Шелаевская сельская школа на Белгородчине, школьная производственная бригада.От: Зиновий Тененбойм (ZT), СПб. Ноябрь 2011.
Известные мне опыты исторического прошлого, которые в той или иной степени можно идентифицировать как школьные минитехнопарки и детско-взрослые образовательные производства (аграрные и промышленные). + Некоторые идеи.
http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc.

http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc. [ Ванцаев Муса Синаевич ] .. Интернат ежегодно ведет войну за жилье для выпускников: по закону каждому положена квартира - но кто сегодня слушается закона! Дай бог, если комнату найдут в одном из городов области .. Муса Синаевич считает, что большинство ребят даже нужно подержать до 25-летнего возраста, тем более, что они и сами просятся остаться. В этом году подготовили для ребят еще пять рабочих мест: в пекарне, в бригаде трактористов и в магазине ..
ZT. Чиновниченье на местах не соблюдает закон о жилье для выпускников, но зато подымает вой о труде ребят: "Запрещено законом!". В данных обстоятельствах макаренки типа Ванцаева Мусы Синаевича даже обязаны НЕ соблюдать конституционные и юридические запрещения труда подростков. - Если уж не оснастить выпускника нормальным жильем, то хоть оснастить его высокой трудоспособностью...

Педагогика А.С. Макаренко – это, - для подопечных, - три в одном. –
1) Педагогика обеспечения разносторонне насыщенной, не лёгкой, но мажорной, жизни.
2) Педагогика нужной проработки натур.
3) Педагогика как можно более всестороннего оснащения.

http://zt1.narod.ru/doc/Rubejovskaya-i-Rijskaya-do-1917.doc Рубежовская и Рижская колонии до 1917. https://disk.yandex.ru/client/disk|slider/disk/Krasnye-Zori-Ionina.avi . Если не откроется, то скопируйте эту отсылку и просмотрите непосредственно с браузера.
Набор моих (Зиновия Тененбойма = ZT) файлов по "Красным зорям" в архиве http://zt1.narod.ru/winrar/ionin-faily.rar
Случайно мною (ZT) найденное в марте 2013: http://zt1.narod.ru/doc/Makarenko-i-Ionin-v-1932-g.doc А.С. Макаренко и И.В. Ионин в 1932 г.

Учреждение Александра Федоровича Мирандова под Симбирском ( http://zt1.narod.ru/mirandov.htm ).

"Красный детгородок" ("Красный городок)"), Саратов, с 1925, Егермана Филиппа Ивановича http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc.

Интересна организация питания и вообще снабжения с 1930-го года в этом огромном интернатном учреждении Ф.И. Егермана на 800 (примерно) персон, ищи в http://zt1.narod.ru/doc/egerman.doc
Приведу фрагменты из этого файла. –

[...]

"Дет дом" БАН I.242,
РНБ П28/104 1930,1 со с.28.

Ф. Егерман, Саратовский Красный детгородок.

РОЛЬ КООПЕРАТИВА В РЕОРГАНИЗАЦИИ ДЕТДОМОВСКОЙ ЭКОНОМИКИ.

[...]

При более или менее крупном д/д, особенно для детей старшего возраста, организуется кооператив на основах особо выработанного устава, согласованного с уставом потребительской кооперации. Все воспитанники становятся _пайщиками_ кооператива. Паевой взнос зависит от заработка (предполагается, что воспитанники работают в мастерских или в сельском хозяйстве и получают премии). На общем собрании воспитанников утверждается устав, выбирается правление и ревизионная комиссия. Правление из своей среды выделяет ответственного заведующего и помощника магазином.

[...]

Воспитанникам взамен денег выдаются особой формы трудовые чеки.

Трудовые чеки - особо отпечатанные знаки, заменяющие деньги в д/д.

Их количество должно соответствовать месячному обороту магазина.

[...]

Для воспитанника учтены все его обязанности (посещение школы, мастерской, исполнение дежурств и т.д.). В случае их добросовестного исполнения он получает полную норму трудового чека согласно ассигнованиям бюджета. В случае же манкировки возможна временная урезка - как мера педагогического воздействия.

[...]

На трудовые чеки воспитанники в кооперативе приобретают вещи по своему вкусу и выбору.

РОЛЬ КООПЕРАТИВА НЕОБХОДИМО РАСПРОСТРАНЯТЬ И НА ПИТАНИЕ.

Пусть кооператив организует столовую и выдает обеды, ужины и завтраки по трудовым чекам.

Выдачу же трудовых чеков производит организационный комитет на основании учета и контроля работы [ZT. "посещение школы, мастерской, исполнение дежурств и т.д."] каждого воспитанника.

[...]

ZT. Ф.И. Егерман, как кажется, - важный так сказать "конкурент" А.С. Макаренко. В http://zt1.narod.ru/ostrmenc.htm у Надежды Феликсовны Остроменцкой читаем. - .. Преобладание единой воли, отсутствие творческого педагогического коллектива имеет свои дурные стороны. Прежде всего оно грозит самому существованию колонии. Каждый, кто знакомится с жизнью колонии, невольно задает себе вопрос, что же будет с колонией в случае смерти тов. Макаренко. Вряд ли найдется заместитель ему среди его сотрудников, а пришедший извне принесет свою систему, и тогда это будет уже другая колония, по всей вероятности, не такая блестящая, не такая кипящая жизнью. / В настоящем это также не всегда хорошо отзывается на работе, так как воспитатели настолько восхищаются заведующим, что считают его педагогически непогрешимым .. / ZT. С другой стороны сам же А.С. Макаренко писал Надежде Феликсовне. - Н.Ф. Остроменцкой 2 февраля 1927, Харьков, колония им. М. Горького. .. Вам нужны мои советы? Очень сомневаюсь в действенности всяких советов, в особенности в таком щекотливом деле, как спасение Владикавказкой колонии. Я бы делал одно, а для Вашей натуры, для Вашей ухватки подойдет что-нибудь другое.

Я потому и не хочу писать о своей колонии, что далеко не разрешил многих вопросов, связанных со значением личности [ ZT. личности руководителя / заведывающего учреждением ].

ZT. Как кажется, Ф.И. Егерману удалось разработать структуру и крупной, и устойчивой интернатной школы-хозяйства, не зависящей фатально от конкретики натуры руководителя / заведывающего учреждением ...

Чехов А.П. 1860-1904. Три сестры 1901. Дейст. 4-е. .. Если бы, знаете, к трудолюбию прибавить образование, а к образованию трудолюбие .. / А.С. Макаренко 1888-1939, т.4 М.1984 с.292: "ни одной загубленной жизни". / ZT. Учение о педагогике проработки натур : http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc


http://zt1.narod.ru/malyavk1.htm МАРК РОМАНОВИЧ МАЛЯВКО и его детдом-хозяйство.

http://zt1.narod.ru/konkurs-im-ASM.htm
Материалы по Международному конкурсу им. А.С. Макаренко в состоянии на 2006 год.
Там и 2 листа матрицы оценки жюри, -
файлы изображений *.tif. -
Конкурс им АСМ Блок-1.tif
Конкурс им АСМ Блок-2.tif.
Там и отсылка к : Критический взгляд Анатолия Борисовича Вифлеемского на стихию конкурсов педагогических учреждений.

Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.

Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему.
Продолжение читайте в файле : А.С. Макаренко и термины Аномия и Beruf http://zt1.narod.ru/17-10-06.htm.

А.С. Макаренко т.8 М.1986, 20.10.1938 .. Если бы мне дали такую школу, как у вас, я обязательно наладил бы там производство, вы не представляете себе, как это прекрасно, когда ребята делают нужные вещи (с.182; см. там и с.18).
Макаренко т.4 М.1984, 08.02.1939 .. Если бы у меня была школа, я бы, кажется, на части разорвался, но что-нибудь стал бы делать (с.302; см. там и с.361).
РГАЛИ, ф. 332, оп. 4, ед.хр. 186. А.С. Макаренко. 1 марта 1939 г. .. Стенограмма, лл.68-69 .. Дети с 14 лет должны принимать участие в производительном труде. Труд очень увлекает детей, и я уверен, что наша будущая школа будет с участием производительного труда…
Макаренко т.1 М.1983, 24.08.1922 .. Не труд-работа, а труд-забота (с.11).

Но! -

В математике есть принципиально не берущиеся интегралы. Задача оптимизации привычной общеобразовательной школы - это принципиально НЕ берущийся "интеграл", и одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,

тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,

превращения рутинного "воспитания" в ВОСПИТАНИЕ ВСЕРЬЕЗ – не даст.

В пригородном интернате есть сосредоточенность, но её (сосредоточенности) нет в привычной общеобразовательной школе.

.. ZT. НО !!!!!
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc
Малая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !). ..

А.С. Макаренко т.1 М.1983 ".. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах .." (с.13),

и так и останется в привычной общеобразовательной школе, - одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства,

тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят,

сосредоточенности, а значит и ВОСПИТАНИЯ ВСЕРЬЕЗ, не даст.

Конечно, устройство пригородных интернатных школ-хозяйств как добавки к семейному

1) требует серьезной подготовки квалифицированных макаренковских кадров,

2) требует серьезного финансового и капитально-строительного обеспечения,

3) требует серьезного информационного обеспечения,

к чему последнему лично я, ZT, и стремлюсь...

См. и: http://zt1.narod.ru/01-da-da.htm
Учебная старательность дружит с трудом
.

Из http://zt1.narod.ru/ivanov-i.htm .. "Коммунарская методика" - это всего лишь клубы общения. Собираются вместе и поют часами. Это какими же надо быть бездельниками !, как надо не ценить свое время ! + Посреди недели едут на молокозавод мыть бутылки. И.П. Иванов и С.Л. Соловейчик, наверное, думали, что потратить полдня на езду, поехать в захламленную шарагу, о которой за день знать не знал, а через день забыл - это и есть "трудовое воспитание", "труд-забота" и "тоже Макаренко"!
Картинка с натуры: галочно-отметочное в "педагогике". - С. Соловейчик в дифирамбах "коммунарской методике" Иг. Петр. Иванова: "Кто хочет - едет на молочный завод мыть бутылки". ГАЛОЧКА НАПРОТИВ ПУHКТА О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ СУПЕР-"ТЕОРЕТИКОМ" "ПЕДАГОГИКИ" КРЕТИHОМ И ИДИОТОМ С.Л. СОЛОВЕЙЧИКОМ ПОСТАВЛЕННА !
Вообще многое, а не только лишь идею трудового воспитания, губит галочность (от слова "галочка"). Картинка с натуры (10.10.97): выгнали класс на улицу убирать из луж и с газонов на территории школы опавшие листья, и двое мужиков-"воспитателей" стоят в сторонке, беседуют о своем. И не смотрят, чем ребята занимаются-то. Отстояли, беседуя, минут 20, оглянулись, ребят нет, все куда-то ушли, лопаты брошены где попало. "Воспитателей" же ничего не колышет; даже не посмотрели, что ребята сделали-то. Собрали лопаты и грабли и ушли. Такое "трудовое воспитание" лишь вкореняет в ребят разгильдяйское отношение к труду. Выйти с граблями и лопатами, помахать ими, потолкать друг друга, что-то там кое-как и кое-где поскрести, бросить лопаты и грабли где попало и пойти:
ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУД"? ЭТО ВОТ ОHО И ЕСТЬ "ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ" ? - HЕТ, ЭТО ПРОСТО КРЕТИHИЧЕСКАЯ = С-СОЛОВЕЙЧИКОВСКАЯ "ПЕДАГОГИКА" !
А.С. Макаренко т.4 М.1984 .. Был [идеальный, и в частности потому, что без зарплаты, в коммуне им. Дзержинского приблизительно в 1930-1931 гг.] период, когда все мои коммунары работали уже на настоящем производстве, т.е. была такая организация, в которой был промфинплан, стройный порядок .. не энтузиазма штурма и не энтузиазма ближайших целей этой шестидневки или этого месяца, а энтузиазма спокойного, ровного, видящего далекие перспективы коллектива .. Я сейчас могу отбросить другие положения и считать, пожалуй, их негативными положениями трудового воспитания. Это такие положения, когда нет производства, когда нет коллективного труда, а когда есть отдельные усилия, т.е. трудовой процесс, имеющий целью дать якобы трудовое воспитание .. Во всяком случае, я уверен, что труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания .. (с.180-1).
ZT. В слесарном деле всё опошляет т.ск. "галочный подход". Болт вылезает из гнезда? - А я сейчас распорку поставлю. И вбивает гниль какую-то, но (!) : галочка бракоделом поставлена: В педагогике же, в социальной работе галочный подход - ну просто доминирует. Трудовое воспитание? .. а вот ребятки жёлуди собирали .. а вот у нас мастерская .. даже 3 молотка ...

А.С. Макаренко т.4 М.1984 .. Я сейчас могу отбросить другие положения и считать, пожалуй, их негативными положениями трудового воспитания. Это такие положения, когда нет производства, когда нет коллективного труда, а когда есть отдельные усилия, т.е. трудовой процесс, имеющий целью дать якобы трудовое воспитание. / Я не представляю сейчас себе трудового воспитания коммунаров вне условий производства. Вероятно, что такое воспитание также возможно, т.е. воспитание в труде, не имеющем производственного характера. Такое воспитание я пережил сравнительно недолго, в первые годы в колонии им. Горького, когда поневоле из-за отсутствия производственной арены, производственного оборудования мне пришлось довольствоваться, так сказать, производственным самообслуживанием и так называемым производственным процессом. Правда, я никогда не имел хорошо оборудованного учебного производства. Когда я его стал иметь, оно не играло самостоятельной роли, а было подспорьем по отношению к коллективному производству. Во всяком случае, я уверен, что труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания, так что труд, так называемый учебный, и тот должен исходить из представления о ценностях, которые труд может создать. / В колонии им. Горького просто из-за нужды я торопился перейти к производству .. (с.181) .. Я понимаю, что не так легко организовать .. производство, но нельзя же говорить только о легких вещах (с.189).

ZT. Антимонопольность макаренковской педагогики: требование уйти от монополии детоцентризма. Типологически правильные и типологически неправильные обстоятельства порождают типологически нормальные и типологически ненормальные явления-проявления в детской среде, а значит порождают и типологически нормальные и типологически ненормальные явления-проявления у отдельных детей-индивидов. Требование-установка Макаренко в т.1 М.1983 с.10 : "В настоящее время считается азбукой, что объектом педагогического исследования является ребенок. Мне это кажется неверным. Объектом исследования со стороны научной педагогики должен считаться педагогический факт (явление)" и есть требование-установка: уйти от монополии детоцентризма и обратить, наконец, первостатейное внимание прежде всего на эти самые 1) обстоятельства и 2) явления-проявления. И вот: если вы детоцентрист, то вам по силам только небольшой приют на 8-10-12 детей, а школа-хозяйство на 300-400 ребят вам, конечно, будет не по силам. Итак, указанный стоистический тезис А.С. Макаренко с т.1 М.1983 с.10. А в то же время Макаренко же в "Методика организации воспитательного процесса", начало гл.9. - "Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям" т.1 М.1983 с.289 низ. ZT. То бишь: как всегда у Макаренко: не или-или: совместить замечательное: недетоцентризм с замечательным же: детоцентризмом, - вот так измудриться! Эта кардинальная макаренковская установка существенно связана с замечательно интересными принципами древнегреческого стоицизма как это они, "принципы Зенона-стоика" (подробней ищи в http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm), запомнились лично в моей голове со времен моих библиотечных занятий в 1960-е.

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

Организационные планы хозяйств при сельскохозяйств. учебных заведениях. Выпуски - 1910-1914 РНБ Шифр 38.79.6.10. : Песочинское Рязанской губ. ; Гнединской Екатеринославской губ. ; Гурьевской Калужского у. ; при Глазовском Вятской губ. ; Горецкой Могилевской губ.


Шелаевская сельская школа на Белгородчине [ 309974 ], школьная производственная бригада.

05.05.2001. Газета "Валуйская звезда", основана 02.10.1999. Адрес редакции: 309990, Белгородская обл., г. Валуйск, ул. Горького 1, тел. 3-18-53, 3-64-59.

ХОЗЯИН ЗЕМЛИ ВЫХОДИТ ИЗ ШКОЛЫ.

Трудные времена переживает современная школа. Нет должного внимания со стороны государства. Да и как ему быть, если государство само фактически разрушено нашими реформаторами, а школы только на бумаге считаются государственными образовательными учреждениями, а наделе, так называемые, муниципальные. Это значит, сброшенные государством на содержание местными органами власти, бюджет которых, что тебе дырявый мешок, где и заплатку уже некуда ставить. Образование все больше и больше становится платным. Правда, оно никогда и не было бесплатным, только это не чувствовал народ открыто... Теперь же государство без зазрения совести заставляет людей оплачивать образовательно-воспитательные услуги из кармана гражданина России.

"Спасение утопающих - дело рук самих утопающих" - гласит народная мудрость. Чтобы не утонуть в водовороте перестройки и реформ, мы пытаемся барахтаться и, засучив рукава, спасаем себя и свою школу.

Генеральным направлением нашей деятельности было, есть и будет - обучать и воспитывать человека труда. Это особенно важно для сельского жителя, где испокон веков к человеку труда относились с глубоким уважением и почтением. Не зря на Руси крестьянин-труженик считался хозяином. От его умения работать на земле, рачительно держать хозяйство зависела судьба семьи...

45 лет в Шелаевской средней школе существует производственная бригада. Раньше ее называли ученической, а вот уже 15 лет она именуется, как производственная бригада. И это потому, что членами ее являются не только учащиеся, но и все работники школы - от директора до уборщицы.

Вспоминается то время. когда сами учились и работали в бригаде. Это было 40 лет назад. Тогда и постоянного участка земли не было, и работу выполняли, какую колхоз предложит, а о зарплате детям и речи не велось. А ведь работали бывало не только весной и летом. Зимой на субботниках и воскресниках вывозили навоз на поля, грузили вручную вилами. Осенью почти целую четверть помогали убирать колхозу урожай. Так было во всех сельских школах, да и городским доставалось. И все бесплатно. Никто не роптал, не плакал, не жаловался. Так было принято. Может быть, потому и старались многие выпускники уехать из села, найти себе более теплое и доходное местечко в городе. Оставались в основном те, кто не в силах одолеть большую науку. Правда, были и такие, кто предан земле, кто хотел свои руки и ум применить во благо села.

Раньше в ученическую производственную бригаду записывали всех учащихся 6-10 классов без учета их мнения и желания, а летняя полевая практика (точнее, трудовая повинность) была обязательной. У нас и сегодня в Уставе школы, да и согласно Закону об образовании и Положению об образовательном учебном заведении (тут мы ничего не придумываем) тоже записано: "Исключительное значение придается обучению детей трудовым навыкам. Трудовая деятельность учащихся организуется в "школьной производственной бригаде на основе ее Устава и является структурным подразделением учебно-воспитательного комплекса на условиях добровольного объединения учащихся и работников школы". А потому в производственную бригаду вступают добровольно и по заявлению, индивидуально.

На протяжении более десятка лет мы формируем трудовые навыки наших школьников на уроках труда, учебно-опытном участке и на собственных полях производственной бригады. Следует сказать, что от труда вообще освобождаем только в исключительных случаях по рекомендации врачей. Но все дети знают, что в школе организован и дифференцирован труд, каждому он посилен. К примеру, самые маленькие (1-4 классы) учатся убирать за собой, выращивают вместе с учителями цветы, зелень, мастерят игрушки. Летом на своих крошечных делянках учатся держать рабочие инструменты, знакомятся с сельскохозяйственными растениями, дежурят на учебно-опытном участке (как правило, 3-4 дежурства по 1 часу за все лето). Те, что постарше (5-6 классы), на уроках трудам во внеурочное время осваивают навык работы с землей. В зимнее время девочки занимаются домоводством (учатся шить, готовить обед, ухаживать за домом), мальчики осваивают работу с деревом, металлом, электротехнику. А весной и летом по 10 дней за все три месяца каникул проходят практикум. Это и уход за садом, выращивание овощей, опытничество, работа в библиотеке, дежурство по школе и столовой, игра с малышами в летнем лагере, ремонт мебели и т.д.

Иначе говоря, по силе и состоянию здоровья мы стараемся каждому дать возможность попробовать себя в труде. И все это идет в определенном графике и последовательности: класс-звено друг за другом.

Больные дети и дети с противопоказаниями - освобождаются от практики. Ну, а старшеклассники вместе со взрослыми работниками школы составляют костяк производственной бригады, где несколько звеньев: механизаторы. полеводы, овощеводы, ремонтники, оформители-художники.

У нас 26 га земли, швейный цех. мастерские, сад (около гектара), три трактора, три автомобиля и весь набор сельхозинвентаря, необходимого для организации сельхозработ и освоения навыков профессиональной подготовки.

Получив землю в безвозмездную собственность, совершенно по-иному стали к ней относиться. Во-первых, мы теперь хозяева земли, а значит, имеем свой севооборот, свою технологию, свою заинтересованность. Во-вторых, став самостоятельными хозяевами, мы вынуждены трудиться на основе полного хозрасчета: что "посеем, то и пожнем", т.е. мы работаем на принципах самоокупаемости.

Правда, есть такие сельскохозяйственные культуры, в уборке которых нам помогает наше базовое предприятие - АОЗТ "Красный путиловец". И тут остается неизменной политика руководства АОЗТ во главе с Александром Сергеевичем Дементьевым по отношению к нашей бригаде: отеческая забота и помощь младшим труженикам полей. За это им сердечное спасибо.

Начало рабочего дня в летний период определяем с учетом жары и погодных условий. Стараемся, чтобы рабочее время детей не превышало более 4 часов в день, а если это учащиеся 7-8 классов, и того меньше. Ежегодно организуем работу летнего лагеря труда и отдыха, где предусмотрено бесплатное питание членов бригады, различные культурно-массовые мероприятия.

Согласно Уставу производственной бригады практика длится у 7-8 классов 10 дней за лето, у 9-классников - 15, а 10-е классы должны пройти практику за 10 рабочих дней во время летних каникул. Правда, стоит отметить, что эти сроки всегда получаются значительно меньше. Порой какому-то классу вообще не достается поработать на полях. Тогда возникают обиды, потому что они не попадают в список на оплату труда. Но мы стараемся дать возможность детям заработать себе зарплату. Даже занятия на уроках труда, если они связаны с производственным трудом, и те оплачиваются. О том, что труд в производственной бригаде - это и романтика, и проба сил на профессиональную пригодность, да хоть и небольшая, но все же прибавка в семейный бюджет, говорят выступления выпускников на итоговых собраниях бригады. Помню, как в позапрошлом году наш отличник учебы, он же отличник труда, ученик года Алексей Веригин сказал: "Как жаль, что мы расстаемся со своим полем. Обидно, что мы больше не сможем работать на нашем участке земли".

Для нас это была высшая оценка организации трудового обучения и воспитания школьников.

Правда, есть и другие оценки среди учащихся и родителей. Кое-кто считает труд в бригаде каторгой, эксплуатацией и т.п. Это в основном те, кто запасается фиктивными справками об освобождении от практики. кто ни единого раза не был в поле, кто и дома не привык трудиться. Таких, к счастью, очень мало. Да и участие в работе бригады, я уже подчеркивал, - дело добровольное.

Подавляющее большинство родителей считает нашу работу не только полезной, но и необходимой для жизни. Благодаря организации и деятельности производственной бригады мы вместе с аттестатом о среднем образовании даем выпускникам один, а то и два документа о начальном профессиональном образовании. Любую из четырех профессий могут освоить ребята и девушки в нашей школе: швея, повар, тракторист, шофер. Такое не в каждом ПТУ возможно. Вот почему все девятиклассники остаются в 10 классе. Приходят к нам учащиеся и других школ.

Важным в работе производственной бригады является вознаграждение. Все получают зарплату. Как и на большом предприятии, есть свои учетчики-нарядчики в звеньях, есть экономический совет, совет бригады. Дети сами определяют, как, кому и сколько платить. У нас своя система оплаты труда, причем самая, как нам кажется, демократичная. Есть свои ударники труда, получающие премии и награды. Есть лучшие звенья, они тоже имеют вознаграждения.

Ну, а то, что остается после расчета с детьми за их труд, идет на общий "котел" школы. Только за последние три года на ремонт, на спортинвентарь, на инструменты и костюмы для музыкальной школы и хореографии мы истратили более 180 тысяч рублей. За свои деньги купили автобус, два трактора, автомобиль, культиватор, плуг, дисковую борону и другой инвентарь. За средства бригады сделали три пристройки и гараж для техники.

Значительная часть средств идет на удешевление питания детей. А питаемся мы, по оценке санэпидемстанции, неплохо. Молочной, мясной продукции у нас в достатке. Колбасные изделия, овощи, консервация тоже всегда к столу. Все желающие могут питаться в нашей столовой.

Нас иногда упрекают. Мол, сколько зарабатываете денег, а родители доплачивают за питание в столовой.

Скажу откровенно. Из 400 учащихся работают в бригаде и действительно зарабатывают деньги только 150-120 человек. Это во-первых.

Все дети, которые работают и получают свою зарплату и не хотят их "отдавать на общий котел", чтобы кормить тех, кто не работал, - это во-вторых.

В-третьих, кормить детей за 1 руб. 25 коп. - все равно, что дать им бумажку от конфетки. Наш обед состоит из трех блюд и стоит от 4 до 5 рублей. Поэтому бригаде это не под силу. К тому же мы ни от кого ни копейки, ни грамма натурой ничего не получаем.

И, наконец, в-четвертых, - все, что бесплатно, не ценится. Пробовали: бросались хлебом. Ребенок должен знать цену своего труда.

Работа в бригаде явилась для многих учащихся школой трудовой закалки, определителем своего будущего. Сегодня все механизаторы акционерного общества - это наши выпускники, получившие удостоверения тракториста-комбайнера. Многим пригодилась профессия повара и швеи. Есть шоферы-производственники.

Есть и такие, для кого работа в бригаде явилась стартом в производственной карьере. Бывшие бригадиры производственной бригады Виктор Епифанович Корякин, Петр Николаевич Чурносов, Вячеслав Михайлович Перов стали руководителями крупных сельхозпредприятий. Причем, прекрасными руководителями - истинными хозяевами земли.

Но все это было вчера или сегодня, а на завтра у нас тоже есть хорошие задумки.

После того, как наш труд и его результаты были замечены главой области Евгением Степановичем Савченко, за благотворительную деятельность (ведь мы ежегодно от 5 до 15 тонн овощей бесплатно отдаем больницам и детским садам) нам построили орошаемую систему с целью получения стабильного урожая овощей. Теперь надеемся значительно повысить культуру земледелия, поднять урожайность и еще больше обеспечивать нуждающихся в овощах.

К слову сказать, наша продукция пользуется спросом не только у рабочих валуйских предприятий, жителей Валуйского района, но уходит часто и за пределы территории. Было время, когда шелаевскую продукцию (морковь, столовую свеклу, капусту) ели даже москвичи и мурманчане.

Мы посадили сад, и будем учить и учиться выращивать фрукты; в деревне без этого грешно жить. А совсем недавно заключили трехстороннее соглашение между государственным сортоиспытательным участком, АОЗТ "Красный путиловец" и производственной бригадой школы о совместной сортоиспытательной, опытнической работе на полях ГСУ. У нас появляется возможность приобщаться к сельскохозяйственной науке, добиваться результатов в выращивании элитных семян, заниматься семеноводством.

В этом нас поддерживают старшие наставники во главе с начальником управления сельского хозяйства Олегом Анатольевичем Сазоновым. Это уже серьезная заявка на подготовку будущих хозяев земли. А именно они, хозяева земли, так нужны нашей матушке-кормилице. И сельская школа - стартовая площадка на пути к достижению этой цели.

В. ПОДЕРЯГИН, бывший бригадир школьной. производственной бригады 1963-1965 гг., директор Шелаевской средней школы [ почтовый индекс 309974 ], народный учитель СССР.

Приоритет организационного перед т.ск. энтелехционным (сквозным, "пропиточным"). Это везде. В педагогике указанная приоритетность формулируется так: "са-…
-----

А.С. Макаренко. - "Только организация школы как [ZT. по-макаренковски структуированного (командирская педагогика)] хозяйства сделает ее воспитывающей".

А.С. Макаренко т.1 М.1983. 24 августа 1922: .. Не труд-работа, а труд-забота. Только организация школы как хозяйства сделает ее социалистической (с.11).
А.С. Макаренко : "Только организация школы как хозяйства ( ZT. хозяйства самих ребят - как ЗАБОТЛИВЫХ хозяев этого хозяйства ) сделает ее воспитывающей" (= прорабатывающей натуры).
У А.С. Макаренко в отношении Колонии им. Горького термин - община. Это часто в документах тома 1 М.1983. В "Педагогической поэме" тоже.
По марксизму-ленинизму социализм - это общественная (в политическом итоге МАКРОсоциальная; в политическом итоге государственная) собственность на средства производства.
По синдикалистам же и по А.С. Макаренко социализм - это локальные производительные общины (много локальных производительных общин) с общинной (а не общественной - в политическом итоге государственной) собственностью на средства производства.
Но это отдельная теоретическая тема, и здесь она не рассматривается.
Переиначим: Только организация школы как хозяйства сделает её воспитывающей.

Только!

--

С: http://community.livejournal.com/republicshkid/1631.html -

А.С. Макаренко, 1-ый главный тезис. – А.С. Макаренко, т.1 М.1983 Макаренко М. Горькому 18.09.1934 .. Единственно, что я хочу утверждать: в .. воспитании единственным и главным инструментом воспитания является живой трудовой коллектив. Поэтому главное усилие должно быть направлено к тому, чтобы создать и сберечь такой коллектив, устроить его, связать, создать тон и традиции, направить... (с.261). ZT. а) этого не было у Викниксора и б) к этому он (Викниксор) никогда не стремился.

А.С. Макаренко, 2-ый главный тезис. – "Наш путь единственный - упражнение в поведении, и наш коллектив - гимнастический зал для такой гимнастики." (т.2 М.1983 с.128).

ZT. По главам РШ "Крокодил" и "Содом и Гоморра" мы видим, в чём, - с азартом, - упражнялись подопечные Викниксора, и мы делаем отсюда вывод: Шкид была учреждением не воспитывающим, а – развращающим.

То же в "Как там наши акации?" дурака из дураков Александра Вампилова, о чём у меня в http://zt1.narod.ru/vampil01.htm .

--

ZT. Начало (и позже) 1920-х. "Педпоэма" А.С. Макаренко, из гл. "На педагогических ухабах" : .. Общее движение хозяйственной массы, снабженное постоянным зарядом напряжения и работы, если это движение вызывается к жизни сознательным стремлением и пафосом коллектива, обязательно определит самое главное, что нужно колонии: нравственно здоровый фон, на котором более определенный нравственный рисунок выполнить будет уже не трудно.

+ "Наш путь единственный - упражнение в поведении, и наш коллектив - гимнастический зал для такой гимнастики." (т.2 М.1983 с.128).

И в 2-х рассказах Н.Ф. Остроменцкой тоже о том, что лишь и только (только и лишь) Школо-Хозяйственная структура ..
(при "гл. режиссере" = "гл. дирижере" = "гл. председателе детколхоза" макаренковце)
.. Да, _лишь и только_ интернатная Школо-Хозяйственная структура окружит каждого подопечного насыщеннейшим прогрессивно воспитывающим воздействием!

…мые лучшие" и "самые правильные" соображения в деле воспитания ничего не стоят, если нет перехода к кардинально лучшим СТРУКТУРАМ-ФОРМАМ воспитания. И в этом смысле своё самое сокровенное настояние Игнатий Вячеславович Ионин (1893-1939) пропагандировал в форме ... "лозунга Ленина". Например, в кн. - И.В. Ионин. Школа-колония Красные Зори. Л.1933.118 на с.32 и 101 читаем этот "лозунг Ленина":

"НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НИ В ДЕРЕВНЕ, НИ В ГОРОДЕ ШКОЛЫ, КОТОРАЯ БЫ НЕ СТРЕМИЛАСЬ СТАТЬ ОБРАЗЦОВЫМ ХОЗЯЙСТВОМ, - ГОРОДСКИМ ИЛИ СЕЛЬСКИМ".

Ионин приводит этот "лозунг Ленина" и еще где-то в своих публикациях, но тоже без указания АДРЕСА ЦИТАТЫ.

Ищем в текстах В.И. Ленина этот лозунг (за школы-хозяйства) и не находим. + В ПП А.С. Макаренко, в гл. На педагогических ухабах : .. Создание нужного типа поведения - это прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно. И гимнастическим залом для таких упражнений должен быть наш советский коллектив, наполненный такими трапециями и параллельными брусьями, которые нам сейчас нужны ..

В очерке "ФД-1", написанном А.С. Макаренко в 1932, в гл. 6 ("В пучине педагогики") есть такие строки (т.2 М.1983 с.128):

"Самое упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях - пустое занятие, в лучшем случае получится ханжа или граммофон.

Сознание должно прийти в результате опыта, в результате многочисленных социальных _упражнений_, только тогда оно ценно ..

Словесное воспитание, то есть бесконечное разглагольствование о разных хороших вещах, без сопровождающей _гимнастики поведения_, есть самое преступное вредительство.

Сознание, не построенное на опыте, хотя и выражается в многословных формах, на деле прежде всего слабосильно...".

ZT. 95% "макаренковедов" все пост-макаренковские десятилетия делали ставку на: школа голой учебы воспитывает + макросоциализм сам по себе воспитывает + "социум воспитывает" (дикая природа сельскохозяйствует / животноводит).

То есть, - с точки зрения А.С. Макаренко, - 95% "макаренковедов" десятилетия являлись не менее как отъявленными и не менее как форменными преступными вредителями.

-----

А.С. Макаренко:

Школа (ZT. голой учебы) не воспитывает и не может воспитывать. Разговоры о воспитывающей школе нужно расценивать, как разговоры контрреволюционные. - Г. Хиллиг "Святой Макаренко" Марбург 1984 с.19 (CGALI 332-4-97, 3; S 7, 383 /W 7 411/. И на с.62 той же книги Хиллига цитата из машинописи Макаренко. - Школа не воспитывает и не может воспитывать.). Макаренко же в ПП-2003 из Приложения. Записи, использованные в "Педагогической поэме" .. Семья не может воспитывать. Школа не может воспитывать .. (с.714).

Плюс к выше приведенному великий тезис А.С. Макаренко: "Не труд-работа, а труд-забота" ..

ZT. В 1-4-5-6 лет малец - объект мамы, мама адекватна такому возрасту мальца. После 1-4-5-6 лет и далее пацан - объект папы, папа адекватен такому возрасту пацана. Но после 13-14 лет подросток перестает быть даже просто объектом семьи, потому что семья перестает быть адекватной подростковому возрасту. И подросток выходит на улицу, которая чаще всего до добра не доводит.

1) Все так сказать спартанские режимы прошлых веков, 2) все же, скажем, просоциалистические режимы 20-го века, 3) все же нынешние просоциалистические режимы конца 20-го и начала 21 веков

желая оградить молодежь от развращения

атаковывали и атакуют средства массовой информации, вводили и вводят цензуру на печать, на кино, на ТВ и т.д.,

и все они-то-дурни не обращали внимание на то, что подавляюще-то главным развратителем молодежи всегда были и остаются вампиловские (http://zt1.narod.ru/vampil01.htm) улица и двор.

Последняя фраза в последнем письме А.М. Горького к А.С. Макаренко 08.10.1935. - ".. Причиной ухода из семьи на улицу служат: мачехи, вотчимы и "скука жизни" в семье. Отцам-матерям некогда заниматься детьми, детям не о чем говорить с родителями".

ZT. Это и поныне так.

Иоганн-Готлиб Фихте (1762-1814) в свое время отрицал у большинства немецких родителей способность воспитывать своих детей.

ZT. Это по всему земному шарику и поныне так.

Фридрих Энгельс, т. 20. - От рабства погибла Греция, и еще Аристотель заметил, что рабство деморализует граждан..., рабы делают для граждан труд невозможным (с.643).А-С-Макаренки: паразитирование на родителях губит детей, и еще Аристотель заметил, что паразитирование на родителях делает для выросших в таких условиях молодых труд невозможным.ZT. ИЗ ПЕСЕНКИ СОВЕТСКИХ ЮНЦОВ-СТИЛЯГ КОНЦА 1950-Х ГОДОВ: "И РАБОТАТЬ МНЕ НЕ ПОЛОЖЕНО ПО ШТАТУ / И С ГОЛОДУ Я НЕ УМРУ ВОВЕК / ПОТОМУ ЧТО МНЕ ВЫДАЕТ ОТЕЦ ЗАРПЛАТУ / И МАМА - СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК".

А.С. Макаренко. Из ПП-2003 стр. 714 (ищи в файле http://zt1.narod.ru/pp-03-3.htm) …Детские дома почему только для беспризорных? Почему до сих пор мы делаем ставку на семью? Семья не может воспитывать. Школа не может воспитывать. Беспризорное детство искусственно изолируется и поэтому всегда сохраняет свой анархизм. Возможно и совершенно необходимо организовать настоящее коллективное воспитание именно для нормального семейного детства, причем это будет и материально выгодно, и для государства полезно.

А.С. Макаренко. - "Школа (ZT. что не школа-хозяйство) не воспитывает и не может воспитывать. Разговоры о воспитывающей школе (ZT. что не школа-хозяйство) нужно расценивать как разговоры контрреволюционные" (по "Святой Макаренко" Г. Хиллига, Марбург 1984 с.19 CGALI 332-4-97, 3; S 7, 383 /W 7 411/. И на с.62 той же книги Хиллига цитата из машинописи Макаренко. - Школа не воспитывает и не может воспитывать.)

ZT. Главной задачей революции 1917 г. В.В. Маяковский и А.С. Макаренко считали задачу перевоспитания людей, и поэтому всякий уход от этого главного Маяковский и Макаренко расценивали как нечто действительно существенным образом контрреволюционное…

Из : А.С. Макаренко "Некоторые соображения о школе и наших детях", автограф Макаренко от 15 октября 1935 г., т.1 М.1983 .. Советская школа... еще не выработала своего стиля, своих традиций, своего тона. В таком же положении находится и семья .. Я не представляю себе, чтобы нашу школу можно было наладить при помощи только общих идей или случайных паллиативов. А сейчас как раз мы этим и занимаемся. Общие идеи до сих пор имеют характер расплывчатый и идут неизвестно откуда: это идеи некоторой "демократии", некоторого отрицания "внешних" мер воздействия, некоторой излишней веры в "развитие ребенка", некоторой "политехнизации" и т.д. А рядом с этим некоторые паллиативы, настолько неуверенные, что даже они не доводятся до конца. Эти паллиативы у нас принимают характер закона, не поддержанного характером самого школьного общества .. Наша школа должна быть построена на фундаменте, отличном от фундамента старой школы. Там фундаментом было чиновное учительство и авторитарная семья. Нашим фундаментом должны быть педагогические коллективы, коллективы учеников и новая семья, которая тоже должна принять форму трудового коллектива. Ни того, ни другого, ни третьего у нас пока что нет, и их нужно создать… (с.214). Далее в А.С. Макаренко т.1 М1983 с.214 низ цензурный пропуск: „Педагоги. Наши педагоги имеют жалкий вид. В лучшем случае это люди, насобачившиеся в области своего предмета, которые с раннего утра до позднего вечера гоняют из школы в школу, чтобы побольше заработать. В других случаях и в большинстве - это замученные нуждой, бессилием и семейной обстановкой работники, которые кое-как выполняют свою работу в классе, кое-как удерживаются на своем месте, более или менее удачно обходя опасные склоки и подсиживания, которые ничего не читают, которые кое-как одеты и имеют кое-какую квартиру. В деревне положение учителей совершенно бесправное. Учитель получает жалование, которое почти равно жалованию городской уборщицы или дворника, но дворник получает одежду, а учитель ничего, кроме 100-120 рублей, не получает. Естественно, что на эту работу идет человек, который настолько слаб по своим личным данным, что ни на какую другую работу устроиться уже не может" (дано по OPUSCULA MAKARENKIANA Nr. 22 Марбург 2000, Александр Абаринов и Гётц Хиллиг, с.56). / А.С. Макаренко, т.7 М.1986 Письмо А. Ромицину 08.06.1938 .. В школьной нашей действительности, несмотря на известное Вам утверждение украинского Наркомпроса, я не мог найти ничего интересного, а лакировка содержания не моя специальность (с.160). / А.С. Макаренко, т.8, письмо Розиной 07.12.1938 .. Никакой хорошей пьесы о школе написать не могу. В реальной нашей школе нет ничего такого, что могло бы меня увлечь как художника, а выдумать и врать не умею .. (с.110). / А.С. Макаренко 20.10.1938 .. Я считаю, что наша советская государственная школа должна занимать более важное, более блестящее и более величественное место в нашей жизни. В этом я глубоко убежден и всегда буду об этом говорить. Наша школа представляет собой заброшенное учреждение. Никто о ней не знает… .. В нашей стране школа должна быть важнейшим моментом в жизни не только детской, но и всего общества .. (с.180).

ZT. Семья как масс-типичная = масс-распространенная структура

и

школа как масс-типичная = масс-распространенная структура

по А.С. Макаренко не воспитывают.

Это по какой оценке?

Это по какому счету?

Это почему = это в каком смысле?

Ответ. -

1) Они

(семья как масс-типичная, масс-распространенная структура и школа как масс-типичная, масс-распространенная структура)

по А.С.М. не воспитывают

по масс-большой оценке.

2) Они

(семья как масс-типичная, масс-распространенная структура и школа как масс-типичная, масс-распространенная структура)

по А.С.М. не воспитывают

по счету НЕ-потемкинских деревень.

3) Они

(семья как масс-типичная, масс-распространенная структура и школа как масс-типичная, масс-распространенная структура)

по А.С.М. не воспитывают

по, так сказать, Гамбугскому счету.

[ Выуженное из интернета. - Выражение "Гамбургский счет" пошло от турнира в Гамбурге, на котором встречались в конце XIX века самые знаменитые борцы. Они тогда чаще всего выступали в цирке, и там для развлечения публики заранее договаривались, кто победит и какие приемы будут использованы каждым. Это было очень зрелищным, но не давало возможности понять, кто сильнее на самом деле. / Так вот, один раз в год эти борцы встречались в Гамбурге, и там боролись по настоящему. Зрители туда не допускались, и зрелище это было не самым интересным. Борцы напрягались, потели, могли за всю схватку провести всего один прием. / Но в результате выяснялась настоящая сила борцов ]

Макаренко во фрагменте О воспитании. т.1 М.1983.

[ На стр. 332 от составителей. - Впервые опубликовано в издании: Макаренко А.С. Соч.: В 7-ми т. Т. VII. М., 1958. Фрагмент без заголовка и даты. Примерно 1922 г. Печатается по указанной публикации под заголовком, данным ее подготовителями .. ]

(Воспитание) должно направляться одной системой законов, подобных естественным законам. И если в руках человека приложение этих законов принимает формы разнообразных комбинаций, то единство принципиального подхода от этого не проигрывает, как не проигрывает единство биологических законов оттого, что способы передвижения птицы и каракатицы различны. / Воспитание хороших детей и воспитание правонарушителей не может направляться обособленными группами принципов. Принципы воспитания, если они отражают правильно равновесие законов влияния и социальных требований и задач эпохи, могут быть только частью единого педагогического кодекса. И, разумеется, поэтому не может быть удовлетворительно решен [вопрос] о дисциплине в колонии, если он не решен вообще. / При этом мне представляется необходимым совершенно оставить арену весьма добродетельных и похвальных упражнений в балансировании прекрасными идеями, якобы освещающими кому-то дорогу. Меня всегда удивляло ни на чем не основанное чванство иных педагогов... / Скажите пожалуйста, разве это не знакомая всем картина, когда человек в брюках навыпуск и манжетах лезет под руку работающему в огороде мальчику со своими разглагольствованиями о каких-нибудь тычинках и пестиках? / И разве не блестят слезы умиления у этого самого человека в манжетах? А если мальчик любит пафос работы, разве у него нет желания треснуть этого умиленного нахала лопатой по голове, чтобы не мешал? И скажите по совести, разве не приходило вам в голову, что только подлизы стараются показать умиленному человеку, как страшно они заинтересованы тычинками и пестиками? / Прекрасные, прогрессивные педагогические идеи сплошь и рядом прикрывали полную научную пустоту, кое-как замещающую совершенно домашними и совершенно дикими средствами. И в последнем итоге тон давался вовсе не школой, а семьей, улицей, переменой между уроками, вообще теми минутами, когда нет возле нас педагога. / Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах. И если все-таки что-то получалось из наших детей, то только потому, что вообще из ребенка что-то должно получиться, и потому, что вообще в жизни больше хорошего, чем плохого. / Пример: возьмите самую новейшую и очень интересную книжку московской работницы Н.И. Поповой "Школа жизни". [ Попова Надежда Ив. Школа жизни : Итоги трехлетней работы опытной школы. М.1922 (2-я опытная школа МОНО им. К.А. Тимирязева) ] . Человек довольно скромно и честно рассказывает об организации работы в классе, видно, что в школе Поповой много отдано мысли и сил, что-то большое сделано, что-то кажется близким. И вдруг на последней странице: "Далеко не разрешены еще и требуют упорной работы вопросы воспитательные" (с.12-13).

Макаренко во фрагменте “Что значит воспитать ребенка?” т.4 М.1984.

[ На стр. 396 от составителей. - ЦГАЛИ СССР, ф. 332, оп. 4, ед. хр. 139. Написано после возвращения из Харькова в период от 13 марта до 1 апреля 1939 г. Рукопись осталась на его столе и является одной из последних его записей на темы воспитания. Впервые опубликовано: Макаренко А. С. Пед. соч. / Под ред. Е. Н. Медынского. М., 1948 ].

Что значит воспитать ребенка? Можно воспитать для счастья, можно воспитать для борьбы. Можно воспитать для индивидуального счастья, можно воспитать для индивидуальной борьбы. И можно воспитать для общего счастья и для общей борьбы. Это все очень важные и очень практические вопросы. / У нас много старых представления о ценностях человека, о его достоинстве. / Итак, цель воспитания как будто ясна. Каким должен быть советский гражданин? Несколько совершенно ясных признаков: активный, деятельный, осмотрительный, знающий коллективист. Но не только способность к действию, нужна и большая способность к торможению, тоже отличная от старой способности. Очень важная способность к ориентировке, широкий взгляд и широкое чутье. / Пути воспитания. Конечно, на первом плане общая сумма правильных представлений, сумма правильных, марксистски освещенных знаний. Знания приходят из учебы и еще больше из замечательного советского опыта, из газеты, книги, из каждого нашего дня. Многим кажется, что этого достаточно. Это действительно много. Наша жизнь производит самое могучее впечатление на человека и действительно воспитывает его. (Примеры.) / Но мы не можем останавливаться на этих достижениях, мы прямо должны сказать, что без специальной заботы о человеке, заботы педагогической мы многое теряем. Правда, получаются хорошие результаты .. [ Макаренко тут лукавит: по масс-большой оценке и по гамбургскому счету все 70 лет советской власти в области воспитания получались плохие результаты ] .. Правда, получаются хорошие результаты, но мы ими довольны только потому, что не знаем, какими грандиозными они могут быть. / Я - сторонник специальной воспитательной дисциплины, которая еще не создана, но которую именно у нас в Советском Союзе создадут. Основные принципы этого воспитания: 1) уважение и требование; 2) искренность и открытость; 3) принципиальность; 4) забота и внимание, знание; 5) упражнение; 6) закалка; 7) труд; 8) коллектив; 9) семья: первое детство, количество любви и мера суровости; 10) детская радость, игра; 11) наказание и награда (с.364-5).

Воспитание по Макаренко сугубо связано с нужной проработкой натур, о чем рассказано в файле http://zt1.narod.ru/trening.htm.

ZT. К пункту 5 колонки справа (упражнение, а именно: упражнение в поведении). Не исключительно, но более всего - именно через не эпизодическое, а систематическое упражнение в поведении получаем проработку натур, но как раз этого (как не эпизодического, а именно систематически поставленного) нет ни в семье, ни в школе. Поэтому. -

Семья как масс-типичная = масс-распространенная структура не воспитывает, потому что она (семья) не обеспечивает нужной проработки натур.

Школа как масс-типичная = масс-распространенная структура не воспитывает, потому что она (школа) не обеспечивает нужной проработки натур.

Но касательно военизации. У Макаренко в "Методика организации воспитательного процесса" 1935-36 гг., Киев, гл.8 Дисциплина и режим, т.1 М.1983 с.289 .. Ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштровкой. Шеренги, команда, военная субординация, маршировка по зданию - все это наименее полезные формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они не столько укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и психически.

Разумеется, это указание не относится к тем случаям, когда строй действительно необходим. Например, на праздниках, в каком-нибудь походе с оркестром, во время физкультурных занятий должны быть и шеренги, и команда, и стройное движение. Но только в этих случаях и нужно пользоваться строем.

Специальное военное обучение и военные строевые занятия составляют очень важный раздел воспитательно-образовательной работы и имеют свою методику. Военные занятия непременно повышают общий дисциплинарный стиль коллектива, но при всем своем значении являются только частью общего процесса дисциплинирования. ZT. Военизация по Макаренко заключалась не в муштровке и не в хождении везде и всюду = в обиходе строем, а в: разделении ребят на отряды, в командирах отрядов, в Совете командиров, в рапортах, в применении нарядов вне очереди, в "аресте", в словечке "Есть!", и т.д.; но, конечно, не в муштровке и не в хождении везде и всюду = в обиходе строем… (У А.С. Макаренко как в Древнем Риме: разделяй ребят на отряды с командиром отряда во главе, и тогда на ежедневных вечерних рапортах командиров и дежурных воспитателей и ты окажешься и все окажутся в курсе всего в учреждении произошедшего).

ПП А.С. Макаренко, изд. Невской С.С. М. 2003, из гл. На пед. ухабах .. Создание нужного типа поведения - это прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно. И гимнастическим залом для таких упражнений должен быть --- ZT. останавливаю А.С.М. и заменяю его тут следующие слова _моими_ (ZT) --- И гимнастическим залом для таких упражнений должен быть детдом-школа-хозяйство. ZT. И дело осталось "за малым" .. А.С.М. - У нас нет еще педагогической техники. Остановка только за техникой. ZT. Под техникой А.С.М. понимал наработки социо-технологических решений всех важных проблем, обязательно пресуществующих в пределах правильно выбранной указанной структуры - структуры детдома-школы-хозяйства. Ибо в стратегической = макаренковской педагогике есть 2 проблемы. 1) Проблема выбора правильной структуры. Этот выбор нами, макаренками, окончательно сделан: детдом-школа-хозяйство. 2) Вторая проблема выражается так: как правильно выбранную вот структуру (структуру детдома-школы-хозяйства) во всех важных отношениях то что называется _довести до ума_. Причем, довести до ума именно во всех важных отношениях! Вот это-то второе (довести до ума) А.С.М. и именовал термином "техника".

Инфо от Мих. Мих. Фокина .. [ Кстати, и инфо о Тубине, и инфо о журнале "Школьное хозяйство" (СПб 1896-1916) и кое-что еще - тоже от Фокина ]. -

"Гражданин" №53, 22 февр. 1889 г. Голоса из провинции. "К числу мечтаний последнего времени следует отнести и те, которые вращаются около вопроса о наделе сельских школ землями для устройства на них сельского хозяйства ..".

ZT. Я еще это не смотрел, но Фокин сказал, что там в числе разных трудностей указана главная: невозможно найти людей, которые сумели бы это организовать и вести.

--

Фрагмент с http://ztnen.livejournal.com/552.html.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

- ZT. В "Учительской газете" (тогда она называлась "За коммунистическое просвещение") 04.04.1936 на с. 2 письмо учителя В. Ткачева

T> "Ненужная обуза". - Мы стремимся дать новому поколению широкое политехническое образование,

ZT. В моей электронной книге об И.В. Ионине я показал ГЛУПОСТЬ "идеи политехницизма" Маркса и Энгельса. В ПОГОНЕ ЗА СОТНЕЙ МАРКСО- ЭНГЕЛЬСОФСКИХ ЖУРАВЛЕЙ В НЕБЕ ШКОЛЕ ФЕЛЬДФЕБЕЛЬСКИ ЗАПРЕЩАЮТ ДАВАТЬ РЕБЯТКАМ ХОТЯ БЫ ПАРУ-ДРУГУЮ РЕАЛЬНЫХ СИНИЦ В РУКИ.

T> но проводимый нами политехницизм выливается в частичное "плотничество", обработку школьного огорода и разведение кроликов.

ZT. Вот! "Диалектика" грез о политехницизме Маркса и Энгельса привела к тому, что обработка огорода и разведение кроликов стало чем-то презренным!

T> С этими видами трудового обучения мы носимся в школьных отчетах и чувствуем себя на высоте положения. Мне пришлось подробно ознакомиться с состоянием трудового обучения целого ряда начальных, неполных средних и средних школ и сделать самые печальные выводы. Преподавание этого "плотничанья" в школах как правило находится в руках неграмотных, некультурных сельских плотников.

ZT. И это повод для прекращения преподавания плотнического дела вообще? В деревнях всегда учились у старших всяким деревенским работам, и не спрашивали, грамотны эти старшие или нет! Бонны что ли из института благородных девиц должны преподавать мальчикам плотническое дело!? Взять у работяг их сноровку и практические знания, и _не_ взять от них алкоголизм и примитивизм нравов - вот задача.

T> Школьные хозяйства никакой выгоды для школ не дают.

ZT. У всех? И у Макаренко не давали? И у Ионина не давали?

T> Вот в Шпаковском районе Северокавказкого края школы имеют землю, лошадей, инвентарь. Что же, они ведут культурное, образцовое хозяйство? Увы!... Школьные дворы находятся в антисанитарном состоянии. На лошадях занимаются всяким извозом и подрабатывают только на оплату содержания конюхов. Директор отвлекается от учебной работы, а учащиеся от этого "хозяйствования" остаются неграмотными...

01.07.2008. http://zt1.narod.ru/flnbrg.htm
Моя, ZT, начальная в интернете публикация к проблеме сравнения двух:
1) Фелленберг Филипп Эммануил 1771-1844 и
2) Макаренко Антон Семенович 1888-1939.

Между ними, как кажется, исторически не было никого, кто бы по масштабу претензий был бы соизмерим с ними.

Эм. Фелленберг и А.С. Макаренко – это мощь-призывное обращение не к людям вообще, а только к потенциальным организаторам действительно воспитывающих УЧРЕЖДЕНИЙ.

ZT. Если директор маленькое хозяйство не может наладить, то и нормальную учебу он тоже наладить не сможет. Неужели от вне- и после- учебного развращающего вампиловского безделья и разгильдяйства (http://zt1.narod.ru/vampil01.htm) ребята станут лучше учиться в классе? Дисциплина внеурочного хозяйствования переходит в дисциплину учебы. И наоборот, - РАЗГИЛЬДЯЙСТВО ВНЕУРОЧНОГО БЕЗДЕЛЬЯ И ВАМПИЛОВЩИНЫ ПЕРЕХОДИТ В РАЗГИЛЬДЯЙСТВО НА УЧЕБЕ...! Ткачев перечисляет землю, лошадей, инвентарь, но не спрашивает, а есть ли там свой Эммануил Фелленберг, Н.Н. Жеденов, А.С. Макаренко, И.В. Ионин, Г.М. Кубраков, - есть ли там ХОЗЯИН, который ЛИШЬ ОДИН может довести дело до ума, до исключительной (жеденовской, макаренковской и ионинской) пользы, - до порядка и санитарии. Перед войной 1941-45 годов Ткачев мог бы рассказать не только об отдельных разложившихся воинских частях, но даже о целых разложившихся военных округах. Почему бы ему тогда, - как раз перед войной!, - не объявить бы и всю армию (как систему) "ненужной обузой"? Ревизор Хлестаков из "Ревизора" Н.В. Гоголя был умнее ревизора В. Ткачева, - знакомство с конкретной разложившейся местной администрацией не послужило Хлестакову (и Гоголю) поводом объявлять, на манер, как кажется, будущих китайских хунвейбинов, социальный институт местной администрации вообще "ненужной обузой" (чтобы требовать его ликвидации).

T> Наркомпросу необходимо заняться этими вопросами серьезно, уточнить программы трудового обучения в смысле их расширения и индустриального углубления, в плановом порядке дать возможность учащимся ПУТЕМ ЭКСКУРСИЙ обогащать себя знаниями... (конец цитаты).

ZT. Итак, заменить "узкие" (ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ, ТОВАРНЫЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ, - только так!) мастерские и "узкие" пришкольные хозяйства "широкими" ЭКСКУРСИЯМИ, - это-то, мол, ГЛАЗЕНЬЕ ПРАЗДНЫХ ТУРИСТОВ и будет вот "трудовой учебой и трудовым воспитанием"! Я же, Тененбойм З.Ш., говорю: нужна широкая пропаганда прессы за макаренковски и только макаренковски поставленные ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА.

ZT. В. Ткачев единственно и очень серьезно прав только в одном: да, школы-хозяйства ни в коем случае нельзя внедрять методом хрущевской кукурузы.

Россия, Труды Совещания по низшему сельскохозяйственному образованию в январе 1895 года, при Департаменте земледелия МЗ и ГИ. – 1895 NLR Шифр 18.177.6.36. 1896 NLR Шифр 20.84.3.39.

Отдельный оттиск. -

Материалы по методике преподавания в низших сельскохозяйственных школах, собранные Департаментом земледелия МЗ и ГИ в 1895 г. – 1895 NLR Шифр 20.81.6.37 ( http:// zt1.narod.ru/doc/sh-nizobr-1895.doc ). Из: В.В. Бекетов. О преподавании земледелия и лесоразведения в Конь-Кододезской школе.
.. Для успеха обучения, каждая отрасль в хозяйстве должна быть поставлена образцово во всех отношениях. Ученики, пребывая в школе, усваивают, как ведется правильно хозяйство, а по выходе из нее постараются применить все хорошее, что видели в школе. Если хозяйство школьное ведется как попало, без определенная плана, небрежно, то такое ведение хозяйства может принесть ученикам не только пользу, а пожалуй и вред; ученики свыкаются с беспорядком и много после этого потребуется времени привыкнуть к лучшему порядку. Трудно, чтобы все отрасли в хозяйстве были поставлены на должную высоту, но нельзя сказать, чтобы это было вовсе не достижимо ..

Фрагмент из файла http://zt1.narod.ru/zaboty01.htm. - Перепелкин А.П., Историческая записка о 30-тилетней деятельности Московского общества сельского хозяйства и его президента И.Н. Шатилова. - 1890 NLR Шифр 18.268.2.2. NLR Шифр 127/3192 / Орлов В.П., Агроном и лесовод Иосиф Николаевич Шатилов (1824-89). - 1986 (Наши славные земляки) NLR Шифр 86-4/21428. Шатилов (ZT. цитату сверить). - Мне пришлось знакомиться со многими, окончившими курс Петровской с/х академии. Поступая туда из среды, чуждой с/х, молодые выносят много научных сведений, но ни грамма из тех нравственных условий, которые составляют азбуку удачного ведения хозяйства. Им хорошо известны, например, химические анализы питательных веществ, устройство орудий, но они, например, не привыкли рано вставать, их не возмущает брошенное на пашне орудие, или валяющийся под ногами животного корм, или непроизводительно потраченное на данную работу лишнее время ..

А.С. Макаренко М. Горькому 16.06.1926 - .. Потонуть в здоровом человеческом коллективе, дисциплинированном, культурном и идущем вперед, а в то время и русском, с размахом и страстью. Задача как раз по моим силам. Я теперь убедился, что такой коллектив в России создать можно, во всяком случае из детей.

ZT. Да, задача масс-подбора руководителей для масс-_взрослых_ колхозов - не разрешима, но для масс-_детских_ колхозов (школ-хозяйств) - разрешима

(ура, товарищи!),

ибо эта (второго, то есть, рода) проблем-работа - полегче

(ура, товарищи!).

УРБАНИЗАЦИЯ [< лат. urbanus городской] - 1) процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах; 2) распространение на что-то черт и особенностей, свойственных городу, промышленному центру. Существует, напр., слововыражение : _урбанизация сельской жизни_.

ZT. Высокая рождаемость в исламских, скажем, обществах - не от ислама, а от малой степени урбанизации.

При нынешней европейской степени урбанизации рождаемости в этих самых европейских странах - не повысишь.

+ Известен такой, сугубо, скажу я вам, верный тезис: "На асфальте, то есть на обычной улице обычного города, стоющий детдом = детдом что интернатная школа-хозяйство, - не построишь".

То есть : сеть детдомов надо деурбанизировать. И вообще : масс-куски жизни по имени детство должны быть в значительной степени деурбанизированы.

Три категории в отношении куска жизни по имени детство: 1) Обеспечение. Это - жилье, медицинское обеспечение, питание и т.д. 2) Воспитание. И именно-то - макаренковское воспитание. 3) Оснащение. Оно суть по-макаренковски реалистическая подготовка подростков к реальной жизни в их реальном будущем. Сюда, конечно, входит и такая (обязательнейшая !) штука, как образование, то есть, учеба. К оснащению же относится: а) практическое и б) правдиво-реалистическое наделение подопечных: а) бытовой, б) общесоциальной, в) гео-экономической и г) местно-профессиональной и более широкой ОРИЕНТИРОВКОЙ. Есть выражение "Мой стакан мал, но я пью из своего стакана" = "Стакан мал, но это стакан реалистический, а не блефовый и не фанфаронный". И вот Антон Семенович Макаренко выступал за реальные, а не за блефовые = не за фанфаронские так сказать замахи и претензии и в воспитательном, и в моральном, тогда как замахи в этой сфере пресловутого = раздутого из мухи в слона христианства и изначально и потом всегда были, безусловно, блефовыми = фанфаронскими. В "Воспитательное значение детской литературы" (ЛГ 15.05.1938) в т.7 М.1986 у Макаренко на стр.158 встречаем выражение: "Создание и воспитание цельной человеческой личности". Не "всесторонне развитой", а цельной. В этом, в связи с вышесказанном о малом стакане, есть смысл, как есть смысл и в Чеховском (из "Марьи Иванны") выражении "Человек серьёзный с жизнью серьёзной".

Фридрих Ницше (1844-1900), "Так говорил Заратустра" (1883-4), ч.4 гл. О высшем человеке .. Вы не должны ничего хотеть свыше сил своих: дурная лживость присуща тем, кто хочет свыше сил своих. Особенно когда они хотят великих вещей! Ибо они возбуждают недоверие к великим вещам, эти ловкие фальшивомонетчики, эти комедианты - / - пока наконец они не изолгутся, косые, снаружи окрашенные, изнутри разъедаемые червями, прикрытые великими словами, показными добродетелями, блестящими поддельными делами.

ZT. Есть, знаете ли, и выражение (и есть серии): "Жизнь замечательных людей", и практически под этим подразумевается "Жизнь прославившихся людей". Но выражение А.П. Чехова не о людях прославившихся, а о людях серьезных с жизнью серьезной - более правильное выражение. Вот один пример. - Если у к/л женщины потенций только стать хорошей домашней хозяйкой, и она вот и стала хорошей домашней хозяйкой, прожила жизнь хорошей домашней хозяйкой, то это по Чехову, да и по Макаренко - человек серьезный с жизнью серьезной. Были и есть сотни тысяч людей, которые не пытались прыгнуть выше своей головы, но которые в пределах своих реальных, а не звездных потенций = в пределах своих реальных, а не звездных способностей осуществляли себя на позитивные 90% (а 100% в социальном вообще ничего не бывает), и тогда буквально об каждом из таковых вот сотен тысяч можно было с правом сказать по А.С. Макаренко: "Это - цельная человеческая личность", и можно же было с правом сказать по А.П. Чехову: "Это - человек серьёзный с жизнью серьёзной".

Астров в "Дядя Ваня" Чехова т.13 о праздной супружеской паре. - Вы приехали, - все работу забросили, возились с вами, все ритмы нарушились. Вы своей праздностью и их, и меня заразили. И куда бы не ступили вы и ваш муж, вы всюду своим сибаритством внесете разрушение. Я убежден - если бы вы остались, то опустошения произошли бы громадные (с.110). Астров же. - В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она красива, спору нет, но .. ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех своею красотой - и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие. А праздная жизнь не может быть чистою (с.83).

ЛУРЬЕ С. А. Демокрит 470-380. Тексты. Переводы. Исследования. М., 1970. - Без приобретения привычки трудиться ребенок не сможет .. выработать способность стыдиться: стыд как важная добродетель приходит вместе с трудолюбием...

Ф.М. Достоевский смеется в "Бесах" над социалистами российскими. - Они хотят построить идеальное общество там, "где может быть на сто верст кругом не было ни одного человека, хотя бы с виду похожего на будущего члена "всемирно-общечеловеческой социальной республики..." (т.10, с.45). ZT. Это у Д-ого - правильно. = Ф.М. Достоевский : хотят построить социализм там, где на версту не встретишь ни одного с натурой социалиста. ZT. Ладно! - откажемся от планов переустройства общества, а сосредоточимся на задаче: формирование по натуре масс-социалистов .. Но не для того, чтобы потом приступить к установке социализма, а просто так. Социализм не должен быть макросоциальным манком будущего. + Социализм вообще не должен быть чем-то макросоциальным. + Социализм не должен быть ни утопическим, ни научным. + Он (социализм) вообще не должен быть учением, разработанным за письменным столом, изучаемым в вузах, внедряемым в партийном, государственном или мировом масштабах.
Единственно приемлемый социализм - это вот какая "штука", это вот какая макаренковская структурная реальность : это интернатный пригородный подростково-юношеский КОЛХОЗ : это организованное интернатно-пригородно подростково-юношеское производство реальной продукции, с, - однако же и конечно же, - на первом месте стоящим учебным и прочим культуро-насыщающим : это интернатные пригородные рабоче-крестьянские корпуса (сравни – кадетские корпуса).
Да, единственно приемлемый социализм - это указанная вот макаренковская структурная реальность чего? – а вот чего: - куска жизни по имени подростковость и юность как по А.С. Макаренко поставленной и по А.С. Макаренко же ведомой структурной реальности, на которую потом человек всю жизнь с ностальгией и восхищением оглядывается.
Локально-коммунистически в подростково-юношеском возрасте воспитанный человечек в 98 % коллизий и в капитализм легко и нормально впишется = и при капитализме вполне-вполне найдет потом свое, - может быть даже и буржуазное, - место в жизни...

Из: http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm Всё реально похожее на макаренковское Сухомлинский вводил ..

(да и то чаще всего только на словах = фантазируя = вря как сивый мерин)

.. Реально похожее на макаренковское Сухомлинский "вводил" у себя в школе не всеохватно = в малых дозах = для галочки, чтобы выступая, скажем, на макаренковских мероприятиях ему было бы чем "козырнуть".

В 1925 году Н.К. Крупская в ст. "О школьной кооперации" писала: ".. Самое правильное было бы устройство при школе самими детьми одного, а потом и нескольких производительных кооперативов. Дети могут наладить цветочный, куроводческий, переплетный (ZT. ух ты: переплетный !), огородный, швейный и ряд других кооперативов…".ZT. Про убогое = про игру в бирюльки, которую “для осуществления принципа соединения учебы с производительным трудом” предлагала Крупская. - Этак и какой-нибудь в комнатке кружек кройки и шитья тоже сдуру можно объявить "Педагогикой Дела" и бежать подавать в московский журнал "Народное образование" заявку на участие в очередном ежегодном Конкурсе им. А.С. Макаренко.

Производство у А.С. Макаренко было так сказать хребетообразующей составляющей его (Макаренко) учреждений,

[ полнее и точнее о структурных составляющих истинно макаренковского воспитательного учреждения читай у самого А.С. Макаренко в его работе “Сокращение расходов” : http://zt1.narod.ru/metodika.htm/#str ],

а если в учебном учреждении моменты производства существует как сбоку-припёку привешенное небольшое включение,

если, повторяю, производственное в некотором учреждении _НЕ_ является хребетообразующим этого учреждения,

то такое учреждение по чести совершенно не должно бы быть представляемо на упомянутых Конкурсах им. А.С. Макаренко,

но в строгом виде такая "чистота жанра" на Макаренковских конкурсах, увы, не соблюдается…

Так какой же у нас конкурс: им. А.С. Макаренко или им. Н.К. Крупской?

ZT. Экономическая система сводных отрядов против экономической системы кооперативов при школах. - "Методика организации воспитательного процесса", А.С. Макаренко т.1 М.1983 гл. Культработа .. Ни один кружок не должен иметь никаких привилегий и ни в каком случае не продавать самостоятельно свою продукцию кому бы то ни было за деньги .. Особенно осторожно следует действовать по отношению к оркестру (подробно абзацы о некоммерческости и не превращении в элиту оркестра) (с.309-10).
ZT. Школа

(макаренковская школа-хозяйство)

может брать подряды на то или иное, на пятое или десятое, и осуществлять их (эти подряды) силами специально для этого (советом командиров) сформированными сводными отрядами. Все заработанное такими сводными отрядами идет не им (этим отрядам) отдельно, но исключительно и только : в общую учрежденческую кассу = в распоряжение совета командиров.

Обид тут никаких быть не может, так как 1) такой порядок действует для всех сводных отрядов, и 2) существуют ведь и постоянные отряды, ну, например, отряды комендантский, сторожевой, воспитателей, преподавателей в школе, или, допустим, бригада конюхов, или бригада по косметическому ремонту зданий самого учреждения, - эти подразделения обеспечивают общий процесс, и по отношению к ним было бы совершенно несправедливо, чтобы сводные отряды при осуществлении того или иного подряда имели бы отдельный так сказать сектантский доход.

Экономическая система кооперативов раздирает учреждение, экономическая же система сводных отрядов его сплачивает, единит.

Подробней об этом в http://zt1.narod.ru/konkurs-im-ASM.htm.

См. также
http://zt1.narod.ru/d-d-sssr.htm
Малые "Педагогические поэмы". Изумительные работники симпатичных советских детских домов щедро делятся своим опытом.

ZT. Советую прочесть : http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc . агрошкола-интернат Адрес учреждения: 152430, Ярославская область, Первомайский район, п. Пречистое, д. Багряники, ул. Школьная д.5 Администрация учреждения: - Ванцаев Муса Синаевич - директор ШИ, - Фардзинова Татьяна Юрьевна - заместитель директора по учебно – воспитательной работе.

См. и http://zt1.narod.ru/agroshkoly.htm

См. и : http://zt1.narod.ru/olgino1.htm. О загородных детских приютах-колониях. Тут в числе прочего и статья: "Вестник благотворительности" БАН 1058 1901 № 5-6, со стр. 63. - Михаил Соколовский. К вопросу о загородных детских приютах-колониях. (СПб Ольгинский детский приют трудолюбия, как тип подобного рода учреждений).

Прыг на главную ZT-web-страницу.