Давним и славным успехам 273-й московской школы - ура!ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com , Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Николай Вессель, Михаил Бернштейн и Борис Райков против ажиотажных педагогических новационщиков, ищите в: http://ztnen.livejournal.com/4336.html

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com , Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com , Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com , Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

01.07.2008. http://zt1.narod.ru/flnbrg.htm
Моя, ZT, начальная в интернете публикация к проблеме сравнения двух:
1) Фелленберг Филипп Эммануил 1771-1844 и
2) Макаренко Антон Семенович 1888-1939.

Между ними, как кажется, исторически не было никого, кто бы по масштабу претензий был бы соизмерим с ними.

Эм. Фелленберг и А.С. Макаренко – это мощь-призывное обращение не к людям вообще, а только к потенциальным организаторам действительно воспитывающих УЧРЕЖДЕНИЙ.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

В файле http://zt1.narod.ru/01-03-39.htm. -
Записка к Макаренко. - .. Согласны ли вы с тем, что следует некоторых ребят изолировать от их родителей, даже если они еще не правонарушители? Я имею в виду советский соответствующий интернат.Макаренко (ZT. неверное у Макаренко) .. Я согласен, что воспитание - легкое дело, и, конечно, в нормальной школе оно легче, чем в коммуне. [ ZT. Это у Макаренко неверно. Макаренко тут забывает свой собственный абсолютно верный афоризм. - Школа (ZT. голой учебы) не воспитывает и не может воспитывать. Разговоры о воспитывающей школе нужно расценивать, как разговоры контрреволюционные. - Г. Хиллиг "Святой Макаренко" Марбург 1984 с.19 (CGALI 332-4-97, 3; S 7, 383 /W 7 411/. И на с.62 той же книги Хиллига цитата из машинописи Макаренко. - Школа не воспитывает и не может воспитывать.). Макаренко же в ПП-2003 из Приложения. Записи, использованные в "Педагогической поэме" .. Семья не может воспитывать. Школа не может воспитывать .. (с.714). АМБУЛАТОРИЯ [ лат. ambulatorius подвижной, преходящий ] - лечебное учреждение для оказания медицинской помощи по основным специальностям (терапия, хирургия) приходящим больным и на дому. СТАЦИОНАР [ лат. stationarius неподвижный ] - лечебное учреждение, имеющее постоянные места… Макаренковское движение в воспитании это - .. от Мишеля Лепелетье 1769-1793 и Эммануила Фелленберга 1771-1844 до Антона Макаренко 1888-1939 .. макаренковское движение в воспитании это настаивания на воспитании в : СТАЦИОНАРАХ = В ШКОЛО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДЕТДОМАХ И ИНТЕРНАТАХ ]. Макаренко далее опять неверно. - Я удивляюсь многим нашим директорам, которые говорят: "У вас было хорошо, у вас не было семьи, они все жили у вас под руками". А я их спрашиваю: "А что вы сделали, чтобы овладеть бытом ваших детей?" .. ZT. Сомнительные, - идущие в том же файле ниже, - рекомендации А.С. Макаренко о том, как "овладеть бытом" школьников школы не интерната. Гр. Максимович Кубраков пробовал так действовать, и все-таки Кубраков довольно скоро перешел на путь собственно макаренковской ИНТЕРНАТНОЙ ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА.

Подробный ZT-разбор утверждения А.С. Макаренко “Семья не может воспитывать. Школа не может воспитывать” (http://zt1.narod.ru/pp-03-3.htm) ищи в файле http://zt1.narod.ru/trening.htm.

Еще раз. Макаренко в “О некоторых проблемах .. / Наши скромные желания” (правлено по Г. Хиллигу). “.. Именно детскому дому принадлежит советское педагогическое будущее .. Школа не воспитывает и не может воспитывать. Разговоры о воспитывающей школе нужно расценивать как разговоры контрреволюционные ..”, вторая половина 1928-го года. Но у Макаренко же в “Педагоги пожимают плечами”, 1932 год. - “.. Лучшей школой воспитания являются комсомол, производство, армия .. Здесь и в школе .. Но в области собственно воспитания не было такой сильной живой струи ..”. ZT. Вот тебе и на!

Надо честно признать: упований в воспитании на социумное и упований же в воспитании на обычную школу - у Макаренко можно встретить достаточно. Но встретить только в текстах и в выступлениях самых последних лет, а то и самых последних месяцев жизни Антона Семеновича. Чем же объяснить такое у А.С.М. “вставание на горло собственной песни”? Думаю, что следующим. Макаренко видел, что реально никто в СССР переходить на его (Макаренко) структуры воспитания не собирается, а наоборот, система детдомов в СССР систематически как бы даже сворачивается, а 90 % сохраняющихся детских домов остаются все такими же презренно-рутинными, как они были и в прошлые десятилетия и века. В таких условиях А.С.М. пытался хотя бы мобилизовать для воспитания потенции социумного и потенции же обычного школьного. Но прошедшие после смерти А.С.М. десятилетия всё-таки показали: нет и нет, - воспитание все-таки нужно осуществлять именно в локальных по макаренковски поставленных ИНТЕРНАТНЫХ ШКОЛАХ-ХОЗЯЙСТВАХ !

ПП-2003 из гл. Лирика

ZT. Тут продолжение начатого еще в главах "Отченаш" и “Свадьба” философского спора о будущности (а тут еще и о сути) социалистических форм производства и бытия (об этом много в файле http://zt1.narod.ru/soci_no.htm).

[Карабанов] - Я вам так скажу, Антон Семенович, тут у нас социализм. / [Белухин] - Социализм? Просто собралась у нас хорошая компания, ну, семья, что ли .. Нужно, чтобы был настоящий социализм, а так, если все засядем с приятелями, так никакого тебе социализма никогда не будет. / [Карабанов] - Брешешь, Матвей, брешешь, и я тебя возьму за петельки, если ты и дальше будешь так брехать. Какая тут тебе семья? Тут тебе коммуна, настоящая коммуна, ты смотри: от каждого по способности и каждому по потребности. Вот тебе нужен рабфак, - на тебе рабфак, нужен тебе табак, - на тебе табак, нужен театр, - на тебе театр… .. Если бы все люди жили так, как у нас в колонии, чего тебе еще нужно. Вот это и есть социализм. / - Что же, посмотрим, - говорит серьезно Матвей, - ты прав или я .. Для социализма нужно еще много ..

ZT. Матвей Белухин тут, конечно, подразумевает тот макросоциализм, который Сталин и Ко задумали осуществить в объеме всей громады СССР + потом и в Восточной Европе; но в реальности-то дело вообще не в том, что для этого “нужно еще много чего”, а дело в том, что этого (макрогромадного социализма) вообще не нужно.

ZT. Социализм действительно нужен, он обязательно нужен, он крайне нужен, но социализм не макросоциальный, а локальный - как у А.С. Макаренко.

ZT. Широко распространенный локальный социализм по Макаренко - это необходимое и достаточное для любого по величине общества = для любого по величине государства.

.. Из угла кабинета смотрит на нас злым глазом Вершнев, известный давно специалист по правдам .. [Вершнев] - Правда только одна, а не то, что много… / - Смотри ты, - говорит Семен, - только одна? Ты уже добрался до нее? / Николай строго поднимается с дивана, подходит к столу и как будто даже со слезами говорит: / - Правда одна: люди .. Люди должны быть хорошие, иначе к-к ч-черту в-всякая правда. Если, понимаешь, сволочь, так и в социализме будет мешать .. Горький правду написал, я раньше не понимал, то есть и понимал, а значения не придавал: человек. Это тебе не всякая сволочь. И правильно: есть люди, а есть и человеки. / - Я человек? - спрашивает Карабанов. / - Ты человек. / - А я? - спросил и Матвей. / - И ты тоже. / - И я? - присоединился и я [Макаренко] к общему любопытству. / - Ого? - сказал Вершнев. / Семен рассмеялся. / - Что же тут хитрого? Значит, если в колонии, так все человеки? / - А что же? Так и нужно. Тут все человеки. Потом разойдутся в разные стороны и сволочами станут, и кто его знает еще, чем станут, а здесь, понимаешь ты, коллектив. Матвей все врал: семья, компания. Он ничего не понимает .. / .. [Макаренко] Я думал о том, что жизнь моя каторжная и несправедливая. О том, что я положил лучший кусок жизни только для того, чтобы полдюжины “правонарушителей” могли поступить на рабфак, что на рабфаке и в большом городе они подвергнутся новым влияниям, которыми я не могу управлять, и кто его знает, чем все это кончится? Может быть, мой труд и моя жертва окажутся просто ненужным никому сгустком бесплодно израсходованной энергии? ZT. Если количество перейдет в качество = если большой % детей, подростков и юношей выйдут из Ваших, Антон Семенович, по роду коммун, то тогда НЕ придется бояться корежащих влияний по выходе

Edgar Gunther-Schellheimer / Эдгар Гюнтер-Шелльхаймер schellheimer@yandex.ru to ZT. -

Прочитал о социализме в микро- [локальный - для подростков и юношества] и макро- [для всей взрослой массы].

Но если [указанное] макро- не поддерживает [указанное] микро-, то там трудновато со социализмом....

Но [указанное] микро- все-таки в состоянии проложить путь к социализму в макро- и только!!!!!

ZT. Дорогой Эдгар! Нам, макаренкам всех обществ, всех государств и всех народов, надо быть поскромнее. Наша задача - очеловечить во всем мире капитализм. = Наша задача - создать во всем мире капитализм с человеческим лицом. Для этого нужен пропуск по возможности максимального % подростков и юношества через макаренковские социалистическо-коммунистические пригородные интернатные школы-хозяйства.

.. ZT. НО !!!!!
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc
Малая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !). ..

ZT.Потом из этих подростков и юношей получатся наемные работники с человеческим, - в смысле суждений о социализме Николая Вершнева в ПП-2003 гл. Лирика, - лицом, и из их же числа получатся и частные предприниматели тоже с так сказать Вершнево-человеческим лицом. Это в итоге и должно образовать капитализм с человеческим лицом. А на приведение всего и вся к макро-социализму нам, макаренкам всех обществ, всех государств и всех народов, претендовать не стоит. Подростково-юношество надо макаренковски организовать, а вот взрослых-то надо пускать “гулять самих по себе”… Важные теоретические соображения вы найдете и в первой трети файла http://zt1.narod.ru/o1sebe.htm.

ZT. Сам же Макаренко (ZT. в выступление от 8 февраля 1939 г. "Воспитание в семье и школе", т.4 М.1984, с.302, привожу не совсем точно) говорил, что если бы ему дали обыкновенную школу, то он бы, кажется, на части разорвался, но начал бы с ребятами что-нибудь производить, а потом на заработанное пристроил бы к школе интернат для тех, кому не ладно в семье, потом (мабудь будь) матери и сами стали бы своих детей приводить в интернат ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА, видя, что ребятам в интернате лучше, и места в семье стало бы больше, и можно было бы завести еще одного маленького. Если кто из ребят не захочет работать в собственном школы-хозяйства хозяйстве-производстве, то отчасти это - их дело, но и в Крым чи Париж они с учреждением не поедут; однако большинство ребят будут с увлечением работать, - так было в дореволюционных ИНТЕРНАТНЫХ ШКОЛАХ-ХОЗЯЙСТВАХ России и вообще в любых правильно устроенных ИНТЕРНАТНЫХ ШКОЛАХ-ХОЗЯЙСТВАХ (см., например, Н.Н. Жеденов. Детские сельскохозяйственные приюты самопомощи. СПБ. 1896, но это - далеко и очень не единственный пример из 19-го века).

Файлы по Николаю Николаевичу Жеденову по рекомендуемому порядку чтения. -

http://zt1.narod.ru/jedenov1.htm

http://zt1.narod.ru/jedn1-8.htm

http://zt1.narod.ru/2-jedenv.htm

http://zt1.narod.ru/2-ux-ty.htm

http://zt1.narod.ru/vystrel9.htm

И при Жеденове, и после 1917-го, и сейчас имеем такой _НЕ_ макаренковский уклон : сосредоточение только на сиротах и беспризорных.

Как будто с производством (воспроизводством) людей в семье все в порядке.

Немец Герман Литц (1868-1919) утверждал, что город - не самое лучшее условие для налаживания массового и качественного производства (воспроизводства) людей. Я, ZT, не знаю, насколько Макаренко был с этим согласен или не согласен.

Человечество в производстве автомобилей и прочего массового по американцу Генри Форду (1863-1947) ушло от кустарных мастерских к конвейерному. Немцы и японцы к этому добавили упор на качество.

И вот главное направление забот Макаренко. -

В массовом и качественном производстве (воспроизводстве) людей в части массовости надо идти по пути Генри Форда, но в варианте множественных, однако локальных, школ-хозяйств, подробней см. у самого Макаренко в http://zt1.narod.ru/metodika.htm.

В части качественности в массовом производстве (воспроизводстве) людей надо идти по пути образцовых немецких и, особенно, японских фирм…

Во всяком случае А.С. Макаренко настойчиво протестовал против уклона сосредоточения внимания и забот только на сиротах и беспризорных.

Да, Антон Семенович искал решение проблемы регенерационного массового и качественного производства (воспроизводства) людей вообще.

Ищите в файле http://zt1.narod.ru/levick.htm мудрые = макаренковски верные соображения по нижеследующему вопросу у Елены Сергеевны Левицкой 1868-1915.

Антология пед. мысли России второй пол 19 - нач. 20 вв. М.1990. РНБ 90-5/6090. / Бехтерев Вл Мих. (1857-1927). ( Б.> ) Из его кн: Вопросы общественного восп. М.1910. Фрагмент. Авторизовано ZT.
Б.> ...Мы думаем, однако, что в школу дети поступают уже ранее значительно искалеченными в нравственном отношении...
Б.> Хуже всего дело обстоит с так называемыми заброшенными детьми .. Заброшенные дети, дети улицы, растлеваемые хулиганами, и сами будущие хулиганы и преступники, - вот страшное зло нашей общественной жизни! [ZT. это пишется в 1910 г.]
Совершенно несправедливо и, главное, бесплодно обвинять родителей в этом.
Было бы в той же мере бесплодно возлагать на таких родителей обязанности исправления зла когда объективные условия делают совершенно невозможными исполнения этих важных обязанностей.
ЗАБРОШЕННЫЕ ДЕТИ ЯВЛЯЮТСЯ ТЕМ ОТРИЦАТЕЛЬHЫМ СОЦИАЛЬHЫМ ЯВЛЕHИЕМ, КОТОРОЕ ЗАСТАВЛЯЕТ ОБРАТИТЬ НА СЕБЯ ОСОБОЕ И САМОЕ ПРИСТАЛЬHЕЙШЕЕ ВHИМАHИЕ... При растлевающих условиях улицы дело идет о личностях, уже с детства антисоциальных и преступных, которые составляют тяжелейшее и большое зло нашего общества, И МЫ HЕ МОЖЕМ ЗАКРЫВАТЬ СЕБЕ ГЛАЗА НА ЭТО СОВЕРШАЮЩЕЕСЯ ВОКРУГ НАС МАССОВОЕ РАСТЛЕВАHИЕ ДЕТЕЙ...

Я, ZT, помню многодесятилетние и бесчисленные обличения, позоренья родителей, у которых их дети-подростки пошли по кривому пути. Когда мне, ZT, было примерно 12 лет у нас в довольно хулиганистом дворе дома 44-б по Кировскому пр. Ленинграда были разговоры о некотором подростке или юноше с нашего же дома по фамилии, помнится, Голованов, который прошел через все инспекции по делам несовершеннолетних и фактически стал настоящим бандитом. И я помню как по ленинградскому радио в одной из передач клеймили и позорили его отца, крупного чиновника городского правительства, за то, что он не сумел воспитать сына. Такого рода обличения я, ZT, за десятилетия слышал много по ленинградскому радио и часто встречал такого же рода филиппики в ленинградских и общесоюзных газетах. Обвиняют какого-нибудь хорошего, достойного специалиста по, допустим, налаживанию приборной оснастки аэродромов. Этот отец часто в командировках, мать - хороший стоматолог, много занята на работе, а их дети-подростки пошли по кривому пути. И вот журналист из радио и/или из какой-либо газеты клеймит и позорит их за то, что они, эти родители, не сумели, "гады", воспитать своих детей. Но потом у этого же журналиста его собственные дети подросли наконец до подросткового возраста и (!) тоже пошли по кривым путям. Но этот журналист почему-то в таком случае вовсе не торопился публиковать соответствующие позоренья и филиппики против самого себя. Помилуйте, воспитание подростков - это особая профессия, которой не могут владеть все подряд родители. За что же этих несчастных родителей десятилетия только позорили? Почему все десятилетия советской власти не строились и не организовывались макаренковские интернатные учреждения (школы-хозяйства) для помощи таким несчастным родителям? При таком совершенно хамском равнодушии к такого вот рода семейным трудностям мы в России и мы в Европе никогда не повысим рождаемости…

См. также файл http://zt1.narod.ru/nov-goll.htm
Превратить остров "Новая Голландия" в СПб в "Остров трудящегося подростка".

Для других по стране коллизий можно было бы предложить, скажем, такое название. - “Макаренковски поставленный рабоче-крестьянский интернатный корпус коллективно-производственно трудящихся и одновременно нормально учащихся подростков и юношей”.

Луцкова Л.В. Директор 273 школы г. Москвы. ТРУД В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ КОЛЛЕКТИВА ( Из опыта работы 273 школы; машинопись 1959 г. ? ).

1939 год. Большой и многогранной жизнью живет наша школа. Почти два десятилетия трудится один из старейших и опытнейших педагогических коллективов г. Москвы. Он с честью преодолел все рогатки левацких и прочих теорий отмирания школы, и, отстаивая принципы социалистической педагогики, боролся за четкость и ясность учебного процесса, очищая его от всяких формалистических ухищрений.

Неоцененное воспитательное значение имеет общественно-полезный труд ребят. В труде на пользу Родине, на пользу школе ребята учатся преодолевать трудности, воспитывают свою волю и характер, приучаются к ответственности, вырабатывают привычку работать не только для себя, но для коллектива, для школы, для страны. В труде для многих "общественное выше личного" становится основным принципом жизни.

Наша школа давно зарекомендовала себя неплохой успеваемостью, хорошими знаниями выпускников. По вечерам, после учебных занятий редкий класс пустовал - многочисленные художественные и предметные кружки, пионерские сборы, лекции, диспуты, самодеятельные постановки, комнаты игр и т.д. Все это, - под руководством педагогов, вожатых и самих ребят, - было предоставлено для учащихся.

Однако все мы понимали, что учащиеся живут еще и своей "ребячьей жизнью", и ее увлечения бурно врывались в школьный порядок, постоянно нарушая его. То Климов на уроке похвалится товарищу, как он сумел остро поточить ножик, то мама Панфилова придет жаловаться на сына "дескать, всю комнату захламил, ночи не спит, накроет подушками громкоговоритель и возится со своим приемником". А Юра Стеблов принесет в класс сделанную им автоматическую кормушку для рыб - где уж тут до урока? На переменах вдруг визг, это Ломовский "не вытерпел" и запустил в зале свою новую конструкцию железного пропеллера. Бывало и хуже, - с нескольких стульев исчезали сиденья, отличный материал для изготовления хоккейных клюшек; а на завтра, может быть, этот же похититель "в поте лица своего" строгает, пилит, красит декорации к очередной школьной постановке.

Учителя школы, особенно старые, сознавали, каким мощным средством явилось бы введение элементов труда в воспитание учащихся, но не знали, с чего и как начать.

Инициатива ребят опередила нас, и однажды из комнаты на 5-ом этаже раздались звуки пилы, стук молотка, а затем и визг налаживаемого приемника. Это ученики старших классов - радиолюбители Юра Бородин и Дима Подонников решили сделать радиолу для школы (надоело танцевать под звуки рояля). Они попросили разрешения у "хозяина" этой комнаты Е.Б. Козлова, руководившего кружком художников-оформителей, поселиться "на время" здесь.

Вокруг постройки радиолы быстро создалась группа ребят-радистов, объединенных общим паяльником, двумя отвертками, плоскогубцами, прочей слесарной мелочью и ... взаимным обменом деталей. Зашел в комнату и преподаватель физики, Иван Иванович Русин, увидев паяльник, он попросил запаять модель Папенова котла [Папен Дени 1647-1714 фр. физик и изобретатель]. Шура Комерфукс быстро починил котел, но И.И. принес модель динамомашины, а затем телеграфа, и через несколько дней вся полка в комнате была заставлена приборами, требующими ремонта. На звуки пилы и рубанка, столь милые сердцу каждого мальчика, явилось много желающих помочь починить приборы. А тут еще фотолюбитель Борис Афанасьев предложил к очередному вечеру отпечатать пригласительные билеты фото-способом. Он со своими товарищами очистил маленькую кладовку на 3-м этаже от мусора и устроил фото-лабораторию. Все, что было у него дома, он притащил сюда (еще бы! это куда лучше, чем проявлять и печатать в ванной или накрывшись одеялом).

Так в 1939 году в нашей школе начал свое существование "Клуб юных мастеров". Вскоре в комнате уже занимались несколько десятков мальчиков и девочек. Стоял несмолкаемый шум, работали в "три этажа" - на столах, на скамейках и на полу. Но вот организаторы всего этого дела оробели, а затем ужаснулись, когда обнаружили, что инструмент и материалы "пропадают". Словом, всем стало ясно - без четкой организации дело развалится, ибо оно получило такой размах, что сами ребята не в состоянии справиться и явно потребовалось постоянное наблюдение и руководство взрослых.

Введено было ежедневное дежурство. Дежурный получал "диктаторские" права - он отвечал за инструмент, порядок, убирал помещение после работы, сдавал инструмент следующему дежурному. Необходим был учет работы и для этого введен был журнал для ежедневной записи. Записи в журнал делал дежурный. Журнал избавил от необходимости вести сложный учет; кроме того, благодаря сменяемости дежурных каждый мог откровенно "излить свою душу" на страницах журнала. Было организовано несколько бригад (радистов, электриков, фотографов и др.). Бригады работали рядом в одной комнате; при изготовлении очень многих приборов и моделей начинали столяры, монтировали электрики, оформляли художники. Таким образом, все бригады были очень тесно связаны. Каждый, научившись в одной бригаде, мог свободно перейти в следующую, ведь четырехклассник выберет бригаду переплетчиков или столяров-выпиловщиков, а девятиклассник редко начнет заниматься переплетным делом. Во главе бригады стоял бригадир, обычно ученик 9-10 класса, почти всегда комсомолец и всегда больше знающий и умеющий. В дальнейшем бригадир стал почетным и уважаемым лицом в школе, он освобожден от общественных обязанностей, его работа ставится наравне с вожатым отряда. Его приказание членам бригады - обязательно.

Не прошло и месяца, как бригадиры столкнулись со страшным бичом всякой внеклассной работы - с текучестью состава. Конечно, если бы мы поручали каждому только интересную, увлекательную работу - это значило бы не воспитывать трудом, а баловать их. Мы хорошо понимали, что ученик "должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его занимательность, а его польза, его необходимость" (А.С. Макаренко).

Причина текучести скрывалась именно в том, что ученик, сначала увлекшись идеей построить прибор, в процессе изготовления его почувствовал некоторое утомление, и "скучная" часть работы закрывала перед ним счастье увидеть свою мечту осуществленной.

На полках скопилось много начатых и не законченных моделей динамомашины, несколько особенно потрепанных библиотечных книг, вольтметр с перегоревшей катушкой и др. Те, кому было поручено все это кончить, больше не являлись, - ведь, согласитесь, скучновато мотать более тысячи витков тончайшей проволоки или подклеивать каждый листок порванной книги.

Как же быть? Чтобы делать скучную работу, надо иметь общественно-полезную четко поставленную цель, иметь коллектив, организованный вокруг конкретных дел, под влиянием которого выполнялась бы любая работа. "Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения" (Макаренко). И вот в труде на помощь школе рождался крепкий коллектив.

С чего начать? Прежде всего, было оказано огромное доверие основному ядру организаторов и бригадиров. Каждый из них мог в любое время работать, брать инструмент без дежурного; только он (бригадир) имел право на почетную обязанность дежурного по клубу; он мог придти на любой пионерский сбор, школьный вечер; административный персонал школы от няни до зав. хозяйством живо откликались на просьбу бригадира.

Вместе с доверием мы предъявили четкие и ясные требования к бригадирам и активу.

1. Не делай поступков, порочащих тебя. Это касалось в первую очередь отношения к учебе.

2. Обучи младшего.

3. Честь бригады - честь школы.

4. Начатое дело доводи до конца.

5. Всякая работа хороша, если она нужна школе, товарищам, родителям.

6. Не обещай того, чего не можешь.

7. Будь ярым врагом халтуры. Борись за отличную "фабричную" марку. Все вышесказанное внушай новичку.

Все бригадиры объединились в совет, ибо назрела настоятельная необходимость в составлении хотя бы ориентировочного плана работы и в установлении правильных взаимоотношений различных бригад. Ведь только один взрослый непосредственно руководил бригадирами, вмешиваясь в дела бригады в случаях особо экстренных, когда бригада "тонет", т.е. когда она потеряла правильное направление работы.

Для успешной работы клуба необходима была четкая дисциплина и в первую очередь - абсолютное подчинение бригадиру. По правде сказать, нам, взрослым, не пришлось специально заниматься дисциплиной в клубе, ибо сам труд, его целенаправленность, а главное - труд в коллективе, создавали необходимую дисциплину. Но установить правильные взаимоотношения в бригаде для усиления дисциплины удалось только нам (взрослым). Дело вот в чем. - В бригаде помимо малышей работали одноклассники бригадира, и они не меньше его знали и умели, и вот нам пришлось ввести элементы "педагогической внешней эстетики". Бригадир, обучивший своему делу несколько ребят или сделавший для школы много больших полезных дел, награждался почетной грамотой (билетом). В ней указывалось, что он состоит в клубе до получения гражданской или военной профессии; он как бы получал счастливую возможность продлить школьные годы, становясь одновременно студентом. Фотография бригадира вывешивалась в клубе "навечно", в день приема его в члены клуба выпускалась газета с описанием того, за что принят такой-то в члены клуба. Грамота-билет выдавалась раз в год 15 апреля - в день основания Клуба. В этот день весь клуб переезжает в актовый зал и в присутствии многочисленных гостей одновременно и работают, и празднуют.

Проработав так около года, мы "заболели" очень серьезно. Чувствовался уже не тот пыл, с которым мы начали наше дело. Очаг "болезни" крылся в бригадирах. Ведь им пришлось стать не только организаторами, но и маленькими педагогами. Бригадир должен был руководить, он обязан объяснять и показывать новичку уже известное и пройденное, и, если сам не знает, привлечь для консультации педагога или специалиста. Работа бригадира стала его общественным долгом, она на 90 % состояла из организационных, инструктивных, педагогических элементов. Работа бригадира могла превратиться в скучную и нудную обязанность, но она таковой не стала. Именно содержание работы клуба определило дальнейшие пути воспитания учащихся и его актив - бригадиров.

Мы говорили: "Родина - это не абстрактное понятие, твоя школа - это маленький кусочек Родины. Ты хочешь быть таким, как Стаханов, Бусыгин, как Паша Ангелина, ты уже сейчас мечтаешь совершить великие подвиги, ты не гимназист, тебя не прельстишь перспективой удрать в Африку охотиться за львами. Так вот - делай маленькое дело, помогай школе всем, чем можешь, твоя помощь - великая честь тебе и школе, тебя воспитавшей; слава школы есть частица славы нашей Родины".

Конечно, эти беседы были подкреплены практическим действием. Ничто в клубе не делалось для показа, ни одна модель не стояла без употребления. Все делалось по просьбе учителей, няни, администрации школы. "Заказчик" с нетерпением ждал законченной работы, активно вмешивался, торопил, браковал, помогал.

Сама жизнь школы предъявляла свои требования к членам клуба, заставляла их думать и изобретать. Где уж тут скучать, если очередная редакция требует снимков, в 2 часа ежедневно надо выставить очередную сводку на метео-календаре, сегодня же необходимо вывесить дату на Календаре Знаменательных дат, четвертый этаж малышей надо украсить на тему "Русские сказки", в физический кабинет сделать силовой щит, Александру Васильевичу подклеить карты по истории на марлю, Полина Ивановна тоже просила быстрей сдать карты по географии, библиотека ждет переплетенных книг, школе нужен радиоузел, нянечке надо исправить щетку; в классе 3-го этажа не гасится свет - надо немедленно исправить, и масса всяких других дел - необходимость выполнения которых для каждого была очевидной.

Конкретные полезные дела [ZT. а не игоре- петровско- ивановская репетиловщина] - вот содержание работы клуба.

Но жизнь требовала и четкой организации - встала проблема кадров.

Прошел год. Первые организаторы клуба окончили школу и мы лишились многих бригадиров, но проблема подготовки кадров была уже нами разрешена. Дело в том, что каждый бригадир обязан был подготовить себе преемника. Задолго до окончания бригадирства в каждой бригаде тщательно присматривались к ребятам, способным заменить руководителя бригады. Стало традицией школы в марте месяце каждого года на совете бригадиров утверждать новых на следующий год. Списки их передавались комитету ВЛКСМ и учкому для утверждения и (!) освобождения от всяких иных общественных обязанностей.

В день празднования годовщины открытия клуба руководитель клуба представлял всем школьникам и гостям новых бригадиров.

Следующая трудность, возникавшая в работе клуба, - возрастной состав бригады. Как правило, в бригаде были ребята разных возрастов; правда, резкой разницы в возрасте не было. Бригадиры уделяли много внимания младшим. Такое объединение дало много пользы старшим, воспитывая в них такое важное качество, как внимание к слабым и заботу о них. В прошлом клубист, ныне лейтенант авиации Клеванский, как-то рассказал: "Во время войны, будучи на Сахалине, я с увлечением готовил "из ничего" елочные игрушки для детей. Признаться, никогда не думал, что мне пригодятся мои клубные навыки картонажного дела и что я так быстро сумею найти "деловой" язык с моими маленькими помощниками".

Малыши уважали старших в клубе и редко переходили на "панибратский" тон в разговоре с ними.

Все же участь малышей во многих бригадах (радио, фото, электро, художников) была незавидной. Вот картинка того времени: в клуб приходит пятиклассник Коля. "Хочу быть радистом, примите, пожалуйста". Ему говорят: "Рано тебе заниматься, иди в другую бригаду". Но Коля настоял на своем. Бригада занимается выполнением определенной работы, а "неграмотному" Коле пришлось стать нечто вроде "разнорабочего". Он, конечно, научился паять, сверлить, но до радио еще далеко. Пройти через школу "разнорабочего" полезно, но не все выдерживали, да и надобности не было в этом испытании. Ведь, все равно, зная хорошо в объеме клубной программы и радио, и электро, надо научиться паять, слесарить, столярничать и т.п. Совместная работа в бригаде разных возрастов требовала проверки, и лишь в послевоенные годы сами бригадиры разрешили его, как нам кажется, правильно. - Один из старейших клубистов, бригадир радистов, Витя Фридлендер, совсем забросил бригаду. Бригада занималась своими делами, а Витя открыл курсы для начинающих радистов. Еженедельно по пятницам читал лекции своим "курсантам", а к весне пригласил представителя Осоавиахима и устроил нечто вроде экзамена. Ребята с интересом отвечали на вопросы представителя, немножко волновались, но оценку получили неплохую. Протокол этих необычных экзаменов до сих пор хранится в клубе. В следующем году уже почти при каждой бригаде были организованы "курсы" для новичков. Теперь в бригаду приходили обученные ребята, и бригадир, руководя уже "опытными" ребятами, занимался только распределением и организацией работы старших и консультированием младших ребят.

Подбор руководителей "курсов" доставил нам много хлопот. Какие требования мы могли предъявить к нашему юному лектору?

1. Он должен знать свое дело теоретически лучше всех, практически - только хуже бригадира.

2. Неуспевающий хотя бы по одному предмету не мог руководить курсами.

3. Он должен быть образцом дисциплинированности.

4. Стаж работы в клубе не менее года.

Не всегда мы могли подобрать подходящих ребят и, если представлялась возможность, обучением руководил взрослый - педагог, родитель или руководитель клуба.

Так постепенно в течение нескольких лет развивалась организационная структура внеклассной работы по труду.

Сейчас во главе клуба стоит председатель клуба, выдвинутый комитетом комсомола. Он возглавляет совет клуба, который состоит из бригадиров и в состав которого входит главный редактор школьной газеты. Бригадиры руководят следующими бригадами:

1. Радистами, 2. электриками, 3. столярами-выпиловщиками, 4. художниками-оформителями, 5. фото-корреспондентами, 6. картонажниками, 7. моделистами, и 8. метеорологической станцией.

Вот чем занимаются бригады:

РАДИСТЫ. 1. Постройка школьного радиоузла. 2. Постройка универсального измерительного прибора. 3. Сборка искателя повреждений радио-трансляционной сети. 4. Модель-схема действующего приемника 1-У-1. 5. Прибор для проверки вакуума ламп. 6. Схема-модель "Как работает радиолампа". 7. Модель УКВ передатчика (демонстрационная). 9. Прибор для измерения емкости. 10. Обучение младших радистов. 11. Обучение радистов-девочек 290-й школы. 11. Изготовление младшими радистами зачетной работы - детекторный приемник.

ЭЛЕКТРИКИ. 1. Прибор по физике переменного тока. 2. Модель сварочного аппарата. 3. Освещение и световые эффекты новогоднего маскарада. 4. Изготовление осветительных щитов для фото-корреспондентов. 5. Автоматический электро-сигнализатор временного проявления пленки. 6. Монтаж нового силового щита. 7. Электрофикация карты Великих строек коммунизма. 8. Изготовление нескольких типов электровыжигателей и электролобзиков. 9. Ремонт мелких повреждений школьной электропроводки. 10. Обучение младших электриков.

ФОТО-КОРРЕСПОНДЕНТЫ. 1. Обеспечение школьной газеты фото-хроникой (за год в 62 номерах газеты помещается 400 фотоснимков). 2. Пересъемка спец. прибором (изготовлен в клубе) уникальных учебников. 3. Цикл лекций по цветной фотографии. 4. Овладение практикой цветной фотографии. 5. Съемки отличников учебы и воспитанников школы к специальным выпускам газеты. 6. Изготовление фото-снимков для дневников пионерских отрядов (младшие группы). 7. Изготовление учебного бюллетеня "Звери зоопарка" (младшие группы). 8. Изготовление репродукций работ для учебной и внеклассной работы. а) образцы шрифтов. б) пересъемка редких иллюстраций для учебных целей. в) изготовление билетов, грамот и различных занимательных аттракционов к новогоднему празднику. г) съемка чертежей и шкал для радистов и электриков и др. 9. Обучение младших фото-корреспондентов.

ХУДОЖНИКИ-ОФОРМИТЕЛИ 1. Оформление 62 номеров школьной газеты "ШКОЛА". 2. Оформление школьных праздников: а) К вручению медалей. б) Новогоднего маскарада. в) К традиционному дню 25 марта. г) К дню 12-летия Клуба. д) Помощь в изготовлении элементов декораций к школьным вечерам. 3. Все оформительские работы для радистов, электриков, столяров и др. бригад. 4. Учебные пособия по развитию речи. 5. Оформление плакатов-пособий по химии (Мария Кюри, Ломоносов). 6. Учебные пособия по русскому языку (таблицы). 7. Учебные пособия по устному счету для 1-х классов. 8. Обучение младших оформителей.

ПЕРЕПЛЕТЧИКИ-КАРТОНАЖНИКИ. 1. Переплет книг библиотеки, клуба и личных учебников. 2. Наклейка на марлю и текущий ремонт географических, исторических карт. 3. Окантовка под стекло и изготовление текущего школьного оформления. 4. Текущий ремонт учебных таблиц на бумаге, картоне. 5. Изготовление поделок из картона и бумаги для домашнего уголка пионера (пенал, коробочки для перьев, календарь-расписание занятий, футляр для оконченных тетрадей). 7. Выполнение домашних заданий учителя по изготовлению куба, призмы, пирамиды. 8. Самостоятельное изготовление картона, ледерина и декоративной бумаги. 9. Обучение младших переплетчиков.

ВЫПИЛОВЩИКИ-СТОЛЯРЫ И МОДЕЛИСТЫ. 1. Ремонт школьного оформления. 2. Мелкий текущий ремонт в школе. 3. Изготовление всех столярных работ к новогоднему маскараду. 4. Изготовление подставок для цветов. 5. Постройка скворешен. 6. Изготовление кухонной полки для мамы. 7. Выпиловка шкатулки в подарок к 8-му марту маме (для ниток, иголок и т. д.) 8. Сшивальные станки для переплетчиков. 9. Постройка моделей: яхт, кораблей, лодок. 10. Изготовление хоккейных клюшек (для себя). 11. Изготовление фанерных контурных карт шаблонов для работы в классе. 12. Обеспечение текущих заказов бригад и учителей. а) Указки для карт. б) Рейки и планки к картам. в) Футляры, ящики, щитки для радистов. г) Щиты для оформления. д) Щиты в физический кабинет. е) Кронштейны для физ. кабинета. л) Ячейки для паяльника, сушилки для приборов.

В бригаде работают ребята, уже чему-то научившиеся. Учат их на курсах при бригаде один из опытных клубников, выделенных из этой бригады. На курсы принимают учеников от 3 до 10 класса, и выделяют их из пионерских отрядов или от классов с разрешением классного руководителя.

Как же это происходит?

В клуб приходит пионер и говорит; "Я хочу заниматься в клубе". Ему предлагают а) получить разрешение совета отряда или классного руководителя и б) спрашивают, чем бы он хотел заняться, знакомят с разделами работы клуба. Разрешение получено. Выбор сделан. Он хочет научиться фотографировать. И комсомолец Толя Романов, старый член клуба, один из лучших фото-корреспондентов, зачисляет новичка в свою группу курсантов. Спрашивают, какие специальные книги он прочел, и вот новичок вместе с руководителем клуба или самостоятельно впервые снимает хронику школьной жизни - обычно это задание школьной газеты. Снимки, какого бы ни было качества, обязательно помещаются в газету. В следующем году "курсант" переводится в бригаду фото-корреспондентов, возглавляемую комсомольцем Щепиновым, и он закрепляется за одной из сменных редакций школьной газеты. С этого времени кончилась для нашего "курсанта" "вольная жизнь". Его снимки ждет редакция, они должны быть сделаны к сроку, вся школа становится ОТК его работы. В отрядном дневнике появляются и его фото-снимки. Учитель просит его изготовить фото-бюллетень - пособие о животных зоопарка, и много других интересных (и неинтересных !) заданий он получит. Пройдет еще год, и он сам уже учит малышей, в лаборатории висят часы, сделанные им самим - автомат для проявления пленки. В газете появляется заметка о хорошей работе корреспондента и о том, что он награжден грамотой - билетом члена клуба, и что именно он достоин заменить уходящего в институт Щепинова. В следующем году бывший курсант - уже бригадир фото-корреспондентов, а шеф его - студент института Щепинов.

Вот примерный рост ученика-члена клуба любой бригады.

Конечно, бывают многочисленные отклонения. Например, ученик Декаденков научился фотографировать и разочаровался: уж очень часто приходится быть "рабом" многочисленных технических ограничений и несовершенств фотографии. Куда лучше заниматься рисованием. Прошло 4 года и Декаденков - бригадир художников-оформителей газеты.

Другой пример. Толя Мягков тоже научился фотографировать, но в бригаду не пошел, а в отряде научил нескольких товарищей-пионеров своему делу. Через год Толя Мягков снова появляется в клубе, но уже на курсах радистов. Если научился одному делу, мы свободно разрешаем переходить в другую группу. Но всюду и везде предъявляются одни и те же требования:

1. Будь честным, смелым, не бойся трудностей, доводи дело до конца.

2. Стремись постоянно углублять и расширять свои знания.

3. Считай своей священной обязанностью помогать школе и всему школьному коллективу.

4. Помогай родителям и товарищам и стремись к наибольшему самообслуживанию в быту.

5. Береги школьное и клубное имущество и пополняй его.

6. Невыполнение в срок полученного задания - самый тяжелый проступок.

Но работа в клубе таила в себе и большую опасность отрыва от жизни школы. Создав крепкий коллектив клуба, можно было оторвать учащихся от интересов коллектива класса, отряда, от всей многосторонней жизни школьного коллектива.

У нас комсомольская организация понимает, что дело руководства клубом и работа клуба - часть работы всей пионерской и комсомольской организации. Основной наличный состав клуба - комсомольцы и пионеры. Деятельность комсомольцев систематически контролируется - отчеты клуба заслушиваются комитетом ВЛКСМ. План работы клуба является частью общего плана работы школы. Вся внеклассная общественно-полезная работа, которая проходила и проходит в школе под руководством комсомольской и пионерской организации, тесно переплетается с работой клуба. Ежегодная подготовка школы к новому учебному году, посильный профилактический ремонт школы в течение учебного года, ремонт приборов и изготовление новых, переплет книг для библиотеки, наклейка географических карт, электрическое оборудование физического кабинета, изготовление различных учебных таблиц по русскому языку и иностранным языкам, учебные иллюстрации для младших классов, кассы для первоклассников, скворешни ко дню птиц, декорации к школьным постановкам, оформление выставок, учебные фотоочерки - вот далеко не полный перечень, над чем работают в клубе. Такое содержание работы - это жизнь самой школы.

Комсомольцы и старшие пионеры, работающие в клубе, активно вмешиваются в общественную жизнь школы и пионерской организации. В пионерских звеньях проводятся технические сборы по радио, фото, переплетному делу, бытовой этектротехнике и др.

Как выглядит сбор? Клубист приносит готовые детали детекторного приемника, очень детально объясняет их применение и устройство, затем тут же собирает действующую схему, затем разбирает и предлагает одному из участников - снова собрать эту схему, а остальные натягивают комнатную антенну. Каждому пионеру звена предлагают удостовериться, что приемник работает и самому "поймать" станцию. В чем педагогический смысл такого сбора? Бесспорно, что многие из участников захотят сами построить дома такой приемник. В клубе он получит необходимую консультацию и помощь. И естественно, что, когда построенный им лично приемник "заговорит", мальчишка "пропал", - он уже "радист", а не радиослушатель. Дальше начинается обычный путь "радиста". При постройке более сложных схем бывают неудачи. Неудачи проистекают от отсутствия достаточного опыта и знаний. Мальчик обращается за помощью к книге, справочнику - такова дальняя перспектива почти каждого участника такого сбора.

Сбор звена по фото. Клубист приносит детские фотографии, рассказывает, кто изобрел фотографию, объясняет устройство аппарата и как с ним обращаться. По окончании он фотографирует все звено. В следующий раз сбор звена проходит в фотолаборатории клуба. Снятая пленка проявляется ускоренным путем, и тут же каждый из участников печатает себе на память позитив. Каждый участник сбора убеждается, что он тоже может научиться фотографировать, - ведь это совсем "несложно". Но если он стал фотолюбителем, то очень скоро убеждается, что без знаний и этому делу хорошо не научиться. Многие прекрасные снимки старших клубистов служат для него образцом для подражания, да и клуб не оставляет "в покое", - заставляет все больше и больше знать и уметь.

Новый год в школе открывается блестящим праздником новогоднего бал-маскарада. Оформление маскарада - это коллективный труд нескольких сотен юных умельцев нашей школы. Электрики, радисты, картонажники, художники, столяры - демонстрируют свое мастерство. Оформление маскарада сложно. Назначается главный художник, главный электрик и прочие ответственные лица.

Стоит ли направлять столько усилий ребят на проведение новогодних праздников? Наша новогодняя елка показывает школьнику, как в коллективе из маленьких частиц труда каждого складывается большое и красивое, если все выполняют волю коллектива и живут его идеями. Нечего и говорить, что члены клуба являются главными исполнителями этого праздника.

Возможность выпуска общешкольной газеты, которая выходит 2 раза в неделю, стала реальной тогда, когда в клубе окрепли реальные кадры художников, фотокорреспондентов, которые обеспечили всю огромную техническую часть регулярного выпуска газеты. Коллектив редакции состоит из выделенных в каждом классе учеников, - их насчитывают 80. Все эти редакции объединены под руководством редактора, который является одновременно членом комитета комсомола и членом совета клуба. Кроме того, все художники редакции объединены в члены бригад клуба, также и фото-корреспонденты редакции объединены в бригады фото-корреспондентов. Выпуск газеты осуществляется двумя важнейшими бригадами клуба - бригадой художников и бригадой фото-корреспондентов, а газета отражает жизнь всей школы. Она (газета "Школа") помогает организации общешкольного коллектива. Через газету комитет комсомола, учком и пионерская организация освещают жизнь школы, делятся положительным опытом, критикуют недостатки комсомольцев, пионеров и школьников.

Таким образом, тесная и дружная работа, проводимая всеми детскими организациями - пионерской организацией, клубом юных техников, учкомом - под руководством комсомольской организации приводит к созданию дисциплинированного общешкольного коллектива учащихся. Эту дисциплинированность коллектива можно особенно почувствовать в дни выдающихся событий школы.

В школе загорелись провода, погас свет. Классы и коридоры погрузились в полную темноту. Со словами "пожар" побежали в клуб юных мастеров для того, чтобы схватить нужный инструмент, позвать людей, которые могут обращаться с электричеством. Активисты старших классов обращались к учителям и к классным руководителям: "Где нам нужнее быть, что делать, кому помочь". Пожар был быстро потушен, но школа оставалась в полной темноте. В школе установился немедленно порядок, уроки продолжали идти в темноте, дежурные стали по своим местам на лестницах со свечами в руках. Некоторых маленьких ребят дежурным пришлось вести за руки, так как они были очень перепуганы. Одного малыша, попавшего в уборную, где его застала темнота, и кричавшего "домой!" ученик 9 "Б" класса вынес из школы на руках. К приезду пожарной команды школа была пустая, пожар был ликвидирован силами клуба "Юных мастеров". Боялись, что пожарные могут обвинить нас в ложной тревоге и наложить на школу штраф.

В торжественные дни, в дни получения медалей, в день 8-го марта, в день 1-го сентября, когда в школу приходят гости, чувствуется слияние всех детских организаций. Особенно торжественно было отпраздновано 19 апреля 1952 г, когда исполнилось 12 лет со дня организации Клуба Юных мастеров, и по старой традиции в этот день в актовом зале вручаются членские билеты-грамоты лучшим клубистам. Празднование совпало с выходом в свет 200 номера газеты "Школа" - детища клуба.

Так, в день выдачи золотых медалей утром выходит общешкольная газета, вывешивается дата на календаре знаменательных дат, зал оформляется клубистами, учком назначает лучший дежурный класс на дежурство, комитет комсомола готовит поздравления от комитета, от пионеров, от малышей и обеспечивает оркестр. Классы выделяют лучших своих учащихся для присутствия на торжественном акте. В школе чувствуется большая торжественность, приподнятость и гордость за тех, кто получает медали. Председатель комиссии по проведению празднования - старый клубист Вадим Кустов. Еще в феврале м-це распределили обязанности главного художника, главного электрика, распорядителя и др. "должности", связанные с подготовкой праздника. Работа проходила без излишней суеты и шума, а ведь более 140 учащихся выполняли какое-либо поручение комитета ВЛКСМ, клуба или бригадира. Надо было предусмотреть сотни мелочей - от гардероба до дежурного электрика на случай аварии. Члены бригад клуба выставляли свои последние работы и каждый из них хотел чем-то особенным удивить гостей, а организаторы праздника больше всего беспокоились о том, чтобы день "именин" новых членов клуба прошел бы лучше того дня, когда им самим вручали членские билеты.

Наконец наступил долгожданный день. Актовый зал выглядит необычно. Под потолком висит огромный фонарь с девизом "Честь школе, слава школе". На сцене светящиеся эмблемы каждой бригады с надписью "Слава труду!" На столах - работы юных мастеров. Здесь и самодельные измерительные приборы, и действующая модель электросварочного аппарата, и образцы переплетенных книг, и приборы по физике переменного тока, и искусные работы выпиловщиков - шкатулки в подарок родителям, замечательная коллекция образцов пород деревьев, лучшие фотографии бригады фото-корреспондентов, а "адмирал" Шелков (бригадир моделистов) любуется грозной эскадрой своей бригады: впереди лидер 1 класса, за ним два эсминца, в разведке торпедный катер. Эскадра защищает радость мира - изящную яхту и мирную торговую шхуну.

В центре во весь зал - большой стол, за ним сидят старейшие клубисты - студенты московских вузов. На столе цветные фотографии именинников - тех, кому вручаются сегодня членские билеты-грамоты. Все любуются искусством фотокорреспондентов, упорно овладевающих цветным фото. Юные фотографы "цветники" с гордостью рассказывают студенту Саше Фритду - бригадиру фотокорреспондентов 1946 г. - о том, как в клуб приезжал старый фотограф - консультироваться по технике цветного фото, и жаловался на некоторых профессионалов, не любящих делиться своими "секретами".

8 ч. 15 м. вечера Юра Егоров включает свое электронное реле времени, через 16 минут, ровно в 8 ч. 31 минуту раздается сигнал к началу. Радисты занимают места около радиоузла, передача из зала будет транслироваться по всей школе.

Электронное реле сработало, раздался звонок! но... хотя на пригласительных билетах указано начало в 8 часов 31 мин., гости, очевидно, не привыкли к такой точности, и пришлось начать на 1 минуту позже.

После вступительного слова председателя собравшихся приветствовал основатель газеты "Школа" член клуба студент Высшего Технического училища Поглин.

В зале тишина, все почтили память погибших в боях за Родину воспитанников школы - радистов клуба Бородина, Камерфукса, Венратова, Великурова.

Вручаются членские билеты-грамоты за отличную работу в помощь школе. Один за другим подходят к столу фотокорреспонденты, радисты, электрики, моделисты, художники. Билет получает "адмирал" Олег Болдано - выученник "адмирала" Жени Шелкова. Ему предстоит в будущем году командовать бригадой моделистов вместо уходящего в отставку Жени. Фотокорреспондент Боря Попов прекратил съемки вечера - ему вручается билет за конструирование фото-приспособлений. Последним получает билет студент Александр Гехт, за многолетнюю работу по обучению юных радистов и электриков.

Лучшие редакторы, художники, фотокорреспонденты - получают шикарные награды, - собственные цветные фотопортреты, переплетенные в оригинальные папки. Награды тем более дороги, что они целиком сделаны в стенах клуба, в них ничего нет "магазинного".

Веселым смехом и бурными аплодисментами весь зал встречает награжденного школьного поэта-сатирика Мишу Дробышева и карикатуриста Куницына. Они с успехом продолжают свою газетную деятельность в стенах ВУЗа, а их третий партнер Лебедев, студент 2-го курса медицинского института, ведет работу в таком же детском клубе для детей работников института.

Затем руководитель клуба представил состав бригадиров клуба на 1952-53 учебный год. Все они - выученники старшеклассников и студентов-членов клуба.

Праздник продолжается, все идет гладко, но тут девочки из соседней школы сотворили "дипломатический" трюк, - вручили цветы руководителю клуба, которые явно предназначались их "учителю" - радисту клуба Юре Власову, - их разоблачили и цветы были переданы по назначению.

Юные мастера начали показывать свою работу. В зале потух свет. Демонстрируется световая, необыкновенная, цветная юмористическая газета "Школа". На экране появляется надпись: "Сейчас вы увидите / Смех сквозь слезы / Слезы сквозь смех, / Просто слезы, / Просто смех". Зрители тепло и радостно встретили световую газету, но мало кто из них догадывался (за исключением членов клуба), сколько труда и изобретательности вложено творцами этой газеты. - Так как обратимую цветную пленку наши фотографы не смогли раздобыть, то художникам пришлось рисовать на бумаге цветные... негативы. Например, в позитиве лицо должно быть желто-оранжевым, а художники рисовали его голубовато-фиолетовым, рубашка будет красная, а нарисована зеленая и т. д. Художники на этой работе повторили раздел программы физики по цветоведению (о дополнительных цветах и смешении цветов).

За столами дежурные бригад показывают действие учебных пособий и моделей. Вова Жиряков при помощи своего прибора определяет вакуум ламп, переплетчики рассказывают, какой аккуратности и точности требует их "профессия", чтобы не замазать книгу клеем, чтоб не скосить обложку. Олег Болдано привел в ужас шестиклассников от трудностей постройки модели настоящего боевого корабля: "Вы знаете, что такое по-настоящему прошпаклевать модель?" Гости молчат, ибо не знают вообще, что такое шпаклевка. Вокруг Кузнецова целая толпа, - он сваривает листы железа своим сварочным аппаратом.

Стены двух зал сплошь увешаны газетами, перед нами вся жизнь школы, ее боевая напряженность, горести и радости школьного коллектива. Двести номеров - это труд большого высокоорганизованного коллектива. На почетном месте висят 1-й и 200-й номера газеты, на них нарисованы 84 действующих лица школьной редакции. Главный художник газеты Декаденков спрятался в клубе от многочисленных нападок "пострадавших".

Между тем праздник продолжается. Во втором зале гремит музыка, - юные мастера молотка и рубанка доказывают, что они неплохие танцоры. Наша школа всегда славилась хорошей успеваемостью, любовью учащихся к труду и (!) не меньшей любовью к танцам. На минуту музыка смолкает, по радио объявлено: "Только что вышел в свет 201 номер газеты "Школа", выпущенный на вечере оперативной редакцией".

Время кончать. На всю жизнь запомнит каждый школьник тот вечер, когда он получал первую награду не только за хорошую учебу, но и за самостоятельно сделанную им ценность в помощь школе, а для многих уже это - избранная и любимая будущая профессия.

Гости расходятся. Опустела школа, но в актовом зале уселись полукругом рослые юноши. Видно, что это не учащиеся. Это студенты-воспитанники школы остались, чтобы испытать акустические качества усилителей, собранных руками клубистов. Радисты установили несколько динамиков с различной частотной характеристикой. На столе лежит богатейшая коллекция лучших оперных и симфонических пластинок (ее собирает несколько лет Толя Баскин) - и начался концерт. Призывно трубят фанфары "Итальянского каприччио" Глинки. Непоседа Коля Кутляр весь вспотел, глаза заблестели, от восторга, он лег на стулья и в продолжении всего концерта не проронил ни слова, в конце лишь сказал: "Хочется сейчас сделать что-то большое-большое, чтобы всем было хорошо."

"Отец" всех школьных столяров Валя Бармин снимает эмблему почетного дежурного по клубу, делает последнюю запись в журнале и просит всех удалиться.

В нашей школе, как и во всякой другой, бывают хорошие и плохие дни по дисциплине. Но когда в школе бывают гости, то каждый школьник чувствует, что школа - его дом, и он хочет показать ее в лучшем виде.

Мы считаем, что работа в клубе юных мастеров и увлечение ребят трудом есть средство повышения успеваемости. Работа в клубе вырабатывает привычку к труду, помогающую и в учебном труде, расширяет знания учащихся и будит их любознательность, учит ценить качество и количество труда, способствует умению применять знания на практике. В нашей школе идея труда от 1-го до 10 класса всегда пронизывала всю учебно-воспитательную работу учителей с учащимися. Пример: Маркарьян в 4, 5 классах был наказанием для родителей, обманывал их, сидел в каждом классе по два года, а сейчас - уже три года - ведет в клубе календарь знаменательных дат. Его в прошлом году приняли в комсомол. Как исправился Маркарьян? - У него не было интереса к учебе, у него не было привычки к труду. Попав в клуб в бригаду художников, к чему у него был интерес, окунувшись в работу клуба, где каждое дело должно быть доведено до конца, где каждая конкретная работа проверялась и контролировалась, он невольно должен был подчиняться всей организационной работе клуба, и, получая конкретные задания, выполнять их. Он вел календарь знаменательных дат, он должен был руководить 14-ю "художниками", составить четкое расписание заданий художникам на целый месяц вперед, вовремя дать задания. Он должен проверить грамотность написанного сообщения. Результаты его работы проверялись всем коллективом клуба и школы. Срыв означал большой позор. В начале его работы бывали такие случаи, когда в школе раздавался голос председателя клуба: "Где Маркарьян? Почему нет даты?". Ответ был печальный: "Он на лыжах, он в кино". Коллектив дал ему почувствовать важность его работы. Его вызывали на совет клуба, на комитет комсомола. Задание, учет и постоянный контроль за три года в итоге воспитали в нем нужную привычку к труду.

Хочется сказать о Внуздаеве. Он был так ленив, что учителя считали его тупицей. Дома его баловали, к труду не приучали. Клуб дал ему много. Он (клуб) заставил его работать систематически над любимым делом. Работа в организованном коллективе помогла ему перенести привычку к систематической работе и на свою учебу. В клуб приходили студенты и своими рассказами о жизни в ВУЗе влияли на него. Увидев мир больших возможностей, он стал к нему стремиться. Внуздаев кончил школу и поступил в Московский Университет, где успешно учится.

Кустов - ученик 8-го класса. Ленивый, бездеятельный, он не имел желания думать. Занявшись фотографией попал в одну из редакций газеты, постепенно стал привыкать к срокам, привык к систематическому выполнению заданий, научился отлично фотографировать, - для него фотография стала искусством, его работы вызывают восторг учащихся. Он начал понимать, что такое труд и даже что такое творческий труд. и это изменило его отношение к учебе и все его поведение. Из вялого и бездеятельного он превратился в собранного и исполнительного ученика.

Не только организация, но и само содержание работы клуба "Юных мастеров", все отношение школьников к учебе - прививает им любовь к науке. Труд по радио, фото, электричеству, участие в подготовке выставки 800-летия Москвы и другие трудовые процессы - расширяют горизонты учащихся, заставляют их пользоваться книгами. Задания клуба не могут быть выполнены, если не прочитать литературу. Например, работая над радиоприемником, нужно прочитать много книг и журналов. Разве можно со знанием только школьной программы создать радиоузел? А сколько нужно было читать Кустову, чтобы сделать доклад по истории цветной фотографии. Доклад слушали с глубочайшим интересом, слушали все члены всех бригад. Это является доказательством того, что без книги и без знания нельзя работать даже чисто практически.

Доказательством того, что без книги и без знаний нельзя работать практически, является история с учеником Крейсбергом. Крейсберг работает в клубе 3 года. Был ленив, хулиганил, но увлекался прикладной электротехникой. Вставить пробку, исправить выключатель - вот был предел его работы. Он не мог сидеть без дела, но все не шло дальше таких мелочей. По физике он занимался неважно; если дали ряд задач и сказали, что за 3 решенные задачи получишь 3, за пять задач - получишь 5, то Крейсберг поработает немного и сидит сложа руки. Сосед его спрашивает: "Почему ты дальше не решаешь?" На что он отвечает: "Хватит. Три сделал, чего больше". Придя в клуб, он записался на курсы по радио. И здесь он начал с поверхностного отношения к делу, не вдаваясь в изучение теории и потому - пережег трансформатор. Собирая новый радиоприемник по схеме, он сделал все небрежно, так что, когда к нему подошли ребята, то Власов нашел у него 4 ошибки, Корнеев - пять, даже ученик 5 класса Сюткин заявил: "У тебя сопротивление сделано не так, у тебя скоро приемник задымит". Он забросил свою работу. Через некоторое время Власов принес усилитель, собранный по собственной оригинальной конструкции и, увидев это, Крейсберг понял, что работать нужно не по трафарету, а чтобы сделать интересную вещь, надо много знать. И он потянулся к книге. А теперь у него дома прекрасная библиотека по техническим вопросам и он ныне собирает сложный приемник. Для этого ему пришлось преодолеть много трудностей. Например, для того, чтобы изготовить приемник, нужно самому изготовить ряд деталей. Надо намотать 2 тысячи витков первичной обмотки и столько же витков вторичной обмотки. Так как он привык делать все поверхностно, то работу, которую нужно делать в 6-8 часов, он сделал за три часа, и у него сразу пробило трансформатор током. Пережив ряд таких неудач, он практически по-другому научился относиться к труду, стал использовать книгу, делать точные расчеты и перешел к углубленной работе. Сейчас он закончил восьмиламповый приемник. У него оформился явный интерес к теоретическому изучению вопросов. По физике он раньше был двоечник, а теперь он учится отлично. То есть, Крейсберг от простого тяготения к практической деятельности перешел к книге, к теоретическому изучению вопросов физики.

Работа в клубе развивает любознательность. Она приводит к тому, что ученик расширяет свои знания, у него воспитывается большой интерес к тому, что ему объясняется на уроках. Вот, например, Жиряков Вова накопил деньги и купил гальванометр. Радостный пришел в клуб показать покупку. Теперь уж он сделает измерительный прибор! И что же? Не прошло и дня, как с гальванометра снята пломба, прибор разобран. Младшие радисты в ужасе от такой дерзости и про себя оплакивают загубленный прибор. Прошла неделя, и Вова снова собрал гальванометр, но теперь его чувствительность повысилась в два раза. У радистов клуба бытует словечко "разпосмотреть", то есть разобрать и посмотреть, как устроено и "почему". У рубанка вторая железка, а у жерхебка ее нет - почему? Зачем нужны гвозди круглые и четырехгранные? Сырая бумага наклеивается без морщин - почему? Медь нельзя приваривать - почему? Учащийся не удовлетворяется только объяснением явлений, он "влезает" в суть происходящего.

Поработав в клубе, ученики начинают ценить качество и количество труда, вложенного в окружающую нас действительность. Начинают понимать тогда, что надо много знать, чтобы практически работать. Работа в бригаде по электротехнике, по радио, заставляет по-другому относиться к законам физики, работа по фотографии заставляет по-другому относиться к химии.

Интересно, как высказывались клубисты и обычные ребята, когда проходила экскурсия в метро: "Красиво" - говорили ребята. А работающих в клубе интересовали и другие вопросы: "Сколько труда вложено!" "А как должна была вырасти техника, чтобы достигнуть подобной красоты", "Как делается та или другая деталь".

Умение применять знание не вытекает автоматически из понимания и запоминания законов науки. Применению знаний надо учить. Научить же этому можно только путем практических работ и упражнений. Практические навыки учащиеся должны получать на уроках. Этому же учит и работа в клубе. В процессе труда клубисты ежедневно, ежечасно сталкиваются с задачей применения знаний в практической жизни. Ученику Маркову поручили сделать прямоугольный фанерный щит для пионерской комнаты. Как он приступил к выполнению задания? Отмерил на фанере длину и ширину, все остальное - параллельные стороны, прямые углы - начертил "на глазок". Щит готов - одна сторона 32 сант, противоположная 33 сант. Углы не прямые - одним словом, 100 %-й брак. Бригадир Маренков его стыдит: "Десятки раз на уроках геометрии чертишь прямоугольники, знаешь признаки параллельных линий, чем отличается прямой угол от тупого, а в клубе испортил целый лист фанеры и не сумел начертить прямоугольный щит". Марков работу переделал. На этот раз он воспользовался угольником.

Педагогический коллектив ощущает влияние работы клуба на успеваемость учащихся. Среди клубистов, проработавших в школе до 3 лет, неуспевающих нет. Все бригадиры клуба успевают по всем предметам и по точным наукам на 4 и 5. Из клубистов, работающих первый год, не успевают 11 человек на 300 человек при общей успеваемости школы в 9...,... %-ов .

Задача советской школы не только вооружать учащихся необходимыми знаниями, но и воспитать активных и сознательных строителей коммунистического общества, умеющих жить и работать в коллективе, людей волевых, настойчивых, не боящихся трудностей, умеющих преодолевать трудности. Мы должны воспитать у ребят чувство коллективности, уменье подчинять личное общественному. Работа в клубе юных мастеров, участие в общественно-полезном труде помогает воспитывать эти черты нового человека. И это не фраза, - жизнь подтверждает это положение. Многие ребята, проработавшие в клубе, являются примером людей, у которых слово не расходится с делом. Возьмем, например, Золотоводова. Он в свое время не хотел вступать в комсомол, считая, что ему ничего не даст общественная работа. А потом он был организатором всей выставки к 800летию Москвы. В клуб он пошел, чтобы научиться делать кое-что для дома. А когда вошел в коллектив и стал выполнять конкретные задания, то начал находить большое наслаждение в работе для коллектива. Он стал отличным комсомольцем, у него слово не расходилось с делом.

Ныне Аристов является примером человека, у которого широкая общественная душа. Он умеет ставить общественное выше личного, у него слово не расходится с делом. Бывший второгодник, пройдя путь труда в школе, стал общественником комсомольской организации и кончил школу с медалью. Аристов в клубе был переплетчиком, потом главным редактором газеты "ШКОЛА". На него влиял дух коллективного труда. Он понимал, что словами не отделаешься, и любил всегда сделать что-нибудь полезное для школы.

Ученик 6-го класса Власов - индивидуалист, маменькин сынок, любитель своего собственного столика, под ногтями у него не было грязи, пыль на него не садилась. Он не любил домашний инструмент приносить в школу, переживал, если какая-нибудь вещь в клубе не принадлежала ему. К общественной жизни он подошел постепенно. В бригаду фотографов он пришел для удовлетворения своих нужд и постепенно втянулся в общественную жизнь коллектива клуба. От фотографии он перешел к радио, стал углубленно работать. Сейчас он руководит курсами, активно работал в монтировке радиоузла, умел отдавать много труда для общественного дела, стал общественником, научился ставить общественное выше личного.

Работа в коллективе, его подчас суровые, но справедливые требования, направленные на реализацию коллективных целей, иногда создают конфликты у учащихся между пережитками мелкого собственничества и нуждами коллектива. При постройке школьного радиоузла необходимо было дефицитное трансформаторное железо. Радисты клуба буквально с мясом вырывали трансформаторы из личных приемников и усилителей и отдавали их в клуб. Последняя необходимая пачка железа была собственностью Декаденкова, и он ни за что не хотел расставаться со "своим богатством". Узел все-таки был построен. Но Декаденков свой личный приемник никак не мог наладить. Он чувствовал, как неохотно дают ему советы более опытные радисты. Руководитель клуба разрешил принести приемник в клуб и налаживать его с помощью клубных приборов. Дело пошло на лад. Декаденков понял, что без коллектива он не может жить, и ему стало стыдно за отношение к построению радиоузла. Через несколько месяцев бригадир как-то высказал мечту "хорошо бы в клубе иметь образцы пород дерева". На следующий день Декаденков принес замечательную коллекцию образцов и отдал ее бригадиру. Как выяснилось позже, коллекция собиралась больше 80 лет дедом, а позже и внуком, т. е. самим Декаденковым. Она была семейной реликвией.

Примеров, где ребятам приходится преодолевать трудности, учиться доводить дело до конца, в клубе много. Юра Егоров слыл в клубе "мечтателем". То он собирался построить особый передатчик, то начал собирать детали для постройки телевизора, но при первой неудаче дело бросал. Даже простейшего двухлампового приемника не закончил. В клубе ему поручили вместе с товарищем собрать простейший выпрямитель для физического кабинета. Даже под контролем всей бригады работу он не выполнил. Затем Юра взялся самостоятельно построить действующую схему 3-х лампового приемника. несколько раз его заставляли переделывать неряшливую работу. Наконец, модель включили - "ни звука". После этого Юра на несколько недель исчез. Руководитель клуба заставил его тщательно просмотреть правильность монтажа. Обнаружено 2 ошибки. Включили... не работает. Снова проверка всей схемы, снова находят небрежный монтаж. Так продолжалось несколько недель. Бригадир буквально приводил Юру в Клуб и заставлял искать, проверять качество детали, налаживать режим питания лампы. Наконец, схема приемника "заговорила". И теперь часто можно видеть Юру у своей схемы, - он уже не удовлетворен тембром звука и работает над улучшением тона.

Какие можно сделать выводы?

Проводя работу по развитию трудового творчества учащихся, педагогический коллектив школы в первую очередь заинтересован в учебно-воспитательных результатах. Положительные результаты мы видим. -

В благоприятном влиянии трудовой деятельности учащихся

1) на их моральный облик,

2) на их успеваемость,

3) на выбор жизненного пути выпускниками школы.

Работа в клубе, конкретное участие в трудовой разнообразной деятельности - определила судьбу многих учащихся в выборе профессии, в выборе дальнейшего жизненного пути.

Война контролировала и проверила моральные качества всех людей. Она же (война) проверила и наших учеников, выпущенных из стен школы до войны. Без преувеличения можно сказать, что наши ученики, прошедшие школу общественно-полезного труда, работавшие в клубе, уже с первых дней войны добровольно пошли на самые тяжелые участки, - на трудовые, боевые фронты. И всюду ими были использованы навыки, полученные в клубе. Школьный радист Шура Камерфукс с первых дней войны был радистом на фронте, а потом командовал взводом связи особого назначения. Он готовил радистов для партизанского тыла и сам был направлен на выполнение особого задания, которое должно было решить важную боевую задачу. Задание он выполнил. Конец его жизни был героический. Не выдав тайны врагу, он был зверски замучен и повешен врагами. Уже повешенного его видел один из учеников школы, передавший нам подробно о его героической смерти. Посмертно он награжден правительством. Бородин, Велигуров, Бендрат, одни из лучших клубников, ушли на трудовой фронт летом. А потом работали связистами и радистами в армии. Погибли смертью храбрых в боях. Хочется сказать о Диме Полонникове, замечательном радисте школы. Он был командиром, связистом в армии, получил тяжелое ранение, но все-таки закончил высшее образование после войны и сейчас возглавляет большую работу по радио в одном научно-исследовательском институте. Товарищ по клубу Шуры Камерфукса - Валя Ямайкин проявил выдающиеся способности радиста на фронте и до окончания войны был направлен в Академию связи. Бригадир фотографов Борис Афанасьев прошел большой путь бойца от Ельца до Берлина. Был постоянным фото-корреспондентом фронтовой газеты. Он пролежал три года в клинике после тяжелой контузии и все-таки поступил в медицинский институт, где успешно учится.

Трудовые навыки, полученные в клубе, помогали нашим учащимся в трудные минуты их дальнейшей жизни. Переплетчик клуба Коля Дронов, став инвалидом войны, кормил себя и семью переплетным делом. Ученик Сарынин Валерий работал в клубе как член клуба по электротехнике, приобрел умения преодолевать все трудности и, попав в сложный семейный переплет, смог спасти мать от отчима, аморального человека, и взять на себя всю семью. После 8-го класса он пошел работать, и книжечка клуба оказалась ему путеводной звездой. Его приняли вначале учеником на телефонную станцию, и за два месяца он смог сдать экзамен на техника автоматической телефонной станции, а сейчас работает бригадиром на монтаже телефонной станции. Дмитриевич, увлекаясь в клубе оформительской работой и столярным делом, пережил войну и, разрушив свое здоровье, поступил учиться на оформителя книг в редакционно-художественное училище, а содержал семью, работая столяром.

Почти все бывшие студенты - члены клуба учатся на 4 и 5. В этом году 6 человек получают повышенную стипендию, 4 человека за отличные успехи переведены на специальный факультет, 38 студентов, бывших клубистов, ведут большую общественную работу в институтах, 18 студентов - члены научно-студенческих обществ.

Отлично учились в школе Морозов Алексей, Вокач Александр, Мурашов Алексей, Рубашов Михаил, Морев, Кравцов, Ушаков, Тихомиров, Федосеев. Эти ребята кончили школу с отличием (с медалями). Для них труд во всех его разнообразных проявлениях, начиная от учебы и кончая простой колкой дров, стал необходимостью. Они в школе были вожатыми, комсоргами, бригадирами клуба юных техников. Большинство из них кончили школу с медалями, а если без медали, то с хорошими оценками. Они шли в ВУЗы и там работали так, что школа может ими гордиться. Многие из них, как Кравцов, за отличную учебу переведены на специальный факультет и получают повышенную стипендию; Степанов, отличник школы, сейчас член научно-технического общества Московского Университета. Ильин, член научного общества, получал специальную стипендию за отличную учебу. Можно сказать, что сотни людей, прошедшие путь труда учебного, физического и общественного в нашей школе, являются одними из лучших представителей молодежи в жизни.

--

Брюховецкий Федор Федорович,
Краснодарская ж.-д. школа № 58, работа примерно 1950-51 гг.
http://zt1.narod.ru/doc/bryuhvck.doc.

Синельников В.Г.,
директор школы N 27 Свердловска, работа примерно 1949-51 гг.
http://zt1.narod.ru/doc/sinelnkv.doc

http://zt1.narod.ru/doc/149-i-195-shkly.doc. Доклады директора школы 149 Ирины Владимировны Кочетовой и директора 195 школы Юрия Ивановича Колосова, 3 апреля 1957 года, Ленинград.

Прыг на главную ZT-web- страницу http://zt1.narod.ru/