношусь ко всем по-товарищески, кроме Коли Василькова, которого я пока что считаю еще плохим товарищем.

Ряд учащихся заявили, что у Вовы есть недостатки: он жалеет дать товарищу ручку, карандаш и т.п. Раскрасневшийся Вова вынужден был признать, что это правда, но он может исправиться.

Мишa Раш заявил так: Хороший товарищ должен быть прежде всего дисциплинирован, тогда его уважают и общаются с нам. Хороши товарищ дисциплинирован в труде, тогда его еще больше уважают. Как можно уважать лодыря и лентяя? Нельзя! В обращении с другими хороший товарищ вежлив, но не укрывает тех, кто делает плохое. Хороший товарищ должен быть честным, должен добросовестно выполнять нагрузки, которые ему дал класс. Хороший товарищ не должен зря сплетничать, не должен ссориться, не должен давать прозвища.

Игорь Герасимчук сказал: Плох тот товарищ, который бросает товарища в беде, как сказано в рассказе у Л.Н. Толстого "Два товарища". А еще лучше к нам подходит рассказ В. Осеевой "Три товарища". У нас в классе есть ученик Боря Михайлов. У него всегда вкусный, хороший завтрак, у многих такого нет. А попробуй-ка попроси Борю поделиться завтраком? Он и корочки не даст. Бедному товарищу надо всегда помочь. Отстающему всегда надо помочь, в особенности, если это старательный ученик. Но помогать надо не подсказками и не шпаргалками. Это не товарищество - это ложное выручательство.

Родин Гена высказал следующее: Вот здесь в классе нас 45 человек. Все мы весёлые, здоровые. А среди нас есть трое больных. Они лежат в больнице. О них нельзя забывать хорошим товарищам. В нашем классе самый хороший товарищ - это Боря Котов: он вежлив и внимателен, успевает помочь отстающим и больных навестить. С Бори надо брать пример.

Наш маленький, иногда упрямый и даже злой Олег Лебедев заявил: Надо с детства приучаться быть хорошим товарищем. Это нужно в нашей мирной жизни, а особенно на фронте, когда товарищ попадает в беду, как Негреба (по рассказу Соболева "Батальон четырёх").

Высказались почти все. В процессе высказываний выяснилось, что наш маленький и на вид безобидный Юра Редькин всем даёт прозвища, некоторым обидные до слез, вроде "Юденич", "Китайская муха" и т.п. Обиженные высказывались со слезами на глазах, подчёркивая, что эти прозвища быстро распространяются и закрепляются. На этом безобразном факте мы останавливались долго и приходили к выводу: чтобы считать себя по праву хорошим товарищем, надо выполнять все правила поведения, которые установлены для учащихся всего класса, избегать ссор из-за пустяков, не давать прозвищ, помогать товарищу в учении если он отстаёт, помогать в беде, хорошо учиться, в труде показывать пример другим.

После этой книги я прочитала детям рассказ Кальма "Тетрадь Андрюши Сазонова". В связи с этим мы обсудили вопрос "Каким должен быть ученик дома". Обсудив поступки Андрюши, его самопожертвование для спасения отца после тяжелого ранения, и как ему удалось возвратить отца к жизни, сделать работоспособным, в то же время не отстать от товарищей в учении, мы пришли к выводу, что Андрей - образец чуткости, внимания и дисциплинированности.

Выступили ученики - пионеры Каплун Лёня, Терехов Гера, Тимохин Толя. Они рассказали, как совмещают свою хорошую учёбу с активной помощью и заботой о родителях и семье.

Каплун Лёня в годы войны лишился мамы. Сейчас мама у него не родная. Мама и отец работают. У него есть два маленьких брата. Младший еще недавно родился. Пока он в школе, ребёнок - в яслях, по приходе из школы он берёт его домой и ухаживает за ним. Когда братец засыпает, он садится за уроки и выполняет их всегда точно и аккуратно. По приходе с работы матери, он ходит в магазин, или выносит братца гулять. Всегда скромный, исполнительный, прекрасный общественник, он вызвал на собрания у всех одобрение и похвалу. Ему и самому-то еще 1О лет, но он, соблюдая святое чувство долга, выполняет дома большие и важные дела. Нельзя такого ребёнка не похвалить.

Гера Терехов рассказал, как он, прочтя ещё раньше эту книжку об Андрюше, проникся стремлением и мыслью вырвать из лап смерти больную, уже два месяца прикованную к постели свою мать. Два месяца он не отходил от её постели, кропотливо ухаживал за ней, отстоял у профессоров оставить её дома, не увозить в клинику, сам вызывал врачей, бегал в аптеку, осуществлял все требования медицинской сестры и сам продолжал учиться. По словам Геры, эта книжка об Андрюше очень глубоко тронула его, и он, ещё в прошлом году часто грубый с матерью и непослушный, не только изменял своё отношение к ней, но и помог ей встать на ноги. Геру мы все хвалили, поступок его одобряли. Слушали Геру внимательно, напряжённо: он волновался сам, голос его дрожал, рассказ его волновал всех.

Выступил Тимохин Анатолий. Он нянчит сестру после школы, но тем не менее выбирает время, чтобы аккуратнейшим образом выполнить все уроки. Он звеньевой и систематически занимается с отстающими, время у него распределено так, что ему его хватает.

Всех их я хвалю, хвалит и присутствующая при обсуждении этого вопроса библиотекарь.

Делаем вывод, что дома надо помогать семье во всех делах, внимательно и терпеливо ухаживать за больными, за маленькими детьми, совмещая это с отличной и хорошей учёбой.

Так, крупица за крупицей в сознании детей накапливаются новые знания, новые убеждения, что в коллективе нужно уметь жать для коллектива, увязывая свои действия в нём с целесообразными делами в семье, вне школы.

Связь с родителям.

Большую помощь в воспитании здоровых убеждений у учащихся оказывает мне тесное содружество с родителями. В этом году очень большая группа родителей помогала мне в воспитании сознательного коллектива учащихся. 23 февраля в день Советской Армии мы от лица класса послали письма родителям, инвалидам Отечественной войны.

Письмо было такого содержания: "Дорогой Владимир Владимирович! (условно). Мы - ученики З-го-б класса и наша учительница Анна Георгиевна, поздравляем Вас с 31-й Годовщиной Советской Армии и желаем Вам, её воину, пролившему кровь за нашу Родину, доброго здоровья, счастья и успеха в Ваших делах. Мы обещаем Вам, что будем отлично и хорошо учиться, все постараемся перейти в 4-й класс. Учительница. От имени учащихся - староста класса. Члены Комиссии по проведению дня Советской Армии.

В ответ мы получили письма, полные лучших пожеланий, призыва отлично учиться, быть дисциплинированными.

Вот письмо родителя - инвалида войны. "Многоуважаемая, Анна Георгиевна! Дорогие ребята! Сердечно благодарю Вас за поздравление с днём Советской Армии. Мне, защищавшемy Советскую Родину от белофиннов в 1939-1940 гг., от немецких захватчиков в 1941-45 гг. и от японских империалистов в 1945 году, особенно приятно было получить поздравление. Вы, ребята, - наше будущее, будущее нашей страны, за которое мы боролись, за которое шли на смерть. Я разведчик. Сколько раз мне приходилось идти на задание, выполнение которого мне грозило смертельной опасностью, но сознание, что, выполняя приказ я вношу свой вклад в дело разгрома немцев, давало мне мужество, и я шёл вперёд. Главное в овладении воинским мастерством - это дисциплинированность и учёба. Это же - главное и в мирной жизни. Без учёбы не мыслимо движение техники вперёд, без отличной дисциплины невозможна отличная учёба. Это надо вам помнить и учиться, учиться и учиться! Желаю вам, ребята, хорошо учиться! Это зависит от вас, ибо у вас имеются все возможности: для вас строятся светлые, хорошие школы, у вас хорошие учителя, у вас больше будущее. Вы должны быть пионерами - надежной сменой своих отцов. (Подпись).

Все остальные письма полны таких же советов и лучших пожеланий. Их воспитательное значение огромно. Особое впечатление произвели эти письма на недостаточно дисциплинированного второгодника Тещенко Игоря. Мы послала письмо его отцу и получили от него ответ что отец - простой труженик, имеет от войны 12 ранений, и он прислал нам ответ из госпиталя, где находился на излечении в связи с ухудшением здоровья. Он послал нам в письме трогательную, искреннюю и сердечную благодарность. Привожу выдержки: "Я Ваше поздравление получил и отвечаю вам великой благодарностью за воспоминания о пролитой крови за нашу Родину, за нашу русскую честь". Далее следует призыв: "Будьте же и вы такими же упорными в учёбе, как были мы в бою". После ответа отца, который мы зачитали и разобрали на общем собрании, Игорь изменил своё поведение и отношение к учению. Он настаивал на том, чтобы его письмо мы поместили в стенгазету. К концу года он пришёл с хорошими результатами: перешёл в 4-й класс с четвёрками по всем предметам, с отметкой по поведению "5".

В целом эти замечательные патриотические письма, затем ответы некоторых матерей, учеников моего класса, которых мы поздравят с праздником 8-го марта, оказали большое организующее влияние на учащихся класса, внесли свежую, здоровую струю в сознание моих воспитанников.

От имени класса к 8-му марта мы послали всем матерям письма следующего содержания:

Дорогая мама!

Я, мои товарищи - ученики З-б класса и наша учительница Анна Георгиевна поздравляем тебя с праздником 8-е марта - Международным Женским днём, и желаем тебе доброго здоровья, успехов в работе и личных делах. Мама! Поздравляя тебя с праздником, я обещаю отлично вести себя, успешно закончить учебный год и перейти в 4-й класс. Твой сын (подпись).

От имени учащихся класса: Председатель Совета пионеротряда; Звеньевые; Учительница.

Ответы носят характер писем, которые мы получали от родителей - инвалидов войны,

Результат самый положительный: дети увидели пример внимания и заботы об их маме, и многие изменили после этого поведение дома.

Вот ответ одной из мамаш моему классу (мамы Миши Раш), которая, лишившись в годы войны мужа, одна воспитывает троих детей, трудится, не покладая рук:

Дорогие ребята! Благодарю Вас за Ваше внимание и сердечно благодарю за поздравление. Желаю Вам счастья, здоровья, хорошей учёбы. Ваша отличная и хорошая учёба является самой лучшей наградой для Ваших матерей и Вашей дорого учительницы. Растите и будьте достойными нашей Великой могучей Родины. (Подпись).

Все эти мероприятия очень сблизили коллектив учащихся.

ZT. -
Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

Прыг на главную ZT-web- страницу http://zt1.narod.ru/