О загородных детских приютах-колониях.От: Зиновий Тененбойм (ZT), СПб. Ноябрь 2011.
Известные мне опыты исторического прошлого, которые в той или иной степени можно идентифицировать как школьные минитехнопарки и детско-взрослые образовательные производства (аграрные и промышленные). + Некоторые идеи.
http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc.

В двух журналах много-много от реальных практиков интернатного воспитания за 100 лет : http://zt1.narod.ru/winrar/internatnoe-za-100-let.zip.

ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

С: http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2853438146
ОЛЬГИНСКИЕ ДЕТСКИЕ ПРИЮТЫ ТРУДОЛЮБИЯ. 10 ноября 1895 император Николай II в ознаменование рождения дочери вел. кнж. Ольги Николаевны повелел учредить на собственные средства в ближайших окрестностях С.-Петербурга особое убежище для призрения детей обоего пола, остающихся в столице без призора и пристанища. Созданное учреждение, получившее наименование Петербургский Ольгинский детский приют трудолюбия, состоящий под непосредственным Его Императорского Величества покровительством, было передано в ведение Попечительства о домах трудолюбия и работных домах (с 1906 – Попечительство о трудовой помощи). Этот приют должен был послужить образцом для устройства и развития подобных учреждений в империи, и для них был разработан типовой устав. Дети принимались в приюты без различия вероисповедания, сословия или звания, но способные к работе по состоянию здоровья. Их обучали Закону Божию и грамоте, земледельческим, преимущественно огородным работам и несложным ремеслам. К 1910 в России существовало 36 ольгинских приютов (14 в губернских и областных городах, 22 – в уездных городах и селах), в которых призревалось 542 мальчика и 640 девочек. В С.-Петербурге, помимо упомянутого Петербургского Ольгинского детского приюта трудолюбия в Царской Славянке, действовали Ольгинский детский приют трудолюбия на Васильевском острове, Ольгинский детский приют трудолюбия в память барона О.О. Буксгевдена в Лесном, Ольгинский приют трудолюбия для детей лиц, находящихся на излечении или скончавшихся в больнице св. Марии Магдалины в Гавани, Детский приют трудолюбия св. Ольги на Среднем пр., Ольгинский приют трудолюбия для нищенствующих детей в Кронштадте. Все приюты содержались созданными при них особыми Попечительными обществами или Комитетами, которые находились в ведении Попечительство о трудовой помощи (исключение составлял приют, учрежденный в память бар. О. О. Буксгевдена, находившийся в непосредственном заведовании Комитета Попечительства о трудовой помощи). Лит: Ольгинские детские приюты трудолюбия. 1895–1910 гг. СПб., 1911. [ NLR Шифр 61-4/17460 ] А. Н. Андреева

С: http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2853438162
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОЛЬГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ ПРИЮТ ТРУДОЛЮБИЯ, СОСТОЯЩИЙ ПОД НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ПОКРОВИТЕЛЬСТВОМ (В ЦАРСКОЙ СЛАВЯНКЕ). Первый из Ольгинских детских приютов трудолюбия. Учрежден по высочайше утвержденному 31 января 1896 положению. Был рассчитан на 200 призреваемых обоего пола, в возрасте от 6 лет до 15 лет для мальчиков и 16 лет для девочек. Содержался на суммы, отпускаемые императором по ежегодно утверждаемой смете. Для надзора и руководства делами приюта учреждался Совет из председателя, утверждаемого в должности на три года императором, и четырех членов, который действовал под наблюдением Попечительства о домах трудолюбия и работных домах (с 1906 – Попечительства о трудовой помощи). В сентябре 1896 Главное управление уделов отвело под приют около 60 гектар земли около мызы Царская Славянка, близ Павловска. Здесь по проектам гражданских инженеров М. Ф. Гейслера и Б. Ф. Гуслистого было построено 11 деревянных зданий – главное здание (для церкви, квартиры священника, общей столовой, канцелярии и комнаты Совета), центральная кухня, дом для мастерских и служащих, дом для девочек и малолетних, три дома для мальчиков на 20 человек каждый, слесарня и кузница, молочная, скотный двор, баня с прачечной и машинное отделение. Большинство зданий было одноэтажными, жилые корпуса украшали резные карнизы и наличники, фасады главного здания были выполнены в русском стиле, церковь – полностью обшита деревом, в окна вставлены цветные стекла. Приют открылся 3 ноября 1897 в присутствии императорской четы и членов императорской фамилии. В первый год в нем находилось 15 девочек и 99 мальчиков. В дальнейшем в приюте получали призрение 240–280 детей в год: 130–140 мальчиков и 60–70 девочек. Дети обучались в мастерских ремеслам: мальчики – слесарно-кузнечному, столярно-токарному, переплетному, шорному и сапожному; девочки – кройке и шитью (обшивая бельем всех призреваемых в приюте), а также вышиванию гладью, стирке и глажке белья. Призреваемые по установленному дежурству убирали комнаты, помогали на кухне и исполняли все домашние работы; летом принимали участие в земледельческих работах в огороде, в саду и в поле. На содержание приюта из Собственной Его Величества Канцелярии отпускалось около 54 000 руб. ежегодно; к этому добавлялась прибыль от сельского хозяйства (в 1913 приход составил 17 315 руб. при расходе в 14 147 руб.) и от продукции мастерских (в 1913 приход составил 2 041 руб. при расходе в 1 144 руб.). В 1911 приют участвовал в Царскосельской юбилейной выставке, продемонстрировав изделия воспитанников, а также выращенные продукты сельского хозяйства. За выставленную коллекцию огородных овощей приюту была присуждена малая золотая медаль. Выстроенный для выставки павильон был перевезен в приют и предназначен для устройства в нем музея приюта. Председателями Совета приюта были последовательно гофмейстер бар. Б. Э. Вольф, бар. Н. А. Витте, гофмейстер В. И. Вуич, заведующими – Ф. Г. Подоба, И. П. Комлев, И. А. Крюков, с.с. И. М. Травчетов и В. Ф. Суханов.

Лит.: Гейслер М. Ф. Постройка зданий С.-Петербургского Ольгинского детского приюта трудолюбия 1897–1898 г. СПб., 1900; Отчет о деятельности С.-Петербургского Ольгинского детского приюта трудолюбия в 1897–1898 годах с исторической точки зрения Ф. Г. Подобы. Тифлис, 1900; Ольгинские детские приюты трудолюбия. 1895–1910 гг. СПб., 1911.

С: http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2853438269
ДЕТСКИЙ ПРИЮТ ТРУДОЛЮБИЯ СВ. ОЛЬГИ. [...] По случаю рождения дочери императора вел. кнж. Ольги Николаевны с.с. Фемистокл Иванович Петрококино пожертвовал 25 000 руб., а также собрал от разных лиц единовременные и ежегодные взносы на открытие и содержание детского приюта. Приют под первоначальным названием «Убежище св.Ольги для бесприютных детей» был открыт 12 марта 1896 [...] Помещения и оборудование мастерских приюта использовались для обучения не только призреваемых, но и для приходящих детей суворовского участка, с которых взималось 2 руб. в месяц и по 10 коп. в день за обед для желающих. На это приюту была выделена правительственная субсидия по 1 200 руб. в течение трех лет. Сапожная мастерская была вскоре закрыта как изнурительно действующая на детей и убыточная, а в 1902 в приюте было организовано плетеночное ремесло, на что Попечительством о домах трудолюбия и работных домах была отпущена субсидия. Слесарная же мастерская из-за убыточности была закрыта в 1907. В 1909 д.с.с. А. И. Манташев пожертвовал приюту 75 000 руб. и был избран почетным членом Попечительного комитета. В 1911, после смерти основателя приюта Ф. И. Петрококино, Совет образовал неприкосновенный капитал для выплаты одному учащемуся стипендии его имени. В следующем году была установлена еще одна стипендия – на проценты с пожертвованного капитала в 2 000 руб. от Н. А. Латышевой. В 1913 приюту были переданы остатки имущества ликвидированного Кружка трудовой помощи. С началом I Мировой войны обычная деятельность приюта была нарушена: обе мастерские, столярная и плетеночная, были закрыты вследствие призыва обоих мастеров на войну. Лит.: Гейслер М. Ф., Гуслистый Б. Ф. Постройка здания Детского приюта трудолюбия св. Ольги в С.-Петербурге, 1899–1900. СПб., 1900. А. Н. Андреева

С: http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2853438301
ОЛЬГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ ПРИЮТ ТРУДОЛЮБИЯ В ПАМЯТЬ БАРОНА О. О. БУКСГЕВДЕНА. В 1905, после закрытия Попечительного общества о детском приюте трудолюбия для детей Сенной площади и «Дома Вяземского». Попечительство о домах трудолюбия и работных домах (с 1906 – Попечительство о трудовой помощи) открыло особый кредит в 10 000 руб. для дальнейшего призрения находившихся в приюте детей. 1 июня 1905 первые 39 детей были устроены в специально нанятом и оборудованном под приют частном доме в Лесном. В 1906 к ним был присоединен еще 21 воспитанник закрытого приюта. Приют находился в непосредственном подчинении Комитета Попечительства о трудовой помощи; первоначально им заведовала Р. А. Сидорова, с 14 октября 1906 – инспектор Комитета В. Н. Ростиславов. В 1907, после смерти почетного члена Попечительства о трудовой помощи бар. Отто Оттоновича Буксгевдена, было принято решение именовать этот приют Ольгинским детским приютом трудолюбия в память барона О. О. Буксгевдена. В том же году вдова надв. сов. Татьяна Егоровна Чернова пожертвовала Попечительству о трудовой помощи земельный участок в 830 кв. саж., в Лесном, по дороге в дер. Гражданку (ныне – Гражданский пр.), 4, с условием постройки на нем здания для приюта. Двухэтажное здание с жилым полуподвалом и надворными службами было построено и оборудовано на ассигнованные для этого Комитетом попечительства 47 300 руб. Дети были переведены в него 23 октября 1908. В приюте работало 13 служащих, от заведующего до дворников. Было организовано обучение по программе начального городского училища, приглашены учителя пения и гимнастики. Мальчиков учили столярному и сапожно-починочному ремеслу, девочек – белошвейному мастерству, шитью недорогих платьев, вязанию чулок и прочих изделий на вязальной машине, рукоделию. Помимо этого дети исполняли работы по хозяйству, девочки обшивали приют и выполняли немногочисленные сторонние заказы, старшие девочки по очереди работали в кухне и прачечной. В приют принимали детей обоего пола с 7 лет, и они призревались до достижения мальчиками 15 лет, девочками – 17 лет. К 1 января 1910 в приюте находились 33 мальчика и 34 девочки. Тогда в связи со сложностью совместного призрения детей разного пола было принято решение ориентировать приют на воспитание только девочек. Однако к концу 1913 в приюте все по-прежнему содержалось 40 девочек и 29 мальчиков. Главным источником средств приюта были ассигнования Попечительства о трудовой помощи. Пожертвования и собственный доход приюта были незначительны – на 1910 они составляли 583 руб., при выплате из Комитета в 11 020 руб. А. Н. Андреева.

“Вестник благотворительности” БАН 1058 1901 № 5-6, со стр. 63. - Михаил Соколовский. К вопросу о загородных детских приютах-колониях. (СПб Ольгинский детский приют трудолюбия, как тип подобного рода учреждений).

С учреждением в Царской Славянке СПБ Ольгинского детского приюта трудолюбия, основанного на Всемилостивейше Государем Императором пожалованные средства, вопрос о детских приютах-колониях получает особое значение.

Имев случай близко стоять у самого дела основания приюта, постройки его зданий, заселений их детьми и присмотреться к первым годам пpиютcкoй жизни,

позволю себе,

сохраняя полную объективность,

привести несколько соображений о значении подобных заведений

и критически выяснить их существенные достоинства и недостатки, по сравнению с городскими приютами.

Вставка 15.08.2009. Из http://ztnen.livejournal.com/7044.html:

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

> если бы было с жёсткой дисциплиной учебное заведение, я бы его отдала. Но никто таких учреждений не откроет. Их в системе образования не существует.
ZT. Строгая дисциплина, конечно, нужна, но дело обстоит более обще:
для подростков "оболтусов" сочетания "обычная семья – обычная школа" просто не адекватны:
природа их жаждет и требует иной структуры бытия:
той структуры бытия, которая до и после 1917 года, увы, именовалась:
"исправительная колония".
Вот этот неправильный эпитет: "исправительное"
1) шельмовал замечательную структуру и
2) отпугивал от неё (от пригородной школы-хозяйства) и ребят, и педагогов,
и вот это-то историческое предубеждение и надо прорвать.

"Знание и труд" Симбирск, РНБ П28/503 1921,2. Мирандов Александр Федорович ( http://zt1.narod.ru/doc/mirandov.doc. ) .. В нормальных школах и детских домах Симбирска, особенно среди воспитанников, циркулируют самые невероятные толки о нашей школе, вызванные в большинстве случаев запугиванием воспитателями своих непокорных воспитанников "Максимовкой" в тех случаях, когда другие меры педагогического воздействия не оказывают влияния .. В конце концов мне пришлось обращаться с просьбой в Губоно об издании по всем интернатам и детским домам распоряжения о том, чтобы из числа мер педагогического воздействия была совершенно исключена угроза "Максимовкой" .. Название "трудовая колония" более соответствует типу и характеру нашего учреждения, но нам приходится открещиваться и от этого названия, так как колония ассоциируется с названием прежнего учреждения - колонии малолетних преступников, и слово колонист для наших воспитанников, как синоним профессионального любителя чужой собственности, кажется оскорбительным подчеркиванием принадлежности их к определенной категории несовершеннолетних ..
Мирандов А. Ф. .. Характер работ воспитанников, - имеющееся школьное хозяйство, наличие садов, огородов, покоса и пахотной земли, обслуживание хозяйства собственными мастерскими, - дают полную надежду Школьному Совету в недалеком будущем осуществить свое желание - реорганизовать школу нравственно-дефективных детей в Школьный детский Совхоз, присвоив ей именно это название, тем более, что настоящее наименование школы на более сознательных воспитанников действует угнетающим образом ..

http://zt1.narod.ru/kurgn_33.htm РАЙОННЫЕ УПК ПРЕОБРАЗОВАТЬ В КУРГАН-33. "Нар. обр" 1992,3-4 [и: В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОТИВ ГОРОДСКИХ ПТУ-ОБЩАГ УГ 1994,5].
И другое столь же важное и близкое к тому ..

В ряду существенных достоинств заведений подобного типа прежде всего следует поставить: 1) ту гигиеническую обстановку, которая достигается учреждением приюта-колонии за городом, что может иметь крупное значение для детей болезненных, надорвавших свое здоровье в неблагоприятных условиях городской жизни недостаточных классов,

хотя следует заметить, что именно болезненные и слабые дети не могут приниматься, по Положению, в Ольгинский приют, как в учреждение, неуклонно преследующее идею трудовой помощи и требующее от своих призреваемых способности к труду и физического здоровья;

2) отдаленность приюта от города дает возможность иметь за детьми больший надзор, что, естественно, клонится к более прочному укоренению в детях нравственных начал и имеет особое значение при сильной их испорченности,

хотя Ольгинский приют, по Положению, в случай порочности призреваемых, может помещать их в специальные исправительные заведения;

3) занятие детьми, помимо ремесел, еще и сельским хозяйством вносит в воспитание детей необходимое равновесие, действует на них как одно из действительнейших педагогических средств и научает их хотя бы элементарным понятиям о садоводстве и огородничестве:

посему, по-видимому, скептический взгляд на питомцев Ольгинского приюта, как на будущих “буфетных мужиков”, несправедлив;

несправедлив в той же мере, в какой грешит отсутствием возможности реального осуществления и противоположный радужный взгляд о возвращении пролетариев - детей к земле, к сельской жизни, в которую они, де, внесут и нравственные начала, и любовь к труду, и технические знания;

4) наконец, разнообразие мастерских, на существование коих при городских приютах едва ли возможно рассчитывать и по дороговизне помещений ..,

а в Ольгинском приюте таких мастерских четыре - столярная, слесарная с кузнечной, сапожная и портняжная,

предоставляет полнейшую свободу для выбора детьми той или другой профессии,

что немаловажно, если принять во внимание подмечаемую иногда склонность детей к известному ремеслу.

К сожалению, однако, загородные приюты колонии имеют и невыгодные стороны:

1) обходятся они дорого, вследствие дороговизны производства постройки зданий за городом, - одни постройки Ольгинского приюта обошлись свыше, чем в 172 т. р., вознаграждение архитектора-строителя исчислилось в 10 т. р., еще большей цифрой выразилась стоимость водопроводных работ;

годовое же содержание приюта обходилось около 50 т. р.; капитализируя эту сумму из 4 %, получаем, что для обеспечения существования приюта необходим капитал в 1 1/4 мил. р., проценты с коего составляют 50 т. р.;

если же принять единовременные затраты на постройку зданий, устройство водопровода, оборудование мастерских, обзаведение живым и мертвым инвентарем и пр. в 250 т. р.,

то придем к заключению, что для устройства подобного приюта нужен капитал в 1,500,000 рублей!;

2} в зависимости от разнообразия программы занятий детей, требуется для загородного приюта многочисленный штат служащих: надзирателей, надзирательниц, мастеров, мастериц, специалистов по сельскому хозяйству и пр.

В Ольгинском приюте совмещение в одной должности, как то требовалось Положением, обязанностей, например, преподавателя ремесел и надзирателя, не осуществились в действительности;

значительное число служащих

(в Ольгинском приюте приблизительно на 3-х призреваемых приходится 1 служащий ZT. кошмар!)

влечет, естественно, больший расход на содержание личного состава,

в Ольгинском приюте около 15 т. р. расходуется на содержание личного состава; хотя следует заметить, что в первые годы жизни приюта не представилось возможным привлекать в значительной мере к исполнению домашних работ призреваемых и приходилось содержать:

9 сторожей - для колки и разноски дров, заправки ламп, расчистки снега и пр.,

5 прачек, 3 судомоек, 3 кухарок, скотника, скотницу, свиновода и пр.;

нужно надеяться, что со временем не только будет значительно уменьшен состав этих лиц, не вполне соответствующих характеру приюта, как трудового учреждения, но и вообще все их обязанности станут выполняться самими призреваемыми;

3) в виду значительного размера земли, принадлежащей приюту-колонии (в Ольгинском приюте около 54 дес. земли),

сложности сельского и домашнего хозяйств,

необходимости надзора за педагогическим и ремесленным воспитанием детей,

затруднительно подыскание соответствующего лица на должность заведующего приютом-колонией (директора),

долженствующего вмещать в себе счастливое сочетание талантов :

администратора, педагога и хозяина

(в Ольгинском приюте за 3 года перебывало 3 заведующих);

можно без преувеличения сказать, что должность заведующего приютом-колонией несравненно ответственнее должности директора средне- учебного заведения;

4) скромный размер бюджета приюта-колонии, как вообще всякого благотворительного учреждения, и проистекающая от сего незначительность содержания, получаемого лицами педагогического персонала

(в Ольгинском приюте оклад содержания: старшего надзирателя 480 р., младшего надзирателя - 240 p.),

затрудняют подыскание этих лиц,

тем более, что даже для Ольгинского приюта, находящегося в особо выгодных условиях, до сего времени не осуществлено право лиц педагогического персонала на государственную пенсию, или, по крайней мере, на пенсию из каких-нибудь эмеритальных касс (о необходимости чего я уже имел случай высказаться на страницах “Нового Времени” 17 июля 1899 года);

кроме того, не имеется, к сожалению, и специального учреждения, подготовляющего надзирателей для подобных приютов колоний (вроде германских Hausvater-ов) из молодых людей, с самого начала посвятивших себя благородному подвигу бескорыстного служения на помощь детям и не ищущих ни карьеры, ни денежных средств

посему и институт надзирателей в приютах-колониях отличается большим разнообразием

(в Ольгинском приюте надзирателей со средним образованием, если не ошибаюсь, не было вовсе, надзирательницы же, наоборот, все имели средне- образовательный ценз);

считаю нужным указать еще на предположение, высказанное некоторыми лицами, о том, что со временем старшие надзиратели Ольгинского приюта в Царской Славянке, пройдя опытную школу в этом приюте, представят желательных кандидатов на должность директоров в других приютах-колониях, а младшие надзиратели - на должность старших,

но, даже допуская, что указанное предположение осуществится в действительности, приведенный порядок нельзя признать нормальным (ZT. то есть кадры для интернатных школ-хозяйств следует готовить отдельно, специально и в высшей степени интенсивно);

5) по сложности сельского хозяйства и значительности ремесленного обучения может представиться необходимым выделение этих отраслей в самостоятельные части и поручение их самостоятельным лицам (что и пришлось сделать в Ольгинском приюте, вопреки Положению);

это же обстоятельство влечет увеличение расхода

(в Ольгинском пpиюте заведующие мастерскими и сельским хозяйством получают по 750 р. в год)

и создает троевластие,

вместе с заведующим приютом, роль которого сводится чуть ли не к нулю (ZT. такое после постройки фото-оптического завода случилось с А.С. Макаренко в Коммуне им. Дзержинского);

коллегиальное же управление таким живым делом, как обучение и воспитание детей в приютах-колониях, не может иметь места;

6) по необходимости для заведующего сельским и общим хозяйством в приютах-колониях являться (ZT. быть) помимо хозяина в тесном смысле этого слова еще и педагогом, умеющим обучить детей техническим приемам садоводства, огородничества и пр.,

приискание на эту должность вполне способного (ZT. уровня Игн. Вяч. Ионина) лица сопряжено с большими трудностями

(в Ольгинском приюте за 3 года переменилось 7 заведующих хозяйством, что, конечно, весьма вредно для успеха дела);

Фрагмент из файла http://zt1.narod.ru/zaboty01.htm. - Перепелкин А.П., Историческая записка о 30-тилетней деятельности Московского общества сельского хозяйства и его президента И.Н. Шатилова. - 1890 NLR Шифр 18.268.2.2. NLR Шифр 127/3192 / Орлов В.П., Агроном и лесовод Иосиф Николаевич Шатилов (1824-89). - 1986 (Наши славные земляки) NLR Шифр 86-4/21428. Шатилов (ZT. цитату сверить). - Мне пришлось знакомиться со многими, окончившими курс Петровской с/х академии. Поступая туда из среды, чуждой с/х, молодые выносят много научных сведений, но ни грамма из тех нравственных условий, которые составляют азбуку удачного ведения хозяйства. Им хорошо известны, например, химические анализы питательных веществ, устройство орудий, но они, например, не привыкли рано вставать, их не возмущает брошенное на пашне орудие, или валяющийся под ногами животного корм, или непроизводительно потраченное на данную работу лишнее время ..
ZT. Именно, обрисованным И.Н. Шатиловым "специалистам" ни в коем случае нельзя поручать школы-хозяйства.

7) ограничение возраста призреваемых 15 годами (как это принято, по крайней мере, для Ольгинского приюта, в коем они могут быть оставляемы до i6 лет лишь по мотивированным ходатайствам Совета приюта, с разрешения комитета попечительства о домах трудолюбия и работных домах) не дает возможности утилизировать труд детей по сельскому и даже домашнему хозяйству в полной мер,

и тяжелые полевые работы, оставаясь недоступными для детей [ младше 15-16-ти лет ], должны исполняться наемными рабочими, что вызывает увеличение числа служащих,

как то изложено выше в пункте 2-м;

Из: http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc. Агрошкола-интернат Адрес учреждения: 152430, Ярославская область, Первомайский район, п. Пречистое, д. Багряники, ул. Школьная д.5 Администрация учреждения: - Ванцаев Муса Синаевич - директор ШИ, - Фардзинова Татьяна Юрьевна - заместитель директора по учебно – воспитательной работе .. Естественно, дети не содержат хозяйство полностью (одной только земли у интерната 460 гектаров). Основная работа выполняется выпускниками, которых на сегодня живет в Багряниках 18 человек. Ванцаев не спешит отпускать ребят: не каждому по многим причинам дано легко адаптироваться к большому миру. К тому же интернат ежегодно ведет войну за жилье для выпускников: по закону каждому положена квартира - но кто сегодня слушается закона! Дай бог, если комнату найдут в одном из городов области - но и работу найти порой еще сложнее. Муса Синаевич считает, что большинство ребят даже нужно подержать до 25-летнего возраста, тем более, что они и сами просятся остаться .. ZT. ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ ТАМ ПОДРОБНЕЕ.

с другой же стороны и чрезмерное увлечение ремесленными занятиями детей в мастерских, например, в портняжных, не должно иметь места в приютах-колониях, так как оно могло бы весьма вредно отразиться на слабом детском организм, а сами приюты-колонии должны, по-видимому, подходить к типу “школ ремесленных учеников” (следуя, в этом наименовании, классификации, принятой Министерством народного просвещения), куда принимаются дети в возрасте от 11 до 14 лет и откуда они, по окончаний трехлетнего курса, т. е. в возраст 15 - 16 лет, помещаются для дальнейшего совершенствования в избранном ими ремесле в частные мастерские, заводы и фабрики (ZT. А.С. Макаренко такое страшно бы не одобрил);

таким образом возможно допустить, что питомцы приютов-колоний должны оставлять убежища в 15 - 16 лет (ZT. А.С. Макаренко был бы против таких резко категорических сроков выпуска),

чем с одной стороны приют будет охранен от обращения в своего рода фабричное заведение (ZT. как это вышло в 1920-30-е в Болшево под Москвой),

а с другой - представится возможность оказания приютом помощи большему числу бедных детей (ZT. числом поболее, достижениями подешевле)

вместо того, чтобы выбирать из бесчисленных неимущих семей особых счастливчиков и вести их на помочах долгие годы;

8) распределение детей семьями по отдельным зданиям-избам (ZT. коттеджный принцип)

(в Ольгинском пpиюте, по Положению, дети распределены по 20 человек)

влечет за собою, весьма понятно, крупные расходы на текущее содержание заведения .. , не говоря уже о большой стоимости построек

(в Ольгинском приюте, вопреки Положение, построен, по экономическим соображениям, один общий дом для 60 девочек, обошедшийся в 16,331 руб.)

(цифровые данные о постройках СПБ Ольгинского детского приюта трудолюбия изложены в изданной гражданским инженером М.Ф. Гейслером брошюре. ZT : РНБ 20.47.1.20. Гейслер Михаил Федорович 1861-. С.-Петербургский Ольгинский детский приют трудолюбия. 1897-1898. Церковь, жилые дома, приютские здания, службы, детали зданий, ограды и заборы. СПб К.Л. Риккер, 1901. 8 стр. 46 л. илл. 40 см.)

постройка же 3 отдельных домов обошлась бы в 26,667 руб.

и таким образом указанною мерою достиглось сбережение почти в 40 %);

к тому же полного разобщения детей (ZT. дурацкая цель!) достигнуть трудно: они все-таки весьма часто будут встречаться на богослужениях, сельских работах, занятиях полевою гимнастикою и военным строем (что практикуется в Ольгинском приюте .. ZT. за 20 лет до братьев В.С. и А.С. Макаренко!), хоровом обучении пению и пр.;

само распределение по домикам составляет одну из труднейших дилемм (распределять ли по возрасту, по степени нравственной испорченности, по сословиям?);

но если совершенно устранить общие сборы детей (ZT. дурацкая цель!) и увеличить число служащих, то следует признать, что приют-колония может с успехом применяться при контингенте вполне испорченных детей как исправительное заведение, в коем большой расход на содержание оправдывался бы необходимостью интенсивного нравственного влияния воспитателей на призреваемых и благотворного воздействия семейной обстановки (ZT. тезы сильно немакаренковские)

(между тем, Ольгинский приют не является исправительным заведением, что можно заключить и из Положения, по коему порочные дети должны быть отправляемы в специальные заведения;

трое из детей были, по приговору местного земского начальника, помещены в колонию для малолетних преступников);

9) наконец, следует указать и на то, что производительная ремесленная работа детей не может быть очень значительной, по затруднительности нахождения места для сбыта производимых в приюте изделий и по ограниченности объема этих работ внутренними потребностями самого учреждения

(в Ольгинском приюте в 1898 г. деятельность мастерских была в несколько раз более, чем в 1899 г. именно потому, что в 1898 г. изготовлялись предметы для надобностей самого приюта, а в 1899 г. производились почти исключительно одни частные заказы);

пример устроенного аббатом Русселем (Roussel) в Париже приюта, обучавшего детей в собственных типографиях и издававшего для доставления дохода приюту две газеты: “La France illustree” и “L`Ami des enfants”,

(об аббате Руссел приведено много интересных данных в книге Ducamp “La charite privee a Paris", к сожалению, еще не переведенной на русский язык)

показывает, к каким ухищрениям должно прибегать трудовое благотворительное учреждение для возможности, если и не вполне сводить концы с концами - что и не составляет, собственно говоря, задачи благотворительного учреждения - то во всяком случай достигать небольшого превышения расходов над приходами.

Таким образом, из приведенных соображений вытекает, что прямолинейного решения вопроса о типе приютов не существует

и выбор между приютом-колонией и приютом городским зависит от совокупности весьма разнообразных местных условий.

Замечу лишь, что приюты-колонии, требующие больших расходов, лягут, вероятно, на попечение общественной благотворительности,

тогда как городские приюты составят предмет ведения частной благотворительности.

Во всяком случае, деятельность Ольгинского приюта, пользующегося особым покровительством, имеет весьма важное значение,

и опыт, этот лучший учитель, покажет, оправдывает ли приют-колония приносимой им пользой

крупные финансовые на него затраты.

Михаила Соколовский.

ZT. Посмотреть бы (еще не смотрел): Отчет Совета детского приюта трудолюбия св. Ольги за 1913 год. СПб., 1914. Шифр именно этой кн. (бр.) в РНБ надо бы еще уточнить.

ZT. Я мало еще читал по детско-подростковым приютам до 1917 г., и мне, ZT, представляется еще туманным как бы типовое понятие тех (дореволюционных) лет "Ольгинский приют".

Вообще, как кажется, с названиями учреждений тогда, до 1917-го, была некая путаница. Вот, например, карточка Генерального алфавитного каталога РНБ. -

Ольгинский детский приют трудолюбия. Петербург. В Петербурге кроме того имелись след. Ольгинские детские приюты трудолюбия: 1. Детский приют трудолюбия св. Ольги, Петербург. 2. Петербургский Ольгинский детский приют трудолюбия. 3. Петербургский Ольгинский детский приют трудолюбия в память О.О. Буксгевдена.

ZT. Во всяком случае вот какие карточки по т.н. Ольгинским приютам я, ZT, нашел в Ген. алфавитн. каталоге РНБ. -

Ольгинские детские приюты трудолюбия. 1895-1910 гг. СПб Т-во р. Голике и А. Вильборг, 1911 31 с.; 1 портр. 19 см. (Попечительство о трудовой помощи). РНБ 61-4/17460.

Ольгинский детский приют трудолюбия. Петербург. Отчеты… СПб 1908- … за 1905/6 и 1906/7 годы. 1908. 20 с. / … за 1907/8 и 1908/9 годы. 1910. 38 с. / … за 1909/10, 1910/11 и 1911/12 годы. 1913. 40 с. / … за 1913-1914 годы. 1915. 50 с. РНБ 34.61а.4.454-1-4.

Ольгинский детский приют трудолюбия. Погост "Козья бородка" (Тверск. губ.). Попечительское общество. Устав Попечительского общества об Ольгинском детском приюте трудолюбия при погосте "Козья бородка", Тверской губернии, Бежецкого уезда. [ Утв. 27 окт. 1899 г. ]. М., 1900 [ценз.]. 17 с. 17 см. Без тит. л. и обл. РНБ 20.56.1.10 и 20.59.6.100.

Ольгинский детский приют трудолюбия, с. Можга (Вятк. губ.). Воззвание от детского Приюта трудолюбия в с. Можге Елабужского уезда Вятской губернии. [СПб., 1909]. 4 с. Без тит. л. и обл. РНБ 37.56.9.292.

Ольгинский детский приют трудолюбия, с. Можга (Вятк. губ.). Исторический очерк Ольгинского детский приют трудолюбия в селе. Можге, Елабужского уезда, Вяткой губернии. (1899-1909). СПб 1910 79 с. с илл.; 2 л. портр. 23 см. (… Попечительство о трудовой помощи). РНБ 38.80.9.127.

Устав попечительского общества об Ольгинском детском приюте трудолюбия в г. NN [Типовой]. Вятка, Губ. тип. 1899 18 с. 23 см. Без тит. л. и обл. Особое приложение к N 24 "Вятск. Губ. ведом" офиц. части". Оттиск. РНБ 18.269.2.320.

Казанский Ольгинский детский приют трудолюбия, Ольгинский детский приют трудолюбия в г. Казани. Очерк его возникновения и существования в течении первых десяти лет, со 2 марта 1892 года по 2 марта 1902 года - 1902 NLR Шифр 18.336.3.283

Казанский Ольгинский детский сиротский приют, Устав Ольгинского детского сиротского приюта при Казанском епархиальном женском училище. (Утв. ... 21 апр. 1897 г.) - [1897] NLR Шифр 18.269.1.172

Росновский М.Д., Ольгинский детский приют трудолюбия Красноярского Синельниковского общества благотворителей и попечения сирот. 1889-1914 гг.. Ист. очерк - 1914 NLR Шифр 37.55.6.86

Костромской Ольгинский детский приют трудолюбия, Устав Ольгинского детского приюта трудолюбия при Костромском доме трудолюбия. [Утв. 21 авг. 1902 г.] - 1902 NLR Шифр 34.53.4.558

Козьмодемьянский Ольгинский детский приют трудолюбия, Отчет о состоянии и деятельности Ольгинского детского приюта трудолюбия в городе Козмодемьянске... - 1903-1915. Шифры разные.

Аккерманский Ольгинский детский приют трудолюбия, Отчет денежный и о деятельности Ольгинского приюта в гор. Аккермане... - 1915-1916 NLR Шифр Шифры разные

Лаишевский уезд. Ольгинский детский приют трудолюбия, Отчет по Ольгинскому детскому приюту трудолюбия в 6-м земском участке Лаишевского уезда... - 1901-1912 NLR Шифр Зем 13-3/О6

Харьковский Ольгинский детский приют трудолюбия, Отчет Правления по Харьковскому Ольгинскому детскому приюту... - 1901-1916

Сенгилеевский Ольгинский детский приют трудолюбия, Отчет по Сенгилеевскому Ольгинскому детскому приюту трудолюбия... - 1907-1915

Слободской Ольгинский детский приют трудолюбия, Воззвание [о пожертвовании в пользу Ольгинского детского приюта трудолюбия] - [1908] NLR Шифр 34.52.5.735

1 ... за 1902 год. [Устав Ольгинского детского приюта трудолюбия при Костромском доме трудолюбия] ... за 1902 год - 1903 NLR Шифр 20.67.2.93(5)

Пудожское о-во по устройству Ольгинского детского приюта трудолюбия для крестьянских и мещанских круглых сирот православного исповедания, Устав Пудожского общества по устройству в г. Пудоже Ольгинского детского приюта трудолюбия.... [Утв. 15 мая 1901 г.] - 1901 NLR Шифр 18.333.3.423

ZT. И прочее...

Файл: За общественное движение: "Артисты из театров - в детские дома", "Студенты из ВУЗов - в детские дома" http://zt1.narod.ru/stud.htm. Там и такое. - Совместить положительную (положительную!) "сектантскость"
(сектантскость положительную!)
интернатного – детдомовского учреждения с нужной степенью так сказать проветривания и всех душ в учреждении и учреждения в целом.

То есть, как почти во всём: не или-или, а и-и. -

Из давних библиотечных выписок. Журнал "Педагогоч. сборник" (военного ведомства) РНБ П28/560 1868,2 (?) .. Гораздо больше примеров совершенной загрубелости от долгого постоянного пребывания в заведении, чем от дурного влияния среды, окружающей воспитанника дома. Разница между постоянно бывающими в отпуску и не выходящими из заведения - видна почти с первого взгляда (с.111).

Журнал "Народн обр" П29/163 1963,2 (Г.С. Макаренко-Салько) .. А.С. Макаренко не одобрял ЗАКРЫТЫЕ учреждения ("Нельзя так обеднять социальный опыт детей!").

From http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

-

А.С. Макаренко в 1931 г., т.5 М.1985 .. Новый быт первым делом требует уменьшить у семьи право [ZT. в оригинале по Г. Хиллигу: лишить семью права] прибегать к кустарному воспитанию ребенка. / Это совсем не означает, что ребенка нужно оторвать от матери, что он должен расти как ничейный ребенок, почти что как теперешний беспризорник. Те, кто кричит о полном разрыве матери с ребенком, о полном забвении сыном своих родителей, - это просто чудаки и "бузотеры". Именно в полной гармонии между организационной силой воспитательного детского дома и природной родственностью в семье лежит секрет будущего воспитания... (с.316). ZT. В подростковом возрасте надо лететь-вздыматься во взрослость не лишь на семейном и не лишь на макаренковско- интернатно- школо- хозяйственном, а: НА ДВУХ-ОБОИХ ЭТИХ КРЫЛЬЯХ, как это и было у приемного сына А.С. Макаренко Лёвы Салько.

Тема Лёвы Салько: http://ztnen.livejournal.com/3314.html.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

За новое общественное движение: АБСОЛЮТНО КАЖДОМУ ДЕТДОМОВЦУ - ПАТРОНАЖНЫХ ОПЕКУНОВ.

У А.П. Чехова в пьесе “Три сестры”, - действие 4-е, Вершинин: “К образованию прибавить трудолюбие, а к трудолюбию образование”. У А.С. Макаренко: к семейному прибавить интернатно- школо- хозяйственное, а к интернатно- школо- хозяйственному прибавить семейное, так вот измудриться.

Нужна не раздача детей из детдомов в семью, а нужно такое вот широкое общественное движение:

АБСОЛЮТНО КАЖДОМУ ДЕТДОМОВЦУ - ПАТРОНАЖНЫХ ОПЕКУНОВ.
Ищи также на http://ztnen.livejournal.com/6554.html

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

патронат у Вихерна.

Да, расхож тезис "Ребенку нужна семья, а не детский дом". Но на самом-то деле, да,

каждый подросток нуждается и обязательно должен иметь персональных патронов-опекунов, персонально именно его опекающих,

однако совсем не обязательно, чтобы он и жил у этих своих патронов-опекунов.

Иные тети-дяди очень хорошо опекают племянников, хотя те живут не с ними.

Есть встречные потоки: 1) желающие найти мужа (жену) И желающие избавиться от мужа (от жены) 2) желающие обрести ребенка в семью И желающие избавиться от ребенка в семье 3) ищущие путей изничтожения детдомов И ищущие детдома для пристройки туда своих детей.
Кроме того, много пишется о том, как приемные родители довольно скоро разочаровываются в принятых (усыновленных, удочеренных) ими детях, и возникает драматическая ситуация.
Но мало пишут о том, как те или иные детдомовские ребятки, ране мечтавшие покинуть детдом и обрести обычную семью и родителей, по осуществлению этого не в столь уж редких случаях довольно быстро разочаровываются и в новом быте, и в личностных характеристиках обретенных родителей, и возникают драматические ситуации.

Тиц Борис Николаевич. Детские приюты. Справочная книжка для лиц, имеющих надобность помещать детей в приюты. СПб 1886.110 РНБ 18.171.6.101. ZT. Еще не смотрел.
Такого рода услуги и такого же рода справочники нужны и современным родителям.
Но, - по элементарным правам детей, -
такого же рода услуги и такого же рода справочники нужны для очень и очень многих детей, которым плохо / невыносимо / страшно в семье…

"Детский дом" БАН I.242 1930,6. И. Данюшевский (кстати, он прекрасно знал А.С. Макаренко лично). - Произвол в отношении перебросок, укрупнений и разукрупнений, сокращений. Экспансия на помещения и территорию детских учреждений. Кому какое дело, что дети со своим домом свыклись, привязались даже к своим спальням, к своему зданию, к своему саду перед домом, к своей школе, к своему производству. Какое кому из бюрократов в ОНО и ОблОНО дело, что учреждение (его ребята) связались уже с окружающей средой, имеют шефа в данной местности (ZT. Это - шефы и шефство индивидуальное над персон-ребятками - дело чрезвычайно важное и позитивное, и практиковалось почти всеми макаренками = школо-хозяйственниками всех времен и народов), имеют в близкой окрестности хороших личных знакомых, патронов, крестных матерей и т.д. Всё это топчется бездушно и безнаказанно.

Гинтовт Александр Станиславович (?). Детдома - высшая форма социального воспитания // "Трудовая школа" РНБ П29/362 1923,4-5 с.9-27; // "Рычаг просвещения" РНБ П29/261 1921,6-7.
ZT. Он занимался и "школами действия" на Западе, и летними школами. Ничего из этого еще не смотрел.

Прыг на главную ZT-web-страницу.