ОБОБЩИТЬ ИДЕИ И ОПЫТ МАКАРЕНКОВ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ !Цитата: Congregation от 01 Сентября 2010, 19:38:59 .. если не ВЫ то никто, если не Ваш личный пример то ничей...

ZT. Макаренковские учреждения (школы-хозяйства) – это подростково-юношеские (помимо учебной составляющей) - КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ХОЗЯЙСТВА,

то есть это - подростково-юношеские

КОЛХОЗЫ.

Опыт истории колхозов в СССР показывает, что в этой области талантливые практики - организаторы находились.

Опыт истории по сути макаренкообразных школ-хозяйств во всем мире показывает, что в этой области талантливые практики - организаторы находились.

См., например, http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc.

Чего не хватало и там и там? – Информационной проработки, информационного обеспечения.

Вот этим последним я, ZT, и занимаюсь.

Тут уж действительно: если не я, ZT, то никто...

--

ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.


Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

Ф.М. Достоевский смеется в "Бесах" над социалистами российскими. - Они хотят построить идеальное общество там, "где может быть на сто верст кругом не было ни одного человека, хотя бы с виду похожего на будущего члена "всемирно-общечеловеческой социальной республики..." (т.10, с.45). ZT. Это у Д-ого - правильно. = Ф.М. Достоевский: хотят построить социализм там, где на версту не встретишь ни одного с натурой социалиста. ZT. Ладно! - откажемся от планов переустройства общества, а сосредоточимся на задаче: формирование по натуре масс-социалистов .. Но не для того, чтобы потом приступить к установке социализма, а просто так. Социализм не должен быть макросоциальным манком будущего. + Социализм вообще не должен быть чем-то макросоциальным. + Социализм не должен быть ни утопическим, ни научным. + Он (социализм) вообще не должен быть учением, разработанным за письменным столом, изучаемым в вузах, внедряемым в партийном, государственном или мировом масштабах.
Единственно приемлемый социализм - это вот какая "штука", это вот какая макаренковская структурная реальность : это интернатный пригородный подростково-юношеский КОЛХОЗ : это организованное интернатно-пригородно подростково-юношеское производство реальной продукции, с, - однако же и конечно же, - на первом месте стоящим учебным и прочим культуро-насыщающим : это интернатные пригородные рабоче-крестьянские корпуса (сравни – кадетские корпуса).

.. ZT. НО !!!!!
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc
Малая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !). ..

Да, единственно приемлемый социализм - это указанная вот макаренковская структурная реальность чего? – а вот чего: - куска жизни по имени подростковость и юность как по А.С. Макаренко поставленной и по А.С. Макаренко же ведомой структурной реальности, на которую потом человек всю жизнь с ностальгией и восхищением оглядывается.

Локально-коммунистически в подростково-юношеском возрасте воспитанный человечек в 98 % коллизий и в капитализм легко и нормально впишется = и при капитализме вполне-вполне найдет потом свое, - может быть даже и буржуазное, - место в жизни...

ОБОБЩИТЬ ИДЕИ И ОПЫТ МАКАРЕНКОВ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ !

См. и : http://zt1.narod.ru/8ttmaka.htm Фрагменты из А.А. Фролова + ЭДГАР ГЮНТЕР-ШЕЛЛЬХАЙМЕР: ОБ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ПОСЛЕДНЕГО СОВЕТСКОГО ИЗДАНИЯ СОБРАНИЯ ТРУДОВ А.С. МАКАРЕНО. + Что-то другое.

Мариэтта Шагинян 1888-1982, ознакомившись с марксизмом, сразу поняла, что это - новая для человечества координатная система направлений мышления, и такие понимающие были и еще, но вот Мариэтта-то Шагинян на десятки лет раньше меня поняла и такое: Ант Сем Макаренко - еще одна _совершенно новая для человечества_ координатная система направлений мышления. Я, как только столкнулся с томами Макаренко, тоже оценил и понял это сразу, но у меня это произошло в 1978(9) г., а у Шагинян значительно раньше.

Человечество в 19-20-м вв. безусловно нуждалось в смене до того господствовавшей системы направлений мышления, и оно (человечество в его значительной части) ухватилось за марксизм, и это - не оправдало себя.

Моя (ZT) задача - внедрить в общество систему направлений мышления Антона Семеновича Макаренко в моем - и это важно! - этой системы обогащении.

На мой взгляд - переход значительной части интеллигентских голов на систему направлений мышления Макаренко-ZT - это важная и как бы даже историческая задача.

.. Тот вчерашний Герберт пристал ко мне в ГПБ (РНБ) : "Ты носился со своей "гениальностью", вот прошли 30 лет, - где результаты?".

Я вчера ему не сказал, но сегодня скажу: моя задача не просто проработать все координатные линии системы направлений мышления Антона Семеновича Макаренко, но моя задача более громадная: методом проповеди и пропаганды внедрить в значительное число интеллигентных бОшек новую для человечества систему направлений мышления, осуществив таким образом мечту Мариэтты Шагинян, - приход "Эры Макаренко".

Без такой победы над масс-разумом - частные достижения _макаренков_ всех времен и народов не обретут нужно-громадного значения ..

Слово Ант. Павл. Чехова 1860-1904 за самодеятельных ученых вроде меня - ZT. А.П. Чехов в письме А.Н. Плещееву (№ 385). Оно (письмо П.Н. Островского) имеет много достоинств даже чисто внешних. Оно (письмо), если смотреть на него как на критическую статейку, написано с чувством, с толком, с расстановкой, как хороший, дельный рапорт; в нем я не нашел ни одного жалкого слова, чем оно (письмо П.Н. Островского) отличается от обычных респектабельных писаний, всегда поросших предисловиями и жалкими словами, как заброшенный пруд водорослями. Оно (письмо - исследование П.Н. Островского) до крайности понятно, - сразу видно, чего хочет человек. Оно свободно от мудрствований .. , просто и холодно трактует об элементарных вещах, как хороший учебник, стараясь быть точным и т.д. - всего не сочтешь .. Завтра поеду к Петру Ник и предложу ему одну штуку. Я напомню ему 1812 год и партизанскую войну, когда бить француза мог всякий желающий, не надевая военного мундира .. В наше время, когда литература (ZT. и уж тем более - педагогика) попала в плен двунадесяти тысяч лжеучений, партизанская, иррегулярная критика была бы далеко не лишней. Не захочет ли он, минуя журналы и газеты, выскочить из засады и налететь наскоком, по-казацки? Это вполне исполнимо, если вспомнить о брошюрном (ZT. ныне - интернетном) способе. Брошюра (ZT. ныне - интернет) теперь в моде; она не дорога и легко читается. Попы это поняли и ежедневно бомбардируют публику своими фарисейскими отрыжками (А.П. Чехов, т.2 писем, с.211).

ZT. 1994 г. Уважаемому Анатолию Аркадьевичу Фролову. По вашему письму. О моем плане издания хрестоматии текстов по ШКОЛАМ-ХОЗЯЙСТВАМ. Вы пишете: "На электронной основе или на обычной - типографской и ксероксной - для меня не имеет значения". А ДЛЯ МЕНЯ ИМЕЕТ КАРДИНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Эвклид, Ньютон, Максвелл и т.д. - смогли бы написать свои КУРСЫ без компьютера. Читатели - изучатели - потребители их наработок также вполне смогли бы потреблять все это без компьютера, что урывочно в детстве и в институте делал и я. Но не так с написанием и последующим потреблением "Концептуального и практического курса школо- хозяйственной и (более широко) вообще макаренковской педагогики". Дело в том, что в этом последнем - такая тьма тем для разбора и продумывания, что как-то систематизировать все это можно ТОЛЬКО на компьютере. Попытка самого Макаренко (в "Методике организации воспитательного процесса" и в других ЛЕКЦИОННЫХ курсах) наработать свой концептуальный учебник (как это, условно говоря, Эвклид наработал свой учебный курс на века), так вот, эта попытка Макаренко была ОЧЕНЬ ценна, но и очень не достаточна. Почему же Макаренко не написал (не успел, НЕ СМОГ написать) ПОЛНОСОСТАВНОГО "Концептуального курса" своей педагогики? - Потому что такая много- разветвленная махина может не только что писаться, но потом и восприниматься лишь на компьютере! Будущее за компьютерными изданиями, будущее за НTML-web изданиями в INTRNET-е. То есть будущее за компьютерными средствами публикаций, - макаренковцы и макаренковеды в орг-технической ориентации должны быть на передовом уровне планеты всей.

Дальше. Мы (макаренковцы) суть заменители марксизма- ленинизма. Но опять же: если марксисты- ленинцы могли и смогли написать их курсы истмата и прочего без компьютера, а студенты (как не столь уж урывочно в молодые и средние годы и я) тоже изучали (или "изучали") все это без компьютера, то намечаемая мною изготовлением моя МНОГО- РАЗВЕТВЛЕННАЯ махина может писаться и потом восприниматься только на и при помощи компьютера! Поэтому: все макаренковеды должны освоить компьютер ..

Я говорил, что макаренковедение - это так сказать заменение марксизма. Но марксизм в свое время произвел в идеологии и социологии ВЕЛИКОЕ ОСТРАКИРОВАНИЕ (от древнегреческого понятия "остракировать") .. Замшелые авторитеты - "сбрасывать с парохода современности" ! Таковое остракирование во многих и многих идеологических или научных областях мышления и исследований является КАТЕГОРИЧЕСКОЙ ОЧИСТИТЕЛЬНОЙ НЕОБХОДИМОСТЬ. Макаренко крайне не терпел захламленности в быту и он же не терпел захламленности в мировой кладовой идей и мнений. Макаренко просто расчищал захламленный сарай мировой педагогики, наводил в нем _порядок_. Без представления Макаренко ВЕЛИКИМ ОСТРАКИРОВЩИКОМ многовекового педагогического захламленного сарая, без этого - нет, на мой взгляд, не только научного, но и просто элементарного понимания Макаренко. Приписывать и приплюсовывать к Макаренко всех подряд, и так сказать присватывать его же КО всем подряд, как это сделано в "Развитии идей Макаренко" М.1989, значит ни черта не понимать в Макаренко!

Нужно отринуть стандартные пути традиционных курсов истории педагогики. В истории макаренковской педагогики петым-перепетым Ушинским и Корчакам (а также Иоганнам Базедовым 1728-90 (http://zt1.narod.ru/bazedow.htm) и С.Л. Соловейчикам всех времен и народов) места не найдется.

Арена "весьма добродетельных и похвальных упражнений".
Днепров Эдуард Дмитриевич. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России 1918-1977. Библиографический указатель М.1979. -
С. VII .. Представить .. литературу в пяти основных аспектах - хронологическом, проблемно-тематическом, региональном, национальном и персонифицированном..
С. XIII .. В литературе по истории школы и педагогики дореволюционной России преобладают работы персонифицированного плана, составляющие 54,4% всех учтенных публикаций ..
с. ХIV .. Анализ динамики публикаций и диссертационных исследований. Начнем с работ, посвященных русским педагогам и деятелям просвещения, так как эти работы составляют большую часть всех публикаций по истории русской школы и педагогики.
Листая указатель, нетрудно заметить, что в русской персоналии интерес историков педагогики сконцентрирован вокруг немногих педагогов и общественных деятелей. Работы, посвященные К.Д. Ушинскому (883), Л.Н. Толстому (327), И.Н. Ульянову (244), П.Ф. Лесгафту (111), В.Г. Белинскому (98), М.В. Ломоносову (85), Н.Г. Чернышевскому (81), Н.И. Пирогову (81), Н.А. Добролюбову (62), Н.И. Лобачевскому (65), Д.И. Писареву (45), Д.И. Менделееву (36) - всего 2109 работ, составляют более половины (54,2%) всей литературы о персоналиях. Тем же авторам посвящено 98 диссертаций (из них К.Д.Ушинскому - 29). Это также свыше половины (51,2%) всех диссертационных исследований персонифицированного плана. (Напомним, что в русской персоналии, представленной в указателе, всего 348 имен).
Весьма неравномерен интерес и к отдельным представителям педагогической мысли народов России. Среди 143 имен национальных педагогов и деятелей просвещения, которым посвящено 575 печатных работ, 92 публикации, т.е. 1/6 часть составляют работы о И.Я. Яковлеве ..
Теряя имена современников, соратников (и даже противников) выдающихся педагогов, мы теряем многое и в самом понимании фигур "первого ряда".
Констатированное выше преобладание работ персонифицированного плана, непреодолимое тяготение большинства историков педагогики к такого рода работам давно уже настораживало и не могло не настораживать многих исследователей, размышляющих о путях и перспективах развития историко-педагогической науки.
Еще в 1923 г. А.Б. Залкинд предупреждал от чрезмерного и "бесконтрольного розыска корней истории педагогики в головах педагогических авторитетов" .. Уже в 1936 г. при обсуждении "Истории педагогики" Е.Н. Медынского указывалось, что "в учебнике лучше или хуже дана история отдельных педагогов, но не история педагогики". Спустя двадцать лет, в 1955 г. аналогичное замечание было сделано и в связи с выходом в свет нового учебника по истории педагогики. "Существенным недостатком изложения педагогических идей и теорий, - отмечалось в рецензии на этот учебник, - является преобладание в ряде случаев биографического, очеркового материала при раскрытии роли и значения того или иного педагогического деятеля в истории педагогики... Такой метод использования историко-педагогического материала очень обедняет книгу... Вся история педагогики сводится к разрозненным очеркам педагогических взглядов отдельных педагогов прошлого" ..
А.С. Макаренко т.1 М.1983 .. Мне представляется необходимым совершенно оставить арену весьма добродетельных и похвальных упражнений в балансировании прекрасными идеями, якобы освещающими кому-то дорогу .. (с.12).

Международные макаренковедческие исследования. Макаренко на Востоке и Западе / Под ред. З. Вайтца / Марбург, Германия / и А. Фролова / Н. Новгород, Россия /. Т. 3. Ред. русского изд. А. Фролов - Н. Новгород, 1994. - 264с.

А. Левин, проф., Институт педагогических исследований Варшава (Польша) .. На фронтоне здания .. что выпускниками этого учебного заведения были А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Не часто бывает такое, чтобы одно учебное давало миру за столь короткий период времени двух [ZT. по А. Левину равно] выдающихся педагогов (с.33 низ).

ZT. Уравнивание писаки Сухомлинского с А.С. Макаренко - это выдающаяся пошлость. Подробней об этом в моём файле http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm

У А. Левина же: .. Я необычайно благодарен Я. Корчаку, который дал мне "Педагогическую поэму" и посоветовал внимательно ее изучить (с.38). ZT. Отсюда вроде бы следует, что уж сам-то Корчак изучил "Педпоэму" ну прямь от а до я, но это почему-то никак не отразилось на его (Корчака) работе в детском доме по имени (!) "Дом сирот". Вы, макаренковцы, можете себе представить, чтобы А.С. Макаренко с его вечным: "Не пищать!" согласился бы на такое вот название воспитательного (!) учреждения? "Дом сирот" - это значит: мы бедные, несчастные сироты, мы детки слабые, беззащитные, мы кофию пили - ну безо всякого удовольствия, мы только мошки, мы ждём кормёжки, мы обыватели, нас обувайте вы .. (из Чехова и Маяковского). Подробней о Корчаке в моём файле http://zt1.narod.ru/korchak.htm.

ZT. В Корчаке / у Корчака немало и по настоящему макаренковского, но он (Корчак) не строг в этом и сплошь и рядом скатывается с макаренковского в приторнейшую в-а-сухомлинщину = с-л-соловейчиковщину.

А.С. Макаренко, т.1 М.1983 с.83 .. Находится очень много любителей .. легкого дела - [ ZT. на путях к "научным" степеням и/или на путях к денежным гонорарам чисто по н.к.-крупски и/или чисто по в.а.-сухомлински ] разводить водой и разливать по многим страницам уже однажды высказанные положения ..

Макаренко, да, ИМЕЕТ пред-историю, но свою, особую, а не традиционную! И эта его (Мака) пред-история начинается не с Коменского и ему подобных, а продолжается не Дистервегами (при некотором к нему уважении) и Ушинскими, и продлевается далее вовсе не тонно-водянистым Сухомлинскими, и не Игорями Петровичами Ивановыми, и вообще не с-соловейчиками во всех их кошмарнейших и вредоноснейших проявлениях и вариациях.

Используя строки Маяковского, скажем. - Годов за двести первые о Макаренко восходят вести, и первая _весомая_ точка (первая _весомая_ весть) - Мишель Лепелетье 1760-93 (ЕГО УПОМИНАЕТ И ГРИНЬКО!).

01.07.2008. http://zt1.narod.ru/flnbrg.htm
Моя, ZT, начальная в интернете публикация к проблеме сравнения двух:
1) Фелленберг Филипп Эммануил 1771-1844 и
2) Макаренко Антон Семенович 1888-1939.

Между ними, как кажется, исторически не было никого, кто бы по масштабу претензий был бы соизмерим с ними.

Эм. Фелленберг и А.С. Макаренко – это мощь-призывное обращение не к людям вообще, а только к потенциальным организаторам действительно воспитывающих УЧРЕЖДЕНИЙ.

Пред- история Макаренко не знает Коменского, но она знает Лепелетье, Эм. Фелленберга, Христиана Зальцмана, Вихерна из под Гамбурга, Ник. Ник. Жеденова (19 в.), Ал-дра Фед Мирандова (успешнейшая колония под Симбирском-Ульяновском) и т.д. По куцести своей памяти (а у меня память только на идеи и теории) я упоминаю мало имен (прошлых и настоящем), а их (ПОХОЖИХ НА МАКАРЕНКО) в сотни раз больше, - и коллективно так сказать макаренко- движители всех их выявят, чтобы обобщить все дельное из их писаний и их практического опыта. Но идеалистов- загибщиков, прославляемых в УГ и т.д., в сотни раз больше, рутинеров - в тысячи раз больше. И мы, памятуя, что ДУРАКОВ ВСЕГДА БОЛЬШЕ, будем служить МАЛОЙ части педагогов, - будем служить МАКАРЕНКО- ОБРАЗНЫМ.

Далее, я настаиваю, что без публикации декларации Лепелетье невозможно представить НАУЧНОЙ публикации Макаренко и научной его биографии. Но в категорической и неукоснительной же степени это относится и к "Декларации о социальном воспитании" Гр. Фед. Гринько 1890-1938 (на русском она опубликована в "Антологии педаг. мысли УкрССР". М.1988.635 ГПБ_РНБ 89-5/238). Издание научного собрания сочинений Макаренко без все-предваряющей публикации проекта Лепелетье и "Декларации" Гринько - немыслима. Без тщательнейшего прослеживания связи Макаренко с "движением Гринько" НЕМЫСЛИМА и научная биография Макаренко. До составления научной биографии Макаренко нужно бы, скажу я вам, создать научную биографию Гр. Фед. Гринько периода его педагогического витийства. Дополнительный материал по Гринько вы найдете в "Литературном наследии" т. 80 ..

Письмо заведующему Главным управлением социального воспитания НКП УССР т.1 М.1983 с.92-4. Десять неукоснительностей А.С. Макаренко (http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm/#10p). - .. Все перечисленное составляет предмет моей педагогической веры .. Не имею никаких оснований усомниться хотя бы в одной детали. И поэтому по совести не могу ничего изменить, не рискуя делом. - 94 - Все это заставляет меня просит Вас привести в исполнение Ваше решение снять меня с работы .. Я .. предпочитаю скорее остаться без работы, чем отказаться от организационных находок, имеющих, по моему мнению, важное значение для советского воспитания.

Из http://zt1.narod.ru/fere-1.htm Халабуда: .. Вот только не пойму я одного: отчего это ты не ладишь с нашими инспекторами? Ведь они ж институты кончали! Уступил бы им в чем-нибудь, а? ..

А.С. Макаренко, окт. 1934. НЬЮТОНОВЫ КОЛЬЦА. Пьеса в 3-х актах. М.1993. http://zt1.narod.ru/doc/nyutkolc.doc Политико-производственная драма в духе "Человека со стороны" И.М. Дворецкого с некоторыми комедийными коллизиями. Акт 3, .. / Елочка [дочь Хромова]: Ты идешь против партийцев. / Хромов: Это… [..] ничего. / Елочка: Как же это так? / Хромов: Меня сюда послали не для того, чтобы я упражнялся в послушании… / Елочка: Как ты странно говоришь. / Хромов: Нет, не странно. Здесь нужны мои знания, опыт, талант, производственный кругозор. Простое послушание было бы, конечно, спокойнее, но… [..]. / Елочка: А если у тебя не выйдет? / Хромов: Выйдет…

"Развитие идей А.С. Макаренко (ZT. ух ты, развитие!) .." М.1989. Дамсоцвосовское "макаренковедение" трусов, поднявших руки перед ажиотажниками В.А. Сухомлинского и И.П. Иванова. Поганая манера наших поганых "макаренковедов" : назвать все способы _увода от Макаренко_ "развитием идей Макаренко"… "Макаренковцы" (в кавычках) не могут освободить себя от оков рабского подчинения господствующим в публике с-соловейчиковским мненьецам, стелятся под них; и они же, "макаренковцы" (в кавычках), не могут, и не способны, и не в силах распеленать свои, - в сущности по с-соловейчиковски убогие, - мозги от вековых штампов. Макаренко в ПП, в гл. "На педагогических ухабах", дал нам, его истинным сторонникам, завет : .. Продолжать верить в успех найденной схемы (ZT. школы-хозяйства), и не падать духом, и не сворачивать в сторону .. под постоянным давлением старых привычных выражений так называемого общественного мнения .. Но 95% убогих "макаренковедов" и (декларативных лишь) "макаренковцев" под постоянным давлением старых привычных выражений так называемого общественного мнения уходят от Антона Семеновича во все-привсе на свете дурацкие стороны…

Снова. До- параллель- и пост- история Макаренко не знает Шацких, Сорока-Росинских, Сухомлинских и Ивановых, наплетенных в, повторяю, дурацком "Развитие идей Макаренко" М.1989, но должна знать, например, Батуева Андрея Михайловича (см. его кн. "По зову сердца", Лениздат, 1986), и т.д., и т.п., - я мало искал, я еще очень мало нашел!

Надо искать НАСТОЯЩИХ макаренковцев, а не слепо, как попугаи- попки- дураки, повторять расхожие и дурацкие дифирамбы кому попало, включая Ушинского. Рекордсмен- аллилуйщик С.Л. Соловейчик 30 лет пел и пел аллилуйю всем прошлым и ему (с-соловейчику) современным великим-развеликим, и тако же об А.С. Макаренко, равняя ГИГАНТА (Макаренко) с пигмеями, а кончил фразами "Как будто кому-нибудь известно, что именно в воспитании нужно делать!", и "Детей вообще не надо воспитывать!". Такой гад ползучий! Кому же он тогда 30 лет пел аллилуйи, если в итоге в воспитании ничего не найдено и не открыто? Это справедливо в отношении Базедовых, Ушинских, Луначарских, Выготских (Лев Сем 1896-1934), Крупских, Корчаков, Сухомлинских и т.д., но когда такие нигилист- фразки говорятся о "всех", т.е. и об А.С. Макаренко и вообще о макаренках всех времен и народов, то это - гнусная клевета!

Н.К. Крупская интуитивно предчувствовала будущий приход к власти своего мужа и .. пред-приготовляла себя к тому, чтобы после прихода мужа к власти ей (Крупской) заняться в переустройстве общества педагогической сферой. И вот до 1917 года Крупская лет примерно 10 усиленно читала тьму текстов по истории педагогики и психологии, копила в этом эрудицию, думая что эта вот эрудиция вооружит ее (Крупскую) для будущей глобально-педагогической деятельности. Но ей (Крупской) это пошло только во вред: она с головы до пят лишь обросла - как тиной - вековыми педагогическими предрассудками. И точно также в педагогических вузах во вред студентам идет изучение истории педагогики и психологии: они (студенты) лишь обрастают - как тиной - вековыми педагогическими предрассудками.

А.С. Макаренко в ПП-2003 о писанине и говорильнине с-соловейчиков = в-сухомлинцев, а также, конечно, о немакаренковских по духу и смыслу "макаренковедах". - Благочестивые труды [ разглагольствования ] обывателей от всех слоев общества и даже из-за границы .. (с.475). ZT. Вместо истины - обывательская = с-соловейчиковская = в-сухомлинковская благочестивость, вместо верности - обывательская = с-соловейчиковская = в-сухомлинковская правоверность ..

Все люди - попки- дураки, ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ, - эхо принятых рутинных мнений. Но макаренковцы не должны быть такими! .. А.С. Макаренко: а) Показал всему человечеству, всему миру, всем головам, О ЧЕМ в действительности и прежде всего надо было и надо впредь думать, б) Сам по всем этим линиям многое плодотворнейше надумал. Думали в этих направлениях и другие, но не так системно, не так сознательно и не так всеохватывающе, как это делал Макаренко.

В идеале вообще макаренковцам нужно иметь свой собственный НИИ - масштаба (и уровня финансирования) былого Института марксизма-ленинизма. Потом будут нужны и свои пед. вузы.

Нужен МАКАРЕНКОВСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР, работники которого отслеживали бы в потоке прошлой и текущей литературы все "похожее на Макаренко", составляли бы соответствующий электронный банк данных, и он транспортировался бы internet-ом по всему миру, и все желающие черпали бы оттуда все им приглянувшееся через модемную связь .. Ниже, в добавлении от авг. 2003, я же, ZT., выскажу иные = более зрелые об этом (же) представления.

"В курганах книг, похоронивших стих". - В этом выражении Вл. Вл. Маяковского отражена основная слабость КНИЖНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. В изданиях Библии указываются "параллельные места" - событийные. Но есть более важные параллельные места: темы у А.С. МАКАРЕНКО и темы у ПОХОЖИХ НА А.С. МАКАРЕНКО. Уже собрание сочинений А.С. Макаренко (восьмитомник) - во многом суть похоронный курган для тем Макаренко, а тем более это так будет для хрестоматии ПОХОЖИХ НА МАКАРЕНКО. В компьютерном есть понятие - память прямого доступа (RAM и диски) и память последовательного доступа (магнитные ленты). Так вот книги - это память еще похуже: память муторного, тупикового, курганно-похоронного (в терминологии Маяковского) "доступа". Культура книг отчасти изжила себя и отчасти даже стала тормозом на пути интеллектуального прогресса человечества. Изобретение компьютера и интернета есть скачек, равный былому скачку открытия книгопечатания. Отрицание отрицания! Во всех тематически богатых областях и сферах книгопечатание должно быть с ужасом отринуто и должно уступить место интернетным изданиям. И вот макаренковедение должно в этом стать лидером, стать пионером (всем ученым примером), и именно вот мы ( ! _веды_ макаренков всех времен и народов ! ) должны бы показать медикам, химикам, филологам и так далее, как в наше-то время надо изготовлять интернетные учебные пособия, чтобы они не стали "похоронными курганами" тезисов, положений, опыта и тем!

"Комсомольская правда" 27.09 (12 ?).1985. "Воспоминание о будущем" (большая публикация о "Красных Зорях" Игнатия Ионина). - Наверное, к/н будет так: каждый желающий сможет прийти в музей народного образования (на ул. Поклонной 16 в Москве? - ZT.), и ему покажут сотни, тысячи папок с воспоминаниями воспитанников школ-коммун, с примечаниями, сделанными на полях рукой умного человека... Чтобы такую копилку собрать, думается, что и комсомолу педагогических институтов и училищ вполне уместно было бы озаботиться поисковой работой... - ZT. Вот уж МАНИЛОВЩИНА! У меня (ZT) не сотни, а где-то лишь 10 папок вырезок, и они, не переведенные на электронное, уже - "похоронный курган"! Не читатель должен ехать и идти к "папкам", а сами "папки" должны через модемы приходить прямо на стол (в компьютер) к читателю. И, конечно же, сбор, систематизацию и компилирование материалов по ШКОЛАМ-ХОЗЯЙСТВАМ должны вести не любители-комсомольцы из педвузов и училищ, а хорошо оплачиваемые профессиональные сотрудники из хорошо финансируемого специального и насквозь компьютезированного "НИИ МИРОВОЙ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ШКОЛ-ХОЗЯЙСТВ ИМ. А.С. МАКАРЕНКО", работники которого отслеживали бы в потоке прошлой и текущей литературы все "похожее на Макаренко" и составляли бы (дополняя и дополняя) соответствующее тематически гипертекстно структуированное электронное пособие.

ТЕМАТИЧЕСКИ ГИПЕРТЕКСТНО СТРУКТУИРОВАННАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ХРЕСТОМАТИЯ И ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВАЖНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО _Ш_К_О_Л_А_М_-_Х_О_З_Я_Й_С_Т_В_А_М_ "ОТ МИШЕЛЯ ЛЕПЕЛЕТЬЕ (1790-ТЫЕ ГОДЫ) ДО 1940 Г. (Т.Е. ДО АНТОНА МАКАРЕНКО И ИГНАТИЯ ИОНИНА ВКЛЮЧИТЕЛЬНО) (И РАНЬШЕ, И ПОЗЖЕ). НА ПУТЯХ ВЕКОВЫХ ПОИСКОВ МЕТОДИКИ ИНТЕНСИВНОГО, ПРОЧНОГО И ВСЕОХВАТЫВАЮЩЕГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ПОМОЩИ _Ш_К_О_Л_-_Х_О_З_Я_Й_С_Т_В_ И С ОБРАБОТКОЙ ТАКЖЕ И МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕМЕ "МАКАРЕНКИ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ", С РАСШИРЕННЫМ И ПОДРОБНЕЙШИМ ТЕМАТИЧЕСКИМ УКАЗАТЕЛЕМ В ГИПЕРТЕКСТНОМ (htm) ИСПОЛНЕНИИ.

Так вот, в таком интернетном издании полное собрание сочинений Игнатия Ионина займет важное по значению место после полного собрания сочинений Антона Макаренко.

Смысловое же так сказать лицо и смысловая особость такого выше нафантазированного интернет-издания будет определяться прежде всего составом рубрик тематического указателя. для гипертекстного путешествия по рубрикам и по всему содержанию.

Добавление от августа 2003 г.

Былые планы самого А.С. Макаренко. -

А.С. Макаренко А.М. Горькому, середина - конец февр. 1935 г. .. После "Педагогической поэмы" я мечтаю не о пьесах, а о таком большом деле: напишу тов. Бубнову .. (ZT. Бубнов Ал-др Серг. 1884-1938, в те года был наркомом просвещения РСФСР) .. напишу тов. Бубнову предложение. Я хочу написать большую, очень большую работу, серьезную книгу о советском воспитании. Если у меня хватит здоровья, я уверен - это будет очень важный и капитальный труд. Я однажды приступил к нему, но увидел, что такую книгу можно писать в полном отрешении от текущей работы и обязательно "с книгами в руках", просмотрев все высказывания старого опыта, истории, художественной литературы. Вы даже представить себе не можете, Алексей Максимович, сколько у меня скопилось за 30 лет моей работы мыслей, наблюдений, предчувствий, анализов, синтезов. Жалко будет, если все это исчезнет вместе со мной. Я потому и буду просить т. Бубнова, чтобы мне дали возможность жить в Москве, поближе к книгам и к центрам мысли, и работать. Мне понадобится два года .. (восьмитомник, т.1 М.1983 с. 264). Грезы-планы А.С. Макаренко и в : "Ответственному редактору "Комсомольской правды", декабрь 1938, т.4 М.1984 с.267-8. + А.С. Макаренко т.7 (8-томника) М.1986 с.30 внизу. - .. К сожалению, малоизвестный еще и малоизучаемый нашими педагогами опыт колоний НКВД.

А.С. Макаренко "я уверен - это будет очень важный и капитальный труд. Я однажды приступил к нему". G. Hillig. - Вероятно, М. имеет в виду труд "Опыт методики работы детской трудовой колонии", из которой он [Макаренко] написал лишь первые главы (осенью 1932 - весной 1933 г.г.).

ZT. 1) Надежда на так сказать гранты, - хоть от министра просвещения, хоть с какой другой стороны, - ерундовая надежда, ибо а) гранты неприятно выклянчивать и б) они - штуки временные, а нужен биографически стабильный источник существования.

2) А.С. Макаренко был недостаточно знаком с временно-масштабными реалиями библиотечной работы, - тут речь может идти не о каких-то 2-3 годах, а о десятилетиях интенсивнейшей литературной работы.

3) В библиотечных занятиях очень легко запутаться, заплутать. Берешься за что-то важное, но обязательно возникнет неукоснительная потребность заняться другой темой; то бросил не доделав, берешься за это, потом за пятое, десятое, двадцать пятое, за десятками зайцев гонишься, ни одного полностью не улавливаешь, а еще ждут и ждут своей очереди еще вот десятки и сотни “зайцев” (важных тем). Плюс “жизни разрывающие бытовые мелочи” (Маяковский). В общим: литераторская работа на свободном полете - это очень муторная работа. И молодым адептам такого рода жития надо серьезно подумать: стоит ли им жениться (или выходить замуж), то есть стоит ли им обременять себя семьей, ибо достойно совместить биографически мощную литературную работу с семейными заботами - на практике в истории, как кажется, почти никому не удавалось. Естественно, что начать-то биографически мощное занятие макаренками всех времен и народов надо, конечно, со штудирования всех доступных текстов великой башки, - со штудирования всех доступных текстов Антона Семеновича Макаренко, причем все тексты А.С. Макаренко надо проштудировать дважды, - одного прохода недостаточно.

4) Да, на самом деле двух лет может не хватить даже только на одно составление (лишь) библиографии того, что "с книгами в руках" надо бы просмотреть.

Макаренко: “.. Просмотрев все высказывания старого опыта, истории, художественной литературы”. ZT. Легко сказать, но как это осуществлять? Биографически в аспекте наработки пред-эрудиции очень плодотворная струя - проработка педагогически ориентированных, но и всяческих иных тоже, Антологий и Хрестоматий: а) этот список я уж когда-то начал составлять, но не докончил; б) по этому плодотворнейшему пути я уж отчасти так сказать ходил, но не доходил. АХ, КАКОЙ ЭТО ПЛОДОТВОРНЫЙ ПУТЬ РАСШИРЕНИЯ ОБЩЕЙ ЭРУДИЦИИ ! ЧИТАЙТЕ АНТОЛОГИИ И ХРЕСТОМАТИИ И ПОХОЖЕЕ НА ЭТО ПО “ЖАНРУ” (а такого за полтора века в крупных библиотеках - сотни изданий) - И ВАМ НЕ ПОТРЕБУЮТСЯ НИКАКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ !!

У Антона Семеновича не было программы грезимого им просмотра литературы, а такая программа нужна.

Наверно, начать надо со сканирования такого издания: - Народное образование. Педагогич. науки. Аннот. ук. отеч. библ. пособий на русск. с сер. 19 в. по 1978. Сост. Цыбина О.Д. и др. Ред. Днепров Э.Д. М.1981.220. РНБ С К-2/720а; БАН СПР 37/492; 1981к/7746. Ко всем рубриками этого указателя надо добавить все важное из моих (ZT) библ. накоплений.

Затем надо составить библиографию библиографий по благотворительности (филантропии). Во всяком случае солидные библиографии и солидные библиотечные каталоги по филантропии - должны быть просмотрены.

По указанным двум библиографическим стезям (библиографии по педагогике + библиографии и каталоги по благотворительности) .. Так вот, пробираясь по этим двум библиографическим путям - нужно фиксацию производить не сразу по всем тема.

Надо начать с двух тем: 1) Школы-хозяйства и всё, что похоже на школы-хозяйства в веках. 2) Всё в веках, что похоже на исто макаренковские представления о постановке воспитании детей в семье. (ZT. Это последнее делать не обязательно, да и вообще не стоит).

Пройдя фиксацией это вот, наиболее для макаренковской педагогики важное, можно будет потом цикловым образом вновь проходить по библиографическим источникам с поисками по тысячи иных и прочих = прочих и иных, небезразличных для педагогических практиков, вопросов и тем, с жестким во всём этом макаренковским по духу отбором = остракированием: нам не подойдет ничего с-л-соловейчиковски экзальтированного = слюньтяйного = рассчитанного на то, чтобы масс- экзальтированные дамы + Маниловы, + Загорецкие и Репетиловы, + Бобчинские и Добчинские в с-л-соловейчиковском восторге "в воздух чепчики бросали", нам не подойдет никакое кое-каковое и лентяйное, не подойдет ничего рутинного, а тем более шкурного, нам же не подойдет разного рода водянистая и напыщенная трепотня которую хотят выставить "теорией", и т.д., и т.п., но нам подойдет только: всё прагматически деловое в духе, а где-то и в букве Антона Семеновича Макаренко. Все направления мышления великой башки Антона Семеновича Макаренко - это наши направления мышления, а убогим направлениям неуемной трепотни всесветных с-л-соловейчиков = Эллен-Кей`ев - непримиримый бой!

Учительская газета 1990,22. В.Д. Шадриков "Возвращение к ребенку" (ZT. каково название!). "Человек есть тайна великая!" (Достоевский). Шадриков в восторге! Но Антон Павлович Чехов сказал бы (Письма, т. 5, письмо 1244, Суворину): "Вам хочется манерности, так вот типичная: "Величайшее чудо - сам человек" и т.д., и т.п. Неужели это что-нибудь значит? Это не воззрение, а монпансье!" (с. 137-8).

ZT. Литература по благотворительности на русском и на иностранных языках полна описаний учреждений школо-хозяйственного = макаренковского типа. / Да, есть как бы 5 (или сколько там?) т.ск. русл поиска ценного инфо по интернатному и школам-хозяйствам: 1) Лит. по благотворительности. 2) Лит. по педагогике. (Тут, сквозь-насквозь пролистывая пед-периодику за века и народы, а потом берясь за пед-хрестоматии и т.п. и пед-книги вообще по векам и народам, - можно просто утонуть! ZT. Нужна финансируемая научная бригада. Развито умение делать библиографии по лицам, и не развито - по темам, а нужна именно-то библиография по теме: "Интернато- ШКОЛО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ в веках и народах"). 3) Архивное. 4) Есть еще пути: пролистывание наиболее тиражных общих газет, поиск инфо по соответств. строит.-архитектурной лит., по журналам, издававшимся промышленными и сельскохозяйственными обществами, библ. поиск по : Памятные книжки губерний и обл.,

и прочее.

Но! : в историко-библиографических поисках по МАКАРЕНКАМ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ не забыть бы о доминанте практичности, чему мы и учимся в/по "Пед. поэме - 1896" Н.Н. Жеденова (имеется в виду главная его кн. 1896 г.).

Библиографические ряды + параллельные им зрительные (не только фото чи видео, но и чертежи, таблицы, бланки и т.п.) т.ск. РЯДЫ ИНФО нужнЫ бы по всем ПРАКТИЧЕСКИМ аспектам интернатных, - и уж школо-хозяйственных-то - особенно, - учреждений! / То есть:

БУДУЩИМ ОСНОВАТЕЛЯМ ШКОЛ-ХОЗЯЙСТВ - ПОЛНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ (ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕАЛЬНУЮ ПРАКТИКУ) ПРЕД-ОБЕСПЕЧЕНИЕ !

См. и http://zt1.narod.ru/o1sebe.htm ZT-автобиографическое.


О заезженных аксиологических бандурах и о фетишизмах.

26.11.2008 Дорогой Эдгар! Я просмотрел присланную вами (будем взаимно на вы с маленькой буквы) статью Makarenko heute. В целом хорошо, однако к иным местам и к иным же утверждениям я бы сделал те или иные, иногда стратегически серьезные, замечания.

Но сейчас у меня на такой разбор совсем нет времени.

Знаете ли вы о моем: http://ztnen.livejournal.com ?

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Иностранцам читать это моё ЖЖ трудно, потому что мой личный русский язык, как кажется, своеобразен.

Сейчас я загружу в указанное моё ЖЖ очередную статью вот именно в виде этого моего письма вам.

Потом буду в этот постинг ещё что-то добавлять.

О заезженных аксиологических бандурах.

У таких, как А.С. Макаренко, а до него у таких как Мишель Лепелетье (с Робеспьером) или даже Иван Бецкой (Бецкий) (с Екатериной 2-й) -

стратегическая задача

= стратегический замах:

МЕТОДОМ СТРУКТУРНО КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ ПРАВИЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ОПТИМИЗИРОВАТЬ ХОТЯ БЫ

(НО ОБЯЗАТЕЛЬНО)

СКОЛЬКО-НИБУДЬ ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ

ЧАСТЬ

(ТОЛЬКО ЧАСТЬ)

СОЦИАЛЬНОЙ МАТЕРИИ.

Но 95-98% так сказать рассуждателей о педагогическом вышли из раннего детства.

А в раннем детстве этим людям читали книжечки о добрых и злых: о Бармалеях и Докторах Айболитах, об Янушах Корчаках, и т.д.

И такой инфантильный = обывательский = мещанский способ оценки всего и вся неискоренимо въелся

с раннего-то детства!

неискоренимо, повторяю, въелся будущим рассуждателям о педагогическом

в их с-л-соловейчиковские (= убогие) мозги.

И вот для указанных всесветных обывателей от аксиологии

1-е) всякие в педагогике сверчки знающие свои шестки, -

от поговорки: всяк сверчок знай свой шесток; это часто весьма уважаемые и полезные деятели, но (!) без стратегических претензий и замахов, -

и

2-е) деятели-разработчики со стратегическим замахом,

всё и вся - в один ряд,

и вот всё и вся указанными с-л-соловейчиковскими мещанами

(мещанскими рассуждателями о педагогическом типа С.С. Невской)

с доцентскими, профессорскими, кандидатскими, докторскими и академическими званиями

оценивается лишь по таким вот заезженным инфантильным координатам:

"Бармалей или Доктор Айболит?", "прогрессивный или непрогрессивный?", "отечественный или неотечественный?", "авторитарщик или неавторитарщик?"

и тому подобное.

В.В. Маяковский: А ВЫ НОКТЮРН СЫГРАТЬ СМОГЛИ БЫ НА ЭТИХ ЗАЕЗЖЕННЫХ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ БАНДУРАХ?

ZT. 24 ноя. 08 г. О фетишизме у Достоевского, Ушинского и общественности.

По Огюсту Конту (1798-1857, из реферата о нем в интернете) .. Общество проходит через три стадии: 1. теологическая; 2. метафизическая; 3. Позитивная ... Теологическая стадия (раннее и среднее средневековье) делится на три периода: 1. фетишизм; 2. политеизм; 3. монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов...

ZT. То есть с термином "фетишизм" Огюст Конт связывал лишь "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой". А.С. Макаренко же достаточно удачно применял термин "фетишизм" для обозначения "тараканов" устойчивых предрассудков-убеждений в масс- консервативно- убогих головах = в убого- расхожем = в пресловутом общественном мнении. Например, А.С.М. говорил о фетишизации, - в общественном мнении, - семьи, о навязчивой, - в общественном мнении, - любви и к словечку "любовь" и к другим, - тоже ласкающим слух, - словечкам и к предвзятым, но "священным", убеждениям. Всё это, полагал А.С.М., по сути - настоящие фетиши совершенно религиозного порядка.

То есть, как бы в противу вышеуказанному Огюсту Конту, А.С. Макаренко упорно настаивал: фетишизм - это вовсе не "дела давно минувших дней", а наоборот: фетишизм - это страшно мешающий достижению реальных успехов в повседневно-реальной социальной работе, и вообще фетишизм в его разнообразии - это страшно мешающий достижению общего социального прогресса кошмар 19-го и последующих веков. [ Иногда указанные фетиши А.С.М. именовал штампами ].

Вот частный пример. А.С.М. 20.11.1938 Галине Стахиевне Макаренко-Салько (Переписка, т.2, М.1995). - .. Вчера кончил "Идиота" Достоевского. ЗНАЕШЬ ЧТО? У ДОСТОЕВСКОГО ВСЕ-ТАКИ СТРАШНО МНОГО МУРЫ, СОВЕРШЕННО ДЕТСКОЙ И ДЕШЕВОЙ ..

ZT. Это А.С.М., безусловно, о тараканах-фетишах, которые Ф.М. Достоевский нежно лелеял в своей башке и настойчиво же пропагандировал в своих публикациях.

Но совершенно и при(пре)совершенно такоже обстояло дело и с не менее чем Ф.М. Достоевский пресловутым К.Д. Ушинским...

Жить в обществе и быть свободным от общества, по Марксу и т.д., невозможно, но вот жить в обществе и быть свободным от предрассудков = от расхожих фетишей общества по А.С. Макаренко и возможно, и следует, а иначе никакого существенного успеха в социальной работе и вообще в социальном прогрессе - не будет.

--

20.04.2010. -

А.С. Макаренко. Восьмитомник, т.4 с.25. Из "Чудо, созданное советской жизнью". - [...] Я ВИДЕЛ МНОГО ЧУДЕС В ДЕТСКИХ КОЛОНИЯХ, ПЕРЕД КОТОРЫМИ ПОБЛЕКНЕТ ОПЫТ ГОРЬКОВСКОЙ КОММУНЫ ..

ZT. Я подтверждаю приведенное мнение Антона Семеновича о том, что его (Макаренко) опыт в его же время не был уникален. Я, ZT, в этом абсолютно убедился, ознакомившись с публикациями о подмосковной "Юной республике", о саратовском "Красном детском городке", о 189-й ленинградской школе на Крестовском острове, у них была и обширная с/х база за городом ( читайте в: http://zt1.narod.ru/doc/shkoly-s-uklonami.doc ). Не следует забывать и "Красные зори" Игн.Вяч. Ионина под Ленинградом. Но у меня есть предчувствие, что нас ждут ещё и другие открытия такого же рода.

Виктор Михайлович Опалихин пишет: "высочайшей эффективности воспитательной системы Макаренко".

А на мой взгляд справедливее и объективнее говорить не о "воспитательно-педагогической системе А.С. Макаренко", а о "воспитательно-педагогической системе по имени школа-хозяйство",

внутри которой, да, школо-хозяйственная система А.С. Макаренко лишь значительно выделяется а) командирской системой, б) вообще "лица не общим выражением", в) проработанностью всех аспектов и г) рекордсменской на весь мир мощью призыва.

И всё-таки учреждения А.С. Макаренко – это вариант более общего: вариант школы-хозяйства вообще.

Десятки лет у иных пошлых, но остепененных "макаренковедов" встречалось примерно такое:

"Методика А.С. Макаренко может быть применена во всех школах",

что в сущности равносильно нелепице:

"Методика школ-хозяйств может быть применена во всех школах".

Вот цена культа личности А.С. Макаренко.

В http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah я настаиваю: Понятие "Школо-хозяйство-ведение" шире и актуальнее понятия "Макаренковедение".

И надо нам, наконец, от макаренковедения перейти к школа-хозяйство-ведению, как к феномену и объекту изучения более обширному. Это будет полезно.

Прыг на главную ZT-web-страницу.

См. и http://zt1.narod.ru/doc/forum-temy-ot-ZT.doc. Форум-темы от : Зиновий Тененбойм.