Карклина С.Э., этюды по семейному воспитанию.http://zt1.narod.ru/doc/Rubejovskaya-i-Rijskaya-do-1917.doc Рубежовская и Рижская колонии до 1917.

ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.


Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

См. и: http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

А.С. Макаренко т.8 М.1986, 20.10.1938 .. Если бы мне дали такую школу, как у вас, я обязательно наладил бы там производство, вы не представляете себе, как это прекрасно, когда ребята делают нужные вещи (с.182; см. там и с.18).
Макаренко т.4 М.1984, 08.02.1939 .. Если бы у меня была школа, я бы, кажется, на части разорвался, но что-нибудь стал бы делать (с.302; см. там и с.361).
РГАЛИ, ф. 332, оп. 4, ед.хр. 186. А.С. Макаренко. 1 марта 1939 г. .. Стенограмма, лл.68-69 .. Дети с 14 лет должны принимать участие в производительном труде. Труд очень увлекает детей, и я уверен, что наша будущая школа будет с участием производительного труда…
Макаренко т.1 М.1983, 24.08.1922 .. Не труд-работа, а труд-забота (с.11).

Но! -

В математике есть принципиально не берущиеся интегралы. Задача оптимизации привычной общеобразовательной школы - это принципиально НЕ берущийся "интеграл", и одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,

тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,

превращения рутинного "воспитания" в ВОСПИТАНИЕ ВСЕРЬЕЗ – не даст.

В пригородном интернате есть сосредоточенность, но её (сосредоточенности) нет в привычной общеобразовательной школе.

.. ZT. НО !!!!!
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc
Малая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !). ..

А.С. Макаренко т.1 М.1983 ".. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах .." (с.13),

и так и останется в привычной общеобразовательной школе, - одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,

тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,

сосредоточенности, а значит и ВОСПИТАНИЯ ВСЕРЬЕЗ, не даст.

Конечно, устройство пригородных интернатных школ-хозяйств как добавки к семейному

1) требует серьезной подготовки квалифицированных макаренковских кадров,

2) требует серьезного финансового и капитально-строительного обеспечения,

3) требует серьезного информационного обеспечения,

к чему последнему лично я, ZT, и стремлюсь...

См. и: http://zt1.narod.ru/01-da-da.htm
Учебная старательность дружит с трудом
.

Из http://zt1.narod.ru/ivanov-i.htm .. "Коммунарская методика" - это всего лишь клубы общения. Собираются вместе и поют часами. Это какими же надо быть бездельниками !, как надо не ценить свое время ! + Посреди недели едут на молокозавод мыть бутылки. И.П. Иванов и С.Л. Соловейчик, наверное, думали, что потратить полдня на езду, поехать в захламленную шарагу, о которой за день знать не знал, а через день забыл - это и есть "трудовое воспитание", "труд-забота" и "тоже Макаренко"!
Картинка с натуры: галочно-отметочное в "педагогике". - С. Соловейчик в дифирамбах "коммунарской методике" Иг. Петр. Иванова: "Кто хочет - едет на молочный завод мыть бутылки". ГАЛОЧКА НАПРОТИВ ПУHКТА О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ СУПЕР-"ТЕОРЕТИКОМ" "ПЕДАГОГИКИ" КРЕТИHОМ И ИДИОТОМ С.Л. СОЛОВЕЙЧИКОМ ПОСТАВЛЕННА !
Вообще многое, а не только лишь идею трудового воспитания, губит галочность (от слова "галочка"). Картинка с натуры (10.10.97): выгнали класс на улицу убирать из луж и с газонов на территории школы опавшие листья, и двое мужиков-"воспитателей" стоят в сторонке, беседуют о своем. И не смотрят, чем ребята занимаются-то. Отстояли, беседуя, минут 20, оглянулись, ребят нет, все куда-то ушли, лопаты брошены где попало. "Воспитателей" же ничего не колышет; даже не посмотрели, что ребята сделали-то. Собрали лопаты и грабли и ушли. Такое "трудовое воспитание" лишь вкореняет в ребят разгильдяйское отношение к труду. Выйти с граблями и лопатами, помахать ими, потолкать друг друга, что-то там кое-как и кое-где поскрести, бросить лопаты и грабли где попало и пойти:
ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУД"? ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ" ? - HЕТ, ЭТО ПРОСТО КРЕТИHИЧЕСКАЯ = С-СОЛОВЕЙЧИКОВСКАЯ "ПЕДАГОГИКА" !
А.С. Макаренко т.4 М.1984 .. Был [идеальный, и в частности потому, что без зарплаты, в коммуне им. Дзержинского приблизительно в 1930-1931 гг.] период, когда все мои коммунары работали уже на настоящем производстве, т.е. была такая организация, в которой был промфинплан, стройный порядок .. не энтузиазма штурма и не энтузиазма ближайших целей этой шестидневки или этого месяца, а энтузиазма спокойного, ровного, видящего далекие перспективы коллектива .. Я сейчас могу отбросить другие положения и считать, пожалуй, их негативными положениями трудового воспитания. Это такие положения, когда нет производства, когда нет коллективного труда, а когда есть отдельные усилия, т.е. трудовой процесс, имеющий целью дать якобы трудовое воспитание .. Во всяком случае, я уверен, что труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания .. (с.180-1).
ZT. В слесарном деле всё опошляет т.ск. "галочный подход". Болт вылезает из гнезда? - А я сейчас распорку поставлю. И вбивает гниль какую-то, но (!) : галочка бракоделом поставлена: В педагогике же, в социальной работе галочный подход - ну просто доминирует. Трудовое воспитание? .. а вот ребятки жёлуди собирали .. а вот у нас мастерская .. даже 3 молотка ...

В реальной своей словесной практике А.С. Макаренко слово "советский" употреблял в двух так сказать ипостасях = аспектах: в аспекте отрицательном и в аспекте положительном. В непозитивном = отрицательном смысле слово советский А.С. Макаренко часто или иногда связывает с пакостями в СССР 1937-го и соседних годов. Советское же в позитивном смысле по Макаренко - это по сути то, что пылко пресуществовало в комсомольских по жанру песнях (такие песни были у Александры Пахмутовой и т.д.), и это то, для чего у меня в рубрикаторе заведена рубрика Митинговое воспитание. В бывшем СССР издавались песенники разных жанров, и в числе прочего были так сказать комсомольские песенники. В комсомольских песенниках советское, а уж тем более комсомольское выглядело ух как эффектно. И когда мы десятки лет назад распевали и слушали песни в духе "Мой адрес - не дом и не улица / Мой адрес - Советский Союз", то нам очень _не_ хотелось вспоминать Александра Галича = нам очень _не_ хотелось отрезвлятья и вспоминать, что в песнях-то в духе "Мой адрес - не дом и не улица / Мой адрес - Советский Союз" по сути выстраивались что? - потемкинские деревни.
Макаренко, ПП-2003 из гл. Пять дней .. Эти пять [ZT. 12 ?] дней я представляю во всей моей жизни как длинное черное тире. Тире, и больше нечего .. / .. Придирчивые педагогические критики и теперь могут меня упрекнуть: как это так - было вас шесть педагогов и десяток старых опытных колонистов, неужели вы не могли приступить к правильной педагогической работе, неужели для вас не нашлось уймы всякого полезного дела? О, разумеется, эти критики могут самым точным образом перечислить все признаки настоящего "советского метода", который просто нужно было применить к делу. / Чтобы не вступать в спор и никого не раздражать, - уже согласен. Могли применить "советский" метод, могли вызвать из города пятьдесят неизвестных нам комсомольцев, объяснить куряжанам все, что следует, выделить "актив", опереться на актив, ну и так далее. Могли и не сделали, значит, виноваты, виноваты и в том, что не заглянули в "вековое наследство", не использовали ни одного педагогического справочника, виноваты и в том, что не прислушались к довольно громкому слову Шульгина, - вообще виноваты. / Что мы все-таки делали? / Мы аккуратно вставали в пять часов утра. Аккуратно и терпеливо злились, наблюдая полное нежелание куряжан следовать нашему примеру. Передовой сводный в это время почти не ложился спать: были [сельскохозяйственные и просто хозяйственные] работы, которых нельзя откладывать .. (с.505-6).

ПП-2003 из гл. Триста семьдесят третий бис .. На рассвете семнадцатого я выехал встречать горьковцев на станцию Люботин, в тридцати километрах от Харькова (с.519) .. Бродя по перрону, я поглядывал в сторону Куряжа и вспоминал, что неприятель сегодня утром показал некоторые признаки слабости духа (с.520) .. И все-таки я ни одной минутки не был уверен, что генеральный бой окончится в мою пользу. Ведь я нуждался вовсе не в знаках почтения, для меня необходимо было придушить весь этот дармоедческий стиль, для которого знаки почтения, как известно, вовсе не противопоказаны (с.521).

ZT. Идеологическое обеспечение - это лишь витрина и это лишь декларативные каркасы (чи каркасики) бытия; но внутри этаких каркасов (чи каркасиков) живут человечки, которые (в лучшем случае) лишь (да, всего-то лишь!) немного идентифицируют себя с внешней витриной и потемкинско- деревенским _официозным_ каркасом (чи каркасиком) социального процесса или социального образования.

НЕ ВЕРЬ ДЕКЛАРАЦИЯМ!: - ОНИ ОБМАНЧИВЫ, КАК ЭТО ОБМАНЧИВЫ ВСЯКИЕ _ПОТЕМКИНСКИЕ ДЕРЕВНИ_. ТО ЕСТЬ: НЕ ВЕРЬ ПОТЕМКИНСКИМ ДЕРЕВНЯМ ДУШ.

Вовсе не в создании в подопечных лишь самообманного представление о себе; вовсе не в создании рефлексии- комплекса самообольщения индивидика самим собою; вовсе не в идеализации и не в построении потемкинских деревень в душах людей; и (потом) вовсе не в простодушном принятии декларативного за сколь-нибудь глубинное и сколь-нибудь реальное; вовсе не в этом состоит суть не-ленивого, а трудолюбивого = истого воспитания подопечных _макаренками всех времен и народов_ !

В этом смысле советская педагогика - это педагогика потемкинских деревень, и только вот в локальной (! локальной !) коммуне А.С. Макаренко в лучший ее период советская педагогика была не потемкинской деревнею (в чем, кстати, критики обвиняли "Флаги на башнях"), а : реальностью. / - Вы утверждаете, что только в локальных воспитательных структурах возможно воспитание? / - Да, только в локальных. / - Но ведь семья - это локальная структура? / - Да, локальная. / Значит в семье возможно воспитание? / - Возможно, но только если это локальная именно _воспитательная_ структура, а не локальная _прозябательная_ структура. Вот пример: рутинный детский дом - это структура хоть и локальная, но не воспитательная, а прозябательная, а с другой вот стороны - нет ничего на свете лучшего, чем макаренковский ПРИГОРОДНЫЙ детдом-школа-хозяйство как структура локальная _воспитательная_…

В 1-4-5-6 лет малец - объект мамы, мама адекватна такому возрасту мальца. После 1-4-5-6 лет и далее пацан - объект папы, папа адекватен такому возрасту пацана. Но после 13-14 лет подросток перестает быть даже просто объектом семьи, потому что семья перестает быть адекватной подростковому возрасту. Нормальная семья для весьма большого % подростков - скучная золотая клетка. Подростку хочется жизни “в более широкую грудь”. Часть подростков фактически “уходит из семьи” в уличные подростково-юношеские банды. Мало кто из подростков уходит из семьи просто на улицу, но во времена войн есть возможность уйти к разным “батькам”, стать сыном полка и т.д., а потом попасть в Колонию им. Горького. Такое убегание из семьи во все века и во все времена суть достаточно распространенное и психологически достаточно нормальное явление. Но и “широта жизни” в Колонии им. Горького тоже не всех подростков удовлетворяла, и они уходили из Горьковской колонии, но, побродив немного по свету, как правило снова возвращались к Макаренко…

1) Все так сказать спартанские режимы прошлых веков, 2) все же, скажем, просоциалистические режимы 20-го века, 3) все же нынешние просоциалистические режимы конца 20-го и начала 21 веков

желая оградить молодежь от развращения

атаковывали и атакуют средства массовой информации, вводили и вводят цензуру на печать, на кино, на ТВ и т.д.,

и все они-то-дурни не обращали внимание на то, что подавляюще-то главным развратителем молодежи всегда были и остаются вампиловские (http://zt1.narod.ru/vampil01.htm) улица и двор.

Последняя фраза в последнем письме А.М. Горького к А.С. Макаренко 08.10.1935. - ".. Причиной ухода из семьи на улицу служат: мачехи, вотчимы и "скука жизни" в семье. Отцам-матерям некогда заниматься детьми, детям не о чем говорить с родителями".

ZT. Это и поныне так.

Иоганн-Готлиб Фихте (1762-1814) в свое время отрицал у большинства немецких родителей способность воспитывать своих детей.

ZT. Это по всему земному шарику и поныне так.

Фридрих Энгельс, т. 20. - От рабства погибла Греция, и еще Аристотель заметил, что рабство деморализует граждан..., рабы делают для граждан труд невозможным (с.643).А-С-Макаренки: паразитирование на родителях губит детей, и еще Аристотель заметил, что паразитирование на родителях делает для выросших в таких условиях молодых труд невозможным.ZT. ИЗ ПЕСЕНКИ СОВЕТСКИХ ЮНЦОВ-СТИЛЯГ КОНЦА 1950-Х ГОДОВ: "И РАБОТАТЬ МНЕ НЕ ПОЛОЖЕНО ПО ШТАТУ / И С ГОЛОДУ Я НЕ УМРУ ВОВЕК / ПОТОМУ ЧТО МНЕ ВЫДАЕТ ОТЕЦ ЗАРПЛАТУ / И МАМА - СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК".

Макаренко, ПП-2003 из Приложения. Записи, использованные в "Педагогической поэме" .. …Детские дома почему только для беспризорных? Почему до сих пор мы делаем ставку на семью? Семья не может воспитывать. Школа не может воспитывать. Беспризорное детство искусственно изолируется и поэтому всегда сохраняет свой анархизм. Возможно и совершенно необходимо организовать настоящее коллективное воспитание именно для нормального семейного детства, причем это будет и материально выгодно, и для государства полезно (с.714). ZT. Подробней об этом в файле http://zt1.narod.ru/tolko.htm, а в файле http://zt1.narod.ru/vsestorn.htm ищи о Гамбургском счете в воспитании…

ПП-2003 из гл. Лирика

ZT. Тут продолжение начатого еще в главах "Отченаш" и "Свадьба" философского спора о будущности (а тут еще и о сути) социалистических форм производства и бытия (об этом много в файле http://zt1.narod.ru/soci_no.htm).

Переписка Макаренко с женой, т.1 М.1994 Макаренко жене 15-16.05.1928 .. Скверно или хорошо, что нам так не хочется быть в разлуке? С каких пор Солнышко стало задаваться такими вопросами? Если бы я не боялся надоесть тебе, я голосовал бы всегда против разлуки. Но я очень угрюмый и однотонный человек. Я уверен, что нужно будет тебя увозить от меня на некоторое время, чтобы твоя душа могла отдохнуть от однообразного жужжания моей личности. Только в этом смысле, как организатор, я признаю разлуку .. (с.72).

ZT. Обратите тут внимание на самохарактеристику А.С. Макаренко главного в себе : Я КАК ОРГАНИЗАТОР. Но Макаренко ведь не был да и никогда не стремился быть организатором, скажем, СССР, не был да и никогда не стремился быть организатором, скажем, Украины или России, и ясно, что именно в работе ЛОКАЛЬНОГО СТРУКТУРНОГО ОРГАНИЗАТОРА А.С. Макаренко, - не просто правильно, а в высшей степени правильно, - видел 80%-ую суть и 80%-ый смысл истинных так сказать локально-учрежденческих и локально семейных воспитаний и перевоспитаний.

[Карабанов] - Я вам так скажу, Антон Семенович, тут у нас социализм. / [Белухин] - Социализм? Просто собралась у нас хорошая компания, ну, семья, что ли .. Нужно, чтобы был настоящий социализм, а так, если все засядем с приятелями, так никакого тебе социализма никогда не будет. / [Карабанов] - Брешешь, Матвей, брешешь, и я тебя возьму за петельки, если ты и дальше будешь так брехать. Какая тут тебе семья? Тут тебе коммуна, настоящая коммуна, ты смотри: от каждого по способности и каждому по потребности. Вот тебе нужен рабфак, - на тебе рабфак, нужен тебе табак, - на тебе табак, нужен театр, - на тебе театр… .. Если бы все люди жили так, как у нас в колонии, чего тебе еще нужно. Вот это и есть социализм. / - Что же, посмотрим, - говорит серьезно Матвей, - ты прав или я .. Для социализма нужно еще много ..

ZT. Матвей Белухин тут, конечно, подразумевает тот макросоциализм, который Сталин и Ко задумали осуществить в объеме всей громады СССР + потом и в Восточной Европе; но в реальности-то дело вообще не в том, что для этого "нужно еще много чего", а дело в том, что этого (макрогромадного социализма) вообще не нужно.

ZT. Социализм действительно нужен, он обязательно нужен, он крайне нужен, но социализм не макросоциальный, а локальный - как у А.С. Макаренко.

ZT. Широко распространенный локальный социализм по Макаренко - это необходимое и достаточное для любого по величине общества = для любого по величине государства.

.. Из угла кабинета смотрит на нас злым глазом Вершнев, известный давно специалист по правдам .. [Вершнев] - Правда только одна, а не то, что много… / - Смотри ты, - говорит Семен, - только одна? Ты уже добрался до нее? / Николай строго поднимается с дивана, подходит к столу и как будто даже со слезами говорит: / - Правда одна: люди .. Люди должны быть хорошие, иначе к-к ч-черту в-всякая правда. Если, понимаешь, сволочь, так и в социализме будет мешать .. Горький правду написал, я раньше не понимал, то есть и понимал, а значения не придавал: человек. Это тебе не всякая сволочь. И правильно: есть люди, а есть и человеки. / - Я человек? - спрашивает Карабанов. / - Ты человек. / - А я? - спросил и Матвей. / - И ты тоже. / - И я? - присоединился и я [Макаренко] к общему любопытству. / - Ого? - сказал Вершнев. / Семен рассмеялся. / - Что же тут хитрого? Значит, если в колонии, так все человеки? / - А что же? Так и нужно. Тут все человеки. Потом разойдутся в разные стороны и сволочами станут, и кто его знает еще, чем станут, а здесь, понимаешь ты, коллектив. Матвей все врал: семья, компания. Он ничего не понимает .. / .. [Макаренко] Я думал о том, что жизнь моя каторжная и несправедливая. О том, что я положил лучший кусок жизни только для того, чтобы полдюжины "правонарушителей" могли поступить на рабфак, что на рабфаке и в большом городе они подвергнутся новым влияниям, которыми я не могу управлять, и кто его знает, чем все это кончится? Может быть, мой труд и моя жертва окажутся просто ненужным никому сгустком бесплодно израсходованной энергии? ZT. Если количество перейдет в качество = если большой % детей, подростков и юношей выйдут из Ваших, Антон Семенович, по роду коммун, то тогда НЕ придется бояться корежащих влияний по выходе

ПП А.С. Макаренко, изд. Невской С.С. М. 2003, из гл. На пед. ухабах .. Создание нужного типа поведения - это прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно. И гимнастическим залом для таких упражнений должен быть --- ZT. останавливаю А.С.М. и заменяю его тут следующие слова _моими_ (ZT) --- И гимнастическим залом для таких упражнений должен быть детдом-школа-хозяйство (интернат-школа-хозяйство). ZT. И дело осталось "за малым" .. А.С.М. - У нас нет еще педагогической техники. Остановка только за техникой. ZT. Под техникой А.С.М. понимал наработки социо-технологических решений всех важных проблем, обязательно пресуществующих в пределах правильно выбранной указанной структуры - структуры детдома-школы-хозяйства (интерната-школы-хозяйство). Ибо в стратегической = макаренковской педагогике есть 2 проблемы. 1) Проблема выбора правильной структуры. Этот выбор нами, макаренками, окончательно сделан: детдом-школа-хозяйство (интернат-школа-хозяйство). 2) Вторая проблема выражается так: как правильно выбранную вот структуру (структуру детдома-школы-хозяйства - структуру интерната-школы-хозяйство) во всех важных отношениях то что называется _довести до ума_. Причем, довести до ума именно во всех важных отношениях! Вот это-то второе (довести до ума) А.С.М. и именовал термином "техника".

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

Страницы из кн. : Карклина С.Э. Рассказы для родителей. М.1978.

Алексей Иванович сразу же начал свой нехитрый рассказ:

- Я каждый день занимаюсь воспитанием сына. Один он у меня. Хочу, чтобы правильным человеком вырос. Даже время специальное выделил для воспитания. Прихожу с работы, обедаю и всегда начинаю заниматься воспитанием. Говорю: "Петя, подойди сюда, покажи, сынок, твой дневник". Если в дневнике двоек нет, то немного поговорю и отпускаю во двор, а уж если замечания или двойка, то обязательно беседую.

- О чем же вы беседуете?

- Ну, рассказываю, как мы па заводе трудимся, как план выполняем, какие задачи стоят перед каждым из нас. Ну, о том, что он должен хорошо учиться. Объясняю, как нам трудно было с матерью в войну, в школе. Вообще все объясняю, чтобы он понял. Потом обязательно спрошу:

"Ты все понял?" - "Все", - отвечает Петя. "Будешь стараться?" - "Буду", - говорит. "Двойки получать не будешь?" - "Не буду".

- А дальше?

- На следующий день я опять зову Петю. Он приносит свой дневник, и я опять сажаю его напротив себя и опять объясняю. Примеры из "Пионерской правды" привожу. И опять Петя, в знак согласия, кивает головой, опять дает слово исправиться. По глазам видно, что он все понял. Ну, думаю, после такой душевной беседы двоек не будет. Открываю на следующий день дневник - опять двойка, замечание. - Алексей Иванович беспомощно развел руками и смолк.

Мне понятна его беда. Ошибка, которую допускает Алексей Иванович в воспитании сына, свойственна многим родителям. Алексей Иванович считает, что Петя не учит уроки, плохо себя ведет потому, что не понимаем, как важны в жизни школьные знания. Он считает, что если Петя осознает неправильность своих поступков, то все само собой сразу станет на свои места. - Петя сразу же начнет хорошо учиться, будет внимателен, послушен, дисциплинирован.

Так, к сожалению, думают не только многие родители, но и некоторые учителя. Поэтому в своей воспитательной работе они так много времени отводят разъяснениям, объяснениям .. Ученик все понимает, для подтверждения этого иногда даже всплакнет, даст слово исправиться. Какое-то время старается, но, как правило, недолго - и опять срыв. Его опять "прорабатывают" - и он опять обещает. Потом он привыкает к этим бесконечным разговорам и уже не обращает на них никакого внимания.

Если бы все воспитание сводилось только к воспитанию сознания, то работа наша была бы одной из самых легких: объяснил все как следует, довел до сознания, подкрепил лозунгом, повесил плакат, провел беседу - и жди правильного поведения. Но на практике мы знаем, что далеко не все курильщики бросают курить после даже весьма убедительной беседы о вреде курения или после того, как увидели доказательный плакат на эту тему. Я не против бесед, я - за разъяснительную работу, за воспитание сознания .. Но на воспитании сознания останавливаться нельзя. Не всегда сознание влечет за собой правильный поступок.

Вернемся к случаю с Петей.

Петя все понял? Понял. Осознал? Осознал. Слово дал? Дал. Он не будет больше опаздывать на урок? Не будет. И опять - запись в дневнике. Почему же не сработало сознание? ……

- Трудно сказать в двух словах, как я воспитываю, трудно выделить самое главное. - Она задумалась. - Наверное, я просто с очень раннего детства предъявляла к ним высокие требования. Они очень рано получили обязанности по дому: помогали в уборке, мыли посуду, приучались к самостоятельности. Всегда требовала, чтобы они за собой все сами убирали. Маленькие были, а спать ни за что не лягут, пока игрушки все на место не уберут. В школу стали ходить, старалась, чтобы за уроки садились вовремя, не отвлекались, пока все не выучат, чтобы с вечера все подготовили себе к школе, аккуратно складывали форму, белье, чтобы в ранце был полный порядок. Помню, прихожу с вечерней смены домой, мальчики уже спят. Проверяю ранцы. Вижу, что Сережа как учил уроки, так все и бросил: учебники, тетради - по всему столу. Думаю, устал, даже ранец не смог собрать. Жалко парня! Соберу-ка я ему, разве мне трудно, даже приятно помочь сыну. А потом решила - сегодня соберу, завтра за него соберу, и войдет это в норму. Подошла и... разбудила его. Он всё сам собрал, но обиделся на меня, что подняла с постели. Однако больше - никогда ничего не разбрасывал. Может быть это, а может быть и что-то другое - помогает мне в воспитании ..

- Вам повезло, - сказал кто-то с завистью. - У вас два сына, и оба такие хорошие уродились. А у меня вот два, оба в одной семье живут, одинаково их воспитываем, и вот один вырос хороший, а другой - одни мучения.

Полина Ивановна улыбнулась:

- Вы не правы. Сыновья у меня двойняшки, но они - разные по характеру, и поэтому воспитываю я их не одинаково, как это вы говорите, а по-разному. Сережка - тот безалаберный, неорганизованный, за ним нужен глаз да глаз, его надо контролировать во всем и больше требовать с него. Вот он обиделся, что я его подняла с постели, а к утру все забыл - отходчивый он. А Саша - не такой. Серьезный, самолюбивый. Его, даже если бы он и забыл с вечера что-нибудь сделать, я бы не стала будить. Ему достаточно утром намекнуть, что я им недовольна. Он самостоятелен, к нему нужен другой подход. Требования, они ведь могут быть выражены в различной форме. Можно просто приказать: "Закрой дверь". А можно попросить: "Закрой, пожалуйста, дверь, а то дует". Можно еще и добавить: "Если тебе не трудно, будь добр" - это тоже требование, только в виде просьбы. "Как ты сегодня красиво написал", - хвалю я сына, а по существу, требую - "пиши красивее". Я стараюсь избегать только один вид требований, и применяю его в самых крайних случаях, очень редко, - это требование - угроза. "Не выучишь стихотворение - не пойдешь гулять". Ну, и уж если я применила угрозу, то обязательно ее выполню, - иначе нельзя. Вообще, если я что-то от ребят требую, то стараюсь довести свои требования до конца. Я требую только выполнимое и делаю всегда так, чтобы ребята понимали, зачем эти мои требования нужны. И я учитываю характер сыновей, их отношение ко мне, их эмоциональное состояние. Нет одинаковых детей, нет и совершенно равных мер воздействия на них. К каждому должен быть свой подход. Если бы у меня в семье было десятеро детей, я бы ко всем десятерым подходила по-разному. Только в основе воспитания всех этих пусть разных десятерых все-таки должна быть именно требовательность. Иначе ребенок не приучится к дисциплине.

.. Не хочешь кашу - не надо, хочешь красивую игрушку - пожалуйста, топнул на бабушку ногой - это некрасиво, разве бабушка на тебя топает? Ну, а если ты не понимаешь, что это некрасиво, то вырастешь - поймешь, а сейчас топай, от бабушки не убудет. Вот ты замахнулся и ударил бабушку - это совсем плохо, но ты еще не можешь понять всего, ты еще мал, давай переключим твое внимание: "Смотри, какая кошечка бежит, ее котята никогда не бьют никого лапкой". Внук смотрит упрямо: "Нет, бьют". .. "Ну, что ты сердишься? Не нервируй ребенка, надо переключить его внимание. Давай я лучше ему сказку почитаю" ..

У внука была масса детских книжек с красивыми картинками, он любил, когда ему читали. Подошло время начать читать ему самому, но он ленился.

- Что, тебе трудно ребенку почитать, ему ведь сложно, надо усилия прилагать, а тебе ни что стоит, - говорила жена, и я читал ему.

В школе внук учился посредственно, старания не проявлял. Пробовали его учить музыке, не захотел, занятия английским языком с учителем бросил, три раза записывался в спортивные секции, но сначала опаздывал на занятия, потом их пропускал, а затем и вовсе переставал на них ходить.

В школе поначалу был как будто в меру дисциплинированным, не грубил, не безобразничал, но учителя жаловались на его разболтанность, отсутствие усидчивости, трудолюбия, воли. Я часто бывал в школе, сам узнавал, что задано, занимался с ним физикой, математикой, а бабушка - русским языком. Уроки готовили всей семьей. Старались помочь ему, всё лаской да добром, а вот в школе нас не очень поддерживали. За каждое опоздание - замечание, небрежность в тетради - двойка. У мальчика появилась неприязнь к учителям. Начались конфликты. Перевели в другую школу, но и другая оказалась не лучше. В восьмом классе хотел вступить в комсомол, но его не приняли, заявили, что он индивидуалист. Слово-то какое подобрали! И что он о коллективе не думает. Вспомнили, что на субботник не явился, хотя сами перед субботником говорили, что дело это добровольное. Он обиделся на ребят, замкнулся, стал грубить. Бабушка ему говорит:

"Помой за собой тарелку", а он в ответ: "А ты для чего существуешь?". Учиться стал совсем плохо. Еле-еле кончил девятый класс, сейчас учится в десятом, нахватал по всем предметам двойки.

Попросил купить электрогитару. Ну, думаем, может быть, в благодарность - остепенится, порадует нас, стариков. Купили, а он теперь всех соседей будоражит. День и ночь бренчит, да еще через усилитель. Попробовал запретить, так он на меня волком. Поучать стал, мол, ты всю жизнь прожил, а ни ума, ни денег не нажил. На пенсию вышел, а отдельной квартиры не смог получить, - добился бы отдельной квартиры, и не было бы соседей, стыдиться было бы некого. И все в таком духе. Я не выдержал, схватил гитару да об пол. Сергей на меня с кулаками, потом спохватился, хлопнул изо всей силы дверью и убежал. Вот вторые сутки его нет дома, в школе тоже нет. Что же нам делать? Помогите разобраться, почему это все произошло. Мы к нему - со всей душой: всё добром и лаской, а вы бы видели его глаза, когда он уходил - одна лютая ненависть…

.. Мама бывала редко, и почти единственная ее просьба к сыну в это время была - не шуметь, так как ей приходилось много заниматься. Отец почти постоянно находился в командировках. Хозяйство вела бабушка, ей же приходилось присматривать и за Володей. Володя был накормлен, хорошо одет, имел отдельную комнату, ему выдавались карманные деньги.

"Мы дали ему всё", - считали родители. Однако забыли они дать сыну главное: свое внимание, ежедневную родительскую требовательность.

Это недостающее внимание Володя быстро восполнил во дворе. Сначала он завязал дружбу со сверстниками, а потом и с ребятами намного старше себя. Это были два пария, успевшие побывать в детской колонии и теперь .работавшие на заводе. Свое свободное время они проводили на чердаке дома, играли в карты, рассказывали всякие истории, а иногда и выпивали. Круг интересов мальчика скоро сузился, он бросил читать, стал хуже учиться. Сначала никто не придавал этому особого значения. Родители не знали, где проводит сын свое свободное время, а появившуюся у него грубость, апатию к учению считали явлениями возрастными. Не придали они особого значения и тому, что Вова потерял сначала перчатки, потом пыжиковую шапку. Только поругали его за рассеянность. Но когда у сына пропала новая кожаная куртка, родители начали прозревать. При тщательном осмотре недосчитались и кое-каких новых вещей отца. Мать потребовала объяснений, и тогда Вова рассказал, что все вещи ушли на уплату его карточных долгов.

Гром грянул. Только теперь родители увидели, к чему привела их халатность в воспитании сына. И вот мать, заливаясь слезами, искала у меня поддержки.

- Во всем виноваты эти уличные дети, - повторяла она. - Когда только ими займется детская комната милиции!

Мне жаль эту поникшую женщину. Но я все же говорю ей правду:

- Самый настоящий уличный мальчик - это ваш сын, и в этом виноваты вы сами!

Женщина недоуменно смотрит на меня.

- Я ведь дала ему все, он имел все, что желал... Но вы ведь знаете, что мы с мужем много работаем, все свободное время отдаем обществу, а в результате...

- А в результате, - вторю я ей, - вы подарили обществу человеческий брак. И общество вам за это спасибо не скажет, а, наоборот, спросит с вас...

….. Многие родители, к сожалению, считают, что воспитывать нравственность у детей нужно главным образом путем разъяснении. Поэтому основной формой воспитания они выбирают беседу. Очень часто такие беседы превращаются в длительные нотации взрослых …. Разъяснять ребятам, что хорошо, а что плохо, конечно, надо .. Но, повторяем, надо воспитывать и привычку поступать правильно. Как же воспитать такую привычку? Антон Семенович Макаренко говорил:

"Попробуйте серьезно, искренно, горячо задаться целью воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже нельзя будет ограничиваться душеспасительными разговорами. Нельзя будет закрыть форточки, обложить ребенка ватой и рассказывать ему о подвиге Папанина. Нельзя будет потому, что результат для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы воспитываете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг - только объект для глазения, развлекательный момент. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда он мог бы проявить мужество, все равно в чем, - в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости".

Эти слова заставляют нас задуматься. Значит, так же, как нельзя выработать грамотного письма без упражнения в грамотности, так нельзя, невозможно воспитать высоконравственного человека - без упражнений в нравственных поступках ..

Однажды Вася пришел домой из школы раньше обычного.

- У нас заболел учитель рисования, - сказал он.

От матери не ускользнуло смущение в глазах сына.

- И вас отпустили? - спросила она.

- Да, пришла Ирина Николаевна и сказала: "Идите, дети, домой".

- Значит, Ирина Николаевна сейчас в школе?

- Да.

- Вот и хорошо, она просила меня зайти. Пойдем вместе, заодно и узнаем, что случилось с учителем рисования.

До школы мать и сын шли молча. Около входа Вася вдруг дернул мать за руку:

- Мам, не ходи.

- Почему?

- Я тебя обманул, - уши сына вспыхнули огнем, - я сам ушел с урока. Нам сказали: кто забудет альбом для рисования, тот получит двойку. Я забыл. Тогда я пошел к учителю и сказал, что у меня очередь к зубному врачу, что у меня очень болит зуб. Он поверил и отпустил.

У Васи на глазах показались слезы, он беззвучно глотал их, опустив голову. Мать за подбородок подняла лицо сына и посмотрела ему в глаза.

- Как же так? Ты и меня обманул?

- Мамочка, прости, я больше никогда не буду обманывать, - сказал Вася.

Мать резко повернулась и пошла к школе. - Мама, не ходи, не надо!

- Как ты не понимаешь! Я должна извиниться за тебя перед учителем и классом.

Сын схватил ее за руку, минуту помедлил и тихо сказал:

- Я сам это сделаю.

- Хорошо. Я подожду тебя здесь... - И мать опустилась на скамейку возле школы. Ей хорошо было видно, как сын хрупким плечом навалился на тяжелую дверь. Он шел сдавать первый экзамен на мужество.

... Тревожный факт. Если ваш ребенок вообще не любит бывать дома, если он все свое свободное время проводит в семьях товарищей, во дворе, гуляет неизвестно где, значит, его что-то не устраивает дома. Над этим надо серьезно задуматься и внимательно посмотреть, в чем же дело.

...Сережа учится в шестом классе. Мама - инженер, интересная, начитанная женщина. Живут с сыном вдвоем. Мать жалуется, что сына домой и арканом не затянешь.

Когда Сережа заболел, я зашла к нему домой. Стучу в дверь комнаты, где живет Сережа. Он лежит один. Обрадовался моему приходу. Прохожу - сесть некуда. На всех стульях набросаны вещи. Пачками лежат старые газеты и журналы. Впечатление такое, что хозяева собрались переезжать. Сережу это не смущает, он перекладывает всё с одного стула на другой и подает мне освободившийся.

Я оглядываюсь: комната большая, светлая, но стекла в окнах не промыты, занавески оборвались и висят на двух веревочках, на красивой люстре пыль чуть не в палец толщиной. Кругом все захламлено, пол лоснится от грязи... Под столом кастрюли и грязные тарелки, на столе продукты, прикрытые мятым кухонным полотенцем. Я посидела минуты две, и мне захотелось выйти из этой затхлой комнаты на воздух.

Когда Сережа поправился, его мать зашла ко мне.

- Вы поможете мне приучить сына к дому?

- Помогу.

- С чего начнем? - спросила она обрадованная.

- Начнем с уборки вашей комнаты.

Она обиделась.

- Разве это так важно?

- Да, очень важно. В воспитании нет мелочей. Нечищеные ботинки или грязный носовой платок вашего сына могут сыграть в его воспитании значительно большую роль, чем все беседы о культуре поведения. А если вы хотите, чтобы ваш ребенок любил свой дом, то сделайте же его пребывание в нем радостным и приятным.

...У другого своего ученика я попала в обстановку, прямо противоположную первой. Но и это меня мало обрадовало. Встретила меня мама Андрея - Мария Павловна. Одной рукой она открывала дверь, в другой держала войлочные тапочки, приготовленные специально для гостей.

- Пол натираем каждый день, - как бы извиняясь, пояснила она.

В квартире царил идеальный порядок, туда можно было пускать экскурсантов, как в музей. Полированная мебель блестела, словно ее только что принесли из магазина, на диван было страшно сесть - такой белизны был чехол; стулья современной, очень хрупкой конструкции, вызывали мысль - а сидят ли на них вообще.

- Вот в таком дворце сына удержать не могу! Все норовит удрать к приятелям, - пожаловалась мне Мария Павловна.

Она разговаривала со мной, но я видела, что сердце ее неспокойно, и она все время одним глазом поглядывала на сына:

- Отойди от окна, не трогай грязными руками занавески, не тебе стирать, - не выдержала она.

Через минуту - уже механически: "Не садись на диван, помнешь". И дальше остановиться не может. "Аккуратнее открывай шкаф - поцарапаешь. "Не шаркай ногами - полосы будут на паркете".

- Скажите, - спросила я, - а где Андрей учит уроки? Я что-то не вижу письменного стола, не вижу его учебников.

- Какой письменный стол? - удивляется Мария Павловна. - Чешский не достать, а наш не вписывается в гарнитур. У учебников очень скверные обложки, поэтому на виду их держать нельзя, хранит их Андрей в кухонном шкафчике. Уроки учит тоже на кухне.

- А друзья к Андрею ходят?

- Редко, - замялась Мария Павловна, - Да мне уборки и без них хватает, целый день, как каторжная.

...И мне стало жалко Андрюшу и жалко его маму, которая сама не заметила, как, получив отдельную квартиру, превратилась в ее рабу. Андрею негде поиграть, негде смастерить подводную лодку, а уж о том, чтобы вместе с приятелями испытать ее в ванной - и разговаривать не приходится, - это значило бы окончательно убить свою аккуратную маму. И Андрей пользуется каждой возможностью, чтобы удрать к приятелям, где порядка, может быть, поменьше, зато жизнь - свободнее и интереснее.

Ребенок должен любить свой дом, любить бывать дома, приглашать домой своих товарищей. А родителям надо хорошо знать ребят, с которыми дружат их дети, приветливо их встречать, общаться с их родителями. Это создаст в семье обстановку искренности и непринужденности, которая так необходима для воспитания подрастающего человека.

…… Антон Семенович Макаренко часто говорил, что взрослые должны проектировать каждую личность, учитывая при воспитании и ее индивидуальность, и те задачи, которые ставит страна по воспитанию молодежи.

"Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, - это сила и красота, - говорил Макаренко. - И то, и другое определяется в человеке исключительно по тону его отношения к перспективе. Человек, определяющий свое поведение самой близкой перспективой, есть человек самый слабый. Если он удовлетворяется только перспективой своей собственной, хотя бы и далекой, он может представляться сильным, но он не вызовет у нас ощущения красоты личности и ее настоящей ценности".

Эти слова замечательного советского педагога нужно помнить всем родителям и воспитателям ..

.. В жизни детей почти нет вещей и явлений, которые бы, помимо своего непосредственного назначения, не несли бы нагрузку воспитательную .. И разговор об одежде детей - это также вопрос не только эстетики, но и педагогики.

...Обувной магазин. Масса народу. Там, где выставлена дорогая импортная обувь, девочка лет пятнадцати примеряет лакированные туфли. У нее разбегаются глаза, щеки пылают. Он надела одну пару, проходит неуверенной походкой около большого зеркала, берет другую, третью. В стороне, прижимая к себе потертую продовольственную сумку, в стоптанных стареньких ботиночках и в выцветшей кофточке стоит женщина. Улыбка умиления не сходит с ее губ:

"Танюша, это очень хорошо!". Дочь снисходительно смотрит на мать: "Что ты понимаешь, - эту модель уже не носят, каблук не тот". И просит подать следующую пару. Ее беспокоит только одно: опередит она моду или отстанет от нее, а последнее - граничит с катастрофой. - Пусть завтра на танцах все ахнут, пусть все девочки поумирают от зависти.

А мать тем временем перебирает в уме - где еще перезанять денег, в чем еще себе можно отказать, лишь бы выполнить прихоть своей единственной ненаглядной дочери.

- Остановитесь, -хочется сказать ей. - Пройдет время, и аукнется вам эта рабская позиция в горьком вашем упреке:

"Я для тебя всем в жизни пожертвовала, все для тебя, о себе совсем не думала, лишь бы тебе купить платья, туфельки, сумочки, а ты, неблагодарная, хотя бы раз о матери побеспокоилась". Скривит в улыбке дочка рот: "Опять ты, мама, со своими упреками!". Накинет на плечи вами же купленную шубку и с обиженным видом хлопнет дверью.

...В кабинете двое: мать и дочь. Обе приглашены для неприятного разговора. Дочь учится в девятом классе. Только год прошел, как она пришла к нам в школу. На школьный вечер девочка явилась в таком ультрамодном платье, что, пожалуй, даже эстрадная певица не рискнула бы выйти в нем на сцену. Мать я вижу впервые. Знаю, что работает она ткачихой. На голове у нее ситцевая косынка, натруженные руки разглаживают на коленях темное платье, видно, пришла она сразу после смены на фабрике.

- Как вы могли купить дочери такое платье, зачем оно ей?

Мать пожимает плечами и, как бы извиняясь, тихо произносит:

- Да разве я его покупала? Это она сама. Говорит, что это модно. Ей хотелось платье обязательно блестящее и короткое. Я-то ведь почти неграмотная, ничего не понимаю, а ей, образованной, виднее. Она и в театр ходит и книжки читает, - что мне с ней спорить. Я бы, конечно, такое не купила.

- Зачем же вы ей для самостоятельных покупок деньги даете?

Она замялась, потом подняла глаза и сказала:

- А я ей обещала. Сказала, если, окончишь полугодие без двоек, куплю новое платье, денег не пожалею, для тебя ничего не жалко, только учись! Вот и пришлось покупать. Ведь обещания надо выполнять.

Дочь вдруг с ненавистью посмотрела на мать:

- Выполнять, выполнять! - зло передразнила она ее. - Обещала дать 60 рублей, а дала только 30. Я, может быть, за 60 купила бы себе платье и шикарное, и скромное сразу, а дешевое, где возьмешь такое?

Я удивленно посмотрела на Люсю:

- Как ты разговариваешь с матерью?

- А что она все обманывает? Обещала, как кончу девятый класс, купить мне часы. У всех в классе есть, а меня до сих пор обещаниями кормят.

Мать виновато посмотрела в мою сторону:

- Младшего сына хочу в санаторий отправить, деньги будут нужны, вот и говорю - повремени. Буду летом работать в две смены - куплю часы, будешь не хуже других. Отдыхать не поеду, возьму компенсацию, куплю тебе к зиме хорошие сапожки. Только учись!

- А у вас есть хорошие сапожки, часы, модное платье?

Мать удивленно посмотрела на меня.

- Зачем мне все это? Куда я хожу, где бываю? Целый день на работе или дома верчусь. А ее дело молодое. Я-то в трудное время росла, ничего хорошего не видела, пусть хоть дочь ни в чем недостатка не знает.

- А вам не приходило в голову, что у вашей дочери еще вся жизнь впереди, что будут у нее и красивые платье, и туфли. А вам бы - о своем здоровье подумать. Съездили бы в дом отдыха, а к отпуску и обнову себе справили бы - платье или туфли.

Мать тогда не послушала меня, продолжала потакать дочери, не раз покупала ей модные вещи. Красивые платья надо было где-то показывать, и Люся стала частенько появляться на танцах. Там ее как-то пригласили в ресторан, она согласилась. Вернулась домой поздно, от нее пахло вином. И так - не раз. Только тогда мать начала бить тревогу. Комсомольская организация школы потребовала от Люси прекратить сомнительные знакомства. Люся повела себя на собрании вызывающе, заявила, что она - современна, пользуется успехом у мужчин, и что все ей просто завидуют.

Конфликт кончился переходом ее в другую школу. Но и там произошло то же самое.

Люся ушла из школы и поступила на работу, но дело у нее не ладилось, так как ни к чему она не проявляла интереса.

А виновато во всем случившемся Люсино воспитание, сделавшее девушку самовлюбленной эгоисткой, приучившее ее любить только себя, заботиться только о себе. Это - то самое семейное воспитание, где за счет родительского здоровья, отдыха - удовлетворялись все капризы подростка, где взращивалось потребительское отношение к жизни, стремление жить легко и красиво - за чужой счет.

Забота о родителях должна быть в центре внимания любой семьи. И если в семье решается вопрос, кому купить в первую очередь платье - матери или дочери, то двух мнений быть не может - только матери. Это не я говорю. Это еще А.С. Макаренко в свое время рекомендовал.

Как-то мне пришлось разбирать конфликт между учеником пятого класса Сашей н его матерью. Саша не на шутку обиделся на мать за то, что она пошла в магазин покупать ему коньки, а по дороге увидела в магазине красивую кофту и приобрела ее, сыну же обещала купить коньки в следующую получку. Саша от обиды растирал мутные слезы кулаками и сквозь всхлипывания выговаривал: "Старая уже, а все наряжается".

Я невольно улыбнулась, зная что Сашиной маме еще нет и тридцати.

- Что ты, - возразила я, - у тебя такая симпатичная, молодая мама, и кофта ей очень идет, она еще красивее стала.

Саша глубоко вздохнул и возразил:

- Ну да, ей и папа сказал: "Старая уже, а все наряжаешься".

- Папа пошутил, - объяснила я.

Саша глубоко вздохнул и возразил:

- Ну да, пошутил! Он так шумел на маму, кричал даже, что порвет эту кофту.

- А ты заступился за маму? Ты, наверное, сказал папе, что обойдешься пока без коньков, пусть мама порадуется обнове?

Саша задумался. Ему, вероятно, этот вариант не приходил в голову.

Пусть подумает. Если он научится хоть в чем-нибудь себе отказывать во имя радости своих ближних - это уже будет шаг к формированию хорошего человека ..

.. Никто не спорит: приятно, когда дети красиво и ярко одеты. Но все нужно делать не только с хорошим вкусом, чувством меры, но и с педагогическим тактом.

Тут, думается, уместно сказать и о школьной форме. Старшеклассники и их родители часто высказывают сомнения, нужна ли она в старших классах.

Я не берусь судить о том, красива она или нет. Возможно, фасон формы можно и изменить, создать несколько вариантов. Но я готова утверждать, что форма старшеклассникам нужна ..

--

Были и есть Женщины (с большой буквы) в российской педагогике! Например, Елена Сергеевна Левицкая (1868-1915) (http://zt1.narod.ru/levick.htm) и Ида Антоновна Платонова : коня на скаку они не останавливали и в горящую избу тоже вроде бы не входили: у них были и есть другие биографические задачи = у них была и есть другая работа. Правда, у Платоновой (кн. 2002 г., Петропавловск-Камчатский) много и совершенно ахинейского вроде восхвалений
Вас. Ал-др. Сухомлинского (http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm),
Вл. Фед. Матвеева (http://zt1.narod.ru/str-88.htm),
Иис. Иос. Христа (http://zt1.narod.ru/maldosye.htm) и прочих (навскидку считай что равнозначных) недоумков. Такие местечки и такие места в сканер-конспектировании кн. Платоновой я буду пропускать, _не разбирая_, но ей самой материалы об указанных, к примеру, недоумках обязательно пошлю, толи электронно, толи бумажно…

Прыг на главную ZT-web- страницу http://zt1.narod.ru/