Гигиена - залог психической уравновешенности и общего здоровья.ZT. 16.03.2010 Отсканировал и опубликовал: Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. РНБ 31-10/1657. http://zt1.narod.ru/doc/byt-d-d.doc.

http://zt1.narod.ru/doc/discipl-rejim-nakazan.doc. Тезисы по теме: дисциплина – режим – наказания. Такими установками и в голове, и в писанине Викниксора "и не пахло", и поэтому Шкида почти перманентно находилась в кошмарном состоянии гл. "Содом и Гоморра" у Г. Белых и Л. Пантелеева и "Последней гимназии" у П. Ольховского и К. Евстафьева ( http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, а лучше http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc ).

В двух журналах много-много от реальных практиков интернатного воспитания за 100 лет : http://zt1.narod.ru/winrar/internatnoe-za-100-let.zip.

ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.


Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

Гигиена - залог психической уравновешенности и общего здоровья.

“Народный учитель” 1928,1-2 РНБ П29/42. НАВСТРЕЧУ ЖИЗНИ. Колония имени Горького. Н. Остроменцкая .. Комендантский отряд. Не менее интересен по месту, занимаемому в жизни колонии, комендантский отряд. Это воители гигиены.

Труд в меру, здоровая простая пища, а главное - чистоплотность - факторы, необходимые для создания уравновешенной нормальной психики. Разве в 1920-м и 1921-м годах не страшнее голода были вошь и грязь? Разве по неряшливости нельзя было сразу узнать "бывших" людей, деклассированный элемент? (Я не говорю, конечно, о военной обстановке). Беспризорные деклассированы, выброшены из общества, ненавидят его и презрительно бахвалятся пред ним своей вонью и своими отрепьями. И, пожалуй, самую разительную перемену чувствуют они в новой обстановке, когда попадают в сверкающие белыми стенами, с чистым воздухом и чистым бельем, спальни, куда их не пускают, не выкупав предварительно.

Чистота в колонии поддерживается комендантским сводным отрядом, назначаемым на две недели.

Ежедневно, поднявшись, каждый колонист убирает свою постель и уходит на работу. И тут комендантский отряд начинает мыть, чистить и проветривать спальни, клубы, лестницы, уборные. В это же время специальный отряд убирает двор, свинари - свинарню, конюха - конюшни и коровники, дежурные хозяйки - столовую и кухню, а "канцелярские крысы" (так называют малышей, исполняющих в канцелярии обязанности рассыльных) - свое помещение. Мастерские, больничка и прачечная убираются работающими в них отрядами.

К одиннадцати часам уборка должна быть окончена. Комендант является к дежурному воспитателю, и они совершают обход.

Комендантский обход - нечто вроде очищающего вихря, промчавшегося над колонией. Бывают особенно придирчивые коменданты. Их боятся. При их приближении смахиваются несуществующие пылинки и поспешно убирается только что упавший на землю навоз. Такой комендант расхаживает по колонии с важным видом и заносит в свой блокнот заметки о беспорядке даже там, где дежурному воспитателю все кажется благополучно.

Таким образом ежедневно колония подтягивается под известный уровень чистоты.

Небрежно застланная кровать - такой же проступок, как неубранная куча навоза; он заносится вечером в рапорт коменданта и за него заведующий колонией строго взыскивает. Вообще в спальнях чистота поддерживается с особой тщательностью, днем доступ в спальни разрешается только по ордерам дежурного воспитателя и не больше как на десять минут. За этим следит дневальный. Представление, что там, где спят, должен быть чистый воздух, настолько вкоренилось, что горьковец, войдя в спальню, прежде всего бросается открывать окна.

По вечерам, после обхода дежурного воспитателя, проверяющего, все ли на местах, неумолимый комендант делает "обход ног". Летом все ходят босиком и, так как сильно устают, норовят юркнуть в постель, не помыв ноги. Но коменданта провести трудно. Он тщательно осматривает всех лежащих и, обнаружив грязные ноги, вытаскивает их обладателя за шиворот и заставляет идти мыть их.

На его [ коменданта ] обязанности лежит следить за приличным видом воспитанников. Машинка для стрижки, щелкающая в его руках, является для известной части колонистов (переваливших за 16) еще большим пугалом, чем его блокнот. Единственное спасение - просить у заведующего колонией "ордер на волоса".

Жаждущий иметь прическу долго прилизывается, стараясь предать голове возможно более приличный вид, прежде чем показаться тов. Макаренко. Наконец, он подходит к столу заведующего колонией и останавливается перед ним. Происходит приблизительно следующий диалог:

- Что? (Лаконично.)

- Антон Семенович, разрешите прическу.

- Сними шапку.

Шапка снимается с робкой надеждой. Заведующий несколько ужасных мгновений критически рассматривает вихрастую голову.

- Чего это они у тебя так торчат? На лице у обладателя прически выражается полное отчаянье. Он снова усиленно приглаживает волосы.

- Это от шапки.

- Ну, ладно. Только смотри, если увижу растрепанным, сам остригу.

Пишется ордер. И сияющий проситель несется с ним к коменданту ..

.. Сигналист трубит сбор. Не без сожаления отрываются ребята от клеток, строятся и выходят в университетский сад, где разбившись по отрядам все, за исключением часовых у знамени, располагаются завтракать прямо на траве в овраге. Вокруг стоит толпа зрителей. Во время еды это несколько раздражает, но ребята ведут себя сдержанно.

Позавтракав, каждый отдает бумажку, в которую была завернута снедь, своему командиру. Дело командира - разыскать мусорный ящик. После завтрака колонистов ни одной соринки не остается на траве. Это - урок харьковцам, засоряющим парк и университетский сад скорлупой от яиц и грязной бумагой.

.. Пример .. наказания: отряд производственников (ребята, работающие в городе) за вечный беспорядок в их спальне назначается на воскресенье нести обязанности комендантского отряда, т. е. произвести уборку всей колонии ..

Эстетическое чувство. Горьковцы любят празднества и потому, что в них находит удовлетворение их стремление к красивому. Ребят приучают к мысли, что жизнь должна быть обставлена не только гигиенично, но и красиво; коврики в спальнях; цветники во дворе; украшения в клубах. Во время отдыха глаза должны смотреть на красивое, и самый отдых должен проводится красиво - танцы, музыка, пение. Физкультура не только развивает физически, но и приучает к смелому красивому движению. Ходить полуголым под солнцем не только здорово, но и делает красивее тело. При всяком публичном выступлении обсуждается, какие трусики и рубашки красивее надеть - красные, белые или синие. Работа хорового кружка так же обязательна для его членов, как и работа по корчевке обязательна для отряда, принимающего в ней участие. Мне только казалось всегда, что было бы еще лучше, если бы все колонисты обязаны были петь в хоре, независимо от их голоса. Думается, что все от этого выиграли бы. Сценическая работа, наоборот, не ограничена кружковством. В ней принимают участие все желающие и все, кто назначается заведующим, - воспитатели и ребята одинаково. Спектакли, как и рабочие дежурства, связывают их товарищески, как равных. Привычка жить красиво и чисто делает невозможным возврат к улице. Надо быть бродягой по призванию, чтобы победить эту привычку и снова опуститься до грязных лохмотьев.

--

Педагогическая библиография (1936—1940). М., "Педагогика", 1972. -

8083. Адаменко П. Я. Личная гигиена школьника. 2-е изд., доп., 1939. 88 стр. с илл.

8084. Арямов И. Школа и здоровье учащихся. "Советская педагогика", 1940, № 4—5, стр. 57—62.

8085. Гефтер Э. С. Санитарная памятка школьника. Баку, Азернешр, 1937. 40 стр. с илл. (НКЗ АзССР. Центр. Дом сан. культуры).

8086. Тромбах С. М. Воспитаем у детей привычки чистоты и "опрятности. Под ред. Л. А. Лермана и Ф. Ю. Бермана. М., 1936. 31 стр. (Московский обл. ин-т сан. культуры. Сектор гигиен, воспитания детей).

Изд. 2-е, доп. М., [1937]. 28 стр.

8087. Тромбах С. М. Школьнику—здоровую домашнюю обстановку. [Памятка]. М., 1936. 23 стр. с илл. (Московский обл. ин-т сан., культуры. Сектор гигиен, воспитания детей и подростков).

2-е изд., испр. М., 1938. 24 стр. с илл.

8088. Гуревич Г. Е. и Панкина С. А. Санитарно-просветительная работа в школах. В кн.: Санитарное просвещение. М., 1Й39, стр. 99—105.

8089. Гуткин А. Я. Опыт изучения перегруженности классов. [К вопросу школьной гигиены]. "Советский врачебный журнал". М. Л., 1938, № 7, стбц. 535—540.

8090. Гуткин А. Я. Что надо знать о санитарной охране школы. [Предисл. В. Н. Иванова]. Л., 1936. 47 стр. (Ленинградский НИИ ОЗДиП).

8091. Данилова" В. Д. О поддержании чистоты воздуха в школьных зданиях. Метод, письмо для школьных врачей и педагогов. Ростов н/Д., Облхозиздат, 1938. 15 стр. (Ростовский обл. ин-т ОЗДиП. Ростовский Дом. сан. культуры).

8092. Иванова М. Д. Как я добилась личной гигиены и чистоты в классе. [Опыт работы учителя сред, школы № 4 г. Новгорода]. "В помощь учителю". Л., 1939, № 4, стр. 44—45.

8093. Инструкция об уходе за зданиями и помещениями школ педагогических училищ, детских домов и других учреждений, входящих в систему Мосгороно. М., 1937 16 стр. (МОНО).

8094. Каган М. И. Чистота и опрятность школьников и задачи учителя. М., 1937. 32 стр. (Московский обл. НИИ санкультуры. Сектор гигиен, воспитания детей).

Изд. 2-е. М., 1937. 32 стр. •

8095. Корсунская М. И. и Тромбах С. М. Гигиена детей школьного возраста. М.—Л., Биомедгиз, 1937. 79 стр. с илл.

8096. Крачковская Н. Г. и Вейнберг В. Б. Состояние освещения школ и обследование глаз школьников Кировска. "Педиатрия", 1937, № 3, стр. 130—141.

8098. Малое С. Н. Школьная гигиена. Учебник для пед. техникумов. Изд. 2-е. Под ред. С. Е. Советов а. М., Учпедгиз, 1938. 192 стр. с илл. / Рец.: Флеров О. В. "Начальная школа", 1939. № 1, стр. 69—70.

8099. Марчук А. Больше внимания чистоте и опрятности школьников. "Методический бюллетень МООНО", 1937, № 4, стр. 38—39.

8100. Минх А. А. и Воскресенская Е. П. Бактериальное загрязнение рук школьников и некоторых предметов обстановки и обихода. "Педиатрия", 1938, № 9, стр. 131— 136. Библиогр.: стр. 136.

8102. Минх А. А. Ионизация воздуха в школе. "Педиатрия", 1938, № 7—8, стр. 129—136. Библиогр.: стр. 136.

8104. Нимен Л. Б. Чистота и опрятность школьника. (Метод, разработка беседы). "Начальная школа", 1939, № 7—8, стр. 74— 75.

8108. Писарева Л. Школьная гигиена в помощь борьбе за повышение успеваемости. "Начальная школа", 1939, № 10, стр. 32—34.

8109. Попович А. Г. и Дмитренко Е. Т. К "вопросу вентиляции школьного здания. "Педиатрия", 1937, № 2, стр. 125—135.

8110. Правила санитарного содержания городских школ и детских садов. [Пос. Колпашев, 1937]. 4 стр.

8111. Санитарные правила для детских учреждений. Изд. 2-е, испр. и доп. Л., 1940. 130 стр. (Гос. сан. инспекция Ленгорздрав-отдела. Ленинградский обл. НИИОЗДиП).

8112. Советов С. Е. Школьная гигиена и ее место в системе педагогических наук. "Советская педагогика", 1938, № 7, стр. 83— 91.

8113. Соколов Н. И. Школьная гигиена. Учебник для сан. фельдшеров. Под ред. А. В. Молькова. М. — Л., Медгиз, 1939. 212 стр. с илл. и черт.

8114. Темкин Б. И. Динамические наблюдения над санитарным состоянием школ. Куйбышев, 1936. 9 стр., 1 вкл. л. актов и постановлений. (Куйбышевский крйев. отд. здравоохранения. Краев, гос. школьно-сан. инспекция).

8116. Учебник школьной гигиены. Под ред. А. В. Молькова. Изд. 3-е. М. — Л., Медгиз, 1940. 260 стр. с илл. и черт., 2 вкл. л. план и табл.

8117. Чертрк О. И. Опыт санитарно-воспитательной работы в I классе начальной школы. Под ред. И. И. Мильмана. М., 1940. 40 стр. (Центр, ин-т сан. просвещения).

8118. Школьная гигиена. Руководство для студентов мед. ин-тов и врачей. В сост. приняли участие: М. Д. Большакова и др. Ред. А. В. Молькова. Изд. 2-е, испр. и доп. М. — Л., -Биомедгиз, 1937. 354 стр. с илл.

8119. Школьная гигиена. [Сост. С. Е. Советов и др.]. Под <ред. С. Е. Советов а. М., Учпедгиз, 1940. 336 стр. с илл. и черт., 2 вкл. л. план.

Ищи на: Предупреждение заразных заболеваний

Прыг на главную ZT-web-страницу.

Посмотрите http://zt1.narod.ru/doc/za-i-protiv-detdoma.doc.