Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.
Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.
На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове. | На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего Мой былой ЖЖ |
С одного ЖЖ. - Зиновий ничего так пишет. Что ни пост - кладезь (обойдемся без уточнения чего). Если бы я еще могла его [ http://ztnen.livejournal.com ]
Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.
читать, а то ж невозможно. Вешает браузеры. ZT. Mozilla Firefox не вешает.
Некий 30-летний поэт Вася Пупкин как-то после дождичка в четверг авторски сочинил стихотворение о любви. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. | Некий 30-летний бродячий проповедник Иисус Христос тоже как-то после дождичка в четверг авторски сочинил этическую систему, содержащую, по его мнению, все необходимое и достаточное на любые и всяческие социально-экономические обстоятельства. На века и тысячелетия вперед. Закрыл тему. |
Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.
11.11.2006. Эдгар to ZT. На Ваш вопрос: где демократия в ФРГ. Это целиком формальная демократия. Господствует капитал, и правительство и большинство членов парламента выполняют задания капиталистов. Даже „cоциалдемократ" канцлер Шрёдер действовал как „der Genosse der Bosse".
Эдгар! Меня не интересует то политическое, о чем Вы тут говорите. Демократизм, за который я, отражается в моем словосочетании : макаренковские пригородные школы-хозяйства как рабоче-крестьянские корпуса. То есть у меня имеется в виду демократизм в духе Николая Алексеевича Некрасова 1821-1878, и в смысле "За детей простонародья замолвим слово = на этом поприще поработаем".
"Учит газета" 1994,3. Письма родителей, не справляющихся со своими детьми, всегда горьки. Прошу принять моего сына в спецучилище. Мой старший сын рос у меня культурным, воспитанным мальчиком, был веселым, добродушным, занимался спортом, увлекался шахматами и рисованием. Но с 10 лет вдруг стал замкнутым, перестал посещать школу. Дома стали пропадать вещи: серебряный перстень и серьги. Признался, что все это проиграл. В 6-7-м классах у учителей и учеников стали пропадать деньги. Говорили, что это берет Андрей, но за руку его никто ни разу не поймал. В 7-м классе он и еще один мальчик украли кошелек у одной учительницы, мне пришлось заплатить. В спортшколе тренер поймал его, когда в походе он украл 10 руб. Я выплатила и эти деньги. Забрала сына из спортшколы, потому что боялась, что он может совершить крупную кражу. Мои уговоры, просьбы, беседы с ним ни к чему не привели. Остался на 2-й год в 7-м классе из-за прогулов. После чего бродяжничал целую неделю, не показывался дома. Когда пришел домой, попросил прощения, пообещал учиться. Начался учебный год, я и учителя тащили его "за уши", чтобы перешел в 8-й класс. Снова из дома пропадали деньги. Я пробовала ходить в школу, просила учителей информировать меня, когда он прогуливает, но все было бесполезно. Классному руководителю нужно было устраивать свою личную жизнь, поэтому было не до Андрея. Его поставили на учет в детскую комнату милиции, но ни разу не пришли к нам домой, не проверили, как ребенок себя ведет, чем занимается, как учится в школе. Один знакомый сводил Андрея в спецучилище, ему там поправилось, он изъявил желание в нем учиться. Ему понравилась дисциплина, что все одинаковы: нет хороших и плохих, как это в школах. Я написала заявление на имя директора спецучилища в октябре, в ноябре была комиссия. Но на комиссии над моим ребенком просто посмеялись. Как это так, ребенок сам хочет в такое училище? Прокурор сказал, что надо orра6ить или, еще хуже, искалечить человека, только тогда его отправят в спецучилище. Я ходила в горисполком - в комиссию по делам несовершеннолетних, - но там мне только говорили, что я сама виновата, воспитав сына так. Обещали в комиссии устроить на работу, но все оказалось только обещанием. Мой сын сам ходил в комиссию несколько раз, но ему сказали, что сейчас безработица и устраивайся сам, как хочешь. Я видела, что ребенок пропадает, но ничего не могла сделать. Не помогла мне и детская комната милиции - и там меня упрекали, что жалуюсь на сына. В конце концов сын унес все золото и ваучеры. В начале декабря пропала золотая цепочка, 10-15 декабря - 2 ваучера и орден, а 25-30 декабря пропадает серебряный перстень с рубином. Я его наказала, и он ушел из дома, с 16 января по сегодняшний день домой не является. Он звонил мне на работу, по-видимому, ему стыдно за то, что он сделал (а сделал он только под влиянием вымогателей), сказал, что домой не придет, чтобы я оформила его в спецучилище. И вот задаю вопрос обществу: "Неужели мы, родители, если ребенок запутался, не можем помочь ему, если он желает сам выбраться из этой грязи?! Неужели ему нужно пройти через все: бродяжничество, воровство, наркоманию, кражи, чтобы попасть в спецучилище?! УГ 1994,25-26 .. Наш пятнадцатилетний сын приходит домой только ночевать. В школе бывает редко. Учителя жалуются, что Саша не учит уроки, грубит, дерется на переменах, приводит домой друзей, которые производят впечатление беспризорных. Когда мы с мужем начинаем требовать от мальчика не позорить нас, взяться за ум, не встречаться с ребятами, от общения с которыми он становится все хуже и хуже, Саша убегает из дома и приходит только ночью. Влияние улицы давно уже вытеснило наше, домашнее. Какими же мерами можно еще на него воздействовать? Людмила КОБЕНЦОВА Письмо комментирует главный подростковый психиатр Москвы Борис ДРАБКИН .. Создать конкурирующие интересы .. Чтобы интерес к книге, музыке, спорту, рукоделию прививался дома, подросток был им захвачен .. ZT. Это и не реальный ответ таким родителям, и не реальная помощь таким родителям, а это - от самой редакции УГ и от развеликого психолога Москвы возмутительная отписка, пронизанная совершенным равнодушием к судьбам десятков если не сотен тысяч родителей и детей… |
В 1-4-5-6 лет малец - объект мамы, мама адекватна такому возрасту мальца. После 1-4-5-6 лет и далее пацан - объект папы, папа адекватен такому возрасту пацана. Но после 13-14 лет подросток перестает быть даже просто объектом семьи, потому что семья перестает быть адекватной подростковому возрасту. Нормальная семья для весьма большого % подростков - скучная золотая клетка. Подростку хочется жизни “в более широкую грудь”. Часть подростков фактически “уходит из семьи” в уличные подростково-юношеские банды. Мало кто из подростков уходит из семьи просто на улицу, но во времена войн есть возможность уйти к разным “батькам”, стать сыном полка и т.д., а потом попасть в Колонию им. Горького. Такое убегание из семьи во все века и во все времена суть достаточно распространенное и психологически достаточно нормальное явление. Но и “широта жизни” в Колонии им. Горького тоже не всех подростков удовлетворяла, и они уходили из Горьковской колонии, но, побродив немного по свету, как правило снова возвращались к Макаренко…
Филиппики А.С. Макаренко как бы прямо и непосредственно против Идиотов Идиотовичей В-сухомлинских-С-соловейчиков. ПП-2003 из Приложения. Записи, использованные в "Педагогической поэме" .. …Об интеллигентной привычке к великим разговорам .. Великие дела делаются и в Наркомпросах и, в особенности, в ИНО. В особенности там разбивают на великих полях сражений таких чудовищ, как наказание и вообще дисциплина. [ Елена Сергеевна Левицкая 1868-1915 о дисциплине и о наказаниях: ищи в http://zt1.narod.ru/levick.htm ] А между тем на практике нам чаще приходится иметь дело с уборкой в уборных и с потерянными ключами. Великое разгильдяйство нашей интеллигенции сочетается с обильным разгильдяйством наших воспитанников именно в малых делах. Это же стремление к великим делам так назойливо заставляло нас выпускать художников, писателей и артистов вместо обыкновенных здоровых людей .. (с.714).
Фролов Анат. Арк. А.С. Макаренко в СССР, России и мире .. Н. Новгород 2006 .. Фидель Кастро .. в докладе на Национальном конгрессе образования и культуры (1971 г.): "Система образования, когда находящиеся на полном обеспечении школьники заняты только учебой, формирует прежде всего плохого ученика. Второе: она формирует неуравновешенного ученика. Человеку, который целый день учится, вскоре надоедает учеба. И третье: при такой системе мы готовим образованного человека, не связанного с трудом, с производством материальных благ. Именно такое образование получали дети из буржуазной семьи в прошлом. / И если мы сейчас не создадим новый тип школы, то дети наших рабочих будут воспитываться так же, как воспитывались когда-то дети буржуазии" (ж. "Куба", 1971, сент., с.9) (с.162).
ZT. Двухчасовой производительный ежедневный ТРУД-ЗАБОТА (великое нововведение Макаренко в политэкономию) ни в коем случае не помешает учебе ребят. Наоборот, развращенные вампиловскими (http://zt1.narod.ru/vampil01.htm) ЛАКУНАМИ УЛИЧНОГО БЕЗДЕЛЬЯ учащиеся переносят свою разболтанность в класс и школу и: СТАНОВЯТСЯ ПРОКЛЯТИЕМ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ. Зарабатывающие (не только зарплату, но и сам доход) дети и подростки становятся серьезнее, солиднее, собраннее. Так что производство в школе - детский соразмерный хозрасчетный труд - не конкурент и не риф для учебы, а ее спасатель! / В принципе: дети и подростки безработными ни в коем случае быть не должны! / И в то же время - А.С. Макаренко в т. 1 М.1983 с.100-101 по-Некрасовски против _отупляющего_ детского труда .. "Эксплуатация детского труда в Западной Европе, достигающая очень большой степени, конечно, никогда не оправдывались в серьезной педагогике как воспитательное средство. Наше увлечение производственно-трудовым воспитанием, развившееся у нас, конечно, без всякого влияния Европы, тем более не должно доходить до идеи использования нашего детства как производственной силы". ZT. Это к теме: "Осторожней с детским трудом!". Но быть осторожней с детским трудом - это не значит совсем исключить его.
Международные макаренковедческие исследования .. на Востоке и Западе. Сб. Н. Новгород, 1994. - Р. Эдвардс, преп., Университет Лойола в Чикаго (США). .. Он [Макаренко] успешно интегрировал в повседневной жизни детей все основные виды их деятельности: школьное учение, производительный труд, творческое использование свободного времени, физические и военные упражнения (с.82) .. И в заключение - слово Роберту Улиху: .. ".. Много молодых обитателей трущоб целыми днями сидят на порогах полуразвалившихся домов или на скамейках во дворах современных микрорайонов, воплощая собой картину одиночества, ожидая прибытия своего "коллектива" или появления того, чего они еще не знают. Такая молодежь готова отозваться на требование от нее жертвы для любого авторитета, но только не школьного учителя (как это было и во времена Макаренко) .." (с.86). ZT. На это ценное. - Элитарщики в педагогике пусть обслуживают буржуазию, а мы, демократы, призваны воспитывать рабоче- крестьянских детей (ZT. молодых обитателей трущоб, см. выше). Мы не враги буржуазии и не враги элиты, мы просто работаем в другой сфере. И если какой-либо буржуа захочет отдать своего ребенка в наш по Макаренко поставленный и по Макаренко ведомый ( см. http://zt1.narod.ru/metodika.htm ) рабоче-крестьянский корпус - мы такому отцу не откажем. И если какой-либо выходец из нашего рабоче- крестьянского корпуса станет потом преуспевающим буржуа - мы и этим будем гордиться. То есть, наш демократизм хотя и рабоче- крестьянский, но тем не менее не антибуржуазный и даже не антиэлитарный.
Ложится карта района. Выявляется ближайшее к школе солидное производство. Идут туда с концертом: товарищи инженеры и организаторы, вот мы вот .. Ну вот как вас развлекаем. Но какой же благодарственный концерт мы вам закатим когда вы, дорогие инженеры и менеджеры, наладите для ребят нашей школы ..
( причем, наладите и в аспектах снабжения и сбыта ! )
.. наладите нам наше собственное, - хотя бы и на вашей, но предельно близкой от нас, базе, - а) прибыльное (самих ребят) и б) адекватное для возможностей учащихся (и здОрово учащихся!) подростков ХОЗЯЙСТВО-ПРОИЗВОДСТВО,
принадлежащее ребятам одной единственной школы, то есть: вариант "Чайки" Вал. Фед. Карманова = не локальное хозяйство, а т.ск. проходной двор - не предлагать ..
.. и подарите нам для нашего (воспитывающего нас) ТРУДА-ЗАБОТЫ .. (! великий политэкономический термин А.С. Макаренко !) .. Подарите нам такой вот налаженный уж "кусочек"
с вашей помощью посильного нам
производства (локальный кусочек производства)
_вместе с его доходами_.
Original Message - From: "Татьяна Кораблева" Sent: 29 ноября 2006 г. Subject: цель и средство
> Зиновий, по поводу "локального кусочка производства": никто не хочет из серьёзных руководителей производства "возиться" с детьми, особенно в условиях города.
ZT. Татьяна, "никто не хочет из серьёзных руководителей", - Вы это из опыта говорите? Вы кому-нибудь реально предлагали? Я в советское время рассылал свои обращения хозяйственникам, и один генеральный директор из провинции позвонил мне: приезжайте ко мне, я дам жилье и поддержу, организуйте такое макаренковское. Я отказался, так как решил посвятить себя информационному обеспечению движения.
> Нужна, прежде всего, законодательная база для регламентации детского труда (обсуждается на каждых макаренковских чтениях, помните?),
ZT. Ну да, надо все отложить до греческих календ. Татьяна, это у Вас - чиновничье мышление. При Макаренко, Ионине, Мирандове, Малявко, Кубракове и т.д. не было ни этой самой пресловутой законодательной базы, ни всего остального, о чем Вы, Татьяна, пишете, а тем не менее они успешно строили свои школы-хозяйства.
http://zt1.narod.ru/ziazm.htm Энтузиазм трудового воспитания, примеры а) достижений и б) антидостижений (туфты = показухи) в пределах ученических производственных бригад и в иных вариациях. (Это не то, что более лучшее, более лучшее - это автономные школы-хозяйства, по ним см. в файле http://zt1.narod.ru/primery1.htm). Об ученических производственных бригадах Ставрополья на 2003 г. ищи в файле http://zt1.narod.ru/info1134.htm По опытам практического применения трудового есть и в файле http://zt1.narod.ru/kriteriy.htm |
03.03.07. Эдгар> Образовать студенческие бригады для работы среди подростков на улицах .. / ZT. Ох, Эдгар! Всё Вас тянет уйти от локальностей в какое-либо широкое общественное движение типа невнятицы “студенческих педагогических отрядов”, типа невнятицы “тимуровцев”, типа невнятицы скаутов, типа невнятицы пионерии и комсомола, типа невнятицы пресловутой “коммунарской методики” Игоря Петровича Иванова.
Из интернета. Разово помогать легче, чем делить груз забот все время - не все на это готовы.
Макаренковские учреждения могут возникнуть лишь как что-то локальное и -!!- СТАБИЛЬНОЕ, не как мельтешение лишь разовых кому-то помощей в аморфном социальном пространстве. Это (разовые кому-то помощи, волонтерство) не возбраняется, но это не то, что суть собственно макаренковские по роду учреждения.
Стабильных собственно макаренковских учреждений возникнет мало или много, но возникнет лишь там, где сошлись все необходимые для этого субъективные и объективные обстоятельства. Все остальные ажиотажные варианты - это не макаренковское, а Загорецко-Репетиловское + Бобчинско-Добчинское из “Горя от ума” А.С. Грибоедова + “Ревизора” Н.В. Гоголя. Массовое внедрение Макаренко всегда приводило и всегда приведет лишь к профанации сути и смысла макаренковской воспитательной педагогики…
--
Макаренко писал, что прежде всего нужны определенные люди (бескорыстные хозяйственники - предприниматели) (см. и файл http://zt1.narod.ru/ziazm.htm). - ПП-2003 из гл. Первый сноп .. И теперь и тогда я с восхищением и благодарностью думаю об Эдуарде Николаевиче [ Шере = Николай Эдуардович Фере 1897-1981 (Воспоминания Н.Э. Фере о Горьковской колонии и о Макаренко: http://zt1.narod.ru/fere-1.htm) ]. Если он теперь на каких-нибудь советских полях уменьшил темпы, если он женился, обзавелся оседлостью, ревматизмом и пижамой, я скорблю, потому что в общем технологическом процессе жизни для таких, как Шере, имеются определенные графики. Надо, чтобы в каждой детской колонии был такой Эдуард Николаевич .. Эдуардов Николаевичей надо беречь и холить, надо засовывать им бутерброды в карманы, надо платить им какое угодно жалование, хотя и о жаловании они обычно не разговаривают .. (с.588). / ПП-2003 из гл. Награды .. По коммуне забегал человек отнюдь не педагогического типа - Соломон Борисович Коган. Соломон Борисович уже стар, ему под шестьдесят, у него больное сердце, и / - 654 - одышка, и нервы, и грудная жаба, и ожирение. Но у этого человека внутри сидит демон деятельности, и Соломон Борисович ничего с этим демоном поделать не может. Соломон Борисович не принес с собой ни капиталов, ни материалов, ни изобретательности, но в его рыхлом теле без устали носятся и хлопочут силы, которые ему не удалось истратить при старом режиме: дух предприимчивости, оптимизма и напора, знание людей и маленькая простительная беспринципность, странным образом уживающаяся с растроганностью чувств и преданностью идее. Очень вероятно, что все это объединялось обручами гордости, потому что Соломон Борисович любил говорить: / - Вы еще не знаете Когана! Когда вы узнаете Когана, тогда вы скажете. / Он был прав. Мы узнали Когана, и мы говорим: это человек замечательный. Мы очень нуждались в его жизненном опыте .. (с.653-4).
Великое социологическо-философское и литературно-художественное открытие: не омерзительные всех времен и народов разные там Иисусики Христосики и Апостолы Петры (http://zt1.narod.ru/maldosye.htm и http://zt1.narod.ru/petr_plx.htm), и не симпатичные прогрессевисты “Лингарда и Гертруды” (http://zt1.narod.ru/doc/Lingard-i-Gertruda-Pestalozzi.doc Самый великий социологический роман; неполная публикация) , и не Базаровы с Рахметовыми, и не идиотские князья Мышкины, и не герои “Поднятой целины” Мих. Шолохова, а: идущие организовывать доходный детский производительный труд-заботу БЕСКОРЫСТНЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННИКИ-ПРЕДПРИНЕМАТЕЛИ Соломоны Борисовичи и Эдуарды Николаевичи из “Педпоэмы” А.С. Макаренко - ВОТ, НАКОНЕЦ-ТО, ВОИСТИНУ ОБРАЗЦОВО-ПРЕКРАСНЫЕ ЛЮДИ НА ВСЕ ВРЕМЕНА И НАРОДЫ.
DO> Я не знаю всей этой теории, но я знаю, что если бы меня запихали в макаренковскую школу-хозяйство (= тюрьму) с принудительным трудом, который мне абсолютно не интересен, я бы или сбежал оттуда, или стал совершенно другим человеком. Чего я естественно не хочу. / ZT. Никто никого не запихивал. И "сбегать оттуда" тоже не было никакой необходимости. Абсолютная добровольность проживания в учреждении - неукоснительный принцип _макаренков_. И ты в детстве был иной, чем сейчас, - просто не помнишь себя. В хорошую школу-хозяйство в прекрасной пригородной местности, с разветвленным учебным, клубным и спортивным ты бы тогда пошел бы с удовольствием. Тебя привлекли бы хорошая еда, чистая постель, защищенность от дедовщины, _ЗАРАБАТЫВАЕМЫЕ ТОБОЙ ДЕНЕЖКИ_, коллективные походы и экскурсии. Но это будет _только_ при директоре- макаренковце и его хороших помощниках- хозяйственниках (как Соломон Борисович и другие в "Пед. поэме"). / OS> Вот не знаю. Мне кажется, что многие пятиклашки (или что-то вроде этого) с удовольствием вместо изучения математики или географии пошли бы колоть дрова / месить тесто и так далее. Естественно, при условии хороших и умных преподавателей. / ZT. Никакого _вместо_. Во всех школах-хозяйствах учебе придавалось и будет придаваться очень большое, и именно даже _первенствующее_ значение.
> государственная воля ввести в штатное расписание каждого возможного для труда школьников предприятия ставку зам. директора, занимающегося только детским производством.
ZT. "Государственная воля" ? - Это утопия. "Каждого"? Это тоже утопия. Хотя бы в некоторых…
> Особо поощрять такие предприятия, давать им льготы, обеспечить общественным уважением.
ZT. Я не против.
> Тогда роль Макаренковской ассоциации будет
ZT. Сейчас самая актуальная роль для Макаренковской ассоциации - найти для Гётца Хиллига деньги и людей для академического издания А.С. Макаренко на профессионально сделанных CD с переводом на все основные мировые языки.
С-соловейчиковщина. - Свободное воспитание, сахарные желания, цветочек и 2 руки, подыгрывание детям, подыгрывание мещанскому общественному мнению. Воскликнем тут, на манер ницшенского Заратустры: о, отвращение, отвращение, отвращение!
14.11.06 Эдгар to ZT. Не думаю, что здесь действовали книги Сухомлинского. Они поддерживали в середине 1960-ых гг. попытку перехода к социализму с человеческим лицом.
ZT. Дорогой Эдгар! Борьба за либерализацию пронизывала в Российской империи весь 19 век, она же бурно продолжалась до 1917 г., бурно, но подпольно, продолжалась и после 1917-го до 1953-56 гг., а после 1953-56 гг. эта самая борьба за либерализацию вышла наружу и уж заполонила собою всё и вся.
Уж чего-чего, а дефицита в либералах в Российском государстве никогда не было. Был страшный дефицит на умных и конструктивных, а вот либералов-то и в Российской империи, и в СССР, и вообще в странах социалистического лагеря всегда было тьма-тьмущая, - как собак не резанных.
Заскорузлый (до мракобесия) консерватор Ф.М. Достоевский придумал для таких либералов достаточно адекватный термин-обозначение: бесы.
Из “Методика организации воспитательного процесса”, А.С. Макаренко т.1 М.1983 гл. Перспектива, под-гл. Близкая перспектива .. Было бы большой ошибкой строить близкую перспективу только на принципе приятного, даже если в этом приятном есть элементы полезного. Таким путем мы приучим ребят к совершенно недопустимому эпикурейству (с.312-13).
Может быть, и даже скорее всего, либералы в стратегическом плане были правы, но вот какая беда. -
Обиходное общение с масс-либералами было самым противным общением, масс-либералы были по личным и умственным своим качествам очень противными = совершенно гнилыми людьми.
С-соловейчиковщина. - Свободное воспитание, сахарные желания, цветочек и 2 руки, подыгрывание детям, подыгрывание мещанскому общественному мнению.
Именно о гнилых масс-либералах Фридрих Ницше справедливо восклицал: “О, омерзение, омерзение, омерзение!”.
Кстати, эти омерзильщики (гнилые масс-либералы) и поныне везде и всюду правят бал.
С-соловейчиковщина. - Свободное воспитание, сахарные желания, цветочек и 2 руки, подыгрывание детям, подыгрывание мещанскому общественному мнению.
Тьма “прогрессивных людей” негодует только против сталинизма и сталинистов, но почему-то они не замечают другой, - везде и всюду встречаемой, - с-соловейчиковской омерзительности, - не замечают с-соловейчиковского гнилого и поганого масс-либерализма.
А.С. Макаренко, ПП-2003 из Приложения. Общий план. Часть первая .. № 3. Личное и индивидуальное озлобление сильной личности. Борьба рабочего презрения к погибшему миру и бунт гордой личности, не желающей быть подхваченной никакими вихрями. Последние отзвуки потерь, в том числе потери брата белогвардейца. Почти контрреволюционное настроение, но ненависть к глупому бунту крестьянства и к его дикости. Отчаянное презрение к городским болтунам и к бессильному стремлению что-то организовать, к воскресникам и трудовой повинности. Презрение к глупому бессильному сентиментализму интеллигентщины. [ZT. Ненависть к гнилой борзоболтающей и борзопишущей интеллигенции А.С. Макаренко пронес через всю свою творческую жизнь]. Но в то же время все эти переживания не уменьшают силы и энергии личности. Руки хотят работы, и сохраняется целостный взгляд на все, не трусливый и не теряющий. Образуется крепкий и устойчивый одинокий цинизм. Озлобление развивается в сторону спокойного смеха, и все закипает в энергии борьбы воли с десятками разрозненных блатных воль. Это не педагогическая работа, это выход здоровой энергии .. (с.686).
Совершенно такое же как у Ницше отношение к гнилым масс-либералам было у Ник. Алексеевича Некрасова, у Вл. Маяковского, у А.С. Макаренко.
ПП-2003 из гл. Триста семьдесят третий бис .. Колонна вошла в Подворки. За плетнями и калитками стояли жители, прыгали на веревках злые псы, потомки древних монастырских собак, когда-то охранявших его богатства. Впрочем, в этом селе не только собаки, но и многие люди были выращены на тучных пастбищах монастырской истории. Их зачинали, выкармливали, выращивали все на тех же пятаках и алтынах, выручаемых за спасение души, за исцеление от недугов, за слезы пресвятой богородицы и за перья из крыльев архангела Гавриила. Я уже знал, / - 531 - что в Подворках много задержалось разного преподобного народа: бывших попов и монахов, послушников, конюхов и приживалов, монастырских поваров, кустарей и проституток .. / .. / .. Шагая по улицам Подворок, мы проходили, собственно говоря, по враждебной стране, где в живом еще содрогании сгрудились и старые люди, и старые интересы, и старые жадные паучьи приспособления. И в стенах монастыря, который уже показался впереди, сложены целые штабели ненавистных для меня идей и предрассудков: слюноточивое интеллигентское идеальничанье, будничный, бесталанный формализм, дешевая бабья слеза и умопомрачительное канцелярское невежество. Я представил себе огромные площади этой безграничной свалки: мы уже прошли по ней столько лет, столько тысяч километров, и впереди еще она смердит, и справа, и слева, мы окружены ею со всех сторон .. (с.530-1). Маяковский. - Затыкаешь ноздри, нос наморщишь и идешь верстой болотца длинненького… (т.7 М.1958 с.207). |
В.А. Сухомлинский был лишь одним из кумиров именно гнилой = омерзительной тьмы масс-либералов, и он (Сухомлинский) сам был насквозь гнилым = омерзительным = с-соловейчиковским либералом.
С-соловейчиковщина. - Свободное воспитание, сахарные желания, цветочек и 2 руки, подыгрывание детям, подыгрывание мещанскому общественному мнению.
Мария Спиридонова в РНБ 24/236 24/236а [Биб.описание]: Спиридонова М.А. Из воспоминаний о Нерчинской каторге /Мария Спиридонова; Всесоюз. о-во политкаторжан и ссыльно-поселенцев. - М. : Изд-во Всесоюз. о-ва политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1926. - 88 с. .. вспоминая лагерные свои времена, отмечала, что пороки отдельных личностей, "разреженные" на свободе, в интернатной обстановке без установления строгого режима дают ужас. ZT. Значит, если макрообществу страсть как нужен либерализм (не страшно: пороки отдельных личностей разрежены), то это не значит, что сё надо экстраполировать и на локалы.
Борьба за социализм с человеческим лицом - это не собственно педагогика, а политика. Если бы либералы так и оставались бы только в области взросло-центрированной политики, то у Макаренко и у меня к ним особой претензии бы не было. Но беда-то в том, что и наши, и не наши, вообще все мировые масс-либералы, и Сухомлинский, конечно, тоже, просто экстраполировали свой политический либерализм на педагогику, а уж это-то было нарушением аристотелевского учения о мере, о чем подробней см. в моем файле http://zt1.narod.ru/form-dvj.htm. И вот именно-то указанная подтасовка и вводила в педагогику ту поганую струю, которая порождала всех бесов-врагов А.С. Макаренко и соответственно вызывала и вызывает у Макаренко и у меня адекватную обратную ненависть ко всем этим с-соловейчиковским масс-сволочам.
С-соловейчиковщина. - Свободное воспитание, сахарные желания, цветочек и 2 руки, подыгрывание детям, подыгрывание мещанскому общественному мнению.
Блистательная М.А. СЕДОВА (Жигулевск Самарской области начала 1990-х гг.), автор структуры: средняя школа + техникум "в одном флаконе". В отличие от по-макаренковски поставленных рабоче-крестьянских корпусов детдом-колледж М.А. Седовой по декларируемой ею задаче, а, как кажется, и по реальным достижениям, готовит не отменных рабочих и крестьян, а отменных менеджеров. Это тоже хорошо.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. Москва, 17-19 октября 1995 г. Москва. ТОО "СИМС" 1996 .. М.А. СЕДОВА, директор колледжа [ средней школы + техникума "в одном флаконе" ] для детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, г. Жигулевск Самарской области.
Колледж как новая форма воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Период преобразования общества, в котором мы сегодня живем, порождает школу нового типа, которая ведет активный поиск путей достижения вечных целей образования: подготовить молодое поколение к жизни, развить индивидуальность, потребности и способности человека, его ориентации в жизни, стимулирующие самореализацию.
Школа нового типа должна научить школьника жить в изменяющемся мире, решать нестандартные задачи, быть готовым к неожиданным жизненным ситуациям. Каким должен быть выпускник нашей школы, если он к тому же сирота и не имеет материальной поддержки со стороны? Как ему найти свое достойное место в жизни, реализовать свой творческий потенциал, стать гражданином страны? Как социально защитить его после окончания средней школы?
Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, есть желающие получить среднее специальное и высшее образование. Ежегодно выпускники нашей школы-интерната поступали в техникумы и вузы. В течение всех лет их учебы мы старались морально и материально помогать им, но им приходилось в годы учебы и работать, так как без дополнительных средств невозможно было прожить 5 лет в институте, чтобы получить профессию. И в этом году трое наших выпускников заканчивают вузы. Многие получают профессию педагога.
Но разговор идет о единицах выпускников. Поэтому 4 года назад наш педагогический коллектив вынес на обсуждение вопрос о будущем нашей школы-интерната и подключил к нему весь ученический коллектив. В результате всей работы пришли к выводу, что для социальной адаптации в жизни наших выпускников необходимо создать условия для получения учащимися среднего специального образования в стенах интерната, т.е. : дать профессию каждому способному выпускнику и помочь ему трудоустроиться.
Учитывая, что Россия входит в мировое сообщество на основе демократии и рыночной экономики, ученики решили, что им нужны глубокие знания по экономике, компьютерной технике и иностранному языку.
Поэтому мы, проанализировав свои возможности, наличие материально-технической базы и квалифицированных кадров, подготовили все необходимые документы и при полной поддержке областного управления образования получили лицензию на новый статус школы-колледжа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дающий среднее специальное образование, по сути, мы соединили среднюю школу и техникум. В колледже имеют право учиться все способные дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из малообеспеченных семей Самарской области.
Основное направление работы - экономический колледж, где обучаются дети с 7 до 18 лет. В 1-9 классах учащиеся получают неполное среднее образование, с 1-го класса введено изучение иностранного языка, с 3-го - информатики; в 10-м классе обучение ведется по особым программам за курс 10 и 11 классов; после 10 класса учащиеся получают аттестаты о полном среднем образовании; в 11 -12 классах за полный курс экономического техникума получают дипломы Российской Федерации по специальности техник-менеджер и техник-коммерсант.
После 11 класса в июне проводится месячная производственная практика по специальным предметам и проводятся квалификационные экзамены, успешно выдержавшие их получают документы на право работы по специальностям: бухгалтер, оператор ЭВМ, секретарь-референт.
По бухгалтерскому учету была организована практика на всех крупных промышленных предприятиях и в государственных учреждениях города; вели ее главные бухгалтеры этих предприятий.
По подготовке операторов ЭВМ практика проходила в учебно-вычислительном центре самого колледжа, который полностью оснащен персональными компьютерами.
На квалификационных экзаменах учащиеся при полной успеваемости показали высокое качество знаний от 60 до 80%.
Учиться в колледже нелегко, но интересно.
При изучении немецкого языка (по 4 часа в неделю в 10,11,12 классах) используются учебники, слайды, опорные сигналы, сюжетные картины для кодоскопа, кассетные магнитные записи к каждому уроку, которые систематически присылаются нам Центром по изучению немецкого языка из Германии.
При изучении английского языка используются особая методика и учебники "Говорим по-английски", "Английский язык для международного сотрудничества" с кассетными магнитными записями к каждому уроку.
В результате этой работы в 10-12 классах учащиеся довольно хорошо говорят на английском и немецком языках.
В учебный план колледжа входит изучение следующих специальных предметов: основы экономической теории, основы экономики и планирования народного хозяйства, статистика, бухгалтерский учет, финансы и кредит, экономическая информатика и вычислительная техника, основы законодательства и права, делопроизводство и машинопись, основы маркетинга и менеджмента, управление персоналом, предпринимательство и малый бизнес, международный менеджмент, технология и организация производства, охрана труда, организация коммерческой деятельности, управление коммерческими структурами, разработка товаров и товароведение, биржевые операции.
Специалист может быть использован в качестве товароведа коммерческих служб, руководителя малых и совместных предприятий, баз и складов торговли и сервиса, служб материально-технического обеспечения и сбыта, планово-экономических служб, брокера, менеджера, коммерсанта, бухгалтера, секретаря-референта, работника бирж, банков и т.д.
По новому учебному плану работаем третий год. В 1996 году первые выпускники получат дипломы.
Колледж работает уже 6 лет в условиях нового хозяйственного механизма. Широко развит производительный труд в школьных мастерских и теплице. Учащиеся могут зарабатывать до 120-150 тыс. рубл. в месяц работая в мастерских после уроков. Выполняются заказы многих предприятий города по ремонту мягкой мебели, изготовлению новых театральных кресел, диванов, уголков, тумбочек. Только для Волжской ГЭС в 1995 году выполнен заказ на 140 млн. руб. Много разных тканей для производительного труда выделяет АВТОВАЗ, АО АЗОТ, Сызранский завод "Пластик". Участвуют в работе учащиеся со 2 по 12 классы.
Стипендии нашим учащимся не платят, так как они содержатся на полном государственном обеспечении. Но карманные деньги нужны всем учащимся. Ребята поняли, что их можно заработать в нужной для них сумме.
Однако в процессе работы колледжа мы постоянно сталкиваемся с множеством проблем. Вот самые большие из них:
1. Финансирование. Существуют нормы для детей-сирот, и финансирование должно вестись согласно этим нормам. Но в 1995 году мы не получили ни одного рубля ни от города, ни от области ни на одежду детей, ни на подготовку всех зданий к новому учебному году. Даже за ремонт фасада вынуждены были отдать 20 млн. рубл. из денег, заработанных в производственных мастерских. Такого плохого финансирования не было никогда.
2. Учебники, наглядные пособия. Старые постепенно изнашиваются, а новые негде и не на что купить. Особенно это касается учебников по специальным предметам.
3. Педагогические кадры. Для преподавания специальных предметов часто приходится привлекать специалистов со стороны, но оплата в колледже намного меньше, чем на государственных и частных предприятиях, организациях и учреждениях, что создает большие трудности при комплектовании преподавателями по специальным предметам.
При наличии денег мы могли бы посылать преподавателей на курсы повышения квалификации в г. Самару, Москву, но таких денег в колледже нет.
4. Правильно считается, что главное - это здоровье детей, но медицинские работники, особенно врачи, долго в детдомовских учреждениях не задерживаются, так как в любом лечебном учреждении они получают гораздо более высокую зарплату за тот же труд.
Можно добавить, что за 25 лет (именно столько работаю директором) из школы-интерната в колонию для несовершеннолетних было направлено 3 человека. Последние три года не было ни одного побега воспитанников, и последние 5-6 лет на них не было заведено ни одного уголовного дела (с.170-4) |
--
Начало ноября 2006. ZT : Надо производительный труд в пригородных интернатных школах-хозяйствах. .. ZT. НО !!!!! Edgar Gunther-Schellheimer (EGS): Но никто пока не заинтересован. Будущий менеджер должен уметь управлять, руководить. ZT. Что за недемократичность? Что за сосредоточение только на менеджерах? А о рабочих и крестьянах кто замолвит словечко? В файле http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm я пишу о пригородных интернатных школах-хозяйствах как о рабоче-крестьянских корпусах. То есть задача их: изготовление пролетарских кадров с человеческим, но и с реалистическо-прагматическим лицом. Но там же по Макаренко всё сосредоточено на задачах оснащения в хозяйствовании: а) умениями организовать, б) умениями приказать, в) умениями подчиниться. То есть: ставя совершенно демократическую задачу делания из "бросового" "сырья" качественных (и с человеческим, но и с реалистическо-прагматическим лицом) пролетарских работников, в то же время эти вот пригородные интернатные школы-хозяйства = рабоче-крестьянские корпуса вооружают этих самых пролетариев _И_ способностями человечных, но и дельных = прагматичных менеджеров. EGS. В одном интернате Schloss Gaienhofen. Evangelisches Internat am Bodensee новый предмет: „Buisiness & Society" , "Хозяйство и ответственность" . Обучение на англ. языке .. Там места нет для производительного труда. Никто такого не хочет. ZT. Потому что это и по замыслу - не пролетарское учреждение = не рабоче-крестьянский корпус. Естественно, такие элитарные интернатные учреждения тоже имеют право на существование, как имеет право на существование и школа голой учебы и вообще всякое не собственно макаренковское. Но: какое нам, макаренкам, дело до всех немакаренков, а им (немакаренкам) до нас? Почему мы, макаренки, должны на них оглядываться? Дети буржуазных родителей и сами эти буржуазные родители не хотят производительного труда? - Ну и пусть себе не хотят. А дети пролетарских родителей и сами пролетарские родители увлекутся именно структурой макаренковски поставленного рабоче-крестьянского корпуса (структурой макаренковски поставленной пригородной школы-хозяйства). Как говаривали в Китае при Мао: пусть расцветает 100 цветов. EGS. Другой частной школе областная администрация запретила проводить занятия в мастерских.... как бы чего не вышло... дети могут пораниться. ZT. 1) Что за убогие "занятия в мастерских"? Макаренко - это коллективный производительный труд с продажей конкурентно способной продукции. Против же убогих "занятий в мастерских" был и сам А.С. Макаренко. 2) Да, в письмах жене А.С.М. мечтал о кооперативных школах-хозяйствах, где попечителями будут сами кооператоры-родители, а наркомпрос (областная администрация) будет совсем маленьким. 3) Кроме того: чиновников надо напорно макаренковски просвещать, надо их напорно переубеждать… |
ZT. Как бы справочник по поиску на данном ZT-сайте текстов главного макаренковеда мира Гётца Хиллига (Goetz Hillig). http://zt1.narod.ru/01-03-39.htm Тут ищи: OPUSCULA MAKARENKIANA Nr.7, Marburg 1987. МОСКВА, октябрь 1936 г. Издание протоколов двух встреч А.С. Макаренко с читателями "Педагогической поэмы". Марбург 1987. http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm Тут автобиография Гётца Хиллига с проектом академического издания всех текстов А.С. Макаренко на профессионально сделанных CD-дисках с планируемым последующим переводом на английский язык, а потом и на другие мировые языки. http://zt1.narod.ru/hillig-b.htm Тут библиография изданных работ Гётца Хиллига. На 2004 год. http://zt1.narod.ru/hillig03.htm Тут ищи: "ПостМетодика", Полтава, 2003 № 2(48), с.4-26. Гётц Хиллиг. КОЛОНИЯ им. М. ГОРЬКОГО - ЛАБОРАТОРИЯ И СЦЕНА МАКАРЕНКО-ВОСПИТАТЕЛЯ. http://zt1.narod.ru/mak-grki.htm Тут ищи: OPUSCULA MAKARENKIANA Nr.11, Marburg 1990. ПЕРЕПИСКА А.С. МАКАРЕНКО С М. ГОРЬКИМ. Под редакцией Г. Хиллига при участии С.С. Невской. Марбург 1990. http://zt1.narod.ru/maro.htm Тут ищи: Небольшое (лишь) число документов из архивного о колонии им. Горького по : OPUSCULA MAKARENKIANA Nr.25. Marburg 2003. (Составитель - Гётц Хиллиг). http://zt1.narod.ru/karman-d.htm Тут ищи часть из: OPUSCULA MAKARENKIANA Nr.25. DIE POLTAVAER http://zt1.narod.ru/pltv-kln.htm OPUSCULA MAKARENKIANA Nr.25. DIE POLTAVAER M.GOR`KIJ-ARBEITSKOLONIE. Polemik, Dokumente, Portraets (1920-1926). Herausgegeben von Goetz Hillig Marburg 2003 http://zt1.narod.ru/vydumki.htm Тут текст Гётца Хиллига о неких досужих выдумках одного сумского профессора. 13.02.07. Уважаемый Гётц! Вашу ст. о Болшевском учреждении ОГПУ // А.С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. Сост. и ред. Фролов Анат. Арк. Н. Новгород 1992 с.97-108 я поместил где-то в начале файла http://zt1.narod.ru/bolshevo.htm. ZT. Полный текст статьи: Гётц Хиллиг. МАКАРЕНКО И ВЛАСТЬ // "Имидж", Полтава, 2002,4-5 (23-24), с.9-13 ищи где-то в середине файла http://zt1.narod.ru/anti-kon.htm. Осенью 2007 материалы из Г. Хиллига были добавлены в файлы: |
Переписка Макаренко с женой, т.1 М.1994 Макаренко жене 15-16.05.1928 .. Скверно или хорошо, что нам так не хочется быть в разлуке? С каких пор Солнышко стало задаваться такими вопросами? Если бы я не боялся надоесть тебе, я голосовал бы всегда против разлуки. Но я очень угрюмый и однотонный человек. Я уверен, что нужно будет тебя увозить от меня на некоторое время, чтобы твоя душа могла отдохнуть от однообразного жужжания моей личности. Только в этом смысле, как организатор, я признаю разлуку .. (с.72). ZT. Обратите тут внимание на самохарактеристику А.С. Макаренко главного в себе : Я КАК ОРГАНИЗАТОР. Но Макаренко ведь не был да и никогда не стремился быть организатором, скажем, СССР, не был да и никогда не стремился быть организатором, скажем, Украины или России, и ясно, что именно в работе ЛОКАЛЬНОГО СТРУКТУРНОГО ОРГАНИЗАТОРА А.С. Макаренко, - не просто правильно, а в высшей степени правильно, - видел 80%-ую суть и 80%-ый смысл истинных так сказать локально-учрежденческих и локально семейных воспитаний и перевоспитаний. |
В файле http://zt1.narod.ru/isprav-u.htm по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона кн. 25 СПб 1894 обзор: Исправительные заведения [успешные исправительные заведения] для малолетних [в разных странах за прошлые десятилетия].
Вставка 15.08.2009. Из Мой былой ЖЖ > если бы было с жёсткой дисциплиной учебное заведение, я бы его отдала. Но никто таких учреждений не откроет. Их в системе образования не существует. "Знание и труд" Симбирск, РНБ П28/503 1921,2. Мирандов Александр Федорович ( http://zt1.narod.ru/doc/mirandov.doc. ) .. В нормальных школах и детских домах Симбирска, особенно среди воспитанников, циркулируют самые невероятные толки о нашей школе, вызванные в большинстве случаев запугиванием воспитателями своих непокорных воспитанников "Максимовкой" в тех случаях, когда другие меры педагогического воздействия не оказывают влияния .. В конце концов мне пришлось обращаться с просьбой в Губоно об издании по всем интернатам и детским домам распоряжения о том, чтобы из числа мер педагогического воздействия была совершенно исключена угроза "Максимовкой" .. Название "трудовая колония" более соответствует типу и характеру нашего учреждения, но нам приходится открещиваться и от этого названия, так как колония ассоциируется с названием прежнего учреждения - колонии малолетних преступников, и слово колонист для наших воспитанников, как синоним профессионального любителя чужой собственности, кажется оскорбительным подчеркиванием принадлежности их к определенной категории несовершеннолетних .. http://zt1.narod.ru/kurgn_33.htm РАЙОННЫЕ УПК ПРЕОБРАЗОВАТЬ В КУРГАН-33. "Нар. обр" 1992,3-4 [и: В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОТИВ ГОРОДСКИХ ПТУ-ОБЩАГ УГ 1994,5]. |
Из такого рода обзоров всегда видно, что успешные воспитательные интернатно- хозяйственные учреждения (заведения), - во всех без исключения странах и во все без исключения десятилетия, - всегда были ИМЕННО И ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫМИ ПРИМЕРАМИ.
Надо принять за постулат: макаренковско-учрежденческое возможно в варианте многочисленных или немногочисленных, но: ИМЕННО И ТОЛЬКО - ОТДЕЛЬНЫХ ПРИМЕРОВ, а иные вожделения всегда обернутся лишь хрущёвско-кукурузными потугами. Внедрение не в массовом порядке, а только точечно: там, где для подростково-юношеской исто макаренковской локально-воспитательной СТРУКТУРЫ (рабоче-крестьянского образовательно-воспитательного корпуса = пригородной макаренковской школы-хозяйства) сошлись все необходимые а) локально-субъективные и б) локально-объективные предпосылки. Иное даст профанацию = дискредитацию. |