"Народное образование" 2005,6 с.18 .. Считая запрет производительного труда учащихся правильным, работники АПН СССР, руководители народного образования полностью освободились от забот решения проблем его разумной организации: о возрасте начала труда, его характере, продолжительности, охраны, чередования с учебными занятиями, физическими упражнениями; об изменениях, которые следует сделать в производстве в связи с трудом детей и подростков. И тем более свободны от этих забот работники производства, хозяйственники ..
"Детский дом" БАН I.242, РНБ П28/104 1929,8-9. ZT. 1) При давнем конспектировании не отметил авторства. Возможно, что это редакционная статья. 2) Частично излагаю текст так сказать своими словами.
Очень частое в мастерских д/д - плохое освещение. У ребят от этого портятся глаза, а также не может быть речи о смелом, уверенном рабочем движении, что суть основа квалифицированной работы, и т.д. В темноте ни черта не найдешь, не разметишь толком, наделаешь брака.
В плохих мастерских никогда не встретите правильно заточенного инструмента, мастерские всегда грязнющие. Помещения часто еще и сырые и тесные, да плюс к тому - засорены и заставлены посторонними хламом.
В документах по труду правильно настаивают на локализации, на то, чтобы готовились из ребят такие специалисты, которые адекватны местному производству: предварительно проконсультируйтесь о кадровых нуждах района с хоз. организациями, с биржей труда, с земельными органами, пром. кооперацией. Однако: в Шахтинском округе организована столярно-мебельная мастерская - в степном окружении, в 50-70 км. от ж/д и от крупного населенного пункта! |
Устраиваются те или иные мастерские сплошь и рядом потому только, что они дешево стоят, что подвернулся к этому времени мастер именно этой специальности, потому что удалось случайно купить такое, а не другое оборудование. Существует много достаточно дельных книжек по труду в д/д, но завы сплошь и рядом ни черта ни читали и даже не знают, что такие книжки есть.
ПОРА, НАКОНЕЦ, УСТАНОВИТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗНАНИЕ РАБОТНИКАМИ Д/Д МИНИМУМА МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПРОФИЛЯМ ИХ РАБОТЫ!
Но надо, конечно, и снабдить ими работников, не пожалеть десятков рублей на литературный паёк для учреждений.
Вот примеры шваха. Учреждение для трудновоспитуемых. Прекрасное помещение, хорошее оборудование; шумно; подростки заняты "делом" и лишь очень небольшая часть - делом без кавычек. Кто выделывает самострел, кто ладит коньки, кто-то возится с поломанной табуреткой..., то есть, преобладает совершенная случайность и игра в бирюльки. А в это время инструктор у себя в уголке переписывает накладные или читает детектив.
В очень большом количестве случаев ОНО выплачивает инструкторам смехотворные ставки: 40-50 р. иногда за 8 часов работы в день. Кто пойдет на такую ставку? Часто же и того хуже: не спускают на мастерские вообще ни копейки, уповая на их самоокупаемость. На самом же деле опытом установлено. -
Мастерские могут работать и развиваться в том случае, если по бюджетам им отпускается: а) зарплата персоналу; б) помещение с коммунальными услугами; в) оборотный капитал.
Это перечисленное не может и не должно держаться на доходах от вырабатываемого ребятами.
Доходы от реализации сделанного ребятами должны идти на: а) отчисления самим ребяткам, премии им; покрытие порчи материалов; покрытие амортизационных расходов.
На Северном Кавказе решили: если мастерская не приносит 1400 р. прибыли - закрыть таковую и таковые. Люди, _так_ решающие вопросы бюджета, суть люди без царя в голове! Им никак не понять, что содержание ребят, ничему не обученных, разложившихся от безделья, ребят, что в расцвете их подростковых, юношеских, пацаньечих сил и способностей обречены чиновниками или дураками от педагогики стать ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ГОСИЖДИВЕНЦАМИ, что это всё обойдется району, области, обществу, государству в десятки и сотни раз дороже (теперь же и тем более потом), нежели своевременные затраты на организацию труда подростков. Скупой тут платит отнюдь не вдвое, а куда-куда больше!
Мастерские, загруженные навязанным им и чаще всего им совершенно непосильным бременем самоокупаемости, должны: выгнать ставку инструктору, отчисления самим подросткам, да вот еще дать ОНО прибыль!
К чему это ведет? Инструктор, выучив подростка латать сапоги, задержит его на этой примитивной по квалификации работе до умопомрачения только потому, что это экономически выгодней. А потом удивляемся, почему по выходе наших ребят никто не хочет брать на работу!
Промышленность остро нуждается в работниках, но - квалифицированных!
В Новочеркасске с/х профшкола в детгородке начала работу на пустом месте, жила в сарае, упорно вцепившись в землю, подняла ее, ведет агрокультурную работу среди крестьян, выпускает бывших беспризорников на работу в с/х с заработком в 75 р. Шесть лет упорной борьбы, подлинно советской настойчивости, а на 7-ом - решение горсовета перевести школу на другие земли, а эту (ребятами в упорном труде окультуренную!) освободить для сдачи в аренду...
"Детский дом" БАН I.242, РНБ П28/104 1930,6. И. Данюшевский. Произвол в отношении перебросок, укрупнений и разукрупнений, сокращений. Экспансия на помещения и территорию детских учреждений. Кому какое дело, что дети со своим домом свыклись, привязались даже к своим спальням, к своему зданию, своему саду перед домом, к своей школе, к своему производству. Какое кому из бюрократов в ОНО и ОблОНО дело, что учреждение (его ребята) связались уже с окружающей средой, имеют шефа в данной местности, имеют в близкой окрестности хороших личных знакомых, патронов, крестных матерей и т.д. Всё это топчется бездушно и безнаказанно.
ZT. Положительное см. в http://zt1.narod.ru/primery1.htm и в смежных тому файлах.
ZT. 16.03.2010 Отсканировал и опубликовал: Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. РНБ 31-10/1657. http://zt1.narod.ru/doc/byt-d-d.doc
Рифы подростковых жизней вообще.
1) Скука.
Из: Коменский Я.А. Избр. т.1 М.1982 (ZT. выписки не дословные) .. Не допускать скуки даже грудных детей. Движение колыбели, движение рук, пение, трещотки, ношение по двору, даже поцелуи, объятия. В 2 и 3 года - игра, беганье, преследования, зрелища, рисование (с.219) .. Позже нужно предпринимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать, как те муравьи, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, лишь бы всё, что происходит, происходило разумно .. (с.225).
2) Голодность.
"Народный учитель" октябрь 1928. С. Сумный .. Недостаточно позавтракать в 8 часов дня и пообедать в 2-3 часа дня - чрезвычайно тяжело ребенку в период его роста. Искать надо причины многих злых антипедагогических явлений в голодных желудках воспитанников детских интернатных учреждений (с.43).
3) Отсутствие карманных денег. Это невыносимо для взрослых. Но это невыносимо и для детей и подростков с 12 лет. Причем, подростки не любят выклянчивать деньги у родителей, они хотели бы себе деньги сами заработать.
В учреждениях А.С. Макаренко и Ф.И. Егермана прибыльное производство было для того, чтобы оно (прибыльное производство) давало учреждению в целом и каждому из ребят в отдельности карманные и вообще ДЕНЬГИ.
Прибыльное производство в подростково-юношеском воспитательно-образовательном учреждении – это место, где ребята обретают наконец-то возможность зарабатывать себе деньги честным трудом, а не уголовщиной.
Надо чётко понимать, что если вы не организуете для 14-ти – 17-ти-летних интернатных (и не только) подростков честный трудовой заработок карманных и вообще денег, то в весьма значительной своей части интернатные (и не только) подростки пойдут на воровство; а потом воровством азартно увлекутся; бывает и на всю жизнь...
( См., например, в: http://www.respublika-shkid.ru/book/1927/ljonka_panteleev.
Л. Пантелеев имел нормальную, но очень бедную и живущую в теснейших условиях семью, паренёк маялся от постоянной голодноватости и безденежья, и именно от этого он и "пустился во все тяжкие".
Примеры правильно организованной жизни подростков см., например, в файлах http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc и http://zt1.narod.ru/doc/yunaya-respulika.doc )