А.С. Макаренко в 1923 г.http://nnspu.ru/science/research/makarenko/makarenko_1.pdf. А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания. Нижний Новгород 2007
Много по биографии А.С. Макаренко.

О не дававшем А.А. Фролову покоя "параллельном действии". Добавление к http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc. У А.С. Макаренко, говоря об активе ребят у него, существенно не "подопечный не должен чувствовать себя специально воспитываемым" (принцип незаметности воспитания). Нет, бери круче: у Макаренко (говоря об активе ребят у него) подопечный активист находится в позиции ответственного воспитателя. Подопечный активист у Макаренко не столько активно воспитываемый (а он всё-таки - активно воспитываемый), сколько активно воспитывающий. Да, лица не общее выражение двух интернатных воспитательных учреждения А.С. Макаренко – это прежде всего: разбиение на отряды с командирами, то есть: "командирская педагогика" не просто со словечком "Есть!", но с настолько реальной организационной (вплоть до кастелянской) и воспитательной работой ребят-командиров, что Макаренко ставил вопрос о зарплате им по ставкам воспитателей.

А так называемое "параллельное действие" (именно в понимании этого термина Макаренко самим же Макаренко: микросоциальная круговая порука) – это, - не лишь, но в частности, - и следствие и реализация указанной вот макаренковской командирской педагогики.

Директор по А.С. Макаренко - это директор, который максимально большее число вопросов, проблем, тем и коллизий решает не сам по себе один, а с Советом командиров, вообще в совете с ребятами. Только в такой вариации в учреждении может создаться правильный = здоровый = роскошный стиль, дух, тон. В этом, а не лишь в микросоциальной "круговой поруке", - хотя (в меньшей = в 10%-ной степени) и в ней тоже, - на 90% содержание, смысл и суть так называемой "педагогики параллельного (ZT. горизонтального) действия". 99% директорских голов полагали и полагают, что указанные вопросы решает директор, и значит это – педагогика перпендикулярного действия, а у А.С. Макаренко вопросы решал ребячий совет командиров, и значит это – педагогика горизонтального (в терминологии Макаренко – параллельного) действия. Но надо отметить что дающий успех метод Макаренко – не (НЕ!) естественен = искусственен. Естественнее для директора массу вопросов решать тут же самому, а метод А.С. Макаренко кажется и представляется чесанием левого уха из-за головы правой рукой. Это показывает и доказывает что в педагогике некоторое, - по вековым общепринятым повадкам, - естественное ведет учреждение в тупик, и лишь указанное выше от А.С. Макаренко "противоестественное" создаёт в учреждении правильный = здоровый = роскошный стиль, дух, тон ... То бишь: карта неестественного в указанной коллизии бьёт карту естественного: вот так в социальном бывает.

Впрочем, подробней о так называемом "принципе параллельного действия" у А.С. Макаренко - в файле http://zt1.narod.ru/parallel.htm .

--

Из http://zt1.narod.ru/doc/bryuhvck.doc .. Заседание учкома в присутствии всего класса произвело на учащихся большое впечатление. После заседания учащиеся говорили, что, когда учащегося за неуспеваемость вызывают на учком [ZT. или к завучу, или к директору], то бывает стыдно только ему, а когда обсуждают при всём классе, то виновным за неуспеваемость каждого ученика считают весь класс ..

ZT. По сути Брюховецкий Федор Федорович тут коснулся темы, связанной с "заковыристым" термином А.С. Макаренко "параллельное (ZT. горизонтальное) действие (ZT. воздействие)". Побольше вовлекать так сказать близ-касательных к субъектику-объектику ребят в обсуждение поведения этого конкретного субъектика-объектика в борьбе за престиж всей группы – вот мудрая стратегия морального воздействия. Но против этого в своё время ополчился наш "всемирно известный" и "трижды народный" Идиот Идиотович В.А. Сухомлинский, о чём читайте в http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm, хотя это нормальная и общеупотребляемая в народном обиходе методика.

О видах круговой поруки.

Комментарий к главе "Содом и Гоморра" в "Республике Шкид" (1927 г.) и к роману П. Ольховского и К. Евстафьева "Последняя гимназия" (1930 г.) http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, а лучше http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc. -

Круговая порука не боязни наказания всей группы (звена, отряда, бригады, ученического класса) - из-за отдельных типиков, а. -

1) Круговая порука нежелания уронения чести = уронения реноме группы (звена, отряда, бригады, ученического класса) в учреждении - из-за отдельных типиков в них. 2) Круговая порука нежелания уронения чести = уронения реноме всего учреждения - из-за отдельных типиков. Вариант такого в http://zt1.narod.ru/doc/bryuhvck.doc.

В учреждении может господствовать блатная круговая порука: "бить легавых!" и/или тому подобное. Тогда это не воспитательное учреждение, а воровская малина и/или тому подобное.

В учреждении может быть установлена круговая порука наказания со стороны администрации всей группы (звена, отряда, бригады, ученического класса) - из-за отдельных в них типиков. Такое "к лицу" не педагогическому учреждению, а тюрьме и/или строгорежимному лагерю с колючей проволкой и вышками по углам.

Нет, в мягком варианте круговая порука наказания со стороны администрации всей группы (звена, отряда, бригады, ученического класса) из-за отдельных в них типиков Антоном Семеновичем Макаренко и другими макаренками всех времен и народов - применялось, как "естественное воздаяние", но только в так сказать преходящих и совершенно ясных ситуациях когда действовать надо оперативно.

Так, в статусно-установочном смысле физическое воздействие тоже не допустимо, но оно (физическое воздействие) бывает допустимо в преходящих и совершенно ясных ситуациях когда действовать надо оперативно.

Но в статусном смысле только круговая порука нежелания уронения чести = уронения реноме группы (звена, отряда, бригады, ученического класса) в учреждении из-за отдельных типиков в них И круговая порука нежелания уронения чести = уронения реноме всего учреждения из-за отдельных типиков, - только такое (в статусном смысле) – к лицу действительно педагогическому = действительно воспитательному = действительно макаренковскому учреждению!

Однако в Шкиде 1920-25 годов чаще всего господствовала блатная круговая порука: "бить легавых!" и/или тому подобное.

Значит Шкида почти всегда = почти постоянно была суть не воспитательное учреждение, а воровская малина, причём, по главе "Содом и Гоморра" в "Республике Шкид" и по http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, а лучше http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc, - воровская малина, опасная даже для всего города Ленинграда.

--

ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

13.08.2008 Alex http://makarenkoas.blogspot.com/ Макаренко Антон Семенович Собрание сочинений в 8 томах / ZT. Здорово! Ура, ура! Но не понятно, кто Alex, кто сделал, кого благодарить .. Правда, плохо вычитано.

ZT. В свое время мой приемный сын Леонид Александрович Федоров набрал на компе все 8 тт. АСМ (без стр. примечаний и т.п., только сами тексты А.С.М.), и они уже более 10-ти лет висят в интернете. Что-то там время от времени уточнял по Гётцу Хиллигу, что-то переносил в htm-файлы моего сайта http://zt1.narod.ru. Вот: http://zt1.narod.ru/winrar/8-mak-tt.rar , примерно, 3 с половиной мегабайта. Это - А.С. Макаренко, восьмитомник, тт. 1-8, М. 1983-1986.
Внутри указанного архива есть набранное (и вычитанное) в WORD 2003:
часть тома 1 (М.1983) стр.1-116 - ASM-t1-s-1-116.doc,
весь том 4 (М.1984) - ASM-t-4.doc,
весь том 7 (М.1986) - ASM-t-7.doc.
Всё остальное плохо вычитано, и, главное, в DOS-кодировке, а значит эту (большую) часть состава текстов А.С.М. в виндовских смотрелках и редакторах сходу не прочтёте, но возможна перекодировка через WORDPAD: 06-янв-2009 переделал названия DOS-файлов, теперь все они *.txt, значит при загрузке в WordPad в Типе файлов надо задать: Текстовые документы MS-DOS [*.txt].

http://zt1.narod.ru/doc/tt-AS-Makarenko-Marburg-skanir.doc.
отсылочный файл по
АНТОН МАКАРЕНКО
Собрание сочинений
Марбургское издание, сканированные тома.

Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.


Лекция А. С. Макаренко о коллективе и личности перед работниками детколонии им. В. И. Ленина в с. Писаревщина. (Запись слушателя.) "А. С. Макаренко". Отв. ред. Ф. И. Науменко. Кн. 5. Львов, 1963 (примерно 1923 г.). Не вошло в восьмитомник. Полнея (точнее) в: Макаренко А.С. Школа жизни, труда, воспитания. Фролов А.А. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1.
{ Невская С. – "Вот так просто и доступно сформулировал А.С.Макаренко свои главные идеи о роли коллектива в развитии личности еще 9 августа 1923 года". ]

{ "Имидж", Полтава, 2002,4-5 (23-24), с.72-80 .. Антон Семенович уже в самом начале своей работы в колонии им. М. Горького неоднократно выступал перед педагогической общественностью .. перед учителями, которые записали его мысли следующим образом: ".. На общей основе жизненной практики коллектива выделяются индивидуумы, лучше усвоившие эту практику. Их культурный уровень выше уровня масс. Затем массы поднимаются к его уровню .." (Научный архив РАО, опись 1, ед. хр. 331, лл.3-8). [ В "НЕИЗВЕСТНЫЙ МАКАРЕНКО" Вып. 1 М.1993 на стр.6 С. Невской указан источник: Научный архив РАО, ф. 331, оп.1, ед.331 (??), л. 3-8 ] }

КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ.

Публикуемый материал был получен лабораторией по изучению педагогического наследия А.С. Макаренко Института теории и история педагогики АПН РСФСР в октябре 1951 г. от старшего научного сотрудника академии тов. А.М. Гельмонта. В сопроводительном письме было сказано:

"Больше 10 лет назад [ZT. то есть до 1941 г.], после лекции о педагогической системе А.С. Макаренко, прочитанной мной для руководителей железнодорожных школ, один из слушателей, - директор средней школы № 49 Московско-Киевской железной дороги на ст. Бахмач В.В. Бей, - рассказал мне, что у него сохранилась запись выступления А.С. Макаренко с лекцией о коллективе перед работниками детской колонии им. Ленина в с. Писаревщина Полтавской губернии в 1923 году.

По моей просьбе тов. Бей прислал мне сделанные им тогда в своей тетради конспективные записи содержания этого выступления А.С. Макаренко, а также заданных ему тогда вопросов и ответов на заданные вопросы. Во время войны этот документ у меня затерялся. Недавно я его нашел и решил передать в лабораторию по изучению педагогического наследия А.С. Макаренко".

Кроме того. А.М. Гельмонт передал лаборатории адресованное ему письмо В.В. Бея, датированное 7 декабря 1940 г. Как явствует из этого письма, дата выступления А.С. Макаренко (1923 г.) указана В.В. Беем по памяти.

Конспективную запись лекции тов. Бей делал для себя. Поэтому точность такой записи может быть относительной. И все же для характеристики воззрений А.С. Макаренко она представляет определенный интерес.

Название "Коллектив и личность" дано редакцией. Этот материал публикуется впервые. Текст и комментарии подготовлены В.Е. Гмурман и Г.С. Макаренко. Редакция.

[Итак - конспект выступления А.С. Макаренко (примерно 1923 г.)].
[По А. Фролов: Научный архив АПН СССР, ф. 331, оп. 1, № 331]

Мы живем в эпоху больших исторических событий, когда все то, что создано буржуазным обществом и что называется культурой, ломается и рассыпается, превращается в пыль.

Мы отобрали у помещиков землю, у капиталистов фабрики. Мы их прогнали из Советской России, а с ними и их понятия морали, чести и т. д.

У нас будет своя мораль, мы создадим свои ценности, создадим новых людей. Нам трудно, мы ошибаемся, но на ошибках учимся.

... Мейманы, Шаррельманы, Толстые не дают нам необходимых знаний, как воспитать нового человека.

Тов. Нехороший говорит, что наша задача научить, как быть в толпе не толпой. Я считаю, что такую задачу выполнит с успехом балетмейстер, а нам - воспитателям - нужно воспитывать людей в широком смысле этого слова.

Воспитывать человека - это означает руководить практикой жизни человека.

Человек и коллектив - это центральные вопросы пролетарской революционной педагогики.

Буржуазная педагогика определяет процесс воспитании как воздействие воспитателя на воспитуемого.

Воспитатель, говорит Толстой, воспитывает свои понятия, свои убеждения, свое мировоззрение. И почти всегда воспитатель недоволен своим произведением, потому что воспитуемый усвоил другие понятия, приобрел другие качества. Кто же эти качества, нежелаемые воспитателю, воспитал?

Ответ один - жизнь.

Буржуазная педагогика зашла в тупик.

Как ни старалась буржуазия воспитать послушные массы, а вышли бунтари, революционеры.

Советский человек, человек революции, тем более не может быть воспитан непосредственным воздействием одного человека, хотя бы и очень умного.

Коллектив и личность - основная проблема советской педагогики.

Коллектив - это группа людей, большая или малая, но не простая сумма слагаемых 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 6, а людей, объединенных производственно-хозяйственными взаимоотношениями.

Формы коллектива бывают различные: семья, школа, фабрика, артель, все наши организации и объединения. Все они тесно связаны, и все они воздействуют на индивидуума.

Взаимоотношения между коллективами и в коллективах и есть факторы, воздействующие на человека, более сильные, чем воздействие одного воспитателя, хотя бы и обладающего высокими личными качествами.

Моральный и умственный рост человека возможен только в коллективе - в жизненной среде. Это положение упускается из вида педагогами (Кей, Толстой, Шаррельман и др.).

Организовать воспитание - значит организовать воспитывающую среду, то есть организовать окружение - коллектив, организовать и руководить жизненной практикой индивидуума.

Коллектив может самоорганизовываться, найти в своей среде организаторов. Тогда воспитующий может легко остаться в стороне, и все его воздействие будет определяться миллионными долями.

Вопрос: Отношение индивидуума к коллективу и в чем заключается прогресс?

Ответ: Трудовая основа коллектива, его жизненная практика обусловливают рост коллектива.

Накапливается опыт коллектива - _количество_.

Возникают новые формы производства, общественного быта, высшая ступень сознания, новая этика - _качество_.

Это и есть то, что называется прогрессом.

Не может быть такого положения, чтобы коллектив прогрессировал, а индивиды стояли на месте или наоборот. Между индивидуумом и коллективом прямое взаимодействие.

На общей основе жизненной практики коллектива выделяются индивидуумы, лучше усвоившие эту практику, их культурный уровень выше уровня масс. Затем массы поднимаются к его уровню.

Используя опыт масс, снова вырастают личности и в свою очередь воздействуют на массу и т. д.

Этим положением и определяется отношение индивидуума к коллективу.

[ В "НЕИЗВЕСТНЫЙ МАКАРЕНКО" Вып. 1 М.1993 на стр.6 С. Невской указан источник: Научный архив РАО, ф. 331, оп.1, ед.331 (??), л. 3-8 Невская С. – "Вот так просто и доступно сформулировал А.С.Макаренко свои а главные идеи о роли коллектива в развитии личности еще 9 августа 1923 года". ]

Безусловно, эта схема - примитив: пути развития общественных сил объяснить не так легко.

Значение личности в истории сегодня еще проблема. Этим вопросом занимается советская наука.

Вопрос: Может ли воспитатель противопоставить свои силы коллективу, если коллектив представлен колонией им. Ленина или распределителем № 22 ?

Ответ: Воспитатель не должен противопоставлять себя коллективу, а находиться в среде коллектива и руководить движением коллектива, сливая свои силы с силами коллектива. Распределитель не есть в полном смысле слова коллектив. В нем бывает иногда и большое количество детей, но у них нет трудовой основы так же, как у пассажиров, ожидающих поезд. Но и пассажиры могут организоваться в коллектив. Например: опоздал поезд, нет продажи билетов и т. п. У них возникает деятельность. Они требуют, просят, посылают делегацию и т. п. Такой коллектив будет временным. Роль воспитателей в таком коллективе играет выделившийся актив.

Колония есть постоянно действующий коллектив со штатом должностных лиц. Они-то и должны стоять в центре коллектива, направлять его жизнь соответственно духу времени.

Вопрос: Товарищ Бударин рекомендовал женить колонистов на колонистках. Отвечает ли этот финал воспитательной деятельности духу времени?

Ответ: Женитьба всегда была, всегда будет, а поэтому не противоречит и революционной морали. Воспитаннику 18-20 лет. Кто может помешать ему жениться? Иное дело. что будет делать семейный воспитанник? Для того мы и воспитывали, чтобы найти ему дело, научить.

Вопрос: Объясните значение внушения и его роль в деле воспитания.

Ответ: Если речь идет о гипнозе, то я не гипнотизер. Если вы имеете в виду простое слово, то слово, не подкрепленное жизненным опытом, остается для воспитанника часто пустым словом, и роль его как воспитательного фактора невелика.

Вопрос: Можно ли считать положение педагогики об индивидуальном воспитании абсолютно непригодным?

Ответ: Нет, о пригодности или непригодности всех положений я не скажу. Есть кое-что и пригодное. Но воспитывать индивидуума можно только в революционном коллективе, который должен стать критерием оценки поведения индивидуума.


ZT. Макаренко - это социальная инженерия (МИКРОСОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ), именно это надо бы в Макаренко раздраконивать, а всё остальное весьма бы потом.

Прыг на главную ZT-web-страницу.

См. и http://zt1.narod.ru/doc/forum-temy-ot-ZT.doc. Форум-темы от : Зиновий Тененбойм.