От: Зиновий Тененбойм (ZT), СПб. Ноябрь 2011.
Известные мне опыты исторического прошлого, которые в той или иной степени можно идентифицировать как школьные минитехнопарки и детско-взрослые образовательные производства (аграрные и промышленные). + Некоторые идеи.
http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc.
Макаренко-внедрению мешает ориентировка всех и вся на "Педагогическую поэму", тогда как надо бы на "Марш 30 года" ( http://zt1.narod.ru/doc/marsh-30.doc ) и "Флаги на башнях" ( http://zt1.narod.ru/doc/Flagi-na-bashn.doc ).
Егерман Филипп Иванович, его "Красный городок" в Саратове: http://zt1.narod.ru/doc/egerman.doc
http://zt1.narod.ru/doc/volyf-o-kr-grdk.doc .
ZT. 16.03.2010 Отсканировал и опубликовал: Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. РНБ 31-10/1657. http://zt1.narod.ru/doc/byt-d-d.doc.
--
Идеологическое значение ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ.
Егерман Филипп Иванович. На путях к общественному воспитанию детей (практика работы саратовского Красного детского городка). Саратов 1930.78. РНБ 30.10/1991. БАН 1930б/2989 (http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc)
ZT. В отличие от А.С. Макаренко у Ф.И. Егермана встречаются
ДЕЖУРНЫЕ РЕВЕРАНСЫ
в сторону расхожих установок московских педагогических писак 1920-х - 1930-х гг.
Но после этих
ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ
у Ф.И. Егермана как правило тут же следует нечто реалистическое = макаренковское.
1) Так у Егермана - при его рассказе на стр. 9 о детском суде.
2) Так у Егермана - и при его рассуждении о педологии на стр. 62 : после реверансов в сторону педологии у Егермана там: ".. Необходимости углубленной педологической работы по изучению личности детгородок не ощущал. Гораздо целесообразнее в условиях Кр. городка создать психотехнический кабинет для изучения учащихся с точки зрения профориентации" ..
Рутинная склонность к ДЕЖУРНЫМ РЕВЕРАНСАМ суть многодесятилетняя убогая черта наших патентованных "макаренков" и "макаренковедов" прошлого и настоящего.
Кстати говоря, всё реноме Иисуса Христа на 100 % как снежный ком слеплено исключительно и только из 2-х-тысячелетних ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ в его (Иисуса Христа) адрес...
Повторю:
Идеологическое значение ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ.
Заниматься в религиях "миссионерством" и вводить в школах подобие "Закона Божьего" - это - вовлекать всё новые и новые головы в систему как эхо безвникающих и в сущности бессмысленно-рефлексных повторений ("хоровое пение") исторически установившихся ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ.
Преподавать в Университетах, и в Педагогических вузах, и в Педагогических училищах Историю педагогики - это - вовлекать всё новые и новые головы в систему как эхо безвникающих и в сущности бессмысленно-рефлексных повторений ("хоровое пение") исторически установившихся ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ.
И в религиозном, и в Истории педагогики против этого и произвёл ВЕЛИКОЕ ВОССТАНИЕ Антон Семенович Макаренко.
Но 95% наших патентованных "макаренковедов" уровня тех, кто в московском Музее А.С. Макаренко (ул. Поклонная 16) повесили рядом три совершенно несовместимых портрета: Ушинского, Сухомлинского и Макаренко ..
Но 95% наших патентованных "макаренковедов" уровня Светланы Сергеевны Невской и/или супругов Соколовых в Университетах, и в Педагогических вузах, и в Педагогических училищах, или не знаю где ещё, были уж прозомбированы на как эхо безвникающие и в сущности бессмысленно-рефлексные повторения ("хоровое пение") исторически установившихся ДЕЖУРНЫХ РЕВЕРАНСОВ.
То есть, со времён убогой на голову Марии Петровны Павловой (1896-1984) и до Анатолия Аркадьевича Фролова, дежурно повторяющего в адрес пресловутого Игоря Петровича Иванова "последователь Макаренко", 95% наших патентованных "макаренковедов" десятилетия демонстрировали свою склонность к ненавидимым А.С. Макаренко ДЕЖУРНЫМ РЕВЕРАНСАМ.
То есть, 95% наших патентованных "макаренковедов" десятилетия демонстрировали свою в сущности глубоко антимакаренковскую натуру...
I. Учимся у Ф.И. Егермана. Провоцирующие негатив обстоятельства не переломишь одними проповедями. ZT. Относительно Кавказского и подобных регионов РФ уже, кажется, всеми понято, что достаточно массовый там негатив провоцируются 1) безработицей (а значит и скукой безделья), 2) безденежьем. Но надо по Ф.И. Егерману понять, что и негативы в подростковых и юношеских интернатах и общежитиях тоже порождаются не одной лишь 1) скукой безделья, но и 2) хронической голодностью и 3) хроническим безденежьем (отсутствием карманных денег). Если подростки и юноши в каком-либо учреждении страдают от 1), 2) и 3), то подростково-юношеская природа такова, что в таких провоцирующих обстоятельствах а) обязательно, б) естественно и в) неизменно найдутся подростки и юноши, которые станут 1) обирать своих более слабых сотоварищей по учреждению и 2) посылать их на воровство. Против такого – одни заповеди и проповеди ни черта не помогут. То есть: можно применять и заповеди с проповедями, но раньше и прежде всего нужно, - по Ф.И. Егерману, - микросоциальной перестройкой избыть провоцирующие негатив обстоятельства. Егерман Филипп Иванович. На путях к общественному воспитанию детей (практика работы саратовского Красного детского городка). Саратов 1930.78. РНБ 30.10/1991. БАН 1930б/2989 ( http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc) 1) .. Незначительные ассигнования местного бюджета создают у воспитанников крайнюю необходимость в вещах личного потребления (мыло, зубная щетка, рубашка, карандаш, бумага, иногда булка для утоления голода) .. (с.55). 2) .. Конечно, поштучностъ оплаты имеет отрицательные моменты в смысле погони ученика за деньгами, не обращая внимания на качество работы. Но умелое руководство и требования инструктора могут изжить эти отрицательные моменты. Заработок каждого учащегося в месяц колеблется от 50 коп. до 5 рублей, смотря по посещаемости, качеству и количеству изделий. Выдается премия [ZT. практически - зарплата] на руки. На собраниях ведутся беседы об экономном и целесообразном израсходовании премий. Случаев нецелесообразного использования премий почти не замечено. Наоборот, после введения премий [ZT. - зарплаты] значительно уменьшились кражи, наступило общее успокоение вследствие удовлетворения необходимых жизненных потребностей воспитанников .. (с.57) 3) Выход из городка с 7 до 11 часов вечера свободен с первых дней организации, причем на общих собраниях воспитанникам объявляется, что этот свободный выход будет закрыт в случае крупного нарушения дисциплины со стороны воспитанников. В городке случается крупная пропажа или замечается порча вещей, - сейчас же у дверей выходных (ворот) становятся члены оргкома и пропускают только по разрешению администрации. Воспитанники собираются на общее собрание, где им объявляется о случившемся, разъясняется недопустимость этого, вследствие чего выход закрыт до возвращения вещей или обещания собрания стараться в будущем предотвратить такие явления. Почти каждый раз на другой же день или вещи находятся, или виновный признается. После этого жизнь идет опять нормальным чередом (с.8-9). II. Предположительно и условно можно заявить, что до Коменского во всём мире образование (учение) детей осуществлялось в основном в семьях. С эпохи же Коменского во всём мире семейное образование (условно обозначим: семобр) заменилось общественным (школьным) образованием (условно обозначим: социальный обр., соцобр). Но школы Коменского (= соцобр) обеспечивали лишь образование (обучение). Подавляющий % детей жил в семьях. Значит после Коменского было сочетание в основном такое: социальное образование (соцобр) + семейное воспитание (условно обозначим: семвосп), но не было общественного = социального воспитания (обозначение: соцвос). В последние же века Нового времени многими головами овладели идеи именно соцвоса. И также как А.С. Макаренко – Ф.И. Егерман совершенно сознательно = совершенно теоретически увлекся идеями соцвоса. И с 1925 г. он (Ф.И. Егерман) принялся осуществлять идеи соцвоса на практике. |
Из: http://zt1.narod.ru/rifyegmn.htm - Рифы подростковых жизней вообще.
1) Скука.
Из: Коменский Я.А. Избр. т.1 М.1982 (ZT. выписки не дословные) .. Не допускать скуки даже грудных детей. Движение колыбели, движение рук, пение, трещотки, ношение по двору, даже поцелуи, объятия. В 2 и 3 года - игра, беганье, преследования, зрелища, рисование (с.219) .. Позже нужно предпринимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать, как те муравьи, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, лишь бы всё, что происходит, происходило разумно .. (с.225).
2) Голодность.
"Народный учитель" октябрь 1928. С. Сумный .. Недостаточно позавтракать в 8 часов дня и пообедать в 2-3 часа дня - чрезвычайно тяжело ребенку в период его роста. Искать надо причины многих злых антипедагогических явлений в голодных желудках воспитанников детских интернатных учреждений (с.43).
3) Отсутствие карманных денег. Это невыносимо для взрослых. Но это невыносимо и для детей и подростков с 12 лет. Причем, подростки не любят выклянчивать деньги у родителей, они хотели бы себе деньги сами заработать.
В учреждениях А.С. Макаренко и Ф.И. Егермана ( http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc ) прибыльное производство было для того, чтобы оно (прибыльное производство) давало учреждению в целом и каждому из ребят в отдельности карманные и вообще ДЕНЬГИ.
Прибыльное производство в подростково-юношеском воспитательно-образовательном учреждении – это место, где ребята обретают наконец-то возможность зарабатывать себе деньги честным трудом, а не уголовщиной.
Надо чётко понимать, что если вы не организуете для 14-ти – 17-ти-летних интернатных (и не только) подростков честный трудовой заработок карманных и вообще денег, то в весьма значительной своей части интернатные (и не только) подростки пойдут на воровство; а потом воровством азартно увлекутся; бывает и на всю жизнь...
( См., например, в: http://www.respublika-shkid.ru/book/1927/ljonka_panteleev.
Л. Пантелеев имел нормальную, но очень бедную и живущую в теснейших условиях семью, паренёк маялся от постоянной голодноватости и безденежья, и именно от этого он и "пустился во все тяжкие".
Примеры правильно организованной жизни подростков см., например, в файлах http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc и http://zt1.narod.ru/doc/yunaya-respulika.doc )
Об организации питания у Ф.И. Егермана ищи в : http://zt1.narod.ru/doc/egerman.doc .
Посмотрите http://zt1.narod.ru/doc/za-i-protiv-detdoma.doc.
http://forum.vgd.ru/post/708/37802/p1092804.htm Генеалогический форум ВГД » Дневники участников » Дневник Smil » Архивные находки. » САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЕЙ КРАЕВЕДЕНИЯ НВСП 25709 Фото здание по улице Чернышевской 157, где в 1925-1930 гг находился детский дом "Красный городок" . В левом верхнем углу портрет Лаловой - первого директора детского дома 1920-1930-е гг. НВСП 25710 фото воспитаниц дд "Красный городок" Еналиевой Зины и Мухамеджиновой Елены. 1935 год" НВСП 25716 фото воспитаниц дд "Красный городок" Н. Лебедь, Г. и В. Березины, Михайлевская, Л. Каргаева, З. Гудкова 1939 год НВСП 25730 фото Жидкова Саши, воспитанник "Красного городка " 1940 г НВСП 25734 Письмо Омельченко Романа со службы из Красной Армии сестре в Саратов апрель 1941 год библиотека музея. Книга А. Вольфа "звезда над передовой" , М. Молодая гвардия 1987 год. [ Вольф А.Я., Звезда над передовой - 1987 (Летопись Великой Отечественной) NLR Шифр 87-3/1914 ] Книга о воспитаннике детского дома "Красный городок" Борисе Кровицком, дар воспитанницы того же дд Н.С. Войцеховской. книга с фотографиями воспитанников детского дома http://forum.vgd.ru/post/15/3213/p1247888.htm#pp1247888 Газета "Известия" Саратовского Совета Рабочих и Кр. . Вторник 11 января 1927 год