Мой былой ЖЖ ztnen заморожен. 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.
С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен. 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.
См. и http://zt1.narod.ru/j_m.htm.
Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.
На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове. | На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего Мой былой ЖЖ |
Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. | Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. |
Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.
[ См. также: drujba56.htm ДРУЖБА СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ИЛИ: Межличностные (именно - дружеские) отношения старшеклассников и некоторые опыты их педагогической коррекции (1950-е гг.). ]
См. также: besedy01.htm Раскин Леонид Евгеньевич. ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ.
См. и : http://zt1.narod.ru/tolko.htm/#d-d. - Изумительная миниатюра о реалиях одного небольшого детдома-хозяйства.
Товарищество, дружба и ученическая общественность в школе. Сокращен. стеногр. дискус. в средней школе № 125 Москвы 5-6 февр. 1940 г.). "Советская педагогика" 1940, № 9 с. 109-128. ZT. не смотрел.
1) Из "Некоторые выводы из моего педагогического опыта" (т.4, М.1984, с.233 низ). - А.С. Макаренко: ".. Поставим вопрос: а что такое коллектив? Нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив - это социально живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива .. И вот я все свои 16 лет советской педагогической работы главные свои силы потратил на решение вопроса о строении коллектива, его органов, о системе полномочий и о системе ответственности ..". ZT. Обзовем это макаренковской конструктивной выжимкой из древнекитайского "фа". | 2) ZT. Нужно, учил Макаренко, чтобы воспитательное учреждение имело свои благородные традиции, и тогда можно надеяться на образование благородных же традиций и внутри воспитанников. Для создания в человечках положительных привычек чаще всего достаточно, говорю, одного _ТРЕНИНГА_. Для создания же в человечках серьезных внутренних положительных традиций = принципов требуется уже включение и более комплексных механизмов воспитательного воздействия (ищи об этом в http://zt1.narod.ru/01-03-39.htm). ZT. Обзовем такое макаренковское конструирование системы благородных традиций воспитательного учреждения макаренковской конструктивной выжимкой из древнекитайского "ли". |
Три категории в отношении куска жизни по имени детство: 1) Обеспечение. Это - жилье, медицинское обеспечение, питание и т.д. 2) Воспитание. И именно-то - макаренковское воспитание. 3) Оснащение. Оно суть по-макаренковски реалистическая подготовка подростков к реальной жизни в их реальном будущем. Сюда, конечно, входит и такая (обязательнейшая !) штука, как образование, то есть, учеба. К оснащению же относится: а) практическое и б) правдиво-реалистическое наделение подопечных: а) бытовой, б) общесоциальной, в) гео-экономической и г) местно-профессиональной и более широкой ОРИЕНТИРОВКОЙ. Есть выражение "Мой стакан мал, но я пью из своего стакана" = "Стакан мал, но это стакан реалистический, а не блефовый и не фанфаронный". И вот Антон Семенович Макаренко выступал за реальные, а не за блефовые = не за фанфаронские так сказать замахи и претензии и в воспитательном, и в моральном, тогда как замахи в этой сфере пресловутого = раздутого из мухи в слона христианства и изначально и потом всегда были, безусловно, блефовыми = фанфаронскими. В "Воспитательное значение детской литературы" (ЛГ 15.05.1938) в т.7 М.1986 у Макаренко на стр.158 встречаем выражение: "Создание и воспитание цельной человеческой личности". Не "всесторонне развитой", а цельной. В этом, в связи с вышесказанном о малом стакане, есть смысл, как есть смысл и в Чеховском (из "Марьи Иванны") выражении "Человек серьёзный с жизнью серьёзной".
Фридрих Ницше (1844-1900), "Так говорил Заратустра" (1883-4), ч.4 гл. О высшем человеке .. Вы не должны ничего хотеть свыше сил своих: дурная лживость присуща тем, кто хочет свыше сил своих. Особенно когда они хотят великих вещей! Ибо они возбуждают недоверие к великим вещам, эти ловкие фальшивомонетчики, эти комедианты - / - пока наконец они не изолгутся, косые, снаружи окрашенные, изнутри разъедаемые червями, прикрытые великими словами, показными добродетелями, блестящими поддельными делами.
ZT. Есть, знаете ли, и выражение (и есть серии): "Жизнь замечательных людей", и практически под этим подразумевается "Жизнь прославившихся людей". Но выражение А.П. Чехова не о людях прославившихся, а о людях серьезных с жизнью серьезной - более правильное выражение. Вот один пример. - Если у к/л женщины потенций только стать хорошей домашней хозяйкой, и она вот и стала хорошей домашней хозяйкой, прожила жизнь хорошей домашней хозяйкой, то это по Чехову, да и по Макаренко - человек серьезный с жизнью серьезной. Были и есть сотни тысяч людей, которые не пытались прыгнуть выше своей головы, но которые в пределах своих реальных, а не звездных потенций = в пределах своих реальных, а не звездных способностей осуществляли себя на позитивные 90% (а 100% в социальном вообще ничего не бывает), и тогда буквально об каждом из таковых вот сотен тысяч можно было с правом сказать по А.С. Макаренко: "Это - цельная человеческая личность", и можно же было с правом сказать по А.П. Чехову: "Это - человек серьёзный с жизнью серьёзной".
Астров в "Дядя Ваня" Чехова т.13 о праздной супружеской паре. - Вы приехали, - все работу забросили, возились с вами, все ритмы нарушились. Вы своей праздностью и их, и меня заразили. И куда бы не ступили вы и ваш муж, вы всюду своим сибаритством внесете разрушение. Я убежден - если бы вы остались, то опустошения произошли бы громадные (с.110). Астров же. - В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она красива, спору нет, но .. ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех своею красотой - и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие. А праздная жизнь не может быть чистою (с.83).
ЛУРЬЕ С. А. Демокрит 470-380. Тексты. Переводы. Исследования. М., 1970. - Без приобретения привычки трудиться ребенок не сможет .. выработать способность стыдиться: стыд как важная добродетель приходит вместе с трудолюбием...
Одна из малых "Педагогических поэм", фрагмент из:
http://zt1.narod.ru/d-d-sssr.htm
Малые "Педагогические поэмы". Изумительные работники симпатичных советских детских домов щедро делятся своим опытом.
ИЗ ОПЫТА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКИХ ДОМАХ. М.1951.
.. Юные алупчане встретили наших детей очень недружелюбно .. Враждующие партии решили встретиться вечером и помериться силами .. Место — дальний угол двора детского дома.
.. Человек 20—30 рослых парней и подростков плотным кольцом окружили дом ..
.. От исхода этого вечера зависело будущее наших детей в Алупке, их спокойствие, благополучие .. Срочно был созван детский совет ..
— Что вы делаете? К чему приведёт ваша глупая затея? Разбитые носы, окровавленные рубашки, синяки и царапины на лицах, помятые и злые физиономии — как вы завтра пойдёте через всю Алупку в школу? Десяток пап и мам прибегут в детский дом с воплями, что здесь живут хулиганы, драчуны, и пойдёт о вас молва, как о диком зверинце, которого нужно бояться, которому не место быть здесь. Кто дал вам право предавать весь детский дом? Кто дал вам право не думать о коллективе, о своих младших братьях и сестрах?
— Они первые начали. А нам что, молчать?
— Если вы сильные, если вы храбрые, если вы умные, — сумейте, не уронив своей чести, гордости, достоинства, укротить ваших "врагов", покажите им всю ничтожность их "подвига". Без драк, кровопролитий покажите им, что вы сильнее, организованнее и разумнее их.
— А как это сделать?
Только этого ответа мы и добивались. На первых порах нужно было переключить их мысли с нелепой драки на новую, более трудную задачу. Быстро знакомим их с планом действий. Дети поняли что главное от них требуется, — выдержка, такт, вежливость ..
Уверенная в поддержке детей, но не без волнения выхожу во двор.
..
— Эй! Кто здесь посмелее, выходите на свет!
Молчание.
— Пришли драться, а сами, как тараканы, по щелям разбежались? Вояки!
Показались одна, две, четыре тени. Подходят. Руки в карманы, шапки сдвинуты на бок.
— Вы нам не нужны. Деток своих попрятали?
— А вы-то как раз нам нужны. Кто из вас главный?
Рослый парень с симпатичным, открытым лицом произнёс:
— Я главный, а что?
— Прошу зайти ко мне в кабинет.
Мнётся, оглядывается по сторонам, ищет поддержку у товарищей. К нему присоединяется ещё двое.
Веду их в корпус.
Мои спутники впервые пришли в детский дом; их поразил порядок, свет, тепло, чистота.
Но руки у них по-прежнему в кармане, шапки лихо сдвинуты, на губах нехорошая, вызывающая улыбка.
Наши дети встречают пришельцев неожиданным "здравствуйте".
В кабинете решили удивить их любезностью. Вежливо предлагаю им стулья, даже слегка придвигаю их. Двое развязно садятся, не снимая фуражек, руки в карманах.
Представляюсь им. Лёгкое замешательство.
— Товарищи, мне нужно говорить с вами, но я не знаю, кто вы. Назовитесь. (Говорят заведомо вымышленные имена.) У нас в доме мальчики не держат рук в кармане и не сидят перед старшими в фуражках. А как у вас в школе?
— У нас тоже.
— Так в чём же дело?
Смущённо вынимают руки из карманов и снимают фуражки. Начинаем разговор. Игнорируем цель их прихода, хотя даём понять, что знаем о ней. Входит кое-кто из наших ребят.
Спрашиваем, знают ли они, кто живёт в доме, почему эти дети здесь. Попутно выясняем, что у двух из них отцы погибли на войне, один — при защите Севастополя, другой — на Висле. Говорим о том, как родина заботится о детях-сиротах. Сетуем на трудности, жалуемся, что дети не справляются со своей работой.
А между тем комната заполняется нашими ребятами, постепенно все втягиваются в разговор. Мимоходом узнаём, как сдано дежурство, заготовлены ли на завтра дрова, все ли приготовили уроки, какую книжку читают мальчики.
Гости слушают ответы ребят и проникаются уважением к организации их жизни.
— Вот так-то мы и живём. Рук не хватает, а помочь некому, — заключаю я.
— Что надо сделать?
— Завтра мы едем в лес, за дровами. Поможете грузить?
— Поможем. Когда приходить?
— В шесть утра.
— Есть!
Гурьбой повели их по спальням, показали дом. А когда вышли на крыльцо, ожидавшие нас "враги" недоумевали, кто-то закричал: "Ага, сдрейфили!", кто-то хихикнул, но "парламентёры" прикрикнули на них и, отойдя на середину двора, собрали их всех вокруг себя.
На следующее утро 11 учеников Алупкинской школы отправились с нами в лес.
Мальчики-школьники и наши мальчики стали друзьями. Они ездили вместе в лес, копали землю в саду, белили заборы. Они устраивали соревнования ..
1939 или 1940-й г. Ленинград. Раскин Леонид Евгеньевич. Лекция для родителей на тему: "ДРУЖБА В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ".
Вопрос дружбы и товарищества связан с воспитанием у детей чувства коллективизма. Человек человеку товарищ - таков неписанный закон советского общежития.
Мы знаем, что только в условиях правильных взаимоотношений между личностью и коллективом каждый отдельный человек может получить благоприятные условия для своего действительно развития. Характер человека может формироваться и развиваться только в общении с другими людьми, поэтому правильно писал один писатель, что в уединении можно приобрести все, что угодно, кроме характера. Чтобы оформился характер у человека, последний обязательно должен общаться с другими людьми. Люди, которые прожили свой век на необитаемом острове, приобрели какие-нибудь житейские навыки, но характера, т. е. своеобразного отношения к людям, не было, потому что не было тех людей, с которыми им приходилось бы сталкиваться.
Чем характеризуются товарищеские отношения, как возникает товарищество, чем характеризуется дружба и как она возникает и развивается, каковы особенности товарищества и дружбы?
Прежде всего хочу сказать, что правильное чувство товарищества предполагает такое взаимоотношение между отдельным ребенком и детским коллективом, при котором интересы коллектива, т. е. общественные интересы, ставятся или должны ставиться выше личных интересов. Настоящий товарищ тот, для которого интересы товарища или коллектива выше личных интересов. Вы знаете салют пионеров - рука, поднятая вверх. Она означает, что общественные интересы выше собственной головы.
Товарищеские взаимоотношения, товарищеская спайка детей помогает крепить чувство любви к школьному классу, к школе в целом, а от любви к классу, к школе формируется и более высокое чувство любви - любви к своей Родине, к своему народу.
А как вообще возникает у ребенка чувство патриотизма? В Советском Союзе 180 мил. населения, и мы знаем, что у детей даже и младшего возраста чувство любви к Родине, чувство гордости за свою Родину и готовность защищать ее - проявляется независимо от возраста. Вы знаете стихотворение Квитко "Письмо к Ворошилову", где восьмилетний школьник пишет маршалу, что, вот мой брат ушел на войну, но, если его убьют, то позовите меня, и я встану на его место.
Если в школе и в семье хорошо поставлены товарищеские отношения, то это и есть одно из средств воспитания чувства советского патриотизма, и с этого нужно начинать воспитывать чувство советского патриотизма у наших ребят.
Товарищеские взаимоотношения детей вырабатывают у них привычку работать в коллективе, потребность жить с коллективом, они воспитывают чувство радости от всякого общения с коллективом, желание оказать помощь нуждающимся в ней, чем возможно, - помощь в работе, моральную поддержку, иногда даже и материальную помощь.
Вы все хорошо знаете, как переживают многие из наших детей иногда свое легкое недомогание, связанное с тем, что им запрещают идти в школу, или как они переживают карантин, т. е. когда ребенок здоров, а кто-то в квартире заболел скарлатиной, и как, бывает, ребенок тяжело переживает эти 14 дней! - Чрезвычайно тяжело, и даже в тех случаях, когда он школу не очень любит.
Мы должны отметить, что многих из наших ребят школа очень захватила. В тот день, когда они не могут пойти в школу, ребята часто не находят себе места. Почему? Потому, что пропадает круг товарищей, среди которых они привыкли находиться. Поэтому так тянутся ребята в школу и выходные дни.
А что происходит в первый день на даче, когда приезжают в новое место? Ребенок бродит сам не свой, но через несколько дней он находит группу товарищей и начинает чувствовать себя "в своей тарелке".
Потребность, выработавшаяся привычка жить в коллективе, общаться с ним, оказывать помощь своему товарищу, - является природной потребностью ребенка. Это не подлежит никакому сомнению.
Если останется время мы еще поговорим и о замкнутых детях.
Товарищеские взаимоотношения детей предполагают осознание ребенком общности интересов детей и взрослых. Чем лучше поставлены товарищеские взаимоотношения в детской среде, тем легче устанавливать товарищеские взаимоотношения детей и взрослых.
Мне уже приходилось говорить, что в некоторых из наших семей очень пренебрежительно относятся к значению товарищества и видят в товарищах очень часто только источник дурных влияний. Что товарищи иногда бывают плохие, что иногда дурные влияния к ребенку приходят от товарищей, в этом сомнений быть не может. Но что совершенно неправильно, так это то, что иногда из-за таких печальных случаев, которые вообще возможны, отрицательно относятся вообще к товарищеским отношениям.
Надо организовывать правильное товарищество, а не бояться вообще товарищества.
Но наряду с товарищами - у детей есть и друзья. Из группы товарищей выделяются какие-то друзья. Товарищи - все 39 учеников класса, а друзей немного. Иногда один, два, три, т. е. какая-то небольшая группа.
Что же лежит в основе дружбы?
В основе дружбы, как правило, лежат общность интересов и наличие каких-то общих стремлений. Может быть, именно потому, что в основе дружбы лежит какая-то общность интересов, так немного бывает друзей. К другу, кроме того, предъявляются гораздо более ответственные требования. Мы иногда не знаем, какие колоссальные требования, так сказать не писанные законом, предъявляют дети своим друзьям. Мы как-то опросили 900 ребят - какой должен быть друг, и получили ответы, которые попробовали собрать. Они пишут, что друг должен быть честным, справедливым, хорошим товарищем, друг должен быть верным и постоянным, он не должен изменять другу и не должен выдавать тайны, которые ему скажут. Друг должен быть откровенным и ничего не скрывать от друга. Его переживания должны быть известны и открыты для друзей. Он должен помогать другу и делиться с ним всем.
Итак, это прекрасная платформа для дружбы: верность, постоянство, желание помочь, открытая душа.
Каким образом дружба вырастает у детей? Как из товарищей появляются друзья?
Обычно друзья вырастают в результате общения и совместного времяпрепровождения.
У маленьких детей дружба зарождается в результате, иногда, первого впечатления. Вышел поиграть, встретил девочку и подружился. Для маленьких достаточно первого впечатления.
Но в старших классах школы дружба требует уже более сложных условий для своего возникновения. Тут в основе дружбы лежит, я бы сказал, предварительное разглядывание, неосознанное для самого ребенка. Он предварительно ближе знакомится с товарищем и начинает как будто выбирать его в друзья. Никакого договора на дружбу не заключается.
В основе дружбы иногда лежит и интерес к другому полу. В данном случае может даже и не быть общности интересов, подростки могут даже быть чужды друг другу, но … - законный подростковый интерес к другому полу.
Надо также понимать, что дружба детей и подростков не является сразу прочной, и она не является и “навечно” прочной, - она растет, развивается, крепнет и, порой, распадается.
В младшем школьном возрасте, лет до 14, дружба быстро распадается и быстро создается вновь. Сколько друзей поменяли дети за 6 лет, с 8 до 14. Попробуйте для резкого сопоставления сравнить с самим собой. У вас за 6 лет сколько новых друзей появилось? Единицы. У взрослых дружба возникает гораздо медленнее и держится значительно прочнее. У подавляющего же большинства детей есть друзья, но среди них большинство только недавно приобретенных. Одна дружба кончилась - появилась другая.
Но отчего распадается дружба в младшем возрасте? Иногда от чисто внешних условий: переехали на другую квартиру и перестали дружить, а если переехали в другой район, то и говорить нечего. Перевели в другую школу - распадается дружба. Иногда поссорились, могут легко помириться, но могут и перестать дружить. Иногда из-за ерунды у ребят исчезают дружеские отношения.
В среднем же и особенно в старшем возрасте дружба у ребят более устойчива. Здесь условия внешнего порядка не являются главными для распада дружбы. Переехали на другую квартиру - дружат, переехали в другой район - реже встречаются, но дружат, переехали в другой город - переписываются.
А вы видели, чтобы 12-тилетние ребята переписывались, переехав в другой город? Обычно напишут одно письмо, да еще одно, и все.
В старших классах распадение дружбы может произойти по разным условиям.
Во-первых, это может произойти в результате дальнейшего развития и формирования личности. Может оказаться, что общих интересов нет, общих оценок вещей нет. Один говорит, что нельзя списывать, а другой говорит - можно, один говорит, что можно уйти с урока, а другой - нельзя. Один говорит - я скажу, кто это сделал, а другой говорит - нельзя. Разные оценки вопросов школьной жизни.
В юношеские годы может быть расхождение во взглядах на мир, на некоторые явления, и это может служить причиной расхождения.
В старших классах, в старшем возрасте, подобно тому, как дружба может возникать из-за интереса к другому полу, она может и распадаться из-за того, что этот повышенный интерес, оказывается, не встретил положительного отклика. Какая-то девочка мне нравилась, я начал дружить с ней, а ее интерес перемещается на другого мальчика: дружба распадается и получается резкая ссора.
Дружба детей не всегда вызывается общностью их успехов, поэтому бывает дружба хороших и плохих учеников (успешных в учебе и не успешных)..
Совсем не всегда должны быть одинаковыми интересы дружащей пары, например, это может быть техник и страстный футболист.
Каковы же задачи родителей в воспитании товарищеских отношений и дружбы?
Когда я говорю о дружбе, я имею в виду дружбу детей одного пола. Прежде всего я хочу сказать, что родители должны способствовать развитию товарищеских отношений между ребятами. Они должны поощрять поступки детей, в которых проявляются товарищеские отношения со сверстниками, с младшими или старшими. С этой точки зрения я лично считаю, что хороший товарищеский поступок в классе, помощь товарищу, забота о товарище - должны встретить максимальную поддержку со стороны родителей. Надо всячески поощряя такие поступки детей.
Родителям, прежде всего, важно знать, кто составляет круг друзей ребенка. И вот здесь нужно очень внимательно считаться с возрастом детей. В младшем возрасте родители могут и должны оказывать влияние на непосредственный подбор товарищей. Собственно говоря, в младшем возрасте родители могут сами организовать круг товарищей, из которых могут вырасти настоящие близкие друзья. Это можно сделать, если родители интересуются жизнью класса, если родители знают детей класса. Я думаю, что это совершенно необходимо. Я считаю, что здесь должна иметь место организация совместных вечеров или утренников в присутствии родителей. Нужно это делать раза два в год, чтобы родители видели всех детей класса.
Если вы в первом и втором классе будете их знать, то к третьему классу вы их ближе узнаете и вам будет по целому ряду причин легче решить, из какого круга ребят следовало бы вашему ребенку выбрать себе друзей.
Какие приемы могут быть здесь у родителей? Разные. Можно сказать ребенку - позови к себе таких-то товарищей. В младшем возрасте ребенок не будет препятствовать матери или отцу в приглашении тех или других ребят, а приглашение их к себе домой дает возможность поближе их узнать, дает возможность решить, закреплять этот выбор или нет.
Но, если в младшем возрасте мы можем довольно энергично вмешиваться в подбор друзей, то в среднем и старшем возрасте вмешательство родителей должно быть резко изменено.
Я знаю таких родителей, которые пытались подобрать друзей для своих 13-14-летних детей. Это был такой крах, который вызвал порчу взаимоотношений между родителями и детьми. Причем, родители поступили, казалось, достаточно тактично, они узнали, что где-то есть хороший мальчик, они пригласили этого мальчика к себе в дом. Два мальчика - сверстники, но эти тринадцатилетки сразу почувствовали, что пригласили для того, чтобы они подружились. Внешне все шло хорошо, но внутренне это была пустыня. И, когда им предложили пойти вместе в музей, то они пошли, но ходили совершенно отдельно, не разговаривали, не делились впечатлениями. Они отбывали повинность. Это был внутренний протест. Они говорят - не навязывайте товарища, мы сами выберем.
То есть, то, что можно делать с 8-9-летками, того с 13-14-тилетками никогда не сделаешь.
Значит ли, что родители уже бессильны? Нет, конечно, ибо и здесь остается какая-то возможность у родителей воздействовать на детей силой слова. Но, чтобы это убеждение родителей подействовало, для этого нужно, чтобы родители пользовались авторитетом. Если дети не уважают своих родителей, то, конечно, их слова не подействуют.
Я приведу один из дошедших до нас интереснейших примеров того, как отец беседовал с сыном 13-ти лет по поводу отношения к товарищам.
В классе был парень Петров, который хулиганил, безобразно себя вел, совершил какой-то проступок. Кто-то из товарищей на вопрос учителя “Кто это сделал?” сказал, что это сделал Петров. В классе этого подростка стали называть "ябедой". И вот 13-тилетний Сеня пришел домой и рассказывает отцу: "Завтра сбор отряда и будут ругать того, кто выдал Петрова".
Отец начинает беседовать таким образом.
- Что там будет завтра - твое дело. Будешь выступать, как знаешь. Но мне хотелось бы с тобой поговорить.
Вот, если бы ты увидел, что кто-то отвинчивает рельсы, ты сказал бы об этом, или нет?
- Конечно, сказал бы. Что ты спрашиваешь?
- А если бы тебя бандиты угрожали избить, принял бы ты меры?
- Ну, конечно.
- А если бы ты увидел, что кто-то залезает в карман к другому и крадет, ты бы сказал об этом, или нет?
- Да сказал бы, конечно, что ты спрашиваешь?
- И это не было бы предательство?
- Что ты, смеешься? Какое же это предательство?
- А в классе разве ты не видишь, что Петров по-своему вредит всему классу и школе? И, если в классе находится смелый парень, который, не боясь того, что на него все обрушатся, называет мальчика, который вредит, то ты называешь это предательством и на сборе у вас этот вопрос даже ставится…
Парнишка задумался.
- Ну, а завтра что же ты будешь говорить на сборе отряда?
- Я скажу, что я дураком был, когда говорил, что так не поступают, и расскажу им про рельсы.
Конечно, это тонкая беседа, да и не всегда такие результаты бывают. Иногда на это дети могут ответить: "Бандит - бандитом, рельсы - рельсами, а ты в наши дела не вмешивайся".
Это бывает часто, если мы действительно редко вмешиваемся и не следим за детской жизнью.
Если ребенок сдружился с кем-нибудь из товарищей, который является источником дурных влияний, то перед родителями два пути. Один путь - предупредить о плохих чертах ребенка и пытаться воздействовать в том смысле, чтобы он влиял, а не на него влияли.
Если перед нами товарищ, который действительно разлагает ребенка, то задача родителей - всеми путями, и прежде всего, путем строгого надзора, не давать им общаться. Другого пути нет.
Конечно, это редкие случаи, но они бывают и о них нужно сказать.
Хотелось отметить, что в плане помощи детям в выборе хороших товарищей огромное значение имеют наши школьные детские общественные организации и классные руководители, если они работают хорошо и внимательно.
К сожалению, в школе существует такая традиция, с которой мы ведем большую борьбу. Вызывают мать и говорят: "Ваш сын стал плохо учиться, потому что он сдружился с Колей Петровым и он оказывает на него дурное влияние". Что делает мать? Мать идет по линии наименьшего сопротивления. Она говорит: "Не дружи с Колей Петровым".
- Почему?
- Мне сказали, что он плохой.
- Почему же он плохой?
И мать на это не может ответить, потому что она не знает ничего.
Классный руководитель. При решении вопроса о выборе друзей это лицо - решающее в младших классах, но уже гораздо сложнее ему оказывать в этом отношении влияние в старших классах.
Дурные влияния бывают, и возможность противостоять им может быть только при таких условиях, при которых взаимоотношения ребенка и родителей таковы, что слово родителей для ребенка стоит очень высоко; при этом приказ, запрещение родителей имеет большее влияние на ребенка. Так бывает, но так бывает далеко не всегда.
Совершенно необходимо, чтобы родители прежде всего знали друзей своих детей. Поэтому я в плане рекомендации вам советую, чтобы родители всемерно поощряли и настаивали, чтобы все близкие товарищи сына или дочери бывали бы у вас в гостях. Пусть приходят к вам, надо их знать.
- У нас нечем заниматься.
- А что вы там у друга делаете?
- Мы у него играем в домино.
- Достану домино и играйте здесь.
Не нужно вмешиваться в игру, но нужно наблюдать, нужно быть в курсе того, с кем дети дружат. Поэтому важнейшие требования, предъявляемые к родителям, заключаются в том, чтобы притянуть друзей своих детей к себе. Нужно создать условия, чтобы товарищи приходили к вам.
В детской среде часто проявляются ложные товарищеские отношения. Эти ложные товарищеские отношения выражаются, во-первых, в том, что товарищ желает покрыть всякий проступок. "Лягавый" не сходит с языка подростков. Раз сказал, кто виноват, значит "лягавый", значит предает.
Я должен сказать, что вся работа падает здесь на школу. но умелое убеждение родителей тоже нужно использовать, а так же и другие приемы. Нужно только, чтобы ребенок знал, что к нему отношение будет справедливое.
Нельзя в семье поощрять ябедничество. Ребенок говорит, что его обидели. Мать и отец сразу налетают защищать.
Нельзя говорить и так, что, если обидели, то сам виноват.
Нужно, чтобы родители подходили справедливо, чтобы родители уяснили, в чем дело.
Вот в моей собственной семье. Два брата поспорили. У нас существует такая традиция, что старший должен уступить. Иногда это нужно. Но, если виноват младший, нужно сказать, что он не прав, а прав ты, и каждому из них воздать должное.
Иногда можно сказать - прав ты, но ты же уступи. А иногда надо сказать иначе.
Я думаю, что, когда есть двое ребят, не очень различных по возрасту (года на 2 - 3), то там совершенно необходимо, прежде всего, добиваться хороших дружеских отношений между своими же детьми.
Увы, очень часто бывает, что дома дети друг с другом связаны только общностью квартиры родителей, семейным режимом, но дружбы нет. Внутренней действительной дружбы нет, внутреннего общения нет. Я знаю, что иногда два брата - один в четвертом, а другой во втором классе, в школу ходят всегда порознь. Никогда вместе не выходят. Один выходит в четверть девятого, а другой в половине девятого. Почему? - Не хотим, говорят, вместе ходить.
Я знаю и таких братьев, которые в школе не подходят друг к другу. Брат к брату, сестра к сестре в школе не подходят, даже обходят, чтобы не подумали, что это брат или сестра.
Есть и другие примеры, но, к сожалению, тех, о которых я сказал, как будто больше, чем других.
Наконец, когда мы говорим о дружбе и товариществе, естественно встает вопрос о том, какие есть, я бы сказал, генеральные, общие пути создания хорошей товарищеской обстановки. Здесь мы вынуждены сказать, что таким общим условием для создания хорошего товарищеского окружения является, прежде всего, педагогическое влияние на детей целого дома или двора. Если в доме хорошо работает родительский актив, если в доме есть маленький клуб, какие-нибудь небольшие помещения для физкультуры, если есть какой-то уголок, то этот педагогический контроль взрослых создает оздоровление всей группы детей.
В Москве сейчас широко практикуется организация родительских комитетов при домах, потому что в доме учатся дети разных школ.
Если думают, что детьми должны заниматься только родительские комитеты школ, так это не всегда правильно.
В каждом доме есть дети из разных школ, поэтому очень важно, чтобы родительская общественность дома могла охватить, прежде всего, детей, живущих в данном дворе. Это очень хорошо, и родительской общественностью могут быть легко охвачены эти дети.
В Калинине, например, члены родительского домового комитета, зная, что в какой-то семье неправильно воспитывают, приходят в семью, разговаривают с родителями и к тому же имеют возможность наблюдать, как ребенок живет дома. Приходят домой в одиннадцать часов вечера. Оказывается, что четвероклассник не спит, пятиклассник не спит. Где-то отец пришел домой в 11 и решил "позаняться" с ребенком и стал играть в карты с ним до 12 ч. Словом, выясняется целый ряд таких вещей, о которых школа не узнает без этого домового или дворового родительского комитета, и о которых можно узнать только в том случае, если вмешается родительская общественность самого дома или двора. Поэтому организация родительских комитетов в домах или дворах оздоровит детскую массу, из которой черпаются товарищи. И, если нельзя будет со всеми устроиться, то, во всяком случае, многих детей все же можно будет привести в достаточно благополучное состояние.
Хотел бы остановиться на взаимоотношениях мальчиков и девочек.
Как здесь обстоит дело у нас в семьях? Должен сказать, что некоторые родители все еще с очень большой опаской относятся к дружбе мальчиков и девочек, усматривают в такой дружбе опасность раннего возникновения любовных взаимоотношений. Из-за боязни того, как бы чего не вышло, родители относятся отрицательно к дружбе мальчиков и девочек.
В подростковом возрасте проявляется эта дружба в развитой форме. Вот у меня такие материалы подобраны.
Мальчик приходит домой к девочке тринадцати лет. Мальчику 14 лет. Он приходит не в первый раз. Звонит. Открывает мать девочки, впускает мальчика и говорит: "Валюшка, иди, опять твой кавалер пришел". И мать совершенно не смущает, что она этим унижает и дочь, и товарища.
Могу привести и тяжелый случай, имевший место недавно в Ленинграде, месяца 3 тому назад, в одной из очень интеллигентных семей. Отец - писатель, мать - крупная актриса, а их мальчик из 9-го класса покончил самоубийством. Какая причина? Была у мальчика подруга 9-го класса, которая часто приходила к нему. Матери не нравился этот выбор. Она сама - актриса, а мать подруги - кассирша из какого-то магазина. Мать мальчика решила, что это, наверно, уже будущая жена, и не хотела такой жены с такими родителями для своего сына. Она решает, что нужно эту дружбу разломать. Как же разломать? Запретить - ничего не получается. Значит, надо унизить. И вот, иногда в присутствии девочки отпускались колкости. Но это было редко. А когда девочка уходила, то начинались про нее разговоры. Шестнадцатилетнему мальчику уши прожужжали насчет того, какая эта Валя, - что она безнравственная, что она ходит к мальчику и какие это у вас отношения, и т. д. со всеми эпитетами. Сын переживал это очень тяжело. Мальчик, может быть, был слабовольный, и его отношения к девочке, возможно, переросли обычные отношения дружбы, может быть, это было первое юношеское увлечение. Это не первая любовь, которую мы все переживали, это нахождение в состоянии готовности влюбиться, это какое-то предлюбовное отношение было.
Мальчик повесился и оставил записку: "Мама, напрасно ты так плохо говоришь о Вале".
Не хочу сказать, что это удел всех ошибок, которые совершают родители, но не могу не привести факты, как иногда во внешне культурной семье совершаются грубейшие ошибки.
У мальчика в 16 лет есть потребность иметь не только друга, но и подругу.
Недавно был другой случай, и тоже чрезвычайно тяжелый, тоже со смертельным исходом.
Девочка 9-го класса. У нее товарищ, друг. Девочка больна, в школу не пошла, не ходит уже 10 дней. К ней приходит приятель - ученик. Дома никого нет. Почему он пришел, когда дома никого нет? Потому, что ей не разрешают, чтобы он к ней приходил. Разговаривают. Звонок в дверь. (Как в опере). Они не знают, что им делать: опыта нет. Мама пришла. Она открыла какую-то дверь, закрыла его и говорит: "Мама пройдет, и ты уйдешь". Мать прошла. Но он неискушен, не знает, когда нужно выходить и как нужно прошмыгнуть через коридор. Через две минуты его накрыли и обнаружили. Мать тут же, в его присутствии, схватила за волосы дочку и говорит: "Вот обожди - придет отец и покажет тебе, что ты тут устраиваешь". Мальчик с криком: "Звери вы" выбежал из квартиры. Через неделю он повесился, написав: "Не могу вынести такого отношения матери к дочери".
Конечно, это из ряда вон выходящие случаи. Но это уже второй за текущий год. А что, если эти случаи потянули за собой другие? Надо сказать, что, во всяком случае, они вызвали очень тяжелые переживания в классе. Вся детская среда была взвинчена - об этом и говорить не приходится.
Как видите, ошибки родителей в этом вопросе приводят даже к таким тяжелым последствиям. Ошибки эти в практике взаимоотношений между мальчиками и девочками, собственно говоря, заключаются в неправильной системе воспитания мальчиков и девочек. Мы иногда не замечаем того, что взаимоотношения между мальчиками и девочками проходят через определенные возрастные ступени.
Младший возраст - дошкольники - не чувствуют особого различия. Но руководительницы детских садов могут привести примеры, когда с девочками играть не хотят или играют, но не так охотно. Или мальчики сами играют в Красную армию, а девочек не принимают, потому что девочки красноармейцами не бывают. Правда, после недавних событий на Карельском перешейке вряд ли об этом будут говорить, потому что количество женщин в военных костюмах теперь очень велико, но два года тому назад это еще было. Если учительница говорит: "Возьмите девочек играть", они отвечают: "Ладно, возьмем. Помойте полы на кухне".
В младших классах школы мальчики и девочки играют отдельно. Очень редко вместе.
В среднем возрасте в школе играют обычно раздельно, но к концу 6-го класса начинаются игры коллективные и раздельно. Но появляется и стремление иногда походить вместе с девочками. Обычно ходят оравой: 5 мальчиков и 4 девочки. Через месяц, другой начинают ходить два мальчика и две девочки, а потом и по одному. Примерно, это обнаруживается в 7 классе, а в 9 - 10 классе это уже не вызывает никакого возмущения в общественном мнении детей, что как это - мальчик дружит с какой-то девочкой, играет или ходит.
В старших классах. В этом возрасте у подростков возникает своеобразное влечение к другому полу, которое может быть названо своеобразной подростковой любовью. Один мальчик говорил: "Я думал, что никогда с девочками дружить не буду, а теперь вижу, что это не так". Это говорит 15-тилетний парнишка. Мне, говорит он, все в ней нравится, даже шапочка, даже голос. Готов что угодно сделать. Когда я отвечаю, то думаю, что она на меня смотрит, когда оборачиваюсь, то думаю - как это сделать, чтобы она заметила.
Он готов все для нее сделать. Он обращает на себя подчеркнутое внимание, чтобы произвести впечатление на.
Я знаю случай, когда родители, которые ничего не могли сделать с ребенком, действовали через подругу. Недавно мне рассказывали, что нельзя было добиться, чтобы сын постригся: ходил с каким-то колтуном на голове. Так ему нравилось - последний крик моды.
Дома ему говорили:
- Ведь это некрасиво, а ты еще ходишь к девочкам.
- А что? Нельзя ходить к девочкам?
- Но ведь так нехорошо, некрасиво.
Однажды родители встретились с Милой и сказали: "Милочка, скажи, чтобы Юрик снял шевелюру". И Мила сказала. и с быстротой электрического тока он несется:
- Мама, дай 90 копеек.
- А что такое?
- Пойду в парикмахерскую.
- Почему?
- Ну вот, ты же просила.
Несмотря на то, что общественное мнение в старших классах, в целом, положительно относится к дружбе мальчиков и девочек, и здесь бывает изъян. Вот случай. Мальчик и девочка 9-го класса идут вместе на каток. Они часто ходили кататься, бывали в театре. Встречает их приятель и говорит:
- Олег, куда?
- На каток.
- А я думал - в ЗАГС - записываться.
И по классу прошло, что Олег с Тамарой ходили в ЗАГС.
К сожалению, мы мало уделяем внимания необходимости организации общих игр для мальчиков и девочек.
Мы рекомендуем устраивать дома день рождения ребенка. Мне бы очень хотелось, чтобы родители всеми мерами добивались того, что, если приглашается 5 - 7 товарищей, чтобы там было несколько девочек. В 7 классе это уже получается, но 6-е и 5-е еще не ходят.
У меня с сыном было неприятное столкновение. Он говорит: "Что ты хочешь? Чтобы меня засмеяли в классе, что у меня были две девочки?". Это было в 6-м классе. А будучи в 7-м классе, он говорит: "Сегодня приду поздно. Буду на именинах у девочки". Пришел и рассказал, что было несколько мальчиков и девочек. Все было по-детски и очень хорошо. Но была потребность встречаться вместе.
Нужно обязательно поощрять совместные игры, это прекрасно влияет на детей. Собственно, что получается? Мальчик делается немного подтянутее, немного вежливее, аккуратнее. Девочка делается немного смелее, немного храбрее, подвижнее. Не скажу, что девочки от природы менее подвижны, чем мальчики, или мальчику от природы свойственно невнимание к своему внешнему виду, но чаще встретишь неаккуратного мальчика, чем неаккуратную девочку. Вот почему совместная дружба положительно влияет на тех и других. Я знаю, что мальчик начинает обращать внимание на свой внешний вид, когда хочет понравиться девочке.
См. такж: j_m.htm Ж- школьники и М- школьники - "встреча на Эльбе" .. Тут и обзор: Макаренко о половом воспитании.
Несколько слов о типичных ошибках в воспитании девочек. В семейной практике мы иногда считаем, что девочке необходимо дать особое воспитание. Чем интереснее девочка, тем больше ее портят в семейном воспитании, когда приходят и говорят: "Какая красавица!" Мы не замечаем, что 14-тилетняя девочка понимает уже свои внешние возможности.
А разве не говорят: "Ах, какая большая, прямо замуж пора".
Девочка переходит в подростковый возраст, оформляется как женщина, и начинает себя оценивать. Девочка начинает задерживаться около зеркала, начинает уделять внимание таким вопросам своего туалета, которые 13 - 14-летней девочке еще не свойственны.
Я знаю мать, которая проводила такую беседу на кончике кровати, когда девочка ложилась спать. Она в этой интимной беседе доказывала дочке, что, собственно говоря, главное в человеке - это не только внешность, но внутреннее богатство. Мать провела беседу на следующую тему.
- Ира, ты уже большая, но странная какая-то стала. Ведь ты сама говорила, что Маша - пустышка, ее интересуют только туалеты, только туфли и т. д., а теперь ты только этим и занимаешься.
Мать тонко сказала девочке о том, что ценят в человеке, и привела ряд примеров насчет того, что внутренние богатства делают человека известным. Три героини - летчицы, две из них здравствующие. На фотографических карточках они имеют обыкновенные внешние данные, а их знают больше, чем других с более богатыми внешними данными.
Конечно, такая беседа может подействовать, только если она будет проведена в интимной обстановке. Основная задача - отвлечь девочку от увлечения чисто внешними данными, оградить от тех комплиментов и похвал, которые она со всех сторон слышит.
Наконец, последнее. Дружба между мальчиками и девочками иногда принимает нежелательные формы и отношения, и было бы неправильно, если я сейчас об этом не упомянул. Бывает, что детские увлечения, подростковые увлечения не отражаются ни на учебной, ни на общественной работе, но бывает, что такое увлечение приводит к тому, что у подростка опускаются руки и он ничего не может делать. Бывает, что дети уходят в скорлупу только своих отношений. Как здесь поступить? Никаких рецептов давать нельзя. Нужно установить такие искренние отношения, чтобы подросток имел потребность вам рассказать о том, что в нем происходит. Этого иногда очень трудно добиться. Могу сказать о себе, что старший мой сын - студент, и с ним, как будто, все благополучно удалось пока что. Мы знали о его первом увлечении, когда он был в 9 - 10 классе и в вузе. Растет и второй сын. Пока он в 8-м классе. Но я думаю, что вряд ли удастся, чтобы все было так хорошо. Думаю, что с ним будет значительно труднее. Он более замкнут. Трудно сказать, как будет с ним.
Я знаю, что очень важно прежде всего добиться того, чтобы родители знали о важнейших случаях внутренней жизни ребенка.
Особенно осторожно нужно относиться к старшему возрасту, к т. н. вечеринкам на квартире. Нельзя их запрещать, это ерунда. Но важно понять, что в этом возрасте подросткам хочется побыть одним, без взрослых. Поэтому они говорят: "Мама, сегодня ко мне соберутся, но вы уходите. Не хотим, чтобы были взрослые".
Они в присутствии взрослых чувствуют себя связанными. Я понимаю это. Правда, можно добиться того, чтобы они не чувствовали себя связанными. Но, когда они хотят "побеситься", им мешают взрослые.
А с другой стороны, когда взрослых нет, кто его знает, какая обстановка создается? Мы знаем в таких случаях и положительные факты поведения детей, но мы знаем и такие случаи, когда начинался произвол. Матери сначала находили, что все идет очень хорошо, а когда они уходили, то вынимались бутылки, начинались тосты и т. д., и вечеринка превращалась в вечеринку с упадочническими настроениями, которые имеют еще, к сожалению, место.
Вот почему, предупреждая о необходимости внимательного отношения к внутреннему миру подростков, хотелось, чтобы родители и классные руководители, главным образом, комсомольские организаторы школы, чтобы они все тоже участвовали в жизни подростка, юноши. Это самое главное.
Что нужно, чтобы обеспечить нормальное развитие подростка? Я знаю таких классных руководителей, которые руководят умело, знают о каждом своем ученике, знают, чем они живут - со слов ученика или ученицы. Но таких руководителей ребят старших классов ничтожное меньшинство, а большинство - ничего не знают.
Могу привести такой случай трагический. Это по первому из рассказанных мной случаев самоубийства мальчика из 9 класса, который написал матери записку: "Мама, ты напрасно так плохо отзываешься о Вале". Мальчик погиб. Представляете, какое впечатление все это произвело на класс. Класс переживал это чрезвычайно тяжело. Настроение в школе было очень тяжелое. Школу, в конце концов, считать виновной нельзя, вина падает и на другую сторону. Как развивается дальнейшая картина? Эта Валя вначале переживает очень тяжело, а затем, через некоторое время, как будто все прошло. Она подчеркнуто веселится, она подчеркивает, что все прошло, она ходит в кино, страшно раскатисто смеется, живет разудалой, веселой жизнью. Товарищи друга говорили: "Вот, какая Валя - 5 дней прошло, и все забыла, смеется, хохочет, и как будто с гуся вода". Так продолжалось месяца полтора после смерти этого мальчика. А потом покончила самоубийством и Валя, и оставила записку, что не может жить без этого друга.
Что же выяснилось? Выяснилось, что в течение полутора месяцев, когда она так раскатисто смеялась и ходила в кино, показывая своим поведением, что она его забыла, она каждый день по 4 часа проводила на могиле умершего друга. И никто об этом не знал! Мальчики решили, что она все забыла, а на самом деле это была только маска, за которой она скрывала глубокую внутреннюю драму. Как далеки были от этого школьная общественность и классный руководитель, и в то время, когда Валя переживала такое горе - не могли подойти к ней, чтобы она почувствовала к себе особую заботу и внимание. И она почувствовала себя одинокой в этой драме, и не нашла ничего другого, как пойти тем же путем.
Это неумение видеть внутренний мир подростка - самое тяжелое обвинение, которое можно предъявить иногда родителям и школе.
Не так давно, буквально десять дней тому назад, одна классная руководительница почувствовала, что мальчик из 8-го класса, 15 лет, хочет с ней о чем-то поговорить. Она ведет этот класс с пятого класса. И вот на майской демонстрации, когда они долго стояли, он отошел с ней в сторону и сказал: "Помогите мне. Не могу жить больше такой жизнью. Я - атаман воровской шайки". - Брось, - говорит она, - ты с ума сошел. "Да, да, у меня все хорошо и отлично, но я атаман". - Приди ко мне после праздника, поговорим.
4-го мая произошел разговор, который продолжался 5 часов. Он объяснил, что является действительно атаманом детской воровской шайки, в которую входят 5 человек из 5-го класса, 5 человек из 8-го и 2 чел. из 9 класса. Они ограбили лоток в Шувалове и еще какое-то ограбление совершили. Словом, настоящая воровская шайка. У мальчика этого семья ужасная. Отец - пьяница. А в школе мальчик - прекрасный общественник, кандидат в комсомол, по предметам получает "отлично" и "хорошо". Значит, все в порядке. А мальчик говорит: "Я живу двойной жизнью. Одна жизнь настоящая и полная в шайке. Там настоящие товарищи, настоящая порука, настоящие дела". И он стал рассказывать, что это очень интересно. Никто не знает о той независимой жизни.
Он рассказывал как совершенно взрослый человек. На лето он едет вожатым в пионерлагеря.
Учительница спрашивает: "Как же можешь ехать?" Он говорит: "Не беспокойтесь, в лагере я буду чудесным вожатым. Я знаю, что нужно делать. На эти три месяца я ухожу от той жизни, а потом вернусь. Если не сумею вырваться - вернусь. Я пробовал уходить, но, проходя по улице, услышал свист и не мог не вернуться".
Случай учит многому. Случай чрезвычайно тяжелый, потому что он показывает, что для того, чтобы как следует воспитывать наших ребят в предъюношеском возрасте, нужно узнать внутреннюю их жизнь. А некоторые из наших ребят, как видите, научились жить двойной жизнью. Было бы лучше, если бы мы знали, что парень испортился, попал в воровскую компанию. Тогда мы могли бы его исправлять, наказывать и т. д. Но жуть в том, что в нашем представлении он оставался тем же и продолжал жить двойной жизнью. И вот он живет и тут, и там, и не может вырваться.
Мы наметили целый ряд путей. Дело здесь чрезвычайно сложное. Он предупредил, что способы воздействия там очень сложные: его могут избить и убить. Мы связались с рядом общественных организаций районных. Мы узнали этих ребят через соответствующие организации. Мы узнали, что есть взрослые, для которых дети работают, которые получают награбленное и которые толкают ребят на преступления. Этим будет заниматься соответствующая организация. Нужно разбить самую головку. Оказывается, это группа, которая представляет собой достаточно организованную ячейку: приезжают из Горького, приезжают из Ташкента. Все это делается через взрослых.
О чем этот случай говорит? В школе, в классе как будто 40 товарищей, и все жалуются, что никак коллектив в классе не сколотить. А оказывается, что пять человек из этого класса и пять человек из другого класса составляют такой монолитный коллектив, который ничем не разобьешь.
Поэтому вопрос о том, чем живут подростки, каков их внутренний мир - в этом главный вопрос.
В этой шайке, между прочим, есть и девочки, которые принимают в “делах” непосредственное участие.
Это чрезвычайно тяжело, но я думаю, что основная задача родителей заключается в установлении таких взаимоотношений, при которых основные линии жизни ребенка-подростка будут им известны.
Как этого добиться? Нужно, прежде всего, выполнять те указания, которые даны в ряде лекций Родительского университета. Доверие к ребенку, интерес к его внутренней жизни, умение контролировать и следить за ребенком. Словом, то, о чем в ряде лекций мы уже говорили.
Какие будут вопросы.
С МЕСТА. - Вы хотели сказать относительно замкнутых детей.
РАСКИН. - Относительно замкнутых детей. Замкнутость детей проистекает из самых различных источников. Иногда замкнутость детей является протестом на те отношения, которые иногда создаются в школе, в семье, в детском коллективе. Например, отрицательное отношение класса к дружбе мальчика и девочки вызывает замкнутость, и вся жизнь этих двоих замыкается в скорлупу их отношений.
Но иногда замкнутость детей является результатом неправильно понимаемых дружеских отношений. У девочек иногда это проявляется в секретах. Мальчики так и говорят, что девочки всегда секретничают. Это есть внешняя форма неправильно понимаемых взаимоотношений.
В одном классе мне сказали так: "Знаете, Л. Е., у нас в классе есть несколько мальчиков, интересующихся техникой, они все время вместе. Есть несколько политиков, которые знают все, что делается в мире, это - товарищи. Есть несколько футболистов, и это - товарищи. Есть несколько девочек - "печковисток", которые знают, сколько ступенек у Печковского в квартире, и на концертах его кричат: "Печковский, Печковский!" А мы футболом не увлекаемся, техникой не увлекаемся, мы бьемся, как рыба об лед..."
Замкнутость детей проистекает от того, что они в коллективной жизни не находят пищи для своего роста, для своего развития, для своих интересов. Они не знают, чем им заняться, им никто этой работы не дает, а они чувствуют потребность что-то делать для коллектива.
Какие же пути здесь имеются?
Основные пути родителей заключаются в том, чтобы убеждать и, путем убеждения, привлекать в семью круг товарищей, создавать для ребенка круг товарищей. В младшем возрасте это легко сделать. Иногда, может быть, классному руководителю нужно сказать: соберите, пожалуйста, у нашего Миши ребят, чтобы, скажем, сделать альбом. Ребята пришли, чем-то занялись. Мать, которая находится здесь, им говорит: "Приходите в выходной день". И они приходят. - Простая вещь - создать младшекласснику круг товарищей.
Но замкнутость, которая беспокоит родителей, проявляется в переходном, старшем возрасте. Нельзя обрушиваться здесь на подростка мерами какого-то внешнего воздействия. В стенгазете сейчас же появляется заметка: "Индивидуалист". У ребенка внутри что-то происходит, и он временно отделяется, а у нас сейчас же его начинают стегать по всем направлениям. Ребенок иногда имеет право на одиночество. Другое дело, что в это время ребенок нуждается в помощи и заботе взрослого, - взрослый не имеет права пройти мимо этого одиночества ребенка. Но подвергать осмеянию такое стремление к одиночеству - неправильно.
Что же делать, если 14 - 15-летние ребята бывают замкнутыми? Здесь основной способ воздействия - это влияние общественных организаций детей, разговор классного руководителя. Здесь важно общественное поручение - сделай то-то для класса. Здесь важно включение в какие-то общественные начинания - в драмкружке, в соревновании школьном, поручение - участвовать в устройстве школьного вечер, поручить организовать олимпиаду, викторину. Нужно всемерно приобщать ребенка к общественной работе.
Очень часто в школе эта общественная работа очень плохо организуется, поэтому накопившаяся энергия в чем выражается? Уходом на улицу.
Самое печальное в том, что никакой разумной организации детской энергии мы не делаем.
Через 8 дней мы распускаем малышей на каникулы. Что им скажут? Гуляйте, отдыхайте, набирайтесь сил и т. д. Вы понимаете, что каждые родители будут заботиться о том, чтобы дети хорошо отдыхали. Но никто не дает ребенку какой-нибудь работы. Никто не скажет, чтобы они, хотя бы по полчаса в день, работали для школы. Почему бы не дать ученику, переходящему в третий класс, за лето переписать две тетрадки стихов, т. е. предложить поупражняться в письме. В школе существует правило: ничего не задавать на лето.
Еще раз. - В вопросе замкнутости детей важнейшая задача - вовлечение в разумную общественную жизнь класса, школы. Вот пути, при помощи которых можно разбить замкнутость ребенка.
Одиночество - такое чувство, которое изменяется под влиянием радости от жизни в коллективе.
К сожалению, и я об этом рассказывал, подростки иногда создают коллективы на началах иногда очень нежелательных. Это уже другой вопрос. Тут главное в воздействии, в убеждении.
Разбить замкнутость ребенка можно только тогда, когда создашь для него позитивную коллективную деятельность, когда есть участие ребенка в позитивной коллективной жизни.
--
Ф.М. Достоевский смеется в "Бесах" над социалистами российскими. - Они хотят построить идеальное общество там, "где может быть на сто верст кругом не было ни одного человека, хотя бы с виду похожего на будущего члена "всемирно-общечеловеческой социальной республики..." (т.10, с.45). ZT. Это у Д-ого - правильно. = Ф.М. Достоевский : хотят построить социализм там, где на версту не встретишь ни одного с натурой социалиста. ZT. Ладно! - откажемся от планов переустройства общества, а сосредоточимся на задаче: формирование по натуре масс-социалистов .. Но не для того, чтобы потом приступить к установке социализма, а просто так. Социализм не должен быть макросоциальным манком будущего. + Социализм вообще не должен быть чем-то макросоциальным. + Социализм не должен быть ни утопическим, ни научным. + Он (социализм) вообще не должен быть учением, разработанным за письменным столом, изучаемым в вузах, внедряемым в партийном, государственном или мировом масштабах.
Единственно приемлемый социализм - это вот какая "штука", это вот какая макаренковская структурная реальность : это интернатный пригородный подростково-юношеский КОЛХОЗ : это организованное интернатно-пригородно подростково-юношеское производство реальной продукции, с, - однако же и конечно же, - на первом месте стоящим учебным и прочим культуро-насыщающим : это интернатные пригородные рабоче-крестьянские корпуса (сравни – кадетские корпуса). .. ZT. НО !!!!! ZT. Да, единственно приемлемый социализм - это указанная вот макаренковская структурная реальность чего? – а вот чего: - куска жизни по имени подростковость и юность как по А.С. Макаренко поставленной и по А.С. Макаренко же ведомой структурной реальности, на которую потом человек всю жизнь с ностальгией и восхищением оглядывается. |
См. и: http://zt1.narod.ru/besedy01.htm
В файле http://zt1.narod.ru/01-03-39.htm Макаренко в его устном выступлении 01.03.1939 (лекторий МГУ). - .. Моя же специальность - правильное поведение, я-то должен был во всяком случае правильно себя вести в первую очередь. ZT. И А.С.М. тут же кается: не всегда его (Макаренко) поведение было правильным. Поведение же Иисуса Христа и ап. Петра было на 90-95 % : а) неправильным и б) не праведным, но во всяком случае, ап. Петра не мучила совесть за мерзкое убийство им супругов Анания и Сапфиры / Ап. Петр спросил Иисуса: «Господи, сколько раз я должен прощать своего брата, если он грешит против меня? До семи ли раз?». Иисус: «Не до семи, а до семидесяти семи раз» (Мф 18:21, 22). Мф 6:24. Никто не может служить двум господам; ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть .. Лк 16:13. Никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть .. И еще Лука 14:16 и дале. Зевс и Хрюст, сравнение нравов.-
В секте ап. Петра (Деян гл.4 и 5) продавали землю .. Продавали средство на десятилетия устойчивого существования = продавали средство производства = продавали постоянный на десятилетия источник дохода .. Да, в секте ап. Петра продавали землю и приносили деньги Петру. Для проедания. Это в 7 и 44 сотых раза дурнее физиократов. Но надо учесть, что дай волю Иисусу Христу, он бы, исходя хотя бы из вышеприведенной "теории о служении двум господам", плеткой выгнал бы торговцев не только лишь из храма (Мф 21:12 и дале; Мк 11:15; Лк 19:45-46; Ин 2:15 и дале), но и вообще с Земного шарика, и в этом Иисус Христос в те же 7 и 44 сотых раза дурнее даже предшественников физиократов - меркантилистов... Но помимо указанной убогейшей политэкономии от ап. Петра есть еще и проповедь убогой филантропии от Иисуса Христа: Матф 19:21 и дале .. Пойди, продай имение твое и раздай нищим .. (и Лк 12:33). ZT. Ну, раздашь ты всё своё нищим, нищие полученное проедят – а что дальше? Это ведь проповедь самой убогой формы филантропии! А тем не менее такому вот дурню-проповеднику две тысячи лет подряд неистово кричат ура и в воздух чепчики бросают...
Воодушевившись ловко проведенным укокошеньем мещан-супругов Анания и Сапфиры, церковь тут же на века присвоила себе звание "святой и непорочной", тем более, что впереди новонародившуюся христианскую церковь еще ждали и подвиги тоже "святой и непорочной" инквизиции, не говоря уж о религиозных войнах. Из http://zt1.narod.ru/hrist-uh.htm = RU.ANTI-RELIGION Кому : All 08 Фев 03 05:15:06 Тема : Безнравственность Иисуса. From: http://www.i-news.org/religion/5241 [ ZT. Автор не указан ] .. "Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца .." / ".. Не мир пришел Я принести, но меч .." / "Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! .." / Интересно, что и Иисуса Христа его мать, "Святая Дева" Мария, хотела вырвать из им же созданной секты .. .. Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: 'до ревности любит дух, живущий в нас'? (Иак 4:4-5). Коран 57:19-20. Знайте, что жизнь ближайшая – забава и игра, и красование и похвальба среди вас, и состязание во множестве имущества и детей, наподобие дождя, растение от которого приводит в восторг неверных; потом оно увядает, и ты видишь его пожелтевшим. Потом бывает оно соломой, а в последней [жизни] – сильное наказание – и прощение от Аллаха, и благоволение, а жизнь ближняя – только пользование обманчивое. Коран 42:19(20).Кто стремится к посеву для будущей жизни, тому Мы увеличим его посев. А кто желает посева для ближней, - Мы дадим ему его, но нет ему в последней никакого удела! Коран 29:64. 4). И здешняя близкая жизнь – только забава и игра, а обиталище последнее – оно жизнь, если 6ы они это знали. Амр бин Ауф запечатлел: "Не бедность ваша страшит Меня, но то, что можете вы возжелать мира [мирского], как другие до вас возжелали его — и разрушит он вас, как и тех, что были прежде вас» (хадис Бухари). Коран 57:19-20. Знайте, что жизнь ближайшая – забава и игра, и красование и похвальба среди вас, и состязание во множестве имущества и детей, наподобие дождя, растение от которого приводит в восторг неверных; потом оно увядает, и ты видишь его пожелтевшим. Потом бывает оно соломой, а в последней [жизни] – сильное наказание – и прощение от Аллаха, и благоволение, а жизнь ближняя – только пользование обманчивое. Коран 42:19(20).Кто стремится к посеву для будущей жизни, тому Мы увеличим его посев. А кто желает посева для ближней, - Мы дадим ему его, но нет ему в последней никакого удела! Коран 29:64. 4). И здешняя близкая жизнь – только забава и игра, а обиталище последнее – оно жизнь, если 6ы они это знали. Амр бин Ауф запечатлел: "Не бедность ваша страшит Меня, но то, что можете вы возжелать мира [мирского], как другие до вас возжелали его — и разрушит он вас, как и тех, что были прежде вас» (хадис Бухари). ".. Возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад .. [ZT. В заботах, - как там дома жена, дети, овцы? У Вл. Высоцкого: “Наш амбар совсем протёк / Прохудился, верно / Без тебя невмоготу - кто создаст уют?…”] .. и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (Евангелие от Луки, гл. 9, ст. 62). [ ZT. Марфа - неблагонадежна, Мария - благонадежна, Лк 10:38-42 / Люди - не благонадежны, птицы и лилии (а также тараканы, глисты и т.д.) - благонадежны, Мф 6:25 и дале, Лк 12:22 и дале ]. ZT. Против такого рода Иисусо- Иосифовича- Христовских ахиней восстал уже апостол Павел, а уж потом и протестанты типа Мартина Лютера. [ ПП-2003 из гл. Пять дней .. Возле крыльца стояли Ваня Зайченко и Костя Ветковский. Костя смеялся: / - Ну, и что же? Полопали? / Ваня торжественно, как маркиз, повел рукой по линии горизонта и сказал: / - Полопали. Развели костры, попекли и полопали! И все! Видишь? А потом спать легли. И спали. Мой отряд работал рядом, мы кавуны сеяли. Мы смеемся, а ихний командир Петрушко тоже смеется… И все… Говорит, хорошо картошки поели печеной! / - Да что же, они всю картошку поели? Там же сорок пудов! / - Поели! Попекли и поели! А то в лесу спрятали, а то бросили в поле. И легли спать. А обедать тоже не пошли. Петрушко говорит: зачем нам обед, мы сегодня картошку садили. Одарюк ему сказал: ты свинья и дурак! И они подрались. А ваш Миша, он сначала там был, показывал, как садить картошку, а потом его позвали в комиссию. / ZT. Куряжане в этом случае поступили в совершенно строгом соответствии с кретинистической заповедью Иисуса Иосифовича Христа из его ух как “мудрой” Нагорной проповеди : подражать птицам и тараканам: не пахать, не сеять, не собирать в житницы и не думать о завтрашнем дне (Матф 6:25 и дале, Лука 12:22 и дале) ]
Даже шовинизм не был чужд Иисусу из Назарета: "...Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня. Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступивши, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подошедши, кланялась Ему и говорила; Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам" (Евангелие от Матфея, гл. 15, ст. 21-26. ZT. Такое и в Мк 7:27. См. и Лк 12:46, 21:24). ZT. Вопрос к читателям: какой пункт из Клятвы Гиппократа нарушил врач Иисус Иосифович Христос? Медзаботт Эрнест. Папа Сикст-V. Иезуит. Роман. М.1993. (Раненный и плененный воин-католик, и два медика протестанта-гугенота над ним). - Послушайте, маэстро Амброа, мне брат пастора рассказывал, что этот католик перебил массу наших... Мне кажется, мы могли бы отомстить... - Несчастный! Ты смеешь говорить о мести, когда перед тобой больной..! Знаешь ли ты, что если бы раненый, лежащий здесь, убил самого дорогого мне человека, то обязанность медика - оказать ему помощь! Если ты не понимаешь обязанности врача, то для тебя самое лучшее - быть солдатом и стать в ряды тех, которые с таким азартом уничтожают себе подобных. - Простите, маэстро. Конечно, я не должен забывать моих обязанностей врача .. (с.103). ZT.
|
Лука гл.10:38 и дале .. Женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой. У ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении, и подошедши сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра меня одну оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом. А одно только нужно. Мария же избрала благую часть ..
ZT. А теперь про № + 1-е чудо от Иисуса. Чудо воскресения из мертвых Лазаря, брата Марфы и Марии. Оно описано почему-то только в сАмом (на десятилетия) позднем Евангелии от Иоанна (гл.11-12), хотя там (по этому самому Иоанну) именно это сотворенное Иисусом № + 1-е чудо имело самый большой эффект: привлечение многих верующих из Иудеи, решение фарисеев покончить с Иисусом. (11:48 "Если оставим Его так, то все уверуют в Него, - и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом". ZT. Весьма странное предположение-опасение). 1) Итак, воскресение Лазаря, брата небезызвестных, по крайней мере Луке, сестер Марии и Марфы. Этим самым Иисус совершил чудо для всех наглядное и небывалое. А тем не менее об этом, - наделавшим по Иоанну так много шума, - чуде (воскресения этого самого Лазаря) почему-то ни словечка в 3-х остальных, на десятки лет более ранних (синоптических) Евангелиях. Это безусловно говорит только о том, что история с воскресением из мертвых брата Марфы и Марии Лазаря, как и всякая хорошая мысля, была придумана (нафантазирована) масс-хрЮстианами лишь опосля… 2) До воскрешения Лазаря Иисус успешно исцелял. Исцелил нескольких. Но потребность во врачах тогда была страшная. Почему врач Иисус не открыл обыкновенную врачебную практику? Почему, умея излечивать, он, Иисус, исцелил так мало (меньше десятка) людей? - Так советские врачи поступать не должны! |
Матф 6:1 и дале. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного .. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. ZT. Т. е., достойно вести себя надо не просто так = не просто за так, а вот именно и только для того, чтобы за это когда-то, - ТАМ ВДАЛИ ЗА НЕБЕСНОЙ РЕКОЙ, - получить, вот, некий гипотетический пряник. То есть Иисусик Христосик совершенно не может себе представить неэгоистического поведения. Иисус Христос и Мухаммад в своих речах рассыпали угрозы тусторонним адом с одной стороны, и рассыпали же обещания тусторонних пряников со стороны другой.
|
http://zt1.narod.ru/ml-ZTdplm.jpg¦440506¦28.09.06
Марксистско-ленинский диплом всю жизнь беспартийного ZT.
http://www.miradox.ru/film/veselyi-santekhnik-0
документальный фильм об мне (ZT) "Веселый сантехник".
Несколько заметок на память. - 1) А.С. Макаренко - это прежде всего нонконформист, а 90% прошлых и нынешних "макаренковедов" - это конформисты. Особенно это касается Светланы Сергеевны Невской. Читайте об этом в: http://ztnen.livejournal.com/1783.html.
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
2) Вариант мероприятия в конференцзалах библиотек. - Секция Межрегиональной общественной организации "Макаренковское содружество". Феномен интернатной пригородной школы-хозяйства для подростков и юношей по "Методике организации воспитательного процесса" А.С. Макаренко (1888-1939) http://zt1.narod.ru/metodika.htm. Свободное обсуждение: за и против. Просмотр видеоматериалов. 3) На http://nnspu.ru/research/makarenkolab/index.html предлагается для скачивания две важные монографии А.А. Фролова : 2006 и 2007 г. 4) В макаренковедении плохо раскрыта тема, которую условно можно означить фразой А.С. Макаренко: "Мы здесь не фотоаппараты делаем, а людей" = надо строго следить, чтобы в хозяйственном (производственном) доминировало педагогическое (воспитательное), а не деляческое.
Представьте себе человека, в детстве оставшегося без родителей, беспризорного, всеми отпихиваемого, изгоя с вдрызг растрепанными нервами .. Он ограбил .. даже убил .. Действительным преступлением это было бы, когда бы так вот вёл себя не истрепанный донельзя беспризорностью индивидик, а .. А такому-то истрепанному беспризорностью - какое может быть наказание за преступление? Юного человечка надо наконец-то приютить, дать ему наконец-то нормальные, а не колюче-проволочные, условия жизни - в радостно- трудовом макаренковском учреждении, и: (!) не копаться "распсихологически" в его прошлом. И плюс к тому - всем (и ему самому) запретить само поминание о его беспризорном прошлом и о тех неизбежных характерных доминантах, которые неизбежно и неизбывно сопровождали, и не могли не сопровождать, то проклятое беспризорное прошлое. Это было не с ним, какой он сейчас, - не со счастливым, обредшим, наконец, достойный приют, с, потому, нормальным, - это было с тем совсем другим: несчастным, задерганным, беспризорным, чью шкуру он бесповоротно и беспамятно сбросил с себя с того самого момента, когда переступил порог нормального бесколючепроволочного исто макаренковского радостного и трудового воспитательного заведения - пригородной интернатной без заборов школы-хозяйства. Есть великое умение - это умение нормально жить в коммунальной квартире, где, допустим, есть люди и с отрицательными качествами, а ты 1) не тычешь в нос им (своим соседям) их отрицательные качества и 2) не форсируешь всю подспудную отрицательность в самом себе в пику их (своих соседей) отрицательности (не "как аукнется, так и откликнется"). Очень важно и в колонии для подростков- правонарушителей, и во взаимоотношениях, скажем, в коммунальной квартире, ПО ВОЗМОЖНОСТИ, - не поминать бывшего того плохого что было с человечком / что было в человеке. И этот принцип А.С. Макаренко важен не только в отношении принимаемых в колонию (от правоохранительных органов) подростков, но и в отношении в так сказать миру, к бывшим зэкам, например. HЕ ТЫЧТЕ В ЛИЦО БЫВШИМ ЗЭКАМ ИХ ПРОШЛУЮ СУДИМОСТЬ! И этот же принцип А.С. Макаренко, повторяю, важен и во взаимоотношениях жильцов коммунальной квартиры. Каково бы не было прошлое - человек имеет право на отношение к себе с, так сказать, презумпцией его (этого человечка) настоящей и будущей хорошести. Прошлое - оно и есть прошлое. Было и прошло. Плохое прошлое зачеркнуть как страшный сон, и забыть, и начать жизнь сначала. Никуда не годны особы и персоны, которые в так сказать миру ругаются и бранятся с окружающими не по степени и не по мере действительной отрицательности этих самых своих окружающих, а так сказать "автономно", то есть: просто от заведенной и взведенной вздорности _свой собственной_ обывательской шкуры и натуры. HО И С HИМИ С ТАКОВЫМИ (ВЗДОРHЫМИ ОБЫВАТЕЛЯМИ) HАДО УМЕТЬ УЖИВАТЬСЯ В КОММУHАЛЬHОЙ КВАРТИРЕ: HЕ HА ЛУHУ ЖЕ УЛЕТАТЬ?! Терпимость - свет, а нетерпимых (к сожалению) - тьма! Никуда не годны и "воспитатели", которые ругаются и бранятся с ребятками не по степени и не по мере действительной отрицательности этих ребяток, а так сказать "автономно", то есть: просто от заведенной и взведенной вздорности свой собственной обывательской шкуры и натуры. HО И С HИМИ-ТАКОВЫМИ (С ВЗДОРHЫМИ "ВОСПИТАТЕЛЯМИ") МУДРЫМ РЕБЯТКАМ ПРИХОДИТСЯ УЧИТЬСЯ УЖИВАТЬСЯ В ДЕТДОМЕ, В ИHТЕРHАТЕ, В ШКОЛЕ-ХОЗЯЙСТВЕ: HЕ HА УЛИЦУ ЖЕ В МОРОЗ УБЕГАТЬ?! Но подростки, увы, - это такая социальная материя, которая так мудро вести себя не может. Терпимость - свет, а нетерпимых (к сожалению) - тьма! Кира Муратова в одном разговоре со мной сделала мне комплимент: "Вы терпимы. Это хорошо". - Да, это действительно хорошо, ибо это все годы бесконечно способствовало нормальности моей (ZT) жизни. Чего и всем желаю! Слова старого Фалеса [кон. VII — нач. VI в. до н.э.] "Выноси малое от своего ближнего" должны быть лозунгом для всей [а не только в процессе работ] совместной жизни .. |
Учебно-воспитательная работа в детских домах. Бюл. М., 1940. № 7—8. 79 стр. «Дет. коллектив и дружба, как фактор воспитания». (Библиогр. обзор журн. статей за 1940 г.), сост. А. Брахман. [...]
Н.В. Гоголь об идейно- нравственно- воспитательном значении театра: это, де, такая кафедра, с которой много можно сказать!
ZT. Ещё более: общие собрания и товарищеские суды в школах-хозяйствах истых макаренков - это такая кафедра, с которой ребяток во многом позитивном можно убедить, утвердить в них эмоции законности и эмоции же обязанностей и прав человека.
Стой, Карл Фолькмар, Stoy Karl Volkmar (1815-1885) — немецкий педагог. Журнал "Педагогический сборник" 1869,11 (Давняя выписка; не дословно). - Школа должна дополнять семейственное. Это в знаниях, но не только в них. Если знания и занятия, вытекающие из домашнего круга, требуют со временем дополнений, потому что так сказать дидактические, информационно-обогощательные источники семейного оказываются недостаточными, то ведь это касается и воспитательных проблем. Можем ли мы, даже при самых благоприятных условиях, ожидать образования в личностях нужных привычек и других нужных моментов характера только на основе семейного? .. Пусть у учеников будут общие собрания, общие решения, суждения о справедливости и несправедливости, улаживание конфликтов .. по свободно действующему духу справедливости ..
Прыг на главную ZT-web- страницу http://zt1.narod.ru/
Иисус Иосифович Христос. - Матфей 6:34 .. Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
Советская культура 06.02.1988 .. Самым важным в системе А.С. Макаренко оказалась цель —
цель, которую он ставил перед своими воспитанниками:
человеку необходимо дать возможность увидеть свое будущее,
не позволить ему застрять в дне сегодняшнем ..