Конкурс имени А.С. Макаренко, комментарий питерца ZT = Зиновия ТененбоймаZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.


http://zt1.narod.ru/konkurs-im-ASM.htm
Материалы по Международному конкурсу им. А.С. Макаренко в состоянии на 2006 год.
Там и 2 листа матрицы оценки жюри, -
файлы изображений *.tif. -
Конкурс им АСМ Блок-1.tif
Конкурс им АСМ Блок-2.tif.
Там и отсылка к : Критический взгляд Анатолия Борисовича Вифлеемского на стихию конкурсов педагогических учреждений.

Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

А.С. Макаренко т.8 М.1986, 20.10.1938 .. Если бы мне дали такую школу, как у вас, я обязательно наладил бы там производство, вы не представляете себе, как это прекрасно, когда ребята делают нужные вещи (с.182; см. там и с.18).
Макаренко т.4 М.1984, 08.02.1939 .. Если бы у меня была школа, я бы, кажется, на части разорвался, но что-нибудь стал бы делать (с.302; см. там и с.361).
РГАЛИ, ф. 332, оп. 4, ед.хр. 186. А.С. Макаренко. 1 марта 1939 г. .. Стенограмма, лл.68-69 .. Дети с 14 лет должны принимать участие в производительном труде. Труд очень увлекает детей, и я уверен, что наша будущая школа будет с участием производительного труда…
Макаренко т.1 М.1983, 24.08.1922 .. Не труд-работа, а труд-забота (с.11).

Но! -

В математике есть принципиально не берущиеся интегралы. Задача оптимизации привычной общеобразовательной школы - это принципиально НЕ берущийся "интеграл", и одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,

тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,

превращения рутинного "воспитания" в ВОСПИТАНИЕ ВСЕРЬЕЗ – не даст.

В пригородном интернате есть сосредоточенность, но её (сосредоточенности) нет в привычной общеобразовательной школе.

А.С. Макаренко т.1 М.1983 ".. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах .." (с.13),

и так и останется в привычной общеобразовательной школе, - одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,

тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,

сосредоточенности, а значит и ВОСПИТАНИЯ ВСЕРЬЕЗ, не даст.

Конечно, устройство пригородных интернатных школ-хозяйств как добавки к семейному

1) требует серьезной подготовки квалифицированных макаренковских кадров,

2) требует серьезного финансового и капитально-строительного обеспечения,

3) требует серьезного информационного обеспечения,

к чему последнему лично я, ZT, и стремлюсь...

.. ZT. НО !!!!!
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc
Малая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !). ..

См. и: http://zt1.narod.ru/01-da-da.htm
Учебная старательность дружит с трудом
.

Из http://zt1.narod.ru/ivanov-i.htm .. "Коммунарская методика" - это всего лишь клубы общения. Собираются вместе и поют часами. Это какими же надо быть бездельниками !, как надо не ценить свое время ! + Посреди недели едут на молокозавод мыть бутылки. И.П. Иванов и С.Л. Соловейчик, наверное, думали, что потратить полдня на езду, поехать в захламленную шарагу, о которой за день знать не знал, а через день забыл - это и есть "трудовое воспитание", "труд-забота" и "тоже Макаренко"!
Картинка с натуры: галочно-отметочное в "педагогике". - С. Соловейчик в дифирамбах "коммунарской методике" Иг. Петр. Иванова: "Кто хочет - едет на молочный завод мыть бутылки". ГАЛОЧКА НАПРОТИВ ПУHКТА О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ СУПЕР-"ТЕОРЕТИКОМ" "ПЕДАГОГИКИ" КРЕТИHОМ И ИДИОТОМ С.Л. СОЛОВЕЙЧИКОМ ПОСТАВЛЕННА !
Вообще многое, а не только лишь идею трудового воспитания, губит галочность (от слова "галочка"). Картинка с натуры (10.10.97): выгнали класс на улицу убирать из луж и с газонов на территории школы опавшие листья, и двое мужиков-"воспитателей" стоят в сторонке, беседуют о своем. И не смотрят, чем ребята занимаются-то. Отстояли, беседуя, минут 20, оглянулись, ребят нет, все куда-то ушли, лопаты брошены где попало. "Воспитателей" же ничего не колышет; даже не посмотрели, что ребята сделали-то. Собрали лопаты и грабли и ушли. Такое "трудовое воспитание" лишь вкореняет в ребят разгильдяйское отношение к труду. Выйти с граблями и лопатами, помахать ими, потолкать друг друга, что-то там кое-как и кое-где поскрести, бросить лопаты и грабли где попало и пойти:
ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУД"? ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ" ? - HЕТ, ЭТО ПРОСТО КРЕТИHИЧЕСКАЯ = С-СОЛОВЕЙЧИКОВСКАЯ "ПЕДАГОГИКА" !
А.С. Макаренко т.4 М.1984 .. Был [идеальный, и в частности потому, что без зарплаты, в коммуне им. Дзержинского приблизительно в 1930-1931 гг.] период, когда все мои коммунары работали уже на настоящем производстве, т.е. была такая организация, в которой был промфинплан, стройный порядок .. не энтузиазма штурма и не энтузиазма ближайших целей этой шестидневки или этого месяца, а энтузиазма спокойного, ровного, видящего далекие перспективы коллектива .. Я сейчас могу отбросить другие положения и считать, пожалуй, их негативными положениями трудового воспитания. Это такие положения, когда нет производства, когда нет коллективного труда, а когда есть отдельные усилия, т.е. трудовой процесс, имеющий целью дать якобы трудовое воспитание .. Во всяком случае, я уверен, что труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания .. (с.180-1).
ZT. В слесарном деле всё опошляет т.ск. "галочный подход". Болт вылезает из гнезда? - А я сейчас распорку поставлю. И вбивает гниль какую-то, но (!) : галочка бракоделом поставлена: В педагогике же, в социальной работе галочный подход - ну просто доминирует. Трудовое воспитание? .. а вот ребятки жёлуди собирали .. а вот у нас мастерская .. даже 3 молотка ...

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

Комментарий питерца ZT = Зиновия Тененбойма, zt1@narod.ru и http://zt1.narod.ru, к первой части проекта журнала “Народное образование” (2002,4) о макаренковском конкурсе.

Фролов Анатолий Аркадьевич, видный макаренковед, издатель 8-т-ка А.С. Макаренко, 603043 Н. Новгород а/я 20, 02.07.2002. - Уважаемый Зиновий Шойлович, в ж. "Народное образование" № 4 с.г. [2002] - объявлен "Всероссийский конкурс им. А.С. Макаренко" - среди школ, училищ, ПТУ, развивающих свою производственно-хозяйственную деятельность. В этом заинтересованы предприниматели, по отраслям. Конкурс будет ежегодным. Будем сотрудничать. Деньги-взносы могут остаться в регионе, иметь форму региональной и именной премии, по имени спонсора, организации, предпринимателя… Всего доброго! - А.А. Фролов. 11 сент. 02 (А.А. Фролов) .. В ж. Народное образование , № 6 Конкурс им. А.С. Макаренко представлен уже как международный (повторен тот же текст, но в ином статусе). И еще: в ж. Педагогика [2002] № 6 - моя большая статья (ZT. ещё не видел), в которой, как мне кажется, о многом в нашей пед. истории и современности сказано “не так”, как обычно считается. Последнее: я не издатель 8-томника (издатель - издательство “Педагогика”), а основной составитель и комментатор (с участием Л.Ю. Гордина и М.В. Виноградовой - по отдельным томам) ..

Редакция "Народное образование"

109144, г. Москва, а/я 48, тел. (495) 345-59-00, 345-59-01, факс (495) 345-52-00


Уважаемые коллеги!

Последние десять лет непрерывного реформирования российского образования показали, что, несмотря на реформы, за кадром остаётся самое главное - способность школы выпустить в свет человека предприимчивого и ответственного. Роль школы, особенно в последние годы, сведена исключительно к натаскиванию на поступление в ВУЗ.

Подлинная реформа школьного дела заключается, по нашему твердому убеждению, в том, чтобы выпускник был способен достигать успеха в реальных жизненных условиях, в частности, мог себя прокормить и занять Делом.

Эта задача невыполнима без превращения школы в производственное продуктивное пространство, в котором школьник занят этим самым Делом.

ZT. Система школ-хозяйств им. A.C. Макаренко. Есть плохие (кошмарные) части в обыденно-социальной семейной сетке. Кошмарные настолько, что дети с ужасом уходят из них на улицу, убегая от их кошмарности. Плюс дети, оказывающиеся на улице из-за смерти родителей. НО ЕСТЬ ДЕТИ, ВЫПАДАЮЩИЕ И ИЗ НОРМАЛЬНЫХ СЕМЕЙ! Таковыми могут быть индивиды обоих полов в силу своих природных (как иногда говорят, "характерологических") особенностей. Из KOMNDA37.TEZ. - В 1812 и в 1941-45 для многих _людей с ружьем_ по их духу _не_ подходили части регулярной армии, но зато здОрово их натуре подходили самостийные партизанские отряды! И тако же и среди массы наших детей и подростков тоже есть (и существуют) много таких и таковых, что имеют такую натуру, что им не подходят регулярные "отряды" государственной системы школ голой учебы, но натуре-то этих ребяток очень бы подошли школы-хозяйства как _макаренковски_ самостийные так сказать партизанские пед-отряды. В том же файле KOMNDA37.TEZ у меня и о свойствах, которыми должен обладать руководитель макаренковского "педагогического партизанского отряда". В общем так. - Есть обычно-НОРМАЛЬНАЯ система, кою можно обозвать: "сетка семьи". Плюс: есть обычно-НОРМАЛЬНАЯ сетка школьной учебы. В этих (повторяю: НОРМАЛЬНЫХ) сетках чувствуют себя благостно и нормально устроенными масса обычных по природе детей и подростков. Но не столь уж мало есть и ИНЫХ (по природе) детей и подростков. Их природа такова, что указанные сетки, - для других детей и нормальные, и благостные, и адекватные, - для этих (особых по природе) детей оказываются НЕ адекватными, и они из этих (НОРМАЛЬНО-семейных и НОРМАЛЬНО- школьных) сеток ВЫВАЛИВАЮТСЯ. Значит: и сироты - на улице; и дети родителей-пьяниц, и дети родителей-садистов - на улице; и дети, для которых НОРМАЛЬНЫЕ семейные и школьные сетки оказывается не адекватными их природе, тоже на улице. Бывают дети, не адекватные для своих родителей, и бывают родители, не адекватные для своих детей, и дело доходит до ухода детей от родителей. Куда? - На улицу. Куда? - В бродяжничество. И ВОТ НЕОБХОДИМА СИСТЕМА, КОТОРАЯ ДОЛЖНА ПОДХВАТИТЬ И УСТРОИТЬ _ВСЕХ_ ЭТИХ ("ВЫПАВШИХ") ДЕТЕЙ, И ЭТОЙ СИСТЕМОЙ И ДОЛЖНА СТАТЬ СИСТЕМА ШКОЛ-ХОЗЯЙСТВ ИМ. АНТОНА СЕМЕНОВИЧА МАКАРЕНКО. Хотя в принципе Антон Семенович считал, что расположенные не слишком далеко от родителей учреждения этакой вот системы ШКОЛ-ХОЗЯЙСТВ могут во многом педагогически обслуживать и нормальные семьи, то бишь - нормальных детей нормальных родителей. В любом случае мы должны сказать. - Широкое внедрении макаренковских педагогических структур (ШКОЛ-ХОЗЯЙСТВ) должно бы иметь в виду не утопическую попытку отмены чи глобаль-реформирования обычной системы школ голой учебы, а имеет в виду лишь создание, - В ПАРАЛЛЕЛЬ ВСЕМУ ЭТОМУ ОБЫЧНОМУ и в так сказать разброс-соседстве с этим обычным, - особой системы добровольных (и для детей, и для родителей) макаренковских ШКОЛ-ХОЗЯЙСТВ. Колхоз - дело исключительно добровольное, и никто насильно в школы-хозяйства загонять никого не собирается, хотя это действительно - самая лучшая (с определенного возраста) форма организации детства. Да, у Макаренко - полная добровольность пребывания воспитанника в учреждении. Но и учреждение имеет право на добровольность, то есть и оно (учреждение) имеет право выставить из себя к/н зарвавшегося дитятю. Путь _макаренков_ - это лишь широкая и изумительная возможность для детей, для желающих, для родителей, но никакая не обязаловка. Мы (_макаренки_) не фельдфебели, но мы говорим: вы можете строить и заводить разные и КАКИЕ ЗАХОТИТЕ школы, но из них ТОЛЬКО школы-хозяйства (одни они) будут воспитывающими, а остальные таковыми НЕ будут. Принцип добровольности неукосним, и - вольным воля, но только лишь школо-хозяйственникам - рай! Сами ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА, естественно, МОГУТ БЫТЬ И БУДУТ РАЗНЫМИ, но они должны быть не школами голой учебы, а школами с собственным производством = хозяйством. "Всеобщего внедрения" не может быть! "_Всеобщая_ коллективизация с/х" Сталина была !!_огромной_!! ошибкой. Колхозы можно только там, да, колхозы можно только где, говорю, сложилось так, что колхоз выйдет прибыльным для самих крестьян (иногда так бывало). И точно также можно основывать _только те_ учреждения, которые "обречены" на успех, и ни на одно учреждение сверх того! Вот еще пример: ребенка надо зачинать и рожать только ежели по всем житейским обстоятельствам совершенно ясно, что он (будущий ребенок) будет "обречен" на нормальное выращивание и уход. Но так и с основанием любых коммерческих предприятий. И ТАКО ЖЕ И С ОСНОВАНИЕМ ГДЕ-НИБУДЬ ШКОЛ-ХОЗЯЙСТВ.

Это не пресловутое "трудовое воспитание", когда дети моют полы и метут тротуары, это настоящее производство Макаренковского типа.

Приглашаем всех, кто понимает разницу между "школой ума" и "школой характера", принять участие в доработке документации и в конкурсе. Мы будем благодарны за любое содействие, за предложение и за доброжелательную критику. Направляем вам "Положение о конкурсе им. Макаренко", принятое нами в первом чтении.

С уважением и надеждой

на сотрудничество,

редакция и Алексей Кушнир,

главный редактор.

Всероссийский конкурс имени А.С. Макаренко

В ознаменование 115 годовщины со дня рождения великого педагога ХХ столетия, в память о нем, по инициативе редакции "Народное образование", при поддержке Минобразования, педагогической общественности и российских предпринимателей учреждается ежегодный конкурс имени А.С. Макаренко.

В рамках конкурса рассматривается реальная работа образовательных учреждений, опирающихся в своей учебно-воспитательной практике на продуктивную деятельность детей и молодежи, в том числе, воплощающих педагогические идеи А.С. Макаренко.

ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение отражает наиболее общие принципы и организационные алгоритмы проведения Конкурса. Предполагается коллективная доработка Положения в течение 2002-2003 годов при участии Попечителей, Учредителей, Организаторов и Участников, и принятие окончательного варианта в марте 2003 года на итоговой конференции Конкурса, посвященной 115 годовщине А.С. Макаренко.

1.2. Цели и задачи Конкурса:

• Актуализация педагогического наследия А.С. Макаренко в современных условиях.

• Выявление, поддержка и распространение воспитательных систем, практик и технологий, опирающихся на продуктивную деятельность и труд.

• Выявление, поддержка и распространение успешного опыта привлечения внебюджетных доходов и самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, создания школьных предприятий и производств различного профиля, развития учебно-производственной инфраструктуры.

ZT. Уступка детям и наделение детей кусочком детодоступного НАЛАЖЕННОГО УЖ производства ВМЕСТЕ С ЕГО ДОХОДАМИ. Предприятия такого-то региона могут изыскать и выделить хозрасчетно- локальный и доступный ребятам "кусочек" налаженного уж (и с точки зрения снабжения и сбыта) производства и уступить его вместе с его, повторяю, доходами ТРУДОВОЙ ДРУЖИНЕ (так сказать профессиональные и сводные = временные бригады-отряды как у Антона Семеновича Макаренко) ближайшего соседнего учебного заведения, и потом помочь этому ребячьему (подростковому) производству состояться как процветающему коммерческому предприятию ребят, - помочь этому ребячьему производству стать на ноги и даже, может быть, всевозможнейше его спонсорски и патронажно поддерживать. Так по всей стране как грибы вырастут и возникнут изумительные макаренковские ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА, и это будут не потешные полки Петра 1-го [Назимов С.И., Яцко И.В. Русское потешное войско (ист). М.1911.162], а респектабельные и солидные ребячьи производительные ФИРМЫ. Интересно, что у А.С. Макаренко всё-привсё базировалось именно на рыночной экономике, и он (Антон Семенович) неустанно подыскивал и успешно находил себе ЗУБРОВ рыночного предпринимательства (Соломон Борисович, Шере и т.д.), умеющих и хозяйствовать, и "кредитнуть" - на пользу и процветание прибыльного ребят (ребячье-подросткового заведения) хозяйства-производства, у которого тем не менее школа и учебное стоят все же на первом месте.

• Выявление и распространение опыта юридического оформления приносящей доход деятельности, положительной практики ведения бухгалтерского и налогового учета.

• Содействие развитию общественных и государственных институтов и инициатив, законодательных норм и социальных технологий, обеспечивающих полезную занятость детей и молодежи.

• Создание условий для обмена опытом успешной внебюджетной деятельности между образовательными учреждениями.

ZT. Макаренко (ZT. в выступление от 8 февраля 1939 г. "Воспитание в семье и школе", т.4 М.1984, с.302, привожу не совсем точно) говорил, что если бы ему дали обыкновенную школу, то он бы, кажется, на части разорвался, но начал бы с ребятами что-нибудь производить, а потом на заработанное пристроил бы к школе интернат для тех, кому не ладно в семье, потом (мабудь будь) матери и сами стали бы своих детей приводить в интернат ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА, видя, что ребятам в интернате лучше, и места в семье стало бы больше, и можно было бы завести еще одного маленького. Если кто из ребят не захочет работать в собственном школы-хозяйства хозяйстве-производстве, то отчасти это - их дело, но и в Крым чи Париж они с учреждением не поедут; однако большинство ребят будут с увлечением работать, - так было в дореволюционных ИНТЕРНАТНЫХ ШКОЛАХ-ХОЗЯЙСТВАХ России и вообще в любых правильно устроенных ИНТЕРНАТНЫХ ШКОЛАХ-ХОЗЯЙСТВАХ (см., например, Н.Н. Жеденов. Детские сельскохозяйственные приюты самопомощи. СПБ. 1896, но это - далеко и очень не единственный пример из 19-го века). Ложится карта района. Выявляется ближайшее к школе солидное производство. Идут туда с концертом: товарищи инженеры и организаторы, мы вот, - вот как вас развлекаем. Но какой же благодарственный концерт мы вам закатим когда вы, дорогие инженеры, наладите для ребят нашей школы наше собственное, - хоть бы и на вашей близкой от нас базе, - прибыльное самих ребят хозяйство-производство. С поставленных уже на ноги макаренковских учреждений (с их доходов от собственных хозяйств-производств) надо будет собирать в межрайонные макаренковские центры умеренные отчисления в ФОНД макаренкоризации других школ. Деньги нужны, конечно, на покупку средств производства, земли, материалов и т.д. Денежек потребуется очень много, но поставленные на собственные хозяйственные ноги макаренковские ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА будут помогать стать на такие же хозяйственно-производственные ноги другим школам района, и дело пойдет и пойдет, то есть количество и качество макаренковких школ-хозяйств будет расти и расти.

Повторение. - А.С. Макаренко говорил, что если бы ему дали обычную школу, он бы в лепешку разбился, а обязательно начал бы с ребятами что-нибудь производить и продавать .. А.С. Макаренко. Если бы у меня была (ZT. обыкновенная) школа, я бы, кажется, на части разорвался, но что-нибудь стал бы делать. (Я, ZT, предлагаю другой путь: не заводить самим новое хозяйство, а получить его в готовом виде как ДАР от ближайшего предприятия).

Снова. --

primery1.htm Производственное - в школу! А.С. Макаренко 08 февр и 09 марта 1939 г. по т.4 М.1984 : .. И в наших школах могут быть введены трудовые процессы .. Труд для ребят полезен и необходим .. Если бы у меня была школа, я бы, кажется, на части разорвался, но что-нибудь стал бы делать (ZT. В собственном = принадлежащим самим школьникам производстве ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА - ч/н ТОВАРНО производить и РЫНОЧНО продавать) (с.302) .. Я вообще сторонник не только трудового воспитания, но и производственного воспитания .. Я являюсь сторонником производственных процессов в школе, даже самых простых, самых дешевых, самых скучных. Потому что только в производственном процессе [ ZT. в детстве и подростоковости ] вырастает настоящий характер .. Чувствовать ответственность за деталь, когда нужно выполнить весь промфинплан .. Я думаю, что такая производственная школа у нас со временем будет. Сейчас у нас просто средств не хватает для такой школы .. (с.361)

РГАЛИ, ф. 332, оп. 4, ед.хр. 186. А.С. Макаренко. 1 марта 1939 г. .. Стенограмма, лл.68-69 .. Дети с 14 лет должны принимать участие в производительном труде. Труд очень увлекает детей, и я уверен, что наша будущая школа будет с участием производительного труда….

• Формирование в общественном сознании понимания значимости и незаменимости труда как инструмента воспитания.

 

ZT. Главное, - в педагогике и в социологии надо уйти от категории "труд" и прийти, наконец, к категории "производство". Карл Маркс 20 и более лет толковал в толстенных томах об абстрактном и конкретном труде, но дело-то в том, что труда-то никогда и не было, было ПРОИЗВОДСТВО. Когда Адам пахал, а Ева пряла, не было не только помещиков и господ, не было и труда, - испокон веков не было труда, а было ПРОИЗВОДСТВО в соответственном его (производства) обособленном цикле. Соответственно и труд ребят должен быть не неким "трудом с рабочими и крестьянами" Ленина, Крупской и т.д., но трудом в собственном хозрасчетном прибыльном ребят (школы) ХОЗЯЙСТВЕ-ПРОИЗВОДСТВЕ, пусть и на выделенном для ребят относительно замкнутом участке какого-нибудь соседнего предприятия. Еще раз. - В анализах Маркса не встречаются понятия: труда-ЗАБОТЫ и другие важные макаренковские категории и подходы, а без них - и политэкономия - не политэкономия, и социология - не социология, а уж педагогика - без категории А.С. Макаренко "труд-ЗАБОТА" - ужо тем более (паки и паки) - не педагогика. Макаренко - это и относительно ясный, но и тщательно выверенный элемент самообслуживания, но об этом - в отдельной статье. Макаренко же - это и разветвленнейшее - по Кубракову Гр. Макс. - клубное и спортивное, но это - тоже отдельная тема. Ну и естественно на первом месте в жизни ребяток должно стоять урочное (школьное), так что если производство в своей экспансии начнет конкурировать со школьным, то производство следует в этом случае обязательно обкарновывать, то есть в случае так сказать конфликта и конкуренции - уступать должно не учебное производству, а производство учебному, ибо: без нормального школьно-учебного - детство (в общем случае, а исключения, да, могут быть) совершенно немыслимо.

Задача макаренкообразного учреждения: наделять подопечных преимуществами, но!! - преимуществами лишь добротного и морального рода и толка. Бессовестным легче жить на свете, но таким "преимуществом" макаренковские учреждения своих подопечных оснащать не собираются!

Это вам - не поганое де-садовское!

Это вам не с-соловейчиковское: "можно так, можно по-другому, можно как угодно, можно вообще никак", и/или (С. Соловейчика же) : "Детей вообще не надо воспитывать".

ПП Макаренко, гл. Изверги второй колонии .. Не могли устоять хуторские девчата против обаяния голоногого, подтянутого, веселого и образованного колониста. Туземные представители мужского начала не способны были ничего предъявить в противовес этому обаянию, тем более, что колонисты не спешили воспользоваться девичьей податливостью, не колотили девчат между лопатками, не хватали ни за какие места и не куражились над ними. Наше старшее поколение в это время уже подходило к рабфаку и к комсомолу, уже начинало понимать вкус в утонченной вежливости и в интересной беседе. / Симпатии хуторских девчат в это время еще не приняли форм влюбленности. Они хорошо относились и к нашим девчатам, более развитым и “городским”, а в то же время и не панночкам. Любовь и любовные фабулы пришли несколько позднее. Поэтому девчата искали не только свиданий и соловьиных концертов, но и общественных ценностей. Их стайки все чаще и чаще появлялись в колонии. Они еще боялись плавать в колонистских волнах в одиночку: усаживались рядком на скамейках и молча впитывали в себя новенькие, с иголочки, впечатления. Может быть, их чересчур поразило запрещение лущить семечки не только в помещении, но и на дворе? ..

Критерий предпочтительности в воспитании, вообще в педагогике, и такой: предпочтительно и ДОЛЖНО БЫТЬ ВЫБИРАЕМО то, что сообщает и дает подопечным (и нации в целом) добротные _П_Р_Е_И_М_У_Щ_Е_С_Т_В_А_ перед инако-воспитываемыми индивидиками и нациями. Например, приученный жить дальними и солидными перспективами - будет иметь преимущества перед прожившими детство мотыльково и стрекозно.

Платонова Ида Антоновна. О ее школе-хозяйстве "Муравьи" в УГ 1990,28; см. и УГ 1990,48. Петропавловск-Камчатский. Она страстно - за Макаренко. Пришла в школу олигофренов в 1985, совершила там макаренко- переворот. Итак, Платонова. - Меня поражает наше дремучее непонимание того, что настоящего человека можно воспитать только трудом (ZT. слово "только" - все же не совсем верное). Предав эту истину забвению, мы производим потоки человеческого брака. Мы отобрали у детей радость созидания, радость полезности и нужности обществу. И что получили взамен? Леность! Бездуховность! Преступность! .. У нас самый гуманный КЗот? Однако именно закон обрек наших детей на безделье: до 16 они не имеют права заработать себе даже 20 коп. на мороженное .. А ведь еще в 1925 Н.К. Крупская в ст. "О школьной кооперации" писала: ".. Самое правильное было бы устройство при школе самими детьми одного, а потом и нескольких производительных кооперативов. Дети могут наладить цветочный, куроводческий, переплетный, огородный, швейный и ряд других кооперативов... ".

Из: http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm Всё реально похожее на макаренковское Сухомлинский вводил ..

(да и то чаще всего только на словах = фантазируя = вря как сивый мерин)

.. Реально похожее на макаренковское Сухомлинский "вводил" у себя в школе не всеохватно = в малых дозах = для галочки, чтобы выступая, скажем, на макаренковских мероприятиях ему было бы чем "козырнуть".

В 1925 году Н.К. Крупская в ст. "О школьной кооперации" писала: ".. Самое правильное было бы устройство при школе самими детьми одного, а потом и нескольких производительных кооперативов. Дети могут наладить цветочный, куроводческий, переплетный (ZT. ух ты: переплетный !), огородный, швейный и ряд других кооперативов…".ZT. Про убогое = про игру в бирюльки, которую "для осуществления принципа соединения учебы с производительным трудом" предлагала Крупская. - Этак и какой-нибудь в комнатке кружек кройки и шитья тоже сдуру можно объявить "Педагогикой Дела" и бежать подавать в московский журнал "Народное образование" заявку на участие в очередном ежегодном Конкурсе им. А.С. Макаренко.

Производство у А.С. Макаренко было так сказать хребетообразующей составляющей его (Макаренко) учреждений,

[ полнее и точнее о структурных составляющих истинно макаренковского воспитательного учреждения читай у самого А.С. Макаренко в его работе “Сокращение расходов” : http://zt1.narod.ru/metodika.htm/#str ],

а если в учебном учреждении моменты производства существует как сбоку-припёку привешенное небольшое включение,

если, повторяю, производственное в некотором учреждении _НЕ_ является хребетообразующим этого учреждения,

то такое учреждение по чести совершенно не должно бы быть представляемо на Конкурсах им. А.С. Макаренко,

но в строгом виде такая "чистота жанра" на Макаренковских конкурсах, увы, не соблюдается…

Так какой же у нас конкурс: им. А.С. Макаренко или им. Н.К. Крупской?

ZT. Экономическая система сводных отрядов против экономической системы кооперативов при школах. - "Методика организации воспитательного процесса", А.С. Макаренко т.1 М.1983 гл. Культработа .. Ни один кружок не должен иметь никаких привилегий и ни в каком случае не продавать самостоятельно свою продукцию кому бы то ни было за деньги .. Особенно осторожно следует действовать по отношению к оркестру (подробно абзацы о некоммерческости и не превращении в элиту оркестра) (с.309-10).
ZT. Школа

(макаренковская школа-хозяйство)

может брать подряды на то или иное, на пятое или десятое, и осуществлять их (эти подряды) силами специально для этого (советом командиров) сформированными сводными отрядами. Все заработанное такими сводными отрядами идет не им (этим отрядам) отдельно, но исключительно и только : в общую учрежденческую кассу = в распоряжение совета командиров.

Обид тут никаких быть не может, так как 1) такой порядок действует для всех сводных отрядов, и 2) существуют ведь и постоянные отряды, ну, например, отряды комендантский, сторожевой, воспитателей, преподавателей в школе, или, допустим, бригада конюхов, или бригада по косметическому ремонту зданий самого учреждения, - эти подразделения обеспечивают общий процесс, и по отношению к ним было бы совершенно несправедливо, чтобы сводные отряды при осуществлении того или иного подряда имели бы отдельный так сказать сектантский доход.

Экономическая система кооперативов раздирает учреждение, экономическая же система сводных отрядов его сплачивает, единит.

Подробней об этом в http://zt1.narod.ru/konkurs-im-ASM.htm.

ZT. Не надо идеализировать Н.К. Крупскую; помимо того, что в 1928 г. она (Крупская) раздула травлю А.С. Макаренко, она же в самом начале советской власти выдвигала в духе своего мужа (Ленина) глупейшие и пошлейшие доводы _против_ производительного труда детей и подростков в школе. - 1-е. В.И. Ленин в 2-х статьях 2-го тома (с.61-9, 473-500, о пед. проекте С.Н. Южакова). Прежде всего Ленин не оценил по-настоящему и всерьёз сочетание школы (гимназии) И хозяйства КАК ВЕЛИКУЮ ФЕЛЛЕНБЕРГО- МАКАРЕНКО- ОБРАЗНУЮ ИДЕЮ! 2-е. Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы 1917-1920. М.1958. - Н.К. Крупская. Из требований устройства при школах огородов, полей, мастерских выглядывает понятие школы-монастыря, хотя ее и называют иногда школой-коммуной (Соч., т.3, М.-Л.1934, с.80 = Пед. соч., т.4, М.1959, с.24). А.С. Макаренко глубоко презирал "революционных" болтунов, включая (про себя) и ... ?? ... Ленина, Крупскую, Луначарского, Покровского, Бухарина и т.д. ... ?? ... Установки на "труд с рабочими и крестьянами" гипотетически толкали нашу "рассоциалистическую" школу в: пойди туда, не знаю куда...

01.07.2008. http://zt1.narod.ru/flnbrg.htm
Моя, ZT, начальная в интернете публикация к проблеме сравнения двух:
1) Фелленберг Филипп Эммануил 1771-1844 и
2) Макаренко Антон Семенович 1888-1939.

Между ними, как кажется, исторически не было никого, кто бы по масштабу претензий был бы соизмерим с ними.

Эм. Фелленберг и А.С. Макаренко – это мощь-призывное обращение не к людям вообще, а только к потенциальным организаторам действительно воспитывающих УЧРЕЖДЕНИЙ.

Фрагмент из моих (ZT) писем в Матвеевскую (тогда - тождественно С-соловейчиковскую) (! да, тех давних времен !) "Учительскую газету". - Вл. Фед. Матвеев говорит о какой-то фантастической СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ школе у нас в России. Где, покажите? Типичная российская школа бедна, как мышь, не имеет своего хозяйства = своего производства, а значит не имеет собственно никакого отношения к политэкономической социалистичности: "общественная собственность на средства производства", ибо не имеет самих этих средств производства и производства вообще! При чем же тут тогда социалистичность? А.С. Макаренко, т.1, М.1983: "Русская трудовая школа должна совершенно перестроиться, т.к. в настоящем виде она по идее БУРЖУАЗНА. Основанием русской трудовой школы должно стать не труд-работа, а труд-забота. ТОЛЬКО ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЫ КАК ХОЗЯЙСТВА СДЕЛАЕТ ЕЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ (с.11).
А.С. Макаренко : "Только организация школы как хозяйства ( ZT. хозяйства самих ребят - как ЗАБОТЛИВЫХ хозяев этого хозяйства ) сделает ее воспитывающей" (= прорабатывающей натуры).
ZT. то есть такой, в которой производство и его (производства) доходы в общих условиях рыночности принадлежат самим ребятам. Да, среда рыночности - это единственно нормальная среда для островков социалистичности! Да, политэкономическая социалистичность может успешно пресуществовать лишь в виде автономных островков в - ОБЩЕЙ СРЕДЕ РЫНОЧНОСТИ (только в ней). Да, островки социалистичности можно макаренковски построить только с детьми и подростками, и вот эти-то островки по А.С. Макаренко поставленных социалистических ШКОЛ-ХОЗЯЙСТВ и дадут (вот) лучшие кадры для всех капиталистических и индивидуальных хозяйств и производств!

А.С. Макаренко т.1 М.1983. 24 августа 1922: .. Не труд-работа, а труд-забота. Только организация школы как хозяйства сделает ее социалистической (с.11).
У А.С. Макаренко в отношении Колонии им. Горького термин - община. Это часто в документах тома 1 М.1983. В "Педагогической поэме" тоже.
По марксизму-ленинизму социализм - это общественная (в политическом итоге МАКРОсоциальная; в политическом итоге государственная) собственность на средства производства.
По синдикалистам же и по А.С. Макаренко социализм - это локальные производительные общины (много локальных производительных общин) с общинной (а не общественной - в политическом итоге государственной) собственностью на средства производства.
Но это отдельная теоретическая тема, и здесь она не рассматривается.
Переиначим: Только организация школы как хозяйства сделает её воспитывающей.


Полный текст проекта (без ZT-комментариев) см. в http://zt1.narod.ru/mak1knkr.htm О всероссийском ежегодном конкурсе им. А.С. Макаренко, инициатива журнала "Народное образование" 2002,4.

Еще раз. Макаренко в "О некоторых проблемах .. / Наши скромные желания" (правлено по Г. Хиллигу). ".. Именно детскому дому принадлежит советское педагогическое будущее .. Школа не воспитывает и не может воспитывать. Разговоры о воспитывающей школе нужно расценивать как разговоры контрреволюционные ..", вторая половина 1928-го года. - Г. Хиллиг "Святой Макаренко" Марбург 1984 с.19 (CGALI 332-4-97, 3; S 7, 383 /W 7 411/. И на с.62 той же книги Хиллига цитата из машинописи Макаренко. - Школа не воспитывает и не может воспитывать.). Макаренко же в ПП-2003 из Приложения. Записи, использованные в "Педагогической поэме" .. Семья не может воспитывать. Школа не может воспитывать .. (с.714). Но у Макаренко же в "Педагоги пожимают плечами", 1932 год. - ".. Лучшей школой воспитания являются комсомол, производство, армия .. Здесь и в школе .. Но в области собственно воспитания не было такой сильной живой струи ..". ZT. Вот тебе и на!

Подробный ZT-разбор утверждения А.С. Макаренко "Семья не может воспитывать. Школа не может воспитывать" (http://zt1.narod.ru/pp-03-3.htm) ищи в файле http://zt1.narod.ru/trening.htm.

Надо честно признать: упований в воспитании на социумное и упований же в воспитании на обычную школу - у Макаренко можно встретить достаточно. Но встретить только в текстах и в выступлениях самых последних лет, а то и самых последних месяцев жизни Антона Семеновича. Чем же объяснить такое у А.С.М. "вставание на горло собственной песни"? Думаю, что следующим. Макаренко видел, что реально никто в СССР переходить на его (Макаренко) структуры воспитания не собирается, а наоборот, система детдомов в СССР систематически как бы даже сворачивается, а 90 % сохраняющихся детских домов остаются все такими же презренно-рутинными, как они были и в прошлые десятилетия и века. В таких условиях А.С.М. пытался хотя бы мобилизовать для воспитания потенции социумного и потенции же обычного школьного. Но прошедшие после смерти А.С.М. десятилетия всё-таки показали: нет и нет, - воспитание все-таки нужно осуществлять именно в локальных по макаренковски поставленных ИНТЕРНАТНЫХ ШКОЛАХ-ХОЗЯЙСТВАХ !

Переписка Макаренко с женой, т.1 М.1994 Макаренко жене 15-16.05.1928 .. Скверно или хорошо, что нам так не хочется быть в разлуке? С каких пор Солнышко стало задаваться такими вопросами? Если бы я не боялся надоесть тебе, я голосовал бы всегда против разлуки. Но я очень угрюмый и однотонный человек. Я уверен, что нужно будет тебя увозить от меня на некоторое время, чтобы твоя душа могла отдохнуть от однообразного жужжания моей личности. Только в этом смысле, как организатор, я признаю разлуку .. (с.72).

ZT. Обратите тут внимание на самохарактеристику А.С. Макаренко главного в себе : Я КАК ОРГАНИЗАТОР. Но Макаренко ведь не был да и никогда не стремился быть организатором, скажем, СССР, не был да и никогда не стремился быть организатором, скажем, Украины или России, и ясно, что именно в работе ЛОКАЛЬНОГО СТРУКТУРНОГО ОРГАНИЗАТОРА А.С. Макаренко, - не просто правильно, а в высшей степени правильно, - видел 80%-ую суть и 80%-ый смысл истинных так сказать локально-учрежденческих и локально семейных воспитаний и перевоспитаний.

ПП-2003 из гл. Лирика

ZT. Тут продолжение начатого еще в главах "Отченаш" и "Свадьба" философского спора о будущности (а тут еще и о сути) социалистических форм производства и бытия (об этом много в файле http://zt1.narod.ru/soci_no.htm).

[Карабанов] - Я вам так скажу, Антон Семенович, тут у нас социализм. / [Белухин] - Социализм? Просто собралась у нас хорошая компания, ну, семья, что ли .. Нужно, чтобы был настоящий социализм, а так, если все засядем с приятелями, так никакого тебе социализма никогда не будет. / [Карабанов] - Брешешь, Матвей, брешешь, и я тебя возьму за петельки, если ты и дальше будешь так брехать. Какая тут тебе семья? Тут тебе коммуна, настоящая коммуна, ты смотри: от каждого по способности и каждому по потребности. Вот тебе нужен рабфак, - на тебе рабфак, нужен тебе табак, - на тебе табак, нужен театр, - на тебе театр… .. Если бы все люди жили так, как у нас в колонии, чего тебе еще нужно. Вот это и есть социализм. / - Что же, посмотрим, - говорит серьезно Матвей, - ты прав или я .. Для социализма нужно еще много ..

ZT. Матвей Белухин тут, конечно, подразумевает тот макросоциализм, который Сталин и Ко задумали осуществить в объеме всей громады СССР + потом и в Восточной Европе; но в реальности-то дело вообще не в том, что для этого "нужно еще много чего", а дело в том, что этого (макрогромадного социализма) вообще не нужно.

ZT. Социализм действительно нужен, он обязательно нужен, он крайне нужен, но социализм не макросоциальный, а локальный - как у А.С. Макаренко.

ZT. Широко распространенный локальный социализм по Макаренко - это необходимое и достаточное для любого по величине общества = для любого по величине государства.

.. Из угла кабинета смотрит на нас злым глазом Вершнев, известный давно специалист по правдам .. [Вершнев] - Правда только одна, а не то, что много… / - Смотри ты, - говорит Семен, - только одна? Ты уже добрался до нее? / Николай строго поднимается с дивана, подходит к столу и как будто даже со слезами говорит: / - Правда одна: люди .. Люди должны быть хорошие, иначе к-к ч-черту в-всякая правда. Если, понимаешь, сволочь, так и в социализме будет мешать .. Горький правду написал, я раньше не понимал, то есть и понимал, а значения не придавал: человек. Это тебе не всякая сволочь. И правильно: есть люди, а есть и человеки. / - Я человек? - спрашивает Карабанов. / - Ты человек. / - А я? - спросил и Матвей. / - И ты тоже. / - И я? - присоединился и я [Макаренко] к общему любопытству. / - Ого? - сказал Вершнев. / Семен рассмеялся. / - Что же тут хитрого? Значит, если в колонии, так все человеки? / - А что же? Так и нужно. Тут все человеки. Потом разойдутся в разные стороны и сволочами станут, и кто его знает еще, чем станут, а здесь, понимаешь ты, коллектив. Матвей все врал: семья, компания. Он ничего не понимает .. / .. [Макаренко] Я думал о том, что жизнь моя каторжная и несправедливая. О том, что я положил лучший кусок жизни только для того, чтобы полдюжины "правонарушителей" могли поступить на рабфак, что на рабфаке и в большом городе они подвергнутся новым влияниям, которыми я не могу управлять, и кто его знает, чем все это кончится? Может быть, мой труд и моя жертва окажутся просто ненужным никому сгустком бесплодно израсходованной энергии? ZT. Если количество перейдет в качество = если большой % детей, подростков и юношей выйдут из Ваших, Антон Семенович, по роду коммун, то тогда НЕ придется бояться корежащих влияний по выходе

Edgar Gunther-Schellheimer / Эдгар Гюнтер-Шелльхаймер schellheimer@yandex.ru to ZT. -

Прочитал о социализме в микро- [локальный - для подростков и юношества] и макро- [для всей взрослой массы].

Но если [указанное] макро- не поддерживает [указанное] микро-, то там трудновато со социализмом....

Но [указанное] микро- все-таки в состоянии проложить путь к социализму в макро- и только!!!!!

ZT. Дорогой Эдгар! Нам, макаренкам всех обществ, всех государств и всех народов, надо быть поскромнее. Наша задача - очеловечить во всем мире капитализм. = Наша задача - создать во всем мире капитализм с человеческим лицом. Для этого нужен пропуск по возможности максимального % подростков и юношества через макаренковские социалистическо-коммунистические пригородные интернатные школы-хозяйства. Потом из этих подростков и юношей получатся наемные работники с человеческим, - в смысле суждений о социализме Николая Вершнева в ПП-2003 гл. Лирика, - лицом, и из их же числа получатся и частные предприниматели тоже с так сказать Вершнево-человеческим лицом. Это в итоге и должно образовать капитализм с человеческим лицом. А на приведение всего и вся к макро-социализму нам, макаренкам всех обществ, всех государств и всех народов, претендовать не стоит. Подростково-юношество надо макаренковски организовать, а вот взрослых-то надо пускать "гулять самих по себе"…

ZT. Сам же Макаренко (ZT. в выступление от 8 февраля 1939 г. "Воспитание в семье и школе", т.4 М.1984, с.302, привожу не совсем точно) говорил, что если бы ему дали обыкновенную школу, то он бы, кажется, на части разорвался, но начал бы с ребятами что-нибудь производить, а потом на заработанное пристроил бы к школе интернат для тех, кому не ладно в семье, потом (мабудь будь) матери и сами стали бы своих детей приводить в интернат ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА, видя, что ребятам в интернате лучше, и места в семье стало бы больше, и можно было бы завести еще одного маленького. Если кто из ребят не захочет работать в собственном школы-хозяйства хозяйстве-производстве, то отчасти это - их дело, но и в Крым чи Париж они с учреждением не поедут; однако большинство ребят будут с увлечением работать, - так было в дореволюционных ИНТЕРНАТНЫХ ШКОЛАХ-ХОЗЯЙСТВАХ России и вообще в любых правильно устроенных ИНТЕРНАТНЫХ ШКОЛАХ-ХОЗЯЙСТВАХ (см., например, Н.Н. Жеденов. Детские сельскохозяйственные приюты самопомощи. СПБ. 1896, но это - далеко и очень не единственный пример из 19-го века).

Файлы по Николаю Николаевичу Жеденову по рекомендуемому порядку чтения. -

http://zt1.narod.ru/jedenov1.htm

http://zt1.narod.ru/jedn1-8.htm

http://zt1.narod.ru/2-jedenv.htm

http://zt1.narod.ru/2-ux-ty.htm

http://zt1.narod.ru/vystrel9.htm

И при Жеденове, и после 1917-го, и сейчас имеем такой _НЕ_ макаренковский уклон : сосредоточение только на сиротах и беспризорных.

Как будто с производством (воспроизводством) людей в семье все в порядке.

Немец Герман Литц (1868-1919) утверждал, что город - не самое лучшее условие для налаживания массового и качественного производства (воспроизводства) людей. Я, ZT, не знаю, насколько Макаренко был с этим согласен или не согласен.

Человечество в производстве автомобилей и прочего массового по американцу Генри Форду (1863-1947) ушло от кустарных мастерских к конвейерному. Немцы и японцы к этому добавили упор на качество.

И вот главное направление забот Макаренко. -

В массовом и качественном производстве (воспроизводстве) людей в части массовости надо идти по пути Генри Форда, но в варианте множественных, однако локальных, школ-хозяйств, подробней см. у самого Макаренко в http://zt1.narod.ru/metodika.htm.

В части качественности в массовом производстве (воспроизводстве) людей надо идти по пути образцовых немецких и, особенно, японских фирм…

Во всяком случае А.С. Макаренко настойчиво протестовал против уклона сосредоточения внимания и забот только на сиротах и беспризорных.

Да, Антон Семенович искал решение проблемы регенерационного массового и качественного производства (воспроизводства) людей вообще.

Ищите в файле http://zt1.narod.ru/levick.htm мудрые = макаренковски верные соображения по нижеследующему вопросу у Елены Сергеевны Левицкой 1868-1915.

Антология пед. мысли России второй пол 19 - нач. 20 вв. М.1990. РНБ 90-5/6090. / Бехтерев Вл Мих. (1857-1927). ( Б.> ) Из его кн: Вопросы общественного восп. М.1910. Фрагмент. Авторизовано ZT.
Б.> ...Мы думаем, однако, что в школу дети поступают уже ранее значительно искалеченными в нравственном отношении...
Б.> Хуже всего дело обстоит с так называемыми заброшенными детьми .. Заброшенные дети, дети улицы, растлеваемые хулиганами, и сами будущие хулиганы и преступники, - вот страшное зло нашей общественной жизни! [ZT. это пишется в 1910 г.]
Совершенно несправедливо и, главное, бесплодно обвинять родителей в этом.
Было бы в той же мере бесплодно возлагать на таких родителей обязанности исправления зла когда объективные условия делают совершенно невозможными исполнения этих важных обязанностей.
ЗАБРОШЕННЫЕ ДЕТИ ЯВЛЯЮТСЯ ТЕМ ОТРИЦАТЕЛЬHЫМ СОЦИАЛЬHЫМ ЯВЛЕHИЕМ, КОТОРОЕ ЗАСТАВЛЯЕТ ОБРАТИТЬ НА СЕБЯ ОСОБОЕ И САМОЕ ПРИСТАЛЬHЕЙШЕЕ ВHИМАHИЕ... При растлевающих условиях улицы дело идет о личностях, уже с детства антисоциальных и преступных, которые составляют тяжелейшее и большое зло нашего общества, И МЫ HЕ МОЖЕМ ЗАКРЫВАТЬ СЕБЕ ГЛАЗА НА ЭТО СОВЕРШАЮЩЕЕСЯ ВОКРУГ НАС МАССОВОЕ РАСТЛЕВАHИЕ ДЕТЕЙ...

Я, ZT, помню многодесятилетние и бесчисленные обличения, позоренья родителей, у которых их дети-подростки пошли по кривому пути. Когда мне, ZT, было примерно 12 лет у нас в довольно хулиганистом дворе дома 44-б по Кировскому пр. Ленинграда были разговоры о некотором подростке или юноше с нашего же дома по фамилии, помнится, Голованов, который прошел через все инспекции по делам несовершеннолетних и фактически стал настоящим бандитом. И я помню как по ленинградскому радио в одной из передач клеймили и позорили его отца, крупного чиновника городского правительства, за то, что он не сумел воспитать сына. Такого рода обличения я, ZT, за десятилетия слышал много по ленинградскому радио и часто встречал такого же рода филиппики в ленинградских и общесоюзных газетах. Обвиняют какого-нибудь хорошего, достойного специалиста по, допустим, налаживанию приборной оснастки аэродромов. Этот отец часто в командировках, мать - хороший стоматолог, много занята на работе, а их дети-подростки пошли по кривому пути. И вот журналист из радио и/или из какой-либо газеты клеймит и позорит их за то, что они, эти родители, не сумели, "гады", воспитать своих детей. Но потом у этого же журналиста его собственные дети подросли наконец до подросткового возраста и (!) тоже пошли по кривым путям. Но этот журналист почему-то в таком случае вовсе не торопился публиковать соответствующие позоренья и филиппики против самого себя. Помилуйте, воспитание подростков - это особая профессия, которой не могут владеть все подряд родители. За что же этих несчастных родителей десятилетия только позорили? Почему все десятилетия советской власти не строились и не организовывались макаренковские интернатные учреждения (школы-хозяйства) для помощи таким несчастным родителям? При таком совершенно хамском равнодушии к такого вот рода семейным трудностям мы в России и мы в Европе никогда не повысим рождаемости...

http://news.bbc.co.uk/hi/russian/life/newsid_7669000/7669250.stm вторник, 14 октября 2008 г., 10:57 GMT 14:57 MCK. - Американка из штата Мичиган проделала немалое расстояние на машине, чтобы оставить своего 13-летнего сына в Небраске - единственном месте, где американский закон позволяет родителям "подбрасывать" своих детей. [...] "Я, конечно, понимаю и сочувствую родителям в нашем штате и по всей стране, которые мучаются с трудными детьми, однако эти проблемы должны решаться другими методами", - заявил глава отдела семьи и ребенка семьи при департаменте здравоохранения Небраски ..

ZT. По большому счету истинно весомое воспитание подростков требует особой макаренковской оснастки: тренинговые, “гимнастические” “залы” школы-хозяйства. Такой макаренковской подростково-воспитательной оснастки нет в убогой кустарной мастерской по имени “городская семья”. Несколько лучше с макаренковской по роду подростково-воспитательной оснасткой (тренинговые, “гимнастические” “залы”) обстоит дело в тех сельских семьях, которые действительно представляют собой семью-хозяйство. Подробней об этом см. в файле http://zt1.narod.ru/trening.htm

В СССР все 70 лет советской власти была такая комбинация: для детей есть хорошая советская школа, а дома они живут в мещанской и нездоровой обстановке коммунальных квартир и воспитываются мещанскими родителями и хулиганско-разгульным двором. Бывали и обратные ситуации: семья хорошая, прогрессивная, а вот школа плохая, или, к примеру, общежитие ПТУ - просто кошмарное, см. http://zt1.narod.ru/obhejit4.htm. - Для детства и юношества все 70 лет советской власти все эти комбинации были не правильными.

См. также файл http://zt1.narod.ru/nov-goll.htm
Превратить остров "Новая Голландия" в СПб в "Остров трудящегося подростка".

Прыг на главную ZT-web- страницу http://zt1.narod.ru/