Семья макаренковцев по духу Евгения Александровича и Лидии Михайловны Петровых.От: Зиновий Тененбойм (ZT), СПб. Ноябрь 2011.
Известные мне опыты исторического прошлого, которые в той или иной степени можно идентифицировать как школьные минитехнопарки и детско-взрослые образовательные производства (аграрные и промышленные). + Некоторые идеи.
http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc.

Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться".

ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.


Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

См. и: http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

А.С. Макаренко т.8 М.1986, 20.10.1938 .. Если бы мне дали такую школу, как у вас, я обязательно наладил бы там производство, вы не представляете себе, как это прекрасно, когда ребята делают нужные вещи (с.182; см. там и с.18).
Макаренко т.4 М.1984, 08.02.1939 .. Если бы у меня была школа, я бы, кажется, на части разорвался, но что-нибудь стал бы делать (с.302; см. там и с.361).
РГАЛИ, ф. 332, оп. 4, ед.хр. 186. А.С. Макаренко. 1 марта 1939 г. .. Стенограмма, лл.68-69 .. Дети с 14 лет должны принимать участие в производительном труде. Труд очень увлекает детей, и я уверен, что наша будущая школа будет с участием производительного труда…
Макаренко т.1 М.1983, 24.08.1922 .. Не труд-работа, а труд-забота (с.11).

Но! -

В математике есть принципиально не берущиеся интегралы. Задача оптимизации привычной общеобразовательной школы - это принципиально НЕ берущийся "интеграл", и одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,

тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,

превращения рутинного "воспитания" в ВОСПИТАНИЕ ВСЕРЬЕЗ – не даст.

В пригородном интернате есть сосредоточенность, но её (сосредоточенности) нет в привычной общеобразовательной школе.

.. ZT. НО !!!!!
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc
Малая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !). ..

А.С. Макаренко т.1 М.1983 ".. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах .." (с.13),

и так и останется в привычной общеобразовательной школе, - одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,

тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,

сосредоточенности, а значит и ВОСПИТАНИЯ ВСЕРЬЕЗ, не даст.

Конечно, устройство пригородных интернатных школ-хозяйств как добавки к семейному

1) требует серьезной подготовки квалифицированных макаренковских кадров,

2) требует серьезного финансового и капитально-строительного обеспечения,

3) требует серьезного информационного обеспечения,

к чему последнему лично я, ZT, и стремлюсь...

См. и: http://zt1.narod.ru/01-da-da.htm
Учебная старательность дружит с трудом
.

Из http://zt1.narod.ru/ivanov-i.htm .. "Коммунарская методика" - это всего лишь клубы общения. Собираются вместе и поют часами. Это какими же надо быть бездельниками !, как надо не ценить свое время ! + Посреди недели едут на молокозавод мыть бутылки. И.П. Иванов и С.Л. Соловейчик, наверное, думали, что потратить полдня на езду, поехать в захламленную шарагу, о которой за день знать не знал, а через день забыл - это и есть "трудовое воспитание", "труд-забота" и "тоже Макаренко"!
Картинка с натуры: галочно-отметочное в "педагогике". - С. Соловейчик в дифирамбах "коммунарской методике" Иг. Петр. Иванова: "Кто хочет - едет на молочный завод мыть бутылки". ГАЛОЧКА НАПРОТИВ ПУHКТА О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ СУПЕР-"ТЕОРЕТИКОМ" "ПЕДАГОГИКИ" КРЕТИHОМ И ИДИОТОМ С.Л. СОЛОВЕЙЧИКОМ ПОСТАВЛЕННА !
Вообще многое, а не только лишь идею трудового воспитания, губит галочность (от слова "галочка"). Картинка с натуры (10.10.97): выгнали класс на улицу убирать из луж и с газонов на территории школы опавшие листья, и двое мужиков-"воспитателей" стоят в сторонке, беседуют о своем. И не смотрят, чем ребята занимаются-то. Отстояли, беседуя, минут 20, оглянулись, ребят нет, все куда-то ушли, лопаты брошены где попало. "Воспитателей" же ничего не колышет; даже не посмотрели, что ребята сделали-то. Собрали лопаты и грабли и ушли. Такое "трудовое воспитание" лишь вкореняет в ребят разгильдяйское отношение к труду. Выйти с граблями и лопатами, помахать ими, потолкать друг друга, что-то там кое-как и кое-где поскрести, бросить лопаты и грабли где попало и пойти:
ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУД"? ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ" ? - HЕТ, ЭТО ПРОСТО КРЕТИHИЧЕСКАЯ = С-СОЛОВЕЙЧИКОВСКАЯ "ПЕДАГОГИКА" !
А.С. Макаренко т.4 М.1984 .. Был [идеальный, и в частности потому, что без зарплаты, в коммуне им. Дзержинского приблизительно в 1930-1931 гг.] период, когда все мои коммунары работали уже на настоящем производстве, т.е. была такая организация, в которой был промфинплан, стройный порядок .. не энтузиазма штурма и не энтузиазма ближайших целей этой шестидневки или этого месяца, а энтузиазма спокойного, ровного, видящего далекие перспективы коллектива .. Я сейчас могу отбросить другие положения и считать, пожалуй, их негативными положениями трудового воспитания. Это такие положения, когда нет производства, когда нет коллективного труда, а когда есть отдельные усилия, т.е. трудовой процесс, имеющий целью дать якобы трудовое воспитание .. Во всяком случае, я уверен, что труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания .. (с.180-1).
ZT. В слесарном деле всё опошляет т.ск. "галочный подход". Болт вылезает из гнезда? - А я сейчас распорку поставлю. И вбивает гниль какую-то, но (!) : галочка бракоделом поставлена: В педагогике же, в социальной работе галочный подход - ну просто доминирует. Трудовое воспитание? .. а вот ребятки жёлуди собирали .. а вот у нас мастерская .. даже 3 молотка ...

В реальной своей словесной практике А.С. Макаренко слово "советский" употреблял в двух так сказать ипостасях = аспектах: в аспекте отрицательном и в аспекте положительном. В непозитивном = отрицательном смысле слово советский А.С. Макаренко часто или иногда связывает с пакостями в СССР 1937-го и соседних годов. Советское же в позитивном смысле по Макаренко - это по сути то, что пылко пресуществовало в комсомольских по жанру песнях (такие песни были у Александры Пахмутовой и т.д.), и это то, для чего у меня в рубрикаторе заведена рубрика Митинговое воспитание. В бывшем СССР издавались песенники разных жанров, и в числе прочего были так сказать комсомольские песенники. В комсомольских песенниках советское, а уж тем более комсомольское выглядело ух как эффектно. И когда мы десятки лет назад распевали и слушали песни в духе "Мой адрес - не дом и не улица / Мой адрес - Советский Союз", то нам очень _не_ хотелось вспоминать Александра Галича = нам очень _не_ хотелось отрезвлятья и вспоминать, что в песнях-то в духе "Мой адрес - не дом и не улица / Мой адрес - Советский Союз" по сути выстраивались что? - потемкинские деревни.
Макаренко, ПП-2003 из гл. Пять дней .. Эти пять [ZT. 12 ?] дней я представляю во всей моей жизни как длинное черное тире. Тире, и больше нечего .. / .. Придирчивые педагогические критики и теперь могут меня упрекнуть: как это так - было вас шесть педагогов и десяток старых опытных колонистов, неужели вы не могли приступить к правильной педагогической работе, неужели для вас не нашлось уймы всякого полезного дела? О, разумеется, эти критики могут самым точным образом перечислить все признаки настоящего "советского метода", который просто нужно было применить к делу. / Чтобы не вступать в спор и никого не раздражать, - уже согласен. Могли применить "советский" метод, могли вызвать из города пятьдесят неизвестных нам комсомольцев, объяснить куряжанам все, что следует, выделить "актив", опереться на актив, ну и так далее. Могли и не сделали, значит, виноваты, виноваты и в том, что не заглянули в "вековое наследство", не использовали ни одного педагогического справочника, виноваты и в том, что не прислушались к довольно громкому слову Шульгина, - вообще виноваты. / Что мы все-таки делали? / Мы аккуратно вставали в пять часов утра. Аккуратно и терпеливо злились, наблюдая полное нежелание куряжан следовать нашему примеру. Передовой сводный в это время почти не ложился спать: были [сельскохозяйственные и просто хозяйственные] работы, которых нельзя откладывать .. (с.505-6).

ПП-2003 из гл. Триста семьдесят третий бис .. На рассвете семнадцатого я выехал встречать горьковцев на станцию Люботин, в тридцати километрах от Харькова (с.519) .. Бродя по перрону, я поглядывал в сторону Куряжа и вспоминал, что неприятель сегодня утром показал некоторые признаки слабости духа (с.520) .. И все-таки я ни одной минутки не был уверен, что генеральный бой окончится в мою пользу. Ведь я нуждался вовсе не в знаках почтения, для меня необходимо было придушить весь этот дармоедческий стиль, для которого знаки почтения, как известно, вовсе не противопоказаны (с.521).

ZT. Идеологическое обеспечение - это лишь витрина и это лишь декларативные каркасы (чи каркасики) бытия; но внутри этаких каркасов (чи каркасиков) живут человечки, которые (в лучшем случае) лишь (да, всего-то лишь!) немного идентифицируют себя с внешней витриной и потемкинско- деревенским _официозным_ каркасом (чи каркасиком) социального процесса или социального образования.

НЕ ВЕРЬ ДЕКЛАРАЦИЯМ!: - ОНИ ОБМАНЧИВЫ, КАК ЭТО ОБМАНЧИВЫ ВСЯКИЕ _ПОТЕМКИНСКИЕ ДЕРЕВНИ_. ТО ЕСТЬ: НЕ ВЕРЬ ПОТЕМКИНСКИМ ДЕРЕВНЯМ ДУШ.

Вовсе не в создании в подопечных лишь самообманного представление о себе; вовсе не в создании рефлексии- комплекса самообольщения индивидика самим собою; вовсе не в идеализации и не в построении потемкинских деревень в душах людей; и (потом) вовсе не в простодушном принятии декларативного за сколь-нибудь глубинное и сколь-нибудь реальное; вовсе не в этом состоит суть не-ленивого, а трудолюбивого = истого воспитания подопечных _макаренками всех времен и народов_ !

В этом смысле советская педагогика - это педагогика потемкинских деревень, и только вот в локальной (! локальной !) коммуне А.С. Макаренко в лучший ее период советская педагогика была не потемкинской деревнею (в чем, кстати, критики обвиняли "Флаги на башнях"), а : реальностью. / - Вы утверждаете, что только в локальных воспитательных структурах возможно воспитание? / - Да, только в локальных. / - Но ведь семья - это локальная структура? / - Да, локальная. / Значит в семье возможно воспитание? / - Возможно, но только если это локальная именно _воспитательная_ структура, а не локальная _прозябательная_ структура. Вот пример: рутинный детский дом - это структура хоть и локальная, но не воспитательная, а прозябательная, а с другой вот стороны - нет ничего на свете лучшего, чем макаренковский ПРИГОРОДНЫЙ детдом-школа-хозяйство как структура локальная _воспитательная_…

В 1-4-5-6 лет малец - объект мамы, мама адекватна такому возрасту мальца. После 1-4-5-6 лет и далее пацан - объект папы, папа адекватен такому возрасту пацана. Но после 13-14 лет подросток перестает быть даже просто объектом семьи, потому что семья перестает быть адекватной подростковому возрасту. Нормальная семья для весьма большого % подростков - скучная золотая клетка. Подростку хочется жизни “в более широкую грудь”. Часть подростков фактически “уходит из семьи” в уличные подростково-юношеские банды. Мало кто из подростков уходит из семьи просто на улицу, но во времена войн есть возможность уйти к разным “батькам”, стать сыном полка и т.д., а потом попасть в Колонию им. Горького. Такое убегание из семьи во все века и во все времена суть достаточно распространенное и психологически достаточно нормальное явление. Но и “широта жизни” в Колонии им. Горького тоже не всех подростков удовлетворяла, и они уходили из Горьковской колонии, но, побродив немного по свету, как правило снова возвращались к Макаренко…

1) Все так сказать спартанские режимы прошлых веков, 2) все же, скажем, просоциалистические режимы 20-го века, 3) все же нынешние просоциалистические режимы конца 20-го и начала 21 веков

желая оградить молодежь от развращения

атаковывали и атакуют средства массовой информации, вводили и вводят цензуру на печать, на кино, на ТВ и т.д.,

и все они-то-дурни не обращали внимание на то, что подавляюще-то главным развратителем молодежи всегда были и остаются вампиловские (http://zt1.narod.ru/vampil01.htm) улица и двор.

Последняя фраза в последнем письме А.М. Горького к А.С. Макаренко 08.10.1935. - ".. Причиной ухода из семьи на улицу служат: мачехи, вотчимы и "скука жизни" в семье. Отцам-матерям некогда заниматься детьми, детям не о чем говорить с родителями".

ZT. Это и поныне так.

Иоганн-Готлиб Фихте (1762-1814) в свое время отрицал у большинства немецких родителей способность воспитывать своих детей.

ZT. Это по всему земному шарику и поныне так.

Макаренко, ПП-2003 из Приложения. Записи, использованные в "Педагогической поэме" .. …Детские дома почему только для беспризорных? Почему до сих пор мы делаем ставку на семью? Семья не может воспитывать. Школа не может воспитывать. Беспризорное детство искусственно изолируется и поэтому всегда сохраняет свой анархизм. Возможно и совершенно необходимо организовать настоящее коллективное воспитание именно для нормального семейного детства, причем это будет и материально выгодно, и для государства полезно (с.714). ZT. Подробней об этом в файле http://zt1.narod.ru/tolko.htm, а в файле http://zt1.narod.ru/vsestorn.htm ищи о Гамбургском счете в воспитании…

ПП-2003 из гл. Лирика

ZT. Тут продолжение начатого еще в главах "Отченаш" и "Свадьба" философского спора о будущности (а тут еще и о сути) социалистических форм производства и бытия (об этом много в файле http://zt1.narod.ru/soci_no.htm).

Переписка Макаренко с женой, т.1 М.1994 Макаренко жене 15-16.05.1928 .. Скверно или хорошо, что нам так не хочется быть в разлуке? С каких пор Солнышко стало задаваться такими вопросами? Если бы я не боялся надоесть тебе, я голосовал бы всегда против разлуки. Но я очень угрюмый и однотонный человек. Я уверен, что нужно будет тебя увозить от меня на некоторое время, чтобы твоя душа могла отдохнуть от однообразного жужжания моей личности. Только в этом смысле, как организатор, я признаю разлуку .. (с.72).

ZT. Обратите тут внимание на самохарактеристику А.С. Макаренко главного в себе : Я КАК ОРГАНИЗАТОР. Но Макаренко ведь не был да и никогда не стремился быть организатором, скажем, СССР, не был да и никогда не стремился быть организатором, скажем, Украины или России, и ясно, что именно в работе ЛОКАЛЬНОГО СТРУКТУРНОГО ОРГАНИЗАТОРА А.С. Макаренко, - не просто правильно, а в высшей степени правильно, - видел 80%-ую суть и 80%-ый смысл истинных так сказать локально-учрежденческих и локально семейных воспитаний и перевоспитаний.

[Карабанов] - Я вам так скажу, Антон Семенович, тут у нас социализм. / [Белухин] - Социализм? Просто собралась у нас хорошая компания, ну, семья, что ли .. Нужно, чтобы был настоящий социализм, а так, если все засядем с приятелями, так никакого тебе социализма никогда не будет. / [Карабанов] - Брешешь, Матвей, брешешь, и я тебя возьму за петельки, если ты и дальше будешь так брехать. Какая тут тебе семья? Тут тебе коммуна, настоящая коммуна, ты смотри: от каждого по способности и каждому по потребности. Вот тебе нужен рабфак, - на тебе рабфак, нужен тебе табак, - на тебе табак, нужен театр, - на тебе театр… .. Если бы все люди жили так, как у нас в колонии, чего тебе еще нужно. Вот это и есть социализм. / - Что же, посмотрим, - говорит серьезно Матвей, - ты прав или я .. Для социализма нужно еще много ..

ZT. Матвей Белухин тут, конечно, подразумевает тот макросоциализм, который Сталин и Ко задумали осуществить в объеме всей громады СССР + потом и в Восточной Европе; но в реальности-то дело вообще не в том, что для этого "нужно еще много чего", а дело в том, что этого (макрогромадного социализма) вообще не нужно.

ZT. Социализм действительно нужен, он обязательно нужен, он крайне нужен, но социализм не макросоциальный, а локальный - как у А.С. Макаренко.

ZT. Широко распространенный локальный социализм по Макаренко - это необходимое и достаточное для любого по величине общества = для любого по величине государства.

.. Из угла кабинета смотрит на нас злым глазом Вершнев, известный давно специалист по правдам .. [Вершнев] - Правда только одна, а не то, что много… / - Смотри ты, - говорит Семен, - только одна? Ты уже добрался до нее? / Николай строго поднимается с дивана, подходит к столу и как будто даже со слезами говорит: / - Правда одна: люди .. Люди должны быть хорошие, иначе к-к ч-черту в-всякая правда. Если, понимаешь, сволочь, так и в социализме будет мешать .. Горький правду написал, я раньше не понимал, то есть и понимал, а значения не придавал: человек. Это тебе не всякая сволочь. И правильно: есть люди, а есть и человеки. / - Я человек? - спрашивает Карабанов. / - Ты человек. / - А я? - спросил и Матвей. / - И ты тоже. / - И я? - присоединился и я [Макаренко] к общему любопытству. / - Ого? - сказал Вершнев. / Семен рассмеялся. / - Что же тут хитрого? Значит, если в колонии, так все человеки? / - А что же? Так и нужно. Тут все человеки. Потом разойдутся в разные стороны и сволочами станут, и кто его знает еще, чем станут, а здесь, понимаешь ты, коллектив. Матвей все врал: семья, компания. Он ничего не понимает .. / .. [Макаренко] Я думал о том, что жизнь моя каторжная и несправедливая. О том, что я положил лучший кусок жизни только для того, чтобы полдюжины "правонарушителей" могли поступить на рабфак, что на рабфаке и в большом городе они подвергнутся новым влияниям, которыми я не могу управлять, и кто его знает, чем все это кончится? Может быть, мой труд и моя жертва окажутся просто ненужным никому сгустком бесплодно израсходованной энергии? ZT. Если количество перейдет в качество = если большой % детей, подростков и юношей выйдут из Ваших, Антон Семенович, по роду коммун, то тогда НЕ придется бояться корежащих влияний по выходе

ПП А.С. Макаренко, изд. Невской С.С. М. 2003, из гл. На пед. ухабах .. Создание нужного типа поведения - это прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно. И гимнастическим залом для таких упражнений должен быть --- ZT. останавливаю А.С.М. и заменяю его тут следующие слова _моими_ (ZT) --- И гимнастическим залом для таких упражнений должен быть детдом-школа-хозяйство (интернат-школа-хозяйство). ZT. И дело осталось "за малым" .. А.С.М. - У нас нет еще педагогической техники. Остановка только за техникой. ZT. Под техникой А.С.М. понимал наработки социо-технологических решений всех важных проблем, обязательно пресуществующих в пределах правильно выбранной указанной структуры - структуры детдома-школы-хозяйства (интерната-школы-хозяйство). Ибо в стратегической = макаренковской педагогике есть 2 проблемы. 1) Проблема выбора правильной структуры. Этот выбор нами, макаренками, окончательно сделан: детдом-школа-хозяйство (интернат-школа-хозяйство). 2) Вторая проблема выражается так: как правильно выбранную вот структуру (структуру детдома-школы-хозяйства - структуру интерната-школы-хозяйство) во всех важных отношениях то что называется _довести до ума_. Причем, довести до ума именно во всех важных отношениях! Вот это-то второе (довести до ума) А.С.М. и именовал термином "техника".

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

Семья макаренковцев по духу Евгения Александровича и Лидии Михайловны Петровых, Ленингр. обл, Приозерский р/н, Мичуринское, почт индекс 188833.

"Известия" 20.08.1981. РАЗНЫЕ ЛИКИ СЧАСТЬЯ.

Дорога от дома до училища занимает минут десять-пятнадцать, ровно километр. Идти надо наискосок через поле, вдоль зверофермы, мимо коровника, потом лесом. И после лесного сумрака сразу, неожиданно открываются взгляду многоэтажные дома поселка.

Евгений Александрович проходит этот путь ежедневно по нескольку раз, но всякий раз по-новому: то поближе к озеру, то углубляясь в лес - и, хоть вроде все ему здесь знакомо, делает маленькие открытия: куст калины зацвел, новое птичье гнездо появилось на сосне. Так весной, осенью. Зимой же, когда на Карельском перешейке колючий ветер метет снега и засыпает все без разбору, тут не разгуляешься. Поскорей бы протоптать тропку между сугробами, чтобы ребята не тонули в снегу, отправляясь в школу.

Была у него отличная четырехкомнатная квартира в Ленинграде со всеми удобствами, в двух шагах от училища, где Евгений Александрович Петров шесть лет работал заместителем директора. Отказался. Предпочел этот вот неказистый дом на отшибе. Почему? Объясняет он скупо:

- Детям тут привольней, к природе ближе. Работать всем нам больше приходится по хозяйству, а труд, считаю, тогда воспитывает, когда ребенок видит, что он необходимость, а не средство воспитания. Да и материально полегче - корова, огород.

Семья большая. Сам-восьмой. Жена Лидия Михайловна и шестеро детей. Старшей - восемнадцать, младший родился в последний месяц олимпийского года и в честь его назвали Мишуткой. Он и в самом деле похож на своего всемирно известного тезку необыкновенной симпатичностью, упитанностью и лучезарной улыбкой. Старшую дочь зовут Василисой, хотя поначалу Евгений Александрович настаивал на Лиде. Когда муж хочет назвать дочку именем жены, это, знаете ли, говорит о многом. Но Лидия Михайловна воспротивилась: "Постоянная путаница будет". Ну, тогда Василиса, решил отец. Прекрасная и Премудрая! На меньшее он не соглашался. На том и порешили.

Три сына и три дочери в семье Петровых, семье очень своеобразной, не похожей ни на какую другую, вопреки известному авторитетному утверждению о схожести счастливых семей.

Прежде всего сам Евгений Александрович никак, ну никак не укладывается в привычные рамки наших представлений. Ленинградец, получивший хорошую специальность радиомонтажника, отслуживший на флоте, он неожиданно для всех поступает в сельскохозяйственный институт, через два года переходит на заочное отделение, порывает с городом (с каким городом!) и уезжает работать в совхоз. Он упомянул мельком, что работа радиомонтажника его не удовлетворяла, но, будем откровенны, мало ли людей занимается делом, не приносящим им ни удовлетворения, ни радости, словом, ничего, кроме зарплаты, и живут. Заполняют пустоты разнообразными хобби, мало ли чем! Евгений Александрович не захотел жить так и решил все изменить. Но почему именно сельское хозяйство?

... Город еще спал, когда Женя с отцом выходили на улицу. Отец в такие дни одевался особенно: высокие сапоги, на голове старая кепчонка, за плечом ружье... Мальчик жалел, что на улицах мало людей, никто не видит отца в охотничьем наряде - он гордился им. Они шли к вокзалу, садились в пустой вагон электрички. Часа через полтора высаживались на маленькой станции, не доезжая Любани, и отправлялись в лес. Отец был родом из этих мест, здесь провел детство и юность, к городу по-настоящему так никогда и не привык, чувствовал себя в нем чужаком. Дома он был хмурым, необщительным, с детьми Женей и двумя его младшими сестрами не очень-то разговаривал. А в лесу преображался, становился спокойным, веселым, оживленным. Без устали рассказывал сыну о лесе, о земле, о труде крестьянском и часто повторял:

- Нет важней дела на свете, как людей кормить!

Охота не всегда бывала удачной, но в лес, к земле Женю тянуло все больше. И все чаще задумывался он над отцовскими словами.

- Значит, по убеждению?

Он, чуть помедлив, твердо отвечает:

- А я, вообще, на земле живу по убеждению!

И тут необходимо сделать отступление и рассказать о Мичуринском СПТУ, потому что без этого знакомство с семьей Петровых не состоится.

Училище считается опытным, одно из первых в стране, а среди сельскохозяйственных самое первое перешло на среднее образование, так что педагогический коллектив сложился там давно. Нигде больше нет такого сочетания профессий, как в Мичуринском - здесь готовят операторов молочного животноводства, механизаторов ферм, мастеров-звероводов, плодоовощеводов, цветоводов-декораторов. Валовая продукция учебного хозяйства, в котором есть все, вплоть до крольчатника, зверопавильона и цветочной теплицы, достигает трехсот тысяч рублей, как у хорошего совхозного отделения, и приносит оно около пятидесяти тысяч чистого дохода.

Проблемы приема - проблемы, трудноразрешимой для многих училищ, в Мичуринском просто-напросто не существует. Как говорит Петров: "Если в семье кто-то прошел через наше училище, то ребята из этой семьи обязательно придут к нам - это наш постоянный резерв". В самом деле - сын директора училища Александры Николаевны Логиновой закончил Мичуринское СПТУ, старшая дочь Петровых в нем же получила профессию зверовода, сын Петровых Саша перешел на второй курс отделения механизаторов...

Современный учебный корпус, два общежития (им может позавидовать любой столичный институт!) на семьсот человек, дома для мастеров и преподавателей образуют центр поселка, расположенного в глубине Карельского перешейка, среди его удивительных лесов и озер.

А учебно-воспитательный процесс здесь поставлен так, что сюда приезжают "за опытом" не только со всего Советского Союза, но и из-за рубежа.

До того, как прийти на работу в Мичуринское СПТУ, Евгений Александрович основательно поработал в совхозах Ленинградской области, на целине, под Псковом. На Псковщине его пригласили преподавать экономику в сельхозтехникуме - к тому времени он закончил институт. Новое дело увлекло, но с присущей ему взыскательностью к себе он понял, что знаний для преподавательской работы у него маловато, и, верный себе, уже отец семейства, поступил на педагогический факультет Тимирязевской сельскохозяйственной академии.

После его окончания Евгению Александровичу и предложили теперешнюю его должность - заместителя директора училища по учебно-производственной работе. И за пять лет он успел убедиться, что эта хлопотливая работа - его дело. То самое, в котором он может раскрыть все, чем наделила его природа и чему научила жизнь.

Он любит слова Макаренко о том, что работа должна быть не только работой, но и заботой. А уж его работа - такая его забота!

Евгений Александрович - убежденный сторонник профессионально-технического обучения: "Хорошая профессия, ранняя самостоятельность, привычка к труду, а потом возможность самостоятельного выбора пути!" Любимое его отделение - механизаторов широкого профиля.

- Посудите сами: тракторист, электрик, шофер, слесарь, животновод - все в одном лице! Настоящая мужская профессия!

И он, и жена считают, что их дети должны учиться в ПТУ. Им обоим кажется странным стремление некоторых родителей во что бы то ни стало видеть свое чадо в высшем учебном заведении, независимо от его вкусов и наклонностей. "Все равно, что обречь человека на безлюбовную жизнь!" - говорит Лидия Михайловна, и в ее голосе слышится суждение женщины, которая любит и любима.

Впервые увидев Лидию Михайловну, я поразилась ее сходству с женщиной, изображенной на знаменитой картине Петрова-Водкина: такой же удлиненный четкий овал лица, те же высокие скулы и глубокий взгляд чуть раскосых глаз... Хотя Лидия Михайловна, в отличие от героини художника, не ленинградка, а самая что ни на есть коренная сибирячка. И встретил ее, восемнадцатилетнюю студентку Барнаульского тезникума, Евгений Александрович на уборке целинного урожая. У них все решилось через неделю после знакомства, и когда приехали они в Кучум, на родину Лиды, мать ее схватилась за сердце: "Уж очень быстро вы сладили!" Но поверила молодым, что любовь у них на всю жизнь.

- Не перестаю я на них дивиться, - сказала мне сестра Евгения Александровича, ленинградская библиотекарша, изящная женщина, приехавшая погостить к родным. - Она ему в рот смотрит, он прибежит из училища и всякую работу из рук у нее выхватывает!

Я любовалась детьми, такими похожими друг на друга и такими на удивление красивыми - синеглазыми, светловолосыми. Дети, никогда не слышавшие грубого слова, окрика, спаянные не только кровно, но и любовно.

... Ближе к вечеру мы собрались всей компанией на Морозовские озера - прогуляться, выкупаться. Лидия Михайловна в момент сменила синий тренировочный домашний костюм на легкое нарядное платье, обула босоножки: "Я готова!" "А Мишутка, а Алеша?" - спросила я. "Так ведь Леночка с ними остается!" Я уже знала, что тринадцатилетняя Лена - главная помощница в доме. Зоя Александровна заметила: "Мы ж часа три проходим, не меньше! Лене тяжело будет! Оставь Иру дома!" Ира, которой отчаянно хотелось пойти с нами, вопросительно посмотрела на мать. "Пойди, спроси у Леночки!" - сказала та. Ира быстренько вернулась и доложила негромко: "Разрешила идти, справится сама!" И мы пошли.

Все в ребенка закладывается в семье - для Петровых это не слова, это образ их жизни, который просматривается во всем. В трудовой, но радостной и легкой атмосфере их дома, в четком распределении обязанностей, нарушаемом потому, что каждый старается облегчить работу другого и взять на себя побольше. В трапеции, вделанной в потолок парадной комнаты. В подарках братьям и сестрам, сделанных Василисой с первой своей зарплаты. В том, как серьезно относятся родители к одаренности детей, в чем бы она ни проявлялась. Саша увлекся спортом, штангой (кстати, в свое время Евгений Александрович тоже ставил рекорды по штанге). Сейчас он усиленно тренируется, занял первое место на первенстве ДСО "Трудовые резервы". Лена хорошо рисует, лепит - отец уже показывал ее работы художнику, тот сказал, что есть способности. Василиса хочет учиться дальше, и в этом родители ее поддерживают.

Только вот Иринка ставит отца и мать в тупик. В толстой конторской книге первые страницы исписаны печатными строчками с немыслимыми ошибками, которые может сделать только ребенок, едва научившийся писать и потрясенный возможностью излить душу на бумаге: "Мне очень хочется написать эту книгу, потому что в природе есть много интересного. Вот, например, принесешь ты домой зеленую, черно-красную или оранжевую гусеницу. Положи ее на стол, а утром, на другой день, паутинка мягкая на гусенице. Не трогайте её и вы увидите..." Это из вступления. Потом следует психологический рассказ про морскую свинку Жужу, драматическая история смерти теленка, рассказы про вороненка Карлушу, реалистическая повесть о том, как хомяк съел десятирублевую бумажку и поседел - то ли от раскаяния, то ли от несварения желудка... И такая в написанном свежесть, такое стремление понять психологию всякого живого существа, что диву даешься: автору-то - восемь лет!

Разные лики у счастья. Об этом думала я, гуляя с чудесной семьей и дыша ее счастливым воздухом...

С нами поравнялся Евгений Александрович, он спешил в училище. Махнул рукой: "До встречи!" и легко пошел дальше. Сестра сказала: "Так всегда! Туда бежит стремглав и домой так же". Мы постояли и посмотрели ему вслед.

Б. Леонидова, Приозерский район, Ленинградская обл.

Организационные планы хозяйств при сельскохозяйств. учебных заведениях. Выпуски - 1910-1914 РНБ Шифр 38.79.6.10. : Песочинское Рязанской губ. ; Гнединской Екатеринославской губ. ; Гурьевской Калужского у. ; при Глазовском Вятской губ. ; Горецкой Могилевской губ.

Прыг на главную ZT-web-страницу.

"Народное образование" 1992,2. Григорий Фриш (GF>), директор 855-й московской школы. [...] GF> Но мне хочется ответить на вопрос: "А можно ли предотвратить = исключить роковое событие, зовущееся преступлением?". Убежден, что можно. Вот только - где же начало, где первый полушаг, который ведет к колонии?

ZT. Начало и первый полушаг – в дворово-уличной вампиловщине : http://zt1.narod.ru/vampil01.htm .

ZT. Но не только !

Плюс к тому. - Г. Фриш применяет термин "колония" в каком-то кошмарном смысле, но на деле по макаренковски поставленные подростковые колонии – это не тюрьмы и не ужасы, а это учреждения, где обычно весьма успешно выправляют натуры на здоровые пути. Но зачем допускать заход подростков на пути преступлений с жертвами этих преступлений?

Надо в макаренковски поставленные колонии не пост-фактум подростковых преступлений, а - ПРЕДВАРЯЮЩЕ.

Я, ZT, 1940-го г. рождения, и я помню, как в моей и в других школах Ленинграда практиковалось в адрес "хулиганистых" запугивание: "Будешь так себя вести - загремишь в колонию!". Тогда для моих сверстников-ребят и для меня самого слово "колония" ассоциировалось с чем-то предельно мрачным: мы тогда и знать не знали, что пригородная школа-колония может быть прекрасным местом, где, бывает, жить и учиться на порядок интереснее, чем в обычной городской школе. Значит, если субъектик ведёт себя в обычной школе так, что эта обычная школа больше не может его переносить, то школа говорит такому субъектику. – Слушай, мы не может тебя просто выбросить на улицу – ты тогда станешь совсем бандитом, но мы тебе предлагаем: давай съездим с тобой в известную нам вполне налаженную, хорошую, очень интересную для жизни пригородную школу-колонию, там, поверь, тебя не ждут никакие ужасы, там тебе может вполне-вполне понравиться. Ну а уж если и там не уживешься, то всё равно оттуда пойдешь не на улицу, а в так называемый реформаторий: детскую (подростковую) тюрьму...

ZT. В "Республике ШКИД" Г. Белых и Л. Пантелеева (ближе к концу): "Шкид хоть кого исправит". ZT. Да. Если

ZT. В предисловиях от С.Я. Маршака к переизданиям "Республики Шкид" Г. Белых и Л. Пантелеева и в работе самого Викниксора "Школа им. Достоевского" ( http://zt1.narod.ru/doc/SHKID-po-Vite.doc ) принято и провозглашено: "Шкид хоть кого исправит". Реально в оригинале "РШ" 1926-27 гг. "Шкида хоть кого изменит", но С.Я. Маршаком и другими упорно "цитируется" как "исправит". Итак, "Шкида хоть кого исправит". Да. Если "особенных" регулярно будет "сплавлять" в Лавру (подростковую тюрьму), в реформатории, см. в http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, а лучше http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc, или в с/х техникум с производственными мастерскими и полями, или на фабрики / заводы для подростков типа саратовского "Красного детского городка" Ф.И. Егермана http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc .

ZT. Скорее всего авторы кинофильма "Республика Шкид" знали = читали книгу о Шкид П. Ольховского и К. Евстафьева "Последняя гимназия"; но уж во всяком случае они читали главу "Содом и Гоморра" в "Республике Шкид" Г. Белых и Л. Пантелеева; это, тем не менее, не помешало им приступить к составлению розовой картинки о Шкид...

"Республика Шкид", гл. "Содом и Гоморра", фрагменты с пропусками. – .. Викниксор уехал в Москву на какой-то съезд работников соцвоса .. Случилось ещё - ушли в отпуск лучшие халдеи - Косталмед и Алникпоп. Эланлюм растерялась .. Пошло безудержное воровство. Крали полотенца, одеяла, ботинки .. Как-то пришел к Пантелееву Голый барин .. - Боюсь я, Ленька, - сказал он. - Наши налет на "Скороход" готовят, надо сторожа убить... Ей-богу... Мне убивать... Бледнел гимназистик Голенький, рассказывая .. Но Гужбан не остыл. Сделав дело, он принимался за другое. Покончив с ПЕПО, вывез стекла из аптекарского магазина, срезал в школьных уборных фановые свинцовые трубы. Однажды ночью пропали в Шкиде все лампочки электрические - осрамовские, светлановские и ди-визорные - длинные, как снаряды трехдюймового орудия. Зараза распространялась по всей Шкиде. Рынок Покровский, уличные торговки беспатентные трепетали от дерзких мальчишеских налетов. Это в те дни пела обводненская шпана песню:

С Достоевского ухрял
И по лавочкам шманал...
На Английском у Покровки
Стоят бабы, две торговки,
И ругают напропад
Достоевских всех ребят ..

ZT. Но, как показано в "Последней гимназии", для повального воровства в Шкиде вовсе не требовалось отсутствие Викниксора с Косталмедом и Алникпопом. –

Школа Достоевского,
Стерва сволочная.
Научила воровать
От родного края...

ZT. Поэтому-то дирижируемый Самуилом Яковлевичем Маршаком (1887–1964) обширный хор из лидеров нашей пошлой интеллигенции десятки лет с энтузиазмом распевал акафист: "Шкида хоть кого исправит!".

ZT. В "РШ", в главке "Эпилог, написанный в 1926 году" эта фразка имеет такой вид: "Шкида хоть кого изменит".

ZT. Точно изменит. Только в какую сторону? - Пришел в Шкид без привычки к разнузданному воровству, а в Шкиде такую привычку "благоприобретаешь"... -

Школа Достоевского,
Стерва сволочная.
Научит воровать
От родного края...

И на бумаге, и в интернете бесконечно повторяется о миллионах, де (! по всему миру !), ВОСТОРЖЕННЫХ читателей "Республики Шкид". Странные это читатели! Лично меня в молодости гл. "Содом и Гоморра" в РШ просто шокировала, и я тогда подумал. – "Да это же не педагогическое учреждение, а форменная воровская малина, опасная даже в масштабах всего города Ленинграда!"

Из: Сорока-Росинский ( ZT. о пресловутом Сорока-Росинском см. набор моих разоблачающих файлов http://zt1.narod.ru/winrar/shkid.rar ) SRR> В.Н. Педагогические сочинения. М.1991, "Школа им. Достоевского" http://zt1.narod.ru/doc/SHKID-po-Vite.doc, из главки 12.

SRR> .. Макаренко .. деятельность не надо было ни искать, ни придумывать, они сами возникали с самого начала жизни его учреждения. И эта деятельность была труд: работать, чтобы просуществовать .. Пришлось ездить в лес, добывать дрова, в город - привозить продукты. А потом пришлось, чтобы не голодать, заняться сельским хозяйством, а позднее, в коммуне им. Дзержинского, стать для этого же за фабричные станки.

SRR> Чтобы не голодать, надо работать - вот, что стимулировало всю жизнь его [А.С. Макаренко] колонии.

ZT. Неправильно. В учреждениях А.С. Макаренко и Ф.И. Егермана ( "Красный детский городок" в Саратове: http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc ) прибыльное производство было для того, чтобы оно (прибыльное производство) давало учреждению в целом и каждому из ребят в отдельности карманные и вообще ДЕНЬГИ. Прибыльное производство в подростково-юношеском воспитательно-образовательном учреждении – это место, где ребята обретают наконец-то возможность зарабатывать себе деньги честным трудом, а не уголовщиной. Надо чётко понимать, что если вы не организуете для 14-ти – 17-ти-летних интернатных (и не только) подростков честный трудовой заработок карманных и вообще денег, то в весьма значительной своей части интернатные (и не только) подростки пойдут на воровство; а потом воровством азартно увлекутся; бывает и на всю жизнь...
( См., например, в: http://www.respublika-shkid.ru/book/1927/ljonka_panteleev.
Л. Пантелеев имел нормальную, но очень бедную и живущую в теснейших условиях семью, паренёк маялся от постоянной голодноватости и безденежья, и именно от этого он и "пустился во все тяжкие".
Примеры правильно организованной жизни подростков см., например, в файлах http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc и http://zt1.narod.ru/doc/yunaya-respulika.doc )

По разным по трудности учебным предметам и за перескок там из ранга в ранг - разное единовременное (и от ранга к рангу растущее) денежное вознаграждение. -

Пусть учёбой себе деньги зарабатывают.

Причём, в объективно более трудном для освоения учебном предмете – оплата больше.

и т.д.

Подробней в нижней части файла http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc.

См. и http://zt1.narod.ru/agroshkoly.htm

http://zt1.narod.ru/ptu-1993.htm (успешные)