Огромные мои, ZT, библиографические и прочие наработки в двух моих файлах: http://zt1.narod.ru/winrar/0bibl.rar . Почти ежедневно изменяется/пополняется. http://zt1.narod.ru/winrar/temnik.rar . Почти ежедневно изменяется/пополняется.
От: Зиновий Тененбойм (ZT), СПб. Ноябрь 2011.
Известные мне опыты исторического прошлого, которые в той или иной степени можно идентифицировать как школьные минитехнопарки и детско-взрослые образовательные производства (аграрные и промышленные). + Некоторые идеи.
http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc.
http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc. [ Ванцаев Муса Синаевич ] .. Интернат ежегодно ведет войну за жилье для выпускников: по закону каждому положена квартира - но кто сегодня слушается закона! Дай бог, если комнату найдут в одном из городов области .. Муса Синаевич считает, что большинство ребят даже нужно подержать до 25-летнего возраста, тем более, что они и сами просятся остаться. В этом году подготовили для ребят еще пять рабочих мест: в пекарне, в бригаде трактористов и в магазине ..
ZT. Чиновниченье на местах не соблюдает закон о жилье для выпускников, но зато подымает вой о труде ребят: "Запрещено законом!". В данных обстоятельствах макаренки типа Ванцаева Мусы Синаевича даже обязаны НЕ соблюдать конституционные и юридические запрещения труда подростков. - Если уж не оснастить выпускника нормальным жильем, то хоть оснастить его высокой трудоспособностью...
Педагогика А.С. Макаренко – это, - для подопечных, - три в одном. –
1) Педагогика обеспечения разносторонне насыщенной, не лёгкой, но мажорной, жизни.
2) Педагогика нужной проработки натур.
3) Педагогика как можно более всестороннего оснащения.
В http://zt1.narod.ru/leg-prom.htm много и по сельскому хозяйству.
Ищи ниже:
За профессиональную подготовку непосредственно в сельских школах.
ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com .
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове. | На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего Мой былой ЖЖ |
С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.
Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.
Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. | Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. |
А.С. Макаренко т.8 М.1986, 20.10.1938 .. Если бы мне дали такую школу, как у вас, я обязательно наладил бы там производство, вы не представляете себе, как это прекрасно, когда ребята делают нужные вещи (с.182; см. там и с.18).
Макаренко т.4 М.1984, 08.02.1939 .. Если бы у меня была школа, я бы, кажется, на части разорвался, но что-нибудь стал бы делать (с.302; см. там и с.361).
РГАЛИ, ф. 332, оп. 4, ед.хр. 186. А.С. Макаренко. 1 марта 1939 г. .. Стенограмма, лл.68-69 .. Дети с 14 лет должны принимать участие в производительном труде. Труд очень увлекает детей, и я уверен, что наша будущая школа будет с участием производительного труда…
Макаренко т.1 М.1983, 24.08.1922 .. Не труд-работа, а труд-забота (с.11).
Но! -
В математике есть принципиально не берущиеся интегралы. Задача оптимизации привычной общеобразовательной школы - это принципиально НЕ берущийся "интеграл", и одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,
тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,
превращения рутинного "воспитания" в ВОСПИТАНИЕ ВСЕРЬЕЗ – не даст.
В пригородном интернате есть сосредоточенность, но её (сосредоточенности) нет в привычной общеобразовательной школе.
.. ZT. НО !!!!!
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc
Малая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !). ..
А.С. Макаренко т.1 М.1983 ".. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах .." (с.13),
и так и останется в привычной общеобразовательной школе, - одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,
тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,
сосредоточенности, а значит и ВОСПИТАНИЯ ВСЕРЬЕЗ, не даст.
Конечно, устройство пригородных интернатных школ-хозяйств как добавки к семейному
1) требует серьезной подготовки квалифицированных макаренковских кадров,
2) требует серьезного финансового и капитально-строительного обеспечения,
3) требует серьезного информационного обеспечения,
к чему последнему лично я, ZT, и стремлюсь...
См. и: http://zt1.narod.ru/01-da-da.htm
Учебная старательность дружит с трудом.
Из http://zt1.narod.ru/ivanov-i.htm .. "Коммунарская методика" - это всего лишь клубы общения. Собираются вместе и поют часами. Это какими же надо быть бездельниками !, как надо не ценить свое время ! + Посреди недели едут на молокозавод мыть бутылки. И.П. Иванов и С.Л. Соловейчик, наверное, думали, что потратить полдня на езду, поехать в захламленную шарагу, о которой за день знать не знал, а через день забыл - это и есть "трудовое воспитание", "труд-забота" и "тоже Макаренко"!
Картинка с натуры: галочно-отметочное в "педагогике". - С. Соловейчик в дифирамбах "коммунарской методике" Иг. Петр. Иванова: "Кто хочет - едет на молочный завод мыть бутылки". ГАЛОЧКА НАПРОТИВ ПУHКТА О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ СУПЕР-"ТЕОРЕТИКОМ" "ПЕДАГОГИКИ" КРЕТИHОМ И ИДИОТОМ С.Л. СОЛОВЕЙЧИКОМ ПОСТАВЛЕННА !
Вообще многое, а не только лишь идею трудового воспитания, губит галочность (от слова "галочка"). Картинка с натуры (10.10.97): выгнали класс на улицу убирать из луж и с газонов на территории школы опавшие листья, и двое мужиков-"воспитателей" стоят в сторонке, беседуют о своем. И не смотрят, чем ребята занимаются-то. Отстояли, беседуя, минут 20, оглянулись, ребят нет, все куда-то ушли, лопаты брошены где попало. "Воспитателей" же ничего не колышет; даже не посмотрели, что ребята сделали-то. Собрали лопаты и грабли и ушли. Такое "трудовое воспитание" лишь вкореняет в ребят разгильдяйское отношение к труду. Выйти с граблями и лопатами, помахать ими, потолкать друг друга, что-то там кое-как и кое-где поскрести, бросить лопаты и грабли где попало и пойти:
ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУД"? ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ" ? - HЕТ, ЭТО ПРОСТО КРЕТИHИЧЕСКАЯ = С-СОЛОВЕЙЧИКОВСКАЯ "ПЕДАГОГИКА" !
А.С. Макаренко т.4 М.1984 .. Был [идеальный, и в частности потому, что без зарплаты, в коммуне им. Дзержинского приблизительно в 1930-1931 гг.] период, когда все мои коммунары работали уже на настоящем производстве, т.е. была такая организация, в которой был промфинплан, стройный порядок .. не энтузиазма штурма и не энтузиазма ближайших целей этой шестидневки или этого месяца, а энтузиазма спокойного, ровного, видящего далекие перспективы коллектива .. Я сейчас могу отбросить другие положения и считать, пожалуй, их негативными положениями трудового воспитания. Это такие положения, когда нет производства, когда нет коллективного труда, а когда есть отдельные усилия, т.е. трудовой процесс, имеющий целью дать якобы трудовое воспитание .. Во всяком случае, я уверен, что труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания .. (с.180-1).
ZT. В слесарном деле всё опошляет т.ск. "галочный подход". Болт вылезает из гнезда? - А я сейчас распорку поставлю. И вбивает гниль какую-то, но (!) : галочка бракоделом поставлена: В педагогике же, в социальной работе галочный подход - ну просто доминирует. Трудовое воспитание? .. а вот ребятки жёлуди собирали .. а вот у нас мастерская .. даже 3 молотка ...
Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.
Иисус Христос: … Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное… (МАТФ 18:3). ZT. Но вопрос - в каких детей обращаться-то? У Иисуса Христа дети - и всё. А ведь есть и дети беспризорные. Есть и дети безнадзорные.
Иисус Иосифович Христос приказал. - "Будьте как дети". Но дети часто крикливы, плаксивы, жадны, эгоистичны, драчливы. – Такими нам, взрослым, Иисусу Иосифович приказал быть? – Нет, скорее всего он хотел другого. Дети склонные увлекаться и жить фантазиями, и вот Иисус Иосифович желал бы, чтобы мы, взрослые, до гробовой доски оставались бы такими инфантильными. И все верующие действительно до гробовой доски осуществляют указанный завет И.И. Христа: до гробовой доски по детски увлекаются фантастическими религиозными бреднями.
Детсад-хозяйство. Из непомеченной газетной вырезки. - Председатель повел гостей первым делом не к фермам и не к машинному двору, а к колхозному детскому саду с ласковым названием "Колосок". - Светлое здание, игровые залы. Привел и на крохотные грядки огорода ("Сами сеют, поливают и урожай снимают. С этого рубежа, как плод с завязи, начинаются и привычки, и вкусы, и ответственность, и отношение к труду. А в конечном счете и мировоззрение. Разве не так?..")
Детсад-хозяйство. Из непомеченной газетной вырезки. - А вот в детском садике нашего поселка Сазоново играют по-взрослому. Под наблюдением опытных воспитателей малыши сажают морковку, лук, редис, пропалывают цветники, поливают. У них своя форма - фартучки, косынки, панамки и орудия труда, как у пап и мам, только маленького размера - лопатки, грабельки, ведерки. Работают они на своих грядках каждый день понемногу, суббота же - вся трудовая. И зимой ребята не сидят сложа руки. Расчищают дорожки от снега, выращивают в ящиках сами для себя зеленый лук. Почему в хореографическом училище, в разного рода школах и спецклассах ребенок может шлифовать талант, выбирать путь чуть ли не с младенчества, а в такой наиважнейшей для государства отрасли, как сельское хозяйство, с воспитанием крестьян неоправданно запаздываем. Вовсе не считаю, что это легкое дело и каждому понравится. Но вот приводят крошку в хореографическое училище, и сразу режим, физические нагрузки. И сцена, кстати, в далеком будущем. Сколько бывает слез, первых разочарований! А проходит три-четыре года, и попробуйте отнять у девочки пуанты. Мне думается, нечто похожее произойдет и с сельским малышом. Если в четвертом классе он будет разбираться в доильном аппарате, а в шестом овладеет трактором, то чувство профессионального достоинства и ответственности у него войдет в кровь. Не стоит жалеть времени в учебной программе для сельского труда. Прямо-таки с первого класса. Иначе поговорка "лучше поздно, чем никогда" в деле профориентации грозит обернуться мрачным итогом "поздно - значит, никогда". ZT. И наоборот: в раннем детстве хлебал водку? - значит роковым образом навсегда..., - http://zt1.narod.ru/alk_21.htm 1) до 21-ного г. не наливать!, 2) пьяному зачатью - бой!
См. и : http://zt1.narod.ru/tolko.htm/#d-d. - Изумительная миниатюра о реалиях одного небольшого детдома-хозяйства.
Организационные планы хозяйств при сельскохозяйств. учебных заведениях. Выпуски - 1910-1914 РНБ Шифр 38.79.6.10. : Песочинское Рязанской губ. ; Гнединской Екатеринославской губ. ; Гурьевской Калужского у. ; при Глазовском Вятской губ. ; Горецкой Могилевской губ.
Сельские детские приюты Ведомства учреждений императрицы Марии. Вып. 1 — Пг. 1915. 144 с. (ZT. на янв. 05 еще не смотрел).
Инфо от Мих. Мих. Фокина .. [ Кстати, и инфо о Тубине, и инфо о журнале "Школьное хозяйство" (СПб 1896-1916) и кое-что еще - тоже от Фокина ]. - "Гражданин" №53, 22 февр. 1889 г. Голоса из провинции. "К числу мечтаний последнего времени следует отнести и те, которые вращаются около вопроса о наделе сельских школ землями для устройства на них сельского хозяйства ..". ZT. Я еще это не смотрел, но Фокин сказал, что там в числе разных трудностей указана главная: невозможно найти людей, которые сумели бы это организовать и вести. -- Фрагмент с Мой былой ЖЖ - ZT. В "Учительской газете" (тогда она называлась "За коммунистическое просвещение") 04.04.1936 на с. 2 письмо учителя В. Ткачева T> "Ненужная обуза". - Мы стремимся дать новому поколению широкое политехническое образование, ZT. В моей электронной книге об И.В. Ионине я показал ГЛУПОСТЬ "идеи политехницизма" Маркса и Энгельса. В ПОГОНЕ ЗА СОТНЕЙ МАРКСО- ЭНГЕЛЬСОФСКИХ ЖУРАВЛЕЙ В НЕБЕ ШКОЛЕ ФЕЛЬДФЕБЕЛЬСКИ ЗАПРЕЩАЮТ ДАВАТЬ РЕБЯТКАМ ХОТЯ БЫ ПАРУ-ДРУГУЮ РЕАЛЬНЫХ СИНИЦ В РУКИ. T> но проводимый нами политехницизм выливается в частичное "плотничество", обработку школьного огорода и разведение кроликов. ZT. Вот! "Диалектика" грез о политехницизме Маркса и Энгельса привела к тому, что обработка огорода и разведение кроликов стало чем-то презренным! T> С этими видами трудового обучения мы носимся в школьных отчетах и чувствуем себя на высоте положения. Мне пришлось подробно ознакомиться с состоянием трудового обучения целого ряда начальных, неполных средних и средних школ и сделать самые печальные выводы. Преподавание этого "плотничанья" в школах как правило находится в руках неграмотных, некультурных сельских плотников. ZT. И это повод для прекращения преподавания плотнического дела вообще? В деревнях всегда учились у старших всяким деревенским работам, и не спрашивали, грамотны эти старшие или нет! Бонны что ли из института благородных девиц должны преподавать мальчикам плотническое дело!? Взять у работяг их сноровку и практические знания, и _не_ взять от них алкоголизм и примитивизм нравов - вот задача. T> Школьные хозяйства никакой выгоды для школ не дают. ZT. У всех? И у Макаренко не давали? И у Ионина не давали? T> Вот в Шпаковском районе Северокавказкого края школы имеют землю, лошадей, инвентарь. Что же, они ведут культурное, образцовое хозяйство? Увы!... Школьные дворы находятся в антисанитарном состоянии. На лошадях занимаются всяким извозом и подрабатывают только на оплату содержания конюхов. Директор отвлекается от учебной работы, а учащиеся от этого "хозяйствования" остаются неграмотными...
ZT. Если директор маленькое хозяйство не может наладить, то и нормальную учебу он тоже наладить не сможет. Неужели от вне- и после- учебного развращающего вампиловского безделья и разгильдяйства (http://zt1.narod.ru/vampil01.htm) ребята станут лучше учиться в классе? Дисциплина внеурочного хозяйствования переходит в дисциплину учебы. И наоборот, - РАЗГИЛЬДЯЙСТВО ВНЕУРОЧНОГО БЕЗДЕЛЬЯ И ВАМПИЛОВЩИНЫ ПЕРЕХОДИТ В РАЗГИЛЬДЯЙСТВО НА УЧЕБЕ...! Ткачев перечисляет землю, лошадей, инвентарь, но не спрашивает, а есть ли там свой Эммануил Фелленберг, Н.Н. Жеденов, А.С. Макаренко, И.В. Ионин, Г.М. Кубраков, - есть ли там ХОЗЯИН, который ЛИШЬ ОДИН может довести дело до ума, до исключительной (жеденовской, макаренковской и ионинской) пользы, - до порядка и санитарии. Перед войной 1941-45 годов Ткачев мог бы рассказать не только об отдельных разложившихся воинских частях, но даже о целых разложившихся военных округах. Почему бы ему тогда, - как раз перед войной!, - не объявить бы и всю армию (как систему) "ненужной обузой"? Ревизор Хлестаков из "Ревизора" Н.В. Гоголя был умнее ревизора В. Ткачева, - знакомство с конкретной разложившейся местной администрацией не послужило Хлестакову (и Гоголю) поводом объявлять, на манер, как кажется, будущих китайских хунвейбинов, социальный институт местной администрации вообще "ненужной обузой" (чтобы требовать его ликвидации). T> Наркомпросу необходимо заняться этими вопросами серьезно, уточнить программы трудового обучения в смысле их расширения и индустриального углубления, в плановом порядке дать возможность учащимся ПУТЕМ ЭКСКУРСИЙ обогащать себя знаниями... (конец цитаты). ZT. Итак, заменить "узкие" (ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ, ТОВАРНЫЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ, - только так!) мастерские и "узкие" пришкольные хозяйства "широкими" ЭКСКУРСИЯМИ, - это-то, мол, ГЛАЗЕНЬЕ ПРАЗДНЫХ ТУРИСТОВ и будет вот "трудовой учебой и трудовым воспитанием"! Я же, Тененбойм З.Ш., говорю: нужна широкая пропаганда прессы за макаренковски и только макаренковски поставленные ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА. ZT. В. Ткачев единственно и очень серьезно прав только в одном: да, школы-хозяйства ни в коем случае нельзя внедрять методом хрущевской кукурузы.
А.С. Макаренко М. Горькому 16.06.1926 - .. Потонуть в здоровом человеческом коллективе, дисциплинированном, культурном и идущем вперед, а в то время и русском, с размахом и страстью. Задача как раз по моим силам. Я теперь убедился, что такой коллектив в России создать можно, во всяком случае из детей. ZT. Да, задача масс-подбора руководителей для масс-_взрослых_ колхозов - не разрешима, но для масс-_детских_ колхозов (школ-хозяйств) - разрешима (ура, товарищи!), ибо эта (второго, то есть, рода) проблем-работа - полегче (ура, товарищи!).
|
За профессиональную подготовку непосредственно в сельских школах.
Школьное профтехобразование. За профессиональное обучение, - уровня хорошего ПТУ, - в/при самих сельских школах без отрыва подростков от села и (гл. !) от семьи. (Из газетной вырезки от ноября 1989 г.). - Сельская Емецкая ср. шк. (Архангельск обл.).
В. Некрасов. До недавнего времени наши ученики вместе с аттестатом о среднем образовании получали права шофера и тракториста-машиниста третьего класса. Не все, конечно, кто обучался этим профессиям. И на это были свои причины. Как известно, чтобы платить ставку мастеру производственного обучения, нужно набрать в группу не менее 35 человек. Вот и зачисляли всех подряд, независимо от того, хотел или нет ученик освоить эти профессии.
Свою негативную роль играла и слабая материальная база. Создавалась она с большим трудом.
Шефы ничем не помогали. Попробуйте просить милостыню у того, кто стоит к вам спиной и не желает оборачиваться. Примерно такие отношения у нашей школы с совхозом "Емецкий". Особенно это стало заметно, когда все предприятия перешли на хозрасчет.
Захватили профессиональное обучение и остальные беды народного образования. Я имею в виду процентоманию. Она снижала и снижает требования к знаниям учащихся, которые умело этим пользуются.
Даже сейчас некоторые ребята заявляют учителю: "Ставьте двоек, сколько хотите, вам же и попадет за них". И это действительно так.
Угнетает и то, что профессиональное обучение в школе считалось и считается делом второстепенным. На первом месте всегда стоят общеобразовательные дисциплины.
Понятно, что при таких условиях с правами от нас выходили единицы.
Ссылаясь на это, товарищи из областной ГАИ в последние годы стараются даже запретить профессиональное обучение в школах области. Приводятся и другие доводы. Ссылаются на слабую материальную базу школ по сравнению с базой ПТУ.
И делается вывод: шоферов готовить только в профтехучилищах.
Действительно, условия неравные. Материальную базу ПТУ создает государство, школам же оно в этом не помогает...
И все-таки материальная база в нашей Емецкой школе с каждым годом пополняется. Сделано уже немало. Но даже если бы мы приобрели все то, что требуется по положению о порядке и сроках подготовки и переподготовки водителей автотранспортных средств, все равно у нас не хватило бы помещений, чтобы разместить это оборудование в соответствии с существующими нормами.
Несмотря на все трудности, связанные с подготовкой водителей в школе, дело свое мы выполняем. В Емецке и его окрестностях механизаторами в большинстве случаев работают наши выпускники, причем работают на всех марках машин, которые имеются в народном хозяйстве страны. Значит, те, кто с желанием учился, профессию получил, несмотря на недостатки материальной базы.
Думаю, областной ГАИ надлежит не закрывать [профессиональное водительское] обучение в школах области, а лучше активнее помогать нам. И экзамены принимать у выпускников самым строгим образом, права вручать только тем, кто подготовлен действительно хорошо.
Работники ГАИ приводят такие доводы: в ПТУ не всегда могут укомплектовать группы полностью - дескать, школы отнимают учащихся.
А надо бы учесть такое важное обстоятельство:
в школах-то ребята получают профессию, не отрываясь от своей семьи.
Редко кто из родителей решается разлучить пятнадцатилетнего ребенка с родным домом. Делают это по великой нужде, когда сын или дочь вовсе не хотят учиться. Но известно, что преступность среди подростков возрастает, когда они находятся вдали от семьи.
См. также http://zt1.narod.ru/obhejit4.htm Проклятые общежития губили и губят подростковые и юношеские души. А.С. Макаренко т.7 м.1986. - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 21.04.1937 .. Самый лучший мальчик, вытолкнутый в жизнь очень рано, может свихнуться ..
Из непомеченной газетной вырезки. - Не ребят свозить из деревень в райцентр для обучения, а, наоборот, профтехучилищу идти в село и организовывать там совместно с общеобразовательными школами учебу кадров непосредственно в хозяйствах, по месту проживания учащихся. Так, кстати, организовано дело в колхозе имени Куйбышева Сузунского района Новосибирской области, где создан филиал сельского ПТУ. Дети там приобщаются к сельскохозяйственному труду с первых лет школьного обучения, а затем, когда подрастут, овладевают современной техникой под руководством опытных преподавателей и мастеров производственного обучения. Качество профессиональной подготовки повышается, и у ребят укрепляется родственное отношение к своей земле.
Надо мыслить и перспективно. Опыт показывает: те из десятиклассников, кто не получил специальность в школе, обычно уезжают в города или другие районы и теряются для своего села безвозвратно. Так зачем же увеличивать отток молодежи из деревни?
Словом, закрытие профессионального обучения в школах больно отзовется в сельской местности. Кроме того, в настоящее время развиваются различные виды арендных отношений, индивидуальная трудовая деятельность, фермерское движение. Где все эти люди смогут получить профессии механизатора? Разве плохо, когда человек эту специальность получает еще в школе?
Все это нужно взвесить самым тщательным образом и только тогда решать дальнейшую судьбу школьного профобразования. В нашей стране было несколько попыток ввести в общеобразовательную школу профессиональную подготовку. Затем ее отменяли из-за организационных и материальных трудностей. Но жизнь требовала своего - и снова приходилось вводить. Так неужели опять повторятся старые ошибки?
Профессиональное обучение школьников ведется, например, в Швеции, ФРГ. Там видят его выгоду.
Закрыть обучение, нарушить с таким трудом созданную базу, распустить кадры - дело недолгое. Создать потом все вновь будет значительно трудней.
Мне думается, что областная ГАИ не должна единолично решать этот вопрос. Решать эту проблему надо не келейно, а сообща, на собрании всех жителей населенного пункта.
В. Некрасов. Учитель Емецкой средней школы. Архангельск обл.
Из непомеченной газетной вырезки. - 17 процентов выпускников сельской школы приходят в хозяйства на работу практически готовыми специалистами - это разве плохо? Думается, эту систему обучения в школах ломать не стоит - ее надо совершенствовать, особенно базу трудового обучения.
Из непомеченной газетной вырезки. - Дали школе 75 гектаров земли, не поскупились на удобрения и лучшие семена. К труду на школьной земле понемногу стали приобщать даже четвероклассников - и какой энтузиазм встретили со стороны детей! Хорошая подготовка в сельской школе по специальности шофера 3-го класса, тракториста, рабочего массовых строительных профессий или сферы обслуживания, как показывает практика передовых сельских школ, требует в 7-8 раз меньше средств и в 1,5 раза меньше времени, чем в ныне действующих средних ПТУ. Наш вывод не сводится к противопоставлению школы и профтехучилища. Мы считаем, что, возможно, было бы целесообразно более раннее участие школьников в производительном труде и более ранняя профессиональная подготовка их по возможно большему количеству специальностей. А средние ПТУ, может быть, имело бы смысл ориентировать в первую очередь на подготовку по наиболее сложным профессиям, которые учащиеся общеобразовательных школ не могут получать, и на повышение приобретенной в школе квалификации. Ежедневное чередование учебы, производительного труда и занятия физической культурой - в результате резко улучшаются эффективность и качество обучения.
Из непомеченной газетной вырезки. - Она решила в своем первом классе устроить стенд, на котором против фамилии ребят сделать "кармашки для профессий". Научилась девчушка штопать, вязать, варить - эти "профессии" заносились в карточки. Мальчуган сам рубит дрова и топит печь, помогает деду ремонтировать дом - тоже "профессии". Ребятами овладел дух соревновательства. Никто не хотел отставать, ходить в неумехах. Это состязание в первоначальных умениях перекинулось и на другие классы.
ZT. В 1917-м и далее шел массовый процесс варварского _разгрома_ крестьянами крупных помещичьих имений. Большевики вообще понимали, что это - форменное безобразие, но ничего не могли поделать, - не слать же, на былой манер царского правительства, карательные отряды!, - кто бы тогда сражался за большевиков на фронтах гражданской войны? Но, повторяю, теоретически Ленин был против не только разгрома, но даже и раздела крупных помещичьих хозяйств: на них бы создать крупные механизированные советские хозяйства! Как-то сохранившиеся, не разгромленные помещичьи хозяйства еще при Ленине - дробились. На этой базе по стране было создано около 6 тыс. коммун и совхозов, и они сразу "показали себя". Ленин, т.42 с.180: "Колхозы еще настолько не налажены, в таком плачевном состоянии, что оправдывают название богаделен …". ZT. Об этом у Макаренко в гл. "Свадьба" Педпоэмы т.3 М.1984 с.240, в письме Горькому от 10.02.1926 и где-то еще. Макаренко считал, что артели неизбежно будут иметь массу совершенно роковых для хозяйствования недостатков, если и ежели взрослые члены этих артелей не получат в подростковом возрасте серьезного опыта коллективного производительного труда. |
ZT. Исторически когда-то весьма господствующую ставку на формирование сознания (фетишизация сознания) сменила а) религиозная и б) так сказать булато-окуджавская ставка на формирование так называемой духовной общности.
Эта самая духовная общность формируется, как известно, весьма легко и быстро. Раз плюнуть. Особенно-то это легко всегда получалось у основателей религиозных сект, чему и в истории, и в современности - тьма примеров.
Повторяю. Исторически когда-то весьма господствующую ставку на формирование сознания (фетишизация сознания) сменила ставка на так называемую духовную общность,
всё по-прежнему без макаренковско-подробной и макаренковско-же-въедливой проработки натур,
то есть, - всё по-прежнему без макаренковской проработки (в макаренковских "гимнастических залах") мышц волевых, мышц поведенческих, мышц моральных.
И в тусовочном пресловутой "коммунарской методики" .. (И.П. Иванов и сбитая им шатия, см. http://zt1.narod.ru/ivanov-i.htm) ..
И в тусовочном, повторяю, пресловутой "коммунарской методики" булато-окуджавское тоже не далеко уходило от религиозного, а религиозное (ещё до того) не далеко уходило от булато-окуджавского,
и всему этому тройному ( .. религиозное, окуджавское, ивановское .. ) в смысле воспитания как макаренковской проработке натур
(посмотрите http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc Учение о педагогике проработки натур),
всему этому, повторяю, тройному
в аспекте достижения реального поведенческого воспитания -
грош цена...
http://ztnen.livejournal.com/3969.html
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Кумарин против схоластов, и другое разное.
Кумарин Валентин Васильевич (25.04.1928 - 14.07.2002) в "Народное образование". 1991,2 .. Виктор Михайлович Коротов сардонически улыбался и повторял: "Школа работает хорошо. Пусть семья получше воспитывает". Очень сильно расходились наши взгляды и на систему Макаренко. Я считал и считаю, что к ее практическому освоению надо привлечь главные научные силы. Виктор Михайлович рассуждал иначе: идеи Макаренко давно освоены, задача ученых - развивать и двигать их дальше. Думаю, не все понимали, что скрывается за этой логикой. Практически осваивать - значит делать конкретное дело. Не получается - значит, либо сами Макаренко не знаете, либо работать не умеете. Другое дело - "развивать идеи". Сиди и пописывай .. / "Звезда" 1979,1 и отдельно. Галина Бор. Башкирова. "Рай в шалаше" [Повесть об ученых социального профиля. Давняя выписка.] .. Эти люди мало работают, они расхлестаны бесчисленными коммуникациями, обязательствами. Для них самодостаточно глоссировать в науке .. И кто-то уже верит, что наука и есть вот эти вот занимательные кулуарные разговоры .. Это все - мыльные пузыри, это не наука, а разговорчики одни .. / А.П. Чехов, "Дуэль". Фон-Карен о Лаевском. Такие люди как он очень любят [ZT. со ссылкой на Экзюпери] дружбу, общение, сближение, родство душ .. Им просто нужна компания для винта, выпивки, закуски .. / А.С. Макаренко в ПП-2003 из гл. "Награды" .. В просторном высоком зале я увидел наконец в лицо весь сонм пророков и апостолов. Это было высокое учреждение - синедрион, не меньше. Высказывались здесь вежливо, округленными любезными периодами, от которых шел еле уловимый приятный запах мозговых извилин, старых книг и просиженных кресел. Но пророки и апостолы не имели ни белых бород, ни маститых имен, ни великих открытий. С какой стати они носят нимбы и почему у них в руках священное писание? Это были довольно юркие люди, а на их усах еще висели крошки только что съеденного советского пирога .. (с.660-1). / Фуркруа Антуан 1755-1809, видный фр. химик, в Конвенте. - Я против четких градаций в высших ступенях образования, они образуют касты-корпорации, создаются несдвигаемые места. Лица, достигшие постоянных ученых оплачиваемых должностей, склонны почивать на лаврах. Нет! Каждый в свободном течении и в свободной инициативе - только это дает успех. Кафедры, университеты, академии - это тупики. Все наиболее талантливые ученые - самообразованщики. Значит: нужно поощрять и финансировать собственно открытия, изобретения и продвижения, а не кафедры .. / ZT. Изучение Зигмунда Фрейда, экзистенциалистов и тьмы тому же подобного муторного на педагогических и психологических кафедрах (бедные студенты!) в очень большой отчасти бесполезно в том смысле, что оно выдает на гора журналистов, драматургов и т.д., но не хватких работников для реальных макаренкообразных заведений. / У мещан вообще и у мещан от педагогики в их ограниченных головах затверженная схема: муж, жена, ребенок, и этот ребенок ходит в "школу радости", в которой вот есть педагоги-"сотрудники", а после школы бабушка ведет ребетенка в бассейн, на каток и т.д. - Вот их (обывателей) догматическая схема организации куска жизни по имени детство. Всё, что влево, вправо, вбок, вниз или как угодно отклоняется от указанной догматической схемы организации куска жизни по имени детство, всё сразу же будит у этаких отпетых консерваторов и обывателей оголтелые антимакаренковские эмоции .. Воспитание – это не убийство времени a la Иг. Петр. Иванов, а нужная для России проработка натур. Нам Сибирь осваивать и заселять, но мы отдадим это китайцам, а сами будем булькать и пузыриться в уютных комнатках дома Облонских.
Опасность: кого изготовим в рабоче-крестьянских корпусах? - Третьяков Александр Викторович. Учащиеся низших сельскохозяйственных школ России конца XIX - начала ХХ веков: социальная повседневность. - 2002 NLR Шифр 2002-3/21856. БАН 2004к/6796. [...] Общежитский быт, устроенный лучше крестьянского имел отрицательный потенциал. "Попадая в такой пансион еще в юности, проживая в нем 4-5 лет ученики этих заведений, - подчеркивал Ф.И. Гейдук, - отвыкают от крестьянского образа жизни гораздо основательнее, чем взрослый новобранец в казарме, и потому возврат в родительский дом становится для них почти невозможностью. Жители ближайшей окрестности, например Мариино-Горской школы, подтверждают, что поступающие в нее крестьянские дети более домой не возвращаются. По сведениям, взятым мною в Новосельском волостном Правлении, было из этой волости поныне отдано в Мариино-Горскую школу для учения 6 мальчиков, но ни один из них не вернулся более в свою деревню. Но не только в этой волости, а даже во всей губернии не известен такой случай, чтобы кто-нибудь из воспитанников этой школы остался в родительской деревне хозяйничать". Аналогичная ситуация наблюдалась во всех регионах Российской империи. [...] Управляющий Успенской школой А.Г. Петровский утверждал, что "...воспитывающийся в такой школе крестьянин в нынешней сельской общине хозяйничать не может, даже не смеет; ни старшие, ни мир каких-либо нововведений не допустят. Поэтому все ученики из этой школы поступают в служители к помещикам". Естественно, имел место и психологический фактор, когда окончивший школу искусственно завышал уровень своих притязаний. На это обращал внимание бывший управляющий Уткинской земской школой Н.А. Василевский. "Кончающие курс, - говорил он, - тот же час надевают рубашку с крахмальными манишками, сюртук и ботинки и расхаживают франтами. А чтобы идти работать в поле? Ни за что они не пойдут. Они стремятся получить место в частных имениях, но не прочь поступить в приказчики и к купцам или на фабрики" [...]
ZT. Моя черновая намётка. - Найти у В.И. Ленина работы типа "От какого наследства мы отказываемся", о двух культурах и т.п., и расширить координаты темы: для правых левое суть одиозное, и, де, оно (левое) мол не то, что "культура", и, де, оно (левое) мол не то, что "традиция". На самом же деле левое - это тоже весомая и культура и традиция, "не одна традиция что т.н. почвенность Достоевского", не одно лишь село и деревенщики суть народное, но и город, городское тоже народное, не одно лишь религиозное, но и атакующее атеистическое суть народное, не один лишь консерватизм, но и радикализм суть народное, - это всё тоже весомые и уважаемые крылья, и это всё тоже и культуры, и традиции. Повторяю: и левое, и правое - это всё суть весомые и уважаемые крылья из пар разноаспектных противостоящих друг-другу крыл. Повторяю: серьезное левое, серьезное (и очищенное от фашистского) ницшеанское, серьезное футуристическое – это всё тоже весомые традиции, и тоже весомые культуры, тоже весомые основы, - со времен Сократа и киников, а до них в Египте, в Китае и т.д. Западничество – тоже основа Русского общества во всю его (Русского общества) историю, оно тоже основа его (Русского общества) культуры, оно тоже его (Русского общества) традиция, как и консервативное славянофильство. Петр – в традициях русской культуры, и противостоявший ему его (Петра) сын – тоже в традициях русской культуры...
ZT. О "качественности" так сказать "простонародных" попов 19-го в. ищи в моем файле http://zt1.narod.ru/dik_obh.htm. О "качественности" их подготовки в середине 19-го в. см. в "Очерках бурсы" Ник. Герасимовича Помяловского (в http://thelib.ru/books/pomyalovskiy_nikolay/ocherki_bursi.html или в ином месте).
Помяловский Ник. Герасимович 1835-63. М.1951 БАН 1951к/3245. Очерки бурсы. Первый. Тавля (ZT. старшеклассник, из выделенных в начальники), в качестве второкурсного аудитора, притом в качестве силача, был нестерпимый взяточник, драл с подчиненных деньгами, булкой, порциями говядины, бумагой, книгами. Ко всему этому Тавля был ростовщик. Рост в училище, при нелепом его (училища; ZT. а какое бы лепое?) педагогическом устройстве, был бессовестен, нагл и жесток. Десять копеек, взятые на неделю, оплачивались 15-тью, при этом - если должник не приносил по условию через неделю, то через следующую должен уж 20. Такой рост неизвестно с каких пор вошел в обычай бурсы; не один Тавля живодерничал; он только виднее других. Надо заметить, что большая часть тягостей в этом отношении падала на городских, потому что они каждое воскресенье ходили домой и приносили с собой деньжонки; поэтому на городских налегают все "бурсовские (взяточнические) власти"; хотя из этих городских считался уж богачом тот, кто получал на неделю к/н гривенник. ПОЭТОМУ МНОГИЕ БЫЛИ В НЕОПЛАТНОМ ДОЛГУ И НЕРЕДКО СОСТОЯЛИ В БЕГАХ. Деспотизм Тавли. Он жил барином. Ему писались записки и вокабулы, по которым он учился; сам не встанет для того, чтобы напиться воды, а кричит: "Эй, Катка, пить!". Подавдиторские чесали ему пятки. При этом он был жесток с теми, кто служил ему: "Хочешь, Катька, рябчика съесть?", и начинал щипать подчиненного за волосы. "Тебя маменька вот так гладила по головке; постой же, я покажу, как папенька гладит". "Видал ли ты Москву?" и так далее. Плюнуть в лицо товарищу, ударить его и всячески изобидить составляло потребность его души. Известно было товарищам, что он однажды добыл из гнезда неоперившихся воробьиных птенцов и разорвал на части. Меньшинство его ненавидело; большинство боялось и ненавидело.
"Народное образование" 1992,2. Григорий Фриш (GF>), директор 855-й московской школы. [...] GF> Но мне хочется ответить на вопрос: "А можно ли предотвратить = исключить роковое событие, зовущееся преступлением?". Убежден, что можно. Вот только - где же начало, где первый полушаг, который ведет к колонии? ZT. Начало и первый полушаг – в дворово-уличной вампиловщине : http://zt1.narod.ru/vampil01.htm . ZT. Но не только ! Плюс к тому. - Г. Фриш применяет термин "колония" в каком-то кошмарном смысле, но на деле по макаренковски поставленные подростковые колонии – это не тюрьмы и не ужасы, а это учреждения, где обычно весьма успешно выправляют натуры на здоровые пути. Но зачем допускать заход подростков на пути преступлений с жертвами этих преступлений? Надо в макаренковски поставленные колонии не пост-фактум подростковых преступлений, а - ПРЕДВАРЯЮЩЕ. Я, ZT, 1940-го г. рождения, и я помню, как в моей и в других школах Ленинграда практиковалось в адрес "хулиганистых" запугивание: "Будешь так себя вести - загремишь в колонию!". Тогда для моих сверстников-ребят и для меня самого слово "колония" ассоциировалось с чем-то предельно мрачным: мы тогда и знать не знали, что пригородная школа-колония может быть прекрасным местом, где, бывает, жить и учиться на порядок интереснее, чем в обычной городской школе. Значит, если субъектик ведёт себя в обычной школе так, что эта обычная школа больше не может его переносить, то школа говорит такому субъектику. – Слушай, мы не может тебя просто выбросить на улицу – ты тогда станешь совсем бандитом, но мы тебе предлагаем: давай съездим с тобой в известную нам вполне налаженную, хорошую, очень интересную для жизни пригородную школу-колонию, там, поверь, тебя не ждут никакие ужасы, там тебе может вполне-вполне понравиться. Ну а уж если и там не уживешься, то всё равно оттуда пойдешь не на улицу, а в так называемый реформаторий: детскую (подростковую) тюрьму... ZT. В предисловиях от С.Я. Маршака к переизданиям "Республики Шкид" Г. Белых и Л. Пантелеева и в работе самого Викниксора "Школа им. Достоевского" ( http://zt1.narod.ru/doc/SHKID-po-Vite.doc ) принято и провозглашено: "Шкид хоть кого исправит". Реально в оригинале "РШ" 1926-27 гг. "Шкида хоть кого изменит", но С.Я. Маршаком и другими упорно "цитируется" как "исправит". Итак, "Шкида хоть кого исправит". Да. Если "особенных" регулярно будет "сплавлять" в Лавру (подростковую тюрьму), в реформатории, см. в http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, а лучше http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc, или в с/х техникум с производственными мастерскими и полями, или на фабрики / заводы для подростков типа саратовского "Красного детского городка" Ф.И. Егермана http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc . ZT. Скорее всего авторы кинофильма "Республика Шкид" знали = читали книгу о Шкид П. Ольховского и К. Евстафьева "Последняя гимназия"; но уж во всяком случае они читали главу "Содом и Гоморра" в "Республике Шкид" Г. Белых и Л. Пантелеева; это, тем не менее, не помешало им приступить к составлению розовой картинки о Шкид... "Республика Шкид", гл. "Содом и Гоморра", фрагменты с пропусками. – .. Викниксор уехал в Москву на какой-то съезд работников соцвоса .. Случилось ещё - ушли в отпуск лучшие халдеи - Косталмед и Алникпоп. Эланлюм растерялась .. Пошло безудержное воровство. Крали полотенца, одеяла, ботинки .. Как-то пришел к Пантелееву Голый барин .. - Боюсь я, Ленька, - сказал он. - Наши налет на "Скороход" готовят, надо сторожа убить... Ей-богу... Мне убивать... Бледнел гимназистик Голенький, рассказывая .. Но Гужбан не остыл. Сделав дело, он принимался за другое. Покончив с ПЕПО, вывез стекла из аптекарского магазина, срезал в школьных уборных фановые свинцовые трубы. Однажды ночью пропали в Шкиде все лампочки электрические - осрамовские, светлановские и ди-визорные - длинные, как снаряды трехдюймового орудия. Зараза распространялась по всей Шкиде. Рынок Покровский, уличные торговки беспатентные трепетали от дерзких мальчишеских налетов. Это в те дни пела обводненская шпана песню: С Достоевского ухрял ZT. Но, как показано в "Последней гимназии", для повального воровства в Шкиде вовсе не требовалось отсутствие Викниксора с Косталмедом и Алникпопом. – Школа Достоевского, ZT. Поэтому-то дирижируемый Самуилом Яковлевичем Маршаком (1887–1964) обширный хор из лидеров нашей пошлой интеллигенции десятки лет с энтузиазмом распевал акафист: "Шкида хоть кого исправит!". ZT. В "РШ", в главке "Эпилог, написанный в 1926 году" эта фразка имеет такой вид: "Шкида хоть кого изменит". ZT. Точно изменит. Только в какую сторону? - Пришел в Шкид без привычки к разнузданному воровству, а в Шкиде такую привычку "благоприобретаешь"... - Школа Достоевского, И на бумаге, и в интернете бесконечно повторяется о миллионах, де (! по всему миру !), ВОСТОРЖЕННЫХ читателей "Республики Шкид". Странные это читатели! Лично меня в молодости гл. "Содом и Гоморра" в РШ просто шокировала, и я тогда подумал. – "Да это же не педагогическое учреждение, а форменная воровская малина, опасная даже в масштабах всего города Ленинграда!" Обман со времен А.М. Горького и С.Я. Маршака. Самуил Яковлевич Маршак и Яша Хант ( http://jacob-hunt.livejournal.com/4001.html?page=3#comments ): "Шкида хоть кого исправит!". Из интернета. – С.У. Дикаев D> , Санкт-Петербургский университет МВД. – D> .. Все опрошенные считали наличие в УК [ Уголовном кодексе ] цели исправления осужденных "глупостью". И с ними трудно не согласиться, если учитывать, что ст. 9-я УИК [ Уголовно-исправительного кодекса ] как основное средство исправления прямо предусматривает общественно-полезный [ ZT. осмысленный, рыночно-производительный, дающий и реальный доход учреждению, и реальный заработок работающим ] D> труд, D> а абсолютное большинство осужденных в период отбывания наказания не работает. D> Осужденные не работают не потому, что не хотят, а потому, что государство [ ZT. и превозносимая нашей поганой жёлтой интеллигенцией пресловутая Шкида http://zt1.narod.ru/doc/shkid-uh.doc. ] D> не обеспечивает их работой. D> При этом основная масса осужденных – физически трудоспособное население, желающее [ ZT. и а) восполнять ранее упущенное в школьной учебе, и б) ] D> трудиться и зарабатывать деньги, содержать родных и близких на воле, что, несомненно, способствовало бы сохранению их социально-полезных связей. D> Если не работает основное средство исправления .. [ ZT. осмысленный, рыночно-производительный, дающий и реальный доход учреждению, и реальный заработок работающим ] D> Если не работает основное средство исправления, значит, и речи не может быть об исправлении вообще. D> Соответственно цель исправления осужденных [ ZT. и в "исправительных" ( без указанного ) учреждениях для зэков, и в былой убогой Викниксоровской Шкиде http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc, а лучше http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc. ] D> Соответственно цель исправления .. есть [ и в Викниксоровской Шкиде было ] ни что иное, как [ ZT. погано .. - (касательно Шкиды) со времён Алексея Максимовича Горького и Самуила Яковлевича Маршака .. – погано превозносимый нашей поганой же жёлтой интеллигенцией ] ОБМАН .. 20.09.2010 Абаринов Александр Алексеевич (A>) from Киев to ZT. - A> Вы [ ZT. вернее: С.У. Дикаев ] совершенно правильно говорите о том, что действительно хорошо "трудиться и зарабатывать деньги, содержать родных и близких на воле, что, несомненно, способствовало бы сохранению их социально-полезных связей". Моя борьба в период работы начальником отдела колоний для несовершеннолетних МВД Украины была направлена как раз на сбережение такого труда, но ПРОТИВ спускания планов такому производству. Причем планы эти были ого какие! Когда колония вынуждена выполнять бессмысленный план, всякий осмысленный труд прекращается. ZT. Спускание непомерных планов – это когда производственные составляющие в воспитательно-образовательном учреждении не рыночно-автономны, а в финансовых и прочих отношениях полностью подчинены вышестоящему министерству. Так было в системе плановой социалистической экономики, и от этого страшно страдал воспитательно-образовательный процесс в макаренковской Коммуне им. Дзержинского, о чем у А.С. Макаренко в т.8, М.1986, с. 48-50, август 1932 (письмо М.М. Букшпану), но и в иных местах текстов А.С. Макаренко. Выход один: производство в Школе-хозяйстве обязательно должно быть автономным, "колхозным", рыночным предприятием, финансово и во всех других отношения самым прозрачным образом принадлежащим не каким-либо вышестоящим органам, а исключительно и только - единому (объединенному) коллективу воспитанников и сотрудников самого учреждения. ZT. "Дающий реальный заработок работающим" – это обязательно. Производство в подростково-юношеском воспитательно-образовательном учреждении – это место, где ребята обретают наконец-то возможность зарабатывать себе деньги честным трудом, а не уголовщиной... Из: Сорока-Росинский В.Н. ( ZT. о пресловутом Сорока-Росинском см. набор моих разоблачающих файлов http://zt1.narod.ru/winrar/shkid.rar ) SRR> Педагогические сочинения. М.1991, "Школа им. Достоевского" http://zt1.narod.ru/doc/SHKID-po-Vite.doc, из главки 12. SRR> .. Макаренко .. деятельность не надо было ни искать, ни придумывать, они сами возникали с самого начала жизни его учреждения. И эта деятельность была труд: работать, чтобы просуществовать .. Пришлось ездить в лес, добывать дрова, в город - привозить продукты. А потом пришлось, чтобы не голодать, заняться сельским хозяйством, а позднее, в коммуне им. Дзержинского, стать для этого же за фабричные станки. SRR> Чтобы не голодать, надо работать - вот, что стимулировало всю жизнь его [А.С. Макаренко] колонии. ZT. Неправильно. В учреждениях А.С. Макаренко и Ф.И. Егермана ( "Красный детский городок" в Саратове: http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc ) прибыльное производство было для того, чтобы оно (прибыльное производство) давало учреждению в целом и каждому из ребят в отдельности карманные и вообще ДЕНЬГИ. Прибыльное производство в подростково-юношеском воспитательно-образовательном учреждении – это место, где ребята обретают наконец-то возможность зарабатывать себе деньги честным трудом, а не уголовщиной. Надо чётко понимать, что если вы не организуете для 14-ти – 17-ти-летних интернатных (и не только) подростков честный трудовой заработок карманных и вообще денег, то в весьма значительной своей части интернатные (и не только) подростки пойдут на воровство; а потом воровством азартно увлекутся; бывает и на всю жизнь... |
По разным по трудности учебным предметам и за перескок там из ранга в ранг - разное единовременное (и от ранга к рангу растущее) денежное вознаграждение. - Пусть учёбой себе деньги зарабатывают. Причём, в объективно более трудном для освоения учебном предмете – оплата больше. и т.д. Подробней в нижней части файла http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc. |
Ситский край. Газета краеведов Брейтовской земли № 1 (12) осень 2007. Покрово-Ситская школа: история и современность. [...] В 1991 году директором назначается Нина Александровна Клыкова. Она занимает этот пост до 1998 года. За это время Нина Александровна очень много сделала для школы и коллег. Школа занималась инновационной работой по теме "Разновозрастное обучение". Учителя проводили разновозрастные уроки, внеклассные мероприятия, разработки которых позднее были опубликованы в методических журналах [...]
Вырос авторитет школы. Распространение опыта работы педагогического коллектива происходит через средства массовой информации, проведение семинаров, участие в конкурсах регионального, межрегионального, а в 2006 - 2007 гг. учебном году и международного уровня.
Школа сегодня
Покрово-Ситская средняя общеобразовательная школа сегодня - яркий пример сельской школы из глубинки. До принятия губернаторской программы "Школьный автобус" некоторые ученики ходили на занятия за 3-4 километра, а иные и за 6-8 километров. Сейчас всех подвозят на специальном автобусе.
Педагогическив коллектив приоритетным направлением своей работы определил трудовое воспитание и обучение на основе подготовки школьников к сельскохозяйственному труду. С этой целью весной 2003 года был создан ученический кооператив "Земледелец".
Он работает по трем направлениям. Первое - неполный цикл, когда ребята выращивают рассаду овощных культур, второе - полный цикл, при котором ученики выращивают овощи, третье - производство биогумуса на вермиферме. Цель работы в кооперативе - не только улучшить благосостояние детей, но и показать, что при научном подходе к сельскохозпроизводству оно может быть рентабельным. Наряду с общеобразовательными предметами для сельскохозяйственной подготовки школьников введены дополнительные дисциплины: "Агрономия". "Экология". "Основы ведения крестьянского хозяйства" и другие.
Покрово-Ситская школа сотрудничает с кафедрой инновационных технологий Ярославского института повышения квалификации работников АПК [Агропромышленный комплекс]. Поэтому ученики знают, что такое беспахотная обработка почвы, что собой представляет плоскорез Фокина. В планах кооператива, в который вначале входили 7 учеников, а сейчас - все. кто достиг 14-летнего возраста. - заняться семеноводством овощных культур. Мечта членов кооператива - иметь свою технику - осуществилась, в феврале 2007 года был приобретен колесный трактор МТЗ-82. Финансовую помощь оказал депутат Государственной Думы А.В.Ремизов
Положительным моментом является и то, что школа выпускает конкурентоспособных для поступления в вузы учеников, а кооператив дает направления тем, кто пожелает продолжить учебу в сельскохозяйственной академии. Школа также реализует идею допрофессиональной подготовки школьников к сельскохозяйственному труду и обеспечивает условия для получения учащимися профессионального начального образования по специальности "тракторист".
Недаром девиз школы: "Если хочешь человеку счастья - научи его трудиться" (К.Д. Ушинский).
В структурном отношении Покрово-Ситская агрошкола представляет собой ассоциацию двух юридических лиц: МОУ Покрово-Ситская СОШ с двумя филиалами и сельскохозяйственный обслуживающий кооператив "Земледелец".
Включение в структуру агрошколы сельскохозяйственного кооператива дает возможность реализовать принцип "обучение через действие", понять смысл получаемых в школе знаний, их практическое назначение в плане реализации, взаимосвязь обучения и его востребовательности, а также апробировать наиболее прогрессивную организационную форму агробизнеса - кооперацию.
В перспективе наша школа - своеобразный бизнес-инкубатор: проще говоря, предполагаем лучшим ученикам помогать с получением кредитов, с землей, техникой, семенами. Чтобы они успешно не только работали на личном приусадебном участке, но и могли создать свое фермерское (крестьянское) хозяйство и объединиться в кооперативы для более плодотворной работы и организации сбыта продукции. Это и соответствует основным положениям национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса".
Сюжеты о "Земледельце" были показаны на НТВ и ТВЦ. Деятельность кооператива неоднократно освещалась в прессе на страницах газет: "Семья". "Волжские зори". "Гаврилов-Ямский вестник", на страницах журнала "Школа и производство".
Педагогический коллектив школы состоит из 14 человек, с высшим образованием - 12 человек. Все учителя имеют квалификационные категории.
Ежегодно все педагоги школы участвуют в районных конкурсах профессионального мастерства: "Учитель года", "Методическая находка", "Самый классный классный", являются победителями различных номинаций.
Группа учащихся, МОУ Покрово-Ситская СОШ. 2007 г.
Соль земли Ярославской. Газета ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и с/х предприятий Ярославской обл. № 7 (66) октябрь 2007.
Татьяна Ю. Куликова родилась в Ярославле. Педагогическая деятельность ее началась в 1982 году, после окончания математического факультета Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова. По распределению попала в Некоузский район, в восьмилетнюю школу, где предложили занять должность директора. Работа пришлась по душе. Через три года по семейным обстоятельствам переехала на жительство в Брейтовский район. Устроилась учителем математики в Севастьянцевскую основную школу, а затем и здесь возглавила педагогический коллектив. Пять лет назад предложили возглавить Покрово-Ситскую среднюю школу.
Школа в буквальном смысле пропадала: уровень качества образования был очень низким. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, надо было всех объединить какой-то идеей. После долгих раздумий эта идея появилась. Решено было организовать в школе профильную подготовку ребят по сельскохозяйственному направлению. Дети и педагоги постепенно заразились этой идеей. Хорошие результаты не замедлили появиться. Формула успеха заработала.
В семье Куликовых трое детей, старшие живут отдельно, воспитывает младшего сына Семена.
Татьяна Куликова. -
На селе бездельников не любят, хотя столичные СМИ твердят без удержу обратное. Я работаю директором этой школы не первый год, и ситуацию знаю не понаслышке. Село наше - такая глубинка, глубже которой не бывает. И если в Брейтовском районе в условиях углубленного кризиса разрушаются коллективные хозяйства, то причиной этого трудно назвать нежелание селян работать на родной земле. Безумный рост безработицы на селе - процесс искусственный, при желании власть имущих он легко преодолим.
Другое дело - кому работать на селе в наше время? Устаревшие технологии, отсутствие навыков в новых технологиях - это скверное наследство, оставшееся от старых времен. Возрождение села невозможно без перевода сельхозпроизводства на современную научную основу. В глубинке сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны наблюдается безумная безработица, с другой - на земле некому работать. Кадры, которые, как известно, решают всё, не готовы к технической и технологической революции на селе. Государство самоустранилось от подготовки кадров массовых профессий на должном уровне. Вот почему педагоги нашей школы взяли на себя ответственность за обучению школьников не только традиционным дисциплинам, но и новым сельским технологиям.
Мы понимаем, что наш опыт вряд ли можно считать образцовым. Нас уже подвергали критике в различных СМИ, особенно в отношении зарплаты, которую мы выплачиваем ученикам по результатам их труда, называя эти трудовые рубли "карманными деньгами". Да и условия для развития эксперимента у нас далеко не идеальные. В учебном заведении, где обучается 6 десятков детей, в поле можно набрать всего лишь 20 земледельцев, которые подходили бы к требованиям профессии и по возрасту (они должны быть не моложе 14 лет!), и по заинтересованности в этом нелегком труде. Да и техническое оснащение бригад далеко от требований нынешнего дня. От этого, между прочим, зависит рентабельность производства.
И всё же, когда был создан наш сельский школьный потребительский кооператив "Земледелец", то главным условием престижности работы в этом учреждении стало правило: каждый труд должен достойно оплачиваться! И мы платим детям за их работу, когда реализуем продукцию в Рыбинске и в других населенных пунктах области. И деньги эти далеко не символические, заработок подростков сопоставим с зарплатой лучших механизаторов района. Ведь если дети выращивают по 140 центнеров картошки на гектаре, а колхозы в лучшем случае - по 48 центнеров, то и сумма выплат в наших бригадах больше.
Нам удалось наладить работу на научной основе. Неоценимую помощь в этом нам оказывает А.А. Алексеев, работающий на кафедре инновационных технологий Ярославского института повышения квалификации работников АПК. Мы внедрили беспахотную технологию, используем преимущественно плоскорезы Фокина. По предложению Алексея Алексеевича в нашей школе созданы 2 учебные программы: агротехноло-гия земледельца (для десятиклассников!) и агротехника и основа агробизнеса ( для учеников 11 класса!). Освоили шестипольный севооборот, используем сидератные посевы для обогащения почвы гумусом. Бонитет земель на наших плантациях в последние годы заметно повысился. Главным консультантом стал начальник райотдела сельского хозяйства П.М. Куликов, один из самых активных организаторов школьного кооператива.
Управляют этим трудовым сообществом сами школьники. Они взяли на себя организацию работ на пяти гектарах, что были взяты в аренду у СПК "Сить-Покровское". И если в первые годы работа в кооперативе была только сезонной, то в последующий период и эту "болезнь" нам удалось успешно преодолеть. При школе была создана верми-ферма - хозяйство по выращиванию элитных дождевых червей. Для внедрения этой прогрессивной технологии в 2005 году наши педагоги прошли обучение в Коврове в корпорации Грин-ПИК по теме "Дождевые черви и плодородие почв". Потом закупили во Владимирской области элитный червь "Старатель" и выращивание его стало приметной статьей бизнеса нашего кооператива. А главное, - у нас есть надежные исполнители: мастер производственного обучения Сергей Владимирович Виноградов, которого мы безо всякой тени иронии прозвали брейтовским Кулибиным, и его жена, - Светлана Владимировна, мой заместитель.
И когда в апреле нынешнего года наша школа участвовала в международном конкурсе имени А.С. Макаренко по системе трудового воспитания и обучения школьников, то наш коллектив вошел в десятку лучших из 34 участников состязания.
Я рассказала это не похвальбы ради, а для того, чтобы люди поняли: в одиночку ни одной преграды не преодолеешь, ни одного экономического успеха не добьешься. Почему я стала членом АПР? Да очень просто: у истоков создания школьного кооператива была областная ассоциация АККОР. "Крестным отцом" наших ребят стал фермер С.И. Бачманов из Некрасовского района. Он в первый год работы кооператива обеспечил бригады посевным картофелем сорта "Имаго", помог в работе, консультировал на самых важных этапах возделывания этой культуры. Нынче мы произвели с помощью руководства территориального отделения АПР и фермеров области сортообмен посевного материала. Такое единение усилий профессионалов и начинающих жизнь подростков не только помогает школьникам развивать их технологические навыки, но и увидеть новые горизонты в аграрном секторе, преодолеть синдром безысходности и экономической депрессии.
Мы делаем одно общее дело. И оно обречено на успех, если все мы будем заниматься им не кавалеристскими наскоками, а системно, настойчиво и грамотно.
Т.Ю. КУЛИКОВА, директор Сить-Покровской средней школы, член АПР Брейтовский муниципальный район.
ZT. Советую прочесть : http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc . агрошкола-интернат Адрес учреждения: 152430, Ярославская область, Первомайский район, п. Пречистое, д. Багряники, ул. Школьная д.5 Администрация учреждения: - Ванцаев Муса Синаевич - директор ШИ, - Фардзинова Татьяна Юрьевна - заместитель директора по учебно – воспитательной работе.
См. и http://zt1.narod.ru/agroshkoly.htm
См. и : http://zt1.narod.ru/olgino1.htm. О загородных детских приютах-колониях. Тут в числе прочего и статья: "Вестник благотворительности" БАН 1058 1901 № 5-6, со стр. 63. - Михаил Соколовский. К вопросу о загородных детских приютах-колониях. (СПб Ольгинский детский приют трудолюбия, как тип подобного рода учреждений).
Штейнберг П. Тьма работ по огородничеству.