http://zt1.narod.ru/doc/Rubejovskaya-i-Rijskaya-do-1917.doc Рубежовская и Рижская колонии до 1917.
http://nnspu.ru/science/research/makarenko/makarenko_1.pdf. А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания. Нижний Новгород 2007
Много по биографии А.С. Макаренко.
ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
13.08.2008 Alex http://makarenkoas.blogspot.com/ Макаренко Антон Семенович Собрание сочинений в 8 томах / ZT. Здорово! Ура, ура! Но не понятно, кто Alex, кто сделал, кого благодарить .. Правда, плохо вычитано.
ZT. В свое время мой приемный сын Леонид Александрович Федоров набрал на компе все 8 тт. АСМ (без стр. примечаний и т.п., только сами тексты А.С.М.), и они уже более 10-ти лет висят в интернете. Что-то там время от времени уточнял по Гётцу Хиллигу, что-то переносил в htm-файлы моего сайта http://zt1.narod.ru. Вот: http://zt1.narod.ru/winrar/8-mak-tt.rar , примерно, 3 с половиной мегабайта. Это - А.С. Макаренко, восьмитомник, тт. 1-8, М.1983-1986.
Внутри указанного архива есть набранное (и вычитанное) в WORD 2003:
часть тома 1 (М.1983) стр.1-116 - ASM-t1-s-1-116.doc,
весь том 4 (М.1984) - ASM-t-4.doc,
весь том 7 (М.1986) - ASM-t-7.doc.
Всё остальное плохо вычитано, и, главное, в DOS-кодировке, а значит эту (большую) часть состава текстов А.С.М. в виндовских смотрелках и редакторах сходу не прочтёте, но возможна перекодировка через WORDPAD: 06-янв-2009 переделал названия DOS-файлов, теперь все они *.txt, значит при загрузке в WordPad в Типе файлов надо задать: Текстовые документы MS-DOS [*.txt].
http://zt1.narod.ru/doc/tt-AS-Makarenko-Marburg-skanir.doc.
отсылочный файл по
АНТОН МАКАРЕНКО
Собрание сочинений
Марбургское издание, сканированные тома.
Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.
ZT. Помимо достаточно хорошо известного А.С. Макаренко учреждения в подмосковном Болшеве ( http://zt1.narod.ru/bolshevo.htm ) в те же 1920-30-е года существовали ещё, - из известных мне, - очень примечательные учреждения, о которых А.С.М. мало или почти ничего не знал. -
Материалы по Игнатию Вячеславовичу Ионину (19 дек 1893 - 21 ноябрь 1939) и его школе-колонии "Красные зори" (осень 1919-1941) в Стрельне-Михайловке под Ленинградом. Учреждение Александра Федоровича Мирандова под Симбирском ( http://zt1.narod.ru/mirandov.htm ). 3) "Красный детгородок" ("Красный городок)"), Саратов, с 1925, Егермана Филиппа Ивановича http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc. Интересна организация питания и вообще снабжения с 1930-го года в этом огромном интернатном учреждении Ф.И. Егермана на 800 (примерно) персон, ищи в http://zt1.narod.ru/doc/egerman.doc [...] "Дет дом" БАН I.242, Ф. Егерман, Саратовский Красный детгородок. РОЛЬ КООПЕРАТИВА В РЕОРГАНИЗАЦИИ ДЕТДОМОВСКОЙ ЭКОНОМИКИ. [...] При более или менее крупном д/д, особенно для детей старшего возраста, организуется кооператив на основах особо выработанного устава, согласованного с уставом потребительской кооперации. Все воспитанники становятся _пайщиками_ кооператива. Паевой взнос зависит от заработка (предполагается, что воспитанники работают в мастерских или в сельском хозяйстве и получают премии). На общем собрании воспитанников утверждается устав, выбирается правление и ревизионная комиссия. Правление из своей среды выделяет ответственного заведующего и помощника магазином. [...] Воспитанникам взамен денег выдаются особой формы трудовые чеки. Трудовые чеки - особо отпечатанные знаки, заменяющие деньги в д/д. Их количество должно соответствовать месячному обороту магазина. [...] Для воспитанника учтены все его обязанности (посещение школы, мастерской, исполнение дежурств и т.д.). В случае их добросовестного исполнения он получает полную норму трудового чека согласно ассигнованиям бюджета. В случае же манкировки возможна временная урезка - как мера педагогического воздействия. [...] На трудовые чеки воспитанники в кооперативе приобретают вещи по своему вкусу и выбору. РОЛЬ КООПЕРАТИВА НЕОБХОДИМО РАСПРОСТРАНЯТЬ И НА ПИТАНИЕ. Пусть кооператив организует столовую и выдает обеды, ужины и завтраки по трудовым чекам. Выдачу же трудовых чеков производит организационный комитет на основании учета и контроля работы [ZT. "посещение школы, мастерской, исполнение дежурств и т.д."] каждого воспитанника. [...] ZT. Ф.И. Егерман, как кажется, - важный так сказать "конкурент" А.С. Макаренко. В http://zt1.narod.ru/ostrmenc.htm у Надежды Феликсовны Остроменцкой читаем. - .. Преобладание единой воли, отсутствие творческого педагогического коллектива имеет свои дурные стороны. Прежде всего оно грозит самому существованию колонии. Каждый, кто знакомится с жизнью колонии, невольно задает себе вопрос, что же будет с колонией в случае смерти тов. Макаренко. Вряд ли найдется заместитель ему среди его сотрудников, а пришедший извне принесет свою систему, и тогда это будет уже другая колония, по всей вероятности, не такая блестящая, не такая кипящая жизнью. / В настоящем это также не всегда хорошо отзывается на работе, так как воспитатели настолько восхищаются заведующим, что считают его педагогически непогрешимым .. / ZT. С другой стороны сам же А.С. Макаренко писал Надежде Феликсовне. - Н.Ф. Остроменцкой 2 февраля 1927, Харьков, колония им. М. Горького. .. Вам нужны мои советы? Очень сомневаюсь в действенности всяких советов, в особенности в таком щекотливом деле, как спасение Владикавказкой колонии. Я бы делал одно, а для Вашей натуры, для Вашей ухватки подойдет что-нибудь другое. Я потому и не хочу писать о своей колонии, что далеко не разрешил многих вопросов, связанных со значением личности [ ZT. личности руководителя / заведывающего учреждением ]. ZT. Как кажется, Ф.И. Егерману удалось разработать структуру и крупной, и устойчивой интернатной школы-хозяйства, не зависящей фатально от конкретики натуры руководителя / заведывающего учреждением ... Чехов А.П. 1860-1904. Три сестры 1901. Дейст. 4-е. .. Если бы, знаете, к трудолюбию прибавить образование, а к образованию трудолюбие .. / А.С. Макаренко 1888-1939, т.4 М.1984 с.292: "ни одной загубленной жизни". / ZT. Учение о педагогике проработки натур : http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc |
Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.
На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове. | На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего Мой былой ЖЖ |
С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.
Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. | Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. |
Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.
А.С. Макаренко т.8 М.1986, 20.10.1938 .. Если бы мне дали такую школу, как у вас, я обязательно наладил бы там производство, вы не представляете себе, как это прекрасно, когда ребята делают нужные вещи (с.182; см. там и с.18).
Макаренко т.4 М.1984, 08.02.1939 .. Если бы у меня была школа, я бы, кажется, на части разорвался, но что-нибудь стал бы делать (с.302; см. там и с.361).
РГАЛИ, ф. 332, оп. 4, ед.хр. 186. А.С. Макаренко. 1 марта 1939 г. .. Стенограмма, лл.68-69 .. Дети с 14 лет должны принимать участие в производительном труде. Труд очень увлекает детей, и я уверен, что наша будущая школа будет с участием производительного труда…
Макаренко т.1 М.1983, 24.08.1922 .. Не труд-работа, а труд-забота (с.11).
Но! -
В математике есть принципиально не берущиеся интегралы. Задача оптимизации привычной общеобразовательной школы - это принципиально НЕ берущийся "интеграл", и одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,
тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,
превращения рутинного "воспитания" в ВОСПИТАНИЕ ВСЕРЬЕЗ – не даст.
В пригородном интернате есть сосредоточенность, но её (сосредоточенности) нет в привычной общеобразовательной школе.
.. ZT. НО !!!!!
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc
Малая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !). ..
А.С. Макаренко т.1 М.1983 ".. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах .." (с.13),
и так и останется в привычной общеобразовательной школе, - одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,
тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,
сосредоточенности, а значит и ВОСПИТАНИЯ ВСЕРЬЕЗ, не даст.
Конечно, устройство пригородных интернатных школ-хозяйств как добавки к семейному
1) требует серьезной подготовки квалифицированных макаренковских кадров,
2) требует серьезного финансового и капитально-строительного обеспечения,
3) требует серьезного информационного обеспечения,
к чему последнему лично я, ZT, и стремлюсь...
См. и: http://zt1.narod.ru/01-da-da.htm
Учебная старательность дружит с трудом.
Из http://zt1.narod.ru/ivanov-i.htm .. "Коммунарская методика" - это всего лишь клубы общения. Собираются вместе и поют часами. Это какими же надо быть бездельниками !, как надо не ценить свое время ! + Посреди недели едут на молокозавод мыть бутылки. И.П. Иванов и С.Л. Соловейчик, наверное, думали, что потратить полдня на езду, поехать в захламленную шарагу, о которой за день знать не знал, а через день забыл - это и есть "трудовое воспитание", "труд-забота" и "тоже Макаренко"!
Картинка с натуры: галочно-отметочное в "педагогике". - С. Соловейчик в дифирамбах "коммунарской методике" Иг. Петр. Иванова: "Кто хочет - едет на молочный завод мыть бутылки". ГАЛОЧКА НАПРОТИВ ПУHКТА О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ СУПЕР-"ТЕОРЕТИКОМ" "ПЕДАГОГИКИ" КРЕТИHОМ И ИДИОТОМ С.Л. СОЛОВЕЙЧИКОМ ПОСТАВЛЕННА !
Вообще многое, а не только лишь идею трудового воспитания, губит галочность (от слова "галочка"). Картинка с натуры (10.10.97): выгнали класс на улицу убирать из луж и с газонов на территории школы опавшие листья, и двое мужиков-"воспитателей" стоят в сторонке, беседуют о своем. И не смотрят, чем ребята занимаются-то. Отстояли, беседуя, минут 20, оглянулись, ребят нет, все куда-то ушли, лопаты брошены где попало. "Воспитателей" же ничего не колышет; даже не посмотрели, что ребята сделали-то. Собрали лопаты и грабли и ушли. Такое "трудовое воспитание" лишь вкореняет в ребят разгильдяйское отношение к труду. Выйти с граблями и лопатами, помахать ими, потолкать друг друга, что-то там кое-как и кое-где поскрести, бросить лопаты и грабли где попало и пойти:
ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУД"? ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ" ? - HЕТ, ЭТО ПРОСТО КРЕТИHИЧЕСКАЯ = С-СОЛОВЕЙЧИКОВСКАЯ "ПЕДАГОГИКА" !
А.С. Макаренко т.4 М.1984 .. Был [идеальный, и в частности потому, что без зарплаты, в коммуне им. Дзержинского приблизительно в 1930-1931 гг.] период, когда все мои коммунары работали уже на настоящем производстве, т.е. была такая организация, в которой был промфинплан, стройный порядок .. не энтузиазма штурма и не энтузиазма ближайших целей этой шестидневки или этого месяца, а энтузиазма спокойного, ровного, видящего далекие перспективы коллектива .. Я сейчас могу отбросить другие положения и считать, пожалуй, их негативными положениями трудового воспитания. Это такие положения, когда нет производства, когда нет коллективного труда, а когда есть отдельные усилия, т.е. трудовой процесс, имеющий целью дать якобы трудовое воспитание .. Во всяком случае, я уверен, что труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания .. (с.180-1).
ZT. В слесарном деле всё опошляет т.ск. "галочный подход". Болт вылезает из гнезда? - А я сейчас распорку поставлю. И вбивает гниль какую-то, но (!) : галочка бракоделом поставлена: В педагогике же, в социальной работе галочный подход - ну просто доминирует. Трудовое воспитание? .. а вот ребятки жёлуди собирали .. а вот у нас мастерская .. даже 3 молотка ...
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А.С. МАКАРЕНКО И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ (Полтава, 1988 г.). Тезисы докладов и выступлений на Всесоюзной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.С. Макаренко. Печ. листов 23. Уч.-изд. л. 24. Тираж 1000 экз. Типография издательства "Полтава". 314000. Полтава, ул. Котляревского, 38/40.
Н.М. КУЛИНИЧ, Н.Г. ВИШНЯ, Полтавский педагогический институт.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПОИСКИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ И ПРОПАГАНДЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО.
Чтобы качественно обеспечить выполнение задач, стоящих перед научно-исследовательской лабораторией, было решено осуществить сбор библиографии трудов А.С. Макаренко, литературы о его жизни, деятельности, педагогической системе, практическом применении творческого наследия, судьбах сотрудников и воспитанников.
Принимая это решение, лаборатория исходила из того, что в настоящее время еще не имеется фундаментальной библиографии, с надлежащей полнотой отражающей педагогическую, литературную и общественную деятельность А.С. Макаренко, проблемы освоения его многогранного опыта. Существующие указатели, рекомендательные списки ряда библиотек, безусловно, содержат многие ценные библиографические сведения, но полнота этих изданий в данном случае уже не могла бы удовлетворить запросы и потребности исследователей, научных сотрудников, разработчиков и оформителей экспозиции музея, педагогов и студентов, обращающихся в лабораторию за методической и практической помощью.
Приступив к поиску, лаборатория использовала книжные и журнальные фонды, каталоги и картотеки библиотек г. Полтавы, издания центральных и отраслевых информационных центров, в том числе Всесоюзной и республиканской книжных палат, Государственной научной педагогической библиотеки имени К. Д. Ушинского, ОЦНИ "Школа и педагогика". Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы, тематические указатели по народному образованию, педагогике, психологии, литературоведению, прикнижную библиографию, новые поступления литературы и периодики. Важное место было отведено связям с библиотеками страны. Учету подлежали библиографические сведения о книгах, сборниках, статьях, документах, архивных публикациях, воспоминаниях независимо от места и времени их публикации.
В поисковой работе уже просмотрены значительные массивы источников информации. Углубленно исследован справочно-информационный фонд библиотеки Полтавского пединститута. Поддерживается постоянная связь с Полтавской областной научной библиотекой имени И.П. Котляревского. Откликнулись и прислали материалы к библиографии трудов А.С. Макаренко г и литературы о нем Всесоюзная книжная палата и свыше 40 библиотек страны, в том числе 10 центральных, 13 республиканских, 27 краевых, областных, районных, вузовских. Среди них - Государственная публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина, Всесоюзная государственная библиотека иностранной литературы, Государственная научная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского, Харьковская государственная научная библиотека имени В.Г. Короленко, Львовская областная научно-педагогическая библиотека, Научная библиотека Академии художеств СССР, Государственная центральная театральная библиотека.
Из списков и справок, присланных библиотеками, почерпнуты библиографические сведения на тысячу названий. Всего в картотеке собрано около пяти тысяч библиографических описаний, в том числе на зарубежные издания - 400. Однако резервы для дальнейших поисков не исчерпаны. Еще недостаточно представлены зарубежные материалы. С помощью библиотек следовало бы отобрать лучшие публикации из областных, краевых, городских и других местных газет. Не вызывает сомнений целесообразность учета сведений об изданиях и публикациях, посвященных 100-летнему юбилею А.С. Макаренко. Собранная библиография требует еще обработки с участием библиографов и исследователей-макаренковедов. Поэтому то, что выполнено лабораторией, можно считать лишь начальным этапом.
Часть библиотек, не ограничиваясь библиографическими сведениями, прислала редкие и ценные издания, фотокопии и ксерокопии статей. По 200 книг, например, подарили музею Государственная библиотека СССР имени В.И. Ленина и библиотека Полтавского пединститута. 90 фотокопий газетных статей прислала Центральная научная библиотека АН УССР. Ксерокопии интересных статей получены из Баку, Донецка, Запорожья, столицы Югославии Белграда и других городов. Библиотеки выполнили 260 заказов лаборатории по МБА. Источниками пополнения библиографии являются также частные архивы, переписка с воспитанниками и сотрудниками А.С. Макаренко.
В ходе библиографических поисков выявлены некоторые материалы, являющиеся библиографической редкостью, не бывшие в поле зрения исследователей. Среди них, например, первая публикация "Очерка о работе Полтавской колонии им. М. Горького" А.С. Макаренко и оценка работы самой колонии в сборнике "5 лет работы с детьми-правонарушителями" (Полтава, 1925. - VI, 146 с.). Она позволяет сделать сопоставление текста, ознакомиться с приводимой А.С. Макаренко схемой управления, осуществляющегося в колонии имени М. Горького, которая до настоящего времени не была найдена и не публиковалась.
Для лаборатории стала находкой небольшая корреспонденция М. Марусика "Там, где труд - радость" (на украинском языке) в киевском журнале "Нова громада" (№ 31-32 за 1924 год), иллюстрируемая четырьмя малоизвестными фотографиями, где автор говорит о радости коллективного труда и трудовых праздниках в колонии.
В собраниях сочинений А.С. Макаренко статьи "Опыт образовательной работы в Полтавской трудовой колонии им. М. Горького", впервые публиковавшаяся в Полтавском журнале "Новими стежками" ("Новыми тропами"), № 2 (6-7) а 1923 год, помещалась, как указано в примечаниях, с небольшими сокращениями. Как выяснилось, пропущен раздел из Конспекта занятий с колонистами под названием "Навоз" (приводятся разделы "Топливо", "Лес зимой", "Заяц и лисица" "Стекло"). А между тем в нем интересно и убедительно подтверждается, как занятия колонистов тесно увязывались с конкретными задачами их жизни и хозяйственной работы.
Этим не исчерпываются примеры материалов, требующих внимания исследователей.
Библиографические поиски открывают различные направления для исследований малоизвестных сторон жизни и деятельности А.С. Макаренко, его сотрудников и воспитанников.
Педагогические вузы, училища, школы и другие учебные заведения должны быть обеспечены макаренковедческой библиографией. В частности, следовало бы увеличить тираж готовящегося к выпуску в 1988 году издательством "Педагогика" рекомендательного библиографического указателя А.В. Жилиной, Н.Д. Скворцовой (А.С. Макаренко: Указ. тр. и лит. о жизни и деятельности / Под ред. Л. Ю. Гордина). Библиографическая обеспеченность во многом способствовала бы повышению уровня исследований, изучения и пропаганды творческого наследия А.С. Макаренко, а также подготовки учительских кадров.
--
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А.С. МАКАРЕНКО И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ (Полтава, 1988 г.). Тезисы докладов и выступлений на Всесоюзной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.С. Макаренко.
Л.В. КРАМУЩЕНКО, кандидат педагогических, Полтавский пединститут.
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В РАЗВИТИИ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО.
Одной из эффективных форм активного приобщения студентов к наследию А.С. Макаренко является педагогическое краеведение, в частности изучение фактов, событий жизни и деятельности .. В период его учебы в Кременчугском городском четырехклассном училище (1901-1905 гг.) и работы в Крюковском железнодорожном училище (1905-1911 гг.), какую роль в его профессиональном самовоспитании сыграл Полтавский учительский институт, где он учился с 1914 по 1917 гг. Возможность познать истоки становления будущей макаренковской методики коллективного воспитания дает также изучение материалов, связанных с педагогической работой Макаренко после Октября в Крюковском училище (1918-1919 гг.), в Полтавском начальном училище (1919-1920 гг.), в Полтавской 10-й трудовой школе (1920 г.), в Полтавской трудовой колонии им. М. Горького (1920-1926 гг.).
Приобщение студентов к краеведению начинается с первого курса и проходит на протяжении всего обучения в институте как в процессе аудиторной, так и внеаудиторной работы. В системе аудиторных занятий по курсу "Основы педагогического мастерства" студенты знакомятся со страницами биографии Макаренко, связанными с его учебой и работой в Кременчуге, Крюкове, Полтаве. Анализ научной литературы, документов организован так, чтобы помочь студентам понять А.С. Макаренко как человека и педагога, увидеть связь фактов его жизни с важными общественно-политическими событиями времени, в котором он жил. Для проведения заочных экскурсий по макаренковским местам широко используется краеведческая, мемуарная литература. Традиционными стали экскурсии в Кременчуг, в педагогическо-мемориальный музей А.С. Макаренко. Изучение краеведческого материала в системе аудиторных занятий углубляется в процессе самостоятельной работы студентов над рефератами. Их тематика ориентирована на многоаспектное исследование проблемы "Макаренко и Полтавщина".
Внеаудиторная краеведческая работа студентов в нашем опыте осуществляется в рамках деятельности научной лаборатории по изучению педагогического наследия А.С. Макаренко, открытой при Полтавском пединституте в 1985 году, и связана с созданием к столетию нашего земляка музея-заповедника в с. Ковалевка Полтавского района на месте расположения бывшей Полтавской трудовой колонии им. М. Горького (1924-1926). В содержание краеведческой работы студентов входит изучение вопросов, связанных с общественно-педагогической деятельностью А.С. Макаренко в Полтаве после Октябрьской революции (1919-1920 гг.), его участием в работе аппарата Полтавского губернского отдела народного образования, в создании первых советских детских учреждений на Полтавщине, организацией трудовой колонии под Полтавой в Трибах в 1920 - 1924 гг. и ее переездом в бывшее имение братьев Трепке в селе Ковалевка (1924-1926 гг.).
Формы краеведческой работы здесь разнообразны: ознакомление студентов с поисками и находками сотрудников лаборатории (редкие фотографии, документы, копии); работа в архиве Полтавской области и в библиотеке Полтавского краеведческого музея; изучение материалов местной периодической печати 1920-х годов; работа с фондами лаборатории; запросы в общественные организации, музеи страны; экскурсии по макаренковским местам.
Результаты самостоятельной работы студентов по педагогическому краеведению представлены в докладах и выступлениях на студенческих макаренковских чтениях, в содержании экскурсий, которые будут проводить студенты для посетителе музея-заповедника А.С. Макаренко.
--
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А.С. МАКАРЕНКО И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. Полтава, 1988 г. Тезисы докладов и выступлений на Всесоюзной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.С. Макаренко.
Д.Я. ВОДЗИНСКИЙ, Минский педагогический институт имени .. Путь А.С. Макаренко .. Приходит к системе положений теоретического и практического характера. На работы педагога-новатора появились разноречивые отзывы. Поднялся шум вокруг них, были предприняты попытки очернить, облить грязью .. Так, например, на "Педагогическую поэму" в журналах "Художественная литература" (1935 № 3, с. 9-12), "Новый мир" (1935, № 10, с. 261-266) были опубликованы резко отрицательные рецензии. М. Цейтлин ("Литературная газета", 1934, 10 мая). Б. Брайнин ("Литературная газета", 1936, 10 мая) упрекали А.С. Макаренко в недооценке значения педагогической теории, приписывали ему идеализацию стихийности, культ интуиции в воспитательной работе. Т.Д. Корнейчук в журнале "Коммунистическое просвещение" (1934, № 4. С. 117-124) поместил статью "О буржуазной тюремной педагогике в "Педагогической поэме", где назвал теоретические выводы А.С. Макаренко "неверными и дезорганизующими читателя". К их числу автор относит принцип забвения прошлого в жизни несовершеннолетнего правонарушителя, "командирскую педагогику", отсутствие, как ему кажется, учебно-воспитательной работы в колонии, а в вопросах научной теории - "чистейшей воды педагогическое пролеткультство". И на произведение А.С. Макаренко "Книга для родителей" в журнале "Советская педагогика" (1938, № 3) появилась отрицательная рецензия Н. Стороженко "Вредные советы родителям о воспитании детей". Крайне недружелюбно и в резком тоне написана статья А. Бойма "Откровения А. Макаренко" ("Комсомольская правда", 1938, 2 декабря) ..
ZT. Макаренко - это социальная инженерия (МИКРОСОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ), именно это надо бы в Макаренко раздраконивать, а всё остальное весьма бы потом.
О заезженных аксиологических бандурах и о фетишизмах.
26.11.2008 Дорогой Эдгар! Я просмотрел присланную вами (будем взаимно на вы с маленькой буквы) статью Makarenko heute. В целом хорошо, однако к иным местам и к иным же утверждениям я бы сделал те или иные, иногда стратегически серьезные, замечания.
Но сейчас у меня на такой разбор совсем нет времени.
Знаете ли вы о моем: http://ztnen.livejournal.com ?
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Иностранцам читать это моё ЖЖ трудно, потому что мой личный русский язык, как кажется, своеобразен.
Сейчас я загружу в указанное моё ЖЖ очередную статью вот именно в виде этого моего письма вам.
Потом буду в этот постинг ещё что-то добавлять.
О заезженных аксиологических бандурах.
У таких, как А.С. Макаренко, а до него у таких как Мишель Лепелетье (с Робеспьером) или даже Иван Бецкой (Бецкий) (с Екатериной 2-й) -
стратегическая задача
= стратегический замах:
МЕТОДОМ СТРУКТУРНО КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ ПРАВИЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ОПТИМИЗИРОВАТЬ ХОТЯ БЫ
(НО ОБЯЗАТЕЛЬНО)
СКОЛЬКО-НИБУДЬ ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ
ЧАСТЬ
(ТОЛЬКО ЧАСТЬ)
СОЦИАЛЬНОЙ МАТЕРИИ.
Но 95-98% так сказать рассуждателей о педагогическом вышли из раннего детства.
А в раннем детстве этим людям читали книжечки о добрых и злых: о Бармалеях и Докторах Айболитах, об Янушах Корчаках, и т.д.
И такой инфантильный = обывательский = мещанский способ оценки всего и вся неискоренимо въелся
с раннего-то детства!
неискоренимо, повторяю, въелся будущим рассуждателям о педагогическом
в их с-л-соловейчиковские (= убогие) мозги.
И вот для указанных всесветных обывателей от аксиологии
1-е) всякие в педагогике сверчки знающие свои шестки, -
от поговорки: всяк сверчок знай свой шесток; это часто весьма уважаемые и полезные деятели, но (!) без стратегических претензий и замахов, -
и
2-е) деятели-разработчики со стратегическим замахом,
всё и вся - в один ряд,
и вот всё и вся указанными с-л-соловейчиковскими мещанами
(мещанскими рассуждателями о педагогическом типа С.С. Невской)
с доцентскими, профессорскими, кандидатскими, докторскими и академическими званиями
оценивается лишь по таким вот заезженным инфантильным координатам:
"Бармалей или Доктор Айболит?", "прогрессивный или непрогрессивный?", "отечественный или неотечественный?", "авторитарщик или неавторитарщик?"
и тому подобное.
В.В. Маяковский: А ВЫ НОКТЮРН СЫГРАТЬ СМОГЛИ БЫ НА ЭТИХ ЗАЕЗЖЕННЫХ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ БАНДУРАХ?
ZT. 24 ноя. 08 г. О фетишизме у Достоевского, Ушинского и общественности.
По Огюсту Конту (1798-1857, из реферата о нем в интернете) .. Общество проходит через три стадии: 1. теологическая; 2. метафизическая; 3. Позитивная ... Теологическая стадия (раннее и среднее средневековье) делится на три периода: 1. фетишизм; 2. политеизм; 3. монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов...
ZT. То есть с термином "фетишизм" Огюст Конт связывал лишь "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой". А.С. Макаренко же достаточно удачно применял термин "фетишизм" для обозначения "тараканов" устойчивых предрассудков-убеждений в масс- консервативно- убогих головах = в убого- расхожем = в пресловутом общественном мнении. Например, А.С.М. говорил о фетишизации, - в общественном мнении, - семьи, о навязчивой, - в общественном мнении, - любви и к словечку "любовь" и к другим, - тоже ласкающим слух, - словечкам и к предвзятым, но "священным", убеждениям. Всё это, полагал А.С.М., по сути - настоящие фетиши совершенно религиозного порядка.
То есть, как бы в противу вышеуказанному Огюсту Конту, А.С. Макаренко упорно настаивал: фетишизм - это вовсе не "дела давно минувших дней", а наоборот: фетишизм - это страшно мешающий достижению реальных успехов в повседневно-реальной социальной работе, и вообще фетишизм в его разнообразии - это страшно мешающий достижению общего социального прогресса кошмар 19-го и последующих веков. [ Иногда указанные фетиши А.С.М. именовал штампами ].
Вот частный пример. А.С.М. 20.11.1938 Галине Стахиевне Макаренко-Салько (Переписка, т.2, М.1995). - .. Вчера кончил "Идиота" Достоевского. ЗНАЕШЬ ЧТО? У ДОСТОЕВСКОГО ВСЕ-ТАКИ СТРАШНО МНОГО МУРЫ, СОВЕРШЕННО ДЕТСКОЙ И ДЕШЕВОЙ ..
ZT. Это А.С.М., безусловно, о тараканах-фетишах, которые Ф.М. Достоевский нежно лелеял в своей башке и настойчиво же пропагандировал в своих публикациях.
Но совершенно и при(пре)совершенно такоже обстояло дело и с не менее чем Ф.М. Достоевский пресловутым К.Д. Ушинским...
Жить в обществе и быть свободным от общества, по Марксу и т.д., невозможно, но вот жить в обществе и быть свободным от предрассудков = от расхожих фетишей общества по А.С. Макаренко и возможно, и следует, а иначе никакого существенного успеха в социальной работе и вообще в социальном прогрессе - не будет.