рифы на педагогических путях типа пути Ф. И. Егермана.Неправильности и рифы на педагогических путях типа пути Ф. И. Егермана (http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc). Данный файл со временем будет пополняться.

"Народное образование" 2005,6 с.18 .. Считая запрет производительного труда учащихся правильным, работники АПН СССР, руководители народного образования полностью освободились от забот решения проблем его разумной организации: о возрасте начала труда, его характере, продолжительности, охраны, чередования с учебными занятиями, физическими упражнениями; об изменениях, которые следует сделать в производстве в связи с трудом детей и подростков. И тем более свободны от этих забот работники производства, хозяйственники ..

"Детский дом" БАН I.242, РНБ П28/104 1929,8-9. ZT. 1) При давнем конспектировании не отметил авторства. Возможно, что это редакционная статья. 2) Частично излагаю текст так сказать своими словами.

Очень частое в мастерских д/д - плохое освещение. У ребят от этого портятся глаза, а также не может быть речи о смелом, уверенном рабочем движении, что суть основа квалифицированной работы, и т.д. В темноте ни черта не найдешь, не разметишь толком, наделаешь брака.

В плохих мастерских никогда не встретите правильно заточенного инструмента, мастерские всегда грязнющие. Помещения часто еще и сырые и тесные, да плюс к тому - засорены и заставлены посторонними хламом.

В документах по труду правильно настаивают на локализации, на то, чтобы готовились из ребят такие специалисты, которые адекватны местному производству: предварительно проконсультируйтесь о кадровых нуждах района с хоз. организациями, с биржей труда, с земельными органами, пром. кооперацией. Однако: в Шахтинском округе организована столярно-мебельная мастерская - в степном окружении, в 50-70 км. от ж/д и от крупного населенного пункта!

Устраиваются те или иные мастерские сплошь и рядом потому только, что они дешево стоят, что подвернулся к этому времени мастер именно этой специальности, потому что удалось случайно купить такое, а не другое оборудование. Существует много достаточно дельных книжек по труду в д/д, но завы сплошь и рядом ни черта ни читали и даже не знают, что такие книжки есть.

ПОРА, НАКОНЕЦ, УСТАНОВИТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗНАНИЕ РАБОТНИКАМИ Д/Д МИНИМУМА МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПРОФИЛЯМ ИХ РАБОТЫ!

Но надо, конечно, и снабдить ими работников, не пожалеть десятков рублей на литературный паёк для учреждений.

Вот примеры шваха. Учреждение для трудновоспитуемых. Прекрасное помещение, хорошее оборудование; шумно; подростки заняты "делом" и лишь очень небольшая часть - делом без кавычек. Кто выделывает самострел, кто ладит коньки, кто-то возится с поломанной табуреткой..., то есть, преобладает совершенная случайность и игра в бирюльки. А в это время инструктор у себя в уголке переписывает накладные или читает детектив.

В очень большом количестве случаев ОНО выплачивает инструкторам смехотворные ставки: 40-50 р. иногда за 8 часов работы в день. Кто пойдет на такую ставку? Часто же и того хуже: не спускают на мастерские вообще ни копейки, уповая на их самоокупаемость. На самом же деле опытом установлено. -

Мастерские могут работать и развиваться в том случае, если по бюджетам им отпускается: а) зарплата персоналу; б) помещение с коммунальными услугами; в) оборотный капитал.

Это перечисленное не может и не должно держаться на доходах от вырабатываемого ребятами.

Доходы от реализации сделанного ребятами должны идти на: а) отчисления самим ребяткам, премии им; покрытие порчи материалов; покрытие амортизационных расходов.

На Северном Кавказе решили: если мастерская не приносит 1400 р. прибыли - закрыть таковую и таковые. Люди, _так_ решающие вопросы бюджета, суть люди без царя в голове! Им никак не понять, что содержание ребят, ничему не обученных, разложившихся от безделья, ребят, что в расцвете их подростковых, юношеских, пацаньечих сил и способностей обречены чиновниками или дураками от педагогики стать ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ГОСИЖДИВЕНЦАМИ, что это всё обойдется району, области, обществу, государству в десятки и сотни раз дороже (теперь же и тем более потом), нежели своевременные затраты на организацию труда подростков. Скупой тут платит отнюдь не вдвое, а куда-куда больше!

Мастерские, загруженные навязанным им и чаще всего им совершенно непосильным бременем самоокупаемости, должны: выгнать ставку инструктору, отчисления самим подросткам, да вот еще дать ОНО прибыль!

К чему это ведет? Инструктор, выучив подростка латать сапоги, задержит его на этой примитивной по квалификации работе до умопомрачения только потому, что это экономически выгодней. А потом удивляемся, почему по выходе наших ребят никто не хочет брать на работу!

Промышленность остро нуждается в работниках, но - квалифицированных!

В Новочеркасске с/х профшкола в детгородке начала работу на пустом месте, жила в сарае, упорно вцепившись в землю, подняла ее, ведет агрокультурную работу среди крестьян, выпускает бывших беспризорников на работу в с/х с заработком в 75 р. Шесть лет упорной борьбы, подлинно советской настойчивости, а на 7-ом - решение горсовета перевести школу на другие земли, а эту (ребятами в упорном труде окультуренную!) освободить для сдачи в аренду...

"Детский дом" БАН I.242, РНБ П28/104 1930,6. И. Данюшевский. Произвол в отношении перебросок, укрупнений и разукрупнений, сокращений. Экспансия на помещения и территорию детских учреждений. Кому какое дело, что дети со своим домом свыклись, привязались даже к своим спальням, к своему зданию, своему саду перед домом, к своей школе, к своему производству. Какое кому из бюрократов в ОНО и ОблОНО дело, что учреждение (его ребята) связались уже с окружающей средой, имеют шефа в данной местности, имеют в близкой окрестности хороших личных знакомых, патронов, крестных матерей и т.д. Всё это топчется бездушно и безнаказанно.

ZT. Положительное см. в http://zt1.narod.ru/primery1.htm и в смежных тому файлах.

ZT. 16.03.2010 Отсканировал и опубликовал: Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. РНБ 31-10/1657. http://zt1.narod.ru/doc/byt-d-d.doc

Рифы подростковых жизней вообще.

1) Скука.

Из: Коменский Я.А. Избр. т.1 М.1982 (ZT. выписки не дословные) .. Не допускать скуки даже грудных детей. Движение колыбели, движение рук, пение, трещотки, ношение по двору, даже поцелуи, объятия. В 2 и 3 года - игра, беганье, преследования, зрелища, рисование (с.219) .. Позже нужно предпринимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать, как те муравьи, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, лишь бы всё, что происходит, происходило разумно .. (с.225).

2) Голодность.

"Народный учитель" октябрь 1928. С. Сумный .. Недостаточно позавтракать в 8 часов дня и пообедать в 2-3 часа дня - чрезвычайно тяжело ребенку в период его роста. Искать надо причины многих злых антипедагогических явлений в голодных желудках воспитанников детских интернатных учреждений (с.43).

3) Отсутствие карманных денег. Это невыносимо для взрослых. Но это невыносимо и для детей и подростков с 12 лет. Причем, подростки не любят выклянчивать деньги у родителей, они хотели бы себе деньги сами заработать.

В учреждениях А.С. Макаренко и Ф.И. Егермана прибыльное производство было для того, чтобы оно (прибыльное производство) давало учреждению в целом и каждому из ребят в отдельности карманные и вообще ДЕНЬГИ.

Прибыльное производство в подростково-юношеском воспитательно-образовательном учреждении – это место, где ребята обретают наконец-то возможность зарабатывать себе деньги честным трудом, а не уголовщиной.

Надо чётко понимать, что если вы не организуете для 14-ти – 17-ти-летних интернатных (и не только) подростков честный трудовой заработок карманных и вообще денег, то в весьма значительной своей части интернатные (и не только) подростки пойдут на воровство; а потом воровством азартно увлекутся; бывает и на всю жизнь...
( См., например, в: http://www.respublika-shkid.ru/book/1927/ljonka_panteleev.
Л. Пантелеев имел нормальную, но очень бедную и живущую в теснейших условиях семью, паренёк маялся от постоянной голодноватости и безденежья, и именно от этого он и "пустился во все тяжкие".
Примеры правильно организованной жизни подростков см., например, в файлах http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc и http://zt1.narod.ru/doc/yunaya-respulika.doc )