Филантропия в России на 1890 год и сельскохозяйственные колонии.От: Зиновий Тененбойм (ZT), СПб. Ноябрь 2011.
Известные мне опыты исторического прошлого, которые в той или иной степени можно идентифицировать как школьные минитехнопарки и детско-взрослые образовательные производства (аграрные и промышленные). + Некоторые идеи.
http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc.

http://zt1.narod.ru/doc/Rubejovskaya-i-Rijskaya-do-1917.doc Рубежовская и Рижская колонии до 1917.

У А.С. Макаренко в http://zt1.narod.ru/01-03-39.htm: Возьми хоть какое-нибудь маленькое, свое, одинокое нравственное дело и соверши. А на небесах ты что-нибудь получишь.

ZT. Есть тенденция (тенденция в веках!) в МАССОВЫХ процессах и делах, даже в делах моральных, переводить все на рельсы СТАТУСНОСТИ И (главное) ПРОФЕССИОНАЛИЗМА. Субтилисты же a la Ф.М. Достоевский корежатся от этой объективной и правильной тенденции и дело профессионалов хотели бы / хотят видеть как дело исключительно индивидуальных "боголюбцев" = дилетантов.

Статусно-профессиональный добродетельщик должен иметь сердце и совесть (как у врача)? - Согласен. Но всё же дело и работа такого статусника не есть дело лишь сердца и совести.

Морозов Вл. Вас. Антология реабилитационно-педагогического опыта. М. 2005. — 288 с. Стр. 21. .. Петр I. в именном указе Стрелецкому Приказу от 30 ноября 1692 г., опубликованном еще от имени царствующих братьев — Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича, он велел записать: "Известно ему, Великому государю, что на Москве гулящие люди, подвязав руки, також и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря будто слепы и хромы, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы". Таких людей царь велел ловить и расспрашивать, отправлять в места постоянного проживания, а если же они, говорилось в указе, "впредь объявятся на Москве в том же нищем образе и притворном лукавстве", то за это им следует "учинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в дальние сибирские города". Наряду с этим были изданы строгие правила, чтобы города, общества, помещики и лица, управляющие казенными и частными вотчинами, заботились о прокормлении и призрении нищих и убогих, не допускали ухода их в поисках милостыни по миру. Наблюдение за выполнением этих правил возлагалось на полицию. В дальнейшем они были конкретизированы в указе от 31 января 1712 г., которым предписывалось всем губерниям иметь госпитали "для самых увечных, таких, которые ни в чем работать не могут, ни стеречь, также и зело престарелых". Борясь с лженищенством, Петр I запретил (под страхом штрафа до пяти рублей) подавать милостыню непосредственно нищенствующим, а подавать ее в госпитали и другие подобные места, где содержатся убогие и действительно нищие.

Антология социальной работы Сост. Фирсов М.В. М.1994- РНБ 95-3/2096 т.1 Ист. соц. помощи в России, с библ. 78 н. т.2 По соц. патологии с библ. 110 н. БАН 1995к/9545-1. Там в т.1 : Е. Максимов. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. (По отд. изд. СПб 1894). –

...Князья, духовенство и лучшие люди земли. Все они, находясь под свежим и здоровым влиянием только что воспринятого христианского вероучения, охотно поучались великим рел. заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и любить ближнего как самого себя. Практически это означало накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице... и вообще так или иначе проявить свое милосердие и нищелюбие... (Посему в те времена) благотворительность была, по единогласному утверждению исследователей, не столько средством ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она (благотворительность) больше нужна была самому нищелюбцу, чем [собственно] нищему. "Христолюбец" менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования... "В рай входят святой милостыней, - нищий богатым питается, а богатый нищего молитвами спасается". При таком воззрении на благотворительность помощь бедным была лишь делом отдельных лиц, а не включалась в круг государственных обязанностей.

Отличительной чертой благотворительности этого (ZT. поздне-княже-татарского) периода была "слепая" раздача милостыни, при которой к/л расследования о нищих, расспросы их и т.п. не только не производились, но прямо воспрещались учениями святых отцов... И действительно слепо давали всем просящим... Помощь натуральная (денежное обращение было еще очень слабо), и выражалась не только в еде, но и в строительных материалах погорельцу, в выкупе пленных, в обучении ремеслам.

Потом был период возникновения и роста идеи об общественном призрении как отрасли гос. управления. Собранный Иоанном Грозным Стоглавый Собор (1551 г.) констатирует страшное развитие нищенства и при этом указывает на отсутствие надлежащих мер призрения. "Да повелит благочестивый царь всех прокаженных и престаревшихся, не могущих нигде же главы подконити, устроити в богадельнях пищею и одеждою". При этом указывалось, что такие богадельни должны содержаться доброхотными пожертвованиями и находиться в заведении добрых священников и целовальщиков. Что же касается здоровых, то чтобы "Питались бы по дворам ходячи от боголюбцев, яко и по днесь, а которые возмогут работать и они бы страды подлежали"... В этом разделении способов призрения уже совершенно отрицается первичная форма благотворительности - безразборчивая раздача милостыни. Намечается для здоровых предоставление добровольных, а может быть и принудительных работ. Итак, дело благотворительности, очевидно, начинает переходить в дело общественного и государственного призрения.

При Иване Грозном идея общественного призрения только наметилась, но не вошла еще полностью в сознание общественных и гос. деятелей...

Борис Годунов во время голода и мора. Развил свою деятельность тут уже до известной системы, далеко возвысившейся над простой благотворительностью. В это время хлебные цены поднялись до страшной высоты. Царь принимал против такого зла решительные меры: он запретил винокурение и пивоварение, велел сыскивать скупщиков и бить их кнутом "нещадно", переписав принадлежащие им запасы для продажи их по дешевой цене в розницу. Затем им вывезены были с Волги и из иностранных государств большие запасы хлеба. Царь ОБЯЗАЛ монастыри и высшие земледельческие классы продавать ему излишки хлеба по половинной цене для раздачи его бедным и карал тяжкими штрафами тех, кто таил свои запасы.

"Остатусирование" дела социальной помощи населению было только тенденцией, но не господствующей реальностью. В основном благотворительность носила прежний характер и мало удалялась от древнейших форм. Однако мысль опередила действительность, и многие деятели, видя, что безразборчивая раздача милостыни не уменьшает, а увеличивает нищенство, начали относиться к этой форме благотворительности отрицательно: перейти от частной благотворительности к системе общественного призрения, притом не только содержание в заведениях, но и предоставление трудоспособным нуждающимся заработка, а также наказание за тунеядство.

Указ (во время совместного царствования Иоанна и Петра) от 30.11.1691. "Известно им Великим Государям, что по Москве гуляющие люди, подвязав руки, также и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепы и хромы, притворным лукавством просят на христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы... Буде те люди с сего Великих Государей указу впредь объявятся в Москве, в том же нищенском образе и в притворном лукавстве, и тем за то притворное лукавство учинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в дальние Сибирские города". Через 3 года: "Безместных чернецов и черниц, попов и дьяконов... (бродивших по Москве) отсылать в Патриарший Приказ, чтобы отнюдь чернецы и черницы и безместные попы и дьяконы по улицам нигде не бродили и по кабакам не водились".

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ГОС. УПРАВЛЕНИЯ НЕ ОТРИЦАЕТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ИЗВЕСТНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ИЛИ МОРАЛЬНОГО НАСТРОЕНИЯ. Но и тут статусное и государственное стремится урегулировать и направить благотворительность, приведя ее в известный порядок и более или менее подчинить ее гос. интересам, однако пока еще без всякого стеснения и насилия над благотворителями: частные благотворители могут по-прежнему подавать милостыню по своему усмотрению всем тем, кому правительство разрешит нищенствовать. Благотворителей приглашают направлять свои пожертвования в богадельни, госпитали, школы. Зарождается новая мысль, по которой помощь общества в деле призрения должна быть не только добровольной, факультативной, но и обязательной.

Петр I в регламенте духовной: "Рассуди всяк, сколько тыщащ в России обретается ленивых таковых прошаков, ...ахальством и лукавым смирением чужие труды поедают. Хватать бы таковых всюду и к делам общим приставлять". Далее Петр указывает, что эти "прошаки" отымают хлеб от действительно нуждающихся. "И кто вкратце исчислит вред, от таковых бездельников деемый? ...Клевещат на властей высоких, и самую власть верховную зло поносят, и простой народ к презорству властей преклоняют... Сами же никаких христианских должностей не касаются: ...только бы им перед церковью непрестанно вопить. И ЧТО ЕЩЕ ВЕРУ ПРЕВОСХОДИТ БЕССОВЕСТИЕ И БЕСЧЕЛОВЕЧИЕ ОНЫХ: МЛАДЕНЦАМ СВОИМ ОЧИ ОСЛЕПЛЯЮТ, РУКИ СКОРЧИВАЮТ И ИНЫЕ ЧЛЕНЫ РАЗВРАЩАЮТ, чтобы были прямые нищие и милосердия достойные...". Говоря о том, что здравые и ленивые "прошаки Богу противны", "аще кто снабжает оных, и тот есть яко помощник, тако и участних оных же греха, и что-либо на такую тщетную милостыню издержится, все то вотще ему, а не в пользу духовную. Но из такой дурной милостыни еще и отечеству великий вред деется...". Воспрещалось давать пристанище профессиональным нищим.

Время Александра I. Призрение бедных и больных в заведениях было в высшей степени неудовлетворительно. Особенно страдали незаконнорожденные дети. Часть их содержалась приказами в сиротских домах, а часть раздавалась за плату по деревням. На воспитание их не обращалось никакого внимания и ими, по достижению совершеннолетия, пополнялись ряды различных неудачников, бродяг и преступников. В ОБЩЕСТВЕ И ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ЗРЕЛА МЫСЛЬ О НЕОБХОДИМОСТИ БОЛЬШЕГО УЧАСТИЯ В ДЕЛАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОПЕЧЕНИЯ САМОГО ОБЩЕСТВА, ОБЩЕСТВЕННОСТИ...

Сознание необходимости в деле попечения о бедных общественных организованных сил (добровольных деятелей и жертвователей) в 19-ом веке. Очевидно, что борьба с беспомощностью многих сотен тысяч или даже миллионов людей сделается возможной только в том случае, если в этой борьбе примут участие лица, проникнутые любовью к ближнему, добровольно идущие на помощь ему, знающие местные условия и способы, которыми можно помочь, отыскивающие эти способы и средства на местах, несущие для дела свои сбережения и не ищущие за всё это ни прав государственной службы, ни казенного содержания. Таких людей, чтобы охватить помощью миллионы нуждающихся, нужно много сотен тысяч, и никаких казенных средств не хватило бы на содержание их (как и на само дело помощи нуждающимся). Ввиду этого, дело попечения о нуждающихся должно перейти к обществу, которое в видах прекращения безразборчивой раздачи милостыни, должно бы организоваться в союзы добровольных деятелей. Государство должно приходить им на помощь в тех случаях, когда они не в силах обойтись своими средствами (с.29).

Прочтение / конспектирование книги со стр 29 продолжить!!!!

--

Глубокий системный кризис общей филантропии в России на 1890 год, и проект пути выхода из него.

{ Крылов Н.[А.], Сельскохозяйственные колонии. - [1890] РНБ Шифр 18.294.1.383. Отт. из: Труды имп. вольного экономического общества СПб 1890, № 5-6 стр. 105-116 }

[ ZT. Определенные автором (Крыловым Н.) три раздела нижеследующей его статьи (доклада). ]
— 1) Борьба с нищенством возможна только при взаимодействии властей и общества.
— 2) Сельскохозяйственные колонии полезнее домов трудолюбия.
— 3) Проект [СПб-ского] Общества сельскохозяйственных колоний.

*** [1] -
По духу наших действующих законов прошение милостыни запрещается и преследуется наказаниями. Городам указано не допускать до прошения милостыни своих нищих, и по телесным недугам не могущих работать.
В селениях на мирские повинности возложено: "призрение престарелых, дряхлых и увечных членов общества, не могущих трудом приобретать пропитание, а также призрение круглых сирот.
Под ведением министерства внутренних дел состоят благотворительные общества и заведения перечисленный в ст. 1523 т. XIII.
В этот перечень вошли:
детские приюты, дома призрения престарелых и увечных граждан, престарелых и увечных ремесленников, общество призрения бедных принадлежащих к евангелической церкви, богадельни, странноприимные дома, глазная больница, сиротские дома, человеколюбивые общества, Новогрудское общество "доброчинности", ревельское общество под названием "Благодарность", попечительные комитеты, общества для призрения беспомощных детей, женские благотворительный общества, дома призрения сирот и престарелых и увечных женщин, общества вдов и сирот, благотворительное общество для призрения детей женского пола и благотворительное общество в пользу немцев города Одессы.

Кроме того, по ст. 1561 того же тома, для распоряжения пособиями для призрения бедных духовного звания состоят попечительства под наблюдением епархиальных архиереев.

Все эти учреждения содержатся на добровольные взносы и жертвы обывателей. Если сюда причислить недвижимые имущества и капиталы, на которые содержатся инвалиды, больницы, учебные и воспитательные заведения для неимущих, помощь раненым и отставным и, наконец, все траты государства на временную помощь продовольствием и другим пособием, то ежегодная цифра даровых вспомоществований вероятно составит несколько десятков миллионов.
Но если к этой сумме приложить то доброхотное даяние, на которое содержатся тюрьмы, этапы, монастыри и почти всё духовенство
[ZT. монастыри и почти всё духовенство содержатся на доброхотные даяния мирян-обывателей!],
то цифра перейдёт и сотню миллионов.
И не смотря на эту видимую для всех кучу денег, она совершенно тонет в тех невидимых копейках, а главное в тех кусочках, которые подаются из каждой избы — каждый день.

Для того же чтобы иметь представление, что значит каждая изба и каждый день, то стоит вспомнит соль, которую едят только по щепотке, но так как её ест каждодневно каждый, то посмотрите какие сложены горы соли на соляных выволочках.
Точно также несчётные копейки и кусочки составили бы целый хребет гор.

Кажется при такой благотворительности, которая взошла в религиозный культ и в обычай народа, можно бы ожидать, что просящие милостыню все удовлетворены.
И [де] действительно, слепые призрены, дряхлые и увечные накормлены, сироты отданы под попечение и никто с голоду не умирает.

Но это далеко не так.

Смерть от голода, правда, есть физиологическая редкость, но голод родит тифы, скорбуты и другие болезни, а от них уже и умирают.
Достаточно проследить рядом статистику смертей и урожаев, чтобы убедиться в этом.

Как наше законодательство, так и все благотворительные общества покровительствуют только тем несчастным, которые не могут трудом приобретать пропитание. Что же касается до тех просящих, которые могут трудиться, то им обыкновенно дают советы "иди работай".
Начальству же селений ст. 1631 т. XIII вменяют в обязанность наблюдать, дабы жители, проводя время в трудах, нигде и никогда милостыни не просили.
Но кому не известна эта масса нищих всех возрастов и состояний, против которой борются правительство, и администрации городов и селений со времен Петра I, и всё-таки борьба всего устроенного и могучего государства остаётся бессильной: нищенство не уменьшается.

Разобраться во всей этой махинации борьбы не легко. На одной стороне мы видим закон, власти и все силы государства, а на другой стороне стоят с сумой разрозненные толпы бедных, сирых и убогих. Власти ловят их, наказывают, высылают на родину, помещают в богоугодные заведения, [+:] приказывают, предписывают, но - толпы не исчезают.

Ясно, что власть без поддержки общества бессильна. Общество же со своей стороны не в силах различать
бедность от лености,
увечных от притворных,
а истинно нуждающихся от фарисеев и лицемеров,
поэтому люди добрые из общества подают всем без разбора.

Но, такая неблагоразумная подача развивает лень, бродяжничество и тунеядство, которые смешиваются в толпе с нищенством и тем отнимают помощь от действительной нужды.

Между тем сила соединённых средств власти и общества может рассчитывать на успех только при взаимодействии и прочном устройстве. Это ясно доказывают другие европейские государства, где велась такая же вековая борьба с нищенством, до тех пор, пока не ввелось организованное взаимодействие.

Но, - я оговариваюсь, - отнюдь не централизация.

*** [2] -
Просящим Христа ради дают кров, одежду, деньги, пищу, утешение и проч., но одного не дают — работы. Большинство же бродячих христарадников в ней-то именно и нуждается, в той уверенности, что при ней - всё остальное само приложится.

Для удовлетворения этой главной потребности в последние тридцать лет были попытки заводить общественная швальни, переплетные и другие мастерские.
Но, становясь на рынок свободной конкуренции, они не выдерживали и закрывались, или превращались в простые благотворительные заведения, где работы не окупались и трудящиеся поддерживались пожертвованиями благотворителей.

Восемь лет назад в Кронштадте, при Андреевском церковном попечительстве, устроен дом трудолюбия, в который может входить желающий трудиться; но их труд настолько не производителен, что без ежегодной поддержки этот дом не может существовать.

В 1886 году в С.-Петербурге устроен такой же дом трудолюбия, а при нём попечительное общество,
но и его дальнейшее существование обязано только доплатой жертвователей.
И, не смотря на то, что Петербург есть центр промышленной и торговой деятельности, правление дома трудолюбия должно изобретать работу, выпрашивать заказы как милостыню и в конце концов ежегодно приплачивать свои деньги за содержание трудящихся.
Сами трудящиеся смотрят на свою работу, как на пустое и бесцельное занятие, которое им надоедает и развивает лень.

По отчету за 1889 г. видно, что в петербургском доме трудолюбия занимались: клейкою бумажных картузов [мешки для лавок] для лавок и магазинов.
В год 40 человек заработали 1381 руб., а за вычетом материалов на 584 рубля, получено за работу 797 руб., или по 20 руб. на каждого рабочего в год, т.е. по 5 1/2 коп. в день. Так что этого заработка едва ли достает только на хлеб трудящимся, не считая квартиры, света, тепла, одежды, управления и других необходимых нужд.
Иначе оно и быть не может среди разнохарактерного и переходящего населения дома трудолюбия.
Поступают в число трудящихся без всяких специальных знаний и поэтому приискивать подходящие занятия для них - совершенно немыслимо.
Недостаток места, приспособлений, инструментов и неудобство с ремеслами, производящими стук, скрип, или распространяющими копоть и запах, заставляют изыскивать самые несложный занятия, и в добавок из дешевого материала, чтобы порча его не отзывалась на бюджете дома.
В Кронштадте щиплют старые канаты на паклю, в Петербурге клеят картузы (мешки для лавок),
но и при этой несложной и, казалось бы, сподручной всем работе - видна громадная разница в подготовки к занятиям.
Привычный картузник клеит до 2-х пудов в день,
усердные, но не привычные ремесленники успевают склеить только один пуд в день;
те же рабочие, для которых это ремесло необычно, сдают только пять фунтов в день.
А так как в существующих картузных мастерских в Петербурге мастера клеят гораздо успешнее, то понятно, что работа дома трудолюбия не может считаться производительной работой.
Точно также можно сказать и про всякий другой род ручной ремесленной работы; везде требуется проворство и навык, которые приобретаются с малолетства, и не могут быт достигнуты в короткое пребывание случайных людей в доме трудолюбия.

Рабочие на свое пребывание в доме смотрят, как на переходную ступень к тому, чтобы выглядеть где-нибудь самим место, или воспользоваться протекцией членов попечительного общества для определения куда-либо на постоянное занятие.
А в огромном большинстве случаев - только для того, чтобы провести в даровом теплом доме холодное зимнее время.
Пристраивать же к постоянным местам редко удается; так, из числа призреваемых в петербургском доме 138 мужчин и 100 женщин удалось в 1889-м году пристроить на места: 16 мужчин и 19 женщин. В Кронштадте этот процент еще менее, так что там взрослые и вполне способные к работе посадские призреваются от навигации до навигации, как старые и увечные, негодные ни к какому труду.

В виду такого ненормального положения один из членов, близко стоящих к дому трудолюбия, предложил организовать сельскохозяйственную колонию трудолюбия.
Цель этой колонии заключается:
1) в доставлении [разнообразной и реальной работы] людям обоего пола, не имеющим ни постоянных занятия, ни средств к существование, вследствие ли неблагоприятно сложившихся обстоятельств, или же по собственной вине, не могущих правильно и прочно устроить свою жизнь на основаниях здорового и производительного труда;
2) в устройства такого убежища для оставленных на произвол судьбы детей, в котором они, при здоровом физическом воспитании, приобретали бы необходимое для каждого человека элементарное образование, нравственное и умственное развитие, и, затем, — те практические сведения, которые впоследствии дали бы им возможность, соответственно природным способностям и склонностям каждого, избрать себе род занятий, полезных обществу и обеспечивающих их собственную жизнь
, и
3) в призрении увечных, убогих и престарелых, не могущих собственным трудом снискивать себе пропитание, пришедших в такое состояние из числа лиц, находящихся в ведении Общества по устройству сельскохозяйственных колоний.

Для осуществления этих трёх целей предполагается приобретать землю вне города, на которой устраивать общежития для людей, желающих оставить свое скитальничество и подчиниться установленному режиму.

Основаниями общежития должны быть: труд и трезвый образ жизни.

Основными занятиями колонии должны служить: хлебопашество, травосеяние, скотоводство, лес, огород, сад, пчёлы, птицеводство, рыбоводство и т.п. что укажет надобность и возможность. [ZT. Почти всё это было в школе-колонии Игната Вячеславовича Ионина].

В зимнее время члены колонии должны заниматься сподручными ремёслами, как для своего хозяйства так и для продажи.

Престарелые и слабосильные занимаются [в колонии] более легкими работами: присмотром за детьми, уходом за больными, собиранием трав, ягод и грибов и т.п.

Для детей устраивается школа, музыка, игры, пение и обучение ремеслам.

До устройства своей церкви, в колонии будет приглашаться священник для службы, преподавания, бесед и треб.

Из прибылей от продажи продуктов и изделий часть идёт на погашение расходов колонии, и часть отчисляется на сбережения для работников.
По прошествии известного времени те из членов, которые пожелают посвятить себя сельскому хозяйству и окажутся надежными, то на заработанную ими часть денег получают от колонии отдельные участки земли и поселяются на них в качестве арендаторов, причём им даётся строительный материал и всё потребное на первоначальное крестьянское обзаведение.
Аренда сдаётся на продолжительные сроки, и добросовестный арендатор имеет право на возобновление аренды. Сделано это для того, чтобы дать возможность людям достойным выйти на путь семейной и хозяйственной жизни.

Денежная средства для осуществления намеченных целей общества составляются из единовременных взносов учредителей, пожертвований, субсидий от каких-либо учреждений и разных случайных поступлений, на которые вообще [обычно] содержатся благотворительные заведения.

Ныне одно лицо изъявило уже согласие пожертвовать на колонию близ Петербурга 10,000 рублей; но так как желательно, чтобы эта первая образцовая колония послужила развитию подобных учреждении и в других местностях России, то надо поставит её так, чтобы организация дела и администрация учреждения не поглотила всех средств колонии. А для этого надо участок земли по крайней мере тысячи в три десятин, на что необходимо около 100,000 рублей.

Предполагается, что связь колонии с существующим [в СПб] домом трудолюбия не только не будет прерываться, но взаимно послужит помощью друг другу.
Дом трудолюбия будет, так сказать, фильтром для того, чтобы в колонии принимать по возможности нравственных людей, склонных к устойчивому труду, особенно на первое время.
В свою же очередь и колония сельскими продуктами послужит к удешевлению содержания призреваемых в городе.

В доме трудолюбия [в СПб] решительно всё - покупное с рынка; ежегодно тратится около 6,000 рублей и ничего не приобретается прочного, кроме незначительного инвентаря в виде посуды, мебели и инструментов.
При доме нет ни складов, ни подвалов где бы [можно было] хранить своевременно сделанные запасы, или приготавливать что либо впрок на зиму. [ZT. А это было у И.В. Ионина].

В колонии же всякое посаженное дерево, всякое осушенное болото и унавоженная десятина - будет прочным Приобретением.
Свои хлеб, огород, лес, сад и скот дадут дешевую и обильную пищу.
Что же касается до запасов впрок, то там к этому послужат не только подвалы и ледники, но и выращивание своего скота, птицы, рыбы, пчельник и проч.

Главная же выгода колонии вне города будет видна на нравственном росте как поступающих призреваемых, так и молодого поколения, удалённого от кабаков, трактиров и: столичного разгула пьяных ремесленников.
Если колония спасёт от падения хотя одного из сотни, то и тогда она заслужит поддержки и одобрения.

Если мысль о колонии упадёт на плодотворную почву, то со временем разовьётся целая сеть таких колоний на собственных арендованных или на общественных землях. И если эта сеть колоний не потеряет связи с существующими благотворительными заведениями больших городов,
где жизнь и призревание вообще дороги,
то можно будет из городов эвакуировать увечных и хроников на дешевое содержание в колонии.

Для примера можно указать на Петербург, где призревается около 16,000 человек обоего пола. Они помещаются в зданиях стоящих 12 1/2 милл. рублей, и на них тратится ежегодно 2 1/4 милл. рублей. На эти суммы где-нибудь в Воронежской губернии можно было бы призревать втрое более людей и с несравненно лучшим комфортом.
Эвакуирование же за сотни верст - в год бы окупилось, а в Петербурге освободилось бы место для тех нуждающихся в ночлеге, в пище, в лечении и во временном помещении, которые действительно необходимы Петербургу своей работой, уходом за больными и другими малыми услугами.

Но так как нет взаимодействия, о котором говорилось вначале, то делается совершенно наоборот потребностям общему хозяйствованию всей благотворительности, и сюда, в Петербург, едут на призрение из Воронежской губернии и даже из других ещё более дешевых мест.
А чрез это ненормальное состояние Россия не может призревать даже своих слепых, которых в ней считается более 100,000 человек, помещено же в 20-ти заведениях только 522 человека [ Цифры взяты из брошюры: Les Etabliseements de bienfiiisunue en Rassie, par le baron О. de Buxhovden ], остальные "поют Лазаря" на базарах, или ходят вереницами по деревням.

При взаимодействии [же] могли бы сельскохозяйственные колонии трудолюбия образоваться при многих приходских попечительствах, которых г. обер-прокурор святейшего синода считает 8,000 в России,
хотя бы на церковной земле.
По примеру их образовались бы колонии при волостях и больших селениях на общественных запашках или на других клочках. [ZT. это – в практике Н.Н. Жеденова.]
Тогда комитет о призрении нищих в Петербурге не имел бы столько заботы в высылке из столицы еженедельно [ZT. еженедельно!] по несколько сот человек, причём, попадаются рецидивисты до 40 раз высланные.

Идея организации сельскохозяйственных колоний,
как видно из статьи А. А. Исаева (Юридически Вестник [РНБ 2/1775], 1885 г., № 5,6 "Общественное призрение и частная благотворительность в Швейцарии" http://zt1.narod.ru/fltr1885.htm.),
относится к началу нынешнего века.
Именно: "в кантоне Гларус предлагалось образование обширного общества, которое приняло бы на себя дело устроения земледельческих колоний для бедных, получало бы для этой цели участки земли и подготовляло их к обработке" ZT. Это в "Юридич. вестн." 1885,5 стр.72; имеется в виду кн. Rettungsentwurf u. Aufruf an das Vaterland zur grundlichen Hebung... des Elendes... im Canton Glarus. 1816 РНБ 10.22.4.180 (готический шрифт).
По исследованию барона О. Буксгевдена (см. "Детская помощь" [РНБ 3/851], 1889 г., № 3) видно, что в Германии с 1882 года застроено уже 16 колоний, которые организовались по инициативе частных лиц. Для приобретения имений собрано около миллиона рублей; в большинстве случаев помогли местные земства. Так, Вестфальское дало беспроцентную ссуду в 20,000 руб. на покупку имения близ Билефильда.

В Англии, Франции, в Германии и в Швейцарии рабочие дома и депо нищенства рассматриваются как необходимые, несмотря на тяжелое бремя, которое ложится на государство и провинции, хотя эти нации отличаются деятельностью и любовью к труду.
В России, как в стране земледельческой, лучшее лекарство для всех, выбившихся из колеи земледелия, будут не рабочие дома, как мера карательная и устрашающая, а сельская колония, где всякий найдёт себе производительную работу.

Рабочие дома были в России и почти окончили своё существование; работы для них не находилось также, как теперь не находится для большинства тюрем и острогов.
По словам автора "Тюрьмы и ссылки", он раз смотрел, как здоровенный арестант ловил между пальцев шерстинки и поднимал со стола иголку, чтобы сделать кисточку к какой-то бахраме. Усердие было полное, а дело не клеилось; автор спросил его: "где ты прежде работал?" Ответ последовал: "Крючником был".

Вот такие-то крючники, землепашцы, пчеляки, садовники, мельники, кучера, скотники и других профессий люди нередко, Христа ради, просят работы [ZT. реальной работы!], попадают в дома трудолюбия, а им - из благотворения дают клеить коробочки, т.е.: вместо хлеба дают камень.

Дома трудолюбия, в том виде как они существуют, не могут удовлетворит потребности призрения и не соответствуют общему быту России.
Из доклада комиссии министерства внутренних дел видно, что в 1878 г. в 54 губерниях и 9 областях, из общего числа 294,000 нищих, 182,000 нищих принадлежали к крестьянскому сословию.
И если из этой армии - только половина способных к сельской работе, то не следует заставлять её клеить коробочки, а полезнее обратить её к своему сродному занятию.
Тогда, вспахав и посеяв, она прокормит и себя и другую половину, неспособную к работе.

Устроенные благотворительные заведения сосредоточены почти все в городах, в селениях знают только милостыню под окошком. Между тем вопрос о нищенстве настойчиво ведётся в правительстве, в земстве, в думах, в приходских попечительствах и в литературе. Не видя другого образца, кроме домов трудолюбия, многие склонны видеть в них спасение от нищенства. Но опыт с домами трудолюбия убеждает, что деятельность их не полна и не плодотворна. В этих домах не чувствуется прочного основания, в них всё случайно и всё как будто временное.
Трудолюбивые скучают от безделья и рвутся из них;
дети излениваются,
а расходы на работы идут не впрок.

Дома трудолюбия тогда только встанут на прочную почву, когда они пойдут рука об руку с земледельческими колониями и с комитетами для разбора и призрения нищих. Без этого взаимодействия невозможно отличать и сортировать нужду, голод, лень, пьянство, а также случайное бродяжничество от постоянного.

При нынешней разрозненности благотворительных учреждений тунеядцам и бродягам легко обходить все благие намерения разумных благотворителей, не желающих, чтобы их деньги шли на поддержку дармоедов и лентяев.

При отсутствии колоний дома трудолюбия поневоле должны верить на слово своим призреваемым, что они - земледельцы, выбитые из колеи; должны кормить их, давать ночлег, баню, покой и довольствоваться пятью фунтами склеенных ими картузов.
Такие субъекты живут смирно и тихо на чужой счёт и тем отнимают место от действительно нуждающихся и трудолюбивых.
Если же будет колония, то в ней эти лица быстро себя обнаружат насколько они любят работу и достойны ли они на поддержку от общественной благотворительности.

Критический разбор вопроса об устройстве в России сельскохозяйственных колоний вполне теперь своевременен. Министерство внутренних дел в последнее время обратило серьёзное внимание на вопрос о нищенстве, и выработанный тип благотворительного учреждения — "Дом Трудолюбия", рекомендует губернским начальствам для устроения.
Поэтому, для того чтобы на этот тип "Дома Трудолюбия" не тратить дорогие деньги благотворителей, необходимо теперь же обсудить применимость ручного ремесленного труда в наших земледельческих губерниях.
Если в большинстве губерний не могут даже найти подходящих и производительных ремесел арестантам в острогах, то вряд ли удастся организовать производительные работы среди недисциплинированной толпы свободных нищих.
Ручной труд - даже у привычных кустарей со строгим разделением занятий, изумительной быстротой производства при 14-ти часовой работе и при отчетливом исполнении предметов - и то не всегда окупается, потому что чувствуется перепроизводство всяких промыслов;
поэтому трудно рассчитывать, чтобы в этом успели члены дома трудолюбия при существующем их типе.

Совершенно в иное положение станут сельскохозяйственные колонии трудолюбия. В них простор, дешевизна жизни и приложение рук ко всевозможнейшему труду больше удовлетворяют потребностям призрения вкупе с полезными занятиями.
Даже там, где уместны и привьются ручные ремесла, то и для них колония представляет преимущество перед городом.
В колонии на своих лошадях легко развозить по базарам свои произведения и скупать сырье на этих же базарах.
В колонии в случае заминки сбыта легче найти занятия по своему хозяйству;
даже и без занятия дешевле прожить в селе, чем в городе; особенно если не будет близко кабака.
Да и вообще: колония меньше даёт соблазну для людей слабых волей, на прилив которых [увы!] надо рассчитывать.

Кроме того, колонии дают перевес перед городом в санитарном отношении, а свобода места может приучить к чистоте и опрятности.
Касательно же перепроизводства сельских продуктов и предметов питания вопрос не может быть и поставлен в тех учреждениях, где способные к труду будут прокармливать старых, дряхлых и увечных.

Словом, пока не возникла сеть городских домов трудолюбия, надо обсудить их практичность рядом с практичностью сельскохозяйственных колоний.

Весьма естественно, что успех тех и других - исключительно будет зависеть от добросовестности и уменья распорядителей или смотрителей.

Казалось бы, что близость начальства в городе даёт большую гарантию для внедрения порядка, дисциплины и вообще толковости ведения дела.
Но, каждый знает, что к близости к начальства привыкают, приспосабливаются, и очень часто всё сводится на казовой конец [сводится на лживую показуху].
Понятно, что и колония казового конца не избегнет; но зато окрестные деревни со своим общественным строем, круговой порукой, учётом своих властей и своей неустанной работой в страду полезно повлияют на выработку особого типа колоний, если им по усердию не придадут какой-нибудь искусственный тип, вроде военных поселений. [ZT. Практика большинства соседствующих с деревнями школ-колоний, - включая практику Н.Н. Жеденова и А.С. Макаренко, как правило, совершенно не подтверждала такую иллюзию Н. Крылова].

По правде сказать, трудно будет найти подходящих к идеалу смотрителей и в городе и в колонии. Но зато колония не будет напоминать народу тех "рабочих домов", от которых сторонились скромные и дельные люди, и поэтому в колонии [для неё] скорее найдётся такой управитель, который на призреваемых не будет смотреть сплошь как на воров, лентяев и пьяниц [ZT. Установка совершенно А.С. Макаренко-вская]. Правильный же взгляд на среду и, так сказать, верная ориентировка в пути, это уже есть залог успеха.

Ближайший надзор, руководительство и совет управителю колонии может быть примет на себя сосед-помещик, судья, священник, учитель и вообще кто-либо из деревенских интеллигентов, и будет считать это хозяйским делом.

Что же касается до дома трудолюбия в городе, то ближайший надзор за ним может быть вверен или власти, или благотворительному обществу, или стороннему лицу, готовому на подвиг.

По складу наших земледельческих губерний, контингент разумных руководителей сельским хозяйством обильнее и надежнее, чем контингент руководителей полупромышленного благотворительного дела в городе.
Точно также и на долю смотрителей легче подобрать кандидатов из хороших сельских хозяев, чем выбрать из горожан способных вести дом трудолюбия.

А так как в колонии можно всё то делать, что и в городе, а между тем в городе пахать, сеять, лес разводить и грибы собирать нельзя, то следует предпочесть то, что дает больше простора для развития, т.е. колонию.

Можно ждать, что из целой сети колоний некоторые из них ..
[ZT. как, например, колония Игнатия Вячеславовича Ионина]
.. некоторые из них выдвинутся своей организацией и толковостью настолько, что к ним можно будет приурочить опытные поля, питомники деревьев, огороды, рыборазводные пруды, школы садоводства, пчеловодства и даже профессиональные школы, чего нельзя ждать от городских домов трудолюбия.

В городе может быть создана помощь временная, с характером случайным, а в колонии, особенно на своей собственной земле, помощь может обратиться в прочное оседлое жительство.

*** [3] -
Обращаясь к частному проекту — сельскохозяйственной колонии в связи с Петербургским домом трудолюбия - мы должны коснуться тех деталей проекта, от которых немало зависит успех проведения мысли и слова - в дело.
Из наброска проекта устава общества сельскохозяйственных колоний, цель которого высказана в начале доклада, видно, что общество предполагается составить:
1) из учредителей, т.е. лиц, внёсших, при первоначальном образовании его, не меньше 500 рублей, или же — постоянным личным трудом своим содействовавших его основанию;
2) из почётных членов, избираемых из числа лиц, сделавших болеe значительное пожертвование или оказавших обществу особенно существенную пользу;
3) из действительных членов, вносящих в капитал общества не менее 25 рублей в год, и
4) из членов соревнователей, платящих 6 руб. в год и участвующих в делах общества своим личным трудом.

Делами общества заведуют: общее собрание и правление. Общее собрание состоит из учредителей, из почетных и действительных членов и созывается не менее одного раза в год. Ведению его подлежат:
избрание председателя, членов правления и ревизионной комиссии,
утверждение сметы,
вопросы о недвижимой собственности,
заключение по докладам ревизионной комиссии и
обсуждение по изменению устава.
Вопрос о закрытии общества разрешается 2/3 присутствующих в общем собрании членов, и ими же определяется порядок ликвидации его дел.

Правлению, состоящему из председателя, избираемого на 5 лет, товарища его и трёх или более членов, выбывающих через год, поручается: заведывание администрацией, хозяйством и капиталами; наблюдение, устройство учреждений, учёт, сношение, определение и увольнение лиц, составление инструкций, отчёта и другие дела по управлению.

Ревизионная комиссия, избираемая в числе 3-х членов или более на год, проверяет всю деятельность общества и его учреждений.
Все капиталы общества обращаются в государственная процентные бумаги и хранятся в государственном банке.
Годовой отчет общества рассылается всем членам за месяц до общего собрания и представляется в министерство внутренних дел.

Избегая становиться на теоретическую почву, и рассуждать о том: должна ли помощь неимущим быть законной обязательной повинностью имущих, или эта повинность может быть заменена милосердием, или должна существовать некая средняя форма безобидного общежития, остаюсь на чисто практической почве.

Наше законодательство не указывает способов призрения ни земству, ни городам, ни селениям.
Такой пробел в законах пытались заполнить всевозможными правительственными полумерами и частными благотворениями, но:
двухвековой опыт доказал, что без системы и взаимодействия - нищенство и бродяжничество не уменьшается.
И если закон запрещает христарадничать о хлеве насущном, дабы каждый приобретал его работой, то нищенская просьба о работе - есть просьба законная,
и для удовлетворения этой просьбы - следует потрудиться.

Н. Крылов.

Печатано по распоряжению Императорского Вольного Экономического общества.

Юридический вестник РНБ 2/1775 1885 №№ 5,6. Исаев Андрей Алексеевич (1851-1924). ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ И ЧАСТНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ШВЕЙЦАРИИ http://zt1.narod.ru/fltr1885.htm.

Из http://zt1.narod.ru/doc/mirandov.doc , Мирандов Ал-др Фед.
А.Ф. Мирандов: .. Беднейшему сельскому населению школой оказываются материальная помощь. В голодный год две семьи кормились в школе, получая остатки обеда воспитанников и часть хлебного пайка, которую добровольно выделяли воспитанники; кроме того, наиболее нуждающимся выдавались из школы грибы и овощи. ТРИ БЕЗЛОШАДНЫХ ХОЗЯЙСТВА ОБСЛУЖИВАЛИСЬ ШКОЛЬНЫМИ ЛОШАДЬМИ, А ТАК КАК В ДВУХ СЛУЧАЯХ НЕ БЫЛО И ЗДОРОВОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ, ТО С ЛОШАДЬМИ БЫЛИ ПОСЛАНЫ И СТАРШИЕ ВОСПИТАННИКИ.
В октябре прошлого года воспитанники на школьных лошадях перевезли 2 дома с имуществом безлошадных крестьян на отведенное им новое усадебное место.
7 НОЯБРЯ ПРОШЛОГО ГОДА ШКОЛА ОТКАЗАЛАСЬ ОТ ПОЛУТОРНОГО ПАЙКА, И ПРАЗДНИЧНУЮ НАДБАВКУ ВОСПИТАННИКИ САМИ ОТВЕЗЛИ ОДНОМУ ГОЛОДАЮЩЕМУ СЕМЕЙСТВУ, ПРИСОЕДИНИВ К ЭТОМУ ВОЗ ДРОВ, КЕРОСИН И СОЛЬ.
В голодный год, когда сельская школа нуждалась в необходимом ремонте, без которого нельзя было начать занятия, и ремонт этот для населения был непосилен, то наша школа остеклила все здание сельской школы.
ШКОЛА ПРИ ВСЯКОМ УДОБНОМ СЛУЧАЕ ОКАЗЫВАЕТ НАСЕЛЕНИЮ И КУЛЬТУРНУЮ ПОМОЩЬ.

ZT. Обязательно прочтите и: http://ztnen.livejournal.com/5805.html.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

ZT. Советую прочесть и : http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc . агрошкола-интернат Адрес учреждения: 152430, Ярославская область, Первомайский район, п. Пречистое, д. Багряники, ул. Школьная д.5 Администрация учреждения: - Ванцаев Муса Синаевич - директор ШИ, - Фардзинова Татьяна Юрьевна - заместитель директора по учебно – воспитательной работе.