От: Зиновий Тененбойм (ZT), СПб. Ноябрь 2011.
Известные мне опыты исторического прошлого, которые в той или иной степени можно идентифицировать как школьные минитехнопарки и детско-взрослые образовательные производства (аграрные и промышленные). + Некоторые идеи.
http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc.
http://nnspu.ru/science/research/makarenko/makarenko_1.pdf. А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания. Нижний Новгород 2007
Много по биографии А.С. Макаренко.
Макаренко-внедрению мешает ориентировка всех и вся на "Педагогическую поэму", тогда как надо бы на "Марш 30 года" ( http://zt1.narod.ru/doc/marsh-30.doc ) и "Флаги на башнях" ( http://zt1.narod.ru/doc/Flagi-na-bashn.doc ).
http://zt1.narod.ru/doc/Rubejovskaya-i-Rijskaya-do-1917.doc Рубежовская и Рижская колонии до 1917.
ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
13.08.2008 Alex http://makarenkoas.blogspot.com/ Макаренко Антон Семенович Собрание сочинений в 8 томах / ZT. Здорово! Ура, ура! Но не понятно, кто Alex, кто сделал, кого благодарить .. Правда, плохо вычитано.
ZT. В свое время мой приемный сын Леонид Александрович Федоров набрал на компе все 8 тт. АСМ (без стр. примечаний и т.п., только сами тексты А.С.М.), и они уже более 10-ти лет висят в интернете. Что-то там время от времени уточнял по Гётцу Хиллигу, что-то переносил в htm-файлы моего сайта http://zt1.narod.ru. Вот: http://zt1.narod.ru/winrar/8-mak-tt.rar , примерно, 3 с половиной мегабайта. Это - А.С. Макаренко, восьмитомник, тт. 1-8, М. 1983-1986.
Внутри указанного архива есть набранное (и вычитанное) в WORD 2003:
часть тома 1 (М.1983) стр.1-116 - ASM-t1-s-1-116.doc,
весь том 4 (М.1984) - ASM-t-4.doc,
весь том 7 (М.1986) - ASM-t-7.doc.
Всё остальное плохо вычитано, и, главное, в DOS-кодировке, а значит эту (большую) часть состава текстов А.С.М. в виндовских смотрелках и редакторах сходу не прочтёте, но возможна перекодировка через WORDPAD: 06-янв-2009 переделал названия DOS-файлов, теперь все они *.txt, значит при загрузке в WordPad в Типе файлов надо задать: Текстовые документы MS-DOS [*.txt].
http://zt1.narod.ru/doc/tt-AS-Makarenko-Marburg-skanir.doc.
отсылочный файл по
АНТОН МАКАРЕНКО
Собрание сочинений
Марбургское издание, сканированные тома.
ZT. В школе-хозяйстве школа учебы – обязательнейшая составляющая, но А.С.М. разрабатывал лишь вопросы воспитания, а вопросами собственно учебной дидактики он (А.С.М.) не занимался, в собственно классно-учебном применял общепринятое: его (А.С.М.) тематический "стакан" был "мал", но это был его стакан. Но и в вопросе воспитания нам, макаренковцам, тоже не следует замахиваться на устройство в интернатных школах-хозяйствах вообще всех детей, но только детей рабоче-крестьянских, пролетарских родителей, то есть и тут: наш стакан мал, но это наш стакан.
Макаренковская педагогика – это УЧРЕЖДЕНЧЕСКАЯ педагогика, а не, скажем, педагогика варяжских набегов пресловутого Игоря Петровича Иванова. От ряда книг с названием "Педагогика" за стеклами в шкафах педагогических и психологических кафедр – в глазах рябит. Для кого пишутся эти учебники? – Для кого ни попадя = для всех подряд, включай учителей любого уровня. Массив же трудов А.С. Макаренко как (!_как_!) учебник по педагогике – это не для всех кто ни попадя, включая учителей, а это прежде всего, - если не только, - для основателей и руководителей (заведующих) сугубо макаренковских по структуре УЧРЕЖДЕНИЙ.
http://zt1.narod.ru/konkurs-im-ASM.htm
Материалы по Международному конкурсу им. А.С. Макаренко в состоянии на 2006 год.
Там и 2 листа матрицы оценки жюри, -
файлы изображений *.tif. -
Конкурс им АСМ Блок-1.tif
Конкурс им АСМ Блок-2.tif.
Там и отсылка к : Критический взгляд Анатолия Борисовича Вифлеемского на стихию конкурсов педагогических учреждений.
http://zt1.narod.ru/kartinka.htm
Иллюстрационное добавление (883257 байтов) к файлам по А.С. Макаренко.
Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. | Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. |
--
Переписка Макаренко с женой, т.2 М.1995 Макаренко жене 20.10.1932 .. Все торжествуем. Сейчас перевыбираем горсовет, отмечаем это важное событие митингами, агитпоходами и музыкой. Приступили уже к подготовке к пятнадцатилетию, тоже хлопот по уши. Затруднили в коммуне положение с выпускниками, у Правления новая завирательная идея, выселить их в какое-нибудь общежитие и заставить их жить исключительно на свои средства. Кажется, дело приходит к тому, что они все бросают институт. Руководит всем этим безобразием одно глубокое убеждение: это не такие дети, как МОИ, это беспризорные. Обыкновенное хамство .. (с.164).
27.10.1932 .. Почему-то в последние дни стало трудно в коммуне, болеют преподаватели, не ладится на заводе, все злые, нервные и порят глупости. Наши члены Правления по обыкновению блещут завирательными идеями и портят дело буквально каждом шагу .. (с.169).
28.10.1932 .. Книгу понемножку пишу, и страшно на себя злюсь. Какой я все-таки дурацкий человек. Я специально приспособлен к тому, чтобы меня потребляли. Вот сейчас почти круглые сутки вожусь со всякими черными пустяками: столовая, спальни, вешалка, обувь, подготовка к юбилеям, стенгазета, журнал, кружок, целый день в мелочах, которые только потому делаю, что другие не умеют или не хотят. И все это в большинстве пустяки или совсем ненужные бесполезные или вредные дела. А с книгой? Когда я ее пишу, у меня голова лопается от обилия мысли от материала страшно для всех нужного, но на это я могу истратить только полчаса в день. Все это непроходимая глупость и почти преступление. И глупость оттого, что в каждой мелочи хочу быть честным, потому что не могу выносить чего-то недоделанного, чего-то требующего работы. И получается: вокруг меня расставлены широко раззявленные жадные рты потребителей, и я в каждый рот стараюсь влезть, чтобы меня скорее проглотили. А вокруг на моем же деле собралось всяких проходимцев и дармоедов, которые на моей же работе живут припеваючи, хоть и бесполезно .. (с.171).
04.11.1932 .. У нас невыносимая горячка. Букшпан затеял выставку на весь тихий клуб, а ничего нет, ни дикта, ни материи, ни гвоздей. Да и работать никто не хочет, все распоряжаются и высказывают мнения.
Праздник идет трудный. Коммунары оборванные, персонал расстроен выдачей праздничного пайка. Там и пайка того не много, но порция достаточная, чтобы одних замучить завистью, других неловкостью.
С Судаковым начинаю ссориться. Он постепенно начал расходиться, и о каждом пустяке требует рапорт. Дело в том, что ему страшно нравится писать резолюции на углышках. Вчера в приказе он перечеркнул распоряжение, проведенное мною через Бюро комсомола, Сов.командиров и общее собрание, и написал: “Пересмотреть и доложить мне”. И я, и Волчек, и Швед отказались пересматривать. А я подал ему еще один рапорт, в котором написал, что если ему хочется проводить свои педагогические взгляды, пусть остается на общем собрании, а я такого перечеркивания допустить не могу и поэтому прошу подыскивать на мое место более послушного человека. Сегодня мы молчали. Надоело. Вчера до того обозлился, что хотел сегодня не выйти на работу. Сегодня вечером он снова уверял меня, что это все недоразумение, что мне предоставлена полная свобода. С ним говорить об этом не стоит, слишком он все таки малообразован.
Тут даже дело не в Судакове. Вся стихия коммуны становится иная. Дело, может быть, решается в пустяке. Я слишком много времени трачу непростительно, просто не успеваешь сделать все, что нужно. Это очень много значит, оказывается. Коммуна в своем качестве должна обязательно падать, и нужно поэтому уходить.
Все-таки, Лисичка, ты не думай, что у нас какая-нибудь трагедия, все хорошо, у меня прекрасное настроение, и все будет хорошо. Вероятно, самое худшее то, что со дня Твоего отъезда я ни разу не брился. Нужно хоть завтра управиться .. (с.173-4).
08.11.1932 .. В коммуне что же? Сейчас все почему-то передо мной ходят на ласковых лапках. Судаков вчера целый день убеждал меня, что ты должна обязательно взять работу с девочками. А вчера вечером Броневой [Г. Хиллиг. : Александр Осипович 1898-1940] откровенничал и все торопит со вступлением в партию. Чем это можно объяснить? Может быть, появлением моей книги, которою, между прочим, все здесь очень взбудоражены, теперь уже и во вторую верят. А может быть, и не этим: Броневой все-таки строится. Уже через две недели приступят к постройке нового завода фотоаппаратов. Коммуна на 650 челов. и тому подобное. / А пока что отопления нет, и не знают, чем эта отопительная история кончится .. (с.178).
11.11.1932 .. У нас в коммуне каша самая настоящая. Удивительное дело, со мной сейчас невыносимо хорошо обращаются и говорят комплименты, но в самом деле столько трещин, что уже не успеваю их замазывать. / Самое главное, чтобы Лисичка приехала домой здоровая и чтобы мы могли ее встретить теплом и уютом. Отопление обещают через десять дней, но в то же время говорят, что Деля нужно выгнать. Это значит, что отопление через десять дней и через тридцать дней не будет .. (с.182).
13.11.1932 .. У нас все по-прежнему, готовимся к пятилетнему юбилею, и я всеми силами сопротивляюсь, чтобы меня не премировали часами. Всякая дармоедная публика, набежавшая на коммуну, именно так и хочет меня премировать: дать мне никуда негодные часы, стоящие 80 рублей. / Спасибо, Солнышки, за твои замечательные письма, только ты иногда там такое пишешь, что мне, дрессировщику, стыдно читать, - это особенно о моей любви к тебе как к женщине, ну, как это можно писать такие глупости и представляться, будто ты ничего не видишь. / Это Макаренко стал стар и стал уставать от всякой житейской черной работы, и ему от этого уже достаточно стыдно. Иногда даже стыдно думать, что ломовая лошадь может любить женщину. То освобождение, о котором я мечтаю, это прежде всего должно быть освобождение меня для жизни, значит для тебя, если вдуматься в мою теперешнюю жизнь, то может стать только стыдно. / Вот и сейчас у меня все дрожит от неуправки оттого, что не знаешь, за что хвататься. А кругом я вижу лентяев, дармоедов и мошенников, которые не спеша пожирают то, что делаю я, и за это хотят меня премировать часами. Если на таком фоне рисовать любовь к женщине, то получается именно стыдно. Я думаю, что ты это очень хорошо понимаешь. / Будь радостна, моя ласковая, красивая Лисичка, будь здорова. / Твой А (с.183).
19.08.1933 .. Сейчас только был Броневой. Он уже не настаивает на отпуске с 1 окт., а согласен на 5 сентября с тем, чтобы рабфак был пущен. С отпуском, конечно, уладится. Уладится и остальное. / В Сахновщинском районе не убрано 30 тысяч гектаров, сегодня посылаем 50 коммунаров на работу, сейчас горячка. Выталкиваем выпускников, принимаем новых 50 человек, снова горячка. Кругом одни горячки - по какой логике они сделались необходимыми? / То и дело открываются двери, и ко мне заглядывают какие-то новые люди. Все они работают в коммуне, все с портфелями, черт его знает, откуда их столько набралось. Я никак не могу запомнить названий их должностей. Одно к одному. / Самое главное, Лисичка, поправляйся и будь покойна. Спасибо, что любишь Макаренко, остается тайной, как можно любить эту старую собаку. А что я тебя люблю, то слишком очевидно и слишком тому много доказательств. / Настроение у меня сейчас боевое, хотя и напряженное. В Москве хочу обязательно восстановить пьесу, но я думаю, что и отдохнуть успею. Всякая работа вне коммуны будет уже отдыхом. / Сейчас, когда работа в коммуне меня не увлекает, особенно чувствуется усталость, но это ничего. / Будь радостна, Лисичка (с.194).
03.09.1933 .. Работаю, как заведенная машина, пружина у меня устроена хорошо: все дело делаю так, как следует, волнуюсь и беспокоюсь по-настоящему и не могу не думать о каких-то дальнейших перспективах коммуны. Сегодня выдержал настоящую баталию с целой кучей дураков, которые предлагали сделать рабфак необязательным все это для того, чтобы можно было работать на заводе по 7 часов каждому коммунару .. (с.196).
--
Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.
На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове. | На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего Мой былой ЖЖ |
С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ Мой былой ЖЖ читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает. |
Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.
Н.А. Лялин в : Учен записки ЛГПИ им. Герцена т.8 в.1. Л. 1953. БАН I 8354 .. Общим недостатком всех .. выступлений по теме "А.С. Макаренко" является то, что в них не давалась сколько-нибудь определенная и четкая характеристика самой сущности и содержания педагогического наследства А.С. Макаренко, т.е. того объекта, который являлся предметом спора, обсуждения, оценки .. Во всей нашей педагогической литературе мы не находим глубокого и точного определения сущности и содержания педагогического наследства А.С. Макаренко, его разносторонней и четкой характеристики .. Сказанное целиком относится к работам Е. Н. Медынского о Макаренко (см., например, его книгу "А.С. Макаренко", изд. АПН, 1949), А. Г. Тер-Гевондяна (см. его лекцию "Педагогическая система А.С. Макаренко", изд. Москва, 1949) и ко многим другим. То же самое можно сказать и о нашей учебной литературе. Лишь немногие авторы, как, например, В. Е. Гмурман, пытаются как-то подойти к характеристике и определению сущности и содержания педагогического наследства А.С. Макаренко. Но и эти авторы, в том числе В. Е. Гмурман, лишь мимоходом, вскользь затрагивают этот вопрос и также оставляют его открытым .. После всего сказанного не приходится удивляться тому, что научная разработка наследия А.С. Макаренко находится у нас в таком неудовлетворительном состоянии .. Было бы весьма странным ожидать здесь иных результатов при отсутствии у самих исследователей ясного, чёткого и определенного представления о сущности и содержании педагогического наследия А.С. Макаренко, т.е. о сущности и содержании того объекта, который служит предметом исследования. Конечно, данная причина не являемся единственной помехой в разработке наследия Макаренко. Но среди других причин ей принадлежит далеко не последнее место .. Многие недостатки и ошибки, имеющиеся как в теоретической разработке оставленного Макаренко наследства, так и в его практическом применении, очень часто и проистекают из самых неверных, порой фантастических, запутанных представлений о сущности и содержании данного наследства ..
См. и : План работы от ZT по макаренковедению.
Фролов Анат.Арк., фрагменты из его ст. 1990 г. "НОВАЯ КНИГА О МАКАРЕНКО". Ждать новое отдельное педагогическое издание, посвященное А.С. Макаренко, пришлось долго, несколько десятков лет. Книги о нем в это время выходили, но это были переиздания написанного в 1940-50-е гг. К столетию выдающегося деятеля воспитания в 1988 г. вышел в качестве книги для учителя труд И.Ф. Козлова "Педагогический опыт А.С. Макаренко", но он написан в 1940-е годы. Не раз переиздавалась работа М.П. Павловой, написанная в 1950-е годы. Тогда же над книгой о педагоге-новаторе работал Г.Е. Жураковский, эти материалы опубликованы посмертно в начале 1960-х годов. Вышедшая в свет в 1976 г. книга Н.П. Нежинского - объединение двух предшествующих изданий. В 1979 г. появилось методическое пособие В.В. Кумарина, подготовленное в 1950-60-е годы. Достоинства (ZT. и слабость) этих работ несомненны. Но несомненно и то, что их содержание тесно связано с социально-политической ситуацией 1940-50-х годов и ее проявлениями в 1960-е года. Это труды, составившие первоначальный этап освоения макаренковского наследия. Они не могут претендовать на тот качественно новый уровень, который предъявляется современным развитием общественно-педагогической мысли и практики. В творческом освоении наследия одного из наиболее авторитетных представителей социалистической и мировой педагогики допущено серьезное отставание. Этот процесс начался в конце 1950-х годов и продолжался до середины 1970-х, он вел к прекращению исследования педагогической системы А.С. Макаренко как целостного и относительно самостоятельного явления. Игнорировалась необходимость изучения его истории, роли в последующем развитии педагогики и школы, включая современность .. Резкое неприятие самого так сказать духа А.С. Макаренко - это не ново .. Несогласие с идеями А.С. Макаренко, и очень сильное, проявлялось длительное время и ранее .. Отголосок полемики, начавшейся еще при жизни А.С. Макаренко .. У нас до сих пор нет макаренковедческого издания, имеющего статус полноценной монографии. 0 ней, конечно, должно было бы позаботиться в первую очередь издательство "Педагогика", но именно оно не выпустило ни одной книги об А.С. Макаренко... Эту предысторию нельзя не иметь в виду, рецензируя недавно вышедшую книгу: Н.Д. Ярмаченко. Педагогическая деятельность и творческое наследие А.С. Макаренко. Книга для учителя. Киев, Радянська школа, 1989 (10,08 печ. л., 50 000 экз.). В ней три главы: о жизни, педагогической и общественной деятельности А.С. Макаренко, о его педагогических взглядах, о педагогических аспектах его литературно-художественного наследия… --
К СОЖАЛЕНИЮ, ЭТО НЕ ВСЕ ТВОРЧЕСТВО А.С.
МАКАРЕНКО."Имидж", Полтава, 2002,4-5 (23-24), с.34-36.
ОБ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ПОСЛЕДНЕГО СОВЕТСКОГО
ИЗДАНИЯ СОБРАНИЯ ЕГО ТРУДОВ
ЭДГАР
ГЮНТЕР-ШЕЛЛЬХАЙМЕР
В 1988 г. в Берлине (ГДР) вышли из
печати первые два тома «Педагогических сочинений» А.С. Макаренко на немецком
языке. Это перевод одноименного советского издания в восьми томах (М., 1983 – 86
гг.).
Западно-немецкий макаренковед, Гётц Хиллиг, тогда критиковал тексты
словами: «К сожалению, это не весь А.С. Макаренко на немецком....» [1, с.56].
Он был убежден: надо же, в конце концов, издавать Макаренко без сокращений на основе политических конъюнктур.
Тогда я был членом редколлегии данного издания; а раньше участвовал в работе Московского восьмитомника в качестве рецензента.
За время моего сотрудничества с советскими коллегами я убедился, что, в частности, составители восьмитомника М.Д. Виноградова, А.А. Фролов и Л.Ю. Гордин очень добросовестно относились к текстам-источникам педагога-писателя. Особенно нужно отметить огромную работу С.С. Невской, сотрудницы сектора методологии воспитательного процесса (руководителем тогда был Л.Ю. Гордин), которая проверила массу архивных документов и прижизненных публикаций А.С. Макаренко с целью восстановить авторский текст. Таким образом, она подготовила сотни страниц для публикации. Однако, в новом издании почти вся эта работа осталась без нужного внимания. Почему?
Вернемся к предыстории восьмитомника, к концу шестидесятых – началу семидесятых годов. Тогда на Востоке и на Западе наблюдался настоящий ренессанс макаренковедения.
Даже больше на Западе, в частности в ФРГ:
Но и на Востоке зашевелились:
Очевидным являлось то, что в областях биографических и особенно текстологических исследований инициатива была у Запада.
Советская сторона сказала:
- Не может быть!
Сначала в Москве принялись искать «виновных». Кто открыл Хиллигу - «антисоветчику» - доступ в архивы?
Потом решили перегнать (не догоняя!) «марбуржцев» изданием полного
собрания сочинений А.С. Макаренко в объеме не меньше западного издания, то есть в десять томов – там же планировали двадцать, но с параллельным переводом на немецкий [2, с. 1-36]Так решил президиум АПН СССР в марте 1975 г. [3, л. 2].
Работа над новым изданием началась не на пустом месте. Уже в конце шестидесятых годов созрели проекты по изданию новых, до сих пор неизвестных архивных материалов. Этим делом занимались Л.Ю. Гордин в Москве и А.А. Фролов в Арзамасе. Удалось разыскать новые тексты самого Макаренко и о нем – не только в архивах ЦГАЛИ СССР и ЦГА РСФСР, но и путем переписки и личных контактов с людьми, знавшими Макаренко [4, л. 1 – 3].
Эта работа развивалась больше всего на основе личного энтузиазма исследователей. Необходимо было сконцентрировать научную работу в АПН по разработке основных проблем макаренковедения, прежде всего для того, чтобы создать солидный фундамент для подготовки издания сочинений А.С. Макаренко, которое отвечало бы научным критериям и было, насколько возможно, полным.
Спустя два года после решения президиума АПН СССР о форсировании макаренковедения в составе отделения теории коммунистического воспитания Академии начала работать специальная «группа по изучению, дальнейшей разработке и проблемам применения педагогического наследия А.С. Макаренко».
По планам АПН СССР, руководить этой работой должен был А.А. Фролов. Директор института Общих проблем воспитания несколько раз обращался к президенту Академии с просьбой «ходатайствовать перед соответсвующими органами о разрешении прописки А.А. Фролова в Москве» [5, л. 2].
Но старейший макаренковед оставался в своем родном Арзамасе, потом переехал в Горьковский пединститут. Укомплектовали группу по макаренковедению двумями младшими научными сотрудниками: «архивисткой» С.С. Невской и «лаборантом» И.В. Филиным, которые только что начали свою творческую работу.
До 1978/79 гг. в АПН СССР, прежде всего, занимались подготовкой и проведением «международной конференции с участием ученых-педагогов социалистических стран по изучению и проблемам применения в современных условиях научно-педагогических идей А.С. Макаренко, приуроченной к 90-летию со дня его рождения».
Конечно, как и указывал президиум АПН, в центре внимания стояли вопросы применения
идей Макаренко. Пока ни слова о том, что необходимо переработать и оживить подлинные тексты, преподнести «настоящего» Макаренко. Критический анализ семитомника, проведенный в Марбурге, в Москве оценивали пока как «антикоммунистическое извращение облика и идей великого советского педагога».Советские ученые-академики – Макаренко назвал бы их Олимпом – хвалили издания семитомника и первое (М., 1950 – 52 гг.), и второе (М., 1957 – 58 гг.), утверждая, что они «дают целостное представление о научном и художественном наследии, творческом пути и практической деятельности выдающегося советского педагога. В эти издания вошли все основные работы А.С.Макаренко, которые достаточно широко и точно отражают его мировоззрение, педагогические идеи и опыт». [6, с. 81]
Авторы этих высказываний – В.М. Коротов, Г.Н. Филонов, Э.И. Моносзон и др.
Таким образом, был определён в основном и подход к созданию восьмитомника.
Вскоре после решения АПН СССР издавать «полное собрание сочинений в 9 – 10 томах», обговаривали, что лишь будет «более полное» и ограничивались 8 томами. Это уменьшение произошло, как объяснили, за счет увеличения размера книги. Размер теперь 17 х 22 см, а семитомник имел только 13 х 20!
«
Уважение» к семитомнику как бы связывало руки составителей и редакторов восьмитомника. И так, что случилось: ножницы и клей стали главными инструментами при подготовке всех текстов, которые уже раньше были опубликованы. «Новая» рукопись для издания восьмитомника – страницы из «святого» семитомника.Отдельные тексты, которые не были включены в семитомник, восстановлены на основе источников или переиздания в «Марбургском издании» (конечно, без соответствующих замечаний в коментариях).
Но очень многие дополнения, которые вносили составители, по ходу обработки исчезли. В первую очередь это относилось ко всем критическим высказываниям А.С. Макаренко по поводу недостатков постановки воспитания в советской школе, в семье и в детских домах. Конечно, отрезали все острые критические замечания в адрес советской педагогики [7, с. 19-32].
Задыхался революционный дух новаторства Макаренко, который направлен на крутые изменения в воспитании и на обновление теории и практики педагогики.
Такова была общая тенденция офицального макаренковедения в СССР и – как я сам испытывал – в ГДР.
И родилась она уже в сороковые годы, сразу же после смерти А.С. Макаренко. Так, М.Д. Виноградова с 1951 г. работала под руководством Г.С. Макаренко в научно-исследовательской лаборатории по изучению педагогического наследия А.С. Макаренко. Уже тогда она наблюдала споры, в которых всегда одни упрекали других в утверждении, что они неправильно понимают идеи Макаренко. И всегда отдельные исследователи стояли против руководящих лиц – важных особ – или официальных учреждений. «Олимп» упрекал специалистов, именно тех, которые более глубоко вникали в сущность идей А.С. Макаренко, в том , что они слишком формально судили о нём и имели некритическое отношение к его системе.
Приведем примеры.
1950
год:Н.И. Болдырев, главредактор издательства «ПЕДАГОГИКА», критиковал И.Ф. Козлова, который еще в 1941 г. защитил первую кандидатскую диссертацию по Макаренко. В издательстве отказались от публикации его исследования. В аргументации против Козлова – сплошная защита официальной педагогики.
В частности:
Позиция, что «все воспитывает», фальшивая, она игнорирует руководящую позицию учителя; не может быть, что педагог «проектирует цели воспитания», это покушение на приоритет партии и правительства; недооценивается классный коллектив [8, л. 4].
1976 (ZT. 1967 ?)
год:Спор В.В. Кумарина с «ведущими» макаренковедами АПН (Л.Ю. Гордин, В.М. Коротов).
Кумарин, защищая макаренковскую технологию построения коллектива, показывает, что в жизни советской школы нет ничего макаренковского.
Упреки со стороны центра (Олимпа): Кумарин сомневается в верности сложившейся системы социалистической школы в СССР, «в целом неясно, как соотносит автор опыт и идеи А.С. Макаренко с опытом советской школы и советской теории воспитания вообще... Общий вывод: Надо просить автора подготовить проспект книги в соответствии с общепринятыми требованиями». [9, лл. 1-4].
Как мне рассказывал В.М. Коротов, он когда-то дружил с И.Ф. Козловым. И в 1987 г. Коротов, когда он уже поднялся до «Олимпа», издавал после смерти друга его переработанную диссертацию. Результатом такой «творческой» переработки работы Козлова стал сплошной конформизм с советской школой и официальной педагогикой брежневских времен. Подтверждается это простой логикой, как пишет составитель В.М. Коротов, в послесловии: «... Макаренко лишь наиболее полно и ярко выразил в своем опыте и в своей теории существо и принципы коммунистического воспитания; педагогический опыт А.С. Макаренко есть наиболее яркое и типичное выражение передового советского педагогического опыта. / Поэтому мы вправе утверждать, что все советские школы в существе своих задач и методов работают по Макаренко. Неоднократно и сам Антон Семенович подчеркивал, что его метод – обыкновенный советский». [10.с.158]
Для расшифровки = для понимания настаиваний Макаренко на том, что, де, его метод - обыкновенный советский, следует, наверное, вчитаться в такой фрагмент из файла http://zt1.narod.ru/01-03-39.htm. Макаренко. - Выносится приговор: 3 года или 5 лет заключения. Немедленно после суда, тут же в судебном заседании, этот мальчик освобождается из-под стражи и передается в наши совершенно открытые колонии, где запрещено иметь стены, заборы, решетки, сторожей. Приезжает он туда, и говорят ему: / - Ты осужден, но это вовсе не значит, что тебя приговорили к страданию. Нет, это значит, что тебя осудили морально, тебе сказали - ты заслуживаешь по своему проступку 3 года тюрьмы, но фактически ты живешь в свободной трудовой колонии, ты носишь очень почетное звание колониста - члена колонии, ты работаешь на производстве, как и всякий трудящийся, ты учишься в школе, как и каждый ребенок и юноша, ты пользуешься всеми правами гражданства. Проживешь здесь 3-4 года, затем мы тебя выпустим и снимем с тебя ту судимость, которую ты имеешь. / Принципиально оставаясь на позиции наказания, фактически вся наша советская жизнь идет к тому, что наш метод воспитания является методом не наказания, а методом трудового коллектива, так же воодушевленного общей работой, как и здесь все на заводе им. Кагановича, так же ведущего свою работу по-стахановски, так же идущего вперед в образовательном, политическом и культурно-просветительном деле. Одним словом, такой мальчик становится полноправным настоящим советским гражданином. / Вот видите, как можно, чувствуя общий тон нашей жизни, общие устремления, установить, как нужно воспитывать наших детей.
|
Вернемся к восьмитомнику.
Своеобразным фильтром действовал В.М. Коротов уже до появления текстов в издательстве. Он, как бывший замминистра просвещения СССР, теперь директор Института воспитания АПН, являлся самым влиятельным членом редколлегии восьмитомника. Он же сам считал себя ведущим макаренковедом в СССР. Как авторитарное лицо он был решающим голосом в редколлегии по всем вопросам содержательного значения. Из кабинета Коротова исходили самые важные решения:
-
восьмитомник не будет академическим изданием, то есть, мы включаем не все произведения педагога-писателя и не в полном объеме;-
то, что нетипично для А.С. Макаренко, не будет входить в восьмитомник, (то есть все, что не соответствует уже созданной картине великого советского педагога).Я, например, предлагал, опубликовать макаренковскую статъю «К вопросу об организации кабинета научной педагогики». Там Макаренко сообщает об опыте применения социометрических приёмов при анализе состояния детского коллектива в колонии им. Горького. Это же приемы «проклятой» педологии. Коротов решил, что нельзя испортить уже созданный портрет А.С. Макаренко, «решительного врага лженауки – педологии».
И поэтому влиятельнейший член редколлегии не хотел включить этот текст в восьмитомник.
В редколлегии «Педагогических сочинений» в значительной мере еще действовал директор издательства «Педагогики» В.С. Хелемендик.
Над ним висел «меч» ГЛАВЛИТА – высшего органа советской цензуры.
Девиз работы директора издательства: все, что уже прошло через цензуру, допустимо и сегодня. То есть, чем меньше нового, тем меньше хлопот. И семитомник уже апробирован – надёжная основа!
В ускоренном темпе были подготовлены материалы для 8 томов. Решение издать все к столетию выдающего советского педагога (1988 г.) – твёрдое руководство к действию. Первый том – в 1983 г., последний – в 1986 г.!
И обязательно то, чтобы советское издание было полнее марбургского, при этом строго следить, чтобы портрет великого социалистического педагога остался чистым – очищеным от «фальсификаций марбуржцев». В таком стиле были написаны некоторые комментарии и заключительная статъя составителей в последнем томе.
Годы подготовки материала для восьмитомника проходили в СССР в последний период еще действующей системы тоталитаризма. Мои командировки с целью рецензирования восьмитомника случайно совпадали с днями похоронов престарелых генсеков: Брежнева, Андропова, Черненко.
Перестройка только начиналась.
1987/88
гг. – годы подготовки восточно-немецкого варианта восьмитомника. Совместно с Вернером Линднером, Вернером Киницом, Вольфгангом Пруссом были подготовлены тексты – переводы. Частично восстановлены места, где в советском издании были купюры, многоточия, особенно те, которые нашел и отметил «фальсификатор» Гётц Хиллиг. Мы в ГДР тогда уже начали более объективно относиться к его трудам. Происходило это на фоне начатых контактов между советскими макаренковедами и коллегами из Марбурга. После первой встречи с Г. Хиллигом на международной конференции в Оломуце (23 – 25 марта 1988 г.) Л.Ю. Гордин выступил с заявлением о том, что началось плодотворное сотрудничество, необходимо розыскать белые пятна в биографии и наследии А.С. Макаренко, усиливая текстологические исследования. И в связи с подготовкой немецкого варианта восьмитомника уже совместными усилиями с коллегами в Берлине начались работы по исправлению неточностей и ошибок, в том числе и тех, на которые указывал в своих рецензиях Г. Хиллиг [11, с.145].При работе над рукописями произведений педагога-писателя в ЦГАЛИ СССР в Москве нашлись некоторые существенные высказывания А.С. Макаренко, например, о демократических основах коллектива, которые в советских изданиях были опущены. Они явно не входили в рамки господствовавших понятий административной советской педагогики.
Так в очерке:
«
Опыт методики работы детской трудовой колонии. 2. Вступление. Коллектив.»В этом тексте выпущены следующие определения коллектива, которые мы нашли в первом варианте авторской рукописи:
«
Коллектив заключает в себе утверждение равенства людей в человечестве, и поэтому в своем действии не противопоставляется всякому другому коллективу. / Право распоряжения и влияния коллектив признает только по признаку уполномочия, данного коллективом или союзом коллективов». [см.: 12, с.275].Заключение
Повышение эффективности макаренковедения как цель деятельности нашей Ассоциации требует концентрации сил для создания полного собрания сочинения А.С. Макаренко и его распространения через интернет.
Сосредоточенность в последние 10 лет на биографических исследованиях тормозила текстологические исследования и работу по распространению идей Макаренко.
Развитие теории и практики воспитания требует широкого распространения идей А.С. Макаренко.
Первым шагом в этом направлении может быть опубликование «Педагогической поэмы» массовым тиражом, по возможности, как на русском, так и на английском и немецком языках. Книгу распространить и через интернет.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
К сожалению, это не «весь А.С.Макаренко на немецком». К новому изданию «Педагогических сочинений». Г.Хиллиг).1. G. Hillig. Leider ist das nicht „ der ganze A.S.Makarenko deutsch“. Zur neuen Ausgabe der „Pädagogischen Werke“. (
Pädagogik und Schule in Ost und West, 1989,
№ 1, S. 56-62.2. Makarenko 71/72. Informationen aus dem Makarenko-Referat/
Информация из Лаборатории А.С.Макаренко/ Information from the Makarenko Department. Betr.: Marburger Makarenko-Ausgabe – 1. Abteilung. Red.: G.Hillig, S. Weitz (О «Марбургском издании» собрания сочинений Макаренко . 1-й отдел. Ред.: Г.Хиллиг, З.Вайтц). Marburg, 1974, 36 S.3.
Выписка из протоколла № 8. Заседания президиума Академии пелагогических наук СССР от 4 марта 1975 г.4.
Отчет о выполнения работы за 1969 г. старшим научным сотрудником сектора основ педагогики Гординым Л.Ю.5.
Президенту АПН СССР тов. Столетову В.Н. от 28.4. 76 г.6.
Педагогическое наследие А.С.Макаренко и современная школа. Воронеж. Издательство воронежского университета. 1981 г.7. Götz Hillig. Einige Bemerkungen zu den beiden ersten Bänden der neuen sowjetischen Makarenko-Ausgabe. Erster Teil. In: Pädagogik und Schule in Ost und West. 1985,
№ 2.8.
Н.И.Болдырев. Рецензия. 1951 г.9.
Л.Ю.Гордин. Рецензия. 26/10/1967 г. лл.1-410.
И.Ф.Козлов. Педагогический опыт А.С.Макаренко. Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ. 1987 г.11.
Как советские макаренковеды с трудом начинают признавать "конкурентов-марбуржцев» ( 1986 – 1989 гг.). Хроника наибодее ярких событий. В сб.: 25 лет лаборатории «Макаренко-реферат».12.Anton Semjonowitsch Makarenko. Pädagogische Werke. Erster Band. Berlin. Volk und Wissen Volkseigener Verlag. 1988.
Основная страница | Программа | Материалы | Фоторепортаж
|
Гётц Хиллиг.
СВЯТОЙ МАКАРЕНКО
К изданию произведений А.С. Макаренко Академией педагогических наук РСФСР/СССР (1950 – 1983 гг.). Марбург 1984.
На стр. 98. -
Педагогическая общественность во всём мире ждёт по-прежнему, что когда-либо выйдет
П О Л Н Ы Й
“А К А Д Е М И Ч Е С К И Й”
М А К А Р Е Н К О.
Г. Хиллиг. Марбург, 9/II 1983 г.
--
ZT. В полное собрание сочинений А.С. Макаренко не забыть бы внести такое, как:
1) Письмо А.С. Макаренко в редакцию харьковской газеты "Коммунист" 1928 г. (там не было опубликовано) в защиту Ал-дра Ив. Остапченко ("Народн обр" 1963,2);
2) работы Г.С. Салько как жены Макаренко, кои тогда безусловно были направляемы и правлены Антоном Семеновичем;
3) всё написанное о колонии им. М. Горького Надеждой Феликсовной Остроменцкой 1893-1968, ибо и работы Остроменцкой во многом _очень теоретичны_ и в свое время тоже были весьма направляемы непосредственно мыслями и практикой А.С.М.
--
Mail Z.T. 05.10.06
Дорогой Зиновий!
Для публикации на Вашем сайте я посылаю Вам сегодня мой материал
Новости о Макаренко:
печальные выдумки сумского профессора
Конечно, я жду Вашего мнения об этом тексте, но настойчиво прошу самостоятельно ничего не изменять, а также не дополнять.
ZT. Дорогой Гётц, присланную Вами статью “Печальные выдумки сумского профессора” я поместил на моем сайте : http://zt1.narod.ru/vydumki.htm.
Из: http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm Всё реально похожее на макаренковское Сухомлинский вводил ..
(да и то чаще всего только на словах = фантазируя = вря как сивый мерин)
.. Реально похожее на макаренковское Сухомлинский “вводил” у себя в школе не всеохватно = в малых дозах = для галочки, чтобы выступая, скажем, на макаренковских мероприятиях ему было бы чем “козырнуть”.
В 1925 году Н.К. Крупская в ст. "О школьной кооперации" писала: ".. Самое правильное было бы устройство при школе самими детьми одного, а потом и нескольких производительных кооперативов. Дети могут наладить цветочный, куроводческий, переплетный (ZT. ух ты: переплетный !), огородный, швейный и ряд других кооперативов…". | ZT. Про убогое = про игру в бирюльки, которую “для осуществления принципа соединения учебы с производительным трудом” предлагала Крупская. - Этак и какой-нибудь в комнатке кружек кройки и шитья тоже сдуру можно объявить "Педагогикой Дела" и бежать подавать в московский журнал "Народное образование" заявку на участие в очередном ежегодном Конкурсе им. А.С. Макаренко. |
Производство у А.С. Макаренко было так сказать хребетообразующей составляющей его (Макаренко) учреждений,
[ полнее и точнее о структурных составляющих истинно макаренковского воспитательного учреждения читай у самого А.С. Макаренко в его работе “Сокращение расходов” : http://zt1.narod.ru/metodika.htm/#str ],
а если в учебном учреждении моменты производства существует как сбоку-припёку привешенное небольшое включение,
если, повторяю, производственное в некотором учреждении _НЕ_ является хребетообразующим этого учреждения,
то такое учреждение по чести совершенно не должно бы быть представляемо на упомянутых Конкурсах им. А.С. Макаренко,
но в строгом виде такая “чистота жанра” на Макаренковских конкурсах, увы, не соблюдается…
Так какой же у нас конкурс: им. А.С. Макаренко или им. Н.К. Крупской?
ZT. Экономическая система сводных отрядов против экономической системы кооперативов при школах. - "Методика организации воспитательного процесса", А.С. Макаренко т.1 М.1983 гл. Культработа .. Ни один кружок не должен иметь никаких привилегий и ни в каком случае не продавать самостоятельно свою продукцию кому бы то ни было за деньги .. Особенно осторожно следует действовать по отношению к оркестру (подробно абзацы о некоммерческости и не превращении в элиту оркестра) (с.309-10).
ZT. Школа (макаренковская школа-хозяйство) может брать подряды на то или иное, на пятое или десятое, и осуществлять их (эти подряды) силами специально для этого (советом командиров) сформированными сводными отрядами. Все заработанное такими сводными отрядами идет не им (этим отрядам) отдельно, но исключительно и только : в общую учрежденческую кассу = в распоряжение совета командиров. Обид тут никаких быть не может, так как 1) такой порядок действует для всех сводных отрядов, и 2) существуют ведь и постоянные отряды, ну, например, отряды комендантский, сторожевой, воспитателей, преподавателей в школе, или, допустим, бригада конюхов, или бригада по косметическому ремонту зданий самого учреждения, - эти подразделения обеспечивают общий процесс, и по отношению к ним было бы совершенно несправедливо, чтобы сводные отряды при осуществлении того или иного подряда имели бы отдельный так сказать сектантский доход. Экономическая система кооперативов раздирает учреждение, экономическая же система сводных отрядов его сплачивает, единит. |
Подробней об этом в http://zt1.narod.ru/konkurs-im-ASM.htm.
ZT. Макаренко - это социальная инженерия (МИКРОСОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ), именно это надо бы в Макаренко раздраконивать, а всё остальное весьма бы потом.
--
From: "Goetz Hillig" To: "Zinoviy" From Zinoviy (ZT): Dorogojj Goetz! Ja, - priekhav iz Moskvy, - ehhe porabotal nad recenziejj na Frolov 2006, tam v pervom zhe abzace u menja byl ljap: ne to nazvanie analiziruemyjj knigi. Ja chto-to pravil i dobavljal i v drugikh mestakh recenzii. Vozmozhno, - ne znaju, - ja budu ehhe zagljadyvat` v ukazannyjj mojj tekst i chto-to tam izmenjat`-dobavljat`. Poehtomu ja povesil svoju recenziju na Frolov-2006 na mojj sajjt: http://zt1.narod.ru/doc/frolov06.doc, i imenno po ehtomu fajjlu v internete i nado by chitat`/skachivat`/sokhranjat` ehtu moju recenziju. Abarinovu i Ehdgaru recenzija pokazalas` cennojj, no vot Vifleemskomu Anatoliju Borisovichu ona sovsem ne ponravilas`: na vkus, na cvet tovarihhejj net...
From Мой былой ЖЖ У Макаренко самый главный образ – гимнастический зал. В ПП А.С.М., в гл. На педагогических ухабах : .. Создание нужного типа поведения - это прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно. И гимнастическим залом для таких упражнений должен быть наш советский коллектив (ZT. вообще воспитательно-образовательное учреждение – интернатная школа-хозяйство), наполненный такими трапециями и параллельными брусьями, которые нам сейчас нужны .. + "Наш путь единственный - упражнение в поведении, и наш коллектив - гимнастический зал для такой гимнастики." (т.2 М.1983 с.128). ZT. Как, скажем, для боксера или, скажем, для велосипедиста нужно в гимнастических залах прорабатывать нужные группы мышц, так и в макаренковских интернатных школах-хозяйствах как социально-воспитательных гимнастических залах нужно прорабатывать мышцы волевые, мышцы поведенческие, мышцы моральные. Плюс: скорее всего только в интернатном можно создать и закрепить в ребятах феномен чести и достоинства учреждения, а значит чести и достоинства самих ребят. Плюс: задачи оснащения и учебы. Приведенное - основные киты А.С. Макаренко, и, так сказать навскидку, именно по ним и нужно бы оценивать учреждения на макаренковских конкурсах. 15 апреля 2008 г. Ткаченко Андрею Владимировичу (Т.А.В.) на: кафедра педагогического мастерства, ул. Остроградского, 2, г. Полтава, Украина, 36003. Контактные телефоны: раб. (05322) 2-58-11. Ответ товарищу З. ТененБОЙМУ ZT. Ответ на ответ. Атрибут (от лат. attribuo - придавать) - необходимый признак вещи или явления. Атрибут выражает сущность. Атрибутивное - это то, что в существенно аксиологическом смысле никак не может (! НЕ МОЖЕТ !) быть опущено = никак не может (! НЕ МОЖЕТ !) не приниматься во внимание - без изменения представления о сущности рассматриваемой вещи или рассматриваемого явления. Макаренко Антон Семенович. ЗАЯВЛЕНИЕ В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАТОРОВ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (24.08.1922) ZT. Тут приводимый фрагмент из заявления А.С. Макаренко в восьмитомнике его сочинений (т.1 М.1983 с. 10) дан с пропуском (подчеркнуто). - В области политической экономии и истории социализма штудировал Туган-Барановского и Железнова. Маркса читал отдельные сочинения, но "Капитал" не читал, кроме как в изложении. Знаком хорошо с трудами Михайловского, Лафарга, Маслова, Ленина. По политическим убеждениям - беспартийный. Считаю социализм возможным в самых прекрасных формах человеческого общежития, но полагаю, что, пока под социологию не подведён крепкий фундамент научной психологии, в особенности психологии коллективной, научная разработка социалистических форм невозможна, а без научного обоснования невозможен совершенный социализм. (Автограф; "Исторический архив", 1961, № 2, с. 228-229). ZT. То бишь. - В 1922 он, Мак, писал, что пока под социализм не подведен крепкий фундамент коллективистской педагогики – до тех пор социализм не имеет научной обоснованности, а без научной обоснованности невозможен нормальный социализм. У А.С. Макаренко как бы. - Под систему социалистической экономики не подвели (! не подвели !) "крепкий фундамент коллективистской педагогики". Вообще-то нужна была не собственно коллективистская педагогика, а то, что она (коллективистская педагогика) должна была "выдавать на гора", а она (коллективистская педагогика) должна была выдавать на гора итог: массовую коллективистскую психологию в головах людей. То есть, массовая коллективистская педагогика – первичное, а массовая коллективистская психология в головах людей – вторичное. Макросоциализм (мАкросоциализм) – это общественная собственность на средства производства + коллективизация сельского хозяйства, и ежели бы да кабы это (общественная собственность на средства производства) было бы обеспечено массовой коллективистской психологией в головах людей, то всё было бы в ажуре и мы были бы на абажуре. Но в СССР общественная собственность на средства производства + коллективизация сельского хозяйства были достигнуты, а вот массовая-то коллективистская психология в головах людей достигнута не была, что для экономики СССР обернулось несколько-десятилетней стогнацией, а для Вл.Вл. Маяковского и для А.С. Макаренко - мировоззренческо-биографической (по существу) трагедией. Мой былой ЖЖ - Прыг на главную ZT-web-страницу. См. и http://zt1.narod.ru/doc/forum-temy-ot-ZT.doc. Форум-темы от : Зиновий Тененбойм. Дайджест Н.А. Лялина : А.С. Макаренко о дисциплине , режиме , наказаниях .http://ztnen.livejournal.comztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
По машинописи: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДРАМА ТРУДОВОЙ КОЛОНИИ ИМ. М. ГОРЬКОГО.
Стиль статьи меня вообще не удовлетворил, но особенно-то не понравилось мне такое манерное ..
.. В духе С.С. Невской, отчасти и в духе А.А. Фролова ..
.. Особенно-то не понравилось мне такое манерное. -
Т.А.В. л.1 .. разработанной Макаренко гуманистической воспитательной системы .. л.2 .. фактор развития макаренковской гуманистической воспитательной концепции ..
ZT. и дальше постоянно встречаются всё те же "гуманистические" слюнявые эпитеты.
В отличие от таких, как a la Корчак, Макаренко никогда не подстраивался под интеллигентскую "элитную" обывательщину, и у Макаренко декларации и клятвы о завзятой, мол, гумманистичности его (Макаренко) методов, разработок и действий – никогда не встречаются.
Макаренко покривился бы как от зубной боли от таких в его адрес субтильных эпитетов,
это всё сопли в духе, повторяю, С.С. Невской и А.А. Фролова,
это - втискивание Макаренко в расхожие интеллигентско-обывательские шаблоны.
Такой стилистике, и вообще таковым завзятым оценкам - не место в действительно научных текстах.
Если ты, Андрей, и в новое издание Макаренко такое будешь проводить (скажем, в примечаниях), то это будет просто ужас, и для избежания подобного я хотел бы войти в число редакторов планируемого издания.
В "Не педагогикой единой" в "Народное образование" 1991,1 на с.155 к записи Макаренко: Маргарита говорит .. П. Лысенко дает примечание: Алигер – поэтесса. ZT. На каком основании? Скорее всего Макаренко имел в виду Маргариту Барскую.
Андрей! Завтра пошлю тебе бумажной почтой зрительные копии двух писем Макаренко to Куриловской; по письму от 26.12.1922 есть разночтения с восьмитомником, проведи пожалуйста сверку сам.
Зиновий из Питера.
Дорогой Зиновий! Огромное спасибо за такую лестную оценку моих скромных трудов. Особенное merci beaucoup за то, что поставили меня в один ряд с такими метрами макаренковедения, как С.С. Невская и А.А. Фролов.
Что же касается «гуманизма» А.С. Макаренко, то я действительно и совершенно искренне считаю его гуманистом в самом тривиальном значении этого слова, хотябы как спасителя детей. Ну и пускай бы покривился Макаренко «как от зубной боли» – кто же ему виноват, что он утер нам всем нос своим гуманизмом.
И вообще, это мы спорим о понятиях, это мы приходим и уходим со всеми своими субтильными эпитетами и обывательскими шаблонами, а Макаренко… (разрешаю продолжить фразу).
По поводу нового издания Макаренко – обижаете, коллега! Разве мы не договорились в Москве: «никаких оценок, никаких акцентов»?
Уважаемый Зиновий Шалвович [ZT. правильно - Шойлович], было бы справедливо, чтоб и мой ответ стал бы также достоянием общественности, как и Ваше письмо мне.
Кланяйтесь всем петербуржцам. За копии писем Куриловской заранее благодарю. Кстати, «Веселый сантехник» – просто шедевр!
Всегда ваш А.В. Ткаченко.
Андрей, я надеюсь, что ты не обижаешься на мое "ты", это не признак неуважения, просто ты в 2 раза моложе меня.
Андрей> Разве мы не договорились в Москве: «никаких оценок, никаких ак-центов»?
ZT. А в научной статье оценки и акценты можно?
Но главное, - проскакиваемые, а уж тем более доминирующие оценки и акценты выдают понимание или непонимание объекта.
В данном случае речь идет о непонимании.
Нацепляя Макаренко (Мака) на координату гуманизма-милосердия ..
С.С. Невская всегда, А.А. Фролов порой, но довольно-таки часто, и ты, Андрей, - не знаю всегда или лишь порой ..
Нацепляя Мака на координату гуманизма-милосердия вы-все-такие превращаете Мака в Януша Корчака.Нацепляя Мака на координату гуманизма-милосердия вы-все-такие превращаете Мака из деятеля соцвоса в деятеля собеса.
Да, вы-все-такие превращаете Мака в Януша Корчака. - Это страшная = это смертельная = это скверная = это совершенно недопустимая ПОДМЕНА.
Да, вы-все-такие превращаете Мака в Януша Корчака. - Это страшная = это смертельная = это скверная = это совершенно недопустимая ИДЕНТИФИКАЦИЯ.
Акциденция (от лат. accidentia случай, случайность) – несущественное .. Акциденциальное в существенно аксиологическом смысле - это не обязательно что-то неважное, но это всё же и всё-таки то, что (опять же - всё же и всё-таки) может (! МОЖЕТ !) быть почти опущено = может (! МОЖЕТ !) как бы не приниматься во внимание без изменения представления о самой сущности рассматриваемой вещи или рассматриваемого явления.
Да, Мак, в отличие от Корчака, пошел в интернат-детдом не совершать берендеевщину, а он (Мак) пошел в интернат-детдом разрабатывать коллективистскую педагогику.
Разрабатывать коллективистскую педагогику как что? - как фундамент вроде бы возможного социализма.
Но уже к 1928 г. наш Мак этим самым социализмом до такой тошноты наелся, что скорее всего уж понял, что и с фундаментом разработанной коллективистской педагогики социализм все же проиграет капитализму.
И с этого момента начинается стремление нашего Мака бросить и Колонию, и Коммуну, - смотри его письма жене...15 мая 2008 г. Дорогой Goetz Hillig!
Нижеследующую отсылку я только что поместил на своем ЖЖ http://ztnen.livejournal.comztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
ОБЛАСТНОЙ ДОМ УЧИТЕЛЯ [Ленинград] Мойка, 94. В с т р е ч а А.С. МАКАРЕНКО – автора кн. "Педагогическая поэма" С УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ И СРЕДНИХ ШКОЛ ЛЕНИНГРАДА и Ленинградской области. 16 октября 1938 г. Стенографический отчет. ИРЛИ (ПД) РI, оп.17, № 408 пост. 1947 г., № 1. ZT. Сравнение с: А.С. Макаренко т.4 М.1984 ("Некоторые выводы из моего педагогического опыта"). Поместил в: http://zt1.narod.ru/doc/asm-16-10-38.doc
Я не уверен в полной качественности своей вычитки. Я собираюсь послать вам ксерокопию указанного бумажной почтой.
http://zt1.narod.ru/doc/discipl-rejim-nakazan.doc.