13.04.2010 Здравствуйте, Зиновий Шойлович! Недавно посмотрел "весёлого сантехника". Здорово! Ваш сайт читать приятно. Хоть один человек вносит ясность в вопрос: кто есть кто в педагогике? Спасибо вам. Те же, кто критикуют ваш стиль письма, это люди с мозгами, заточенными под Соловейчика. Чёрт с ними! А вы - пишите! Максим Королёв, 35 лет, Москва ZT. 13.04.2010 Спасибо, Максим, за добрые слова и за совет не останавливаться и писать. Я и не останавливаюсь. Например, вчера я сделал такую рассылку на (примерно) штук 20 е-мейлов: О Ленинградских педагогических современниках Викниксора. Да, в противу севшему в лужу В.Н. Сорока-Росинскому ( http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, а лучше http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc ) в моём ZT-файле http://zt1.narod.ru/doc/shkoly-s-uklonami.doc вы найдёте материалы о действительно замечательных учреждениях его (Викниксора) Ленинградских педагогических современников... |
ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Николай Вессель, Михаил Бернштейн и Борис Райков против ажиотажных педагогических новационщиков, ищите в: http://ztnen.livejournal.com/4336.html
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.
Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.
На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове. | На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего Мой былой ЖЖ |
С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.
Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.
Общегородское совещание директоров школ, завов районными отделами народного образования и инспекторов 29 августа 1953 г.
[ По школьному и учительскому ищи и другое - многое на ZT-web- странице http://zt1.narod.ru/ ]
ПЕТРИКЕЕВ (Зав. Лен. Гор. отделом народного образования). Товарищи! Истекающий 1952/53 учебный год был новым этапом в развитии советской школы. Его главным содержанием было осуществление исторических задач, поставленных ХIХ съездом Коммунистической партии Советского Союза в области народного образования. Решения сессии и речь товарища Маленкова являются программой дальнейшего развития хозяйства и культуры нашей страны, новым ярким свидетельством заботы о советском человеке. Директор школы в своей работе по руководству деятельностью педагогического коллектива должен всегда помнить и ясно сознавать, что он является государственным руководителем и что интересы нашего государства для него и для руководимого им коллектива - прежде всего.
Три основных задачи мы должны поставить перед учительством в наступающем учебном году:
1) полное и безусловное осуществление всеобуча;
2) повышение идейно-теоретического уровня преподавания, непрерывное совершенствование учебного процесса, привитие учащимся глубоких и прочных знаний, преодоления массовой неуспеваемости и
3) серьезное улучшение постановки воспитательной работы с учащимися.
Постановление ХIХ съезда партии о введении всеобщего среднего образования возлагает на нас большую ответственность за осуществление всеобуча. В нашем городе, как и в других крупных промышленных центрах страны, уже к концу пятой пятилетки станет всеобщим десятилетнее образование. В 1953/54 учебном году мы должны подготовить все необходимое для выполнения этой задачи.
Мы уже сейчас обязаны предоставить полную возможность всем учащимся, окончившим семилетку и желающим продолжать свое образование в средней школе, поступить в 8-ые классы.
По далеко не точным данным, к концу 1952 года в Ленинграде не обучалось около 600 человек, из них не были вовлечены в школы рабочей молодежи 164 работающих подростка, уклонялось от обучения 87 человек, не обучалось длительно болеющих детей 265 человек.
Неточность этих данных обнаруживается сейчас, при проведении более тщательного учета детей. Так, например, в Кировском районе на конец учебного года числилось 9 человек, уклоняющихся от обучения, а по данным на 1 августа их оказалось 40 человек. Только в поселке Дачное выявлено 17 человек, уклоняющихся от обучения, в Сосновой Поляне - 15 человек. Не исключена возможность, что более тщательный учет в других районах, особенно в пригородных и на окраинах города, даст такое же резкое изменение количества необучающихся детей. Среди уклоняющихся от обучения преобладают мальчики (из 87 человек девочек - 16 человек) - подростки 1937 года и 1938 года рождения, оставшиеся в школах на второй год и не желающие учиться. Серьезным упреком всем нам, воспитателям, является лаконическая запись против фамилии необучающегося - "Не желает учиться".
Невыполнение закона о всеобуче идет, главным образом, за счет отсева учащихся из школы: состав учащихся ленинградских школ с I/IХ по 20/Y уменьшился на 10 321 человека, а в период с 20/Y по 20/YII, т. е. только во время экзаменов, из школ выбыло 3 000 человек.
При стабильности состава учащихся I - III классов (во II классах он уменьшился только на 0,6 %), очень велик отсев из 4-8 классов, особенно из Y и YIII, т. е. тех классов, где, в силу нарушения преемственности в учебно-воспитательной работе, имеет место наиболее низкая успеваемость учащихся: из Y классов в течение года выбыло 1660 человек, что составляет 4,0 % к общему количеству учащихся Y классов, из YIII классов - 1925 человек, что составляет 5,2 %.
Если принять во внимание, что даже при таком колоссальном отсеве успеваемость учащихся в этих классах исключительно низкая, будет ясно, какой брак в нашей работе порождает нарушение преемственности в обучении в этих классах. В середине учебного года выбыло на работу более 2000 учащихся, среди них не закончивших семилетние школы 1162 человека, 84 человека выбыли на работу из IY класса. Причем, эти данные не вполне достоверны, так как при отсутствии документов о том, куда поступил ученик, нельзя быть уверенными в том, что все эти ученики работают.
Таким образом, семилетний всеобуч осуществляется нами неудовлетворительно, общественность и школы города не справились с вовлечением всех детей в школу: очень велик отсев учащихся, особенно из мужских школ.
В чем состоят причины такого неудовлетворительного положения с осуществлением закона о всеобуче?
Первой и самой главной причиной является неправильное отношение к разрешению задачи всеобщего обучения со стороны директоров школ.
Несмотря на то, что в прошлом учебном году отдельные директора школ имели серьезные предупреждения, несмотря на то, что на январском совещании директоров школ было обращено внимание на необходимость личного руководства делом всеобуча со стороны директора школы, многие руководители школ не изменили своей позиции неправильного отношения к осуществлению всеобуча, в учету детей, продолжают осуществлять вредную практику содействия уходу учащихся из школы.
По решению правительства контроль за учетом детей, ответственность за составление статистических сведений возлагается на директора школы.
Однако, многие руководители школ, вместо того, чтобы лично вникнуть в организацию учета детей, привлечь весь коллектив школы к ответственному и важному делу, просто возлагают эту работу на одного из учителей, в лучшем случае - на завуча, а сами остаются в стороне, пуская дело на самотек. Лишь немногие из директоров лично руководят осуществлением всеобуча и добиваются полного его осуществления. К ним относятся: тов. Шкорботова М.И. - 393 школа Кировского района; тов. Синицына М.Ф. - 73 школа Петроградского района, тов. Сапожникова - 216 школа Куйбышевского района.
В подавляющем большинстве школ директора спокойно подписывают статистические сведения, в которых невооруженному глазу видна явная нелепость: число учащихся школы превышает количество детей, живущих в микрорайоне школы.
Серьезным затруднением в правильной постановке учета детей является недобросовестное отношение к этому делу со стороны работников жилищных органов. Однако, руководители школ идут по линии наименьшего сопротивления. Вместо того, чтобы требовать от управляющих домохозяйствами своевременного представления сведений, ставить о нерадивых работниках вопрос перед исполнительными комитетами райсоветов, они механически принимают списки, составляют явно недостоверные сведения и представляют их в Районо.
Задача школы заключается не в том, чтобы расходовать энергию учителей на получение списков, часто недобросовестно составленных, и на этом прекратить всякую работу с этими списками. Задача заключается в том, чтобы силами всего педагогического коллектива организовать проверку этих списков в домохозяйствах, в других школах, и на основе уже достоверных списков - составить точную картину охвата обучением детей всего микрорайона. Вот этого и не делает большинство школ, и поэтому сбор списков превращается в формальный акт, а работа с контингентами детей, подлежащих обучению, ведется вслепую. До тех пор, пока каждая школа не выверит списков детей своего микрорайона и не добьется на основе этой конкретной проверки улучшения учета в домохозяйствах, никакие повторные проверки не дадут положительных результатов.
Многие директора школ не выполняют указания Городского отдела народного образования об отпуске учащихся на работу только с разрешения РОНО. Директор 190-й школы Дзержинского района тов. Киселев отпустил на работу без санкции РОНО 27 учащихся, директор 76-й школы Петроградского района тов. Смирнов - 18 человек, директор 69-й школы тов. Зорин - 34 человека. Повинны в содействии уходу на работу учащихся старших классов директора многих мужских школ: тов. Заболотный (84 школа - 19 человек), Храмов (77 школа - 20 человек), Дрознин (199 школа - 9 учащихся), Петрушенко (10 школа - 11 учащихся), бывший директор 141 школы Куракин (только за первое полугодие из 141 школы выбыло 49 человек), директора 366, 370, 376 и ряда других школ. Из 188 школы (директор Максимычева) ушли на работу 8 учащихся 8-9 классов, из 87-й школы (директор тов. Попова) - 9 человек.
Некоторые руководители школ откровенно говорят родителям о нежелательности дальнейшего пребывания их детей в школе. Например, заведующая учебной частью 72-й школы Петроградского района тов. Голубева заявила родителям ученицы 8 кл. Васильевой: "Лучше ей идти работать, чем оставаться в 8 кл. на второй год". В своих действиях она не одинока.
Отдельные директора школ не только не обращаются за разрешением в РОНО при отчислении ученика на работу, но не считают нужным "согласовать" этот вопрос с родителями.
При инспектировании 106-й школы в делах по отчислению учащихся был обнаружен следующий документ: "Довожу до Вашего сведения, что я не буду учиться. Поступил на работу в завод ОГПУ. Григорьев Виктор - ученик 4-го класса 106-й школы".
В документах на отчисление учащихся в большинстве школ отсутствуют подтверждения того, поступил ли ученик на работу или в другую школу.
Нередко имели место такие факты, когда в школе считают ученика работающим, а он нигде не работает и не учится.
Известно, что плохая посещаемость школы учащимися - прямой путь к отсеву. Однако, за посещаемостью учащихся в ряде школ не следят. Вот, например, директора 180-й школы тов. Сироткина, по-видимому, совершенно не тревожило, что его учащиеся пропускали уроки и целые учебные дни. Анализ журналов посещаемости в этой школе показал, что в отдельных классах в течение дня учащиеся свободно уходили с тех уроков, которые им не нравились.
Одной из существенных причин неуспеваемости, а затем и ухода из школы многих учащихся является отсутствие в школах надзора за младшими школьниками, лишенными его в семье. Только в 103 школах города существовали комнаты продленного дня с охватом 1440 человек. В Петроградском районе только в 7 школах существовали такие комнаты, в Сталинском - в 5, в Московском районе совсем отсутствовали. Несмотря на приказ Гороно по итогам инспектирования школ, и на указания, сделанные на январском совещании, положение тут не изменилось. Охват учащихся надзором в школах не увеличился. Причем, большинство из существовавших комнат не оправдывали своего назначения: не имели специального помещения, оборудования, обслуживались не постоянными руководителями. Городской отдел народного образования получил массу жалоб от родителей на отсутствие в школах надзора за их детьми. Имело место большое количество случаев травматизма школьников 1 класса. В предстоящем году в школы поступает 16 000 детей из детских садов, родители их в большинстве случаев заняты на работе и не могут обеспечить соответствующего надзора.
Основной путь - повышение уровня всей учебно-воспитательной работы в каждой школе, создание нормальных условий для учебных занятий каждого школьника, своевременное выявление пробелов в знаниях отстающих учащихся и индивидуальная помощь им, установление контакта с семьей, предотвращение безнадзорности школьников, приучение их к систематическому рациональному труду.
Помимо этого, должны быть приняты и специальные меры: во-первых, необходимо наладить учет детей, подлежащих обучению, в домохозяйствах, тщательно проверять данные учета и правильно их обрабатывать.
Учет детей в каждом районе, городе является не только средством выявления необучающихся, но и основой государственного планирования сети школ, поэтому надо к этому делу и относиться по государственному.
Во-вторых, в отношении детей, уклоняющихся от обучения, необходимо теперь же, в сентябре, принять все меры к их вовлечению в школы, используя меры общественного, а при необходимости и административного воздействия, устраняя причины, мешающие посещению школы.
В-третьих, надо прекратить отчисление учащихся из школы без уважительных причин. На каждый случай ухода ученика из школы должен быть документ: справка из школы, куда ученик поступил (нужно во всех школах принять за правило не выдавать ученику личное дело до тех пор, пока он не принесет из школы, в которую он переходит, справку о том, что он принят в эту школу на основании табеля); справка с предприятия, куда принят на работу или, по крайней мере, докладная записка классного руководителя о том, что ему предъявлен учеником рабочий номер или сообщено из сектора кадров завода о том, что он принят на работу. Если ученик выезжает из города, необходимо иметь справку домохозяйства о выбытии. Не должно быть ни одного случая отпуска учащихся на работу без санкции РОНО. Районные отделы народного образования должны прекратить практику спокойного созерцания неправильных действий отдельных директоров.
В-четвертых, в каждой школе организовать надзор за младшими школьниками во внеурочное время.
В-пятых, необходимо во всех школах привлечь к участию в решении задач всеобуча родительские комитеты. В этом отношении мы также имеем положительную практику в ряде школ. В 216-й школе родительский комитет создал фонд всеобуча в сумме 10 тыс. рублей и оказал помощь школьникам; в 445 школе фонд всеобуча составил 7 000 рублей.
Необходимо в этом учебном году с помощью родительской общественности выявить недостаточно обеспеченных детей и использовать все возможности для создания нормальных условий их обучения.
В-шестых, через партийные и профсоюзные организации школ необходимо поставить вопрос перед учителями об обучении на дому детей, длительно болеющих и не имеющих возможности посещать школу. Это очень трудоемкая работа, особенно при обучении учащихся старших классов. Надо организовать эту работу сейчас, считать ее самой почетной общественной работой учителя.
Если на начало учебного года школы рабочей молодежи в общем удовлетворительно справились с выполнением народнохозяйственного плана, за исключением начальных классов, то нельзя этого сказать по итогам учебного года. Отсев учащихся продолжает оставаться коренным недостатком в работе этих школ. за истекший год из 61 119 учащихся выбыло 13 508 чел, что составляет 21,4 % с учетом дополнительного приема в количестве 1888 человек. На конец учебного года в школах рабочей молодежи числилось 49 499 учащихся. Правда, по сравнению с 1951/52 учебным годом отсев снизился на 4 %, но все же он продолжает оставаться недопустимо большим. Наблюдения показывают, что большой наплыв учащихся с начала учебного года создает у руководителей и учителей ряда школ настроение самоуспокоенности, которое приводит к ослаблению работы по предупреждению отсева. Необходимо с первых же учебных занятий установить строгий внутришкольный режим, обратив особое внимание на регулярную посещаемость занятий учащимися. Следует рекомендовать директорам организовать постоянно действующий Совет воспитателей и повысить требовательность к работе классных руководителей. Установить тесную связь с комсомольскими и профсоюзными организациями предприятий, добиться от них систематического контроля за посещаемостью и успеваемостью учащихся. С первых же дней необходимо организовать работу старостатов, направив их работу на организацию коллектива учащихся и сохранение контингентов. Добиться от директоров предприятий издания приказов о создании учащимся необходимых условий для успешного совмещения обучения с производственной работой.
Выполняя директивы ХIХ съезда партии, учителя сделали первые шаги в области осуществления политехнического обучения. Это способствовало улучшению преподавания физики, химии, биологии, усилению в процессе преподавания этих предметов связи теории с практикой. Большое внимание вопросам политехнического обучения уделяли педагогические коллективы школы N 331 (директор т. Сцепуро), N 38 (директор тов. Гугнин), N 312 (директор тов. Сергеева), N 105 (директор тов. Любова), N 157 (директор тов. Исаев). Творческую инициативу в осуществлении политехнического обучения проявили: учитель физики школы N 314 тов. Емельянов, учитель биологии школы N 38 тов. Петров, учитель химии школы N 123 тов. Колосова и многие другие.
Однако, наряду с некоторыми достижениями, в работе наших школ сохраняются очень крупные недостатки. Главный из них - это низкая успеваемость значительной части учащихся. В итоге истекшего учебного года из общего числа 318 719 учащихся по результатам весенних экзаменов оставлены на второй год 15 942 чел (5 %), получили экзамены на осень - 21 318 чел (6,7 %). По школам рабочей молодежи из 49 499 чел по результатам весенних экзаменов переведено в следующие классы и окончило школы лишь 40 645 чел, что составляет 82,1 %. При этом особенно тревожным является то обстоятельство, что во многих школах число второгодников по сравнению с прошлым годом возросло.
Анализ данных о неуспеваемости и второгодничестве приводит к следующим выводам:
1) наибольшее число учащихся оставлено на второй год вследствие неуспеваемости по русскому языку, математике и иностранным языкам, причем, неуспеваемость по математике во многих школах выше, чем неуспеваемость по русскому языку;
2) наиболее низкую успеваемость дают Y и YIII классы;
3) успеваемость в мужских школах, как правило, ниже, чем в женских школах. Особенно низкую успеваемость дают мужские семилетние школы.
Анализ качества знаний учащихся показывает, что наиболее типичными пробелами в подготовке учащихся являются:
а) по русскому языку, наряду с недостаточной орфографической грамотностью, низкая культура устной и письменной речи учащихся. Экзаменационные сочинения и изложения учащихся пестрят стилистическими ошибками. Во время устных ответов на экзаменах многие учащиеся затруднялись логически стройно, обоснованно изложить свои мысли, отмечается бледность речи учащихся, неумение правильно построить предложение, выбрать нужное слово;
б) по математике слабым местом остаются вычислительные навыки и решение задач;
в) по физике, химии, биологии и другим предметам отмечается формальный, нежизненный, недейственный характер знаний у многих учащихся, неумение теоретические знания приложить к решению практических задач.
В отдельных случаях безответственное отношение директоров школ к организации внутришкольного контроля привело к развалу учебно-воспитательной работы. Городской отдел народного образования вынужден был снять за это с работы директора школы N 55 тов. Лазаренко. Это серьезное предупреждение тем отдельным директорам школ, которые до сих пор еще не хотят понять необходимости точного и строгого выполнения требований Министерства просвещения и Гороно о налаживании внутришкольного контроля.
Слабо у нас поставлен и инспекторский контроль.
Плохо у нас поставлена также и методическая работа с учителями. В наших школах работает значительное число недостаточно квалифицированных учителей, без соответствующего образования; ежегодно школы пополняются молодыми специалистами, не имеющими опыта работы. Между тем систематической работы с этими учителями не ведется, должной методической помощи им не оказывается. Методическая работа не дифференцируется, проводится без учета опыта и подготовки учителей. Молодым и малоквалифицированным учителям не уделяется особого внимания и заботы со стороны руководителей школы, методических организаций.
Нежелание некоторых директоров школ работать с молодыми учителями принимает у нас иногда недопустимые формы. Недружелюбно встретили в этом году молодых специалистов, направленных по путевкам Министерства просвещения, директора школ: N 171 тов. Акимова, N 198 тов. Дунюшкин, N 45 тов. Капориков. Дело дошло до вмешательства Городского комитета партии.
По-иному поступают директора школ: N 167 тов. Морозов, N 331 тов. Сцепуро, N 236 тов. Ганин, которые радушно принимают молодых учителей и успешно работают с ними.
Не организован у нас в ряде школ и обмен опытом. Часто даже рядом работающие опытный и молодой учителя не связаны друг с другом, не обмениваются опытом.
Педагогические Советы школ не стали еще органами коллективного руководства методической работой в школе. Решения, принимаемые пед. советами, носят общий, неконкретный характер, выполнение их не контролируется. Педагогические Советы плохо готовятся, поэтому критика и самокритика на пед. советах развиты слабо. Все это приводит к тому, что методическая работа, проводимая в школах, носит недейственный характер и мало улучшает дело. Из года в год мы не выполняем план комплектования годичных курсов в Институте усовершенствования учителей.
Гороно предпринял в этом году ряд мер, направленных к улучшению работы Городского института усовершенствования учителей, однако в работе Института многое нужно изменить. Сотрудники Института мало бывают в школах, слабо поставлено изучение и распространение опыта передовых учителей.
Основным вопросом является повышение эффективности урока. Здесь особенно много недостатков. Инспекторские наблюдения показывают, что от 20 до 25 % посещенных уроков оказываются уроками плохими, неподготовленными, еще большое число уроков страдает существенными недостатками и оценивается как посредственные уроки.
Главный недостаток, который мы наблюдаем в процессе преподавания - это нерациональное использование времени урока. Происходит это потому, что учителя нетщательно продумывают методические приемы обучения, нарушают установленные дидактические и методические правила. В результате этого учащиеся непрочно усваивают материал на уроке, центр тяжести усвоения переносится на самостоятельную работу ученика дома. С этим надо решительно бороться. Контролю должен подвергаться не только урок, а и внеклассные занятия, постановка домашних заданий, состояние учета знаний учащихся, школьная документация - классные журналы, дневники, тетради учащихся. Обязательно нужно контролировать качество знаний учащихся, чтобы своевременно предупредить и серьезные отставания в подготовке учащихся, и случаи либерализма и завышения успеваемости. Для того, чтобы контроль был систематическим и всесторонним, директор и заведующий учебной частью должны привлечь себе в помощь методический актив школ. Наши лучшие директора школ тт. Любова, Маркова, Любомирова давно перешли от посещения отдельных уроков к плановому изучению системы работы учителей. Это позволяет не только установить недостатки в работе учителя, но и выявить положительный опыт.
С самого начала учебного года в каждой школе, в каждом районе должны развернуть активную работу предметные комиссии и поклассные совещания учителей. Главным методом их работы должно стать распространение и внедрение в практику опыта лучших учителей. В этом году, используя положительный опыт работы семинаров директоров и заведующих учебной частью школ, мы хотим организовать подобного рода семинары для малоопытных учителей в районных педагогических кабинетах по наиболее актуальным вопросам практики.
Выполнение задач политехнического обучения требует решительного преодоления книжно-словесного метода обучения, осуществления в большей мере, чем это имеет место в настоящее время, принципа наглядности в преподавании предметов, усиления лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися в учебных кабинетах и на пришкольных учебно-опытных участках.
Анализ итогов истекшего учебного года показывает, что, организуя руководство учебной работой учителей, мы должны предусмотреть также решение еще одной очень важной задачи - это всемерное повышение культуры устной и письменной речи учащихся. В своем выступлении на совещании заведующих отделами народного образования Министр просвещения тов. Каиров сказал: "Мы должны объявить поход за повышение общей культуры советской школы, а ведь борьба за культуру - это прежде всего борьба за грамотность, - за грамотность орфографическую, пунктуационную и стилистическую, за высокую культуру устной и письменной речи учащихся".
Учебная работа неразрывно связана с воспитательной. Многие ученики не усваивают учебного материала совсем не потому, что учитель плохо его объясняет, а потому, что они не воспитаны в духе прилежания, ответственности за свое учение, не научились сосредоточивать внимания, напрягать усилия при выполнении учебных заданий.
В ряде школ при удовлетворительном внешнем поведении учащихся еще имеют место случаи неприготовления уроков, списывания, подсказки, лживость, непослушание, невыполнение общественных поручений. В отдельных мужских школах наблюдаются и более серьезные проступки учащихся: систематические прогулы, случаи нарушения порядка на уроках, грубость по отношению к учителю и товарищам, порча школьного имущества.
Многие учащиеся до сих пор еще плохо ведут себя на улице и в общественных местах. Только на линиях пригородной железной дороги было задержано за озорство и хулиганство 564 ученика. Около 8000 школьников в истекшем году получили травмы на улицах города из-за несоблюдения правил уличного движения; 264 ученика исключены из школ за плохое поведение.
Если выше отмечалось, что ряд директоров школ небрежно относится к организации и контролю за учебной деятельностью учащихся и учителей, то организация внеклассной воспитательной работы с учащимися - просто выпадает из поля зрения многих руководителей школ. Типичными недостатками в постановке внеклассной воспитательной работы с учащимися являются следующие: еще во многих школах отсутствует твердый режим и четкий внутренний распорядок школьной жизни, отсутствуют единые требования со стороны педколлектива к учащимся.
Классный руководитель 9-а класса 284-й школы тов. Лаврентьева крайне нетерпима к проявлениям недисциплинированности учащихся. Интересной постановкой учебной и внеклассной работы с учащимися она добивается их хорошей организованности. Однако, ее работа обесценивается нетребовательностью некоторых учителей, работающих в этом классе, плохой постановкой преподавания, безразличием к состоянию класса во время урока, - они наносят ущерб организации детского коллектива, и хорошо организованные учащиеся позволяют себе не слушать учителя, разговаривать, заниматься на уроке посторонними делами. Различие в требованиях классных руководителей и иных учителей одной и той же школы резко снижает эффективность работы добросовестных и требовательных учителей. В школах с отсутствием твердого режима и отсутствием единства педагогических требований к учащимся недисциплинированность старших школьников сильно мешает учителям начальных классов прививать своим учащимся правила организованного поведения. Наличие плохо организованных школ в районе и в городе затрудняет работу остальных школ.
В некоторых школах, где учительские коллективы целиком взяли в свои руки организацию комсомольской и пионерской работы, она приняла несколько академический характер. Комсомольские собрания стали больше напоминать тематические конференции, а так называемые "предметные" сборы превратились в продолжение уроков, во внеклассные занятия по предмету. Например, в 179 школе Смольнинского района общешкольное комсомольское собрание на тему "Великая цель рождает великую энергию" состояло из вступительных речей директора и секретаря комсомольской организации о целевой установке собрания и шести докладов на такие темы: о жизни и деятельности Ленина и Сталина; жизнь Павла Корчанина по роману Островского "Как закалялась сталь"; моральный облик советских людей по роману Ажаева "Далеко от Москвы", то же по книге Бабаевского "Золотая звезда", Павленко - "Счастье", Новикова-Прибоя "Капитан I ранга". Имея большое познавательное значение, такое собрание не достигает другой цели, - как вооружить комсомольцев пониманием практических задач организации и создать настрой в работе. В предстоящем учебном году необходимо все комсомольские и пионерские организации сделать действительно авангардом учащихся, боевыми действенными организациями.
Еще продолжают раздаваться голоса о том, что ученический комитет - лишняя организация, для которой нет практической работы. В прошлом году об этом писал в своем отчете директор 10-й школы тов. Петрущенко; в этом году выступил на совещании директоров с тем же заявлением директор 52-й школы Славнов. Многие руководители школ невниманием к работе учкомов поддерживают это ошибочное мнение.
Практика лучших школ показывает, что учком - организация, необходимая в школе, он не может быть заменен комитетом комсомола, так как комсомол охватывает далеко не всех учащихся (52%); кроме того, полнокровная жизнь ученического коллектива наполняет содержанием и работу комитета ВЛКСМ, и работу учкома. В тех школах, где общешкольный коллектив достаточно организован, где школьники привлекаются к выполнению больших общественных дел, где общее собрание является трибуной для выражения общественного мнения - там у учкома большая работа: он - непосредственный помощник директора по организации практических дел, по подготовке и проведению ученических собраний (школы 105, 273, 359, 167, 117, 330 и др.). В школах же, где работа по формированию ученического коллектива не ведется, не только нечего делать учкому, но и комитет комсомола работает плохо (выше был приведен пример по 178-й школе).
Серьезной причиной неудач многих школ в разрешении воспитательных задач является плохой контакт в работе школы и семьи. Руководители ряда школ задачи воспитания детей пытаются разрешать в отрыве от родителей, собрания родителей еще во многих школах не преследуют воспитательных целей, а носят информационно-отчетный характер; индивидуальная работа с родителями нередко направляется на привлечение их к наказанию детей за проступки в школе.
Плохо участвуют коллективы школ в педагогической пропаганде среди населения в домохозяйствах и на производстве. Это относится к большинству школ. Школ, хорошо организовавших систематическую работу с родителями и населением, у нас еще немного: в Кировском районе хорошо эту работу ведет только 393 школа, а в Невском - 341, 338, в Сталинском - 11, 116, 94. Только в Калининском районе большинство школ участвует в педагогической пропаганде на предприятиях, что является результатом серьезного внимания к этому делу со стороны зав. РОНО тов. Марковой.
Наиболее важной, можно сказать, решающей причиной неудовлетворительных результатов воспитательной работы является низкий идейно-политический уровень отдельных учителей, отсутствие в ряде школ сплоченного педагогического коллектива. Отдельные учителя не работают над повышением своего идейно-теоретического и культурного уровня, плохо ориентируются в современной международной и внутренней обстановке, они плохо изучают в теории и на практике вопросы дидактики и теории воспитания и в своей деятельности допускают антипедагогические приемы воспитания: окрики, присвоение учащимся оскорбляющих достоинство кличек, а иногда и побои. Можно назвать такие фамилии, как: Родионова - 409 школа, Жуковская - 19 школа, Козлов - 31 школа, бывший директор 360 школы Зайцев, группа учителей 350 школы и т. д. Не могут такие учителя пользоваться уважением учащихся удовлетворять их растущие запросы. Характерно, что антипедагогические действия учителей проявляются, как правило, там, где нет организованного педагогического коллектива.
Прошедшие на днях учительские совещания показали, что не только некоторыми учителями, но даже и некоторыми руководителями школ критика недостатков воспринимается болезненно, как личная обида, и реакция на нее часто выливается в личные выпалы против критикующих.
Все эти недочеты свидетельствуют о недостаточной зрелости многих коллективов учителей...
СОЛОВЬЕВА (Директор 81-й школы рабочей молодежи) Прежде всего, разрешите сказать о процентах. По массовым школам имеется 5% второгодников и 6% переэкзаменовок, итого, округляя, - 10%. Успеваемость по школам рабочей молодежи - 80%. таким образом - 20% неуспевающих. Это плохо. В таком городе, как Ленинград, где мы должны высоко поднять культурный облик и советского учительства, и школ, и всего народа, мириться с такими цифрами мы не должны. Но каковы пути к повышению успеваемости, к устранению недочетов? Я ждала, что узнаю об этом в речи Министра просвещения, но я прочла там только о том, что самый большой процент неуспеваемости падает на русский язык и математику (учащиеся не умеют решать задачи). Думала я, что услышу об этом на районной конференции, куда пригласили нас, работников школ рабочей молодежи - и не услышала. Наконец, думала, что услышу об этом в докладе заведующего Гороно. Но тов. Петрикеев во в целом в хорошем и четком докладе всё-таки мало сказал о путях искоренения основных моментов неуспеваемости по математике и русскому языку.
Позволю себе сказать несколько скромных слов из опыта школы рабочей молодежи N 81.
Школа выпускает из года в год отличников, кстати, с 1945 года ни одного нашего медалиста не забраковали, учащиеся успешно поступают в вузы. Однако, у нас еще много неуспевающих по русскому языку и по математике.
Судя по докладу тов. Петрикеева, облик учителя школы рабочей молодежи бесплотен, как в фельетоне Смирнова-Сокольского, в котором говорится, что герои некоторых романов наших писателей таковы, что не узнаешь - есть ли у них нос, глаза и т. д. Вы назвали, тов. Петрикеев, в докладе много учителей, но ни одного из школы рабочей молодежи.
Затем нужно сказать, что в нашем Дзержинском районе со стороны зав. РОНО Луневой имеет место очень несправедливое отношение к работникам школ рабочей молодежи: мало того, что вселяют за неделю до занятий в школе рабочей молодежи, но в этом году в 81-ю школу поселили районный методический кабинет, и не хотят его переселить. Кроме того и школа-десятилетка зажимает школу рабочей молодежи: директор школы тов. Маслова говорит о том, что она сокращает нам помещение. Была комиссия, в которой было человек 8 представителей Райкома партии, Райисполкома, 3 или 4 представителя от 84 школы, - и никого не пригласили от 81 школы, а вопрос решался о распределении помещения. Так делается только в Организации Объединенных Наций! (Смех).
Я прошу назначить день и час встречи и пригласить на нее зав. РОНО Луневу, директора массовой школы Маслову и директора 81-й школы рабочей молодежи Соловьеву. Если тов. Петрикеев не пригласит меня на это совещание, то - так как я не могу прислать самолет к Министру и решить этот вопрос - я посажу учащихся в коридорах и в зале и пошлю такси за тов. Петрикеевым. (Смех).
СМОЛИНА (Институт усовершенствования учителей) Товарищи! На нашем ответственейшем собрании, которое призвано решать серьезнейшие задачи, стоящие перед школами нашего города, мы заслушали доклад заведующего Городским отделом народного образования тов. Петрикеева. Понятно, конечно, что задачи, которые стоят перед нами, нельзя осветить в полной мере в одном докладе - это непосильная задача - но все-таки на основных вопросах, которые решают судьбу 1953/54 учебного года, надо было остановиться более основательно. Это касается, прежде всего, вопросов политехнического обучения и формулы: "Ни одного плохого урока". Что значит "Ни одного плохого урока"? Это декларация. А какие организационные меры должны быть проведены завучами, директорами школ, Гороно, чтобы это декларативное заявление, звучащее на наших директорских совещаниях более двух лет, претворялось более практически в жизнь?
Я считаю, что существенным недостатком является то, что мы не показывает опыт работы и усилия директоров школ так, как они проявляются на практике. Мы имеем высокий уровень работы не только в школах, которые здесь назывались. Безусловно, опыт работы такой школы, как школа N 105 В.Ф. Рыминой, должен стать достоянием каждого директора. Это школа, которая растет буквально на глазах, с каждым годом поднимаясь все выше и выше. Безусловно, интереснейшим следует считать и опыт работы Марковой (359 школа). Но присутствующие не знают, почему та же тов. Маркова добивается таких результатов, а она работает над элементами урока вот уже четыре года. Поэтому нам нужно добиться таких организационных форм показа опыта блестящей работы школ, чтобы все директора знали, чем объясняются успехи таких школ, как 359, 259, 307, 157, 105, 135, 312, 322, 181 и еще примерно 15 школ. Может быть, нужно созвать двухдневную конференцию, на которой товарищи поделятся своим опытом и скажут, как они руководят педагогическим коллективом.
У нас не успевают по математике, русскому и иностранным языкам. Не каждый директор школы может поднять квалификацию учителя Y, YII и, особенно, YIII и IХ классов. Эта работа должна быть спланирована в райпедкабинете. Внимание к педагогической и методической работе со стороны Гороно недостаточное. Вот вопрос изучения опыта работы школ не только Ленинграда, но изучения (хотя бы через нашу городскую курсовую сеть, через годичные курсы повышения квалификации) и передового опыта школ других городов, например, Москвы. Мы пять лет собираемся заслушать опыт работы передовых школ Москвы, но не находим для этого ни возможностей, ни средств. Мне кажется, что Областному комитету нашего союза надо подумать о том, чтобы передовой опыт московских школ был освоен директорами школ нашего города. (Апл.).
ОБОДАН (Институт имени Турнера) Вы, товарищи, знаете до сих пор только о транспортных травмах, но вы мало знаете, что делается в общем в отношении так называемых школьных травм. Оказывается, что на 100 случаев травм с детьми школьного возраста от 7 до 16 лет 16 % (1/3) падает на травмы, происшедшие в школе, из них 3 % - на уроке физкультуры и 13 % - прочие школьные травмы, происходящие во время перемен.
А что происходит во время перемен?
Позвольте привести специальный анализ по данным, которыми мы располагаем, причин ударов твердыми предметами, нанесенными в школе. Если взять всю цифру травм за 100 % , то
29 % травм происходит от ударов кулаком,
24 % - сумкой,
15 % - от ударов камнем,
13 % - от ударов ногой,
9 % - от ударов пряжкой ремня,
3 % - проч.
Причины падения детей, получивших прочие школьные травмы, распределяются следующим образом: если взять общее количество травм за 100 %, то оттого, что
поскользнулся или споткнулся - 24 %,
толкнули - 20%,
упал во время бега - 11%,
подставили ножку - 7,5%,
во время борьбы и шалости - 6%,
во время драки - 3%,
во время игры - 3%,
прочие - 24 %.
Наконец, следует указать, что на уроках физической культуры учащиеся получают
легкие травмы - 47 %,
сред. тяжести - 32%,
тяжелые травмы - 21 %.
Что нужно для того, чтобы предупредить травмы на уроках физической культуры? Нужно оснастить этот раздел учебно-воспитательного процесса и, прежде всего, снабдить школы матами, предупреждающими от неприятных последствий падений. Маты изготовляются в небольшом количестве и стоят свыше 800 рублей. Их плохо ремонтируют, а кроме того, не все школы могут их получить.
Что должен сделать РОНО? Обратиться в Отдел местной промышленности через Исполнительный Комитет (что сделали и мы со своей стороны) с тем, чтобы школы были снабжены соответствующими приспособлениями.
Но, с другой стороны, необходимо, как нам показал анализ, обратить внимание и на учебно-педагогический процесс самого физического воспитания. Я не берусь судить - почему, так как я несведущ в этом вопросе, но физическое воспитание не занимает у нас первого места. Здесь много говорили о русском языке и математике, но физическое воспитание является необходимым условием для того, чтобы ребенок успешно занимался и русским языком, и математикой, и другими предметами.
Я напомню тов. Петрикееву документ, который он подписывал и в котором говорится:
"Тщательно выявить всех учащихся, нуждающихся в пребывании в школах в группах продленного дня и обеспечить полноценную работу этих групп."
Тов. Петрикеев написал это совершенно справедливо. Об этом имеется решение Исполкома Ленинградского Городского Совета депутатов трудящихся, об этом имеется указание Министра просвещения РСФСР. Но что говорят работники Гороно и школ? Какая материальная база под это подведена? А ведь безнадзорность есть один из факторов, не только способствующих появлению травм, но и многих других антисоциальных явлений.
Поэтому у меня просьба к тов. Петрикееву, представителю Городского Комитета партии и Городского Исполнительного Комитета, - помочь школам в решении этой большой задачи в борьбе с безнадзорностью, а значит, и в борьбе с травматизмом.
КАЛУГИН (Зав. Василеостровским отделом народного образования). Мы знаем, что у нас учителя обладают такими свойствами характера, что даже по фактическому материалу, который они преподносят ученику, они, встречая затруднения, стесняются обратиться к товарищам, которые могли бы им помочь. Вот здесь и нужно придти на помощь учителю и подсказать, как выйти из этого затруднения.
Что касается вооружения практическими навыками в работе самих руководителей, то я не согласен с тов. Смолиной по поводу того, что нам нужно снова заслушивать доклады опытных директоров. Не пора ли нам перейти к форме практической работы, т. е. посылать молодых директоров, или директоров, встречающих затруднения в работе, в образцовые школы, знакомиться с тем, как работают опытные директора.
Бюджет времени учителя, бюджет времени руководителя. Этот вопрос волнует всех, но кто занимается его изучением? Институт усовершенствования учителей не занимается, Институт Академии педагогических наук не занимается, и мы, практические работники, тоже не занимаемся этим вопросом. А ведь для того, чтобы хорошо приготовиться к уроку, нужно иметь время; для того, чтобы хорошо осуществить контроль за работой ученика - тоже нужно иметь время. Норма учителя русского языка - 18 часов. В каждом классе учитель русского языка получает от учеников по 5 тетрадей, таким образом, он имеет под контролем 600 тетрадей при норме - 18 часов. Этот вопрос нужно пересмотреть коренным образом. При такой загрузке учителя по проверке тетрадей он зачастую не успевает доделать все, что должен по подготовке к уроку. Все это такие вопросы, которые заставляют думать о том, что, может быть, нужно снизить норму работы учителя русского языка или математики или повысить ставку, чтобы учитель не брал 24 часа, а оставался на 18 часах.
Теперь вот - финансовые вопросы, касающиеся обеспечения всеобуча. Конкретно перед Городским отделом народного образования был поставлен вопрос о том, как оформлять денежные средства родительских комитетов, но он (этот вопрос) не получил должного разрешения: нам запретили оформлять эти деньги через сберегательные кассы, а в банк мы можем помещать суммы не менее 1 тыс. рублей. Что касается комнаты продленного дня, то тут тоже имеются финансовые затруднения в смысле оформления этого дела.
Затем еще один вопрос, волнующий всех учителей и руководителей: когда мы покончим с тем разрывом в требованиях знаний учащихся, который существует между нашими программами и требованиями, предъявляемыми к нашим учащимся на испытаниях в вузах? До каких пор Министерство просвещения будет договариваться по этому поводу с Министерством культуры?
И, наконец, последний вопрос - проблема мужских и женских школ. На августовском совещании у нас этот вопрос очень активно обсуждался в связи со статьей, помещенной в "Литературной газете" за 6 августа (ZT. 1953 г. ?). Ведь разрыв мальчиков от девочек мы делаем фактически только в течении 4 лет - в IY, Y, YI и YII классах, потому что в YIII, IХ и Х классах (и в техникумах) они занимаются вместе. Таким образом, разрыв этот получается искусственный. Нужно, чтобы мы не занимались только призывами и не вербовали бы мнение учителей и общественности. Нужно произвести коренные реформы для того, чтобы исправить положение, создавшееся в школе. Дмитрий Иванович ответил нам на этот вопрос так: по отчету Министерства лучшую успеваемость дают женские школы, потом мужские, а потом смешанные. Но это не ответ. Нужно обращать внимание не только на то, что школы смешанные, но и на то, где эти смешанные школы находятся. Смешанные школы у нас имеются, в основном, только на периферии. А это значит, что там может быть неблагополучно с педагогическими кадрами. Если мы здесь с кадрами решаем очень плохо вопрос, то на периферии с кадрами еще труднее. И не в этом ли лежит причина худшей успеваемости в смешанных школах?
СТЕПАНОВ (Зав. Отделом школ Горкома КПСС). Позвольте ответить на некоторые вопросы, которые возникли на совещании и поданы в письменной форме.
Несколько слов о политехнизации. Тов. Высокоостровский высказал мысль, что в этом вопросе пока ничего непонятно. Мнение Отдела школ Горкома партии следующее: основное в вопросе политехнизации заключается в том, чтобы мы в своей практической работе в школе осуществили одну главную задачу - обучили учащихся основам наук и они могли эти вопросы разрешать в своей жизни практически.
Мне задан вопрос о формах политучебы. Нового я вам ничего здесь сказать не могу, но практика показала, что для учителей семинарские занятия являются лучшей формой занятий и Городской комитет партии рекомендует для учителей эту форму учебы. О мужских и женских школах имеется постановление Совета Министров и нам нужно его выполнять.
Ближайшей задачей школ является переход на 10-летний всеобуч, а мы с вами до сих пор еще никак не можем справиться с 7-летним всеобучем, причем в некоторых школах руководители школ стремятся не привлечь всех детей к учебе, а избавиться от них. Правда, эти явления единичны, но они существуют и их нужно изживать. Мы не привыкли еще драться за каждого ребенка (а это - наша обязанность, если мы любим свое дело). В результате в городе зарегистрировано очень много случаев, когда большое количество подростков нигде не учится и не работает. Только недостаточно поставленной учебно-воспитательной работой мы можем объяснить, что 204 ученика привлечены к уголовной ответственности за различные преступления. Затем - зарегистрировано свыше 3 тыс. травм, полученных детьми в школах.
Некоторые товарищи продолжают руководить путем голого администрирования, путем издания многочисленных приказов и распоряжений. Такие отношения между директором и учителями, подменяющие живую связь с ними, не могут служить на пользу делу.
Нельзя мириться и с таким положением, когда некоторые директора, в частности, тов. Капориков, допускают грубость в отношении подчиненных, подменяя глубокую, вдумчивую воспитательную работу с учителями, как мы иногда выражаемся, "накачиванием" их. Этими методами мы отталкиваем учителей от себя, от творческой повседневной работы.
В ряде школ вместо сплочения коллектива, в результате неправильного руководства, создаются неприязненные отношения между работниками школы. Примером этого служит коллектив 168 школы. Директор школы тов. Павловская свои отношения с учителями строила на основе слухов, при решении того или иного вопроса не опиралась не мнение коллектива, и поэтому учительский коллектив оказывался не организованным на выполнение решений директора. В результате неправильного руководства коллективом учителей, в результате игнорирования партийной и профсоюзной организаций и вообще мнения учителей сейчас тов. Павловская - директор одной из школ Ленинского района, осталась одинокой, без коллектива учителей. А что сделает одна Павловская? Надо помнить, что если наше руководство не опирается на коллектив, на инициативу учителей, то такое руководство превращается в обыкновенное командование.
У нас отсутствует иногда должная забота о росте учителей, да и о своем росте. Только этим и можно объяснить, что вопрос об освобождении учителя от работы возникает иногда даже на 25-ом году его работы. Примером этого может служить учительница тов. Чеботарева, которой осталось доработать до 25 лет 4 месяца, а она освобождена от работы. Освобождена она правильно, но она пришла к этому порогу освобождения в результате того, что с ней очень мало работали, очень мало помогали и мало контролировали ее работу. Это неправильно.
Педагога, работающего под контролем, но без помощи, мы деквалифицируем. Поэтому вместе с нашим повседневным и строгим контролем нужно всячески помогать учителю и так сказать драться за него. Необходимо поднять культуру общения учительских коллективов, культуру общения между руководителями и учителями, между учительством и учащимися, между работниками школы и родителями. Уважение человека - вот, что должно лежать в основе нашего общения, и это чувство уважения нужно воспитывать у всех учителей. А у нас иногда распечет директор учителя и всякие неприятные эпитеты при этом приклеит, не видя, что перед ним стоит советский человек. Вспомните слова великого писателя М. Горького: "Человек - это звучит гордо!"
Надо, чтобы любой из родителей, посетивших школу, почувствовал удовлетворение: он побывал в школе и очень многое от этого получил; учитель побывал у директора и должен почувствовать, что очень многое получил; учитель или директор побывал в РОНО или в Гороно и почувствовал, что он очень многое получил. А вот когда мы грубо удаляем из класса ученика или неприветливо удаляем из школы родителей, или в РОНО неприветливо встречают работников школы - это плохо. В этом отношении правильно критиковали работников Сталинского района. Их надо поправлять. Надо поднимать культуру наших учителей, культуру педагогического труда и культуру нашего руководства.
КУДЮШИНА (И. о. директора 299 школы) Товарищи! Я не собираюсь долго задерживать ваше внимание, но считаю необходимым сообщить вам о работе международной конференции, которая проходила в Вене и участником которой я была. (Аплодисменты).
Подробно об этом я буду рассказывать в Доме учителя 6 сентября, сейчас же мне хочется передать вам от имени участников Всемирной конференции, которая протекала в Вене с 21 по 26 июля, привет и наилучшие пожелания. (Аплодисменты). На конференции в Вене было 256 представителей из 48 различных стран - капиталистических, колониальных, полуколониальных, Советского Союза и стран народной демократии. На конференции присутствовала советская делегация в количестве 7 человек. Возглавлял советскую делегацию председатель ЦК Союза учителей начальных и средних школ тов. Гривков. В числе членов делегации были авторы учебника педагогики Есипов и Гончаров, директор школы из Молдавской ССР, председатель ЦК Союза учителей Украины, директор женского педагогического училища из Казахстана, и от Ленинграда - я.
Передать свои впечатления от протекавшей конференции трудно. На первых порах все члены советской делегации чувствовали в отношении себя некоторую настороженность и в то же время большое внимание. Провожали нас гораздо теплее, чем встречали, все почувствовали настоящую правду о Советском Союзе. Надо сказать, что народ ряда стран этой правды не знает - так и докладывали участники конференции, среди которых были представители различных убеждений, политических взглядов и рас: тут были и белые, и желтые (индейцы) и черные (негры).
На конференции обсуждались очень важные вопросы - вопросы народного образования, борьбы за улучшение экономических и социальных условий учительства, борьбы за демократизацию школ, борьбы за мир во всем мире. Вот почему эта конференция привлекла такое большое количество людей. Всех нас эта конференция сплотила и показала, что учительство всего мира, невзирая на принадлежность к различным нациям, расам, политическим убеждениям, представляет единую братскую семью, у которой единая цель - воспитание детей в духе мира, дружбы, демократии, в духе любви к своему народу и народам других стран.
Из докладов участников конференции (а высказаться мог каждый) выяснилось, что народное образование во всем мире находится в крайне тяжелом положении. 50 % населения земного шара на сегодняшний день неграмотно. В капиталистических и колониальных странах большое количество средств отпускается на вооружение: даже по официальным данным, как докладывал генеральный секретарь международной федерации, в Америке отпускается на вооружение 79 % и только 5 % на народное образование; во Франции отпускается на вооружение 34 % и только 8 % на народное образование. Такое же положение и в других странах, а в колониальных и полуколониальных еще более тяжелое. Так, в Индии по официальным данным на народное образование отпускается только 1 %, а в Пакистане - 0,5 %. Даже самое реакционное по своим взглядам учительство с гневом выступало против такого положения.
Так, например, представительница Англии - директор одного колледжа, известная реакционностью взглядов, не могла умолчать о том положении, которое сейчас существует в Англии, - она прямо сказала, что в настоящее время дело с народным образованием в Англии гораздо хуже, чем было 30-50 лет тому назад. 95 % зданий, указывала она, в которых занимаются дети, по решению правительственной комиссии подлежат сносу, однако, говорила она, мы продолжаем заниматься в этих зданиях. В классных помещениях исключительная перегрузка. "В колледже, директором которого я являюсь и где провожу уроки, - сказала она, - для того, чтобы подойти к доске и ответить, детям приходится проходить под столами - проходов нет. Состав учащихся в классах доходит до 100 человек". Она заявила также, что сам министр просвещения на официальном совещании признал тяжелое положение дел с образованием .. "Однако исправить ошибку и заняться строительством школ, - сказал он, - мы можем только через 10 лет: до тех пор, пока нам угрожает опасность войны, мы не можем это сделать во имя мира в самой Англии".
Очень тяжелое положение с народным образованием и в других странах, о чем рассказывали представители колониальных, полуколониальных и капиталистических стран.
Достаточно привести и такой пример: программы, по которым осуществляется преподавание, исключают всякую правду о Советском Союзе и странах народной демократии. Представитель Кубы заявил: "Нам запрещено говорить о Советском Союзе. Но в некоторых учебниках, в частности, в учебнике географии YI класса, есть сведения о Москве. Там говорится: Москва - это сельскохозяйственный город. Дома там только деревянные, одноэтажные, но встречаются и двухэтажные. Улицы очень узкие. Когда встречаются пешеходы, то, если они даже стараются не задеть друг друга, они обязательно друг друга задевают. В Москве очень много злых собак. Остерегайтесь собак, если попадете в Москву". (Смех). Таковы сведения, приводимые в учебнике географии о Москве.
Да и сами учителя капиталистических стран в большинстве случаев не имеют представления о Советском Союзе. По заданию конференции я выезжала в город Кремс, находящийся в 70 км от Вены. Там работали курсы учителей русского языка. На эти курсы стекаются представители из различных зон, желающие изучить русский язык. Мне вспоминается такой случай. После одного из наших выступлений на этих курсах (от нас было два выступления, в которых мы рассказывали о работе конференции) ко мне подошел пожилой инспектор училищ Австрии и спросил:
- Так вы обе из Советского Союза?
- Да.
- И она и вы?
- Да, она - с Украины, а я из Ленинграда.
- Так почему же у вас разные прически и разные платья?
Он был этим обстоятельством, видимо, искренне удивлен.
А когда нам предложили закурить и мы сказали, что не курим - тот же инспектор спросил: "А разве у вас в Советском Союзе женщины не курят?"
Я рассказываю об этом для того, чтобы подчеркнуть, что не только рабочий класс, но даже учителя не все знают об истинном положении в Советском Союзе.
Не случайно поэтому советская делегация привлекла такое большое внимание.
Мы работали буквально днем и ночью. После работы на конференции мы встречались с делегатами для того, чтобы побеседовать: они рассказывали о положении у них, мы - о положении в Советском Союзе.
Мне было предложено встретиться с молодыми учителями различных стран, и во время нашей беседы они были крайне поражены, когда узнали, что я, будучи еще нестарой женщиной, работаю заведующей учебной частью. Для того, чтобы удостовериться в этом, они просили переводчика сделать перевод несколько раз. Совершенно потрясающее впечатление на учителей капиталистических и колониальных стран произвело сообщение о том, что в нашей стране учитель, когда он бывает болен, не увольняется, что он может пользоваться бесплатно лечебной помощью, больницей и, кроме того, получать в период болезни по бюллетеню. Это наше сообщение переводчик переводил не менее 5 раз. (Надо сказать, что во всех капиталистических странах лечение и квартиры стоят очень дорого.)
Участникам конференции казалась особенно привлекательной и наша речь. Я вспоминаю такой случай. В перерыв во время беседы к нам подходит делегат Италии и спрашивает у переводчиков (а разговор с нами происходил на 5 языках: французском, русском, испанском, немецком и английском) - "Кто это говорит?" - Тот отвечает. - "Очень красивая речь".
Надо сказать, что и на курсах, на которых я была, учителя, знакомящиеся с русским языком, говорили о стремлении народа знать русский язык. Один из учителей - австриец, прочел на ломаном русском языке знакомые вам слова Маяковского:
Да будь я и негром преклонных годов И то без унынья и лени Я русский бы выучил только за то, Что им разговаривал Ленин.
(Аплодисменты).
Это вызвало бурные аплодисменты.
Многие из вас, вероятно, присутствовали на встрече с большим количеством участников конференции стран Латинской Америки, Вьетнама и других стран (мы встречали их в Доме учителя) и слышали, в частности, представителя Австралии, который говорил, что он в течение 30 лет мечтал побывать в Советском Союзе, посмотреть советских учителей, - учителей, которые воспитывают советского человека, которые воспитывают в своих учениках любовь ко всем народам, любовь к миру.
Конференция закончила свою работу единодушным принятием так называемой хартии учителей, где говорилось о борьбе учителей за улучшение экономических условий, за обеспечение пенсии (потому что большинство стран ее не имеют) о бесплатном обучении для всех детей.
Конференция выработала обращение, в котором указывалось, что все учителя должны бороться за мирное разрешение спорных международных вопросов, все учителя должны бороться за воспитание детей в духе мира, дружбы и демократии. И когда я присутствовала на совещании учителей в Австрии, многие учителя выступали с трибуны и просили передать Ленинграду, Москве и другим городам Советского Союза, что учителя Австрии будут стремиться стать достойными учениками учителей Советского Союза в деле воспитания детей в духе мира, дружбы и демократии.
(Аплодисменты).
Я не сомневаюсь, что, обсудив на нашей сегодняшней конференции недостатки нашей работы, мы примем все меры к их исправлению, чтобы оправдать доверие мирового учительства и стать достойными учителями учительства всего мира. (Аплодисменты).
ПЕТРИКЕЕВ (Заключительное слово)
Прежде всего, кратко отвечу на вопросы. Поступила такая записка:
"Зав. Гороно тов. Петрикееву.
Вы располагаете ошибочной информацией относительно приема молодых учителей директором 198 школы.
В начале 1953/54 учебного года в школу принято 6 новых учителей, и все - только что окончившие учебные заведения.
Что касается факта, который Вам известен, то история его такова. В начальные классы были посланы 4 новых учителя, а требовалось 2. Я отобрал студентов, отлично окончивших училище. Этого требовали интересы укрепления кадров.
Несолидно звучат непроверенные факты в ответственном докладе.
Прошу записку огласить в качестве моей справки.
Директор 198 школы Дунюшкин".
Я выполняю просьбу тов. Дунюшкина - оглашаю записку, но должен к этому добавить одно замечание: тов. Дунюшкин показал, как не нужно относиться к критическим замечаниям.
К тов. Дунюшкину пришли люди, но как он вел с ними разговор? Он берет сведения о результатах их учебной работы в педучилище, просматривает и говорит: "Нет, такие мне не нужны". Так он отобрал двух человек, а другие двое ушли от него со слезами. Нужно было, может быть, сказать, что вышло какое-то недоразумение с направлением, но не доводить до того, чтобы люди уходили со слезами. Это пример бездушного отношения к молодым специалистам.
Перехожу к другим вопросам, заданным в письменной форме. "Нельзя ли продолжить преподавание иностранного языка в 4-х классах?" (Смех).
Нет, нельзя. Товарищ, вероятно, думает так - ввиду того, что они в прошлом году проходили, не стоит прерывать. В телеграмме Министра прямо сказано: "Снять преподавание иностранных языков в третьих и четвертых классах". Следовательно, продолжать не следует, а нужно использовать эти часы на прохождение других дисциплин. Для руководства нужно взять общий учебный план Министерства просвещения, который разослан по школам. Ещё. - "Многие родители протестуют против стрижки детей наголо, ссылаются на то, что в ряде школ, во всех специальных школах, музыкальных и проч., или совсем не стригут, или стригут до второго, третьего и четвертого класса".
Но вы, вероятно, помните, что есть приказ, подписанный не только Министром просвещения, но и Министром здравоохранения, о том, что стрижка устанавливается для учащихся до 5-го класса включительно, и этот приказ нам нужно строго проводить, ведя разъяснительную работу с родителями.
Были заданы два вопроса по поводу пенсии директорам. Как решается этот вопрос? Я беседовал с председателем Областного комитета нашего профсоюза и он внес следующее уточнение в этот вопрос: 40-процентная пенсия исчисляется учителям и руководителям школ из расчета среднего заработка на день истечения 25-летнего стажа работы.
(ШЕСТАКОВ. - Ставки или среднего заработка?)
Ставки.
Тов. Калугин в своем выступлении и в записке ставит вопрос о том, что нужно ввести совместное обучение. Мнения по этому поводу могут быть, конечно, различные. Каждый руководитель может высказывать свое мнение, но руководствоваться мы должны тем правительственным решением, которое существует. Нам дали в Москве прямое разъяснение, что сейчас пока не предполагается пересматривать этот вопрос. Поэтому следует продолжать работу в направлении изучения особенностей мужской и женской школы и при необходимости, если у нас будут такие возможности, делать выводы, доводя их до саедения Министерства, которое тоже будет продолжать изучение и работу по укреплению мужских школ. Применение особых методов воспитания в мужских и женских школах нужно продолжать. Правда, нам было сделано замечание по поводу того, что во многих случаях в школах недостаточно осуществляются требования, которые были изложены в правительственном документе по осуществлению раздельного обучения; просили присмотреться к работе мужских и женских школ и добиться выполнения этих требований правительства.
В одной из записок товарищ пишет:
"Просим поставить вопрос об оплате руководителей групп продленного дня".
Эта просьба нами направлена в соответствующие инстанции, но мы не ручаемся за успех, потому что тут возражают финансовые органы, и пока надо стараться всеми силами организовать эту работу при существующих условиях. Но если нам удастся добиться оплаты, положение будет, конечно, значительно легче.
Следующий вопрос:
"Тов. Петрикеев! Каков календарь работы с директорами, в какие дни будут проходить семинары, совещания и т. д.?". Мы предполагаем установить для методической работы единые дни. Соответствующие указания об этом вы получите через школьный сектор.
"Прошу ответить, когда будут приравнены учителя школ рабочей молодежи к массовой школе по вопросу получения пенсии?"
Этот вопрос обсуждается, поэтому сейчас я сказать ничего не могу.
Следующая записка:
"Директора школ рабочей молодежи просят Вас высказать свое мнение по следующему вопросу.
В YIII классы школы рабочей молодежи поступает много учащихся со свидетельством об окончании семилетки значительной давности (от 3 до 10 и более лет). Приемные испытания многие из них не выдерживают и им отказывается на этом основании в зачислении в школу, хотя некоторые из них не возражают повторить курс YII класса".
Указание сектора школ рабочей молодежи по этому вопросу со мной согласовано и им нужно руководствоваться, потому что мы и так отказываем довольно значительной части рабочей молодежи из-за того, что недостаточно помещений. В этом случае нужно рекомендовать, чтобы учащиеся самостоятельно повторили курс за YII класс.
"Будут ли отпущены дополнительные средства на дооборудование учебных кабинетов в связи с политехническим обучением и будут ли даны большие парты N 10 и N 11 по потребностям школ в связи с увеличением контингента учащихся старших классов?"
В отношении дополнительных средств мы обратились с письмом в правительство. Я не могу сказать - какой будет результат, но некоторые надежды на получение известной суммы есть. Хотелось бы только заметить, что у нас бывает иногда неправильное представление по поводу финансирования. Некоторые товарищи говорят: "Что делать? В начале года нам средств мало, а к концу года дают дополнительные и нам их трудно освоить". Так, действительно, бывает. Но надо учесть, что эти средства в конце года мы получаем уже в порядке перераспределения как дополнительные, ввиду того, что мы имеем большие возможности для их освоения. Если мы скажем, что нам этих дополнительных средств не надо, то мы получим только то, что полагается по плану всем школам на данный финансовый год. По нормам мы получаем то, что нам положено, нисколько не меньше остальных школ Федерации.
Может быть, товарища интересует - будут ли дополнительные средства в связи с тем, что осуществляется политехническое обучение? Тут я должен сообщить вам следующее. Министерством просвещения разработан специальный проект правительственного решения о политехническом обучении. Этот проект уже обсуждался в некоторых инстанциях и на первой стадии получил, в основном, одобрение. Конечно, трудно сказать, как пойдет дальнейшее обсуждение, но мы предполагаем, что нормы обеспечения школ будут изменены в сторону увеличения. Тем не менее, пока это решение не состоится, мы будем получать по существующим нормам.
Затем такой вопрос группы директоров школ Октябрьского района: "Запланировано ли новое строительство школ в перенаселенном Октябрьском районе?"
В этом году мы построили в Октябрьском районе новую школу; кроме того, нами будет рассмотрено предложение по пристройке и, может быть, по новому строительству в Октябрьском районе в будущем году, хотя, конечно, должен сказать, что у нас остро нуждается в школах не только Октябрьский район, но и некоторые другие районы, и сейчас при составлении проектов наших планов, представляемых в правительство, мы учитываем в первую очередь трудности тех районов, где у нас сложное положение с размещением детей в школах.
Затем одна такая приятная справка:
"В докладе допущена ошибка: в 259 школе не 17, а 27 учителей дали в этом году полную успеваемость. Секретарь парторганизации 259 школы".
Это, вероятно, данные по результатам осенних экзаменов, а у меня были данные по результатам весенних экзаменов.
Теперь несколько замечаний по выступлениям.
Тов. Куликевич говорила, что плохо было организовано изучение сокращения программ. Мы беседовали по этому поводу с директором Института усовершенствования учителей. Видимо, в этом вопросе нужно специально разобраться. Но для того, чтобы исправить положение, сейчас (сегодня и 31 числа) в Института организованы специальные консультации. В тех случаях, когда учителям необходимо выяснить неясные вопросы - направляйте их в Институт усовершенствования учителей с утра 31 числа.
Тов. Смолина говорит, что в докладе требование, предъявляемое Министерством, "Ни одного плохого урока" - прозвучало как декларация.
Конечно, нельзя было рассчитывать на то, что доклад даст все указания по вопросу организации урока, их достаточно в распоряжении директоров школ; причем, в докладе все же даны определенные рекомендации, которые будут способствовать повышению качества урока. По мере возможности мы старались дать известные рекомендации, которые могли бы быть полезны директорам школ.
Выступавший здесь тов. Ободан представил дело так, что Институт имени Турнера делает все, а Гороно только размахивает руками. Это недобросовестное заявление, потому что мы проводим с Институтом им. Турнера совместно ряд мероприятий и то, что в наших силах, осуществляем.
Еще один момент, который требует дополнительного разъяснения. Тов. Каменецкий говорит, что при всеобуче школа отвечает за обучение, а Ленгорисполком - за учет. Мне кажется, что такого разделения проводить не следует, тут нужна совместная работа. И если директора школ встречаются с затруднениями, которые исходят от жилищных органов, то нужно через районный Исполком серьезно ставить вопрос о привлечении тех руководителей домохозяйств, которые относятся к этому вопросу бездушно. Во всяком случае, оградить себя от участия в этой работе мы не можем.
Относительно дневников я сказал; что касается журналов поведения, то Министерство просвещения ответило, что такого журнала специально изготовлено не будет и рекомендовало такой журнал завести каждой школе самостоятельно.
И последнее замечание: тов. Калугин говорил о том, что имеются различные требования к выпускникам школ в самой школе при выпуске и в вузах при поступлении. Это действительно имеет место. Но я должен вам сообщить, что в таких случаях мы имеем дело с прямым нарушением вузами указания Министерства культуры. Министерство культуры и Министерство просвещения имеют по этому поводу полный контакт и договоренность. Министерство культуры дало вузам специальное указание; даны указания также и в связи с сокращением программы. Поэтому, если мы сталкиваемся с такими фактами, то нужно требовать от работников вузов соблюдения указаний Министерства культуры.
По поводу остальных замечаний не требуется никаких возражений, большинство из них является справедливыми и полезными. Считаю, что критика, которая была здесь в адрес Городского отдела народного образования и Института усовершенствования учителей - а в некоторых случаях и в адрес РОНО - должна быть нами учтена и мы обязаны принять меры к исправлению ошибок и недостатков, которые имели место в нашей работе. Прения показали, что директора школ приступают к занятиям в новом учебном году с сознанием большой ответственности за дело народного образования. Разрешите мне пожелать всем вам успеха в работе 1953/54 учебного года. (Аплодисменты).
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Если никаких справок и заявлений у участников совещания нет, то разрешите на этом нашу работу считать законченной.
--
Брюховецкий Федор Федорович,
Краснодарская ж.-д. школа № 58, работа примерно 1950-51 гг.
http://zt1.narod.ru/doc/bryuhvck.doc.
Синельников В.Г.,
директор школы N 27 Свердловска, работа примерно 1949-51 гг.
http://zt1.narod.ru/doc/sinelnkv.doc
http://zt1.narod.ru/doc/149-i-195-shkly.doc. Доклады директора школы 149 Ирины Владимировны Кочетовой и директора 195 школы Юрия Ивановича Колосова, 3 апреля 1957 года, Ленинград.
Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. | Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. |