http://zt1.narod.ru/doc/Rubejovskaya-i-Rijskaya-do-1917.doc Рубежовская и Рижская колонии до 1917.
ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
13.04.2008 13:07 в начало файла http://zt1.narod.ru/metodika.htm поместил весьма конструктивное: Корст Н. ... За качество работы детского дома. М.1932.19. (Мособлотд. нар. обр. СПОН-Облполитпедстанция) РНБ 32-11/1153. [ ZT. СПОН - Социально-правовая охрана несовершеннолетних ].
Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.
На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове. | На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего Мой былой ЖЖ |
Советую: http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc. С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ Мой былой ЖЖ читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает. |
Из : ПП А.С. Макаренко, изд. Невской С.С. М. 2003, гл. "Подвижники соцвоса" .. Называл нас "подвижниками соцвоса" товарищ Гринько [Гринько Григорий Федорович (1890 - 1938) - нарком просвещения УССР в 1920 - 1922 гг.] .. Слова Гринько .. В глубине души мы считали эти слова крылатой фразой, необходимой для поддержания духа работников детских домов и колоний ..
Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. | Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. |
Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.
Батуев Андрей Михайлович. По зову сердца. Л.1986.112 .. В тридцатых годах в конце Кировского проспекта, в здании напротив сада имени Дзержинского, помещался Центральный карантинно-распределительный детский пункт - ЦКРДП. Сюда поступали дети, потерявшие родителей, семью, беспризорники, жившие на улицах .. Взять хотя бы умение маршировать. Наши воспитанники под барабанную дробь с таким достоинством печатали шаг, что любая нормальная школа могла позавидовать. Уверенность в себе, достоинство - это чувствовалось в походке, движениях, читалось в глазах, слышалось в интонациях голосов. Одно время мы - педагоги Центрального пункта - ходили обедать в соседнюю, "нормальную" школу. Там в столовой был настоящий ад - звон ложек о тарелки, ЛЕТАЮЩИЕ КУСКИ И ОГРЫЗКИ, истошные крики: "Нянечка, хлеба! Нянечка, добавки!". Я иногда не выдерживал и спрашивал педагогов, дежуривших в столовой, как они могут находиться в таком бедламе. Мне поясняли: "Дети есть дети, чего вы хотите?". Да, у работников просвещения было странное (ZT. = с-соловейчиковское) представление о детях! Неужели нормальным детям свойственно орать до хрипоты истошными голосами, стучать и топотать ногами, бить ложками и вилками по столу и тарелкам, швыряться кусками и полностью игнорировать _робкие_ призывы к порядку? ..
.. ZT. По истым макаренкам всех времен и народов в описанной Батуевым коллизии никаких призывов к порядку, а уж тем более _робких_ призывов, не может и не должно быть, а должно быть четко сказано:
“В такой обстановке ни обед, ни завтрак, ни ужин у нас совершенно невозможны. Раз вы так себя ведете = раз вы внутри себя не можете поддерживать культуру и порядок, значит вы все - просто не хотите есть, и данный сваренный обед будет весь отвезен на скотный двор. И если на ужине безобразия повторятся, - не важно, сколько человек будет безобразить, - то и ужин будет весь отвезен на скотный двор. В нашем славном учреждении никаких биологических криков и гамов, а тем более хамского отношения к пищевым продуктам, не может и не должно быть!”.
Батуев продолжает .. СКОРЕЕ, ЗДЕСЬ БЫЛА НАРОЧИТАЯ РАСПУЩЕННОСТЬ, ПОХВАЛЬБА ДРУГ ПЕРЕД ДРУГОМ СВОИМ УРОДЛИВЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, ДИКОСТЬЮ ВЫХОДОК. ( ZT. .. Жаргонно в неорганизованной, невоспитанной детской среде это именуется "проверить воспитателей на вшивость" .. И уж давно проверили .. И уж давно развлекаются: ведут себя со "вшивыми" как со "вшивыми". Скверно положение подростка, не сумевшего правильно себя поставить в среде ребят и ставшего объектом для всеобщего издевательства, но в таком положении может оказаться и не выдержавший "проверку на вшивость" весь взрослый персонал подростково-"воспитательного" - в этом случае, конечно, в кавычках - учреждения .. .. ).
В файле http://zt1.narod.ru/doc/Kalabalin-SA-v-UG-05-02-1955.doc Семен Афанасьевич Калабалин. "Как же воспитывать коллектив?". УГ 05.02.1955 .. Эти начинающие "шутники" могут вырасти и в больших хулиганов, когда уже компетенция родителей и учителей будет бесполезна и ее заменит компетенция правосудия. Кто же за это будет нести нравственную ответственность? ..
Андрей Михайлович Батуев продолжает. - Вначале только шалости = игра в хулиганство, потом же, (особенно при общей швахости) получаем хулигана как "профессию", хулигана как натуру. Если бы педагоги нормальной школы посидели в нашей столовой, они бы, наверное, удивились и заподозрили бы нас в применении жестокой муштры, но в действительности ничего подобного не было. (ZT. См. и в файле XR-KALVN.U49). Какую, казалось бы, дисциплину и послушание можно ожидать от беспризорных детей, собранных по чердакам и люкам?! Бывало, что к нам попадали очень трудные дети, а вернее, подростки. Они не хотели выполнять наш режим, наши законы, отказывались стелить постель, умываться, становиться в строй, ОНИ РАССЧИТЫВАЛИ НА БЕСПОМОЩНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И НАДЕЯЛИСЬ ОКАЗАТЬСЯ В ПОЛОЖЕНИИ НЕКИХ НЕСГИБАЕМЫХ ГЕРОЕВ. Действительно, как заставить 15-тнего лоботряса подчиняться режиму? У него на все готов один ответ: "А чего мне?". И убеждать такого упрямца - никчемное дело. И вот все отделение стоит и ждет, пока новичок куражится. Постепенно у всех зреет чувство возмущения поведением бузотера. Наконец следует команда идти всем в столовую, а звену, куда зачислен новоявленный "герой", подождать, пока он заправит койку, умоется и встанет в строй. Упрямец по-прежнему слоняется по залу, А ВОЗМУЩЕНИЕ ЗВЕНА РАСТЕТ. У каждого на уме одна мысль: почему из-за одного паршивца мы должны есть холодный завтрак? Атмосфера накаляется. Я последний раз предлагаю кончить нелепую демонстрацию, и, видя, что "противник" упорствует, _УДАЛЯЮСЬ_. (ZT. Давая возможность действовать кулачкам ребят). Не проходит и десяти минут, как является звеньевой и рапортует: "Вымылся и встал в строй". - "А постель?" - "Заправил". Я иду в зал. "Герой" понуро стоит в строю, как _ПОБИТАЯ_ собака. Очередная попытка насаждать свои собственные (ZT. индивидуальные) обычаи и нравы - не состоялась. ZT. У отдельной личности права на особое, - лично их индивидуальное, - _В ОБЩЕРЕЖИМНОМ_, - не может быть; причем, совсем это такоже, как это у отдельной (же) к/л нации и/или у отдельной (же) к/л личности не может быть и права на особую, - лично их индивидуальную, - таблицу умножения. Для проявление действительной индивидуальности такое, как режимное, да, не подходит, но у отдельной личности для проявления всего такого прочего есть ведь тьма других, и вполне, притом, приемлемых = вполне позитивных, возможностей, направлений и сфер.
МАКАРЕНКО - ГОРЬКОМУ Харьков, 14.03.1927 .. Настроение всех наших 350 ребят не только превосходное, а удивляющее даже меня, который видит их скоро 7 лет. Страшно любопытно видеть, как они обрабатывают каждого новенького. К нам теперь стараются присылать исключительно тяжелых, в конец расхулиганившихся подростков, вшивых матерщинщиков, лодырей, убежденных противников всякого авторитета и дисциплины. Но в течение двух дней их сопротивление коллективу рушится бессильно. На каждом шагу они натыкаются на острый, меткий, веселый взгляд, короткое энергичное слово, а в крайнем случае и на ряд кулаков, готовых разбить нос при первом антиобщественном движении. За это меня регулярно едят наши педагогические мудрецы .. Но все же и для меня сейчас вопрос о дисциплине скорее выражается в формуле торможения .. { ZT. А.С. Макаренко, терпимо смотрящий на применение своими ребятками кулачков против _хамящих и хулиганствующих по привычке новеньких_, был бы и выглядел бы в глазах ребят совершенно презренным типом и ханжой, если бы при сходных же ситуациях вблизи себя сам бы не включил свои кулачки? .. Такова уж .. (увы и ах - ничего не поделаешь!)? .. Такова уж объективная диалектика перевоспитательной работы в условиях беззаборных школ-хозяйств .. } .. Мы выделили новеньких в особый отряд (22), две недели они не работают, мы ввели предварительное изучение конституции колонии. Через месяц, смотришь, сам новенький представляется мне дежурством как слишком энергичный защитник интересов и тона колонии .. { ZT. То есть за мерой энергичности в защите интересов и тона учреждения - тоже смотрят : слишком и вне мерно распускать свои кулаки коллектив не позволит ни самому Макаренко, ни к/л другому }.
А.С. Макаренко в "Опыте методики…", т.1 М.1983 .. Нет никаких непогрешимых средств, и нет средств обязательно порочных (с.179).
1) Есть страшное-престрашное слово - дедовщина. 2) На эту самую дедовщину общественным мнением наложено страшное же престрашное табу. 3) Как нечто страшно-престрашно зашельмованное - дедовщина как средство не может быть, де, сознательно применима в управлении воинским подразделением. 4) Но на самом-то деле как бывает ложь во спасение, так бывает и дедовщина во спасение, и у макаренковца дедовщина будет не злом, а добром, а немакаренковцу просто вообще нельзя поручать управление ни педагогическим учреждением, ни воинским подразделением.
Это вполне понимала Надежда Феликсовна Остроменцкая.
Вот отрывки из по сути документального очерка Н.Ф. Остроменцкой http://zt1.narod.ru/ostrmenc.htm (описывается лето 1926-го). -
Каждый, вновь вступающий в колонию, попадает в строго организованное общество, с которым он в большинстве случаев сливается. Но иногда не выдерживает и бежит. Бегут обычно в первую неделю. Кто остался дольше, редко уходит, ибо твердая организация всегда покоряет.
Бегущих пугает работа, пугает необходимость выявить свою общественную стоимость в новых формах, так как прошлыми хулиганскими заслугами их никто не интересуется. С того момента, как беспризорный становится членом рабочего коллектива, его оценивают только как такового.
Бегущие обычно объясняют свою слабость негодованием перед общественным устройством и нравами колонии:
- В вашей колонии самосудчики.
- В вашей колонии командиры дерутся.
- Так ведь одни командиры, а не все сильные. Командир, в худшем случае, двинет тебя в ухо. Зато никто не станет "подбрасывать", не будет бить "в темную".
- Да уж чего там! Самосудчики! Сами судят ..
А.С. Макаренко в "Опыте методики…", т.1 М.1983 .. Нет никаких непогрешимых средств, и нет средств обязательно порочных (с.179).
ZT. В-сухомлинские же = С-соловейчики всех времен и народов терпимо относятся к тезе "Ложь во спасение", но тявкающей овчаркой набрасываются на быто-педагогического уровня тезу "Насилие во спасение" ..
.. Командиров не только уважают, но и подчиняются им. Командир может послать на тяжелую работу и дать более легкую. Может ограничиться, в мелких случаях, собственной расправой, а может довести проступок до сведения заведующего колонией. Но если он ведет себя слишком вызывающе, весь отряд имеет право просить о его смещении. Этим правом широко пользовались малыши, так что заведующий колонией в конце концов предложил им избрать командира, и совет командиров только утвердил его (обычно совет назначает командиров) ..
.. Шесть рабфаковцев были посланы окружной комиссией в качестве воспитателей в харьковский коллектор. Как они мне потом рассказывали, воспитанники коллектора все были вооружены, но далеко не все одеты, так как считали лишним, по летнему времени, обременять себя в этом отношении. Как только они получали штаны и рубаху, сейчас же примеряли: если рубаха была достаточной длины, продавали штаны, если короткая - рубаху. Позади коллектора расположен пустырь, где ютились банды беспризорных. Питомцы коллектора состояли с ними в оживленных сношениях, общаясь с населением пустыря через забор. Воспитатели ничего не могли поделать.
Явившиеся горьковцы разделили ребят на отряды, вожаков сделали командирами и строго с них взыскивали за каждое нарушение дисциплины со стороны их отряда. Несколько человек отправили в допр. Нескольких поколотили. На пустыре, совместно с милицией, сделали облаву и очистили его. Борьбу пришлось вести упорную, но они вышли из нее победителями, и через месяц коллектор стал походить на воспитательное учреждение ..
Из того же файла по Остроменцкой, из гл.2 ее "Повести о Решиде и Мишке". -
Це секретарь рады командиров... Як ваши призвища?
- Какие призвища?
- Ну, хвамылии?
- Михаил Капралов. Решидка, а твоя как?
- Юсупов.
- Алексеев, запыши их. Та расскажи, а то воны нашей мовы ни розумиють.
- Айдате в совет, - заложив руки в карманы, Алексеев пошел между мальчиками. - Вот что, долго я вам растабарывать не буду, сами увидите как мы живем. Главное - у нас все ребята разбиты на отряды и каждый отряд выбирает себе командира. У вас командиром будет Посунько. Вы будете обедать, спать, одежду получать и все другое у него в отряде. А работать будете в другом отряде у Федьки... Что командир скажет, должны делать...
- Ловко! - вздернул нос Мишка. - А если он мне скажет сапоги с него сымать?
- У нас так не бывает. А если б случилось, подобный гад в два счета вылетел бы из колонии.
- Посмотрим, - многообещающе пробормотал Мишка.
См. также http://zt1.narod.ru/dbr_srd8.htm Доброе сердце необходимо, но на одном лишь добром сердце - далеко не уедешь.