"Народное образование" 1992,2. Григорий Фриш (GF>), директор 855-й московской школы. [ ZT. Ищи его издания по управлению, уставному и документации в школе ].
GF> Много лет работая в комиссии по делам несовершеннолетних Советского района г. Москвы, насмотрелся я всякого. И когда читаю "жалостливые" статьи с восклицаниями вроде "Ах, как же это можно, ребенка в колонию!", или с призывом не карать, не сажать и т.д., то твердо знаю одно: этим людям повезло. Их дочерей не пытались изнасиловать и не избивали до потери сознания их сыновей.
GF> Словом, такая "толстовщина" объясняется тем, что не всех еще (слава богу) жизнь наша заставила напрочь отказаться от "непротивления".
GF> Карать, к сожалению, приходится и надо.
ИЗЛИШНЯЯ ЛИБЕРАЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА ОБОРАЧИВАЕТСЯ ТРАГЕДИЕЙ И ДЛЯ САМОГО НАГЛЕЮЩЕГО ПОДРОСТКА, КОТОРЫЙ НАЧИНАЕТ СВЯТО ВЕРИТЬ В СВОЮ БЕЗНАКАЗАННОСТЬ.
GF> Но мне хочется ответить на вопрос: "А можно ли предотвратить = исключить роковое событие, зовущееся преступлением?". Убежден, что можно. Вот только - где же начало, где первый полушаг, который ведет к колонии?
ZT. Начало и первый полушаг – в дворово-уличной вампиловщине : http://zt1.narod.ru/vampil01.htm .
GF> Поговорите с любым директором школы, и он, не заглядывая ни в какие картотеки, назовет "учащихся", которые регулярно не посещают школу.
GF> Лет 35 назад работала специальная школа для таких подростков в старом Москворецком районе - N 544, с блестящим организатором этого дела директором-энтузиастом Эдуардом Костяшкиным.
[ Костяшкин Э.Г., Школа полного дня. Вопр. управления – 1982 NLR Шифр 82-3/11321; Костяшкин Э.Г. Некоторые вопросы работы с трудными // Сов пед 1968,9; другое. ]
GF> Замечательных результатов добивались здесь педагоги.
GF> Кстати, один мой товарищ, недавно приехав из Алма-Аты, рассказал - в этом городе есть подобная костяшкинской школа, и ее возглавляет интереснейший человек.
GF> Значит, жив и успешен опыт.
GF> Не надо изобретать велосипед. Но производитель-то велосипеды надо! У нас ведь нет промежуточного звена между школой и колонией.
ZT. Под словом "колония" Гр. Фриш в сущности имеет в виду строгорежимное учреждение с колюче-проволочным забором, без свободного выхода, тогда как в интернатном, на несколько сот воспитанников, учреждении "Красный городок" Филиппа Ивановича Егермана ( http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc) было так: .. Выход из городка с 7 до [Стр.9] 11 часов вечера свободен с первых дней организации, причем на общих собраниях воспитанникам объявляется, что этот свободный выход будет закрыт в случае крупного нарушения дисциплины со стороны воспитанников. В городке случается крупная пропажа или замечается порча вещей, - сейчас же у дверей выходных (ворот) становятся члены оргкома и пропускают только по разрешению администрации. Воспитанники собираются на общее собрание, где им объявляется о случившемся, разъясняется недопустимость этого, вследствие чего выход закрыт до возвращения вещей или обещания собрания стараться в будущем предотвратить такие явления. Почти каждый раз на другой же день или вещи находятся, или виновный признается. После этого жизнь идет опять нормальным чередом ..
GF> Такое звено обязательно должно быть, чтобы "перехватывать" юных на пути в колонию. Именно в тот момент, когда подросток уже не в школе, но, слава богу, еще и не в колонии. Когда он: УЖЕ НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ, НО ЕЩЕ ХОЧЕТ РАБОТАТЬ ИЛИ ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ ВООБЩЕ, КРОМЕ "БАЛДЕНИЯ".
GF> Я представляю себе специальную школу, построенную по индивидуальному проекту: ведь нужны настоящие мастерские, похожие на фабричные цеха, чтобы там можно было производить настоящую продукцию. Нужны в этом случае небольшие по количеству учащихся классы (не более 12-15 человек). В каждом классе пусть будет свой воспитатель, с достаточно высокой зарплатой. Пусть будет штат настоящих педагогов, ставки которых должны превышать обычные процентов на 40. В школе - два психолога-практика, два врача, два работника по делам несовершеннолетних. Плюс к тому - штат мастеров - организаторов производительного труда. Нужны хорошие цеха по металлообработке, деревообработке, различным другим направлениям технического труда. Мастерские по кулинарному делу, швейному делу... возможно еще - по робототехнике. Нужна большая и красивая столовая. Что еще? Хороший кабинет информатики и вычислительной техники. Два спортзала, спорткомплекс под открытым небом.
GF> Понимаю реакцию читателей: ишь расфантазировался! Психологов, компьютеры, спорткомплекс... Тут нужна волшебная лампа Аладдина! Это далеко от реальной жизни. Денег нет. Нужны же огромные средства! Сейчас все думают, как помочь одаренным, чтобы вырастить стране интеллектуальную, творческую элиту. Не до трудных тут!
GF> Но ведь любые затраты значительно выгоднее колоний - экономически, не говоря уже о гуманизме. Искалеченные жизни юных граждан, "будущего страны" - самая страшная плата.
GF> А "буферная" школа? В нее ребята будут направляться согласно решению районной комиссии по делам несовершеннолетних или другого органа, который придет на смену такой комиссии.
GF> Ученик в такой школе должен получать:
1. Будущую профессию, как в ПТУ;
2. Образование по государственным программам (первоначально по программа классов выравнивания);
3. Возможность ежедневно трудиться в мастерских, производить товарную продукцию, зарабатывать. И заработать в такой степени, чтобы это реально чувствовалось, а не было "игрушечной зарплатой";
4. Нормально организованный досуг.
GF> Это, конечно же, не обычная школа. Но и не колония. Дисциплина тут должна быть строгой, но: ВЕЧЕРОМ УЧАЩИЕСЯ ВЕРНУТСЯ К СЕБЕ ДОМОЙ, КАК ВОЗВРАЩАЮТСЯ ДОМОЙ ДЕТИ ИЗ ЛЮБОЙ НОРМАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
ZT. А.С. Макаренко и Ф.И. Егерман считали: более-менее свободный (на дне или на неделе) выход из интерната, приезд родителей, посещение родителей – нужны, но всё же сам по себе интернат нужен. Интернат организует для ребят новый быт. |
GF> Подростку должно быть хорошо, комфортно в "буферной" школе.
GF> Я не строю иллюзий, не считаю, что все наши трудные закричат "ура!" и ринутся штурмовать двери такой спасительной школы. Понимаю, что: БУДУТ И ТУТ ПРОГУЛЬЩИКИ, нежелающие, ВОРУЮЩИЕ...
GF> Понимаю, что это - только часть решения труднейшей, драматичнейшей проблемы, что тут не обойтись и без других средств.
GF> Излечение хронической болезни требует куда большего, а тут - только ее облегчение.
GF> Но если мы спасем хотя бы часть таких ребят, убережем, не дадим дойти до колонии или тюрьмы - разве не огромное дело сделаем для них и для всего общества ?..
GF> Сегодня в нашей педагогической практике проходят испытания различные новации: изучение дисциплин мы углубляем, расширяем, создаем прогимназии, гимназии, колледжи, лицеи, платные школы и т.д. и т.п. И все это действительно нужно, интересно, важно, все это так или иначе двигает вперед науку и практику.
GF> Но почему же мы пока ничего не делаем для детей, которые по разным причинам выброшены из нормальной жизни? Почему в этом страшном случае мы довольствуемся тем, что по-старому констатируем факты непосещения школы и антиобщественного поведения? То есть отстраненно наблюдаем, словно просто ждем, когда обреченные на такую судьбу подростки совершат, наконец, соответствующие преступления и будут благополучно направлены в колонию.
GF> А ведь был и есть в стране опыт, который мог бы заметно улучшить положение.
GF> Да, "буферная" школа поможет.
GF> Пожалуйста, поверьте и проверьте!
GF> Ведь это все возможно.
GF> И давайте пожалеем детей, без этого им не удержаться в обществе уважающих закон и нравственные нормы людей, да и самому обществу удержаться в благополучных пределах куда сложней.
ZT. 1) Предположительно и условно можно заявить, что до Коменского во всём мире образование (учение) детей осуществлялось в основном в семьях. С эпохи же Коменского во всём мире семейное образование (условно обозначим: семобр) заменилось общественным (школьным) образованием (условно обозначим: социальный обр., соцобр). Но школы Коменского (= соцобр) обеспечивали лишь образование (обучение). Подавляющий % детей жил в семьях. Значит после Коменского было сочетание в основном такое: социальное образование (соцобр) + семейное воспитание (условно обозначим: семвосп), но не было общественного = социального воспитания (обозначение: соцвос). В последние же века Нового времени многими головами овладели идеи именно соцвоса.
2) В прошлые времена среди взрослых были высшие и низшие СОСЛОВИЯ. Но такое же всегда было и есть и среди детей.
То есть: можно говорить о детях "низших сословий", и именно о них (о детях "низших сословий") и болят души истинных "некрасовцев", истинных макаренковцев.
Макаренковская педагогика (педагогика соцвоса) – это педагогика для детей "низших сословий".
3) Уповать на одних искренне благородных "некрасовцев" нельзя: 1) без значительного государственного внимания, 2) без значительного государственного финансирования, 3) без значительных, - государственного уровня, - организационных и методологических усилий, обстоятельства в линии соцвоса по прежнему, как и десятилетия в прошлом, останутся печальными: читай http://zt1.narod.ru/ostapch.htm.
Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
ZT. Помимо достаточно хорошо известного А.С. Макаренко учреждения в подмосковном Болшеве ( http://zt1.narod.ru/bolshevo.htm ) в те же 1920-30-е года существовали ещё, - из известных мне, - очень примечательные учреждения, о которых А.С.М. мало или почти ничего не знал. -
Материалы по Игнатию Вячеславовичу Ионину (19 дек 1893 - 21 ноябрь 1939) и его школе-колонии "Красные зори" (осень 1919-1941) в Стрельне-Михайловке под Ленинградом. Учреждение Александра Федоровича Мирандова под Симбирском ( http://zt1.narod.ru/mirandov.htm ). "Красный детгородок" ("Красный городок)"), Саратов, с 1925, Егермана Филиппа Ивановича http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc. Интересна организация питания и вообще снабжения с 1930-го года в этом огромном интернатном учреждении Ф.И. Егермана на 800 (примерно) персон, ищи в http://zt1.narod.ru/doc/egerman.doc [...] "Дет дом" БАН I.242, Ф. Егерман, Саратовский Красный детгородок. РОЛЬ КООПЕРАТИВА В РЕОРГАНИЗАЦИИ ДЕТДОМОВСКОЙ ЭКОНОМИКИ. [...] При более или менее крупном д/д, особенно для детей старшего возраста, организуется кооператив на основах особо выработанного устава, согласованного с уставом потребительской кооперации. Все воспитанники становятся _пайщиками_ кооператива. Паевой взнос зависит от заработка (предполагается, что воспитанники работают в мастерских или в сельском хозяйстве и получают премии). На общем собрании воспитанников утверждается устав, выбирается правление и ревизионная комиссия. Правление из своей среды выделяет ответственного заведующего и помощника магазином. [...] Воспитанникам взамен денег выдаются особой формы трудовые чеки. Трудовые чеки - особо отпечатанные знаки, заменяющие деньги в д/д. Их количество должно соответствовать месячному обороту магазина. [...] Для воспитанника учтены все его обязанности (посещение школы, мастерской, исполнение дежурств и т.д.). В случае их добросовестного исполнения он получает полную норму трудового чека согласно ассигнованиям бюджета. В случае же манкировки возможна временная урезка - как мера педагогического воздействия. [...] На трудовые чеки воспитанники в кооперативе приобретают вещи по своему вкусу и выбору. РОЛЬ КООПЕРАТИВА НЕОБХОДИМО РАСПРОСТРАНЯТЬ И НА ПИТАНИЕ. Пусть кооператив организует столовую и выдает обеды, ужины и завтраки по трудовым чекам. Выдачу же трудовых чеков производит организационный комитет на основании учета и контроля работы [ZT. "посещение школы, мастерской, исполнение дежурств и т.д."] каждого воспитанника. [...] ZT. Ф.И. Егерман, как кажется, - важный так сказать "конкурент" А.С. Макаренко. В http://zt1.narod.ru/ostrmenc.htm у Надежды Феликсовны Остроменцкой читаем. - .. Преобладание единой воли, отсутствие творческого педагогического коллектива имеет свои дурные стороны. Прежде всего оно грозит самому существованию колонии. Каждый, кто знакомится с жизнью колонии, невольно задает себе вопрос, что же будет с колонией в случае смерти тов. Макаренко. Вряд ли найдется заместитель ему среди его сотрудников, а пришедший извне принесет свою систему, и тогда это будет уже другая колония, по всей вероятности, не такая блестящая, не такая кипящая жизнью. / В настоящем это также не всегда хорошо отзывается на работе, так как воспитатели настолько восхищаются заведующим, что считают его педагогически непогрешимым .. / ZT. С другой стороны сам же А.С. Макаренко писал Надежде Феликсовне. - Н.Ф. Остроменцкой 2 февраля 1927, Харьков, колония им. М. Горького. .. Вам нужны мои советы? Очень сомневаюсь в действенности всяких советов, в особенности в таком щекотливом деле, как спасение Владикавказкой колонии. Я бы делал одно, а для Вашей натуры, для Вашей ухватки подойдет что-нибудь другое. Я потому и не хочу писать о своей колонии, что далеко не разрешил многих вопросов, связанных со значением личности [ ZT. личности руководителя / заведывающего учреждением ]. ZT. Как кажется, Ф.И. Егерману удалось разработать структуру и крупной, и устойчивой интернатной школы-хозяйства, не зависящей фатально от конкретики натуры руководителя / заведывающего учреждением ... Чехов А.П. 1860-1904. Три сестры 1901. Дейст. 4-е. .. Если бы, знаете, к трудолюбию прибавить образование, а к образованию трудолюбие .. / А.С. Макаренко 1888-1939, т.4 М.1984 с.292: "ни одной загубленной жизни". / ZT. Учение о педагогике проработки натур : http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc |
Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.
На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове. | На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего Мой былой ЖЖ |
С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.
Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. | Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. |
Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.
Прыг на главную ZT-web- страницу http://zt1.narod.ru/
УГ 17.12.1988 (?) .. Наша общеобразовательная школа носит "теоретический" характер и рассчитана на "пассивных теоретиков". Все десять лет ученики лишь учат, учат, учат, причем учат единую для всех программу и все делают по указке учителя, не проявляя сколько-нибудь заметной собственной инициативы. Но эта программа, эта дидактическая система, рассчитанная на пассивность ученика, на усвоение теоретического материала, часто без ясного понимания, что и для чего нужно, срабатывает только в отношении "теоретиков". "Практики" же по своим природным данным усвоить его не могут: ну не работает у них какое-то полушарие мозга, нет у них какого-то нейрона - им надо работать руками, изобретать, исследовать, конструировать, двигаться... Таким "практикам" школа ничего этого не дает, более того, она заставляет их заниматься противоестественным для них делом. Эти ученики рождены не столько заучивать абстрактный и уж тем более схоластический материал, сколько строгать, пилить. Наш опыт показал, что самые трудные практические работы (микроизделия размером с маковое зерно, аэросани с двигателем от мотопилы, сложные действующие модели машин, парковых аттракционов, многофигурные художественные композиции с соблюдением основных академических правил) сделаны не отличниками, а именно этими самыми троечниками и второгодниками. Точно так же объясняется и тот парадокс, что многие школьные двоечники в ПТУ становятся отличниками или, во всяком случае, учатся более успешно. Надо создать в школе равные социальные и педагогические условия как для "теоретиков", так и для "практиков". Существование и тех, и других - закон природы, и его не перешагнуть, сколько бы ни спорить, ни исследовать, ни рассуждать! Но на основе одного и того же закона природы, как известно, можно создать самые различные практические формы решения вопроса. Предлагаю свою форму, свой тип общеобразовательной школы, которая, на мой взгляд, решит не только проблему двойки, а и ряд других. Например, проблему профориентации, которую тоже пытаются пока решать в обход индивидуальных склонностей, способностей и возможностей ребенка. Перейти к гибким программам предметов. Задается общий объем материала, но не фиксируется последовательность его изучения и время - тем самым для учителя создается свобода маневра. Изучается единая для всех государственная программа. Но она отнюдь не регламентирует поведение учителя на уроке, а лишь предлагает общий материал для изучения и задает общий результат по каждому предмету на конец учебного года. Учитель же сам решает, когда, сколько и какой материал давать, в каком порядке, по какой системе учить: по традиционной "шаталовской" или по своей собственной. Фундаментальные основы школы, таким образом, сохраняются: остаются программа, урок. Но одно это направление еще не дает возможности выйти школе на новый уровень - ведь она остается сориентированной на "теоретиков", пусть на более эффективную, но на всю ту же передачу знаний из учебника в память ученика. "Практики" же по-прежнему останутся у "разбитого корыта". |
РАЙОННЫЕ УПК ПРЕОБРАЗОВАТЬ В КУРГАН-33.
"Народное образование" 1992,3-4. (ZT. Описываемое учебно- воспитательное учреждение не является чистой школой-хозяйством, но все-таки это, - по боли души и по биению мысли, - суть _макаренковское_). Итак. - "Нар. обр" 1992,3-4. Без второгодников и трудных. Город Курган (почтовый индекс 640000) Ю. Кудяшев, начальник Главного управления народного образования облисполкома; В. Савиных, руководитель центра научно- методической работы; Т. Гасникова, директор 33-й школы с углубленным трудовым обучением. [ZT. Текст привожу не полностью и отчасти не дословно]. Стереотипам единой, а вернее одинаковой школы - бой! .. Одной из вечных проблем всегда была проблема второгодничества, неуспевающих и, как следствие, "трудных" .. Сегодня массовая школа не в состоянии одинаково хорошо учить всех .. Брак в работе школы появляется в начальных классах .. Пробелы в знаниях в начальной школе .. Потом их практически уж невозможно ликвидировать в среднем звене при нынешней наполняемости классов .. В итоге имеем появление массы подростков обоего пола, потерявших интерес к учебе .. И вот они на улице (ZT. болтаются без дела, вампилуют) .. Да, по разным причинам так сказать траектория учебы в средних классах у подростков складывается очень по-разному. Это - реальность. А раз так, то средние школы должны быть разными, и программы, и учебники для таких разных средних школ должны быть, соответственно, тоже разными. Пока из школьников с так сказать особой траекторией учебы в центре внимания больше - ученики, одаренные способностями. Для таких разработано около двух десятков учебных планов, предполагающих углубленное изучение различных предметов. Но все это, повторяем, для одаренных от природы детей. А что же для тех, кто не справляется с программой? По результатам проведенного нами анализа уч. деятельности учащихся школ города Кургана и обл. около 20 % школьников не могут усвоить программный материал по одному или нескольким предметам .. Т.е. налицо противоречие: существующая система образования ставит перед школьниками в качестве гл. условия их социального успеха усвоение обязательного уровня программного материала, не учитывая, что для многих ребят это невозможно по тем или иным причинам. А в итоге - второгодничество, отсев, ребята просто уходят из школы и болтаются без дела .. По нашим подсчетам, ежегодно таких набирается на каждые 10 школ человек 500. В нашем городе (Кургане) около 50 школ. Это значит 2500 ежегодно и 25 тыс. за 10 лет ПОЛОМАННЫХ СУДЕБ. Да, необходимо наконец открыто признать, что в рамках обычной общеобразовательной школы данную проблему не решить. Нужно искать выход за рамками существующих уч. структур.
ZT. У былого С.Л. Соловейчика в его былой безбрежней и противной писанине и так сказать говоренине было одно занятие - без всяких структурных изменений плоти реальности просто заболтать проблемы в бессвязно- разливанном море словес. Авторы из школы № 33 г. Кургана (ШТО, школа с углубленным трудовым обучением), да, говорят и пишут и то, что в частности говорил и писал С.Л. Соловейчик: не переть на так сказать "школьных изгоев" с огульно- презрительным к ним отношением, уважать в них личность и т.д. Но у С.Л. Соловейчика одно это правильное во-первых тонуло в разливанном море наполненной всяческими вредоносными глупостями и пошлостями воды, а во-вторых одно это (указанное) правильное выставлялось погаными с-соловейчиками палочкой-выручалочкой всего и вся (!) - без собственно каких-либо структурных реформ самоё школьного, без собственно каких-либо структурных реформ вообще прозаической жизни детей и подростков!
Курганцы. - Нужны новые режимы и новые организационные структуры учебно- воспитательных учреждений, новые типы этих учреждений и их объединений, которые обеспечивали бы наиболее благоприятные условия для школьной социализации указанной категории учащихся, для их более успешной подготовки для потенциально будущей их профессиональной деятельности. Именно эти соображения заставили нас создать в сент. прошлого г. _на базе УПК Советского района_ г. Кургана школу с углубленным трудовым обучением (ШТО). В чем ее особенности? ШТО собрала под своей крышей учащихся 7 - 9 классов, не справляющихся с освоением уч. программы, а также учащихся, проявляющих интерес к углубленному изучению предметов политехнического цикла .. В основу формирования учебного плана заложены принципы политехнизма, доступности, дифференцированного подхода. Курсы в основе своей интегрированные и (!) имеют ярко выраженную прикладную направленность. Учащиеся 7-го класса получают общетрудовую подготовку на уроках трудового обучения по программе общеобразовательной шк и (!) занимаются производительным трудом, закрепляющим общетрудовые навыки. Кроме того, они изучают предметы общеобразовательного и политехнического цикла на уровне требований вечерней школы, знакомятся с основами трудовой деятельности человека, миром профессий и с основами законодательства. Учащиеся 8 кл. получают подготовку по профилям: металлообработка, деревообработка, операторы ЭВМ. Для девочек - швейное, трикотажное, операторы ЭВМ. Работая в бригаде, в звене, ребята участвуют в выполнении договорных обязательств по производству продукции .. Ученики 9 кл. продолжают заниматься многопрофильной подготовкой, производительным трудом на уч-производств участке, изучают на практике различные формы организации труда, продолжают знакомиться с основами трудовой деятельности предприятия, изучают предметы общеобр и политехнич цикла на уровне требований вечерней школы .. Особое внимание при этом уделяется трудовому, этическому, физическому аспектам воспитания. Количество учащихся в классе не превышает 20 человек. Домашние задания индивидуальны .. Те, кто не усваивает программы на уровне обязательных требования, занимается по индивидуальным планам .. В наших планах - отработать формы взаимодействия звеньев ШТО - ПТУ, разработать и апробировать программы, соответствующие уровню данного (описанного) контингента учащихся, разработать оптимальные формы организации, режима и сочетания учебной, трудовой и специально развивающей деятельности бывших "трудных" и/или просто неуспевающих в учебе подростков обоего пола .. Мы надеемся выявить возможность реализовать идеи педагогики А.С. Макаренко в условиях ШТО, мы хотели и хотим приостановить рост правонарушений среди несовершеннолетних в школах Советского района г. Кургана. В течении 1989-90 уч. г. мы многое сделали в организационно- педагогическом, научно- методическом, нормативо- правовом обеспечении деятельности ШТО. В основном решили проблему комплектации кадрами. Причем, и администрация школы, и педколлектив комплектовались на конкурсной основе. Всего в школе учатся 248 ребят, по 4 кл. в каждой параллели - 12 классов-комплектов. Что касается качества, то в начале года 70 % учащихся имели по одной и более итоговых двоек по различным предметам .. Прежде всего мы столкнулись с низким уровнем сформированности общеучебных навыков, отрицательным отношением к учебе .. Треть учащихся в своих былых школах вообще не посещали тот или иной предмет в течении г. Отклонения в поведении - тоже весьма частое явление .. 170 учащихся имели различного рода заболевания и отклонения в физическом развитии. Наконец, мы имели низкий уровень развития психических качеств. У очень многих средний и низкий уровни механической памяти, низкий ур внимания, заниженный уровень самооценки. Итоги работы нашей школы только за один год показали, что ШТО - эффективная форма работы с учащимися, не справляющимися с программным материалом в общеобразовательной школе. Вот успеваемость учащихся: на начало года она составляла чуть более 30 %, за первое полугодие - 77,2%, а за год уже 95,1 %. Это объясняется тем, что была скорректирована программа, а требования педагогов учитывали индивидуальный уровень знаний по предметам .. У учащихся в корне изменилось отношение к учебе. Достаточно сказать, что количество пропусков уроков без причины к концу г. сократилось более чем в 3 раза. Для учащихся школа стала вторым домом. Они стали бережно относиться к школьному имуществу, свободное от учебы время стараются проводить в школе (ZT. А.С. Макаренко не преминул бы пристроить к ШТО и интернат, - а именно, для тех ребяток, которым скверно и/или пагубно быть дома). На вопрос: "Хотите ли вернуться в старую школу?" все 100 % учащихся ответили: "Нет". И это закономерно: здесь они впервые за много лет услышали обращение к себе по имени, почувствовали неказенное уважение к себе, а самое гл. - увидели искреннюю заинтересованность занимающихся с ними взрослых в их дальнейшей судьбе .. Практически у всех учащихся нашей ШТО повышается интерес к отдельным предметам, к учебе в целом. У ребят появилась перспектива успешно окончить нашу неполную среднюю школу. Сегодня многие их прошлые учителя не узнали бы на уроках физики в 7 кл., а также и на других уроках, своих прежних учеников .. По уровню сложности программы данной школы полностью соответствуют программам вечерней шк. Из уч. плана исключен иностранный язык. Введены интегрированные курсы "Русское слово" и "Основы обществознания". В качестве обязательных введены в уч. план часы для групповых и индивидуальных занятий с учениками. Освобождение программ от некоторого теоретического материала позволило использовать высвободившееся время на трудовое обучение, создать условия для успешной реализации углубленной подготовки учащихся к будущей проф-деятельности .. Объем продукции, который производят учащиеся, составляет 30 тысяч рублей. За 6 месяцев на счет школы поступило 10 тысяч рублей. Учащимся выдана первая зарплата. Ежемесячно на стипендии лучшему классу и лучшему ученику выделяется 300 рублей. Учение и труд - основополагающие цели создания нашей школы .. Тяжело давались первые шаги коллективной жизни и самим школьникам, и педагогам. Сразу же возникли такие прозаические вопросы: что делать с массовым курением, жаргонными выражениями, обращениям по кличкам, с появлением и негативным проявлениям лидерства .. Конечно, планируя создание школы с таким составом учащихся, мы предполагали, что результат может быть и отрицательным. Риск определенный был. И риск, прежде всего связанный с воспитанием. Но к счастью, мы еще раз утвердились в мысли, что наши ребята быть плохими не хотят, как бы ни старались обстоятельства их сделать такими .. Оценка - "учится плохо - значит плохой" - наибольший вред приносит в нравственном плане .. Этапы: сначала ученики стали регулярно приветствовать учителей, потом называть д/др по имени, а не "эй ты" и т.п. (ZT. наверное имеется в виду задача общего понижение вульгарности в речах подростков вообще; важная задача!). Потом стало меняться отношение к учебе, к школе. Появилось маленькое чувство гордости за свою школу, а значит, в какой-то степени и за себя. Вот это положительное выделение нашей школы из числа других и стало основным достижением педколлектива в нр становлении личностей наших ребяток .. Итоги экзаменов в 9-х кл. : все до одного справились с контрольными заданиями по математике и русскому языку и больше половины получили хорошие и отличные оценки. К концу г. значительные изменения произошли в поведении учащихся. В течении уч. г. ими не совершено ни одного правонарушения, 5 человек сняты с учета в инспекции по делам несовершеннолетних. Количество правонарушений среди учащихся школ Советского района снизилось с 27 до 9, т.е. в три раза, тогда как в Первомайском и Октябрьском районах осталось на прежнем уровне .. Изменилось отношение др. к др. Достаточно сказать, что ребята стали между собой обращаться не по кличкам и "эй ты", а по именам [ZT. наверное имеется в виду общее понижение вульгарности в речах подростков вообще; важная задача!]. Разительные перемены произошли в отношениях учащихся и педагогов. Так, заполняя анкеты "Учитель глазами учеников", ребята оценили своих учителей в среднем 8-ю баллами по 10-бальной оценке. У учащихся появилось чувство уважения к себе как к личностям. Если на начало г. 40 % ребят не знали, какую профессию выбрать и куда пойти после окончания - работать или учиться, а большинство 9-классников не связывали свою будущую деятельность ни с каким учебным заведением, т.е. собирались после окончания идти работать, то в конце г. большинство собираются идти в ПТУ. Более того, по решению коллегии ГлавУНО из них сформирована группа в СПТУ N 2. Ребята пройдут ускоренный курс обучения (за счет более высокой трудовой подготовки) и получат среднее образование. Поверили в школу не только учащиеся, но и их родители. Постоянно приходят, интересуются, звонят, помогают, чем могут .. Приходят не только родители учащихся школы. В течение г. у директора школы побывало свыше 120 родителей из всех школ города с просьбой, мольбой (и угрозами!) принять именно в эту школу, именно их ребенка. С работой школы знакомились участники Всесоюзной конференции по трудовому воспитанию и профориентации, которую проводил пед-ин-т. Представители областей и республик, работники школ высоко оценили наше начинание .. У истоков нового дела стояли заведующая Советским районо А.И. Колмогорцева, В.Л. Савиных. Много сделал и делает для становления школы председатель Советского райисполкома Л.Л. Богдан. Идея нашла поддержку в ГлавУНО .. В настоящее вр. в основном сформировался педколлектив. Хотелось бы отметить вот какую особенность. - Практически все до прихода в нашу ШТО в общеобразовательной школе работали мало или не работали вообще. Думаем, это как раз и явилось положительным фактором, как это ни парадоксально звучит. Специалисты с производства принесли в школу атмосферу коллективного труда, производственные отношения. Практически ни у кого из педагогов не сформирован стереотип трудного подростка, нет у них школьных шор, которые позволяют видеть только одного виновного - ребенка. Всего в школе работают 28 человек .. Ясно одно - наличие соответственным образом настроенного и подготовленного педколлектива - необходимое условие успеха подобных школ. В июне 33-я приняла новых учеников в 7-е классы. Коллектив шк считает возможным в будущем открыть 10 - 11 классы .. Пока развитие этой уникальной школы сдерживает отсутствие достаточной материальной базы .. Думаем, что гораздо гуманнее и целесообразнее вкладывать деньги в такие педагогические заведения, нежели в систему принудительного обучения и воспитания. Г. Курган. "Нар. обр" 1992,3-4.
--
В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОТИВ ПТУ-ОБЩАГ.
См. также: http://zt1.narod.ru/obhejit4.htm Проклятые общежития губили и губят подростковые и юношеские души. А.С. Макаренко т.7 м.1986. - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 21.04.1937 .. Самый лучший мальчик, вытолкнутый в жизнь очень рано, может свихнуться ..
УГ 1994,5. "ТРАНЗИТ" ОТМЕНЯЕТСЯ. Борис Куган, первый заместитель начальника Глав управления народного образования администрации Курганской области. Детдома и школы-интернаты. Большинство наших областных ребят получали массовые рабочие специальности в ПТУ. Ситуация эта не устраивала потому, что детские дома и школы-интернаты в основном находятся в селе, а ПТУ - в городе. Во-вторых, пробовали зачислять воспитанников в обычные группы, вместе с подростками, приходящими из семей, создавали для них и отдельные группы. Однако адаптация происходила очень сложно. Сказывалась недостаточная социальная зрелость детей для самостоятельной жизни в городе, неумение противостоять негативному влиянию, непонимание и немилосердие окружающих. Особые трудности возникали при обучении выпускников во вспомогательных школ. Хотя ПТУ открывали для таких учащихся спецгруппы, но .. Опыт убедил нас, что "транзит" через городские ПТУ часто приносит больше вреда, затрудняет жизненное становление воспитанников. Мы приняли решение организовать профессиональную подготовку непосредственно в школах-интернатах и детских домах. Непосредственно в учреждениях открыли филиалы ПТУ. При такой форме профессиональной подготовки максимально соблюдается принцип преемственности в формировании личности; с подростками работают специалисты, знающие особенности этого контингента; исключается стресс, неизбежно сопровождающий "перемену мест". За дальнейшее трудоустройство отвечает педагогический коллектив учреждения. Детские дома и школы-интернаты подходят к полному участию в социальном становлении воспитанников вплоть до достижения ими гражданской зрелости.
См. также http://zt1.narod.ru/doc/frgm-o-trud.doc - Фрагменты о трудовом.
Посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc. Тема: Учение о педагогике проработки натур.
"Народное образование" 1992,2. Григорий Фриш (GF>), директор 855-й московской школы. [...] GF> Но мне хочется ответить на вопрос: "А можно ли предотвратить = исключить роковое событие, зовущееся преступлением?". Убежден, что можно. Вот только - где же начало, где первый полушаг, который ведет к колонии? ZT. Начало и первый полушаг – в дворово-уличной вампиловщине : http://zt1.narod.ru/vampil01.htm . ZT. Но не только ! Плюс к тому. - Г. Фриш применяет термин "колония" в каком-то кошмарном смысле, но на деле по макаренковски поставленные подростковые колонии – это не тюрьмы и не ужасы, а это учреждения, где обычно весьма успешно выправляют натуры на здоровые пути. Но зачем допускать заход подростков на пути преступлений с жертвами этих преступлений? Надо в макаренковски поставленные колонии не пост-фактум подростковых преступлений, а - ПРЕДВАРЯЮЩЕ. Я, ZT, 1940-го г. рождения, и я помню, как в моей и в других школах Ленинграда практиковалось в адрес "хулиганистых" запугивание: "Будешь так себя вести - загремишь в колонию!". Тогда для моих сверстников-ребят и для меня самого слово "колония" ассоциировалось с чем-то предельно мрачным: мы тогда и знать не знали, что пригородная школа-колония может быть прекрасным местом, где, бывает, жить и учиться на порядок интереснее, чем в обычной городской школе. Значит, если субъектик ведёт себя в обычной школе так, что эта обычная школа больше не может его переносить, то школа говорит такому субъектику. – Слушай, мы не может тебя просто выбросить на улицу – ты тогда станешь совсем бандитом, но мы тебе предлагаем: давай съездим с тобой в известную нам вполне налаженную, хорошую, очень интересную для жизни пригородную школу-колонию, там, поверь, тебя не ждут никакие ужасы, там тебе может вполне-вполне понравиться. Ну а уж если и там не уживешься, то всё равно оттуда пойдешь не на улицу, а в так называемый реформаторий: детскую (подростковую) тюрьму... .. ZT. НО !!!!! ZT. В предисловиях от С.Я. Маршака к переизданиям "Республики Шкид" Г. Белых и Л. Пантелеева и в работе самого Викниксора "Школа им. Достоевского" ( http://zt1.narod.ru/doc/SHKID-po-Vite.doc ) принято и провозглашено: "Шкид хоть кого исправит" (см. иное сразу ниже). ZT. Реально в оригинале "РШ" 1926-27 гг. "Шкида хоть кого изменит", но С.Я. Маршаком и другими упорно "цитируется" как "исправит". Итак, "Шкида хоть кого исправит". Да. Если "особенных" регулярно будет "сплавлять" в Лавру (подростковую тюрьму), в реформатории, см. в http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, а лучше http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc, или в с/х техникум с производственными мастерскими и полями, или на фабрики / заводы для подростков типа саратовского "Красного детского городка" Ф.И. Егермана http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc . ZT. Скорее всего авторы кинофильма "Республика Шкид" знали = читали книгу о Шкид П. Ольховского и К. Евстафьева "Последняя гимназия"; но уж во всяком случае они читали главу "Содом и Гоморра" в "Республике Шкид" Г. Белых и Л. Пантелеева; это, тем не менее, не помешало им приступить к составлению розовой картинки о Шкид... "Республика Шкид", гл. "Содом и Гоморра", фрагменты с пропусками. – .. Викниксор уехал в Москву на какой-то съезд работников соцвоса .. Случилось ещё - ушли в отпуск лучшие халдеи - Косталмед и Алникпоп. Эланлюм растерялась .. Пошло безудержное воровство. Крали полотенца, одеяла, ботинки .. Как-то пришел к Пантелееву Голый барин .. - Боюсь я, Ленька, - сказал он. - Наши налет на "Скороход" готовят, надо сторожа убить... Ей-богу... Мне убивать... Бледнел гимназистик Голенький, рассказывая .. Но Гужбан не остыл. Сделав дело, он принимался за другое. Покончив с ПЕПО, вывез стекла из аптекарского магазина, срезал в школьных уборных фановые свинцовые трубы. Однажды ночью пропали в Шкиде все лампочки электрические - осрамовские, светлановские и ди-визорные - длинные, как снаряды трехдюймового орудия. Зараза распространялась по всей Шкиде. Рынок Покровский, уличные торговки беспатентные трепетали от дерзких мальчишеских налетов. Это в те дни пела обводненская шпана песню: С Достоевского ухрял ZT. Но, как показано в "Последней гимназии", для повального воровства в Шкиде вовсе не требовалось отсутствие Викниксора с Косталмедом и Алникпопом. – Школа Достоевского, ZT. Поэтому-то дирижируемый Самуилом Яковлевичем Маршаком (1887–1964) обширный хор из лидеров нашей пошлой интеллигенции десятки лет с энтузиазмом распевал акафист: "Шкида хоть кого исправит!". ZT. В "РШ", в главке "Эпилог, написанный в 1926 году" эта фразка имеет такой вид: "Шкида хоть кого изменит". ZT. Точно изменит. Только в какую сторону? - Пришел в Шкид без привычки к разнузданному воровству, а в Шкиде такую привычку "благоприобретаешь"... - Школа Достоевского, И на бумаге, и в интернете бесконечно повторяется о миллионах, де (! по всему миру !), ВОСТОРЖЕННЫХ читателей "Республики Шкид". Странные это читатели! Лично меня в молодости гл. "Содом и Гоморра" в РШ просто шокировала, и я тогда подумал. – "Да это же не педагогическое учреждение, а форменная воровская малина, опасная даже в масштабах всего города Ленинграда!" Обман со времен А.М. Горького и С.Я. Маршака. Самуил Яковлевич Маршак и Яша Хант ( http://jacob-hunt.livejournal.com/4001.html?page=3#comments ): "Шкида хоть кого исправит!". Из интернета. – С.У. Дикаев D> , Санкт-Петербургский университет МВД. – D> .. Все опрошенные считали наличие в УК [ Уголовном кодексе ] цели исправления осужденных "глупостью". И с ними трудно не согласиться, если учитывать, что ст. 9-я УИК [ Уголовно-исправительного кодекса ] как основное средство исправления прямо предусматривает общественно-полезный [ ZT. осмысленный, рыночно-производительный, дающий и реальный доход учреждению, и реальный заработок работающим ] D> труд, D> а абсолютное большинство осужденных в период отбывания наказания не работает. D> Осужденные не работают не потому, что не хотят, а потому, что государство [ ZT. и превозносимая нашей поганой жёлтой интеллигенцией пресловутая Шкида http://zt1.narod.ru/doc/shkid-uh.doc. ] D> не обеспечивает их работой. D> При этом основная масса осужденных – физически трудоспособное население, желающее [ ZT. и а) восполнять ранее упущенное в школьной учебе, и б) ] D> трудиться и зарабатывать деньги, содержать родных и близких на воле, что, несомненно, способствовало бы сохранению их социально-полезных связей. D> Если не работает основное средство исправления .. [ ZT. осмысленный, рыночно-производительный, дающий и реальный доход учреждению, и реальный заработок работающим ] D> Если не работает основное средство исправления, значит, и речи не может быть об исправлении вообще. D> Соответственно цель исправления осужденных [ ZT. и в "исправительных" ( без указанного ) учреждениях для зэков, и в былой убогой Викниксоровской Шкиде http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, а лучше http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc. ] D> Соответственно цель исправления .. есть [ и в Викниксоровской Шкиде было ] ни что иное, как [ ZT. погано .. - (касательно Шкиды) со времён Алексея Максимовича Горького и Самуила Яковлевича Маршака .. – погано превозносимый нашей поганой же жёлтой интеллигенцией ] ОБМАН .. Обман со времен А.М. Горького и С.Я. Маршака. Самуил Яковлевич Маршак и Яша Хант ( http://jacob-hunt.livejournal.com/4001.html?page=3#comments ): "Шкида хоть кого исправит!". Из интернета. – С.У. Дикаев D> , Санкт-Петербургский университет МВД. – D> .. Все опрошенные считали наличие в УК [ Уголовном кодексе ] цели исправления осужденных "глупостью". И с ними трудно не согласиться, если учитывать, что ст. 9-я УИК [ Уголовно-исправительного кодекса ] как основное средство исправления прямо предусматривает общественно-полезный [ ZT. осмысленный, рыночно-производительный, дающий и реальный доход учреждению, и реальный заработок работающим ] D> труд, D> а абсолютное большинство осужденных в период отбывания наказания не работает. D> Осужденные не работают не потому, что не хотят, а потому, что государство [ ZT. и превозносимая нашей поганой жёлтой интеллигенцией пресловутая Шкида http://zt1.narod.ru/doc/shkid-uh.doc. ] D> не обеспечивает их работой. D> При этом основная масса осужденных – физически трудоспособное население, желающее [ ZT. и а) восполнять ранее упущенное в школьной учебе, и б) ] D> трудиться и зарабатывать деньги, содержать родных и близких на воле, что, несомненно, способствовало бы сохранению их социально-полезных связей. D> Если не работает основное средство исправления .. [ ZT. осмысленный, рыночно-производительный, дающий и реальный доход учреждению, и реальный заработок работающим ] D> Если не работает основное средство исправления, значит, и речи не может быть об исправлении вообще. D> Соответственно цель исправления осужденных [ ZT. и в "исправительных" ( без указанного ) учреждениях для зэков, и в былой убогой Викниксоровской Шкиде http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, а лучше http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc. ] D> Соответственно цель исправления .. есть [ и в Викниксоровской Шкиде было ] ни что иное, как [ ZT. погано .. - со времён Алексея Максимовича Горького и Самуила Яковлевича Маршака .. – погано превозносимый нашей поганой же жёлтой интеллигенцией ] ОБМАН .. 20.09.2010 Абаринов Александр Алексеевич (A>) from Киев to ZT. - A> Вы [ ZT. вернее: С.У. Дикаев ] совершенно правильно говорите о том, что действительно хорошо "трудиться и зарабатывать деньги, содержать родных и близких на воле, что, несомненно, способствовало бы сохранению их социально-полезных связей". Моя борьба в период работы начальником отдела колоний для несовершеннолетних МВД Украины была направлена как раз на сбережение такого труда, но ПРОТИВ спускания планов такому производству. Причем планы эти были ого какие! Когда колония вынуждена выполнять бессмысленный план, всякий осмысленный труд прекращается. ZT. Спускание непомерных планов – это когда производственные составляющие в воспитательно-образовательном учреждении не рыночно-автономны, а в финансовых и прочих отношениях полностью подчинены вышестоящему министерству. Так было в системе плановой социалистической экономики, и от этого страшно страдал воспитательно-образовательный процесс в макаренковской Коммуне им. Дзержинского, о чем у А.С. Макаренко в т.8, М.1986, с. 48-50, август 1932 (письмо М.М. Букшпану), но и в иных местах текстов А.С. Макаренко. Выход один: производство в Школе-хозяйстве обязательно должно быть автономным, "колхозным", рыночным предприятием, финансово и во всех других отношения самым прозрачным образом принадлежащим не каким-либо вышестоящим органам, а исключительно и только - единому (объединенному) коллективу воспитанников и сотрудников самого учреждения. ZT. "Дающий реальный заработок работающим" – это обязательно. Производство в подростково-юношеском воспитательно-образовательном учреждении – это место, где ребята обретают наконец-то возможность зарабатывать себе деньги честным трудом, а не уголовщиной... Из: Сорока-Росинский В.Н. ( ZT. о пресловутом Сорока-Росинском см. набор моих разоблачающих файлов http://zt1.narod.ru/winrar/shkid.rar ) SRR> Педагогические сочинения. М.1991, "Школа им. Достоевского" http://zt1.narod.ru/doc/SHKID-po-Vite.doc, из главки 12. SRR> .. Макаренко .. деятельность не надо было ни искать, ни придумывать, они сами возникали с самого начала жизни его учреждения. И эта деятельность была труд: работать, чтобы просуществовать .. Пришлось ездить в лес, добывать дрова, в город - привозить продукты. А потом пришлось, чтобы не голодать, заняться сельским хозяйством, а позднее, в коммуне им. Дзержинского, стать для этого же за фабричные станки. SRR> Чтобы не голодать, надо работать - вот, что стимулировало всю жизнь его [А.С. Макаренко] колонии. ZT. Неправильно. В учреждениях А.С. Макаренко и Ф.И. Егермана ( "Красный детский городок" в Саратове: http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc ) прибыльное производство было для того, чтобы оно (прибыльное производство) давало учреждению в целом и каждому из ребят в отдельности карманные и вообще ДЕНЬГИ. Прибыльное производство в подростково-юношеском воспитательно-образовательном учреждении – это место, где ребята обретают наконец-то возможность зарабатывать себе деньги честным трудом, а не уголовщиной. Надо чётко понимать, что если вы не организуете для 14-ти – 17-ти-летних интернатных (и не только) подростков честный трудовой заработок карманных и вообще денег, то в весьма значительной своей части интернатные (и не только) подростки пойдут на воровство; а потом воровством азартно увлекутся; бывает и на всю жизнь... |
По разным по трудности учебным предметам и за перескок там из ранга в ранг - разное единовременное (и от ранга к рангу растущее) денежное вознаграждение. - Пусть учёбой себе деньги зарабатывают. Причём, в объективно более трудном для освоения учебном предмете – оплата больше. и т.д. Подробней в нижней части файла http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc. |
http://zt1.narod.ru/ptu-1993.htm (успешные)