ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВА СПЕЦПТУ г. МАКЕЕВКИОт: Зиновий Тененбойм (ZT), СПб. Ноябрь 2011.
Известные мне опыты исторического прошлого, которые в той или иной степени можно идентифицировать как школьные минитехнопарки и детско-взрослые образовательные производства (аграрные и промышленные). + Некоторые идеи.
http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc.

http://zt1.narod.ru/doc/Rubejovskaya-i-Rijskaya-do-1917.doc Рубежовская и Рижская колонии до 1917.

ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.


Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

А.С. Макаренко т.8 М.1986, 20.10.1938 .. Если бы мне дали такую школу, как у вас, я обязательно наладил бы там производство, вы не представляете себе, как это прекрасно, когда ребята делают нужные вещи (с.182; см. там и с.18).
Макаренко т.4 М.1984, 08.02.1939 .. Если бы у меня была школа, я бы, кажется, на части разорвался, но что-нибудь стал бы делать (с.302; см. там и с.361).
РГАЛИ, ф. 332, оп. 4, ед.хр. 186. А.С. Макаренко. 1 марта 1939 г. .. Стенограмма, лл.68-69 .. Дети с 14 лет должны принимать участие в производительном труде. Труд очень увлекает детей, и я уверен, что наша будущая школа будет с участием производительного труда…
Макаренко т.1 М.1983, 24.08.1922 .. Не труд-работа, а труд-забота (с.11).

Но! -

В математике есть принципиально не берущиеся интегралы. Задача оптимизации привычной общеобразовательной школы - это принципиально НЕ берущийся "интеграл", и одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,

тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,

превращения рутинного "воспитания" в ВОСПИТАНИЕ ВСЕРЬЕЗ – не даст.

В пригородном интернате есть сосредоточенность, но её (сосредоточенности) нет в привычной общеобразовательной школе.

.. ZT. НО !!!!!
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc
Малая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !). ..

А.С. Макаренко т.1 М.1983 ".. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах .." (с.13),

и так и останется в привычной общеобразовательной школе, - одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,

тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,

сосредоточенности, а значит и ВОСПИТАНИЯ ВСЕРЬЕЗ, не даст.

Конечно, устройство пригородных интернатных школ-хозяйств как добавки к семейному

1) требует серьезной подготовки квалифицированных макаренковских кадров,

2) требует серьезного финансового и капитально-строительного обеспечения,

3) требует серьезного информационного обеспечения,

к чему последнему лично я, ZT, и стремлюсь...

См. и: http://zt1.narod.ru/01-da-da.htm
Учебная старательность дружит с трудом
.

Из http://zt1.narod.ru/ivanov-i.htm .. "Коммунарская методика" - это всего лишь клубы общения. Собираются вместе и поют часами. Это какими же надо быть бездельниками !, как надо не ценить свое время ! + Посреди недели едут на молокозавод мыть бутылки. И.П. Иванов и С.Л. Соловейчик, наверное, думали, что потратить полдня на езду, поехать в захламленную шарагу, о которой за день знать не знал, а через день забыл - это и есть "трудовое воспитание", "труд-забота" и "тоже Макаренко"!
Картинка с натуры: галочно-отметочное в "педагогике". - С. Соловейчик в дифирамбах "коммунарской методике" Иг. Петр. Иванова: "Кто хочет - едет на молочный завод мыть бутылки". ГАЛОЧКА НАПРОТИВ ПУHКТА О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ СУПЕР-"ТЕОРЕТИКОМ" "ПЕДАГОГИКИ" КРЕТИHОМ И ИДИОТОМ С.Л. СОЛОВЕЙЧИКОМ ПОСТАВЛЕННА !
Вообще многое, а не только лишь идею трудового воспитания, губит галочность (от слова "галочка"). Картинка с натуры (10.10.97): выгнали класс на улицу убирать из луж и с газонов на территории школы опавшие листья, и двое мужиков-"воспитателей" стоят в сторонке, беседуют о своем. И не смотрят, чем ребята занимаются-то. Отстояли, беседуя, минут 20, оглянулись, ребят нет, все куда-то ушли, лопаты брошены где попало. "Воспитателей" же ничего не колышет; даже не посмотрели, что ребята сделали-то. Собрали лопаты и грабли и ушли. Такое "трудовое воспитание" лишь вкореняет в ребят разгильдяйское отношение к труду. Выйти с граблями и лопатами, помахать ими, потолкать друг друга, что-то там кое-как и кое-где поскрести, бросить лопаты и грабли где попало и пойти:
ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУД"? ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ" ? - HЕТ, ЭТО ПРОСТО КРЕТИHИЧЕСКАЯ = С-СОЛОВЕЙЧИКОВСКАЯ "ПЕДАГОГИКА" !
А.С. Макаренко т.4 М.1984 .. Был [идеальный, и в частности потому, что без зарплаты, в коммуне им. Дзержинского приблизительно в 1930-1931 гг.] период, когда все мои коммунары работали уже на настоящем производстве, т.е. была такая организация, в которой был промфинплан, стройный порядок .. не энтузиазма штурма и не энтузиазма ближайших целей этой шестидневки или этого месяца, а энтузиазма спокойного, ровного, видящего далекие перспективы коллектива .. Я сейчас могу отбросить другие положения и считать, пожалуй, их негативными положениями трудового воспитания. Это такие положения, когда нет производства, когда нет коллективного труда, а когда есть отдельные усилия, т.е. трудовой процесс, имеющий целью дать якобы трудовое воспитание .. Во всяком случае, я уверен, что труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания .. (с.180-1).
ZT. В слесарном деле всё опошляет т.ск. "галочный подход". Болт вылезает из гнезда? - А я сейчас распорку поставлю. И вбивает гниль какую-то, но (!) : галочка бракоделом поставлена: В педагогике же, в социальной работе галочный подход - ну просто доминирует. Трудовое воспитание? .. а вот ребятки жёлуди собирали .. а вот у нас мастерская .. даже 3 молотка ...

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

В файле http://zt1.narod.ru/01-03-39.htm Из: А.С. Макаренко. ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ В ЛЕКТОРИИ МОСКОВСКОГО ГОС. УНИВЕРСИТЕТА НА ТЕМУ "О КОММУНИСТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И ПОВЕДЕНИИ" (1 марта 1939 г.) .. Когда я начал и продолжал эту работу, я считал, что передо мною стоит миниатюрная задача: как-нибудь вправить мозги, вправить души у этих самых правонарушителей, сделать их вместимыми в жизни, то есть подлечить, наложить заплаты на характеры, не больше, только то, что необходимо, чтобы человек мог как-нибудь вести трудовую жизнь, как-нибудь - я на бОльшие достижения не претендую. / Но по мере того, как я работал, как рос и богател мой коллектив, по мере того, как он становился комсомольским коллективом, а не правонарушительским, я постепенно повышал требования к своему делу, к себе, и дело повышало требования ко мне и к моему коллективу, и я уже перестал интересоваться вопросом исправления, меня перестали интересовать так называемые правонарушители, потому что я увидел, что никаких правонарушителей нет, есть люди, попавшие в тяжелое положение, и я очень ясно понимал, что если бы я попал в такое положение, я тоже крал бы, хулиганил, дебоширил, бузил, то есть был бы таким, как они .. / .. Я пришел к заключению, что нет правонарушителей, а есть люди, не менее богатые, чем я, имеющие право на счастливую жизнь, не менее, чем я, талантливые, способные жить, работать, способные быть счастливыми и способные быть творцами. / И тогда, конечно, совершенно ясно, - никакие специфические педагогические задачи уже не могли стоять передо мной. / Передо мной стояла обыкновенная задача - воспитать человека так, чтобы он был настоящим советским человеком, чтобы он мог быть образцом поведения. / Последние годы, таким образом, я никого не исправлял, я просто выполнял обыкновенную советскую работу, воспитывал обыкновенных хороших советских людей ..

Позиция А.С. Макаренко. - Видеть в перевоспитании не просто исправление дефектов, а полноценное формирование личностей. / ZT. Ставить перед собой в воспитании лишь умеренные задачи = быть мещанином в воспитательной педагогике. / А.С. Макаренко всей своей ницшеанской душой ненавидел и мещанство вообще, и мещанство в воспитательной педагогике…

ZT. Но тогда (и значит): делать в воспитании ставку на масс-обиходные семьи и делать же в воспитании ставку на масс-обиходные школы голой учебы = быть неисправимыми и отпетыми мещанами в воспитательной педагогике…

ZT-спорное = ZT-сомнительное об Wyneken (1875 - 1964). Die Freie Schulgemeinde Wickersdorf, am 1. September 1906 von Gustav Wyneken mitgegrundet.

ZT-спорное = ZT-сомнительное. -

Не был ли Вынекен параллелен не Макаренко, а С. Соловейчику? - Черновые ZT-заметки лишь к первой половине “Wyneken und Makarenko - Parallelen” from Edgar Gunther-Schellheimer.

1) Эдгар пишет. - “Его (Макаренко) "университеты" были - как в жизни Gorkis, его умственного отца”.

Я, ZT, попросил бы Гётца Хиллига разубедить Эдгара. - Горький не был умственным отцом Макаренко.

2) Хочу отметить, что и Ницше, будучи умственным отцом Гитлера, Геббельса и Ко, см. http://zt1.narod.ru/nicshe-2.htm, не был умственным отцом Макаренко, как этот же мерзавец (де-садовец) Ницше не был и умственным отцом Маяковского.

Что собственно Макаренко и Маяковский увидели в “Так говорит Заратуштра”? - Они там увидели мощно и здорово выраженное презрение к гнилой = с-соловейчиковской = в-сухомлинковской интеллигенции, которую и Маяковский и Макаренко глубоко презирали еще задолго до чтения Ницше. Но остроумие в этом Ницше их увлекло. Отсюда и Заратуштра в поэме Маяковского, и отсюда же “ницшеанские усы” в начале “Педагогической поэмы”.

Но больше-то от Ницше Антону Семеновичу взять было нечего, как нечего же Макаренко было взять и от предтечи Ницше - Маркиза де Сада.

Когда Ницше переходит к собственно педагогическим разглагольствование, то он мгновенно становится типически убогим, как все типически же убогие немакаренки.

3) Позиция первой половины статьи Эдгара по Вынекену по существу такова: педагогики Вынекена, Песталоцци и Макаренко потому, де, прогрессивны, что во всех этих педагогиках осуществляются, де, прогрессивные формы так сказать соседства - сожительства юных и взрослых.

Во всяком случае существенные оценки Эдгара идут в первой половине его статьи по координатам “общения с человеческим лицом”.

Конечно, любой педагогический процесс есть и процесс соседства - сожительства, но если всё и замыкается только на “общении с человеческим лицом”, то это все-таки еще не педагогика как производство, а значит - не макаренковская педагогика.

У Макаренко бесконечно о цели воспитания (! производственная задача !). Если этого не было у Вынекена, то говорить о какой-либо существенно значимой параллельности его с А.С. Макаренко нельзя.

В небе надо высечь: у Макаренко педагогика - это производство нужных людей, а не реализация неких либеральных идей и принципов.

И наоборот: пресловутый С.Л. Соловейчик своей так называемой “педагогикой сотрудничества” вредоносно старался увести педагогику от макаренковской задачи педагогики как производства = педагогики как процесса выдачи на гора нужных людей.

Да, вредоносный негодяй С.Л. Соловейчик своей так называемой “педагогикой сотрудничества” Ивано-Сусанински = Моисеевски уводил педагогов от Макаренко к многовековой бодяге педагогики как лишь формы соседства - сожительства юных и взрослых, как лишь формы реализации либеральных = завиральных идей и принципов.

По прочтении первой половины “Wyneken und Makarenko - Parallelen” Эдгара я все же прихожу к выводу, что Эдгар де факто стоит на позиции той самой пресловутой “педагогики сотрудничества” только что указанного Идиота Идиотовича С-соловейчика.

Но я готов признать, что из-за некачественности компьютерного перевода или по какой другой причине я, ZT, просто не понял первой половины разбираемой статьи Эдгара.

Увы, соседско - сожительские установки (неважно правильные или неправильные) я в первой половине статьи Эдгара увидел, а макаренковских педагогико-производственных установок - не увидел.

Где, например, внимание к макаренковскому: “Наш путь единственный - упражнение в поведении” (образ гимнастического зала)?

Где внимание к бесчисленным у Макаренко производственным аналогиям?

Где внимание к тезису: “Только организация школы как хозяйства сделает ее воспитывающей” (= прорабатывающей натуры) ?
А.С. Макаренко : "Только организация школы как хозяйства ( ZT. хозяйства самих ребят - как ЗАБОТЛИВЫХ хозяев этого хозяйства ) сделает ее воспитывающей" (= прорабатывающей натуры).

А.С. Макаренко т.1 М.1983. 24 августа 1922: .. Не труд-работа, а труд-забота. Только организация школы как хозяйства сделает ее социалистической (с.11).
У А.С. Макаренко в отношении Колонии им. Горького термин - община. Это часто в документах тома 1 М.1983. В "Педагогической поэме" тоже.
По марксизму-ленинизму социализм - это общественная (в политическом итоге МАКРОсоциальная; в политическом итоге государственная) собственность на средства производства.
По синдикалистам же и по А.С. Макаренко социализм - это локальные производительные общины (много локальных производительных общин) с общинной (а не общественной - в политическом итоге государственной) собственностью на средства производства.
Но это отдельная теоретическая тема, и здесь она не рассматривается.
Переиначим: Только организация школы как хозяйства сделает её воспитывающей.

Фролов Анат. Арк. А.С. Макаренко в СССР, России и мире .. Н. Новгород 2006 .. «Народное образование» 2003,4 ст. С.А. Ветошкина (ZT. еще не смотрел); с опорой на А.С. Макаренко утверждается: пенитенциарная (от лат. poenitentia - раскаяние) педагогика не может сводиться к «покаянию» .. (с.343 у Фролова). ZT. Да, покаяние (и то лишь в редких случаях) лишь так сказать сотрясает человека, покаяние в 98% коллизий вовсе не переформировывает субъектика. Совершил ужасное преступление, сотрясся, допустим, в глубоком раскаянии, но (!) : остался все тем же типом, способным на те же ужасные преступления. Если так сказать прежне-жизненная система тренинговых линий жизни ( подробней см. в http://zt1.narod.ru/trening.htm ) сформировала этого типа самым негодным образом, то для его преобразования конечно же, и уж никак, и уж совсем, и вовсе, и совершенно НЕ достаточно покаяния (покаяний), а нужна проработка (переработка) этого субъектика уж в другой, - ! уж в позитивной, а не в вампиловской (http://zt1.narod.ru/vampil01.htm ) !, - системе тренинговых линий гордого и свободного (без-заборного, без-колючепроволочного) тренинго- базисно- надстроечного учреждения, макаренковски поставленного и ведомого, - учреждения, способного такого рода субъектиков действительно переформировать = перевоспитать = просто, - наконец-то и впервые, - позитивно воспитать.

А.С. Макаренко 19 марта 1923 г. (т.8 М.1986). - Организация перевоспитания малолетних правонарушителей с самого начала, по моему мнению, была поставлена в колонии на правильный путь, доказательством чего являются очевидные воспитательные достижения: это путь трудовой общины, определенно прогрессирующей в разных областях ее жизни (с.246). ZT. Но это единственно правильный путь вовсе не только лишь для перевоспитания малолетних правонарушителей, но и вообще для истинного воспитания, суть коего ( - суть истинного воспитания - ) - проработка натур.
(Посмотрите http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc Учение о педагогике проработки натур).

Макаренко мобилизован задачей выдачи на гора продукции определенной кондиции, и эта мобилизованность определяет структурно-педагогическое у Макаренко.

Это вам не “любить, а любовь сама все найдет” Кретина Кретиновича Соловейчика.

Фрагмент с http://ztnen.livejournal.com/552.html.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

- Переписка А.С. Макаренко с женой, т.1 М.1994. А.С.М. жене с 12-ти часов ночи с 4 на 5 октября 1928 г. .. Любовь, Солнышко, как и все на свете, мало чувствовать. В душе можно любить, как Ромео, но в жизни с такой великой любовью можно оказаться противной рохлей и мерзавцем. Между прочим, я не знаю ни одного произведения литературы, где бы любовь была свободна от элементов разгильдяйства, глупости и лени, где бы влюбленный не приводил себя и любимую к страданию и горю. В этом, кажется, вся соль литературы. В жизни, наверное, всегда происходит иначе. Для любви нужно организовать мир, иначе самый великолепный Ромео в два дня угробит свою Джульетту и сам от безвыходно глупого положения будет годиться только на свалку (с.186-7).

А.С. Макаренко: “Любовь - прежде всего деловая проблема” (в письме жене 14.07.1927, Переписка т.1 М.1994 с.23, такое встречается у Макаренко и ещё). А.С. Макаренко: “Я доказываю, что любовь - функция, а мне говорят - аргумент” (т.8 М.1986 с.74). А.С. Макаренко: “У нас любовь может быть завершением отношений, но не началом их” (т.5 М.1985 с.249). У Кретина Кретиновича Достоевского: “Красота спасет (= упорядучает) мир”. То есть К.К. Достоевский назначил красоту аргументом, а упорядоченность мира - функцией от такого вот глобаль-аргумента (от глобаль-красоты). Таким манером
.. (такого рода манером: мол: ждите до греческих календ, когда красота на днях или раньше спасёт = упорядучает мир, или: возлюбите друг друга, и это тоже, мол, на днях же или раньше спасёт = упорядучает мир, и/или что-то другое идеалистическое же в таком же духе) ..
Таким манером хомо сапиенсы тысячи лет кряду кретино-и-и-христовски = кретино-ф-м-достоевски = кретино-с-л-соловейчиковски = кретино-в-а-сухомлински обманывались и до сю (= по сю) обманываются. “Чтоб всей планетой шла любовь” в конце “Про это” Вл. Вл. Маяковского. Володя потому и ухватился за социалистическую перестройку, что ожидал: аргумент: _социалистическая перестройка планеты_ породит функцию: _по всей планете ходящую любовь_ = _по всей планете ходящую гармонию_. Исторический опыт, однако, показал, что для 20-%-го хотя бы приближения к желаемой мировой гармонии надо делать ставку не на экономико-социалистическую аргумент-перестройку, а на макаренковскую (и только макаренковскую!) воспитательно-педагогическую аргумент-перестройку, вводимую, однако, не в массовом порядке, а так сказать точечно: там, где для такой подростково-юношеской по-макаренковски локально-воспитательной локально-социалистической СТРУКТУРЫ сошлись все необходимые локально-субъективные и локально-объективные предпосылки.

Да, на мой ZT-взгляд, только указанной человеко-производственной координатой надо определять, параллелен ли тот или иной педагог прошлого Антону Семеновичу Макаренко или этот педагог прошлого параллелен С-соловейчику.

10.11.06 > Вы меня "по частям " хотите разбить...... Не видите целое. Так спорить необосновательно. И ещё "бедного оппонента" ......давай, в противный ящик Соловейчика. Фу! Э.

Дорогой Эдгар.

1) Мысль что производственной (выдающей на гора людей нужной кондиции) педагогике Макаренко противостоят разные варианты соседско-сожительских педагогик = мысль о такой координате сравнения давно, но не четко уже посещала мою голову.

И вот первые впечатления от "Wyneken und Makarenko - Parallelen" сделали эту давнюю, но тогда еще не четкую координату четкой.

И вот я не удержался от обнародования соображений о такой координате сравнения.

Фактически это у меня критика не Вас, дорогой Эдгар, а критика всех немакаренковских = не производственных, а соседско-сожительских педагогик, которые я действительно упаковываю в ящик с высшей степени противным для меня обозначением-именем: "С-соловейчик".

2) Мне нынче жалко тратить время на Вынекена, тем более, что это обременено проблемой перевода на русский язык. Раньше я тратил время на Лепелетье, Фелленберга, Песталоцци, Христиана Зальцмана, Вихерна, Жеденова, Елену Левицкую, Гринько, Мирандова, Ионина, Малявко (о них есть у меня на сайте). Тратил я время и на других очень интересных деятелей. Но сейчас, когда я стал стар, я жалею на это время и хочу сосредоточиться только на Макаренко.

> Смотрите во второй половине доклада. Эдгар

Посмотрел. Уважаемый Эдгар во второй половине своей статьи пишет, что в Freie Schulgemeinde Wyneken`s (FSG) было самоуправление ребят. Самоуправление учебой? Самоуправление проведением досуга?

Эдгар. - Существенное различие по качеству между FSG и колонией Gorki состоит в том, что, как уже упомянуто, жизнь коллектива достигала в учреждениях Makarenkos, - его основным компонентом, производительной работой, - более высокого качества, чем в FSG, так как там жизнь общности была заполнена только учением и разнообразным, прежде всего культурным, проведением свободного времени ..

ZT. То есть FSG Вынекена была по сути обычной школой, всего лишь только за городом. FSG не была школой-хозяйством и, главное, FSG не была “гимнастическим залом для упражнения в поведении, наполненным такими трапециями и параллельными брусьями, которые нам сейчас нужны” (ФД-1, гл. “В пучине педагогики” т.2 М.1983 с.128. “Педпоэма”, гл. “На педагогических ухабах” т.3 М.1984 с.457).

Но дело не только в том, что у большинства других этого (гимнастического зала) не было, а дело в том, что даже тогда и там, где это отчасти и было, оно там не было следствием сознательного установления.

Макаренко с осени 1920-го действовал не “как бог на душу положит”, а осознанно. Макаренко “гимнастический зал” осознал, а осознав - осуществлял.

Остальные же прочие действовали, но не осознавали, - и они этого самого “гимнастического зала” не осознали.

Но помимо общей установки о “гимнастическом зале” Макаренко также продумывал все важные и все мельчайшие составляющие в воспитательном процессе, естественно, в рамке этого самого гимнастического зала.

90 же % других-прочих (не-макаренков) просто вели дело “как бог на душу положит”, а Бог, как известно, большущий растяпа, и он (Бог) более всего разложил по не-макаренковским педагогическим душам всяческую либеральную = завиральную дребедень (тов. Зоя, тов. Крупская, тов. Сухомлинский и прочие недоумки).

Н.К. Крупская интуитивно предчувствовала будущий приход к власти своего мужа и .. пред-приготовляла себя к тому, чтобы после прихода мужа к власти ей (Крупской) заняться в переустройстве общества педагогической сферой. И вот до 1917 года Крупская лет примерно 10 усиленно читала тьму текстов по истории педагогики и психологии, копила в этом эрудицию, думая что эта вот эрудиция вооружит ее (Крупскую) для будущей глобально-педагогической деятельности. Но ей (Крупской) это пошло только во вред: она с головы до пят лишь обросла - как тиной - вековыми педагогическими предрассудками. И точно также в педагогических вузах во вред студентам идет изучение истории педагогики и психологии: они (студенты) лишь обрастают - как тиной - вековыми педагогическими предрассудками.

Но даже тогда, когда 95 % других-прочих в чем-то и вели дело отчасти правильно, все равно они в 40 или в 60, а может быть даже и в 80 раз менее интересны, чем А.С. Макаренко.

А.С.М. и в стратегическом, и в тактическом всё делал осознанно, и основания этой своей осознанности он внятно и подробно излагал всему миру, - во всяком случае и по меньшей мере им (А.С.М.) были внятно намечены все координаты воспитательной педагогики.

Вот по всей этой совокупности достоинств за всю историю педагогики рядом с А.С. Макаренко совершенно некого поставить.

Эдгар. - Makarenko, кажется, стоит .. как вершина в пустыне, как это формулировал Леонард Фрэзе однажды.

ZT. Он правильно формулировал.

В.В. Маяковский, поэма "Человек", гл. Маяковский в небе .. / Главный склад всевозможных лучей. / Место выгоревшие звезды кидать. / Ветхий чертеж / - неизвестно чей - / первый неудавшийся проект кита…ZT. Фридрих Ницше (http://zt1.narod.ru/nicshe-2.htm) есть неизвестно чей первый роковым образом неудавшийся проект А.С. Макаренко.

Файл: За общественное движение: "Артисты из театров - в детские дома", "Студенты из ВУЗов - в детские дома" http://zt1.narod.ru/stud.htm. Там и такое. - Совместить положительную (положительную!) "сектантскость"
(сектантскость положительную!)
интернатного – детдомовского учреждения с нужной степенью так сказать проветривания и всех душ в учреждении и учреждения в целом.

То есть, как почти во всём: не или-или, а и-и. -

Из давних библиотечных выписок. Журнал "Педагогоч. сборник" (военного ведомства) РНБ П28/560 1868,2 (?) .. Гораздо больше примеров совершенной загрубелости от долгого постоянного пребывания в заведении, чем от дурного влияния среды, окружающей воспитанника дома. Разница между постоянно бывающими в отпуску и не выходящими из заведения - видна почти с первого взгляда (с.111).

Журнал "Народн обр" П29/163 1963,2 (Г.С. Макаренко-Салько) .. А.С. Макаренко не одобрял ЗАКРЫТЫЕ учреждения ("Нельзя так обеднять социальный опыт детей!").

From http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

-

А.С. Макаренко в 1931 г., т.5 М.1985 .. Новый быт первым делом требует уменьшить у семьи право [ZT. в оригинале по Г. Хиллигу: лишить семью права] прибегать к кустарному воспитанию ребенка. / Это совсем не означает, что ребенка нужно оторвать от матери, что он должен расти как ничейный ребенок, почти что как теперешний беспризорник. Те, кто кричит о полном разрыве матери с ребенком, о полном забвении сыном своих родителей, - это просто чудаки и "бузотеры". Именно в полной гармонии между организационной силой воспитательного детского дома и природной родственностью в семье лежит секрет будущего воспитания... (с.316). ZT. В подростковом возрасте надо лететь-вздыматься во взрослость не лишь на семейном и не лишь на макаренковско- интернатно- школо- хозяйственном, а: НА ДВУХ-ОБОИХ ЭТИХ КРЫЛЬЯХ, как это и было у приемного сына А.С. Макаренко Лёвы Салько.

Тема Лёвы Салько: http://ztnen.livejournal.com/3314.html.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

За новое общественное движение: АБСОЛЮТНО КАЖДОМУ ДЕТДОМОВЦУ - ПАТРОНАЖНЫХ ОПЕКУНОВ.

У А.П. Чехова в пьесе “Три сестры”, - действие 4-е, Вершинин: “К образованию прибавить трудолюбие, а к трудолюбию образование”. У А.С. Макаренко: к семейному прибавить интернатно- школо- хозяйственное, а к интернатно- школо- хозяйственному прибавить семейное, так вот измудриться.

Нужна не раздача детей из детдомов в семью, а нужно такое вот широкое общественное движение:

АБСОЛЮТНО КАЖДОМУ ДЕТДОМОВЦУ - ПАТРОНАЖНЫХ ОПЕКУНОВ.
Ищи также на http://ztnen.livejournal.com/6554.html

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

патронат у Вихерна.

Да, расхож тезис "Ребенку нужна семья, а не детский дом". Но на самом-то деле, да,

каждый подросток нуждается и обязательно должен иметь персональных патронов-опекунов, персонально именно его опекающих,

однако совсем не обязательно, чтобы он и жил у этих своих патронов-опекунов.

Иные тети-дяди очень хорошо опекают племянников, хотя те живут не с ними.

Есть встречные потоки: 1) желающие найти мужа (жену) И желающие избавиться от мужа (от жены) 2) желающие обрести ребенка в семью И желающие избавиться от ребенка в семье 3) ищущие путей изничтожения детдомов И ищущие детдома для пристройки туда своих детей.
Кроме того, много пишется о том, как приемные родители довольно скоро разочаровываются в принятых (усыновленных, удочеренных) ими детях, и возникает драматическая ситуация.
Но мало пишут о том, как те или иные детдомовские ребятки, ране мечтавшие покинуть детдом и обрести обычную семью и родителей, по осуществлению этого не в столь уж редких случаях довольно быстро разочаровываются и в новом быте, и в личностных характеристиках обретенных родителей, и возникают драматические ситуации.

Тиц Борис Николаевич. Детские приюты. Справочная книжка для лиц, имеющих надобность помещать детей в приюты. СПб 1886.110 РНБ 18.171.6.101. ZT. Еще не смотрел.
Такого рода услуги и такого же рода справочники нужны и современным родителям.
Но, - по элементарным правам детей, -
такого же рода услуги и такого же рода справочники нужны для очень и очень многих детей, которым плохо / невыносимо / страшно в семье…

"Детский дом" БАН I.242 1930,6. И. Данюшевский (кстати, он прекрасно знал А.С. Макаренко лично). - Произвол в отношении перебросок, укрупнений и разукрупнений, сокращений. Экспансия на помещения и территорию детских учреждений. Кому какое дело, что дети со своим домом свыклись, привязались даже к своим спальням, к своему зданию, к своему саду перед домом, к своей школе, к своему производству. Какое кому из бюрократов в ОНО и ОблОНО дело, что учреждение (его ребята) связались уже с окружающей средой, имеют шефа в данной местности (ZT. Это - шефы и шефство индивидуальное над персон-ребятками - дело чрезвычайно важное и позитивное, и практиковалось почти всеми макаренками = школо-хозяйственниками всех времен и народов), имеют в близкой окрестности хороших личных знакомых, патронов, крестных матерей и т.д. Всё это топчется бездушно и безнаказанно.

Гинтовт Александр Станиславович (?). Детдома - высшая форма социального воспитания // "Трудовая школа" РНБ П29/362 1923,4-5 с.9-27; // "Рычаг просвещения" РНБ П29/261 1921,6-7.
ZT. Он занимался и "школами действия" на Западе, и летними школами. Ничего из этого еще не смотрел.


Государственный комитет УССР по профессионально-техническому образованию.

Республиканский институт повышения квалификации работников профтехобразования УССР.

Донецкое областное управление профтехобразования.

Учебно-методический кабинет.

ТРАДИЦИИ КОЛЛЕКТИВА НА СЛУЖБЕ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВА СПЕЦПТУ г. МАКЕЕВКИ (Донецк 1986).

"Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача воспитательной работы" - творчески используется это теоретическое наследие А.С. Макаренко в спецПТУ г. Макеевки.

По мнению директора училища, заслуженного работника профтехобразования УССР Анатолия Павловича Лопаты, традиция - это не единовременное разовое мероприятие с цветами, оркестром и громкими речами. Это такая организация жизни коллектива, при которой сначала возникают правила поведения, затем - привычки и, наконец, все обнаруживают, что без того или иного дела коллективу живется плохо, что называется, неуютно. Традиции - это лицо коллектива.

Первая, наиболее яркая традиция, вносящая в коллектив элемент строгости, родилась в 1972 году. Что же она из себя представляет? Казалось бы, пустяк, на который можно не обращать особого внимания. Это знаки различия на форменной одежде. В зависимости от времени пребывания в училище, взаимоотношений с товарищами, выполнения правил поведения, режима дня, поручений.

Лучшим учащимся по представлению классного руководителя, воспитателя, мастера производственного обучения в конце каждой четверти приказом директора присваивается специальное звание: "воспитанник", "воспитанник первого ранга" и "воспитанник второго ранга".

В соответствии со званием учащиеся делают на форменных пиджаках ярко-желтые нарукавные нашивки. Одна нашивка - один ранг.

Каждый ранг налагает определенные обязанности, а также дает некоторые права и льготы.

Так, например. -

"Воспитанник" [без ранга] пользуется правами согласно положению о спецпрофтехучилище: может быть избран на любую общественную, кроме командирской, работу.

"Воспитанник 1-го ранга" имеет одну нашивку и может быть избран командиром или его заместителем, имеет право снимать деньги с лицевого счета в установленном порядке, может быть премирован ценным подарком или денежной премией.

Эти же льготы имеет "Воспитанник 2-го ранга" (две нашивки). Он также может быть избран командиром отряда, в состав которого входит несколько классов, рекомендован на выпуск из училища.

Инженерно-педагогические работники училища тоже носят форму, имеют в соответствии с занимаемыми должностями знаки различия, разработанные самим коллективом.

Жизнь показала, что форма одежды имеет большое значение. Она мобилизует, подтягивает, заставляет следить за своим внешним видом.

Среди учащихся большой авторитет имеют бывшие военнослужащие, многие хотели бы стать на них похожими. С учетом этого в качестве приемов воспитания в училище введены некоторые элементы строевой подготовки. Передвижение воспитанников по территории училища осуществляется строем и с песней. Строем классы выходят на утреннюю зарядку, идут в школу, мастерские, столовую, на все спортивные и культурно-массовые мероприятия. Как правило, строй ведет командир. Педагогический работник идет рядом с колонной. Каждый класс имеет свое место на плацу, выбирает и разучивает строевую песню.

В училище взяли на вооружение военно-патриотическую игру "Орленок", которая проводится еженедельно по воскресным дням. В программу входит конкурс строя и песни, после которого начинаются соревнования по бегу, метанию гранат, стрельбе из пневматической винтовки...

Накануне "Дня юнармейца", в субботу, класс начинает заниматься подготовкой к конкурсу. С помощью и под контролем воспитателя приводится в опрятное состояние одежда, обувь, отрабатываются строевые приемы, повторяется отрядная строевая песня. В воскресенье руководитель начальной военной подготовки по радио дает команду к построению. Играет духовой оркестр. Классы строятся в заранее отведенных местах по плану. За ходом построения следят воспитатели, дежурные. Командиры подают команды своим классам и, подойдя строевым шагом к военруку, рапортуют ему о наличии учащихся, о готовности коллектива к проведению конкурса. После этого военрук докладывает директору или его заместителю о готовности учащихся к проведению строевого смотра. Принимающий рапорт здоровается с воспитанниками и совместно с комиссией осматривает строй, оценивая внешний вид учащихся. После этого классы проходят с песней перед комиссией, которая определяет уровень строевой подготовки и выправки учащихся. Наблюдения показывают, что подобные смотры строя и песни являются не только дисциплинирующим фактором, но и очень быстро вырабатывают у подростков подтянутость, четкость в движениях, правильную осанку.

В "День юнармейца" проводится олимпиада "Несокрушимая и легендарная". Ее цель - закрепление знаний юнармейцев по истории Вооруженных Сил СССР.

Один из дней посвящается проведению уроков мужества. Их цель - помочь юнармейцам глубже усвоить величие подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны, понять тесную связь прошлого с современностью, с теми задачами, которые поставлены перед народом партией. Особую значимость имеют встречи с ветеранами войны и труда.

В "День юнармейца" нередко проводятся итоги ежедневных занятий. В спортивном зале показывают свое техническое мастерство члены клуба "Молодой воин", в тире - члены кружка "Меткий стрелок", на стадионе - члены кружков "Юный фотограф", "Мотоциклист", "Радиолюбитель", "Авиамоделист".

Два раза в год проводится военно-спортивный конкурс "А ну-ка, парни!", приуроченный к празднованию Дня Советской Армии и Военно-Морского Флота и Дня Победы. В его программе - смотр строя и песни, военизированные кроссы, военно-прикладные соревнования на полосе препятствий, метание гранат, стрельба из пневматической винтовки, подтягивание на перекладине, отжимание от пола, одевание противогаза. Конкурс начинается с торжественной линейки, на которой отдается рапорт директору училища главным судьёй соревнований.

"День юнармейца" завершается в киноклубе "Служу Советскому Союзу!". Просмотр кинофильмов военно-патриотической направленности оканчивается комментарием педагогов, обменом мнениями, в котором участвуют наряду с учащимися и педагоги.

Настоящей школой мужества, закалки, патриотизма стала игра "Орленок". Благодаря ей в училище зародилась хорошая традиция: каждый класс имеет шефа-курсанта Донецкого высшего военно-политического училища. Общение с ним помогает воспитанникам не только постигать азы военного дела, но и следовать личному примеру аккуратности, подтянутости, физической подготовки своих наставников.

Доброй традицией является участие ребят в укреплении учебно-материальной базы училища. Особое внимание уделяется созданию объектов для подготовки юношей к службе в Советской Армии.

Во дворе училища силами учащихся переоборудовано место для практического изучения обязанностей часового, оборудована площадка для смены караула. На ней установлены макеты охраняемого объекта со средствами пожаротушения и действующий телефон. Создан учебный городок по гражданской обороне.

В соответствии с существующими нормами и правилами оборудованы противорадиационные укрытия на 35 - 40 человек, открытая и перекрытая щели, каждая на 8 - 12 человек, герметизированный колодец с защитным устройством от проникновения радиоактивных и отравляющих веществ, три площадки для проведения специальной обработки, окоп для химического наблюдения и разведки, воронка, стена разрушенного здания.

Эта работа получила высокую оценку Донецкого областного управления профтехобразования. Директор, военрук и ряд учащихся были поощрены денежной премией.

Такой пример высокой трудовой активности не единственный. На территории - привлекательные, выполненные с любовью и выдумкой беседки, фонтан, небольшой искусственный водопад, летний плавательный бассейн. Сообща с учащимися работают сотрудники училища. Это укрепляет трудовые традиции, помогает привить воспитанникам любовь к труду. Территория училища, помещения имеют образцовый вид.

Педагогический коллектив старается выработать у воспитанников умение все делать своими руками: ремонтировать классы и бытовые комнаты, выращивать цветы, ухаживать за газонами и деревьями.

Перевод вновь принятых учащихся из карантина в коллектив класса осуществляется традиционно по субботам на итоговой линейке, где они представляются всему училищу. После этого старшие воспитанники ведут новичков в музей, с которого и начинается знакомство с училищем. Экспозиция музея многопланова. История родного края, вобравшая в себя героическое прошлое, славные революционные, боевые и трудовые традиции Донбасса, вчерашний и сегодняшний день училища - все это нашло свое отражение в экспонатах. Учащимися сделана панорама г. Макеевки в день освобождения ее от немецких захватчиков в сентябре 1943 года и панорама этой же местности через 40 послевоенных лет. В музее оформлены стенды, рассказывающие и об ущербе, нанесенном Макеевке фашистами, и о новостройках сегодняшнего дня.

Экскурсии по местам боевой славы советского народа важнейшая традиция учащихся спецПТУ.

Как символ героизма и непобедимости хранится в музее земля Мамаева кургана, здесь же немые свидетели тяжелых дней - различные виды оружия, обнаруженные на территории училища и г. Макеевки.

Привлекает внимание стенд "Герои Советского Союза - жители г. Макеевки". Их - 17, 17 разных биографий, судеб, лиц, но каждый из Героев - образец для подражания молодым.

Подвигу советского народа в Великой Отечественной войне посвящено много альбомов, оформленных учащимися. В музее находятся портреты молодогвардейцев, Героев Советского Союза - Олега Кошевого, Ульяны Громовой, Сергея Тюленина, Любови Шевцовой, Ивана Земнухова. Они подарены земляками молодогвардейцев.

Достойное место отведено экспонатам технического творчества и продукции учащихся.

Мажорный тон в жизни усиливают праздники училища, Каждому из них предшествует огромная работа. Богатые по своему содержанию мероприятия воспитывают у учащихся уважение к революционным, боевым и трудовым традициям нашего народа.

Поскольку Красное знамя является главным символом верности делу революции, Коммунистической партии, Советской Родине, то по сложившейся традиции у знамени в праздничные дни проводятся торжественные линейки, встречи, митинги.

В училище оборудована ритуальная площадка, которая заканчивается Аллеей героев. По обе стороны Аллеи установлены портреты комсомольцев - героев Великой Отечественной войны.

Ритуал "Поверка героев" проводится три раза в год: в День Победы, в День Советской Армии и Военно-Морского Флота, в День рождения комсомола. Знаменосец в сопровождении ассистентов выносит знамя, духовой оркестр играет Гимн Советского Союза. В содержание "Поверки героев" входит краткий рассказ лучших учащихся о подвигах героев, минута молчания со склонением знамени училища. У каждого портрета - живые цветы. Все это создает ощущение романтической приподнятости у членов коллектива, вызывает чувство сопричастности к судьбам героев, дает возможность осмыслить подвиги старших поколений, делает их убежденными пропагандистами советского образа жизни.

Особо хочется остановиться на традиций торжественных проводов выпускников училища. Это праздник не только для тех, кто заслужил право быть выпущенным из училища, но и тех, кто ежедневно, ежечасно наставлял, учил, воспитывал. К этому дню готовятся заранее: приводится в образцовый порядок территория и помещения училища, одежда воспитанников, составляется программа художественной самодеятельности.

Под торжественный марш духового оркестра, со знаменем, по ритуальной площадке проходит один круг весь состав училища, а затем классы занимают свои места. По команде военрука делают несколько шагов вперед те, кто прошел в этом строю последний раз. Выпускники по-армейски подтянуты, серьезны. Наступил час прощания. Звучат слова благодарности за хорошее воспитание...

И в дальнейшем связь с выпускниками не прекращается. Вот что писал Сергей И., ныне военнослужащий Советских Вооруженных Сил: "... Служится мне легко. Та закалка, которую я получил в училище, дала мне многое. Строгая, почти армейская дисциплина приучила меня к жизни по режиму, занятиям спортом, научила переносить тяготы и временные лишения. Большое спасибо всему педагогическому коллективу за ту закалку, которую я получил в стенах училища...". Писем приходит много. И в каждом - слова благодарности.

В этом году училище готовится отметить свое двадцатилетие. Всем выпускникам разосланы анкеты. Теплые, душевные слова звучат в ответах на вопросы. Вот некоторые из них:

1. Какое значение в Вашей жизни имело пребывание в спецПТУ? -

- Научился разбираться в людях, правильно оценивать свои поступки (Валерий А.).

- Если бы не училище, получился бы из меня хулиган, а сейчас я - уважаемый рабочий человек (Виталий К.).

- В корне пересмотрел свои взгляды на жизнь (Сергей П.).

2. Какие события, происходившие в училище, оставили наиболее яркий след в Вашей памяти?

- Отчет классов в честь Дня Победы (Михаил Б.).

- "Дни юнармейца"- (Станислав Л.).

- Конкурсы "А ну-ка, парни!" (Виктор К.).

- Суд над нарушителями дисциплины (Валерий А.).

- Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (Андрей К.).

- Смотр строя и песни (Дмитрий М.).

3. Ваши пожелания работникам училища?

- Делать всё, чтобы их воспитанники стали настоящими людьми (Андрей К.).

- Здоровья, успехов в работе, побольше требовательности (Михаил У.).

- Чтобы не было затруднений в их нелегком труде (Анатолий Т.).

4. Сможете ли Вы по нашему приглашению приехать в училище?

Ответ везде один: "Да, смогу", "Как только назовете дату", "Приеду с большим удовольствием", "Конечно, смогу", "Приеду обязательно".

Каждое слово, строка в письмах - подтверждение того, что в спецПТУ фундамент нового поведения был заложен основательно, что служба в Советской Армии и трудовая деятельность укрепили его.

Инженерно-педагогический коллектив интересуется судьбой своих выпускников, поддерживает связь с ними, с руководителями предприятий, на которых они работают, с командирами воинских частей страны.

Труд коллектива нелегкий, но почетный. И лучшая за него награда - благодарность выпускников и вот такие отзывы на имя директора училища:

"Отвечаю на Ваше письмо и сообщаю, что рядовой А. Н. К. за время службы в нашей гвардейской, орденоносной части показал себя старательным, дисциплинированным, исполнительным воином, хорошим товарищем, является образцом для своих сослуживцев в учебе, службе и общественной работе.

Это один из лучших водителей части. За достигнутые успехи в боевой и политической подготовке ему объявлена благодарность.

Выражаем Вам сердечную благодарность за воспитание таких защитников Родины!".

Много традиций в макеевском спецПТУ, и все они имеют одну цель - возвратить обществу всесторонне развитого человека, подготовить его к службе в рядах Советской Армии.

На территории училища стоит памятник Антону Семеновичу Макаренко. У его подножия - живые цветы. Эти цветы - не только дань глубокого уважения выдающемуся советскому педагогу. Это символ жизненности его идей, подхваченных и утвержденных творчески работающим коллективом.

Ответственный за выпуск О. В. Корнеева

Составители Т. П. Козлова, В. И. Ковалевский. Редактор Л. А. Быкова. Корректор О. В. Мигур (Донецк 1986).

Про "Макеевку" есть и: Школа трудового взросления. Донецк 1989 (не видел).

339015 Макеевка Донецкой обл., ул. Вяземского 18. СпецПТУ им. А.С. Макаренко. Колючая проволока, но внутри культурно и очень богато. Дир. Лопата Анат. Павл.

Фенченко Платон Николаевич. - Макеевское специальное ПТУ имени А.С. Макаренко в Донбассе - одно из десятков учебных заведений такого типа, где педагоги работают с подростками, находившимися ранее в условиях, когда у них устойчиво укоренились понятия о преимуществах грубой силы, насилия, бездушия, обмана, неуважения к старшим и младшим, сверстницам, пренебрежение к здоровому образу жизни... Перечень негативных привычек и убеждений можно продолжать, в том числе неуважение к учебе и культуре поведения, правопорядку, честному труду при ярко выраженном желании "красиво жить", без забот, расточительски. Наши воспитанники сродни воспитанникам макаренковски неорганизованных колонии, - уклонялись от учебы, бродяжничали, терроризировали ученический коллектив, окружающих, многие воровали и даже были участниками тяжких преступлений, за что следовало бы понести строгую уголовную ответственность. Все имеют большой стаж курения, многие пристрастны к алкоголю и наркотикам. Педагогический коллектив Макеевского специального ПТУ стабильный, учителя и воспитатели - с большим педагогическим, а мастера - с производственным стажем. К сожалению, не все в работе ладится, однако немало и достижений, и училище является объектом для изучения передового опыта работы. Важнейшую роль, как и в макаренковских коммунах, играют сложившиеся традиции: образцовый порядок, дисциплина, уважение ко всем без исключения, высокая культура, требовательность и другое. После присвоения училищу в 1988 году имени великого педагога и писателя А.С. Макаренко училище посетили многие воспитанники макаренковских коммун. Их встречи с воспитанниками и работниками - незабываемы, - без парадности, но содержательны, с большим взаимным интересом и обменом мнениями. По единодушным отзывам почетных гостей и многочисленных педагогических работников, в том числе и слушателей Республиканского института повышения квалификации инженерно-педагогических работников профессионально-технического образования, и по нашему собственному убеждению, успехами в работе мы обязаны, прежде всего, использованию многих канонов, составляющих основу воспитательной функции, заложенной в организм трудовой детской колонии имени М. Горького и в Коммуне им. Ф. Дзержинского. К сожалению, мы не можем в полном объеме повторить уникальный эксперимент А.С. Макаренко не только по субъективным причинам и прежде всего по решающей роли его педагогического таланта и безграничной самоотдачи, но и из-за иной материальной основы (окружающей жизни), когда растление психологии и убеждений подростков происходит не в условиях нужды и голода, а, в основном, в окружении обеспеченности и безответственности перед жизнью и обществом их близких и окружающих. Нам представляется, что повторение подвига А.С. Макаренко в учебно-воспитательных заведениях нашего типа - заветная, но, к сожалению, неосуществимая мечта подавляющего большинства педагогов и руководителей училищ. Как это здорово было бы иметь в училище воспитывающий коллектив, для которого основополагающими принципами стали дисциплина, порядок, радость созидательного труда, забота о младших и уважение к старшим, здоровый быт и тяга к знаниям! Но как это непросто - создать такой коллектив из сплошной массы отъявленных правонарушителей. С чего начать, как формировать и шлифовать ядро? Имея такое здоровое и активное ядро, мы все справились бы с любым испорченным прежними пагубными обстоятельствами индивидуумом. Да, в том-то и соль, что не кто иной, как именно А.С. Макаренко на деле, а затем и в литературных (ZT. и в научно-теоретических) своих произведениях показал, как это достигается в сложной среде. Со всей откровенностью А.С. Макаренко рассказал в деталях, как преодолевались трудности и исправлялись ошибки, велась непримиримая борьба с бюрократами в педагогике, на что в те времена решались единицы, рискуя всем. Его пример оказался в равной степени приемлем как в передовых капиталистических странах, так и в слаборазвитых, бывших колониях. Поэтому закономерно удивление и возмущение большинства педагогов, руководителей учебных заведений и макаренковедов, вызванное публикацией лженаучных извращений Ю.П. Азарова в романе-исследовании "Не подняться тебе, старик" и рекламной публикацией статьи в "Комсомольской правде" 20 октября 1989 г. "Перечитаем Макаренко". Да и можно ли иначе воспринять трансформацию известного педагога и писателя Ю.П. Азарова, который в ряде произведений 1980-х годов многократно опирался на А.С. Макаренко, и в то же время, подстраиваясь под веяние времени, вместе с некоторыми перерожденцами, через год-два уже обобщает-отождествляет все, что относится к довоенному времени, с тиранией Сталина, - и с этим отождествляется и А.С. Макаренко, хотя в классических произведениях этого всемирно известного педагога и писателя имя Сталина почти не упоминается. Сам же Ю.П. Азаров, наоборот, успел за 1983-84 гг. много раз сослаться на мудрые указания К.У. Черненко. Нет необходимости детально опровергать подтасовку фактов в произведениях Ю.П. Азарова. По нашему мнению, это квалифицировано и убедительно сделал воспитанник коммуны имени Дзержинского, председатель совета командиров дзержинцев и горьковцев Иван Игнатьевич Яценко на страницах журнала "Советская педагогика" в N 5 за 1991 год в публикации под рубрикой "Из редакционной почты" (стр. 154-58). Сам факт, что воспитанник трудкоммуны Дзержинского, очевидец тех событий, блестящим анализом показал несостоятельность "сочинения" доктора педагогических наук, зав. кафедрой педагогики Московского института культуры Ю.П. Азарова, - убедительно свидетельствует об уровне воспитания и чести в макаренковской коммуне, с одной стороны, и на кафедре указанного ВУЗ-а со стороны другой. Как же могло случиться, что педагог и писатель, - а эта категория людей обычно характеризуется высокой порядочностью и неординарностью суждений, - предпринял неудачную попытку опорочить, а следовательно, умалить яркий положительный вклад великого педагога и писателя А.С. Макаренко в нашу непростую действительность, отождествив ее с антигуманными, бесчеловечными методами управления страной? Убедительного оправдания таким поступкам нет, - разве что объяснить их сиюминутным желанием автора стричь купоны любым способом. Не лучше ли Ю.П. Азарову окунуться в жизнь, поработать или даже хотя бы побыть в среде воспитанников специальных школ или училищ, где все 100 % - воры и бродяги (это не те обездоленные малыши, с которыми он, Азаров, работал в школе-интернате). Не лучше ли Ю.П. Азарову послушать опытных педагогов, воспитателей и мастеров производственного обучения, и тогда уже попытаться дать, если получится, советы, более эффективные, чем дал всему миру Антон Семенович Макаренко. Заслуженный работник профессионально-технического образования Украинской ССР Фенченко Платон Николаевич. 03.02.1992.

--

В отношении богато живущих бывших беспризорников и правонарушителей обывателей "жаба душит" : http://zt1.narod.ru/herrio33.htm/#jaba
И http://zt1.narod.ru/bolshevo.htm/#jaba.
[Про инициированную А.С. Макаренко Олимпиаду художественной самодеятельности трудовых колоний и коммун НКВД УССР в 1936 г. ищи в файле http://zt1.narod.ru/a-s-mak5.htm.] Важно только, чтобы достаток был во много заработан производительным трудом самих ребят. / А.С. Макаренко, ПП-2003 из гл. "Награды" .. Жизнь коммунаров, обставленная хорошими спальнями, клубами, множеством воды и электричества, была счастливой жизнью, дышала уютом, довольством, мирными отношениями, и / - 649 - со стороны казалось, что коммунарам можно только завидовать. Многие и в самом деле завидовали .. / Дзержинцы появлялись на людях в хороших суконных костюмах, украшенных широкими белыми воротниками. У них был оркестр духовых инструментов из белого металла, и на их трубах стояли знаки знаменитой пражской фабрики. Коммунары были желанными гостями в рабочих клубах и в клубе чекистов, куда они приходили солидно-элегантные, розовые и приветливые. Их коллектив имел всегда такой высококультурный вид, что для многих голов, обладающих мозговым аппаратом облегченного образца, это обстоятельство послужило даже для сентенций, развенчивающих всю работу коммуны .. (с.648-9) / ZT. Важно только, чтобы достаток был во много заработан производительным трудом самих ребят. ZT. И если государства и общества не хотят "обогатить" себя квартирными ворами и тому подобной достаточно массовой публикой, то, памятуя о том, что "скупые платят восторо", эти государства и эти общества должны не жалеть тратить серьезные финансовые средства на создание таковых исправительных "раев на земле" для подростков. Ибо, повторяю, других-то действительно плодотворных путей в исправительном деле - просто нет…

Вставка 15.08.2009. Из http://ztnen.livejournal.com/7044.html:

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

> если бы было с жёсткой дисциплиной учебное заведение, я бы его отдала. Но никто таких учреждений не откроет. Их в системе образования не существует.
ZT. Строгая дисциплина, конечно, нужна, но дело обстоит более обще:
для подростков "оболтусов" сочетания "обычная семья – обычная школа" просто не адекватны:
природа их жаждет и требует иной структуры бытия:
той структуры бытия, которая до и после 1917 года, увы, именовалась:
"исправительная колония".
Вот этот неправильный эпитет: "исправительное"
1) шельмовал замечательную структуру и
2) отпугивал от неё (от пригородной школы-хозяйства) и ребят, и педагогов,
и вот это-то историческое предубеждение и надо прорвать.

"Знание и труд" Симбирск, РНБ П28/503 1921,2. Мирандов Александр Федорович ( http://zt1.narod.ru/doc/mirandov.doc. ) .. В нормальных школах и детских домах Симбирска, особенно среди воспитанников, циркулируют самые невероятные толки о нашей школе, вызванные в большинстве случаев запугиванием воспитателями своих непокорных воспитанников "Максимовкой" в тех случаях, когда другие меры педагогического воздействия не оказывают влияния .. В конце концов мне пришлось обращаться с просьбой в Губоно об издании по всем интернатам и детским домам распоряжения о том, чтобы из числа мер педагогического воздействия была совершенно исключена угроза "Максимовкой" .. Название "трудовая колония" более соответствует типу и характеру нашего учреждения, но нам приходится открещиваться и от этого названия, так как колония ассоциируется с названием прежнего учреждения - колонии малолетних преступников, и слово колонист для наших воспитанников, как синоним профессионального любителя чужой собственности, кажется оскорбительным подчеркиванием принадлежности их к определенной категории несовершеннолетних ..
Мирандов А. Ф. .. Характер работ воспитанников, - имеющееся школьное хозяйство, наличие садов, огородов, покоса и пахотной земли, обслуживание хозяйства собственными мастерскими, - дают полную надежду Школьному Совету в недалеком будущем осуществить свое желание - реорганизовать школу нравственно-дефективных детей в Школьный детский Совхоз, присвоив ей именно это название, тем более, что настоящее наименование школы на более сознательных воспитанников действует угнетающим образом ..

http://zt1.narod.ru/kurgn_33.htm РАЙОННЫЕ УПК ПРЕОБРАЗОВАТЬ В КУРГАН-33. "Нар. обр" 1992,3-4 [и: В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОТИВ ГОРОДСКИХ ПТУ-ОБЩАГ УГ 1994,5].
И другое столь же важное и близкое к тому ..

Всем и каждому, кому приходится заниматься подростками и юношами, возиться с подростками и юношами, полезно и, пожалуй, профессионально совершенно необходимо познакомиться с кн. : Витченко Ст. Ст. Дорогие наши мальчишки. Л.1978. Со временем я, ZT, представлю фрагменты из нее на этом моем сайте.

Переписка Макаренко с женой, т.1 М.1994 Макаренко жене 15-16.05.1928 .. Скверно или хорошо, что нам так не хочется быть в разлуке? С каких пор Солнышко стало задаваться такими вопросами? Если бы я не боялся надоесть тебе, я голосовал бы всегда против разлуки. Но я очень угрюмый и однотонный человек. Я уверен, что нужно будет тебя увозить от меня на некоторое время, чтобы твоя душа могла отдохнуть от однообразного жужжания моей личности. Только в этом смысле, как организатор, я признаю разлуку .. (с.72).

ZT. Обратите тут внимание на самохарактеристику А.С. Макаренко главного в себе : Я КАК ОРГАНИЗАТОР. Но Макаренко ведь не был да и никогда не стремился быть организатором, скажем, СССР, не был да и никогда не стремился быть организатором, скажем, Украины или России, и ясно, что именно в работе ЛОКАЛЬНОГО СТРУКТУРНОГО ОРГАНИЗАТОРА А.С. Макаренко, - не просто правильно, а в высшей степени правильно, - видел 80%-ую суть и 80%-ый смысл истинных так сказать локально-учрежденческих и локально семейных воспитаний и перевоспитаний.

Прыг на главную ZT-web-страницу.