"Как на свете жить чтобы беду избыть, а добра нажить"ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

Вл.Вл. Лермантов (1845-1919) в противу Иисусико-Христовской вредоносной пропаганде тотального лентяйства.

"Как на свете жить чтобы беду избыть, а добра нажить. Попытка основать правила нравственности на одном опыте житейском. Составил Вл.Вл. Лермантов, Лаборант и Приват-Доцент при И. С.-П.Б. Университете. С. - Петербург Невская типография 1907. РНБ 37.63.5.165.

.. Книжка моя представляет попытку основать правила нравственности единственно на опыте житейском .. Жил я себе потихоньку, делал свое дело, да и примечал, как люди дела свои обделывают, кто как жизнь себе устроить норовит и что из этого выходит. К старости оказалось, что и многое кое-что подметил ..

Хотя все мы хотим делать по-своему, но попадаем невольно на одну _из немногих_ "линий жизни человеческой". Иной всю жизнь с самого начала наметил себе линию, да и прет в одну сторону, другой то и дело сворачивает то туда, то сюда .. Не лишне бы знать, куда какая дорожка ведет .. Одни хотят как можно больше попраздновать и как можно меньше работать. Про такого можно сказать, что он ведет свою жизнь по праздничной "линии". Другой хитер и запаслив; не допьет, не доест, все норовит денег нахватать побольше; накоплю, тогда и попраздную, а то на завтра не останется, да на старость может плохо прийтись .. Третий мало внимания обращает на материальные блага мира сего, ему прежде всего хочется отличиться, быть выше и лучше других, пользоваться почетом и славой. Не многие хотят для этого совершить подвиги великие на пользу своих близких, зато многие желают достигнуть почета к/н на шаромыжку, подслуживаясь или к "власть имущим", или приноравливаясь ко вкусам "толпы" (ZT. с-соловейчики). Эти многие идут по линии "карьеристов", знают, что "Будет тебе почет - будешь и сыт". Конечно, многие хотят и того, и другого, и третьего, но про них и можно сказать, что они то и дело перебегают с одной дорожки, на другую. Есть и такие, которые ничего определенного не хотят от жизни, а берут то, что она им сама дает, но и этим приходится поневоле идти по одной из тех же жизненных дорожек: ведь других нет ..

.. Вот чужую вещь украсть, как будто и хорошо: не было у тебя, а украл, так и есть! Только боязно: попадешься, куда как плохо придется! Знал, пожалуй, малец Ванька, да только очень смутно, что есть какие-то заповеди, чего делать не следует: не укради, не убей, да это ведь в школе только учат! .. Разговоры вокруг мальца все в таком духе: "Как мы прошлый праздник с Егоркой закатились! Ну и долго же он будет помнить: и пальто, и сапоги побоку, .. в кутузку угодил .. - в драке булочнику скулу своротил! А я ничего, еще двугривенный в кармане остался на другой день опохмелиться ..". Видит Ванька, как к/н из подмастерьев неделю трудится, тише воды ниже травы; но в субботу вечером, получив деньги, становится другим человеком : .. море разливное, шум, песни, драка .. (заурядный мастеровой довольно получает, чтобы в праздник покутить, как другие). "Стану деньги получать, - думает малец Ванька, - от других не отстану ..!". А время-то идет .. вырос наш Ванька .. Трактир, кутузка, участок, мировой, больница .. Из одной мастерской прогнали, в другую не берут .. Конец таких Ванек-столяров бывает разный, но всегда горький. Еще хорошо, если скоро себе так здоровье испортит, что рано на кладбище свезут ..

См. и : До 21-го (включительно) не наливать!

Здоровье от пьяной жизни всегда портится, ведь спирт - отрава .. Постоянное же потребление алкоголя ведет к т.н. алкоголизму, - отравлению всего организма .. Отравленный вдруг теряет сон. Видения на яву ему представляться начинают: .. мухи перед глазами .. черти .. комод в комнате носорогом-зверем начинает казаться .., и от этого сразу человек решается с собою покончить: то в окно выскочит, то в реку попадет, то вешаться станет .. Пьющие всегда в ранах, да еще разные приобретенные от водки повреждения внутри .. Чаще всего желудок расстраивается и не варит, и все желудочные заболевания, как, например, холера, у них развиваются сильнее, чем у непьющих .. Мало помалу пропадает работоспособность, человек становится безвольным, все помышления направляются на одно добывание водки ..

Конец бедняка пьяницы с одной стороны, и конец пьяницы из богатого (да хоть и ученого тоже) слоя-сословия - мало чем отличаются: ведь для вечного пьяного празднования без меры - ни какого богатства не хватит, всегда найдутся приятели, которые помогут и миллионы спустить. Разница только в способах празднования: кто сивуху простую тянет, а кто шампанское дорогое ..

Некоторые увлекаются в молодости делом: иной за науку или искусство какое возьмется, и всё остальное забывает, только излюбленным делом и занимается.

Бывает, что иной благочестьем увлечется, в монахи поступит, имущество свое готов нищим раздать,

или в доктора идет, бескорыстно бедноту лечить собирается.

Всякое увлечение в молодости бывает ..

Но лет около 30 обыкновенно начинает пропадать чрезмерное увлечение чем бы то ни было .. Является беспокойство о будущем .. Многие просто "перебесятся" и выучиваются знать меру .. Появляется привычка следить за ходом своего будничного дела, и это порой открывает человеку новую "радость жизни": он начинает дело свое любить и радоваться его успеху .. Каждый из нас наверное не одного, а многих знакомых знает, которые в молодости до излишества доходили, а потом за ум взялись .. Отказавшись от пьяно-разгульной компании они свои праздники по-другому проводят: охота, рыбалка, в театр ходить научаются, заводят знакомства с порядочными людьми ..

Только отставать от непорядочной жизни надо вовремя, - пропустишь время, и будет поздно: привычки слишком укоренятся ..

Опыт же прежних поколений показал: слишком велика опасность вовремя не остановиться. Не говоря уже о привычке к излишнему употреблению вина и пива, стоит только вспомнить и о разных болезнях, избежать которых человеку, ведущему непорядочную жизнь, мало вероятно ..

Вставка. Энгельгардт Александр Николаевич (1832-1893). Из деревни. М.1987. РНБ 87-3/8121. Хороший хозяин, который может, как выражаются мужики, все хорошо "загадать"; в хозяйстве же хороший "загад" - первое дело, потому что при хорошем загаде и работа идет скорее и результаты получаются хорошие... (с.354-5). Есть еще одно очень важное, имеющее огромное значение обстоятельство, которое часто бывает причиною несостоятельности одиночных хозяйств - это неспособность в работе, неспособность к хозяйству, - неспособность только вследствие недостаточной умственности в известном направлении. Это обстоятельство чрезвычайно важное и еще более подтверждает необходимость и важность артельного хозяйства. Иные думают, что достаточно родиться мужиком, с малолетства приучаться к мужицким работам, чтобы быть хорошим хозяином, хорошим работником. Это совершенно не верно. Хороших хозяев очень мало, потому что от хорошего хозяина требуется чрезвычайно много. "Хозяйство вести - не портками трясти, хозяин, - говорят мужики, - загадывая одну работу, должен видеть другую, третью" .. "Хозяйство водить - не разиня рот ходить". И между крестьянами есть много таких, которые не только не могут быть хорошими хозяевами, не только не могут работать иначе, как за чужим загадом, но даже и работать хорошо не умеют. Мало этого, есть много людей, которые хотя и способны работать, но не любят хозяйства. Душа его к хозяйству не лежит, не любит он его, а интересуется чем-нибудь совсем другим (с.385). Письмо седьмое.

См. и: http://zt1.narod.ru/raboch-5.htm

Продолжим из Лермантова, стр. 14 и дале .. "Ина слава солнцу, ина слава луне, ина слава звездам небесным, звезда от звезды в славе рознится". У иного от рождения "рук нет", то есть руки-то есть, да "как крюки", - нет в пальцах той подвижности, которая для ремесла требуется, а в голове нет надлежащей сообразительности. Такому на роду написано: всегда-то он будет отставать от других .. Это не значит, что ему суждено быть несчастным весь век .. Человека, который делает свое дело только сносно, но в то же время имеет порядочные привычки и от дела не бегает, всегда будут ценить, и он без куска хлеба не останется. Пусть только не считает себя орлом и не думает, что его обижают, если не отличают, как более способных его сверстников .. И доволен своим положением он будет; только будет помнить, что не всем можно выдаваться перед товарищами .. Да, на самом деле всегда будут оказываться люди более способные, у которых дело пойдет лучше, чем у других .. Но и из способных рабочих немало таких, которые способны исполнять заданную работу, но в мастера-хозяева не годятся, - своим умом вести дело не могут. Напротив этого, у способных к хозяйствованию - свой царь в голове .. Если же человек хозяйственной жилки в себе не чувствует, то лучше ему оставаться рабочим, подмастерьем: подмастерье работает, а хозяин больше "хлопочет" ..

"Ни один град без трех праведников держаться не может", поэтому в каждом отделе обыкновенно оказываются "незаменимые служаки" (ZT. - примерно трое тружеников на 20 шаляй-валяйщиков), прилагающие душу к делу, которое на 80 % прежде всего ими-такими и держится-то .. Умное начальство таковыми дорожит (с.47).

Посмотрим теперь, как с другими людьми общаются те, которые для себя праздничную линию жизни выбрали. Они почти все "добрые малые", зла они не мыслят, только и о других мало заботятся. Есть деньги: кутить, приятелей угощать, а то, так и всякого постороннего угостить не прочь. При случае с приятелем последним рублем поделится, но о своих близких он не заботится: если бы стал заботиться, так не до праздничной бы линии было! .. Да, таких добрых, но не заботливых - куда как много на Руси! ..

(с.17 и дале) .. В глубокую старину люди только тогда и свет увидали, когда выучились запасы копить .. Чтобы сделать улучшение, надо иметь в руках запас, надобен "капитал". Поэтому не глуп тот, кто хочет себе "капитал приобрести" .. Не тот богат, у кого денег много, а тот, кто может (способен, умеет) откладывать .. Плохо только если так привыкнешь копить, что всякая охота тратить пропадет, когда станет что тратить, .. само обладание кубышкой становится для них радостью .. Но куда как хуже склонность что заимел, то всегда сразу вчистую спустить. Надо, чтобы с детства была внушена мысль, что необходимо копить, иначе заурядный юноша никогда и не попробует начать копить .. Даже в школах школьников приучать сберегательные марки приобретать, чтобы по окончании ученья у каждого начало собственному капиталу положено было ..

Но бывает и так оборачивается, что отец-скупидон сам себя обманывает: по настоящему деньгу жаль, а он и себе, и другим выставляет, что для блага семейства так лучше, и давит всякое начинание своих семейных, всякое проявление радости жизни своих детей, - сначала только такое, что деньги стоят, а потом по привычке и всякое, без различия .. Да, нет примеров, чтобы чистое скупидонство, переходящее за меру благоразумной бережливости, вело к ч/л хорошему. Но бережливость у нас в загоне, все мало-мальски достаточные так привыкли транжирить свое добро ..

Бережливые хозяйки - слава им! .. Умеют ничего не бросать зря .. Не приобретут ненужного .. Знают, где выгоднее покупать .. "Великие люди для малых дел". Ведь многое нам нужно только от того, что другие эти вещи завели .. "Старое платье я так часто надевала .. выйти не в чем .. все уже привыкли меня в нем видеть". Ну и еще не раз увидят - и ничего от этого существенного не произойдет .. А когда нужно непременно купить, так надо знать где. Да и выбрать надо умеючи: иногда именно бережливость заставляет денег не жалеть и покупать хороший товар .. А вещи, которые служат только для вида, часто выгоднее брать дешевые, и зато часто менять, когда выйдут из моды.

А все же главная основа разумной бережливости, это обдумывать вперед свои расходы и средства и ничего не покупать и не бросать зря ..

Чтобы вести к/н "дело" необходима "выдержка". Это качество и прирожденное, и внушаемое в юности воспитанием. Его недостает большинству российской интеллигенции, особенно "талантливым юношам", на которых принято "возлагать надежды".. Склонность к "порывам", энергия которых истощается задолго прежде, чем цель достигнута .. Это и называется - недостаток выдержки .. Вот возьмем школу. Даже если многие получаемые там предметы сами по себе не нужны, в действительной жизни никакого применения не имеют, то всё-таки самый процесс их получения может принести громадную пользу, когда преподавание поставлено так, что приучает к выдержке .. Польза получается от организации преподавания, а не от преподаваемых предметов ..

У нас выдержке в ведении дел мешают еще общественные предания ..

В умении подметить удобный момент (одиннадцатая заповедь: не зевай!), да в выдержке и знании своего дела - секрет преуспевания в немалой (и в то же время лояльной) наживе .. (Лермантов долго токует-разбирает, как правильней вести торговлю и предпринимательство).

.. Разбогатевшие купцы, подрядчики, деревенские кулаки - добиваются медалей, почетных званий и права носить мундиры и ордена. Работает человек с молодости без устали, все-то им сначала помыкают, всем-то он кланяется низко и наконец результатом его трудов является солидный капиталец. Теперь уже ему кланяются, у него заискивают те, кто с ним дело имеет. Но ему этого уже мало, он хочет явного общественного признания своей чести .. Таких эксплуатируют на пользу благотворительности - немилосердно. За пожертвования на пользу общественную, - на богадельни, приюты, церкви, школы, - заботливое начальство давно установило целую лестницу медалей, почетных званий, орденов, вплоть до генеральского мундира с саблей (с.50).

--

ZT. По-ЛермАнтовски же ценна и книга: Кост А.Д. Богатство и счастье. С фр. СПб 1894.96 БАН 1984/4034. Ниже - начало ее конспекта. Не продолжил только по недостатку времени (а домой для сканирования с распознанием ее не дают). Итак, француз А.Д. Кост. -

.. Вовсе не верно, что богатство зиждется на несправедливости. Состояние одних не должно быть необходимо на вреде для других и роскошь богатых вовсе не заключает в себе нищеты большинства .. Далекое от того, чтобы вредить бедным, богатство способствует упрочнению их (бедных) положения .. [ В нравственном смысле для обретшей личности ] лучшие последствия дает богатство, приобретенное постепенно, законными путями, правильными и постоянными .. Порок и угождение пороку - обыкновенные и печальные последствия нищеты ..

С определенными средствами к существованию, со здоровьем и обеспеченностью - нарождаются чувства чести и достоинства. Отныне человек может иметь желания, надежды и честолюбие; он не будет подвергаться зависти, этой ярости бессильных страстей .. Тяжелые заботы о насущном хлебе .. Они при обеспеченности отпадут, а значит - не потушат в человеческом сердце самые живые и естественные чувства .. Такой человек может создать обширную семью, или руководить многочисленными работниками, или достойным обрахом участвовать в общественных делах ..

Жак Кост (1797-1859) вышел из семьи ремесленников. Образования своего он добился почти сам. Сперва просто счетчик, потом управляющий, потом банкир и затем журналист, он, благодаря труду и энергии, заслужил доверие многих общественных деятелей .. Он по опыту знал, что значит повиноваться и приказывать, и из этого вывел следующее положение: "Заставить работать - значит управлять" и "богатство обязывает так же, как и дворянство". Действительно, на тех, кто управляет людьми, благодаря достоинствам или состоянию, налагается великая и приятная обязанность - покровительство, которое, при посредстве женщины, превращается в помощь, в нежное милосердие. Исполнение этих обязанностей, без сомнения, приносит живейшее удовлетворение ..

.. На ферме, в плодовом саду, на заводе состав богатства почти такой же, как и в палатах, парке и в хозяйстве дома, но назначение другое; постройки, насаждения, движимость, служба людей - все назначено (ZT. в отличие от барской усадьбы) для производительности .. и это называется "капитал" .. Не надо считать богатство человека числом слуг и выездных лошадей, которых он содержит, но числом работников, которым он дает занятие, количеством паровых машин, полезного скота, которым он располагает .. Все, что назначено к производству - есть капитал, доходная отрасль .. Всякая скромная книжка приходов и расходов должна заключать в себе в двух отдельных графах : а) приход и расход, относимые на капитал и б) приход и расход, относящиеся к прибыли. Не ведение отдельно этих двух счетов делает то, что столько торговцев, мелких ремесленников и фермеров постепенно разоряются .. Они расходуют для своих текущих потребностей то, что они имели в кассе, между тем часто эти наличные деньги ничто иное, как временное видоизменение их капитала, который следовало бы сохранить ..

Продолжить со стр.9.

Из А.С. Макаренко, "Доклад в педагогическом училище" т.4 М.1984 .. Каждый человек стремится к лучшей жизни. Каждому хочется жить лучше, богаче, красивее и веселее. Совершенно естественное стремление. / Это стремление есть и в нашем советском обществе и в буржуазном обществе. Но как это желание и стремление удовлетворить? / […] / В буржуазном обществе говорят: "Ты свободен, т.е. ты можешь какими угодно способами бороться, ты можешь сталкивать своих противников, ты можешь добиваться такой силы, чтобы получить способность эксплуатировать других людей и за счет их труда улучшать свою жизнь, ты можешь сваливать в кучу и эксплуатировать десятки и сотни тысяч и наживаться на них, ты не имеешь никаких обязательств перед этими людьми, кроме самого необходимого приличия. Но ты имеешь право бороться не только с эксплуатируемыми, ты имеешь право валить на землю своих конкурентов, таких же буржуев, как и ты". / Вот закон капиталистического общества. Закон беспощадной борьбы за благополучие со всеми остальными людьми. / Надо сказать, что в нашей среде, в среде нашего юношества и детства, приходится наблюдать такие инстинкты - силой пробить дорогу себе. Если воспитать такую энергию - это значит воспитать пренебрежение к интересам другого человека, полное презрение к интересам коллектива, это значит, воспитать хитрого, сильно вооруженного эгоиста. Такого эгоиста, который мог бы всех побеждать, такого сверхчеловека, жадного, сильного животного мы воспитать не можем. Это не значит, что мы должны воспитывать слюнтяев, мягоньких, добреньких ангелочков, которые всем уступают и кланяются. Христианское воспитание тоже не в нашем духе .. (с.270-1) / А.С. Макаренко, Лекции о воспитании детей, из гл. Воспитание в труде т.4 М.1984 .. Борясь с ленью, нужно бороться и с другим недостатком. Есть дети, которые охотно выполняют любую работу, но делают ее без увлечения, без интереса, без мысли, без радости. Они работают только потому, что хотят избежать неприятностей, чтобы отделаться от упреков и т.д. Такая работа часто очень напоминает усилия рабочей лошади. Такие работники могут совершенно потерять контроль над своим трудом, приучаются относиться к нему некритически. Из них вырастают люди, которые очень легко поддаются эксплуатации, которые всегда, всю жизнь только и знают, что всех обслуживают, всем помогают, даже тем, которые сами ничего не делают .. Нельзя воспитывать такую лошадиную покорность .. (с.101).

Матф 19:21 и дале .. Пойди, продай имение твое и раздай нищим .. (и Лк 12:33). ".. Все, что имеешь, продай и раздай нищим .." (Мк 10:21, Лк 18:22). Матф 5:42 Просящему у тебя дай И ОТ ХОТЯЩЕГО ЗАНЯТЬ У ТЕБЯ НЕ ОТКАЗЫВАЙСЯ. Лука 6:30 и дале .. И от взявшего твое не требуй назад .. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, то какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы .. ВЗАЙМЫ ДАВАЙТЕ, НЕ ОЖИДАЯ НИЧЕГО ..
(ZT. и плюс к тому - отдайте своих жен дядям, а сами идите к бл@дям).

А.С. Макаренко в лекции "Семья и воспитание детей" 22 июля 1938 г. (семитомник, т.4, М.1957 с. 459; 8-томник, т.4 М.1984 с.213-14): Мы должны создать настоящего человека, .. вовсе не "шляпу" и не человека, который все может раздать, без всего остаться и хвалиться - вот я какой добрый человек...

Посмотреть. - Слуцкина П., Карпова Л. и Макеева А. Влияние уроков труда на работоспособность школьника и место их в режиме учебного дня. «За коммунистическое просвещение ИПО», Иваново, 1933, № 17—18, стр. 9-26.

Вессель Николай Христианович 1834-1906. Профессиональные школы и обучение ремеслами. СПб. 1881 г. Издание ж. «Семья и Школа». РНБ 18.161.2.150. (ZT. Даю недословные и разрозненные фрагменты). Н.Х. Вессель настаивает: школа с мастерскою несоединима, научить в школе ремеслу настоящим образом вообще нельзя и еще более ошибочно вести обучение ремеслам одновременно с общим научным образованием, - % овладевающих ремеслом – мизерный, подавляющий же итог - только одна рассеянность. Большинство специалистов решительно за обучение ремеслам у хозяев ремесленных заведений .. Г. Ганаузек приходит следующему заключительному выводу: Промышленная школа должна быть специальною школою (Fachschule), в которой сообщаются необходимые научные прикладные сведения и обучают промышленному рисованию и черчению, соответственно специальному назначению школы. Занятия в существующих при некоторых школах учебных мастерских ничему практическому не научают, а только отнимают время от занятий науками и рассеивают учащихся. Кроме своей бесполезности именно в практическом отношении, учебные мастерские и стоят еще очень дорого .. Вывод: школа с мастерскою несоединима .. Сам Песталоцци, после различных и продолжительных опытов, пришел к убеждению, что начальная народная школа должна сообщать только одно элементарное общее образование и что школа с мастерской несоединима .. Центральный комитет „Британского общества" признал правильное и полезное обучение ремеслам в начальных школах неосуществимым .. Обучение ремеслам в начальных школах "Британского общества" отменяется, как оказавшееся не только совершенно бесполезным, но даже вредным .. Сироты и бедные ученики, по окончании общего элементарного обучения в школах общества, будут помещаемы, на средства его, к мастерам и хозяевам ремесленных заведений для обучения ремеслам .. После 15-ти-летнего опыта, потребовавшего весьма значительных денежных пожертвований и нравственных усилий, обучение ремеслам в начальных школах в Англии и Шотландии было прекращено, потому что оно оказалось не только совершенно бесполезным, но даже положительно вредным .. Пруссия. Увлечение ремесленным обучением в начальных школах было почти столь же сильно, как в Англии, и результаты вышли такие же. Соединение общего образования с промышленным, специальным сказалось в прямой ущерб: учащиеся не получали никакого основательного общего образования и не приобретали никаких основательных специальных познаний и, вдобавок к этому, приучались еще к рассеянности вследствие многопредметности курса, так что становились совершенно не способными к серьезному, сосредоточенному мышлению и труду. Словом, утилитарные или профессиональные реальные училища оказались на деле совершенно несостоятельными, и их приходилось закрыть или надо было устроить иначе. (ZT. Всё это как бы против Гр.Фед. Гринько в 1918-20 в его споре с Москвой и против Гр.Макс. Кубракова в его споре с господствующим в 1980-е гг. мнением ?) .. В Пруссии королевское повеление об учреждении в больших городах воскресных и праздничных профессиональных школ, посещение которых сделано было обязательным для всех ремесленных учеников и взрослых рабочих. (ZT. О некоем подобие этому, условно говоря, в повести Натальи Гирей "68 параллель" ("Литературный современник", Ленинград, 1937,4,5 http://zt1.narod.ru/winrar/68-girey-01.zip ; http://zt1.narod.ru/winrar/68-girey-02.zip). В этих школах обучали, главным образом, рисованию, черчению и моделированию, в применении к различным ремеслам и мастерствам, арифметикой и письму .. Промышленные школы стали быстро распространяться .. (Что преподавалось) .. ZT. Вообще, всю данную брошюру Н.Х. Весселя, кроме, пожалуй, предисловия, стоит отсканировать с распознанием, вычитать и повесить в интернете...

[Прыжок на гл. стр. ZT-сайта]