Агрошколы.Ищите и в http://zt1.narod.ru/winrar/0rnb.zip. файл : Сельское по преимуществу.doc

Огромные мои, ZT, библиографические и прочие наработки в двух моих файлах: http://zt1.narod.ru/winrar/0bibl.rar . Почти ежедневно изменяется/пополняется. http://zt1.narod.ru/winrar/temnik.rar . Почти ежедневно изменяется/пополняется.

От: Зиновий Тененбойм (ZT), СПб. Ноябрь 2011.
Известные мне опыты исторического прошлого, которые в той или иной степени можно идентифицировать как школьные минитехнопарки и детско-взрослые образовательные производства (аграрные и промышленные). + Некоторые идеи.
http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc.

Агрошколы.

Данный файл скорее всего будет пополняться.

Советую прочесть : http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc . агрошкола-интернат Адрес учреждения: 152430, Ярославская область, Первомайский район, п. Пречистое, д. Багряники, ул. Школьная д.5 Администрация учреждения: - Ванцаев Муса Синаевич - директор ШИ, - Фардзинова Татьяна Юрьевна - заместитель директора по учебно – воспитательной работе.

[ Ванцаев Муса Синаевич ] .. Интернат ежегодно ведет войну за жилье для выпускников: по закону каждому положена квартира - но кто сегодня слушается закона! Дай бог, если комнату найдут в одном из городов области .. Муса Синаевич считает, что большинство ребят даже нужно подержать до 25-летнего возраста, тем более, что они и сами просятся остаться. В этом году подготовили для ребят еще пять рабочих мест: в пекарне, в бригаде трактористов и в магазине ..
ZT. Чиновниченье на местах не соблюдает закон о жилье для выпускников, но зато подымает вой о труде ребят: "Запрещено законом!". В данных обстоятельствах макаренки типа Ванцаева Мусы Синаевича даже обязаны НЕ соблюдать конституционные и юридические запрещения труда подростков. - Если уж не оснастить выпускника нормальным жильем, то хоть оснастить его высокой трудоспособностью...

Педагогика А.С. Макаренко – это, - для подопечных, - три в одном. –
1) Педагогика обеспечения разносторонне насыщенной, не лёгкой, но мажорной, жизни.
2) Педагогика нужной проработки натур.
3) Педагогика как можно более всестороннего оснащения.

См. и http://zt1.narod.ru/8ya-vspm.htm.

См. и http://zt1.narod.ru/d-d-sssr.htm

См. и http://zt1.narod.ru/fere-1.htm

См. и http://zt1.narod.ru/filantr1.htm

См. и http://zt1.narod.ru/filantr0.htm

Материалы по Игнатию Вячеславовичу Ионину (19 дек 1893 - 21 ноябрь 1939) и его школе-колонии "Красные зори" (осень 1919-1941) в Стрельне-Михайловке под Ленинградом.
Дорогая телередакция! С большой радостью и волнением смотрели мы 9 апреля 1986 года по 1-й программе Всесоюзного телевидения документальный фильм "Красные Зори" .. Радостно было вновь вспомнить любимые нами места: Михайловский дворец, Финский залив, вековые парки, пруды, где в учебе и труде, в походах и в клубных и спортивных занятиях проходили годы нашего детства, отрочества и юности.
Krasnye-Zori-Ionina.avi . Телефильм о школе-колонии Игнатия Вячеславовича Ионина цветной, 50 мин. Авторы Игорь Абрамович Шадхан и Светлана Викторовна Волошина, производство "Лентелефильма" 1985 г., 2.42 гб. https://disk.yandex.ru/client/disk|slider/disk/Krasnye-Zori-Ionina.avi . Если не откроется, то скопируйте эту отсылку и просмотрите непосредственно с браузера.
Набор моих (Зиновия Тененбойма = ZT) файлов по "Красным зорям" в архиве http://zt1.narod.ru/winrar/ionin-faily.rar
Случайно мною (ZT) найденное в марте 2013: http://zt1.narod.ru/doc/Makarenko-i-Ionin-v-1932-g.doc А.С. Макаренко и И.В. Ионин в 1932 г.

См. и http://zt1.narod.ru/jedenov1.htm

См. и http://zt1.narod.ru/jedn1-8.htm

См. и http://zt1.narod.ru/mirandov.htm

См. и http://zt1.narod.ru/petrovy2.htm

См. и http://zt1.narod.ru/primery1.htm

См. и http://zt1.narod.ru/selo89.htm

См. и http://zt1.narod.ru/shk7trud.htm

См. и http://zt1.narod.ru/trud-uk0.htm

См. и http://zt1.narod.ru/vihern.htm

См. и http://zt1.narod.ru/vypusk01.htm

См. и http://zt1.narod.ru/ziazm.htm

25.11.1989. 614080, Пермь, 1-й Дубровский пер, д. 7, кв. 15, дом. тел. 73-45-97 Новиков Александр Иванович .. Успешно труд и учение соединялись во Владимирском среднем сельскохозяйственном училище департамента земледелия. Его описание оставил в рукописи воспитанник училища, агроном Г. Седов . В училище поступали мальчики 8-9 лет, срок обучения десятилетний, трудиться в хозяйстве начинали с 11-12 лет. Большое хозяйство (920 га земли, сад, молочноплеменная ферма, конеферма, птицеферма, свиноферма, овчарня, пасека - и все это на 300 учащихся) обслуживалось исключительно силами учащихся и учащих. / Уроки земледелия проходили в поле, по пчеловодству — на пасеке, по животноводству — на фермах. Каждый ученик познавал сельскохозяйственное производство, выполняя обязанности от пастуха до… управляющего хозяйством училища! В труде они осваивали наиболее передовую с/х технику того времени: жнейки, жнейки-сноповязалки, сенокосилки, конные молотилки, молотилки сложные паровые.

--

Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей-сирот Москва, 17-19 октября 1995 г. РНБ 96-3/6097

А.К. [Анатолий Константинович] ПЯТКОВ,

директор Хохотуйской агрошколы-интерната Читинской области [673140 Забайкальский край Петровск-Забайкальский район п. Хохотуй]

Трудовое и профессиональное обучение и воспитание детей-сирот с недостатками в развитии.

Изменения, происходящие в социально-экономической сфере, резко обострили решение вопроса о вступлении в самостоятельную жизнь наших выпускников, детей-сирот: Учитывая, что в нашей области нет специальных ПТУ для умственно отсталых детей, мы несколько лет назад взялись за решение вопроса профессиональной подготовки наших воспитанников своими силами. При этом мы исходили из возможностей материальной базы нашей школы, педагогического коллектива и социально-экономических особенностей района, а также области в целом. Наш Хохотуй – это маленький поселок железнодорожников. В нем около двух тысяч жителей и одно железнодорожное предприятие - лестранхоз. Район наш горно-таежный, со слабым развитием промышленности, с сельскохозяйственным уклоном. Ближайшее нам сельскохозяйственное направление в профессиональной подготовке решили осуществлять на базе школы. Для этого у нас была основа - собственное подсобное хозяйство. Оно имело в своем распоряжении 27 га пахотной земли, 25 га выпасов, 45 га сенокосных угодий. Содержалось до 27-30 голов крупного рогатого скота, 3-4 лошади, 18-20 овец, и 10-12 свиноматок. Укрепив своими силами материальную базу, мы преобразовали подсобное хозяйство в учхоз. Создали два учебных кабинета - один по животноводству, другой по овощеводству. Построили молочный цех с подсобным помещением, залом для машинного доения, где располагается индивидуальный доильный аппарат; приобрели 4 трактора, необходимое навесное и прицепное оборудование для сельхозработ.

В 1989/90 учебном году разработали свою программу двухгодичного обучения по совмещенным профессиям овощевод открытого (закрытого) грунта, оператор машинного доения, животновод. Она прошла экспертизу и с 1991/ 92 учебного года у нас в школе стал работать филиал ПТУ №10 г. Петровска-Забайкальского. В этом году мы сделали третий выпуск из ПТУ. На выпускных экзаменах присутствуют представители из Петровско-Забайкальского ПТУ, отдела народного образования. Наши воспитанники неплохо сдают государственные экзамены. Уровень их умений и навыков соответствует требованиям получаемых профессий. Учебные планы и программа 1-2 курсов ПТУ непосредственно связаны между собой и являются логическим продолжением трудового и производственного обучения детей в школе. Фактически структура учебно-воспитательного процесса, трудового и производственного обучения едина и взаимосвязана, начиная с 1 класса и до окончания школы. 1 и 2 курсы филиала ПТУ практически стали 11 и 12 классами профессиональной подготовки.

Школа из вспомогательной превратилась в коррекционную агрошколу-интернат с профессиональным обучением. Наши воспитанники получают документы об окончании Петровско-Забайкальского ПТУ, а не коррекционного учреждения. Это имеет большое значение для их социальной адаптации как в своих глазах, так и для окружающих.

Система трудовой и профессиональной подготовки включает в себя следующие этапы: первый - это уроки сельскохозяйственного труда, столярного дела и швейного дела в 4-9 классах; второй этап - это производственное обучение в 10-м классе и завершающий третий этап - это профессиональная подготовка на 1-2 курсах ПТУ.

Второй этап (производственное обучение в 10-м классе) включен для того, чтобы была возможность для получения профессионального образования в нашей школе для выпускников других коррекционных школ. Окончив школу, они могут поступить к нам в 10-й класс и получить хотя бы минимум знаний, умений, навыков по сельскохозяйственному направлению с тем, чтобы затем успешно усвоить курс ПТУ.

Другая сторона - это профессиональная ориентация. Она начинается с 1 класса. В 1-3 классах дети проходят пропедевтический период. В ходе его они знакомятся с мастерскими, учебным хозяйством. Летом работают в овощеводческих бригадах. В 4-9 классах на уроках столярного и швейного дела, сельскохозяйственного труда они получают первоначальные знания, умения и навыки по целому ряду профессий. Этому же способствуют социально-профессионально ориентированные кружки, такие, как печное дело, вязание, резьба по дереву, слесарный и т.д. Закончив 9 класс, воспитанники могут продолжить обучение по сельскохозяйственным профессиям, а могут попытаться получить другие профессии. В области складывается система профессиональной подготовки при коррекционных школах. И наши воспитанники вполне могут поступить в Малетинскую коррекционную школу-интернат, филиал ПТУ, которая готовит рабочих по строительным специальностям. На этих ступенях профориентации ведется изучение профессиональной пригодности воспитанников, их склонностей и способностей. На этой основе разрабатываются рекомендации по коррекционной работе.

Система трудового и профессионального обучения дополняется организацией общественно полезного труда, который включает в себя обслуживающий труд и производственную деятельность воспитанников. Руководит этой работой заместитель директора школы по производственной деятельности через совет трудовых бригад. В зависимости от сезона в школе работают от 9 до 12 бригад. Это учебно-производственные и ученические производственные бригады. Различие между ними в том, что учебно-производственные бригады - это бригады, в которых воспитанники проходят практику. Здесь отрабатываются профессиональные умения, навыки и закрепляются полученные знания. Каждый воспитанник имеет специальную книжку, где ведется учет времени, которое он проработал в бригаде животноводов, конюхов, свинарей, на заготовке кормов и т.д. А также дается оценка этой работы. Ученические производственные бригады занимаются разнообразной производственной деятельностью в основном с целью обеспечения жизнедеятельности школы и пополнения финансовых средств. Производственная деятельность дает возможность в это трудное время выжить школе. В 1994 году было выращено и заготовлено на зиму 66 тонн картофеля, 37 тонн капусты, 3 тонны различных овощей. Заготовили 1 тыс. куб.м дров, 35 тонн сена, 20 тонн зеленки. С учетом молока и мяса произвели сельскохозяйственной продукции на 193 млн. рублей. Все это дало возможность выполнить капитальный ремонт на 240 млн. рублей и закупить одежды и обуви воспитанникам на 68 млн. рублей. Это дает возможность иметь постоянный фонд поощрения воспитанников. На сегодняшний день это около 6 млн. рублей. Каждый воспитанник имеет внутришкольную чековую книжку, куда заносятся поощрения. В конце четверти, в том числе и летней, устраиваются ярмарки-распродажи. На них каждый воспитанник по своей чековой книжке может приобрести всё, что ему понравилось. На наш взгляд, в школе сложилась система социально-трудовой адаптации и реабилитации, которая дает возможность всесторонне подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и в какой-то мере решает проблему их трудоустройства. К сожалению, полностью решить проблему мы не можем. Причина в социально-экономических условиях, которыми перегружено наше общество. Безработица, отсутствие жилья, полное бесправие выпускников, их незащищенность законами ставят сам факт их самостоятельной жизни под угрозу.

Школа практически не может им ничем помочь, потому что и само существование нашей школы под угрозой. Второй год почти полностью прекращено финансирование. В прошлом году мы официально финансировались по трем статьям: 1- заработная плата, 2 - начисления на заработную плату, 3 - питание детей. Даже по этим статьям мы были профинансированы на 71% от потребности. В этом году дело обстоит намного хуже. Нам не дали денег на выпуск воспитанников. Мы выжили в прошлом году за счет учхоза, пришлось забить на питание детей половину стада. В этом году выжить будет еще труднее, а у нас 150 детей-сирот. Наша школа располагается в деревянных зданиях постройки 1930-х годов, которые давно пришли в негодность и были списаны более 10 лет назад. Чтобы выжить, мы должны их каждый год латать, а в условиях полного отсутствия финансирования по хозяйственной статье мы этого уже не можем сделать. Значит, школа просто развалится. Мы не сможем обеспечить питанием детей только за счет собственного подсобного хозяйства, обуть и одеть за счет средств заработанных ими же. Из-за нерегулярной выплаты заработной платы из школы уходят лучшие кадры. Все это ставит под угрозу само существование школы. Такое же положение и по всем другим интернатными учреждениям области, где содержится более 2 тысяч детей-сирот. Мы считаем, что необходимо правительственное решение, гарантирующее полную защищенность детских интернатных учреждений, их устойчивую работу (с.131-5).

--

Брошюра.
Педагогика дела. Школа как институт строительства страны против школы "голой учебы". Москва 17-19 ноября 2011 г. 56 с.
К конференции: "Нормативно-правовые и технологические основы создания и организации деятельности школьных минитехнопарков и детско-взрослых образовательных производств как инновационной инфраструктуры технологической полготовки и производственного воспитания в общеобразовательной школе".
A Алексеев, BA Егоров. Созидательный потенциал детей и юношества: школа, село, Ассоциация крестьянских хозяйств
Со стр. 28 и далее ..
Понятно, что сельские школы финансово затратны. В них сложнее организовать конкурентоспособное образование. Но близость к родительскому дому, местному агропроизводству, крестьянской семье — их реальный плюс. Объективно здесь изначально созданы оптимальные условия для закрепления молодёжи в сельском поселении.
Пример производственной деятельности старшеклассников в этом направлении — шестилетний опыт работы старшеклассников из Покрово-Ситской агрошколы Брейтовского сельского поселения Ярославской области, где при поддержке и помощи Ярославской ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств (АККОР ЯО) при школе создано самостоятельное юридическое лицо: сельскохозяйственный обслуживающий кооператив "Земледелец" по выращиванию картофеля, капусты, моркови, рассады томатов, перцев и цветов, по освоению технологии вермикультивирования.
Третий год по примеру Покровских школьников работает агрокооператив "Пионер" в Кирьяновской средней общеобразовательной школе Мышкинского муниципального района Ярославской области. Кирьяновские школьники ежегодно активно сотрудничают с АККОР ЯО по вопросам приобретения и сравнительного изучения новых сортов картофеля высоких репродукций на учебно-опытном участке школы общей площадью 1,5 га, выращивают в школьной теплице огурцы и томаты, а также капусту разных сроков созревания из рассады, которую им поставляют ярославские фермеры. Они лауреаты и победители в двух номинациях Ярославской областной выставки "Юннат-2009".
Здесь с весны до поздней осени радуют глаз ухоженные цветники, газоны, беседки, искусственные водоёмы пришкольной территории. Не случайно кирьяновские школьники ежегодно успешно выступают на эколого-краеведческих и юннатских форумах различного уровня.
Педагогическое кредо кирьяновских учителей: "Школа сегодня — это не место, где только учат, а, прежде всего, любят, уважают, стараются помочь, терпимо и терпеливо относятся к каждому ребёнку, готовят его к взрослой жизни. Это школа, где учитель никогда не злобствует, не кричит, не преследует оценками. Это школа, основанная на вере и любви к педагогам, товарищам, Родине, труду" ..
.. В настоящее время АККОР ЯО совместно с ИСП РАО расширяет работу по координации и объединению усилий школ из разных мест Ярославской области с целью развития и реализации созидательного потенциала школьников в сельских поселениях.
В дальнейшем АККОР ЯО предложит старшеклассникам сельских школ после предварительного обучения и отбора пройти практическую кратковременную стажировку в каникулы в семьях лучших фермеров области и Верхневолжья по различным направлениям производства животноводческой или овощеводческой продукции. Осенью планируется подвести итоги агротехнологической и социальной деятельности школ в сельских поселениях Ярославской области в рамках "Школьного проекта АККОР" и определить направления дальнейшей работы по реализации созидательного потенциала сельских учащихся в социуме.
Важно реализовать технологическую направленность сельскохозяйственной подготовки: формирование целостного представления об агротехнологиях производства сельхозпродукции с учётом экономических, экологических и социокультурных аспектов. Учащиеся-стажёры освоят технологии производства основных видов фермерской продукции в условиях конкретного фермерского хозяйства, а также получат общетехнологические умения и практические навыки, как планировать и организовывать эту деятельность, анализировать её результаты, находить причины ошибок, оценивать экономическую эффективность агропроизводства, научатся рекламировать продукцию, умение общаться, работать индивидуально и в команде, налаживать деловые контакты. Это поможет самореализации в будущем и в других сферах деятельности, активно включиться в реальное преобразование социально-экономической ситуации на селе.
Отметим, что и Департамент образования Ярославской области, учитывая возможные последствия финансово-экономического кризиса ещё весной 2009 года направил в муниципальные районы письмо, в котором рекомендовано усилить работу на пришкольных участках сельских школ с целью улучшения питания школьников путём организации эффективной деятельности ученических производственных бригад и звеньев старшеклассников для выращивания картофеля и овощной продукции, развития новых форм инновационных форм созидательной деятельности сельских трудовых объединений в многоукладном социуме ярославских сельских территорий.
Работая на земле, старшеклассник получит ценностные ориентиры в построении жизни: станет грамотным производителем в агросекторе, цивилизованным предпринимателем, честным работником, хозяином земли, ответственно относящимся к её использованию. А главное сегодня в том, что виды трудовой деятельности сельским школьникам не должны навязываться. АККОР ЯО предлагает их как возможные варианты, что не исключает индивидуального и свободного самоопределения личности, проявления инициативы и активности обучающихся в сельских школах с учётом местных условий, возможностей запросов родителей и интересов работодателей конкретных сельских поселений ..
..

Организаторам агрошкол и вообще воспитательных учреждений с собственной производственной базой полезно будет заглянуть в файлы
http://zt1.narod.ru/leg-prom.htm
и http://zt1.narod.ru/zdaniya1.htm

См. по сельскому и http://nnspu.ru/science/research/makarenko/makarenko_1.pdf. А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания. Нижний Новгород 2007.
Там в частности приведены такие единицы измерения. - Верста – русская мера длины, равна 1,06 км.
Аршин – русская мера длины, равна 0,71 метра.
Десятина – русская мера земельной площади, равна 2400 кв. сажений, 1,09 гектара.

http://zt1.narod.ru/ptu-1993.htm (успешные)