C:\00-zt\00000\konkurs-im-ASM.htm
Макаренко-внедрению мешает ориентировка всех и вся на "Педагогическую поэму", тогда как надо бы на "Марш 30 года" ( http://zt1.narod.ru/doc/marsh-30.doc ) и "Флаги на башнях" ( http://zt1.narod.ru/doc/Flagi-na-bashn.doc ).
http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc. [ Ванцаев Муса Синаевич ] .. Интернат ежегодно ведет войну за жилье для выпускников: по закону каждому положена квартира - но кто сегодня слушается закона! Дай бог, если комнату найдут в одном из городов области .. Муса Синаевич считает, что большинство ребят даже нужно подержать до 25-летнего возраста, тем более, что они и сами просятся остаться. В этом году подготовили для ребят еще пять рабочих мест: в пекарне, в бригаде трактористов и в магазине ..
ZT. Чиновниченье на местах не соблюдает закон о жилье для выпускников, но зато подымает вой о труде ребят: "Запрещено законом!". В данных обстоятельствах макаренки типа Ванцаева Мусы Синаевича даже обязаны НЕ соблюдать конституционные и юридические запрещения труда подростков. - Если уж не оснастить выпускника нормальным жильем, то хоть оснастить его высокой трудоспособностью...
Педагогика А.С. Макаренко – это, - для подопечных, - три в одном. –
1) Педагогика обеспечения разносторонне насыщенной, не лёгкой, но мажорной, жизни.
2) Педагогика нужной проработки натур.
3) Педагогика как можно более всестороннего оснащения.
--
Соль земли Ярославской. Газета ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и с/х предприятий Ярославской обл. № 7 (66) октябрь 2007.
Татьяна Ю. Куликова родилась в Ярославле. Педагогическая деятельность ее началась в 1982 году, после окончания математического факультета Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова. По распределению попала в Некоузский район, в восьмилетнюю школу, где предложили занять должность директора. Работа пришлась по душе. Через три года по семейным обстоятельствам переехала на жительство в Брейтовский район. Устроилась учителем математики в Севастьянцевскую основную школу, а затем и здесь возглавила педагогический коллектив. Пять лет назад предложили возглавить Покрово-Ситскую среднюю школу.
Школа в буквальном смысле пропадала: уровень качества образования был очень низким. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, надо было всех объединить какой-то идеей. После долгих раздумий эта идея появилась. Решено было организовать в школе профильную подготовку ребят по сельскохозяйственному направлению. Дети и педагоги постепенно заразились этой идеей. Хорошие результаты не замедлили появиться. Формула успеха заработала.
В семье Куликовых трое детей, старшие живут отдельно, воспитывает младшего сына Семена.
Татьяна Куликова. -
На селе бездельников не любят, хотя столичные СМИ твердят без удержу обратное. Я работаю директором этой школы не первый год, и ситуацию знаю не понаслышке. Село наше - такая глубинка, глубже которой не бывает. И если в Брейтовском районе в условиях углубленного кризиса разрушаются коллективные хозяйства, то причиной этого трудно назвать нежелание селян работать на родной земле. Безумный рост безработицы на селе - процесс искусственный, при желании власть имущих он легко преодолим.
Другое дело - кому работать на селе в наше время? Устаревшие технологии, отсутствие навыков в новых технологиях - это скверное наследство, оставшееся от старых времен. Возрождение села невозможно без перевода сельхозпроизводства на современную научную основу. В глубинке сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны наблюдается безумная безработица, с другой - на земле некому работать. Кадры, которые, как известно, решают всё, не готовы к технической и технологической революции на селе. Государство самоустранилось от подготовки кадров массовых профессий на должном уровне. Вот почему педагоги нашей школы взяли на себя ответственность за обучению школьников не только традиционным дисциплинам, но и новым сельским технологиям.
Мы понимаем, что наш опыт вряд ли можно считать образцовым. Нас уже подвергали критике в различных СМИ, особенно в отношении зарплаты, которую мы выплачиваем ученикам по результатам их труда, называя эти трудовые рубли "карманными деньгами". Да и условия для развития эксперимента у нас далеко не идеальные. В учебном заведении, где обучается 6 десятков детей, в поле можно набрать всего лишь 20 земледельцев, которые подходили бы к требованиям профессии и по возрасту (они должны быть не моложе 14 лет!), и по заинтересованности в этом нелегком труде. Да и техническое оснащение бригад далеко от требований нынешнего дня. От этого, между прочим, зависит рентабельность производства.
И всё же, когда был создан наш сельский школьный потребительский кооператив "Земледелец", то главным условием престижности работы в этом учреждении стало правило: каждый труд должен достойно оплачиваться! И мы платим детям за их работу, когда реализуем продукцию в Рыбинске и в других населенных пунктах области. И деньги эти далеко не символические, заработок подростков сопоставим с зарплатой лучших механизаторов района. Ведь если дети выращивают по 140 центнеров картошки на гектаре, а колхозы в лучшем случае - по 48 центнеров, то и сумма выплат в наших бригадах больше.
Нам удалось наладить работу на научной основе. Неоценимую помощь в этом нам оказывает А.А. Алексеев, работающий на кафедре инновационных технологий Ярославского института повышения квалификации работников АПК. Мы внедрили беспахотную технологию, используем преимущественно плоскорезы Фокина. По предложению Алексея Алексеевича в нашей школе созданы 2 учебные программы: агротехноло-гия земледельца (для десятиклассников!) и агротехника и основа агробизнеса ( для учеников 11 класса!). Освоили шестипольный севооборот, используем сидератные посевы для обогащения почвы гумусом. Бонитет земель на наших плантациях в последние годы заметно повысился. Главным консультантом стал начальник райотдела сельского хозяйства П.М. Куликов, один из самых активных организаторов школьного кооператива.
Управляют этим трудовым сообществом сами школьники. Они взяли на себя организацию работ на пяти гектарах, что были взяты в аренду у СПК "Сить-Покровское". И если в первые годы работа в кооперативе была только сезонной, то в последующий период и эту "болезнь" нам удалось успешно преодолеть. При школе была создана верми-ферма - хозяйство по выращиванию элитных дождевых червей. Для внедрения этой прогрессивной технологии в 2005 году наши педагоги прошли обучение в Коврове в корпорации Грин-ПИК по теме "Дождевые черви и плодородие почв". Потом закупили во Владимирской области элитный червь "Старатель" и выращивание его стало приметной статьей бизнеса нашего кооператива. А главное, - у нас есть надежные исполнители: мастер производственного обучения Сергей Владимирович Виноградов, которого мы безо всякой тени иронии прозвали брейтовским Кулибиным, и его жена, - Светлана Владимировна, мой заместитель.
И когда в апреле нынешнего года наша школа участвовала в международном конкурсе имени А.С. Макаренко по системе трудового воспитания и обучения школьников, то наш коллектив вошел в десятку лучших из 34 участников состязания.
Я рассказала это не похвальбы ради, а для того, чтобы люди поняли: в одиночку ни одной преграды не преодолеешь, ни одного экономического успеха не добьешься. Почему я стала членом АПР? Да очень просто: у истоков создания школьного кооператива была областная ассоциация АККОР. "Крестным отцом" наших ребят стал фермер С.И. Бачманов из Некрасовского района. Он в первый год работы кооператива обеспечил бригады посевным картофелем сорта "Имаго", помог в работе, консультировал на самых важных этапах возделывания этой культуры. Нынче мы произвели с помощью руководства территориального отделения АПР и фермеров области сортообмен посевного материала. Такое единение усилий профессионалов и начинающих жизнь подростков не только помогает школьникам развивать их технологические навыки, но и увидеть новые горизонты в аграрном секторе, преодолеть синдром безысходности и экономической депрессии.
Мы делаем одно общее дело. И оно обречено на успех, если все мы будем заниматься им не кавалеристскими наскоками, а системно, настойчиво и грамотно.
Т.Ю. КУЛИКОВА, директор Сить-Покровской средней школы, член АПР Брейтовский муниципальный район.
http://zt1.narod.ru/doc/Rubejovskaya-i-Rijskaya-do-1917.doc Рубежовская и Рижская колонии до 1917.
ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Николай Вессель, Михаил Бернштейн и Борис Райков против ажиотажных педагогических новационщиков, ищите в: http://ztnen.livejournal.com/4336.html
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
13.08.2008 Alex http://makarenkoas.blogspot.com/ Макаренко Антон Семенович Собрание сочинений в 8 томах / ZT. Здорово! Ура, ура! Но не понятно, кто Alex, кто сделал, кого благодарить .. Правда, плохо вычитано.
ZT. В свое время мой приемный сын Леонид Александрович Федоров набрал на компе все 8 тт. АСМ (без стр. примечаний и т.п., только сами тексты А.С.М.), и они уже более 10-ти лет висят в интернете. Что-то там время от времени уточнял по Гётцу Хиллигу, что-то переносил в htm-файлы моего сайта http://zt1.narod.ru. Вот: http://zt1.narod.ru/winrar/8-mak-tt.rar , примерно, 3 с половиной мегабайта. Это - А.С. Макаренко, восьмитомник, тт. 1-8, М. 1983-1986.
Внутри указанного архива есть набранное (и вычитанное) в WORD 2003:
часть тома 1 (М.1983) стр.1-116 - ASM-t1-s-1-116.doc,
весь том 4 (М.1984) - ASM-t-4.doc,
весь том 7 (М.1986) - ASM-t-7.doc.
Всё остальное плохо вычитано, и, главное, в DOS-кодировке, а значит эту (большую) часть состава текстов А.С.М. в виндовских смотрелках и редакторах сходу не прочтёте, но возможна перекодировка через WORDPAD: 06-янв-2009 переделал названия DOS-файлов, теперь все они *.txt, значит при загрузке в WordPad в Типе файлов надо задать: Текстовые документы MS-DOS [*.txt].
http://zt1.narod.ru/doc/tt-AS-Makarenko-Marburg-skanir.doc.
отсылочный файл по
АНТОН МАКАРЕНКО
Собрание сочинений
Марбургское издание, сканированные тома.
Слуцкина П., Карпова Л. и Макеева А. Влияние уроков труда на работоспособность школьника и место их в режиме учебного дня. «За коммунистическое просвещение ИПО», Иваново, 1933, № 17—18, стр. 9-26.
Н.Х. Вессель, А.С. Макаренко и И.В. Сталин - против пресловутых школьных мастерских.
Макаренко А.С. т. 4 М. 1984 с.361 .. Вопрос: "Не считаете ли вы, что ликвидация мастерских по школам, отсутствие трудовых процессов ведут к воспитанию барчуков, людей, пренебрежительно относящихся к труду взрослых?" / ZT. Этот абзац уточнен по Хиллигу. - Я вообще сторонник трудового воспитания и производственного воспитания, и Маркс прямо об этом говорит, что все дети с десяти [ По Хиллигу в оригинале у Макаренко: с 14 ] лет должны принимать участие в производстве; я поэтому являюсь противником каких бы то ни было учебных [ ZT. по труду, трудо-учебных ] процессов в школе, я являюсь сторонником производственных процессов в школе, даже самых простых, самых дешевых, самых скучных. Потому что только в производственном процессе вырастает настоящий характер человека, члена производственного коллектива, там именно человек учится чувствовать свою ответственность за деталь, когда нужно выполнить весь промфинплан.
По Ольховскому ( http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, а лучше http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc ) в Шкиде висел портрет Маркса. Почему не Песталоцци?
ZT. Знаменитое место из 13-й главы 1-го тома "Капитала" Карла Маркса. –
[...]
Фабричные инспектора, выслушивая показания учителей, скоро открыли, что фабричные дети, хотя они учатся вдвое меньше, чем школьники, регулярно посещающие школу днём, тем не менее, успевают пройти столько же, а часто и больше.
"Дело объясняется просто. Те, кто проводит в школе только половину дня, постоянно свежи и почти всегда способны и готовы учиться. Система, при которой труд чередуется с учёбой в школе, превращает каждое из этих двух занятий в отдых и освежение после другого, и, следовательно, она более подходяща для ребёнка, чем непрерывность одного из этих двух занятий. Ребёнок, который с раннего утра сидит в школе, особенно в жаркую погоду, не может соперничать с другим, который бодрый и возбуждённый приходит со своей работы".
Дальнейшие доказательства можно найти в речи Сениора, произнесённой на социологическом конгрессе в Эдинбурге в 1863 году. Он указывает здесь, между прочим, и на то обстоятельство, что односторонний непроизводительный и продолжительный школьный день детей в старших и средних классах без пользы увеличивает труд учителей "и в то же время не только бесплодно, но и прямо во вред детям расточает их время, здоровье и энергию". Из фабричной системы, как можно проследить в деталях у Роберта Оуэна, вырос зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей.
[...]
Г. Песталоцци 1746-1827, Из "Проекта памятной записки...".
[...] Так как всякое словесное профессиональное обучение неэффективно, если оно не связано с практическими упражнениями, то в школе действительно должны были бы проводиться подобные практические упражнения, и притом во всех отраслях хозяйственной деятельности:
1) домашнее хозяйство,
2) полеводство,
3) промышленность.
1) .. При школе для бедных может существовать школьный сад, а это значит, что .. возможно при помощи детей и для них засадить пару участков невозделанной до сих пор земли простыми овощами.
2) .. Возможно связать со школой для бедных МАЛЕHЬКОЕ ДОМАШHЕЕ ХОЗЯЙСТВО, в котором воспитанники подобной школы ежедневно смогут наблюдать за искусством заготовки, сохранения, сортировки и использования запасов, и вообще за всеми элементами искусства ведения домашнего хозяйства.
3) И наконец, школа для бедных всегда должна иметь при себе к/н мануфактуру, и школа должна заботиться, чтобы дети, поскольку это возможно, научились во время пребывания в школе к/н постоянным работам для заработка.
[...]
СПРОСЯТ: а останется ли у детей время на учебу? -
ОТВЕЧАЮ. - Дети, которые воспитываются в такой школе, будут приучены к напряжению сил, к порядку, к тщательному использованию даже малейшего промежутка времени. Это будет перенесено и на учебу, и в итоге для не менее, а может даже более успешной, чем в рутинной школе, учебы потребуется несравненно меньше времени, чем это обычно имеет место при других обстоятельствах.
ZT. Учреждения А.С. Макаренко и Игнатия Вячеславовича Ионина тянули несколько "возов": 1) Учебное. 2) Адаптированное под подростково-юношеские возможности реальное производство. 3) Интернат. 4) Разветвленное клубное и спортивное. 5) Разработка технологических вопросов построения и ведения такого рода учреждений. 6) Пропаганда этого пути в педагогике. / А вот сотни и сотни тысяч учебных заведений по всему миру тянули не более одного-двух из указанных "возов". / Но в общественном мнении почему-то считается, что трудяга А.С. Макаренко – нехороший, а вот остальные во всем мире лентяи – хорошие...
Егерман Филипп Иванович. Учебно-производственные мастерские при учреждениях соцвоса. М.1931.80. РНБ 31-10/1211. БАН 1931б/2669 .. "В фабричной системе вырос зародыш воспитания будущего - которое для всех детей с известного возраста соединит производственный труд с обучением и гимнастикой, причем это будет не только методом повышения общественного производства, но и единственным методом создания всесторонне развитых людей", — говорит К. Маркс о воспитании будущего. Прошло тринадцать лет с момента пролетарской революции, и как мало сделано для осуществления на деле слов Маркса о воспитании. Бывшие беспризорные, теперь дети государства, живущие в детдомах, еще не все охвачены трудподготовкой, не вовлечены в производительный труд, нет правильного сочетания труда и учёбы. Десятки тысяч наших детей, будущая смена, обучаются в школе, которая только по имени трудовая, а содержание — старая схоластическая учёба, чуть-чуть обновленная активизацией методов преподавания. А жизнь идет громадными шагами. Мы развиваем невиданные в истории темпы хозяйственного строительства, мы перестраиваем весь уклад нашей жизни, создаем предпосылки к коммунизму. Надо такие же темпы развить в области народного образования. Надо в корне пересмотреть все программы школ, надо внедрять в эти программы больше реальной жизни, больше производственных знаний и техники. Но сделать это только путем теории — недостаточно. Это опять будет схоластика. Необходимо использовать для целей школы существующие заводы и предприятия. На всё это имеются большие возможности. Нужны творчество, инициатива, энтузиазм педагогических масс школы и детдомов. Нужно влить в педагогические кадры несколько сотен специалистов, техников, инженеров, экономистов, организаторов, нужно использовать в этом деле технический поход, и мы двинемся с мертвой точки. Сейчас больше чем когда-либо в строительстве и реорганизации трудовой школы и общественного воспитания в детдомах уместен лозунг культурно-технического похода: "необходимо, чтобы каждая школа или детдом превратились в производственное предприятие и каждое производственное предприятие - в школу [ ZT. Последнее, скорее, – в варианте Витченко Степана Степановича 27.08.1909 - 30.06.1986 ]" (с.48).
Из непомеченной газетной вырезки. - Создание именно своих школьных хозяйств, как бы дорого они ни обходились! Все затраты с лихвой окупятся, если ученики почувствуют себя настоящими хозяевами земли, техники, материальных средств. Не секрет, что на колхозных полях и фермах, где "все наше и все ничье", такое чувство воспитывать у сельской молодежи становится все трудней. Да и сами производственные отношения взрослых во многих базовых хозяйствах зачастую таковы, что ребят лучше держать от них как можно дальше и дольше. Во всяком случае, до тех пор, пока не будет выработан стойкий иммунитет. Иначе трудовое, а следовательно, и нравственное воспитание, грозит перерасти в антивоспитание.
А.С. Макаренко т.4 М.1984 .. Я сейчас могу отбросить другие положения и считать, пожалуй, их негативными положениями трудового воспитания. Это такие положения, когда нет производства, когда нет коллективного труда, а когда есть отдельные усилия, т.е. трудовой процесс, имеющий целью дать якобы трудовое воспитание. / Я не представляю сейчас себе трудового воспитания коммунаров вне условий производства. Вероятно, что такое воспитание также возможно, т.е. воспитание в труде, не имеющем производственного характера. Такое воспитание я пережил сравнительно недолго, в первые годы в колонии им. Горького, когда поневоле из-за отсутствия производственной арены, производственного оборудования мне пришлось довольствоваться, так сказать, производственным самообслуживанием и так называемым производственным процессом. Правда, я никогда не имел хорошо оборудованного учебного производства. Когда я его стал иметь, оно не играло самостоятельной роли, а было подспорьем по отношению к коллективному производству. Во всяком случае, я уверен, что труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания, так что труд, так называемый учебный, и тот должен исходить из представления о ценностях, которые труд может создать. / В колонии им. Горького просто из-за нужды я торопился перейти к производству .. (с.181) .. Я понимаю, что не так легко организовать .. производство, но нельзя же говорить только о легких вещах (с.189).
У Макаренко самый главный образ – гимнастический зал. В ПП А.С.М., в гл. На педагогических ухабах : .. Создание нужного типа поведения - это прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно. И гимнастическим залом для таких упражнений должен быть наш советский коллектив (ZT. вообще воспитательно-образовательное учреждение – интернатная школа-хозяйство), наполненный такими трапециями и параллельными брусьями, которые нам сейчас нужны .. + "Наш путь единственный - упражнение в поведении, и наш коллектив - гимнастический зал для такой гимнастики." (т.2 М.1983 с.128).
ZT. Как, скажем, для боксера или, скажем, для велосипедиста нужно в гимнастических залах прорабатывать нужные группы мышц, так и в макаренковских интернатных школах-хозяйствах как социально-воспитательных гимнастических залах нужно прорабатывать мышцы волевые, мышцы поведенческие, мышцы моральные.
Плюс: скорее всего только в интернатном можно создать и закрепить в ребятах феномен чести и достоинства учреждения, а значит чести и достоинства самих ребят. Плюс: задачи оснащения и учебы.
Приведенное - основные киты А.С. Макаренко, и, так сказать навскидку, именно по ним и нужно бы оценивать учреждения на макаренковских конкурсах.
--
Фролов Анат. Арк. А.С. Макаренко в СССР, России и мире .. Н. Новгород 2006 .. В Москве на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования 1-5 апреля 2003 г. прошел 1 Конкурс им. А.С. Макаренко школ России с развитой хозяйственно-производственной деятельностью .. 1-е место Городищенская средняя школа Белгородской обл., директор В.Д. [ Валентина Дмитриевна ] Курчина .. Журнал “НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ” 2003,5. Н. Целищева — материал о Городищенской школе, с документацией: Положение об ученической производственной бригаде, Инструкции по технике безопасности, Смета доходов и расходов, План круглогодичного цикла работ, Кодекс чести учителя, Кодекс чести ученика. Ежемесячная оплата труда: руководитель бригады .. руб. , постоянные механизаторы — .. , предс. экономического совета - .. , бухгалтер бригады — .. , учащимся доплата 25% за норму выработки, натуроплата работникам механизированного звена; учителям и др. сотрудникам бригады - помощь в проведении работ на приусадебном участке .. (с.93-110 в журнале) (с.337-8).
В г. Ессентуки 1-5 апреля 2004 г. прошел 2-й Конкурс им. А.С. Макаренко .. 1-е место — Сержантовская школа Приморского края, директор Л.А. Макаров .. «Народного образования», 2004, №6 .. Статья Н. Никольской «Школа-хозяйство: путь к процветанию»: в Приморском крае свыше 100 ученических бригад; уже около 30 лет проводятся их ежегодные слеты .. В с. Сержантово школа перешла на условия хозяйственной самостоятельности в 1993 г. Ее директора в Приморье называют «нашим Макаренко» .. Школа имеет 42 га собственной земли, 6 тракторов, экскаватор, автокар, сельхозтехнику, грузовой автомобиль, 2 автобуса, овощехранилище на 100 т., свой лагерь труда и отдыха. Более 70% сельских механизаторов района — выпускники этой школы. В статье дается Бизнес-план школы, Календарный план работ, другая документация (с.345 у Фролова).
Файлы по Николаю Николаевичу Жеденову по рекомендуемому порядку чтения. -
http://zt1.narod.ru/jedenov1.htm
http://zt1.narod.ru/jedn1-8.htm
http://zt1.narod.ru/2-jedenv.htm
http://zt1.narod.ru/2-ux-ty.htm
http://zt1.narod.ru/vystrel9.htm
И при Жеденове, и после 1917-го, и сейчас имеем такой _НЕ_ макаренковский уклон : сосредоточение только на сиротах и беспризорных.
Как будто с производством (воспроизводством) людей в семье все в порядке.
Немец Герман Литц (1868-1919) утверждал, что город - не самое лучшее условие для налаживания массового и качественного производства (воспроизводства) людей. Я, ZT, не знаю, насколько Макаренко был с этим согласен или не согласен.
По большому счету истинно весомое воспитание подростков требует особой макаренковской оснастки: тренинговые, "гимнастические" "залы" школы-хозяйства. Такой макаренковской подростково-воспитательной оснастки нет в убогой кустарной мастерской по имени "городская семья". Несколько лучше с макаренковской по роду подростково-воспитательной оснасткой (тренинговые, "гимнастические" "залы") обстоит дело в тех сельских семьях, которые действительно представляют собой семью-хозяйство. Подробней об этом см. в файле http://zt1.narod.ru/trening.htm
Человечество в производстве автомобилей и прочего массового по американцу Генри Форду (1863-1947) ушло от кустарных мастерских к конвейерному. Немцы и японцы к этому добавили упор на качество.
И вот главное направление забот Макаренко. -
В массовом и качественном производстве (воспроизводстве) людей в части массовости надо идти по пути Генри Форда, но в варианте множественных, однако локальных, школ-хозяйств.
В части качественности в массовом производстве (воспроизводстве) людей надо идти по пути образцовых немецких и, особенно, японских фирм…
Во всяком случае А.С. Макаренко настойчиво протестовал против уклона сосредоточения внимания и забот только на сиротах и беспризорных.
Да, Антон Семенович искал решение проблемы регенерационного массового и качественного производства (воспроизводства) людей вообще.
Дальше - по Конкурсу им. А.С. Макаренко.
Скачайте:
http://zt1.narod.ru/winrar/konkurs-im-ASM.zip 396 kb.
Это материалы по Международному конкурсу им. А.С. Макаренко в состоянии на 2006 год.
Там и 2 листа матрицы оценки жюри. -
файлы изображений *.tif. -
Конкурс им АСМ Блок-1.tif
Конкурс им АСМ Блок-2.tif.
Аленичев В.В., Библиографический указатель финансово-юридической библиографии, 1700-1996. - 1997 (Серия "Библиографические указатели. Финансы. Денежное обращение и кредит. Учет, анализ и аудит, 1700-1996 гг.". 6) NLR Шифр С К-1/7314
Критический взгляд Анатолия Борисовича Вифлеемского на стихию конкурсов педагогических учреждений http://zt1.narod.ru/konkursy.htm. Тут и о конкурсе им. А.С. Макаренко.
Таблица из публикации. - Анатолий Вифлеемский, к.э.н., директор Центра экономики образования, г. Н. Новгород. "Давайте соблюдать "чистоту жанра" / Конкурсные документы должны соответствовать условиям конкурса // журнал "Народное образование", Москва, 2006 № 6 с. 124-126.
Критерии |
Основные показатели |
Подтверждающие документы |
1. Качество производственной деятельности в ее воспитательном измерении |
Системность производственной деятельности Вовлеченность учащихся в производственную деятельность и управление ею Качество организации воспитательной системы |
Концептуальная модель обеспечения производственно-воспитательного процесса Производственно-воспитательный бизнес-план образовательного учреждения на 5 лет Производственная история учреждения Данные о результатах производственной деятельности и о производственном процессе Описание воспитательной системы Сведения о вовлеченности учащихся в производственную деятельность |
2. Интеграция производственной занятости и учебного процесса |
Включенность в учебные планы производственной деятельности |
Концептуальная модель обеспечения производственно-воспитательного процесса Производственная история школы Информация о структуре производств. деятельности Учебные планы образовательного учреждения |
3. Реализация педагогических идей А.С. Макаренко |
Уровень использования педагогической системы А.С. Макаренко |
Концептуальная модель обеспечения производственно-воспитательного процесса |
4. Организация экономической деятельности и ее правовое оформление |
Масштабы экономической деятельности Грамотность используемых схем правового оформления деятельности Оптимизация оформления экономической деятельности |
Документы, отражающие реальную внебюджетную финансово-хозяйственную деятельность школы Сметы доходов и расходов Информация о налогообложении образовательного учреждения Положения о производственной деятельности |
5. Развитие учебно-производственной инфраструктуры за счет заработанных средств |
Динамика развития экономической деятельности Вложения заработанных средств в развитие учебно-производственной деятельности |
Результаты финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения Сметы доходов и расходов, балансы Информация о капитальных вложениях, приобретении оборудования |
6. Эффективность предпринимательских проектов и хозяйственной деятельности, качество бизнес-планов |
Степень достижения запланированных результатов Грамотность составления бизнес-планов |
Производственно-воспитательный бизнес-план образовательного учреждения Документы, отражающие реальную внебюджетную финансово-хозяйственную деятельность школы |
7. Технологичность и интеллектуальная емкость хозяйственной деятельности |
Степень технологичности производства Внедрение инноваций, использование современных технологий |
Производственно-воспитательный бизнес-план образовательного учреждения Характеристика образовательного учреждения Производственная история образовательного учреждения |
8. Общественное признание образовательного учреждения |
Распространение идей А.С. Макаренко Степень влияния учреждения в социокультурной среде район, региона Победы в конкурсах, др. мероприятиях |
Характеристика образовательного учреждения Видео и/или фотоматериалы, иные информационно-документальные материалы Грамоты, публикации и т.п. Отзывы общественности (письма поддержки) |
Суждение о том, как Конкурс им. А.С. Макаренко по содержанию все более и более становится Конкурсом им. Н.К. Крупской. -
А.С. Макаренко, т.1 М.1983 .. Огромное большинство наших детских учреждений под влиянием косности нашей интеллигенции не решаются далеко отойти от простых школьных укладок и на производство в лучшем случае смотрят только как на трудовой процесс. Этот трудовой процесс, впрочем, существует только в мечтах: обычно детские дома ограничиваются школьной работой и вся существующая методика детского дома обыкновенно выражается в школьных терминах. В самом лучшем случае, как, например, в Ахтырском городке, рядом со школой развивается большое хозяйство, но оно совершенно не пропитано воспитательной задачей, оно не дает никакой производственной или хозяйственной подготовки и оно совершенно не увязано со школой. В детском коллективе все-таки доминирует школа, детское самоуправление отходит от школьного первичного коллектива, а хозяйство только кое-что подрабатывает (с.98).
Из: http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm Всё реально похожее на макаренковское Сухомлинский вводил ..
(да и то чаще всего только на словах = фантазируя = вря как сивый мерин)
.. Реально похожее на макаренковское Сухомлинский "вводил" у себя в школе не всеохватно = в малых дозах = для галочки, чтобы выступая, скажем, на макаренковских мероприятиях ему было бы чем "козырнуть".
В 1925 году Н.К. Крупская в ст. "О школьной кооперации" писала: ".. Самое правильное было бы устройство при школе самими детьми одного, а потом и нескольких производительных кооперативов. Дети могут наладить цветочный, куроводческий, переплетный (ZT. ух ты: переплетный !), огородный, швейный и ряд других кооперативов…". | ZT. Про убогое = про игру в бирюльки, которую "для осуществления принципа соединения учебы с производительным трудом" предлагала Крупская. - Этак и какой-нибудь в комнатке кружек кройки и шитья тоже сдуру можно объявить "Педагогикой Дела" и бежать подавать в московский журнал "Народное образование" заявку на участие в очередном ежегодном Конкурсе им. А.С. Макаренко. |
Производство у А.С. Макаренко было так сказать хребетообразующей составляющей его (Макаренко) учреждений,
[ полнее и точнее о структурных составляющих истинно макаренковского воспитательного учреждения читай у самого А.С. Макаренко в его работе “Сокращение расходов” : http://zt1.narod.ru/metodika.htm/#str ],
а если в учебном учреждении моменты производства существует как сбоку-припёку привешенное небольшое включение,
если, повторяю, производственное в некотором учреждении _НЕ_ является хребетообразующим этого учреждения,
то такое учреждение по чести совершенно не должно бы быть представляемо на Конкурсах им. А.С. Макаренко,
но в строгом виде такая "чистота жанра" на Макаренковских конкурсах, увы, не соблюдается…
ZT. Экономическая система сводных отрядов против экономической системы кооперативов при школах. - "Методика организации воспитательного процесса", А.С. Макаренко т.1 М.1983 гл. Культработа .. Ни один кружок не должен иметь никаких привилегий и ни в каком случае не продавать самостоятельно свою продукцию кому бы то ни было за деньги .. Особенно осторожно следует действовать по отношению к оркестру (подробно абзацы о некоммерческости и не превращении в элиту оркестра) (с.309-10).
ZT. Школа (макаренковская школа-хозяйство) может брать подряды на то или иное, на пятое или десятое, и осуществлять их (эти подряды) силами специально для этого (советом командиров) сформированными сводными отрядами. Все заработанное такими сводными отрядами идет не им (этим отрядам) отдельно, но исключительно и только : в общую учрежденческую кассу = в распоряжение совета командиров. Обид тут никаких быть не может, так как 1) такой порядок действует для всех сводных отрядов, и 2) существуют ведь и постоянные отряды, ну, например, отряды комендантский, сторожевой, воспитателей, преподавателей в школе, или, допустим, бригада конюхов, или бригада по косметическому ремонту зданий самого учреждения, - эти подразделения обеспечивают общий процесс, и по отношению к ним было бы совершенно несправедливо, чтобы сводные отряды при осуществлении того или иного подряда имели бы отдельный так сказать сектантский доход. Экономическая система кооперативов раздирает учреждение, экономическая же система сводных отрядов его сплачивает, единит. |
Известно, что А.С. Макаренко не занимался всеми педагогическими темами, а сосредоточивался на одной единственной теме: воспитательная педагогика.
В отличие от А.С. Макаренко вот Н.К. Крупская-то писала и по воспитательной педагогике, но и по тьме других педагогических тем.
И вот будто бы Макаренковские чтения при Конкурсах им. А.С. Макаренко изначально и всегда по содержанию выступлений на 80% были и остаются Крупсковскими по характеру чтениями, а вовсе не действительно Макаренковскими чтениями…
27.02.2007. Дорогой Эдгар! Я переслал Ваше письмо в <Народное образование> и Татьяне Кораблевой. Материалы по конкурсу Макаренко Вы найдете в приложенном. Извиняюсь за большой их объем.
Сейчас я заканчиваю вычитку (по т.7 М.1958) <Методики организации воспитательного процесса> Макаренко, чтобы повесить ее на свой сайт (повесил 02.03.2007 : http://zt1.narod.ru/metodika.htm ). Какая сжатая, емкая, ясная, какая великолепная это работа Антона Семеновича! Она бесценна особенно для практиков интернатного воспитания. Наверное до издания полного Макаренко надо бы на всех мировых языках издать тиражом в сотни тысяч именно эту вот <Методику ..> А.С.М., с тем, чтобы мы могли подарить эти экземпляры всем в мире, кто всерьез озабочен воспитанием подростков и юношества.
http://zt1.narod.ru/nov-goll.htm
Превратить остров "Новая Голландия" в СПб в "Остров трудящегося подростка".
Для других по стране коллизий можно было бы предложить, скажем, такое название. - "Макаренковски поставленный рабоче-крестьянский интернатный корпус коллективно-производственно трудящихся и одновременно нормально учащихся подростков и юношей".
Несколько заметок на память. - 1) А.С. Макаренко - это прежде всего нонконформист, а 90% прошлых и нынешних "макаренковедов" - это конформисты. Особенно это касается Светланы Сергеевны Невской. Читайте об этом в: http://ztnen.livejournal.com/1783.html.
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
2) Вариант мероприятия в конференцзалах библиотек. - Секция Межрегиональной общественной организации "Макаренковское содружество". Феномен интернатной пригородной школы-хозяйства для подростков и юношей по "Методике организации воспитательного процесса" А.С. Макаренко (1888-1939) http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
ZT. НО !!!!!
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc
Малая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич великий педагог.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !).
Свободное обсуждение: за и против. Просмотр видеоматериалов. 3) На http://nnspu.ru/research/makarenkolab/index.html предлагается для скачивания две важные монографии А.А. Фролова : 2006 и 2007 г. 4) В макаренковедении плохо раскрыта тема, которую условно можно означить фразой А.С. Макаренко: "Мы здесь не фотоаппараты делаем, а людей" = надо строго следить, чтобы в хозяйственном (производственном) доминировало педагогическое (воспитательное), а не деляческое.
--
Калинин Михаил Иванович (1875-1946). О коммунистическом воспитании. М., 1958, с. 259-260.
[ ОБ ОПЫТНЫХ ПРИШКОЛЬНЫХ УЧАСТКАХ. Отрывок из речи М.И. Калинина на Всероссийском совещании заведующих областными (краевыми) отделами народного образования и наркомов просвещения АССР 30 января 1941 г. ]
Товарищи, принимая участие в обсуждении доклада тов. Всесвятского, я сознательно ограничиваю себя рамками прений, которые развернулись по этому докладу. С положениями доклада я согласен в основном. Мне хочется лишь выдвинуть несколько практических дополнений, не касаясь вопроса в целом. Я буду говорить о педагогической работе в нашей школе, имея при этом в виду учеников только младших классов, до четвертого класса включительно.
Но предварительно позвольте мне сделать несколько замечаний по поводу самих прений. Почти все выступавшие здесь ораторы уделяли очень много внимания пришкольным опытным земельным участкам. Это правильно: наделение школ опытными земельными участками можно только приветствовать, значение их для школ неоспоримо. Надо поскорее добиться того, чтобы каждая школа в деревне имела свой опытный земельный участок.
Стремясь вместе с вами к обеспечению школ опытными земельными участками, я не могу согласиться с некоторыми из вас в том, что успехи школ надо измерять достижениями этих участков как таковых, т.е. независимо от всей учебной и воспитательной работы школ. Ведь опытные пришкольные земельные участки имеют не самодовлеющее, а подчиненное значение, как лаборатория трудового воспитания и как средство наглядного обучения. Что бы вы сказали о том директоре школы, который стал бы демонстрировать вам успехи своей школы в области преподавания физики и химии голыми показателями работы физических и химических кабинетов? Наверное, вы бы сказали такому директору: — это не то, потрудитесь рассказать нам, как ваши ребята усвоили физику и химию, как ваши кабинеты помогли им лучше, глубже овладеть этими предметами.
Так и тут. Мне кажется, что успехи опытных пришкольных земельных участков надо измерять не голой цифрой собранного урожая, хотя это для нас отнюдь не безразлично, а тем, каков их педагогический эффект в общей системе обучения и воспитания школьников, т.е. насколько они повысили качество учебы, насколько ученики старших классов научились работать и насколько ученики младших классов приучились, работе. (Как видите, я устанавливаю тут некоторое различие: если учеников старших классов надо уже научить работать, то учеников младших классов надо приучить к работе.) И поэтому учитель, занимающийся с ребятами на опытном пришкольном земельном участке, должен не только понимать элементарные основы агрономии, но и быть вместе с тем педагогом.
Кстати сказать, и в городских школах в повседневной своей работе советский учитель должен внедрять в сознание учеников глубокое уважение к физическому и умственному труду, развивать в них понятие о том, что блага, которыми они пользуются, не с неба падают, а являются результатом работы людей.
--
From: "Goetz Hillig" To: "Zinoviy" From Zinoviy (ZT): Dorogojj Goetz! Ja, - priekhav iz Moskvy, - ehhe porabotal nad recenziejj na Frolov 2006, tam v pervom zhe abzace u menja byl ljap: ne to nazvanie analiziruemyjj knigi. Ja chto-to pravil i dobavljal i v drugikh mestakh recenzii. Vozmozhno, - ne znaju, - ja budu ehhe zagljadyvat` v ukazannyjj mojj tekst i chto-to tam izmenjat`-dobavljat`. Poehtomu ja povesil svoju recenziju na Frolov-2006 na mojj sajjt: http://zt1.narod.ru/doc/frolov06.doc, i imenno po ehtomu fajjlu v internete i nado by chitat`/skachivat`/sokhranjat` ehtu moju recenziju. Abarinovu i Ehdgaru recenzija pokazalas` cennojj, no vot Vifleemskomu Anatoliju Borisovichu ona sovsem ne ponravilas`: na vkus, na cvet tovarihhejj net... Организационные планы хозяйств при сельскохозяйств. учебных заведениях. Выпуски - 1910-1914 РНБ Шифр 38.79.6.10. : Песочинское Рязанской губ. ; Гнединской Екатеринославской губ. ; Гурьевской Калужского у. ; при Глазовском Вятской губ. ; Горецкой Могилевской губ. ZT 20.10.08 to ХИЛЛИГ Гётц Hillig Goetz .. Мне предстоит много ксерить, но в сущности – не по теме собственно макаренковедения, а по такой как бы фантастической теме "НИИ РОССИЙСКОЙ И СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ШКОЛ-ХОЗЯЙСТВ ИМ. А.С. МАКАРЕНКО". Сейчас активно составляю библиографический путеводитель по этой теме. Понятие "Школо-хозяйство-ведение" шире и актуальнее понятия "Макаренковедение". В принципе, утопически мыслится потенциальное существование "НИИ ГЕРМАНСКОЙ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ШКОЛ-ХОЗЯЙСТВ ИМ. А.С. МАКАРЕНКО" , "НИИ ФРАНЦУЗСКОЙ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ШКОЛ-ХОЗЯЙСТВ ИМ. А.С. МАКАРЕНКО" и т.д., а также "МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ НИИ ИСТОРИЙ И ТЕОРИЙ ШКОЛ-ХОЗЯЙСТВ ИМ. А.С. МАКАРЕНКО". Повторяю: понятие "Школо-хозяйство-ведение" шире и актуальнее понятия "Макаренковедение". Dorogoj Zimovij, .. Vasha novaja tema menja nemnoshko napomnit meroprijatiii Kushnira. Privet, Goetz. Анисимков В.М., Оценка эффективности деятельности исправительно-трудовой колонии. . Учеб. пособие - 1988 NLR Шифр 89-50К/4177 Мой былой ЖЖ > если бы было с жёсткой дисциплиной учебное заведение, я бы его отдала. Но никто таких учреждений не откроет. Их в системе образования не существует. ZT. НО !!!!! "Знание и труд" Симбирск, РНБ П28/503 1921,2. Мирандов Александр Федорович ( http://zt1.narod.ru/doc/mirandov.doc. ) .. В нормальных школах и детских домах Симбирска, особенно среди воспитанников, циркулируют самые невероятные толки о нашей школе, вызванные в большинстве случаев запугиванием воспитателями своих непокорных воспитанников "Максимовкой" в тех случаях, когда другие меры педагогического воздействия не оказывают влияния .. В конце концов мне пришлось обращаться с просьбой в Губоно об издании по всем интернатам и детским домам распоряжения о том, чтобы из числа мер педагогического воздействия была совершенно исключена угроза "Максимовкой" .. Название "трудовая колония" более соответствует типу и характеру нашего учреждения, но нам приходится открещиваться и от этого названия, так как колония ассоциируется с названием прежнего учреждения - колонии малолетних преступников, и слово колонист для наших воспитанников, как синоним профессионального любителя чужой собственности, кажется оскорбительным подчеркиванием принадлежности их к определенной категории несовершеннолетних .. http://zt1.narod.ru/kurgn_33.htm РАЙОННЫЕ УПК ПРЕОБРАЗОВАТЬ В КУРГАН-33. "Нар. обр" 1992,3-4 [и: В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОТИВ ГОРОДСКИХ ПТУ-ОБЩАГ УГ 1994,5]. См. также http://zt1.narod.ru/doc/frgm-o-trud.doc - Фрагменты о трудовом. Обязательно просмотрите файл http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc , особенно его нижнюю часть. О не дававшем А.А. Фролову покоя "параллельном действии". Добавление к http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc. У А.С. Макаренко, говоря об активе ребят у него, существенно не "подопечный не должен чувствовать себя специально воспитываемым" (принцип незаметности воспитания). Нет, бери круче: у Макаренко (говоря об активе ребят у него) подопечный активист находится в позиции ответственного воспитателя. Подопечный активист у Макаренко не столько активно воспитываемый (а он всё-таки - активно воспитываемый), сколько активно воспитывающий. Да, лица не общее выражение двух интернатных воспитательных учреждения А.С. Макаренко – это прежде всего: разбиение на отряды с командирами, то есть: "командирская педагогика" не просто со словечком "Есть!", но с настолько реальной организационной (вплоть до кастелянской) и воспитательной работой ребят-командиров, что Макаренко ставил вопрос о зарплате им по ставкам воспитателей. А так называемое "параллельное действие" (именно в понимании этого термина Макаренко самим же Макаренко: микросоциальная круговая порука) – это, - не лишь, но в частности, - и следствие и реализация указанной вот макаренковской командирской педагогики. Директор по А.С. Макаренко - это директор, который максимально большее число вопросов, проблем, тем и коллизий решает не сам по себе один, а с Советом командиров, вообще в совете с ребятами. Только в такой вариации в учреждении может создаться правильный = здоровый = роскошный стиль, дух, тон. В этом, а не лишь в микросоциальной "круговой поруке", - хотя (в меньшей = в 10%-ной степени) и в ней тоже, - на 90% содержание, смысл и суть так называемой "педагогики параллельного (ZT. горизонтального) действия". 99% директорских голов полагали и полагают, что указанные вопросы решает директор, и значит это – педагогика перпендикулярного действия, а у А.С. Макаренко вопросы решал ребячий совет командиров, и значит это – педагогика горизонтального (в терминологии Макаренко – параллельного) действия. Но надо отметить что дающий успех метод Макаренко – не (НЕ!) естественен = искусственен. Естественнее для директора массу вопросов решать тут же самому, а метод А.С. Макаренко кажется и представляется чесанием левого уха из-за головы правой рукой. Это показывает и доказывает что в педагогике некоторое, - по вековым общепринятым повадкам, - естественное ведет учреждение в тупик, и лишь указанное выше от А.С. Макаренко "противоестественное" создаёт в учреждении правильный = здоровый = роскошный стиль, дух, тон ... То бишь: карта неестественного в указанной коллизии бьёт карту естественного: вот так в социальном бывает. Впрочем, подробней о так называемом "принципе параллельного действия" у А.С. Макаренко - в файле http://zt1.narod.ru/parallel.htm . -- Из http://zt1.narod.ru/doc/bryuhvck.doc .. Заседание учкома в присутствии всего класса произвело на учащихся большое впечатление. После заседания учащиеся говорили, что, когда учащегося за неуспеваемость вызывают на учком [ZT. или к завучу, или к директору], то бывает стыдно только ему, а когда обсуждают при всём классе, то виновным за неуспеваемость каждого ученика считают весь класс .. ZT. По сути Брюховецкий Федор Федорович тут коснулся темы, связанной с "заковыристым" термином А.С. Макаренко "параллельное (ZT. горизонтальное) действие (ZT. воздействие)". Побольше вовлекать так сказать близ-касательных к субъектику-объектику ребят в обсуждение поведения этого конкретного субъектика-объектика в борьбе за престиж всей группы – вот мудрая стратегия морального воздействия. Но против этого в своё время ополчился наш "всемирно известный" и "трижды народный" Идиот Идиотович В.А. Сухомлинский, о чём читайте в http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm, хотя это нормальная и общеупотребляемая в народном обиходе методика. О видах круговой поруки. Комментарий к главе "Содом и Гоморра" в "Республике Шкид" (1927 г.) и к роману П. Ольховского и К. Евстафьева "Последняя гимназия" (1930 г.) http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, а лучше http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc. - Круговая порука не боязни наказания всей группы (звена, отряда, бригады, ученического класса) - из-за отдельных типиков, а. - 1) Круговая порука нежелания уронения чести = уронения реноме группы (звена, отряда, бригады, ученического класса) в учреждении - из-за отдельных типиков в них. 2) Круговая порука нежелания уронения чести = уронения реноме всего учреждения - из-за отдельных типиков. Вариант такого в http://zt1.narod.ru/doc/bryuhvck.doc. В учреждении может господствовать блатная круговая порука: "бить легавых!" и/или тому подобное. Тогда это не воспитательное учреждение, а воровская малина и/или тому подобное. В учреждении может быть установлена круговая порука наказания со стороны администрации всей группы (звена, отряда, бригады, ученического класса) - из-за отдельных в них типиков. Такое "к лицу" не педагогическому учреждению, а тюрьме и/или строгорежимному лагерю с колючей проволкой и вышками по углам. Нет, в мягком варианте круговая порука наказания со стороны администрации всей группы (звена, отряда, бригады, ученического класса) из-за отдельных в них типиков Антоном Семеновичем Макаренко и другими макаренками всех времен и народов - применялось, как "естественное воздаяние", но только в так сказать преходящих и совершенно ясных ситуациях когда действовать надо оперативно. Так, в статусно-установочном смысле физическое воздействие тоже не допустимо, но оно (физическое воздействие) бывает допустимо в преходящих и совершенно ясных ситуациях когда действовать надо оперативно. Но в статусном смысле только круговая порука нежелания уронения чести = уронения реноме группы (звена, отряда, бригады, ученического класса) в учреждении из-за отдельных типиков в них И круговая порука нежелания уронения чести = уронения реноме всего учреждения из-за отдельных типиков, - только такое (в статусном смысле) – к лицу действительно педагогическому = действительно воспитательному = действительно макаренковскому учреждению! Однако в Шкиде 1920-25 годов чаще всего господствовала блатная круговая порука: "бить легавых!" и/или тому подобное. Значит Шкида почти всегда = почти постоянно была суть не воспитательное учреждение, а воровская малина, причём, по главе "Содом и Гоморра" в "Республике Шкид" и по http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, а лучше http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc - воровская малина, опасная даже для всего города Ленинграда. -- 20.04.2010. - А.С. Макаренко. Восьмитомник, т.4 с.25. Из "Чудо, созданное советской жизнью". - [...] Я ВИДЕЛ МНОГО ЧУДЕС В ДЕТСКИХ КОЛОНИЯХ, ПЕРЕД КОТОРЫМИ ПОБЛЕКНЕТ ОПЫТ ГОРЬКОВСКОЙ КОММУНЫ .. ZT. Я подтверждаю приведенное мнение Антона Семеновича о том, что его (Макаренко) опыт в его же время не был уникален. Я, ZT, в этом абсолютно убедился, ознакомившись с публикациями о подмосковной "Юной республике", о саратовском "Красном детском городке", о 189-й ленинградской школе на Крестовском острове, у них была и обширная с/х база за городом ( читайте в: http://zt1.narod.ru/doc/shkoly-s-uklonami.doc ). Не следует забывать и "Красные зори" Игн.Вяч. Ионина под Ленинградом. Но у меня есть предчувствие, что нас ждут ещё и другие открытия такого же рода. Виктор Михайлович Опалихин пишет: "высочайшей эффективности воспитательной системы Макаренко". А на мой взгляд справедливее и объективнее говорить не о "воспитательно-педагогической системе А.С. Макаренко", а о "воспитательно-педагогической системе по имени школа-хозяйство", внутри которой, да, школо-хозяйственная система А.С. Макаренко лишь значительно выделяется а) командирской системой, б) вообще "лица не общим выражением", в) проработанностью всех аспектов и г) рекордсменской на весь мир мощью призыва. И всё-таки учреждения А.С. Макаренко – это вариант более общего: вариант школы-хозяйства вообще. Десятки лет у иных пошлых, но остепененных "макаренковедов" встречалось примерно такое: "Методика А.С. Макаренко может быть применена во всех школах", что в сущности равносильно нелепице: "Методика школ-хозяйств может быть применена во всех школах". Вот цена культа личности А.С. Макаренко. В http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah я настаиваю: Понятие "Школо-хозяйство-ведение" шире и актуальнее понятия "Макаренковедение". И надо нам, наконец, от макаренковедения перейти к школа-хозяйство-ведению, как к феномену и объекту изучения более обширному. Это будет полезно. Из: http://zt1.narod.ru/rifyegmn.htm - Рифы подростковых жизней вообще. 1) Скука. Из: Коменский Я.А. Избр. т.1 М.1982 (ZT. выписки не дословные) .. Не допускать скуки даже грудных детей. Движение колыбели, движение рук, пение, трещотки, ношение по двору, даже поцелуи, объятия. В 2 и 3 года - игра, беганье, преследования, зрелища, рисование (с.219) .. Позже нужно предпринимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать, как те муравьи, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, лишь бы всё, что происходит, происходило разумно .. (с.225). 2) Голодность. "Народный учитель" октябрь 1928. С. Сумный .. Недостаточно позавтракать в 8 часов дня и пообедать в 2-3 часа дня - чрезвычайно тяжело ребенку в период его роста. Искать надо причины многих злых антипедагогических явлений в голодных желудках воспитанников детских интернатных учреждений (с.43). 3) Отсутствие карманных денег. Это невыносимо для взрослых. Но это невыносимо и для детей и подростков с 12 лет. Причем, подростки не любят выклянчивать деньги у родителей, они хотели бы себе деньги сами заработать. В учреждениях А.С. Макаренко и Ф.И. Егермана ( http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc ) прибыльное производство было для того, чтобы оно (прибыльное производство) давало учреждению в целом и каждому из ребят в отдельности карманные и вообще ДЕНЬГИ. Прибыльное производство в подростково-юношеском воспитательно-образовательном учреждении – это место, где ребята обретают наконец-то возможность зарабатывать себе деньги честным трудом, а не уголовщиной. Надо чётко понимать, что если вы не организуете для 14-ти – 17-ти-летних интернатных (и не только) подростков честный трудовой заработок карманных и вообще денег, то в весьма значительной своей части интернатные (и не только) подростки пойдут на воровство; а потом воровством азартно увлекутся; бывает и на всю жизнь... -- Цитата: Congregation от 01 Сентября 2010, 19:38:59 .. если не ВЫ то никто, если не Ваш личный пример то ничей... ZT. Макаренковские учреждения (школы-хозяйства) – это подростково-юношеские (помимо учебной составляющей) - КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ХОЗЯЙСТВА, то есть это - подростково-юношеские КОЛХОЗЫ. Опыт истории колхозов в СССР показывает, что в этой области талантливые практики - организаторы находились. Опыт истории по сути макаренкообразных школ-хозяйств во всем мире показывает, что в этой области талантливые практики - организаторы находились. См., например, http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc. Чего не хватало и там и там? – Информационной проработки, информационного обеспечения. Вот этим последним я, ZT, и занимаюсь. Тут уж действительно: если не я, ZT, то никто...Вставка 15.08.2009. Из http://ztnen.livejournal.com/7044.html:ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
ZT. Строгая дисциплина, конечно, нужна, но дело обстоит более обще:
для подростков "оболтусов" сочетания "обычная семья – обычная школа" просто не адекватны:
природа их жаждет и требует иной структуры бытия:
той структуры бытия, которая до и после 1917 года, увы, именовалась:
"исправительная колония".
Вот этот неправильный эпитет: "исправительное"
1) шельмовал замечательную структуру и
2) отпугивал от неё (от пригородной школы-хозяйства) и ребят, и педагогов,
и вот это-то историческое предубеждение и надо прорвать.
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc
Малая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич великий педагог.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !).
Мирандов А. Ф. .. Характер работ воспитанников, - имеющееся школьное хозяйство, наличие садов, огородов, покоса и пахотной земли, обслуживание хозяйства собственными мастерскими, - дают полную надежду Школьному Совету в недалеком будущем осуществить свое желание - реорганизовать школу нравственно-дефективных детей в Школьный детский Совхоз, присвоив ей именно это название, тем более, что настоящее наименование школы на более сознательных воспитанников действует угнетающим образом ..
И другое столь же важное и близкое к тому ..
( См., например, в: http://www.respublika-shkid.ru/book/1927/ljonka_panteleev.
Л. Пантелеев имел нормальную, но очень бедную и живущую в теснейших условиях семью, паренёк маялся от постоянной голодноватости и безденежья, и именно от этого он и "пустился во все тяжкие".
Примеры правильно организованной жизни подростков см., например, в файлах http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc и http://zt1.narod.ru/doc/yunaya-respulika.doc )О рядом висящих портретах.
МАКАРЕНКО - ГОРЬКОМУ Полтава, 24.11.1925 г.
Полтава, колония им. М. Горького
24 ноября 1925 г.
Дорогой Алексей Максимович!
[...]
Мы перекроили нашу жизнь по новым выкройкам, которые давно были заготовлены, а о воспитании и о его планах никто у нас серьезно не беспокоился. Сейчас у нас вместо воспитательной системы только и есть, что несколько лозунгов, безобразно брошенных к ногам революции. К этим лозунгам давно уже пристроились несколько десятков бесталанных людей, а то и просто спекулянтов, которые вот уже несколько лет размазывают словесную кашу в книжках, речах и брошюрах и непосвящённому смертному представляются учёными. На деле из этой словесной каши нельзя воспользоваться ни одной строчкой (буквально, без преувеличения ни одной). Гастев (из Института Труда в Москве) называет всю педагогику "собранием предрассудков". Он, вероятно, даже не подозревает, насколько он прав.
ZT. Это, безусловно, на все 100% относится и к совершенно всей сумме опубликованных словесных каш В.Н. Сорока-Росинского... ( ZT. о пресловутом Сорока-Росинском см. набор моих разоблачающих файлов http://zt1.narod.ru/winrar/shkid.rar )
ZT. Л. Пантелеев своими восхвалительными, встречающимися у него, разговорами о педагогике Викниксора, по существу, успешно и охотно вошёл в когорту с-л-соловейчиков, то есть в когорту педагогических писак, никогда не выдававших и по сю не выдающих на гора абсолютно ни строчки чего-либо педагогически, - в педагогике воспитания, - конструктивного, см. выше верное у А.С. Макаренко, но (!) : прямо-таки кайфующих от оглушительного успеха их писанин у поверхностной, глупой и пошлой российской и мировой интеллигенции. Успех у публики и гонорары, вот что, в сущности, века являлось и по сю является их (с-л-соловейчиков всех времен и народов) эксклюзивной целью...
Переписка А.С. Макаренко с женой, т.1 М.1994. Макаренко жене 20-21.05.1928 .. Сколько узости, глупости, дешевого эгоизма вносит .. интеллигенция .. в жизнь. А сколько лени, болтовни .. (с.81). Т.2 М.1995 .. Ничего мещанистее .. интеллигенции нет на свете .. Если мне когда-нибудь хотелось быть большевиком, то только тогда, когда у меня особенно развивалась ненависть к интеллигенции .. (с.31).
О рядом висящих портретах.
Наши патентованные "макаренковеды" в московском Музее А.С. Макаренко (ул. Поклонная 16) повесили рядом три совершенно несовместимых портрета: Ушинского, Сухомлинского и Макаренко.
"ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК" 1995,3, Валентин Васильевич Кумарин: .. В.А. Сухомлинский пришел к выводу: технология Макаренко отслужила свое .. Он буквально разгромил все основные положения воспитательной системы Макаренко, отказав ему даже в праве на "титул" теоретика. Теоретиками, по мнению автора статьи, были другие: Крупская, Лепешинский, Шацкий, Блонский, Луначарский, Сорока-Росинский .. ( ZT. о пресловутом Сорока-Росинском см. набор моих разоблачающих файлов http://zt1.narod.ru/winrar/shkid.rar )
ZT. То есть, В.А. Сухомлинский ( http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm. ) сам хотел бы висеть не рядом с А.С. Макаренко, а рядом с кретином В.Н. Сорока-Росинским ( http://zt1.narod.ru/doc/shkid-uh.doc. ). Так и вешайте обоих этих кретинов (Сухомлинского и Викниксора) где угодно рядом, но только не рядом с А.С. Макаренко ...