Задай в библиотечных каталогах поиск на : школьные завтраки , горячие завтраки ..
Из http://zt1.narod.ru/doc/Krasnye-Zori-1933.doc
[...]
Первый и основной вопрос, который должны были мы через самоуправление организовать, было питание.
Мы все помним нормы питания в те годы. Дележка крохотных пайков развивала инстинкт собственности. А наша задача была его преодолеть. Около пайков, около дележки их всегда получалось недоверие и в особенности оно рождалось
-----
Стр.16
к учителю, а наша задача была в том, чтобы авторитет учителя через самоуправление поднять.
И вот в первый же день нашей жизни мы поставили перед ребятами вопрос, как мы будем управляться с нашей кладовой питания. Ребятами был выдвинут лозунг «Под строгий контроль».
Не отрицая роли и значения контроля, мы выдвинули новую для ребят форму, так как ребята, предлагая контроль предполагали пожинать плоды труда взрослых, одновременно с этим взяв на себя «благородные» и благодарные функции контролеров.
Мы предложили им прежде всего ответственную самостоятельную работу, под руководством учителя.
Была избрана хозяйственная комиссия, которая приняла все продукты и которая под руководством учителя обязалась планомерно их расходовать.
Руководство этой комиссией было поручено педагогу, он должен был направить на рабочие рельсы инициативу ребят.
А что направление это требовалось — выявилось уже второй день.
Узнав о дневной норме сахара и о том, что в кладовой его имеется на весь месяц, ребята настаивали на выдаче его сразу, «чтобы хоть один день да поесть сладко».
Сколько нужно было иметь педагогического такта, сколько потратить педагогических сил, чтобы разрешить правильно этот вопрос. Сегодня читатель, может быть, улыбнется, читая эти строки, а тогда на таких конкретных примерах решался вопрос, отомрет ли учитель. Принципиально решался вопрос о пути развития самоуправления.
[...][...][...]
Общая с воспитателями столовая, размещение комнат работников колонии рядом с группами детей, совместная работа на производстве — все это быстро сколотило весь коллектив колонии и детей педагогов в крепкое целое, которое так поражало всех экскурсантов того времени. Колонисты в органах самоуправления были поставлены в такие условия работы, когда обычная в то время слежка детей за питанием взрослых, пользующихся котлом колонии, превратилась в заботу колонистов о том, чтобы учитель был
-----
Стр.104
сыт, так как ребята видели его всегда на передовых постах всех тяжелых хозяйственных работ в колонии.
[...] [...]
Второе рождение. Х. 1932. .. Столовая комиссия избирается общим собранием коммунаров в составе трех коммунаров вместе с советом командиров сроком на шесть месяцев. / Столовая комиссия вместе с начальником хозяйственной части устанавливает сметы расходов на пищу, устанавливает меню на каждый день, следит за его выполнением. Руководство свое столовая комиссия проводит через старшую хозяйку, назначаемую советом командиров на каждый месяц. Старшая хозяйка освобождается от работы на производстве и получает зарплату по среднему сдельному за прошлый месяц. / На обязанности старшей хозяйки лежит: наблюдать за правильным получением продуктов на кухне, правильным их использованием и за выдачей пищи в столовую. / Каждый коммунар должен приходить в столовую в свою смену и занимать принадлежащее ему место, ожидая, пока ему подадут пищу. (с.37)
"Народный учитель" октябрь 1928. С. Сумный .. Недостаточно позавтракать в 8 часов дня и пообедать в 2-3 часа дня - чрезвычайно тяжело ребенку в период его роста. Искать надо причины многих злых антипедагогических явлений в голодных желудках воспитанников детских интернатных учреждений (с.43).
Из: http://zt1.narod.ru/vihern.htm
> "Детский дом" БАН I.242, РНБ П28/104 1928,1. Фрагменты из ст. В. Куфаева.
[...]
В.К.> Итак, в коттедже: 1) комната-спальня, 2) комната для отдыха, занятий, игр, 3) комната-столовая и, наконец, КУХHЯ. В некоторых учреждениях типа коттеджей пища и все питание готовится в центральной кухне учреждения, откуда она разносится по всем коттеджам. Чтобы пища не остыла и не подавалась охлажденной, для этой цели при коттедже имеется маленькая кухня.
В.К.> Но эта же кухня используется и для других целей, а именно, ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕHИЯ САМИМИ ДЕТЬМИ СЕБЕ ЗАВТРАКА. Каждый несовершеннолетний готовит себе завтрак самостоятельно, получая в случае необходимости указания от воспитательницы (cottage mother). От нее же он получает продукты. ПРИУЧЕHИЕ ДЕТЕЙ ГОТОВИТЬ СЕБЕ ЗАВТРАК ВАЖHО В ВОСПИТАТЕЛЬHОМ И _ПРАКТИЧЕСКОМ_ ОТHОШЕHИИ.
[...]
http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc. Тут мудрое ..
(не лишь от Ф.И. Егермана; и будет пополняться) ..
Тут мудрое по организации вообще материальной среды в детских домах, и в частности – по организации в детских домах столовой.
ZT. 16.03.2010 Отсканировал и опубликовал: Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. РНБ 31-10/1657. http://zt1.narod.ru/doc/byt-d-d.doc.
http://zt1.narod.ru/doc/Rubejovskaya-i-Rijskaya-do-1917.doc Рубежовская и Рижская колонии до 1917.
ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Жеденов Н.Н. Детские сельскохозяйственно-кустарные приюты самопомощи. СПб. 1896. 212 с. РНБ 20.91.3.1. БАН 1896/2508 ( http://zt1.narod.ru/jedn1-8.htm ) .. На кухне работают две старшие девушки, ежедневно сменяясь; к ним в помощь, для мытья посуды, чистки овощей и пр., приставляется по одной маленькой девочке ..
УГ 15.03.1947 ТАК РАБОТАЕТ КОЛЛЕКТИВ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КАРДЫМОВСКОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ ( http://zt1.narod.ru/malyavk1.htm ) .. По столовой, по самообслуживанию, по физкультуре, по распорядку ..
"Детский дом" БАН I.242, РНБ П28/104 1929,7 .. Питание. Весьма часто хозяйственники не имеют понятия о калорийности и витаминах, детский стол часто однообразен: закормили кашей, дети оставляют, а между тем рыбные продукты в городе дешевы, но их не покупают .. Овощи идут на варево, в борщи, а у детей здоровый рефлекс - поесть их сырыми. Удовлетворить эту их потребность необходимо, иначе не удержатся от воровства с лотков и чужих огородов. Помню, в один д/д привезли мешок репы для будущей приправы для супов, и благовоспитанные в общем-то дети этого дома в один момент ее растащили, а на упреки отвечали: "На что она нам в супе, когда так она гораздо вкуснее!"
"Детский дом" БАН I.242, РНБ П28/104 1929,4. Столовая в Доме Юношества.
У нас. -
14 столов разных размеров (на 8, 12, 18 чел) закреплены за определенными группами. Над каждым столом висит список сидящих и кроме того - рамка с вставляющимися карточками этих ребят. В случае если кто отсутствует, соответствующие карточки вынимаются дежурным членом учкома, список отсутствующих передается на кухню и обед на них не выдается в зал, а остается на кухне.
Хорошая вентиляция исключает чад и запахи.
Кухня столовой сообщается с кладовой, откуда утром дежурный получает на весь день хлеб и сахар.
Как и в большинстве других д/д, наши детские и педагогические организации безуспешно боролись с небрежным отношением детей к посуде. Несмотря на "Не выносить!" посуда хронически исчезала, и постоянно можно было встретить миски, ложки, кружки на дворе и на помойке, часто в совершенно испорченном виде.
Другим больным вопросом являлась раздача пищи. 200 человек! Пища раздавалась недостаточно быстро, остывала. Более вострые ухватывали две порции, а иные из-за этого оставались без еды.
Громадное количество отбросов: выбрасывались куски хлеба, недоеденная каша, горох и пр., в то время как со стороны отдельных детей - жалобы на недостаточность питания. Причина:
РАВНАЯ РАЗДАЧА ПРИ РАЗНЫХ АПЕТИТАХ,
однообразие пищи и полная неприемлемость ее в том холодном виде, в каком она попадает к ребятам.
НОВЫЕ ПОРЯДКИ.
Каждый стол стал получать свою индивидуальную посуду, за которую он и отвечает. Вся посуда помечена номером стола (от 1 до 14),
ФАЯНСОВАЯ ЖЕ ПОСУДА подбиралась для каждого стола разного рисунка и формы.
Для хранения посуды были заказаны в нашей столярной мастерской специальные шкафы. Каждый из двух шкафов разделен вертикально на 3 части с отдельными дверцами, запирающимися старшим дежурным по столовой. Все дверцы запираются одним общим ключом. Каждый стол имеет свое отделение, и есть еще 2 отделения коллективные - для хранения продуктов и трех общих ножей.
Тарелки, супники, кружки на полках, а ложки, ножи и вилки за планками боковин.
Не всё рассчитали: верхние отделения оказались слишком высоко, ребята становятся ступнями на нижние отделения, чтобы достать свое, и пачкают. Планки на стенках не достаточно выверили, и чайные ложки проваливаются.
Но в общем такие шкафы можно смело рекомендовать.
На каждый стол Учком назначает ответственного по столу на месяц из числа сидящих за столом. Его обязанности: резка хлеба, накрытие на стол, получение, раздача на своем столе, мытье и уборка своей посуды и стола, наведение порядка в своем отделении шкафа. Ответственные по столу ни от каких работ не освобождаются. Дежурство по столу может совпадать в будни с дежурством по столовой, уборкой боковых лестниц, в праздники же со всеми видами дежурств, кроме кухни.
ЗА ПОСУДУ ОТВЕЧАЕТ ВЕСЬ СТОЛ.
Вся посуда и полотенца сдаются вечером дежурным по столу члену буфетной комиссии. Буфком всё запирает и сдает ключ в учительскую.
Утром дежурный по столу проверяет посуду и накрывает на стол.
В помощь дежурным по столам назначается (трудовой комиссией) дежурить одна шестерка, в обязанности которой: уборка всей столовой, уборка общего отделения шкафа.
Старший дежурный по столовой обязан работать наравне со всеми дежурными, но кроме того распределяет обязанности: мытье, подметание и пр.
Старший дежурный по столовой отвечает и за порядок в столовой.
Столы моются 1 раз в день и вытираются после каждой еды.
Столовая подметается после каждой еды и моется 2 раза в день после обеда и ужина.
Шкафы вытираются ежедневно.
Обеденная посуда моется с мылом (или содой) и споласкивается горячей водой. Ножи и вилки ежедневно чистятся шкуркой. Вся посуда чистится золой 1 раз в неделю по субботам. Намечаются на чистку со своего стола ответственными по столу.
ЧИСТИТ КАЖДЫЙ СТОЛ ТОЛЬКО СВОБЮ ПОСУДУ.
Общую посуду чистят по назначению трудкома.
Вся посуда устанавливается в шкафах в определенном порядке, обязательном для всех.
ВЫНОС ПОСУДЫ ИЗ СТОЛОВОЙ ВОСПРЕЩЕН БЕЗУСЛОВНО И РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК РАСХИЩЕНИЕ ЕЕ.
С новым порядком даже фаянсовая посуда, несмотря на некоторый бой, лучше сохраняется, чем раньше алюминиевая. Кроме того посуда стала чище мыться: каждый стол упрекает своего нерадивого дежурного за плохое мытье и растяпство, доходя даже до лишения прав дежурства по столовой, что в наших условиях является довольно сильной мерой.
Пища стала раздаваться не порциями, как было раньше, а вкупе на стол. Не теряет горячесть, т.к. ее не раскладывают заранее. Как только ребята расправляются с первым, дежурный им дает второе. При такой системе совсем ликвидировалось хапанье, хищение порций.
Кроме того, появилась некоторая возможность следовать принципу каждому - по потребностям, соображаясь со вкусами и аппетитом: значительно сократилось количество отбросов.
ХЛЕБ СТАЛИ РЕЗАТЬ ТОНКИМИ ЛОМТИКАМИ, ЧТО ТОЖЕ ДАЛО УМЕНЬШЕНИЕ ОТХОДОВ.
Кроме того теперь каждый стол может регулировать меру хлеба между обедом и ужином.
Остатки хлеба сушим на сухари, которые пользуются большим успехом у ребят.
Намериваемся перейти от металлической посуды исключительно на фаянсовую, как более культурную, приятную и более (в силу этого) оберегаемую.
М. Некрашева. Село Всехсвятское Моск губ., Дом юношества им. Тимирязева.
"Народн образован" 1990,2 Столовая восьмилетней школы-интерната в селе Хайыракан (недалеко от г. Чадан Тувинской АССР) .. Дети едят в школе четыре раза в день. Повар в столовой только учит, руководит, следит за тем, чтобы всё было сделано правильно, а готовят сами ребята - по графику. Времени хватает: заранее, с вечера готовят всё необходимое. Никто кроме дежурных не приходит в столовую, пока не окончатся занятия первой смены. Обед - между занятиями первой и второй смен, полдник - во время большой перемены. На столы заранее не накрывают - это отнимает слишком много времени. Самообслуживание: каждый подходит к широкому окну из кухни в столовую с подносом и получает обед. На "раздаче" - трое-четверо дежурных, поэтому всё происходит очень быстро. Разве не лучше так организовать дело, по крайней мере в небольших школах?
ZT. Помимо достаточно хорошо известного А.С. Макаренко учреждения в подмосковном Болшеве ( http://zt1.narod.ru/bolshevo.htm ) в те же 1920-30-е года существовали ещё, - из известных мне, - очень примечательные учреждения, о которых А.С.М. мало или почти ничего не знал. -
Материалы по Игнатию Вячеславовичу Ионину (19 дек 1893 - 21 ноябрь 1939) и его школе-колонии "Красные зори" (осень 1919-1941) в Стрельне-Михайловке под Ленинградом. Учреждение Александра Федоровича Мирандова под Симбирском ( http://zt1.narod.ru/mirandov.htm ). "Красный детгородок" ("Красный городок)"), Саратов, с 1925, Егермана Филиппа Ивановича http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc. Интересна организация питания и вообще снабжения с 1930-го года в этом огромном интернатном учреждении Ф.И. Егермана на 800 (примерно) персон, ищи в http://zt1.narod.ru/doc/egerman.doc [...] "Дет дом" БАН I.242, Ф. Егерман, Саратовский Красный детгородок. РОЛЬ КООПЕРАТИВА В РЕОРГАНИЗАЦИИ ДЕТДОМОВСКОЙ ЭКОНОМИКИ. [...] При более или менее крупном д/д, особенно для детей старшего возраста, организуется кооператив на основах особо выработанного устава, согласованного с уставом потребительской кооперации. Все воспитанники становятся _пайщиками_ кооператива. Паевой взнос зависит от заработка (предполагается, что воспитанники работают в мастерских или в сельском хозяйстве и получают премии). На общем собрании воспитанников утверждается устав, выбирается правление и ревизионная комиссия. Правление из своей среды выделяет ответственного заведующего и помощника магазином. [...] Воспитанникам взамен денег выдаются особой формы трудовые чеки. Трудовые чеки - особо отпечатанные знаки, заменяющие деньги в д/д. Их количество должно соответствовать месячному обороту магазина. [...] Для воспитанника учтены все его обязанности (посещение школы, мастерской, исполнение дежурств и т.д.). В случае их добросовестного исполнения он получает полную норму трудового чека согласно ассигнованиям бюджета. В случае же манкировки возможна временная урезка - как мера педагогического воздействия. [...] На трудовые чеки воспитанники в кооперативе приобретают вещи по своему вкусу и выбору. РОЛЬ КООПЕРАТИВА НЕОБХОДИМО РАСПРОСТРАНЯТЬ И НА ПИТАНИЕ. Пусть кооператив организует столовую и выдает обеды, ужины и завтраки по трудовым чекам. Выдачу же трудовых чеков производит организационный комитет на основании учета и контроля работы [ZT. "посещение школы, мастерской, исполнение дежурств и т.д."] каждого воспитанника. [...] ZT. Ф.И. Егерман, как кажется, - важный так сказать "конкурент" А.С. Макаренко. В http://zt1.narod.ru/ostrmenc.htm у Надежды Феликсовны Остроменцкой читаем. - .. Преобладание единой воли, отсутствие творческого педагогического коллектива имеет свои дурные стороны. Прежде всего оно грозит самому существованию колонии. Каждый, кто знакомится с жизнью колонии, невольно задает себе вопрос, что же будет с колонией в случае смерти тов. Макаренко. Вряд ли найдется заместитель ему среди его сотрудников, а пришедший извне принесет свою систему, и тогда это будет уже другая колония, по всей вероятности, не такая блестящая, не такая кипящая жизнью. / В настоящем это также не всегда хорошо отзывается на работе, так как воспитатели настолько восхищаются заведующим, что считают его педагогически непогрешимым .. / ZT. С другой стороны сам же А.С. Макаренко писал Надежде Феликсовне. - Н.Ф. Остроменцкой 2 февраля 1927, Харьков, колония им. М. Горького. .. Вам нужны мои советы? Очень сомневаюсь в действенности всяких советов, в особенности в таком щекотливом деле, как спасение Владикавказкой колонии. Я бы делал одно, а для Вашей натуры, для Вашей ухватки подойдет что-нибудь другое. Я потому и не хочу писать о своей колонии, что далеко не разрешил многих вопросов, связанных со значением личности [ ZT. личности руководителя / заведывающего учреждением ]. ZT. Как кажется, Ф.И. Егерману удалось разработать структуру и крупной, и устойчивой интернатной школы-хозяйства, не зависящей фатально от конкретики натуры руководителя / заведывающего учреждением ... Чехов А.П. 1860-1904. Три сестры 1901. Дейст. 4-е. .. Если бы, знаете, к трудолюбию прибавить образование, а к образованию трудолюбие .. / А.С. Макаренко 1888-1939, т.4 М.1984 с.292: "ни одной загубленной жизни". / ZT. Учение о педагогике проработки натур : http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc |
Из не помеченных газетных вырезок советских времен. –
Практиканты из ПТУ, отобедав, принялись играть в "шарик" - стол против стола. Развлечение хоть куда: скатывают из хлеба колобки и бросают друг в друга. Распалясь, в такой азарт вошли, что уже не шарики, а увесистые куски полетели ..
.. Одного взгляда достаточно, чтобы определить, что в нашей заводской столовой обедали молодые ребята. И главный показатель – надломанные, брошенные куски хлеба, которые небрежно валяются не только на столах и в тарелках с недоеденным борщом, но и на полу. От директора столовой узнал, что погубленного хлеба каждый день, особенно когда в столовой молодёжь, остаётся очень много.
Жуткий натюрморт. В тарелку с хлебом была воткнута сигарета, надкусанные ломтики шпрот плавали в пиве, едва тронутые порции заливного были свалены горкой на краю стола… Нетронутую порцию "цыплёнка-табака" предприимчивые юбиляры превратили в обыкновенную пепельницу. Рядом валялись странно скатанные куски хлеба, им вытирали руки, проворачивая куски между ладонями. "Они были пьяными", - скажут мне. Неправда, пьяными были не все. И ветераны управления, и многие молодые строители были вполне трезвыми, соображающими. Как же они могли допустить такое? Почему не остановили это варварство? Мне могут возразить – всё, что было на столах, они купили, верно? - Нет. Заплаченные деньги не дают права на издевательство над трудом рук человеческих.
А.С. Макаренко т.3 М.1984 "Пед поэма", гл. Преображение : Красота есть функция труда и питания (с.383).
А.С. Макаренко т.5 М.1985 .. Культура еды - это очень важная область общей культуры человека - ее надо настойчиво воспитывать (с.302) / с.297 .. Вопросы правильного и достаточного питания чрезвычайно важны. Не удивительно, что они так волнуют родителей и что здесь делается столько ошибок и промахов. Собственно, советскому родителю необходима научная и серьезно разработанная врачами и Нарпитом книга норм детского и юношеского питания... Поваренная книга питания детей и юношей, написанная с учетом всех новейших открытий в близких и смежных областях знания, насущно необходима. Блюда должны быть не гастрономного характера, как у "Молоховец", а простые, вкусные, питательные и именно то, что нужно для роста организма с необходимостью учета сезонности блюда (и дале) / с.295 .. Если говорить об удовлетворении различных потребностей и очередности их в семье: пища, одежда, удовольствия, развлечения, - то в пище должно быть приблизительное равенство, кроме тех случаев, когда нужна диета. Ни в коем случае нельзя приучать детей к тому, что они получают лучшие куски, особенно в ущерб матери, и не замечают, чтО едят мать и отец. Это допустимо только в случае болезни, и то с соблюдением определенных, я бы сказал, приличий Очень полезно, чтобы дети отказывались от лакомого и вкусного куска в пользу членов семьи. Тот, с кем хочет поделиться ребенок, не должен отказываться, а непременно должен есть и сам, чтобы упражнение в самоограничении не выразилось в совместной добродетели типа иудушки головлева в нашей "транскрипции", а такие есть. Дети обязательно должны помнить, ели ли другие члены семьи, и в том числе и домработница, и не должны без особого распоряжения матери или другого распоряжающегося лица съесть последний кусок, последнюю конфету и т.п. Помимо того, что это очень важно в быту семьи, это воспитывает умение без лишних усилий ограничить себя для другого. Очень важно с самого детства приучить не размазывать по тарелкам, не оставлять недоеденную пищу в тарелке, хлеб и т.п. Между прочим и потому, что это - совершенно непроизводственный расход. Кроме того, это - определенное неуважение к труду родителей и людей, приготовивших и подающих пищу. Наконец, надо воспитать четкое чувство меры и умения определять, сколько я могу съесть. Необходимо научить есть опрятно, даже красиво, не чавкать и уметь пользоваться вилкой и ножом к шести годам. Накладывать в тарелки малыми порциями, чтобы еда не оставалась, если мало - подбавить, когда съест...
"Народный учитель" 1928,1-2 (янв-февр), РНБ П29/42. НАВСТРЕЧУ ЖИЗНИ. Колония имени Горького. Н. Остроменцкая [в 1926 г.] ( http://zt1.narod.ru/ostrmenc.htm ) .. Каждый постоянный отряд, как рабочий, так и специальный, имеет определенное место в столовой и спальне. За порядок в работе и в жизни отряда отвечает командир .. / .. Сигналист пошел к криничке умываться. Без четверти семь он подымается в комнату совета командиров, берет горн, и воздух пронизывает заливчатый сигнал .. Ребята бегут умываться. На террасе перед амбулаторией толпятся хворые. Командир санитарного отряда записывает очередь. По двору к больничке спешит доктор .. В семь часов второй сигнал. Завтрак. Завтракают в две смены, так как столовая не вмещает всех колонистов. Ожидающие болтают, расположившись на скамьях возле дома. К завтраку появляется воспитатель, исполняющий обязанности помощника дежурного - "пом", как сокращенно называют в колонии. В столовой шум. Вокруг дежурного толпятся командиры за ордерами. Получившие ордера передают их дежурному воспитаннику и получают у него хлеб на отряд. Режут хлеб по порциям. Хозяйки, дежурящие в столовой, разносят кофе, их встречают шутками, смехом. Между столами ходит "пом", следя за тем, чтобы шум не переходил границ и чтобы завтракающие не забывали снимать фуражки во время еды. Дежурные воспитанники делят обязанности: один раздает хлеб, другой следит за порядком раздачи пищи. Разносят по порядку номеров отрядов. К восьми часам обе смены кончают завтракать. Сигнал на работу собирает всех возле кладовой с инструментами .. (с.74). В двенадцать обед. Хозяйки быстро носятся с мисками. Надо спешить: в час сигнал на работу .. / .. Система ордеров. Система ордеров очень распространена в колонии. Все ими нормируется - и выдача продуктов, и материалы для мастерских, и выполненные заказы, и еда колонистов. За каждой едой командир подходит к дежурному воспитателю, заявляет ему, сколько порций ему требуется, сколько надо оставить, и получает соответствующий ордер. В писании приходо-расходной ведомости и ордеров, проходит большая часть дня дежурного .. К ужину в шесть часов является первый "пом". Теперь до девяти вечера у дежурного будут два помощника. Ужин легкий - суп или компот и фрукты, если есть .. / .. Едят чинно занимают гостей разговором заботятся о них в первую очередь. Гости знающие быт подобных учреждений удивляются. Я вспоминаю как в другой колонии мои драмкружковцы изображавшие на сцене американских миллиардеров пожирали жареную свинину - редкое блюдо в колоний как голодные волки раздирая мясо прямо руками. Горьковцы же сохраняют чувство собственного достоинства. Неловко немножко что не привыкли к ножам и вилкам (это - роскошь обычно обходятся одними ложками) но и эту трудность мужественно стараются преодолеть .. / .. Выделение из коллектива. Например, не желающие подчиняться правилам, обязательным для всех, могут получать пищу только по ордерам заведующего колонией (т. е. перед едою они должны явиться к заведующему колонией за разрешением, причем посещения эти обычно заведующий старается использовать для соответствующей незаметной беседы с провинившимися) ..
А.С. Макаренко кн.4 Львов. 1959 БАН 1949к/3715-4 Ст. Р. Горбик и Б. Тур о совместном воспитании мальчиков и девочек .. Стр.37 .. Вопрос .. воспитания дружбы и товарищества между мальчиками и девочками. Интересны в этом отношении воспоминания Е. [Елены] Пихоцкой, бывшей воспитанницы Макаренко. "На первых порах жизни коммуны, - рассказывает она, - когда всюду чувствовалась еще относительная бедность, в столовой приходилось мальчикам и девочкам обедать отдельно, за большими казарменного типа столами. Когда коммуна стала богаче, для столовой были приобретены столы ресторанного типа. Это обычное явление, заслуживающее в повседневном быту внимания только завхозов, комендантов и руководителей столовых, у А. Макаренко превращено в одно из средств педагогического воздействия на воспитанников. За столами мальчиков после еды было много беспорядка, у девочек всегда чистота. Решили воспитанников рассадить так, чтобы за каждым отдельным столиком обедали и мальчики и девочки, справедливо полагая, что такой порядок будет оказывать благотворное влияние на мальчиков. Мера эта целиком себя оправдала. Выяснились большие педагогические возможности этого простого мероприятия. Установилось само собой, что девочки обычно разливали еду для мальчиков за своим столом, следили, чтобы у мальчиков их стола одежда была в порядке. К празднику девочки старались особенно хорошо отутюжить верхнюю парадную одежду мальчикам своего стола. Мальчики, в свою очередь, оказывали девочкам мелкие услуги, - оттачивали коньки и т. п. Это способствовало воспитанию настоящей дружбы между воспитанниками. Когда обсуждался вопрос о том, кого с кем посадить, были учтены и другие наблюдения. А.С. Макаренко обратил внимание на меня и воспитанника коммуны Ваню Вовченко [Волченко], Дело приближалось к выходу нас обоих из коммуны. Нас часто видели вместе и по совету Макаренко меня посадили за один стол с Ваней. Со стыда, зная теперь, что наше расположение друг к другу не секрет, и известно многим, а мы были уверены, что это наша тайна, я два дня не могла сесть за стол". (Записано со слов Е. Пихоцкой).
Батуев Андрей Михайлович 1908-. По зову сердца. Л.1986.112 .. В тридцатых годах в конце Кировского проспекта, в здании напротив сада имени Дзержинского, помещался Центральный карантинно-распределительный детский пункт - ЦКРДП. Сюда поступали дети, потерявшие родителей, семью, беспризорники, жившие на улицах .. Взять хотя бы умение маршировать. Наши воспитанники под барабанную дробь с таким достоинством печатали шаг, что любая нормальная школа могла позавидовать. Уверенность в себе, достоинство - это чувствовалось в походке, движениях, читалось в глазах, слышалось в интонациях голосов. Одно время мы - педагоги Центрального пункта - ходили обедать в соседнюю, "нормальную" школу. Там в столовой был настоящий ад - звон ложек о тарелки, ЛЕТАЮЩИЕ КУСКИ И ОГРЫЗКИ, истошные крики: "Нянечка, хлеба! Нянечка, добавки!". Я иногда не выдерживал и спрашивал педагогов, дежуривших в столовой, как они могут находиться в таком бедламе. Мне поясняли: "Дети есть дети, чего вы хотите?". Да, у работников просвещения было странное (ZT. = с-соловейчиковское) представление о детях! Неужели нормальным детям свойственно орать до хрипоты истошными голосами, стучать и топотать ногами, бить ложками и вилками по столу и тарелкам, швыряться кусками и полностью игнорировать _робкие_ призывы к порядку? ..
.. ZT. По истым макаренкам всех времен и народов в описанной Батуевым коллизии никаких призывов к порядку, а уж тем более _робких_ призывов, не может и не должно быть, а должно быть четко сказано:
“В такой обстановке ни обед, ни завтрак, ни ужин у нас совершенно невозможны. Раз вы так себя ведете = раз вы внутри себя не можете поддерживать культуру и порядок, значит вы все - просто не хотите есть, и данный сваренный обед будет весь отвезен на скотный двор. И если на ужине безобразия повторятся, - не важно, сколько человек будет безобразить, - то и ужин будет весь отвезен на скотный двор. В нашем славном учреждении никаких биологических криков и гамов, а тем более хамского отношения к пищевым продуктам, не может и не должно быть!”.
--
Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.
На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове. | На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего Мой былой ЖЖ |
С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.
Антология пед мысли России 18 в. М.1985 РНБ 86-5/2921
Из "Юности честного зерцала" (1717). По "Русская
лит 18 в.": Хрестоматия / Сост. А.Алферов и др. М.1918, с.5-16.
...Когда случится тебе с другими за столом сидеть, то содержи
себя в порядке (подробности).
Первым не пей, будь воздержан и бегай пьянства.
...На стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть
подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется, но
стоять должны прямо...
Не замарай скатерти,
и не облизывай перстов,
около своей тарелки не делай забора из костей, корок, хлеба и
прочего... (с.36-7).
--
Энгельгардт Александр Николаевич (1832-93). Из деревни. М.1987. РНБ 87-3/8121.
Подробно и долго о еде в Письме седьмом. Эту тему он перенял от Ю. Либиха. Еще об еде (тухлой) в Письме восьмом.
Ржаной хлеб удовлетворяет только взрослого, для детей же нужна иная пища, более нежная. Дети - всегда плотоядные. Корову мы кормим соломой и сеном, курицу - овсом, но теленка поим молоком, цыпленка кормим творогом. Начинает подрастать теленок - мы не сразу переводим его прямо с молока на солому и сено, но даем сначала сыворотку, сеянную овсяную муку, жмыхи, сено самое лучшее, нежное, первого закоса из сладких трав... То же для человеческих детей следует. Взрослый человек может питаться растительной пищей и будет здоров, силен, будет работать отлично, если у него есть вдоволь хлеба, каши, сала. Детям же нужно молоко, яйца, мясо, бульон, хороший пшеничный крупчатый хлеб, молочная каша... (с.480-1). Письмо восьмое.
--
Высшая школа Санкт-Петербурга XIX - начало XX века Сборник документов ЦГИА СПб, 2007.
Док. № 102
Договор студентов и слушателей Земледельческого института с мещанином М. П. Шаповаленко об открытии им столовой в институте и условиях ее работы
24 декабря 1866 г.
Тысяча восемьсот шестьдесят шестого года декабря 24 дня, мы, нижеподписавшиеся, студенты и слушатели Петербургского земледельческого института, с одной стороны, и петербургский мещанин Максим Петров, сын Шаповаленко, с другой, заключили следующие условия:
1). Я, Шаповаленко, обязуюсь, начиная с 25 дня декабря месяца 1866-го г., готовить для вышеписанных контрагентов ежедневно обед, имеющий состоять в будние дни из 2-х, а в праздничные дни - из 3-х блюд. Порция из двух блюд: 1) супа, борща, щей и т. п. с говядиной и 2) жареного, ежедневно подаваемого, - должна заключать в себе не менее одного фунта говядины первого сорта, здешнего боя; часть говядины, подлежащая подаче в жареном виде, может по временам, с согласия контрагентов, быть заменена равнопитательным количеством другого сорта мяса или рыбой, 3 блюдо может быть и не мясное. Цена обеда определяется по 20 коп.
2). Я, Шаповаленко, также обязуюсь ежедневно иметь для желающих: а) на завтрак мясное блюдо по 10 коп., в) бифштекс по 15 коп. за порцию; с) бутерброд (сандвич), состоящий из ломтя полубелого хлеба, намазанного маслом, с накладкой сыра, колбасы или холодного жаркого, по 5-ти коп. за порцию; d) чай и е) кофе, оба со сливками, за стакан по 5-ти коп.; f) пиво, с хорошего здешнего завода, ценой не дороже 10 коп. за бутылку.
3). Я, Шаповаленко, обязуюсь употреблять на предметы, в 1-м и 2-м п. сего условия исчисленные, только доброкачественные, свежие припасы, которые, в случае сомнения студентов, подлежат освидетельствованию Хозяйственного комитета и врача института; а мы, студенты и слушатели, обязуемся сполна уплачивать, за забранные нами порции, непременно в конце каждого месяца, исключая за пиво, которое берется за наличные деньги.
4). Мне, Шаповаленко, отводится в институте особая кухня и столовая, на отопление которых будет отпускаться количество казенных дров, по определению Хозяйственного комитета института.
5). Кухонную и столовую посуду, а равно и белье, как то: скатерти, салфетки и другие необходимые принадлежности стола, я, Шаповаленко, обязуюсь приобрести на свой счет и держать их в чистоте и опрятности.
6). Столовая для студентов должна быть открыта и освещена до 10-ти час. вечера на счет мой, Шаповаленко.
7). В случае болезни студента или слушателя, я, Шаповаленко, обязуюсь посылать к нему обед в номер или больницу.
8). Прислугу для столовой и кухни, я, Шаповаленко, обязуюсь держать свою и обязуюсь предъявлять экзекутору института их виды [на жительство] или паспорта и отвечать за просрочку оных;
9). Я, Шаповаленко, обязуюсь не держать у себя для торга в институте вино, водки и др. спиртные напитки, игральные карты и порох, под страхом строжайшей ответственности и лишения меня места при студентской кухне. - Обязуюсь точно исполнить сии условия, Максим Шаповаленко, петербургский мещанин.
Евгений Робек *
ЦГИА СПб. Ф. 994. Оп. 2. Д. 194. Л. 1-2. Подлинник
* Далее следует 18 подписей студентов и слушателей.
--
Третьяков Ал-др Викт. Учащиеся низших сельскохозяйственных школ России конца XIX - начала ХХ веков: социальная повседневность. – 2002 NLR Шифр 2002-3/21856. БАН 2004к/6796.
... Большое значение в деятельности низших сельхозшкол земства, общества и руководства учебных заведений придавали организации питания учащихся, так как обучение в основном было практическое, связанное с выполнением всех видов сельскохозяйственных работ. К тому же независимо от формы содержания питание получали все: пансионеры, полупансионеры и приходящие.
На необходимость правильной организации питания учащихся сельхозшкол особое внимание обращал земский агроном Ф.И. Гейдук. Убедительность его суждений подтверждается сравнительным анализом этой работы в аналогичных школах Западной Европы и России, но в разных социально-экономических и климатических условиях.
"Сейчас у меня под рукою, — пишет он, — целая кипа годовых отчетов различных заграничных школ этой категории. И в эти школы принимаются юноши не моложе 14 лет, и то с условием достаточного физического развития. Затем, нам известно, что крестьянские дети развиваются физически в общем итоге у нас гораздо медленнее, чем например, в Австро-Венгрии или Германии. Нечего упоминать о зависимости такого явления и от климатических и экономических условий, и вообще от всей обстановки физического воспитания детей, которая в наших деревнях, включительно пищи, несравненно менее благоприятна, чем где-либо в Западной Европе; наконец, и образ содержания учеников таких школ за границей другой, чем у нас. В некоторых из полученных мною тамошних отчетов обозначены даже количество и качество пищи, отпускаемой пансионерам. Оказывается, что мясная пища им полагается два раза в день (т.е. в обед и на ужин) и в количестве достаточном и для вполне взрослого человека, между тем как воспитанники наших школ не всегда получают мясо даже один раз в день, а в некоторых школах, например, в Уткинской (Нерехтского земства) в течение почти всего лета почти только в виде солонины. Я вовсе не бракую пищу, отпускаемую пансионерам наших школ этого рода; она во всяком случае гораздо лучше той, которой обыкновенно довольствуется крестьянское население. Но стол в заграничных училищах этой категории без сомнения обильнее и питательнее, а воспитанники в них рослее, физически развитее и сильнее, чем в наших школах. А при всем том на практические занятия таких воспитанников в Западной Европе отведено в неделю обыкновенно не более как по 10 часов в течение зимнего и около 20 часов в продолжении летнего полугодия, между тем как у нас требуется от менее развитых подростков, начиная уже с 12-13 летнего возраста, в зимнее время по 32-38 часов, а в течение летних месяцев по 60-74 часа в неделю. Считаю нужным повторить, что теперь веду речь о школах, содержимых правительством и земством. Но в отношении практических занятий учеников следует к ним причислять и школы, основанные владельцами маленьких имений, рассчитывавшими исполнить если и не все, то все-таки большую часть хозяйственных работ обязательным трудом учеников. Однако 10-12 часовой ежедневный и часто довольно тяжкий земледельческий труд не по силам столь юному возрасту"10.
Из сказанного видно, что физическая работа в имениях требовала затраты большого количества физических сил, а если учесть, что это были молодые, в определенной степени детские растущие организмы, то правильно организованное питание играло решающую роль не только в обучении, но и в получении физически крепких работников, управляющих, организаторов своего хозяйства и просто здоровых людей.
Естественно, что устроители и организаторы низших сельхозшкол в России стремились в основе своей организовать питание должным образом. Однако сложные социально-экономические условия рубежа XIX—XX вв. препятствовали этой деятельности. И все же в этих условиях руководство сельских профтехшкол предпринимало максимум усилий...
... Безусловно, государство, земства, общества и частные лица стремились должным образом организовать эту работу. Однако объективный анализ показывает, что в ряде сельских школ и мастерских имели место упущения и недоработки, что отрицательно сказывалось на стабильности ученических коллективов, на всей учебно-воспитательной работе. / Посетив обед учеников Александре-Нартасской школы, проверяющий А. Бергман отметил, что из-за нехватки по бесхозяйственности 11 ложек, стоимостью 11 копеек штука со всеми учениками не обедали 11 человек. Кроме того, он указал на недоброкачественную выпечку хлеба в столовой, что вело к недоеданию и большому количеству объедков, ежедневно 1,5 пуда18. / Еще серьезнее ситуация сложилась в Арцибушевской школе садовых рабочих. Из письма заведующего школой от 20 августа 1908 г. уполномоченному по сельскохозяйственной части в Курской губернии видно, что "... попечитель держит себя по отношению к ученикам ужасно. Провизии выдает мало, а иногда и совсем ничего не бывает. Когда же я стану говорить, что у учеников нет того или другого, он мне отвечает, чтобы я покупал сам, между тем денег не даст. Послал раз одного из учеников просить у попечителя сала или молока и каши, он прогнал его из дому. Ученики настолько возмущены отношением попечителя, что не сегодня завтра все уйдут по домам..." (Смотрите у А.В. Третьякова еще стр. о питании).
Ищи книги : Школьное питание
РНБ С769пищ-420
Справочник-путеводитель по библиотекам СПб. СПб 1993. - 152 Пищевая промышленность. Со стр.178 Торговля. Общественное питание. Туризм.
Готовлю и пеку сама!. . лучшая книга для девочек. [веселые рецепты для тебя!. для среднего школьного возраста - 2008 (Детский досуг) NLR Шифр 2008-7/1762
Кулинарные школы при детских приютах. Сб. сведений, сост. по случаю открытия деятельности выс. утв. Ком. глав. попечительства дет. приютов - 1899 (Ведомство детских приютов и его задачи. Ч. 4) NLR Шифр 38.43.2.23
Фигурные торты. - 2008 (Детский досуг) (Простая кулинария для девочек) NLR Шифр 2009-8/360
Миклухо-Маклай Н.М. Справочник по хлебопекарной промышленности. 1937.
Анализ состояния служебной научно-технической информации в области пищевой промышленности. Обзор М.1993.32 Сост. Полунина Н.И.
Голубенцева А. Обзор информ.-техн. литературы по пищевой промышленности. Омск 1959.15.
Техническая б-ка СПб-филиала ин-та по проектированию предприятий торговли и общественного питания. СПб 198152 Автовская 16.
Центральная н/технич б-ка пищевой пром. Москва 125875 Ленинградское шоссе 8.
Библиотека Технологического техникума питания. СПб 197228 Приморский пр. 63. Основана в 1930, кн. из собрания СПб кулинарного общества.
Библиотека Трогово-эк. института им. Энгельса. СПб Новоросийская 50. С 1930. Литература по эк., торговле, общественному питанию. Фонд 734 т.
И-т питания. Москва Устьинский пр. 2/14.
Московская академия пищевых пр. Москва Волоколамск шоссе 11.
И-т хлебопекарной промышленности. Москва Б. Черкизовская 26а.
Болотина Л.В. Пищевые производства: Ук. библиографических пособий 1946-75. Ч.1-2. Кишенев 1981.
Перечень библиогр. списков, составленных ЦНТБ пищевой пр. 1975-.
Никитинский Як. Политехнич. ук. Книги по пищевой промышл. М.1913.58.
Промышленность продовольственных товаров со списком этих товаров на 1957. М.1957.189. Состав. Белоногова А.В.
Зоммер Г.Г. Теория и практика производства мороженного. М.1937.576 с библ.
Знаменский Ин. Евг. Дикие съедобные растения. Л.1932.129.
Библиографическо-инфор ук. статей по вопросам кондитерской пр. Сост Грнер (?) и др. Ред Голант Б.Я. М.1935.34.
Карпов М.Ф., Библиографический сборник по трудам, изданным ВНИТО кондитерской промышленности до 1939 г. - 1939 NLR Шифр 39-13/198.
Рохович Г.Я., Наш хлеб насущный. . Проект устройства в Одессе обществ. мех. хлебопекарни - 1890 NLR Шифр 18.280.1.162.
Мариуц-Гринева Мар. Ник., ее брошюры.
Леонид Вацлович Конисевич. Нас воспитал Макаренко. Записки коммунара. Челябинск 1993. Стр.272 .. По выходным дням Гето открывал коммунарский буфет и торговал сладостями. В буфете были конфеты, пряники, пирожные, булочки, мороженое и лимонад. Это было персональное поручение Митьке от совета командиров. В буфете была необходимость - не все коммунары отпускались на выходные дни в город. К буфету выстраивались длинные очереди ..
Фюрер Н.О. Ледяное охлаждение товаров. 1933.276 с библ.
С К-1/3751 Справочн. иностр фирм рыбного хоз. М.1986.
Россия, Основы пищевого довольствия воспитанниц в институтах и пансионах при женских гимназиях Ведомства учреждений императрицы Марии - 1913 NLR Шифр 37.44.8.73
Рационализация питания детей. М.1927.110.
Организация питания в детских домах. Сост. Кармановой и Барсуковой. [М.], Наркомпрос РСФСР, 1937. 55 стр. (Упр. дет. домов НКП РСФСР). Библиогр.: стр. 55.
Топор М. Вопросы питания в трудовой школе. М.1921.111.
Антология педагогической мысли России 18 в. М.1985 РНБ 86-5/2921. Из Новикова Николая Ивановича (1744-1818). "О воспитании и наставлении детей" (с.303-8).
Гуткин Абрам Як. 1894-1964. Питание детей в школе. Организация и постановка. Л.1934.58 РНБ 34-10/2570.
Кайданова Ольга Вл. (Кайданова-Берби Берби-Кайданова). Питание школьников. М.1914.29 РНБ 37.55.3.68.
Литература о питании школьников // Фромметт Б. Помощь школьнику - долг страны. СПб 1913 с.77-80 за 1888-1912, 72 н.
Дметриевский А. Школьные завтраки // Практическая школьная энциклопедия. М.1912 с.346-63, за 1898-1911, 24 н.
Лифшиц И.В. О необходимости устройства школьных завтраков в народных училищах СПб губернии. // СПб земские вести 1912, апр с.53-75, за 1899-1911, 22 н.
Библиография литературы по жировой промышленности. - 1937-1961 NLR Шифр С769жир480/Б-59.
Кошина З.П., Меню-раскладки и расчетные таблицы химического состава пищевых рационов для детских домов. Т.24 - 1950 NLR Шифр П16/361.
Организация рационального питания учащихся школ-интернатов Казахской ССР. . (Метод. указания) - 1991 NLR Шифр 91-4/2926.
Ассортимент и технология производства кулинарной продукции для питания детей и подростков в организованных коллективах. методические рекомендации - 2004 (2.4. Гигиена детей и подростков. 2.4.5. Детское питание) NLR Шифр Пт
Задай в каталогах библиотек: Детская кухня.
Уайтинг, Питание для детей и подростков - 2001 (Грандиозный мир. ГМ) NLR Шифр 2001-3/6443.
Могильный М. П., Современные подходы к организации и формированию рационов питания в образовательных учреждениях для детей и подростков - 2006 NLR Шифр 2006-3/13061.
Карвасовский И.А., Кулинарная гигиена и практический повар. С прил. гигиены питания детей вообще и норм. ежеднев. пищевой табели для детей в закрытых учеб. заведениях - 1891 NLR Шифр 18.127.4.80 NLR Шифр 130/7806.
Саблин А.М., Организация питания в детском доме-интернате. (Опыт работы Шадринского детского дома-интерната № 1) - 1984 (Социальное обеспечение. Серия "Трудовое и бытовое устройство инвалидов. Профессиональное обучение". Обзор. информ. М-во соц. обеспечения РСФСР, Центр. отрасл. БНТИ и пропаганды. Вып. 3) NLR Шифр П16/1324
За большевистские кадры общественного питания. Сб. Л.1933.47.
Из: http://zt1.narod.ru/rifyegmn.htm - Рифы подростковых жизней вообще.
1) Скука.
Из: Коменский Я.А. Избр. т.1 М.1982 (ZT. выписки не дословные) .. Не допускать скуки даже грудных детей. Движение колыбели, движение рук, пение, трещотки, ношение по двору, даже поцелуи, объятия. В 2 и 3 года - игра, беганье, преследования, зрелища, рисование (с.219) .. Позже нужно предпринимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать, как те муравьи, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, лишь бы всё, что происходит, происходило разумно .. (с.225).
2) Голодность.
"Народный учитель" октябрь 1928. С. Сумный .. Недостаточно позавтракать в 8 часов дня и пообедать в 2-3 часа дня - чрезвычайно тяжело ребенку в период его роста. Искать надо причины многих злых антипедагогических явлений в голодных желудках воспитанников детских интернатных учреждений (с.43).
3) Отсутствие карманных денег. Это невыносимо для взрослых. Но это невыносимо и для детей и подростков с 12 лет. Причем, подростки не любят выклянчивать деньги у родителей, они хотели бы себе деньги сами заработать.
В учреждениях А.С. Макаренко и Ф.И. Егермана ( http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc ) прибыльное производство было для того, чтобы оно (прибыльное производство) давало учреждению в целом и каждому из ребят в отдельности карманные и вообще ДЕНЬГИ.
Прибыльное производство в подростково-юношеском воспитательно-образовательном учреждении – это место, где ребята обретают наконец-то возможность зарабатывать себе деньги честным трудом, а не уголовщиной.
Надо чётко понимать, что если вы не организуете для 14-ти – 17-ти-летних интернатных (и не только) подростков честный трудовой заработок карманных и вообще денег, то в весьма значительной своей части интернатные (и не только) подростки пойдут на воровство; а потом воровством азартно увлекутся; бывает и на всю жизнь...
( См., например, в: http://www.respublika-shkid.ru/book/1927/ljonka_panteleev.
Л. Пантелеев имел нормальную, но очень бедную и живущую в теснейших условиях семью, паренёк маялся от постоянной голодноватости и безденежья, и именно от этого он и "пустился во все тяжкие".
Примеры правильно организованной жизни подростков см., например, в файлах http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc и http://zt1.narod.ru/doc/yunaya-respulika.doc )
Зеленковский А.В., Организация питания в отделениях для молодых инвалидов Балашовского дома-интерната Саратовской области - 1978 (Обзорная информация. Серия "Трудовое и бытовое устройство инвалидов". Проф. обучение. Вып. 16) NLR Шифр П16/1324
Каневская Л. Я., Контроль за организацией питания детей в дошкольных учреждениях, детских домах и школах-интернатах. учебное пособие - 2003 NLR Шифр 2006-4/22379
Каневская Л. Я., Организация питания детей в дошкольных образовательных учреждениях, детских домах и школах-интернатах. учебное пособие - 2007 (Образование и здоровье) NLR Шифр 2007-4/18131
Тармаева И. Ю., Гигиеническая оценка качества питания и заболеваемости детей-сирот в специализированных учреждениях. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.м.н. Спец. 14.00.07 - 2001 NLR Шифр 2003-4/8604
Об организации питания у Ф.И. Егермана ищи в : http://zt1.narod.ru/doc/egerman.doc .
Гессен А.И., ... Гигиена пищевых предприятий. Пособие для слушателей кружков и курсов по ликвидации сан. неграмотности рабочих предприятий пищевой пром-сти – 1937 NLR Шифр 37-10/838.
Посмотрите http://zt1.narod.ru/doc/za-i-protiv-detdoma.doc.
ZT. 1931 год. Вайшля Иосиф Станиславович о: Кошмарные столовые на заводах http://smena-online.ru/stories/tarelka-shchei-na-vesakh-promfinplana . ZT (1940 г.р.). Мне в молодости довелось бывать в Ленинградских заводских дворах, - в большей части – захламленность, и заводских столовых, - в большей части – описанная И.С. Вайшлей антиэстетическая убогость.