Вспомогательные школы с хозяйственно- трудовым разветвленным уклоном.ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.


Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

Махачкала, 8-я вспомогательная школа с хозяйственно- трудовым разветвленным уклоном .. "Народн. обр." 1990,2.

.. Хозяйственное кредо директора читается так: нравственно - быть богатым и не стоять с протянутой рукой, выпрашивая у государства деньги сверх бюджета. Думаю, что многие сочтут кощунством сочетание таких понятий, как рынок и вспомогательная школа. Но что делать: пора избавляться от завораживающих иллюзий. Школа не отказалась от государственного попечения, но живёт уже на деньги, заработанные в мастерских, на ферме, в лечебном блоке .. Несколько лет назад решили: будем сами зарабатывать. У промкомбината выпросили 200 метров ткани на пошив наволочек (стоимость ткани оплатили из своего кармана). Неделю сидели, не разгибаясь, - пошили! Пошли продавать и - прогорели: весь товар промкомбинат забраковал. Оказывается, нарушили технологию, не знали, что поперечная нить вытягивается при шитье. Кто же это мог знать? Так и принесли обратно в школу все "волнистые" наволочки. Не пропали, конечно, но поняли: деньги зарабатывать не так-то просто. Нужны умелые руки.

Тогда-то, семнадцать лет назад, и начала директор школы искать компетентных людей. Так появились в школе Екатерина Николаевна Спицына, Валентина Александровна Газаева, Асият Исаевна Магомедова, Фируза Алмазовна Акаева, Николай Константинович Тумаров и другие. Директор Ума Магомедовна. Первые неудачные попытки разбогатеть (это под её руководством шились "волнистые" наволочки) заставили думать, искать, анализировать ситуацию. И сказать по правде, многие её действия у коллег и начальников вызвали нечто, похожее на шок. Ну, с начальниками всё ясно: несколько лет самым трудным для директора школы было "обойти" начальственные заставы, смягчить механизм запретов. Это же готовые сцены, полные драматизма и детективной окраски, как она "пробилась" к председателю Госкомитета по печати и выпросила у него станки для школы. Как ездила на БАМ за отопительным котлом, в Красноярск за лесом для школьной столярной мастерской. Как привозила биговку из Донецка, станки с Урала, центровку из Молдавии. По мере того, как расширялся плацдарм трудового обучения, нужно было всё новое и новое оборудование. Директор школы не бралась за воспитательную программу-максимум без основательной материальной подготовки. Она не может думать о будущем "мимо настоящего". А уж каким трудом всё доставалось и достаётся - один Аллах знает. Аномальные дети появляются в аномальной обстановке, что для их коррекции, для воспитания нужны нормальные условия - светлые, чистые классы с занавесками, просторные спальни, игровые комнаты, где мягкие ковры и много игрушек. Нужны… Да разве перечислишь, что нужно людям для нормальной жизни? По натуре директор - реформатор, и свои первые шаги в школе начала с коренной, как бы мы теперь сказали, перестройки: заменила бытовые швейные машины производственными и с 4-го класса (учёные, внимание!) посадила за них девочек. А машины электрические и дают 4, 5 тысячи оборотов в минуту. Рисковала она? Конечно. И очень! Где гарантия, что игла не прошьёт пальцы, а нитепротягиватель не рассечёт девочке лоб, когда она склонится над машиной? Но на то она и Мастер, чтобы свести на нет степень риска. Работе с педалью девочки учатся, убрав иглы (учатся долго - педаль надо "чувствовать", от неё скорость зависит, а у многих детей нарушена координация движений). Освоили педаль - перешли к прямой строчке, начали шить технические салфетки, наволочки и простыни. Все 580 учеников школы - аномальные дети, и у каждого третьего - беспощадный диагноз: олигофрения в стадии (а то и в глубокой стадии) дебильности. Своя концепция есть у коллектива 8-ой школы - не выдуманная, а выстраданная. Своя собственная. Её замысел прост и изначально ясен: помочь обездоленным детям прожить отпущенное судьбой время с сознанием своей человеческой полноценности. А новая педагогическая технология, с помощью которой реализуется эта концепция, - старое как мир.

Ж-жик, ж-жик, ж-жик, - слышится резкий "голос" картоно-резательного станка. В его равномерный темп врываются беспорядочные звуки проволокошвейного, универсального просекательного и настольного сверлильного станков. В картонажном цехе идёт работа. Впрочем, это ещё и урок, тема которого - изготовление шарнирной коробки по всем операциям. На доске выписано несколько слов - крупно, ярко: трудовая дисциплина, шарнир, зачёт, качество. И ещё постоянно висит технологическая карта с последовательностью операций. Станки работают ровно, ритмично, огромная гора картонных листов как-то незаметно тает, превращаясь в штабеля готовых коробок разной величины и формы.

Конечно, это нехитрое дело, чего уж проще! Но это нам с вами. Это нормальным детям. А Екатерине Николаевне понадобилось два года - два года! чтобы ребята освоили последовательность операций. Я сознательно не употребляю слово "запомнили": они не могут запомнить в нашем привычном смысле. Они могут только освоить через осязание, действие - они "запоминают" руками. У Екатерины Николаевны есть даже особый термин, который стал её методическим приёмом: "оречевление труда" Два года, начиная с четвёртого класса, ребята осваивали несложную технологию - отрезать от рулона заготовку в размер, биговать две продольные линии, загнуть и зажать заготовку на столе. Сделали - сказали, сделали - сказали. И девочка через эти простые движения, почти доведённые до автоматизма, обретала координационную способность, становилась увереннее, общительнее. Руки развивали её голову, её чувства. Труд лечил её. Такая простая для нас и такая сложная для Зульфии работа сделала её человеком. Она уже хорошо ходит и даже бегает. На ней модное яркое платьице и такая же косынка. Зульфия приветлива и контактна: Екатерина Николаевна, работая с малышами, просит иногда Зульфию: - Помоги, пожалуйста, - и Зульфия с радостью и очень умело выполняет роль наставницы.

Два дня провела я с этими ребятами - мы шили коробки, убирали цех, вместе обедали, уплетая вкусный хинкал. Я чувствовала себя ужасно неловко: деньги за обед с меня наотрез отказались брать. Говорю им: "Мне стыдно быть вашей нахлебницей!" А Ваня Акшурин (очень больной мальчик, с органическим поражением мозга) великодушно успокоил: "Ничего, как-нибудь прокормим. Мы же зарабатываем!"

И это правда: картонажная мастерская даёт в год 24 тысячи чистой прибыли (а начинали с 900 рублей). Ваня делает за урок около четырёхсот заготовок, Зульфия около двухсот. С 9 класса ребята получают зарплату. Зульфия 30-35 рублей в месяц, Ваня, Ахмет и Марик около 40, а иногда и больше. Деньги отдают родителям, родственникам, с которыми живут, или тратят на свои нужды. С какого класса работают ребята на станках? Оказывается, с четвёртого.

Сергей Андреевич пригласил инженера и нескольких мастеров завода. Посмотрели они, как работают ребята на станках, какую дают продукцию и… пожали учителю руку. Несколько рабочих добровольно вызвались обучать школьников профессии токаря. Так было растоплено холодное сердце "Металлиста".

И рабочих комбината художественных изделий ребята убеждали делом: теперь в их коробки ежегодно пакуется товаров на 17 миллионов рублей - платки, сувениры, бельё, кукурузные палочки. Ни разу мастерская не сорвала план, за что получила знамя от комбината.

В школе восемь таких групп, ребята из которых могут овладевать только простыми трудовыми навыками. Но это даёт им впоследствии надёжный кусок хлеба, возможность нормально жить. Аню Жильцову, например, взяли в кооператив "Золотая нива". Захара Авшалумова и Виталия Ашурова на картонажную фабрику. У молодых рабочих - семьи, дети.

Конечно, не все выпускники так легко осваиваются в новых условиях, входят в жёсткий производственный ритм. Две девушки так и не смогли работать на производстве, устроились уборщицами. Проблема эта очень серьёзная, но школа нашла её решение: городок у подножия Тарки-Тау пополнился ещё одним корпусом - строится картонажная фабрика. Это уже самое настоящее производство, где выпускники школы года два-три, а может, и больше будут работать - обживаться, привыкать к отношениям в трудовом коллективе.

Я была в школе, когда в Махачкале проходил всероссийский семинар по трудовому обучению во вспомогательных школах. В программе был конкурс "Мастер - золотые руки". Он проходил в разных мастерских - в сапожной, швейной, столярной. В этом, право же, есть резон. От скептиков, побывавших в 8-ой школе, я услышала: "Там же взрослые работают - и в мастерских, и на фермах". Это звучало упрёком, неким подозрением. Я спросила у одного Скептика: "А разве в классе дети одни сидят? Разве учитель на уроке с ними не работает?" В ответ услышала: "Ну, то совсем другое дело…"

Как несколько лет назад учителя решительно преодолевали рекомендации "нормативной педагогики" (на шитье платья - 26 часов), так сегодня они борются со стереотипами дорыночного сознания. О полном хозрасчете еще нет речи (может, его и не будет никогда - такова специфика школы), но есть уже здесь несколько прочных хозрасчетных цехов, зон, участков - назовите, как хотите. Они-то и делают товаров на полмиллиона. О картонажной мастерской и швейном цехе мы уже говорили. Но деньги можно зарабатывать при желании (и при хорошей организации!) на чём угодно. К примеру, столярная мастерская обеспечивает все школы республики оконными рамами и дверными косяками. Это практически неиссякаемый "рынок". В школе несколько автобусов, 7 транспортных единиц, как пишется в документах, - на хозрасчёте. Свиноферма и пасека дают не бог весть какие деньги, но всё же прибыль, а не убыток! Да ещё 25-28 тонн мяса государству. Да ещё мясо, молоко, горный мёд детям, конечно, бесплатно, а учителям по себестоимости - разве это не по хозяйски? И разве не доступно это всем вспомогательным школам? республики? Какие директивы и концепции нужны для этого? .. 400 рублей в месяц - тоже не бог весть какие деньги. Но в год-то это уже почти 5 тысяч! И приносит их школе поликлиника. Об этом, пожалуй, стоит сказать особо. Ибо это не просто поликлиника, а оздоровительный блок - своеобразный центр здоровья. Кабинеты физиотерапии, бальнеологии с восходящим душем, циркулярным, с травяными ваннами, - помогают при расстройствах моторики, стабилизируют поведение, избавляют от гипертрофии мышц. В зубоврачебном кабинете постоянно "крутят" мультики, и дети с удовольствием бегают сюда на лечение. (В школу многие поступают с больными зубами с гнойными пазухами). Медсестра Румия Османовна Хайбулина сказала не без гордости: "Посмотрите, какие здоровые зубы у наших детей. У всех... " Школьная поликлиника оказывает помощь учителям (ингаляторий, лор, терапия) и членам их семей (как правило, детям). Это экономит массу времени педагогам. А с пяти вечера, когда занятия окончены и в школе остаются только "интернатские" дети, поликлиника сдается в аренду и работает на хозрасчете. Молодой врач Альберт Халилов получает за это дополнительно четверть ставки, а школе приносит 400 рублей прибыли ежемесячно.

Помните мудрое народное изречение: курочка по зернышку клюет и сыта бывает. Оно как нельзя лучше подходит к школе. 5 тысяч в год - от поликлиники, 28 тысяч - от свинофермы, 3 тысячи от пасеки...

Даже малыши зарабатывают для школы тысячу рублей в год: клеят бумажные пакетики для хранения разменной монеты (в них нуждается Госбанк) и продуктовые пакеты. Дефектологи утверждают, что даже такая простейшая операция, как склейка бумаги, способна внести коррекцию при нарушениях моторики. Так и "набегает " за год до ста тысяч. Надо ли при таком доходе стоять с протянутой рукой? 10 тысяч школа расходует на оборудование, 12-15 тысяч - на дополнительное питание, 5-6 тысяч - на поездки, культурно-массовые мероприятия. А ведь она ещё платит стипендию учащимся групп ПТУ и зарплату старшеклассникам. И на свои деньги заказывает документацию на теплицы, новые корпуса, зимний сад. Вот и скажите после этого, что рынок и вспомогательная школа - вещи несовместимые.

Ума Магомедовна считает, что плохо ещё, мало используются возможности ребят. Сколько мы могли бы сделать в целом по стране! Швабры, молотки, кухонные доски - сотни простейших изделий в состоянии изготовить ученики.

Как педагог и руководитель, директор ставит перед коллективом задачи самого высокого уровня сложности. Не все с ней соглашаются: одни сомневались, нужны ли их школе инструментальный и танцевальный ансамбли, хор и театральный кружок? (Кстати, в школе 10 предметных кружков и 26 по интересам). Другие считали чуть ли не опасным её предложение сделать субботу "днём для души": чем ребята увлекаются, тем пусть и занимаются. Я была на уроках у учителей Нелли Магомедовны Сайгидовой и Асият Исаевны Магомедовой. Мне кажется, они достигают невозможного: дети хорошо читают, сочиняют рассказы об осени, о своём городе, приводят эпитеты, используют образы сказок, называют перелётных птиц…

--

УГ 1990,28. Ида Антоновна Платонова пишет Ивану Семеновичу Синицыну. - Уважаемый Иван Семёнович! Вот и вышла я на пенсию. И решила пойти воспитателем в школу-интернат умственно отсталых. Все тут, конечно, сложнее, чем в обычных школах. Дети представляют собой озлобленную массу. Каждый готов нахамить, бегают, бродяжничают, грабят подвалы, раскурочивают в окрестных гаражах машины. Некоторые пьют, нюхают какую-то дрянь. Словом, милиции и воспитателям скучать некогда.

Несчастные жертвы олигофрении? Не только. Их беда, на мой взгляд, в том, что они ведут бессмысленное существование ..

Начали без копейки денег. Но у меня давно зрение настроилось всюду видеть богатства, которые валяются под ногами.

Сколько ящиков сжигают без толку возле магазинов! А наши ребята взялись делать из них штакетник для клумб. Из обрезков ткани, которые нам прислали со швейной фабрики, начинаем шить красивые береты, рукавички. Вещь из мусора! Чувствуете в этом воспитывающее начало?

Намечаем к выпуску около пятидесяти различных изделий. Труд должен быть разнообразным.

Нам повезло. Появились шефы-опекуны - богатые рыболовецкие колхозы. Главный наш шеф, мужчина грубоватый, но добрый, чертыхнулся недавно и сказал: “Если вы будете лепить фонд из мелочей, на это уйдёт десять лет. Я дам заработать 20-30 тысяч.”

Он пожертвовал интернату гору старых рыболовецких сетей: “Шейте из них мешки под овощи. Как мешок - так семьдесят копеек. Как тыща - так семьсот рублей”.

Мы объяснили суть дела ребятам. Они сказали: “А что? Попробуем!” Совет бригадиров решил: “Зарплата десять копеек из тех семидесяти, остальное - на расширение “цехов” и на премии”.

Для работы освободили все подходящие “территории” в интернате. С пяти вечера все дружно берутся за иглу. Младшие работают час-полтора, старшие - больше.

Занялись изготовлением и уличных цветочниц - это уже выход на эстетику. Горкомхоз платит по 16 рублей за штуку.

Сегодня сдали 2 500 мешков. На днях проведём праздник труда - ребята получат первую зарплату…. Как они надумают расходовать деньги? Есть о чём побеспокоиться.

На съезде вы слышали о нашем школьном кооперативе “Муравей”. Вот во что выросли “цехи”! И действительно, работаем дружно, как муравьи. Горисполком утвердил наш устав, членство в кооперативе разрешено с двенадцати лет. Фактически работают все, начиная с 4-го класса. Интересно: чем дети младше, тем охотнее трудятся. К сожалению, выпускников школы мало захватила трудовая жизнь. Поначалу, чтобы сшить мешок, тратили 25-30 минут. Сейчас за это время дети выдают уже по 4-5 штук. В месяц выпускаем по 10 тысяч и больше. Придумали ребята приспособление для резки сетей - заработала рационализаторская мысль. За-ме-ча-тель-но!

За восемь-девять месяцев шутя дали продукции на пятьдесят тысяч рублей. Двадцать тысяч выдали в качестве зарплаты детям и взрослым (с нами работают пенсионеры).

Работать никого не неволим. Труд стал нормой жизни. А как изменились дети! Не шалопай идёт - трудовой человек! Зарабатывают в большинстве по 30-40 рублей в месяц., некоторые и по 2 рубля. Выдаём наличными! Каждому.

И что значит не украденное - заработанное! Не транжирят деньги, а покупают хорошие вещи: дипломаты, кроссовки .. Мы оборудуем всё новые и новые цехи. Купили круглопалочный станок, лесоматериал. Будем изготавливать черенки для лопат и грабель, лепить цементные плиточки, чтобы мостить дорожки, готовимся делать прокладки для водопроводных кранов, посылочные ящики, пакеты для одноразовых шприцев (по заказу Минздрава). К сентябрю думаем организовать производство цветочных горшков, “плечиков” для одежды, оконных рам и дверей.

Все работы хороши - выбирай на вкус.

Итак, чуть больше года трудится наш “Муравей”. К сожалению, я работаю в интернате с олигофренами, а не в большой средней школе, как когда-то. Но менять что-либо уже некогда, да и этих ребят жалко…

Пора подводить итоги. - Каждый (даже дебильный) ребёнок почувствовал себя нужным, обрёл в труде человеческое достоинство. Стал складываться детский коллектив. Глядишь - все здороваются, все знакомы друг с другом. Все увидели всех, и оказалось: в каждом есть что-то такое, за что его можно уважать. Встречаясь, говорят о своих трудовых успехах.

Грубость исчезла. Да и воспитатель уже не крикнет, не схватит за ухо - это уже невозможно. Дети для педагогов стали партнёрами в труде.

200 тысяч пакетиков для одноразовых шприцев мы должны были по договору сделать за учебный год, а наши кооператоры выдали 30 тысяч за пять дней! Включают музыку, садятся в зале за столы, кто с кем хочет, и переговариваясь, как на посиделках, клеят пакетики. Каждый выполняет свою операцию - применили разделение труда!

Один учёный поклонник нетрудовой школы недавно написал в журнале, что революцию делали не для того, чтобы дети трудились. Великое наше несчастье - такие догматики.

В нетрудовой школе все узы разорваны, дети не хотят учиться, сбиваются в стаи, от безделья ищут приключений, идут на преступление. Мы для этого делали революцию?

А в нашем интернате преступность исчезла! Воровства больше нет! Даже у дебилов появились понятия о нравственности!

Недавно совет бригадиров решил нанять художника и красиво оформить школу, выделить на это 3 тысячи рублей. Какими орлами почувствовали себя ребята! С какой гордостью будут смотреть на раcписанные стены. По заявлению директора, совет отпустил средства на приобретение люстр (50 штук), новой посуды, ваз для столовой. Решено приобрести японский видеомагнитофон.

Многое может позволить себе интернат, заработавший за год 70 тысяч. Хотим - садимся в автобус и отправляемся по Камчатке к Ключевскому вулкану, горячим источникам. Часто встречаемся с заслуженными трудовыми коллективами.

Расширяется кругозор ребят, становятся значительнее и их потребности. Теперь покупают себе мопеды, куртки, магнитофоны. Наши дети начинают мечтать!

Создали клуб интересных встреч. Раз в неделю к детям приезжают хор фронтовиков, национальные и военные музыкальные ансамбли, вулканологи и даже йоги. И вся масса детей поёт вместе с ними: фронтовые, пионерские, народные песни. Вся школа поёт! Это не просто отдых - это могучий акт оздоровления души.

Раз в неделю у нас линейка. Ребята узнают имена героев нашего труда и “героев” в кавычках. Полная гласность!

Скоро Новый год! Что станет “гвоздём” программы? Инсценированная песня - общая для всего класса.

Вот так день за днём мы их и воспитываем. Отвечаю всем: наш макаренковский опыт можно повторить в каждой школе. Банк и Детский фонд лают ссуду 25 тысяч - открывай кооператив! Даю гарантию - через год каждая школа станет независимой от бедного кармана государства. На Камчатке уже начали работать 25 школьных кооперативов.

Я уверена, что рано или поздно каждая школа придёт к тому, к чему пришёл Антон Макаренко, - к строительству собственного завода. Страна берёт курс на создание небольших предприятий. Где же их создавать, как не при школах, ПТУ, техникумах. Воспитанники Макаренко пишут, что жили в коммуне, как при коммунизме. Труд воспитывал их уже сам по себе….

Мы стоим на пороге новой трудовой истинно социалистической школы. И я до конца дней своих буду биться за такую школу.

Платонова Ида Антоновна. Петропавловск-Камчатский. (УГ 1990,28).

Подробней по Платоновой И.А. ищи в файле http://zt1.narod.ru/vrag_4.htm.

--

“Школа и производство” 1990,4 .. В школе-интернате № 26 Белгорода учатся глухие и слабослышащие дети. Для таких ребят особенно важно приобрести необходимые трудовые навыки ещё в школьных стенах. Помогает им в этом работа на школьном заводе. Основателем его стал учитель трудового обучения Е.А. Грабчинский. Он пришёл в эту школу в 1983 г. Через год начала действовать .. С желанием и усердием трудились подростки .. Как светились радостью их глаза. Владимир Котляров ловко подаёт бруски в станок, и они за считанные минуты превращаются в цилиндрические заготовки. Их подхватывает Юрий Бондаренко, чтобы сделать на торцах и пазы. Фигурную обработку на пиле ведут Игорь Лихобабин и Александр Огурцов. Фрезерование и механическую шлифовку деталей освоили Александр Рожнов и Сергей Фаустов. Готовые детали поступают на сборку, окраску, Олег Павлов аккуратно смазывает места креплений клеем. Два его помощника последовательно соединяют детали между собой. Умело постукивая киянкой. Вскоре новые вешалки выстраиваются в рядок, поблёскивая свежим лаком. В помещении же почти нет стружек, опилок. Они собираются вытяжной системой в специальный контейнер .. На зональной выставке художественного и технического творчества глухих и слабослышащих детей, проходившей в Орле, школа-интернат № 26 Белгорода была отмечена дипломом III степени. Под руководством учителя юные умельцы оборудовали сверлильный станок прижимным устройством, рейкой с направляющим пазом и упором, обеспечив безопасность труда и точность сверления. Кажется, всё так просто. Но почему-то это не предусматривается заводом-изготовителем. Е.А. Грабчинский привлекает ребят не только к работе по усовершенствованию имеющегося оборудования, но и к проектированию и изготовлению нового. Ученики 26-ой школы охотно выполняют заказы учебных заведений, предприятий и организаций города. Половину заработка получают учащиеся, а другая идёт на нужды школы.

См. и http://zt1.narod.ru/agroshkoly.htm

Прыг на главную ZT-web-страницу.