КОНФЕРЕНЦИЯ 1959 г. ПО ПРОБЛЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ В ТРУДЕ"http://zt1.narod.ru/doc/Rubejovskaya-i-Rijskaya-do-1917.doc Рубежовская и Рижская колонии до 1917.

ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.


Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

Идеал дурня из дурней Иисуса Иосифовича Христа - бывший заведующий Куряжа, а не А.С. Макаренко.
1) ПП-2003 из гл. Передовой сводный .. Из города прикатывает на извозчике заведующий. Я смотрю на его тупое, бесцветное лицо и думаю: собственно говоря, его даже и под суд нельзя отдавать. Кто посадил на ответственейшее место заведующего - это мелкое, жалкое существо? Какой дурак мог устроить такую глупость? .. (с.448).

2) Заведующий (организатор, лидер) истинно макаренковского пригородного рабоче-крестьянского корпуса должен быть подобен Валентине Ивановне из "Коротких встреч" (http://zt1.narod.ru/kino_60x.htm) Киры Георгиевны Муратовой. Мое, ZT, страстное увлечение "Короткими встречами" с 1968 года было предтечей моего еще более страстного увлечения Антоном Семеновичем Макаренко с 1978 года.

О каких по роду людях идет речь? А.С.М. о них в ПП-2003, начало гл. Бытие писал так: На другой день в два часа заведующий Куряжем высокомерно подписал акт о передаче власти и о снятии всего персонала, сел на извозчика и уехал. Глядя на его удаляющийся затылок, я позавидовал лучезарной удаче этого человека: он сейчас свободен, как воробей, никто вдогонку ему даже камнем не бросил. Завтра он приступит к "работе" на новом месте, а если кто-нибудь попытается отравить его, то будет подлежать уголовной ответственности, как за умышление на жизнь человека. За его спиной я вижу белоснежные крылья безответственности, позволяющие человеку грациозно парить над миром и безнаказанно действовать голосовыми связками, которые по трагическому недосмотру мироздания в стандартном порядке вставляются в каждую глотку. Такие крылья есть у всякого. Будущая наука о человеке докажет, что чувство ответственности - явление не социального порядка, а биологического. Если у вас не выросли вышеуказанные крылья [парящей безответственности], вы тяжело передвигаетесь между куряжскими персонажами и у вас сосет под ложечкой.

У меня нет таких крыльев, поэтому я тяжело передвигаюсь между земными персонажами Куряжа, и у меня сосет под ложечкой .. (с.459).

3) Кроме того, заведующий (организатор, лидер) истинно макаренковского пригородного рабоче-крестьянского корпуса должен всей душой ненавидеть

"чинных чиновников ангельской лиги" (из Маяковского),

и кроме того помнить, что эти самые тов. Зои = эти самые тов. Н.К. Крупские = эти самые тов. В.А. Сухомлинские = эти самые

чинные чиновники ангельской лиги

будут при жизни во всю совать вам палки в колеса и грозить тюрьмой, а после вашей смерти эти же самые сволочи (тов. Зои = тов. Крупские = тов. Сухомлинские) будут усиленно приписывать вам "теорию винтиков" и вообще всяким и разным образом с ю-азаровским упоением поливать вас грязью…

Н.К. Крупская интуитивно предчувствовала будущий приход к власти своего мужа и .. пред-приготовляла себя к тому, чтобы после прихода мужа к власти ей (Крупской) заняться в переустройстве общества педагогической сферой. И вот до 1917 года Крупская лет примерно 10 усиленно читала тьму текстов по истории педагогики и психологии, копила в этом эрудицию, думая что эта вот эрудиция вооружит ее (Крупскую) для будущей глобально-педагогической деятельности. Но ей (Крупской) это пошло только во вред: она с головы до пят лишь обросла - как тиной - вековыми педагогическими предрассудками. И точно также в педагогических вузах во вред студентам идет изучение истории педагогики и психологии: они (студенты) лишь обрастают - как тиной - вековыми педагогическими предрассудками.

А.С. Макаренко. "Педагогическая поэма" ИТРК М. 2003, из гл. Бытие .. Не давать обедать, - предложил Кудлатый. / - Нет, - сказал я. / - Как "нет"! - закричал Кудлатый. - Собственно говоря, чего нам здесь сидеть? На поле бурьян какой, даже не вспахано, что это такое? А они тут обеды себе устраивают. Дармоедам воля, значит, или как? .. / .. Волохов произнес такую речь: / - Пахать надо? Сеять надо? А какого чертового дьявола сеять, когда у них ничего нет, даже картошки нет! Черт с ними, мы и сами посеяли бы, так ничего нет. Потом… эта гадость всякая, вонь. Если наши приедут, стыдно будет, чистому человеку ступить некуда .. (с.464).

Нагорная проповедь — собрание изречений Иисуса Христа в евангелии от Матфея в главах с 5 по 7. Матф 6:25. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи (ZT. Из этого софизма вытекает, что можно вообще не есть?) и тело - одежды? 26. ВЗГЛЯНИТЕ НА ПТИЦ НЕБЕСНЫХ: ОНИ НЕ СЕЮТ, НИ ЖНУТ, НИ СОБИРАЮТ В ЖИТНИЦЫ ..

Фрагмент с http://ztnen.livejournal.com/552.html.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

- Иосиф Залманович Гликман! На макаренковском 1-5 апр 2006 г. в Москве у Вас в двух выступлениях традиционное выстраивание. - Во всю, мол, историю были и есть а) авторитарная педагогика (перечисляются ее признаки) и б) демократическая педагогика (перечисляются ее признаки). Это суть противопоставление двух _конструированных за письменным столом_ типов. 1) Оно : бесконечно затаскано, 2) Оно : весьма упрощенно отражает реальную сумбурь в историко-педагогической практике. 3) Оно : слишком облегчает оценки в педагогике, - достаточно, мол, по тем или иным видимостям с кондачка пришпилить то или иное из опыта прошлого к упомянутым а) или б), и вот вам весь "анализ", скажем, опыта А.С. Макаренко. То есть, указанное тут мною, ZT, (донельзя огрубляющее и донельзя же затасканное) противопоставление двух указанных (конструированных за письменным столом) типов - открывает зеленый свет "юриям азаровым" всех времен и народов. А этим и этаким пошлякам из пошляков вовсе не стоит = вовсе не следует открывать зеленый свет…

--

Воспитание - штука а) диалектическая и, главное, б) _прагматическая_, и оно (воспитание) не должно ни влюбляться в либерализм, ни ненавидеть так называемый тоталитаризм, и обратно, бо (! помимо аспектно многого разного !) : когда и сколько для дела нужно свободы, тогда и столько даем эту самую свободу, а когда и сколько для дела нужно "тоталитаризма", тогда и столько даем этот самый "тоталитаризм". Педагогика как любое дело должна давать результаты, и если для этого потребуется авторитарность, то педагог не должен ее (нужную авторитарность) исключать из своего инструментария. Ни авторитарность, ни либерализм не самоценны. Самоценен ПРАГМАТИЗМ, то есть результативность работы.

Фетишизация - и колеса прогресса. - Неавторитарщики типа Н.К. Крупской подобны религиозникам: и там, и там фетишизация пути, фетишизация способа, фетишизация метода - вне всякой реалистической оценки их действительной = их реальной плодотворности, вне всякой реалистической оценки их действительных и конкретных результатов.
Как: буду фетишизно верен Сталину, хоть он (Сталин) совершает 1000-чи ошибок и вставляет 1000-чи палок в колеса прогресса.
Буду фетишизно верен такой-то религии, хоть она (конкретная или всякая религия) совершала и совершает 1000-чи ошибок и вставляла и вставляет 1000-чи палок в колеса прогресса.
Буду фетишизно верен так называемой неавторитарной = с-соловейчиковской педагогике, пусть хоть она совершает 1000-чи ошибок и вставляет 1000-чи палок в колеса прогресса.

--

Переписка Макаренко с женой, т.1 М.1994 Макаренко жене 20-21.05.1928 .. Коммуна Дзержинского 20/V 28. 9 ч. вечера .. Ну и качает же, Солнышко, на моем пароходе! Даже дух захватывает. Читали "Комсомольскую правду" от 17 мая, как меня Крупская разделала по статье Остроменцкой (http://zt1.narod.ru/ostrmenc.htm), как по нотам? Я начинаю приходить в восторг - шельмование во всесоюзном масштабе. На съезде заведующих в Ахтырке меня крыли - алла, как рассказывает Жорж. Особенно Дюшен и Довгополюк. Но братишки заведующие, на моей стороне, даже прослезиться можно. / Впрочем, ей богу об этом не стоит говорить. Это все бульбочки на болоте, я так это прекрасно знаю .. (с.80).

А.С. Макаренко т.8 М.1986, 20.10.1938 .. Если бы мне дали такую школу, как у вас, я обязательно наладил бы там производство, вы не представляете себе, как это прекрасно, когда ребята делают нужные вещи (с.182; см. там и с.18).
Макаренко т.4 М.1984, 08.02.1939 .. Если бы у меня была школа, я бы, кажется, на части разорвался, но что-нибудь стал бы делать (с.302; см. там и с.361).
РГАЛИ, ф. 332, оп. 4, ед.хр. 186. А.С. Макаренко. 1 марта 1939 г. .. Стенограмма, лл.68-69 .. Дети с 14 лет должны принимать участие в производительном труде. Труд очень увлекает детей, и я уверен, что наша будущая школа будет с участием производительного труда…
Макаренко т.1 М.1983, 24.08.1922 .. Не труд-работа, а труд-забота (с.11).

Но! -

В математике есть принципиально не берущиеся интегралы. Задача оптимизации привычной общеобразовательной школы - это принципиально НЕ берущийся "интеграл", и одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,

тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,

превращения рутинного "воспитания" в ВОСПИТАНИЕ ВСЕРЬЕЗ – не даст.

В пригородном интернате есть сосредоточенность, но её (сосредоточенности) нет в привычной общеобразовательной школе.

.. ZT. НО !!!!!
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc
Малая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !). ..

А.С. Макаренко т.1 М.1983 ".. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах .." (с.13),

и так и останется в привычной общеобразовательной школе, - одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,

тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,

сосредоточенности, а значит и ВОСПИТАНИЯ ВСЕРЬЕЗ, не даст.

Конечно, устройство пригородных интернатных школ-хозяйств как добавки к семейному

1) требует серьезной подготовки квалифицированных макаренковских кадров,

2) требует серьезного финансового и капитально-строительного обеспечения,

3) требует серьезного информационного обеспечения,

к чему последнему лично я, ZT, и стремлюсь...

См. и: http://zt1.narod.ru/01-da-da.htm
Учебная старательность дружит с трудом
.

Из http://zt1.narod.ru/ivanov-i.htm .. "Коммунарская методика" - это всего лишь клубы общения. Собираются вместе и поют часами. Это какими же надо быть бездельниками !, как надо не ценить свое время ! + Посреди недели едут на молокозавод мыть бутылки. И.П. Иванов и С.Л. Соловейчик, наверное, думали, что потратить полдня на езду, поехать в захламленную шарагу, о которой за день знать не знал, а через день забыл - это и есть "трудовое воспитание", "труд-забота" и "тоже Макаренко"!
Картинка с натуры: галочно-отметочное в "педагогике". - С. Соловейчик в дифирамбах "коммунарской методике" Иг. Петр. Иванова: "Кто хочет - едет на молочный завод мыть бутылки". ГАЛОЧКА НАПРОТИВ ПУHКТА О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ СУПЕР-"ТЕОРЕТИКОМ" "ПЕДАГОГИКИ" КРЕТИHОМ И ИДИОТОМ С.Л. СОЛОВЕЙЧИКОМ ПОСТАВЛЕННА !
Вообще многое, а не только лишь идею трудового воспитания, губит галочность (от слова "галочка"). Картинка с натуры (10.10.97): выгнали класс на улицу убирать из луж и с газонов на территории школы опавшие листья, и двое мужиков-"воспитателей" стоят в сторонке, беседуют о своем. И не смотрят, чем ребята занимаются-то. Отстояли, беседуя, минут 20, оглянулись, ребят нет, все куда-то ушли, лопаты брошены где попало. "Воспитателей" же ничего не колышет; даже не посмотрели, что ребята сделали-то. Собрали лопаты и грабли и ушли. Такое "трудовое воспитание" лишь вкореняет в ребят разгильдяйское отношение к труду. Выйти с граблями и лопатами, помахать ими, потолкать друг друга, что-то там кое-как и кое-где поскрести, бросить лопаты и грабли где попало и пойти:
ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУД"? ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ" ? - HЕТ, ЭТО ПРОСТО КРЕТИHИЧЕСКАЯ = С-СОЛОВЕЙЧИКОВСКАЯ "ПЕДАГОГИКА" !
А.С. Макаренко т.4 М.1984 .. Был [идеальный, и в частности потому, что без зарплаты, в коммуне им. Дзержинского приблизительно в 1930-1931 гг.] период, когда все мои коммунары работали уже на настоящем производстве, т.е. была такая организация, в которой был промфинплан, стройный порядок .. не энтузиазма штурма и не энтузиазма ближайших целей этой шестидневки или этого месяца, а энтузиазма спокойного, ровного, видящего далекие перспективы коллектива .. Я сейчас могу отбросить другие положения и считать, пожалуй, их негативными положениями трудового воспитания. Это такие положения, когда нет производства, когда нет коллективного труда, а когда есть отдельные усилия, т.е. трудовой процесс, имеющий целью дать якобы трудовое воспитание .. Во всяком случае, я уверен, что труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания .. (с.180-1).
ZT. В слесарном деле всё опошляет т.ск. "галочный подход". Болт вылезает из гнезда? - А я сейчас распорку поставлю. И вбивает гниль какую-то, но (!) : галочка бракоделом поставлена: В педагогике же, в социальной работе галочный подход - ну просто доминирует. Трудовое воспитание? .. а вот ребятки жёлуди собирали .. а вот у нас мастерская .. даже 3 молотка ...

Интеллектуалы и рабочие суть два крыла общества, не один, а оба эти крыла требуют развития и воспитания.

Немец Вильгельм 1-й и русский М.И. Калинин, унисон. -
From http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Гром грянул в Германии. Император Вильгельм I (1797-1888) заявил: "Школа не дала того, что от нее ожидали". Больше всего досталось филологам, которые настаивали на изучении древних языков. В результате школа создала "беспочвенников, неудачников". Вспоминая свои школьные годы (император учился в обычной гимназии Касселя) отец немецкой нации поведал, что он, будучи гимназистом, семь часов проводил за домашними заданиями и шесть часов в классе. Что касается латинских сочинений, то на дюжину их не было одного, которое было бы написано самостоятельно. Особенно беспокоило императора здоровье школьников. ".. В школах 74 % близоруких! Когда я учился в Кассельской гимназии, то преподавание велось в хорошо проветренной зале, по особому желанию моей матери; и вот из 21 моего товарища 18 носили очки". Император потребовал коренной реорганизации школьного дела : чтобы оно помогало "борьбе за жизнь" ..
Фролов Анат. Арк. А.С. Макаренко в СССР, России и мире .. Н. Новгород 2006 .. Коренной недостаток общего образования в 1947 г. отметил М.И. Калинин: из школ выходят молодые люди, которые рассматривают физический труд как “что-то зазорное и унизительное. Считаю это крупнейшей ошибкой. Мы делали революцию, чтобы свергнуть бездельников и тунеядцев, а тут растут новые бездельники и тунеядцы. Нет, это нетерпимо” (Калинин М.И. О коммунистическом воспитании. М., 1947, с. 100, 103). Он говорил, что школа слишком “обинтеллигенчивает” молодежь (с.70).

Мартинсон К. "Перепроизводство" интеллигенции и состояние высшего образования в буржуазной Эстонии. "Коммунист Эстонии", 1956, № 6, стр. 23-30. ZT. Еще не смотрел.

См. и: http://zt1.narod.ru/raboch-5.htm

Фролов Анат. Арк. А.С. Макаренко в СССР, России и мире .. Н. Новгород 2006 .. Фидель Кастро .. в докладе на Национальном конгрессе образования и культуры (1971 г.): "Система образования, когда находящиеся на полном обеспечении школьники заняты только учебой, формирует прежде всего плохого ученика. Второе: она формирует неуравновешенного ученика. Человеку, который целый день учится, вскоре надоедает учеба. И третье: при такой системе мы готовим образованного человека, не связанного с трудом, с производством материальных благ. Именно такое образование получали дети из буржуазной семьи в прошлом. / И если мы сейчас не создадим новый тип школы, то дети наших рабочих будут воспитываться так же, как воспитывались когда-то дети буржуазии" (ж. "Куба", 1971, сент., с.9) (с.162).

ZT. Двухчасовой производительный ежедневный ТРУД-ЗАБОТА (великое нововведение Макаренко в политэкономию) ни в коем случае не помешает учебе ребят. Наоборот, развращенные вампиловскими (http://zt1.narod.ru/vampil01.htm) ЛАКУНАМИ УЛИЧНОГО БЕЗДЕЛЬЯ учащиеся переносят свою разболтанность в класс и школу и: СТАНОВЯТСЯ ПРОКЛЯТИЕМ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ. Зарабатывающие (не только зарплату, но и сам доход) дети и подростки становятся серьезнее, солиднее, собраннее. Так что производство в школе - детский соразмерный хозрасчетный труд - не конкурент и не риф для учебы, а ее спасатель! / В принципе: дети и подростки безработными ни в коем случае быть не должны! / И в то же время - А.С. Макаренко в т. 1 М.1983 с.100-101 по-Некрасовски против _отупляющего_ детского труда .. "Эксплуатация детского труда в Западной Европе, достигающая очень большой степени, конечно, никогда не оправдывались в серьезной педагогике как воспитательное средство. Наше увлечение производственно-трудовым воспитанием, развившееся у нас, конечно, без всякого влияния Европы, тем более не должно доходить до идеи использования нашего детства как производственной силы". ZT. Это к теме: "Осторожней с детским трудом!". Но быть осторожней с детским трудом - это не значит совсем исключить его.

Международные макаренковедческие исследования .. на Востоке и Западе. Сб. Н. Новгород, 1994. - Р. Эдвардс, преп., Университет Лойола в Чикаго (США). .. Он [Макаренко] успешно интегрировал в повседневной жизни детей все основные виды их деятельности: школьное учение, производительный труд, творческое использование свободного времени, физические и военные упражнения (с.82) .. И в заключение - слово Роберту Улиху: .. ".. Много молодых обитателей трущоб целыми днями сидят на порогах полуразвалившихся домов или на скамейках во дворах современных микрорайонов, воплощая собой картину одиночества, ожидая прибытия своего "коллектива" или появления того, чего они еще не знают. Такая молодежь готова отозваться на требование от нее жертвы для любого авторитета, но только не школьного учителя (как это было и во времена Макаренко) .." (с.86). ZT. На это ценное. - Элитарщики в педагогике пусть обслуживают буржуазию, а мы, демократы, призваны воспитывать рабоче- крестьянских детей (ZT. молодых обитателей трущоб, см. выше). Мы не враги буржуазии и не враги элиты, мы просто работаем в другой сфере. И если какой-либо буржуа захочет отдать своего ребенка в наш по Макаренко поставленный и по Макаренко ведомый ( см. http://zt1.narod.ru/metodika.htm ) рабоче-крестьянский корпус - мы такому отцу не откажем. И если какой-либо выходец из нашего рабоче- крестьянского корпуса станет потом преуспевающим буржуа - мы и этим будем гордиться. То есть, наш демократизм хотя и рабоче- крестьянский, но тем не менее не антибуржуазный и даже не антиэлитарный.

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com/552.html.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

Ленинградское отделение научного общества педагогов и Ленинградский научно-исследовательский институт педагогики АПН РСФСР

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ В ТРУДЕ"

Тезисы докладов. Ленинград 1959 г.

Н.А. Лялин (Ленинградский Педагогический Ин-т им. Герцена) ВОПРОСЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ А.С. МАКАРЕНКО

А.С. Макаренко, во-первых, удалось осуществить соединение обучения с производительным трудом, и, во-вторых, на основе этого принципа он связал воспитание в труде с воспитанием в коллективе. Вопросы трудового воспитания, как и вопросы воспитания в коллективе, занимают центральное место в педагогическом творчестве А.С. Макаренко.

Важно подчеркнуть, что труд выдвигался А.С. Макаренко как всеобщий элемент воспитания, обязательный для всех возрастов, начиная с дошкольного, обязательный также для всех форм и организаций воспитания, для школы и семьи, что соответствовало единству и целостности воспитания. Высшим видом труда Макаренко считал труд производственный ("не просто трудовое, а производственное воспитание"), к тому же труд производительный, общественно полезный, в его современных технических формах, с применением зарплаты и самоокупаемости, как полной, так и частичной. При всем этом, Макаренко ничуть не принижал значение всех других видов труда. Он только настаивал на их сочетании и разумной педагогической организации, на конкретном подходе к ним, на жизненной значимости и общественной полезности труда детей.

Макаренко придавал огромное значение нравственно-воспитательной стороне труда, его мотивационной основе, воспитанию коммунистического отношения к нему, привычки к трудовому усилию. В производственном труде он ценил его влияние на выработку характера и черт личности. В общественно полезном труде, в хозяйственной деятельности и в экономических связях детского учреждения, в самих условиях производства Макаренко видел могущественное средство связи воспитания с жизнью, средство широкого общественно-политического и нравственного воспитания. Но выполнить свою роль как могучего средства воспитания труд может лишь в том случае, если трудовое воспитание выступает как часть общей системы воспитания. Труд без идущего рядом образования, политического и нравственного воспитания - нейтральный в педагогическом отношении процесс.

Особенно важно подчеркнуть, что вопросы организации и воспитания коллектива нельзя правильно решить вне трудовой и производственной деятельности его членов, вне их производительного труда, вне производственно-трудовой базы. В то же время многие работы, посвященные проблеме коллектива, страдают односторонностью, рассматривают данную проблему в отрыве от вопросов труда, в особенности от производительного труда.

Н.П. Долгобородова и Е.С. Ходькова (Ленинградский педагогич. Ин-т им. Герцена) ВОПРОСЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ.

Трудовое воспитание и подготовка к практической деятельности детей в школах-интернатах, как показывает опыт школ-интернатов г. Ленинграда и области, осуществляется путем включения школьников в различные виды труда (бытовой, общественно полезный и производительный).

Занимая большое место в жизни детского коллектива школ-интернатов, бытовой труд не является основным видом труда в воспитании детей и подготовке их к практической деятельности. Основным видом труда в жизни детского коллектива школы-интерната является общественно-полезный труд, который спаивает учащихся в единый дружный коллектив. В процессе общественно полезного труда формируются качества коллективиста-общественника, организатора, развивается самодеятельность и инициатива учащихся, чувство долга и ответственности и другие нравственные качества.

Школы-интернаты включают воспитанников в производительный оплачиваемый труд. Наиболее распространенными формами такого труда в настоящее время являются работы в совхозах, на стройках, помощь подшефным предприятиям и др.

Организация и руководство трудовым воспитанием в школах-интернатах осуществляется педагогическим коллективом совместно с активом детских организаций (совет коллектива, комсомольская и пионерская организации). Основным трудовым коллективом является класс-отряд, звено. Кроме того, для выполнения отдельных трудовых заданий создаются временные бригады (одновозрастные или разновозрастные). Широко используется соревнование и показ положительного опыта через печать, выставки, конкурсы, общешкольные линейки, сборы и различные формы внеклассной работы.

З.Ф. Ефименко (Ленинградский Университет имени А.А. Жданова). ЗНАЧЕНИЕ БЫТОВОГО ТРУДА для формирования коллектива учащихся I-II классов школы-интерната

Особый строй жизни детей в школе-интернате обусловливает усиление воспитательного влияния на детей бытового труда, и в первую очередь - на формирование коллектива учащихся. Бытовой труд в интернате перерастает рамки обычного бытового труда в семье и в некоторых отношениях приобретает качества общественно полезного труда. Наряду с рядом трудовых действий, направленных на самообслуживание учащихся в школе-интернате, уже в младших классах важное значение имеют и трудовые действия, удовлетворяющие потребности всего коллектива (коллективная уборка игрового помещения, спален, класса, украшение класса, спален к праздникам, коллективное изготовление подарков, дежурства учащихся по спальне, в классе, в столовой и т. д.). Изучение трудовой деятельности детей в школе-интернате привело к выводу, что учащиеся I-II классов гораздо охотнее занимаются обслуживанием самих себя, когда этому виду труда придают общественно значимый характер. Наблюдения за детьми I-II классов школы-интерната в условиях трудовой деятельности показали, что бытовой труд, включающий самообслуживание, является очень действенным фактором сплочения коллектива учащихся и в известной степени обеспечивает более быстрое прохождение стадии становления коллектива. Специально проведенный эксперимент показал, что: формированию коллектива способствует оценка трудовой деятельности отдельных учащихся учителем и воспитателем и другими членами коллектива. На этой основе возникает способность у всего коллектива к оценке трудовых действий своих товарищей и в дальнейшем возникает оценка своего собственного труда (самооценка) у отдельных членов коллектива. Можно установить наличие индивидуальных и типических особенностей в восприятии отдельными учащимися оценки воспитателя, учителя и коллектива учащихся и во влиянии этой оценки на дальнейшее развитие трудовой деятельности и установление коллективных отношений у учащихся.

Ю.И. Колосов К.Д. Ковальчук (Школа N 195 г. Ленинграда). НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДА.

Включение учащихся в систематический производительный труд на производстве должно являться органическим продолжением всей работы коллектива школы по соединению обучения с производительным трудом, воспитания у учащихся сознательного отношения к труду. Работа по самообслуживанию и благоустройству школы, оборудование кабинетов, работа в мастерских и другие виды трудовой деятельности учащихся являются подготовительным этапом к работе учащихся на производстве. В результате трудовой деятельности у учащихся воспитывается дисциплина труда, дисциплина преодоления трудностей, воспитывается внутренняя дисциплина и чувство ответственности.

Труд учащихся на производстве является действенным средством воспитания у них коммунистического отношения к общественной собственности.

Важнейшим итогом приобщения учащихся к систематическому производительному труду является сознательное отношение их к жизни, к своему будущему.

Доклад Юрия Ивановича Колосова 03 апреля 1957 г. ищи в: http://zt1.narod.ru/doc/149-i-195-shkly.doc.

Л.А. Высотина (Ленинградский НИИ педагогики). ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

В силу повышенной утомляемости и эмоциональной подвижности у младших школьников легче формируется устойчивое положительное отношение к разовым и кратковременным трудовым заданиям и труднее - к выполнению длительных, повседневных трудовых обязанностей. Это вызывает трудность воспитания у детей способности к длительному, устойчивому трудовому усилию и привычки к труду. Отсюда особенно большое значение для воспитания трудолюбия у младших школьников приобретает: а) насыщение всех моментов режима жизни ребенка, начиная с первого класса, необходимым и посильным бытовым и ручным трудом; б) систематическое и последовательное увеличение самостоятельности детей в самообслуживании дома и в школе и в оказании помощи взрослым, всемерное стимулирование труда детей по их собственной инициативе; в) облегчение для детей сохранения постоянства трудовых усилий путем всемерного внедрения игровых форм организации их жизни и труда; г) обеспечения яркого, преимущественно положительного, эмоционального переживания процесса и результатов труда; д) особенно большое значение для активизации и воспитания трудового усилия у детей имеет участие взрослых в их труде и общение с ними в процессе трудовой деятельности.

Воспитание у детей трудолюбия и привычки к труду в начальных классах создает благоприятные предпосылки для решения задач нравственного и трудового воспитания на последующих ступенях, предупреждает развитие лени и иждивенческого отношения к жизни, привычки к опеке и пассивности, которые в более позднем возрасте преодолеваются с гораздо большим трудом.

Л.М. Зюбин (Ленинградский институт педагогики). ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ У ПОДРОСТКОВ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ.

1. Воспитание отношения к труду тесно связано с формированием способности к труду - такой системы взаимосвязанных качеств, которые определяют готовность ученика к доступному для его возраста труду и проявляются в основных ситуациях его трудовой деятельности.

В работе С.М. Шабалова, А.Н. Яворского, В. Белоусова, К.Ю. Цирруля, В. Шуманова, М.И. Рябцева, В.Н. Мясищева и др. содержатся отдельные указания на: содержание способности к труду и условия ее формирования.

2. Один из показателей способности к труду - количество полезно израсходованного на работу времени. Такое время работы в учебных мастерских постепенно возрастает у учащихся Y-YII классов. Увеличивается также протяженность непрерывной работы. При этом вскрывается различие между хорошо и плохо успевающими по труду учащимися.

3. Работа в мастерских связана с преодолением различного рода физических и интеллектуальных трудностей. Это - одно из важных обстоятельств, способствующих формированию волевых качеств у детей. Правильное преодоление безволия, различных случаев невыдержанности у учащихся возможно лишь при умелом сочетании фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

4. Отношение к труду проявляется в особенностях внимания учащихся. Организуя труд слабо успевающих детей, не допуская неправомерных отвлечений от работы, учитель способствует укреплению внимания учащихся и, в связи с этим, их работоспособности. Исключительно важную роль при этом играет обучение правильному распределению работы во времени, правильному чередованию видов работы.

5. Большое значение в формировании у детей отношения к труду имеет правильная постановка цели работы и последующая оценка ее качества и времени, в течение которого она выполнена. Важно сопоставление качества изделия и процесса его изготовления.

6. Своеобразное и очень важное средство воспитания отношения к труду - организация коллективной работы детей в учебных мастерских. Начинаясь обычно с частных случаев взаимопомощи, она перерастает постепенно в совместную работу над каким-либо одним относительно сложным изделием.

7. Воспитательное значение труда в мастерских обусловлено материальным характером результата труда (изделия), что хорошо осознается детьми; это смысл их труда, его значение, показатель успешности овладения трудовыми умениями и навыками в условиях коллективной работы класса. Поэтому серьезное значение имеет не только содержание и организация учебно-трудового процесса на каждом этапе практических занятий, но и умелое подведение его итогов - в доступной, понятной для ученика форме.

А.К. Бушля (Ленинградский институт педагогики). УПРАЖНЕНИЕ УЧАЩИХСЯ-ПОДРОСТКОВ В НРАВСТВЕННОМ ПОВЕДЕНИИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА.

Общественно полезный труд представляет широкие возможности для упражнения учащихся в поведении и ставит их в такие условия, в которых успешно осуществляется формирование нравственных качеств личности, требуемых советским обществом. Успех упражнений зависит от правильного педагогического руководства, учитывающего возрастные особенности учащихся, их склонности и интересы и осуществляющего преемственное и перспективное развитие накопленного учащимися нравственного опыта поведения. Исследование применения упражнения учащихся в нравственных поступках в процессе общественно полезного труда было организовано на базе YI-YII классов школ NN 371, 167 и 193 Ленинграда в 1957-58 учебном году. Опытной проверке подлежали два вида упражнения: а) коллективное планирование общественно полезного труда, б) взаимопомощь в процессе труда. Исследование показало, что участие в коллективном планировании содействовало приобретению учащимися некоторых полезных навыков подхода к осмысливанию поставленных трудовых задач на основе интересов коллектива, проявлению инициативы и самостоятельности, позволило лучше психологически подготовиться к предстоящему труду, способствовало самостоятельному характеру труда, являющемуся важной предпосылкой более быстрого образования полезных привычек.

Исследование вопроса о взаимопомощи в труде как одного из видов упражнения учащихся в нравственных поступках показало, что для его наиболее рационального педагогического применения необходимы следующие условия:

1) Подчинение взаимопомощи общей цели коллективного труда.

2) Обмен трудовым опытом в процессе взаимопомощи.

3) Добровольный характер взаимопомощи, вытекающий из осознания членами коллектива необходимости быстрее и лучше добиться выполнения общих трудовых обязательств.

4) Общественное мнение, созданное в коллективе вокруг взаимопомощи, поддержка и одобрение ее коллективом.

5) Польза от взаимопомощи для индивидуального развития каждого члена коллектива.

6) Осуждение в коллективе тех его членов, которые, пользуясь помощью, сами не проявляют должной активности, т. е. присваивают себе труд других.

Н.М. Скородумов (Ленинградский педагогич. Ин-т им. Герцена). ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К РАБОЧИМ ПРОФЕССИЯМ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.

1. Перестройка советской школы поставила в порядок дня вопрос о психологической подготовке детей и подростков к труду и в первую очередь к профессиям промышленности и сельского хозяйства. Начальным этапом на этом пути является воспитание интереса к профессиям производительного труда.

2. Под профессионально-техническим интересом мы понимаем особую направленность ума, воли, чувств учащихся на потенциальную деятельность по данного рода профессиям. В интересе к рабочей профессии неотделимо познание от деятельности точно так же, как в производительном труде нельзя отделить головы от работы рук.

3. Пропаганда рабочих профессий среди учащихся должна особенно широко проводиться, начиная с 5-го класса 8-летней школы и продолжать ее следует из года в год. Влияние школы в этом деле должно охватить и семьи. Цель этой пропаганды - возбудить у учащихся внимание к профессиям рабочих, сблизить детей с рабочими коллективами базовых предприятий, с учебными заведениями для подготовки рабочих кадров.

4. Одними словесными разъяснениями интереса к рабочей профессии не воспитаешь. Необходимо слово сочетать с работой либо по данной профессии, либо к ней близкой. Следовательно, наибольшее значение для этих целей имеют уроки труда, общей и спецтехнологии, электротехники, машиноведения и черчения и производственная практика учащихся на базовых предприятиях.

5. На уроках труда и на производственной практике для зарождения и укрепления профтехнических интересов полезно: а) разъяснять учащимся общественный смысл выполняемой ими работы; б) широко вводить соцсоревнование между классами, школами; систематически подводить итоги; в) преподавателям труда, мастерам производственного обучения вовремя приходить на помощь учащимся, но не опекать их, не облегчать без необходимости их усилий; г) вводить ученическую норму времени по мере овладения трудовыми навыками; д) использовать материальный стимул, особенно, когда учащиеся работают на предприятиях; е) на каждом уроке труда, в работе на производстве - стараться обеспечить успех, пусть даже незначительный; ж) проявлять высокую требовательность к количеству и качеству изделий; з) преподавателю труда, мастеру производственного обучения отмечать всем классом первое изделие, самостоятельно изготовленное учащимися; и) связать практику с теорией; к) давать учащимся домашние задания по труду, по производственному обучению.

6. Для успеха в этом деле следует самих учителей восьмилетней и средней школы сблизить с рабочими профессиями. В связи с этим выступают новые требования к учителям.

7. Во внеклассной и внешкольной работе большую ценность для укрепления интереса к рабочим и техническим профессиям представляет развитие технического творчества учащихся и пропаганда рабочих и технических профессий.

8. Воспитание интереса к рабочим профессиям есть часть системы учебно-воспитательной работы школы.

ZT. См. и файл http://zt1.narod.ru/trud-uk0.htm.

См. и файл http://zt1.narod.ru/shk7trud.htm.

--

ZT. В файле http://zt1.narod.ru/isprav-u.htm по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона кн. 25 СПб 1894 обзор: Исправительные заведения [успешные исправительные заведения] для малолетних [в разных странах за прошлые десятилетия].

Вставка 15.08.2009. Из http://ztnen.livejournal.com/7044.html:

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

> если бы было с жёсткой дисциплиной учебное заведение, я бы его отдала. Но никто таких учреждений не откроет. Их в системе образования не существует.
ZT. Строгая дисциплина, конечно, нужна, но дело обстоит более обще:
для подростков "оболтусов" сочетания "обычная семья - обычная школа" просто не адекватны:
природа их жаждет и требует иной структуры бытия:
той структуры бытия, которая до и после 1917 года, увы, именовалась:
"исправительная колония".
Вот этот неправильный эпитет: "исправительное"
1) шельмовал замечательную структуру и
2) отпугивал от неё (от пригородной школы-хозяйства) и ребят, и педагогов,
и вот это-то историческое предубеждение и надо прорвать.

"Знание и труд" Симбирск, РНБ П28/503 1921,2. Мирандов Александр Федорович ( http://zt1.narod.ru/doc/mirandov.doc. ) .. В нормальных школах и детских домах Симбирска, особенно среди воспитанников, циркулируют самые невероятные толки о нашей школе, вызванные в большинстве случаев запугиванием воспитателями своих непокорных воспитанников "Максимовкой" в тех случаях, когда другие меры педагогического воздействия не оказывают влияния .. В конце концов мне пришлось обращаться с просьбой в Губоно об издании по всем интернатам и детским домам распоряжения о том, чтобы из числа мер педагогического воздействия была совершенно исключена угроза "Максимовкой" .. Название "трудовая колония" более соответствует типу и характеру нашего учреждения, но нам приходится открещиваться и от этого названия, так как колония ассоциируется с названием прежнего учреждения - колонии малолетних преступников, и слово колонист для наших воспитанников, как синоним профессионального любителя чужой собственности, кажется оскорбительным подчеркиванием принадлежности их к определенной категории несовершеннолетних ..
Мирандов А. Ф. .. Характер работ воспитанников, - имеющееся школьное хозяйство, наличие садов, огородов, покоса и пахотной земли, обслуживание хозяйства собственными мастерскими, - дают полную надежду Школьному Совету в недалеком будущем осуществить свое желание - реорганизовать школу нравственно-дефективных детей в Школьный детский Совхоз, присвоив ей именно это название, тем более, что настоящее наименование школы на более сознательных воспитанников действует угнетающим образом ..

http://zt1.narod.ru/kurgn_33.htm РАЙОННЫЕ УПК ПРЕОБРАЗОВАТЬ В КУРГАН-33. "Нар. обр" 1992,3-4 [и: В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОТИВ ГОРОДСКИХ ПТУ-ОБЩАГ УГ 1994,5].
И другое столь же важное и близкое к тому ..

Из такого рода обзоров всегда видно, что успешные воспитательные интернатно- хозяйственные учреждения (заведения), - во всех без исключения странах и во все без исключения десятилетия, - всегда были ИМЕННО И ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫМИ ПРИМЕРАМИ.
Надо принять за постулат: макаренковско-учрежденческое возможно в варианте многочисленных или немногочисленных, но: ИМЕННО И ТОЛЬКО - ОТДЕЛЬНЫХ ПРИМЕРОВ, а иные вожделения всегда обернутся лишь хрущёвско-кукурузными потугами. Внедрение не в массовом порядке, а только точечно: там, где для подростково-юношеской исто макаренковской локально-воспитательной СТРУКТУРЫ (рабоче-крестьянского образовательно-воспитательного корпуса = пригородной макаренковской школы-хозяйства) сошлись все необходимые а) локально-субъективные и б) локально-объективные предпосылки. Иное даст профанацию = дискредитацию.

Прыг на главную ZT-web- страницу http://zt1.narod.ru/