Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Николай Вессель, Михаил Бернштейн и Борис Райков против ажиотажных педагогических новационщиков, ищите в: http://ztnen.livejournal.com/4336.html
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.
Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.
На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове. | На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего Мой былой ЖЖ |
С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.
Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. | Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. |
Идеал дурня из дурней Иисуса Иосифовича Христа - бывший заведующий Куряжа, а не А.С. Макаренко.
1) ПП-2003 из гл. Передовой сводный .. Из города прикатывает на извозчике заведующий. Я смотрю на его тупое, бесцветное лицо и думаю: собственно говоря, его даже и под суд нельзя отдавать. Кто посадил на ответственейшее место заведующего - это мелкое, жалкое существо? Какой дурак мог устроить такую глупость? .. (с.448). 2) Заведующий (организатор, лидер) истинно макаренковского пригородного рабоче-крестьянского корпуса должен быть подобен Валентине Ивановне из "Коротких встреч" (http://zt1.narod.ru/kino_60x.htm) Киры Георгиевны Муратовой. Мое, ZT, страстное увлечение "Короткими встречами" с 1968 года было предтечей моего еще более страстного увлечения Антоном Семеновичем Макаренко с 1978 года. О каких по роду людях идет речь? А.С.М. о них в ПП-2003, начало гл. Бытие писал так: На другой день в два часа заведующий Куряжем высокомерно подписал акт о передаче власти и о снятии всего персонала, сел на извозчика и уехал. Глядя на его удаляющийся затылок, я позавидовал лучезарной удаче этого человека: он сейчас свободен, как воробей, никто вдогонку ему даже камнем не бросил. Завтра он приступит к "работе" на новом месте, а если кто-нибудь попытается отравить его, то будет подлежать уголовной ответственности, как за умышление на жизнь человека. За его спиной я вижу белоснежные крылья безответственности, позволяющие человеку грациозно парить над миром и безнаказанно действовать голосовыми связками, которые по трагическому недосмотру мироздания в стандартном порядке вставляются в каждую глотку. Такие крылья есть у всякого. Будущая наука о человеке докажет, что чувство ответственности - явление не социального порядка, а биологического. Если у вас не выросли вышеуказанные крылья [парящей безответственности], вы тяжело передвигаетесь между куряжскими персонажами и у вас сосет под ложечкой. У меня нет таких крыльев, поэтому я тяжело передвигаюсь между земными персонажами Куряжа, и у меня сосет под ложечкой .. (с.459). 3) Кроме того, заведующий (организатор, лидер) истинно макаренковского пригородного рабоче-крестьянского корпуса должен всей душой ненавидеть и кроме того помнить, что эти самые тов. Зои = эти самые тов. Н.К. Крупские = эти самые тов. В.А. Сухомлинские = эти самые будут при жизни во всю совать вам палки в колеса и грозить тюрьмой, а после вашей смерти эти же самые сволочи (тов. Зои = тов. Крупские = тов. Сухомлинские) будут усиленно приписывать вам "теорию винтиков" и вообще всяким и разным образом с ю-азаровским упоением поливать вас грязью… Н.К. Крупская интуитивно предчувствовала будущий приход к власти своего мужа и .. пред-приготовляла себя к тому, чтобы после прихода мужа к власти ей (Крупской) заняться в переустройстве общества педагогической сферой. И вот до 1917 года Крупская лет примерно 10 усиленно читала тьму текстов по истории педагогики и психологии, копила в этом эрудицию, думая что эта вот эрудиция вооружит ее (Крупскую) для будущей глобально-педагогической деятельности. Но ей (Крупской) это пошло только во вред: она с головы до пят лишь обросла - как тиной - вековыми педагогическими предрассудками. И точно также в педагогических вузах во вред студентам идет изучение истории педагогики и психологии: они (студенты) лишь обрастают - как тиной - вековыми педагогическими предрассудками. | А.С. Макаренко. "Педагогическая поэма" ИТРК М. 2003, из гл. Бытие .. Не давать обедать, - предложил Кудлатый. / - Нет, - сказал я. / - Как "нет"! - закричал Кудлатый. - Собственно говоря, чего нам здесь сидеть? На поле бурьян какой, даже не вспахано, что это такое? А они тут обеды себе устраивают. Дармоедам воля, значит, или как? .. / .. Волохов произнес такую речь: / - Пахать надо? Сеять надо? А какого чертового дьявола сеять, когда у них ничего нет, даже картошки нет! Черт с ними, мы и сами посеяли бы, так ничего нет. Потом… эта гадость всякая, вонь. Если наши приедут, стыдно будет, чистому человеку ступить некуда .. (с.464). Нагорная проповедь — собрание изречений Иисуса Христа в евангелии от Матфея в главах с 5 по 7. Матф 6:25. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи (ZT. Из этого софизма вытекает, что можно вообще не есть?) и тело - одежды? 26. ВЗГЛЯНИТЕ НА ПТИЦ НЕБЕСНЫХ: ОНИ НЕ СЕЮТ, НИ ЖНУТ, НИ СОБИРАЮТ В ЖИТНИЦЫ .. |
Фрагмент с http://ztnen.livejournal.com.
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
- Иосиф Залманович Гликман! На макаренковском 1-5 апр 2006 г. в Москве у Вас в двух выступлениях традиционное выстраивание. - Во всю, мол, историю были и есть а) авторитарная педагогика (перечисляются ее признаки) и б) демократическая педагогика (перечисляются ее признаки). Это суть противопоставление двух _конструированных за письменным столом_ типов. 1) Оно : бесконечно затаскано, 2) Оно : весьма упрощенно отражает реальную сумбурь в историко-педагогической практике. 3) Оно : слишком облегчает оценки в педагогике, - достаточно, мол, по тем или иным видимостям с кондачка пришпилить то или иное из опыта прошлого к упомянутым а) или б), и вот вам весь “анализ”, скажем, опыта А.С. Макаренко. То есть, указанное тут мною, ZT, (донельзя огрубляющее и донельзя же затасканное) противопоставление двух указанных (конструированных за письменным столом) типов - открывает зеленый свет “юриям азаровым” всех времен и народов. А этим и этаким пошлякам из пошляков вовсе не стоит = вовсе не следует открывать зеленый свет…
--
Воспитание - штука а) диалектическая и, главное, б) _прагматическая_, и оно (воспитание) не должно ни влюбляться в либерализм, ни ненавидеть так называемый тоталитаризм, и обратно, бо (! помимо аспектно многого разного !) : когда и сколько для дела нужно свободы, тогда и столько даем эту самую свободу, а когда и сколько для дела нужно "тоталитаризма", тогда и столько даем этот самый "тоталитаризм". Педагогика как любое дело должна давать результаты, и если для этого потребуется авторитарность, то педагог не должен ее (нужную авторитарность) исключать из своего инструментария. Ни авторитарность, ни либерализм не самоценны. Самоценен ПРАГМАТИЗМ, то есть результативность работы.
Фетишизация - и колеса прогресса. - Неавторитарщики типа Н.К. Крупской подобны религиозникам: и там, и там фетишизация пути, фетишизация способа, фетишизация метода - вне всякой реалистической оценки их действительной = их реальной плодотворности, вне всякой реалистической оценки их действительных и конкретных результатов.
Как: буду фетишизно верен Сталину, хоть он (Сталин) совершает 1000-чи ошибок и вставляет 1000-чи палок в колеса прогресса.
Буду фетишизно верен такой-то религии, хоть она (конкретная или всякая религия) совершала и совершает 1000-чи ошибок и вставляла и вставляет 1000-чи палок в колеса прогресса.
Буду фетишизно верен так называемой неавторитарной = с-соловейчиковской педагогике, пусть хоть она совершает 1000-чи ошибок и вставляет 1000-чи палок в колеса прогресса.
Переписка Макаренко с женой, т.1 М.1994 Макаренко жене 20-21.05.1928 .. Коммуна Дзержинского 20/V 28. 9 ч. вечера .. Ну и качает же, Солнышко, на моем пароходе! Даже дух захватывает. Читали “Комсомольскую правду” от 17 мая, как меня Крупская разделала по статье Остроменцкой (http://zt1.narod.ru/ostrmenc.htm), как по нотам? Я начинаю приходить в восторг - шельмование во всесоюзном масштабе. На съезде заведующих в Ахтырке меня крыли - алла, как рассказывает Жорж. Особенно Дюшен и Довгополюк. [Довгополюк Матвей Лукич 1893-1944]. Но братишки заведующие, на моей стороне, даже прослезиться можно. / Впрочем, ей богу об этом не стоит говорить. Это все бульбочки на болоте, я так это прекрасно знаю .. (с.80).
А.С. Макаренко т.8 М.1986, 20.10.1938 .. Если бы мне дали такую школу, как у вас, я обязательно наладил бы там производство, вы не представляете себе, как это прекрасно, когда ребята делают нужные вещи (с.182; см. там и с.18).
Макаренко т.4 М.1984, 08.02.1939 .. Если бы у меня была школа, я бы, кажется, на части разорвался, но что-нибудь стал бы делать (с.302; см. там и с.361).
РГАЛИ, ф. 332, оп. 4, ед.хр. 186. А.С. Макаренко. 1 марта 1939 г. .. Стенограмма, лл.68-69 .. Дети с 14 лет должны принимать участие в производительном труде. Труд очень увлекает детей, и я уверен, что наша будущая школа будет с участием производительного труда…
Макаренко т.1 М.1983, 24.08.1922 .. Не труд-работа, а труд-забота (с.11).
Но! -
В математике есть принципиально не берущиеся интегралы. Задача оптимизации привычной общеобразовательной школы - это принципиально НЕ берущийся "интеграл", и одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,
тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,
превращения рутинного "воспитания" в ВОСПИТАНИЕ ВСЕРЬЕЗ – не даст.
В пригородном интернате есть сосредоточенность, но её (сосредоточенности) нет в привычной общеобразовательной школе.
.. ZT. НО !!!!!
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc
Малая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !). ..
А.С. Макаренко т.1 М.1983 ".. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах .." (с.13),
и так и останется в привычной общеобразовательной школе, - одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,
тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,
сосредоточенности, а значит и ВОСПИТАНИЯ ВСЕРЬЕЗ, не даст.
Конечно, устройство пригородных интернатных школ-хозяйств как добавки к семейному
1) требует серьезной подготовки квалифицированных макаренковских кадров,
2) требует серьезного финансового и капитально-строительного обеспечения,
3) требует серьезного информационного обеспечения,
к чему последнему лично я, ZT, и стремлюсь...
См. и: http://zt1.narod.ru/01-da-da.htm
Учебная старательность дружит с трудом.
Из http://zt1.narod.ru/ivanov-i.htm .. "Коммунарская методика" - это всего лишь клубы общения. Собираются вместе и поют часами. Это какими же надо быть бездельниками !, как надо не ценить свое время ! + Посреди недели едут на молокозавод мыть бутылки. И.П. Иванов и С.Л. Соловейчик, наверное, думали, что потратить полдня на езду, поехать в захламленную шарагу, о которой за день знать не знал, а через день забыл - это и есть "трудовое воспитание", "труд-забота" и "тоже Макаренко"!
Картинка с натуры: галочно-отметочное в "педагогике". - С. Соловейчик в дифирамбах "коммунарской методике" Иг. Петр. Иванова: "Кто хочет - едет на молочный завод мыть бутылки". ГАЛОЧКА НАПРОТИВ ПУHКТА О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ СУПЕР-"ТЕОРЕТИКОМ" "ПЕДАГОГИКИ" КРЕТИHОМ И ИДИОТОМ С.Л. СОЛОВЕЙЧИКОМ ПОСТАВЛЕННА !
Вообще многое, а не только лишь идею трудового воспитания, губит галочность (от слова "галочка"). Картинка с натуры (10.10.97): выгнали класс на улицу убирать из луж и с газонов на территории школы опавшие листья, и двое мужиков-"воспитателей" стоят в сторонке, беседуют о своем. И не смотрят, чем ребята занимаются-то. Отстояли, беседуя, минут 20, оглянулись, ребят нет, все куда-то ушли, лопаты брошены где попало. "Воспитателей" же ничего не колышет; даже не посмотрели, что ребята сделали-то. Собрали лопаты и грабли и ушли. Такое "трудовое воспитание" лишь вкореняет в ребят разгильдяйское отношение к труду. Выйти с граблями и лопатами, помахать ими, потолкать друг друга, что-то там кое-как и кое-где поскрести, бросить лопаты и грабли где попало и пойти:
ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУД"? ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ" ? - HЕТ, ЭТО ПРОСТО КРЕТИHИЧЕСКАЯ = С-СОЛОВЕЙЧИКОВСКАЯ "ПЕДАГОГИКА" !
А.С. Макаренко т.4 М.1984 .. Был [идеальный, и в частности потому, что без зарплаты, в коммуне им. Дзержинского приблизительно в 1930-1931 гг.] период, когда все мои коммунары работали уже на настоящем производстве, т.е. была такая организация, в которой был промфинплан, стройный порядок .. не энтузиазма штурма и не энтузиазма ближайших целей этой шестидневки или этого месяца, а энтузиазма спокойного, ровного, видящего далекие перспективы коллектива .. Я сейчас могу отбросить другие положения и считать, пожалуй, их негативными положениями трудового воспитания. Это такие положения, когда нет производства, когда нет коллективного труда, а когда есть отдельные усилия, т.е. трудовой процесс, имеющий целью дать якобы трудовое воспитание .. Во всяком случае, я уверен, что труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания .. (с.180-1).
ZT. В слесарном деле всё опошляет т.ск. "галочный подход". Болт вылезает из гнезда? - А я сейчас распорку поставлю. И вбивает гниль какую-то, но (!) : галочка бракоделом поставлена: В педагогике же, в социальной работе галочный подход - ну просто доминирует. Трудовое воспитание? .. а вот ребятки жёлуди собирали .. а вот у нас мастерская .. даже 3 молотка ...
01.07.2008. http://zt1.narod.ru/flnbrg.htm Моя, ZT, начальная в интернете публикация к проблеме сравнения двух: 1) Фелленберг Филипп Эммануил 1771-1844 и 2) Макаренко Антон Семенович 1888-1939. Между ними, как кажется, исторически не было никого, кто бы по масштабу претензий был бы соизмерим с ними. Эм. Фелленберг и А.С. Макаренко – это мощь-призывное обращение не к людям вообще, а только к потенциальным организаторам действительно воспитывающих УЧРЕЖДЕНИЙ. |
Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.
В файле http://zt1.narod.ru/01-03-39.htm. -
Записка к Макаренко. - .. Согласны ли вы с тем, что следует некоторых ребят изолировать от их родителей, даже если они еще не правонарушители? Я имею в виду советский соответствующий интернат. | Макаренко (ZT. неверное у Макаренко) .. Я согласен, что воспитание - легкое дело, и, конечно, в нормальной школе оно легче, чем в коммуне. [ ZT. Это у Макаренко неверно. Макаренко тут забывает свой собственный абсолютно верный афоризм. - Школа (ZT. голой учебы) не воспитывает и не может воспитывать. Разговоры о воспитывающей школе нужно расценивать, как разговоры контрреволюционные. ЦГАЛИ 332-4-97, 3, с.7, 383 (из: Г. Хиллиг "Святой Макаренко" Марбург 1984 с.19). АМБУЛАТОРИЯ [ лат. ambulatorius подвижной, преходящий ] - лечебное учреждение для оказания медицинской помощи по основным специальностям (терапия, хирургия) приходящим больным и на дому. СТАЦИОНАР [ лат. stationarius неподвижный ] - лечебное учреждение, имеющее постоянные места… Макаренковское движение в воспитании это - .. от Мишеля Лепелетье 1769-1793 и Эммануила Фелленберга 1771-1844 до Антона Макаренко 1888-1939 .. макаренковское движение в воспитании это настаивания на воспитании в : СТАЦИОНАРАХ = В ШКОЛО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДЕТДОМАХ И ИНТЕРНАТАХ ]. Макаренко далее опять неверно. - Я удивляюсь многим нашим директорам, которые говорят: "У вас было хорошо, у вас не было семьи, они все жили у вас под руками". А я их спрашиваю: "А что вы сделали, чтобы овладеть бытом ваших детей?" .. ZT. Сомнительные, - идущие в том же файле ниже, - рекомендации А.С. Макаренко о том, как "овладеть бытом" школьников школы не интерната. Гр. Максимович Кубраков пробовал так действовать, и все-таки Кубраков довольно скоро перешел на путь собственно макаренковской ИНТЕРНАТНОЙ ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА. |
Подробный ZT-разбор утверждения А.С. Макаренко "Семья не может воспитывать. Школа не может воспитывать" (http://zt1.narod.ru/pp-03-3.htm) ищи в файле http://zt1.narod.ru/trening.htm.
Еще раз. Макаренко в “О некоторых проблемах .. / Наши скромные желания” (правлено по Г. Хиллигу). “.. Именно детскому дому принадлежит советское педагогическое будущее .. Школа не воспитывает и не может воспитывать. Разговоры о воспитывающей школе нужно расценивать как разговоры контрреволюционные ..”, вторая половина 1928-го года. Но у Макаренко же в “Педагоги пожимают плечами”, 1932 год. - “.. Лучшей школой воспитания являются комсомол, производство, армия .. Здесь и в школе .. Но в области собственно воспитания не было такой сильной живой струи ..”. ZT. Вот тебе и на! Надо честно признать: упований в воспитании на социумное и упований же в воспитании на обычную школу - у Макаренко можно встретить достаточно. Но встретить только в текстах и в выступлениях самых последних лет, а то и самых последних месяцев жизни Антона Семеновича. Чем же объяснить такое у А.С.М. “вставание на горло собственной песни”? Думаю, что следующим. Макаренко видел, что реально никто в СССР переходить на его (Макаренко) структуры воспитания не собирается, а наоборот, система детдомов в СССР систематически как бы даже сворачивается, а 90 % сохраняющихся детских домов остаются все такими же презренно-рутинными, как они были и в прошлые десятилетия и века. В таких условиях А.С.М. пытался хотя бы мобилизовать для воспитания потенции социумного и потенции же обычного школьного. Но прошедшие после смерти А.С.М. десятилетия всё-таки показали: нет и нет, - воспитание все-таки нужно осуществлять именно в локальных по макаренковски поставленных ИНТЕРНАТНЫХ ШКОЛАХ-ХОЗЯЙСТВАХ ! ПП-2003 из гл. Лирика ZT. Тут продолжение начатого еще в главах "Отченаш" и "Свадьба" философского спора о будущности (а тут еще и о сути) социалистических форм производства и бытия (об этом много в файле http://zt1.narod.ru/soci_no.htm).
[Карабанов] - Я вам так скажу, Антон Семенович, тут у нас социализм. / [Белухин] - Социализм? Просто собралась у нас хорошая компания, ну, семья, что ли .. Нужно, чтобы был настоящий социализм, а так, если все засядем с приятелями, так никакого тебе социализма никогда не будет. / [Карабанов] - Брешешь, Матвей, брешешь, и я тебя возьму за петельки, если ты и дальше будешь так брехать. Какая тут тебе семья? Тут тебе коммуна, настоящая коммуна, ты смотри: от каждого по способности и каждому по потребности. Вот тебе нужен рабфак, - на тебе рабфак, нужен тебе табак, - на тебе табак, нужен театр, - на тебе театр… .. Если бы все люди жили так, как у нас в колонии, чего тебе еще нужно. Вот это и есть социализм. / - Что же, посмотрим, - говорит серьезно Матвей, - ты прав или я .. Для социализма нужно еще много .. ZT. Матвей Белухин тут, конечно, подразумевает тот макросоциализм, который Сталин и Ко задумали осуществить в объеме всей громады СССР + потом и в Восточной Европе; но в реальности-то дело вообще не в том, что для этого "нужно еще много чего", а дело в том, что этого (макрогромадного социализма) вообще не нужно. ZT. Социализм действительно нужен, он обязательно нужен, он крайне нужен, но социализм не макросоциальный, а локальный - как у А.С. Макаренко. ZT. Широко распространенный локальный социализм по Макаренко - это необходимое и достаточное для любого по величине общества = для любого по величине государства. .. Из угла кабинета смотрит на нас злым глазом Вершнев, известный давно специалист по правдам .. [Вершнев] - Правда только одна, а не то, что много… / - Смотри ты, - говорит Семен, - только одна? Ты уже добрался до нее? / Николай строго поднимается с дивана, подходит к столу и как будто даже со слезами говорит: / - Правда одна: люди .. Люди должны быть хорошие, иначе к-к ч-черту в-всякая правда. Если, понимаешь, сволочь, так и в социализме будет мешать .. Горький правду написал, я раньше не понимал, то есть и понимал, а значения не придавал: человек. Это тебе не всякая сволочь. И правильно: есть люди, а есть и человеки. / - Я человек? - спрашивает Карабанов. / - Ты человек. / - А я? - спросил и Матвей. / - И ты тоже. / - И я? - присоединился и я [Макаренко] к общему любопытству. / - Ого? - сказал Вершнев. / Семен рассмеялся. / - Что же тут хитрого? Значит, если в колонии, так все человеки? / - А что же? Так и нужно. Тут все человеки. Потом разойдутся в разные стороны и сволочами станут, и кто его знает еще, чем станут, а здесь, понимаешь ты, коллектив. Матвей все врал: семья, компания. Он ничего не понимает .. / .. [Макаренко] Я думал о том, что жизнь моя каторжная и несправедливая. О том, что я положил лучший кусок жизни только для того, чтобы полдюжины "правонарушителей" могли поступить на рабфак, что на рабфаке и в большом городе они подвергнутся новым влияниям, которыми я не могу управлять, и кто его знает, чем все это кончится? Может быть, мой труд и моя жертва окажутся просто ненужным никому сгустком бесплодно израсходованной энергии? ZT. Если количество перейдет в качество = если большой % детей, подростков и юношей выйдут из Ваших, Антон Семенович, по роду коммун, то тогда НЕ придется бояться корежащих влияний по выходе… Edgar Gunther-Schellheimer / Эдгар Гюнтер-Шелльхаймер schellheimer@yandex.ru to ZT. - Прочитал о социализме в микро- [локальный - для подростков и юношества] и макро- [для всей взрослой массы]. Но если [указанное] макро- не поддерживает [указанное] микро-, то там трудновато со социализмом.... Но [указанное] микро- все-таки в состоянии проложить путь к социализму в макро- и только!!!!! ZT. Дорогой Эдгар! Нам, макаренкам всех обществ, всех государств и всех народов, надо быть поскромнее. Наша задача - очеловечить во всем мире капитализм. = Наша задача - создать во всем мире капитализм с человеческим лицом. Для этого нужен пропуск по возможности максимального % подростков и юношества через макаренковские социалистическо-коммунистические пригородные интернатные школы-хозяйства. Потом из этих подростков и юношей получатся наемные работники с человеческим, - в смысле суждений о социализме Николая Вершнева в ПП-2003 гл. Лирика, - лицом, и из их же числа получатся и частные предприниматели тоже с так сказать Вершнево-человеческим лицом. Это в итоге и должно образовать капитализм с человеческим лицом. А на приведение всего и вся к макро-социализму нам, макаренкам всех обществ, всех государств и всех народов, претендовать не стоит. Подростково-юношество надо макаренковски организовать, а вот взрослых-то надо пускать "гулять самих по себе"… ZT. Сам же Макаренко (ZT. в выступление от 8 февраля 1939 г. "Воспитание в семье и школе", т.4 М.1984, с.302, привожу не совсем точно) говорил, что если бы ему дали обыкновенную школу, то он бы, кажется, на части разорвался, но начал бы с ребятами что-нибудь производить, а потом на заработанное пристроил бы к школе интернат для тех, кому не ладно в семье, потом (мабудь будь) матери и сами стали бы своих детей приводить в интернат ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА, видя, что ребятам в интернате лучше, и места в семье стало бы больше, и можно было бы завести еще одного маленького. Если кто из ребят не захочет работать в собственном школы-хозяйства хозяйстве-производстве, то отчасти это - их дело, но и в Крым чи Париж они с учреждением не поедут; однако большинство ребят будут с увлечением работать, - так было в дореволюционных ИНТЕРНАТНЫХ ШКОЛАХ-ХОЗЯЙСТВАХ России и вообще в любых правильно устроенных ИНТЕРНАТНЫХ ШКОЛАХ-ХОЗЯЙСТВАХ (см., например, Н.Н. Жеденов. Детские сельскохозяйственные приюты самопомощи. СПБ. 1896, но это - далеко и очень не единственный пример из 19-го века).
|
Сплочение ученического коллектива на основе учебной деятельности при руководящей роли комсомольской и пионерской организаций, - 321-я мужская средняя школа Ленинграда, 1952 г., доклад директора школы БАРАНОВА М. Г.
Я приступил к работе в школе в августе 1945 года и в первое время был глубоко поражён той исключительной привязанностью, переходящей во влюблённость к школе как у учителей так и у учащихся. Я постоянно слышал: "А вот НАША школа! НАШИ ученики!... НАШИ учителя!..."
Но уже в 1946/47 уч. году начали проявляться некоторые признаки, показывающие, что строить ученический коллектив большой мужской школы 1200-1300 человек только на внеклассных и политико-массовых мероприятиях - недостаточно. К этому времени коллектив учащихся школы значительно вырос за счёт реэвакуированных ребят, и всё чаще стали встречаться мальчики 4-10 классов, которые оставались в стороне от проводимых общих дел, которые проявляли неуважение к органам коллектива и всему коллективу, выражающееся в нарушении порядка на уроках и во время перемен; они лодырничали, плохо учились, зазнайствовали.
Однако, педагогический коллектив не обратил должного внимания на эти явления и с исключительным увлечением проводил воспитательную работу и работу по организации детского коллектива в старых, привычных формах.
В 1946/47 уч. году педагогическим коллективом было обращено особое внимание на укрепление сознательной дисциплины в 3-7 кл. Для решения этой задачи, в плане работы школы были намечены мероприятия по укреплению пионерской организации. В этом году ГК ВЛКСМ организовало своеобразный конкурс - соревнование пионерских дружин школ, и дружина 321 школы приняла в конкурсе активное участие. По условиям конкурса нужно было работу дружины организовать по определённой теме. Темой, по которой пионерская дружина решила организовывать деятельность отрядов и звеньев, явилась - "Великие русские полководцы" .. Отряды и звенья инсценировали ряд боевых эпизодов, а дружина в целом, из инсценировок, подготовленных отрядами, составила большую инсценировку, показывающую основные боевые эпизоды борьбы русских людей против иноземных захватчиков, в которой принимали участие 430 человек учащихся 3-7 классов только в качестве артистов. Все "артисты" были одеты в соответствующие костюмы, приготовленные самими учащимися…
Разумеется, что эта работа, проведённая в пионерской дружине имела большое положительное значение в смысле укрепления организованности, укрепления товарищества. Однако, было замечено, что многие активные участники мероприятий, чрезмерно увлекались игрой, героикой, запускали занятия, снижали успеваемость. Да, совершенно несомненно, что эта работа имела положительное влияние на учащихся в смысле укрепления и роста патриотических чувств. И, наконец, совершенно несомненно, что эта большая работа оказала положительное влияние на формирование моральных представлений и понятий учеников.
Однако, ежедневные наблюдения за учащимися показывали, что положительное воспитательное влияние внеклассных мероприятий распространяется на весьма лишь ограниченный круг учащихся, что некоторые ученики, активно включающиеся во внеклассную работу (из интереса, например) - в повседневной трудовой и учебной жизни, да и в быту, в семье, резко проявляют отрицательные качества личности. Становилось ясным, что организовывать воспитательное влияние на учащихся через коллектив, создаваемый только на основе внеклассной работы, недостаточно, что нужно искать те другие основания для сплочения учащихся, при которых воспитательное влияние, с целью выработки определённых черт личности, распространялось бы на всех учеников и действовало наиболее эффективно.
По вопросу об организации детского коллектива в воспитательных учреждениях мы имеем блестящие указания и рекомендации А.С. Макаренко, в замечательном опыте которого заключён неисчерпаемый источник педагогической мудрости. Однако, по вопросу организации ученического коллектива на основе учебной деятельности, опыт работы школ в педагогической литературе не освещён.
Центральным пунктом вопроса постановки воспитания через коллектив и в коллективе является организация "ответственной зависимости" (А.С. Макаренко) между отдельными личностями - членами коллектива.
"Коллектив" - писал А.С. Макаренко - "это есть целеустремлённый комплекс личностей организованных, обладающих органами коллектива. А там, где есть организация коллектива, там есть органы коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и вопрос отношения товарища к товарищу - это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос организованной зависимости. Даже если товарищи находятся в равных условиях, … исполняют приблизительно одинаковые функции, они связываются не просто дружбой, а связываются ОБЩЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ В РАБОТЕ, ОБЩИМ УЧАСТИЕМ В РАБОТЕ КОЛЛЕКТИВА".
Далее, А.С. Макаренко особо обращает внимание педагогов: …."Наибольшая хитрость в детском коллективе, наибольшая трудность - СОЗДАТЬ ОТНОШЕНИЯ ПОДЧИНЕНИЯ, А НЕ РАВНОСТОЯНИЯ". … "Товарищ должен УМЕТЬ подчиняться товарищу" ... "Товарищ должен уметь ПРИКАЗЫВАТЬ товарищу, т. е. ПОРУЧИТЬ ему и ПОТРЕБОВАТЬ от него определённых функций и ответственности".
Но это совершенно справедливо лишь до тех пор, пока речь идёт об организации коллектива на основе производственного труда или труда по устройству быта. Учебный же труд по усвоению основ наук детьми, подростками и юношами школьного возраста выступает в сознании учеников непосредственно как частное дело каждого из них, и этим создаётся "равностояние". Непосредственно один ученик не может "поручить" другому ученику и "потребовать" от него учиться на отлично. Для такого требования должна быть база, основа, общепринятая всем коллективом. И всё же в учебной деятельности детей, в усвоении ими основ наук заложены богатейшие возможности для организации коллектива, но не непосредственно через "организацию зависимости" и "общую ответственность в работе", а непосредственно, опираясь на знания, как базу для формирования убеждений и мировоззрения учеников.
Знания, даваемые нашей советской школой, нашей советской наукой, вскрывают истинную картину действительности, не извращают её, как это делает буржуазная наука и школа. И если мы, учителя, не дадим оставаться этим знаниям, приобретёнными учеником, мёртвым грузом для него, то тем самым мы организуем определённое отношение ученика к действительности, определим это отношение и заставим ученика, как говорит Ушинский, - "глядеть на всё изменившимся взглядом, чувствовать несколько иным образом, хотеть уже совсем не того, чего хотел человек прежде". А.М. Горький "В людях" писал : "Для того, чтобы человек чувствовал себя, необходимо, чтобы он как-то относился к людям". Вот это "отношение к людям", это, "глядеть на всё изменившимся взглядом", должно составить особую заботу учительского коллектива, обучающего детей основам наук. Это первый вывод, к которому мы пришли в поисках путей в организации детского коллектива на основе учебной деятельности. Для нас с особой убедительностью выступило ленинское указание, что "коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество".
Второй вывод, который мы сделали, преодолевая трудности в организации детского коллектива на основе учебной деятельности, состоял в следующем:
Исключительное значение в сплочении детского коллектива имеет единство действия учителей в процессе обучения и, в первую очередь, единство воспитательного воздействия на базе изучаемого материала. Если в результате этого единства воспитательного воздействия учителей у учащихся возникнут моральные представления и понятия, имеющие некоторую общность, если в результате этого единства воспитательного воздействия на базе изучаемого материала у учащихся возникнет некоторая общность убеждений и мировоззрения, то естественно, что и в отношениях у учащихся друг к другу, к людям, вещам, общественным явлениям и пр. проявится также определённая общность.
Под единством воспитательного воздействия мы прежде всего понимали единство идейное. Исходя из сказанного мы условились в процессе преподавания в классе на уроках стремиться осуществлять это единство действий в следующем:
1. В строго научно-материалистическом истолковании явлений и фактов из жизни природы и общества, вырабатывая у учащихся марксистко-ленинское мировоззрение.
2. В показе в полной мере особенностей и преимуществ советского общественного и государственного строя, его силы, его богатств природных и нравственных, воспитывая у учащихся любовь к Родине, советскую национальную гордость, верность и преданность великим идеям Ленина-Сталина.
3. В раскрытии перед учащимися основ советской морали и нравственности - советского гуманизма и коллективизма, помогая учащимся в формировании идеалов и высоких моральных черт личности советского человека.
4. Конкретная идейная основа воспитательного действия учителей предполагает и требует единства и методических приёмов обучения. В.И. Ленин указывал, что…. "коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания". Следовательно, процесс обучения с точки зрения методики преподавания, в плане единства действий учителей, должен строиться так, чтобы воспитывать у учащихся активность мысли и самостоятельность суждений, воспитывать организованность и ответственность действий.
Работая над сплочением ученического коллектива на основе учебной деятельности, учителя 321 школы обращают особое внимание на знания, входящие в состав мировоззрения и сформулированные в моральных представлениях и понятиях, добиваясь прочного их усвоения.
Но знания, как известно, не переходят в убеждения автоматически. Мы постоянно наблюдаем разрыв между сознанием ученика, складывающемся на основе знаний, и фактическим поведением ученика в коллективе, в быту.
"В моей работе воспитания характеров организовать сознание, говорит А.С. Макаренко, было всегда легко. Всё же человек понимает, человек сознаёт, как нужно поступить. Когда же приходится действовать, то он поступает иначе".
Этот разрыв наступает не только в силу нетвёрдости знаний, но и потому, что "понятия о нравственности… запали… в головы мимоходом, со слов других"(Добролюбов).
Совершенно несомненно, что "коммунистическую целенаправленность нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе" (А.С. Макаренко), но эти "упражнения" должны строиться в разрешении главной практической задачи, стоящей перед учениками - успешном учении.
Если организация всей школьной жизни подчинена этой главной задаче - успешное учение - и каждый, в определённой мере, включён в заботу о наилучшем разрешении этой задачи, если забота о наилучшем разрешении этой задачи становится привычной, необходимой и естественной для подавляющего большинства учеников, то вопрос об организации детского коллектива, как "могучей педагогической силы" может считаться в значительной степени разрешённым.
Какими конкретными путями шёл педагогический коллектив 321 школы, разрешая задачу организации детского коллектива на основе учебной деятельности учеников?
В кратком докладе я не имею возможности исчерпывающе ответить на этот вопрос. Укажу только на главные направления, по которым мы стремились разрешить поставленную задачу.
Первое направление: Предъявление категорического требования педагогического коллектива к себе в отношении решительного повышения идейного уровня преподавания. Некоторые успехи в этом отношении обеспечили более прочные и осмысленные коммунистические взгляды и убеждения у учащихся и способствовали укреплению морально-нравственных понятий, способствовали сплочению учащихся на принципиальной основе общности взглядов.
Второе направление: Предъявление категорического требования к учащимся в отношении безоговорочного выполнения главной патриотической задачи ученика - успешно учиться.
Однако, как бы категорически не было предъявлено требование к учащимся, как бы ни мотивировалась задача успешного учения, требование не будет выполнено учениками, если не будет организована систематическая поддержка всеми звеньями школьной организации обязательности выполнения требования. Это с одной стороны. С другой - необходимо систематическое закрепление в сознании учеников, что именно эта задача - успешно учиться - есть главная патриотическая задача ученика.
Общеизвестно, что всякое требование будет выполнено, если будет проверяться исполнение, если будет осуществляться систематический контроль. Исходя из сказанного, мы так сформулировали для себя задачу практического осуществления предъявленного требования:
1. Добиться, чтобы комсомольская организация, совет дружины и учком встали на путь решительной поддержки предъявленного требования к ученикам.
2. Организовать и систематически осуществлять неукоснительный контроль за выполнением обязанностей учениками во всех звеньях школьной организации.
3. Всей суммой воспитательных мероприятий внеклассного и внешкольного характера, проводимых с учениками классными руководителями и ученическими организациями, систематически закреплять в сознании учеников необходимость успешного учения.
Сравнительно легко, во всяком случае без особых затруднений, удалось создать в комсомольской организации, среди пионеров, да и остальной части учащихся, настроение решительной поддержки выдвинутых требований. Значительно труднее для многих учеников оказалось выполнение этих требований. И совсем не потому, что они не могли успешно учиться, а потому, что навык исполнительности, чувство ответственности и долга - словом, - сознание необходимости поступать определённым образом, а не так как хочется, у многих учеников находится на очень низком уровне.
Для того, чтобы добиться выполнения предъявленных требований всеми учениками, необходимо было организовать систематический контроль за выполнением учебных обязанностей, за подготовкой домашних заданий, за самостоятельностью подготовки, за успеваемостью в текущем учёте знаний.
Мы не придумывали каких-то особых форм контроля, полагая, что главным здесь является личный отчёт ученика перед звеном, отрядом, классом, комсогруппой, комитетом ВЛКСМ. Действенность контроля зависит от принципиальной позиции контролирующего. Исходя из этого, мы обращали исключительно серьёзное внимании на то, чтобы по отношению к отчитывающемуся, будет ли это на звене, на классном собрании, комсогруппе, учкоме, комитете ВЛКСМ - контролирующие занимали принципиальную позицию, требовали от имени коллектива, рассматривали невыполнение требования, как нанесение ущерба общему делу, осуждали за невыполнение требования, как за проявление неуважения к коллективу. В то же время, мы очень внимательно следим за тем, чтобы отношение к отчитывающемуся, проверяемому было строгое, но благожелательное.
У нас сложилась такая система контроля: неуспевающий ученик, если он пионер, отчитывается в звене, отряде, совете дружины; на классном собрании, учкоме - если ученик не пионер и не комсомолец; на классном комсомольском бюро, на классном комсомольском собрании, на комитете ВЛКСМ, на общем комсомольском собрании, если ученик является комсомольцем.
Председатели советов отрядов отчитываются за состояние успеваемости в отряде - на совете дружины. Старосты классов - на учкоме и комитете ВЛКСМ. Секретари классных бюро - на комитете ВЛКСМ и общем комсомольском собрании.
В практику работы школы вошли отчёты секретаря комитета ВЛКСМ, в присутствии всех членов комитета и секретарей классных бюро, на открытых партийных собраниях партийной организации школы. Иногда на партийных собраниях ставятся отчёты секретарей классных бюро ВЛКСМ, классов, почему-либо требующих особого обсуждения.
Эффективность контроля в значительной мере возрастает, если контроль доводится до своего логического завершения и по отношению к контролирующему выливается в определённое общественное мнение всего коллектива. И, вот, третье направление наших условий в сплочении ученического коллектива на основе учебной деятельности идёт по линии - организации общественного мнения, осуждающего нерадивых и небрежных учеников, не выполняющих свою главную общественную задачу - успешно учиться. Как мы критически поступаем в организации общественного мнения?
1. В отношении к отчитывающемуся и контролируемому ученику мы избегаем брать с него слово и избегаем считать вопрос исчерпанным при ответе ученика "я понял". Где бы ни подвергался ученик проверке, если установлена его нерадивость, мы обязательно настаиваем на записи в протоколе оценки его поступка, записи - содержащей в себе осуждение и обязывающей поступать определённым образом, записи, устанавливающей срок последующей проверки или предупреждающей о взыскании.
2. Широко используем стенную и радио-газету, публикуя постановления отрядов, учкома, комитета, собраний, принятые при обсуждении отношения к учению того или другого ученика.
3. Постановления совета дружины, учкома, комитета, общих комсомольских собраний, а также статьи и заметки в газете по вопросам учения или поведения отдельных учеников или по вопросам состояния успеваемости и дисциплины в отдельных классах обязательно обсуждаются на классных собраниях, в комсогруппах или отрядах.
Однако, имеются отдельные ученики, а иногда и целые классные коллективы, для которых контроль в тех размерах, как я рассказывал недостаточен. К общественному мнению они относятся так же равнодушно, по крайней мере - внешне, иногда бравируют, выражая пренебрежение. И, вот, четвёртое направление наших усилий в сплочении ученического коллектива; на основе учебной деятельности. Оно идёт по линии организации шефства учеников старших классов и успевающих над учениками младших классов и отстающих в учении, с целью контроля и товарищеской помощи в усвоении основ наук. Однако, следует оговориться, что в практике шефства мы отказались от так называемой "индивидуальной помощи" ученикам, которые не проявляют достаточного прилежания, рассчитывают на "случай" и пр. В отношении таких учеников шефство сводится к контролю за работой подшефного.
К вопросу о шефстве я ещё вернусь несколько ниже.
Вот те основные направления работы педагогического коллектива по сплочению детского коллектива на основе учебной деятельности. Конечно, нам удалось достичь пока очень небольших результатов, но мы считаем, что продолжая работать в направлении укрепления детского коллектива на основе линии их деятельности - учении, на учебном труде, мы поступаем правильно.
Да, придавая общественно-полезному труду и внеклассной политико-массовой работе учеников значение средства сплочения ученического коллектива, я ни в какой мере не уменьшаю той огромной воспитательной роли, какую они играют в формировании личности, в выработке коммунистической целенаправленности. Я только хочу подчеркнуть, что организация детского коллектива на основе общественно-полезного труда и внеклассной политико-массовой работы - разрывает единство воспитательного влияния на ученика и создаёт у ученика впечатление о второстепенности как раз главной и основной деятельности в школе, - учения.
За эти годы, в процессе учебного труда, общественно-полезной работы и внеклассных мероприятий ученики 321 школы сплотились в довольно крепкий коллектив и подавляющее большинство учеников приобрели ряд положительных коллективистических черт. Так стремление участвовать в работе коллектива довольно явственно выступает у подавляющего большинства учеников; чувство общей ответственности за проводимые мероприятия ярко проявляется в общей тревоге и готовности каждого ученика придти на помощь в разрешении практических дел; авторитет органов коллектива и уполномоченных лиц очень велик; "умение подчиняться товарищу" и "умение приказывать" и "потребовать определённых функций и ответственности" (А.С. Макаренко) проявляется весьма положительно. Классные руководители и учителя 321 школы всемерно стремятся вовлекать в общественно-полезный труд и внеклассные мероприятия слабых в учении, недисциплинированных в поведении, застенчивых и нерешительных учеников, и поднимать их тем самым до уровня сознания передовой части учащихся. Такое направление в отношении вовлечения учащихся в общественно-полезный труд и внеклассную работу создаёт широкую базу для количественного и идейного роста пионерской и комсомольской организаций.
Опыт работы классных руководителей, которые смело включают в общественно-полезный труд и внеклассную работу своих учеников, иногда далеко недисциплинированных и отстающих в учёбе, поднимает их до уровня сознания передовой части учащихся, вовлекают их в пионерскую или комсомольскую организации, с исключительной силой убедил нас в том, что успешное разрешение воспитательных задач возможно только на этом пути.
Я мог бы сослаться на работу ряда классных руководителей 321 школы, достигших значительных успехов в организации классного коллектива и разрешении воспитательных задач (Дубиновский Г. П., Арефьева М. А. , Арсеньева А. Ф., Ширяева Е. П. и др.), но ограничусь одним лишь примером:
В 1949/50 уч. году 5-д класс был известен по школе, как один из недисциплинированных и неорганизованных, в котором тон задавали великовозрастные - 13-15-летние ребята. Этот класс был поручен классному руководителю Н. А. Соловьеву. Н. А. Соловьёв установил, что в классе пионерский отряд охватывает только часть учащихся младшего возраста. Ученики старшего возраста - 14-15 лет - не являлись пионерами, а по успеваемости и дисциплине они не могли быть приняты в ВЛКСМ. Среди этих учеников особенно выделялись неорганизованностью Кожевников и Шибаев. Классный руководитель прежде всего включил этих учащихся в общественно-полезный труд: Кожевников увлёкся работой по оборудованию живого уголка в кабинете естествознания, а Шибаев и Мелешко занялись организацией спортивной работы в классе. Когда эти ребята, поощряемые классным руководителем за успешное выполнение общественной работы, почувствовали положительную значимость в коллективе и прониклись некоторым уважением к себе, перед ними была поставлена задача готовиться к вступлению в ВЛКСМ. Эта перспектива организовала и дисциплинировала их ещё больше, заставила подтянуться и в учении.
В 1950/51 уч году в 6 кл. у Н. А. Соловьёва была организована комсомольская группа. Были приняты в комсомол Кожевников и Шибаев. В результате - не только выровнялись эти два недисциплинированных ученика, но и значительно улучшилось общее положение дел в классе.
Педагогический коллектив, стремясь укрепить авторитет пионерской и комсомольской организаций, осуществляет всю общественно-полезную работу учеников и проведение внеклассных политико-массовых мероприятий через и от имени этих организаций (совет дружины, комитет ВЛКСМ, учком). Важно иметь ввиду следующее, имеющее принципиальное значение, положение: выступление пионерской и комсомольской организаций застрельщиками всех общественно-полезных дел в школе и вне её и инициаторами всех внеклассных политико-массовых мероприятий укрепляет авторитет организации. Это обуславливает ещё большую тягу учащихся в пионеры и комсомол. Рост пионерской и комсомольской организаций, включающих в свои ряды лучшую, наиболее сознательную, дисциплинированную часть учащихся, превращает, таким образом, пионеров и комсомольцев в подлинный авангард всей молодёжи школы, превращает в действительно помощника учителя и директора.
Считаю целесообразным остановиться на двух-трёх примерах: В третью четверть 1949/50 уч. года, по инициативе комсомольской организации проводилось обсуждение повести Добровольского "Трое в серых шинелях". Главными участниками обсуждения были комсомольцы 10 классов, но на обсуждении присутствовали и ученики 8 и 9 классов. По ходу обсуждения мнения учащихся раскололись в оценке знания отдельных образов повести. Одни утверждали, что образы Майи, Володи, Бориса Ивнева по своей идейной сущности заслуживают того, чтобы автор широко развил их, т.к. положительными их считать нельзя, на оборот, они несут много отрицательных качеств. Так, например, говорили сторонники этой точки зрения, - с какой стороны нас может интересовать судьба Майи, если она показана какой-то мещаночкой с накрашенными губами. Или: можно ли не беспокоиться за будущее Володи, если в настоящем он только и делает что бормочет какие-то полуэстетские стихи, направо и налево влюбляется и т.д. Этой точке зрения была противопоставлена совершенно противоположенная: было высказано, что к человеку, живущему в коллективе советских людей, надо относиться с исключительным вниманием. Нельзя заштамповывать наших людей, нельзя привешивать ярлыки, а если они _наши_ - надо помогать им освобождаться от тех или иных недостатков. В конкретном плане, в отношении обсуждаемых образов из книги Добровольского, оказались правыми те, кто высказался за внимательное и чуткое отношение к человеку. Эти выступления по конкретному поводу примечательны в том смысле, что учащиеся развивались в здоровом направлении, что они сами являются хорошими, чуткими советскими молодыми людьми - комсомольцами. Помогать надо товарищу - об этом они не только говорят в связи с обсуждением литературного материала, - это они реально делают, правда, ещё в ограниченной узкими рамками школьной жизненной практики. И, вот, когда от обсуждения литературных образов разговор перешёл к конкретной школьной действительности, было установлено, что среди учащихся есть много хороших ребят, имена их называли, но имеющих серьёзные недостатки. Надо им помогать освободиться от недостатков - к такому заключению пришли комсомольцы 9-10 классов - в этом наш долг.
Это обсуждение повести Добровольского, организованное комсомольцами школы, их яркие выступления с позиций советского гуманизма, подняли авторитет комсомольцев, укрепили доверие к ним и привлекли в ряды ВЛКСМ значительное количество учащихся 8-10 классов.
В апреле месяце 1949 года комитет ВЛКСМ школы принял решение расчистить площадку школьного двора, заваленную строительным мусором от разборки полуразрушенной в годы войны колокольни и устроить спортплощадку. Инициативу комитета поддержали все ученики. Работа была организована небольшими бригадами, так как было мало инструмента и бригады сменяли друг друга через каждые два часа. За 20 дней, в конце апреля - начале мая месяцев, в послеурочное время от 3-х до 9 часов вечера, т. е. за 120 фактических часов, была выполнена громадная работа, исчислявшаяся в 18000 человекочасов, в результате которой при школе была устроена прекрасная спортивная площадка.
В процессе этой работы ребята дружно сплотились и практически убедились, что комсомольская организация и комсомольцы - действительно вожаки в общественно-полезных делах.
Ярким и запоминающимся, глубоким по своему педагогическому значению, был сбор пионерского отряда одного из 3-х классов, посвящённый 70-летию т. Сталина. В подарок т. Сталину ребята тщательно разучили сказку Пушкина "О рыбаке и рыбке", инсценировали её и поставили на своём сборе. Постановка была записана на пластинки и плёнки. Пластинки и альбом фотоснимков был послан т. Сталину. Ленинградский радиокомитет несколько раз, к величайшему удовольствию всех ребят нашей школы, транслировал по радио эту постановку. Легко себе представить сколько гордости испытывали пионеры за себя, за свою пионерскую организацию, за свою Родину, в которой так внимательно заботятся о детях и поощряют хорошие начинания их. Разумеется, что такой сбор способствовал укреплению авторитета пионерской организации и привлёк немало ребят в пионерскую организацию ..
Из сказанного мною раньше вытекает, что руководящую и направляющую роль в жизни и деятельности школьного ученического коллектива играют пионерская и комсомольская организации. Они связывают классные коллективы в единый школьный ученический коллектив в процессе учебной, общественно-полезной и внеклассной работы учеников. Стало уже традицией, что ежегодно 30 августа собирается общешкольное комсомольское собрание, на котором в общих чертах обсуждаются задачи предстоящего учебного года. Девизом этих собраний, лейтмотивом выступлений комсомольцев является: "У нас, у школьников, у комсомольцев, дела должны идти хорошо. Хорошая учёба - правильный путь подготовки себя к активной деятельности по строительству коммунизма .Это - главная задача ученика".
В 1948/49 уч. году на собрании 30 августа была принята резолюция, обязывавшая учеников комсомольцев учиться без двоек в текущем учёте и без троек в четвертях. С тех пор, это решение общего собрания ежегодно подтверждается вновь и даёт право комитету предъявить строгие требования к отдельным комсомольцам, нарушающим постановление общего собрания.
Очень важным средством связи классных коллективов в общешкольный коллектив является всё возрастающее и усиливающееся руководство со стороны комсомола в отношении пионерской организации. Через вожатых отрядов, как правило, учеников комсомольцев старших классов, через комсомольцев, прикреплённых к младшим классам в порядке комсомольского поручения, - осуществлять шефство над отдельными учениками. Через комсомольские группы, специально шефствующие над младшими классами , связи между классными коллективами заметно укрепляются.
Можно привести много примеров того, как благотворно сказывается это усиление связи классных коллективов вообще и, в частности, старших и младших классов, к взаимной пользе для тех и других. Так, в 1949/50 уч. году 10-а класс, из 28 учеников которого окончили школу с отличием 11 человек, шефствовал над 5-б классом. Шефство десятиклассников резко сказалось на успеваемости и дисциплине класса и оставило заметный след на всём облике 5-б класса.
Шефская группа из 5 учеников 9-б класса в текущем уч. году успешно осуществляет шефство в отношении слабых по успеваемости и недисциплинированных учеников 6-б класса. Часто можно после уроков встретить учеников 5-6 классов, которые ожидают своих шефов из 8-9-10 классов, а в классах после уроков не редкость картина - рядом с занимающимся старшеклассником сидит "непоседа" из 5-6 класса и учит свои уроки.
Ещё более осязаемо выступает связь классных коллективов в общественно-полезном труде и во внеклассной работе, организуемой и направляемой пионерской и комсомольской организациями.
Сошлюсь на один, весьма разительный, пример: 30 марта 1950 года школа отмечала своё 120-летие. Подготовка к торжественному вечеру заняла 1, 2, 3 четверти .Ученический хор, в составе 70 мальчиков 8-10 кл. и 40 мальчиков 4-6 кл. разучивал из "Сусанина" Глинки, бывшего ученика этой школы, "Славься, славься". Ученики 4-б класса готовили и инсценировку гибели Сусанина, ученики 7-в кл. готовили декорации, ученики 7-8 кл. собирали материал для истории школы и устанавливали связь с ранее окончившими школу. Легко себе представить, какое огромное значение для сплочения школьного коллектива имел этот факт 120-летия школы и установление традиции, когда ежегодно, 29 марта в школе собираются все бывшие её питомцы в возрасте от 75 до 18 лет, от окончивших школу в 1899-900 году до готовящихся к сдаче экзаменов на аттестат зрелости и делегаций по 2-3 человека от каждого класса, начиная с 5-го.
Чувство законной гордости за школу цементирует ученический коллектив, когда ученики знают, что они учатся в той школе, где учились крупнейшие представители русской науки и культуры - Глинка, Лачинов и др.; когда они видят своими глазами наших советских учёных-академиков: Бакланова, Тушинского, Самойлова; когда они слушают рассказ засл. деятеля искусств А. И. Ларикова о том, как он учился и почему был изгнан из бывшей 1-й гимназии, когда они смотрят исполнение танца балериной Галиной Исаевой, начавшей свою артистическую деятельность на школьной сцене в 321 школе; когда они слушают инженеров, окончивших в своё время эту школу, о вдохновившем их труде, и сами загораются глубоким желанием учиться лучше, чтобы сделать больше на благо своей Родины.
Примечательно то, что в последних трёх выпусках окончили школу с отличием в 1948/49 уч. году 8 чел. из 50; в 1949/50 уч. г. 15 чел. из 57, в 1950/51 г. 10 чел. из 54.
Исключительно большую роль в укреплении связи классных коллективов и сплочения в единый школьный коллектив учащихся играют традиционные школьные спортивные вечера, проводимые 23 февраля - в день Советской Армии и 29-30 апреля в ознаменование 1 Мая. Обычно к этим вечерам ребята готовятся очень тщательно, т.к. нужно выставить для выступлений лучших спортсменов от класса, нужно в выступлениях показать значительные достижения и т.д.
В сплочении классных коллективов младших классов в 321 школе совершенно исключительную роль играет работа драматического кружка. Собственно, кружка, как такового, нет, а есть замечательная учительница физкультуры в младших классах Громова М. Г., - страстная любительница и мастер инсценировать русские народные сказки, сказки Пушкина, Ершова и др. Она ежегодно устраивает две-три постановки, в которых принимают участие ученики 2-4-х классов, целыми классами и группами в количестве от 50 до 100 человек, а в постановке сказки Ершова "Конёк Горбунок" принимало участие 240 человек. О её постановках, вероятно, многие знают по иллюстрациям и заметкам, появлявшимся в газете "Смена", "Ленинские Искры". Педагогическое значение её постановок очень велико и способствует не только сплочению и укреплению коллектива учащихся, но, что очень важно, - помогает многим ребятам младшего и среднего возраста преодолеть смущение и робость, приобрести уверенность и смелость.
Прежде чем подвести некоторые итоги, я должен оговориться, товарищи, что всё то, что мною было изложено в докладе, базируется на опыте работы за время с 1946/47 уч. года по 1950/51 уч. год. В текущем учебном году 321 школа работает в необычных условиях: здание 321 школы с 1 сентября 1951 года закрыто на капитальный ремонт и учебные занятия с учащимися производятся во вторую смену в помещениях 320 и 314 школ Фрунзенского района. Это обстоятельство наложило своеобразный отпечаток на организацию всей учебной воспитательной работы и внесло существенные изменения как в режим школы, так и в порядок отношений между различными звеньями школьного коллектива. Однако, некоторые положительные достижения в организации школьного коллектива, прочно установившиеся традиции и сложившийся, в известной мере, деловой тон и стиль отношений в школьном коллективе, при нынешних трудных условиях работы обеспечивают нормальность учебных занятий и проведение внеклассных воспитательных мероприятий. Следует особо отметить, что работа педагогического коллектива за прошлые годы по сплочению ученического коллектива на основе учебной деятельности, при руководящей роли комсомольской и пионерской организаций, связывающих и объединяющих классные коллективы, полностью оправдала себя, т.к. и ныне, когда условия работы являются необычными и трудными, комсомольская организация играет исключительно большую роль и является активным помощником педагогического коллектива.
См. и http://zt1.narod.ru/doc/321-shk-1950.doc.
--
Брюховецкий Федор Федорович,
Краснодарская ж.-д. школа № 58, работа примерно 1950-51 гг.
http://zt1.narod.ru/doc/bryuhvck.doc.
Синельников В.Г.,
директор школы N 27 Свердловска, работа примерно 1949-51 гг.
http://zt1.narod.ru/doc/sinelnkv.doc
http://zt1.narod.ru/doc/149-i-195-shkly.doc. Доклады директора школы 149 Ирины Владимировны Кочетовой и директора 195 школы Юрия Ивановича Колосова, 3 апреля 1957 года, Ленинград.
О заезженных аксиологических бандурах и о фетишизмах.
26.11.2008 Дорогой Эдгар! Я просмотрел присланную вами (будем взаимно на вы с маленькой буквы) статью Makarenko heute. В целом хорошо, однако к иным местам и к иным же утверждениям я бы сделал те или иные, иногда стратегически серьезные, замечания.
Но сейчас у меня на такой разбор совсем нет времени.
Знаете ли вы о моем: http://ztnen.livejournal.com ?
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Иностранцам читать это моё ЖЖ трудно, потому что мой личный русский язык, как кажется, своеобразен.
Сейчас я загружу в указанное моё ЖЖ очередную статью вот именно в виде этого моего письма вам.
Потом буду в этот постинг ещё что-то добавлять.
О заезженных аксиологических бандурах.
У таких, как А.С. Макаренко, а до него у таких как Мишель Лепелетье (с Робеспьером) или даже Иван Бецкой (Бецкий) (с Екатериной 2-й) -
стратегическая задача
= стратегический замах:
МЕТОДОМ СТРУКТУРНО КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ ПРАВИЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ОПТИМИЗИРОВАТЬ ХОТЯ БЫ
(НО ОБЯЗАТЕЛЬНО)
СКОЛЬКО-НИБУДЬ ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ
ЧАСТЬ
(ТОЛЬКО ЧАСТЬ)
СОЦИАЛЬНОЙ МАТЕРИИ.
Но 95-98% так сказать рассуждателей о педагогическом вышли из раннего детства.
А в раннем детстве этим людям читали книжечки о добрых и злых: о Бармалеях и Докторах Айболитах, об Янушах Корчаках, и т.д.
И такой инфантильный = обывательский = мещанский способ оценки всего и вся неискоренимо въелся
с раннего-то детства!
неискоренимо, повторяю, въелся будущим рассуждателям о педагогическом
в их с-л-соловейчиковские (= убогие) мозги.
И вот для указанных всесветных обывателей от аксиологии
1-е) всякие в педагогике сверчки знающие свои шестки, -
от поговорки: всяк сверчок знай свой шесток; это часто весьма уважаемые и полезные деятели, но (!) без стратегических претензий и замахов, -
и
2-е) деятели-разработчики со стратегическим замахом,
всё и вся - в один ряд,
и вот всё и вся указанными с-л-соловейчиковскими мещанами
(мещанскими рассуждателями о педагогическом типа С.С. Невской)
с доцентскими, профессорскими, кандидатскими, докторскими и академическими званиями
оценивается лишь по таким вот заезженным инфантильным координатам:
"Бармалей или Доктор Айболит?", "прогрессивный или непрогрессивный?", "отечественный или неотечественный?", "авторитарщик или неавторитарщик?"
и тому подобное.
В.В. Маяковский: А ВЫ НОКТЮРН СЫГРАТЬ СМОГЛИ БЫ НА ЭТИХ ЗАЕЗЖЕННЫХ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ БАНДУРАХ?
ZT. 24 ноя. 08 г. О фетишизме у Достоевского, Ушинского и общественности.
По Огюсту Конту (1798-1857, из реферата о нем в интернете) .. Общество проходит через три стадии: 1. теологическая; 2. метафизическая; 3. Позитивная ... Теологическая стадия (раннее и среднее средневековье) делится на три периода: 1. фетишизм; 2. политеизм; 3. монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов...
ZT. То есть с термином "фетишизм" Огюст Конт связывал лишь "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой". А.С. Макаренко же достаточно удачно применял термин "фетишизм" для обозначения "тараканов" устойчивых предрассудков-убеждений в масс- консервативно- убогих головах = в убого- расхожем = в пресловутом общественном мнении. Например, А.С.М. говорил о фетишизации, - в общественном мнении, - семьи, о навязчивой, - в общественном мнении, - любви и к словечку "любовь" и к другим, - тоже ласкающим слух, - словечкам и к предвзятым, но "священным", убеждениям. Всё это, полагал А.С.М., по сути - настоящие фетиши совершенно религиозного порядка.
То есть, как бы в противу вышеуказанному Огюсту Конту, А.С. Макаренко упорно настаивал: фетишизм - это вовсе не "дела давно минувших дней", а наоборот: фетишизм - это страшно мешающий достижению реальных успехов в повседневно-реальной социальной работе, и вообще фетишизм в его разнообразии - это страшно мешающий достижению общего социального прогресса кошмар 19-го и последующих веков. [ Иногда указанные фетиши А.С.М. именовал штампами ].
Вот частный пример. А.С.М. 20.11.1938 Галине Стахиевне Макаренко-Салько (Переписка, т.2, М.1995). - .. Вчера кончил "Идиота" Достоевского. ЗНАЕШЬ ЧТО? У ДОСТОЕВСКОГО ВСЕ-ТАКИ СТРАШНО МНОГО МУРЫ, СОВЕРШЕННО ДЕТСКОЙ И ДЕШЕВОЙ ..
ZT. Это А.С.М., безусловно, о тараканах-фетишах, которые Ф.М. Достоевский нежно лелеял в своей башке и настойчиво же пропагандировал в своих публикациях.
Но совершенно и при(пре)совершенно такоже обстояло дело и с не менее чем Ф.М. Достоевский пресловутым К.Д. Ушинским...
Жить в обществе и быть свободным от общества, по Марксу и т.д., невозможно, но вот жить в обществе и быть свободным от предрассудков = от расхожих фетишей общества по А.С. Макаренко и возможно, и следует, а иначе никакого существенного успеха в социальной работе и вообще в социальном прогрессе - не будет.