Гигиена детства, опасности в детстве.В двух журналах много-много от реальных практиков интернатного воспитания за 100 лет : http://zt1.narod.ru/winrar/internatnoe-za-100-let.zip.

ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.


Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

Гигиена детства, опасности в детстве.

См. также: http://zt1.narod.ru/mihnevch.htm Вл. Ос. Михневич (1841-99) в середине 1880-х: детский вопрос у нас обострился до крайности, вопиет о себе на каждом шагу и стоит открытым, без надежды на скорое, сколько-нибудь удовлетворительное, разрешение...

Е.Н. Водовозова. История одного детства. Петрозаводск 1963.

О. К. Невзглядова

Елизавета Николаевна Водовозова, до замужества Цевловская, родилась в 1844 году в семье помещика. В середине 1850-х годов ее отвезли учиться в Петербург, в Смольный институт, который она окончила в начале 1862 года. В 1863 году Водовозова напечатала свою первую статью и с тех пор до самой своей смерти (в 1923) не прекращала литературной деятельности. Ею напечатан ряд работ по педагогическим вопросам, писала она и книжки для детей .. Для современного читателя большой интерес представляют .. ее мемуары (воспоминания). "История одного детства" является переработкой для детей мемуаров Водовозовой "На заре жизни", причем из них выбраны (и по необходимости сокращены) только те части, в которых описывается детство и институтские годы автора (с.2) ..

БЕДА ЗА БЕДОЙ.

Не успели мы похоронить отца, как заболели холерой две моих сестры. Их хоронили одну за другой. В течение трех следующих недель холера унесла еще четырех детей из нашей семьи.

Старшие были заняты больными и хлопотали о похоронах, а потому на нас, здоровых детей, никто не обращал внимания. Мы свободно вбегали в комнаты больных, входили к покойникам. Не мудрено, что среди нас так быстро распространялась зараза ..

- Пойди поспи,- сказала матушка няне: - ведь ты на ногах еле держишься.

Перед тем как уйти в свою комнату, няня завернула в людскую и приказала горничной затопить в детской печи и последить за детьми ..

Когда горничная увидела, что матушка и няня спят, что заснула и старшая сестра Нюта, она, несмотря на приказание, преспокойно ушла в людскую. Мы с Ниной затеяли стирку белья для наших кукол. Достали чашку, налили в нее воды и принялись за дело. Но вот Нина объявила, что уже кончила стирку. Придерживая руками свои мокрые тряпочки, она стала сушить их у открытой печки, пылавшей ярким пламенем. Вдруг она отчаянно закричала. Подняв голову, я с ужасом увидела, что легкое платье сестры охвачено огнем. [ ZT. Такая же смертельно-трагическая история была и в учреждении Игн. Вяч. Ионина. В 1970-е в одной знакомой мне семье произошла такая история. - Девочка 10 лет будучи одна дома ходила в пышном халате, стала ставить чайник на газ, рукав халата загорелся, затем вспыхнул весь халат, и девочка получила сильнейшие ожоги. ] .. Хотя доктор явился немедленно, но Нине уже нельзя было помочь. Она получила очень тяжкие ожоги и умерла через несколько дней ..

[ У Е.Н. Водовозовой вообще много о нравах крепостничества ]

.. В [ типичных, обычных] помещичьих семьях дети росли как сорная трава. Они бродили по дому без всякого дела или бегали целый день по саду ..

Отец .. переехал со своей семьей в город. Он считал, что переезд в город будет полезен и нам [ детям ]. В городе легче достать книги и больше образованных людей. Отец радовался, что мы [ дети ] уже не будем больше слушать разговоры о том, как один помещик ловко подкузьмил приятеля при покупке коня, или о том, как другой за какой-то поступок одного крестьянина выдрал всех мужиков и баб своего поселка - от старика-деда до пятилетней внучки ..

[ ZT. Отец перевез семью из деревни в город Поречье. Из-за холеры он и несколько детей умерли. Семья резко обеднела и вновь перебралась обратно в усадьбу ].

Новая полоса началась в моей жизни. Нам, детям, переезд в деревню был, конечно, по душе. Светлый и уютный дом с просторными комнатами, коридором, боковушками и отдельным флигелем во дворе, большой тенистый сад с извилистыми дорожками, а за ним широкое поле и у подножия горы голубое озеро - все это было заманчиво, располагало к играм и прогулкам и не могло сравниться с тем, что окружало вас в Поречье.

Матушка, целиком ушедшая в хозяйство, на нас, детей, не обращала никакого внимания.

В помещичьих семьях вообще довольно мало думали о детях. Близости между детьми и родителями почти не бывало. Поутру дети подходили "к ручке" родителей и желали доброго утра, после еды опять целовали ручку и благодарили за обед или ужин. Прощаясь перед сном, желали друг другу спокойной ночи. Вот и все, чем обменивались за день родители и дети. Гувернантки и няньки должны были строго следить за тем, чтобы дети не докучали старшим. За каждый пустячный проступок детей награждали подзатыльниками, стегали плеткой, секли розгами.

Не удивительно, что детей всегда тянуло в людскую: в ней было веселей, чем в детской; тут горничные, лакей и кучера, обедая, сообщали разные новости, рассказывали о происшествиях в семье других помещиков, тут валялись обычно остатки брюквы, репы, кочерыжки от капусты, и можно было втихомолку лакомиться ими.

Детям уделялось все, что было похуже и не могло использоваться взрослыми "господами". Даже в богатых помещичьих домах под спальни детей отводились самые темные и невзрачные комнаты. Форточек в комнатах не было. Спертый воздух очищался только топкой печей. Духота в детских стояла ужасная; всех маленьких детей старались поместить в одной-двух комнатках, и тут же, вместе с ними, на лежанках, сундуках или просто на полу, подостлав себе что попало из хлама, пристраивались на ночь мамки, няньки и горничные. Дети спали на высоко взбитых перинах. Перины эти никогда не сушились и не проветривались. Зимой по месяцам детей не выводили на улицу, никто не имел понятия о том, что свежий воздух необходим для здоровья.

В то время существовало поверье, что черные тараканы приносят счастье и скорое замужество, поэтому помещицы, у которых были дочери невесты, нарочно разводили их: за нижний плинтус стены клали крошки сахара, хлеба. В таких домах тараканы по ночам, как камешки, падали со стен на спящих детей; в изобилии водились здесь и клопы и блохи.

Про: няни и слуги о чертях и прочем см. в: http://zt1.narod.ru/v4semye.htm.

Вставка от ZT.

Петр Васильевич Шумахер (1817-91). Стихотворения. М.1937.

Мы вырастали в детстве дома в квашне семейной кислоты
Все пожирали, что съедомо, всем заправляли животы
Нам очень мало прививали идей здоровых и живых
Нам бредни в головы вбивали о леших, буках, домовых
Прославил Пушкин русских нянек, но от убогого ума
Тупых Арин и грязных Танек прилипло много к нам дерьма
Они растили нас халатно и, начиняя пирогом
Не научили срать опрятно, не говоря о чем другом...

В записке царю Николаю l "О народном воспитании" (1826) Александр Сергеевич Пушкин писал: "В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, САМОЕ БЕЗНРАВСТВЕННОЕ: ребенок окружен одними холопями, видит одни гнусные примеры, СВОЕВОЛЬНИЧАЕТ ИЛИ РАБСТВУЕТ, не изучает никаких понятий о справедливости

(ZT. - то самое шумахерское "Нам очень мало прививали идей здоровых и живых", и мое (ZT) "ветром и на ветру", последствия чего описаны Н.В. Гоголем в "Как поссорились два Ивана" и в "Мертвых душах"),

не изучает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной ЧЕСТИ..." (ZT. Честь - важнейшая категория у А.С. Макаренко; даже свой роман он назвал "Честь").

Пушкин в цитируемой мною тут записке царю "О народном воспитании" 1826 продолжает: "НЕЧЕГО КОЛЕБАТЬСЯ: ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО ДОЛЖНО ПОДАВИТЬ ВОСПИТАНИЕ ЧАСТНОЕ".

У А.С. Пушкина: "Не дорого ценю я громкие права / От коих не одна кружится голова ..". То есть, Александр Сергеевич как бы утверждал: политика – это мура, а вот "ПОДАВИТЬ ВОСПИТАНИЕ ЧАСТНОЕ" – это важное! У Пушкина слишком сильное выражение. Надо не подавить, а, - (!) школами-хозяйствами (!), - помочь частному воспитанию; в реальности обычная школа по большому счёту никогда не была способна такую помощь частному воспитанию оказать.

Заметки Николая II о народном образовании. - "Былое", 1918, № 2 (30), с. 60-66. ZT. Не смотрел.

Снова Водовозова. - Благодаря моему отцу, горячо любившему детей, наше положение в доме [ ZT. до смерти отца ] не было таким печальным. Наша семья была культурнее других помещичьих семейств в нашей местности. Правда, матушка не прочь была дать подзатыльника, толкнуть в спину и дернуть за волосенки, но комнаты, в которых мы жили, содержались всегда в чистоте и порядке. Во всем же остальном нам тоже жилось несладко.

С тех пор как мы [ ZT. особенно после смерти отца ] обнищали, матушка во всем наводила жестокую экономию. По вечерам мы "сумерничали", то есть не зажигали огня, пока не наступала полная темнота .. Однако для нас, детей, самым чувствительным было не это. С особым сожалением говорили мы о сладком, которого нам теперь совсем не давали. Конечно, такие разговоры мы вели только тогда, когда матушки не было в комнате.

- Отчего у нас не делают теперь ни взбитых сливок, ни бисквитов? - спрашивали мы няню. - Ведь сливки и яйца у нас свои, а не покупные.

- А оттого, - говорила няня, что нам с сахаром и крупчаткой экономить надо .. Не докучайте вы этим мамаше… Ради Христа, не раздражайте ее...

Все же нам иногда кое-что перепадало ..

ZT. Данный файл будет пополняться.

Из: http://zt1.narod.ru/rifyegmn.htm - Рифы подростковых жизней вообще.

1) Скука.

Из: Коменский Я.А. Избр. т.1 М.1982 (ZT. выписки не дословные) .. Не допускать скуки даже грудных детей. Движение колыбели, движение рук, пение, трещотки, ношение по двору, даже поцелуи, объятия. В 2 и 3 года - игра, беганье, преследования, зрелища, рисование (с.219) .. Позже нужно предпринимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать, как те муравьи, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, лишь бы всё, что происходит, происходило разумно .. (с.225).

2) Голодность.

"Народный учитель" октябрь 1928. С. Сумный .. Недостаточно позавтракать в 8 часов дня и пообедать в 2-3 часа дня - чрезвычайно тяжело ребенку в период его роста. Искать надо причины многих злых антипедагогических явлений в голодных желудках воспитанников детских интернатных учреждений (с.43).

3) Отсутствие карманных денег. Это невыносимо для взрослых. Но это невыносимо и для детей и подростков с 12 лет. Причем, подростки не любят выклянчивать деньги у родителей, они хотели бы себе деньги сами заработать.

В учреждениях А.С. Макаренко и Ф.И. Егермана ( http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc ) прибыльное производство было для того, чтобы оно (прибыльное производство) давало учреждению в целом и каждому из ребят в отдельности карманные и вообще ДЕНЬГИ.

Прибыльное производство в подростково-юношеском воспитательно-образовательном учреждении – это место, где ребята обретают наконец-то возможность зарабатывать себе деньги честным трудом, а не уголовщиной.

Надо чётко понимать, что если вы не организуете для 14-ти – 17-ти-летних интернатных (и не только) подростков честный трудовой заработок карманных и вообще денег, то в весьма значительной своей части интернатные (и не только) подростки пойдут на воровство; а потом воровством азартно увлекутся; бывает и на всю жизнь...
( См., например, в: http://www.respublika-shkid.ru/book/1927/ljonka_panteleev.
Л. Пантелеев имел нормальную, но очень бедную и живущую в теснейших условиях семью, паренёк маялся от постоянной голодноватости и безденежья, и именно от этого он и "пустился во все тяжкие".
Примеры правильно организованной жизни подростков см., например, в файлах http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc и http://zt1.narod.ru/doc/yunaya-respulika.doc )

Прыг на главную ZT-web-страницу.