ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
13.08.2008 Alex http://makarenkoas.blogspot.com/ Макаренко Антон Семенович Собрание сочинений в 8 томах / ZT. Здорово! Ура, ура! Но не понятно, кто Alex, кто сделал, кого благодарить .. Правда, плохо вычитано.
ZT. В свое время мой приемный сын Леонид Александрович Федоров набрал на компе все 8 тт. АСМ (без стр. примечаний и т.п., только сами тексты А.С.М.), и они уже более 10-ти лет висят в интернете. Что-то там время от времени уточнял по Гётцу Хиллигу, что-то переносил в htm-файлы моего сайта http://zt1.narod.ru. Вот: http://zt1.narod.ru/winrar/8-mak-tt.rar , примерно, 3 с половиной мегабайта. Это - А.С. Макаренко, восьмитомник, тт. 1-8, М. 1983-1986.
Внутри указанного архива есть набранное (и вычитанное) в WORD 2003:
часть тома 1 (М.1983) стр.1-116 - ASM-t1-s-1-116.doc,
весь том 4 (М.1984) - ASM-t-4.doc,
весь том 7 (М.1986) - ASM-t-7.doc.
Всё остальное плохо вычитано, и, главное, в DOS-кодировке, а значит эту (большую) часть состава текстов А.С.М. в виндовских смотрелках и редакторах сходу не прочтёте, но возможна перекодировка через WORDPAD: 06-янв-2009 переделал названия DOS-файлов, теперь все они *.txt, значит при загрузке в WordPad в Типе файлов надо задать: Текстовые документы MS-DOS [*.txt].
http://zt1.narod.ru/doc/tt-AS-Makarenko-Marburg-skanir.doc.
отсылочный файл по
АНТОН МАКАРЕНКО
Собрание сочинений
Марбургское издание, сканированные тома.
Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.
Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.
На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове. | На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего Мой былой ЖЖ |
С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.
Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. | Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. |
Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.
КАМАРДИНОВ ВАСИЛИЙ РОМАНОВИЧ : "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.С. МАКАРЕНКО В КОММУНЕ ИМ. ДЗЕРЖИНСКОГО" (лекция, 10 июня 1954 г., машинопись из архива Н.А. Лялина).
Педагогический опыт и педагогическое знание Макаренко, его педагогическая теория в целом касаются, по преимуществу, вопросов воспитания, методики воспитания молодого поколения. Вопрос обучения Макаренко специально не разрабатывал. Причем, когда мы с ним говорили по этому вопросу, Антон Семенович не раз говорил, что "Никто в жизни не требовал от меня, чтобы я обучал. На протяжении последних 16 лет моей педагогической работы от меня требовало советское общество, чтобы я воспитывал и перевоспитывал. Я призван страной, народом переделывать характеры".
Поэтому я в сегодняшнем своем выступлении буду, в основном, касаться не вопросов обучения, а вопросов воспитания, - как их Макаренко ставил и как он их решал.
Нужно сказать, что за 16 лет работы в детских домах и трудовых колониях Макаренко переделал много характеров. За эти 16 лет в колонии им. Горького и в коммуне им. Дзержинского воспитывалось несколько тысяч человек. Причем, по неточным подсчетам кабинета А.С. Макаренко в Москве через детские трудовые колонии и коммуну прошло 3 тысячи человек. При этом А.С. Макаренко говорил, что в педагогической работе не должно быть брака. Если на производстве в каких-то сотых долях процента установлены нормы допускаемого брака, то в педагогической работе брак ни в каких сотых долях процента не допускается. И действительно, А.С. Макаренко не допускал в своей работе брака. Я могу с радостью сказать, что кабинет А.С. Макаренко не зарегистрировал ни одного случая повторения беспризорных детей, прошедших через детские колонии, руководимые Макаренко, - не было случаев рецидивов. Наоборот, нужно сказать, что большинство воспитанников А.С. Макаренко сейчас, в наше время, являются сознательными, активными строителями коммунизма в нашей стране.
Должен назвать имя героя "Педагогической поэмы" Семена Афанасьевича Карабанова (С.А. Калабалина). Он является талантливым педагогом, работает заведующим детским домом на Украине. Можно назвать способного врача Вершнева - героя "Педагогической поэмы". Можно назвать Ширявского - прокурора в Винницкой области, Аноприенко - прокурор Полтавской области; Борискину
[ Клавдия Тимофеевна Борискина. В 1936 г. поступила на учебу в студию Харьковского русского драматического театра, где потом долгие годы играла. Время учебы в студии было для Борискиной трудным временем. О Борискиной ищи в моем файле http://zt1.narod.ru/art_1953.htm, а также в файлах http://zt1.narod.ru/zeml-lpt.htm, http://zt1.narod.ru/tubin.htm ],
Клеточкину, Ткачук - артистов на Украине; П.Д. Буряка - кандидата исторических наук, педагога Академии им. Фрунзе в Москве. Во всех уголках Советского Союза разбросаны тысячи людей, воспитанников А.С. Макаренко.
Нужно сказать, что ему удалось создать в Коммуне им. Дзержинского такой коллектив, какого не знала история педагогики. Кстати сказать, буржуазные ученые педагоги не раз пытались создать детские коллективы, при помощи и через которые они могли бы воспитывать молодое поколение, но у них это не выходило. Могу сказать следующее: сейчас, в наше время, в Англии есть много подражателей Макаренко, однако вот такого блестящего результата никому еще из буржуазных ученых педагогов не удавалось добиться.
Макаренко создал замечательный коллектив. Цель этого коллектива состояла в том, чтобы вчерашнего беспризорного сделать сознательным, квалифицированным рабочим.
Одним из основных принципов Коммуны явилось и систематическое школьное обучение. В своем опыте Макаренко успешно соединил умственный труд и физический. Это одно из коренных положений марксистско-ленинской педагогики.
Летом 1927 года в Новом Харькове (это пригород Харькова) был выстроен и оборудован вместительный двухэтажный дом. Постройка отвечала всем требованиям новейшей строительной техники. Здесь были не только водопровод, канализация, центральное отопление, но и приточно-вытяжная вентиляция со специальной камерой для нагрева воздуха, были душевые, ванные комнаты, механизированная прачечная и столовая. В доме был оборудован интернат и классные комнаты, а также мастерские. С первых дней существования Коммуны в ней были деревообделочная, слесарно-механическая, столярная, пошивочная, сапожная и другие мастерские.
25 декабря 1927 года в готовый и оборудованный дом прибыло 50 мальчиков и 10 девочек, большинство в возрасте 13-15 лет, но были и юноши 16-17 лет. В этой группе, между прочим, прибыл и я в Коммуну им. Дзержинского.
Что первое сделал Антон Семенович, когда мы прибыли в Коммуну? Он разбил нас на отряды. Были выбраны командиры отрядов, которые положили начало организации самоуправления Коммуны им. Дзержинского. В эти первые дни Антон Семенович много работал над конституцией в Коммуне или, как он ее называл, конституцией страны ФЭД. На основе обобщения и критического анализа опыта работы Колонии им. Горького он наметил в конституции организационную структуру коллектива, определил те правила поведения воспитанников, которые устанавливали порядок дня, ход жизни и работы в Коммуне. Причем, разрабатывая конституцию страны ФЭД, выражаясь его языком, Антон Семенович не замыкался в узком педагогическом кругу, не игнорировал своих воспитанников.
Прежде всего Макаренко от нас потребовал выделить 4 человек из состава 60 человек для участия в разработке конституции, - правил жизни Коммуны. Как сейчас помню, как собрался совет командиров. В эту конституционную комиссию, если так можно назвать, были выбраны: Козырь, Сторчакова, Жилутский, Роза Красная, которые и приступили к работе над основным законом Коммуны. Из этого факта видно, что Антон Семенович во всей своей педагогической практике рассчитывал больше всего на инициативу коллектива и он позже говорил:
"Не удалась бы такая хорошая конституция, если бы в разработке ее проекта не приняли участия воспитанники".
Таким образом, Макаренко был сторонником активных методов воспитания и творческого педагогического процесса. Привлекая коммунаров к разработке правил жизни Коммуны, он говорил: "Правила жизни Коммуны не должны стеснять жизни коммунара, но они должны исходить из тех условий, в которых находится воспитанник; в этом детском учреждении воспитанник должен себя чувствовать как дома, должен быть сравнительно свободным. А что нужно воспитаннику? Я хоть и педагог, но я всего не знаю, воспитанники сами знают больше, чем я, что им нужно, и воспитанники при разработке правил жизни Коммуны оказали мне исключительно большую услугу".
С первых же дней существования Коммуны Макаренко очень много трудился, он трудился над всякой мелочью; он не один раз обходил огромное помещение, сам смотрел, как висят портреты, место ли портрету здесь, не перевесить ли в другое место. Он с первого дня решал, как можно лучше одеть своих воспитанников. Причем, он говорил так: "Воспитанник моего детского учреждения имеет такое же право на хорошую, красивую одежду, как и любой ребенок нашей страны". Поэтому в Коммуну сразу были приглашены портные. Макаренко ни одного коммунара не выпустил из мастерской, не осмотрев, как пригнана одежда, хорошо ли на нем лежит и, после того, как он убеждался, что все хорошо, он говорил: "Вот этот у меня одет, он будет хороший вид создавать для Коммуны, а вот этому возьмите вот здесь подтяните, здесь распустите..." и т. д. И только после этого придирчивого осмотра он считал, что коммунар, его воспитанник, одет и может находиться в коллективе.
Таким образом, коллектив Коммуны им. Дзержинского начал свою жизнь с небольшого по количеству числа воспитанников, с 60 человек. Но вскоре в этот коллектив влились и новые люди. Из педагогической литературы, из произведений А.С. Макаренко вы знаете, что мы часто потом ходили на харьковские вокзалы, - на поездах, в вагонах, в кочегарках собирали беспризорных, строили их в колонны, приводили в Коммуну, снимали грязную одежду, совершали своеобразный ритуал: обливали лохмотья керосином или бензином, выносили против Коммуны и сжигали, одевали новичков в новую форму и вливали в свой коллектив. Поэтому коллектив вырос до 500 человек. По возрасту коллектив дзержинцев был от 9 до 20 лет. Коллектив создавался, таким образом, из мальчиков и девочек.
Товарищи, жизнь в коллективе была очень прекрасна. Я уже 20 с лишним лет как вышел из коллектива, и я ничего лучшего не видел и ничего лучшего не вспоминаю, как Коммуну им. Дзержинского.
Жизнь там была прекрасной тем, что она была напряженной, тяжелой, целеустремленной. Была жизнь - в полном смысле борьба за жизнь, за введение себя в социалистическое общество.
Распорядок дня был в Коммуне таков: в 6 часов подъем (вы учтите, что независимо от возраста) и в 11 (23 часа) отбой. Воспитанники спали 7 часов в сутки.
Нужно отметить, что с первого дня жизни в Коммуне коммунары находились на полном самообслуживании, - уборщиц, официанток и прочих людей обслуживающего персонала не было в Коммуне. Поэтому блеск паркета и чистоту во всем помещении Коммуны воспитанники поддерживали сами. Для уборки помещения вся территория Коммуны разбивалась на участки. Потом, согласно жеребьевки, эти участки распределялись между отрядами на месяц, и через месяц проходило перераспределение. Коммунары знали, где, что убирать и кому. Утром по сигналу "Подъем" сразу отряд вставал и шел на свой участок уборки. Взрослые начинали производить тяжелые, я бы сказал, работы: натирка паркетных полов, мойка полов. Причем полы натирали так, что я в жизни не видел таких чистых паркетных полов, я только могу представить по кинокартине "Суворов в царском дворце", когда Суворов заходил на прием. Малыши в то время, когда старшие натирают паркетные полы, чистят медные ручки, вытирают пыль - и на все это требовалось отряду минут 15-18, от силы 20. За 20 минут все блестело в Коммуне. После этого нужно было пригласить дежурного члена санитарной комиссии, чтобы он принял уборку. Так просто - чтобы убрать и уйти - нельзя было, нужно было сдать убранный участок. Причем, в санитарную комиссию выбирались девочки, такие "чистюлечки", придирчивые до невозможности. Вот говоришь: "Товарищ Клеточкина, пойдемте, посмотрите." Она берет чистый, белый, как снег, платочек, и под рояль. На рояль она не смотрит, а под рояль". Ага! На перекладине пыль, не принимаю, пока пыли не будет". Тут опять вытирать; вторично приглашаем, навели полный порядок. Потом коммунары умываются, одеваются, и каждый день в Коммуне был утренний осмотр. Сигнал на утренний осмотр - все коммунары выстроились у своих кроватей по спальным комнатам. На смотр заходили дежурный член санитарной комиссии, дежурные командиры и каждый день сам Антон Семенович осматривал тщательнейшим образом внешний вид коммунаров, уборку спальных комнат. Если, опять-таки, где он находил непорядок, приходилось все убирать снова. Я помню один интересный момент. Приходит Антон Семенович к нам в комнату (это комната для старших), посмотрел, спрашивает: "Кто из вас дежурный?" Я говорю: - "Я." "Вот и посмотри, как ты убрал". Везде посмотрел, даже под батарею отопительную, нигде нет пыли. Смотрит на зеркало, крапинка. "А здесь почему не вытер?" Я говорю вытирал, тер, тер, никак не могу вывести. "Вот принеси ко мне в кабинет, я вытру и покажу, что крапинку можно удалить, я не буду задерживать осмотр". Ушли... Сигнал на завтрак. Я снимаю зеркало, несу к нему в кабинет. Он взял и начал тереть, а он был близорукий, он сам не разобрался, в чем дело. Он вызывает заведующую портняжной мастерской, та терла, терла и говорит, что от зеркала отскочила краска с обратной стороны, вытереть нельзя. А мы с ним как раз поспорили на килограмм конфет (смех).
Поэтому вот так до блеска наводили чистоту в Коммуне сами коммунары.
После уборки помещения шли завтракать, а после завтрака одна часть коммунаров шла работать в мастерские, а позже на завод, когда выстроили заводы, другая часть шла в школу. Работа на заводе продолжалась 4 часа, для малышей 4 часа школьных занятий, а для старших групп 5 часов школьных занятий. Таким образом, рабочий день в Коммуне равен 8-9 часам. Но это же только строго официальный день работы. В эти часы не входило время на уборку помещения, а потом после работы начиналась подготовка уроков, общественная и культурно-массовая работа. А общественная и культурно-массовая работа была поставлена в Коммуне исключительно хорошо. Если взять это все вместе, то коммунар был занят с 6 часов утра и до 23 часов вечера.
Уже в январе 1928 года в Коммуне был организован оркестр. Антон Семенович очень много внимания уделял музыкальному развитию своих воспитанников. Коммуна получила от чекистов 30 труб. Эти инструменты послужили для создания духового оркестра, а потом коллектив музыкантов увеличился до 60 человек. Духовой оркестр из 60 инструментов - это довольно-таки хорошая организация. Оркестр выступал на Всеукраинских соревнованиях и был признан одним из лучших оркестров на Украине. Коммунары исполняли произведения Мусоргского, Чайковского, Бетховена и других композиторов. Причем, был такой неписаный закон: когда идем километров 10-15 в поход по Харькову, марш ни разу не должен повторяться, - как проиграли марш, сразу начинают другой. Сколько же знал оркестр походных маршей?
В Коммуне работал драматический кружок. В нем принимали участие около 60 человек. При этом нужно сказать, пока Коммуна не разбогатела, оркестр и драматический кружок играли значительную роль в культурном воспитании коммунарского коллектива. Драмкружок для воспитанников и окружающего населения становился очень важным, он ставил очень серьезные пьесы. Причем, были очень хорошие отзывы о драмкружке, например, артистов Харьковской русской драмы. Ставилась пьеса "Ревизор", на коммунарской сцене исполняли "Наталку-Полтавку" и другие. Около 120 человек участвовало в хоровом кружке Коммуны. Кроме того, в Коммуне работал фото-кружок, кружок изобразительного искусства, кавалерийская секция при харьковском "Динамо" и другие кружки.
Часть воспитанников работала в органах самоуправления. Выбранные на полгода командиры составляли высший орган самоуправления Коммуны - Совет командиров. Секретарь совета командиров (ССК) освобождался от производственной работы и получал средний оклад, а командиры ни от какой работы не освобождались, и общественная работа была для них дополнительной нагрузкой. Совет командиров играл исключительно важную роль в Коммуне, состоял из секретаря совета командиров, командиров и - на правах члена совета, с одним голосом - участвовал А.С. Макаренко. Причем, что характерно, когда я наблюдал за работой Антона Семеновича, он никогда не стремился в Совете играть первую скрипку. Секретарь совета командиров (ССК) открывает заседание, он, Макаренко, сидит в сторонке, Секретарь совета командиров ставит вопросы на обсуждение, и как будто бы на заседании совета командиров Антон Семенович не присутствует, он только прислушивается, как ребята решают вопросы жизни: вопрос распорядка дня, вопрос питания, вопросы производственной работы, продолжительности рабочего дня и, если хотите, то и качества одежды.
Вот, когда, если можно так сказать, молодые люди зарывались в решении какого-либо вопроса, хотели получше одеться, то Антон Семенович говорил: "Товарищи, вы очень хорошо решаете эти вопросы, - правильно, нужно быть нам лучше одетыми; но посмотрите на смету: отпущено столько-то тысяч, а я подсчитал, что вы говорили, это на 10 тысяч превышает, - нельзя, не могу". Начинается обсуждение вопроса сначала, но решает сам коллектив. Все делал сам коллектив.
[ZT. У А.С. Макаренко как в Древнем Риме: разделяй ребят на отряды с командиром отряда во главе, и тогда на ежедневных вечерних рапортах командиров ты окажешься в курсе всего в учреждении произошедшего].
Каждый день в Коммуне собиралось на 20-25 минут общее собрание коммунаров. Что решали на этих общих собраниях? Командиры отрядов отчитывались за проведенный день. Каждый командир отряда отдавал рапорт дежурному командиру - не Антону Семеновичу, а дежурному командиру. Антон Семенович в гуще коммунарского коллектива сидит, а дежурному командиру отдают рапорты командиры отрядов, - вот в такой форме. - Приходили все в клуб, командиры выстраиваются посередине, коммунары рассаживаются на мягкие диваны, расположенные вдоль стенок. "Товарищ дежурный командир! День в отряде прошел благополучно, за исключением Иванова - плохо работал, Сидорова - разбил стекло" Рапорт дежурного санитара: "Товарищ дежурный командир! В мое дежурство никаких происшествий не случилось, за исключением Иванова - пришел в столовую грязным, я его отослала из столовой и он кушал после других".
Дежурный командир собирал все рапорты, начиналось обсуждение рапортов. "Иванов плохо работал". Дежурный командир говорил: "Товарищ Иванов, выйдите на середину зала и объясните, почему вы плохо работали". Этот педагогический прием оказывает огромное влияние - самый шаловливый воспитанник, если один раз побывал на середине зала, уже второй раз не пожелает туда попасть. Мне один раз приходилось идти в середину этого зала. Какое впечатление?
Прежде всего, - как выйти и отчитаться перед коллективом за свой проступок? Я думал, что лучше бы Антон Семенович вызвал меня в кабинет, как угодно кричал, легче было бы, или если бы он меня побил, - чем идти отчитываться перед коллективом. Идешь, а в середине залы люстра. Вот подхожу и думаю, наверное, люстра надо мной, останавливаюсь, а мне кричат: "На середину, под люстру". Я опять пошел, я уже до того дошел, что не стал соображать, где же люстра - или вверху, или внизу, она одинаково отсвечивалась на паркетном полу. Это очень тяжелый момент.
Собрания занимали очень мало времени, коммунары не любили и не умели много говорить, минут 15-20.
Коммуна имени Ф.Э. Дзержинского по своему составу была пионерско-комсомольской организацией. "В комсомольской ячейке, - писал Макаренко, - работы по горло". И действительно, вся политико-просветительная, культурно-массовая работа Коммуны проводилась при активном участии комсомольской организации. Все большие и ответственные вопросы учебной, производственной, культурно-воспитательной работы, устройства быта коммунаров решались при помощи и при прямом участии комсомольской организации.
Чем практически занималась комсомольская организация? Между прочим, я на этом вопросе остановлюсь потому, что в трудах А.С. Макаренко работа пионерской и комсомольской организаций показана очень плохо, если не сказать, что вообще в основном не показана.
Комсомол был политическим вождем Коммуны, если учитывать, что партийной организации не было. Расстановка кадров, подбор кадров - обсуждались на комсомольском бюро самими коммунарами. Например: в первый отряд комсомольское бюро выдвигает командиром Иванова, командиром 2 отряда такого-то, командирами 3-4-5-10 таких-то. Секретарь совета командиров такой-то, секретарь совета бригадиров такой-то, в клубный совет такого-то, в санитарную комиссию таких-то людей. Предварительно все обсуждалось на комсомольском бюро, оставить, и после этого решение комсомольской организации, вынесенное как предложение, обсуждалось на общем собрании коммунаров. Это была большая работа.
Как Антон Семенович тут себя вел? Как будто бы комсомольская организация вмешивалась в его прерогативы? Антон Семенович и здесь никак не хотел сковывать инициативу комсомольской организации. Вот, бывало, прихожу к нему (я работал одно время секретарем комсомольского комитета) и говорю: "Вот, Антон Семенович, через неделю состоятся перевыборы секретаря, решили сделать секретарем совета такого-то, командиром такого-то". Он посмотрел: "Да, это хорошо, а вот здесь плохо, я на него не надеюсь, вы хорошо подумали?". - "Антон Семенович, обсуждали всесторонне".
"Я не отрицаю, отвечать будете вы за его работу и дисциплину".
И действительно, комсомольская организация чувствовала полную ответственность за работу коллектива органов самоуправления. Комсомольская организация решала вопросы культурной жизни. Культпоходы в театры, - когда, куда, выступления оркестра в городе, смычка с рабочими Харькова, посещение харьковских предприятий, - все это решала комсомольская организация, конечно, с докладом Антону Семеновичу.
Далее, комсомольская организация вела большую работу и вне стен Коммуны. Коммуна была расположена между Харьковом и ближайшей деревней, примыкающей к Харькову. Комсомольский актив там создал комсомольскую организацию, организовал политшколу, читались силами комсомольцев доклады и лекции в селах. Комсомол очень большое внимание уделял в Коммуне работе пионерской организации. Причем, самым трудным в работе комсомола, прежде всего, в работе Антона Семеновича, была работа с пионерами. Повторяю, работа проводилась большая, но, к сожалению, ценный опыт комсомольской организации, ценный опыт политической работы комсомола в Коммуне - недостаточно освещен в работах А.С. Макаренко.
Теперь пару слов о работе воспитанников на заводе. Что из себя представляли производственные предприятия? На первых порах были организованы мастерские, названные мною мастерскими полукустарного типа. В 1930-х годах были построены в Коммуне первоклассные заводы. Кстати сказать, в 1931 году три четверти импортного оборудования, которое получил Советский Союз, было отдано Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского. Были построены два завода: завод электроинструментов и фотозавод. Причем, оба эти завода - государственной важности. Электроинструмент мы до этого времени вывозили из Австрии и Америки. Завод Коммуны освободил страну от импорта. До того фотоаппараты типа "Лейка", - потом они назывались ФЭД, - ввозились из Германии. Коммунары гордились своими заводами, - гордились, что именно они вместе со всем рабочим классом нашей страны освобождают страну от импорта. С другой стороны, коммунары видели, что, когда не было этих заводов, то жизнь в Коммуне была сравнительно бедной, а когда были построены заводы и они работали рентабельно, - давали 20 млн. рублей прибыли государству в год, - то Антон Семенович законно мог своих воспитанников баловать: получше кормить, получше одевать, лучше оборудовать учебные кабинеты, стадион и т. д. Коммунары относились к заводам, как к своим, - видели в них источник улучшения своей жизни, и поэтому и работали исключительно хорошо. Уже Антон Семенович, когда с ним говорили по этому вопросу, не заботился о том, чтобы заставлять коммунаров лучше работать, поднять производительность труда и т. д., а у него была одна забота, как бы сделать так, чтобы коммунары чрезмерно не переутомлялись при работе на заводах. Воспитанник считал, что, если он норму не выполнил, то не имеет права уходить с предприятия. Бывало, все пришли, Антон Семенович смотрит - на заводе работает станок. Сейчас позвонил: "Кто там работает? Ну пусть поработает". Потом говорит: "Иванов, уходи с завода". Иванов уходит с завода, а, поскольку охрана была своя, то смотрим, станок опять начинал работать. Антон Семенович начинал сердиться и кричать, чтобы работающих коммунаров гнали с завода. Труд в Коммуне под руководством Антона Семеновича именно в полном смысле стал делом чести, доблести и геройства его воспитанников.
Учась в Рабфаке, все тоже очень серьезно относились к учебе. Тут можно только один факт привести, что многие воспитанники пошли в высшие учебные заведения, и мы не знаем случаев, чтобы воспитанник не выдержал вступительных экзаменов. Выезжали в Москву, Ленинград, Киев, Харьков, поступали и удачно кончали институты, как и все студенты, вышедшие из семей, окончившие нормальное среднее учебное заведение.
Развиваясь в течение 7 лет, Коммуна прошла большой и интересный жизненный путь. В это время она проявила себя одним из ведущих педагогических учреждений и была далеко известна не только в Советском Союзе, но и за его пределами. За 7 лет Коммуну посетили 214 иностранных делегаций, преимущественно представителей коммунистических братских партий, видные ученые педагоги, рабочие делегации. Если посмотреть, кто был в Коммуне, кто посещал, кто интересовался, из каких стран были люди, то были делегации в основном из всех стран мира; из Германии, Франции, Англии, Америки, Китая, Австралии и многих других стран.
Вот такой коллектив, повторяю, который служил бы образцом детского воспитательного учреждения, было возможно создать только в условиях Советского государства. Советская власть создала объективные условия для организации такого коллектива. Но эти же условия, эти же возможности, - вы знаете сами по себе, - стихийно не превращаются в действительность. Эти возможности нужно было использовать и превратить их в действительность, а для этого требовалась энергия, много умения, и это оказалось по плечу Антону Семеновичу Макаренко. Правда, создать такой прекрасный коллектив ему стоило огромного труда, но Антон Семенович любил трудиться и умел трудиться, он весь отдался Коммуне, жил интересами коллектива и другого интереса в жизни у Антона Семеновича не было.
Достаточно сказать, что до 44 лет Антон Семенович не женился. И вот сидим один раз в кабинете, я задаю ему наивный вопрос: "Антон Семенович, вы уже стареть начали, а чего же вы не женитесь?". Он на меня посмотрел: "Наивный ты, Вася, мне некогда жениться".
И в самом деле, ему некогда было жениться. Он женился на 44 году жизни, когда коллектив был сколочен, когда его не нужно было тянуть и руководить им, а нужно было только дирижировать.
Чем был занят и как работал этот выдающийся педагог в Коммуне им. Дзержинского?
В Коммуне, прежде всего, он проводил всю свою жизнь. За 7 лет работы в Коммуне, когда я был воспитанником, я не помню ни одного случая, чтобы Антон Семенович не пришел к подъему. Подъем в 6 часов, без 5 минут 6 появляется Антон Семенович в вестибюле. За это время Антон Семенович не использовал ни одного отпуска. Он 2 раза пытался брать отпуск, уезжал в Москву и через 5-7 дней возвращался. Он не мог жить без этого коллектива. Антон Семенович не использовал ни одного выходного дня. Каждый день своей героической жизни он работал, он руководил педагогическим коллективом сам или по расписанию подменял других преподавателей и вел занятия в школе. Причем, он был всесторонне подготовленный педагог. Он, например, вел в Рабфаке - это средняя школа - русский язык и математику. Бывало, начинаются занятия, смотрим - не пришел чертежник, преподаватель эконом-политики (так в то время назывался предмет), преподаватель физики или химии. Приходишь к Антону Семеновичу, говоришь, - вот, не пришел преподаватель. "А на чем закончили?" - спрашивает Антон Семенович.
"Вот мы вывели такую-то формулу и остановились".
"Вот и продолжим".
Почти всеми предметами, которые преподавались, он свободно владел и свободно преподавал. Он вел одно время уроки каллиграфии. Был талантливый преподаватель каллиграфии Терский. Макаренко и Терский разделили группы между собой и стали преподавать каллиграфию. У Терского с преподаванием каллиграфией ничего не получилось, хотя Терский сам писал лучше, чем Антон Семенович. Сейчас я получаю письма от коммунаров, смотрю (а я уже давно забыл, кто у кого занимался): "Ага, этот изучал у Макаренко, прекрасно пишет, а вот этот у Терского учился, сразу видно". Он, Макаренко, прекрасно знал историю, причем так увлекательно излагал исторические события, что только когда я стал взрослым, то начал разбираться, в чем дело. Бывало, мы просим Антона Семеновича рассказать нам что-нибудь. Сейчас соберемся в клуб и он начинает рассказывать такие интересные сказки. Я сейчас только понял, что он нам рассказывал о восшествии Петра I на престол, о борьбе Годунова за престол, о крестьянской войне под руководством Болотникова. Он без всякой записи мог рассказывать в очень увлекательной форме, а мы принимали это как интересную, кем-то написанную сказку.
Он руководил учебным процессом, коллективом преподавателей. Он лично руководил и использованием коммунаров на заводах, руководил заводской бухгалтерией, причем бухгалтерию знал отлично. Один раз был такой случай. Коммуна 1 мая и 7 ноября выходила в Харьков. Интересно, чтобы воспитанники пошли на праздники с деньгами. Антон Семенович до выхода Коммуны посылал меня узнать, смогут ли в бухгалтерии рассчитать коммунаров к вечеру. Я прихожу в бухгалтерию, говорю, что Антон Семенович послал спросить, смогут ли рассчитать коммунаров к вечеру. Бухгалтер говорит - сможем.
Вот пора Коммуне строиться, а из бухгалтерии никто ничего не сообщает. Антон Семенович опять посылает меня узнать, в чем дело, а до выхода осталось полтора, два часа. Я приходу в бухгалтерию, там говорят, что сегодня не смогут рассчитать коммунаров. Я говорю Антону Семеновичу это. Он выскочил из-за своего стола, и в бухгалтерию: "Как так - сидите 3 человека и не можете сделать? - оставьте документацию и идите отдыхать". Берет трех воспитанников и в течение 3 часов производит полный расчет с коммунарами, чего не могли сделать специалисты в течение рабочего дня.
В часы массовой работы он не просто находился среди коллектива коммунаров, а стоял во главе коллектива, вел коллектив и воспитывал коллектив. Он присутствовал на заседаниях совета командиров, на бюро комсомольской организации, пионерской дружины, и вот сейчас, оценивая труд Антона Семеновича Макаренко, могу сказать, что это был поистине гигантский труд. Своим трудом он сплачивал коллектив, поддерживал высокий тон в его работе, через коллектив он воспитывал своих воспитанников. Нужно сказать, когда спрашивают, в чем секрет успеха Антона Семеновича в воспитательной работе, так значительная доля этого секрета была заложена в трудоспособности и трудолюбии Антона Семеновича Макаренко.
Но вы можете задать и встречный вопрос: ведь можно очень много трудиться и все-таки не выполнить поставленной перед собой задачи, если не будешь подготовлен к выполнению этого труда. Но Макаренко как педагог был очень хорошо подготовлен. Он был в высшей степени культурен, начитан, эрудирован вообще. Он прекрасно знал все основные высказывания классиков марксизма-ленинизма по вопросам воспитания. Вот, бывало, работая секретарем комсомольской организации, оформляем какую-нибудь витрину, выставку, вот и думаешь, где бы взять лозунг из Маркса, Энгельса, Ленина. Сразу бежишь к Антону Семеновичу: вот такая-то витрина и вот такая-то марксистская мысль должна быть. "А вы возьмите вот такой-то том, такую-то главу посмотрите", - говорит Антон Семенович.
Макаренко был начитан в высочайшей степени. Он прекрасно знал литературу Запала, русскую литературу. Из советских писателей он высоко ценил Шолохова. Маяковского Антон Семенович знал в основном наизусть. Причем герой "Педагогической поэмы" Вершнев (Шершнев Николай Фролович) очень умело декламировал Маяковского. И вот в свободное время идет по Коммуне Шершнев: "Шершнев, зайдите ко мне, давайте, кто лучше прочитает Маяковского". Начинает Шершнев читать: "Нет, стоп, не так читаете, Маяковский хотел не то сказать, а вот то-то", - и, не смотря в текст, Антон Семенович начинал от начала до конца читать с выражением, с ударением, как говорят, с чувством, с толком, с расстановкой.
Конечно, эта общая высокая культура, широкие знания педагогики помогали Антону Семеновичу создать коллектив. Но начитанностью, знанием педагогики не исчерпывается культура этого замечательного педагога. Он любил и хорошо знал музыку. Вы помните, по-видимому, воспоминания Лауреата Сталинской премии артиста Петрова. Петров в Сборнике Академии Педагогических наук говорит, что Антон Семенович очень хорошо играл на многих музыкальных инструментах. Я сейчас могу здесь подтвердить, что Петров абсолютно прав. В Коммуне был хоровой кружок, в котором насчитывалось свыше ста человек. Антон Семенович сам руководил этим кружком. Причем, брал скрипку и начинал разучивать какую-нибудь советскую песню или оперное произведение. Большой коллектив слушателей, но вот где-то в отдалении коммунар не так взял ноту: "Стоп, Иванов, вы здесь неправильно взяли, вот так надо".
Антон Семенович хорошо играл на пианино. В кабинете Антона Семеновича всегда висела скрипка. Эта скрипка в нашей коммунарской жизни сыграла очень значительную роль. Я поясню сейчас это.
Когда в Коммуне были построены предприятия, то главную роль в жизни Коммуны, в ее культурном и художественном воспитании, самодеятельность уж перестала играть. Мы стали базироваться на более прочные основы: закупали в Харьковском оперном театре ложу на целый год, в Харьковском театре русской драмы имели 10 постоянных мест, в театре Музыкальной комедии имели 5 мест. Я хочу остановиться на оперном театре. Причем воспитанники были желанными гостями в этих театрах. Коммунары работали, потом быстро ужинали, одевались и, прежде, чем выйти в театр, должны были зайти в кабинет к Антону Семеновичу. У него был просторный кабинет, светлый. Заходили, он осматривал внешний вид: "Кто идет в оперный театр, останьтесь у меня, кто в другие театры, можете идти".
Оставались те, которые шли в оперный театр.
- Что идет сегодня?
- Опера "Тоска", музыка Пуччини.
Он говорил (притом без всякой подготовки), что Пуччини жил в такое-то время, его общественно-политические взгляды были такие-то. "Подайте мне скрипку". Воспитанник сейчас же ему подавал скрипку.
"Вот, когда вы придете в оперный театр, вступление будет такое-то, композитор хотел выразить то-то. Когда музыка будет переходить сюда, будет открываться занавес, на сцене появится она, она начнет петь такие-то песни, композитор хотел выразить то-то. Вот, когда музыка будет такая, появится на сцене он; он и она начнут петь дуэтом, композитор хотел выразить то-то". Конечно, после такой подготовки воспитанники, несмотря на то, что в культурном отношении они были недостаточно подготовлены, шли в оперный театр и воспринимали оперу так, как хорошо подготовленный в музыкальном отношении человек.
Последнее, на чем я хотел остановиться, это на отношениях Антона Семеновича с воспитанниками и воспитанников с Антоном Семеновичем. Как мы относились к Антону Семеновичу? Хочу заметить, что уже в то время мы видели, что Макаренко не рядовой педагог. Мы, будучи его воспитанниками, ценили его, как незаурядного педагога, как талантливого педагога. Мы вполне отдавали отчет в том, что Макаренко суждено большое будущее как воспитателю. За его талант, за его культуру, за его огромный труд, а главное, за то большое дело, которое он делал для нас, мы до чрезвычайности любили этого человека.
Я в школьной практике, в жизни не встречал еще, чтобы воспитанники любили так воспитателя, как мы любили Антона Семеновича Макаренко. Я больше осмелюсь сказать в этом зале: не каждый ребенок любит своего отца так, как мы любили Антона Семеновича Макаренко. У нас не было такого случая, чтобы Антон Семенович сказал, и это можно не выполнить. Раз Антон Семенович сказал, что это надо сделать, то ни один из воспитанников не имел повода для того, чтобы взять под сомнение его распоряжение. Все его распоряжения и указания выполнялись с абсолютной точностью. Это - с одной стороны. С другой стороны, он себя мог поставить так в коллективе, что мы Антона Семеновича очень боялись. Вот было такое своеобразное сочетание любви и боязни. Мы его очень боялись. Вот, например, воспитанник бежит по коридору, заигрались ребята, тормоза ослабли и он летит без тормозов, и этот свободный полет продолжается до расстояния 20-25 метров от кабинета Антона Семеновича. Как только он добегает до этого расстояния, тормоза автоматически начинали работать, включались, и уже мимо кабинета Антона Семеновича можно было идти тихо и спокойно. Причем, эта боязнь была основой, но не страхом. Мы не боялись Антона Семеновича так, как современный американский рабочий боится американского полицейского. Эту боязнь нельзя оторвать от любви. Боязнь и любовь сплетались воедино.
Уже будучи взрослым, когда я учился в Москве в институте, я был, так сказать (тут можно неправильно мысль выразить), частым гостем у Антона Семеновича. У нас был с ним неравноправный договор. Вы знаете, что в истории бывают неравноправные договора. Когда он приехал жить в Москву, я был студентом. Он сразу собрал всех воспитанников, в том числе и я был.
Спрашивает: "Как учишься?"
"Только что сдал историю Греции и получил отлично".
"Ты обманул, наверное, преподавателей, я тебя сам проверю" и начинал спрашивать, кто такой Леонид, в чем саысл марафонского бега. Я отвечал.
"Ну ничего, понимаешь. А как живешь материально?"
"Плохо".
"Ну, я тебе ничем помочь не могу, но когда захочешь кушать, то приходи без стеснения, я тебя всегда покормлю".
Я этим правом не только пользовался, но и злоупотреблял. И вот, бывало, подходишь к двери, прежде, чем нажать кнопку звонка, осмотришь внешний вид, все ли в порядке, нельзя было зайти растрепанным, с невычищенными ботинками, хотя он мне специальных замечаний не делал.
Основой для некоторой боязни было его поведение в коллективе. Антон Семенович был исключительно требователен, - к себе, прежде всего, и к своим воспитанникам. В чем эта требовательность выражалась?
Личное поведение Макаренко в обществе и в коллективе было безукоризненное: он всегда был подтянут, чисто выбрит, причесан. Ни разу я не видел, чтобы Макаренко облокотился на стенку, разговаривая с воспитанником, он всегда прямо, по-военному стоит и разговаривает с человеком. Он никогда никому не говорил при обращении "ты" в официальном разговоре. И если называл меня Вася, то потому только, что я сидел в его кабинете в должности секретаря комсомольской организации. А так заходит 12-тилетний Братчин, разбил окно.
"Товарищ Братчин, вы почему разбили окно?"
Это "товарищ" для него, и не "ты", а "вы" обязательно. Поэтому и мы держались вполне официально и побаивались его. Он никогда на 3-й этаж заводского помещения не всходил, опираясь на перила лестницы. Нам никому не разрешал этого делать, это было преступление в Коммуне. Поэтому перила, как сделали и покрыли лаком в первый год, так и были 7 лет такими же самыми. Причем, это постоянно в нормальной жизни. Но мы бывали и в ненормальной жизни. В чем она заключалась?
Вы знаете, что Коммуна последние годы своей жизни, начиная с 1930 года, выезжала отдыхать на южный берег Крыма или Кавказа. Это был для коммунаров отдых, но для Антона Семеновича это был величайший труд. Нужно было 400-500 человек посадить на вокзале, сделать пересадку, через каждые 5-6 часов кормить, устроить на ночлег. Это был огромнейший труд. Но Антон Семенович и в это тяжелое время всегда подтянут, чисто выбрит, сапоги вычищены, он никогда не расставался с полувоенной формой, она его как-то украшала.
Он, например, не считал возможным быть с воспитанниками в местах общего пользования, купаться на одном пляже вместе с воспитанниками. Помню, приехали в Сочи, сразу все в море гурьбой. Жарко, а Антон Семенович в сапогах, в гимнастерке - сел на берегу, смотрел, как купаются, потом пошел вдоль берега, удалился от коммунаров, покупался, поплавал, оделся и опять подошел к своим воспитанникам. Это, конечно, заставляло с ним быть вполне официальными. Мне кажется, что вот эти его качества поведения в коллективе заслуживают внимания. Тут многому можно научиться. Он любил коллектив, отдавал себя всего коллективу, но все же был строг и официален по отношению к коллективу в целом и к каждому из его воспитанников в отдельности.
Вот как жил и работал в Коммуне выдающийся советский педагог Антон Семенович Макаренко. Макаренко в полном смысле слова был выдающимся педагогом. Его в наше время нужно изучать. - Не просто нужно читать его произведения, а читать и перечитывать. Мы очень многое сейчас можем взять из произведений А.С. Макаренко для воспитания нашего молодого поколения в духе коммунизма.
В.Р.КАМАРДИНОВ - Товарищи, отвечу на вопросы.
- Расскажите о себе поподробнее.
Работаю сейчас после Коммуны преподавателем в Высшей Офицерской школе под Киевом. Сейчас нахожусь на переподготовке в Педагогическом институте им. Калинина. Работаю хорошо, с работой справляюсь, - как будто бы никто на меня не обижается и я ни на кого не обижаюсь, работаю нормально.
- Как Антон Семенович относился к воспитанникам после их ухода из Коммуны?
Товарищи, все, ушедшие из Коммуны, до последнего дня жизни Макаренко были под его наблюдением. Это очень сложная система, очень кропотливая работа, но Антон Семенович это делал. Например, я вам уже рассказывал, как он приехал в Москву, собрал всех воспитанников, живших там. Он находил средства собирать воспитанников. От каждого воспитанника он обязательно требовал, чтобы тот написал не меньше 1 письма в год, во всяком случае, если кто менял адрес, то должен немедленно написать ему письмо. У него были толстые книги заведены с адресами своих воспитанников. Бывало, приезжаешь к нему, и он прежде всего: "Где сейчас работаешь?", "Почему не сообщил, что переменил место работы?". Причем, он находил и некоторые средства для помощи своим воспитанникам после того, как они вышли из Коммуны и еще не оперились в полном смысле этого слова. Во всяком случае, каждому помогал добрым словом и советами.
- Есть ли у вас связи с бывшими воспитанниками?
Я уже говорил, есть. Я, например, переписываюсь со Шведом - героем "Флаги на башнях", он работает на советской работе во Львове. Переписываюсь с К.Т. Борискиной - артисткой Харьковского театра русской драмы, бываю у Буряка - преподавателя Академии им. Фрунзе в Москве. Кто с кем больше был знаком в Коммуне, тот и переписывается. Все-таки были более близкие и менее близкие друзья. Что характерно сейчас, - что мы друг другу сейчас помогаем. Смотришь, едет в Киев воспитанник, заезжает ко мне, говорит: "Василий Романович, в отпуске был, все деньги растратил, не могу доехать". Пожалуйста, на тебе 200-300 рублей. Причем, мы друг у друга не спрашиваем долги, я сам брал и у меня брали.
- Чем закончилась ваша перебранка с критиком Левиным и признал ли он свои ошибки?
(Пропуск в стенограмме.)
За Левина признали ошибки. Левин был выбит советской общественностью из литературной педагогической колеи и его больше не слышно.
(Пропуск в стенограмме.)
- Можете ли вы сказать, в какой мере оправдались характеристики А.С. Макаренко на выпускников во II томе произведения?
(Пропуск в стенограмме.)
Написано - Панов. Это современник моего пребывания. Он талантливый мальчик, пошел работать на завод, работал начальником цеха, сейчас он инженер, окончил Харьковский Механический институт.
Герой произведения "Флаги на башнях" Захожой Александр. Антон Семенович дал ему прекрасную характеристику. Он окончил Свердловский Юридический институт и работает прокурором района Гадяч.
Зотов - талантливый конструктор, работает в Таллине на судостроительном заводе.
Сторчакова - зав. парткабинктом Кишиневского Обкома партии, окончила Харьковский политехнический институт.
Ширявский - прокурор Винницкой области.
Редько - не знаю, где.
Салько - талантливый конструктор, работает в Министерстве Обороны.
Козырь - начальник цеха на заводе, созданном при Макаренко.
В общем и целом характеристики Антона Семеновича оправдали себя. Если они не полностью правильные, то на 95% правильные.
- Под какими фамилиями вы выведены в произведениях? В "Педагогической поэме" Гардинов, в "Марш 30-х годов", в "ФД-I" - Камардинов.
- Расскажите о роли воспитателей в Коммуне. Какова судьба Коммуны после ухода Макаренко.
О роли воспитателя. Прежде всего, о подборе коллектива воспитателей. Антон Семенович при подборе коллектива воспитателей не гнался никогда за их высокой квалификацией.
Иногда к нему приходил опытный педагог.
"Антон Семенович, я хочу работать в Коммуне".
"Пожалуйста, у меня место есть".
"Только вот это так будем делать, у вас это не совсем гладко". Макаренко: "Надо делать так, как делается, и по-другому делать не будем". И, как правило, не брал такого человека. Приходила девушка, окончившая институт, не имеющая опыта в работе. Говорила: "Хочу вместе с вами работать, ваши взгляды и ваши порядки разделяю".
"Пожалуйста, опыта не имеете, это дело наживное".
Поэтому педагогический коллектив был подобран исключительно дружный. Это был коллектив педагогов-единомышленников. Антон Семенович очень много доверял этому коллективу. В чем это выражалось? Он не надоедал излишним контролем занятий. Что там на Педсоветах было, мне неизвестно, но, как воспитанник, я знаю, что на уроки он редко ходил. Он требовал от нас большого уважения к педагогам, за каждое непослушание очень наказывал воспитанников. Он поставил педагогический коллектив так, что они были нашими старшими товарищами. Причем, он от них требовал быть учителями, но не требовал быть воспитателями, - он воспитывал сам через коллектив, а в последние годы вообще отказался от штата воспитателей; приходили учителя и вели занятия.
- Какова судьба Коммуны?
Во время войны Коммуна была разрушена немецко-фашистскими варварами и на месте Коммуны сейчас образованы 2 замечательных завода: завод электроинструмента и завод фотоаппаратов.
- Какие физкультурные кружки работали?
Я называл кавалерийскую секцию - это относится к физкультурному кружку. Были футбольная и волейбольная команды, - неплохие команды. Когда ездили по городам нашей страны, то выигрывали в командных первенствах у сборных команд домов отдыха на побережье Черного моря.
- Имел ли Макаренко личные связи с Калининым?
Мне кажется, что только раз был на приеме во время вручения ордена, а все связи и его непосредственным духовным другом был Горький, как мы знаем.
- Как наказывались и поощрялись воспитанники?
Я уже сказал, что тяжелым наказанием было выйти на середину зала и отчитаться перед коллективом. Во-вторых, формой наказания являлось лишение права на труд. Это было самым тяжелым наказанием. Плохо работал, положим, небрежно относился к станку, к инструменту - на неделю лишался права работать на заводе. И любой из воспитанников мог выдержать любое наказание, только не это. Если коммунар проболтался один день, то на второй день коммунар пишет сотню заявлений во все инстанции, чтобы опять работать.
Также были аресты - сидеть в кабинете и читать книгу. Но это тоже нехорошо. Много людей, гостей, и вот сидишь и читаешь, а сам думаешь: до чего ты опустился, что все смотрят на тебя, как на нарушителя порядка.
Поощрения - благодарности, денежные премии и т. д.
- Не было ли параллелизма в работе совета командиров и в работе комсомольской организации?
Нет, не было, потому что комсомольская организация занималась политическим руководством Коммуны, общественно-массовой, культурной работой, а совет командиров занимался административной работой.
- Какие были взаимоотношения между мальчиками и девочками, не было ли конфликтов?
Взаимоотношения были интересными, своеобразными.
Взаимоотношения были основаны на подлинной взаимной помощи.
Например, девушка придет на завод и не успевает выполнить норму. Мальчик, работавший на параллельном станке, сделает 5-10 деталей, мимо идет и бросает ей в ящик, она об этом и не подозревает.
Девочки ухитрялись подшивать нам подворотнички, так как Антон Семенович требовал, чтобы коммунары подшивали подворотнички. Смотришь, одному подшили, другому, платочки стирали. Причем, никто не заставлял и никогда не просил. Был дружный коллектив, состоящий из мальчиков и девочек. Конфликтов не было. Кстати, могу сказать, что очень многие коммунары поженились на воспитанницах Коммуны после выхода из Коммуны.
- Скажите, являлись ли вы героем повести "Флаги на башнях"?
Товарищи, нужно сказать, что воспитанники под своими фамилиями у Макаренко выступают только в двух произведениях: "Марш 30-х годов" и "ФД - I". В "Педагогической поэме" фамилии сильно изменены. Например, Карабанов - Калабалин, Гардинов - Камардинов, Вершнев - Шершнев. В произведении "Флаги на башнях" Макаренко создал типы коммунаров, например, Бегунок, а таких не было в Коммуне. Только два коммунара, и то с измененными фамилиями: Зырянский - Землянский и Похожой - Захожой.
- Жив ли сейчас Задоров?
Жив, работает техническим директором одного из авиазаводов.
- Почему Антон Семенович отказался работать в Коммуне?
По состоянию здоровья. Врачи категорически запретили работать в детском учреждении, посоветовали вообще уйти на пенсию. Он ушел и занялся писательской работой.
- Вышло "Воспоминание выпускников колонии им. Горького", почему воспитанники Коммуны не сделают этого?
Это очень тяжелый момент. Для того, чтобы написать воспоминания, нужно иметь литературный дар, иметь свободное время. Одному тяжело писать, у другого нет времени, - так ничего и не получается, хотя по этому вопросу мы много говорили. Думаю, что со временем сделают это воспитанники Коммуны.
Спрашивают о колонии имени Горького. Видите ли, в колонии я жил всего один месяц и не могу рассказать, я не познал ее так, как Коммуну, которую я знаю с первого дня ее существования. Не знаю, была хорошая колония, очень большое число воспитанников, прекрасный был коллектив.
Вот, товарищи, вопросы все, разрешите на этом закончить. (Продолжительные аплодисменты).
http://zt1.narod.ru/kartinka.htm
Иллюстрационное добавление (883257 байтов) к файлам по А.С. Макаренко.