Макаренко-внедрению мешает ориентировка всех и вся на "Педагогическую поэму", тогда как надо бы на "Марш 30 года" ( http://zt1.narod.ru/doc/marsh-30.doc ) и "Флаги на башнях" ( http://zt1.narod.ru/doc/Flagi-na-bashn.doc ).
http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc. [ Ванцаев Муса Синаевич ] .. Интернат ежегодно ведет войну за жилье для выпускников: по закону каждому положена квартира - но кто сегодня слушается закона! Дай бог, если комнату найдут в одном из городов области .. Муса Синаевич считает, что большинство ребят даже нужно подержать до 25-летнего возраста, тем более, что они и сами просятся остаться. В этом году подготовили для ребят еще пять рабочих мест: в пекарне, в бригаде трактористов и в магазине ..
ZT. Чиновниченье на местах не соблюдает закон о жилье для выпускников, но зато подымает вой о труде ребят: "Запрещено законом!". В данных обстоятельствах макаренки типа Ванцаева Мусы Синаевича даже обязаны НЕ соблюдать конституционные и юридические запрещения труда подростков. - Если уж не оснастить выпускника нормальным жильем, то хоть оснастить его высокой трудоспособностью...
Педагогика А.С. Макаренко – это, - для подопечных, - три в одном. –
1) Педагогика обеспечения разносторонне насыщенной, не лёгкой, но мажорной, жизни.
2) Педагогика нужной проработки натур.
3) Педагогика как можно более всестороннего оснащения.
http://zt1.narod.ru/doc/Rubejovskaya-i-Rijskaya-do-1917.doc Рубежовская и Рижская колонии до 1917.
ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Николай Вессель, Михаил Бернштейн и Борис Райков против ажиотажных педагогических новационщиков, ищите в: http://ztnen.livejournal.com/4336.html
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.
Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. | Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. |
Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.
"Учит газета" 1994,3. Письма родителей, не справляющихся со своими детьми, всегда горьки. Прошу принять моего сына в спецучилище. Мой старший сын рос у меня культурным, воспитанным мальчиком, был веселым, добродушным, занимался спортом, увлекался шахматами и рисованием. Но с 10 лет вдруг стал замкнутым, перестал посещать школу. Дома стали пропадать вещи: серебряный перстень и серьги. Признался, что все это проиграл. В 6-7-м классах у учителей и учеников стали пропадать деньги. Говорили, что это берет Андрей, но за руку его никто ни разу не поймал. В 7-м классе он и еще один мальчик украли кошелек у одной учительницы, мне пришлось заплатить. В спортшколе тренер поймал его, когда в походе он украл 10 руб. Я выплатила и эти деньги. Забрала сына из спортшколы, потому что боялась, что он может совершить крупную кражу. Мои уговоры, просьбы, беседы с ним ни к чему не привели. Остался на 2-й год в 7-м классе из-за прогулов. После чего бродяжничал целую неделю, не показывался дома. Когда пришел домой, попросил прощения, пообещал учиться. Начался учебный год, я и учителя тащили его "за уши", чтобы перешел в 8-й класс. Снова из дома пропадали деньги. Я пробовала ходить в школу, просила учителей информировать меня, когда он прогуливает, но все было бесполезно. Классному руководителю нужно было устраивать свою личную жизнь, поэтому было не до Андрея. Его поставили на учет в детскую комнату милиции, но ни разу не пришли к нам домой, не проверили, как ребенок себя ведет, чем занимается, как учится в школе. Один знакомый сводил Андрея в спецучилище, ему там поправилось, он изъявил желание в нем учиться. Ему понравилась дисциплина, что все одинаковы: нет хороших и плохих, как это в школах. Я написала заявление на имя директора спецучилища в октябре, в ноябре была комиссия. Но на комиссии над моим ребенком просто посмеялись. Как это так, ребенок сам хочет в такое училище? Прокурор сказал, что надо orра6ить или, еще хуже, искалечить человека, только тогда его отправят в спецучилище. Я ходила в горисполком - в комиссию по делам несовершеннолетних, - но там мне только говорили, что я сама виновата, воспитав сына так. Обещали в комиссии устроить на работу, но все оказалось только обещанием. Мой сын сам ходил в комиссию несколько раз, но ему сказали, что сейчас безработица и устраивайся сам, как хочешь. Я видела, что ребенок пропадает, но ничего не могла сделать. Не помогла мне и детская комната милиции - и там меня упрекали, что жалуюсь на сына. В конце концов сын унес все золото и ваучеры. В начале декабря пропала золотая цепочка, 10-15 декабря - 2 ваучера и орден, а 25-30 декабря пропадает серебряный перстень с рубином. Я его наказала, и он ушел из дома, с 16 января по сегодняшний день домой не является. Он звонил мне на работу, по-видимому, ему стыдно за то, что он сделал (а сделал он только под влиянием вымогателей), сказал, что домой не придет, чтобы я оформила его в спецучилище. И вот задаю вопрос обществу: "Неужели мы, родители, если ребенок запутался, не можем помочь ему, если он желает сам выбраться из этой грязи?! Неужели ему нужно пройти через все: бродяжничество, воровство, наркоманию, кражи, чтобы попасть в спецучилище?! УГ 1994,25-26 .. Наш пятнадцатилетний сын приходит домой только ночевать. В школе бывает редко. Учителя жалуются, что Саша не учит уроки, грубит, дерется на переменах, приводит домой друзей, которые производят впечатление беспризорных. Когда мы с мужем начинаем требовать от мальчика не позорить нас, взяться за ум, не встречаться с ребятами, от общения с которыми он становится все хуже и хуже, Саша убегает из дома и приходит только ночью. Влияние улицы давно уже вытеснило наше, домашнее. Какими же мерами можно еще на него воздействовать? Людмила КОБЕНЦОВА Письмо комментирует главный подростковый психиатр Москвы Борис ДРАБКИН .. Создать конкурирующие интересы .. Чтобы интерес к книге, музыке, спорту, рукоделию прививался дома, подросток был им захвачен .. ZT. Это и не реальный ответ таким родителям, и не реальная помощь таким родителям, а это - от самой редакции УГ и от развеликого психолога Москвы возмутительная отписка, пронизанная совершенным равнодушием к судьбам десятков если не сотен тысяч родителей и детей... |
В 1-4-5-6 лет малец - объект мамы, мама адекватна такому возрасту мальца. После 1-4-5-6 лет и далее пацан - объект папы, папа адекватен такому возрасту пацана. Но после 13-14 лет подросток перестает быть даже просто объектом семьи, потому что семья перестает быть адекватной подростковому возрасту. Нормальная семья для весьма большого % подростков - скучная золотая клетка. Подростку хочется жизни “в более широкую грудь”. Часть подростков фактически “уходит из семьи” в уличные подростково-юношеские банды. Мало кто из подростков уходит из семьи просто на улицу, но во времена войн есть возможность уйти к разным “батькам”, стать сыном полка и т.д., а потом попасть в Колонию им. Горького. Такое убегание из семьи во все века и во все времена суть достаточно распространенное и психологически достаточно нормальное явление. Но и “широта жизни” в Колонии им. Горького тоже не всех подростков удовлетворяла, и они уходили из Горьковской колонии, но, побродив немного по свету, как правило снова возвращались к Макаренко…
А.С. Макаренко т.8 М.1986, 20.10.1938 .. Если бы мне дали такую школу, как у вас, я обязательно наладил бы там производство, вы не представляете себе, как это прекрасно, когда ребята делают нужные вещи (с.182; см. там и с.18).
Макаренко т.4 М.1984, 08.02.1939 .. Если бы у меня была школа, я бы, кажется, на части разорвался, но что-нибудь стал бы делать (с.302; см. там и с.361).
РГАЛИ, ф. 332, оп. 4, ед.хр. 186. А.С. Макаренко. 1 марта 1939 г. .. Стенограмма, лл.68-69 .. Дети с 14 лет должны принимать участие в производительном труде. Труд очень увлекает детей, и я уверен, что наша будущая школа будет с участием производительного труда…
Макаренко т.1 М.1983, 24.08.1922 .. Не труд-работа, а труд-забота (с.11).
Но! -
В математике есть принципиально не берущиеся интегралы. Задача оптимизации привычной общеобразовательной школы - это принципиально НЕ берущийся "интеграл", и одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,
тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,
превращения рутинного "воспитания" в ВОСПИТАНИЕ ВСЕРЬЕЗ – не даст.
В пригородном интернате есть сосредоточенность, но её (сосредоточенности) нет в привычной общеобразовательной школе.
.. ZT. НО !!!!!
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc
Малая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !). ..
А.С. Макаренко т.1 М.1983 ".. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах .." (с.13),
и так и останется в привычной общеобразовательной школе, - одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,
тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,
сосредоточенности, а значит и ВОСПИТАНИЯ ВСЕРЬЕЗ, не даст.
Конечно, устройство пригородных интернатных школ-хозяйств как добавки к семейному
1) требует серьезной подготовки квалифицированных макаренковских кадров,
2) требует серьезного финансового и капитально-строительного обеспечения,
3) требует серьезного информационного обеспечения,
к чему последнему лично я, ZT, и стремлюсь...
См. и: http://zt1.narod.ru/01-da-da.htm
Учебная старательность дружит с трудом.
Из http://zt1.narod.ru/ivanov-i.htm .. "Коммунарская методика" - это всего лишь клубы общения. Собираются вместе и поют часами. Это какими же надо быть бездельниками !, как надо не ценить свое время ! + Посреди недели едут на молокозавод мыть бутылки. И.П. Иванов и С.Л. Соловейчик, наверное, думали, что потратить полдня на езду, поехать в захламленную шарагу, о которой за день знать не знал, а через день забыл - это и есть "трудовое воспитание", "труд-забота" и "тоже Макаренко"!
Картинка с натуры: галочно-отметочное в "педагогике". - С. Соловейчик в дифирамбах "коммунарской методике" Иг. Петр. Иванова: "Кто хочет - едет на молочный завод мыть бутылки". ГАЛОЧКА НАПРОТИВ ПУHКТА О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ СУПЕР-"ТЕОРЕТИКОМ" "ПЕДАГОГИКИ" КРЕТИHОМ И ИДИОТОМ С.Л. СОЛОВЕЙЧИКОМ ПОСТАВЛЕННА !
Вообще многое, а не только лишь идею трудового воспитания, губит галочность (от слова "галочка"). Картинка с натуры (10.10.97): выгнали класс на улицу убирать из луж и с газонов на территории школы опавшие листья, и двое мужиков-"воспитателей" стоят в сторонке, беседуют о своем. И не смотрят, чем ребята занимаются-то. Отстояли, беседуя, минут 20, оглянулись, ребят нет, все куда-то ушли, лопаты брошены где попало. "Воспитателей" же ничего не колышет; даже не посмотрели, что ребята сделали-то. Собрали лопаты и грабли и ушли. Такое "трудовое воспитание" лишь вкореняет в ребят разгильдяйское отношение к труду. Выйти с граблями и лопатами, помахать ими, потолкать друг друга, что-то там кое-как и кое-где поскрести, бросить лопаты и грабли где попало и пойти:
ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУД"? ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ" ? - HЕТ, ЭТО ПРОСТО КРЕТИHИЧЕСКАЯ = С-СОЛОВЕЙЧИКОВСКАЯ "ПЕДАГОГИКА" !
А.С. Макаренко т.4 М.1984 .. Был [идеальный, и в частности потому, что без зарплаты, в коммуне им. Дзержинского приблизительно в 1930-1931 гг.] период, когда все мои коммунары работали уже на настоящем производстве, т.е. была такая организация, в которой был промфинплан, стройный порядок .. не энтузиазма штурма и не энтузиазма ближайших целей этой шестидневки или этого месяца, а энтузиазма спокойного, ровного, видящего далекие перспективы коллектива .. Я сейчас могу отбросить другие положения и считать, пожалуй, их негативными положениями трудового воспитания. Это такие положения, когда нет производства, когда нет коллективного труда, а когда есть отдельные усилия, т.е. трудовой процесс, имеющий целью дать якобы трудовое воспитание .. Во всяком случае, я уверен, что труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания .. (с.180-1).
ZT. В слесарном деле всё опошляет т.ск. "галочный подход". Болт вылезает из гнезда? - А я сейчас распорку поставлю. И вбивает гниль какую-то, но (!) : галочка бракоделом поставлена: В педагогике же, в социальной работе галочный подход - ну просто доминирует. Трудовое воспитание? .. а вот ребятки жёлуди собирали .. а вот у нас мастерская .. даже 3 молотка ...
ZT. Антимонопольность макаренковской педагогики: требование уйти от монополии детоцентризма. Типологически правильные и типологически неправильные обстоятельства порождают типологически нормальные и типологически ненормальные явления-проявления в детской среде, а значит порождают и типологически нормальные и типологически ненормальные явления-проявления у отдельных детей-индивидов. Требование-установка Макаренко в т.1 М.1983 с.10 : "В настоящее время считается азбукой, что объектом педагогического исследования является ребенок. Мне это кажется неверным. Объектом исследования со стороны научной педагогики должен считаться педагогический факт (явление)" и есть требование-установка: уйти от монополии детоцентризма и обратить, наконец, первостатейное внимание прежде всего на эти самые 1) обстоятельства и 2) явления-проявления. И вот: если вы детоцентрист, то вам по силам только небольшой приют на 8-10-12 детей, а школа-хозяйство на 300-400 ребят вам, конечно, будет не по силам. Итак, указанный стоистический тезис А.С. Макаренко с т.1 М.1983 с.10. А в то же время Макаренко же в "Методика организации воспитательного процесса", начало гл.9. - "Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям" т.1 М.1983 с.289 низ. ZT. То бишь: как всегда у Макаренко: не или-или: совместить замечательное: недетоцентризм с замечательным же: детоцентризмом, - вот так измудриться! Эта кардинальная макаренковская установка существенно связана с замечательно интересными принципами древнегреческого стоицизма как это они, "принципы Зенона-стоика" (подробней ищи в http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm), запомнились лично в моей голове со времен моих библиотечных занятий в 1960-е. |
На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове. | На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего Мой былой ЖЖ |
С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.
"Ленинградская правда" 02.07.1929 с.5. А. Кириллов. "Ше- ка- эм". Дифирамб школе- саду, школе- хозяйству близ совхоза "Гривцово" Лужского окр. Очень похоже на "Красные Зори" Игн.Вяч. Ионина. Нашел совсем случайно (как и заметки в "Правде" 09.02.1924 и "Лен. правде" 29.10.1931). Студентам-макаренковцам из областных Педагогических институтов задание. - Просмотреть побольше газет, - включая областные и районные, - на предмет выявления всех прошлых рассказов о школах-хозяйствах.
Приоритет организационного перед т.ск. энтелехционным (сквозным, "пропиточным"). Это везде. В педагогике указанная приоритетность формулируется так: "са-… ----- А.С. Макаренко. - "Только организация школы как [ZT. по-макаренковски структуированного (командирская педагогика)] хозяйства сделает ее воспитывающей". А.С. Макаренко т.1 М.1983. 24 августа 1922: .. Не труд-работа, а труд-забота. Только организация школы как хозяйства сделает ее социалистической (с.11). -- С: http://community.livejournal.com/republicshkid/1631.html - А.С. Макаренко, 1-ый главный тезис. – А.С. Макаренко, т.1 М.1983 Макаренко М. Горькому 18.09.1934 .. Единственно, что я хочу утверждать: в .. воспитании единственным и главным инструментом воспитания является живой трудовой коллектив. Поэтому главное усилие должно быть направлено к тому, чтобы создать и сберечь такой коллектив, устроить его, связать, создать тон и традиции, направить... (с.261). ZT. а) этого не было у Викниксора и б) к этому он (Викниксор) никогда не стремился. А.С. Макаренко, 2-ый главный тезис. – "Наш путь единственный - упражнение в поведении, и наш коллектив - гимнастический зал для такой гимнастики." (т.2 М.1983 с.128). ZT. По главам РШ "Крокодил" и "Содом и Гоморра" мы видим, в чём, - с азартом, - упражнялись подопечные Викниксора, и мы делаем отсюда вывод: Шкид была учреждением не воспитывающим, а – развращающим. То же в "Как там наши акации?" дурака из дураков Александра Вампилова, о чём у меня в http://zt1.narod.ru/vampil01.htm . -- ZT. Начало (и позже) 1920-х. "Педпоэма" А.С. Макаренко, из гл. "На педагогических ухабах" : .. Общее движение хозяйственной массы, снабженное постоянным зарядом напряжения и работы, если это движение вызывается к жизни сознательным стремлением и пафосом коллектива, обязательно определит самое главное, что нужно колонии: нравственно здоровый фон, на котором более определенный нравственный рисунок выполнить будет уже не трудно. + "Наш путь единственный - упражнение в поведении, и наш коллектив - гимнастический зал для такой гимнастики." (т.2 М.1983 с.128). И в 2-х рассказах Н.Ф. Остроменцкой тоже о том, что лишь и только (только и лишь) Школо-Хозяйственная структура .. | …мые лучшие" и "самые правильные" соображения в деле воспитания ничего не стоят, если нет перехода к кардинально лучшим СТРУКТУРАМ-ФОРМАМ воспитания. И в этом смысле своё самое сокровенное настояние Игнатий Вячеславович Ионин (1893-1939) пропагандировал в форме ... "лозунга Ленина". Например, в кн. - И.В. Ионин. Школа-колония Красные Зори. Л.1933.118 на с.32 и 101 читаем этот "лозунг Ленина": "НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НИ В ДЕРЕВНЕ, НИ В ГОРОДЕ ШКОЛЫ, КОТОРАЯ БЫ НЕ СТРЕМИЛАСЬ СТАТЬ ОБРАЗЦОВЫМ ХОЗЯЙСТВОМ, - ГОРОДСКИМ ИЛИ СЕЛЬСКИМ". Ионин приводит этот "лозунг Ленина" и еще где-то в своих публикациях, но тоже без указания АДРЕСА ЦИТАТЫ. Ищем в текстах В.И. Ленина этот лозунг (за школы-хозяйства) и не находим. + В ПП А.С. Макаренко, в гл. На педагогических ухабах : .. Создание нужного типа поведения - это прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно. И гимнастическим залом для таких упражнений должен быть наш советский коллектив, наполненный такими трапециями и параллельными брусьями, которые нам сейчас нужны .. | В очерке "ФД-1", написанном А.С. Макаренко в 1932, в гл. 6 ("В пучине педагогики") есть такие строки (т.2 М.1983 с.128): "Самое упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях - пустое занятие, в лучшем случае получится ханжа или граммофон. Сознание должно прийти в результате опыта, в результате многочисленных социальных _упражнений_, только тогда оно ценно .. Словесное воспитание, то есть бесконечное разглагольствование о разных хороших вещах, без сопровождающей _гимнастики поведения_, есть самое преступное вредительство. Сознание, не построенное на опыте, хотя и выражается в многословных формах, на деле прежде всего слабосильно...". ZT. 95% "макаренковедов" все пост-макаренковские десятилетия делали ставку на: школа голой учебы воспитывает + макросоциализм сам по себе воспитывает + "социум воспитывает" (дикая природа сельскохозяйствует / животноводит). То есть, - с точки зрения А.С. Макаренко, - 95% "макаренковедов" десятилетия являлись не менее как отъявленными и не менее как форменными преступными вредителями. ----- А.С. Макаренко: Школа (ZT. голой учебы) не воспитывает и не может воспитывать. Разговоры о воспитывающей школе нужно расценивать, как разговоры контрреволюционные. ЦГАЛИ 332-4-97, 3, с.7, 383 (из: Г. Хиллиг "Святой Макаренко" Марбург 1984 с.19) |
Плюс к выше приведенному великий тезис А.С. Макаренко: "Не труд-работа, а труд-забота" ..
Подробный ZT-разбор утверждения А.С. Макаренко "Семья не может воспитывать. Школа не может воспитывать" (http://zt1.narod.ru/pp-03-3.htm) ищи в файле http://zt1.narod.ru/trening.htm.
Но касательно военизации. У Макаренко в "Методика организации воспитательного процесса" 1935-36 гг., Киев, гл.8 Дисциплина и режим, т.1 М.1983 с.289 .. Ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштровкой. Шеренги, команда, военная субординация, маршировка по зданию - все это наименее полезные формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они не столько укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и психически. Разумеется, это указание не относится к тем случаям, когда строй действительно необходим. Например, на праздниках, в каком-нибудь походе с оркестром, во время физкультурных занятий должны быть и шеренги, и команда, и стройное движение. Но только в этих случаях и нужно пользоваться строем. Специальное военное обучение и военные строевые занятия составляют очень важный раздел воспитательно-образовательной работы и имеют свою методику. Военные занятия непременно повышают общий дисциплинарный стиль коллектива, но при всем своем значении являются только частью общего процесса дисциплинирования. ZT. Военизация по Макаренко заключалась не в муштровке и не в хождении везде и всюду = в обиходе строем, а в: разделении ребят на отряды, в командирах отрядов, в Совете командиров, в рапортах, в применении нарядов вне очереди, в "аресте", в словечке "Есть!", и т.д.; но, конечно, не в муштровке и не в хождении везде и всюду = в обиходе строем… (У А.С. Макаренко как в Древнем Риме: разделяй ребят на отряды с командиром отряда во главе, и тогда на ежедневных вечерних рапортах командиров и дежурных воспитателей и ты окажешься и все окажутся в курсе всего в учреждении произошедшего). |
> Жду отзыва от тебя о моих статьях, которые тебе отправляю в знак уважения и дружбы. ZT. Дорогой Эмиль! Тут дело обстоит плохо. Я по присланным тобою материалам вижу следующее. - 1) Все люди, о которых ты пишешь, включая, увы, и тебя, еще (говоря на особом русском языке) далеко-далеко "не врубились" в Макаренко и очень плохо в нем начитаны. 2) Все люди, о которых ты пишешь, включая, увы, и тебя, смотрите на Макаренко из области традиционной педагогики, традиционной психологии, традиционной педологии и т.д. В эту традиционную сумбурь вы погружены по подбородок, и вы, извиняюсь, из этой привычной сумбури глядите на противоположный берег - на макаренковский берег. И мало чего там различаете. Дорогой Эмиль! Прошу тебя постараться вникнуть в нижеследующий фрагмент. - Из файла http://zt1.narod.ru/trening.htm : А.С. Макаренко. - "Наш путь единственный - упражнение в поведении, и наш коллектив - гимнастический зал для такой гимнастики". Для переформулировки этого (на мой взгляд важнейшего) тезиса Антона Семеновича я в своей склонности к переформулировке Макаренко ввел в педагогику и социологию понятие _тренинговой линии жизни_. / Да, введем ZT-определение: тренинговая линия / тренинговые линии. / ТРЕНИНГОВАЯ ЛИНИЯ - ЭТО АСПЕКТ СИТУАЦИИ (ДОЛГОВРЕМЕННОЙ, ЭТАПОВОЗРАСТНОЙ!) (актное тоже не следует упускать, но не в нем сила), ВОВЛЕКАЮЩЕЙ В СЕБЯ ЧЕЛОВЕЧКА И ТЕМ ЗАСТАВЛЯЮЩЕЙ ЕГО НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, НЕСТИ ЗАБОТУ И ПРОЯВЛЯТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ И КОЛЛЕКТИВСТСКУЮ АКТИВНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТРЕНИНГОВЫХ СИТУАЦИЯХ - ПОГРЯЗАТЬ И КОСНЕТЬ В БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ, БЕЗЗАБОТНОСТИ, ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ "АКТИВНОСТИ" И "ДЕЯТЕЛЬНОСТИ", как в "Как там наши акации?" дурака А. Вампилова (http://zt1.narod.ru/vampil01.htm). Вампиловавшие (в детстве) и НЕ вампиловавшие (в детстве) - это разные породы людей. ЕСТЕСТВЕННО ВОЗНИКАЮЩИЕ В СОЦИАЛЬНОМ СИТУАЦИИ ОБРАЗУЮТ СВОИМИ (жизненно- ситуационными) АСПЕКТАМИ СИСТЕМЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ ТРЕНИНГОВЫХ ЛИНИЙ, В КОТОРЫХ "ПЕРЕМАЛЫВАЮТСЯ" ЧЕЛОВЕЧКИ. ИСКУССТВЕННО ПОСТРОЕННЫЕ (ПЕДАГОГАМИ = СОЦИАЛЬНЫМИ СТРОИТЕЛЯМИ) СИТУАЦИИ ОБРАЗУЮТ СВОИМИ АСПЕКТАМИ СИСТЕМЫ ИСКУССТВЕННЫХ ТРЕНИНГОВЫХ ЛИНИЙ, В КОТОРЫХ "ПЕРЕМАЛЫВАЮТСЯ" ЛЮДИ. АТРИБУТ-СУБСТРАТ КАЧЕСТВ И СОЗНАНИЯ ЛЮДЕЙ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ (НА 85% (?)) ТРЕНИНГОВЫМИ ЛИНИЯМИ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ, В КОТОРЫХ "ПЕРЕМАЛЫВАЮТСЯ" ЛЮДИ. ВОСПИТАНИЕ = СОЦИАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО СОСТОИТ В ПОСТРОЕНИИ ИСКУССТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ТРЕНИНГОВЫХ ЛИНИЙ И В ПРОПУСКЕ И ПРОПУСКЕ ПОДОПЕЧНЫХ ЧЕРЕЗ ЭТИ ЛИНИИ. / Еще раз. - / ТРЕНИНГОВАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ это формирующий аспект этапо-возрастной долговременной СИТУАЦИИ (! аспект ситуации !), вовлекающей в себя человечков и естественно-практическим образом тренингующей этих человечков на несение (в положительном случае) ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ЗАБОТЫ и САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВИСТСКОЙ АКТИВНОСТИ. / … / .. Это диалектически невозможно, но если бы макаренковская истина в указанном тут её ZT-переформулировочном виде была бы открыта, скажем, (до ап. Павла) в античной Александрии, то у основателей христианства ... (включая и, - отчасти приближавшегося к сему в одном-двух своих высказываниях, - ап. Павла) ... то, повторяю, у основателей христианства не было бы, пожалуй, необходимости в их (этих самых основателей христианства) мистификации. - "Какие бы нас миновали напрасные муки..." (Булат Окуджава) .. |
Файл: За общественное движение: "Артисты из театров - в детские дома", "Студенты из ВУЗов - в детские дома" http://zt1.narod.ru/stud.htm. Там и такое. - Совместить положительную (положительную!) "сектантскость"
(сектантскость положительную!) |
То есть, как почти во всём: не или-или, а и-и. -
Из давних библиотечных выписок. Журнал "Педагогоч. сборник" (военного ведомства) РНБ П28/560 1868,2 (?) .. Гораздо больше примеров совершенной загрубелости от долгого постоянного пребывания в заведении, чем от дурного влияния среды, окружающей воспитанника дома. Разница между постоянно бывающими в отпуску и не выходящими из заведения - видна почти с первого взгляда (с.111).
Журнал "Народн обр" П29/163 1963,2 (Г.С. Макаренко-Салько) .. А.С. Макаренко не одобрял ЗАКРЫТЫЕ учреждения ("Нельзя так обеднять социальный опыт детей!").
From Мой былой ЖЖ - А.С. Макаренко в 1931 г., т.5 М.1985 .. Новый быт первым делом требует уменьшить у семьи право [ZT. в оригинале по Г. Хиллигу: лишить семью права] прибегать к кустарному воспитанию ребенка. / Это совсем не означает, что ребенка нужно оторвать от матери, что он должен расти как ничейный ребенок, почти что как теперешний беспризорник. Те, кто кричит о полном разрыве матери с ребенком, о полном забвении сыном своих родителей, - это просто чудаки и "бузотеры". Именно в полной гармонии между организационной силой воспитательного детского дома и природной родственностью в семье лежит секрет будущего воспитания... (с.316). ZT. В подростковом возрасте надо лететь-вздыматься во взрослость не лишь на семейном и не лишь на макаренковско- интернатно- школо- хозяйственном, а: НА ДВУХ-ОБОИХ ЭТИХ КРЫЛЬЯХ, как это и было у приемного сына А.С. Макаренко Лёвы Салько. Тема Лёвы Салько: Мой былой ЖЖ За новое общественное движение: АБСОЛЮТНО КАЖДОМУ ДЕТДОМОВЦУ - ПАТРОНАЖНЫХ ОПЕКУНОВ. У А.П. Чехова в пьесе “Три сестры”, - действие 4-е, Вершинин: “К образованию прибавить трудолюбие, а к трудолюбию образование”. У А.С. Макаренко: к семейному прибавить интернатно- школо- хозяйственное, а к интернатно- школо- хозяйственному прибавить семейное, так вот измудриться. Нужна не раздача детей из детдомов в семью, а нужно такое вот широкое общественное движение: АБСОЛЮТНО КАЖДОМУ ДЕТДОМОВЦУ - ПАТРОНАЖНЫХ ОПЕКУНОВ. Мой былой ЖЖ патронат у Вихерна. Да, расхож тезис "Ребенку нужна семья, а не детский дом". Но на самом-то деле, да, каждый подросток нуждается и обязательно должен иметь персональных патронов-опекунов, персонально именно его опекающих, однако совсем не обязательно, чтобы он и жил у этих своих патронов-опекунов. Иные тети-дяди очень хорошо опекают племянников, хотя те живут не с ними. Есть встречные потоки: 1) желающие найти мужа (жену) И желающие избавиться от мужа (от жены) 2) желающие обрести ребенка в семью И желающие избавиться от ребенка в семье 3) ищущие путей изничтожения детдомов И ищущие детдома для пристройки туда своих детей. Тиц Борис Николаевич. Детские приюты. Справочная книжка для лиц, имеющих надобность помещать детей в приюты. СПб 1886.110 РНБ 18.171.6.101. ZT. Еще не смотрел. "Детский дом" БАН I.242 1930,6. И. Данюшевский (кстати, он прекрасно знал А.С. Макаренко лично). - Произвол в отношении перебросок, укрупнений и разукрупнений, сокращений. Экспансия на помещения и территорию детских учреждений. Кому какое дело, что дети со своим домом свыклись, привязались даже к своим спальням, к своему зданию, к своему саду перед домом, к своей школе, к своему производству. Какое кому из бюрократов в ОНО и ОблОНО дело, что учреждение (его ребята) связались уже с окружающей средой, имеют шефа в данной местности (ZT. Это - шефы и шефство индивидуальное над персон-ребятками - дело чрезвычайно важное и позитивное, и практиковалось почти всеми макаренками = школо-хозяйственниками всех времен и народов), имеют в близкой окрестности хороших личных знакомых, патронов, крестных матерей и т.д. Всё это топчется бездушно и безнаказанно. Гинтовт Александр Станиславович (?). Детдома - высшая форма социального воспитания // "Трудовая школа" РНБ П29/362 1923,4-5 с.9-27; // "Рычаг просвещения" РНБ П29/261 1921,6-7. |
Апрель 2005. МОУ "СОШ №4" (ZT. не школа-хозяйство). 456217 Челябинская обл. г.Златоуст ул. Шишкина 20. Тел. (35136) - 34522, corwet2002@mail.ru .. Труд [ ZT. труд, макаренковски поставленный, труд-забота в пределах подростково-взрослого коллективного производства в (интернатной) школе-хозяйстве ] по своей природе полифункционален и содержит в себе не только технологическую функцию, но и социально - педагогическую, так как, в конечном счете, обслуживает не только производство продукции с потребительскими свойствами, но и (!) производство самих человечков, эту продукцию производящих и реализующих…
13.04.2010 Здравствуйте, Зиновий Шойлович! Недавно посмотрел "весёлого сантехника". Здорово! Ваш сайт читать приятно. Хоть один человек вносит ясность в вопрос: кто есть кто в педагогике? Спасибо вам. Те же, кто критикуют ваш стиль письма, это люди с мозгами, заточенными под Соловейчика. Чёрт с ними! А вы - пишите! Максим Королёв, 35 лет, Москва ZT. 13.04.2010 Спасибо, Максим, за добрые слова и за совет не останавливаться и писать. Я и не останавливаюсь. Например, вчера я сделал такую рассылку на (примерно) штук 20 е-мейлов: О Ленинградских педагогических современниках Викниксора. Да, в противу севшему в лужу В.Н. Сорока-Росинскому ( ZT. о пресловутом Сорока-Росинском см. набор моих разоблачающих файлов http://zt1.narod.ru/winrar/shkid.rar ) ( http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, а лучше http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc ) в моём ZT-файле http://zt1.narod.ru/doc/shkoly-s-uklonami.doc вы найдёте материалы о действительно замечательных учреждениях его (Викниксора) Ленинградских педагогических современников... |
Примеры школ-интернатов с трудовым уклоном.
"Информационный бюллетень" Ленинградского Губоно РНБ П31/74. 1924 № 21, с.9-10.
Одним из главных методов воспитательной работы среди трудновоспитуемых детей несомненно является ручной труд и обучение ремеслам.
Это положение с каждым днем получает все более и более доминирующее значение: поступают заявления от заведующих домами о необходимости организации мастерских. Члены Научно-Методического Совета высказываются за переорганизацию домов трудновоспитуемых детей, взяв за основу обучение ремеслам.
Имеется целый ряд домов, в которых без обучения детей ремеслам почти ни о какой воспитательской работе ельзя и говорить.
К таковым в частности относится дом трудновоспитуемых детей на ст. Удельной (Мариинская Вспомогательная школа) - можно утверждать, что в данном доме вся работа обоснована исключительно на кукольном производстве. Почти все дети в количестве 70-ти человек заняты изготовлением кукол ежедневно 6 и более часов. Сам процесс изготовления кукол чрезвычайно прост и разбивается на несколько отдельных последовательных операций.
1-ая операция. Главной составной частью формовочной кукольной массы является бумага. 26 детей в данном производстве заняты на измельчении бумаги вручную. Бумага получается домом с завода "Светлана". Для кукольного производства можно брать всевозможные бумажные отбросы.
2-ая операция. Разорванная бумага передается следующей группе детей (9-10 детей) для окончательного измельчения на самых простых терках.
3-я операция. Разорванный и тертый бумажный материал поступает для приготовления окончательной формовочной массы, для чего поступают следующим образом: берут 1/3 твердой бумаги, 2/3 тертой бумаги и все вручную перемешивают; смесь данного состава смачивается водой и в течении 3 - 4 часов кипятится в простом котле.
После кипячения - варившаяся бумажная масса досуха отжимается. Затем отжатую массу смешивают с клеем и крахмалом в следующей пропорции; на 2,5 ч. массы берется 1 фунт клея и 1 фунт крахмала.
Смешанную с клеем и крахмалом бумажную массу выкладывают на стол, покрытый предварительно легким слоем мела. Выложенную на стол тестообразную массу предварительно разбивают молотками и раскатывают в листы, похожие на хлебное тесто. Формовочная масса затем ручным способом вдавливается в особые формы. Формы сушатся в течении 2, 3-4 час., и затем идут в окончательную отделку и покраску таковых.
Вот в общих чертах весь процесс приготовления кукол. Оборудование кукольной мастерской чрезвычайно примитивно и его всегда можно сделать своими силами.
Результаты же работы очень велики. Помимо задач педагогического и воспитательского характера кукольное производство дает возможность иметь дому свои средства, выручаемые от изготовления головок.
Так описываемая здесь мастерская по изготовлению кукол, приступив к работе с 1-го сентября 1923 г., к 1 января 1924 г. смогла перейти на полную самоокупаемость, включая даже оплату заведующего мастерской и инструкторов.
Резюмируя основное положение, необходимо рекомендовать тем заведующим трудновоспитуемых детей, в домах которых нет мастерских, а также и педагогическому персоналу познакомиться на месте с данным учебно-производственным делом и самим создать таковое у себя.
Инженер Евг. Меркулов.
--
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А.С. МАКАРЕНКО И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ (Полтава, 1988 г.). Тезисы докладов и выступлений на Всесоюзной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.С. Макаренко.
Л.И. ТЕТЯНИЧ, Полтавский педагогический институт.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД КАК ФАКТОР ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Ввиду того, что общеобразовательная школа является основным источником пополнения рабочего класса и колхозного крестьянства, частью ее учебно-воспитательного процесса должна стать допрофессиональная подготовка, ориентирующая на выбор рабочей профессии. Специфика интерната состоит в том, что он полностью берет на себя ориентацию детей на профессию и способен организовать труд школьников как социально-производительный процесс.
В Полтавской школе-интернате имени Н.К. Крупской сложилась четкая система профориентации, трудового обучения и воспитания, ориентирующая на рабочие профессии: уроки, на которых соединяется изучение основ наук с жизнью и практикой; внеклассные мероприятия по воспитанию на примерах жизни и работы лучших трудовых коллективов, героев и передовиков производства; экскурсии на заводы, фабрики, стройки; встречи c производственниками разных профессий, встречи с преподавателями и учащимися профессионально-технических училищ; путешествия по родному краю с трудовым десантом в колхозах и совхозах. Особое место принадлежит производительному труду детей, который начинается со второго класса. Школа-интернат имеет достаточную учебно-материальную базу профориентации и трудового обучения учащихся 4 - 6 классов: слесарная, столярная, механическая, швейные мастерские, 2 кабинета обслуживающего труда. Только на протяжении учебного года учащиеся изготовили для нужд интерната 450 наволочек, 500 простыней, передники для всех девочек школы, платья для дошкольниц и девочек 1 - 3 классов, также рабочие рукавицы по заказам предприятий г. Полтавы.
Воплощая в жизнь требования реформы школы, для учащихся 7 - 8 классов выделены рабочие места на Полтавской электромеханическом заводе в сборочном цеху, где воспитанники работают по 3 часа в неделю, занимаются выпуском продукции, получают зарплату. Такой труд наиболее эффективен для сознательного выбора будущей профессии.
Участие детей в производительном процессе, как свидетельствует опыт работы школы-интерната, в значительной степени влияет на профессиональную ориентацию учащихся: в1986 - 1987 учебном году из 50 выпускников многие поступили в профессионально-технические и в сельскохозяйственные училища.
ZT. Они устроились в общежития ПТУ и сельхозучилищ? : Тут опасность! См. http://zt1.narod.ru/obhejit4.htm Проклятые общежития губили и губят подростковые и юношеские души. А.С. Макаренко т.7 м.1986. - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 21.04.1937 .. Самый лучший мальчик, вытолкнутый в жизнь очень рано, может свихнуться ..
Целесообразно все виды педпрактики будущих учителей труда проводить прежде всего в школах-интернатах.
--
УГ (?) 18.09.1989. Коллектив свердловской школы-интерната № 42 для детей-сирот и детей, лишённых семейного попечения, руководимый директором Тамарой Дмитриевной Шатуновой, пошёл по пути создания на базе школьной обувной мастерской цеха по выпуску детской обуви. Спонсором стала фабрика "Спортобувь". Руководство фабрики выделило специальное оборудование, переделало помещения. Для руководства работами и выполнения операций, пока ещё юным обувщикам непосильных, выделена ставка мастера. У истоков создания школьного цеха стоял учитель обувного дела, секретарь партийной организации интерната Дмитрий Андреевич Кулешов. Он и сейчас обучает ребятишек. В школьном цехе воспитанники проходят профессиональную специализацию, работают на современном оборудовании и выпускают гимнастические тапочки детских размеров. Работа в школьном обувном цехе приносит не только пользу производству, интернату, но и приобщает детей к "взрослой" жизни. Да и личный бюджет воспитанника, лишённого семейного попечения - тоже немаловажный фактор: где бы этим ребятишкам взять деньги на свои расходы, много ли приобретёшь на выделяемые государством 2 рубля?
УГ 19.04.1988 С. Галиева .. Длинные полки, сплошь уставленные банками - в них фурнитура: мелкие пряжки, заклёпки, кнопки. Кооператив занимает две комнаты на первом этаже 2-й школы-интерната для детей-сирот города Рудного. Специализируется на пошиве кожгалантерейных изделий.
Создан кооператив в сентябре 1987 года и уже успел изготовить продукции на 21 тысячу 424 рубля 90 копеек. Реализовано товара на 9 тысяч. Не залёживается и остальное - представители интерната (взрослые) выезжают с продукцией на ярмарки, в центральном универсальном магазине Кустаная открыт отдел по реализации продукции “Юности”. Полгорода в этих поясах щеголяют - красивые, добротные, модные.
Руководит кооперативом мастер производственного обучения Игорь Юрьевич Шамшурин.
Для того, чтобы кооператив окреп и встал на ноги, нужна финансовая основа. Чтобы взять деньги у государства в долг, нужно было найти единомышленников, людей, поверивших в жизненность идеи. Директор 2-ой школы-интерната Виктор Алексеевич Фукалов, конечно же, рисковал, когда подписывал бумаги с просьбой об авансе в 5 тысяч рублей.
Теперь нужно было найти материалы, из чего предстояло изготавливать продукцию. Игорь направил кипу телеграмм во многие города страны на кожгалантерейные предприятия: кто продаст отходы производства? Ходил и в Горбыткомбинат, что через улицу от школы. Там засомневались: стоящее ли дело? А из Нальчика прилетел ответ: “Приезжайте!”.
В кооператив шли классами. Пришлось объявить конкурс. Пока в “Юности” 17 человек - умелых, инициативных, тех, кто успевает и учиться хорошо, и работать. Разделены они на 2 бригады - заготовщиков и швей. В уставе кооператива записано: работать не более 4-х часов в день. Но так подолгу никто не работает, от силы час-два.
Когда утрясали прейскуранты, Виктор Алексеевич напоминал Игорю:
Смотри там, ребят не обижай.
Бригадир швей восьмиклассница Света Богунова показывает дневники работы членов своей бригады. Оля Петрушкова из 7”А” прошила 37 поясов, заработала 1 рубль 85 копеек. У Светы бывают более плодотворные дни: за 97 прошитых поясов ей начислено 4 рубля 85 копеек. Как-то Олин одноклассник Сергей Романенко выкроил сразу 202 заготовки и заработал 10 руб. 10 копеек. Заработанные деньги перечисляются ребятам на сберкнижки, они смогут распорядиться вкладами, когда станут совершеннолетними. Но личные заработки их интересуют мало. Они мечтают на деньги, что отчисляет кооператив школе (а это 10% от реализации), купить [ для интерната ] хорошее пианино, цветной телевизор.
В интернате свой сад, огород - всего 28 гектаров. Прошлой осенью овощей и фруктов на 4 тысячи рублей продали, и самим осталось. Свиней держат 70 голов - мясо на школьный стол.
Мы на оборудование почти ничего не потратили, рассказывает Игорь. - Швейные машинки школа выделила. А остальное сами сделали. Вот, например, станок-дырокол, - он из старого штатива для опытов по химии.
На каждом шагу здесь учат ребят хозяйскому отношению к делу.
Самое ценное в этой “кооперативной идее” то, что ребята делают своими руками дело, освоили несколько ремесел. А в их лексиконе появились такие слова и понятия, как “КТУ”, “госприёмка”, “налог от чистой прибыли” - не абстрактные экономические термины, а близкие и такие понятные теперь слова. И не нужно бояться платить деньги за честный труд и взрослым, и детям.
С. Галиева. Кустанайская область.
“Школа и пр” 1990,1. Ленинград. .. В Зеленогорскую школу-интернат № 69 я приехал в качестве лектора общества “Знание”. С интересом ребята слушали мой рассказ о детях блокадного Ленинграда. А потом повели меня по школе и с гордостью показывали своё большое хозяйство. В одном из помещений, которое было оборудовано в настоящий вязальный цех, выстроились в ряд современные вязальные машины. За ними сидели девочки и умело вязали из разноцветных мотков пряжи костюмы, платья, свитера, носки, рукавицы. Помогли его оборудовать шефы с завода “Вулкан”. А местная фабрика “Веретено” аккуратно поставляет школе отходы пряжи. Школьницы получают здесь профессию вязальщицы. Директор школы-интерната В.А. Лобанова с гордостью показала ещё и большую кроличью ферму. “Наших ребят, многие из которых не имеют родителей, - говорит она, - особенно важно научить трудиться, дать им профессию”.
Такой же позиции придерживается и Н.В. Чувашева, много лет возглавляющая ленинградский детский дом №53. У неё большая семья - свыше 200 воспитанников. Всему голова здесь - труд в самых разных мастерских. Благодаря рациональной его организации детский дом ежегодно имеет 65 тыс. рублей чистого дохода. Деньги идут на приобретение хорошей мебели, оборудование, посылки выпускникам, служащим в рядах Советской Армии, на оплату подготовительных курсов в вузы и многое другое.
Известно, что многие школьные кружки бедствуют только потому, что не на что купить инструмент и материалы. Многие школьные кружки по труду в Ленинграде изготавливают различные сувениры, игрушки, модели. Вот уже второй год, как в саду городского Дворца пионеров и школьников на Новогоднем базаре среди десятков красочно оформленных киосков стоит особый, пионерский. Управление торговли Ленгорисполкома бесплатно передало его школьникам. Чего здесь только нет! И торгуют сами ребята ..
См. также http://zt1.narod.ru/trud-uk0.htm.
--
Ф.М. Достоевский смеется в "Бесах" над социалистами российскими. - Они хотят построить идеальное общество там, "где может быть на сто верст кругом не было ни одного человека, хотя бы с виду похожего на будущего члена "всемирно-общечеловеческой социальной республики..." (т.10, с.45). ZT. Это у Д-ого - правильно. = Ф.М. Достоевский : хотят построить социализм там, где на версту не встретишь ни одного с натурой социалиста. ZT. Ладно! - откажемся от планов переустройства общества, а сосредоточимся на задаче: формирование по натуре масс-социалистов .. Но не для того, чтобы потом приступить к установке социализма, а просто так. Социализм не должен быть макросоциальным манком будущего. + Социализм вообще не должен быть чем-то макросоциальным. + Социализм не должен быть ни утопическим, ни научным. + Он (социализм) вообще не должен быть учением, разработанным за письменным столом, изучаемым в вузах, внедряемым в партийном, государственном или мировом масштабах.
Единственно приемлемый социализм - это вот какая "штука", это вот какая макаренковская структурная реальность : это интернатный пригородный подростково-юношеский КОЛХОЗ : это организованное интернатно-пригородно подростково-юношеское производство реальной продукции, с, - однако же и конечно же, - на первом месте стоящим учебным и прочим культуро-насыщающим : это интернатные пригородные рабоче-крестьянские корпуса (сравни – кадетские корпуса). Да, единственно приемлемый социализм - это указанная вот макаренковская структурная реальность чего? – а вот чего: - куска жизни по имени подростковость и юность как по А.С. Макаренко поставленной и по А.С. Макаренко же ведомой структурной реальности, на которую потом человек всю жизнь с ностальгией и восхищением оглядывается. |
Несколько заметок на память. - 1) А.С. Макаренко - это прежде всего нонконформист, а 90% прошлых и нынешних "макаренковедов" - это конформисты. Особенно это касается Светланы Сергеевны Невской. Читайте об этом в: http://ztnen.livejournal.com/1783.html
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
2) Вариант мероприятия в конференцзалах библиотек. - Секция Межрегиональной общественной организации "Макаренковское содружество". Феномен интернатной пригородной школы-хозяйства для подростков и юношей по "Методике организации воспитательного процесса" А.С. Макаренко (1888-1939) http://zt1.narod.ru/metodika.htm. Свободное обсуждение: за и против. Просмотр видеоматериалов. 3) На http://nnspu.ru/research/makarenkolab/index.html предлагается для скачивания две важные монографии А.А. Фролова : 2006 и 2007 г. 4) В макаренковедении плохо раскрыта тема, которую условно можно означить фразой А.С. Макаренко: "Мы здесь не фотоаппараты делаем, а людей" = надо строго следить, чтобы в хозяйственном (производственном) доминировало педагогическое (воспитательное), а не деляческое.
http://ztnen.livejournal.com/3969.html
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Кумарин против схоластов, и другое разное.
Кумарин Валентин Васильевич (25.04.1928 - 14.07.2002) в "Народное образование". 1991,2 .. Виктор Михайлович Коротов сардонически улыбался и повторял: "Школа работает хорошо. Пусть семья получше воспитывает". Очень сильно расходились наши взгляды и на систему Макаренко. Я считал и считаю, что к ее практическому освоению надо привлечь главные научные силы. Виктор Михайлович рассуждал иначе: идеи Макаренко давно освоены, задача ученых - развивать и двигать их дальше. Думаю, не все понимали, что скрывается за этой логикой. Практически осваивать - значит делать конкретное дело. Не получается - значит, либо сами Макаренко не знаете, либо работать не умеете. Другое дело - "развивать идеи". Сиди и пописывай .. / "Звезда" 1979,1 и отдельно. Галина Бор. Башкирова. "Рай в шалаше" [Повесть об ученых социального профиля. Давняя выписка.] .. Эти люди мало работают, они расхлестаны бесчисленными коммуникациями, обязательствами. Для них самодостаточно глоссировать в науке .. И кто-то уже верит, что наука и есть вот эти вот занимательные кулуарные разговоры .. Это все - мыльные пузыри, это не наука, а разговорчики одни .. / А.П. Чехов, "Дуэль". Фон-Карен о Лаевском. Такие люди как он очень любят [ZT. со ссылкой на Экзюпери] дружбу, общение, сближение, родство душ .. Им просто нужна компания для винта, выпивки, закуски .. / А.С. Макаренко в ПП-2003 из гл. "Награды" .. В просторном высоком зале я увидел наконец в лицо весь сонм пророков и апостолов. Это было высокое учреждение - синедрион, не меньше. Высказывались здесь вежливо, округленными любезными периодами, от которых шел еле уловимый приятный запах мозговых извилин, старых книг и просиженных кресел. Но пророки и апостолы не имели ни белых бород, ни маститых имен, ни великих открытий. С какой стати они носят нимбы и почему у них в руках священное писание? Это были довольно юркие люди, а на их усах еще висели крошки только что съеденного советского пирога .. (с.660-1). / Фуркруа Антуан 1755-1809, видный фр. химик, в Конвенте. - Я против четких градаций в высших ступенях образования, они образуют касты-корпорации, создаются несдвигаемые места. Лица, достигшие постоянных ученых оплачиваемых должностей, склонны почивать на лаврах. Нет! Каждый в свободном течении и в свободной инициативе - только это дает успех. Кафедры, университеты, академии - это тупики. Все наиболее талантливые ученые - самообразованщики. Значит: нужно поощрять и финансировать собственно открытия, изобретения и продвижения, а не кафедры .. / ZT. Изучение Зигмунда Фрейда, экзистенциалистов и тьмы тому же подобного муторного на педагогических и психологических кафедрах (бедные студенты!) в очень большой отчасти бесполезно в том смысле, что оно выдает на гора журналистов, драматургов и т.д., но не хватких работников для реальных макаренкообразных заведений. / У мещан вообще и у мещан от педагогики в их ограниченных головах затверженная схема: муж, жена, ребенок, и этот ребенок ходит в "школу радости", в которой вот есть педагоги-"сотрудники", а после школы бабушка ведет ребетенка в бассейн, на каток и т.д. - Вот их (обывателей) догматическая схема организации куска жизни по имени детство. Всё, что влево, вправо, вбок, вниз или как угодно отклоняется от указанной догматической схемы организации куска жизни по имени детство, всё сразу же будит у этаких отпетых консерваторов и обывателей оголтелые антимакаренковские эмоции .. Воспитание – это не убийство времени a la Иг. Петр. Иванов, а нужная для России проработка натур. Нам Сибирь осваивать и заселять, но мы отдадим это китайцам, а сами будем булькать и пузыриться в уютных комнатках дома Облонских.
(посмотрите http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc Учение о педагогике проработки натур).
Опасность: кого изготовим в рабоче-крестьянских корпусах? - Третьяков Александр Викторович. Учащиеся низших сельскохозяйственных школ России конца XIX - начала ХХ веков: социальная повседневность. - 2002 NLR Шифр 2002-3/21856. БАН 2004к/6796. [...] Общежитский быт, устроенный лучше крестьянского имел отрицательный потенциал. "Попадая в такой пансион еще в юности, проживая в нем 4-5 лет ученики этих заведений, - подчеркивал Ф.И. Гейдук, - отвыкают от крестьянского образа жизни гораздо основательнее, чем взрослый новобранец в казарме, и потому возврат в родительский дом становится для них почти невозможностью. Жители ближайшей окрестности, например Мариино-Горской школы, подтверждают, что поступающие в нее крестьянские дети более домой не возвращаются. По сведениям, взятым мною в Новосельском волостном Правлении, было из этой волости поныне отдано в Мариино-Горскую школу для учения 6 мальчиков, но ни один из них не вернулся более в свою деревню. Но не только в этой волости, а даже во всей губернии не известен такой случай, чтобы кто-нибудь из воспитанников этой школы остался в родительской деревне хозяйничать". Аналогичная ситуация наблюдалась во всех регионах Российской империи. [...] Управляющий Успенской школой А.Г. Петровский утверждал, что "...воспитывающийся в такой школе крестьянин в нынешней сельской общине хозяйничать не может, даже не смеет; ни старшие, ни мир каких-либо нововведений не допустят. Поэтому все ученики из этой школы поступают в служители к помещикам". Естественно, имел место и психологический фактор, когда окончивший школу искусственно завышал уровень своих притязаний. На это обращал внимание бывший управляющий Уткинской земской школой Н.А. Василевский. "Кончающие курс, - говорил он, - тот же час надевают рубашку с крахмальными манишками, сюртук и ботинки и расхаживают франтами. А чтобы идти работать в поле? Ни за что они не пойдут. Они стремятся получить место в частных имениях, но не прочь поступить в приказчики и к купцам или на фабрики" [...]
"Народное образование" 1992,2. Григорий Фриш (GF>), директор 855-й московской школы. [...] GF> Но мне хочется ответить на вопрос: "А можно ли предотвратить = исключить роковое событие, зовущееся преступлением?". Убежден, что можно. Вот только - где же начало, где первый полушаг, который ведет к колонии? ZT. Начало и первый полушаг – в дворово-уличной вампиловщине : http://zt1.narod.ru/vampil01.htm . ZT. Но не только ! Плюс к тому. - Г. Фриш применяет термин "колония" в каком-то кошмарном смысле, но на деле по макаренковски поставленные подростковые колонии – это не тюрьмы и не ужасы, а это учреждения, где обычно весьма успешно выправляют натуры на здоровые пути. Но зачем допускать заход подростков на пути преступлений с жертвами этих преступлений? Надо в макаренковски поставленные колонии не пост-фактум подростковых преступлений, а - ПРЕДВАРЯЮЩЕ. Я, ZT, 1940-го г. рождения, и я помню, как в моей и в других школах Ленинграда практиковалось в адрес "хулиганистых" запугивание: "Будешь так себя вести - загремишь в колонию!". Тогда для моих сверстников-ребят и для меня самого слово "колония" ассоциировалось с чем-то предельно мрачным: мы тогда и знать не знали, что пригородная школа-колония может быть прекрасным местом, где, бывает, жить и учиться на порядок интереснее, чем в обычной городской школе. Значит, если субъектик ведёт себя в обычной школе так, что эта обычная школа больше не может его переносить, то школа говорит такому субъектику. – Слушай, мы не может тебя просто выбросить на улицу – ты тогда станешь совсем бандитом, но мы тебе предлагаем: давай съездим с тобой в известную нам вполне налаженную, хорошую, очень интересную для жизни пригородную школу-колонию, там, поверь, тебя не ждут никакие ужасы, там тебе может вполне-вполне понравиться. Ну а уж если и там не уживешься, то всё равно оттуда пойдешь не на улицу, а в так называемый реформаторий: детскую (подростковую) тюрьму... ZT. В предисловиях от С.Я. Маршака к переизданиям "Республики Шкид" Г. Белых и Л. Пантелеева и в работе самого Викниксора "Школа им. Достоевского" ( http://zt1.narod.ru/doc/SHKID-po-Vite.doc ) принято и провозглашено: "Шкид хоть кого исправит" (см. иное сразу ниже). ZT. Реально в оригинале "РШ" 1926-27 гг. "Шкида хоть кого изменит", но С.Я. Маршаком и другими упорно "цитируется" как "исправит". Итак, "Шкида хоть кого исправит". Да. Если "особенных" регулярно будет "сплавлять" в Лавру (подростковую тюрьму), в реформатории, см. в http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, а лучше http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc, или в с/х техникум с производственными мастерскими и полями, или на фабрики / заводы для подростков типа саратовского "Красного детского городка" Ф.И. Егермана http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc . ZT. Скорее всего авторы кинофильма "Республика Шкид" знали = читали книгу о Шкид П. Ольховского и К. Евстафьева "Последняя гимназия"; но уж во всяком случае они читали главу "Содом и Гоморра" в "Республике Шкид" Г. Белых и Л. Пантелеева; это, тем не менее, не помешало им приступить к составлению розовой картинки о Шкид... "Республика Шкид", гл. "Содом и Гоморра", фрагменты с пропусками. – .. Викниксор уехал в Москву на какой-то съезд работников соцвоса .. Случилось ещё - ушли в отпуск лучшие халдеи - Косталмед и Алникпоп. Эланлюм растерялась .. Пошло безудержное воровство. Крали полотенца, одеяла, ботинки .. Как-то пришел к Пантелееву Голый барин .. - Боюсь я, Ленька, - сказал он. - Наши налет на "Скороход" готовят, надо сторожа убить... Ей-богу... Мне убивать... Бледнел гимназистик Голенький, рассказывая .. Но Гужбан не остыл. Сделав дело, он принимался за другое. Покончив с ПЕПО, вывез стекла из аптекарского магазина, срезал в школьных уборных фановые свинцовые трубы. Однажды ночью пропали в Шкиде все лампочки электрические - осрамовские, светлановские и ди-визорные - длинные, как снаряды трехдюймового орудия. Зараза распространялась по всей Шкиде. Рынок Покровский, уличные торговки беспатентные трепетали от дерзких мальчишеских налетов. Это в те дни пела обводненская шпана песню: С Достоевского ухрял ZT. Но, как показано в "Последней гимназии", для повального воровства в Шкиде вовсе не требовалось отсутствие Викниксора с Косталмедом и Алникпопом. – Школа Достоевского, ZT. Поэтому-то дирижируемый Самуилом Яковлевичем Маршаком (1887–1964) обширный хор из лидеров нашей пошлой интеллигенции десятки лет с энтузиазмом распевал акафист: "Шкида хоть кого исправит!". ZT. В "РШ", в главке "Эпилог, написанный в 1926 году" эта фразка имеет такой вид: "Шкида хоть кого изменит". ZT. Точно изменит. Только в какую сторону? - Пришел в Шкид без привычки к разнузданному воровству, а в Шкиде такую привычку "благоприобретаешь"... - Школа Достоевского, И на бумаге, и в интернете бесконечно повторяется о миллионах, де (! по всему миру !), ВОСТОРЖЕННЫХ читателей "Республики Шкид". Странные это читатели! Лично меня в молодости гл. "Содом и Гоморра" в РШ просто шокировала, и я тогда подумал. – "Да это же не педагогическое учреждение, а форменная воровская малина, опасная даже в масштабах всего города Ленинграда!" Обман со времен А.М. Горького и С.Я. Маршака. Самуил Яковлевич Маршак и Яша Хант ( http://jacob-hunt.livejournal.com/4001.html?page=3#comments ): "Шкида хоть кого исправит!". Из интернета. – С.У. Дикаев D> , Санкт-Петербургский университет МВД. – D> .. Все опрошенные считали наличие в УК [ Уголовном кодексе ] цели исправления осужденных "глупостью". И с ними трудно не согласиться, если учитывать, что ст. 9-я УИК [ Уголовно-исправительного кодекса ] как основное средство исправления прямо предусматривает общественно-полезный [ ZT. осмысленный, рыночно-производительный, дающий и реальный доход учреждению, и реальный заработок работающим ] D> труд, D> а абсолютное большинство осужденных в период отбывания наказания не работает. D> Осужденные не работают не потому, что не хотят, а потому, что государство [ ZT. и превозносимая нашей поганой жёлтой интеллигенцией пресловутая Шкида http://zt1.narod.ru/doc/shkid-uh.doc. ] D> не обеспечивает их работой. D> При этом основная масса осужденных – физически трудоспособное население, желающее [ ZT. и а) восполнять ранее упущенное в школьной учебе, и б) ] D> трудиться и зарабатывать деньги, содержать родных и близких на воле, что, несомненно, способствовало бы сохранению их социально-полезных связей. D> Если не работает основное средство исправления .. [ ZT. осмысленный, рыночно-производительный, дающий и реальный доход учреждению, и реальный заработок работающим ] D> Если не работает основное средство исправления, значит, и речи не может быть об исправлении вообще. D> Соответственно цель исправления осужденных [ ZT. и в "исправительных" ( без указанного ) учреждениях для зэков, и в былой убогой Викниксоровской Шкиде http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, а лучше http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc. ] D> Соответственно цель исправления .. есть [ и в Викниксоровской Шкиде было ] ни что иное, как [ ZT. погано .. - (касательно Шкиды) со времён Алексея Максимовича Горького и Самуила Яковлевича Маршака .. – погано превозносимый нашей поганой же жёлтой интеллигенцией ] ОБМАН .. 20.09.2010 Абаринов Александр Алексеевич (A>) from Киев to ZT. - A> Вы [ ZT. вернее: С.У. Дикаев ] совершенно правильно говорите о том, что действительно хорошо "трудиться и зарабатывать деньги, содержать родных и близких на воле, что, несомненно, способствовало бы сохранению их социально-полезных связей". Моя борьба в период работы начальником отдела колоний для несовершеннолетних МВД Украины была направлена как раз на сбережение такого труда, но ПРОТИВ спускания планов такому производству. Причем планы эти были ого какие! Когда колония вынуждена выполнять бессмысленный план, всякий осмысленный труд прекращается. ZT. Спускание непомерных планов – это когда производственные составляющие в воспитательно-образовательном учреждении не рыночно-автономны, а в финансовых и прочих отношениях полностью подчинены вышестоящему министерству. Так было в системе плановой социалистической экономики, и от этого страшно страдал воспитательно-образовательный процесс в макаренковской Коммуне им. Дзержинского, о чем у А.С. Макаренко в т.8, М.1986, с. 48-50, август 1932 (письмо М.М. Букшпану), но и в иных местах текстов А.С. Макаренко. Выход один: производство в Школе-хозяйстве обязательно должно быть автономным, "колхозным", рыночным предприятием, финансово и во всех других отношения самым прозрачным образом принадлежащим не каким-либо вышестоящим органам, а исключительно и только - единому (объединенному) коллективу воспитанников и сотрудников самого учреждения. ZT. "Дающий реальный заработок работающим" – это обязательно. Производство в подростково-юношеском воспитательно-образовательном учреждении – это место, где ребята обретают наконец-то возможность зарабатывать себе деньги честным трудом, а не уголовщиной... Из: Сорока-Росинский В.Н. ( ZT. о пресловутом Сорока-Росинском см. набор моих разоблачающих файлов http://zt1.narod.ru/winrar/shkid.rar ) SRR> Педагогические сочинения. М.1991, "Школа им. Достоевского" http://zt1.narod.ru/doc/SHKID-po-Vite.doc, из главки 12. SRR> .. Макаренко .. деятельность не надо было ни искать, ни придумывать, они сами возникали с самого начала жизни его учреждения. И эта деятельность была труд: работать, чтобы просуществовать .. Пришлось ездить в лес, добывать дрова, в город - привозить продукты. А потом пришлось, чтобы не голодать, заняться сельским хозяйством, а позднее, в коммуне им. Дзержинского, стать для этого же за фабричные станки. SRR> Чтобы не голодать, надо работать - вот, что стимулировало всю жизнь его [А.С. Макаренко] колонии. ZT. Неправильно. В учреждениях А.С. Макаренко и Ф.И. Егермана ( "Красный детский городок" в Саратове: http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc ) прибыльное производство было для того, чтобы оно (прибыльное производство) давало учреждению в целом и каждому из ребят в отдельности карманные и вообще ДЕНЬГИ. Прибыльное производство в подростково-юношеском воспитательно-образовательном учреждении – это место, где ребята обретают наконец-то возможность зарабатывать себе деньги честным трудом, а не уголовщиной. Надо чётко понимать, что если вы не организуете для 14-ти – 17-ти-летних интернатных (и не только) подростков честный трудовой заработок карманных и вообще денег, то в весьма значительной своей части интернатные (и не только) подростки пойдут на воровство; а потом воровством азартно увлекутся; бывает и на всю жизнь... |
По разным по трудности учебным предметам и за перескок там из ранга в ранг - разное единовременное (и от ранга к рангу растущее) денежное вознаграждение. - Пусть учёбой себе деньги зарабатывают. Причём, в объективно более трудном для освоения учебном предмете – оплата больше. и т.д. Подробней в нижней части файла http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc. |
--
20.04.2010. -
А.С. Макаренко. Восьмитомник, т.4 с.25. Из "Чудо, созданное советской жизнью". - [...] Я ВИДЕЛ МНОГО ЧУДЕС В ДЕТСКИХ КОЛОНИЯХ, ПЕРЕД КОТОРЫМИ ПОБЛЕКНЕТ ОПЫТ ГОРЬКОВСКОЙ КОММУНЫ ..
ZT. Я подтверждаю приведенное мнение Антона Семеновича о том, что его (Макаренко) опыт в его же время не был уникален. Я, ZT, в этом абсолютно убедился, ознакомившись с публикациями о подмосковной "Юной республике", о саратовском "Красном детском городке", о 189-й ленинградской школе на Крестовском острове, у них была и обширная с/х база за городом ( читайте в: http://zt1.narod.ru/doc/shkoly-s-uklonami.doc ). Не следует забывать и "Красные зори" Игн.Вяч. Ионина под Ленинградом. Но у меня есть предчувствие, что нас ждут ещё и другие открытия такого же рода.
Виктор Михайлович Опалихин пишет: "высочайшей эффективности воспитательной системы Макаренко".
А на мой взгляд справедливее и объективнее говорить не о "воспитательно-педагогической системе А.С. Макаренко", а о "воспитательно-педагогической системе по имени школа-хозяйство",
внутри которой, да, школо-хозяйственная система А.С. Макаренко лишь значительно выделяется а) командирской системой, б) вообще "лица не общим выражением", в) проработанностью всех аспектов и г) рекордсменской на весь мир мощью призыва.
И всё-таки учреждения А.С. Макаренко – это вариант более общего: вариант школы-хозяйства вообще.
Десятки лет у иных пошлых, но остепененных "макаренковедов" встречалось примерно такое:
"Методика А.С. Макаренко может быть применена во всех школах",
что в сущности равносильно нелепице:
"Методика школ-хозяйств может быть применена во всех школах".
Вот цена культа личности А.С. Макаренко.
В http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah я настаиваю: Понятие "Школо-хозяйство-ведение" шире и актуальнее понятия "Макаренковедение".
И надо нам, наконец, от макаренковедения перейти к школа-хозяйство-ведению, как к феномену и объекту изучения более обширному. Это будет полезно.