Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Николай Вессель, Михаил Бернштейн и Борис Райков против ажиотажных педагогических новационщиков, ищите в: http://ztnen.livejournal.com/4336.html
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.
Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.
На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове. | На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего Мой былой ЖЖ |
С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.
Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.
Посмотреть. - Слуцкина П., Карпова Л. и Макеева А. Влияние уроков труда на работоспособность школьника и место их в режиме учебного дня. «За коммунистическое просвещение ИПО», Иваново, 1933, № 17—18, стр. 9-26.
Вессель Николай Христианович 1834-1906. Профессиональные школы и обучение ремеслами. СПб. 1881 г. Издание ж. «Семья и Школа». РНБ 18.161.2.150. (ZT. Даю недословные и разрозненные фрагменты). Н.Х. Вессель настаивает: школа с мастерскою несоединима, научить в школе ремеслу настоящим образом вообще нельзя и еще более ошибочно вести обучение ремеслам одновременно с общим научным образованием, - % овладевающих ремеслом – мизерный, подавляющий же итог - только одна рассеянность. Большинство специалистов решительно за обучение ремеслам у хозяев ремесленных заведений .. Г. Ганаузек приходит следующему заключительному выводу: Промышленная школа должна быть специальною школою (Fachschule), в которой сообщаются необходимые научные прикладные сведения и обучают промышленному рисованию и черчению, соответственно специальному назначению школы. Занятия в существующих при некоторых школах учебных мастерских ничему практическому не научают, а только отнимают время от занятий науками и рассеивают учащихся. Кроме своей бесполезности именно в практическом отношении, учебные мастерские и стоят еще очень дорого .. Вывод: школа с мастерскою несоединима .. Сам Песталоцци, после различных и продолжительных опытов, пришел к убеждению, что начальная народная школа должна сообщать только одно элементарное общее образование и что школа с мастерской несоединима .. Центральный комитет „Британского общества" признал правильное и полезное обучение ремеслам в начальных школах неосуществимым .. Обучение ремеслам в начальных школах "Британского общества" отменяется, как оказавшееся не только совершенно бесполезным, но даже вредным .. Сироты и бедные ученики, по окончании общего элементарного обучения в школах общества, будут помещаемы, на средства его, к мастерам и хозяевам ремесленных заведений для обучения ремеслам .. После 15-ти-летнего опыта, потребовавшего весьма значительных денежных пожертвований и нравственных усилий, обучение ремеслам в начальных школах в Англии и Шотландии было прекращено, потому что оно оказалось не только совершенно бесполезным, но даже положительно вредным .. Пруссия. Увлечение ремесленным обучением в начальных школах было почти столь же сильно, как в Англии, и результаты вышли такие же. Соединение общего образования с промышленным, специальным сказалось в прямой ущерб: учащиеся не получали никакого основательного общего образования и не приобретали никаких основательных специальных познаний и, вдобавок к этому, приучались еще к рассеянности вследствие многопредметности курса, так что становились совершенно не способными к серьезному, сосредоточенному мышлению и труду. Словом, утилитарные или профессиональные реальные училища оказались на деле совершенно несостоятельными, и их приходилось закрыть или надо было устроить иначе. (ZT. Всё это как бы против Гр.Фед. Гринько в 1918-20 в его споре с Москвой и против Гр.Макс. Кубракова в его споре с господствующим в 1980-е гг. мнением ?) .. В Пруссии королевское повеление об учреждении в больших городах воскресных и праздничных профессиональных школ, посещение которых сделано было обязательным для всех ремесленных учеников и взрослых рабочих. (ZT. О некоем подобие этому, условно говоря, в повести Натальи Гирей "68 параллель" ("Литературный современник", Ленинград, 1937,4,5 http://zt1.narod.ru/winrar/68-girey-01.zip ; http://zt1.narod.ru/winrar/68-girey-02.zip). В этих школах обучали, главным образом, рисованию, черчению и моделированию, в применении к различным ремеслам и мастерствам, арифметикой и письму .. Промышленные школы стали быстро распространяться .. (Что преподавалось) .. ZT. Вообще, всю данную брошюру Н.Х. Весселя, кроме, пожалуй, предисловия, стоит отсканировать с распознанием, вычитать и повесить в интернете...
Немец Вильгельм 1-й и русский М.И. Калинин, унисон. -
From http://ztnen.livejournal.com
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Гром грянул в Германии. Император Вильгельм I (1797-1888) заявил: "Школа не дала того, что от нее ожидали". Больше всего досталось филологам, которые настаивали на изучении древних языков. В результате школа создала "беспочвенников, неудачников". Вспоминая свои школьные годы (император учился в обычной гимназии Касселя) отец немецкой нации поведал, что он, будучи гимназистом, семь часов проводил за домашними заданиями и шесть часов в классе. Что касается латинских сочинений, то на дюжину их не было одного, которое было бы написано самостоятельно. Особенно беспокоило императора здоровье школьников. ".. В школах 74 % близоруких! Когда я учился в Кассельской гимназии, то преподавание велось в хорошо проветренной зале, по особому желанию моей матери; и вот из 21 моего товарища 18 носили очки". Император потребовал коренной реорганизации школьного дела : чтобы оно помогало "борьбе за жизнь" ..
Фролов Анат. Арк. А.С. Макаренко в СССР, России и мире .. Н. Новгород 2006 .. Коренной недостаток общего образования в 1947 г. отметил М.И. Калинин: из школ выходят молодые люди, которые рассматривают физический труд как "что-то зазорное и унизительное. Считаю это крупнейшей ошибкой. Мы делали революцию, чтобы свергнуть бездельников и тунеядцев, а тут растут новые бездельники и тунеядцы. Нет, это нетерпимо" (Калинин М.И. О коммунистическом воспитании. М., 1947, с. 100, 103). Он говорил, что школа слишком "обинтеллигенчивает" молодежь (с.70).
Мартинсон К. "Перепроизводство" интеллигенции и состояние высшего образования в буржуазной Эстонии. "Коммунист Эстонии", 1956, № 6, стр. 23-30. ZT. Еще не смотрел.
Фролов Анат. Арк. А.С. Макаренко в СССР, России и мире .. Н. Новгород 2006 .. Фидель Кастро .. в докладе на Национальном конгрессе образования и культуры (1971 г.): "Система образования, когда находящиеся на полном обеспечении школьники заняты только учебой, формирует прежде всего плохого ученика. Второе: она формирует неуравновешенного ученика. Человеку, который целый день учится, вскоре надоедает учеба. И третье: при такой системе мы готовим образованного человека, не связанного с трудом, с производством материальных благ. Именно такое образование получали дети из буржуазной семьи в прошлом. / И если мы сейчас не создадим новый тип школы, то дети наших рабочих будут воспитываться так же, как воспитывались когда-то дети буржуазии" (ж. "Куба", 1971, сент., с.9) (с.162).
ZT. Двухчасовой производительный ежедневный ТРУД-ЗАБОТА (великое нововведение Макаренко в политэкономию) ни в коем случае не помешает учебе ребят. Наоборот, развращенные вампиловскими (http://zt1.narod.ru/vampil01.htm) ЛАКУНАМИ УЛИЧНОГО БЕЗДЕЛЬЯ учащиеся переносят свою разболтанность в класс и школу и: СТАНОВЯТСЯ ПРОКЛЯТИЕМ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ. Зарабатывающие (не только зарплату, но и сам доход) дети и подростки становятся серьезнее, солиднее, собраннее. Так что производство в школе - детский соразмерный хозрасчетный труд - не конкурент и не риф для учебы, а ее спасатель! / В принципе: дети и подростки безработными ни в коем случае быть не должны! / И в то же время - А.С. Макаренко в т. 1 М.1983 с.100-101 по-Некрасовски против _отупляющего_ детского труда .. "Эксплуатация детского труда в Западной Европе, достигающая очень большой степени, конечно, никогда не оправдывались в серьезной педагогике как воспитательное средство. Наше увлечение производственно-трудовым воспитанием, развившееся у нас, конечно, без всякого влияния Европы, тем более не должно доходить до идеи использования нашего детства как производственной силы". ZT. Это к теме: "Осторожней с детским трудом!". Но быть осторожней с детским трудом - это не значит совсем исключить его.
Международные макаренковедческие исследования .. на Востоке и Западе. Сб. Н. Новгород, 1994. - Р. Эдвардс, преп., Университет Лойола в Чикаго (США). .. Он [Макаренко] успешно интегрировал в повседневной жизни детей все основные виды их деятельности: школьное учение, производительный труд, творческое использование свободного времени, физические и военные упражнения (с.82) .. И в заключение - слово Роберту Улиху: .. ".. Много молодых обитателей трущоб целыми днями сидят на порогах полуразвалившихся домов или на скамейках во дворах современных микрорайонов, воплощая собой картину одиночества, ожидая прибытия своего "коллектива" или появления того, чего они еще не знают. Такая молодежь готова отозваться на требование от нее жертвы для любого авторитета, но только не школьного учителя (как это было и во времена Макаренко) .." (с.86). ZT. На это ценное. - Элитарщики в педагогике пусть обслуживают буржуазию, а мы, демократы, призваны воспитывать рабоче- крестьянских детей (ZT. молодых обитателей трущоб, см. выше). Мы не враги буржуазии и не враги элиты, мы просто работаем в другой сфере. И если какой-либо буржуа захочет отдать своего ребенка в наш по Макаренко поставленный и по Макаренко ведомый ( см. http://zt1.narod.ru/metodika.htm ) рабоче-крестьянский корпус - мы такому отцу не откажем. И если какой-либо выходец из нашего рабоче- крестьянского корпуса станет потом преуспевающим буржуа - мы и этим будем гордиться. То есть, наш демократизм хотя и рабоче- крестьянский, но тем не менее не антибуржуазный и даже не антиэлитарный.
Почти сызмальства таков(а), что не любит и не хочет учиться, а хочет работать. Можно ли?
Межличностные (именно - дружеские) отношения старшеклассников и некоторые опыты их педагогической коррекции (1950-е гг.).
ШНИРМАН АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ.
(skip)(skip)
Исключительно важное значение в формировании положительных дружеских связей, не только не мешающих сплоченности классного коллектива, но и укрепляющих ее, является совместное участие школьников в производительном труде и общественно-полезных внеклассных делах. Совместная трудовая деятельность может содействовать разрушению отрицательных связей отдельных учащихся вне школы, изменять характер и содержание их внутриклассных связей, способствовать созданию новых внутренних "микроколлективов". В прошлом учебном году в бывшую женскую школу (при переходе к совместному обучению) была переведена группа мальчиков из соседней мужской школы. В их числе было четыре ученика 7-го класса, которые долгое время не включались в жизнь своего нового классного коллектива, отрицательно влияли на него. Особенно выделялся своим неорганизованным поведением Х. Он невнимательно слушал объяснения учителя, небрежно готовил уроки. Придя домой из школы, почти сразу же уходил на улицу, где проводил время с компанией мальчиков, которые курили, ругались и без дела болтались по улицам. В школе Х ближе сошелся только с учеником Ш, но их "дружба" основывалась только на совместном баловстве как на переменах, так и на уроках. Знакомясь с новым пополнением класса, классный руководитель выяснил, что Х раньше жил и учился в деревне и в те годы любил заниматься физическим трудом: он помогал дома по хозяйству, колол дрова, носил воду, ходил на сенокос. Теперь же, в условиях городской жизни, он не находит работы своим рукам. По-видимому, и в других классах имелись ученики, которые плохо вели себя в значительной мере потому, что не находили пути для приложения своих сил. И вот, было решено создать в школе бригаду для работы в столярной мастерской. Эта бригада начала свою работу с изготовления домиков-скворешниц, ящиков для рассады, подставок под горшки с цветами и т.д. Х с большой охотой включился в работу столярной бригады. Участие в этой работе оказало положительное влияние не только на поведение Х, но и на его личные связи и взаимоотношения с товарищами. Работа в мастерской отвлекла его от общения с уличной компанией. На почве совместной трудовой деятельности он начал сближаться с другими мальчиками - участниками бригады. А так как работа очень увлекала его и он относился к ней очень добросовестно, то больше всего он стал сближаться с наиболее дисциплинированными членами бригады. И на фоне этой зарождающейся хорошей дружбы, основанной на серьезных общих интересах, потеряла для него былую притягательность и стала быстро разрушаться его прежняя "дружба" с Ш. ...
А.С. Макаренко, 8-томник, т.1 М.1983 с.195 и дале. ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКНИКОВ 42. Боярчук [ ZT. ИНТЕРЕСНЫЙ ТИП; ЧТО-ТО Я ВСПОМНИЛ ГЕРОЯ "МОЯ ЖИЗНЬ" А.П. ЧЕХОВА, НО ТУТ ЧТО-ТО ДРУГОЕ ]. Слесарный и конструкторский "гений" коммуны. Замечательно любит всякую работу и совершенно неспособен сидеть без дела. Никогда в коммуне не отдыхает и никогда не сбрасывает спецовки. Он и слесарь, и электромонтер, и шофер, и хозяйственник. При этом никогда не интересуется заработком и часто по три месяца не получает его. Точно так же может забыть и об обеде. УЧИТЬСЯ НЕ ХОЧЕТ.
Из: А.С. Макаренко, 09.03.1939 "Мои педагогические воззрения", т.4 М.1984 .. Часто погоня за отчетными данными приводит буквально к анекдотам. Вот я сегодня был в одной школе и застал там учителей в панике. Говорят: облоно принял обязательство добиться стопроцентной успеваемости, гороно принял такое же обязательство, и наша школа, и наш класс обязались добиться стопроцентной успеваемости. А у нас сидит в 9-ом классе ученик Балмесов, который не может получить других оценок, кроме "плохо". Это его специальность: он получает только "плохо". Ничего с ним не можем поделать, и не может быть стопроцентной успеваемости. Мы не можем выполнить данные обязательства и окажемся обманщиками перед всем советским обществом. Мы обязались, дети обязались. Дали обязательства, заранее зная, что есть Балмесов. Придет такой момент, когда учитель скажет: "Да поставлю уже ему тройку". И все об этом будут знать, и Балмесов будет знать, и все ученики, и все ученики других классов. Но все будут думать: "Не обманешь - не продашь". Это и называется стопроцентная успеваемость! Говорят: для отчета нужно. Я им и говорю: "Неправильно поступаете". - "А как же поступить?" - "Так должны поступить: не можем взять на себя таких обязательств, не можем выполнить". Вам скажут, что это ссылка на объективные причины? Да нет, не объективные причины, а этот самый субъект Балмесов. Нужно пожалеть человека, пожалеть Балмесова. Больше "плохо" он получить не может. Его насилуют, ему измочалил нервы, его ненавидят, потому что он мешает целому классу, он сделался отщепенцем коллектива, предметом ненависти учителей, учеников, родителей, предметом собственной ненависти к самому себе. Какой смысл это имеет? Зачем вы держите его в 9-ом классе, заведомо зная, что он программы не сможет освоить? Несите ответственность, не обманывайте ни учеников, ни себя. Вот такая опасность ждет и нас .. (с.350).
М.П. Щетинин в «Объять необъятное» .. Некто М.П. Щетинину. - Вы, Михаил Петрович, предпочитаете лирические отступления. Честное слово, не мешало бы обогатиться некоторой долей прагматизма. Будем честны друг перед другом: ваш оптимизм по поводу талантов и гениев .. «Могущество человеческого разума» «возможности развития способностей до уровня таланта» — приятно щекотать честолюбие. Но сами-то вы разве не видите, что это этакий «город солнца»? Вот я, к примеру, умен от природы. А «глупец останется глупцом, хотя осыпь его звездами». / Собеседник говорил язвительно, с заметной долей цинизма, которым мастерски владеют люди компьютерного склада ума. / — Не нравится, когда снимают с ваших идей лирические побрякушки?! .. ZT. Вот, слово в отношении с-л-соловейчиков = в-а-сухомлинцев найдено: ЛИРИЧЕСКИЕ ПОБРЯКУШКИ. |
УГ 11.03.1989 .. Сижу с сыном каждый день, но никакой отдачи. Не успела начаться четверть, как мой ученик принес в дневнике 6 двоек по математике. Била за двойки, каюсь, был грех. Теперь у меня единственный вопрос: как освободить его от школы, если у него нет способностей? Не будет у него и здоровья. И тогда получится из него никто. Так неужели нельзя спасти ребенка? А если двойки - значит плохой, учительница даже запрещает дружить с таким. У меня одно желание - оградить сына от школы, пока он и сам не поверил, что он такой плохой. Алла. Набережные Челны.
Из непомеченной газетной вырезки примерно 1989 г. - Ученик 7-го класса школы N 207 неделями не посещает занятия, а когда все-таки появляется, то старается поскорее улизнуть. Неоднократно приходилось вызывать в школу родителей, которым ничего не оставалось, как за руку приводить сына в школу. Было подготовлено даже письмо в районное отделение милиции, но все это не возымело действия. Ученик по-прежнему часто пропускает уроки. Почему же все-таки мальчик не хочет посещать школу? - Не хочу учиться! Скучно и неинтересно, - откровенно заявляет он. А ведь мальчик неплохой. Если бы вы видели, как он работает в слесарной. На прошлой неделе на уроке труда лучше всех изготовил дверную ручку, а сколько полезного сделал во время ремонта школы. Одним словом - работящий парень - говорит Надежда. Случай не очень редкий. Ежедневно школу без уважительных причин не посещает 15-20 % учеников. Ну, а разве все те, кто все же пришел на занятия, с рвением осваивают требуемый материал? Пока на уроке физики в 10 "б" классе школы N 247 педагог Х. Хагиян разбирал решение задачи, в классе в это время каждый был занят своими собственными делами, и то, что делалось у доски, им, откровенно говоря, было "до лампочки". Когда я попытался узнать условия решаемой задачи, сидящие возле меня за соседними партами лишь смущенно пожали плечами. Да и какое им дело было до условий задачи, ведь каждый в это время решал свои "неотложные вопросы". Одна девочка очень увлеклась рисованием, вычерчиванием кубиков и квадратиков, а две другие так заболтались, что .. Подобная картина, к сожалению, нередко является обыденной в нашей школе. Уже в 4-5 классе не все с охотой идут на занятия, а в старших классах эти же ученики уже вовсю "отбывают школьную повинность", тянут, так сказать, лямку всеобуча. В том же 10 "б" классе 247-й школы я попросил, чтобы подняли руки те, кому учеба по душе, но так и не увидел ни одной поднятой руки. Думаю, система всеобуча в сегодняшней интерпретации устроена только чтобы: лишь вменить в обязанность детей пребывание с 6 до 17 лет внутри неважно каких школьных стен, расписать жизнь детей и учителей по удобному для педагогов ГОСТу, отчитываться на бумаге о "поголовной" средней образованности выпускников и затем "вытолкнуть их в "большую жизнь". Ведь фактически сущность нынешней школьной повседневности является по сути простой - как для ученика, так и для учителя: "Аккуратно посещай школу". Прибудь и отбудь от сих до сих. И это уже почти порядок. "Ведь иногда главным в школе является присутствие на уроке, а не то, как ты его проводишь", - говорит ученик 8-го класса школы N 111 Д. Перевертов. Ведь сегодняшняя система образования сверху донизу основана на такой единице измерения, как "час". Учебные планы и программы разрабатываются в расчете на часы. Рабочий день и оплата - по часам. Воспитание - по классным часам. А что остается в душах и головах детей - мало кто желает знать. Их же принудительно заставляют закончить школу! На наш взгляд - это неправильно. Кто не хочет учиться или не обладает должными способностями, пусть идут работать. Зачем нужно заставлять учиться тех, кто не хочет, - не лучше ли дать им возможность работать, это было бы намного полезнее в первую очередь им самим. Ведь довольно часто можно наблюдать, как "несознательные лодыри и хулиганы" удивительно преображаются за слесарным верстаком, токарным станком или швейной машиной. Верность этого предположения подтвердило мое посещение урока труда в 8 "г" классе школы N 159. Стук молотка, визг ножовки, шуршание наждачной бумаги раздаются из слесарной. И как только переступаешь порог этой небольшой мастерской - сразу ощущаешь царящую здесь деловую обстановку. Здесь, в производственных мастерских, "двоечники" зачастую находят единственное для себя место в школе, где могут самовыражаться. Им здесь интересно, и они за этим занятием не чувствуют себя ущербными, "трудными". Так почему же не дать им возможность проявить себя?
Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. | Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. |
В файле http://zt1.narod.ru/isprav-u.htm по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона кн. 25 СПб 1894 обзор: Исправительные заведения [успешные исправительные заведения] для малолетних [в разных странах за прошлые десятилетия].
Вставка 15.08.2009. Из Мой былой ЖЖ > если бы было с жёсткой дисциплиной учебное заведение, я бы его отдала. Но никто таких учреждений не откроет. Их в системе образования не существует. .. ZT. НО !!!!! "Знание и труд" Симбирск, РНБ П28/503 1921,2. Мирандов Александр Федорович ( http://zt1.narod.ru/doc/mirandov.doc. ) .. В нормальных школах и детских домах Симбирска, особенно среди воспитанников, циркулируют самые невероятные толки о нашей школе, вызванные в большинстве случаев запугиванием воспитателями своих непокорных воспитанников "Максимовкой" в тех случаях, когда другие меры педагогического воздействия не оказывают влияния .. В конце концов мне пришлось обращаться с просьбой в Губоно об издании по всем интернатам и детским домам распоряжения о том, чтобы из числа мер педагогического воздействия была совершенно исключена угроза "Максимовкой" .. Название "трудовая колония" более соответствует типу и характеру нашего учреждения, но нам приходится открещиваться и от этого названия, так как колония ассоциируется с названием прежнего учреждения - колонии малолетних преступников, и слово колонист для наших воспитанников, как синоним профессионального любителя чужой собственности, кажется оскорбительным подчеркиванием принадлежности их к определенной категории несовершеннолетних .. http://zt1.narod.ru/kurgn_33.htm РАЙОННЫЕ УПК ПРЕОБРАЗОВАТЬ В КУРГАН-33. "Нар. обр" 1992,3-4 [и: В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОТИВ ГОРОДСКИХ ПТУ-ОБЩАГ УГ 1994,5]. |
Из такого рода обзоров всегда видно, что успешные воспитательные интернатно- хозяйственные учреждения (заведения), - во всех без исключения странах и во все без исключения десятилетия, - всегда были ИМЕННО И ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫМИ ПРИМЕРАМИ.
Надо принять за постулат: макаренковско-учрежденческое возможно в варианте многочисленных или немногочисленных, но: ИМЕННО И ТОЛЬКО - ОТДЕЛЬНЫХ ПРИМЕРОВ, а иные вожделения всегда обернутся лишь хрущёвско-кукурузными потугами. Внедрение не в массовом порядке, а только точечно: там, где для подростково-юношеской исто макаренковской локально-воспитательной СТРУКТУРЫ (рабоче-крестьянского образовательно-воспитательного корпуса = пригородной макаренковской школы-хозяйства) сошлись все необходимые а) локально-субъективные и б) локально-объективные предпосылки. Иное даст профанацию = дискредитацию. |
ZT. В школе-хозяйстве школа учебы – обязательнейшая составляющая, но А.С.М. разрабатывал лишь вопросы воспитания, а вопросами собственно учебной дидактики он (А.С.М.) не занимался, в собственно классно-учебном применял общепринятое: его (А.С.М.) тематический "стакан" был "мал", но это был его стакан. Но и в вопросе воспитания нам, макаренковцам, тоже не следует замахиваться на устройство в интернатных школах-хозяйствах вообще всех детей, но только детей рабоче-крестьянских, пролетарских родителей, то есть и тут: наш стакан мал, но это наш стакан.
Макаренковская педагогика – это УЧРЕЖДЕНЧЕСКАЯ педагогика, а не, скажем, педагогика варяжских набегов пресловутого Игоря Петровича Иванова. От ряда книг с названием "Педагогика" за стеклами в шкафах педагогических и психологических кафедр – в глазах рябит. Для кого пишутся эти учебники? – Для кого ни попадя = для всех подряд, включай учителей любого уровня. Массив же трудов А.С. Макаренко как (!_как_!) учебник по педагогике – это не для всех кто ни попадя, включая учителей, а это прежде всего, - если не только, - для основателей и руководителей (заведующих) сугубо макаренковских по структуре УЧРЕЖДЕНИЙ.
"Педагогический сборник" (СПб 1864-1918) РНБ П28/560, год и № не отметил какой, давняя выписка. – Ещё в 1928 Гёте. – Не могу одобрить, что от учащихся, для приготовления к государственной службе, требуют так много теоретических знаний, так много науки. Это истощает молодых людей физически и морально. Ну и что потом? У них огромный запас знаний, и философии, но всему этому не находится употребления .. А здоровье, потерянное в одолении этих, как оказывается, ненужных, знаний – потеряно, и воли нет, и т.д. Быть может хоть к концу 19 в. мы сумеем отказаться от претензии быть абстрактными учёными и философами, а сделаемся практическими людьми.
Лялин Натан Александрович [1902 - 18 июля 1992] Из машинописи Н.А. Лялина. 1947 г. - .. Важно, чтобы общественная деятельность учащихся, проводимая ими через ученические организации была ненадуманной, а действительно необходимой, полезной, понятной и посильной учащимся, чтобы она воспитывала бы и учила школьников. Возьмем, например, часто практикующееся в школах привлечение учащихся к уборке школьных помещений. Целесообразность этой меры оправдана лишь тогда, когда в школе не хватает уборщиц. При этом обязательным условием является то, чтобы детям было сказано, что в школе не хватает уборщиц, что они должны и могут в этом помочь школе и т.д. Далее обязательно, чтобы их работой кто-либо из взрослых руководил, показывал, как ее делать, чтобы ребята были снабжены необходимым инструментом, чтобы от нее были бы освобождены физически слабые, чтобы дети были заранее предупреждены об этой работе и имели возможность прийти или припасти для ее выполнения рабочую одежду, чтобы кто-то оценил и принял эту работу. От так организованной работы будет польза и школе и детям. А если уборщиц в школе достаточно, то стоит ли практиковать это дело? Не стоит. Приучение детей к такому виду самообслуживания, как мытье полов и уборка помещения, школа может и не практиковать. Это делает и должна делать семья. И это будет естественнее, разумнее и целесообразнее ..
ZT. Можно поставить перед ребятами такого рода выбор. Чтобы совершить в каникулы походы / экскурсии - нужны деньги. Предлагаем: дирекция сократит уборщиц, ребята качественно убирают классы и всю школу, а деньги положенные уборщикам, получают в своё коллективное пользование на походы / экскурсии в каникулы.
ZT. Уважаемая rebro-a-dama. Ваш пост Макаренко ввёл бы в "Книгу для родителей". Июнь 2015 rebro-a-dama livejournal .. Она, в отношении своих, не увлекающихся пока что чистотой и порядком, детей: > Учитывая весь свой опыт, я сделала выводы и приняла решение: тупо заставлять. .. В данный момент всё просто: поели - убрали. Точка. Убрали и позвали меня проверить. Мама не домработница, убирать за вами не нанималась. Хотите играть в компьютер? Я зайду и проверю комнату. Нет уборки - нет игры. Семья это единое целое: я готовлю, вы убираете, всё честно. И всё очень жестко. И, знаете, дети приняли новые правила игры настолько спокойно, что глубоко в душе я сама поражена. Моя уверенность и непоколебимость лишила их возможности ныть и спорить. .. Переломный момент у меня наступил на днях, когда я поняла, что они убирают, чтобы сделать приятное МНЕ. Янка разобрала веранду, зная, что я от этого просто обалдею. Вовка зашёл на кухню, когда я утром варила себе кофе, и начал загружать посудомойку: "Ты же любишь кушать в чистоте". Это - проявление любви и это очень дорогого стОит... Видите - не сломал их мой деспотизм и безжалостность. :) .. Да, я поставила их перед фактом - уборке БЫТЬ, но я же и всегда даю искреннее положительное подкрепление - хвалю их, очень хвалю, с настоящей радостью и гордостью. .. Пишу эти строки, а мальчишки убирают кухню. =) Что сказать - я счастливая мама! )) .. Она снова: просто тупо приучить и всё, без вариантов .. / skarapey > очень часто так бывает, что нужно просто заставлять) вырабатывать привычку. дрессировать)) не гонять плетью, как зверей, а поощрять за хорошую работу чем-то лакомым, не обязательно едой. хвалить за чистоту почаще и погромче) и постепенно дитё привыкнет и уже не сможет находиться в грязи и беспорядке. / ZT. Ниже исходного поста почтенной rebro-a-dama, среди разного, есть и довольно дельные комментарии, - тоже, - как и исходный пост почтенной rebro-a-dama, - в духе кого?: в духе почтенного Антона Семёновича Макаренко!
Фрагменты из http://zt1.narod.ru/doc/IONIN-kniga-zt.doc "Правда" 4 апреля 1936 г., на с. 2 письмо учителя В. Ткачева "Ненужная обуза". - .. Проводимый нами политехницизм выливается в частичное "плотничество" .. Директор отвлекается от учебной работы, а учащиеся от этого "хозяйствования" остаются неграмотными .. ZT. Нет уж, нет уж! ТАКУЮ "логику" не принимаю! Ребята будут неграмотными не от плохого хозяйства, а от плохого директора. Если директор маленькое хозяйство не может наладить, то и нормальную учебу он тоже наладить не сможет! Ткачев совершает ПОДМЕН ЛОГИКИ. Неужели от вне- и после- учебного развращающего вампиловского ( http://zt1.narod.ru/vampil01.htm ) безделья и разгильдяйства ребят станут лучше учиться в классе? Диалектика такова: дисциплина здорового и успешного внеурочного хозяйствования переходит в дисциплину в школе, в учебе. И наоборот, - РАЗГИЛЬДЯЙСТВО ВНЕУРОЧНОГО БЕЗДЕЛЬЯ И ВАМПИЛОВЩИНЫ ПЕРЕХОДИТ В РАЗГИЛЬДЯЙСТВО В ШКОЛЕ, В УЧЕБЕ. В. Ткачев. .. Наркомпросу необходимо заняться .. вопросами серьезно, уточнить программы трудового обучения в смысле их расширения и индустриального углубления, в плановом порядке дать возможность учащимся ПУТЕМ ЭКСКУРСИЙ (!) обогащать себя знаниями... ZT. Итак, заменить в школах "узкие" пришкольные хозяйства "широкими" ЭКСКУРСИЯМИ, - это-то, мол, ГЛАЗЕНЬЕ ПРАЗДНЫХ ТУРИСТОВ - и будет (де и вот) "трудовой учебой и трудовым воспитанием"! ZT. В. Ткачев единственно и очень серьёзно прав только в одном: да, пришкольные хозяйства ни в коем случае нельзя внедрять административно = без разбора = всюду где ни поподя = методом хрущёвской кукурузы.