http://zt1.narod.ru/doc/Rubejovskaya-i-Rijskaya-do-1917.doc Рубежовская и Рижская колонии до 1917.
ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.
Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. | Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. |
А.С. Макаренко т.8 М.1986, 20.10.1938 .. Если бы мне дали такую школу, как у вас, я обязательно наладил бы там производство, вы не представляете себе, как это прекрасно, когда ребята делают нужные вещи (с.182; см. там и с.18).
Макаренко т.4 М.1984, 08.02.1939 .. Если бы у меня была школа, я бы, кажется, на части разорвался, но что-нибудь стал бы делать (с.302; см. там и с.361).
РГАЛИ, ф. 332, оп. 4, ед.хр. 186. А.С. Макаренко. 1 марта 1939 г. .. Стенограмма, лл.68-69 .. Дети с 14 лет должны принимать участие в производительном труде. Труд очень увлекает детей, и я уверен, что наша будущая школа будет с участием производительного труда…
Макаренко т.1 М.1983, 24.08.1922 .. Не труд-работа, а труд-забота (с.11).
Но! -
В математике есть принципиально не берущиеся интегралы. Задача оптимизации привычной общеобразовательной школы - это принципиально НЕ берущийся "интеграл", и одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,
тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,
превращения рутинного "воспитания" в ВОСПИТАНИЕ ВСЕРЬЕЗ – не даст.
В пригородном интернате есть сосредоточенность, но её (сосредоточенности) нет в привычной общеобразовательной школе.
.. ZT. НО !!!!!
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc
Малая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !). ..
А.С. Макаренко т.1 М.1983 ".. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах .." (с.13),
и так и останется в привычной общеобразовательной школе, - одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,
тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,
сосредоточенности, а значит и ВОСПИТАНИЯ ВСЕРЬЕЗ, не даст.
Конечно, устройство пригородных интернатных школ-хозяйств как добавки к семейному
1) требует серьезной подготовки квалифицированных макаренковских кадров,
2) требует серьезного финансового и капитально-строительного обеспечения,
3) требует серьезного информационного обеспечения,
к чему последнему лично я, ZT, и стремлюсь...
См. и: http://zt1.narod.ru/01-da-da.htm
Учебная старательность дружит с трудом.
Из http://zt1.narod.ru/ivanov-i.htm .. "Коммунарская методика" - это всего лишь клубы общения. Собираются вместе и поют часами. Это какими же надо быть бездельниками !, как надо не ценить свое время ! + Посреди недели едут на молокозавод мыть бутылки. И.П. Иванов и С.Л. Соловейчик, наверное, думали, что потратить полдня на езду, поехать в захламленную шарагу, о которой за день знать не знал, а через день забыл - это и есть "трудовое воспитание", "труд-забота" и "тоже Макаренко"!
Картинка с натуры: галочно-отметочное в "педагогике". - С. Соловейчик в дифирамбах "коммунарской методике" Иг. Петр. Иванова: "Кто хочет - едет на молочный завод мыть бутылки". ГАЛОЧКА НАПРОТИВ ПУHКТА О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ СУПЕР-"ТЕОРЕТИКОМ" "ПЕДАГОГИКИ" КРЕТИHОМ И ИДИОТОМ С.Л. СОЛОВЕЙЧИКОМ ПОСТАВЛЕННА !
Вообще многое, а не только лишь идею трудового воспитания, губит галочность (от слова "галочка"). Картинка с натуры (10.10.97): выгнали класс на улицу убирать из луж и с газонов на территории школы опавшие листья, и двое мужиков-"воспитателей" стоят в сторонке, беседуют о своем. И не смотрят, чем ребята занимаются-то. Отстояли, беседуя, минут 20, оглянулись, ребят нет, все куда-то ушли, лопаты брошены где попало. "Воспитателей" же ничего не колышет; даже не посмотрели, что ребята сделали-то. Собрали лопаты и грабли и ушли. Такое "трудовое воспитание" лишь вкореняет в ребят разгильдяйское отношение к труду. Выйти с граблями и лопатами, помахать ими, потолкать друг друга, что-то там кое-как и кое-где поскрести, бросить лопаты и грабли где попало и пойти:
ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУД"? ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ" ? - HЕТ, ЭТО ПРОСТО КРЕТИHИЧЕСКАЯ = С-СОЛОВЕЙЧИКОВСКАЯ "ПЕДАГОГИКА" !
А.С. Макаренко т.4 М.1984 .. Был [идеальный, и в частности потому, что без зарплаты, в коммуне им. Дзержинского приблизительно в 1930-1931 гг.] период, когда все мои коммунары работали уже на настоящем производстве, т.е. была такая организация, в которой был промфинплан, стройный порядок .. не энтузиазма штурма и не энтузиазма ближайших целей этой шестидневки или этого месяца, а энтузиазма спокойного, ровного, видящего далекие перспективы коллектива .. Я сейчас могу отбросить другие положения и считать, пожалуй, их негативными положениями трудового воспитания. Это такие положения, когда нет производства, когда нет коллективного труда, а когда есть отдельные усилия, т.е. трудовой процесс, имеющий целью дать якобы трудовое воспитание .. Во всяком случае, я уверен, что труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания .. (с.180-1).
ZT. В слесарном деле всё опошляет т.ск. "галочный подход". Болт вылезает из гнезда? - А я сейчас распорку поставлю. И вбивает гниль какую-то, но (!) : галочка бракоделом поставлена: В педагогике же, в социальной работе галочный подход - ну просто доминирует. Трудовое воспитание? .. а вот ребятки жёлуди собирали .. а вот у нас мастерская .. даже 3 молотка ...
1) Из "Некоторые выводы из моего педагогического опыта" (т.4, М.1984, с.233 низ). - А.С. Макаренко: ".. Поставим вопрос: а что такое коллектив? Нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив - это социально живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива .. И вот я все свои 16 лет советской педагогической работы главные свои силы потратил на решение вопроса о строении коллектива, его органов, о системе полномочий и о системе ответственности ..". ZT. Обзовем это макаренковской конструктивной выжимкой из древнекитайского "фа". | 2) ZT. Нужно, учил Макаренко, чтобы воспитательное учреждение имело свои благородные традиции, и тогда можно надеяться на образование благородных же традиций и внутри воспитанников. Для создания в человечках положительных привычек чаще всего достаточно, говорю, одного _ТРЕНИНГА_. Для создания же в человечках серьезных внутренних положительных традиций = принципов требуется уже включение и более комплексных механизмов воспитательного воздействия (ищи об этом в http://zt1.narod.ru/01-03-39.htm). ZT. Обзовем такое макаренковское конструирование системы благородных традиций воспитательного учреждения макаренковской конструктивной выжимкой из древнекитайского "ли". |
На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове. | На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего Мой былой ЖЖ |
С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.
Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.
Надя>: Если в 3-4 годика запретить ребенку подбирать _ничье_ (забытые на площадке, валяющиеся игрушки, например), то потом он (она) тем более не будет брать чужое .. "Не твое? Не бери!" ..
ZT. У иных людей в квартирах на всех полках и полочках тьма изящных безделушек. И вот представим: их школьница-дочь пригласит на свое день рождения своих подруг. А кругом эта самая тьма мелких красивых и замысловатых безделушек. И вот кто-то из гостей-школьниц не удержится и положит к/л из этих безделушек в карман. И тем получит опыт воровства. Это - не безделица! Кроме того, при изобилии чего-то у детей иногда или часто возникает безответственное отношение к вещам, иногда или часто возникает даже привычка к разбазариванию. Я, ZT, считаю, что квартира, где растут дети, должна состоять только из так сказать крупных "мазков", только из так сказать крупных "пятен", то есть - без этой самой тьмы изящных безделушек и вообще без признаков сверхизобилия. Это очень важно. Это называется: макаренковски тщательно продумывать педагогичность каждого квадратного и кубического метров, а также и не квадратного и не кубического "метров" детского, подросткового и юношеского обстоятельств бытия…
ПП-2003 из гл. "Все хорошо" .. Составители нравственных прописей и человеческих классификаций - даже и они признают, что кража булок или кража колбасы с намерением немедленно потребить эти ценности, если к такому потреблению имеются достаточно убедительные призывы желудка, едва ли могут рассматриваться как признаки нравственного падения. Беспризорные эту концепцию несколько расширяли и практически защищали тезис, утверждавший, что призывы желудка могут быть направлены не обязательно на булку и не обязательно на колбасу, а, скажем, на ридикюль в руках какой-нибудь раззявы женского пола / - 477 - или на торчащий из кармана раззявы мужского пола бумажник. Одним словом, понятия потребительной ценности в головах беспризорных складывались не так формально, как в головах учителей нравственности, да и вообще беспризорные никогда не отличались склонностью к формализму. Именно поэтому они так непосредственно, будучи на улице, разрешали многие вопросы, не желая вкладываться даже в самые остроумные рамки науки индивидуальной психологии. Только эта недоговоренность между беспризорными и учеными и приводила к тому, что последние считали первых явлениями нравственного или безнравственного порядка, а сами беспризорные полагали, что они все делают для того, чтобы сделаться металлистом или хотя бы шофером .. (с.476-7).
В ПП гл. Характеристика первичных потребностей. Там : .. Наши воспитанники всегда были голодны, и это значительно усложняло задачу их морального перевоспитания .. А.С. Макаренко, т.8 М.1986 О. Куриловской [Ольга Петровна, Opuscula #25 стр.289] .. Хлопцы по-прежнему. Мало им все-таки пищи, голодные как собаки и поэтому всегда не прочь стянуть кусок. На их месте я обязательно тоже тащил бы, и меня временами даже огорчает их умственное недоразвитие: мало все-таки тащут .. (с.10). См. также в: http://zt1.narod.ru/j_m.htm/#bejeck.
[ ZT. На всём моём сайте лично мною все цитаты из Сур даются по изданию:
Крачковский Игнатий Юлианович (1883-1951). Коран.
Издание подготовлено и оформлено НПО "Вектор СП"
1990 г. Москва 1991.
ZT. То есть, на всём моём сайте лично мною все цитаты из Корана даются по подстрочнику И.Ю. Крачковского. ]
Из: http://zt1.narod.ru/krn1nsly.htm Коран. Есть ли в нем призывы к насилию? Мухаммад учит нас юридистике. - Коран, сура 5, аят 42(38). Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха. Поистине, Аллах - великий, мудрый!
ZT. ДА, ТОЛЬКО "МУДРЫЙ" МОГ ЛЯПАТЬ ТАКИЕ ВОТ ПО РОДУ АХИНЕЙСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ НОРМЫ, НЕ УЧИТЫВАЮЩИЕ НИКАКИХ ТАК СКАЗАТЬ ВЗВЕШЕННО КОЛИЧЕСТВЕННЫХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ЖИТЕЙСКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. Обчистил крупный банк - отсекают руки. С голоду своровал с прилавка булочку - тоже отсекают руки.
Из очерка Н.Ф. Остроменцкой http://zt1.narod.ru/ostrmenc.htm. - .. Наказания. Наказание обычно налагается либо заведующим колонией (в его отсутствие - заместителем), либо судом. Воспитатель не правомочен в этом отношении. Это необходимо, чтобы избежать разнобоя в этой области. "Обыкновенно наказание страдает тем, что, разрешая один конфликт, оно в себе самом содержит новый конфликт, в свою очередь требующий разрешения" ( А.С. Макаренко. Очерк работы Полтавской колонии им. Горького ). Колония ищет такой формы наказания, которая совершенно исчерпывала бы проступок. Искания еще не доведены до конца, но все же определились следующие группы (классификация их, конечно, только приблизительна): I. Наказания, рассчитанные на то, чтобы, не обижая, не причиняя боли, дать почувствовать силу общественной организации, причем наказание является логическим следствием проступка. Пример такого наказания: отряд производственников (ребята, работающие в городе) за вечный беспорядок в их спальне назначается на воскресенье нести обязанности комендантского отряда, т. е. произвести уборку всей колонии. Логичность этого наказания ясна для всех и не может в силу этого вызвать неудовольствия. II. Выделение из коллектива. Например, не желающие подчиняться правилам, обязательным для всех, могут получать пищу только по ордерам заведующего колонией (т. е. перед едою они должны явиться к заведующему колонией за разрешением, причем посещения эти обычно заведующий старается использовать для соответствующей незаметной беседы с провинившимися). III. Наказания, рассчитанные на то, чтобы сделать провинившегося смешным в глазах коллектива, доводя его проступок до абсурда. Например, воспитанник А. уносит своей обед на лестницу под тем предлогом, что в столовой - обедать жарко. Так как приглашению дежурного возвратиться в столовую он отказывается подчиниться, проступок доходит до заведующего колонией, и провинившийся получает приказание неделю обедать на лестнице. Воспитанники, во время работы лежавшие, обосновывая это тем, что они - "не собаки", приговариваются заведующим колонией к лежанью все рабочее время на другой день, причем для них специально вытаскиваются кровати во двор и ставятся на самом видном месте, "чтобы все проходящие видели, что мы никого не эксплуатируем". Разумеется, товарищи, проходя мимо, не преминули поупражнять над беднягами свое остроумие. Неприятнее всего, конечно, быть смешным, и проступок, наказанный таким образом, никогда уж не повторяется. Конечно, о каком-либо издевательстве нет и речи, тон колонийской жизни не оставляет для него места, наоборот, мужественно перенесенное наказание вызывает уважение, и таким образом выправляются отношения с коллективом. IV. Наказания, рассчитанные на то, чтобы гневом потрясти провинившегося. Этот вид наказаний возможен только в том случае, если коллектив поддерживает воспитателя. А.С. Макаренко ребята больше чем любят, они им восхищаются. Это наказание, являющееся как бы естественной реакцией на какой-либо возмутительный поступок, рассчитано на то, чтобы поразить видом необузданного гнева у любимого, всегда уравновешенного и шутливого главаря… именно главаря, так как т. Макаренко для них - нечто вроде атамана, живущего их жизнью, их интересами, только ведущего их не на грабежи, а в новую трудовую жизнь. Совершенно неважно в конце концов, что вы будете делать - швырнете ли вы в провинившегося счетами или броситесь на него с кулаками, важно только, чтобы он почувствовал, что совершил нечто до того позорное, что вы не в силах сдержать возмущения.
А.С. Макаренко умеет не забыться, он играет, он хороший актер и никогда не переигрывает, его публика всегда им заражена и покорена, он всегда ведет ее за собою. Сам он о себе говорит: "Я не педагог, я актер". Поэтому, если ему случится поколотить кого-нибудь из воспитанников, он сумеет сделать это так, что восхищение заведующим колонией у того не только не уменьшится, а, наоборот, увеличится. Если же нужно, он сумеет из наказания сделать небольшой фарс для наказываемого, но с ощутительным физическим воспоминанием. Вот случай, происшедший в бытность мою воспитательницей в колонии. Как я уже говорила, т. Макаренко взял куряжскую колонию на том условии, что горьковцы помогут ему сорганизовать куряжан. Горьковцы чувствовали ответственность, которая на них лежала, и подтянулись. И вдруг один из старших колонистов напивается пьяным, начинает буянить, а когда товарищи его связывают и укладывают в постель, у него делается рвота. Наволока, простыни измазаны. Ребята говорят: безобразие. На другой день заведующий колонией приказывает ему срезать в лесу на себя палку. Провинившийся притаскивает огромную дубину и ставит ее в комнате совета командиров. - Зачем ты такую дубинищу приволок? - спрашиваю я. - Это его Антон Семенович бить будет, - хохочут ребята. Провинившийся хитро прищуривается: - Что я, дурак, что ли? Иванову раз сказал Антон Семенович "принеси палку", так он, осел, и принес прут. Ну, Антон Семенович его и отстегал, oгo! A этой дубинкой бить разве можно? Раз ударит - убьет. А кулаком не больно. И сидит покорно, ждет с интересом, как будет реагировать Антон Семенович на его остроумную выдумку. После сигнала "спать" появляется заведующий колонией, грозно нахмуренный. Покосившись на дубинку, он, к величайшему сожалению задержавшихся под разными предлогами ребят, ничего не говорит, только делает едва заметный знак провинившемуся, и они уходят вдвоем. А дубинка, сразу перестав быть интересной, сиротливо остается торчать в углу. На другой день утром я дружески спрашиваю провинившегося: - Ну что, здорово тебя вчера Антон Семенович? - Было... - гордо отвечает он, положительно довольный этим приключением. Не следует забывать, с какими навыками приходят ребята в колонию: ведь они выросли на улице, в нравах которой "подбрасыванье", избиение "в темную" и т. д. Все это так жестоко, что удар любимого воспитателя вовсе не производит впечатления жестокости, к тому же со стороны старшего товарища не оскорбителен, а т. Макаренко именно старший товарищ, а не начальствующее лицо. ... "Да, я избил воспитанника, я пережил всю педагогическую несуразность, всю юридическую незаконность этого факта, но в то же время я видел, что чистота моих педагогических рук - дело второстепенное в сравнении со стоящей передо мною задачей" (А.С. Макаренко. Из опыта Полтавской колонии им. Горького). V. За медленность, опаздыванье и тому подобные проступки, нарушающие темп колонийской жизни, налагается особое почетное наказание - "под винтовку". Приказ: "Под винтовку на пять часов". Ответ: "Есть!" - военный поворот, винтовка в руках, вытянувшаяся фигура, - все это подхватывает оброненную четкость. Почти всегда через пять - десять минут раздается команда: "Вольно!", но обозначение количества часов показывает степень тяжести проступка. VI. За особо скверные проступки, как воровство, подлог, систематическое нежелание работать и т. д., отдают под суд. Педагогическая цель колонии - выработка правильных правовых отношений с социальной средой. Суд, давая, с одной стороны, почувствовать силу коллектива особенно ярко, особенно наглядно, производит очень сильное впечатление своей театральностью; с другой - служит предлогом для того, чтобы поставить моральную проблему (по конкретному случаю) перед обществом. Т. Макаренко считает эти моменты, а также стыд, связанный с этой процедурой для преступника, важнейшими в выправлении взаимоотношений с обществом, а также в реформировании личности. Он считает, что неважно даже наказание, налагаемое судом. Оно не должно быть наказанием, оно должно быть тропинкой к исправлению. Действительной карой является квалификация преступления в речи обвинителя, поэтому обвинителем бывает всегда сам заведующий колонией. Суд происходит таким образом. К назначенному часу вся колония в сборе. Как и на общих собраниях, все без шапок. Судебный исполнитель объявляет: - Под знамя встать! Смирно! Сигналисты, стоящие с двух сторон на сцене, трубят. Входит дежурный в красной фуражке, держа под козырек. Он пропускает на сцену знаменосцев, ассистентов и суд. Судьи - воспитанники, обвинитель - заведующий колонией, защитник - кто-либо из воспитателей. Судьи усаживаются, сзади почетный караул со знаменем. Дальше идет, как обычно в суде, с тою разницей, что нет скамьи обвиняемых и подсудимый сам объявляет собранию о своем преступлении. Нет также и свидетелей, заранее вызванных, - всякий, желающий дать показание, говорит прямо с места, не оповещая об этом никого заранее. На сцену поднимается мальчик лет шестнадцати. Ему, очевидно, очень стыдно. Голова низко опущена. Он - комсомолец, и имеет звание старшего колониста, что еще более углубляет его вину. - Расскажи, за что ты попал под суд, - говорит председатель. Обвиняемый обращается к зрительному залу: - Я был в комендантском отряде. Комендант послал меня купить 40 фунтов керосину для ламп. Я купил тридцать пять, а показал, что купил сорок. Деньги за пять фунтов я взял себе. - У тебя был счет лавочника? - Я его подделал. Стер тридцать пять и написал сорок. - Мало того, ты не постыдился просить лавочника, чтобы он дал тебе поддельный счет. Обвиняемый еще ниже опускает голову. В зале повисло тягостное молчание. - Как был обнаружен подлог? Обвиняемый молчит. Подымается бывший комендант: - Я сразу заметил: он очень грубо размазал пальцем и написал другую цифру. - Зачем ты это сделал? Тебе нужны были деньги? - Да. - Для чего? Обвиняемый молчит. - Тебе больше нечего сказать? - Нечего. - Иди. Челядин! На сцену поднимается другой юноша, худой, зеленоватый. Смотрит он смело. - Расскажи, за что ты попал под суд. - За то, что у меня малярия... В зале смешок. Тягостное настроение, вызванное предыдущей сценой, рассеивается. - ... а я будто бы отказался принимать хину. - Можно мне? - подымается воспитанник, заведующий больничкой. - Он правда отказался. Я ему говорю: иди, принимай хину, а он говорит: не пойду. И не пошел. - Почему ты не принял лекарство? - Доктор сказал, что не нужно, что он еще что-то будет делать. - Можно мне? - снова заведующий больничкой. - Мне доктор ничего не говорил, чтобы ему хину отменить. - Доктора нет? - спрашивает председатель, вглядываясь в зал. - Нет, он в городе. - Ты понимаешь, что разносишь заразу? (Обвинитель.) - Понимаю. Только я не виноват. Мне доктор сказал: не надо. И так далее, в таком роде продолжается разбор дел. Речи обвинителя и защитника. Всегда суровая, и остроумная речь заведующего колонией, требующего самых жестоких мер пресечения. Примирительная, мягкая речь воспитателя-защитника. Снова команда: - Под знамя встать! Смирно! Снова трубы. И тем же порядком суд удаляется. Приговор обычно читается на другой день в приказе. Особенно суровым, он редко бывает. Например, приговор по разбиравшимся на приведенном заседании делам заключался в следующем: воспитанник, обвинявшийся в подлоге, был исключен из отряда хозяйственников, и в течение трех месяцев запрещалось кому бы то ни было давать ему какие-либо ответственные поручения, а также назначать на работу, требующую личной честности. Воспитаннику, отказавшемуся принять хину, разрешили получать пищу только по ордерам врача .. Я шла с вокзала в колонию. Впереди меня шло несколько работниц. Они возвращались из города и бранили беспризорных. - Вот у нас на фабрике, - пожаловалась одна из них, - тянут, тянут с нас деньги, каждый месяц вычитают из жалованья. А на что? Все равно полно на улицах. Просило село, чтобы этих, с монастыря, убрали. Землю всю, накось, им отдали... Чтобы дать человеку рабочему, которому она на пользу, а то этим висельникам! - Учат, говорят. А чему их там учат, спросите? Кормят дармоедов на наши денежки. Я не вытерпела и вмешалась: - Скажите, а что же, по-вашему, с ними сделать? Потравить их всех или что? - Нет, зачем травить? Травить неловко! - Так что же? Оставить расти на улице, чтобы вправду стали разбойниками? У вас есть дети? - Ну да, есть. - Так радуйтесь случаю, что они не на улице. А если б вы жили во время голода не на Украине, а на Волге, вот ваши дети и были бы теперь беспризорными. Большинство, наших ребят - крестьянские дети, потерявшие во время войны и голода родителей. Куда им деваться? Ремесла они не знают никакого, читать и писать не умеют, что ж им еще остается? Ясно - воровать. Государство подбирает их с улицы, обучает, делает честными людьми, неужто ж вам жалко внести в это дело свою лепту, какие-то там несколько копеек, которые у вас вычитают? - Да, как же, сделаешь их честными! - Они работать не хотят... - А вот вы придите в колонию, да посмотрите, как они "не хотят работать". Вон в колонии хозяйство какое, кто ж, думаете, там работает? Ребята эти самые, беспризорные. В колонии их обучают ремеслу и учат в школе; кто хочет, потом поступает дальше учиться - на доктора, инженера, учителя, а кто хочет, идет на заводы. А многие колонисты еще там, где они раньше были, под Полтавой, поженились на деревенских и остались в селе. Им колония к свадьбе подарила кому теленка, кому поросенка... - Откуда ж она взяла? - Из своего хозяйства. Вон земли сколько, хлеб свой будет, не покупать. Вот вам и прибыль. Поросят продают, телят, мало ли. Разве это не полезное дело? Или, по-вашему, лучше их всех в тюрьму посадить? Так, когда-нибудь все равно выйдут оттуда, а уж там хорошему не научатся, будьте покойны. - В тюрьме, конечно... - Ведь это ж дети несчастные, а не разбойники. Небось вы не жалеете нищему подать, а он, может, пропьет ваши деньги, а на беспризорных двадцать копеек в месяц жалеете. А вычеты с вашей фабрики, может, несколько человек от гибели спасают. - Ну ладно, придем в вашу колонию, посмотрим, правду вы говорите или нет .. |
А.С. Макаренко кн.5 Львов. 1963 БАН 1949к/3715-5, с.150-2. С. Куцанов. Начальник отделения детских колоний Министерства охраны общественного порядка БССР.
ВОСПИТАНИЕ ДОВЕРИЕМ [ZT. Воспитание честности].
Во время обеденного перерыва в столовой Бобруйской детской трудовой колонии наше внимание привлек красиво оформленный буфет. На открытых полках стояли тарелки с бутербродами, стаканы с молоком, кефиром, а на десертных тарелочках - порции колбасы, ветчины, сыра и другие фасованные продукты с указанием стоимости порции.
Белоснежные салфетки, вазы с букетами живых цветов придавали буфету особенно привлекательный вид. На одно из ящиков надпись: "Касса".
К буфету, не торопясь, подходят воспитанники, берут с полок облюбованные закуски, отсчитывают деньги, кладут их в кассу и идут за свои столики.
- А где же буфетчик? - спрашиваем у начальника колонии Федора Павловича Геращенко.
- Буфет работает без продавца, - отвечает он.
В это время к буфету подходит вихрастый подросток, берет стакан молока и булочку, с достоинством достает из кармана рублевку, кладет ее в кассу буфета, а оттуда берет сдачу. В действиях парня определенная подчеркнутостъ: смотрите, мол, я тоже честный, заработал, вот и покупаю, что хочу.
Федор Павлович замечает:
- Вот этот подросток (Борис К.) попал в колонию за систематическое воровство государственной и личной собственности граждан. Трудно ему было даже здесь, в условиях колонии, избавиться от привычки взять чужую вещь, ocoбенно когда никто не видит, когда он один на один остается со своей совестью.
Два раза его обсуждали за воровство на собрании отделения. Борис обещал больше не воровать, ему верили и прощали.
Но вот однажды в учебной мастерской он у соседа по верстаку украл готовую деталь, а ему незаметно подсунул свою бракованную.
Бориса вызвали на совет воспитанников. Председатель совета заставил его выйти на середину комнаты и спрашивает:
- Деталь у товарища ты украл?
- Я не украл, а только подменил, - процедил Борис.
- А это, по-твоему, разве не воровство? Ведь ты же дикарь. До тебя не доходит, что ты украл не только деталь, но и время у своего товарища. Он из-за тебя опоздал с пробной работой.
Кто-то из членов совета внес предложение наказать Бориса.
Председатель возразил:
- Наказывать не будем. Он еще раз украдет.
На лбу у Бориса появилась испарина, и он с обидой заявил:
- На этот раз можете поверить, воровать больше не буду.
Ребята дружно рассмеялись и хором сказали:
- Ты не обижайся, а докажи.
- И докажу, - решительно ответил Борис.
И он доказал. Вот уже целый год держится. Окончил учебную группу, получил 2-й разряд мебельщика-краснодеревщика, успешно учится в девятом классе, хорошо работает на производстве и, как видите, с достоинством подходит к буфету и честно покупает.
Мы возразили Федору Павловичу:
- Но где гарантия в том, что этот ваш Борис и подобные ему не возьмут из буфета продукты, в кассу положат рублевку, а оттуда под предлогом сдачи возьмут тройку.
Обед закончился, и мы перешли в кабинет Федора Павловича.
- Вот вы говорите о гарантии. Такой вопрос и ваши сомнения, что среди ребят найдутся "покупатели без денег", кполне закономерный, особенно если учитывать специфику наших воспитанников. За пять лет работы буфета без продавца имели место случаи, когда отдельные подростки брали продукты и не платили денег. За этот период с оборота 7,5 тыс. руб. не досчитались 15 рублей.
Но коллектив воспитанников очень умело разоблачал "покупателей без денег". Стенные, световая и радиогазеты тоже бичевали их беспощадно. Короче говоря, сила коллектива, его доверие и неумолимая требовательность к каждому своему члену и есть та гарантия, которая позволила нам придти к буфету без продавца. Но мы на этом не остановились. Вот уже полтора года воспитанники-разрядники получают зарплату без кассира. В день получки каждый воспитатель приносит в свое отделение ведомость и деньги, кладет их на стол и уходит. Придя с работы, воспитанники расписываются в ведомости и берут причитающиеся им деньги. Недоразумений нет.
Коллектив воспитанников считает, что работа буфета без продавца и выдача зарплаты без кассира - это их совесть и гордость. Эта положительная традиция является могучи средством воспитания у подростков честности. А доверие коллектива обязывает каждого его члена словом и делом не обмануть надежды. Ты ошибся? Ты понял свою ошибку? Иди и докажи. Коллектив верит тебе. Коллектив надеется на тебя и всегда поможет.
Из очерка Н.Ф. Остроменцкой http://zt1.narod.ru/ostrmenc.htm. - .. Заведующий колонией вернулся из города. Неожиданно сигнал - сбор командиров. Иду. Комната совета командиров полна народа. Ребята расположились на скамейках, столах, на полу.
Заведующий колонией делает несколько очередных сообщений. Потом, с чуть заметной усмешкой говорит:
- Хлопцы, вы знаете, что такое контролер в ресторане?
- Нет! Нет! ("К чему это он клонит?")
- Его обязанности заключаются в следующем: когда официант делает заказ на кухне, контролер проверяет его. Делается это вот для чего: вы приходите в ресторан и заказываете два дорогие блюда, положим, всего на пять рублей. Официант идет в кассу и берет марки на два дешевые блюда и платит за них, скажем, полтора рубля. Таким образом у него в кармане остается три рубля пятьдесят копеек. На кухне он заказывает те кушанья, которые вы требовали, а марки дает для проверки контролеру. И, если контролер в компании с официантом - это мошенничество проходит безнаказанно, а прибыль они делят пополам. Оказывается, что все контролеры вступают в сделку с официантами. В Харькове нет честных людей. Поэтому обратились к нам...
Раздавшийся смех не дает заведующему договорить. Выждав, когда собрание несколько смолкает, он спокойно оканчивает:
- ... нет ли их у нас. Я сказал, что найдутся. Хлопцы, в настоящее время в Харькове имеется восемнадцать мест контролеров, жалованья восемьдесят рублей, комната и прочее. Я не решаюсь выделить сразу восемнадцать душ. Не оттого, что не рассчитываю на такое количество честных среди нас. Мы все честные. Но нужна стойкость. Нужен такой детина, который бы во всяком положении нашелся и дал отпор. Ведь понятно, что официанты всеми способами постараются выжить контролера, не дающего им потачки. Я наметил приблизительно трех таких. Кого желаете вы?
Перед деловым предложением веселье умолкает. Называют ряд фамилий. Сперва по симпатии, затем каждая кандидатура всесторонне обсуждается, и остаются самые надежные, которые ни при каких обстоятельствах не уронят честь колонии.
К сожалению, не могу сказать, чем закончился этот опыт, так как уехала раньше, чем колонисты поступили на службу ..
--
Из Леонида Евг. Раскина ..
Нина К., ученица 7 класса, взяв у подруги книжку, нашла в ней 10 рублей и не вернула. Об этом узнала классная руководительница. Нина К. - девочка упрямая, с тяжёлым прошлым, из беспризорниц. Между ней и классным руководителем произошёл такой разговор.
- Нина, ты вернула книжку Люсе?
- Вернула. А что?
- Люся тебе при этом ничего не сказала?
- Нет.
- Люся, конечно, правильно сделала, не решившись тебя спросить, чтобы не обидеть. Но от Люсиной мамы я знаю, что Люся где-то потеряла деньги, данные ей на покупку тетрадей, и мама её думает, что она оставила их в этой книжке. Она просила меня узнать от Люсиных подруг, не нашёл ли кто-нибудь этих денег.
Нина молчит.
- Так ты ничего не знаешь?
- Я нашла какие-то деньги. 10 рублей. Во-первых, это неизвестно чьи, и я их никому отдавать не собираюсь. А потом, я уже их истратила.
- Очень жаль. Ты меня очень огорчила тем, что нашла "чьи-то" деньги и мне ничего не сказала. Выходит, что в школе у нас ничего нельзя ни потерять случайно, ни забыть. А вот мне недавно молодая девушка - кондуктор трамвая, принесла портмоне с деньгами и документами, которое я оставила в вагоне. Совсем чужая и незнакомая девушка. А ведь мы в школе. Уже седьмой год девочки учатся вместе. Что же мне делать? Люсина мать говорит, что ей не 10 рублей дороги, а она хочет знать, что у Люси подруги дорожат честью класса и школы. Если я скажу в классе, девочки живо соберут деньги и вернут Люсиной матери, но я не хочу, чтобы об этом в классе говорили. Мне твоё доброе имя так же дорого, как и всех остальных. Надо будет найти другой выход".
Нина всё время молчит, потупившись. Классный руководитель отправила её домой, прося впредь больше так с находками не поступать.
На другой день в классе классный воспитатель при всех передала конверт Люсе с просьбой передать маме деньги, которые нашлись (классный воспитатель отдала свои). Нина казалась возбуждённой, чему-то улыбалась. В конце дня, сдавая воспитательнице тетрадку, она положила в неё 10 рублей и записку: "Простите, больше я так не поступлю". Этому обещанию девочки можно было верить, её устами говорила детская совесть.
Доверие, оказанное учительницей девочке, указание на то, что её поступок набрасывает незаслуженное подозрение на всех её подруг - вот, что заставило заговорить совесть Нины, привести девочку к осознанию своего поступка и больше так не поступать.
ZT. А какие положительные итоги в этой коллизии дал бы рутинный ход: "Нину под розги" ? Да никакого положительного итога порка Нины розгами не дала бы!
ZT. А может быть положительный итог в этом случае дала бы мера, предлагаемая = предписываемая в таких коллизиях в Коране Мухаммадом: "Нине ампутировать одну из рук". Как ты думаешь, дорогой читатель? См. соответствующее место в файле: http://zt1.narod.ru/krn1nsly.htm Коран. Есть ли в нем призывы к насилию?
ZT. Требование требованию рознь. Требовать труда и учебы + дисциплины + гигиены + заботы об учреждении и его чести + заботы о товарищах и защиты младших + не ругаться матом + тянуться вверх в своем культурном развитии и в готовности (оснащенности) для будущей взрослой жизни, и т.д., это одно, а уж, например, от втянувшихся в курение или в алк категорически требовать бросить курить и категорически же требовать ни грамма не пить, и тому подобное, - это по роду совсем другое. Более того, в период тотального голода в 1920-е - 1930-е не только на Украине .. в период, когда учреждение находится на более чем голодном пайке, требовать от подростков и юношей чтобы они не крали из погребов окрестных селян или на базаре - это все равно, что требовать от этих подростков и юношей чтобы они умирали с голоду и/или доходили до дистрофии от хронического недоедания. В файле http://zt1.narod.ru/01-03-39.htm Макаренко. - .. Прозаичность нашего этического подхода, близость к жизни, то, что по нашим силам, то и есть наша этика, то, что вы способны сделать. Мы требовать должны, но исключительно посильное требование. Я в особенности считаю, что в нашей коммунистической этике всякое превышение … /непонятно/ … может только калечить ..
|
В файле http://zt1.narod.ru/01-03-39.htm Макаренко в его устном выступлении 01.03.1939 (лекторий МГУ). - .. Моя же специальность - правильное поведение, я-то должен был во всяком случае правильно себя вести в первую очередь. ZT. И А.С.М. тут же кается: не всегда его (Макаренко) поведение было правильным. Поведение же Иисуса Христа и ап. Петра было на 90-95 % : а) неправильным и б) не праведным, но во всяком случае, ап. Петра не мучила совесть за мерзкое убийство им супругов Анания и Сапфиры / Ап. Петр спросил Иисуса: «Господи, сколько раз я должен прощать своего брата, если он грешит против меня? До семи ли раз?». Иисус: «Не до семи, а до семидесяти семи раз» (Мф 18:21, 22).
Воодушевившись ловко проведенным укокошеньем мещан-супругов Анания и Сапфиры, церковь тут же на века присвоила себе звание "святой и непорочной", тем более, что впереди новонародившуюся христианскую церковь еще ждали и подвиги тоже "святой и непорочной" инквизиции, не говоря уж о религиозных войнах. Из http://zt1.narod.ru/hrist-uh.htm = RU.ANTI-RELIGION Кому : All 08 Фев 03 05:15:06 Тема : Безнравственность Иисуса. From: http://www.i-news.org/religion/5241 [ ZT. Автор не указан ] .. "Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца .." / ".. Не мир пришел Я принести, но меч .." / "Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! .." / Интересно, что и Иисуса Христа его мать, "Святая Дева" Мария, хотела вырвать из им же созданной секты .. .. Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: 'до ревности любит дух, живущий в нас'? (Иак 4:4-5). Коран 57:19-20. Знайте, что жизнь ближайшая – забава и игра, и красование и похвальба среди вас, и состязание во множестве имущества и детей, наподобие дождя, растение от которого приводит в восторг неверных; потом оно увядает, и ты видишь его пожелтевшим. Потом бывает оно соломой, а в последней [жизни] – сильное наказание – и прощение от Аллаха, и благоволение, а жизнь ближняя – только пользование обманчивое. Коран 42:19(20).Кто стремится к посеву для будущей жизни, тому Мы увеличим его посев. А кто желает посева для ближней, - Мы дадим ему его, но нет ему в последней никакого удела! Коран 29:64. 4). И здешняя близкая жизнь – только забава и игра, а обиталище последнее – оно жизнь, если 6ы они это знали. Амр бин Ауф запечатлел: "Не бедность ваша страшит Меня, но то, что можете вы возжелать мира [мирского], как другие до вас возжелали его — и разрушит он вас, как и тех, что были прежде вас» (хадис Бухари). " .. Возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад .. [ZT. В заботах, - как там дома жена, дети, овцы? У Вл. Высоцкого: “Наш амбар совсем протёк / Прохудился, верно / Без тебя невмоготу - кто создаст уют?…”] .. и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (Евангелие от Луки, гл. 9, ст. 62). [ ZT. Марфа - неблагонадежна, Мария - благонадежна, Лк 10:38-42 / Люди - не благонадежны, птицы и лилии (а также тараканы, глисты и т.д.) - благонадежны, Мф 6:25 и дале, Лк 12:22 и дале ]. ZT. Против такого рода Иисусо- Иосифовича- Христовских ахиней восстал уже апостол Павел, а уж потом и протестанты типа Мартина Лютера. [ ПП-2003 из гл. Пять дней .. Возле крыльца стояли Ваня Зайченко и Костя Ветковский. Костя смеялся: / - Ну, и что же? Полопали? / Ваня торжественно, как маркиз, повел рукой по линии горизонта и сказал: / - Полопали. Развели костры, попекли и полопали! И все! Видишь? А потом спать легли. И спали. Мой отряд работал рядом, мы кавуны сеяли. Мы смеемся, а ихний командир Петрушко тоже смеется… И все… Говорит, хорошо картошки поели печеной! / - Да что же, они всю картошку поели? Там же сорок пудов! / - Поели! Попекли и поели! А то в лесу спрятали, а то бросили в поле. И легли спать. А обедать тоже не пошли. Петрушко говорит: зачем нам обед, мы сегодня картошку садили. Одарюк ему сказал: ты свинья и дурак! И они подрались. А ваш Миша, он сначала там был, показывал, как садить картошку, а потом его позвали в комиссию. / ZT. Куряжане в этом случае поступили в совершенно строгом соответствии с кретинистической заповедью Иисуса Иосифовича Христа из его ух как “мудрой” Нагорной проповеди : подражать птицам и тараканам: не пахать, не сеять, не собирать в житницы и не думать о завтрашнем дне (Матф 6:25 и дале, Лука 12:22 и дале) ]
Даже шовинизм не был чужд Иисусу из Назарета: "...Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня. Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступивши, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подошедши, кланялась Ему и говорила; Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам" (Евангелие от Матфея, гл. 15, ст. 21-26. ZT. Такое и в Мк 7:27. См. и Лк 12:46, 21:24). ZT. Вопрос к читателям: какой пункт из Клятвы Гиппократа нарушил врач Иисус Иосифович Христос? Медзаботт Эрнест. Папа Сикст-V. Иезуит. Роман. М.1993. (Раненный и плененный воин-католик, и два медика протестанта-гугенота над ним). - Послушайте, маэстро Амброа, мне брат пастора рассказывал, что этот католик перебил массу наших... Мне кажется, мы могли бы отомстить... - Несчастный! Ты смеешь говорить о мести, когда перед тобой больной..! Знаешь ли ты, что если бы раненый, лежащий здесь, убил самого дорогого мне человека, то обязанность медика - оказать ему помощь! Если ты не понимаешь обязанности врача, то для тебя самое лучшее - быть солдатом и стать в ряды тех, которые с таким азартом уничтожают себе подобных. - Простите, маэстро. Конечно, я не должен забывать моих обязанностей врача .. (с.103). ZT. |
Старый еврейский анекдот (евреи иронизируют над собой). - Администратор оперного театра Иван Петров и его приятель Абрам Цукерман (a la Иисус Христос). Поет Онегин. "Слушай, этот певец еврей?". Нет. Поет Ленский. "А этот?" - Тоже не еврей. Поет Татьяна. "Эта певица еврейка?". - Нет. Поет няня. "А эта певица еврейка?" - Да, еврейка. - "Браво, няня !!!"
Лука 10:38 и дале .. Женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой. У ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении, и подошедши сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра меня одну оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом. А одно только нужно. Мария же избрала благую часть ..
ZT. А теперь про № + 1-е чудо от Иисуса. Чудо воскресения из мертвых Лазаря, брата Марфы и Марии. Оно описано почему-то только в сАмом (на десятилетия) позднем Евангелии от Иоанна (гл.11-12), хотя там (по этому самому Иоанну) именно это сотворенное Иисусом № + 1-е чудо имело самый большой эффект: привлечение многих верующих из Иудеи, решение фарисеев покончить с Иисусом. (11:48 “Если оставим Его так, то все уверуют в Него, - и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом”. ZT. Весьма странное предположение-опасение). 1) Итак, воскресение Лазаря, брата небезызвестных, по крайней мере Луке, сестер Марии и Марфы. Этим самым Иисус совершил чудо для всех наглядное и небывалое. А тем не менее об этом, - наделавшим по Иоанну так много шума, - чуде (воскресения этого самого Лазаря) почему-то ни словечка в 3-х остальных, на десятки лет более ранних (синоптических) Евангелиях. Это безусловно говорит только о том, что история с воскресением из мертвых брата Марфы и Марии Лазаря, как и всякая хорошая мысля, была придумана (нафантазирована) масс-хрЮстианами лишь опосля… 2) До воскрешения Лазаря Иисус успешно исцелял. Исцелил нескольких. Но потребность во врачах тогда была страшная. Почему врач Иисус не открыл обыкновенную врачебную практику? Почему, умея излечивать, он, Иисус, исцелил так мало (меньше десятка) людей? - Так советские врачи поступать не должны! |
Матф 6:1 и дале. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного .. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. ZT. Т. е., достойно вести себя надо не просто так = не просто за так, а вот именно и только для того, чтобы за это когда-то, - ТАМ ВДАЛИ ЗА НЕБЕСНОЙ РЕКОЙ, - получить, вот, некий гипотетический пряник. То есть Иисусик Христосик совершенно не может себе представить неэгоистического поведения. Иисус Христос и Мухаммад в своих речах рассыпали угрозы тусторонним адом с одной стороны, и рассыпали же обещания тусторонних пряников со стороны другой.
|
ZT. По вопросу честности и нечестности смотрите отличный (замечательный) советский художественный кинофильм "ИНСПЕКТОР ГАИ" (1982), режиссёр - Эльдор Магоматович Уразбаев, а также загляните в два файла: http://zt1.narod.ru/vory1880.htm И http://zt1.narod.ru/vorovstv.htm. Сюжет a la "Инспектор гаи". Чернышевский Ник. Гавр. 1828-89. Ак. собр. соч. т.5 М.1948 .. Профессор права Дмитрий Иванович Мейер, был честнейшим человеком, стараясь о соединении юридической науки с юридической практикой, безо всякого вознаграждения давал показательные процессы в родном своем городе. А в том городе был купец, который раз или два с большой пользой для себя объявлял о своем псевдобанкротстве, откупаясь от набранных долгов по пяти или десяти копеек за рубль. Прежние проделки такого рода удачно сходили ему с рук. Никто не мог или не хотел уличить его в злостном обмане, он думал, что и теперь дело кончится по прежним примерам, а тут встретил упорное сопротивление и преследование. Тамошний вице-губернатор был тогда человек благонамеренный, и Мейер мог вести дело строгим законным порядком. Большого труда стоило ему разобрать счеты торговца, веденные, по общему обычаю, безалаберным образом и, сверх того, умышленно запутанные. Все средства подкупа, обмана и промедления были употреблены должником и его партизанами. Все напрасно. Мейер доказал злостность банкротства, и банкрот был арестован. Но и после ареста тот купец все еще не верил, что ему придется отдавать долги полностью. - Как это? Испокон веков все так делают и всегда откупаются частью, а тут!.. Наконец купец убедился, что не может ни обольстить, ни пересилить Мейера. Он заплатил долги своим кредиторам и был выпущен из под ареста. И прямо из под ареста явился в квартиру Мейера. Как вы думаете, с какими словами? "Благодарю тебя, уважаю тебя, - сказал он своему бывшему сопернику: - на твоем примере увидел я, что значит быть честным. Через тебя я узнал, что поступал дурно. У нас так принято делать, как я делал. Ты мне раскрыл глаза. Теперь я понимаю, что дурно и что хорошо. Из всех людей, с которыми я имел дело, я верю тебе одному. Во всех своих делах я буду слушаться тебя, а ты не оставь меня своим советом" (с.86-87).
Янжул Ив.Ив. 1846-1914. Экономическое значение честности (забытый фактор производства) М.1912.27 РНБ Эк 14 Б-6/5. ZT. Не смотрел.
Прыг на главную ZT-web-страницу.
Иисус Иосифович Христос. - Матфей 6:34 .. Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
Советская культура 06.02.1988 .. Самым важным в системе А.С. Макаренко оказалась цель —
цель, которую он ставил перед своими воспитанниками:
человеку необходимо дать возможность увидеть свое будущее,
не позволить ему застрять в дне сегодняшнем ..