Биография А.С. Макаренко от Науменко Федора Ивановича.См. и: http://zt1.narod.ru/doc/UG-14-07-1983-Naumenko.doc

http://zt1.narod.ru/doc/discipl-rejim-nakazan.doc. Тезисы по теме: дисциплина – режим – наказания. Такими установками и в голове, и в писанине Викниксора "и не пахло", и поэтому Шкида почти перманентно находилась в кошмарном состоянии гл. "Содом и Гоморра" у Г. Белых и Л. Пантелеева и "Последней гимназии" у П. Ольховского и К. Евстафьева ( http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, а лучше http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc ).

ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.


Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

Материалы к биографии А.С. Макаренко см. в файле: http://zt1.narod.ru/a-s-mak5.htm.

Материалы к биографии А.С. Макаренко см. и в файлах: http://zt1.narod.ru/anti-kon.htm и http://zt1.narod.ru/tolko.htm.

А.С. Макаренко, сб. Львов 1978, со стр.94 (см. и Восьмитомник, т.8 М.1986 с.124).
Макаренко Антон Семенович. АВТОБИОГРАФИЯ
.

Родился 14 марта н. с. 1888 г. в гор. Белополье б. Харьковской губ. Сумского уезда в семье рабочего вагонных ж.-д. мастерских.

Учился в двухклассном ж.-д. училище в Белополье с 1896 по 1901 г.

В 1901 г. переехал вместе с родителями в п. Крюков, куда отец перешел рабочим в крюковские вагонные мастерские.

В 1901-1904 гг. учился в городском четырехклассном училище в Кременчуге, которое окончил в 1904 г. По окончании училища поступил на одногодичные педагогические курсы в Кременчуге.

С 1905 по 1911 г. работал учителем в Крюковском ж.-д. двухклассном училище. За ссору с заведующим-черносотенцем переведен в Долинское ж.-д. училище на ст. Долинская Южн. ж. д.

В 1914 г. поступил в Полтавский учительский (потом педагогический) институт, который закончил осенью 1 1917 г. с золотой медалью.

Во время пребывания в институте был призван в ратники, 127-й пешей Воронежской дружины 2 неправильно несмотря на то, что был студентом последнего курса и подлежал освобождению по состоянию здоровья (зрение). Тем не менее освобожден был только через 6 месяцев.

По окончании института был назначен инспектором высшего начального ж.-д. училища в Крюкове. С весны 1919 г. из учеников училища организовал с.-х. коммуну и за это при Деникине уволен. Поступил зав. нач. училищем в Полтаве, откуда перешел в 1920 г. заведующим колонией им. М. Горького.

Вместе с колонией Горького переехал в Харьков.

С октября 1927 г. принял заведование коммуной им. Дзержинского. Работу в колонии Горького оставил в 1928 г. 3 сентября.

1 В действительности летом 1917 года.

2 В действительности 147-й дружины. Об этом говорит “Свидетельство о выполнении воинской повинности”.

Биография А.С. Макаренко от Науменко Федора Ивановича (1901-91).

Ф.И. Науменко, И.И. Козуб.

“АВТОБИОГРАФИЯ” А.С. МАКАРЕНКО Комментарий

[…]

Интерес к наследию выдающегося педагога, ко всему, что так или иначе связано с именем А.С. Макаренко, с годами не уменьшается, а возрастает. Публикуемая впервые автобиография А.С. Макаренко пока известна в единственном экземпляре. Так как она написана весьма сжато, мы считаем целесообразным сопроводить ее публикацию комментарием.

А.С. Макаренко начинает автобиографию словами: “Родился 14 марта н. с. 1888 г.” Однако в свидетельстве о рождении указана другая дата: 1 марта 1888 г., то есть по новому стилю - 13 марта. Объяснить это расхождение нетрудно. Макаренко писал автобиографию в 30-е годы, когда к датам по юлианскому календарю прибавляли уже не 12, а 13 дней. С этим и связана допущенная им ошибка.

Исследователи же макаренковеды указывают дату точнее. В частности Н.П. Нежинский в монографии “Жизнь и педагогическая деятельность А.С. Макаренко” пишет, что А.С. Макаренко родился 1 марта (13 марта н. ст.) 1. В “Педагогической энциклопедии” также значится 1 марта (13 марта н. ст.) 2.

В автобиографии Макаренко встречаются и другие неточности. Так, он указывает, что был ратником 127-й Воронежской дружины, а в действительности - 147-й. Об этом говорит его “Свидетельство

1 Нiжинський М. П. Життя i педагогiчна дiяльнiсть А.С. Макаренка. К., 1967, с. 3.

Педагогическая энциклопедия, т. 2. М.. 1965.

о выполнении воинской повинности”, хранящееся в мемориальном музее А.С. Макаренко в г. Кременчуге. Кроме того, А.С. Макаренко пишет, что учился в Полтавском учительском институте, “который закончил осенью 1917 года”. На самом же деле он закончил институт летом, а осенью уехал из Полтавы. Время окончания института зафиксировано в аттестате № 685, выданном ему Педагогическим Советом Полтавского учительского института. Об этом же пишут в своих воспоминаниях бывший директор Полтавского учительского института А.К. Волнин и преподаватель института В.Н. Тарасов 3.

Автобиография А.С. Макаренко написана им при зачислении его на должность помощника начальника отдела трудовых колоний. Этот отдел был создан при Наркомате Внутренних дел УССР летом 1935 года.

[…]

По окончании института А.С. Макаренко был назначен, как сказано в автобиографии, инспектором высшего начального училища, но при Деникине уволен за организацию сельскохозяйственной коммуны. До этого он пытался получить работу при Полтавском учительском институте в школе с украинским языком обучения, однако безуспешно 5. Вернувшись осенью 1917 года из Полтавы в Крюков, А.С. Макаренко, будучи назначен инспектором вновь организуемого Высшего начального железнодорожного училища, принимает в декабре 1917 - январе 1918 года меры к реорганизации двухклассной железнодорожной школы в это училище. Этот вопрос поставили перед управлением железной дороги рабочие Крюковских вагоноремонтных мастерских. Таким образом, А.С. Макаренко был организатором Высшего начального железнодорожного училища в поселке Крюков и его первым руководителем, инспектором. Он подбирал учителей, доставал для училища необходимое учебное оборудование. По его инициативе создается самодеятельный драматический кружок им. В. Г. Короленко, который дал личное согласие на присвоение кружку его имени. Сборы со спектаклей кружка шли на приобретение учебного оборудования для вновь организованного Высшего начального училища 6.

Из учителей и учащихся школы Макаренко организовал сельхозкооператив по уходу за арендованными училищем садом и огородом 7. Тут он впервые испробовал отрядную организацию учащихся.

3 Воспоминания о Макаренко. Сб. материалов. Составители Н. А. Лялин, Н. А. Морозова. Л., 1960, с. 35, 41.

5 Нiжинський М. П. Життя i педагогiчна дiяльнiсть А.С. Макаренка, с. 37.

6 Воспоминания К.М. Безрук. (Хранятся у Ф.И. Науменко).

7 Воспоминания Н.Т. Поповиченко и воспоминания К.М. Безрук. (Хранятся у Ф.И. Науменко).

Об этом сообщают Н.Т. Поповиченко, состоявшая членом этого кооператива, и К.М. Безрук 8. Здесь же впервые были введены элементы военизации в преподавание физкультуры, что очень увлекало учащихся. Можно предположить, что элементы военизации и система отрядов, широко используемые впоследствии Макаренко в практике воспитания и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в колонии имени М. Горького под Полтавой, подсказаны ему опытом работы в Крюковском высшем начальном железнодорожном училище. (ZT. То есть не в исправительном учреждении).

Вставка 15.08.2009. Из http://ztnen.livejournal.com/7044.html:

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

> если бы было с жёсткой дисциплиной учебное заведение, я бы его отдала. Но никто таких учреждений не откроет. Их в системе образования не существует.
ZT. Строгая дисциплина, конечно, нужна, но дело обстоит более обще:
для подростков "оболтусов" сочетания "обычная семья – обычная школа" просто не адекватны:
природа их жаждет и требует иной структуры бытия:
той структуры бытия, которая до и после 1917 года, увы, именовалась:
"исправительная колония".
Вот этот неправильный эпитет: "исправительное"
1) шельмовал замечательную структуру и
2) отпугивал от неё (от пригородной школы-хозяйства) и ребят, и педагогов,
и вот это-то историческое предубеждение и надо прорвать.

.. ZT. НО !!!!!
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc
Малая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !). ..

"Знание и труд" Симбирск, РНБ П28/503 1921,2. Мирандов Александр Федорович ( http://zt1.narod.ru/doc/mirandov.doc. ) .. В нормальных школах и детских домах Симбирска, особенно среди воспитанников, циркулируют самые невероятные толки о нашей школе, вызванные в большинстве случаев запугиванием воспитателями своих непокорных воспитанников "Максимовкой" в тех случаях, когда другие меры педагогического воздействия не оказывают влияния .. В конце концов мне пришлось обращаться с просьбой в Губоно об издании по всем интернатам и детским домам распоряжения о том, чтобы из числа мер педагогического воздействия была совершенно исключена угроза "Максимовкой" .. Название "трудовая колония" более соответствует типу и характеру нашего учреждения, но нам приходится открещиваться и от этого названия, так как колония ассоциируется с названием прежнего учреждения - колонии малолетних преступников, и слово колонист для наших воспитанников, как синоним профессионального любителя чужой собственности, кажется оскорбительным подчеркиванием принадлежности их к определенной категории несовершеннолетних ..
Мирандов А. Ф. .. Характер работ воспитанников, - имеющееся школьное хозяйство, наличие садов, огородов, покоса и пахотной земли, обслуживание хозяйства собственными мастерскими, - дают полную надежду Школьному Совету в недалеком будущем осуществить свое желание - реорганизовать школу нравственно-дефективных детей в Школьный детский Совхоз, присвоив ей именно это название, тем более, что настоящее наименование школы на более сознательных воспитанников действует угнетающим образом ..

http://zt1.narod.ru/kurgn_33.htm РАЙОННЫЕ УПК ПРЕОБРАЗОВАТЬ В КУРГАН-33. "Нар. обр" 1992,3-4 [и: В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОТИВ ГОРОДСКИХ ПТУ-ОБЩАГ УГ 1994,5].
И другое столь же важное и близкое к тому ..

В этом плане интересна следующая деталь. Из воспоминаний Павла Ивановича Карапиша, коллеги и друга А.С. Макаренко, который сменил черносотенца Кабаненко в должности заведующего двухклассным железнодорожным училищем в Крюкове, известно, что он и А.С. Макаренко в 1913 году принимали участие в маневрах “потешных полков”.

Из воспоминаний Н.Т. Поповиченко, К.М. Безрук и др. известно, что А.С. Макаренко в летний период 1918 года преподавал украинский язык на курсах, организованных Управлением Южной железной дороги для сотрудников и учителей г. Крюкова. Начальником курсов был Ю.А. Кожевников. Они существовали до тех пор, пока ими не были охвачены все служащие и учителя железнодорожного узла.

В августе 1919 г. А.С. Макаренко переезжает в Полтаву, где в это время в одной из начальных школ работала Е.Ф. Григорович, с которой А.С. Макаренко связывала дружба еще с 1906 года.

В сентябре 1919 года А.С. Макаренко принял заведование 2-й начальной школой в Полтаве 9, а в сентябре 1920 года по рекомендации Е.Ф. Григорович полтавский Губернский отдел народного образования поручает А.С. Макаренко заведование Основным детским домом для морально-дефективных детей № 7 в с. Трибы под Полтавой 10. Е.Ф. Григорович тогда же назначается воспитательницей этого детского дома. А.С. Макаренко не принял пущенного в ход педологами термина “морально-дефективные дети” и назвал детский дом, руководителем которого он был }назначен, в служебном отчете за сентябрь 1921 года трудовой колонией им. Горького. Когда 4 июля 1936 года было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе наркомпросов”, он назвал этот день - 4 июля - одним из самых счастливых в своей жизни. А.С. Макаренко справедливо утверждал, что “морально-дефективные дети” - это лишь результат дефективного воспитания, условий жизни 11.

Деятельность Макаренко в трудовой колонии им. Горького под Полтавой, где сложился в основных чертах не только его

8 Воспоминания Н.Т. Поповиченко и воспоминания К.М. Безрук. (Хранятся у Ф.И. Науменко).

9 Гайдамакина Т. Яркий пример творческого горения. - В сб.: А.С. Макаренко, кн. 1. Изд-во Львов, ун-та, 1949, с. 145-147.

10 Полтавцi про А.С. Макаренка. К., 1968, с. 26.

11 Макаренко А.С. Соч. в 7-ми т., т. 5, с. 438.

блестящий омыт перевоспитания, но и теоретические основы его педагогической концепции 12, в литературно-художественной форме замечательно освещена им самим на страницах романа “Педагогическая поэма” 13.

Руководя колонией им. Горького, А.С. Макаренко за сравнительно короткий срок добивается замечательных успехов в перевоспитании несовершеннолетних беспризорников и правонарушителей. Однако, заметив застой в развитии коллектива колонии, он принимает меры к переводу своей колонии в другое место с тем, чтобы открыть перед детьми новые перспективы, дать новый импульс к движению вперед. Оставляя обжитое место под Полтавой, в мае 1926 года А.С. Макаренко с колонией им. М. Горького переезжает под Харьков, в Куряж. Происходит известное всем по “Педагогической поэме” завоевание Куряжа.

Опыт работы в колонии им. М. Горького убеждает А.С. Макаренко в могущественной силе организованного общественного воспитания […]. Окрыленный успехом, он приходит к ошибочному выводу, что коммунистическое воспитание может быть организовано как “массовое производство”, и вносит соответствующее предложение в Наркомпрос Украины 11, где оно было принято.

Чем объяснить, что А.С. Макаренко, всегда трезво оценивавший реальность, в начале 20-х годов оказался в плену педагогических иллюзий?

Первая империалистическая война и последовавшая за ней длительная, особенно ожесточенная на Украине, гражданская война, осиротили многих детей. Они оказались беспризорными. На Советской Украине детские дома разного типа становятся массовыми учебно-воспитательными учреждениями. Поэтому Наркомпрос Украины предложил Первому партийному совещанию по народному образованию за основу социалистического воспитания подрастающего поколения принять детские учреждения интернатного типа, где бы в обязательном порядке обучались и воспитывались все дети. Авторы этого проекта полагали, что, изолировав детей от влияния семьи, можно успешнее решать задачи воспитания человека нового, социалистического общества.

Как известно, проект Наркомпроса Украины был отвергнут. Во-первых, в условиях гражданской войны он был нереален экономически; во-вторых, с точки зрения педагогической он был ошибочен потому, что в нем недооценивалась роль семьи в воспитании подрастающего поколения.

После работы в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, столкнувшись с новым составом несовершеннолетних правонарушителей и беспризорников, имеющих родителей, А.С. Макаренко постепенно

12 А.С. Макаренко, кн. 2. Изд-во Львов, ун-та, 1954, с. 111-116.

13 Морозова Н. “Педагогическая поэма” А.С. Макаренко. (Автореф. канд. дне.). Л., 1953.

14 ЦГАЛИ, ф. 332, оп. 4, ед. хр. 265.

приходит к выводу, что семейное воспитание в формировании личности имеет не меньшее значение, нежели общественное, школьное, и что только их единство может стать основой коммунистического воспитания молодежи.

.. После работы в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, столкнувшись с новым составом несовершеннолетних (ZT. ха!) правонарушителей и беспризорников, имеющих родителей, А.С. Макаренко постепенно (ZT. ха!) приходит к выводу, что семейное воспитание в формировании личности имеет не меньшее значение, нежели общественное, школьное, и что только их единство может стать основой коммунистического воспитания молодежи .. (с.98-99).

ZT. Практически нагло врущине на Антона Семеновича Ф.И. Науменко, И.И. Козуб тут утверждают, что Макаренко в конце концов пришел, де, к выводу, что всё и вся в областях кусков жизни по имени детство должно оставаться в пределах порядков, заведенных и установленных Адамом + Евой + царем Горохом…

Три категории в отношении куска жизни по имени детство: 1) Обеспечение. Это - жилье, медицинское обеспечение, питание и т.д. 2) Воспитание. И именно-то - макаренковское воспитание. 3) Оснащение. Оно суть по-макаренковски реалистическая подготовка подростков к реальной жизни в их реальном будущем. Сюда, конечно, входит и такая (обязательнейшая !) штука, как образование, то есть, учеба. К оснащению же относится: а) практическое и б) правдиво-реалистическое наделение подопечных: а) бытовой, б) общесоциальной, в) гео-экономической и г) местно-профессиональной и более широкой ОРИЕНТИРОВКОЙ. Есть выражение "Мой стакан мал, но я пью из своего стакана" = "Стакан мал, но это стакан реалистический, а не блефовый и не фанфаронный". И вот Антон Семенович Макаренко выступал за реальные, а не за блефовые = не за фанфаронские так сказать замахи и претензии и в воспитательном, и в моральном, тогда как замахи в этой сфере пресловутого = раздутого из мухи в слона христианства и изначально и потом всегда были, безусловно, блефовыми = фанфаронскими. В "Воспитательное значение детской литературы" (ЛГ 15.05.1938) в т.7 М.1986 у Макаренко на стр.158 встречаем выражение: "Создание и воспитание цельной человеческой личности". Не "всесторонне развитой", а цельной. В этом, в связи с вышесказанном о малом стакане, есть смысл, как есть смысл и в Чеховском (из "Марьи Иванны") выражении "Человек серьёзный с жизнью серьёзной".

Фридрих Ницше (1844-1900), "Так говорил Заратустра" (1883-4), ч.4 гл. О высшем человеке .. Вы не должны ничего хотеть свыше сил своих: дурная лживость присуща тем, кто хочет свыше сил своих. Особенно когда они хотят великих вещей! Ибо они возбуждают недоверие к великим вещам, эти ловкие фальшивомонетчики, эти комедианты - / - пока наконец они не изолгутся, косые, снаружи окрашенные, изнутри разъедаемые червями, прикрытые великими словами, показными добродетелями, блестящими поддельными делами.

ZT. Есть, знаете ли, и выражение (и есть серии): "Жизнь замечательных людей", и практически под этим подразумевается "Жизнь прославившихся людей". Но выражение А.П. Чехова не о людях прославившихся, а о людях серьезных с жизнью серьезной - более правильное выражение. Вот один пример. - Если у к/л женщины потенций только стать хорошей домашней хозяйкой, и она вот и стала хорошей домашней хозяйкой, прожила жизнь хорошей домашней хозяйкой, то это по Чехову, да и по Макаренко - человек серьезный с жизнью серьезной. Были и есть сотни тысяч людей, которые не пытались прыгнуть выше своей головы, но которые в пределах своих реальных, а не звездных потенций = в пределах своих реальных, а не звездных способностей осуществляли себя на позитивные 90% (а 100% в социальном вообще ничего не бывает), и тогда буквально об каждом из таковых вот сотен тысяч можно было с правом сказать по А.С. Макаренко: "Это - цельная человеческая личность", и можно же было с правом сказать по А.П. Чехову: "Это - человек серьёзный с жизнью серьёзной".

Астров в "Дядя Ваня" Чехова т.13 о праздной супружеской паре. - Вы приехали, - все работу забросили, возились с вами, все ритмы нарушились. Вы своей праздностью и их, и меня заразили. И куда бы не ступили вы и ваш муж, вы всюду своим сибаритством внесете разрушение. Я убежден - если бы вы остались, то опустошения произошли бы громадные (с.110). Астров же. - В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она красива, спору нет, но .. ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех своею красотой - и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие. А праздная жизнь не может быть чистою (с.83).

ЛУРЬЕ С. А. Демокрит 470-380. Тексты. Переводы. Исследования. М., 1970. - Без приобретения привычки трудиться ребенок не сможет .. выработать способность стыдиться: стыд как важная добродетель приходит вместе с трудолюбием...

Положительный опыт работы колонии им. М. Горького сразу же привлек к себе внимание педагогической общественности. Выступления А.С. Макаренко всегда вызывали у слушателей оживленный интерес, и аудитория обычно делилась на два лагеря: его восторженных сторонников и безусловных противников 15. Появляются в прессе первые публикации, в которых опыт работы колонии получает сначала положительную, а затем и резко отрицательную оценку. Например, в газете “Вiстi” [ZT. "Вiсти" Харьков РНБ шифр У8] инспектор Наркомпроса УССР публикует статью “Свято першого снопа”, в которой дана положительная оценка работы колонии 16. В октябре того же года выходит из печати работа М.И. Левитиной (Маро) “Работа с беспризорниками”. В ней впервые довольно обстоятельно, в целом в положительном свете показана деятельность колонии им. М. Горького 17.

В связи с пятилетием колонии Полтавский окрисполком положительно оценил ее достижения, а А.С. Макаренко был награжден премией. Наркомпрос Украины присваивает ему высокое звание “Красного героя труда”.

С переездом колонии в Куряж публикация материалов о ней не прекращается. Работа колонии характеризуется в общем положительно и довольно подробно 18. Наиболее значительным из выступлений прессы была статья “Правонарушители”, опубликованная в газете “Коммунист” [ZT. "Комунiст" Харьков шифр РНБ У27] - органе ЦК КП(б)У, перед самым отъездом колонии в Куряж. В статье не только дана обстоятельная положительная оценка работы колонии им. М. Горького, но и особо подчеркнута роль А.С. Макаренко как руководителя этого учреждения. А.С. Макаренко характеризуется как человек “строгий”, “взыскательный”, который обо всем в колонии “знает, все видит, ничего никому не спускает”. Однако эта “строгая, всепредупреждающая и почти военная дисциплина” гармонически сочетается с атмосферой “дружеских и сердечных отношений” воспитуемых и воспитателей, но без фамильярности 19.

А. М. Горький, с которым А.С. Макаренко начинает переписку еще с середины 1925 года, особенно высоко оценивает его деятельность и работу возглавляемой им колонии. Горький писал в газете “Известия”, что колония “заслуживает серьезнейшего внимания

15 “Шлях освiти” (Харьков), 1926, № 2, с. 138-141; А.С. Макаренко, кн. 8. Изд-во Львов, ун-та, 1971, с. 126-128.

16 “Bicтi” (орган Всеукраiнського Центрального Виконавчого Комiтету, Харкiв), 1924, № 156.

17 Mapо. Работа с беспризорными. Харьков, 1924.

18 “Харьковский пролетарий”, 1926, № 150; "Вiстi", 1926, № 169; “Комсомолець Украiни”, 1926, № 91.

19 Коломийцева Е. Правонарушители. - “Коммунист” [ZT. "Комунiст" Харьков шифр РНБ У27], 1926, 27 мая.

и деятельной помощи”, а в А.С. Макаренко он видит человека, “видимо, исключительной энергии и крепкой любви к делу” 20.

5 октября 1927 года колонию посещает А. Барбюс, затем - Э. Эрио, В. Пик и другие выдающиеся политические и общественные деятели 21. Казалось бы, опыт работы А.С. Макаренко получил прочное признание. Однако голоса противников его системы воспитания, или, как они ее называли, “командирской педагогики”, не смолкли. Критике подвергались в особенности элементы военного обучения, которое, как отмечал в упомянутом отчете инспектор Наркомпроса УССР М.Н. Котельников, очень нравятся детям и благотворно действует на поддержание дисциплины.

Педагогическая интуиция, эрудиция, личный опыт “военизации” физической культуры в Крюковском высшем начальном училище подсказали А.С. Макаренко эти формы работы с подростками, которые всегда склонны в серьезное дело привносить элементы игры. А.С. Макаренко это хорошо знал, но далеко не все наблюдавшие за его работой понимали его, а некоторые и не хотели понять.

Так, например, специальная комиссия Харьковского окружкома комсомола, проверявшая деятельность колонии, даже заявила, что в колонии им. М. Горького практикуются антипедагогические методы, вплоть до “мер физического воздействия” 22.

[…]

К концу 1927 года тучи над А.С. Макаренко сгущаются. Критика в его адрес звучит со страниц московской 25 и харьковской прессы 26. Известный в то время педолог А. Б. Залкинд квалифицирует систему А.С. Макаренко как “вредную” и “противоречащую советской педагогике” 27.

После этого отрицательное отношение к А.С. Макаренко и его системе воспитания значительно усиливается со стороны органов народного образования. В марте 1928 года детским домам Харьковского округа было запрещено применять систему воспитания колонии им. М. Горького 28.

20 “Известия”, 1926, № 136.

21 А.С. Макаренко, кн. 2. Изд-во Львов, ун-та, 1954, с. 137-140.

22 “Дитячий рух” (Харкiв), 1928, № 4, с. 59.

25 “На путях к новой школе”, 1927, № 12; “Комсомольская правда”, 1928, № 113.

26 “Коммунист” (Харьков), 1928, № 158.

27 “Дитячий рух”, 1928, № 4, с. 56-59.

28 “Учительская газета”, 1968, № 36.

В мае 1928 года А.С. Макаренко решает оставить работу в колонии им. М. Горького. Но, получив письмо от А. М. Горького о его приезде в Россию, он отказывается (правда, как увидим, временно) от этой мысли.

А. М. Горький был в колонии 8 и 9 июня, а в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского 9 июля 1928 г. [ ZT. июля? по прочим источникам - 9 июня ].

Непрекращающиеся нападки противников его педагогической системы вынуждают А.С. Макаренко оставить работу в колонии им. М. Горького. Приказ об освобождении последовал лишь 3 сентября 1928 года.

Однако, несмотря на нападки противников его системы воспитания, А.С. Макаренко все же не одинок. Он продолжает пользоваться признанием и поддержкой не только со стороны своих воспитанников, но и среди широкой общественности. Так, ГПУ Украины предлагает А.С. Макаренко принять руководство коммуной им. Ф.Э. Дзержинского, которая была создана и первоначально содержалась на средства украинских чекистов. А.С. Макаренко дал согласие, и 25 декабря 1927 года он переводит в коммуну им. Ф.Э. Дзержинского 60 горьковцев и нескольких воспитателей, среди них и Е.Ф. Григорович 29.

29 декабря 1927 года состоялось торжественное открытие коммуны им. Ф.Э. Дзержинского. Некоторое время А.С. Макаренко совмещает работу в коммуне с работой в колонии. Поддержка украинских чекистов, а также неизменная поддержка Горького помогли А.С. Макаренко сохранить бодрость духа и уверенность в своих силах. Горький, посетив коммуну им. Ф.Э. Дзержинского, назвал ее “окном в коммунизм”.

В коммуне им. Ф.Э. Дзержинского А.С. Макаренко продолжает утверждать и развивать те же педагогические принципы, что и в колонии им. М. Горького. Но и здесь далеко не все идет гладко. Во главе коммуны стоит правление, которое пытается сделать коммуну придатком крупных, союзного значения, промышленных предприятий 30. Острые разногласия с правлением коммуны приводят к тому, что А.С. Макаренко в январе 1932 года оставляет коммуну и уезжает в Москву в поисках работы.

В апреле он возвращается в Харьков и соглашается работать начальником педагогической части коммуны им. Ф.Э. Дзержинского. Он стремится по мере возможности согласовать экономическую, производственную деятельность двух крупных заводов коммуны с задачами воспитательного учреждения, каким должна была оставаться коммуна. Это было крайне сложно, но ему удавалось этого достичь.

Однако критика педагогической практики А.С. Макаренко не прекращается. 23 января 1933 года на заседании коллегии Наркомпроса Украины слушалось сообщение о работе коммуны

29 ЦГАЛИ, ф. 332, он. 4, ед. хр. 225.

30 Там же, с. 255.

им. Ф.Э. Дзержинского. Нарком просвещения Украины А.С. Скрипник, в частности, подверг критике документальный фильм-хронику “Именем железного большевика”, снятый по сценарию, написанному А.С. Макаренко к 5-летию коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, а также его статью “Педагоги пожимают плечами”, опубликованную в сборнике “Второе рождение” 31. Но критика в адрес А.С. Макаренко не могла заслонить его огромных успехов в деле воспитания молодежи. Об этом свидетельствует тот факт, что в связи с 5-летием коммуны А.С. Макаренко награждается ГПУ и Наркомпросом УССР.

В январе 1933 года А.С. Макаренко получил теплое, сочувственное письмо от Горького (“Я стороной узнал, что Вы начинаете уставать”), в котором тот рекомендует Антону Семеновичу продолжать литературную работу 32.

С этим временем связан важный, переломный момент в жизни А.С. Макаренко. Продолжая работать в коммуне, он начинает всерьез заниматься литературной деятельностью, которую считает формой продолжения педагогической работы. Коммуну он оставляет лишь в июле 1935 года, когда его переводят из Харькова в Киев на должность помощника начальника отдела по руководству трудовыми колониями МВД УССР. Напоминаем, что “Автобиография”, которую мы публикуем, написана в связи с переходом на эту работу. В октябре 1936 года А.С. Макаренко по совместительству принимает руководство трудовой колонией № 5 в Броварах под Киевом и за короткое время наводит там порядок.

В феврале 1937 года А.С. Макаренко переезжает в Москву, целиком сосредоточившись на литературных занятиях. Правда, в начале 1939 года у него возникло желание снова вернуться к педагогической работе в качестве директора одной из московских школ. А.С. Макаренко даже вел по этому поводу переговоры, но его планам не суждено было осуществиться.

Переехав в Москву, А.С. Макаренко не порывает связей с учительской, родительской общественностью, со студенчеством. Известны его многочисленные выступления в январе-марте 1939 года, последнего года его жизни.

7 января 1939 года А.С. Макаренко принимает участие во встрече преподавателей литературы московских школ. В своем выступлении он отстаивает необходимость систематического контакта школьных преподавателей литературы с писателями 33. В феврале он выступает с лекцией “Воспитание в семье и школе” 34 перед учителями Фрунзенского района г. Москвы. 18 февраля он принял участие в праздновании 20-летия школы № 1 Ярославской железной дороги, где работал А.К. Волнин, в прошлом

11 Второе рождение. Харьков, 1932.

32 Макаренко А.С., Соч., т. 7, с. 355.

33 Там же, с. 457.

34 Там же, т. 1, с. 745.

директор Полтавского учительского института, в котором учился А.С. Макаренко 35.

1 марта А.С. Макаренко выступает перед студентами и сотрудниками Московского университета с лекцией на тему “Коммунистическое воспитание и поведение” 36. 9 марта он читает доклад студентам и научным работникам Харьковского педагогического института и делится с ними своим опытом работы в колонии им. М. Горького и в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского 37. В Харькове он встречается со своими бывшими коллегами и воспитанниками колонии и коммуны (коммуна им. Ф.Э. Дзержинского к этому времени прекратила свое существование).

29 марта, находясь на отдыхе в Доме творчества писателей в поселке Голицыно под Москвой, А.С. Макаренко выступает с докладом в Москве на конференции учителей Ярославской железной дороги.

А.С. Макаренко оставался в строю до последнего дня своей жизни. Она оборвалась неожиданно, в вагоне поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года.

В “Автобиографии”, написанной, как указывалось, для служебных целей, он не упоминает о своей писательской деятельности, в которой, как в зеркале, отражена его педагогическая работа. Поэтому мы остановимся на ней подробнее.

Свою первую статью “Колония им. М. Горького” А.С. Макаренко опубликовал 4 февраля 1923 года на страницах местной губернской полтавской газеты в связи с проводившейся в то время кампанией по борьбе с беспризорностью 38. В этом же году в журнале “Новими стежками” А.С. Макаренко публикует статью “Опыт образовательной работы в Полтавской трудовой колонии”. Статья подписана инициалами А. М. 39. Таково начало его журналистской деятельности.

Весной 1927 года А.С. Макаренко планирует опубликовать сборник “Колония им. М. Горького”, для которого он подготовил очерк. В нем был описан начальный этап истории развития колонии им. М. Горького. Сборник в силу неизвестных обстоятельств остался неизданным. Впоследствии очерк, написанный для этого сборника, А.С. Макаренко включил в первую часть “Педагогической поэмы”. Весь 1928 год, особенно его вторую половину, А.С. Макаренко посвящает работе над “Педагогической поэмой”. К весне следующего года ее первая часть была закончена и вместе с очерком “На гигантском фронте” (написан на украинском языке в соавторстве с Н.Э. Фере, по “Педагогической поэме” - агроном Шере) передана в Госиздат Украины. Очерк был к лету издан 40, а “Педагогическая поэма” к печати принята не была.

35 М а к а р е н к о Л. С. Соч., т. 1, с. 745.

36 Там же, с. 747; т. 5, с. 537.

" Л. С. Макаренко, кн. 1, с. 150; Л. С. Макаренко, кн. 9, с. 107.

18 “Голос труда” (Полтава), 1923, № 2(i.

19 “Новими стежками” (Полтава), 1923, № 2, с. 51-69.

40 Л. С. Макаренко, кн. 8, с. 112; А.С. Макаренко, кн. 9, с. 116.

В 1931 году А.С. Макаренко пытается издать “Педагогическую тому” в Москве, но ее не приняли из-за отрицательного отзыва, поступившего из Наркомпроса УССР 41. И если бы не Горький, мы могли бы утратить в Макаренко замечательного писателя.

В 1933 году в альманахе, который редактировал Горький (“Год XVII”, третья книга), наконец печатается первая часть “Педагогической поэмы” в ее первом варианте. В 1935 году в пятой книге этого же альманаха публикуется вторая часть “Педагогической поэмы”. Несколько ранее, в начале 1935 года, первая и вторая части “Педагогической поэмы” появляются в печати на украинском языке в издательстве “Радянська лiтература” (Киев - Харьков). Третья часть “Педагогической поэмы” на русском языке появляется в 1936 году в восьмой книге альманаха “Год XVIII”. Такова вкратце история опубликования “Педагогической поэмы”.

Появление в печати первой части “Педагогической поэмы” критикой было встречено вначале довольно благожелательно 42. Но затем на страницах теоретического органа Наркомпроса РСФСР “Коммунистическое просвещение” появляется рецензия на первую часть “Педагогической поэмы” под названием “О буржуазной тюремной педагогике и “Педагогической поэме”. Рецензент, не отрицая некоторых литературных достоинств “Педагогической поэмы”, объявляет систему воспитания, разработанную и успешно применяемую А.С. Макаренко, ошибочной 43.

Еще более резкая рецензия на “Педагогическую поэму” публикуется в 1936 году на страницах журнала “Книга и пролетарская революция”. Она называлась “Антипедагогическая поэма”. Рецензент совершенно необоснованно называет педагогику А.С. Макаренко антимарксистской, а сам А.С. Макаренко квалифицируется как основоположник антивоспитания, “верный ученик и последователь Шульгина, автора пресловутой антиленинской... теории отмирания школы” 44.

В.Н. Шульгин в своих эмоциональных статьях и устных выступлениях утверждал, что воспитание - это интегральный процесс социализации личности и что решающую роль в нем играет личный опыт учащихся. В.Н. Шульгин отрицал роль общественно-организационного, школьного обучения. Школу он считал органом насилия и полагал, что она должна отмереть, как и государство […].

А.С. Макаренко также рассматривал воспитание как сложный интегральный процесс, однако он решительно настаивал на том,

11 “Новый мир”, 1953, № 5, с. 184-185.

12 “Литературная газета”, 1934, № 58.

13 “Коммунистическое просвещение”, 1934, № 4.

44 “Книга и пролетарская революция”, 1935, № 3.

что процесс воспитания должен быть организованным 45. Поэтому в воспитании А.С. Макаренко отводил школе решающую роль 46.

[ ZT. Ну да, мы, конечно, “поверим” нагло врущим на Антона Семеновича Ф.И. Науменко и И.И. Козубу, что А.С. Макаренко отводил обычной = рутинной школе “решающую роль в воспитании”… ].

В защиту А.С. Макаренко выступил профессор В.Н. Колбановский, который опубликовал на страницах журнала “Красная новь” статью, где он обоснованно опровергает обвинения, выдвинутые против А.С. Макаренко на страницах журнала “Книга и пролетарская революция” (редактором этого журнала был нарком просвещения А.С. Бубнов) 47.

Поддержал А.С. Макаренко и профессор М.М. Пистрак, директор Центрального научно-исследовательского института педагогики, автор первого советского учебника по педагогике для пединститутов. В газете “За коммунистическое просвещение” (ныне это “Учительская газета”) профессор М.М. Пистрак берет под защиту А.С. Макаренко и бросает справедливый упрек тем ученым-педагогам, которые “не потрудились вдуматься” в опыт А.С. Макаренко, глубоко его изучить, “разобраться в этом замечательном опыте” 48.

В сентябре 1936 года в одном из лондонских издательств выходит перевод первой части “Педагогической поэмы”. Впоследствии “Педагогическая поэма” будет широко переводиться как в нашей стране, так и за рубежом.

Еще находясь в Киеве, А.С. Макаренко начал работать над “Книгой для родителей”, которая в сентябре 1936 года поступает в издательство 49. Это произведение также было встречено некоторыми педагогами-теоретиками весьма недоброжелательно.

В мартовском номере журнала “Советская педагогика” за 1938 год появляется рецензия под названием “Вредные советы родителям о воспитании детей” 50. Несмотря на это, “Книга для родителей” сразу же стала настольной книгой по вопросам воспитания детей в семье.

В начале 1938 года А.С. Макаренко работает над романом “Флаги на башнях”, который с июня 1938 года публикуется на страницах журнала “Красная новь” 51.

Сам А.С. Макаренко считал, что роман “сделан наскоро” 52. Критика высказалась о романе неодобрительно, о чем свидетельствует появление на страницах журнала “Литературный современник” пародии “А.С. Макаренко. Детки в сиропе (фрагмент медового романа)” 53 и статьи “Четвертая повесть А.С. Макаренко” в журнале “Литературный критик” 54.

46 Макаренко А.С. Соч., т. 4, с. 20.

46 А.С. Макаренко, кн. 9, с. 71-78.

17 “Красная новь”, 1935, № 10, с. 190-222.

48 “За коммунистическое просвещение”, 1936, № 99.

49 “Литературная газета”, 1936, № 42.

50 “Советская педагогика”, 1938, № 3.

51 “Красная новь”, 1938, № 6.

62 “Литературная газета”, 1976, № 14.

53 “Литературный современник”, 1938, № 12.

54 “Литературный критик”, 1938, № 12.

А.С. Макаренко хотел ответить на критику на страницах “Литературной газеты”, но его письмо опубликовано не было 55.

И феврале 1939 года Московский клуб писателей организует творческий вечер, посвященный А.С. Макаренко. На этом вечере известные писатели Ю. Либединский, А. Караваева, литературовед и критик В. Ермилов, а также профессор В.Н. Колбановский берут “Флаги на башнях” под свою энергичную защиту.

Сегодня роман “Флаги на башнях” справедливо считается одним из лучших произведений А.С. Макаренко, а в педагогическом аспекте значение его для нас равно значению “Педагогической поэмы”.

Негативное отношение литературной критики к произведениям A.С. Макаренко не повлияло на общественное мнение о Макаренко-писателе. Его лучшие книги - “Педагогическая поэма” и “Флаги на башнях” - пользовались огромным успехом у массового читателя.

В числе писателей, которые были Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1938 года награждены за выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы, назван и А.С. Макаренко, который был удостоен ордена Трудового Красного Знамени 56.

Во второй половине февраля 1939 года А.С. Макаренко, заручившись рекомендациями писателя К.А. Фадеева [ ZT. Булыга-Фадеев А.А., см. Макаренко т.8 М.1986, с.128, там указаны еще Павленко П.А., Бобунов А.А., Ермилов В.В., а Сопин не указан ], профессора B. Н. Колбановского и своего бывшего воспитанника А.П. Сопина, подает заявление о вступлении в Коммунистическую партию. Это заявление должно было обсуждаться на партийном собрании Союза писателей 4 апреля 1939 года. А 1 апреля А.С. Макаренко не стало 57.

Как уже отмечалось, А.С. Макаренко при жизни не был общепризнанным авторитетом в области педагогики. Споры вокруг его имени сменились молчанием, которое длилось год. Напомнила о Макаренко газета “Правда”, опубликовав 17 марта 1940 года статью ленинградской учительницы М.В. Кропачевой под названием “Неиспользованное наследие”. Статья в “Правде” послужила толчком к острой и продолжительной дискуссии, начатой “Учительской газетой”, в которой 7 и 9 июня была опубликована обширная статья Н.А. Лялина о системе воспитания А.С. Макаренко. Споры о системе воспитания Макаренко переросли в дискуссию об общих проблемах коммунистического воспитания. 27 августа 1940 года в “Правде” была опубликована статья М. Мануильского “Дискуссии о советской педагогике”, которая как бы подводила итог всем выступлениям. В ней была дана положительная оценка выступлению “Учительской газеты” и в частности Н.А. Лялина как одного из инициаторов дискуссии и подвергнуты критике те, кто

55 “Литературная газета”, 1939, № 23.

56 “Литературная газета”, 1939, № 7.

57 Фонская С. И. Дом в Голицыне. Рассказы о писателях. М., “Советская Россия”, 1967.

отрицали огромное значение А.С. Макаренко как выдающегося советского педагога-гуманиста.

[…] Своим блестящим педагогическим опытом он убедительно доказал, что нет “морально-дефективных” детей, что правонарушения несовершеннолетних - это результат тяжелых условий, в которых оказались дети. Макаренко утверждал: “...Никаких особых “правонарушителей” нет, а есть люди, попавшие в бедственное положение. Я очень ясно понимал, что если бы в детстве попал в такое положение, я тоже был бы таким, как они. И всякий нормальный ребенок, оказавшийся на улице без помощи, без общества, без коллектива, без друзей, без опыта, с истрепанными нервами, без перспективы - каждый нормальный ребенок будет вести себя так...” 58.

[…], А.С. Макаренко разработал тщательно продуманную, практическим опытом оправданную педагогическую концепцию - “как нового человека по-новому делать”.

Жизненный путь А.С. Макаренко, его творческие поиски, их результаты отражены в семитомном собрании его сочинений, изданном дважды (1950-1952, 1957-1958) Академией педагогических наук РСФСР. Его педагогическое и литературное наследие стало предметом научных исследований. В настоящее время сложилась специальная область педагогической науки - макаренковедение. Но А.С. Макаренко в нашем представлении - не прошлое, а настоящее и будущее советской педагогики. Его “Автобиография” еще не дописана до конца. Она продолжается в биографиях трехтысячной армии его воспитанников, которым он дал “путевку в жизнь”.

А.С. Макаренко - наш современник, он помогает нам решать задачи воспитания активных участников строительства коммунистического общества. Он был и остается основоположником активной большевистской педагогики, педагогики, “создающей тип нового человека” (ZT. Это в “Художественная литература о воспитании детей”). Эти его слова для каждого мыслящего педагога являются компасом в борьбе за повышение качества всей учебно-воспитательной работы.

58 Макаренко А.С. Соч., т. 5, с. 438.

--

20.04.2010. -

А.С. Макаренко. Восьмитомник, т.4 с.25. Из "Чудо, созданное советской жизнью". - [...] Я ВИДЕЛ МНОГО ЧУДЕС В ДЕТСКИХ КОЛОНИЯХ, ПЕРЕД КОТОРЫМИ ПОБЛЕКНЕТ ОПЫТ ГОРЬКОВСКОЙ КОММУНЫ ..

ZT. Я подтверждаю приведенное мнение Антона Семеновича о том, что его (Макаренко) опыт в его же время не был уникален. Я, ZT, в этом абсолютно убедился, ознакомившись с публикациями о подмосковной "Юной республике", о саратовском "Красном детском городке", о 189-й ленинградской школе на Крестовском острове, у них была и обширная с/х база за городом ( читайте в: http://zt1.narod.ru/doc/shkoly-s-uklonami.doc ). Не следует забывать и "Красные зори" Игн.Вяч. Ионина под Ленинградом. Но у меня есть предчувствие, что нас ждут ещё и другие открытия такого же рода.

Виктор Михайлович Опалихин пишет: "высочайшей эффективности воспитательной системы Макаренко".

А на мой взгляд справедливее и объективнее говорить не о "воспитательно-педагогической системе А.С. Макаренко", а о "воспитательно-педагогической системе по имени школа-хозяйство",

внутри которой, да, школо-хозяйственная система А.С. Макаренко лишь значительно выделяется а) командирской системой, б) вообще "лица не общим выражением", в) проработанностью всех аспектов и г) рекордсменской на весь мир мощью призыва.

И всё-таки учреждения А.С. Макаренко – это вариант более общего: вариант школы-хозяйства вообще.

Десятки лет у иных пошлых, но остепененных "макаренковедов" встречалось примерно такое:

"Методика А.С. Макаренко может быть применена во всех школах",

что в сущности равносильно нелепице:

"Методика школ-хозяйств может быть применена во всех школах".

Вот цена культа личности А.С. Макаренко.

В http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah я настаиваю: Понятие "Школо-хозяйство-ведение" шире и актуальнее понятия "Макаренковедение".

И надо нам, наконец, от макаренковедения перейти к школа-хозяйство-ведению, как к феномену и объекту изучения более обширному. Это будет полезно.

См. и: http://zt1.narod.ru/doc/UG-14-07-1983-Naumenko.doc

Прыг на главную ZT-web- страницу http://zt1.narod.ru/