ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.
Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.
На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове. | На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего Мой былой ЖЖ |
С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.
Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. | Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. |
Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.
1944 г. ИНСТРУКЦИЯ о применении поощрений и наказаний в школах.
Разработана Управлением начальных и средних школ на основе приказа Народного Комиссариата Просвещения РСФСР N 205 от 21 марта 1944 года "Об укреплении дисциплины в школе".
1. Дисциплина учащихся воспитывается всем содержанием работы школы и общим ее укладом: умелым преподаванием учебных предметов, строгим режимом всей школьной жизни, неуклонным соблюдением каждым школьником "Правил для учащихся", сплоченной организацией детского коллектива, разумно применяемыми мерами поощрения и наказания. Ведущая роль в этом деле принадлежит учителю.
Таким образом, поощрения и наказания рассматриваются как средства воспитания, применяемые лишь в сочетании с другими, при этом нравственному влиянию личности самого учителя придается решающее значение.
О применении поощрений.
2. Поощрения применяются за выдающиеся и отличные успехи в учении и примерную дисциплину.
Поощрения должны применяться так, чтобы они стимулировали к лучшему поведению и к лучшей работе не только поощряемых, но и их товарищей по классу, по общей работе.
3. В начальных, семилетних и средних школах применяются следующие поощрения: похвала учителя, заведующего учебной частью, директора (заведующего), награда, похвальная грамота, выдаваемая директором школы, золотая и серебряная медаль, присуждаемая лицам, выдержавшим отлично экзамены на аттестат зрелости.
4. Похвала учителя в виде словесного одобрения действий и поведения ученика может применяться в любое время в процессе текущей работы по отношению к старательным учащимся, дающим отличные ответы, представляющим отличные письменные и графические работы, выполняющим добросовестно, своевременно и аккуратно различные задания и поручения.
Крайне важно не упускать случая применять похвалу тогда, когда кто-либо из учащихся совершает поступок, достойный всяческого подражания. Но не нужно делать так, чтобы выделять перед учащимися одно и то же лицо. Нужно говорить не столько о самом ученике, заслужившем похвалу, сколько именно о его поступке (который следует оценивать с точки зрения общей пользы).
Чтобы похвала действительно чувствовалась как значительное средство стимулирования учащихся к еще лучшей работе, нужно прибегать к ней редко и произносить слова похвалы так, чтобы весь коллектив учащихся переживал некоторую торжественность этого момента.
Поощрение в виде похвалы может применяться и в том случае, когда ученик не достиг еще отличных результатов, но проявил большие и искренние старания к улучшению своего учения и поведения.
5. Награды в виде ценных подарков - книгой или другой полезной вещью, путевкой в длительную экскурсию и т.п. выдаются учащимся по окончании учебного полугодия или учебного года за отличные успехи в учении, за активную работу в ученических организациях, - работу, содействующую укреплению дисциплины и повышению культуры поведения школьников.
Учащихся 1 - 4-х классах к наградам представляет учитель, учащихся 5 - 10-х классов - классный руководитель, решение о награждении выносится Педагогическим советом школы.
6. Похвальная грамота является высшей наградой для учащихся 4 - 9-х классов. Она выдается учащимся, получившим при переходе или выпуске из указанных классов итоговые отметки "5" по всем предметам, независимо от отметок по пению, рисованию, черчению и военно-физической подготовке, - при отличном поведении.
Похвальные грамоты присуждаются решением Педагогического совета и выдаются директором школы на торжественном акте по окончании учебного года.
Вместе с похвальными грамотами рекомендуется выдавать учащимся и подарки.
7. Золотой медалью награждаются лица, показавшие при сдаче экзаменов на аттестат зрелости выдающиеся успехи и имеющие отличное поведение и оценку "5" по всем основным предметам учебного плана средней школы, независимо от отметок по пению, рисованию, черчению и военно-физической подготовке.
Серебряной медалью награждаются лица, показавшие при сдаче экзаменов на аттестат зрелости выдающиеся успехи и имеющие отличное поведение и оценку "5" по всем предметам, отнесенным к экзаменам на аттестат зрелости, и оценку "4" не более, чем по трем из остальных основных предметов, независимо от отметок по пению, рисованию, черчению и военно-физической подготовке.
Золотые и серебряные медали присуждаются областными, краевыми отделами народного образования, наркомпросами автономных республик по представлению педагогического совета школы.
Выдача медалей производится директором школы на торжественном акте.
Учащимся, награжденным медалями, могут выдаваться также и подарки в виде ценных книг.
8. Фамилия, имя, отчество каждого, награжденного золотой медалью, записывается на доску почета, помещенную в зале школы или в другом помещении, являющемся местом общественных собраний.
Желательна при этом мраморная доска, куда заносятся фамилии учащихся золотыми буквами.
9. Поощрения в виде похвалы могут применяться и по отношению к коллективу. Учитель, заведующий учебной частью или директор могут объявить похвалу целому классу за хорошо выполненную работу, за заслуживающий одобрения поступок, за исключительно образцовый порядок и т.п.
Похвалы может быть удостоен хорошо работающий кружок, редакционная коллегия, бригада по ремонту и другие ученические коллективы.
Коллективам могут присуждаться также награды в виде подарков (например, предметы оборудования для класса, билеты для посещения спектакля целым кружком, путевки в дальнюю экскурсию целому классу, кружку и т.п.)
Решения о присуждении наград коллективам выносятся Педагогическим советом.
10. В школе могут применяться также и другие педагогически целесообразные формы поощрений, которые не могут быть регламентированы инструкцией, например: возложение на учащихся, заслуживших поощрение за примерную общественную работу, более ответственных и почетных общественных поручений, допущение учащегося, приготовившего отличный доклад, к выступлению с этим докладом на специальном сборе товарищей и др.
Всякое поощрение имеет в виду вызвать у учащихся побуждение работать лучше, быть еще дисциплинированнее, еще полезнее для Родины.
О применении наказаний.
11. Назначение мер наказания в советской школе - исправление наказуемого и предупреждение от нарушения требований дисциплины всех других учащихся. Наказание, вводя ограничения для учеников, охраняет интересы коллектива, оно предполагает осуждение проступка ученика учителем, руководителем школы.
Наказание может оказаться и ненужным - там, где педагог добивается полной дисциплинированности учащихся методами практического приучения к исполнению требований и правил методом хороших примеров, методом убеждений и другими методами, не заключающими в себе моментов принуждения.
Но не на всякое нарушение дисциплины необходимо реагировать безотлагательно.
Недопустима безнаказанность, когда правила поведения учащимися нарушаются.
12. Общей линией всех педагогов по отношению к учащимся в советской школе должна быть разумная строгость и требовательность.
При этом, предъявляя требования к учащимся, педагог сам должен быть последовательным до конца и действительно добиваться со всей терпеливостью и настойчивостью, чтобы требования были выполнены.
При дерзких выходках ученика, при грубости и других крупных нарушениях дисциплины педагог имеет право выразить свое возмущение повышением голоса, но он не должен при этом допускать крикливости. Нужно всегда говорить с учениками так, чтобы в словах учителя чувствовалось достоинство.
13. Наказание, являясь педагогическим средством, должно пробудить и обострить у ученика чувство чести и чувство долга, вызвать чувство стыда за совершенный проступок.
14. Недопустимы наказания, оскорбляющие достоинство ученика. Какого бы строгого наказания не заслужил ученик, недопустимы издевательства и насмешки над ним со стороны наказующих.
Недопустимы телесные наказания и наказания в виде лишения пищи, как несовместимые с общественным строем советского государства и с общим духом советской школы.
15. В начальных, семилетних и средних школах допускаются следующие меры наказания: замечание учителя, выговор перед классом, приказание провинившемуся встать, удаление из класса, оставление после уроков, снижение балла по поведению, вызов для внушения на Педагогический совет, исключение из школы (временно - на не свыше трех недель, на срок от года до трех лет), направление в школу с особым режимом.
16. Назначение наказания производится учителем, зав. учебной частью, директором и Педагогическим советом в зависимости от тяжести совершенного учеником проступка и от условий, его вызвавших.
Как правило, нужно соблюдать постепенность в применении наказаний, не торопясь использовать самые строгие из них. Но в тех случаях, когда по тяжести проступка учащегося и по степени его вины он заслуживает сразу применения к нему высокой меры наказания, не нужно считать обязательным длительный постепенный переход по всей лестнице наказаний от самых легких к наиболее строгим.
При применении мер наказания необходимо соблюдать индивидуальный подход к учащимся: учитывать возраст ученика, общий характер его поведения до совершения данного проступка, в первый раз совершен проступок или повторно, случайно или с умыслом, каковы последствия проступка, затрагивает ли проступок одного ученика или целую группу учащихся, есть ли раскаяние у ученика, чувство огорчения и стыда, имело ли место добровольное признание или сокрытие и пр.
Ниже даются указания о порядке применения отдельных видов наказания, причем случаи нарушений, в каких применяется каждый из видов наказания, указаны лишь в качестве примерных.
Приводимые примеры ни в коем случае не должны рассматриваться как незыблемая шкала наказаний.
17. Замечание применяется в случае: невнимания ученика на уроке, постороннего разговора или постороннего занятия, проявления шумливости, неопрятности в костюме, несоблюдения санитарно-гигиенических требований, небрежного обращения с книгами и письменными принадлежностями, чрезмерно резвых движений в помещениях школы во время перемен и т.п.
Замечание ученику (или группе учеников) обычно делает при самом совершении проступка учитель данного класса, классный руководитель, зав. учебной частью, директор школы или любой педагог, заставший нарушение порядка.
Замечание директора является мерой, усиливающей наказание.
Замечание, применяемое в виде наказания, следует отличать от обычных замечаний, являющихся простыми указаниями относительно соблюдения того или иного требования и правила.
Замечания, применяемые в качестве наказания, должны записываться в классный журнал и в дневник ученика.
18. Выговор перед классом применяется в случае совершения таких проступков, как: неоднократное опоздание на урок без уважительной причины, систематически небрежное выполнение заданий, частое нарушение порядка движения в школе, порядка у вешалки, в буфете или в столовой, на единичный случай грубого обращения со старшими, невыполнения распоряжений учителя или администрации школы, нарушение общественного порядка вне школы.
Выговор учащемуся дается на общем собрании учащихся класса, первый раз классным руководителем (в 1 - 4-х классах учителем), второй раз - директором школы. При объявлении выговора лишь кратко указывается, за что наказывается ученик и больше не делается никаких комментариев.
Выговор записывается в классный журнал и в дневник уч-ся.
19. Приказание провинившемуся встать (у парты, классной доски, стола учителя, у двери) применяется за нарушение порядка в классе, в случае, если сделанное замечание на ученика не подействовало.
20. Если ученик своим поведением продолжает мешать работе класса, он должен быть удален с занятий.
Удаленный ученик не оставляется в коридоре, у двери класса, а направляется или в кабинет директора, или в учительскую (как будет установлено правилами внутреннего распорядка в школе) и ждать там указания директора (завшколой) или зав. учебной частью.
Случаи удаления ученика из класса записываются в личном деле учащегося (с указанием причины удаления) и в его дневнике.
21. Оставление после уроков применяется в случае небрежного выполнения классных или домашних работ или невыполнения домашних заданий: при этом провинившемуся ученику помимо требования выполнить задание может быть дано еще и дополнительное задание. В этих случаях ученик остается в классе до тех пор, пока удовлетворительно выполнит требуемое, но не долее 45 мин - 1 часа в 1 - 4-х кл. и не долее 2-х часов в 5 - 10 классах.
Ученики, оставленные после уроков, работают под наблюдением дежурного учителя.
Оставление после уроков допускается также как мера наказания за опоздание на уроки, за пропуск уроков по неуважительным причинам.
22. Снижение балла по поведению является очень строгим наказанием и применяется по постановлению Педагогического совета и по решению директора в следующих случаях: за грубое обращение с учителем и другими старшими, с товарищами, за употребление бранных слов, за курение табаку, за непредъявление директору и учителям школы ученического билета, за хотя бы единственный случай бесчинства вне школы, - оскорбление граждан, безобразное поведение в кино и проч., за многократное нарушение правил об ограничении времени пребывания детей и подростков на улице.
Снижение балла по поведению может быть применено Педагогическим советом также по отношению к учащимся, которые в течение четверти получали много замечаний или выговоров, или к которым неоднократно были применены другие наказания.
Строгим наказанием для учащегося должно служить уже и предупреждение его о возможном снижении четвертной отметки по поведению.
23. При оценке поведения учащихся балл "5" ставится за безупречное поведение учащегося в школе и вне ее.
Балл "4" ставится за заметные нарушения поведения учащегося. Оценка поведения баллом "4" допускается только в одной четверти.
В случае неисправления ученика, Педагогический совет рассматривает вопрос о дальнейшем снижении ему отметки за поведение.
Балл "3" ставится за серьезное нарушение поведения учащимся и служит ему предупреждением о возможном исключении из школы.
В случае исправления ученика в установленный для него испытательный срок, Педагогический совет обсуждает вопрос о возможном оставлении его в школе.
Выдача свидетельства об окончании семилетней школы и аттестата зрелости допускается только при отличном поведении ученика (балл "5") со следующей записью: при отличном ("5") поведении.
Балл по поведению выставляется в четвертных ведомостях оценки успеваемости и поведения (в табелях). Родители учащегося или заменяющие их лица обязательно извещаются о причинах снижения отметки по поведению ученику. Оценки по поведению выставляются один раз в четверть. В продолжении четверти за отдельные поступки или за поведение в течение дня или недели отметки не ставятся. О проступках ученика, за которые применяется по отношению к нему снижение балла по поведению, следует делать запись в личное дело.
Серьезность данного вида наказания, его вес и значение будут достаточно высокими в том случае, если школа будет пользоваться им с должной осторожностью.
24. Вызов для внушения на Педагогический совет - применяется по отношению к учащимся 4 - 10 классов, допускавшим многократные нарушения дисциплины и не проявляющим достаточных усилий к своему исправлению несмотря на меры убеждения и наказания, уже примененные по отношению к ним.
Ученик должен на Педагогическом совете дать объяснение по поводу своего поведения, выслушать советы и указания, принять к исполнению сделанные предложения и получить предупреждение, что, в случае допущения им новых нарушений дисциплины, будет поставлен вопрос об его исключении.
25. Временное исключение из школы на срок не свыше двух недель применяется за такие тяжелые проступки, как оскорбление учащего персонала, неоднократное нарушение распоряжений администрации школы и преподавателей, за отдельные факты грубо-непристойного поведения в общественных местах и на улице.
Временное исключение учащегося из школы производится директором (заведующим).
Об этой мере вносится запись в личное дело ученика. Ученик и его родители предупреждаются, что в случае повторения учеником серьезных нарушений дисциплины - возможно исключение из школы на длительный срок или перевод его в школу с особым режимом.
26. Исключение из школы на срок от года до трех лет и направление ученика в школу с особым режимом являются крайними мерами наказания, применяемыми в случае грубого оскорбления кого-либо из учащего персонала, систематического нарушения распоряжений администрации, за употребление спиртных напитков, за бесчинство, за факты грубо-непристойного поведения на улице и в общественных местах, выражающиеся в нарушении общественного порядка, за злостную порчу или хищение общественного и личного имущества.
Исключение из школы на срок от года до трех лет и направление ученика в школу с особым режимом производится директором (заведующим) школы по постановлению Педагогического совета и утверждается районным (городским) отделом народного образования.
Заведующий районным (городским) отделом народного образования, получив материалы школы об исключении учащегося, обязан немедленно проверить положение дела на месте и лично вынести соответствующее решение.
Окончательное решение об исключении учащегося из школы директор (заведующий) школы объявляет на школьном ученическом собрании родителей, вызвав их в школу.
Выписка из протокола Педагогического совета об исключении ученика из школы включается в личное дело учащегося с отметкой, когда данное решение утверждено отделом народного образования.
Районный (городской) отдел народного образования, в случае отмены им решения Педагогического совета, должен подробно мотивировать свое решение и сообщить его областному (краевому) отделу народного образования (НКП АССР) с изложением всех обстоятельств дела.
27. Ученик, исключенный из школы на срок от одного года до трех лет, не может быть принят в другую общеобразовательную школу обычного типа в течение того периода времени, на какой он исключен.
Прием исключенных на срок от одного года до трех лет обратно в школу производится в обычном порядке, т.е. наравне со вновь поступающими в данную школу учениками.
28. В тех случаях, когда это возможно и уместно, применяется мера наказания, вытекающая как естественное следствие из характера совершенного проступка.
Например, в случае невыполнения домашнего задания - оставление после уроков для выполнения данной работы, в случае загрязнения помещения - уборка его, в случае порчи школьного оборудования или вещей товарищей - их ремонт своими силами или возмещение материального ущерба, в случае нарушения очереди - предложение стать последним, в случае нарушения правил игры - исключение из нее, в случае нарушения порядка на киносеансе, во время прогулки и т.п. - лишение подобного удовольствия в следующий раз, при нанесении обиды кому-либо из товарищей или при проявлении невежливости к кому-либо из старших - требование извинения.
29. При выборе наказания следует подходить к этому дифференцированно в зависимости от возраста учащихся.
Так, например, удаление ученика из класса и исключение учащихся из школы почти не будет иметь места в младших классах начальной школы, требование провинившемуся встать неуместно в 9 - 10 классах, и т.д.
О проступках, носящих характер правонарушения и караемым по суду, если они совершаются учащимися старше 12 лет, сообщается гражданским властям.
30. Крайне важно, чтобы для учащегося, подвергаемого наказанию, была понятна зависимость между наказанием и проступком. В этих целях при всяком проступке учащегося, влекущем за собой наказание, следует: хорошо разобраться в причине совершения проступка, довести до сознания учащегося последствия, вытекающие из совершенного проступка для него самого, для его родителей, для товарищей, школы.
31. Директор (заведующий) школы вправе повышать меру наказания, наложенную учителем. Отменить наложенную меру наказания может только педагог, применивший ее.
32. Результаты применения наказаний следует контролировать, добиваясь исправления данного ученика и улучшения поведения других учащихся.
33. В случае исправления поведения учащегося об этом делается соответствующая отметка в классном журнале или, в более значительных случаях, в личном деле ученика.
Если учитель, классный руководитель или директор найдет нужным, то факт исправления ученика они отмечают перед коллективом учащихся (например, перед классом).
34. Записи, сделанные в личном деле, принимаются во внимание при составлении характеристики ученика в конце каждого учебного года, при выпуске ученика из школы, а также при переходе его в другую школу.
35. Администрация школы обязана своевременно информировать родителей учащихся о поведении их детей, извещать о фактах применения наказания и предупреждать о возможности применения самых строгих наказаний (снижение балла по поведению, исключение из школы, перевод в школу с особым режимом).
Необходимо договориться с родителями о совместных мероприятиях по исправлению ученика и об одной линии подхода к нему.
Нельзя при этом вызов родителей в школу рассматривать как один из видов наказания.
36. Кроме применения указанных выше мер наказания, учителем, классным руководителем, зав. учебной частью, директором (заведующим) школы, поведение ученика, по их предложению, может быть подвергнуто обсуждению в ученических организациях.
Ученические организации могут оказать товарищеское содействие ученику в его исправлении.
Ученические организации вправе выносить порицания членам своего коллектива, нарушающим требования дисциплины, установленные для советских школьников, и тем самым роняющим честь своего класса и своей школы.
Нельзя, однако, загрузить ученические организации разбором проступков учащихся.
Ученические организации могут принимать от своих членов обещания относительно исправления поведения, но с обязательным последующим контролем исполнения этих обещаний.
37. Важнейшим условием эффективности применения поощрений и наказаний являются правильные отношения между педагогами и учащимися.
Во всех случаях неизменно со стороны педагогов должно быть справедливое отношение к учащимся.
ПП-2003 из гл. "Преображение" .. [куряжанин Коротков] - Я хочу, чтобы меня… тоже можно было под арест… сажать. / Федоренко хохочет: / - О, чего захотел!.. Скоро, брат, захотел!.. Это надо получить звание колониста, - видишь, значок! А тебя еще нельзя под арест. Тебе скажи: под арест, а ты скажешь: "За что? Я не виноват". / - А если и на самом деле не виноват? / - Вот видишь, ты этого дела и не понимаешь. Ты думаешь: я не виноват, так это такое важное дело. А когда будешь колонистом, тогда другое будешь понимать, как бы это сказать?.. Значит, важное дело - дисциплина, а виноват ты или, там, не виноват это по-настоящему не такое важное дело. Правда ж, Антон Семенович? / Я кивнул Федоренко (с.557). ZT. А.С. Макаренко тренировал своих подопечных не только на способность с достоинством переносить СПРАВЕДЛИВЫЕ наказания, но даже, при случае, тренировал их и на умение с достоинством переносить и наказания НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ, о чем ищи в : А.С. Макаренко. Книга 11. Львов 1985, с.126-135.
|
Важно, чтобы учащиеся чувствовали внимание и заботу по отношению к ним со стороны педагогов, чуткость и искреннее желание работать для их образования и воспитания.
Каждому педагогу очень важно обладать умением находить в любом ученике хорошие стороны, и, вызывая у воспитанника чувство достоинства и чести, опираться на положительные черты его характера, чтобы помогать ему изживать недостатки в его поведении.
См. также http://zt1.narod.ru/nakazan3.htm Макаренко и Мирандов о наказаниях.
По теме наказаний читай также в :
http://zt1.narod.ru/01-03-39.htm/#nakazanie.
См. также: http://zt1.narod.ru/iskluch.htm
См. и файл http://zt1.narod.ru/rozg_.htm.